Земельные работы на участке в прибрежной зоне

Строительство в водоохранной зоне: нормы, правила, ограничения на сайте Недвио

Недвижимость, расположенная вблизи водных объектов (озёр, рек, водохранилищ итп), всегда пользовалась особой популярностью среди частных застройщиков. Это объясняется прекрасной экологией, великолепными пейзажами и возможностью получить новые, уникальные возможности для загородного отдыха.

Собираясь строить дом вблизи водоохранных зон важно следовать определенным правилам. Это обусловлено тем, что частное строительство на таких территориях часто запрещено или входит в список относительных ограничений. Последнее означает, что застройка береговой линии возможна только при соблюдении условий, указанных в законе и правилах местной администрации.

В этой статье мы разберем основные нюансы и ограничения, который должен знать частный застройщик, прежде, чем построить коттедж на берегу реки или озера.

Правила застройки прибрежных зон

Основным законом, устанавливающим правила и нормы строительства на прибрежных территориях, является Водный кодекс РФ. Его основная задача — обеспечить чистоту водоемов, защиту растений и животных, обитающих в воде и на территориях, которые прилегают к водоемам.

Для сохранения окружающей среды, от владельцев и пользователей прибрежных участков требуется соблюдать определенные нормы. В случае их нарушения положена административная и уголовная ответственность, снос построек, а также высокие штрафы.

Разновидности водоемов

Следует понимать, что любые прибрежные земли в России имеют особый статус. Все действия, связанные с ними, регулируются специальным Водным регламентом.

Согласно закону, все водоемы классифицируются на две группы:

К подземным относятся карстовые озера и грунтовые воды. К поверхностным — все остальные. Все они обладают определенными характеристиками, границами и объемом водного режима.

В свою очередь, поверхностные водоемы подразделяются на:

Эти водоемы могут использоваться в различных целях. Например, в целях водоснабжения населенного пункта, выработки электроэнергии, ведения рыболовства, перевозки леса и т. д. В зависимости от целей использования на них либо разрешено, либо запрещено частное строительство.

Что такое водоохранная зона?

Водоохранной зоной называют участок земли, который находится на определенном расстоянии от береговой линии. За такими территориями ведется особый контроль, даже если ими владеют по праву собственности.

Чтобы понять, какие действия разрешены в водоохранной зоне, владельцу участка необходимо обратиться в федеральный орган и службу кадастрового учета. Официальный ответ будет содержать информацию из специального реестра.

Любое строительство или иную хозяйственную деятельность следует начинать только после получения документов, подтверждающих право на их проведение.

Границы водоохранной зоны

Их определяют для того, чтобы облегчить контроль за соблюдением режима использования на указанных участках. Последний становится частью комплекса мер, направленных на их благоустройство и защиту. Таким образом органы власти добиваются улучшения экологического, гидрологического, санитарного и гидробиологического состояния окружающей среды.

Ширину защищенной территории рассчитывают, ориентируясь на береговую линию. Последнюю определяют по уровню вод в теплое время года.

Согласно Водному кодексу (статья 65, часть 4) на участках указывают границы водоохранной зоны с учетом протяженности и ширины водного объекта:

  • 50 м – для рек и озер длиной меньше 10 км;
  • 100 м – от 10 до 50 км;
  • 200 м – больше 50 км.

Размер защитной полосы также зависит от такого показателя, как уклон берега.

Если водоем является источником питьевой воды, возле него устанавливают санитарную охрану. В этом случае на участке категорически запрещено заниматься строительством или иным видом деятельности.

Сведения о территориях, расположенных возле береговой линии, указываются в кадастровом паспорте на земельный участок.

Можно ли строить в водоохранной зоне?

Да. Прибрежную полосу и водоохранные территории разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), дачного строительства и садоводства. При соблюдении определенных условий такие земельные участки можно арендовать и приватизировать.

При соблюдении каких условий в водоохранных зонах разрешено строить дома? Их три:

  1. Объекты недвижимости должны быть оснащены фильтрационной системой;
  2. От собственника требуется соблюдение предписанных санитарных норм;
  3. Проектная документация должна пройти экологическую экспертизу.

Контроль за ведением строительства на прибрежной территории осуществляет Росприроднадзор.

Прибрежная защитная полоса

Водоохранная зона, в зависимости от удаленности от берега водоема, как правило, включает в себя 2 уровня:

  • Бечевник (или береговая полоса, водный сервитут);
  • Прибрежная защитная полоса.

Бечевником называется береговая полоса у кромки воды. Стандартная ширина бечевника составляет 20 м. На таком участке запрещено любое строительство домов, не разрешается приватизация и аренда земли в этой зоне. Каждый гражданин, в соответствии с законодательством, имеет свободный доступ к этой территории и может использовать ее для отдыха. Имейте это в виду, когда видите объявление с текстом «продается участок у воды».

Размер прибрежной защитной полосы определяется местными органами власти, и составляет от 20 до 100 метров. В прибрежной защитной полосе запрещено любое строительство домов, но можно приобретать земельные участки в собственность или брать их в аренду. То есть если, к примеру, территория прибрежно-защитной полосы захватывает часть вашего участка, то можно разместить деревянный дом и подсобные строения за пределами полосы, а непосредственно на ее территории — сад или места отдыха.

Следует учитывать, что расстояние от кромки до окончания прибрежной защитной полосы на разных участках может сильно отличаться, в зависимости от статуса водоема, уклона берега и его местоположения. Например, для морей защитная полоса может составлять уже 500 метров. Вот почему эти данные следует уточнить в местной администрации.

Все, что дальше этих полос — может свободно продаваться и покупаться. На такие участки ограничений, согласно Водному и Земельному кодексу, не предусмотрено.

Нюансы строительства на прибрежных территориях

Главная особенность участков у воды заключается в том, что их нельзя полностью огородить от посторонних.

Дело в том, что большинство водных объектов на территории РФ (реки, озера, водохранилища итп) являются государственной собственностью, а это значит, что ими может воспользоваться любой гражданин. Любые заборы и сооружения, мешающие свободному доступу к воде, считаются незаконными постройками.

Еще один важный нюанс: любые земельные участки, находящиеся в пределах береговой линии, нельзя приватизировать.

Важно учитывать, что для того, чтобы начать строительство дома или других построек в водоохранной зоне, нужно иметь оформленный договор аренды или свидетельство о праве собственности на выбранный участок.

Владельцу участка также придется получить разрешение на индивидуальное жилищное строительство. Следует понимать, что если будут найдены какие-либо нарушения СНиПов относительно размещения построек на участке, то разрешение просто не выдадут.

Лицам, которые планируют открыть на таких территориях личное подсобное хозяйство (ЛПХ), следует учитывать, что вблизи береговой линии запрещен выпас животных, складирование грунта и распашка земли.

Есть установленные ограничения при использовании участков в целях с/х деятельности:

Ограничения при пользовании водоохранных зон

Предписанные правила запрещают размещать на прибрежной территории:

  • мусорные свалки, места захоронения отходов, кладбища и скотомогильники;
  • стоянки для автомобилей;
  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • строения, предназначенные для хранения горюче-смазочных материалов и химических веществ.

Очистка берегов и самих водоемов — очень долгая и затратная процедура. Вот почему за такими территориями ведется строгий контроль, а границы прибрежной зоны отмечают соответствующими информационными знаками.

Отдельно отметим правила строительства на водоемах, которые находятся внутри частных территорий. По закону доступ к ним может иметь только собственник или арендатор.

В этом случае порядок их использования определяет частный собственник, а не государство. Это же касается оформления купли-продажи прибрежных участков и, примыкаемой к ним, прибрежной зоне. Если это частный пруд, то никаких ограничений к его застройке нет.

Заключение

Если вы планируете купить участок на берегу реки, озера или другого водоема следует внимательно ознакомиться с Водным кодексом РФ и другими законами об охране и эксплуатации водоохранных зон.

Также следует подать запрос в местную администрацию, чтобы получить точные параметры такой зоны непосредственно в месте прилегания участка к береговой линии. Они могут отличаться в зависимости от особенностей водоема, уклона берега, его использования и других характеристик.

Следует помнить, что при незаконном строительстве в прибрежной зоне, застройщик рискует получить не только штраф, но также рискует остаться без дома или даже понести уголовную ответственность (при значительном ущербе окружающей среде, ст. 26 УК РФ). Поэтому шутить с этим не стоит. Разумнее строить дом, не нарушая экологические нормы.

Публикации

  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • FIN
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Публикации
    • Особенности использования земель в прибрежной зоне

    Информация и связи

    Особенности использования земель в прибрежной зоне

    • Автор: Елена Степанова
    • Услуга: Недвижимость и строительство
    • Дата: 15.08.2016

    Территории прибрежных зон, особенно в курортных городах России, традиционно привлекательны для развития туристической инфраструктуры, строительства отелей, а также жилой и коммерческой недвижимости. Текущая экономическая и политическая нестабильность создает дополнительные возможности для развития в России внутреннего туризма. Потенциал российских регионов реализован не в полной мере, что побуждает инвесторов, в том числе международных сетевых операторов, вкладываться в освоение данных территорий.

    Какие особенности использования земель в прибрежной зоне предусмотрены законодательством, какие установлены ограничения и запреты в отношении ведения деятельности на данных территориях, – эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

    Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи моря, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако указанное не означает, что владельцы таких земельных участков полностью свободны при определении порядка их использования, поскольку в отношении них законодательством РФ устанавливается специальный режим, накладывающий ряд существенных ограничений.

    Исходя из положений Водного кодекса РФ, в отношении земельных участков, расположенных вблизи моря, могут быть установлены три вида «зон охраны»: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

    Под водоохранными зонами морей в соответствии с положениями Водного кодекса РФ понимаются территории, которые непосредственно примыкают к берегу моря. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В границах данных зон устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения водного объекта.

    Так, в границах водоохранной зоны, среди прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброс сточных вод.

    Осуществление строительства (реконструкции) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.

    Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, являются:

    • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
    • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
    • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
    • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
    • Прибрежные защитные полосы

    Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон. Ширина прибрежных защитных зон варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега моря.

    На территориях населенных пунктов при наличии централизованной ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами таких набережных.

    В дополнение к ограничениям, установленным для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос, среди прочего, запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

    • Береговые полосы общего пользования

    Береговые полосы общего пользования входят в границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

    Под береговой полосой общего пользования понимается часть земли шириной 20 метров, примыкающая непосредственно к морю, которая предназначена для общего использования.

    Иными словами, любая территория, находящаяся на расстоянии 20 метров от воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.

    Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы или иное ограничение свободного доступа к ним запрещается.

    Взимание платы за доступ к водному объекту и его береговой полосе, а также установление ограждения на таком водном объекте не соответствуют действующему законодательству. Организация частного пляжа в пределах береговой полосы водного объекта также нарушает установленный законом порядок использования такой территории. Подобные действия противоречат положениям Водного кодекса РФ, закрепляющим право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года по делу №А70-8868/2011).

    На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи моря, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.

    Необходимо учитывать, что водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы общего пользования устанавливаются в силу закона на основании самого факта примыкания территории земельного участка к соответствующему водному объекту. Ширина таких «зон охраны» определяется на законодательном уровне и не может быть установлена иначе ни на основании подзаконных нормативных актов РФ, ни на основании законодательства субъектов РФ, что подтверждается сформировавшейся судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года №33-Г08-5).

    Говоря об особенностях использования земель в прибрежных зонах, важно при этом учитывать и специфику отдельных регионов.

    Так, например, до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города Севастополя установлен так называемый «переходный период». Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определил, что по согласованию с федеральным органом исполнительной власти органы власти Республики Крым, а также города Севастополя могут самостоятельно устанавливать особенности регулирования градостроительных и земельных отношений.

    В соответствии с Соглашением между Федеральным агентством водных ресурсов и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в области водных отношений, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 05 августа 2014 года №1466-р, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым может самостоятельно устанавливать границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос морей или их отдельных частей.

    В конце мая 2016 года Глава Республики Крым Сергей Аксенов дал поручение подготовить распоряжение о полном временном запрете на любые строительные работы на участках ближе 100 метров от воды.

    Такой запрет планируется установить в целях проведения ревизии всех земельных участков, ранее предоставленных государством землепользователям, а также для пресечения возведения самовольных построек в пределах «зон охраны» водных объектов.

    В этой связи в текущее время к приобретению «объекта у моря» стоит подходить предельно внимательно, поскольку имеется высокий риск признания такого объекта самовольной постройкой по результатам вышеуказанной ревизии.

    При этом даже если объект недвижимости, размещенный вблизи побережья с нарушением законодательства в сфере охраны водных объектов, не признан самовольной постройкой, владельцам таких земельных участков в границах «зон охраны» и иным землепользователям следует учитывать риски привлечения к ответственности.

    Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков в «зонах охраны» и правил охраны водных объектов, а также за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

    В зависимости от характера нарушения наказания для физических, юридических, а также должностных лиц за такие правонарушения варьируются от штрафа (в размере от 3 тысяч рублей до 500 тысяч рублей) до административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на срок до 90 суток. При этом привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

    Загрязнение вод и морской среды может повлечь также и уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (в зависимости от степени опасности такого нарушения).

    Помимо описанной выше специфики использования прибрежных территорий, действующим законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения. Так, например, в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

    Кроме того, следует учитывать, что в соответствии положениями Федерального закона №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.

    Подводя итоги, отметим, что параметры использования любого земельного участка, в том числе территории прибрежных зон, равно как и возможность размещения на нем того или иного объекта строительства, должны проходить тщательную проверку в каждом конкретном случае. Только всесторонняя оценка пригодности земельного участка для целей строительства объекта позволит избежать риски его признания самовольной постройкой и наложения ответственности на застройщика.

    Водоохранная зона. Земля сельхозназначения. Трактор

    Возможно ли ведение полноценной сельскохозяйственной деятельности с применением сельхозтехники в водоохранной зоне (оз.Стерж, Тверская область, Осташковский район). Земельный участок сельхозназначения, вид разрешенного использования – для ведения фермерского хозяйства, в собственности.

    Вопрос связан прежде всего с п 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации N 74-ФЗ

    В границах водоохранных зон запрещаются:

    4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    На ведение деятельности с применением сельхозтехники в береговой зоне (50м) не претендую.

    Я так понимаю под термин “специальные транспортные средства” трактор с косилкой не подходит.

    Твердое, равно как и любое другое покрытие, как и понятие дорог, в окрестности отсутствует.

    С Уважением, Александр

    Ответы юристов ( 3 )

    У Вас по ЗУ обременение в виде ВЗ, при этом выдержки из ВК РФ Вы и сами привели.

    Федеральном законе от 24.07.2002 N 101-ФЗ
    (ред. от 06.06.2019)
    «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ни в федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ

    (ред. от 30.10.2018)
    «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

    На мой взгляд, применительно к категории ЗУ трактор и есть СТС (хотя может и ошибаюсь).

    Скорее здесь уместен будет аналогичный запрос в Россельхознадзор (https://www.fsvps.ru/), так как по землях с/х назначения именно они проверяющий орган.

    Ответ получите и бесплатно и спать будете более спокойно.

    Уважаемый Александр! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег:

    письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами и носят только и исключительно информативный характер.

    Вместе с тем с целью исключения каких-либо рисков имеет смысл обдумать вариант перераспределения земельного участка в порядке ст.11.7 ЗК РФ (ЗУ «как бы» выводим из обременения).

    В любом случае здесь без кадастрового инженера и согласия смежников не обойтись.

    • 7,1 рейтинг
    • 463 отзыва

    Согласно ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 марта 2013 года N 06-08-44/4627О разъяснении положений статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

    В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.Согласно пункту 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 (далее — Технический регламент), специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).По мнению Минприроды России, для целей Водного кодекса Российской Федерации к специальным транспортным средствам, стоянка и движение которых в водоохранных зонах не запрещена, помимо указанных в Техническом регламенте, могут относиться специальные транспортные средства, осуществляющие спасательные операции, обеспечивающие оказание медицинской помощи населению, предупреждение аварий и иных чрезвычайных ситуаций, ликвидацию их последствий, а также транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных специальных служб.При этом движение и стоянка всех перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается при осуществлении соответствующими органами и организациями своих полномочий.

    Таким образом, трактор согласно данному разъяснению, не относится к СТС и, соответственно, его движение в водоохранной зоне согласно п 15 ст. 65 ВК РФ запрещено.

    Земельные работы на участке в прибрежной зоне

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    Апелляционное определение Пермского краевого суда от 20 марта 2013 г. по делу N 33-2789 (ключевые темы: огородничество – прибрежные защитные полосы – водный объект – предоставление земельных участков – распашка земель)

    Апелляционное определение Пермского краевого суда
    от 20 марта 2013 г. по делу N 33-2789

    Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

    председательствующего Елецких О.Б.,

    судей Выдриной Ю.Г., Кустовой И.Ю.,

    при секретаре Цыганковой Е.С.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 18 января 2013 года, которым постановлено:

    “Иск Мишкина Д.А. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, предоставлении земельного участка в аренду удовлетворить частично.

    Признать отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 15.11.2012 года N 372з-4 о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в аренду Мишкину Д.А. из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: . с разрешенным использованием: для огородничества, примерной площадью 1500 кв.м., кадастровый номер отсутствует, незаконным.

    Возложить обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду Мишкину Д.А. из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: . с разрешенным использованием: для огородничества, примерной площадью 1500 кв.м., кадастровый номер отсутствует. В остальной части иска отказать”.

    Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края – Пеленевой Л.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу представителя истца Мишкина Д.А. – Мишкиной О.О., изучив материалы дела, судебная коллегия установила:

    Мишкин Д.А. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, предоставлении земельного участка в аренду. Требования мотивировал тем, что 22.08.2012 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, примерной площадью 1500 кв.м. для ведения огородничества, расположенного на землях населенного пункта по адресу . 15.11.2012 г. ему отказано в предоставлении земельного участка на основании ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, запрещающей распашку земель в границах прибрежных защитных полос. По мнению истца, распашка земли отличается от огородничества целевым назначением земельного участка, которая производится для дальнейшего производства сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводителями.

    Истец распашку на земельном участке осуществлять не намерен, правовые акты не устанавливают каких-либо ограничений для ведения огородничества в границах водоохранных зон, в связи с чем, отказ является незаконным.

    Судом постановлено указанное выше решение.

    В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить как незаконное мотивируя тем, что поскольку испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах прибрежной защитной полосы, где в силу закона распашка земель запрещена, выращивание ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля невозможно осуществлять без распашки земель, в связи с чем использование земельного участка в целях огородничества невозможно. Кроме этого, Мишкин Д.А. не является жителем Пермского муниципального района, с учетом положений ст.ст. 13-14 ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан”, земельный участок в . ему предоставлен быть не может.

    В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.

    Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы ( ч. 1 ст. 327-1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда изложенных в решении, обстоятельствам дела ( п. 3 , 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации).

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22.08.2012 г. Мишкин Д.А. обратился в администрацию Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении для огородничества земельного участка, примерной площади 15 соток, расположенного по адресу: . около . в аренду сроком на 3 года, представил выкопировку из карты, с указанием месторасположения испрашиваемого земельного участка и копию паспорта.

    Ответом от 15.11.2012 г. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района сообщил заявителю, что на заседании комиссии по земельным отношениям от 12.10.2012 г. принято решение об отказе в предоставлении земельного участка для заявленных целей, так как согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель.

    Факт нахождения земельного участка в прибрежной защитной полосе сторонами не оспаривается.

    Признавая отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении Мишкину Д.А. земельного участка незаконным, возлагая обязанность рассмотреть заявление истца, суд первой инстанции исходил из того, что отказ не соответствует фактическим обстоятельствам дела, противоречит закону, положения ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо ограничений для ведения огородничества в границах водоохранных зон, включающих защитные прибрежные полосы, ответчик мог рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка истцу в аренду с ограничениями, установленными данной статьей.

    Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в силу следующего.

    Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации

    Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом , другими федеральными законами.

    Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

    Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    В соответствии с положениями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации

    Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона в три и более градуса.

    В границах водоохранных зон запрещаются:

    использование сточных вод для удобрения почв;

    размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

    4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

    В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещаются:

    размещение отвалов размываемых грунтов;

    выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

    Статьями 11 , 85 , 94 , 97 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земель, выполняющих природоохранные функции (к которым бесспорно, в соответствии со ст. 3 и главой Водного кодекса Российской Федерации, относятся водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы) порядок их охраны и использования устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления.

    Нельзя согласиться с доводами суда о том, что в данном случае отсутствует нарушение запретов, установленных для использования прибрежных защитных полос пунктом 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации о запрете распашки земель в этих зонах.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” N 66-ФЗ, граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

    В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона N 66-ФЗ огородный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости о разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

    В соответствии с абзацем 5 п. 1.9 Положения о порядке предоставления незастроенных земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009 г. N 29 предоставление земельного участка невозможно, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части имеются установленные в соответствии с законодательством ограничения, не позволяющие использовать его для заявленной цели.

    С учетом того, что истцом испрашивается земельный участок в целях огородничества, что предполагает обработку (распашку) верхнего дернового слоя всего участка, распашка же земельных участков в прибрежной защитной полосе ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещена, в связи с чем, данное ограничение не позволяет использовать земельный участок для заявленной цели.

    При таких обстоятельствах, выводы суда о незаконности отказа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, в предоставлении Мишкину Д.А. испрашиваемого земельного участка являются необоснованными.

    Следует отметить, что в соответствии со статьями 13-14 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства.

    Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории Пермского муниципального района Пермского края, истец Мишкин Д.А. проживает по адресу: г. Пермь, ул. . (л.д. 3), то есть не является жителем данного муниципального района, для целей огородничества земельный участок на территории Пермского муниципального района истцу предоставлен быть не может.

    Учитывая, что отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка правомерен, законных оснований для возложения на ответчика обязанности по рассмотрению заявления истца и предоставлении в аренду для огородничества земельного участка не имеется.

    Руководствуясь ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия определила:

    Решение Пермского районного суда Пермского края от 18 января 2013 года отменить. Принять по делу новое решение.

    Мишкину Д.А. в иске к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказать в полном объеме.

    Дом в водоохранной зоне: построить и не нарушить закон

    Участник FORUMHOUSE с ником SkayUoker74, который много лет работает в специализированной организации, занимающейся гидротехникой и геотехникой, подготовил подробную инструкцию для тех, кто купил участок на «первой линии» и планирует построить там дом. Из нашей статьи вы узнаете:

    – Как узнать границы водоохраной зоны
    – Где искать нужную информацию
    – В каких ведомствах должны помочь владельцу участка
    – Где строиться запрещено, а где можно
    – Как расположить дом в водохранной зоне

    Что такое водохранная зона

    Самый главный документ, с которым должны сверять свои действия собственники участков на берегах водоемов – Водный кодекс РФ. Он, в частности, определяет право собственности на водные объекты. Согласно Водному кодексу,

    Территории, которые примыкают к границам водоемов – водоохранные зоны. В них установлен специальный режим хозяйственной деятельности. В границах этих водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся еще более строгие ограничения. Внутри прибрежных защитных полос есть еще береговые полосы общего пользования.

    Водоохранная зона, как матрёшка, включает в себя три зоны с различными ограничениями в каждой из этих зон.

    Представим, что мы выходим из водного объекта на свой участок на берегу. Первое, что мы пересекаем – береговая линия, которая обозначает границу водного объекта. От нее тянется береговая полоса (в большинстве случаев 20 метров, в некоторых – 5 метров).

    • 20 метров – для всех водоемов, кроме каналов и ручьев с длиной от истока до устья менее 10 км;
    • 5 метров – для каналов и коротких речек и ручьев (менее 10 км от истока до устья).

    Береговую полосу нельзя приватизировать, она – для общего пользования. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от того, каков уклон у берега

    • Для обратного или нулевого уклона – 30 метров;
    • Для уклона до трех градусов – 30 метров;
    • Для уклона более трех градусов – 50 метров.

    Как узнать границы водоохраной зоны

    Узнать, что на купленном участке находится водоохранная зона можно по вот таким табличкам. Их устанавливают на всем протяжении водоохранных зон.

    В лакомых, интересных для застройки местах такие знаки уже стоят.

    Эти таблички устанавливают территориальные бассейновые водные (или Отделы водных ресурсов) управления Федерального Агентства Водных ресурсов.

    Вот актуальный список Отделов водных ресурсов, которые существуют в России:

    • Нижне-Обское БВУ
    • Нижне-Волжское БВУ
    • Невско-Ладожское БВУ
    • Московско-Окское БВУ
    • Ленское БВУ
    • Кубанское БВУ
    • Камское БВУ
    • Западно-Каспийское БВУ
    • Енисейское БВУ
    • Донское БВУ
    • Двинско-Печорское БВУ
    • Верхне-Обское БВУ
    • Верхне-Волжское БВУ
    • Амурское БВУ

    У каждого из БВУ есть сайт, на котором можно найти информацию, необходимую для согласования строительства и иной деятельности у воды.

    Именно в этом ведомстве ответят, где официально проходит водоема – официально водоохранная зона начинается от уреза воды.

    Согласно Водному кодексу, урез воды или береговая линия реки, ручья, канала, озера и обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а пруда и водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды (НПУ);

    Величину НПУ на самых крупных водохранилищах проще всего узнать на сайте БВУ, который отвечает за ваш регион. Если участок куплен на берегу озера или небольшой речки, придется написать запрос в территориальный отдел водных ресурсов. В запросе нужно попросить предоставить характеристику речки или озера.

    Также можно поискать свой водоем в Государственном водном реестре, где собрана информация практически обо всех водоемах нашей страны. И даже если водоем совсем крошечный и пока не учтен, рано или поздно он будет внесен в этот реестр.

    Утаить строительство «на тайных берегах» не получится.

    Характеристика водного объекта нужна для того, чтобы самостоятельно, не оплачивая работу специалистов, узнать размеры водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы. Так, узнав длину водоема, мы сможем узнать ширину водоохраной зоны. В соответствии с частью 4 ст. 65 Водного Кодекса она устанавливается для рек и ручьев в зависимости от их длины от истока до устья:

    • до 10 км – пятьдесят метров;
    • 10-50 км – 100 метров;
    • более 50 км – 200 метров.

    Для рек и ручьев протяженностью менее 10 км водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

    Как строиться в водоохранной зоне

    Существующее законодательство позволяет строить дом в водоохраной зоне. На этой схеме представлено идеальное расположение дома на берегу.

    Проблемы могут возникнуть у собственника участка, попавшего в санитарную защитную зону, или зону санитарной охраны (ЗСО). Она вводится для водных объектов-источников водоснабжения.

    В ЗСО входят три пояса, и в каждом устанавливается свой режим хозяйственной деятельности.

    Ограничения ЗСО

    I пояс вводится на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

    Запрещается
    посадка высокоствольных деревьев;
    все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
    прокладка трубопроводов различного назначения;
    размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
    проживание людей;
    применение ядохимикатов и удобрений;
    спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
    купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

    II пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды.

    Запрещается
    размещение предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
    применение удобрений и ядохимикатов;
    рубка леса главного пользования и реконструкции.

    III пояс предназначен для защиты от химических заражений.

    Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

    выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

    закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

    размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

    Таким образом, в первом поясе нельзя строить ничего вообще, во втором и третьем любое новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, должно быть обязательно согласовано с Роспотребнадзором. Строить во втором поясе можно, получить землю в собственность – нет.

    Выводы

    • водоохранная зона начинается от уреза воды, который для реки или ручья определяется по среднемноголетнему уровню, а для озера или водохранилища – по уровню НПУ;
    • ширина водоохранных зон – 50-200 метров;
    • водоохранные зоны должны быть отражены – в Выписке ЕГРН, в кадастровом паспорте, в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ);
    • информация о водоохранных зонах есть в отделе по архитектуре или землеустройству вашего муниципалитета, территориальном управлении Росррестра, в территориальном отделении Роспотребнадзора или Росприроднадзора;
    • самостоятельно искать данные о водоеме, на берегу которого расположен ваш участок, можно в государственном водном реестре или написать запрос в местный Отдел водных ресурсов (запросить характеристику ВО).
    • чтобы понять размер водоохраной зоны в вашем конкретном случае, следует воспользоваться информацией из нашей статьи.
    • если самостоятельно определиться с береговой линией не получается, нужно обратиться за помощью к гидрологу.

    Как говорит наш эксперт, при большом желании работники природоохранной прокуратуры найдут, к чему придраться: начиная от забора, перегораживающего доступ к воде, и заканчивая правомочностью выделения самого ЗУ. Однако строить в водоохраной зоне можно – в нашей стране сотни тысяч таких домовладений. Главное при этом – соблюдать закон и обезопасить себя от будущих придирок, расположив дом и постройки на участке в максимальном соответствии с приведенной нами схемой.

    На FORUMHOUSE вы сможете подробнее прочитать о тонкостях строительства домов в водоохранной зоне, и о том, что делать, если строительство в водоохраной зоне не согласовывают. Узнайте, как узаконить берегоукрепление и познакомьтесь с ограничениями для строительства на участке в зоне охраны объекта культурного наследия. Почитайте нашу статью о том, как получить разрешение на строительство дома по новому законодательству. Посмотрите наше видео о том, как оптимизировать затраты при строительстве дома.


    Сколько метров граница водоохранной зоны, порядок оформления

    Что такое водоохранная зона

    Водоохранная зона – это особая территория, примыкающая в береговой линии (границе водного объекта), на которой устанавливается специальный режим использования земельных участков, объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности человека.

    К водным объектам, на которые распространяется действие Водного кодекса Российской Федерации, относятся: водохранилища, озера, реки, ручьи, каналы, моря и даже океаны.

    Целью установления водоохранных зон и особо режима использования недвижимости является сохранение экологического благополучия водного объекта: предотвращение его загрязнения, засорения и истощения вод, сохранение водных биологических ресурсов, растительного и животного мира.

    В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы – это территории с дополнительными ограничениями. Режим использования недвижимости в границах таких защитных полос еще более строгий по сравнению с водоохранными зонами.

    С точки зрения градостроительства и кадастра недвижимости водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов – это зоны с особыми условиями использования территорий.

    Как устанавливаются и закрепляются на местности водоохранные зоны

    За пределами населенных пунктов водоохранная зона и прибрежная защитная полоса пресноводного объекта (водохранилища или реки) устанавливается от береговой линии (границы водного объекта), особые зоны моря устанавливаются от линии максимального прилива.

    При наличии на территории населенного пункта набережных со специальными парапетами и централизованных систем водоотведения прибрежные защитные полосы совпадают с этими парапетами. При их отсутствии водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются также от местоположения береговой линии (границы водного объекта).
    На местности водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы закрепляются специальными информационными знаками, которые представляют собой металлические щиты синего цвета с надписью «Водоохранная зона (или Прибрежная защитная полоса). В соответствии с законодательством Российской Федерации установлен специальный режим хозяйственной деятельности»

    Какой ширины может быть водоохранная зона

    Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы – 50 метров.
    В зависимости от вида, категории водного объекта и географических условий (уклона берега) для него могут быть установлены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы различной ширины.
    Прибрежная защитная полоса водного объекта устанавливается в зависимости от уклона прилегающего к береговой линии побережья (точные данные приведены в таблице № 2).
    Для водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, нереста или зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, обе зоны имеют ширину в 200 метров от береговой линии

    Особо ценные водные объекты имеют высшую категорию рыбохозяйственного значения. Сведения о категории водного объекта можно проверить в Федеральном агентстве Российской Федерации по рыболовству и его территориальных органах. Запрос в Росрыболовство может отправить физическое или юридическое лицо, в том числе с помощью официального сайта ведомства или через портал «Государственные услуги».

    Водоохранная зона моря (океана) устанавливается в размере 500 метров.

    Отдельным нормативно-правовым актом установлены границы водоохранной зоны водной жемчужины нашей страны – озера Байкал. Водоохранные зоны рек и их частей, помещенных в коллекторы закрытого типа, не устанавливаются.

    Что запрещено в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

    В границах водоохранных зон запрещаются:

    • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
    • размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
    • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
    • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
    • размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (с исключениями), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
    • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
    • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
    • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (с исключениями).

    В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

    • распашка земель;
    • размещение отвалов размываемых грунтов;
    • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

    Разрешено ли строительство в водоохранной зоне

    Да, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) в границах водоохранных зон допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов недвижимости при условии соблюдения охраны водного объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере водных ресурсов и охраны окружающей среды.

    Хозяйственный или иной объект, в том числе объект недвижимости, расположенный или проектируемый в границах водоохранной зоны должен быть оборудован сооружением, которое обеспечивает защиту водного объекта от засорения, заиления, загрязнения и истощения вод. К таким сооружениям относятся:

    • централизованные системы водоотведения (канализация, ливневые системы);
    • системы отведения сточных вод;
    • очистные сооружения;
    • сооружения для сбора отходов.

    Осуществляя проектирование и строительство в водоохранной зоне, важно помнить, что береговая полоса всегда должна оставаться свободной для беспрепятственного доступа граждан к водному объекту.

    Что такое береговая полоса?

    Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), она предназначена для общего пользования, а значит не может быть занята объектом недвижимости. Как правило, ширина береговой полосы составляет 20 метров (в отдельных случаях – 5 метров).

    Как проверить, находится ли земельный участок в водоохранной зоне

    Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы считаются установленными с момента внесения сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, ранее ГКН – Государственный кадастр недвижимости).

    Для того, чтобы проверить: попадает ли земельный участок или объект недвижимости в границы водоохранной зоны (прибрежной защитной полосы) необходимо воспользоваться Публичной кадастровой картой (http://pkk5.rosreestr.ru/):

    • выполнить поиск интересующего земельного участка или объекта недвижимости, осуществив его визуально по карте или с помощью кадастрового номера;
    • в разделе «Управление картой» поставить галочку напротив пункта «Зоны с особыми условиями использования территории» (водоохранные зоны на карте выделяются светло зеленым, салатовым цветом (пример));
    • визуально определить пересечение границ водоохранной зоны и земельного участка.

    Для документального подтверждения указанных сведений необходимо заказать выписку из ЕГРН.

    Вместе с этим, важно понимать, что в настоящее время в ЕГРН внесены не все сведения о водоохранных зонах и не все они установлены в надлежащим порядке.

    Кто устанавливает водоохранные зоны

    Установление (утверждение) границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (http://voda.mnr.gov.ru/).
    Например, в Москве и Московской области, а также некоторых областях центральной части России, таких как Тверская и Тульская, это Московско-Окское бассейновое водное управление (БВУ), в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других субъектах Северо-Западного федерального округа – это Невское-Ладожское БВУ. Аналогичным образом территория всей страны поделена на зоны ответственности территориальных органов Росводресурсов – бассейновые водные управления.

    С целью внесения сведений в ЕГРН (а также ГВР – Государственный водный реестр) БВУ подготавливают Распорядительные акты об утверждении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

    Какие документы готовятся в отношении водоохранных зон

    И кто осуществляет их подготовку, согласование

    В соответствии с Приказом Росреестра № П/0465 от 15.09.2016 в отношении водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы необходимо формировать «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории». Этот документ пришел в 2017 году на смену более привычным «Картам (планам) объектов землеустройства» (ЗОУИТ были исключены из перечня объектов землеустройства), однако практически не отличается от них.

    Формирование такого документа осуществляет кадастровый инженер. Подготовленные материалы в обязательном порядке должны быть согласованы с территориальным органом Росводресурсов – Бассейновым водным управлением, в зоне деятельности которого расположен водный объект.

    После согласования документов в БВУ и подготовки Распорядительного акта кадастровым инженером будут сформированы электронные XML-документы, заверенные усиленной электронно-цифровой подписью. БВУ самостоятельно направит их в ФГБУ «РосИНИВХЦ» – еще одно структурное учреждение Росводресурсов – для внесения в государственные реестры: ГВР и ЕГРН.

    Ведение Государственного водного реестра осуществляет непосредственно ФГБУ «Российский информационный и научно-исследовательский водохозяйственный центр», а Единый государственный реестр недвижимости ведется органом кадастрового учета – Росреестром и его территориальными подразделениями: филиалами ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в субъекте Российской Федерации.

    После успешного внесения сведений в государственные реестры водоохранную зону можно будет увидеть на Публичной кадастровой карте Росреестра.

    Возможна ли корректировка местоположения водоохранной зоны

    Что делать если водоохранная зона установлена с нарушением

    Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов в соответствии с действующим законодательством устанавливаются картометрическим методом и имеют довольно низкую точность определения координат характерных точек, а значит и всех границ на местности.

    Если земельный участок «попал» в водоохранную зону ошибочно (расстояние от него до водного объекта составляет значительно меньше 200 метров), то водоохранную зону необходимо корректировать. Для этого следует обратиться к кадастровому инженеру, который:

    • на основании полевых геодезических работ с помощью спутникового оборудования произведет уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта);
    • камерально рассчитает и скорректирует 200 метровую зону;
    • подготовит Текстовое и графическое описание местоположения уточненной водоохранной зоны;
    • согласует документы с территориальным органом Росводресурсов – Бассейновым водным управлением;
    • сформирует электронные XML-документы и передаст их в БВУ для дальнейшего внесения в государственные реестры.

    Иные зоны с особыми условиями использования территории

    зоны оказывающие существенное влияние на проектирование и строительство объектов недвижимости, – зоны затопления, подтопления.

    Помимо водоохранных зон и прибрежных защитных полос большое влияние на хозяйственную деятельность человека, на проектирование и строительство недвижимости и объектов инфраструктуры оказывают зоны затопления, подтопления водных объектов, они также относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

    Сведения о них находятся в Едином государственном реестре недвижимости, а также Государственном водном реестре, ознакомиться с ними можно с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра.

    В границах зон затопления, подтопления водных объектов запрещается:

    • размещение новых населенных пунктов;
    • строительство объектов недвижимости без инженерной защиты от затопления, подтопления;
    • использование сточных вод;
    • размещение кладбищ, отходов производства, токсичных и отравляющих веществ;
    • захоронение радиоактивных отходов;
    • применение авиации при борьбе с вредными организмами.

    Для установления таких зон также следует обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит «Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории», а также согласует его с:

    • Федеральным агентством водных ресурсов (его территориальным органом – Бассейновым водным управлением); (http://voda.mnr.gov.ru/)
    • Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Управлением МЧС России по Федеральному округу); (http://www.mchs.gov.ru/)
    • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; (http://rpn.gov.ru/)
    • Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (только при определении границы зоны затопления); (http://www.meteorf.ru/)
    • Федеральным агентством по недропользованию (только при определении границы зоны подтопления). (http://www.rosnedra.gov.ru/)

    Границы зон затопления и подтопления считаются установленными со дня внесения сведений в ЕГРН.

    Что еще нужно знать о водоохранных зонах водных объектов

    1. Зоны с особыми условиями использования территории, в том числе водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и зоны затопления, подтопления, оказывают значительное влияние на кадастровую стоимость земельных участков и объектов недвижимости, так как с одной стороны устанавливают различные ограничения, а с другой – свидетельствуют об экологической обстановке.
    2. Отсутствие на местности специальных информационных знаков не отменяет специальный режим хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и не умаляет ограничений, накладываемых на земельные участки и объекты недвижимости.
    3. Физические и юридические лица не уполномочены заключать договора подряда на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, таким правом наделено только Федеральное агентство водных ресурсов. Однако граждане и коммерческие компании могут выступать инициаторами уточнения (корректировки) таких зон с особыми условиями использования территории и заключать с кадастровыми инженерами соответствующие договора (при этом кадастровый инженер должен быть сотрудником юридического лица или индивидуальным предпринимателем).
    4. Проектирование и строительство объектов капитального строительства в границах водоохранных зон должно вестись таким образом, чтобы береговая полоса (20 метров от береговой линии, границы водного объекта) всегда оставалась общедоступной для граждан, так как водные объекты являются объектами общего пользования.

    Нарушение требований водного законодательства при строительстве и реконструкции может привести к невозможности получить Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (или продлить Разрешение на строительство).

    Читайте также:  Предоставление земельного участка в аренду под строительство жилого дома
Ссылка на основную публикацию