Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим

13.Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

В правоотношениях с участием отсутствующего лица входит неопределенность, чреватая неблагоприятными последствиями как для него самого, так и для других заинтересованных лиц. Так, кредиторы лишаются возможности взыскать с него задолженность, иждивенцы остаются без содержания, а принадлежащее ему имущество терпит ущерб от непринятых мер по его поддержанию и управлению.

Безвестное отсутствие это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось найти сведений о месте его пребывания.

Закон требует 3-х условий для признания гражданина, безвестно отсутствующим:

отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту постоянного проживания;

достаточно продолжительного периода отсутствия сведений;

невозможности получения этих сведений.

Периодом, достаточным для постановления перед судом вопроса о признании безвестно отсутствующим, закон считает 1 год, со дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК).

Решение суда является основанием для назначения опеки над имуществом безвестно отсутствующего. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому передается имущество, полномочия же определяются договором о доверительном управлении (п. 1 ст. 43 ГК).

Часть имущества выдается на содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по другим его платежам.

Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии. Прекращается действие договора – поручения, участником которого было лицо, признанное безвестно отсутствующим, и действие выданных им или на его имя доверенностей (п. 1 ст. 188 ГК).

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоит в следующем:

суд отменяет решение о признании безвестно отсутствующим;

судебное решение служит основанием для отмены доверительного управления имуществом (ст. 44 ГК);

расторгнутый брак может быть восстановлен по совместному заявлению, если один из супругов не вступил в новый брак.

Продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить место его пребывания служат основанием к предположению о его смерти.

Условия признания гражданина умершим:

объявление производится только судом, и только после установления сведений о месте его пребывания на протяжении 5 лет (п. 1 ст. 54), а в определенных случаях – 6 месяцев (пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, как-то: кораблекрушение, землетрясение и т.п.;

отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить: жив ли он, несмотря на все принятые меры;

у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию: если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти.

Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, – не ранее чем по истечению 2-х лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

Объявление лица умершим может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам (исключая те, что требуют его личного участия или связаны с личностью);

объявление умершим приравнивает его к смерти, однако, не тождественно ей, т.к. не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК).

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны; и права и обязанности не затрагиваются решением суда об объявлении умершим.

Равным образом, явка объявленного не требует восстановления его правоспособности, т.к. он ее не утрачивал.

подлежит отмене решение суда об объявлении умершим;

независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления умершим (исключая деньги и ценные бумаги на предъявителя, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых, а при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК);

прекратившийся брак такого лица считается восстановленным, если другой супруг не вступил в новый брак.

Объявление лица умершим влечет те же юридические последствия, что и физическая смерть: открывается наследование, прекращается брак, у соответствующих лиц возникает право на получение связанных со смертью данного гражданина платежей.

Проблемы института объявления гражданина умершим и признания безвестно отсутствующим и перспективы его реформирования

Дата публикации: 16.04.2017 2017-04-16

Статья просмотрена: 3989 раз

Библиографическое описание:

Рушанян Д. А. Проблемы института объявления гражданина умершим и признания безвестно отсутствующим и перспективы его реформирования // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 304-308. — URL https://moluch.ru/archive/149/42344/ (дата обращения: 20.02.2020).

Дела о признании лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим в последнее время встречаются в судебной практике довольно часто. Безвестное отсутствие гражданина затрагивает интересы его ближайших родственников и других заинтересованных лиц, как с имущественной, так и не с имущественной стороны. Для защиты интересов таких заинтересованных лиц, в том числе и самого пропавшего, ГПК РФ предусматривает специальную судебную процедуру по признанию лица безвестно отсутствующим в порядке особого производства. [1]

Т. В. Бащенко указывает, что большинство дел по указанной причине возбуждается с целью расторжения либо прекращения брака, назначения различных пенсий, а также получения материального содержания из имущества безвестно отсутствующего лица. [2]

Обстоятельства и причины безвестного исчезновения людей все время были и оставались предметом для тщательного изучения, а также привлекали особое внимание правоприменителей (и практиков, и теоретиков). Так, тщательно изученные материалы по каждому делу всегда являются основой для выдвижения первичных версий исчезновения, а также на основе данных материалов вырабатывается тактика по направлению розыска таких лиц. А обобщение и тщательный анализ всех сведений позволяют аналитикам лучше понимать сущность этого сложного социального явления, в частности выявлять его специфические черты и закономерности, в последующем, на основе полученных результатов, вырабатывать рекомендации в этом направлении. Кроме того, выявление общих причин исчезновения позволяет соответствующим уполномоченным субъектам применять меры общей и индивидуальной профилактики в данной сфере. Все эти исследования позволяют выявить наиболее общие основания подобных исчезновений, таких как: причины исчезновения лица; условия, которые способствовали такому исчезновению; индивидуальные качества пропавшего; оперативно и криминологически значимые личностные характеристики подозреваемых; иные факторы, которые могли поспособствовать пропаже, и т. д.

В рамках гражданского производства очень важно в делах подобных категорий не пересекать черту с уголовным производством. Даже в случаях, когда явно отсутствуют элементы уголовно-правовой характеристики, сам факт безвестного отсутствия лица представляет для правоохранительных органов интерес тем, что такое исчезновение может иметь основанием замаскированное преступление. [3]

Одной из актуальных проблем производства по делам, связанным с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, является противодействие возможной недобросовестности заявителей. В литературе указывается, что в делах особого производства создается благоприятная почва для необоснованного получения материальных благ и выгод, чему способствуют ряд факторов, главный из которых состоит в том, что рассматриваемому виду производства свойственна односторонность, заключающаяся в отсутствии ответчика; «заинтересованные лица не всегда могут оказать существенное влияние на ход процесса, что позволяет заявителю бесконтрольно утверждать свою правоту, не встречая с другой стороны серьезных возражений». Так, в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» высшая судебная инстанция страны в период СССР специально ориентировала нижестоящие суды на то, чтобы «пресекать попытки отдельных лиц использовать судебный порядок установления фактов в целях последующего неправомерного получения льгот и иных имущественных выгод».

Следует отметить, что доказательства в данной категории дел зачастую образуются за счет непосредственного наблюдения суда за определенными событиями или явлениями. Так, в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение (ст. 280 ГПК РФ). Очевидно, что отмена решения здесь основана на личном созерцании судом объявившегося гражданина.

Факт нахождения лица в живых, иными словами, факт физического бытия заявителя тоже вызывает теоретический и практический интерес. В силу различных субъективных и объективных обстоятельств (ошибочная запись о смерти лица, потеря документов и пр.) выясняется, что некое физическое лицо не имеет доказательств факта своего существования. Подобная нелепая, но не единичная ситуация порождает немало проблем юридического характера, особенно когда лицо встречается с реальными затруднениями в осуществлении своих прав.

Основанием для признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими считается факт длительного отсутствия граждан в местах их жительства, а также законодательно фиксированные сроки такого отсутствия. Некоторые авторы высказывают свое несогласие с установлением временных рамок для объявления гражданина умершим. В истории права разных стран сроки такого признания в разное время были различными. Однако независимо от установленного срока суть самого явления состоит в том, чтобы признать доказательством безвестного отсутствия или смерти человека истечение данного в законе срока, хотя сами ситуации и обстоятельства, при которых происходят сами исчезновения людей, могут быть совершенно разнообразными. [4]

Жизни человека самой природой определен срок, поэтому соотнося продолжительнейший в данное время срок жизни человека и возраст отсутствующего лица, можно предположить его умершим, как скоро его возраст продолжается далее крайнего предела человеческой жизни в данное время. Такое положение допускает германское право. Оно, например, определяет, что безвестно отсутствующий, который достиг 75-летнего возраста, автоматически считается умершим; для большей уверенности предположения его предварительно вызывают через газеты и только тогда, когда он не явится по вызову в установленный срок, гражданин объявляется умершим и, как продолжение, наступают гражданские последствия, вследствие смерти лица.

Другая позиция авторов связана с тем, что гражданин может длительное время отсутствовать по месту своего жительства и просто утратить связь с родственниками по причине нежелания сохранять эти самые родственные связи. Подобная регламентация данного института затягивает разрешение правоотношений, которые и без того находятся в неопределенном положении, а также ограничивает интересы и права иных лиц. Эта позиция особо нетерпима в наше бурное время, когда число граждан, пропавших без вести, весьма возросло, а число заинтересованных лиц в урегулировании последствий отсутствия таких граждан еще больше. В наше время, когда человек обладает такими средствами связи, как сотовый телефон, компьютер, когда развиваются транспортные связи не только между регионами, но и между странами, применение фиксированных сроков становится абсурдным.

В ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации среди перечня дел об установлении юридически значимых фактов закон говорит о таких как: факт регистрации смерти и факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах. Следует различать данные категории дел по предмету доказывания. Поскольку при установлении факта регистрации смерти суд устанавливает такой факт, если такая регистрации на основании установленных документов была ранее проведена, но актовая запись не сохранилась, утрачена или по иным причинам органы загс отказывают в выдаче повторного свидетельства о смерти.

Установление факта смерти лица при определенных обстоятельствах и в определенное время следует отличать от объявления гражданина умершим. Во-первых, при установлении факта смерти не требуется соблюдение временного отрезка отсутствия сведений о месте пребывания лица. Во-вторых, объявление гражданина умершим — это вероятностное суждение («презумпция смерти») о смерти лица, но не исключающее того, что это лицо может оказаться в живых. В-третьих, в суд нужно представить доказательства (показания свидетелей, письменные или вещественные доказательства, заключения экспертов, аудио- или видеозаписи), которые бы позволили суду не сомневаться в смерти этого лица. А также зачастую при рассмотрении таких дел за рамками судебного процесса остается выяснение наличия различного рода обязательств лица, о факте смерти которого слушается дело, о возможности привлечения его к ответственности или наказанию.

Читайте также:  О критериях разграничения административного судопроизводства и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

Как отмечалось ранее, в современном мире, достаточно часто правоохранительные органы встречаются с исчезновением людей, что по своему определению может дестабилизировать гражданский оборот, в связи с этим ГК РФ закреплены институт объявления гражданина умершим и институт о признании гражданина безвестно отсутствующим. Каждый из них имеет свои особенности и соответственный уровень важности.

Так, в судебном порядке гражданина можно признать безвестно отсутствующим, если в месте его жительства отсутствуют какие-либо сведения о месте его пребывания на протяжении одного года, что закреплено в ст. 42 ГК РФ. Правовыми последствиями, наступающими после аргументированного решения суда на заявление заинтересованного лица, выступает передача имущества, по отношению к которому требуется постоянное управление, в рамках доверительного управления. Также из данного имущества выдается содержание тем лицам, которых гражданин, признанный безвестно отсутствующим, обязан содержать. Помимо этого, из имущества безвестно отсутствующего погашаются все задолженности по его обязательствам. В случае, когда после решения суда становится известно место нахождения гражданина, ранее признанного безвестно отсутствующим, или же он сам объявился, тогда по заявлению этого гражданина, либо иных заинтересованных лиц, суд выносит новое решение, которое отменяет прежнее.

Институт объявления гражданина умершим имеет в некоторых моментах сходный процесс с вышеописанным институтом, но также не сложно увидеть и существенные различия. Первое различие — сроки. В ст. 45 ГК РФ закреплено три случая, в которых гражданин по решению суда может быть признан умершим:

‒ на протяжении пяти лет в месте жительства лица отсутствуют какие-либо сведения о месте его пребывания;

‒ отсутствие сведений о лице на протяжении шести месяцев, если это лицо пропало при обстоятельствах, которые дают возможность предполагать гибель данного лица;

‒ отсутствие сведений на протяжении двух лет после окончания военных действий, если лицо пропало при обстоятельствах, связанных с этими действиями.

Вторым важным различием данных институтов, в соответствии со ст. 279 ГПК РФ, выступает регистрация гражданского статуса лица. Так, по решению суда, данные о смерти гражданина вносятся в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния, а наряду с этим сведения о безвестно отсутствующем гражданине в аналогичную книгу не вносятся. Законодатель уделяет внимание обстоятельствам, возникающим после явки гражданина, которого признали умершим. Так, у этого гражданина есть право требования возврата по отношению к имуществу, которое было безвозмездно передано другим лицам, а также к лицам, получившим имущество по возмездным сделкам, если будет доказано, что данные лица располагали сведениями о нахождении гражданина, объявленного умершим, в живых.

Перспективы развития гражданского законодательства относительно институтов объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим, на взгляд Т. В. Грунтовской, заключаются в нескольких направлениях. [5]

Во-первых, отмечено увеличение срока отсутствия сведений в месте жительства о месте пребывания гражданина, которого по решению суда возможно объявить умершим, с трех до пяти лет. Безусловно, законодатель руководствовался исключительно целями, позволяющими обеспечить права и законные интересы граждан, опираясь на максимально возможное и оптимальное время, в течение которого гражданин либо появился бы сам, либо о нем появились бы сведения, указывающие на его место нахождения. Сейчас, в XXI век, в век всесторонне развитых технологий, гораздо проще определить место нахождения человека или хоть какие-то сведения о нем, чем, допустим, десять лет назад, да и любой здравомыслящий человек сможет найти способ сообщить своим родственникам хоть какие-либо данные о себе и о своем месте пребывания. Другое дело, когда человек скрывая о себе любого рода и вида данные пытается избежать уголовного преследования, а заинтересованные лица обращаются в суд с заявлением об объявлении его безвестно отсутствующим. В таком случае суд, рассмотрев заявление, требования не удовлетворит и откажет в объявлении гражданина умершим. Тогда зачем вводить в закон целых пять лет, когда и трех вполне будет достаточно, да и заинтересованным лицам будет проще реализовывать свои законные права и интересы.

Во-вторых, есть случаи, когда на протяжении пять лет, сведений о гражданине никаких нет, и суд признает его умершим и вносит соответствующие данные в книгу государственной регистрации смерти, как вдруг он объявляется, и естественно, совершенно законно хочет и может осуществлять свою правоспособность по отношению к всему тому имуществу и правам, которые находились в его владении и распоряжении до момента исчезновения. Такая субъектная правоспособность сохраняется у него в полном объеме и не требует восстановления. Однако возникает интересный парадокс: гражданин в рамках гражданского оборота зарегистрирован как умерший, и по закону все имеющиеся правоотношения, связанные с данным субъектом, считаются прекращенными, но наряду с этим он же одновременно с этим осуществляет свои права и несет обязанности. Так как такое возможно, и почему законодатель лишь определяет в ст. 280 ГПК РФ, что при явке гражданина, который ранее по решению суда был объявлен безвестно отсутствующим или признан умершим, суд отменяет предыдущее решение и на основании нового отменят управление имуществом данного субъекта гражданских правоотношений.

В-третьих, судебная практика имеет ряд случаев, когда близкие родственники и родственники, из различных побуждений, не подавали заявление в суд об объявлении гражданина безвестно отсутствующим, совершенно законно ждали пять лет, и по их истечению обращались в суд уже с заявлением о признании гражданина умершим. А на протяжении всего времени, можно сказать, бесконтрольно пользовались, владели и распоряжались его имуществом, чем самым могли нарушить имущественные права и пропавшего гражданина, и его непосредственных наследников, и лиц, которые обладают правом требования по отношению к пропавшему гражданину. Исходя из таких случаев, законодатель в ст. 277 ГПК РФ определяет, что заявителем могут быть не только родственники, но и любые заинтересованные лица, даже юридические, которые разъяснят, чем мотивированно данное заявление и какие есть обстоятельства, позволяющие подтвердить безвестное отсутствие гражданина. Однако законодатель не определяет четких границ в понятии «заинтересованные лица», чем и объясняется различное толкование судом данного понятия, поэтому возникает необходимость более шире раскрыть критерии, которым должны соответствовать эти самые заинтересованные лица, в целях искоренения недопонимания в законодательстве. Понятное дело, что это те кредиторы, которые по отношению к пропавшему гражданину имеют право требования исполнения каких-либо обязательств, которые они рассчитывают удовлетворить путем назначения его доверительным управляющим имуществом гражданина. Но ведь помимо кредиторов, могут же быть заинтересованным лицом другие субъекты гражданско-правовых отношений, например сосед или работодатель, ввиду этого законодателю было бы актуально внести корректировки по отношению определения заинтересованного лица.

В связи с вышесказанным необходимо глубокое исследование института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим для разрешения вопроса о возможности понимания его как межотраслевого и комплексного общеправового. Подобный подход может быть положен в основу дальнейшей унификации гражданского и гражданского процессуального законодательства, что разрешит снять ряд проблем существующей правоприменительной практики в области признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

  1. Щукин А. И. Признание лица безвестно отсутствующим: вопрос международной подсудности в российском законодательстве и судебной практике // Закон. — 2011. — № 2. — С. 177–182
  2. Бащенко Т. В. Актуальные проблемы производства по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2016. — С. 22.-28.
  3. Исмаилов Ч. М. Отдельные проблемы розыска безвестно исчезнувшего лица в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. — 2014. — № 12. — С. 40–44.
  4. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография. — Ростов-на-Дону, 2015. — С. 26–27
  5. Грунтовская Т. В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового регулирования / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2016. — С. 51–55

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим

Выше уже отмечалось, что точное определение места жительства граждан имеет важное правовое значение. Длительное пребывание лица вне места своего постоянного жительства при отсутствии сведений о месте его фактического нахождения способно привести к нарушению прав и интересов лиц, связанных с ним теми или иными правоотношениями. Так, кредиторы лишаются возможности взыскать с него задолженность, иждивенцы остаются без содержания, а принадлежащее отсутствующему лицу имущество терпит ущерб от непринятия надлежащих мер по его поддержанию и управлению.

В правоотношения с участием отсутствующего лица входит неопределенность, чреватая неблагоприятными последствиями как для него самого, так и для других заинтересованных лиц. Для устранения такой неопределености либо смягчения ее неблагоприятных последствий гражданское право разработало особую юридическую конструкцию – безвестное отсутствие, позволяющую дать решение вопросам, порождаемым фактом отсутствия сведений об исчезнувшем гражданине.

Безвестное отсутствие – это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о месте его пребывания.

Закон требует наличия трех условий для признания гражданина безвестно отсутствующим:

– отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту его постоянного жительства;

– достаточно продолжительный период отсутствия таких сведений;

– невозможность получения этих сведений.

Периодом, достаточным для постановки перед судом вопроса о признании безвестного отсутствия, закон считает один год, считая от дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК РФ).

Заявление о признании лица безвестно отсутствующим принимается судом от любых заинтересованных лиц, нуждающихся в таком признании для защиты нарушенного или оспариваемого права или законного интереса. Подается такое заявление в суд по месту жительства заявителя и подлежит рассмотрению при обязательном участии прокурора. При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан выяснить круг лиц (родственников, сослуживцев и др.), способных дать сведения об отсутствующем, а также запросить соответствующие организации (органы милиции, муниципальные органы, жилищно-эксплуатационные организации и др.) по месту последнего жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях.

Судья также вправе, по принятии заявления о признании безвестно отсутствующим, назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.

Наличие данных о том, что отсутствующее лицо умышленно скрывается от заинтересованных лиц, например с целью уклонения от уплаты алиментов либо с целью укрыться от уголовного преследования, служит безусловным препятствием для вынесения решения о признании лица безвестно отсутствующим.

Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для назначения опеки над его имуществом. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. Он определяет лицо, которому передается имущество отсутствующего; полномочия названного лица в отношении этого имущества определяются договором о доверительном управлении, заключаемым между упомянутым лицом и органом опеки и попечительства (п. 1 ст. 43 ГК РФ).

Читайте также:  Расторжение собственниками договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоят в следующем:

– суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим;

– судебное решение о такой отмене служит основанием для отмены доверительного управления имуществом этого гражданина (ст. 44 ГК РФ).

Таким образом, явка или обнаружение приводят к отпадению последствий признания лица безвестно отсутствующим.

Объявление лица умершим.

Признание лица безвестно отсутствующим не полностью устраняет юридическую неопределенность, обусловленную его отсутствием в месте жительства. В ряде правоотношений он продолжает считаться участником, и это требует дальнейших шагов по ликвидации указанной неопределенности.

Имеющиеся в гражданском законодательстве нормы исходят на этот счет из того, что продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить его местопребывание служат основанием к предположению о его смерти. Юридические последствия такого предположения наступают только после установления в надлежащем порядке фактов, его порождающих.

В соответствии с законом гражданин может быть объявлен умершим при условии, что:

1) объявление производится только судом, и только после установления отсутствия сведений о месте его пребывания в продолжении пяти лет (п. 1 ст. 54 ГК РФ), а в определенных случаях – шести месяцев; сокращенный срок отсутствия сведений о гражданине предусмотрен для случаев, когда он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предположить его гибель от определенного несчастного случая (кораблекрушения, землетрясения и т.п.);

2) отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры;

3) у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти. Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Такие граждане могут быть в установленном порядке объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).

К числу оснований объявления лица умершим закон не относит признание лица безвестно отсутствующим. Это значит, что такое объявление может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

– наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам, принявшим наследство (исключая такие, которые связаны с его личностью либо требуют его личного участия для их осуществления);

– объявление лица умершим приравнивается к его смерти, однако не тождественно ей, так как не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны, и права и обязанности, приобретенные по таким сделкам, не затрагиваются решением суда об объявлении его умершим.

Равным образом явка объявленного умершим не требует восстановления его правоспособности, так как он ее не утрачивал.

Последствия такой явки состоят в следующем:

– подлежит отмене решение суда об объявлении его умершим;

– независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (исключая деньги и ценные бумаги, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

– лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых; при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9028 – | 7294 – или читать все.

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Понятие и условия признания гражданина безвестно отсутствующим

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неиз­вестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граж­дан, с которыми он находился в правовых отношениях.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

    • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
    • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Безвестное отсутствие – особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заин­тересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в те­чение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением , и дело рассматривается в порядке особого производства (гл. 30 ГПК). Понятие «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся:

    • супруг , который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
    • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
    • другие лица , которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
    • прокурор , органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Основные юридические последствия признания гражданина без­вестно отсутствующим:

    1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответст­вии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательст­вам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина по решению органа опеки и попечительст­ва и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд (п. 2 ст. 43 ГК). По заявлению заинтере­сованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.
    2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
    3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
    4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объяв­лен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предваритель­но он был признан безвестно отсутствующим.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он, – в течение шести месяцев.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Условия объявле­ния умершим:

    1. отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение 5 лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в опре­деленных случаях (пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая) — 6 месяцев;
    2. военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Если из­вестно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонув­шего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку пред­положение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Од­нако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объ­являет его умершим на основании презумпции смерти во время несча­стного случая.

Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоя­тельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели пассажирского самолета, день землетрясения или иного стихийного бедствия и т.п.).

Юридическим последствием объявления гражданина умершим яв­ляется прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанно­стей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим

Суд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, ко­гда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гра­жданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК). При этом не требуется восстанавливать его правоспо­собность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридиче­ские действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выдан­ные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и име­ют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъектив­ные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объ­явлении его умершим.

Читайте также:  Правовых и нравственных оснований для создания единой базы завещаний в настоящее время в России нет

Однако возникает необходимость в восстановлении его субъектив­ных прав, в первую очередь его права собственности. В связи с этим независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата своего сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу (например, к наследнику) после объявления гражданина умершим (п. 2 ст. 46 ГК). Это справедливо, по­скольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в слу­чае его возвращения собственнику материального ущерба, как правило, не несут. Однако возврату не подлежат полученные таким образом на­личные деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно­го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме­на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест­ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве­щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед­ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен­ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч­но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо­вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле­нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко­торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста­навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще­нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2018 год

Гражданский кодекс РФ – часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ
(текст по состоянию на 01.11.2018 г. )

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Статья 45. Объявление гражданина умершим

1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

2. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

3. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.

Статья 46. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния

1. Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

2. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

3. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.

4. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

Днем смерти гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

В связи с тем, что при рассмотрении дел данной категории у суда нет достаточных доказательств факта смерти лица, в основу решения суда ложится предположение о его смерти. Этим подобные дела отличаются от других дел особого производства (например, от дел установления факта смерти и факта ее регистрации).

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд заинтересованным лицом. При этом суд должен установить, относится ли заявитель к заинтересованным лицам.

Заявление подается по месту жительства заявителя-гражданина (месту нахождения заявителя – юридического лица).

Статья 277 ГПК РФ устанавливает, что дела данной категории могут быть возбуждены, если в заявлении указана цель обращения к суду. Такой целью может быть расторжение брака, получение пенсии по случаю потери кормильца, требование уплаты долга и др.

Если цель не указана, то в соответствии со ст. 136 ГПК РФ заявление остается без движения, а заявителю предоставляется срок для устранения этого недостатка.

В заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. Такими обстоятельствами могут быть любые данные, свидетельствующие об отсутствии в месте жительства гражданина сведений о нем в течение года (отрицательные ответы по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения, предполагаемому месту нахождения и т.п.).

В заявлении необходимо изложить обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью (например, наводнение, землетрясение) или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофа). Помимо этого должны быть приведены факты, подтверждающие длительность отсутствия гражданина в месте его жительства.

В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, должен быть указан день окончания этих действий.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству выявляет круг лиц, которые могут сообщить информацию об отсутствующем гражданине, направляет запросы в организации по последнему известному месту его жительства и работы, в органы внутренних дел, воинские части.

Кроме того, судья, в случае угрозы расхищения, порчи или повреждения имущества безвестно отсутствующего, может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего его имуществом. Такое предложение оформляется определением, которое является обязательным для исполнения.

В случае признания гражданина безвестно отсутствующим его супруг имеет право на расторжение брака через орган загса; ребенок безвестно отсутствующего родителя может быть усыновлен без его согласия; прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим.

В случае объявления гражданина умершим наступают такие же последствия, как и при смерти человека: прекращение или переход к наследникам всех его прав и обязанностей.

Принимая во внимание правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим, закон признает обязательным участие прокурора в рассмотрении данных дел.

В соответствии со ст.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, должно быть направлено в соответствующий орган загса для внесения им записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае если государственная регистрация смерти производится на основе решения суда, в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния”).

ГПК РФ называет процессуальные последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. Таким последствием является отмена ранее принятого решения (ст. 280).

В данном случае с заявлением в суд может обратиться сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, а также те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим. Это заявление не подлежит оплате государственной пошлиной, так как имеет место продолжение прежнего дела.

Отменив ранее вынесенное решение, суд направляет копию нового решения органу опеки и попечительства для отмены управления имуществом гражданина, ранее признанного безвестно отсутствующим, и в орган загса – для аннулирования записи о смерти.

Ссылка на основную публикацию