Защита права на чистый воздух

Права потребителя на чистый воздух, при загрязнении пылью угля и иными выбросами

На сегодняшний день охрана среды, окружающая граждан России – это относительно инновационное явление, по которому достаточно быстро меняются не только научные знания, но также и законодательные баз, законы, положения и статьи Конституции России, а также положения и нормы законов о защите окружающей среды.

Законодательная база прав граждан на чистый воздух

Не секрет, что каждый гражданин своей страны имеет право на то, чтобы дышать чистым воздухом, однако более точно данное право в различных его проявлениях отражается в следующих законах:

Конституция России

Согласно Конституции России, а именно статье под номером 42 действующей в РФ Конституции, любой гражданин имеет право не только на достаточно благоприятную среду, его окружающую, но также и не получение достаточно достоверной информации, которая так или иначе касается состояния окружающей среды и воздуха. Помимо этого, у каждого гражданина есть права на то, чтобы ему был возмещен любой возможных ущерб, который был причинен как его имуществу, так и его здоровью в ходе экологического нарушения прав в рамках действительного на территории государства законодательства.

Помимо того, согласно действительного законам, каждый гражданин имеет право на то, чтобы выражать свое собственное мнение. Это касается любых моментов, начиная от выбросов пыли и заканчивая серьезными нарушениями экологической чистоты в рамках определенного населенного пункта или нескольких населенных пунктов.

Закон о защите окружающей среды

Статья под номером 11 в рамках «Закона о защите окружающей среды»

Согласно данному закону, любой гражданин имеет полноценное право на:

  1. Благоприятные условия для среды, его окружающей, а на также на защиту этой самой среды от любого воздействия, если оно может быть расценено как негативное;
  2. Направление официальных, установленных и регламентируемых действительным законодательством обращений в адрес компетентных в данных вопросах органов государственной власти. Также, согласно этой же статье, каждый гражданин имеет право на то, чтобы получать не только достоверную, но также и скорую и максимально подробную информацию и информационные данных о том, в каком на момент обращения находится состоянии окружающая среда гражданина в тех местах, где он проживает на момент обращения;
  3. Выдвижение определенных регламентированных действительным законодательством предложений, направленных на проведение различных экологических экспертиз;
  4. Участие в экспертизах в рамках и согласно установленным порядкам;
  5. Участие в митингах, собраниях, демонстрационных и других мероприятиях, направленных на разбор, анализ, а также решение различных вопросов, так или иначе связанных с окружающей средой и ее охраной;
  6. Обращение в компетентные органы госвласти с соответствующими жалобами, предложениями или же заявлениями по всем тем вопросам, которые так или иначе касаются как окружающей природной среды, так и всевозможного негативно ориентированного воздействия на нее;
  7. Получение обоснованных и своевременных ответов на любые ответы, обращения или вопросы;
  8. Предъявление исков и других сопроводительных информационных документов в адрес судов для возмещения вреда в отношении окружающей среды.

Плата за загрязнение воздуха и природной среды

Согласно статье под номером 16 Закона о защите окружающей среды. Согласно данной статье, каждый гражданин обязан платить за любое отрицательно направленное воздействие на природную окружающую среду. В частности, стоит выделить некоторые моменты, регламентирующие обязанность граждан платить за любые негативные воздействия на природную окружающую среду:

  1. Любое отрицательно направленное воздействие, направленное от гражданина или группы граждан в адрес природной среды, является, вне зависимости от условий, платным;
  2. К классификациям и разновидностям отрицательного воздействия гражданина или нескольких граждан на природную окружающую среду можно отнести такие моменты, как, в частности, выбросы любых загрязняющих воздух и атмосферу веществ;
  3. Взимание платы и порядок ее исчисления за любые отрицательно направленные воздействия одного или нескольких граждан на природную окружающую среду определяются исключительно Правительством РФ.

Возмещение вреда он был причинен в адрес среды или здоровья

Согласно статье №79 ЗЗОС, любой вред, который был причинен имуществу/здоровью гражданину или нескольким гражданам в результате отрицательно направленного воздействия на окружающую среду в результате любой деятельности.

Отстранение нарушителя от занимаемой им должности или работы

В статье под номером 80 регламентированы и прописаны все те требования о возможных взысканиях, а также обо всех возможных взысканиях, прекращении или же приостановлении работы физических или юридических лиц, но лишь в тех случаях, когда данная деятельность осуществляется с какими-либо нарушениями действительных в отрасли охраны среды и природы, включая выбросы пыли, отходы и другие возможные вариации нарушения экологической чистоты в рамках одного или нескольких населенных пунктов вне зависимости от количества населения в этих населенных пунктах.

Все требования, которые касаются ограничения, прекращения или же приостановления деятельности как физических, так и юридических лиц, при условии, что такая деятельность реализуется с нарушением действующих законов среды и природы, должны быть рассмотрены и рассматриваются или же в арбитражном суде, или в суде.

Обязательный мониторинг

Согласно статье 69 Закона о защите среды, для того, чтобы получить максимально новую и достоверную информацию относительно состояния атмосферы и окружающей среды в целом, необходимо проведение и организация мониторинга.

Мониторинг природной среды осуществляется государственными средствами и методиками для того, чтобы наблюдать за состоянием среды и ее изменениями в рамках определенного временного периода.

Также мониторинг проводится для того, чтобы обеспечивать потребности государства, а также потребности граждан и компаний в получении информации относительно состояния природной среды в рамках определенных временных периодов. Это необходимо для того, чтобы или предотвращать, или же уменьшать любые возможные негативные последствия или действия, направленные или как-либо связанные с окружающей средой.

Общественный контроль и его важность

Согласно закону о защите среды, а именно статье 68, общественный контроль:

  1. Производится для реализации различных данных по действующему законодательству прав различных лиц на окружающую благоприятную среду;
  2. Производится для предотвращения каких-либо нарушений в рамках законов, пунктов, а также норм и правил действительного законодательства в сфере охраны природы и среды;
  3. Осуществляется объединениями в обществе, а также любыми другими организациями или другими содружествами обязательно некоммерческого типа согласно уставам;
  4. Предоставляет результаты проверок в структуры охраны природной среды и в государственные власти в рамках их компетенции.

Помощь юриста

Квалифицированная юридическая консультация – это один из основных видов и типов помощи юриста в тех ситуациях, при которых как-либо нарушаются права граждан или юридических лиц в отношении их права граждан на чистый воздух по проживанию в масштабах населенного пункта.

Помимо квалифицированной юридической консультации, помощь юриста также может быть выражена в следующих моментах:

  1. Представительство юридического специалиста в рамках разбирательства согласно судебному делопроизводству в определенных компетенциях сторон и инстанции суда;
  2. Сбор всех необходимых данных, экспертиз, а также доказательств и других информационных источников, которые смогут доказать права гражданина на чистый воздух и природную среды;
  3. Ведение дела. В большинстве случаев хватает нескольких заседаний по вопросам и правовым спорам, касающимся чистой природной среды, а также чистого воздуха;
  4. Подготовка документов и заявлений, а также требований по отношению к гражданам, а также к юридическим лицам в том случае, если они как-либо виноваты в загрязнении воздуха и природной среды на территории населенного пункта.

Эти и другие виды помощи компетентный юрист оказывает с момента начала подачи иска и заканчивая моментом принятия решения судом в рамках судебного процесса.

Важно! По всем вопросам загрязнения окружающей среды, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по защите прав потребителей и по экологическим вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Юристы прокомментировали решение ВС о компенсациях курильщиков соседям

Широкий резонанс вызвали специальные разъяснения Верховного суда России, по сути заставляющие курильщиков отвечать за свежий воздух в квартирах своих соседей. Напомним, как сообщала “РГ”, в новом обзоре судебной практики Верховный суд России привел дело, в котором один из жителей Новосибирска добился компенсации от соседа, регулярно курившего на балконе. В течение пяти лет дым потоками воздуха затягивался в квартиру, заставляя дышать им ребенка истца.

Урегулировать разногласия по-соседски соседям не удалось, в итоге их ссора переросла в судебный спор. Нижестоящие суды отвергли претензии к курильщику. Однако Верховный суд России встал на сторону истца. Как подчеркнула высокая инстанция, право на чистый воздух в квартире охраняется законом. Как это звучит на юридическом языке, можно прочитать в обзоре судебной практики и в самом определении. Хотя резонансное решение было вынесено в конце прошлого года, в этом году ответчики пытались добиться пересмотра, но безуспешно. А теперь дело включено в обзор судебной практики, чтобы стать ориентиром для всех судей страны.

Безусловно, создан прецедент, который заставит курильщиков прислушиваться к недовольным соседям. Юристы любят подчеркивать, что у нас не прецедентное право, но в подобных ситуациях они и правы, и неправы одновременно. Безусловно, у нас другая правовая система. Однако речь о прецеденте не в юридическом, а обычном понимании: нечто, что случилось впервые и может послужить примером в будущем для аналогичных ситуаций.

Адвокат Вячеслав Голенев в беседе с “РГ” напомнил о недавно принятых поправках в ГПК, придающих официальный статус обзорам судебной практики Верховного суда России. По его словам, раньше суды нижестоящих инстанций, действительно, не всегда должным образом обращали внимание на разъяснения высшей инстанции, содержащиеся в этих обзорах. “Но после вступления в силу принятых норм суды будут вправе в мотивировочной части судебных актов ссылаться на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации”, – говорит Вячеслав Голенев. Закон вступит в силу после начала работы отдельных кассационных и апелляционных судов осенью будущего года. Тем не менее, уже сегодня стороны спора могут ссылаться на соответствующие пункты обзоров: запрета на это нет, а принятые нормы, хотя де-юре пока не действуют, уже должны повысить авторитет подобных ссылок в глазах судей.

“Обзоры судебной практики – один из видов разъяснений Верховного суда, даваемый в целях обеспечения единства судебной практики, – говорит адвокат. – Несоответствие позиции нижестоящего суда правовой позиции Верховного суда, изложенной в Обзоре судебной практики, фактически является нарушением в толковании норм права, в связи с чем должно подлежать отмене”.

Читайте также:  Как узаконить незаконно возведенную пристройку к гаражу?

Закон един, и должен одинаково толковаться по всей стране. Не могут по аналогичным делам суды в Рязани принимать одни решения, а в Хабаровске прямо противоположные. Поэтому в следующий раз соседям курильщиков уже не придется проходить несколько кругов, прежде чем добиться победы.

“Возмущение курильщиков можно понять, если бы я был курильщиком, меня бы тоже расстроили подобные правовые подходы, – говорит адвокат Юрий Коршунов. – Но есть принцип: мои права заканчиваются там, где начинаются права других. В своих квартирах можно делать что угодно до тех пор, пока это не нарушает права соседей. В качестве примера могу привести антисанитарию: если грязь в квартире отравляет атмосферу, собственника в конечном счете могут даже выселить, продав квартиру на торгах и вернув ему деньги. Это сложная процедура, но подобные дела в практике были. Нельзя нарушать права соседей на тишину, нельзя делать опасный ремонт, из-за которого дом может обрушиваться и так далее. Теперь в число ограничений попало и курение. Но крайне важно, чтобы суды не взыскивали деньги автоматически с курильщиков, а всегда исследовали все обстоятельства, действительно ли дым залетает в соседнюю квартиру, или соседи просто ищут способ досадить жильцу-курильщику. Сам факт того, что человек курит, не должен делать его заведомо проигравшей стороной, но боюсь, есть опасность, что практика начнет поворачиваться именно так”.

Впрочем, по его словам, более вероятно, что в итоге после нескольких аналогичных споров Верховный суд России выработает разумный баланс.

Граждане, проживая в жилых помещениях, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями. Нарушение этого права курящими соседями влечет обязанность компенсировать причиненный моральный вред.

Т., действующий в защиту интересов несовершеннолетнего Т.С., обратился в суд с иском к Ф. о запрете курения на лоджии и компенсации морального вреда в размере 250 000 руб., указав на то, что ответчик более пяти лет курит на лоджии, при этом дым от курения потоками воздуха затягивает в квартиру истца, чем подвергает риску здоровье и причиняет моральные страдания.

Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказано. Отменяя решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что для правильного разрешения возникшего между сторонами спора суду с учетом заявленных исковых требований надлежало, в частности, установить, имеются ли препятствия к пользованию истцом занимаемым жилым помещением, чем вызваны данные препятствия (действиями ответчика либо иными причинами). С учетом изложенного дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о запрете курения на лоджии и в указанной части принял отказ истца от иска, в связи с чем в данной части производство по делу прекратил.

Отставляя решение суда первой инстанции без изменения в части отказа истцу в компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции указал на то, что качество воздуха, попадающего в квартиру истца, должно соответствовать качеству атмосферного воздуха населенных мест, установленному санитарными правилами “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01”; уровни запаха санитарными нормами не регламентируются, в связи с чем доказательств нарушения гигиенических нормативов или гигиенических требований к качеству воздуха, попадающего в квартиру истца через открытое окно, суду не представлено. При этом субъективное восприятие запаха табака в квартире само по себе не может являться основанием для компенсации истцу морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила обжалуемые судебные постановления в части отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда и приняла в указанной части по делу новое решение о частичном удовлетворении требований и взыскании с Ф. в пользу Т.С. компенсации морального вреда в размере 5000 руб. по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Закон о благополучии населения) среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

В силу абзаца второго ст. 8 Закона о благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с абзацем четвертым ст. 10 Закона о благополучии населения граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Как следует из преамбулы Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21 мая 2003 г.), к которой Российская Федерация присоединилась 24 апреля 2008 г., сигареты и некоторые другие изделия, содержащие табак, являются высокотехнологичными изделиями, разработанными таким образом, чтобы создавать и поддерживать зависимость, и многие содержащиеся в них компоненты и выделяемый ими дым являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными. Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” (далее – Закон об охране здоровья граждан) этот федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

На основании п. 1 ст. 4 Закона об охране здоровья граждан одним из основных принципов охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона об охране здоровья граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Как указано в ч. 2 ст. 9 Закона об охране здоровья граждан, граждане обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака; не осуществлять действия, влекущие нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу изложенных выше правовых норм граждане, проживая в жилом помещении, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака, обусловленных курением соседей. Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут вызвать проникновение табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям.

При рассмотрении дела судами установлено и не отрицалось ответчиком, что он осуществлял курение табака на лоджии своей квартиры, находящейся непосредственно под квартирой, занимаемой истцом. Факт проникновения запаха в результате курения в квартиру истца как последствие потребления табака сторонами не оспаривался.

На основании ст. 150 ГК РФ здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1).

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным выше кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (п. 2).

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Читайте также:  Как подать частную жалобу на определение мирового судьи

В силу ст. 23 Закона об охране здоровья граждан за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает компенсацию морального вреда за нарушение прав гражданина в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Это судами учтено не было.

Калабасас – город некурящих. Люди готовы защищать свое право на чистый воздух

Решительный мэр

В 2006 году мэр Калабасаса Барри Гроувмен, работавший до этого прокурором, издал указ, запрещающий курение во всех общественных местах города.

– Можно ли курить на улице? – спрашиваю его.

– В Калабасасе нельзя.

– А вы были уверены, что вас поддержит население? Может быть, вы проводили опрос перед изданием указа?

– Моя позиция такая: если лидер считает, что он что-то делает правильно, ему нужно это делать, не спрашивая, согласны ли с ним.

Честно сказать, такой ответ бывшего мэра – срок мистера Гроувмена истек в этом апреле – поразил меня. И я долго над ним думала.

Жители города поддержали своего мэра, доказательство тому то, что его избрали после издания такого указа еще раз. Почему же он был уверен в успехе своего совсем недемократичного шага?

Готовая почва

Дело в том, что зерно упало в удобренную почву. В Америке уже много десятилетий ведется и разъяснительная, и законодательная работа по борьбе с табакокурением. Первые подробные доклады медиков о вреде курения стали достоянием широкой общественности в 1964 году. Хотя еще в 48‑м в американских медицинских журналах можно было прочитать, что пользы от курения табака как средства снятия общего напряжения гораздо больше, чем вреда. Начиная с середины 60‑х знания о вреде курения расширялись и тут же внедрялись в массы. Американцы начали понимать, что курение является причиной каждой шестой смерти в США, что оно неумолимо ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, раку легких, инсультам… Курение во время беременности ответственно примерно за 10% всех случаев младенческой смертности. Они узнали, что в состав табачного дыма входят десятки химических веществ, обладающих канцерогенным действием.

В 1967 году в Калифорнии был введен большой налог на сигареты. Они стали менее доступны подросткам. Часть средств от налога пошла на оплату программ по борьбе с курением. Примерно в это же время начали запрещать курение на рабочих местах, ограничивать – в общественных. А в 80‑х годах эта практика распространилась по всем штатам.

В 1990 году Министерство здравоохранения США подготовило документ под названием «Преимущества отказа от курения для здорового человека». И этот доклад был доведен до сознания граждан.

Потом стали известны кливлендские исследования, неопровержимо доказавшие вред пассивного курения. Хирурги Кливлендского института, выполнявшие операции на легких, видели, что органы дыхания были повреждены дымом как у активных курильщиков, так и у пассивных. Только разные участки. Курящие люди вдыхают горячий сигаретный дым, поэтому дышат поверхностно. Пассивные курильщики вдыхают глубоко, от этого и повреждения, вызванные дымом, залегают у них глубже.

Америка уже полвека идет по тому пути, который мы только намереваемся пройти. Что же тут удивительного, что 5 лет назад жители Калабасаса благосклонно восприняли указ своего мэра о запрете курения даже на улицах города?

Воздух многоквартирного дома

– Были ли нарушители? – спрашиваю у мистера Гроувмена.

– Были, но немного.

– Как их наказывали?

– Штрафом. За первое нарушение – 500 долларов. Но чаще всего власти в таких случаях имеют дело не с отдельным гражданином, а с представителями бизнеса. Например, если человек курит рядом с кафе, власти будут говорить с владельцем заведения, почему он допускает нарушение закона на своей территории.

– Недавно мы пошли дальше, – продолжает рассказывать мэр, – запретили курить в съемных квартирах.

– Человек не может курить в доме?!

– В частном доме может, а если он снимает квартиру, там курить нельзя.

Представляю, как сейчас прокомментируют эти строки наши читатели. Но попытаюсь объяснить позицию Барри Гроувмена.

Большинство американцев живет в собственных домах, купленных в кредит. Но молодежь или люди, переезжающие из города в город в поисках более выгодной работы (американцы – очень мобильны и за жизнь несколько раз меняют жилье), могут на какое-то время снять квартиру в домах, предназначенных специально под сдачу. Вот в таких квартирах в Калабасасе курить нельзя.

– Представьте, – говорит мой собеседник, – теплый вечер, вы дома, тут же дети, вы открываете дверь на балкон, а оттуда в комнату идет табачный дым, потому что рядом на балконе курит сосед.

О, это я прекрасно представляю. У моего соседа сверху двое маленьких детей. В их комнату он поставил кондиционер, окно в детской теперь не открывают, поэтому сосед спокойно курит на балконе. Своих ребятишек он от табачного дыма защитил. Но с его балкона сквозняк втягивает воздух прямехонько в мою комнату. И каждый вечер, укладываясь спать, я полчаса дышу табачным дымом.

В такой ситуации мне бы, конечно, очень пригодился закон о запрете курения в многоквартирных домах. А раз его нет, что я скажу соседу? «Пожалуйста, не курите на своем собственном балконе»? Сказать-то я, может, и скажу, но что услышу в ответ?

Пьем ли мы грязную воду?

Недавно московские власти обсуждали, не запретить ли курение в подъездах жилых домов. Мера, конечно, здравая. Через прокуренные подъезды ходят все: и курящие, и некурящие, и взрослые, и дети. А ученые уже просвещают нас о последствиях «третичного» курения. Оказывается, вредные вещества из табачного дыма впитываются в стены, мебель, одежду и потом отравляют наше здоровье. А плодам, растущим в утробе матери, и младенцам вообще очень сильно вредят. Прикиньте, сколько семей, при наших маленьких квартирках и скученном житье-бытье, оставляют детские коляски в подъездах? И в эти коляски впитывается дым и делает больными малышей, которых у нас в стране, между прочим, и так рождается мало. Невеселая картина получается.

Но, я чувствую, москвичи еще не готовы согласиться с законом, запрещающим курить в подъездах. О чем и говорю бывшему мэру Калабасаса. При этом понимаю разумность запрета курения в съемных квартирах. Людей не должен тревожить дым соседа. И люди не должны въезжать в квартиру, где стены и мебель годами впитывали в себя канцерогенные вещества.

– Но ведь дышать грязным воздухом – все равно что пить грязную воду! Вы же не будете пить грязную воду?! – поражается мэр.

Интересуюсь, что же делать курильщику, арендовавшему квартиру?

– Закон дает ему на решение этой проблемы год. Он может бросить курить, может купить собственное жилье, может уехать туда, где курить еще не запрещено… Но обычно хозяева ставят таким жильцам даже более жесткие условия и предлагают более короткие сроки на решение этого вопроса. Нашим законом довольны не только некурящие люди, которых в Америке преобладающее большинство, но и многие курящие, они тоже не хотят находиться в прокуренных помещениях.

Дивиденды

В 1965 году в США курили 40% взрослого населения. Как у нас сейчас. К началу нового века таковых осталось примерно 20%. 38 млн человек, которые когда-то были курильщиками, полностью отказались от табака.

Калифорния, которая раньше и последовательнее других штатов взялась защищать право некурящих на чистый воздух, уже получает за свою инициативу вознаграждения. Уровень заболеваемости раком легких когда-то в этом штате был выше, чем в других, однако с 80‑х годов прошлого века он снизился на 30%. В тех городах, где были приняты законы, подобные законам Калабасаса, «неотложки» стали реже выезжать на вызовы в связи с сердечными приступами. Люди бросают курить и становятся здоровее.

Нашей стране проще, мы идем проторенной дорогой. Нам не надо изобретать меры борьбы с табакокурением; выяснив, какие из них эффективны, мы можем ввести у себя те, что опробовали другие страны и рекомендует ВОЗ. Поэтому есть надежда, что мы откажемся от курения в квартирах, подъездах и на улицах раньше, чем через 50 лет, что наш марш-бросок за право дышать чистым воздухом окажется короче.

Защита права на чистый воздух

№ 16 (840)от 22 апреля 2009

Право на чистый воздух

Открытое письмо к жителям города Находка
Дорогие находкинцы!
Наш город Находка является одним из самых крупных портов страны и мира. Вследствие этого экологическая нагрузка на население города уже близка к критической. Поэтому каждый новый экономический проект в окрестностях города должен воплощаться в жизнь с большой осторожностью.

Старинное правило медиков «Не навреди!» должно было бы стать законом и для нынешнего бизнеса. Однако в последнее время появилась масса примеров как раз обратного действия людей, ответственных за экономику страны и края. У всех нас на памяти наглядный пример того, как бизнес едва не уничтожил озеро Байкал. Только вмешательство Президента В.В. Путина спасло уникальное российское славное озеро-море от варварского загрязнения.

Совсем недавно лишь активная позиция местной общественности спасла от окончательного уничтожения Амурский залив и Морской заповедник, заставив бизнес отказаться от строительства нефтеналивного порта в бухте Перевозной.

Подобная история повторяется с предполагаемым строительством нефтеперегонного завода на мысе Елизарова. Одно из самых экологически опасных предприятий решено строить в самом центре зоны отдыха находкинцев и приезжающих сюда летом северян. Какие бы сладкие песни ни пели в своё оправдание проектировщики, ясно одно: в результате постройки завода на мысе Елизарова Приморье и город Находка лишатся возможности отдыхать на золотых Волчанецких пляжах.

Будут вынуждены за-крыться все детские лагеря отдыха в этом районе, под угрозой окажутся многочисленные кемпинги и зоны отдыха, ибо купаться и загорать под чадящими на всю округу трубами и факелами пожелает лишь безумец. Мечты о том, чтобы превратить наш город в привлекательный туристический центр рухнут с появлением первой продукции этого смрадного монстра.

А если учесть, что со временем предполагается построить в заливе Восток ещё и терминал для слива продукции этого завода непосредственно в танкеры, то жирный крест можно будет ставить и на самом чистом заливе южного Приморья – заливе Восток.

Самое горькое в том, что все наши лишения и экологические муки предстоят нам из-за скорой прибыли нескольких далеко не умных нефтяных магнатов. Они сами давно отстроили и купили себе виллы в чистейших уголках планеты, а нас хотят лишить привычных мест отдыха.

Я глубоко убеждён, что нефтеперегонный завод на мысе Елизарова не должен быть построен. Есть и в окрестностях Находки, и в Приморье масса мест, где его можно и нужно строить с меньшими экологи-ческими и экономическими рисками. Остановить прогресс и развитие страны и края нельзя. Но нельзя получать быструю огромную прибыль за счёт здоровья нашего и наших детей и внуков.

Предотвратить подобное экологическое преступление ныне возможно лишь активным противодействием общественности. Только сотни и тысячи писем в правительство, письма в Интернете Президенту и Председателю Правительства России, митинги и прочие акции протеста против экологического варварства помогут остановить готовящуюся стройку. Предстоящие майские праздники должны пройти под лозунгами протеста против стройки на м. Елизарова. Только так мы сможем отстоять наши права на чистое море и чистый воздух. Наши предстоящие громкие юбилеи мы должны встретить в чистом городе.

Владимир Янов, член Союза писателей России.

Защита права на чистый воздух

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Мы имеем право выражать своё мнение

Каждый гражданин имеет право

– на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия .

– направлять обращения в органы государственной власти. о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания.

– выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке

– принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

– обращаться в органы государственной власти. с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы

– предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде

За загрязнение нужно платить

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду Закона о защите окружающей среды

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным .

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации

Вред, причинённый окружающей среде и здоровью, также должен быть возмещён

Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью Закона о защите окружающей среды

1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Нарушителей можно отстранить от работы

Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Для получения информации о состоянии воздуха должен быть организован мониторинг

Статья 63. Организация государственного мониторинга окружающей среды Закона о защите окружающей среды

1. Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в . целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Существует общественный контроль и он должен быть принят во внимание

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) Закона о защите окружающей среды

1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти. подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

На совершенствование закона могут повлиять научные исследования

Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды Закона о защите окружающей среды

2. Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в целях:

– оценки последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

– совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды, создания нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

– разработки и совершенствования показателей комплексной оценки воздействия на окружающую среду, способов и методов их определения;

Хорошая подборка нормативных актов по экологической тематике тут

Как в РФ искажают информацию об экологии: юрист о громких делах

Законодательство РФ гарантирует право на чистую воду, воздух и отсутствие свалок во дворе дома. Почему на практике все иначе, рассказал в интервью DW юрист экологического правового центра “Беллона” Павел Моисеев.

Мусорные протесты в Архангельске

Шиес. Волоколамск. Екатеринбург. Экологические протесты превратились в России в символ гражданского сопротивления. Коричневая вода из крана, неприятный запах в воздухе и мусорный полигон по соседству – не норма, а нарушение законодательства. Как законно бороться за экологические права и почему в России нет понятия “экологическая информация” – рассказал в интервью DW юрист экологического правового центра “Беллона” Павел Моисеев.

DW: Прошел год со старта “мусорной” реформы, которая проваливается. Теперь сжигание мусора приравняли к утилизации. Как изменения в этой сфере повлияют на жизнь россиян?

Павел Моисеев: В связи с новым законом о приравнивании сжигания отходов с попутной выработкой электроэнергии к утилизации, о развитии раздельного сбора отходов и переработке можно забыть. Чиновники смогут осваивать бюджет под прикрытием того, что сжигание будет трактоваться как “переработка”. Не будет ни интереса в развитии, ни инвестиций в новые проекты по раздельному сбору.

С “мусорной реформой” все сложно. Тарифы выросли, а качество услуг или ухудшилось, или никак не изменилось. Региональные операторы по вывозу твердых бытовых отходов (ТКО) оказались не готовы к новым обязательствам. Экономическая обоснованность тарифов – под вопросом. Продолжается строительство новых полигонов и мусоросжигательных комплексов. Они “продавливаются” сверху, а не согласуются с мнением населения.

Тем не менее “проталкивать” такое строительство все труднее. Местные жители активнее заявляют о нарушениях экологических прав. Как они отражены в законодательстве?

– В Конституции РФ прописано право на благоприятную окружающую среду. Оно касается состояния земли, почв, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира, а также озонового слоя атмосферы и даже околоземного космического пространства.

Еще конституция закрепляет право на информацию о состоянии окружающей среды. Экологические права и обязанности отдельно прописаны в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Федеральном законе “О животном мире”. Законов очень много, но они размыты. Это позволяет их трактовать в зависимости от ситуации. Или вовсе игнорировать.

– Воздух имеет неприятный запах, из крана течет коричневая вода, а во дворе дома возводят завод на месте парка – экологические права нарушаются?

– Загрязненные вода и воздух – бытовые нарушения экологических прав. Более масштабные – строительство промышленных предприятий. Угольный порт, полигон бытовых отходов, нефтеперерабатывающий завод. Здесь не все так однозначно. Местные жители не всегда оперативно узнают о строительстве. Отсутствует достоверная и полная информация. Нет строительной документации, экспертиз – только результат. Кроме того, как я уже сказал, нет реальных механизмов по учету мнения граждан. Общественные слушания носят рекомендательный характер, а проведение референдума – дорогая процедура, в которой компании и чиновники не заинтересованы.

Куда идти в случае подобных нарушений?

– В России существует множество законных методов, но мало эффективных. Граждане имеют право обратиться в Росприроднадзор: он выдает лицензии предприятиям первого класса опасности, контролирует промышленные выбросы, контролирует ОВОС (оценку воздействия на окружающую среду). Можно пойти в Роспотребнадзор – там следят за санитарными нормами в жилых районах. Качество воздуха, воды и почвы – в их ведомстве.

Не стоит забывать о прокуратуре и ее специальных природоохранных подразделениях. Их компетенция – экологические преступления и правонарушения, привлечение виновников и соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды. Можно обратиться к уполномоченному по правам человека, который в том числе занимается и экологическими правами. А также в федеральные министерства (Минприроды), региональные министерства и комитеты.

– Как в случае с экологическими проблемами работает право на судебную защиту?

– Судебная система в России воспринимает только конкретный интерес отдельного человека. Иск об изменении климата никто не примет, а заявление о строительстве под вашими окнами завода на месте парка, где вы раньше гуляли, суд рассмотрит. В этом случае доказать причинно-следственную связь реально.

Если же житель Республики Коми подаст иск против мусорного полигона в Шиесе, дело сначала отправят по месту нахождения ответчика – в Архангельскую область. А там вас, скорее всего, развернут: “Вы житель Республики Коми, строительство в другом регионе. Вам какое дело?” Такая логика у системы. Достаточной информации для доказательств негативного воздействия на жителя Коми не найдется. Ему скажут: есть государственная экспертиза, объект безопасен. Дело развалится как карточный домик.

Вы несколько раз упомянули экологическую информацию. Она может быть коммерческой или государственной тайной?

Ссылка на основную публикацию