Защита прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

ст. 32ЖК –гарантирует защиту прав собственников жилья при изъятии. Жилое помещение ( далее жп) может быть изъято у собств. путем выкупа, что отражает ч. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо только по решению суда и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Т.е В случаях, когда изъятие невозможно без прекращения права собст. на здания, сооружения, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа (ст. 239 ГК РФ). выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков возможно в исключительных случаях, связанных: 1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов; 3) с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ (в зависимости от принадлежности земель). Условия и порядок изъятия устанавливаются ст. 55 ЗК РФ. Вопросы изъятия и выкупа жилого дома (жилого помещения) решаются одновременно с вопросами изъятия путем выкупа земельного участка. Требование об изъятии недвижимости не подлежит удовлетворению, если в суде не будет доказано, что использование земельного участка невозможно без прекращения права собственности на эту недвижимость (ст. 239 ГК РФ).

порядок и условия выкупа жилого помещения:

– выкупная цена, сроки и другие условия выкупа должны быть определены по соглашению с собственником жилья ; -выкупная цена должна складываться из рыночной стоимости этого помещения, а также всех убытков, связанных с его изъятием ( изменением места проживания; временным пользованием иным жильем ; переездом; поиском другого жилого помещения для приобретения в собственность; оформлением права собственности на другое жилое помещение; досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода (ч. 7).

– По соглашению взамен изымаемого может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан зарегистрировать свое решение об изъятии жилья в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3); в противном случае оно не будет иметь юридической силы.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия этого помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной государственной регистрации такого решения.

Если собственник не согласен с решением об изъятии либо не достигнуто соглашение об условиях выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления предъявляет в суд иск о выкупе жилого помещения. Срок предъявления иска – 2 года с момента направления собственнику жилья уведомления.

Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч. 5 ст. 32). Иными словами, подобные затраты ему не возмещаются.

Судьба жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным, решается в соответствии с положениями ч. 10 ст. 32. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно ч. 10 ст. 32 признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием потребовать от собственников помещений в этом доме снести его в разумный срок. В случае если снос не осуществлен в установленный срок, земельный участок подлежит изъятию. Соответственно, каждое жилое помещение в этом доме, принадлежащее на праве собственности, подлежит изъятию в порядке, предусмотренном ч. 1 – 3, 5 – 9 ст. 32 ЖК РФ.

Жилищный кодекс РФ не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях, например при признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обеспечение жилищных прав при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Расчет величины выкупа проводится специалистами.

Что такое государственные и муниципальные нужды

Прежде чем разобраться с обеспечением прав лица-собственника при изъятии у него участка и определить земельные участки, подлежащие изъятию, нужно назвать понятие государственных и муниципальных нужд.

Госнужды представляют собой обеспечиваемые в соответствии с законодательством потребности государства РФ в продукции, работах или услугах, которые необходимы для полноценного осуществления государственных функций. Такое определение включает в себя не только государственные потребности, но и потребности субъектов РФ.

В понятие муниципальных нужд входят обеспечиваемые путем средств бюджетов муниципалитетов потребности образований местного самоуправления в продукции, работах и услугах, которые необходимы для полноценного решения вопросов, которые относятся к категории местного значения. Таким образом, это нужды не федерального, а местного характера.

Важно понимать, что данное определение носит оценочный характер, невозможно точно определить объем и особенности таких потребностей.

Причины изъятия земельного участка

Изъятие земельного участка у собственника осуществляется по причинам, установленным действующими законами. Потребность изъятия земли у граждан для государственных и муниципальных нужд носит под собой достаточно веские основания. Вот эти причины:

  • выполнение обязательств международного характера (в этом случае заключается договор).
  • Размещение определенных объектов, если их расположение на другом месте невозможно (договор может содержать положения об объектах энергетики, атомной энергии, транспорта федерального характера, путей сообщения, газоснабжения, автодорог и так далее). Это основные земельные участки, подлежащие изъятию.
  • Принудительное изъятие земельного участка у граждан возможно и при других обстоятельствах, которые установлены нормативными актами (например, может быть заключен договор о выкупе участков, которые находятся в собственности у государства или органов муниципалитета). Это еще одна категория земельных участков, подлежащих изъятию.

Процедура изъятия земельного участка

Изъятие участка у граждан, а значит, и жилого помещения для муниципальных нужд и нужд государства – это определенная процедура, которая должна подчиняться законодательным требованиям: составляется договор и расчет упущенной выгоды, если таковая имела место быть.

В основе процедуры изъятия земельного участка в пользу муниципальных нужд всегда лежит договор, который служит своеобразной защитой интересов граждан (в нем указывается и расчет стоимости).

Тем не менее, если гражданин-собственник не заключил договор о проведении такой процедуры, вполне возможно принудительное изъятие земельного участка.

Процедура для удовлетворения муниципальных потребностей осуществляется путем принятия соответствующего решения госорганами, которые относятся к исполнительной власти, и заключением такого акта, как договор. Процедура для муниципальных органов может делиться на две стадии:

  • этап предварительного согласования о размещении государственного объекта, расчет стоимости, упущенной выгоды;
  • этап изъятия участка у граждан (основанием для этого выступает договор).

В первой стадии обязательно должен участвовать собственник, заключающий договор с властями и заявляющий об упущенной выгоде. Если он не согласен с таким решением, возможно обращение в судебную инстанцию в определенный срок путем составления иска.

Гарантия защиты прав граждан – уведомление о предстоящей процедуре, которое должно быть направлено в письменном виде. Еще одно условие, на котором проводится данная процедура – возмещение убытков при изъятии земельных участков. Возмещение причиненных убытков и упущенной выгоды путем внесения материальных средств – это важный элемент защиты прав лица-собственника. Порядок возмещения причиненных убытков и упущенной выгоды определяется соответствующим договором.

Регистрация решения об изъятии жилого помещения и его основания

Постановление об изъятии обязательно должно быть зарегистрировано в установленном законодательством порядке. Такая процедура носит открытый характер.

Процедура регистрации проходит в Росреестре, после чего государство или муниципалитет получают все права на участок земельного типа. После того, как участок был зарегистрирован, бывший собственник получает об этом уведомление, в котором должна быть прописана дата этого мероприятия. Только в этом случае изъятие земли для государственных и муниципальных нужд у граждан будет иметь юридическое значение.

Стоит отметить, что уведомление должно быть направлено в определенный срок. Законодательством установлен максимальный срок – один год до изъятия. Практика показывает, что такой срок был выбран для того чтобы максимально защитить права и интересы граждан. В течение этого времени лицо может обжаловать постановление государственных органов в судебной инстанции.

Судебная практика предусматривает условие, когда участок можно забрать принудительно: если собственник не согласен заключать договор, участок можно забрать в принудительном порядке.

Тем не менее, в этом случае предусмотрено возмещение причиненных убытков и упущенной выгоды, то есть участок забирается на основании выкупа.

Есть и другие основания принудительных действий:

  • применение земли не по назначению;
  • ухудшение экологической обстановки в процессе применения, загрязнение окружающей местности;
  • систематическая невыплата налога земельного типа (такая практика довольно распространена у недобросовестных собственников).

Условия выкупа жилого помещения и расчет выкупной цены

Условия выкупа участка, возмещение причиненных убытков и упущенной выгоды определяются в соответствии с жилищным законодательством. Расчет величины выкупа проводится специалистами.

Выкуп помещения и участка осуществляется на условиях, которые предусмотрены специальным соглашением. Речь идет о таких условиях, как цена, срок, время освобождения площади жилого типа и так далее). Что касается расчета выкупной цены, то в ее состав входят две части.

Первая часть – расчет стоимости рыночного характера жилой площади. В случае возникновения конфликта стоимость объекта определяется в соответствии с нормами, регулирующими законы рынка, при необходимости назначается экспертиза.

Кроме того, в состав выкупа входят убытки, которые может понести лицо-собственник при изъятии имущества. Речь идет о расходах, которые связаны с изменением места жительства, расходах на оплату использования другой площади, расчет на затраты на переезд, расчет на услуги транспортных средств, расходы на оформление нового права собственности и так далее. Кроме того, обязателен и расчет упущенной выгоды (например, расчет средств, которые собственник мог бы получить от нанимателей, если он сдавал площадь в аренду). Возмещение упущенной выгоды осуществляется в установленном законодательством порядке, при расчете упущенной выгоды могут привлекаться специалисты, проводиться экспертизы.

Нормы, которые касаются домов аварийного типа

Правительственными органами установлен порядок признания площадей аварийными. Если орган принял решение о признании объекта аварийным, он направляет гражданам решение о сносе данного здания. При этом устанавливается срок, в течение которого помещение будет снесено (данный срок именуется разумным).

Если требования органов не будет выполнено, то есть дом не снесут, участок изымается для государственных и муниципальных нужд вместе с площадью жилого типа. В данном случае интерес муниципалитета заключается не в самом изъятии, а в устранении аварийной постройки.

Таким образом, земельные участки, подлежащие изъятию – это участки, которые могут быть чем-либо полезны для государственных органов или муниципалитета. Земельные участки, подлежащие изъятию, могут представлять собой и зоны, которые применялись собственником не по назначению или же без уплаты налога земельного типа.

Читайте также:  Сроки давности в жилищном праве — возврат земли

Во всех случаях данный процесс проходит в соответствии с жилищным кодифицированным актом и гражданским законодательством. Действующие законы в должной мере защищают права и интересы граждан. В случае несогласия лицо всегда может оспорить решение в судебной инстанции, а также запросить большую выкупную цену.

Предоставление другой площади жилого характера

В жилищном кодифицированном акте предусматривается, что предоставление новой площади определяется соглашением сторон. Это значит, что о таком мероприятии стороны могут только добровольно договориться. Государственный орган не может принудительно переселить гражданина.

Однако и лицо-собственник не может требовать обязательного предоставления имущества, у него есть лишь право выкупа. Если лицо относится к той категории граждан, которые нуждаются в защите социального характера, ему может быть предоставлена площадь в специально отведенном для этого фонде жилищного типа.

Защита прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков

Одним из оснований принудительного изъятия жилого помещения и прекращения права собственности на него является изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположены жилое помещение или многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение.
Вместе с тем законодатель исходит из приоритета обеспечения прав собственника.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав граждан – собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Решения об изъятии земельных участков от имени Российской Федерации и ее субъектов, в том числе путем выкупа, принимают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Решения об изъятии, земельных участков для муниципальных нужд принимаются органами местного самоуправления в рамках их компетенции (ст. 125 Гражданского кодекса РФ, ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Кроме того, предусмотрена определенная процедура, предшествующая изъятию у собственника жилого помещения, выполнение которой для уполномоченного органа является обязательной. Данная процедура включает в себя:
– принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения;
– государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации. При этом юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В связи с этим сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, сети «Интернет») об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” установлено, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является основанием для отказа в иске органу государственной власти, органу местного самоуправления о выкупе жилого помещения у собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются по соглашению с собственником помещения, а не произвольно. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При этом выкупная цена включает: рыночную стоимость жилого помещения; все убытки (прямой ущерб и упущенную выгоду), возникающие у собственника помещения по причине его изъятия, примерный состав которых определен (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем в силу части 5 статьи 32 Жилищного кодекса РФ в выкупную цену жилого помещения не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон, в связи с чем требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого.
В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с указанной нормой собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого предоставляется на праве собственности.
В случае, если собственник жилого помещения не согласен с решениями об изъятии земельного участка и (или) жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа указанных объектов, то орган, принявший решение об изъятии, не вправе понуждать собственника к даче такого согласия. В данном случае законодателем (ст. 32 ЖК РФ) предусмотрена судебная защита жилищных и иных прав собственника объекта, изымаемого для государственных или муниципальных нужд.
Компетентный орган, принявший решение об изъятии земельного участка, должен совершить в данном случае только одно основанное на законе действие – предъявить в суд иск о выкупе земельного участка и (или) жилого помещения. Дальнейшее решение данного вопроса относится к исключительной компетенции суда.
Для подачи данного иска в суд предусмотрен сокращенный срок исковой давности – два года с момента направления собственнику соответствующего объекта уведомления о принятии решения об изъятии. Пропуск этого срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, ст. 282 ГК РФ).
Поскольку правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является выселение собственника из этого жилого помещения, к участию в деле в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ должен быть привлечен прокурор для дачи заключения по делу.

Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

Читайте также:  Пользование жилым помещением по доброй воле собственника

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

Защита прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

3. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Что будет, если государство решит изъять ваш дом?

Что будет, если государство решит изъять ваш дом для своих нужд? Изучаем статью 32 ЖК РФ «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

Домовладельца подстерегает много опасностей. От пожара, наводнения, урагана и кражи можно застраховаться, но есть еще одна напасть, которая никакой страховкой не лечится: участок, на котором расположен ваш дом, может понадобиться государству. Участок в таком случае изымают, строения на нем сносят. Правда, владельцу полагается компенсация — но не факт, что вам понравится ее размер.

Рисунок: Ирина Фатеева

Как власти облегчают себе жизнь

Изымать землю у владельцев государство могло и раньше, но в последние 10 лет кампании по изъятию земель приобрели массовый характер. В 2004-2006 годах — в Южном Бутово, перед саммитом АТЭС 2012 года — во Владивостоке, перед Олимпиадой 2014 года — в Сочи. Сейчас производится изъятие земельных участков в Новой Москве , при прокладке дублеров автомагистралей в Подмосковье, а также в городах, которые примут чемпионат мира по футболу 2018 года.

Читайте также:  Коллекторы вне закона?!

Для каждой из этих кампаний ранее издавался специальный законодательный акт, существенно упрощавший процедуру изъятия, прописанную в Гражданском и Земельном кодексе. Но теперь этого властям делать не надо. В конце 2014 года был принят Федеральный закон №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ». Там как раз прописана процедура изъятия земель у собственников властями разных рангов по упрощенной схеме. С апреля 2015 года этот закон вступил в действие. В нем предусмотрено все, чтобы власти без проблем и быстро могли изъять у собственника его участок. Кстати, согласно первоначальному замыслу авторов, этот закон как раз должен был защитить собственника от произвола властей, но благодаря многочисленным доработкам и дополнениям, развернулся в обратную сторону.

Кстати, в законе речь идет не о собственнике, а о правообладателе: кроме собственников, право на компенсацию имеют арендаторы и прочие землепользователи. Вопрос лишь в том, будут ли их права соблюдены в той же степени, что и права собственника. Пока что практика предыдущих изъятий ставит это под сомнение. Хотя и в указанном законе, и в новой редакции статьи 279 ГК РФ кроме прав собственности упоминаются право постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, право аренды и пожизненного наследуемого владения участком.

Как это работает?

Как же происходит процесс избавления правообладателя от принадлежащей ему недвижимости? Сначала на основании генплана развития района, включающего возведение объектов государственного и местного значения, власти формируют перечень участков для изъятия. Сообщение о предстоящем изъятии публикуют в СМИ и на сайте муниципалитета, к которому относятся участки.

Далее власти проверяют документацию и оценивают участок на основании кадастровой стоимости. Затем правообладателю по почте отправляют проект соглашения. В нем указывают сроки и порядок изъятия недвижимости, цену или описание компенсации, порядок ее получения. Это письмо счастья должно быть отправлено правообладателю не позднее семи дней со дня сообщения об изъятии в СМИ. Получил правообладатель это письмо или нет — никого не волнует, время пошло. С этого момента до процедуры изъятия остается ровно три месяца. Если правообладателю повезло, и он все-таки вовремя узнал о предстоящем изъятии, то на этом этапе он может включиться в борьбу за свои интересы. Но опыт показывает, что судиться с властями, пытаясь отстоять свой участок, практически бесполезно. Это возможно лишь в том случае, когда в опубликованном перечне подлежащих изъятию участков вашего нет, и вас хотят лишить земли по ошибке — или же власти по старой привычке решили зарезервировать землицы с запасом. Теперь властям этого делать нельзя, и в этом случае закон будет на вашей стороне.

Если ваш участок действительно попал в перечень, то реально добиться лишь увеличения компенсации до более или менее адекватного размера. Полностью отстоять землю не получится.

Власти должны предложить правообладателю заключить соглашение о выкупе участка. В цену выкупа войдет рыночная стоимость земли, стоимость дома и прочих построек, затраты на переезд и обустройство на новом месте, упущенная выгода. С землей все более-менее ясно. Ее оценят по кадастровой стоимости, которая в последнее время приблизилась к рыночной.

С участком разобрались. Не так просто со всем остальным. Дома и строения должны быть зарегистрированы. Если регистрации у вас нет, то это самострой, компенсации не подлежит. Но даже если регистрация есть, то стоимость строений государственные оценщики частенько занижают процентов на 30%. Поэтому правообладатель имеет право нанять своего оценщика, благо это недорого. Оценщик учитывает цену на аналогичные дома в данном районе и дополнительные плюсы и минусы оцениваемого дома. На основании его экспертного заключения правообладатель может направить властям встречные предложения по размеру компенсации. Например, в виде протокола разногласий к соглашению о выкупе. Если дом застрахован и есть страховой договор, то логично указать цену оттуда, если она устраивает. Сумма затрат на переезд и обустройство и упущенная выгода тоже являются поводом для переговоров с властями. На переговоры правообладателю отпущено три месяца. За это время можно попытаться зарегистрировать еще не зарегистрированные строения — к счастью, дачная амнистия продлена до 2018 года, поэтому для регистрации права нужен только документ, подтверждающий владение землей. А вот делать ремонт дома, реконструкцию и т.д. смысла не имеет, поскольку это в выкупную цену не войдет.

Надо быть готовым к тому, что спор относительно размера компенсации по истечении трех месяцев в итоге будет рассматриваться в суде. Суд, в свою очередь, тоже назначит экспертизу. Задача собственника в этом случае состоит в том, чтобы в качестве эксперта-оценщика был выбран как раз его оценщик. Тогда проблем должно быть меньше.

Кстати, еще один нюанс: вообще-то кадастровая стоимость участка сейчас достаточно близка к рыночной, а в некоторых случаях даже превышает ее из-за существенного падения цен на землю в 2015 году. Но в некоторых районах и даже отдельных садоводческих товариществах она неадекватно низкая. Это плохой симптом — явный признак того, что власти положили глаз на эти участки и собираются сэкономить на компенсации.

Вообще-то компенсация владельцу участка может быть произведена как в денежной форме, так и в натуральной. То есть вместо изъятого участка с домом могут предложить аналогичный в другом месте. Но обычно власти в этом не заинтересованы. Если такое предложение и последует, то оно будет невыгодно для правообладателя. Обычно власти предпочитают расплачиваться деньгами — за исключением случаев, когда изъятый с участком дом является единственным жильем владельца участка. Тогда по закону ему обязаны предложить жилье взамен утраченного. Но тут сразу вспоминаются предолимпийские скандалы в Сочи, когда у людей изымали дома с участками в ста метрах от моря и переселяли в горные поселки. Мотивировка предельно простая: других возможностей нет, предлагаем, что можем — берите, а то и этого не будет. Не хотите? Тогда берите деньгами.

Надо понимать, что конфисковать участок властям не помешает ни отсутствие данных о собственнике в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), ни отсутствие точных границ участка, ни наличие имущественного спора о правах на землю и строения, ни несогласие собственника с размером компенсации. Соответствующие изменения были внесены и в статью 32 ЖК РФ «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

Так что права-то собственник имеет, но принцип, заложенный в новом законе таков: принудительное изъятие — отдельно, спор о компенсации и прочие мелочи — отдельно. Стало быть, землю и жилье изымут, а судиться и добиваться достойной компенсации потом еще можно очень долго.

Зато процесс изъятия существенно ускорился. Раньше по закону должен был пройти год с момента получения собственником проекта соглашения о компенсации до собственно изъятия участка, а теперь этот срок сокращен до трех месяцев плюс время на суд о принудительном изъятии и вступление решения в законную силу.

Одна из немногих хороших новостей для правообладателей — запрещено изымать участки для госнужд, если будущий объект (ЛЭП, трубопровод, дорога и т. д.) не были ранее предусмотрены в генплане поселения. Правда, и тут есть исключения. Участки могут все-таки изъять при создании заповедников и нацпарков, для выполнения международного соглашения, для выполнения работ, связанных с недропользованием, для сноса или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным.

Но новый закон не допускает такого беспредела, какой был учинен в свое время в постановлении по изъятию земельных участков в Новой Москве , когда правительство Москвы дало себе право просто изъять участок в резерв из неизвестно каких соображений.

Тактика владельца изымаемого участка должна быть предельно проста: не растрачивать понапрасну силы, пытаясь отстоять свой участок и дом, а просто постараться получить за них максимальную компенсацию.

Как уже говорилось, правообладатели, не являющиеся собственниками, тоже имеют право на компенсацию. Но все-таки если существует вероятность изъятия участка в связи со строительством в «опасной близости» какого-то объекта государственного или местного значения, то желательно, конечно, озаботиться приватизацией участка заранее, до получения письма счастья о его предстоящем изъятии. Так оно как-то надежнее.

Участки под многоквартирными домами

Под изъятие может попасть и участок с многоквартирным домом. В этом случае в выкупную цену жилого помещения включаются кадастровая стоимость жилого помещения, доля стоимости общего имущества в многоквартирном доме и убытки, которые понес собственник, включая затраты на пользование временным жильем, затраты на поиск нового жилья и переезд, а также, в ряде случаев, упущенная выгода. Собственнику может быть предоставлено вместо изымаемого жилья другое жилое помещение с зачетом его стоимости, исходя из выкупной цены.

В той же статье 32 ЖК РФ регламентируются действия властей при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В этом случае собственникам помещений в доме власти предъявляют довольно безумное требование о сносе или реконструкции за свой счет в течение шести месяцев. Если собственники все-таки умудрятся выполнить это требование, участок останется за ними, и они могут, допустим, построить на нем новый дом. Если им позволят, конечно. При невыполнении требования земельный участок и помещения в таком доме подлежат изъятию для муниципальных нужд. Что интересно, ни о какой компенсации и размере выкупной цены в этом разделе статьи закона не сказано ничего.

Но вообще-то, как показывает практика, помещения в итоге все-таки выкупаются властями у собственников по описанной выше схеме. Тем, кто жил по договору социального найма, предоставляется другое помещение по такому же договору. Конечно, в случае расселения аварийного жилья может быть множество нюансов. Ведь зачастую власти не заинтересованы побыстрее дать новое жилье жильцам аварийных домов, а иногда и вовсе не имеют такой возможности. Включен ли дом в адресную программу по переселению? Какова выкупная цена аварийного жилья? Что считать равнозначным жильем, предоставляемым взамен изымаемого? Как быть с расселением коммуналок из аварийного дома? Вопросов в этом случае масса, но это уже совсем другая история.

Ссылка на основную публикацию