Общие основания разграничения подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом по законодательству РФ

В действующем законодательстве нет четких критериев разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными

AndreyPopov / Depositphotos.com

На данный момент обратиться за защитой прав и законных интересов группы лиц можно только в арбитражный суд (ст. 225.10 Арбитражного процессуального кодекса). С 1 октября суды общей юрисдикции также будут рассматривать коллективные исковые заявления, хотя по результатам опроса, проведенного порталом ГАРАНТ.РУ в декабре 2018 года, только 45% читателей посчитали, что эта инициатива будет успешной (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2019 года № 191-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”). При этом на практике возникают ситуации, когда арбитражные суды отказывают не только в принятии коллективных, но и иных исковых заявлений с участием физических лиц из-за отсутствия четких критериев отнесения дел к их подсудности. Далее подробно рассмотрим позиции судов, а также мнения экспертов.

Отказ в рассмотрении коллективного иска в арбитражном суде

По одному из дел Арбитражный суд города Москвы прекратил производство, связанное с рассмотрением коллективного искового заявления граждан к организации о взыскании стоимости пользования нежилыми помещениями (определение о прекращении производства от 13 сентября 2017 года по делу А40-136718/17-35-1241). Суть дела заключалась в том, что у истца и лиц, присоединившихся к его требованиям, в общей долевой собственности находились помещения многоквартирного дома (ст. 225.10 АПК РФ). Данные помещения входили в состав объектов недвижимого имущества, принадлежащих ИП. Несмотря на то, что ранее эти помещения были у него истребованы по решению суда, он сдавал их в аренду сторонней организации. В свою очередь, данная компания по итогам проведенного аукциона заключила договор субаренды с организацией, которая и стала ответчиком по делу. Истец и присоединившиеся к нему лица утверждали, что ИП не являлся собственником спорных нежилых помещений, соответственно, он не мог заключить договор аренды с последующей передачей в субаренду. В связи с этим истцы просили взыскать в свою пользу стоимость пользования нежилыми помещениями в качестве возврата и возмещения всех доходов, которые организация по договору субаренды извлекла и должна была извлечь за период незаконного владения и пользования указанными помещениями.

Арбитражный суд отметил, что данный иск не подлежит рассмотрению, исходя из следующих рассуждений:

  • не менее пяти лиц должны обратиться в суд в целях защиты законных интересов группы по делам, касающимся корпоративных споров, осуществления деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг или на основании других требований, предусмотренных законом (ч. 1-2 ст. 225.10, ст. 225.11 АПК РФ). Причем данные лица должны быть участниками одного правоотношения, то есть у них имеется единый предмет спора;
  • каждое из лиц, присоединившихся к требованию, просило взыскать неосновательное обогащение в пропорциональном соотношении к их доли собственности в определенном размере, следовательно, предмет иска не является общим для всех. У участников имеются однородные правоотношения, но при этом нет единого спорного.

Напомним, что арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1-2, ч. 6 ст. 27 АПК РФ). При этом допускается возможность рассмотрения арбитражными судами экономических споров и иных дел с участием граждан, не имеющих статус ИП, но лишь в том случае, когда это прямо предусмотрено АПК РФ либо иными федеральными законами (ст. 28, ст. 225.1 АПК РФ). В определении арбитражного суда было указано, что экономический характер правоотношений является основным критерием разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Однако в отношении рассматриваемого дела суд не нашел оснований для квалификации заявленных требований как вытекающих из предпринимательской или иной экономической деятельности, так как оно не относится ни к корпоративному спору, ни к связанному с ценными бумагами.

Илья Федотов, советник юридической фирмы КЛИФФ:

“При кажущейся на первый взгляд простоте на практике вопрос разграничения компетенции до сих пор вызывает сложности, а четкой формулы для отнесения спора к категории экономического закон не дает. Последнее вполне объяснимо, так как само понятие “экономика” является довольно широким и включает в себя всю систему производства, распределения и потребления в обществе. При схожем субъектном составе и характере споров арбитражные суды могут прийти к прямо противоположным выводам о наличии компетенции по рассмотрению соответствующих дел. А значит, несмотря на множество существующих обзоров судебной практики и разъяснений высших судебных инстанций, проблема разграничения компетенций общих и арбитражных судов сохраняется”.

Кроме того, в определении суда было указано, что положения о рассмотрении дел о защите прав и законных интересов группы лиц не устанавливают и не изменяют критерии подведомственности дел арбитражным судам (гл. 4, гл. 28.2 АПК РФ). Арбитражный суд, рассматривающий дело, подчеркнул, что в действующем законодательстве отсутствует норма, позволяющая ему рассмотреть описанный спор с участием физических лиц. По мнению суда, истец и присоединившиеся к его требованиям лица имеют тот же интерес, в их требованиях содержатся общие вопросы права и доказательства, но существующие правоотношения различны, и их необходимо рассматривать индивидуально или в порядке процессуального соучастия. А это потребует присутствия представителей всех сторон, что может значительно затруднить рассмотрение дела. На основании этого суд сделал вывод, что групповые споры с участием граждан могут рассматриваться арбитражными судами при соблюдении условий подведомственности гражданско-правовых споров. Однако в данном случае, по мнению суда, условия подведомственности для рассмотрения дела арбитражным судом отсутствуют, поэтому оно должно быть передано в суд общей юрисдикции.

Юлия Карпова, партнер юридической фирмы “Инфралекс”:

“Несмотря на то, что институт групповых исков предусмотрен только в АПК РФ, это не отменяет общие правила о подведомственности споров. И мы с таким подходом согласны. С нашей точки зрения, нет оснований для того, чтобы к групповым искам применять особые, специальные правила подведомственности. В системе арбитражных судов уже существует сложившаяся практика применения норм о подведомственности, в том числе в отношении групповых исков. Дополнительное законодательное регулирование данного вопроса, с нашей точки зрения, являлось бы излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров просто не представляется возможным. В любом случае, можно с уверенностью говорить, что к экономическим спорам нельзя относить споры, касающиеся личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности”.

Может ли арбитражный суд отказать в рассмотрении экономического спора при участии гражданина?

Гражданин-истец обратился в районный суд с исковым заявлением к ИП, а также двум гражданам о взыскании суммы займа, процентов за пользование займом и чужими денежными средствами. В обоснование своих требований указал, что между ними было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Суд отказал в принятии заявления, указав, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса) (определение Черемушкинского районного суда города Москвы от 25 ноября 2016 года по делу № М-13469/2016 имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). В определении районного суда отмечалось, что исковое заявление затрагивает экономический спор, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности, соответственно, исковое заявление должно рассматриваться в арбитражном суде (ч. 1-2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ).

В связи с этим истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с аналогичными требованиями, однако суд тоже отказал в принятии искового заявления (определение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 года по делу № А40-106472/17-31-996). Суд отметил, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав. Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации вопрос о разграничении подведомственности дел с участием граждан между судами общей юрисдикции и арбитражными судами должен решаться, исходя из критерия субъектного состава спора (Определение КС РФ от 13 мая 2014 г. № 985-О).

Арбитражный суд обратил внимание на то, что в материалах дела отсутствует информация о наличии у истца статуса ИП. При этом гражданские дела подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если хотя бы одна из сторон – гражданин, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 “О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам”). В связи с этим суд, рассматривающий исковое заявление, подчеркнул, что каких-либо исключений, касающихся участия в арбитражном процессе гражданина, не имеющего статуса ИП по спорным правоотношениям, АПК РФ и иные федеральные законы не содержат.

Какому суду подведомственны споры между потребительским кооперативом и его участниками? Узнайте из раздела “Коммерческие и некоммерческие организации ( cт. 50 ГК)” в “Энциклопедии судебной практики” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вышестоящая инстанция не согласилась с этим и встала на сторону истца (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года по делу № А40-106472/17). Апелляционный суд обратил внимание на то, что районный суд отказал в принятии искового заявления с аналогичными требованиями в связи с его подведомственностью арбитражному суду, который также не принял исковое заявление. По мнению суда, прекращение производства по данному делу фактически лишает истцов гарантированного права на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 4 АПК РФ). В связи с этим апелляционный суд отменил определение нижестоящего суда и направил вопрос на рассмотрение по существу.

В итоге после возврата искового заявления в суд первой инстанции решение было вынесено в конце 2018 года в пользу истца (решение Арбитражного суда от 12 декабря 2018 года по делу № А40-106472/17-31-996). Но в связи с тем, что районный и арбитражный суды отказывались принимать и рассматривать исковое заявление гражданина, с момента первой его подачи и до рассмотрения прошло около двух лет.

Определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав. В связи с тем, что на практике этого недостаточно, Илья Федотов предложил закрепить в АПК РФ критерии отнесения дел к подведомственности арбитражному суду. По его словам, можно пытаться определить экономический характер спора через его связь с видами хозяйственной деятельности участников, например, указанными в ОКВЭД, или через направленность требований на защиту коммерческих интересов сторон и извлечение прибыли. Однако, как уже было указано ранее, не все юристы разделяют эту точку зрения. Так, по мнению Юлии Карповой, дополнительное законодательное регулирование вопроса подведомственности является излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров не представляется возможным. Кроме того, некоторые эксперты предлагают разрешать в арбитражном суде еще и споры о распределении общего имущества супругов с участием банкрота. Например, руководитель экспертного совета при Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Эдуард Олевинский считает, что это позволит существенно сэкономить сроки проведения процедур банкротства и предотвратить явные злоупотребления, в случаях, когда должнику присуждают огромные суммы алиментов, явно несоразмерные разумной потребности его иждивенцев.

Разграничение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Проблема разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами весьма актуальна, что обусловлено функционированием двух ветвей судебной власти, рассматривающих частно-правовые и публичные споры. Институт подведомственности служит для разграничения полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов, исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц. Разрешение проблем, возникающих при разграничении полномочий названных судов, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку правильность определения подведомственности судебных споров напрямую связана с реализацией принципа доступа каждого к правосудию.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что из гарантированного Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46) права каждого на судебную защиту прав и свобод не следует возможности выбора по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ федеральным законом.

Разграничивая подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов следует, прежде всего, учитывать, что последние являются специализированными судами, поэтому их компетенция более детально определена законом. Очевидно, исходя из этого в ч.3 ст.22 ГПК установлено общее правило разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и специализированными арбитражными судами: суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все указанные выше дела (ч.1 и 2 ст.22 ГПК), за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Поэтому, решая вопрос о разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами необходимо обращаться не столько к нормам ГПК РФ, сколько к положениям АПК РФ.

Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане).

3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам

1. Арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

4.2) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Традиционно основными критериями разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по рассмотрению гражданских дел являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав. Однако из этого общего правила имеются многочисленные исключения (п.4 ст.27, ст.33 АПК РФ), дающие основания говорить о доминирующем значении характера спора.

При разграничении компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по характеру спорных правоотношений следует руководствоваться положениями ч.1 ст.22 ГПК и ч.1 ст.27, ст.28 АПК. В силу этих норм судам общей юрисдикции подведомственны споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских правоотношений.

Читайте также:  Заключение договора строительного подряда на выгодных условиях

В отличие от семейных, трудовых и жилищных споров, относящихся к исключительной компетенции судов общей юрисдикции, споры, возникающие из гражданских правоотношений, рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.

Другими словами, подведомственность судов общей юрисдикции по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, должна определяться как бы методом исключения. Такие дела входят в компетенцию судов общей юрисдикции, за исключением отнесенных к подведомственности арбитражных судов.

Несмотря на доминирующее значение характера спора как основного критерия разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, важную роль играет субъектный состав спорных правоотношений.

С одной стороны, в п.1 ст.22 ГПК РФ закреплено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а с другой стороны, в соответствии с п. 2 ст.27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных ГПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Как видно, не только ГПК РФ, но и АПК РФ в качестве субъектов спорных правоотношений называет, например, граждан. Однако если для гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, участие граждан как сторон спорных гражданских правоотношений является правилом, то для арбитражных судов— это исключение, предусмотренное в ограниченных законом случаях.

К субъектам арбитражных споров отнесены прежде всего организации, являющиеся юридическими лицами, и индивидуальные предприниматели. Если стороной в споре выступает образование, не имеющее статуса юридического лица, или гражданин, не зарегистрированный в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, то независимо от характера спора, за исключением случаев, специально предусмотренных АПК РФ (ст. 33) и другими федеральными законами, спор подведомствен суду общей юрисдикции.

Часть 2 ст.27 АПК РФ устанавливает, что к подведомственности арбитражных судов отнесены дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.4 ст.29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Гражданин признается индивидуальным предпринимателем и вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГК РФ).

Дела, возникающие из публичных правоотношений (втом числе об оспаривании актов государственных органов, органов местного самоуправления), рассматриваются судами.

Однако дела об оспаривании этих актов, нарушающих права организаций и предпринимателей, связанные с экономической деятельностью, рассматриваются в арбитражном суде (ст. 29 АПК РФ).

Также в арбитражном суде рассматриваются исковые дела, возникающие из налоговых и иных аналогичных правоотношений -о взыскании с индивидуального предпринимателя или организации обязательных платежей, если законом не предусмотрен иной порядок их взыскания

Нотариусы и адвокаты законом не отнесены к индивидуальным предпринимателям, поэтому споры с их участием подведомственны судам общей юрисдикции.

Суды рассматривают также дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений. Но если такое решение вынесено по спору, подведомственному арбитражному суду, то дело рассматривается арбитражным судом (ст. 31 АПК РФ). Аналогичным образом дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, иностранных арбитражных решений рассматриваются судом общей юрисдикции. Но если решение вынесено по экономическому спору, то этот вопрос подведомствен арбитражному суду (ст. 32 АПК РФ)

Проблема разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами глубинно связана со структурой современной судебной системы России, в составе которой арбитражные суды занимают равноправное положение с судами общей юрисдикции. Действующее процессуальное законодательство РФ не предусматривает обязанности суда, отказывающего в принятии искового заявления или прекращающего производство по причине неподведомственности дела, указывать орган, в который заявителю следует обратиться и который в силу этого был бы обязан принять данное дело к рассмотрению.

В силу этого на практике нередко возникают ситуации, когда вступившее в законную силу определение суда общей юрисдикции об отказе в принятии искового заявления или о прекращении производства по делу по причине его неподведомственности, а наряду с этим и определение арбитражного суда о прекращении производства по делу по причине его неподведомственности арбитражному суду исключают для истца возможность повторного обращения в суд, относящийся к той же ветви судебной власти, без изменения предмета и оснований иска или ответчика (ч. 3 ст. 134, ст. 221 ГПК РФ, ч. 3 ст. 151 АПК РФ). Вследствие этого истец лишается возможности реализовать свое право на судебную защиту своих интересов, гарантированную Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46). Нелегкое бремя определения подведомственности дела суду общей юрисдикции или арбитражному суду фактически возложено на истца.

22. Понятие и правовое содержание подсудности.

Подсудность гражданских дел суду является самостоятельным, но близким к подведомственности процессуальным институтом.

Подсудность— это относимость дела, подведомственного судам общей юрисдикции, к ведению определенного суда. Нарушение правил подсудности при рассмотрении гражданского дела является безусловным основанием к отмене судебного постановления независимо от того, привело ли это нарушение к неправильному разрешению дела по существу или нет (ч. 1 ст. 330, ст. 387 ГПК РФ).

Институт подсудности основывается на ст. 47 Конституции РФ всоответствии, с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Под подведомственностью понимают также процессуальный институт, разграничивающий компетенцию между различными судами одной ветви судебной системы. Правовыми нормами регулируется какой именно суд в рамках одной и той же системы должен рассматривать ту или иную категорию дел.

Так как мы изучаем гражданско-процессуальную подсудность, то понимаем под ней правила, которые разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел.

В соответствии с правилами подведомственности устанавливается, какое именно ведомство (юрисдикционный орган) должно рассматривать дело («ведомства» судов общей юрисдикции либо арбитражных судов, какой-либо орган исполнительной власти и др.). Когда этот вопрос решен и мы выяснили, что дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции, далее решаем вопрос о подсудности. Судов общей юрисдикции на территории РФ сотни и надо разобраться, какой именно из них уполномочен рассматривать данное дело.

Как и в подведомственности, различают определенные виды подсудности. Прежде всего необходимо выяснить, суд какого уровня вправе рассматривать такую категорию дел:мировой судья, районный суд, суд областного уровня, Верховный Суд РФ Иными словами, следует определить родовую подсудностьдела. Затем надо определить место (территорию), где должно рассматриваться дело, т.е. территориальную подсудность.

Суд должен руководствоваться правилами родовой подсудности, которые действуют на момент совершения данного процессуального действия, а не на момент возникновения спора или спорного правоотношения.

Если кассационная или надзорная инстанция отменяет решение по делу с направлением дела на новое рассмотрение, то дело передается в тот суд, которому оно подсудно на момент вынесения кассационного(надзорного) постановления.

Общие основания разграничения подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом

Читайте также:

  1. A. Общие.
  2. AutoCAD 2005. Общие сведения
  3. B) международным географическим разделением труда
  4. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами — твердой и газовой
  5. CAC/RCP 1-1969, Rev. 4-2003 «Общие принципы гигиены пищевых продуктов»
  6. H.1 Общие требования
  7. I. Международно-правовые, законодательные и нормативные акты
  8. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  9. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  10. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  11. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  12. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Законодательные нормы, устанавливающие общие принципы и основания разграничения подведомственности, содержатся в ст. 22 АПК РФ и ст. 27 ГПК РФ, а также ряде других статей обоих процессуальных кодексов и других законодательных актов. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 5-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее – закон об арбитражных судах) арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Согласно ст. 5 закона об арбитражных судах основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; эти суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а также, в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, и дела с иным субъектным составом (данный пункт дополнительно закрепляется и в ч. 2 ст. 29 АПК РФ).

Таким образом, основополагающие критерии подведомственности дел арбитражным судам – это характер спорного правоотношения и субъектный состав спора. При этом в качестве общего правила определения подведомственности дел арбитражным судам субъектный состав спора определяется участием в нем юридических лиц или граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Такое толкование нормам процессуального законодательства было дано уже в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». Однако ни законодателем, ни высшими судебными органами эти два критерия не указывались в качестве единственных и исчерпывающих. В частности, в п. 1 указанного Постановления разъяснялось, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами РФ, а в случае, если такие акты не позволяют четко разграничить компетенцию при определении подведомственности дела, следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, при решении вопроса о подведомственности приоритет должен отдаваться законодательному определению компетенции судов, и лишь при отсутствии или недостаточности такового могут применяться критерии предметного характера спорного правоотношения и субъектного состава спора.

Отсюда явствует, что эти два критерия носят принципиальный характер при определении подведомственности дел арбитражному суду. Иначе говоря, они выражают не столько конструктивные правила, подлежащие непосредственному применению, сколько те принципы, которыми руководствовался законодатель, воплощая в позитивном законодательстве саму идею юрисдикции арбитражного суда. В этих принципах выражена концепция законодателя, лежащая в основе разграничения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В то же время непосредственное применение этих принципов, именно в силу их обобщенного, абстрактного характера, вызывает неизбежные затруднения у правоприменителя.

Прежде всего, это касается такой характеристики, как экономический характер спора. С учетом того, что предметный критерий проходит через все статьи АПК РФ, определяющие подведомственность арбитражному суду[2], понятие экономического спора нуждается в законодательном определении, которое, однако, в российском законодательстве пока отсутствует[3].

М.И. Клеандров, анализируя соотношение понятий экономического спора и хозяйственного спора, отмечает, что первое из них выступает как родовое, то есть более широкое, по отношению ко второму. «До создания арбитражных судов термин «экономический спор» практически не употреблялся, а споры, вытекающие из административно-правовых отношений, разрешались не в судебном и не в арбитражном порядке, а именно административным путем – по вертикали, или же разрешались неправовым, повторяюсь, путем, например партийными органами, либо же вообще не разрешались никак (только в конце рассматриваемого периода Госарбитражем была предоставлена возможность разрешать некоторые виды вертикальных споров, об этом ниже). Отсюда формула: экономический спор – это хозяйственный спор (в значительной мере идентичен понятию «гражданско-правовой спор имущественного характера») плюс спор, вытекающий из административно-правовых отношений (административно-правовой спор), с доминированием в нем экономической подоплеки» [4]

Нельзя не согласиться с автором приведенной цитаты в том, что идущая от эпохи госарбитражей инерция трактовки понятия экономического спора как хозяйственного спора не способствует адекватному использованию этого понятия. Думается, что ключ к правильному пониманию и использованию этого понятия следует искать в Конституции РФ, где понятие экономического трактуется предельно широко, в контексте государственных гарантий единства экономического пространства и свободы экономической деятельности. В этой связи нельзя не заметить, что в целом понятие экономического в современном обществе стало существенно иным, нежели в предшествующие эпохи. Сегодня экономика – это уже не исключительная сфера деятельности определенной социальной группы, сословия или профессионального сообщества (корпорации), как было не так давно. Еще в XIX в. значительные слои населения нашей страны в силу целого ряда социальных и политических причин были принципиально выключены из экономической деятельности. А еще раньше экономическая деятельность составляла исключительную принадлежность купеческого сословия. Кстати, именно историческое происхождение арбитражных судов от сословных торговых судов во многом объясняет двойственное, субъектно-предметное основание специализации этих судов, поскольку само основание выделения купеческого сословия носило предметный характер, было связано с занятием экономической деятельностью представителей данного сословия.

Сегодня экономика – это универсальная сфера общественных отношений, затрагивающая права и интересы каждого члена общества, каждой организации и в той же мере каждому доступная. Российское государство выступает как гарант свободы экономической деятельности на территории РФ как одного из неотъемлемых личных прав для каждого, независимо от его гражданства, и эта обязанность государства закреплена на конституционном уровне. Именно поэтому арбитражный суд и перестает быть специализированным судом, каковым он был ранее, до 1 октября 1991 г. Слишком широка и универсальна предметная сфера его компетенции. Столь же широк и круг субъектов, подсудных этому суду. В силу конституционной нормы, гарантирующей единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в Российской Федерации, таким субъектом потенциально может оказаться любое лицо, как физическое, так и юридическое.

Исторически закономерный процесс превращения торговых судов из специализированных судов сословно-корпоративного и административного типа в арбитражные суды, являющиеся равноправным элементом единой судебной системы и представляющие одну из ветвей судебной власти наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции, обусловлен не столько внутренними механизмами эволюции судебной системы, сколько теми общесоциальными процессами, которые привели к существенному повышению роли экономики в жизни всего общества.

Столь широким значением понятия экономического объясняется и трудность его непосредственного применения в качестве критерия подведомственности конкретных дел арбитражному суду. Использование этого понятия законодателем призвано скорее задать общую направленность мысли правоприменителя, чем указать ему жесткий алгоритм принятия решений по конкретным делам.

Трудность непосредственного применения критерия экономического характера спора в сочетании с близостью процессуальных норм, регулирующих порядок судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, приводит некоторых авторов к выводу о несущественности различий между гражданским и арбитражным процессом.

Действительно, форма судопроизводства не может служить основанием разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а в ст. 126 Конституции предусмотрено право судов общей юрисдикции рассматривать уголовные, гражданские и административные дела. Будучи органами судебной власти, равноправными с судами общей юрисдикции в составе единой судебной системы (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»), арбитражные суды могут осуществлять правосудие лишь в тех формах судопроизводства, которые установлены в ст. 118 Конституции РФ, и никаких иных. Кроме того, ст. 126 Конституции РФ содержит важное уточнение, суть которого состоит в том, что суды общей юрисдикции, применяя вышеуказанные формы судопроизводства, рассматривают дела, подсудные этим судам. Таким образом, сама возможность применения форм гражданского, административного и уголовного судопроизводства судом общей юрисдикции обусловлена подведомственностью дела этому суду.

Читайте также:  Особенности правового регулирования изъятия (выкупа) земель сельскохозяйственного назначения в общественных интересах

К компетенции арбитражных судов Конституция РФ относит рассмотрение экономических споров и иных дел (ст. 127), не указывая специально, в каких формах судопроизводства арбитражный суд должен рассматривать эти дела. Однако и необходимости в таком дополнительном указании нет, так как все существующие формы судопроизводства, которые могут использоваться судами, уже исчерпывающе перечислены в ст. 118 Конституции РФ. Таким образом, арбитражные суды могут использовать те из четырех существующих форм судопроизводства, которые предусмотрены законодателем для рассмотрения экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражному суду.

АПК РФ предусматривает для этого такие формы судопроизводства, как исковое судопроизводство – для экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК РФ); административное производство – для экономических споров и других дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК РФ), в том числе дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ), об административных правонарушениях (п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ), о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций (п. 4 ч. 1 ст. 29 АПК РФ), других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (п. 5 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Помимо этого, арбитражный суд может рассматривать в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ); дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (ст. 31 АПК РФ) и о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ).

Каждая из перечисленных категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, предполагает порядок рассмотрения, относящийся к одной из двух форм судопроизводства – гражданскому или административному.

Эти же формы судопроизводства используются судом общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ).

В том, что и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды используют одни и те же формы судопроизводства (за исключением уголовного производства, являющегося исключительной прерогативой суда общей юрисдикции), нет ничего удивительного, учитывая единство материально-правовой природы дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах и связанных с отношениями, регулируемыми единым Гражданским кодексом РФ.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются как граждане, так и юридические лица, в этих отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. В абз. 2 ч. 1 ст. 2 ГК РФ особо подчеркивается, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, а абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ распространяет сферу регулирования гражданского законодательства на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Итак, форма судопроизводства не может считаться основанием или критерием разграничения подведомственности дела суду общей юрисдикции или арбитражному суду. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают дела и выносят решения на единой материально-правовой основе. Ссылаясь на это, некоторые авторы вовсе отрицают целесообразность существования двух разных ветвей судебной власти и двух соответствующих им процессуальных кодексов – Гражданского и Арбитражного.

Так, Е.В. Слепченко считает, что «в таком разделении кроется причина многих проблем, и прежде всего проблемы определения подведомственности дел, возникающих из правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, это проблемы доступности, прозрачности, экономичности правосудия»[5]. Е.В. Вавилин полагает, что вызывает некоторое сомнение наличие двух кодексов: АПК РФ и ГПК РФ[6]». В.Ф. Попондопуло считает, что «родовое единство законодательства о судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах должно привести к созданию единого гражданского процессуального кодекса, содержащего раздел об особенностях рассмотрения споров, связанных с экономической, в том числе предпринимательской, деятельностью»[7]. Противоположный подход представляется этим авторам теоретически необоснованным и категорически отвергается вместе с подходом, рассматривающим гражданский процесс и арбитражный процесс как две самостоятельные отрасли права и выделяющим наряду с гражданским правом хозяйственное право как особую отрасль права.

Однако представляется, что данная позиция не в полной мере учитывает реалии правоприменения. Безусловно, как уже и отмечено выше, арбитражные суды принципиально не могут использовать никаких иных форм судопроизводства, кроме указанных в ст. 118 Конституции РФ, и, таким образом, по характеру судопроизводства они принципиально не отличаются от судов общей юрисдикции. Но из этого никак не вытекает ненужность отдельного арбитражного процессуального кодекса, как и целесообразность слияния арбитражных судов с судами общей юрисдикции, что противоречило бы самой логике исторической эволюции этих судов, генетически связанных с торговыми судами. Вовсе не обязательно стремиться к структурному параллелизму между материально-правовым и процессуальным уровнями системы права. Нет необходимости и в изоморфизме между отраслевой структурой права и структурой судебной системы. В ходе формирования судебной системы и обслуживающего ее процессуального законодательства законодатель исходит, как правило, не столько из идеальных соображений чистоты теоретических правовых конструкций, сколько из потребностей практического правоприменения, с учетом наличного состояния и исторической преемственности судебных органов.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами

Арбитражные суды – это суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской деятельности. Необходимо учитывать, что попытка дать однозначный ответ на вопрос о подведомственности дел этим судам составляет определенную проблему. Подобное положение вещей вызвано различными факторами. Среди них: частое изменение законодательства [1] , регулирующего подведомственность различных категорий дел; нечеткость законодательных формулировок, определяющих правила подведомственности; различный подход арбитражных судов и судов общей юрисдикции в решении вопросов о подведомственности тех или иных дел и т.д.

Подведомственность гражданских дел этим судам зависит от наличия определенных в ст. 27 АПК критериев, как правило, применяемых в совокупности. Такими критериями являются:

  • 1) предметный критерий. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК);
  • 2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел по общему правилу могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст. 27 АПК) [2] .

Следовательно, в том случае если субъектом спора станет лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя или не являющееся юридическим лицом, то дело перестает быть подведомственным арбитражным судам.

При этом необходимо учитывать, что указанное выше правило о субъектном составе имеет значение только в отношении истцов, ответчиков и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку в том случае, если в арбитражном процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, выступает физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, дело все равно остается подведомственно арбитражному суду.

Судебная практика (позиция ВС РФ и ВАС РФ): Учитывая, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. подведомственны суду общей юрисдикции.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств (постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”).

В отношении лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, также необходимо учитывать, что для определения подведомственности дел с их участием необходимо исходить из того, в каком качестве они в том или ином случае выступали. Если лицо, имеющее такой статус, вступало в правоотношение с целью удовлетворения личных нужд, то такое дело будет подведомственно судам общей юрисдикции.

В ч. 2 ст. 27 АПК определено, что в предусмотренных законом случаях в арбитражных судах рассматриваются дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Указанная формулировка закона позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев арбитражному суду подведомственны дела, отвечающие в совокупности предметному и субъектному критерию, а в случаях, специально оговоренных в федеральном законе, только одному из них – предметному критерию. В данном случае особое значение имеет ст. 33 АПК, где определены дела специальной подведомственности. Такие дела разнородны, но общим является то, что все они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

К делам специальной подведомственности, например, относятся дела: о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам (их общий перечень определен в ст. 225.1 АПК); по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д.

По общему правилу, если гражданское дело не подведомственно арбитражному суду, то оно будет подведомственно суду общей юрисдикции.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В свою очередь, если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134 ГПК).

В практике возник вопрос: подлежит ли дальнейшему рассмотрению принятое к производству судом общей юрисдикции с соблюдением правил подведомственности дело по спору, в котором в результате отказа от иска к физическому лицу сторонами остались юридические лица, а дело, по сути, становится подведомственно арбитражному суду? На указанный вопрос был дан ответ ВС РФ.

Судебная практика (позиция ВС РФ): Действующий ГПК не содержит нормы, которая регулирует порядок производства по делу в том случае, если в результате изменения обстоятельств дело, принятое судом к производству, стало подведомственным другому суду.

Согласно ч. 4 ст. 1 ГПК в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ГПК дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

По смыслу данной нормы изменение обстоятельств, влияющих на определение подсудности дела, после принятия его к производству суда юридического значения не имеет.

Исходя из изложенного и учитывая положения ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 33 ГПК, дело, принятое судом общей юрисдикции к своему производству с соблюдением правил подведомственности, установленных ст. 22 ГПК, должно быть рассмотрено им по существу, несмотря на то что в результате изменения обстоятельств, влияющих на определение подведомственности, оно станет подведомственно арбитражному суду (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2005 г.).

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28–33 АПК.

  • 1. В первую очередь арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В литературе отмечается, что практика толкует понятия “экономические споры” и “споры из иной экономической деятельности” иногда столь широко, что под них подпадают, по существу, все имущественные споры юридических лиц [3] . Следовательно, это могут быть различные споры, в том числе напрямую не связанные с предпринимательской деятельностью, возникающие из договорных и внедоговорных отношений.
  • 2. Арбитражным судам подведомственны экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Их общей перечень закреплен в ст. 29 АПК. К ним относятся дела: а) об оспаривании нормативных правовых актов; б) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; в) об административных правонарушениях; г) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций.

Дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных выше лиц подведомственны арбитражным судам только в том случае, если акт, решение, действие (бездействие) затрагивают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. для подведомственности таких дел арбитражному суду необходимо наличие двух общих критериев, в противном случае они подведомственны судам общей юрисдикции.

К подведомственным арбитражным судам делам об административных правонарушениях относятся: а) дела о привлечении к административной ответственности; б) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ч. 3 ст. 29 АПК).

Дела о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подлежат рассмотрению в арбитражных судах, только если об этом напрямую говорится в федеральном законе. В настоящее время такие случаи закреплены в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Судебная практика (позиция ВАС РФ): В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения (постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

В свою очередь, арбитражным судам подведомственны не все дела об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за совершенные ими административные правонарушения, а только в том случае, если такие нарушения связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций подведомственны арбитражным судам, если законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Так, например, в НК определяется, в каких случаях взыскание происходит в судебном, а в каком – во внесудебном порядке.

  • 3. Арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в том случае, если такой факт имеет значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК). Некоторые виды таких фактов определены в ст. 218 АПК.
  • 4. В арбитражных судах так же, как и в судах общей юрисдикции, подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное осуществление решений третейских судов (ст. 31 АПК). Такие дела подведомственны арбитражным судам, только если решения третейских судов приняты по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, т.е. объединяют в себе предметный и субъектный критерии подведомственности.
  • 5. Аналогично решен вопрос о подведомственности арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и решений иностранных третейских судов (арбитражей). Такие дела подведомственны арбитражным судам, если они приняты по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК). До 2002 г. все дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных государственных и третейских судов были подведомственны исключительно судам общей юрисдикции.
Читайте также:  Нежилое помещение: что скажут соседи?

25. Подведомственность гражданских дел: понятие, виды.

Подведомственность – относимость споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Подведомственность – свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

Исключительная подведомственность — подведомственность гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в любой юрисдикционный орган, кроме суда.

Условная подведомственность — подведомственность, требующая соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.

Альтернативная подведомственность — подведомственность, допускающая рассмотрение гражданских дел не только в суде общей юрисдикции, но и в другом юрисдикционном органе.

Договорная подведомственность — подведомственность, основанная на соглашении сторон о возможности рассмотрения дела в установленном в договоре суде.

26. Подведомственность гражданских дел: понятие, виды.

Подведомственность гражданских дел судам

1. Суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245настоящего Кодекса;

4) дела особого производства, указанные в статье 262настоящего Кодекса;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первойивторойнастоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

27. Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по имущественным и неимущественным спорам. В основу разграничения по общему правилу берутся два критерия: 1) субъектный состав участников спора – арбитражный суд рассматривает дела с участием юридических лиц или граждан предпринимателей, а в случаях прямо предусмотренных ФЗ, так же с участием РФ, субъектов РФ, мун образований, гос органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, Образований, не имеющих статуса юридического лица, а так же граждан, не имеющих статуса ИП.

Суд общей юрисдикции по общему правилу рассматривает дела с участием физ лиц, не имеющих статуса предпринимателя.

2) характер спора. Арбитражные суды, рассматривают дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности. к иной экономической деят не относится правоотношение вытекающие из семейных, наследственных, жилищных, трудовых споров, а так же споров потребительского характер.

Используя эти два критерия формулируется общее правило: если оба критерия присутствуют, то спор подведомствен арбитражному суду, если нет хотя бы одного, то суду общей юрисдикции. Это общее правило применяется при отсутствии спец норм. Случай подведомственности суду общей юрис дел, вне зависимости от субъектного состава (московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой исключит прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в том числе в сети интернет, по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соот со статьей 144.1 ГПК)

Случаи подведомственности арб суду дел, вне зависимости от субъектного состава: 1) дела по корпоративным спорам (перечень ст 225.1 АПК), споры связанные с созданием реорганизацией и ликвидацией юр лица. вас РФ дал ограничительное толкование термину юр лицо, указав, что под ним следует понимать только лишь коммерческие организации. 2) споры связанные с принадлежностью акций, долей в уставном капитале обществ и товариществ, паев членов кооператива, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав. 3) споры по искам участников юридического лица о возмещении убытков причиненных юридическому лицу (косвенные иски), о признании недействительными сделок, совершенных юр лицом. 4) споры, связанные с назначением, избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов по контролю юр лица, а так же споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юр лицом, в связи с осуществлением, прекращением, либо прекращением полномочий указанных лиц. Вс РФ в обзоре законод и судебной практики за второй квартал 2010 года (утвержден ПП ВС от 15 сентября 2010 года отступил от буквального толкования выше процитированной нормы, указав, что споры, между акционерным обществом и его бывшим генеральным директором о восстановлении на работе вытекают из трудовых отношений, а потому подведомственны судам общей юрисдикции.

Дела по спорам о вытекающих из деятельности депозитариев, связанные с учетом прав на акции и иные ценные бумаги. Дела по спорам, Вытекающим из деятлеьности гос корпораций и связанные с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, а так же организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы. Дела по спорам о защите интеллектуальных прав, отнесенных к подсудности суда по интеллектуальным правам.

Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции между СОЮ и арб судами по делам особого производства.

Арбитражным судам подведомственны лишь те категории особого производства, которые прямо указаны в законе: дела, об установлении фактов, имеющих юридическое значение (27 глава АПК), дела о несостоятельности.

Те категории дел, которые перечислены в ГПК, но отсутствуют в АПК, должны рассматриваться в суде общей юрисдикции, вне зависимости от субъектного состава и характера правоотношения: 1) о признании движимой вещи бесхозяйной и признание права мун собственности на бесхозяйную движимую вещь 2) о восстановлении прав по утраченным ценным бумаг на предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство). Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Общие правила разграничения подведомственно­сти дел между судами общей юрисдикции и арбитраж­ными судами

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т. е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам, международным коммерческим арбитражам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:

1)характер спорного правоотношения (связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);

2)субъектный состав (состав участников спора);

3)спорность либо бесспорность права;

4)наличие договора между сторонами спора;

5)характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);

6)орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Первый критерий подведомственности – характер спорного правоотношения – определяет подведомственность споров органам судебной власти. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов. Экономическими являются споры как из гражданских, так и из публичных правоотношений. Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. В некоторых случаях на помощь для определения подведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела – его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Критерий субъектного состава участников спора позволяет дополнительно более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. При этом следует иметь в виду, что ст. 27 АПК связывает подведомственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым положением сторон спора. Арбитражные суды по общему правилу разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан — индивидуальных предпринимателей.

В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК), то он будет подведомствен суду общей юрисдикции.

Кроме того, АПК РФ определил категории дел, относящихся исключительно к ведению арбитражных судов, независимо от субъектного состава. По терминологии АПК РФ к специальной (исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены следующие категории дел (ст. 33 АПК РФ):

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Несмотря на принятие новых, более совершенных процессуальных законов, полностью избежать возникновения споров о подведомственности вряд ли возможно в силу динамизма развития частноправовых отношений, сложности юрисдикционной системы. Однако нормы новых АПК и ГПК РФ 2002 г. направлены на то, чтобы минимизировать число конфликтных ситуаций в данной сфере. Именно поэтому важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего подведомственность дел общим и арбитражным судам. Ранее, до принятия АПК РФ 2002 г., по многим делам имела место совпадающая компетенция судов, когда одни и те же дела разрешались разными судами гражданской юрисдикции. Новый АПК РФ разрешил значительную часть спорных и смежных вопросов подведомственности, исходя из понимания арбитражного суда как органа судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Значение нового регулирования вопросов подведомственности в АПК РФ обуславливает большую определенность при выборе компетентного суда, позволяет снизить степень и количество конфликтов юрисдикций, делает более равномерной нагрузку на различные звенья судебной системы России, а главное – позволяет обеспечить единство судебной практики по одним и тем же категориям дел, поскольку они разрешаются только одним видом судов.

Суды рассматривают и разрешают:

· исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

· дела по указанным в статье 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

· дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК;

· дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК;

· дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

· дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане).

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации(Статья 3 ФКЗ «О конституционном суде РФ»).

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

– разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

– разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

· по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

· дает толкование Конституции Российской Федерации;

· дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

· выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

· осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Ссылка на основную публикацию