Очередники неправомерно были сняты с очереди из-за учета площади, не принадлежащей им на праве собственности или праве пользования

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «КМ Консалтинг» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся – супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «КМ Консалтинг» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Читайте также:  Обязание судом ответчика исполнить условия предварительного договора купли-продажи доли дома и земельного участка

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся – супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Обзор практики московских судов по спорам о восстановлении очередников на жилищном учете 2017 – 2018 гг.

Прокуратура Москвы, УМВД Москвы и Следственный комитет продолжают созерцательно лицезреть многолетние нарушения закона со стороны Департамента городского имущества г.Москвы, из года в год незаконно снимающего очередников с жилищного учета по основаниям, давно признанным судами незаконными.

Из других городов к нам поступает на порядок меньше таких обращений, чем из столицы. Несмотря на наличие в действиях чиновников ряда составов преступлений, к настоящему времени не возбуждено ни одного уголовного дела. По некоторым из наших заявлений проверки в порядке статей 144 – 145 УПК РФ проводятся уже несколько месяцев

Вашему вниманию – подборка успешно завершенных нами судебных споров по этой тематике за последние полтора года.

  1. При оценке уровня жилищной обеспеченности семьи очередников не должно учитываться жильё супруга – не очередника

Заявитель, проживающий с семьей в муниципальной однокомнатной квартире, обратился за правовой помощью по восстановлению на жилищном учете, на котором состояли с 2004 г. Департамент городского имущества г.Москвы снял их с учета, посчитав трехкомнатную квартиру супруга, приватизированную им до брака.

Мы подготовили исковое заявление, где обосновали отсутствие следующих изменений в жилищных условиях семьи очередников, дающих им право на получение квартиры по договору соцнайма:

– супруг не состоит на жилищном учете с семьей очередников;

– в квартиру очередников не вселялся;

– никто из членов семьи очередников не приобрел права на его жилье;

– самостоятельного права на это жилье не приобрела даже супруга, поскольку та квартира приватизирована до брака.

Не соглашаясь с этими аргументами, представитель ДГИ г.Москвы ссылался на то, что поскольку супруг является членом семьи заявителя независимо от того, что проживает раздельно (часть 2 ст. 1 Закона г.Москвы от 14 июня 2006 г. № 29), его жильё должно быть в любом случае учтено в уровне жилищной обеспеченности семьи очередников.

Этот вывод не соответствует части 1 ст. 69 ЖК РФ, относящей к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма лишь проживающего совместно с ним супруга, детей и родителей.

Решением Пресненского суда от 6 февраля 2018 г. иск удовлетворен, определением Мосгорсуда от 30 июля 2018 г. отклонена апелляционная жалоба ДГИ, и решение вступило в силу.

  1. Жильё других членов семьи – не очередников учитываться также не должно, если никто из очередников не имеет на него права

К нам за правовой помощью обратилась семья очередников из 8 чел., проживающая в трехкомнатной квартире и состоящая на жилищном учете с 2004 г. как три отдельных семьи.

В 2017 г. они были сняты с очереди как обеспеченные жильем по норме предоставления. Чиновники из жилищного департамента включили им три (!) квартиры родственников супругов, проживающих раздельно со своими семьями.

Мы посчитали площадь жилья каждой из семей очередников и пришли к выводу о незаконности снятия с очереди и наличии у них права на предоставление в г.Москве трех отдельных квартир и обратились в суд. Из трех ошибочно учтенных квартир родственников семьи очередников лишь маленькая внучка приобрела право на 15 кв. м одной из квартир. Впрочем, это меньше действующей в столице нормы предоставления даже для неё одной.

В судебном заседании представитель ответчика ссылался на положения ЖК РФ о сохранении права состоять на жилищном учете лишь при наличии у семьи очередников жилья меньше учетной нормы (в Москве 10 кв. м). Суд это утверждение отверг, поскольку учетная норма площади жилья применяется лишь при принятии на жилищный учет, а при предоставлении жилья учитывается норма предоставления (в Москве 18 кв. м), которая у истцов отсутствует.

15 ноября 2017 г. Пресненский суд иск удовлетворил, 6 июня 2018 г. Мосгорсуд оставил решение в силе.

  1. Очередники, принятые на учет до 2005 г., могут быть сняты с него лишь после получения ими квартиры по договору соцнайма по норме предоставления. Жильё свойственников (членов семьи супруги) очередника учитываться тем более не должно

В 2017 г. Департамент городского имущества Москвы снял с жилищного учета семью, принятую на него в 1992 г., в связи с проживанием супруги одного из очередников…в квартире сестры (?) как обеспеченную жильем …по норме предоставления (?).

Вот так вседозволенность московских чиновников становится неприкрытым издевательством.

Мы обратились к прокурору г.Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ДГИ за самоуправство и злоупотребление должностными полномочиями, по которому несколько месяцев проводится проверка.

Также подали иск в суд и доказали незаконность учета жилья не вселявшегося в квартиру очередников родственника одного из супругов, и что вступление в брак не изменило жилищных условий семьи очередников.

Суд согласился и с нашими доводами о том, что уровень жилищной обеспеченности учитывается лишь при постановке на жилищный учет. Кроме того, очередников, принятых на жилучет до марта 2005 г., можно лишить права на улучшение жилищных условий лишь предоставлением квартиры по договору социального найма по нормативам.

Решением Пресненского суда от 2 октября 2017 г. иск удовлетворен, 26 февраля 2018 г. Мосгорсуд оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба департамента имущества.

  1. При предоставлении жилья учитывается право тяжелобольного инвалида на дополнительную площадь

К нам обратилась семья жителей бывшего общежития в г.Красногорск (мать и сын), приватизировавшая в 2008 г. по решению суда занимаемую однокомнатную квартиру площадью 32,3 кв. м. В 2017 г. местная администрация сняла их с жилищного учета, на котором они стояли с 1995 г., посчитав обеспеченной жильём по норме предоставления (16 кв. м х 2).

Мы подготовили иск в суд и сослались на следующие обстоятельства:

– приватизация квартиры не изменила жилищной обеспеченности семьи очередников;

– один из членов семьи как инвалид с детства с тяжелым хроническим заболеванием имеет право на дополнительное жилье по соответствующему Перечню (пункт 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и часть 1 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

– разнополым очередникам не может быть предоставлена однокомнатная квартира (часть 1 ст. 58 ЖК РФ);

– администрацией многократно пропущен срок в 30 рабочих дней на принятие решения о снятии с учета (часть 2 ст. 56 ЖК РФ);

Читайте также:  Суд отказал АКБ РосЕвроБанку во взыскании с бывшего клиента банка дополнительных процентов и пени по кредитному договору

– нельзя снимать с учета очередников, принятых на него до марта 2005 г. в связи с последующим изменением жилищных условий, т.е. без предоставления жилья по договору соцнайма по нормативам (статья 6 Вводного закона к ЖК РФ).

Красногорский суд 19 февраля 2018 г. в удовлетворении иска отказал, сославшись на соблюдение нормы предоставления и безосновательность перечисленных обстоятельств.

Мы подготовили апелляционную жалобу, сославшись на ошибочное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права.

В итоге 13 августа 2018 г. Мособлсуд решение отменил и признал снятие с жилищного учета незаконным, обязав восстановить истцов в очереди.

  1. В уровне жилищной обеспеченности семьи очередников деревенский дом не учитывается, если не является жилым

Распоряжением ДГИ г.Москвы семья очередников 1998 г. снята с жилищного учета из-за наличия в собственности деревенского дома площадью 30 кв. м, несмотря на отсутствие в нем коммунальных удобств городской квартиры, в очереди на предоставление которой семья и состоит.

На ведомственные запросы департамента Росреестр ответил, что дом является жилым, а местная администрация – что решения о признании его нежилым не принималось.

Тем не менее, инициированная нами судебно-строительная экспертиза подтвердила невозможность постоянного круглогодичного проживания в нем в связи с отсутствием водопровода, канализации, отопления, ванны, душа, санузла и горячего водоснабжения. Соответственно, площадь такого дома не должна учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи очередников.

Возражение ответчика об отсутствии экспертного заключения на день принятия распоряжения ДГИ судом было обоснованно отклонено, т.к. это не отменяет вывода о несоответствии дома установленным законом требованиям жилого помещения. И тем более, у очередников, отстоявших на жилищном учете уже 20 лет.

Решением Пресненского суда г.Москвы от 23 января 2018 г. исковые требования удовлетворены, определением Мосгорсуда от 18 июня 2018 г.отклонена апелляционная жалоба Департамента городского имущества.

  1. Жилой садовый дом тоже не влияет на уровень жилищной обеспеченности очередников, если непригоден для постоянного проживания

Семья очередников 1990 г. (простояли 27 лет на жилищном учете !) была снята с очереди из-за наличия в собственности деревенского дома в другой области и квартиры у супруга.

В иске мы сослались на незаконность учета имущества очередников до 1 марта 2005 г., поскольку обеспеченность семьи по старым законам не имела значения (учитывалась только маленькая площадь жилья). На квартиру супруга никто из очередников права не приобрел, туда не вселялся и сам супруг не состоял с ними на жилищном учете.

Строительно-техническая экспертиза подтвердила несоответствие жилого дома предъявляемым к жилью требованиям, невозможность круглогодичного проживания в нем и в связи с этим – непригодность к проживанию и недопустимость включения в площадь жилья очередников.

Департаментом городского имущества г.Москвы, более того, не учтено, что в 2012 г. эта семья очередников уже снималась с очереди на жильё в связи с незаконным учетом площади квартиры супруги одного из очередников. Суд тогда признал их снятие с учета незаконным. Причем это решение имеется в учетном деле, и установленные им обстоятельства являются преюдициальными и повторному доказыванию не подлежат (часть 2 ст. 61 ГПК РФ).

30 мая 2018 г. Пресненский суд г.Москвы иск удовлетворил, а 22 августа 2018 г. Мосгорсуд оставил решение без изменения, отклонив апелляционную жалобу жилищного департамента.

  1. Расторжение брака само по себе не является основанием переноса на 5 лет срока предоставления жилья очередникам

Департамент городского имущества Москвы перенес на 5 лет срок жилищного обеспечения семьи очередников 1990 г. в связи с расторжением брака.

Распоряжение обжаловали в суд, поскольку расторжение брака не повлекло ухудшения жилищных условий, и супруг заявителя очередником не был.

29 марта 2017 г. Пресненский суд иск удовлетворил, сославшись на неухудшение истицей своих жилищных условий и отсутствие оснований переноса срока жилищного обеспечения. Суд согласился с нашими аргументами, что после развода супруг не стал жилищным очередником, и ни у кого из бывших супругов не возникло состояния, требующего участия государства в обеспечении их другим жильем.

Мосгорсуд отклонил апелляционную жалобу ДГИ г.Москвы.

После этого специалисты правозащитной организации «Восход» разработали для СПЧ законопроект о внесении изменений в ЖК РФ, чтобы исключить такие судебные споры впредь.

Выгонять из очереди запрещается

Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.

Самые долгие очереди в нашей стране – это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года – на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников – тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.

Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.

Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди – настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.

Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.

В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.

Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно – распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.

Свой шаг чиновники женщине объяснили просто – девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.

С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно – бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.

Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.

Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.

Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.

Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.

Из этого Верховный суд сделал вывод – изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.

Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг. Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение. Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.

(Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.

Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы. Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания. В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий в 2020 году

Основные причины снятия с очереди на улучшение жилища

Любой гражданин, получив статус нуждающегося в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), может встать на учет в целях улучшения жилья сообразно ст. 55 ЖК РФ.

Данное право сохраняется за ним, пока не наступит (и не будет выявлено) хотя бы одно из оснований, согласно которому его могут снять с очереди на улучшение жилища. Полный перечень таковых определен ст. 56 ЖК РФ.

Основные причины снятия с учета

(сообразно ст. 56 ЖК РФ)

Пояснения
По инициативе самого малообеспеченного лицаУчет очереди прекращается при подаче надлежащего заявления
При потере оснований, согласно которым малообеспеченный гражданин был поставлен на учетЧаще всего в этом качестве выступает потеря статуса малоимущего либо нуждающегося
Бюджетное субсидирование на покупку либо постройку жильяУчитываются средства бюджета, которые выданы нуждающемуся лицу для строительства (обретения) жилья от местных органов и госвласти
ПереселениеИсключение: смена места жительства в пределах федеральных городов (речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
Обретение земельного участка под строительство жильяУчитывают земли, полученные от государственной (местной) власти.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

К многодетным семьям это основание не относится

Ложные сведения, представленные при постановке на учетСюда же причисляют нарушения, незаконные действия должностных лиц, которые ставили на учет

При обнаружении перечисленных обстоятельств снятие с очереди производится в течение месяца. Принятое решение оформляется письменно, как извещение. В нем указывается основание снятия с учета и ссылка на статью закона.

Готовое извещение уполномоченный орган обязан донести до адресата на протяжении трех дней.

Обзор судебной практики

Нередко снятие с очереди на улучшение жилья производится по причине выявления ложных сведений, которые были представлены перед постановкой на учет. Чаще всего среди них оказываются искаженные сведения о состоянии здоровья, незаконно оформленная справка, удостоверяющая неимущее (малообеспеченное) положение заявителей.

По сути если размер заработка на одного человека превышает уровень, определенный для малообеспеченных, то финансовое положение семьи считается улучшенным (ст. 49 ЖК РФ). Тогда основание, сообразно которому ставили на очередь, утрачивается. Обозначенная норма распространяется на тех очередников, кто встал на учет после 1.03.2005.

К сведению, действиями, которые повлекли ухудшение жилищных условий, могут считаться:

  1. Изменение состава семьи, в том числе вследствие развода супругов.
  2. Заселение других лиц.
  3. Судебное отселение граждан по причине нарушения условий договора по пользованию жильем.
  4. Выделение доли собственниками и др.

Ухудшение условий проживания (уменьшение жилплощади) увязывается не со всеми действиями без исключения, а лишь с теми, которые стали причиной возникновения нуждаемости в жилых помещениях.

Вместе с этим, к примеру, заселение несовершеннолетнего к родителю, отказ одаряемого от дара, признание судом сделки с жильем недействительной и т. п. таковыми не являются. Следовательно, данные действия могут стать причиной для отказа в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилья.

Названые стандарты ЖК РФ касаются и молодых семей. Судебная практика показывает, что не является улучшением жилищных условий вступление в брак с гражданином — собственником квартиры, если вступающий в брак (не собственник) там не живет, не зарегистрирован, на улучшение жилища не рассчитывал.

При этом улучшение материального положения, покупка нового жилья, обмен имеющегося рассматриваются как автономное решение жилищного вопроса. Соответственно, по факту данные действия являются основанием для снятия молодой семьи с очереди.

Ошибочное суждение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий

Малоимущую семью при получении наследства с учета не снимают

СитуацияПравильное применение норм ЖК РФ к обозначенной ситуации
Семью могут снять с очереди на улучшение жилья, если хоть один из ее членов выпишетсяС очереди снимут только при условии, что после выписки члена семьи квадратные метры жилого помещения (из расчета на одного жильца) будут соответствовать норме
Если фактически принятое наследство (автомобиль, вещь, дом, иное) значительно улучшает материальное положение малоимущей семьи, то ее с очереди снимут
При оформлении ипотеки на строительство жилья семья, нуждающаяся в улучшении жилища, не теряет свой статус и очередьИпотека — государственная материальная поддержка.

Если нуждающаяся семья выбрала этот вариант помощи, то предыдущий (постановка на учет для улучшения условий проживания) исключается.

Т. е. семья автоматически снимается с очереди

Экспертное разъяснение к вопросу о мерах господдержки по части улучшения жилищных условий

К таковым относятся:

  1. Ряд региональных программ для молодых специалистов, граждан, нуждающихся в улучшении жилья, целью которых является исключительно решение жилищных проблем («Свой дом», « Меры соцподдержки молодых специалистов и др.).
  2. Предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям, в том числе под строительство жилья (ФЗ № 138 от 14.06.2011).

Подробно — в ответах на вопросы пользователей (Минстрой РФ, официальный сайт).

Пример 1. Прекращение учета по причине переселения в соседний регион

Малышевская В. Л. и члены ее семьи числятся в очереди на улучшение жилищных условий уже год. Вся семья собирается перебраться в скором времени в соседний регион к близким родственникам.

Сообразно ст. 56 ЖК РФ возникший претендент означает, что Малышевскую В. Л. вместе с семьей должны снять с очереди, т. к. речь идет о переселении именно в другой регион. Если бы они переселялись в пределах области, то очередь бы за ними сохранили.

Процедура прекращения учета требует написания соответствующего заявления и подачи его в орган, который ставил Малышевскую и ее семью на учет по улучшению жилищных условий. При составлении заявления может использоваться следующий формат обращения.

Пример 2. Прекращение учета по причине изменения численности семьи

В коммуналке (14 кв. м.) зарегистрированы двое: муж и жена. Оба состоят на учете по улучшению жилища. Комната, где они совместно проживают, делится между ними долями, т. е. каждому принадлежит по ½ доли. Супруги собираются зарегистрировать у себя в коммуналке своего совершеннолетнего ребенка.

Применительно к данной ситуации нормы ст. 55 и ст. 56 ЖК РФ устанавливают следующее:

  1. Ст. 55 гарантирует им право сохранения очереди.
  2. Ст. 56 свидетельствует о том, что изменение численности семьи не является основанием для прекращения учета.

Регистрация ребенка в коммуналке будет осуществляться после постановки на очередь. Следовательно, данный факт не может рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий.

Как показывает судебная практика, снятие с очереди производится, если граждане осознанно, целенаправленно ухудшили условия до постановки на учет в качестве нуждающихся (ст. 53 ЖК РФ).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Можно ли возобновить свою очередь на улучшение жилья после снятия с очередности и как?

Можно, если человека сняли с очереди с нарушением закона. Восстановлением занимается районный суд. Следует подать туда исковое требование, приложив к нему документы, доказывающие неправомерность действий ответчика. Делать это необходимо в первые три месяца после получения на руки извещения о снятии с учета.

Вопрос №2: Могут ли снять с учета при наличии дачи?

Могут, если специально созданная «оценочная» комиссия определит, что дом дачного типа пригоден для проживания, а именно:

  • строение зарегистрировано надлежащим образом, имеет адрес;
  • дом со всеми удобствами и необходимыми коммуникациями (есть водопровод, канализация, а не только печное отопление);
  • метраж помещений соответствует требуемым нормам;
  • наличествует соответствующая инфраструктура и др.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Городская очередь снятие причина дом в другой области

Стояли в городской очереди с сыном с 1984 г.

Недавно сняли с очереди в связи с наличием дома в другой области. Дом – избушка в деревне.

Как может это влиять на возможность жить и работать в городе? 1. Является ли это правомочной причиной снятия с очереди?

2. Есть ли возможность восстановиться в очереди?

Уточнения. Вставали на очередь обычным образом – по метражу. Потом семья за 30 лет уменьшилась, но не до норм. Дом был приобретен после, а оформлен не так давно. Использовался для летнего отдыха.

Дом изба без фундамента в деревне на 12 домов, с техническим колодцем недалеко. Свет. Удобства закончились. Дом перекосился, бревна крошатся, щели.

Я так и не поняла из ответов. То есть то, что дом в деревне за 500 км от города – не важно. Есть жилой дом – снять с очереди. Хоть живу и работаю в городе, куда от деревни не доехать. Я правильно понимаю, что это нормально и законно?

Думаю, таких проблем будет много, так как только недавно налоговая база стала предоставлять данные по России.

Я подала заявку на комиссию по признанию дома не жилым. Месяц на рассмотрение.

Как я поняла, тут тоже особых признаков нет, ведь и в юртах живут?

Ответы юристов ( 5 )

Здравствуйте. Уточните, кому дом принадлежит?

Кто в нём зарегистрирован?

Где живёте (своя квартира, соц. найм) в С-Петербурге?

По какому основанию вставали в 1984 году?

Снять то могут при наличии другого жилья. но не во всех случаях. То есть без уточнений ничего сказать нельзя наверняка

Единственная возможность оспорить данное решение возникает только, если данный дом является не пригодным для проживания.
Котов Виктор

вы не учитываете основания постановки на учёт, они могут быть разными, и положения ФЗ О введении в действие ЖК РФ по которому если постановка была до 2005 года, то снять могут только если отпало основание постановки на учёт.

Из чего следует, что как Вы указали, что дом — избушка в деревне, то скорее всего он именно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.
Агибалов Иван Иванович

С чего такой вывод? Ясновидение?

дом принадлежит только мне, в нем никто не зарегистрирован.

Я так и не поняла из ответов. То есть то, что дом в деревне за 500 км от города — не важно. Есть жилой дом — снять с очереди. Хоть живу и работаю в городе, куда от деревни не доехать. Я правильно понимаю, что это нормально и законно?
Елена

НУ если совсем не углубляясь в суть вопроса, то по общему правилу да.

Как я поняла, тут тоже особых признаков нет, ведь и в юртах живут?
Елена

Да нет, есть. Параметры жилой/не жилой установлены в Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47

«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» которое применяется по аналогии, т.к. отдельного положения о признании нежилым индивидуального здания нет.

В данном положении подробно описывается каким должно быть жилое помещение, в частности:

10. Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находится в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях — в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Если же у Вас стены разваливаются, это одно из оснований признать помещение негодным для проживания.

дом не газифицирован и не имеет водоснабжения,
Агибалов Иван Иванович

Абсолютно не верно, дом может по проекту не иметь воды и газа и будет жилым запомните это.

Спасибо. Уже понятнее. То есть будь у меня дом хоть где – в жилье уже не нуждаюсь.

А то, что стены разваливаются – так опять же критерия нет – не развалились же пока.

дом принадлежит только мне, в нем никто не зарегистрирован.
Елена

Тогда в принципе отказ законен пока только в отношении Вас, а не сына.

Вопрос был в том, что дом в другом регионе, или это не важно?
Елена

но на очереди стоим вместе – вместе и снимают?

А то, что стены разваливаются — так опять же критерия нет — не развалились же пока.
Елена

Пока нет признания его непригодным, получается так

но на очереди стоим вместе — вместе и снимают?
Елена

Ну по их законам да, но сын уже совершеннолетний, плюс к тому он не будет членом семьи собственника владеющего домом (вашим членом семьи), т.к.:

Статья 31. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

То есть одно из условий признания членом семьи собственника, это проживанием вместе с ним.

Исходя из этого, Вас снимут, т.к. дом есть в собственности, его нет, так как к дому отношения не имеет.

Но это как правило всё доказывается в судебном порядке, просто так должностные лица не признают, что они не правы.

  • 7,2 рейтинг
  • 992 отзыва

Согласно ст.55 ЖК
РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам
социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56
настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Так,
согласно ст.56 граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых
помещениях в случае:

2) утраты ими
оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору
социального найма;

6) выявления в
представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений,
не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет,
а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие
на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Правоприменительная
практика свидетельствует о том, что граждане снимаются по такому основанию с
учета только в том случае, если будет установлено, что действительно
отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на
учете (к примеру, в представленных органу, осуществляющему учет, документах не
было сведений о жилом помещении, включая помещение в другом субъекте РФ. В
данном случае, если дом в деревне является согласно его документам жилым
помещением, то его площадь нужно учитывать при установлении права быть
нуждающейся в жилье семье. Единственная возможность оспорить данное решение
возникает только, если данный дом является не пригодным для проживания.

на момент постановки на очередь дома не было.

Вопрос был в том, что дом в другом регионе, или это не важно?

на момент постановки на очередь дома не было.
Вопрос был в том, что дом в другом регионе, или это не важно?

Да, не важно, если это жилое помещение, то его площадь учитывается при расчете общей площади для определения статуса семьи, нуждающейся в улучшении жил. условий. Здесь не совсем понятная логика коллег в части того, что сына не должны снимать с очереди — ставили ведь семьи, состав которой Вы и сын, поэтому, если снимают, то всю семью. А сын может самостоятельно встать на учет, когда, например, женится и создаст новую семью, у членов которой не будет общей площади, превышающей учетную норму для постановки на данную очередь.

Поэтому в части решения о том, что основания для Вас отпали, пока не представлены данные, свидетельствующие о том, что данный дом — нежилое помещение или помещение, не пригодное для проживания, его площадь будет учитываться с другой имеющейся в собственности или пользовании жилой площадью для сопоставления с учетной нормой.

Я подала заявку на комиссию по признанию дома не жилым. Месяц на рассмотрение.

Надо дождаться решения комиссии. Здесь влияет и субъективный фактор, исходя из мнения членов комиссии. Но признаки, что помещение не пригодное для проживания, на мой взгляд, имеются.

Дом в каком состоянии находится? Он пригоден для проживания?

Я подала заявку на комиссию по признанию дома не жилым. Месяц на рассмотрение.
Елена

Если дом будет признан непригодным для проживания, то можно требовать, чтобы вас восстановили в очереди.

Спасибо. Я так и собираюсь поступить, если признают непригодным.

  • 10,0 рейтинг
  • 6702 отзыва эксперт

Здравствуйте Елена, в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ:

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из чего следует, что как Вы указали, что дом — избушка в деревне, то скорее всего он именно не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.09.2003 N 552 утверждено Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, которое предусматривает создание органами исполнительной власти субъекта РФ межведомственной комиссии действующей на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Т.е. Вам необходимо обратиться в межведомственную комиссию муниципалитета по месту нахождения этого домика, для проведения акта обследования и признания его не отвечающим требованиям установленным для жилых помещений, положительное заключение этой комиссии, будет основанием для сохранения за Вами права на улучшение жилищных условия в городе и отказ в этом Вы уже сможете признать незаконным.

Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса. Желаю успеха.

Да нет не ясновидение, а как один из возможных вариантов, я ведь имею право предположить, что деревенский дом не газифицирован и не имеет водоснабжения, его квадратура также не соответствует установленным соцнормам на одного человека, если это так, то мой ответ будет кстати для автора вопроса.

Александр незнание закона видно только в Вашем ответе, не надо обжаловать их отказ он законен, т.к. любой мало мальски грамотный гражданин знает, что если у Вас есть жилье в улучшении жилищных условий Вам могут отказать если площадь жилья превышает соцнорму на 1 человека и не давайте советов по обжалованию, читайте закон:

Статья 51 Жилищного кодекса РФ:

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Что касается вышеупомянутого Вами Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, то нужно уметь читать нормативные документы полностью во взаимосвязи всех его положений, а не выбирать сказку поинтереснее про горячее водоснабжения и централизованную канализацию, во- первых про горячее водоснабжение я речи не вел и про канализацию тоже, читайте внимательнее ответы, если они Вам так интересны, да их в деревне никогда не было и про мусоропровод, что вообще смешно. Есть масса других оснований, по которым жилое помещение может быть признано непригодным, если Вы хотите углубляться в эту тематику, хотя я бы все же оставил этот вопрос на усмотрение межведомственной комиссии, т.к. автор вопроса не затрагивает эту тему.

Согласно тому же Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47:

II. Требования, которым должно отвечать жилое помещение

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов — изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.

33. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

34. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Т.е. есть несколько основания для вынесения соответствующего решения комиссией и если хоть одно из них будет применимо по отношению к этому дому, то в этом случае решение комиссии будет основанием для сохранения за Вами права на улучшение жилищных условий.

Читайте также:  Защита прав очередников при переселении из сносимого жилья
Ссылка на основную публикацию