Признание граждан в судебном порядке нуждающимися в жилых помещениях и подлежащими постановке на жилищный учет

Официальный сайт Всероссийской общественной организации ветеранов “БОЕВОЕ БРАТСТВО”

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРАНОВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Поиск

Порядок признание граждан нуждающимися в получении жилья

Постановка на жилищный учет осуществляется:
1. Граждан – жилищными управлениями органов местного самоуправления по месту жительства;
2. Военнослужащих МО (сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры и т.д.) –жилищными комиссиями соответствующей структуры.

Постановка на жилищный учет носит заявительный характер. Для этого необходимо обратиться в жилищное управление органа местного самоуправления (для граждан) либо в жилищную комиссию по месту службы, работы (для военнослужащих, служащих МВД и пр.), там же должны предоставить перечень необходимых документов. Дело в том, что данный перечень утверждается нормативными актами органов местного самоуправления либо соответствующих ведомств. Срок рассмотрения заявления о постановке на учет –как правило составляет 1 месяц. В случае отказа в постановке на учет дается письменный отказ, который можно обжаловать в судебном порядке в трехмесячный срок.

Признание нуждающимся
Согласно ст. 49 ЖК РФ право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют право:
1. Малоимущие граждане
2. Иные категории граждан, определенные федеральным законом и признанные нуждающимися в получении жилья.

К нуждающимся гражданам относятся (в соответствии со ст. 51 ЖК РФ):
– гражданин не должен являться членом семьи собственника жилого помещения;
– жильё не пригодно для проживания (в соответствии с требованиями закона);
– гражданин имеет заболевание, которое внесено в перечень, утвержденный Постановлением Правительства;
– гражданин не обеспечен жилой площадью согласно установленных норм.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своих определениях от 07.06.2016 года № 49-КГ16-8 и от 14.06.2016 года № 60-КГ16-3 «для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях».
Термин «нуждающиеся» в этом определении является ключевым, порядок признания таковыми определен ст. ст. 49- 59 Жилищного кодекса РФ, а так же региональным законодательством субъектов РФ, поэтому граждане вынуждены проходить процедуру признания нуждающимся в получении жилья. С учетом того, что жилищные правоотношения являются длящимися, такие права могут утрачиваться и со временем возникать вновь. В этом тоже есть своя проблема: допустим, когда отказывают в постановке на жилищный учет в связи с «намеренным ухудшением жилищных условий» (статья 53), когда у гражданина было жильё, а он его отдарил родственникам, здесь отказ администрации будет законным в случае если не прошло 5 лет. А вот когда гражданин имел право унаследовать какое-то жилое помещение и отказался от этого, то применять данную статью органы власти не в праве, такие решения об отказе в постановке на жилищный учет подлежат отмене в судебном порядке, срок исковой давности 3 месяца.
В случае признания гражданина нуждающимся он попадает под действия законодательства, регулирующего Порядок выделение жилья.
Нормы нуждаемости и выделения жилья различны по своему правовому содержанию и определяются региональными и местными властями, в каждом регионе они свои, нормы обеспеченности варьируются от 9 до 15 м2, нормы выделения от 10 до 18 м2. Расчет квадратуры жилой площади на одного человека производится исходя из положений ст.50 ЖК РФ. Все совместно проживающие родственники юридически уже считаются членами семьи. Вся жилая площадь, в том числе унаследованная, подаренная, находящаяся в селе, деревне, другом городе суммируется и делится на всех членов семьи, проживающих совместно. Полученное выражение и будет являться нормой обеспеченности на одного человека.

Особенности некоторых законодательных актов по обеспечению жильём
ФЗ «О Ветеранах» содержит ограничения в выделения жилья для ветеранов боевых действий (под п.3) п.1 ст.16), инвалидов боевых действий (под п. 4 п.1ст.14) и членов семей погибших ВБД (под п. 4) п.1ст.21) в виде срока ограничения постановки на жилищный учет, а именно: тем кто встал на учет до 1 января 2005 года выплаты на приобретения и строительство жилья предусмотрены, тем, кто после указанной даты – нет.
Размер выплат производится из стоимости одного квадратного метра, утвержденного Минстроем России (по каждому региону своя стоимость Приказ Минстроя России от 28.12.2015 N 951/пр) и нормы положености, которая закреплена в ст. 23.2 ФЗ «О Ветеранах» и составляет 18 м2 на одного человека. Члены семьи во внимание не берутся и при выделении денежных средств не учитываются. Тогда в соответствии с п. 3.2 ст. 23 ФЗ «О Ветеранах» органы власти, по месту учета на жильё, формируют заявку с целью выделения денежных средств (субвенции) на получение жилья нуждающемуся. Согласно учетных норм указанных в ст. 23 ФЗ «О Ветеранах» (18 м2 для ветеранов, инвалидов БД, членов семей погибших).

Для ветеранов ВОВ и членов семей погибших ВВОВ, для выделения жилья действует указ Президента РФ от 7 МАЯ 2008 Г. N 714 “ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГОДОВ” (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. №30),который наделяет всех ветеранов ВОВ правом получения один раз (нуждающихся, кто ранее не получал жилье как ВВОВ) без учета срока постановки на жилищный учет. Норма из учета стоимости 36 м2 на одного ветерана.

ФЗ РФ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС» (чернобыльцы, и сюда относится категория подразделения особого риска).
В соответствии с п. 1) ст. 15 указанного ФЗ, лица из числа данной категории обеспечиваются жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (норма 18 м2, срок постановки на жилищный учет во внимание не берется).

ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. (дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа).
Согласно ст. 8 ФЗ, данной категории однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Приватизировать это жилье могут после 10 лет проживания после перевода жилья в социальный фонд. Те кто стол на очереди до 1 января 2013 года получают жильё по договорам социального найма и могут его сразу приватизировать, а так же сохраняют право на получение жилья вне очереди в соответствии со с п. 2 ст. 57 ЖК РФ ( в связи с разъяснениями высших судов и сложившейся судебной практика лица имеющие право на получение внеочередного жилья обеспечиваются им без всякой очередности).

Кроме перечисленных есть еще ряд категорий граждан, для которых предусмотрен льготный порядок постановки на учет и выделения жилья и субсидий. Перечень законодательных актов приведен в приложении.
Действия ниже перечисленных ФЗ регулирующих получение жилья в ведомствах не распространяются на очередников, стоящих на очереди на жильё в местных органах власти:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.02.2014)”Об образовании в Российской Федерации”
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ(ред. от 03.02.2014)”О полиции”
Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ(ред. от 03.02.2014)”О Следственном комитете Российской Федерации”
Статья 35. Материальное и социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета
21. Нуждающимися в жилых помещениях с учетом положений настоящей статьи признаются сотрудники Следственного комитета.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ(ред. от 03.02.2014)”О статусе военнослужащих”
Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
Военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в .

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 03.02.2014)”О прокуратуре Российской Федерации”
Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
Прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами.

Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ(ред. от 28.12.2013)”О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации”
Статья 14. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных .
5. Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади .

Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ(ред. от 28.12.2013)”О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы”
Статья 3. Льготы по предоставлению, строительству, оплате жилья и по оплате коммунально-бытовых услуг
3. Первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилых помещений в домах государственного и .

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ(ред. от 28.12.2013)”О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму .

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1(ред. от 21.12.2013)”О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”
Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие .
2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных .

Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ(ред. от 25.11.2013, с изм. от 02.12.2013)”О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Статья 6. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ(ред. от 25.11.2013)”О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1(ред. от 25.11.2013)”О статусе судей в Российской Федерации”
Статья 19. Материальное обеспечение судей
3. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными .
Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1(ред. от 02.07.2013)”О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”
Статья 5. Льготы по приобретению, строительству, содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам
3. Первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилья в домах государственного и муниципального.

Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ(ред. от 02.07.2013)”Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”
Статья 30. Право на жилище
1. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований .
Статья 30. Право на жилище
3. Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных.

Федеральный закон от 17.12.1994 N 67-ФЗ(ред. от 02.07.2013)”О федеральной фельдъегерской связи”
Статья 10. Социальная защита сотрудника органов федеральной фельдъегерской связи

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ(ред. от 07.06.2013)”О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”
Статья 13

Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ(ред. от 04.03.2013)”О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”
Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц
2. Работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях .

Указ Президента РФ от 05.06.2003 N 613(ред. от 07.06.2013)”О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”(с изм. и доп., вступающими в силу с 02.02.2013)
Обеспечение жилыми помещениями
123. Сотрудники и лица, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, принятые на учет в органах .

Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941(ред. от 19.03.2013)”О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации”
6. Судье Конституционного Суда Российской Федерации не позднее трех месяцев после назначения на должность и (или) в с.

Порядок признания нуждающимся в жилом помещении

Радикальное изменение направления социальной политики, произошедшее в начале 90-х годов прошлого века, похоронило надежды большей части взрослого населения России на возможность получения бесплатного жилья. Отныне такой привилегией пользуется очень ограниченный круг лиц резко отличающихся по своему социальному статусу и материальному положению. Среди них и депутаты, имеющие право на получение квартир в Столице, и самые незащищенные категории граждан – дети-сироты, многодетные семьи и лица, проходящие службу в вооруженных силах. Все остальные категории – даже дети, чьи родители включили их в число собственников приватизированных квартир, навсегда лишены надежды на возможность получения бесплатного социального жилья в порядке очередности. Если они по тем или иным причинам не перейдут в разряд лиц, упомянутых в ст. 51 ЖК РФ.

О чем говорит закон о признании нуждающихся?

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, тесно увязано с его социальным статусом либо состоянием здоровья. В Жилищный кодекс РФ включены четыре категории:

  • Лица, полностью лишенные места проживания . К ним относят граждан, которые не являются нанимателями жилья, не имеют в собственности жилой недвижимости и не являются членами семей нанимателей или собственников квартиры;
  • Ко второй категории, ранее самой распространенной и в порядке очередности обеспечивавшейся бесплатным жильем, является категории граждан- нанимателей жилья на условиях социального найма , обеспеченность которых жилой площадью не отвечает установленным нормам. Разумеется, речь идет не об избытке, а о недостатке положенных по закону квадратных метров на каждого жильца. Действующая до сих пор норма обеспеченности (учетная норма) не изменялась долгие годы. Она, по прежнему, составляет 12 м 2 . В эту площадь включаются все подсобные и хозяйственные помещения: кухни, санузлы, кладовки, балконы/лоджии. Иными словами, если площадь жилого помещения на каждого члена семьи хотя бы на полметра превышает эту норму, рассчитывать ему на улучшение жилищных условий не следует;
  • К третьей категории относятся граждане, проживающие в помещениях, не отвечающих требованиям, предъявляемым к жилью : аварийное, ветхое жилье, или помещения, предназначенные для проживания, но не снабженные минимальным набором коммунальных услуг. Не имеющие таких характерных признаков жилого помещения, как: изолированность от помещения общественного использования, расположенные ниже уровня земли и прочие;
  • Четвертая группа – лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний проживание с которыми других людей представляет опасность или создает невыносимые неудобства. Так же к этой группе отнесены граждане, члены семьи или совместно проживающих нескольких семей, в которых имеется такой больной.
Читайте также:  Изменение размера оплаты пожизненной ренты по решению суда

Исходя из этих, весьма ограниченных критериев признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, государство снимает груз ответственности за обеспечение жилой площадью подавляющего большинства населения. В основном молодых, только начинающих самостоятельную жизнь людей, обрекая их влачить существование на съемных квартирах или выплачивать долговременную ипотеку в угоду обогащения банкиров.

Военнослужащие – отдельная категория претендентов на получение жилья

Абзац 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” постановляет, что отдельной категорией граждан, признаваемых нуждающимися в улучшении жилищных условий бесплатно, за счет государственных средств являются лица проходящие или проходившие военную службу если их выслуга составляет не менее 20 лет, либо 10 и более лет, уволенных из рядов ВС по старости, инвалидности или в результате организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением. Если бывший или действующий военнослужащий отвечает этим критериям, то в отношении его и членов его семьи действуют положения ст. 51 Жилищного кодекса.

Алгоритм действий для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий

Неудовлетворенность своими жилищными условиями не является основанием для постановки на учет и получения жилплощади сообразно своим желаниям Для этого необходимо соблюсти ряд бюрократических действий и пройти многолетний этап ожидания своей очереди на улучшении условий проживания.

Получение статуса. Кто имеет право?

Статус приобретается на основании соответствия одному или нескольким критериям, изложенным с ст.51 ЖК. Гражданин одновременно может быть малоимущим – совокупный доход всех членов семьи не дотягивает до минимального прожиточного минимума, и при этом на каждого из членов семьи может приходиться менее 12 м 2 жилплощади. Либо, проживающий во вполне благополучных условиях со своей семьей человек может заболеть, и его болезнь сделает невозможным совместное проживание с ним других членов семьи. Это редкие случаи. Перечень заболеваний, при которых заболевший имеет право на получение изолированного жилья изложен ниже. Следует учесть, что указанные документы вступили в силу только с 01.-1.2018 года:

– Приказ Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н “Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь”;

– Приказ Минздрава России от 29.11.2012 г. № 987н “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”.

Постановка на учет нуждающихся граждан

Постановка на учет в качестве нуждающегося зависит от критерия, по которым гражданин претендует на улучшение жилищных условий. Дело в том, что в отношении различных категорий граждан реализуются различные государственные программы и количество жилья по ним строится разное.

Начинать необходимо с написания заявления в местный орган муниципальной власти по месту постоянного жительства/регистрации. Именно это заявление послужит основанием для начала работы комиссии, которая обязана выехать по указанному заявителем адресу и провести обследование его жилищных условий.

Стандартный бланк заявления (нажмите для скачивания) предоставляется бесплатно. Для каждого из оснований разработаны самостоятельные заявления, которые предоставляются в секретариате жилищной комиссии местного муниципального органа.

Документы, прилагаемые к заявлению

Подача заявления сопровождается сбором довольно значительного пакета документов:

  • Паспорта (заявителя и всех членов семьи);
  • Справкой о составе семьи;
  • Выпиской из домовой книги;
  • Копией свидетельство о браке или о расторжении брака;
  • Свидетельствами о рождении детей;
  • Свидетельствами или решениями судов об установлении родственных связей;
  • Выпиской из Росреестра о наличии/отсутствии во владении заявителя объектов недвижимости;
  • Копией финансово счета из всех банков, в которых открыты счета;
  • Справка с места работы о размере заработной платы 2- НДФЛ ;
  • Выписка об отсутствии задолженности за коммунальные платежи;
  • Налоговая декларация 3- НДФЛ (если гражданин самозанятый или предприниматель);
  • Санитарный паспорт помещения, если оно признано ветхим, аварийным или подлежащим сносу.

После предоставления этих документов, если в них не обнаружено подлога или искажения данных, а так же после положительного решения комиссии о том, что заявитель нуждается в улучшении условий проживания ему выдается справка, в которой указывается основание и номер его очереди в списке очередников по данному основанию.

Особенности постановки и снятия с учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Для постановки на учет военнослужащего ему необходимо написать в адрес командира воинской части заявление по форме:

Заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий

При постановке на учет военнослужащие предоставляют документы, изложенные в п. 3 («а» – «г») Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054.

Не обеспеченные к моменту увольнения со службы жильем военные не снимаются с учета, до полного удовлетворения их потребностей в жилом помещении в соответствии с действующими нормами. После получения указанных помещений они оформляются в собственность (в отличие от жилья, полученного другими категориями граждан в порядке очередности).

Если военнослужащий меняет место жительства после увольнения со службы, то автоматически по его заявлению происходит постановка на учет в качестве нуждающегося по вновь избранному месту проживания.

Срок постановки на учет может быть прерван, если уволившийся военнослужащий вновь заключит контракт на военную службу и будет обеспечен служебным жильем. По результатам выделения военнослужащему жилого помещения составляется выписка:

На основании этой выписки производится оформление квартиры в собственность.

Получение статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий не гарантирует получения квартиры в натуре. Нуждающемуся может быть предложено оформить субсидию на льготных условиях, или предоставлено право на приобретение жилого помещения с зачетом субсидируемых государством минимальных требований, предъявляемых к предоставляемой жилплощади. В любом случае, ожидание обычно длится годами, за этот период могут многократно поменяться условия (рост доходов, изменение состава семьи, состояния здоровья), что является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающегося.

Ч ИТАЕМ ТАКЖЕ:

Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы.

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Основания признания граждан нуждающимися в жилье, предоставляемом по договорам соцнайма

Согласно современному законодательству, только некоторые категории физлиц могут претендовать на выдел недвижимости.

Социальная политика органов власти на территории Российской Федерации направлена на то, чтобы все без исключения граждане чувствовали себя обеспеченными и защищенными со стороны государства. Одним из ключевых направлений соцполитики считается предоставление гражданам, признанным малоимущими или нуждающимися, жилья при заключении договора соцнайма. Данный вопрос урегулирован ЖК Российской Федерации, а именно, 7 главой выделенного источника права.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования

Гарантии обеспечения достойных условий для жизни стали доступными для каждой семьи на территории Российской Федерации. Подобная возможность обуславливается содержанием муниципального и государственного недвижимого имущества в Жилищном фонде, которым в дальнейшем наделяются физлица на условиях социального найма.

Согласно современному законодательству, только некоторые категории физлиц Российской Федерации могут претендовать на выдел недвижимости при соблюдении условий, зафиксированных в НПА. К таковым категориям относятся физлица, а в частности:

  • семьи, признанные малоимущими;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые наделяются правом постановки на учет Жилищного фонда согласно договорам, заключенным на мировом уровне;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ, а также военнослужащие, которые получили инвалидность при несении своего профессионального долга;
  • инвалиды I и II групп, в частности, нетрудоспособные лица, участвовавшие в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС;
  • работники государственных органов (Прокуратуры Российской Федерации, судебных инстанций).

Главное из условий выдела жилья по договору социального найма и проставление на учет Жилищного фонда нуждающихся граждан – официальное объявление их малоимущими.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (или улучшении условий проживания) регламентированы ст. 51 ЖК РФ. Кроме того, основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения могут быть также дополнительно установлены ФЗ или региональными законами Российской Федерации. Это связано с тем, что Жилищный кодекс не дает исчерпывающего ответа на вопрос, какие граждане нуждаются в улучшении условий проживания, а какие нет. Обусловливается это тем, что в различных субъектах государства существенным образом разнятся доходы, минимальный прожиточный минимум и другие экономические показатели.

Граждане, которые не имеют своего жилья по договору социального найма или в собственности

На сегодняшний день первоочередной когортой граждан, нуждающихся в улучшении условий для проживания, считаются физлица, не имеющие права на владение жильем по договору, подразумевающему социальный найм, или на правах собственности. Кроме того, признаются таковыми и все члены семьи, которая считается нуждающейся.

К данной категории можно отнести малоимущие семьи, которые арендуют жилые помещения у частных собственников или юрлиц. Так же используют для проживания имущество государственного или муниципального характера на условиях коммерческого найма или же договора поднайма.

Предоставление такой нуждающейся семье в улучшении условий проживания собственности происходит после постановки всех субъектов на жилищный учет и заключения с органами государственного или муниципального уровня договора социального найма. При этом собственность для проживания нуждающейся семьи может быть предоставлена как бесплатно, так и за небольшую плату.

Кроме того, нуждающиеся семьи в улучшении условий проживания по договорам социального найма имеют право в дальнейшем осуществить процедуру приватизации собственности государственного или муниципального характера, если будет соблюден законодательный порядок ее использования. Для этого потребуются документы, подтверждающие перечисленные выше основания. Кроме того, необходимо предоставление информации жилищного учета о том, когда была проведена постановка семьи в общую очередь граждан, признанных малоимущими. Постановка на жилищный учет Жилищного фонда при наличии подобного основания происходит в соответствии со ст. 51 п.1 ЖК Российской федерации.

Граждане, обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы

Другая категория граждан, которая также может претендовать на получение государственного или муниципального жилья на территории Российской Федерации, признается нуждающейся в улучшении условий проживания на основании того, что они обеспечены жилплощадью, размеры которой составляют менее указанной в жилищном законодательстве Российской Федерации нормы.

Постановка на учет в данном случае может быть произведена только тех граждан, которые обладают имуществом для проживания на основании договора социального найма, а также членов их семьи. Иные лица, не подходящие под данную статью, принимаются на учет жилищного фонда без учета нормы квадратуры на каждого субъекта.

Чтобы поставить на жилищный учет семьи, признанные малоимущими, специальная комиссия осуществляет расчет обеспеченности на каждого члена. При этом предоставление информации жилищного учета идет по всем объектам недвижимого имущества, которые используются для проживания гражданами на основе социального найма в Российской Федерации.

Показательным образцом того, что семьи нуждаются в улучшении условий для проживания, является пример из юридической практики. Семья, складывающаяся из 5 человек, по договору социального найма проживала в квартире государственного характера, площадь которой равнялась 35 кв. метрам. Один из представителей семьи также являлся нанимателем муниципального жилья, площадь которого составляла 25 м. Законодательный порядок в данном случае обязывает учитывать жилплощадь обоих объектов недвижимости. Иными словами, на 5 членов семьи приходится 60 метров площади. Учетная норма в рамках данного муниципального образования равняется 13 кв. метрам.

Путем простых подсчетов можно прийти к выводу, что на каждого члена семьи приходится по 12 метров, что не дотягивает до нормы. Иными словами, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий за счет собственности государственного типа. В такой ситуации они ставятся на учет жилищного фонда.

Если учетная норма жилплощади соблюдается, и на то есть подтверждающие документы, то происходит снятие с жилищного учета субъекта правоотношений.

Не соответствие жилого помещения установленным требованиям

В улучшении условий нуждаются и те граждане, признанные малоимущими, которые проживают в квартире, не отвечающей нормативным требованиям. Законодательный порядок устанавливает, что любая квартира государственного или муниципального уровня должна отвечать требованиям, которые гарантируют комфортное проживание субъектов. Этот перечень закрепляется ст. 15 ЖК РФ. Жилое помещение будет признано таковым, если:

оно отвечает требованиям благоустройства (на территории жилплощади должен быть водопровод, электрические и газовые коммуникации, система центрального или индивидуального отопления и др.);

в квартире совместного проживания обеспечивается весь объем санитарно-технических требований (в данном случае речь идет о звуконепроницаемости стен и окон, светопроницаемости, проветриваемости и естественной вентиляции воздуха, противопожарной безопасности);

техническое состояние объекта не создает риска для здоровья и жизни членов семьи, признанных малоимущими.

Читайте также:  Признание недействительными сделок по приобретению у КТ СУ-155 квартиры по вексельной схеме

Если жилплощадь (государственного или муниципального уровня) объявлена не соответствующей требованиям, то граждане, признанные малоимущими, считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Но для этого необходимы документы, которые подтверждают наличие нарушений. Получить подобные документы (заключения) можно в специализированных органах санитарно-эпидемиологической службе, в органах здравоохранения или пожарной инспекции. Далее необходимо осуществить предоставление информации жилищного учета о признании имущества непригодным для жизни.

Невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний
Важной детерминантой выдела жилья по договору социального найма выступает невозможность совместного проживания в доме с другими лицами. Детерминируют подобную процедуру документы, подтверждающие наличие у других жителей тяжелых форм определенных заболеваний в хронической форме.

Список подобных заболеваний утверждается Постановлением Правительства РФ под № 3781. Невозможность совместного проживания в квартире будет признана правомочной, если у одного из жильцов дома обнаружены опасные заболевания и на то существуют подтверждающие документы, а именно:

  • активная форма туберкулеза;
  • гангрена нижних или верхних конечностей;
  • злокачественные опухоли, которые сопровождаются различного рода выделениями;
  • эпилепсия, припадки которой происходят с частой периодичностью;
  • другие тяжелые заболевания.

Следует понимать о том, что невозможность совместного проживания в квартире не зависит от учетной нормы, типа имущества (коммунальная или отдельная). В данном случае важны лишь обстоятельства, которые являются препятствием для совместного пребывания граждан.
В подобной ситуации невозможность совместного проживания в квартире гарантирует субъектам предоставление новой жилплощади по договору социального найма. Для этого в уполномоченный орган необходимо подать документы для постановки на учет.

Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Однако необходимо помнить и учитывать положения ст. 53 ЖК РФ, которая устанавливает ответственность за преднамеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий. Такие граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Для граждан г. Москвы во исполнение Закона г. Москвы “О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях” принято Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. N 362-ПП “О мерах по реализации Закона города Москвы “О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях”, в котором четко прописана процедура и критерии признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Живем в “хрущевке”. Слышали, что власти г. Москвы реализуют программу по расселению пятиэтажного ветхого жилье. Хотелось бы больше узнать об этой программе?

Да, действительно, такая программа есть, причем реализуется уже достаточно давно. Основополагающим документом, определившим стратегию и тактику работ по реконструкции районов пятиэтажек с 1998 г., явилось Постановление Правительства Москвы от 20 января 1998 г. N 48 “О ходе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 года”. Затем было принято Постановление Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. N 608 “О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года”.

В настоящее время отсутствует федеральное законодательство, регулирующее порядок расселения жилых домов при их реконструкции. Поэтому мы будем рассматривать данную проблему с точки зрения законодательства г. Москвы.

Порядок и условия переселения граждан из домов, подлежащих реконструкции в столице, утверждены в Законе г. Москвы от 9 сентября 1998 г. N 21-73 “О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения”. Впоследствии этот Закон отменен Законом г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”, который устанавливает условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти города Москвы, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.

Расселение жильцов из ветхого жилья

Прежде чем начать реконструкцию жилого дома, строительная организация должна расселить жильцов или выплатить им компенсацию за площадь, которую они занимают.

Инвестор за свой счет переселяет собственников жилых помещений из домов, которые затем будут реконструироваться. Такое переселение может производить и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы или его управление в административном округе (далее – департамент). Но для этого в инвестиционный контракт должно быть внесено условие, по которому инвестор возмещает городу Москве все затраты на переселение собственников жилья.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”, решение об освобождении жилых помещений в строениях, подлежащих реконструкции, принимает Правительство г. Москвы на следующих основаниях: 1)

проведение капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан; 2)

перевод жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд; 3)

признание в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу; 4)

изъятие или использование части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

На основании Постановления Правительства г. Москвы префект административного округа принимает решение о расселении по каждому жилому дому. В нем указываются, согласно ст. 5 Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”:

основания освобождения жилого дома (реконструкция, капитальный ремонт, снос и т.д.);

юридическое или физическое лицо, осуществляющее переселение и выплачивающее денежное возмещение собственникам помещений;

сроки заключения предварительных и основных договоров между инвестором (физическое или юридическое лицо, осуществляющее переселение) и лицами, занимающими помещение в жилом доме;

сроки переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилого дома;

источники финансирования расходов по переселению;

иные существенные условия освобождения жилого дома.

Более подробно порядок расселения жилых домов в столице прописан в Постановлении Правительства г. Москвы от 18 января 2000 г. N 30 “О порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений подлежащих освобождению домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы”.

Мы проживаем уже сорок лет в районе м. “Речной вокзал” и очень привыкли к этому району нашего города, однако в префектуре нам предложили переехать в другой район. Имеем ли право остаться в этом районе?

Статья 3 Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве” устанавливает порядок и закрепляет право граждан на сохранение района проживания при переселении.

Так, согласно ч. 1 ст. 3 данного Закона, гражданам, которые освобождают жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, или которым жилые помещения (жилые дома) принадлежат на праве собственности, предоставляются благоустроенные жилые помещения в жилищном фонде города Москвы, соответственно, по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в собственность в районе проживания.

Под районом проживания понимается территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. Эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы.

Таким образом, Вам могут предложить переехать в граничащий с Вашим районом район. Предоставление жилого помещения вне района проживания осуществляется на основании письменного заявления граждан.

Однако ч. 3 ст. 3 данного Закона установлены ограничения, т.е. ч. 1 ст. 3 не подлежит применению в случаях:

1) переселения граждан в Центральном и Зеленоградском административных округах города Москвы, где переселение осуществляется в границах этих административных округов, а не только в граничащих районах; 2)

переселения граждан из районов города Москвы, которые в силу исторических, географических и градостроительных особенностей не имеют границ с другими районами города Москвы, где переселение осуществляется в границах административных округов города Москвы, в состав которых входят указанные районы (например, пос. Некрасовка не имеет границ с районами г. Москвы); 3)

предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим неотложному отселению из жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными в порядке, установленном Правительством РФ, вследствие повреждений, полученных в результате взрывов, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций; 4)

предоставления двух и более жилых помещений, при этом одна квартира предоставляется в районе проживания, за исключением предоставления жилых помещений многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей (согласно ч. 4 ст. 3).

Причем требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат удовлетворению не подлежат.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 г. Москва “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно”

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями;

Правила предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.

2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями

1. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее – военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – уполномоченные органы).

2. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.

3. Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:

а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, – о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;

д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте “г” пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее -документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Читайте также:  Предоставление наследнику доли в новой квартире, взамен той которая была указана в завещании

Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) устанавливается федеральными органами.

6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

7. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, указанное решение с приложением заверенных уполномоченными органами копий рассмотренных документов.

8. Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей.

9. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.

10. Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, и документы в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств.

11. Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.

12. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 дней сообщить в уполномоченные органы об изменении сведений в ранее представленных ими документах.

13. В случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства.

14. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:

а) до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;

б) до заключения гражданами, уволенными с военной службы и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.

15. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.

Формы решения о снятии с учета устанавливаются федеральными органами.

16. Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.

Приложение к Правилам

Правила предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно

1. Жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим -гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях (далее – военнослужащие), а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы).

2. В случае смерти (гибели) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) жилые помещения, указанные в пункте 1 настоящих Правил, предоставляются членам их семей.

3. На жилые помещения, указанные в пункте 1 настоящих Правил, до их предоставления в собственность бесплатно должно быть оформлено в установленном порядке право собственности Российской Федерации.

4. Федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.

5. Выписки, указанные в пункте 4 настоящих Правил, являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.

6. При передаче жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящих Правил, военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей подписывается акт приема-передачи жилого помещения в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

СТ 51 ЖК РФ.

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений
или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений
требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,
договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений,
членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими
семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического
заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не
имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору
найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на
праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений,
занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного
фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение
уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной
общей площади всех указанных жилых помещений.

Комментарий к Ст. 51 Жилищного кодекса РФ

1. 1) Признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане:

а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя. Это означает, что эти категории граждан не имеют жилого помещения, являющегося постоянным, устойчивым и гарантированным местом проживания. К ним относятся временные жильцы, поднаниматели, другие категории граждан, вообще не имеющие крышу над головой (бездомные, бомжи);

б) не являющиеся собственниками жилых помещений. Гражданину может быть отказано в приеме на учет, если дом, принадлежащий ему на праве собственности, находится в той местности, где он проживает и (или) трудится (учится), пригоден для проживания по своим санитарно-техническим характеристикам и соответствует социальной норме (установленной органами местного самоуправления норме проживания на одного человека);

в) пользующиеся равными правами на жилое помещение наравне с собственником жилого помещения (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения не сохраняется. И если не представляется возможным обеспечить бывшего члена семьи по правилам ч. 4, 5 ст. 31 Кодекса жильем, он подлежит выселению без предоставления другой жилплощади.

Такие лица должны быть приняты на учет как нуждающиеся в жилье.

2) Наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены их семей, собственники жилых помещений, члены семей собственников, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, должны быть приняты на учет.

Факты проживания по найму нанимателей и их членов семьи, членов семьи собственника жилого помещения должны подтверждаться соответствующими договорами, документами о родственных отношениях, о времени и порядке вселения указанных лиц в помещение собственника.

3) “Проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям”, означает:

а) проживание в помещениях, не являющихся по целевому назначению жилыми (подвальные, складские помещения, чердаки, вагончики, охранные будки и т.п.);

б) проживание в жилых помещениях, но не соответствующих санитарно-техническим, иным требованиям ко времени принятия нуждающихся на учет (см. комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 4; ст. 15 Жилищного кодекса России).

На эти категории проживающих не распространяются требования законодательства относительно учетной нормы.

4) Согласно статье 51 ЖК РФ также признаются нуждающимися в обеспечении жильем граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

К этим заболеваниям по аналогии закона относятся:

– активные формы туберкулеза всех органов и систем с выделением туберкулезной палочки;

– психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы);

– органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич);

– каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, противоестественный анус;

– тяжелая форма бронхиальной астмы с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью II – III степени;

– гемофилия и болезнь Виллибранда;

– тяжелые формы наследственных прогрессирующих нервно-мышечных дистрофий;

– сахарный диабет (I тип, средняя и тяжелая формы ).
——————————–
Продолжает действовать Приказ Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. (с изм. и доп. от 6 июня 1991 г.) “Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади” (текст Приказа официально не опубликован).

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом не имеет значения, находятся ли эти жилые помещения в том городе, селе, где гражданин проживает и работает, или в разных населенных пунктах.

Например, одно жилое помещение гражданина на основе договора социального найма может находиться в городе, где он проживает, а другое помещение на праве собственности – в районном центре. Уровень обеспеченности жильем этого гражданина и членов его семьи определяется исходя из суммы общей площади городского жилья и дома на праве собственности в районном центре.

Ссылка на основную публикацию