Совет многоквартирного дома. Практические вопросы

Совет многоквартирного дома. Практические вопросы

(Лейба А.) («Жилищное право», 2014, N 2)

СОВЕТ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Лейба Алексей, юрисконсульт ООО «Уралводоканал».

С момента принятия Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым в ЖК РФ была введена статья 161.1 о совете многоквартирного дома, прошло более двух лет. Тем не менее проблема самоорганизации разрозненных собственников квартир дома при отсутствии в нем ТСЖ актуальна и у многих вызывает интерес до сих пор. О том, как реализовывались эти положения на практике, будет рассказано в настоящей статье.

ДОМОВЫЕ КОМИТЕТЫ И СТАРШИЕ ПО ДОМУ (ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СОВЕТОВ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА)

Статьей 19 ЖК РСФСР в свое время было предусмотрено, что домовые комитеты и другие органы общественной самодеятельности, в соответствии с положениями о них, участвуют в управлении жилищным фондом, оказывают содействие жилищно-эксплуатационным организациям в их работе по обеспечению сохранности и надлежащему использованию жилищного фонда, а также осуществляют общественный контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями и содержания жилых домов. Существовали и старшие по дому (подъезду), выполнявшие подобные общественные функции. Как отмечает А. Юзиков, «их деятельность не регламентирована существующим законодательством. ЖК РФ, вступивший в силу в 2005 году, никаких упоминаний о старших по дому и домовых комитетах не содержит» . ——————————— Юзиков А. А. О замене старших по дому и домкомов на советы многоквартирных домов (на примере г. Москвы) // Вестник Екатерининского института. 2011. N 4(16).

В настоящее время статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений обязаны избрать совет многоквартирного дома (далее — МКД), если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры. При этом речь идет именно о количестве квартир, а не комнат или нежилых помещений. Министерство регионального развития РФ в письме от 27.10.2012 разъяснило данные положения ЖК РФ и указало, что совет МКД — это новый институт самоорганизации собственников помещений в МКД. Министерство также указало, что ЖК РФ предусматривает необходимость избрания совета МКД при реализации в таком доме следующих способов управления: — управление управляющей организацией (совет дома может представлять интересы собственников при заключении договора управления МКД); — непосредственное управление (контролировать заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг по содержанию дома) . ——————————— Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. Доступ через http://www. minregion. ru/pressoffice/news/1635.html.

Таким образом, основная задача создания института совета МКД — организовать, объединить разобщенных собственников квартир и других помещений в одного полновластного хозяина — МКД, одновременно вытеснив такие устаревшие формы, как домовые комитеты и старшие по дому.

ВОПРОСЫ ИЗБРАНИЯ СОВЕТА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА. СТАТУС СОВЕТА

Если собственники не проявят самостоятельности и не проведут общее собрание, на котором будет избран совет МКД, то в течение календарного года (или если соответствующее решение не реализовано) орган местного самоуправления обязан в трехмесячный срок созвать общее собрание этих собственников (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ). В повестку дня при этом включаются вопросы об избрании в данном доме совета МКД, в том числе председателя совета данного дома, или вопрос о создании в данном доме ТСЖ. Следует иметь в виду, что в таком случае выбор председателя совета МКД будет зависеть не только от собственников помещений, поскольку влияние органов местного самоуправления в подобных случаях достаточно велико. Поэтому в конечном итоге председателем совета может стать совсем не то лицо, которое собственники хотели бы видеть в этом качестве. При определении статуса совета МКД необходимо учитывать следующее: 1. Поскольку совет МКД не является ни юридическим лицом, ни общественной организацией, регистрация совета, а также положения, на основании которого он действует, в органах местного самоуправления, налоговых и иных органах не осуществляется. В связи с этим И. Миронов отмечает, что «…отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями» . ——————————— Миронов И. Б. Совет дома как способ повышения эффективности управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2012. N 1.

2. В его состав избираются только собственники всех (жилых и нежилых) помещений, поэтому председателем совета дома может быть даже представитель юридического лица, если оно является собственником помещения в МКД. 3. ЖК РФ не устанавливает требований к минимальному или максимальному количественному составу совета МКД. Это оставлено на откуп собственников. Например, для домовых комитетов пунктом 4 Положения о домовом комитете в государственном жилищном фонде, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР И ВЦСПС от 09.08.1968 N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом», было установлено, что он должен избираться в составе не менее 7 человек . ——————————— СП РСФСР. 1968. N 15. С. 75.

4. Избрание совета МКД собственниками помещений нескольких МКД не допускается, что установлено в ч. 3 ст. 161.1 ЖК РФ. 5. Совет МКД ни при каких обстоятельствах не подменяет собой такой высший орган управления МКД, как общее собрание собственников, поэтому вопросы исключительной компетенции не могут быть переданы совету МКД . ——————————— Миронов И. Б. Указ. соч.

Как было отмечено в Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 07.08.2013 по делу N 33-4823, «совет собственников МКД не является органом управления в смысле ст. 161 ЖК РФ в отличие от ТСЖ и УК, а его деятельность по управлению МКД, начислению оплаты за содержание дома, за текущий и капитальный ремонт не основана на законе. Такой способ управления МКД, как непосредственное управление советом собственников МКД, ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ не допускает». 6. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению МКД, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, количество которых также не ограничено. Они являются коллегиальными совещательными органами управления (ч. 11 ст. 161.1 ЖК РФ). Очевидно, что порядок их создания должен быть предусмотрен в соответствующих положениях о совете МКД. 7. По общему правилу совет дома избирается сроком на 2 года, однако общим собранием может быть установлен как более короткий, так и более длительный срок, а, например, в случае принятия решения о создании в доме ТСЖ полномочия совета прекращаются досрочно.

УДОСТОВЕРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ДОМА

Без доверенности председатель вправе осуществлять большинство организационно-распорядительных и контрольных полномочий, перечисленных в ст. 161.1 ЖК РФ. На основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, избираемый из числа лиц данного совета председатель может заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления МКД или договоры, указанные в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ (при непосредственном управлении). При этом по договору управления МКД приобретают права и обязанности все собственники помещений в МКД, предоставившие председателю совета дома такие полномочия. Исключительно на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, председатель выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме, при этом ЖК РФ относит к таким делам только дела, связанные с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг (п. 5 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ). Однако при обращении в суд и непредставлении доверенности на представление интересов избранный председатель совета МКД действует только от своего имени и поэтому не имеет полномочий от всех собственников помещений (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.08.2013 по делу N 33-6850/2013). Что касается порядка оформления доверенности, выдаваемой председателю совета МКД, хотелось бы отметить следующее. Ввиду отсутствия регламентации такого порядка в ЖК РФ, руководитель клуба «Управдом» А. Демченко сделал запрос в Минрегион России с просьбой пояснить, как именно должна быть оформлена такая доверенность. Из ответа за подписью директора департамента ЖКХ И. Булгаковой следует, что доверенность должна быть оформлена в соответствии со ст. 185 ГК РФ . Однако до сих пор непонятно, необходима одна доверенность, подписанная всеми собственниками (и как это технически оформлять), или все-таки нужна доверенность от каждого собственника. ——————————— Официальный сайт клуба собственников жилья «УПРАВДОМ» (г. Новосибирск). Доступ через http://clubupravdom. ru/news/sovet_mnogokvartirnogo_doma_dolzhen_poluchit_pismennye_doverennosti/2011-08-31-250#.Um-A5Np_ERA().

Полномочия председателя могут быть конкретизированы и в тексте самой доверенности. Например, в решении Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2013 по делу N А57-5190/2013 было указано, что «председатель совета дома наделена полномочиями следующих действий от имени собственников помещений МКД: — вступать в переговоры относительно условий договоров на обслуживание и текущий ремонт общего имущества МКД до принятия общим собранием собственников решения о заключении этого договора; — заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений, с правом подписания от лица собственников договоры на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенному договору на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, подписывать акты приемки-передачи коммунальных услуг по обслуживанию и текущему ремонту имущества, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимний период, актов осмотра МКД и других документов, касающихся обслуживания и ремонта дома».

ОПЛАТА ТРУДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА

По поводу оплаты труда председателя совета МКД А. Рыжов отмечает, что «четкое разграничение правовой природы совета МКД и ТСЖ делает обоснованным отсутствие в ЖК РФ указаний на оплату труда председателя совета МКД. В этой связи единственным механизмом сбора средств на оплату труда председателя совета МКД может быть включение соответствующего пункта в договор управления таким домом, на основании которого управляющая организация станет начислять вознаграждение председателю. Однако такой механизм порождает настолько очевидный конфликт интересов, что его невозможно рассматривать как одобряемый» . ——————————— Рыжов А. Совет многоквартирного дома // Жилищное право. 2011. N 11.

Действительно, на практике такая оплата чаще всего выражается в благодарности собственников и освобождении председателя от оплаты ЖКУ (частично или полностью), в связи с чем приведу один пример из судебной практики. Практика. Председатель совета МКД обратилась с иском о взыскании с ООО «УК «Мегаполис» вознаграждения за выполнение обязанностей председателя и указала, что на основании решения внеочередного собрания жильцов МКД она является председателем совета дома, которым ей установлено вознаграждение в размере рублей, подлежащее выплате из статьи «Содержание и текущий ремонт». Однако ответчик выплату вознаграждения ей не производил. Решением мирового судьи от 22.10.2012 исковые требования были удовлетворены, и, не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой. По итогам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции отменил решение мирового судьи и указал, что ни действующим жилищным законодательством, ни договором управления МКД с ответчиком не предусмотрена выплата вознаграждения председателю совета дома. Апелляционная инстанция также указала, что суд первой инстанции неверно исходил из того, что, поскольку решение о выплате вознаграждения председателю совета дома принято на общем собрании собственников дома, оно является обязательным для исполнения в том числе и управляющей компанией, на счет которой поступают денежные средства от жильцов данного дома за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД. При этом перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенный Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, не содержит такого вида расходов, как вознаграждение председателю совета дома. Помимо этого, мировым судьей не дана правовая оценка расчету тарифа на содержание и ремонт МКД, согласно которому расходы на выплату вознаграждения председателю совета в названном тарифе также не учтены. Кроме того, из пояснений сторон следует, что истец как председатель совета дома каких-либо услуг ООО «УК «Мегаполис» не оказывала, договор с ней как с председателем совета дома не заключался, а факт заключения договора между истцом как старостой дома и ответчиком на возмездное оказание услуг правового значения не имеет, поскольку староста жилого дома и председатель совета МКД имеют различный правовой статус и правовые обязанности (Апелляционное определение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 05.02.2013 по делу N 11-14/2013).

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ СОВЕТА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА

В судебной практике есть примеры злоупотребления предоставленными полномочиями со стороны совета МКД. В частности, интерес представляет дело о защите деловой репутации муниципального предприятия. Практика. МУ РЭП N 32 обратилось в суд с иском к совету МКД о защите деловой репутации, поскольку ответчиком в почтовых ящиках жильцов были размещены письменные объявления, озаглавленные как «Информационное сообщение совета многоквартирного дома в отношении МУ РЭП N 32», содержание которых, по мнению истца, не соответствует действительности и порочит его деловую репутацию. Решением суда первой инстанции исковые требования были удовлетворены, на ответчика была возложена обязанность опровергнуть распространенные сведения путем направления собственникам квартир сообщения о недостоверности изложенных сведений. Трое членов совета обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой было указано на то, что в обращении к жителям МКД просто излагалось личное мнение о работе истца. Судебная коллегия по гражданским делам согласилась с выводами суда первой инстанции и указала следующее. Утверждение о нарушениях истцом положений Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» порочит деловую репутацию истца, поскольку деятельность МУ РЭП N 32, у которого был заключен договор на управление, содержание и ремонт МКД с собственниками, полностью соответствует требованиям данного Закона, а также Устава предприятия. Суд обоснованно пришел к выводу о том, что утверждение ответчика, что «МУ РЭП в одностороннем порядке завысило тарифы по содержанию и ремонту дома на общую сумму по дому рублей» является не соответствующим действительности, поскольку изменение размера платы за жилое помещение произошло на основании решения, принятого общим собранием собственников о заключении дополнительного соглашения, что подтверждается протоколом общего собрания и соответствует требованиям п. 7 ст. 156 ЖК РФ. По поводу сообщения ответчика о том, что «объемы электроэнергии для мест общего пользования по счетам, предъявленным собственникам, в разы превышают фактические — по показаниям приборов учета», суд указал, что данное утверждение является несостоятельным, так как учет потребления электроэнергии в квартирах производится индивидуальными приборами учета электроэнергии, а данные о расходе электроэнергии по ним собственники передают в соответствии с заключенными прямыми договорами, поэтому плата за потребление электрической энергии в счетах-квитанциях МУ РЭП N 32 не отражается. По поводу указания в объявлении о том, что «объемы потребляемой тепловой энергии всего дома по счетам больше на процентов в месяц, чем по прибору учета», суд апелляционной инстанции указал, что этим ответчик утверждает о неправильности начисления платы за тепловую энергию и завышении ее объемов, однако в МКД установлены и введены в эксплуатацию общие домовые приборы учета потребления тепловой энергии. Начисление размера платы за отопление производилось истцом, исходя из расходов, определенных по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета в соответствии с действовавшими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Указание в объявлении на то, что «за результативную работу в интересах руководства управляющей организации госпожа была премирована услугой в виде хорошего ремонта квартиры» также не нашло своего подтверждения, так как истец доказал, что ремонт в квартире производился в г. по заявке собственника на основании заключенного договора подряда между выполнявшей в тот период обязанности УК и подрядной организацией. Никаких ремонтных работ в ее жилом помещении истцом не производилось. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что распространенные ответчиком сведения полностью не соответствуют действительности, порочат деловую репутацию истца, вводят в заблуждение собственников жилых помещений о недобросовестном исполнении своих обязанностей управляющей организацией с целью снизить ее авторитет среди жителей дома, подорвать доверие к ней (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 02.07.2013 по делу N 33-13658/13). На основании изложенного можно прийти к следующим выводам. На наш взгляд, Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ был принят после осознания законодателем того, что общее собрание собственников помещений МКД — это очень громоздкий и неповоротливый орган управления МКД, особенно когда в таком доме большое количество собственников. Тем не менее отсутствие в ЖК РФ подробной регламентации деятельности совета МКД (порядка оформления доверенностей от собственников, вопросов уплаты вознаграждения председателю совета и других) приводит на практике к многочисленным проблемам. В особенности это касается комиссий в совете МКД. Так, в п. 4 ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ упоминается только об одной из них — комиссии по оценке проектов договоров. Однако в отличие от ревизионных комиссий, создаваемых в ТСЖ или кооперативах, в случае выбора управления управляющей компанией (которая, как правило, является коммерческой организацией) отсутствует возможность какого-либо контроля за ее финансовой деятельностью. В связи с этим, помимо вышеперечисленного, целесообразно предусмотреть в ЖК РФ обязательное создание в структуре совета МКД ревизионной комиссии, осуществляющей контроль деятельности УК.

Читайте также:  Банки и заемщики

Практические советы и живое обсуждение: в администрации подняли вопрос создания Советов многоквартирных домов

В администрации Петроградского района состоялись встречи представителей власти с председателями Советов многоквартирных домов и инициативными жителями муниципальных образований Чкаловское, Кронверкское, Аптекарский остров и округ Петровский.

В обсуждении актуальных вопросов приняли участие Глава Петроградского района Иван Громов, его заместители, главы муниципальных образований и руководители управляющих компаний. Повестка каждой встречи была заранее разослана приглашенным по электронной почте и доставлена техниками до почтового ящика.

Почему не создаются Советы многоквартирных домов? Ответ на этот вопрос и пути его решения и предстояло найти в конструктивном диалоге власти с жителями каждого муниципального образования. Еще на первой встрече с представителями многоквартирных домов МО Кронверкское была сформулирована основная проблема – в настоящее время доверия и взаимопонимания с управляющими организациями попросту нет.

К слову, администрация Петроградского района в свою очередь заинтересована в увеличении количества домосоветов, появления в каждом жилом доме ответственного человека со слаженной командой, которые будут представлять большинство жителей и готовы к диалогу со своим ЖКС-ом, муниципалитетом, главой района.

Так, председатель Домового совета по Чкаловскому проспекту, 34 (МО Чкаловское) сообщил, что на сайте управляющей компании обнаружил информацию о уже прошедшем собрании собственников его дома. Ни объявления, ни протокола он не видел.

Есть и такая сложность: житель Большой Зелениной, 29 сообщил главе, что жители дома уже 2 года не могут выбрать Совет дома. Они уведомляют представителя ЖКС о своей инициативе, но дальше ничего не происходит… то техник заболеет, то вообще уволится и некому заниматься организацией.

После таких случаев становится ясно, что идея главы – общаться с избранным председателем Совета – не вписывается в процессы деятельности управляющей компании, которая позволяет себе игнорировать инициативы жителей.

Если рассматривать смысл подхода регламентации государственных услуг (Федеральный закон Российской Федерации № 210-ФЗ), на основании которой были созданы многофункциональные центры и порталы государственных услуг, то общение жителей с управляющей компанией ничем не должно отличаться от стандартной регламентации.

Есть факт обращения инициативной группы. Управляющая компания обязана определить место и время проведения собрания, выдать типовые образцы повестки дня и бюллетень для голосования, напечатать и организовать доставку под роспись собственникам помещений уведомления о проведении собрания, пригласить представителя районного Жилищного агентства, если в доме есть государственная собственность, выдать инициативной группе реестр собственников нежилых помещений, чтобы понимать у кого сколько процентов голосов… и все это должно быть зафиксировано, поручено ответственному должностному лицу, в чьи полномочия входят эти действия и на это отводится четко фиксированное время.

После первой встречи было принято решение выявить круг специалистов в управляющих компаниях, в чьи обязанности входит организация проведения собраний собственников помещений в многоквартирных домах; подготовить типовой регламент взаимодействия с жителями, которые изъявили желание создать или переизбрать в доме Совет, а также раз в полгода оценивать руководителей Жилкомсервисов по количеству созданных легитимных советов от числа домов, находящихся в управлении.Кроме того, администрацией также разработаны и другие показатели оценки эффективности руководителей ЖКС. Проект был выдан на руки жителям, и Иван Александрович попросил изучить и посоветовать их дополнить.

Еще один вопрос на повестке встреч: как оценить работу муниципального образования? Глава района и главы муниципальных образований поддержали жителей, в ближайшее время будет разработан проект Методики оценки эффективности расходования средств бюджета на благоустройство муниципальными образованиями района. Проект будет направлен на согласование председателям советов МКД и инициативным жителям.

Отдельно была поднята тема инвентаризации администрацией и Жилкомсервисами дополнительного инженерного оборудования, которое размещается на общем домовом имуществе.

Зачем это делается?

Во-первых, необходимо выявить размещенное на доме оборудование;

во-вторых, зафиксировать его относительно каждого жилого или нежилого помещения в информационной системе;

в-третьих, заставить собственника (или арендатора) помещения получить официальные разрешения от Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга или от Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга на размещение соответствующего оборудования или демонтировать самовольно размещенный элемент благоустройства;

в-четвертых, заключить с управляющей компанией договор на использование общего домового имущества в целях получения арендной платы и расходования поступающих средств на текущий ремонт многоквартирного дома.

Для того, чтобы этот процесс запускался по каждому дому автоматически Иван Александрович настоятельно советует жителям создавать Совет дома, принимать решение о выборе управляющей компании стороной для заключения договора аренды на размещение на общем домовом имуществе дополнительного инженерного оборудования и принимать расценки за аренду 1 кв.м или 1 куб.м общего домового имущества (с учетом поправочного коэффициента, если дом является объектом культурного наследия).

Тогда у управляющей компании появляется возможность частично перекрыть расходы на оплату коммунальных услуг, которые не платят должники, и направить средства за аренду общего домового имущества на текущий ремонт дома (по согласованию с выбранным председателем МКД).

Именно таким администрация Петроградского района видит взаимодействие жителей, управляющих компаний и чиновников: конструктивным и эффективным.

Вопросы, которые задали главе жители, будут рассмотрены на очередных выездных совещаниях. Многих жителей глава пригласил на личный прием.

Помимо этого, после каждой встречи всем присутствующим было предложено принять участие в опросе ВКонтакте в группе администрации Петроградского района, где можно было оставить свой голос, высказать свое мнение о прошедших заседаниях. Такие голосования будут проводиться и далее после каждой такой встречи в январе-феврале наступающего года.

Все необходимые документы и полезная информация для председателей домовых советов и инициативных жителей доводится через закрытую группу Вконтакте. Подать заявку можно, перейдя по ссылке.

Жилищное право России

Совет многоквартирного дома

Совет многоквартирного дома (далее — Совет МКД) обязательно создается в многоквартирных домах, в которых не созданы ТСЖ, ЖСК, ЖК или иные специализированные потребительские кооперативы, при условии, что в доме более 4 квартир (ст. 161.1 ЖК РФ).

Таким образом, Советы МКД пришли на смену таким общественным формам контроля и управления домами, как домовые комитеты и старшие по подъезду и этажам.

Цели создания Совета МКД заключаются в осуществлении общественного жилищного контроля (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ), обеспечение выполнения решений общего собрания собственников помещений в МКД и разработка предложения для принятия общим собранием решений по вопросам пользования общим имуществом в МКД и управления МКД (ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет МКД избирается из числа собственников жилых помещений в многоквартирном доме сроком на два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников. Общее собрание собственников помещений вправе в любое время переизбрать Совет МКД в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей (ч. 10 ст. 161.1 ЖКРФ).

В статье 161.1 ЖК РФ упоминается и о квартирах, и о помещениях, что создает неопределенность в вопросе о том, кто имеет право избирать Совет МКД и кто может войти в состав совета. В юридической литературе была высказана точка зрения, что этими правами обладают только собственники квартир 1 Лейба А. Совет многоквартирного дома. Практические вопросы // Жилищное право. 2014. № 2. С. 71-83; Миронов И.Б. Совет дома как способ повышения эффективности управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2012. № 1. С. 28-32. . Действительно, в ч. 4 ст. 161.1 ЖК указывается, что количественный состав членов Совета МКД определяется с учетом квартир. Но такая позиция не соответствует другим нормам ЖК РФ. Прежде всего в ч. 1 ст. 161.1ЖК РФ установлено, что Совет МКД избирается на общем собрании собственников помещений в данном доме. Из этого следует, что таким правом обладают собственники жилых и нежилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК, к жилым помещениям относится и комната в жилом доме. В свою очередь, на основании ст. 42 ЖК РФ собственник такой комнаты имеет долю в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире и долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. На основании ч. 1 и 3 ст. 48 ЖК РФ правом голоса на общем собрании обладают собственники помещений, причем, количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения, пропорционально его доле в праве общей площади на общее имущество в данном доме. В этом вопросе необходимо учесть также ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, где говорится о праве каждого собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как лично, так и совместно с другими лицами. Поэтому собственник нежилого помещения и собственник комнаты в многокомнатной квартире имеет право принимать участие в общем собрании, избирать и быть избранным в Совет МКД. В связи с этим в юридической литературе высказана точка зрения, что Совет МКД должен представлять интересы всех жителей дома 2 Шешко Г. К вопросу обоснованности и целесообразности изменений, внесенных в Жилищный кодекс РФ федеральными законами от 04.06.2011 № 123-ФЗ и от 18.07.2011 № 242-ФЗ//Жилищное право. 2011. № 10. С. 5-15. .

Количество членов Совета МКД устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. По общему правилу количество членов Совета МКД устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир, но общее собрание вправе установить и иные критерии определения количественного состава Совета. В отличие от прежнего законодательства 3 Положение о домовом комитете в государственном жилищном фонде. Утверждено постановлением Совмина РФСР и ВЦСПС от 09.09.1968 № 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом» // Сборник постановлений РСФСР. 1968. № 15.С. 75. , в котором определялась, что численность домового комитета не может быть менее 7 человек, в действующем жилищном законодательстве такое право предоставлено общему собранию собственников помещений.

Совет не подлежит регистрации в органах местного самоуправления или иных органах. Можно согласиться с точкой зрения, что отсутствие хотя бы упрощенной регистрации в органах местного самоуправления не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами 4 Миронов И.Б. Совет дома как способ повышения эффективности управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2012 № 1. С. 28-32. .

Руководство деятельностью Совета МКД осуществляет председатель Совета МКД, выбираемый из членов совета, являющихся собственниками помещений в таком доме.

В случае, если в течение календарного года собственники не приняли решение о создании Совета МКД или принятое решение не реализовано в этот срок, орган местного самоуправления, в трех месячный срок, должен созвать общее собрание собственников, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании Совета МКД, в том числе председателя Совета МКД или о создании ТСЖ. Однако в кодексе не предусмотрены последствия неизбрания Совета МКД на собрании, созванном по инициативе органа местного самоуправления. Такая ситуация часто возникает в связи с отсутствием кворума, предусмотренного ст. 45 ЖК РФ, или большинства голосов при принятии решения в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.

Совет избирается только применительно к одному дому. Компетенция Совета МКД определена частью 5 ст. 161 ЖК РФ. В частности, Совет МКД как исполнительный орган общего собрания собственников помещений МКД прежде всего обеспечивает выполнение решений, принимаемых общим собранием; разрабатывает предложения для принятия решения общим собранием по вопросам о порядке пользования общим имуществом МКД, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД; о проекте договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг. Также Совет МКД вносит на рассмотрение общего собрания предложения по вопросам компетенции избираемых комиссий (ч. 11 и 12 ст. 161.1 ЖК РФ).

Следует отметить, что в компетенцию Совета МКД не входит право принимать решение о проведении капитального ремонта. Такое право в соответствии со ст. 44 и 189 ЖК РФ предоставлено только общему собранию собственников помещений в МКД.

Вместе с тем, если капитальный ремонт осуществляется в рамках договора управления МКД (договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества МКД), а не в рамках реализации региональной программы капитального ремонта, то председатель совета многоквартирного дома в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, вправе заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, такой договор.

Из числа членов Совета МКД на общем собрании собственников помещений в МКД избирается председатель Совета. Председатель Совета МКД осуществляет руководство текущей деятельностью Совета и подотчетен общему собранию собственников помещений в доме.

Полномочия председателя Совета МКД определены ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, согласно которой он, представляя интересы дома, вправе вести переговоры по условиям договора управления многоквартирным домом, поставке коммунальных услуг, осуществлять контроль по договорам на выполнение работ, оказание услуг, а также на основании доверенности, выданной собственниками, может заключать договор управления многоквартирным домом либо договоры, связанные с содержанием и текущим ремонтом общего имущества, поставкой коммунальных услуг, и представлять интересы собственников в суде, а также органах исполнительной власти.

Доверенность председателю Совета МКД должна оформляться в соответствии с требованиями ст. 185-189 ГК РФ, поэтому протоколы собраний ее не заменяют.

Вместе с тем большинство полномочий, указанных в ст. 161.1 ЖК РФ, председатель Совета МКД вправе осуществлять без доверенности.

В ЖК РФ отсутствует какое-либо упоминание о материальных основах деятельности председателя Совета МКД. Иначе говоря, вправе ли он получать плату за свою работу, или это осуществляется на безвозмездной основе. В юридической литературе была высказана позиция, что это вправе решить общее собрание собственников помещение в МЖД. Однако с такой позицией нельзя согласиться, так как компетенция общего собрания закреплена в ст. 44 ЖК РФ, и в ней отсутствует указание на решение вопроса о порядке и размере оплаты работы председателя Совета МКД. Кроме этого, в п. 5 ч. 2 этой же статьи предусмотрено, что общее собрание вправе рассматривать другие вопросы, но при условии, что они отнесены ЖК РФ к компетенции общего собрания. Следовательно, общее собрание не вправе по своему усмотрению рассматривать и принимать любые решения, а только в пределах правовых норм.

На практике были попытки общего собрания решать этот вопрос за счет увеличения платежей по статьям расхода на содержание жилого дома или за счет управляющей компании. Даже в юридической литературе было высказано предложение о включении соответствующего пункта в договор управления МКД, на основании которого управляющая организация станет начислять вознаграждение председателю. Но суды признавали подобную практику не основанной на законе. Очевидно, чтобы не было в дальнейшем неопределенности в этом вопросе, необходимо в ЖК РФ урегулировать основание и порядок оплаты работы председателя Совета МКД.

Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению МКД, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме. Количество таких комиссий также не регламентировано. Эти комиссии могут избираться на общем собрании собственников помещений или по решению Совета МКД.

Совет МКД действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в МКД или в случае принятия решения о создании ТСЖ до избрания правления ТСЖ.

Региональный центр общественного

Основные ссылки Центра

Решение о создании совета многоквартирного дома принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании. Для успешного проведения общего собрания необходимо, чтобы в доме появилась инициативная группа из числа самих собственников.

Инициаторами проведения общего собрания собственников могут быть собственник или несколько собственников помещений в данном доме (ст. 45 ЖК РФ).

Шаг 1. Создание инициативной группы собственников.

Собираем инициативную группу, в идеале от каждого подъезда по человеку, но можно действовать и в одиночку, помним, что главное в этом деле – инициатива.

Собрали команду единомышленников, сразу проводите заседание инициативной группы, чтобы обсудить проблемы и вопросы, которые волнуют вас и остальных жителей дома.

Читайте также:  Нежилые помещения, коммерческая недвижимость

На повестке дня вопрос номер один – выбор Совета многоквартирного дома и Председателя Совета дома. Составляем список кандидатов, изучаем Положение о Совете и Председателе Совета, если необходимо, то вносим коррективы в рассматриваемые документы. Итоговым документом должен стать протокол заседания инициативной группы, в котором выражены намерения инициаторов выйти на общее собрание и перечень вопросов которые они собираются обсудить с остальными жителями.

Приложение № 1 – Образец протокола заседания инициативной группы.

Итак, повестка дня планируемого собрания осознана, обсуждена с коллегами и сформулирована. Теперь надо ознакомить остальных жителей дома с вашей инициативой.

Шаг 2. Составление реестра собственников помещений

В реестр включаются собственники с указанием площади занимаемых ими помещений. За данной информацией члены инициативной группы могут обратиться в управляющую компанию. В случае отказа обращайтесь в органы местного самоуправления.

Приложение№ 2 –Образец реестра собственников помещений многоквартирного дома

ВАРИАНТ-1:Общее собрание собственников в очной форме

(посредством совместного присутствия собственников в определенном месте и в определенное время )

Шаг 3. Оповещение о предстоящем Общем собрании собственников.

Изготавливаем и размещаем в общедоступных местах объявления о предстоящем общем собрании не менее чем за 10 (десять) дней, до даты его проведения. В объявлении указываем сведения о лице (лицах) по инициативе которого проводится общее собрание, где, когда и во сколько состоится собрание, повестку дня, порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на данном собрании.

Очень важно помнить, что обсуждать на собрании можно только те вопросы, которые будут указаны в объявлении. Если что-то забыли, а потом вдруг вспомнили, прямо на собрании, то решения принятые по таким вопросам будут недействительными.

Приложение № 3 – Образец уведомления о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Приложение 3-а – Образец реестра вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников многоквартирного дома.

Шаг 4. Проведение общего собрания.

  • В день проведения собрания инициативная группа встречает в назначенном месте и в условленное время остальных собственников.

Составляется реестр собственников или уполномоченных лиц по доверенности пришедших на собрание.

Приложение № 4 – Регистрационные листы собственников помещений многоквартирного дома, принявших участие в голосовании.

  • Выбираем председателя собрания и секретаря для ведения протокола общего собрания. Не забываем, что голосуют только собственники или уполномоченные лица по доверенности поэтому каждый пришедший должен подтвердить своё право принимать решения, предъявив документ, удостоверяющий право собственности на помещение.
  • Проводится обсуждение кандидатур в члены Совета, Председателя Совета.
  • Проводится голосование.

Голосование должно быть проведено по каждому отдельному вопросу, указанному в повестке дня. Свою волю выражаем просто: – «за», «против», «воздержался».

Очень важно помнить, что собрание считается легитимным (правомочным), если на нём присутствовали собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Напоминаем, что измерителем в голосовании является – м2. Решение по вопросу создания Совета многоквартирного дома считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа голосов принимающих участие в общем собрании.

Приложение № 5: Образец протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Шаг 5 Оформление результатов общего собрания собственников.

  • Секретарь общего собрания подсчитывает голоса и оформляет итоговый протокол.
  • Председатель и секретарь собрания оформляют сообщения о результатах проведения общего собрания и размещают их в местах,указанных в решении общего собрания, наиболее доступных для всех собственников.

Приложение № 6: Порядок уведомления (сообщения) собственников помещений о решениях, принятых общим собранием.

Шаг 6 Хранение документов.

Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

Документация, подлежащая хранению при очной форме голосования:

– протокол заседания инициативной группы;

– объявления с повесткой дня общего собрания;

– реестр всех собственников;

– реестр собственников принявших участие в голосовании;

– протокол проведения общего собрания;

– уведомления, информирующие собственников об итогах прошедшего голосования.

В случае отсутствия кворума, общее собрание можно провести и в заочной форме.

ВАРИАНТ -2: Общее собрание собственников в заочной форме

Своё решение, по вопросам, вынесенным на голосование, собственники могут выразить заочно, путём передачи бюллетеня по адресу указанному в уведомлении.

Первые шаги по проведению собрания в заочной форме принципиально не отличаются от тех, которые нужно предпринять при организации очного голосования.

Инициатор общего собрания/инициативная группа/ принимает решение о проведении общего собрания в заочной форме. Как и в первом случае, обсуждается повестка общего собрания, рассматриваются кандидатуры членов Совета и Председателя Совета и т.д. Но дальше возникают различия:

Члены инициативной группы должны изготовить уведомления, в которых извещают каждого собственника о предстоящем голосовании.

Шаг 7 Изготовление уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в заочной форме.

В уведомлении о проведении общего собрания в заочной форме указывают инициативную группу, перечень вопросов, по которым просят остальных собственников высказать своё решение, адрес и порядок ознакомления с необходимыми материалами и информацией, дату сдачи бюллетеня для голосования.

Приложение № 7 – Образец уведомления о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в заочной форме.

Шаг 8. Изготовление бюллетеней для голосования.

В таких бюллетенях для голосования необходимо предусмотреть графы, в которых лица, участвующие в голосовании, смогут указать: Ф.И.О., адрес собственника, сведения о документе, подтверждающем право собственности на помещение в многоквартирном доме, решение по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за»; «против»; «воздержался».

Приложение № 8– Образец решения (бюллетеня) заочного голосования

Шаг 9. Доставка уведомлений и бюллетеней для голосования собственникам помещений многоквартирного дома.

Уведомления и бюллетени для голосования собственникам помещений многоквартирного дома необходимо разнести в каждую квартиру и вручить собственнику под роспись, не менее чем за 10 дней до принятия решения.

Приложение 3-а – Образец реестра вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников многоквартирного дома.

Вспомним, что в самом начале мы рекомендовали пригласить в инициативную группу представителей от каждого подъезда. Вот теперь, такой представитель сможет разнести по квартирам уведомления и бюллетени для голосования. Вручать документы нужно под роспись.

Шаг 10. Оформление результатов заочного голосования собственников.

Инициативная группа осуществляет обработку поступивших бюллетеней и по истечении указанного срока производит подсчёт результатов голосования.

Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. В протоколе должны быть перечислены все вопросы, выносимые на голосование и принятое общим собранием решение по каждому вопросу. Итоги голосования доводятся до всех собственников посредством размещения в общедоступных местах информационных листков, не позднее 10 дней, со дня окончания голосования.

Приложение № 9 – Образец протокола общего собрания собственников помещений в форме проведения заочного голосования

Приложение № 6: Порядок уведомления (сообщения) собственников помещений о решениях, принятых общим собранием.

Шаг 11. Хранение документов. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

Документация, подлежащая хранению, при заочной форме голосования:

протокол заседания инициативной группы;

– реестр всех собственников;

– уведомления и бюллетени для голосования;

– протокол решения общего собрания + полученные уведомления и бюллетени

– уведомления, информирующие собственников об итогах прошедшего голосования.

Если решение принято, то все собственники независимо от того, принимали они участие в голосовании, или нет, обязаны исполнить решение общего собрания. В случае, если кто-то считает, что его права нарушены может обратиться в суд и попытаться опротестовать решение общего собрания.

Совет многоквартирного дома. Практические вопросы

Изменения, произошедшие в жилищном законо­дательстве в 2011 году, многое меняют в повсед­невной жизни всех проживающих в многоквартирных домах.

Одна из главных новаций – введение такого инструмента, как Совет многоквартирного дома. Со­здание таких Советов призвано усилить контроль за качеством предоставления услуг и оказания работ, связанных с содержанием, ремонтами, предостав­лением коммунальных услуг.

Что такое Совет многоквартирного дома (СМКД)?

Это новый институт управления многоквартирным домом. В каждом доме, где более четырех квартир, Советы должны быть созданы. Это не касается ТСЖ, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов. Причем это не право жителей – это их обязанность. Жилищный кодекс четко определяет, что это обязанность самих собственников.

Какова процедура выбора Совета?

Совет выбирается на общем собрании собственников помеще­ний в многоквартирном доме из их числа. Оформляется выбор протоколом общего собрания. Регистрация Совета много­квартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не требуется.

Количество членов Совета устанавливается на общем собрании собственников помещений. Из числа членов Совета на общем собрании собственников избирается председатель Совета.

Рекомендуется выбирать людей активных, желающих заниматься сохранением дома и поддержанием его в нормальном состоянии.

Каковы основные шаги в деятельности Совета?

Совет должен выходить с инициативой проведения общего собрания собственников по вопросам порядка пользования общим имуществом, в том числе земельным участком, на котором расположен дом; планирования управления многоквар­тирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме; рассмотрения проектов договоров управления; контроля за оказанием услуг и выполнением работ по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества и за качеством предоставляемых коммунальных услуг. А так же ежегодно отчитываться перед собственниками о проделанной работе.

Каковы функции председателя Совета МКД?

Председатель руководит текущей деятельностью и подотчетен собранию. У него весьма значительные полномочия:

  • На основании доверенности, выданной собственниками, пред­седатель может заключить на условиях, указанных в решении общего собрания собственников, договор управления.
  • Председатель осуществляет контрольза выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущес­тва на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме.
  • Председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и выполненных работпо содержанию и текущему ремонту общего имущества, акты о нарушении нормативов качестваили периодичности оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартир­ном доме,акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества,
  • Председатель также направляет в органы местного само­управления обращенияо невыполнении управляющей орга­низацией обязательств по договору управления.

Каковы организационные основы деятельности

Совета в многоквартирном доме?

  • Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.
  • Совет подлежит переизбранию на общем собрании каж­дые два года,если иной срок не установлен решением общего собрания собственников.
  • В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей Совет может быть досрочно переизбранобщим соб­ранием собственников.
  • Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквар­тирным домом, могут избираться комиссиисобствен­ников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом. Такие комиссии избираются по решению общего собрания собственников или по решению Совета многоквартирного дома.

Основные рекомендации по созданию Совета многоквартирного дома

Решение о создании Совета многоквартирного дома при­нимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.

Общее собрание проводится в очной форме. Собрание собственников помещений в очной форме – это сов­местное присутствие собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голо­сование (ст. 47 Жилищного Кодекса РФ).созданию Совета МКД

В случае, если такое общее собрание не имело кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственниковпомещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (ст. 47 Жилищного Кодекса РФ).

Решение о создании Совета многоквартирного дома принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.

Общее собрание проводится в очной форме. Собрание собственников помещений в очной форме – это совместное присутствие собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование(ст. 47 Жилищного Кодекса РФ).

Заочное голосование – передача в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (ст.47 ЖК).

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч.1 ст.44 ЖК РФ).

Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, равно как и не вправе изменять повестку дня. В противном случае решение общего собрания может быть оспорено в судебном порядке (ст. 46 ч. 2, ст. 146 ЖК РФ)

Инициаторами проведения общего собрания собственников могут быть собственник или несколько собственников помещений в данном доме (ст. 45 ЖК РФ).

Для успешного проведения общего собрания главное – чтобы в доме появилась инициативная группасобственников помещений из числа самих жителей.

Инициативной группе необходимо выполнить следующие действия: по созданию Совета МКД

1. Разработать необходимую для проведения общего собрания документацию.

2. Сформировать повестку дня.

3. Определиться с местом, где предполагается проведение общего собрания.

4. В любом случае подготовиться к проведению заочного голосования на случай, если на очном собрании не будет кворума.

5. Определить дату и место проведения общего собрания, а также разместить и довести до жителейинформацию о цели поведения собрания и особенностях его организации.

Кроме того, инициативная группа прорабатывает и другие вопросы, связанные с проведением общего собрания:

  • „выявление всех собственников в данном многоквартирном доме;
  • „определение доли каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома (доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом же доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ);
  • „определение кандидатур председателя общего собрания, секретаря, счетной комиссии и др.).
  • „определение примерного списка кандидатур в состав Совета многоквартирного дома.

. „информирование управляющей организации о подготовке выборов Совета многоквартирного дома.

Количество членов Совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

Уведомление собственников о проведении общего собрания с указанием повестки и контактов инициативной группы.

Наиболее простым способом ознакомления с материалами, а затем – также принятыми общим собраниемрешениями будет размещение соответствующей информациив определенном помещении данного многоквартирногодома, доступном каждому собственнику помещения в данном доме. Чаще всего это подъезды многоквартирного дома.

Проведение общего собрания собственников в очной форме.

Присутствие собственников на собрании и наличие кворума подтверждается листом регистрации участниковс указанием фамилии, имени, отчества, адреса, реквизитов свидетельства о собственности на помещение, доли в праве общей собственности на имущество, подписью собственника и с приложением доверенности, если в собрании принимает участие представитель собственника.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу создания совета дома считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений.

Для подведения итогов голосования должна быть создана счетная комиссия. Ее состав предлагается инициаторами проведения общего собрания и утверждается общим собранием.

Результаты голосования по каждому вопросу повестки дня в обязательном порядке заносятся в протокол общего собрания.

Решение общего собрания оформляется протоколом в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (п. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Протокол должен быть изготовлен не позднее десяти дней со дня проведения общего собрания собственников помещений. Принятые решения в указанный период должны быть доведены до собственников.

Проведение общего собрания собственников в форме заочного голосования.

В ч. 3 ст. 47 ЖК РФ установлены обязательные требования, предъявляемые к решению собственника. Соблюдение этих требований имеет большое значение, поскольку противное может повлечь за собой признание решения общего собрания недействительным (ст. 46 ч. 6 ЖК РФ).

Читайте также:  Не всякий долг платежом красен

а) решение должно быть в обязательном порядке в письменной форме;

б) в решении собственника в обязательном порядке должны содержаться:

  • „сведения о лице, участвующем в голосовании;
  • „сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
  • „решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».

Принявшими участие в общем собрании собственников в форме заочного голосования считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема, указанной в уведомлении о проведении общего собрания.

Итоги голосования подводит счетная комиссия.

Решение общего собрания оформляется протоколом в порядке, предусмотренном при проведении общего собрания в очной форме. Протоколы, равно как и уведомления о проведении общего собрания и решения собственников, хранятся в месте или по адресу, которые также определены решением данного собрания (п. 4 ст. 46 ЖК РФ). В протоколе в обязательном порядке указываются дата и место подведения итогов заочного голосования, повестка дня, кворум.
Положение о Совете многоквартирного дома

Совет многоквартирного дома

Это совещательный орган всех собственников жилых помещений, который нужен для организации и контроля деятельности жильцов, направленную на содержание и эксплуатацию дома.

Для чего необходим совет собственников жилых помещений? В первую очередь для того, чтобы соблюдать права жильцов, проводить собрания и самостоятельно заниматься содержанием всего дома, а не только собственных квартир.

Понятие «совет многоквартирного дома»

Существует много видов самоуправления, которые сейчас используют жильцы многоквартирных домов. Зачастую прерогатива отдается различным товариществам. Несмотря на это, совет многоквартирного дома является особо важным управляющим органом, который необходим для решения большинства жилищных проблем.

Итак, совет многоквартирного дома – это совещательный орган всех собственников жилых помещений, который нужен для организации и контроля деятельности жильцов, направленную на содержание и эксплуатацию дома.

При этом этот орган не нужно регистрировать, так как он не считается юридическим лицом, поэтому никаких проблем с его созданием у жильцов не должно возникнуть. Тем не менее, полномочия у совета достаточно серьезные и позволяющие регулировать вопросы, связанные с предоставлением жильцам всех необходимых услуг, ремонта и т. д.

Порядок избрания совета МКД и сроки

Согласно жилищному законодательству, совет многоквартирного дома обязательно необходимо создавать, если:

  • в доме отсутствует ТСЖ;
  • в здании более 4 квартир.

Для собственников жилых помещений создать совет дома проще простого. Для этого требуется проведение собрания жилого дома, на котором жильцы принимают решение. А инициативная группа предупреждает других жильцов о том, что запланировано проведение заседания, за 10 дней до этой даты. Избрание членов совета всегда проводится на общем собрании с помощью голосования. Порядок выборов установлен законодательством.

По закону, создание совета должно проводиться каждые два года. Другие сроки могут быть установлены на собрании собственников помещений жилого дома. Это решение заносится в протокол. Но у жильцов также есть право на проведение дополнительного собрания для того, чтобы выбрать новый совет жилого дома раньше.

Регламентация создания совета. Компетенция совета многоквартирного дома

Законодатель прямо утверждает о том, что совет многоквартирного дома необходим для полноценного управления. И если обратиться к Жилищному кодексу, можно увидеть, что если создание совета не осуществится жильцами самостоятельно, его избрание станет обязанностью местных органов. Они собирают всех собственников на собрание и ставят вопрос про выборы совета, председателя и т. д. Но у собственников жилого дома в этом случае есть право выбирать организационную форму управляющего органа.

Это может быть либо совет многоквартирного дома, либо товарищество собственников жилья.

Полномочия совета собственников жилого дома достаточно обширны. В первую очередь обязанности совета касаются обеспечения выполнения всех важных решений собрания собственников. Кроме этого, совет многоквартирного дома обязан предоставлять в установленный срок собственникам помещений жилого дома отчет о проделанной работе.

Итак, полномочия этого управляющего органа заключаются в следующем:

  • организация совершения деятельности по управлению зданием;
  • организация и контроль работ, направленных на содержание и ремонт здания;
  • контроль за предоставлением уполномоченными службами коммунальных услуг;
  • решение вопросов, связанных с тем, как управлять многоквартирным домом.

Председатель совета и его компетенция

Совет многоквартирного дома обязательно должен быть возглавлен председателем, который будет координировать всю его работу. Для того чтобы осуществить его избрание, любой из собственников жилых помещений может назначить проведение заседания. Существует особый порядок, с помощью которого совет может выбрать своего председателя. Кандидатом в председатели может быть любой из жильцов, присутствующих на этом собрании.

После начала собрания осуществляются выборы председателя и его секретаря. Во время голосования обязательно ведется протокол собрания, который потом подписывается председателем и секретарем. Этот протокол передается управляющей компании, которая в течение месяца обязана выдать председателю документ, подтверждающий его права и обязанности.

Председатель совета многоквартирного дома имеет достаточно важные полномочия, среди которых находятся:

  • представление интересов собственников помещений жилого дома в местных органах власти;
  • проведение собраний;
  • устранение нарушений по содержанию дома и привлечение к ответственности виновных собственников;
  • участие во всех мероприятиях совета, направленных на благоустройство дома.

Председатель совета многоквартирного дома должен полноценно выполнять свои обязанности, так как согласно законодательству, получает достаточно много преимуществ от своей должности.

Общее собрание

Право на проведение общего собрания есть у всех жильцов жилого дома. И этот порядок установлен нормативными актами. Главное – нужно предварительно узнать мнение большинства соседей по поводу создания совета и кандидатов на эту должность. Для чего это нужно?

Опрос жильцов имеет свои преимущества. Если дом дружный и многие жильцы знают друг друга, то с кандидатами проблем не будет. И у собственников помещений жилого дома есть неотъемлемое право на проведение заочного собрания. Решение заочного голосования, несмотря на то, что оно не вносится в протокол, легитимно.

Вопрос, который решается на собрании, обязательно ставится на повестку дня.

Это обязательный порядок проведения собрания. В данном случае, жильцы выбирают представителей своего жилого дома. И решение об этом вносится в протокол. Также во время собрания ведется не только протокол, но и реестр жильцов, бюллетени и т. д. Обязательно должен быть принято решение о том, что следует оформить устав. Это может быть положение о совете многоквартирного дома или типовой устав. Создание этого важного документа обязательно вносится в протокол.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Оплата управляющему

Здравствуйте! можно задать вопрос? имеет ли право Совет дома без оповещения жильцов и без решения установить оплату работы управляющему? и еще вопрос . Сколько раз в год должна отчитываться Управляющая Жильцам дома?

Если общее собрание уполномочило его своим решением на принятие таких решений, то может.

Если нет -то нет.

Совет многоквартирного дома

Добрый день, недавно встал вопрос о вырубке деревьев на придомовой территории и выяснилось, что у нас существует совет дома, который по протоколу от 2014 года имеет право на принятие решений по текущему ремонту. Т.е. группа из 5-ти человек теперь принимает все решения за весь дом и собирать общее собрание жильцов не обязательно?

Уточните пожалуйста, какая форма управления используется в Вашем доме?

На сайте УК в анкете нашего дома указан Способ управления: ч/з договор с собственниками

В настоящее время статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений обязаны избрать совет многоквартирного дома (далее – МКД), если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры.

Министерство также указало, что ЖК РФ предусматривает необходимость избрания совета МКД при реализации в таком доме следующих способов управления:

– управление управляющей организацией (совет дома может представлять интересы собственников при заключении договора управления МКД);
– непосредственное управление (контролировать заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг по содержанию дома).

Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению МКД, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, количество которых также не ограничено. Они являются коллегиальными совещательными органами управления (ч. 11 ст. 161.1 ЖК РФ). Очевидно, что порядок их создания должен быть предусмотрен в соответствующих Положениях о совете МКД.

Теоретически, сложившаяся ситуация возможна. И несогласные собственники вправе ее оспорить.

Чтобы дать более точную информацию, необходимо ознакомиться с протоколом и договором управления. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru .

По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Состав совета МКД к общему собранию собственников.

Добрый день. Должен ли состав совета мкд быть заготовлен заранее к общему собранию собственников в очно-заочной форме и пропечатан в бюллетенях заочного голосования, либо состав может скорректироваться во время очного этапа? Если вдруг состав может скорректироваться во время очного этапа голосования, тогда получается, что любой собственник в любой момент голосования, что очного, что заочного также может изъявить свою волю быть включенным в состав совета мкд. В таком случае допустим что общее собрание собственников проводится с 10 мая по 10 июня. 10 мая на очном этапе предложили в совет мкд Иванова и Петрова и эти фамилии были включены в бюллетень. А 20 мая из командировки вернулся Сидоров и изъявил свою волю быть включенным в список кандидатов в совет мкд. Таким образом какая-то часть собственников отражала свое мнение относительно только Иванова и Петрова, а собственники, голосующие после 20 числа отражают свое мнение относительно Иванова, Петрова и Сидорова. Вопрос заключается в том, какой порядок будет считаться правильным? Может ли протокол ОСС с вопросом из повестки дня о “выборе совета многоквартирного дома” без указания конкретных лиц, которые будут в него входить, быть признан незаконным или неверно составленным по основанию не соответствия вопроса повестки дня с вопросом поставленным на голосование в бюллетенях? (В сообщении нет имен состава совета мкд, а в бюллетене есть)

Добрый день. Есть ФЗ № 176 регламентирующий данные действия, так же в ч. 3 ст. 47 ЖК говорить о очно-заочной фоме голосования. Так же высылаю Вам инструкцию протокола ОСС

Выборы совета дома и УК

Здравствуйте! Можно ли на одном собрании однвременно переизбрать совет МКД по истечению соков его полномочия и выбрать УК?

Добрый день! Переизбрание Совета МКД лежит в обязанностях общего собрания собственников. Если согласно уставу в вашем МКД полномочия по избранию УК также лежат на общем собрании собственников, то такое решение вполне возможно принять на одном собрании, конечно только в том случае если будут соблюдены все законные требования по проведению собрания и принятию решения.

Статья 45 ЖК РФ регулирует порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме:

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. 3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Ссылка на основную публикацию