Законность нахождения электрощита ЖилСервиса на частной территории собственника

НТВП “Кедр – Консультант”

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

О нарушении прав собственника земельного участка, на котором без его согласия возведена опора ЛЭП

Гражданин П. является собственником земельного участка (категория – индивидуальное жилищное строительство) право собственности зарегистрировано, свидетельство о государственной регистрации права имеется. В течение года после приобретения земельный участок П. фактически не использовал, после чего П. обнаружил, что на территории его участка установлена опора высоковольтной линии электропередач, питающая электроэнергией жилые объекты на вновь образованных земельных участках. Обратившись в администрацию населенного пункта, П. узнал, что работы произведены силами филиала МРСК Центра и Приволжья «Удмуртэнерго» Воткинским РЭС, при этом согласовать с ним, как с собственником участка, производство работ не представилось возможным якобы в виду отсутствия его контактной информации.

Вопрос.

Может ли собственник участка П. рассчитывать на какие-либо компенсации, в том числе: снижение земельного налога; понуждение к установлению сервитута; возмещение убытков, связанных со строительством линейного объекта; требование о сносе самовольно построенного линейного объекта?

Термин «земельный сервитут» означает право ограниченного возмездного либо безвозмездного использования чужого участка земли, предоставляемое третьим лицам. Например, застройщику дома требуется провести водопровод (газопровод или иное) и это можно сделать только через чужой участок земли, имеющий законного правообладателя (собственника). Для монтажа требуемых коммуникаций на этот участок земли устанавливают обременение в виде сервитута, по которому заинтересованное лицо может использовать определенную договором часть участка, а собственник земельного участка в качестве компенсации вправе получать согласованные платежи.

Ответ юриста.

Земельный налог регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщиками земельного налога, по общему правилу, являются граждане и организации, обладающие земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

Согласно письму Минфина России от 23.04.2009 года № 03-05-05-02/23, поскольку главой 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом, то собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе того, часть которого обременена сервитутом. То есть, установление сервитута не повлияет на размер уплачиваемых налоговых платежей.

Вместе с тем следует отметить, что базой земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка (пункт 1 статьи 391 НК РФ), которая может быть установлена в размере рыночной (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ). Установление кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной целесообразно в тех случаях, когда кадастровая стоимость превышает рыночную. Практика установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании отчетов об оценке в настоящее время получила широкое применение.

Обременение участка сервитутом неизбежно влечет за собой снижение рыночной стоимости такого участка. В этом случае, установление кадастровой стоимости в размере рыночной, приведет к снижению земельного налога. Однако, важно учитывать, что экономия на налоговых платежах должна превышать расходы, связанные с: подготовкой отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовкой заключения саморегулируемой организации на такой отчет, а также правовым сопровождением процедуры установления кадастровой стоимости в размере рыночной а административном или судебном порядке. Принимая во внимание сумму уплаченного гражданином П. земельного налога, реальная экономия за счет уменьшения земельного налога будет небольшой, вложенные затраты окупятся не ранее, чем через 10 лет.

Об установлении сервитута.

Ранее суды считали, что собственник земельного участка не вправе обращаться в суд с требованием об установлении сервитута. Согласно пункту 1 статьи 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Обращение в суд с таким требованием рассматривалось в качестве ненадлежащего способа защиты и влекло за собой отказ в удовлетворении заявленных требований. Анализ имеющейся судебной практики показывает, что и в настоящее время некоторые судьи продолжают придерживаться данной позиции (Апелляционное определение Московского областного суда от 18.05.2015 года по делу № 33-11294/2015.)

Однако Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2013 года № 1046-О пришел к другому выводу. В указанном Определении отмечается: «Если исходя из фактических обстоятельств конкретного дела защита прав и охраняемых законом интересов собственника земельного участка невозможна без определения содержания прав и обязанностей лиц, имеющих право пользования его земельным участком, собственник земельного участка не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим иском». Конституционный суд пришел к выводу о том, что собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении сервитута к лицам, использующим такой участок. Соответствующая правовая позиция применяется судами при принятии решений (например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.08.2015 года № Ф09-5219/15 по делу № А60-50038/2014).

Нужно учитывать, что до обращения в суд по спорам об установлении сервитута предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования. Согласно пункту 3 статьи 274 ГК РФ, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Справедливо заметить, что несмотря на тот факт, что наличие на земельном участке опоры ЛЭП может и не доставлять его собственнику значительных неудобств, подтверждать их наличие Пермитину А.М. не придется. Необходимость подтверждения нарушений прав собственности истца, не связанных с лишением владения, характерна для требований, основанных на положениях статьи 304 Гражданского кодекса, которые, однако, не могут применяться с целью предоставления этому лицу права пользования чужим земельным участком и подменять таким образом иск об установлении сервитута, предусмотренный статьей 274 Кодекса» (постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 года № 11248/11 по делу № А45-12892/2010).

Плата за сервитут должна быть соразмерна материальной выгоде, которую мог получить собственник земельного участка, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам.

Имеется судебная практика, которая использует по аналогии механизм расчета платы за сервитут, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 года № 1461.

Справедливо заметить, что помимо платы за установление сервитута у собственника земельного участка в результате размещения на соответствующем участке ЛЭП возникают убытки, о компенсации которых он вправе заявить. Представляется, что размер таких убытков следует исчислять как разницу между стоимостью земельного участка с построенным линейным объектом и стоимостью земельного участка без такого объекта. Указанное требование целесообразно заявлять совместно с требованием об установлении сервитута.

В данной ситуации (гражданина П.) очевидно, что размер платы за сервитут как и сумма компенсации его убытков будут небольшими.

По вопросу о том, возможно ли оспорить строительство линейного объекта, действующее законодательство такую возможность собственникам земельного участка предоставляет в рамках обращения в суд с негаторным иском.

Согласно статье 304 ГК РФ, «. собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения». При этом, законодательством такая возможность предусмотрена не только для собственников, но и лиц, обладающих земельными участками на правах постоянного пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).

Вместе с тем суды исходят из того, что сама по себе прокладка сетей не препятствует использованию земельного участка (например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2010 года по делу № А03-10886/2009). В некоторых судебных актах излагается позиция о том, что снос размещенных на участке объектов повлечет нарушение публичных интересов или баланса интересов сторон. В Определении от 22.07.2010 года № ВАС-11943/09 по делу № А19-12924/2008 ВАС РФ указал, что суд правомерно признал, что иск не подлежит удовлетворению, поскольку его удовлетворение повлечет нарушение прав и законных интересов иных лиц, а также публичных интересов» .

Вместе с тем, когда ответчиком по делу оказывается частное лицо, и речь о публичных интересах неопределенного круга лиц (потребителей электроэнергии) не идет, то суды встают на сторону истца. Верховный суд Республики Башкортостан в Апелляционном определении от 28.10.2014 года по делу N 33-13473/2014 обязал ответчика за свой счет снести самовольно установленный на земельном участке, бетонный столб/опору высоковольтной линии электропередачи, так как со стороны ответчика в условиях обозначенных работ по установке линии электропередачи нарушены права истца.

Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства нарушения прав Пермитина А.М. строительством на его земельном участке спорной опоры ЛЭП, следует констатировать, что вероятность решения суда о переноса опоры ЛЭП невелики.

В итоге гражданину П. было предложено направить собственнику линейного объекта проект соглашения об установлении сервитута, поскольку по соответствующей категории споров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Если же не удастся достигнуть соглашения об установлении сервитута, следует обратиться в суд с требованием об установлении сервитута и возмещении убытков.

Консультация дана в ноябре 2016 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2016».

Консультант – Соболев Алексей Владимирович, юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика», тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su

Показываем из Новостей | Страница из

Записей не найдено.

Показываем из Новостей | Страница из

ФАС России от 06.05.2014 “По вопросу места установления прибора учета”

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 6 мая 2014 года

ПО ВОПРОСУ МЕСТА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИБОРА УЧЕТА

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее – Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:

Читайте также:  Раздел основного долга по ипотеке на жилье

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта “а” пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом “г” пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.

Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.

Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Кто должен платить за смену электрощитка после замыкания?

— В электрощитке на квартиру было замыкание. Щиток находится в общем коридоре, в подъезде. Кто должен платить за новый аппарат и его установку?

Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис» Ксения Шанкина:

Всего в многоквартирном доме представлено два вида имущества — общее домовое и индивидуальное. При возникновении поломок или в случае, когда оборудование приходит в нерабочее состояние, у многих жильцов возникает вопрос, кто должен делать ремонт или замену, а также на какие именно средства.

Согласно Постановлению Правительства «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» этажный щиток относится к общедомовому имуществу. Ремонт или замену общего имущества осуществляет управляющая компания, с которой заключен договор управления, в рамках той ежемесячной платы, которую УК получает от собственников, без дополнительных начислений.

Согласно законодательству к общему имуществу также относятся коллективные приборы учета, осветительные установки в МОПах, этажные и вводные шкафы, сети от внешней границы до индивидуальных, вводно-распределительные устройства и оборудование защиты.

Отдельно подчеркну, что непосредственно счетчик электроэнергии относится к индивидуальному имуществу независимо от его месторасположения. Следовательно, при возникновении неисправностей замену счетчика необходимо будет осуществить собственнику квартиры.

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

Данный вопрос регулирует гражданское и жилищное законодательство РФ. Необходимо различать имущество, находящееся в частной собственности жильцов, и общее имущество собственников многоквартирного дома.

Расходы на ремонт частной собственности возлагаются на владельцев квартир. А восстанавливать общее имущество обязана управляющая компания.

Оборудование, расположенное в общем коридоре (в подъезде), относится к общему имуществу. Поэтому электрощиток обязана менять именно УК. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управляющую организацию. В заявлении необходимо подробно изложить все обстоятельства произошедшего.

В случае отказа от ремонта необходимо обратиться с жалобой на бездействие в Государственный жилищный надзор. Точной формы жалобы нет, поэтому ее можно составить в произвольной форме. При этом к ней нужно приложить подтверждающие документы, включая письменный ответ, полученный от управляющей компании. Если же электрощиток располагается в частной собственности, то расходы на его восстановление несет сам собственник квартиры.

Отвечает руководитель отдела правового сопровождения компании «НДВ — супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Житейское правило, на которое принято ориентироваться, гласит: до входа в квартиру ответственна УК, в самой квартире — собственник. Отчасти это правило верно, так как опирается на постановление правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г., где определен перечень общедомового имущества, и приборы учета, находящиеся в подъездах, тамбурах, на лестничных клетках (в том числе электросчетчики), относятся именно к нему. Ремонтом, обслуживанием, заменой и другими работами с общедомовым имуществом занимается управляющая компания, если иное не прописано в договоре между ней и собственниками квартир. Если договор с УК Вы не подписывали, то, скорее всего, ее выбор определялся простым большинством голосов на общем собрании жильцов. В этом случае общее имущество жильцов многоквартирного дома находится в зоне ответственности УК.

А бывает и по-другому, как практически во всех современных новостройках при выдаче ключей: каждый собственник подписывает индивидуальный договор с УК. Если такой документ есть, нужно искать в нем пункты об определении ответственности за общедомовое имущество. Этим договором она может быть закреплена и за собственниками квартир.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Представители электросетей заставляют жителей частного сектора устанавливать приборы учета на фасаде дома. Законно ли это требование?

Установка счётчика электроэнергии на фасаде дома. Насколько законно это требование? Мы живем в частном доме. В конце 2012 года наш дом стал объектом пристального внимания работников энергосетей. Визитеры с завидным постоянством предлагали в добровольно-принудительной форме установить счетчик электроэнергии на фасаде дома, мотивируя это сначала распоряжением Администрации города Шахты, затем распоряжением ШМЭС. На просьбу показать это распоряжение или хотя бы дать номер и дату, разводили руками и отсылали к начальству. Да, и каждый раз нам говорилось о том, что это обязательная процедура и если мы этого не сделаем, то света нам не видать как собственных ушей!. Видимо решив, что наша семья обладает какими-то сверхспособностями типа умения летать или высоко подпрыгивать, после седьмого по счету визита счетчик был установлен на опору ЛЭП (высота около 6 метров). Законно ли это требование?

Энергоснабжающие компании очень часто хотят решить свои проблемы за счет потребителя, заставляя его устанавливать счетчик на улице (фасад здания, опора). Такое требование ЭСО аргументирует возможностью беспрепятственного доступа их сотрудников к электросчетчику для осмотра, проверки и снятия показаний. А теперь о том насколько законно это требование.

При наружной установке щита со счетчиком и автоматическим выключателем, он будет подвергаться постоянному воздействию атмосферных явлений. Понятное дело, что это оказывает негативное влияние на эксплуатационный срок службы, значительно уменьшая его. Кто-то может возразить, что всё можно установить в герметичный силовой щит, но он не способен защитить размещённое в нём электрооборудование от жары, конденсата и мороза. Так же следует знать, что при отрицательных температурах индукционный электросчетчик начитает считать неточно, причём не в пользу потребителя. Погрешность может достигать 10% и более, что является ощутимой дополнительной нагрузкой на кошелёк потребителя. Данные требования энергоснабжающих организаций незаконны, т.к. грубо нарушают требование ПУЭ п.1.5.27., где указано, что электрический счетчик устанавливаться в сухих помещениях с температурой не ниже 0°С.

Читайте также:  режим работы работников

При размещении электросчетчика на фасаде здания или на опоре, потребителя лишают возможности нести бремя содержания своего имущества, в соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса РФ, в следствии чего к прибору учета электроэнергии будут иметь беспрепятственный доступ не только сотрудники энергоснабжающей организации для снятия показаний, но и абсолютно любой желающий поживиться за чужой счёт.

Также нередки случаи когда специалисты ЭСО заставляют устанавливать прибор учёта электроэнергии на опоре на высоте не менее 3,5 метров, мотивируя это заботой о сохранении от воров, тем самым лишая возможности потребителя контролировать показания электросчётчика. Такая установка счётчика электроэнергии нарушает требование ПУЭ, п. 1.5.29., где сказано, что прибор учёта должен быть установлен в пределах от 0,8 – 1,7 метра от пола.

Поскольку в данном случае требования энергоснабжающих организаций незаконны, в этой ситуации потребитель не должен оплачивать «желания» ЭСО и идти у него на поводу. Если вы не препятствуете доступу для осмотра и проверки электросчетчика, а также снятия показаний, у энергоснабжающей организации нет оснований обязывать устанавливать прибор учета на улице.

При заключении договора с энергоснабжающей организацией устанавливается «Граница балансовой принадлежности», которая определяется «Актом разграничения балансовой принадлежности», то есть определяется точка где устанавливают прибор учета электроэнергии. И эта точка может оказаться на улице только с Вашего согласия! Поэтому, при составлении акта, требуйте разграничить балансовую принадлежность внутри помещения в ВРУ. Обязательно внимательно читайте документы, подготовленные энергоснабжающей организацией, поскольку после их подписания, в соответствии со статьёй 421 п. 2 Гражданского кодекса РФ, все требования ЭСО станут законными.

Еще раз повторюсь, что требования установить прибор учета электроэнергии на улице незаконно и является грубым нарушением требований ПУЭ и прав потребителей.

1.5.27
Счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 °С.
Счетчики общепромышленного исполнения не разрешается устанавливать в помещениях, где по производственным условиям температура может часто превышать +40 °С, а также в помещениях с агрессивными средами.
Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 °С.

1.5.29
Счетчики должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройств (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление счетчиков на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов счетчиков должна быть в пределах 0,8 – 1,7 м.
Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.

Гражданский кодекс РФ
Статья 210. Бремя содержания имущества
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 421. Свобода договора
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон

Здравствуйте! дело в том, что препятствий к доступу осмотра счётчика и снятия показаний никто не препятствует. Наоборот, на мои просьбы, придти посмотреть на правильность установки и подсоединения счётчика, принципиально не хотят смотреть (не понятно по каким причинам), а всё равно председатель требует установить счётчик на улице! Я не знаю, как это назвать: Амбиции, прихоть, каприз, дурь – мне не понятно. Председатель объясняет необходимость в том, что кто-то ворует электроэнергию! И ему легче контролировать наглядно правильность подсоединения счётчика. Отчасти я согласна! Но я то – не ворую. У меня всё очень просто и наглядно! Я готова ему показать счётчик в любое время. А он грозит отключить, если в срок не установлю счётчик на улице! Что делать, если он осуществит свои угрозы?! Спасибо. Ирина.

Спасибо за статью. Не могли бы Вы конкретно ответить на мой вопрос. Появилась необходимость замены счётчика в связи с тем , что он перестал работать. Счётчик стоит внутри своего дома. Меня заставляют поставить счётчик на улице на стене дома. В

В договоре энергоснабжения дословно написано:

п.7.1 У абонента, проживающего в доме на праве личной собственности,граница ответственности и балансовой принадлежности между электроснабжающей организацией и абонентом устанавливается на первых изоляторах,закреплённых на здании.

Изоляторы у меня закреплены на здании. Акт разграничения балансовой принадлежности при заключении договора не составлялся. Только то что написано в п.7.1

Прошу Вас сказать законно ли требовании энергетиков. А то уже ночи не сплю.

Что грозит за незаконное проникновение на территорию частной собственности

П роникновение на частную территорию для обывателя кажется серьезным преступлением. Но с точки зрения юриста не все так однозначно. Несмотря на то, что неприкосновенность собственности гарантируется Конституцией РФ, механизм реализации этого принципа несовершенен, а выбор способа защиты права зависит от объекта отношений и характера нарушения.

Разберемся, что подразумевает под собой понятие «частная территория», какими нормами закона регулируются связанные с ней правоотношения и как следует себя вести, если нарушены границы владений.

Что такое частная территория?

Доказательством законных полномочий собственника служит свидетельство о собственности и другие подтверждающие документы. Если речь идет о земельном участке, его кадастровый номер должен быть закреплен за конкретным лицом. Наличие забора не обязательно для доказательства его принадлежности данному субъекту. Но этот факт важен для понимания границы территории участниками правоотношений.

От вида объекта, границы которого были нарушены, зависит наступление конкретного вида юридической ответственности. Право собственности в общеюридическом понимании охраняется статьей 209 ГК РФ.

Земельный надел, как предмет регулирования рассматривается в 17 главе этого нормативного акта. Но в законе ничего не сказано о том, что делать в случае нарушения права на землю. В этом основная сложность механизма реализации защиты пострадавшего.

Неприкасаемость жилища регулируется более тщательно. Это один из конституционных принципов нашего государства. Его нарушение — это преступление против прав и свобод человека, а не экономическое злодеяние, как в ситуации с наделом земли.

Неприкасаемость жилища

В статье 25 Конституции говорится, что посторонние не вправе входить в жилое помещение без разрешения живущих там лиц, Исключение составляет ряд случаев, прямо предписанных законодателем. Под названием «жилище» понимается любая комната или здание, в котором могут временно или постоянно проживать люди.

  • деревенская изба;
  • загородная дача;
  • городская квартира;
  • комната в отеле;
  • летняя палатка;
  • вагончик строителей, и т.п.

Не принадлежат к данной категории купе поезда и каюта судна, потому что это элементы транспорта.

Проникновение в жилище

За противоправный вход в помещение, где проживают люди, следует уголовная ответственность, регулируемая статьей 139 УК РФ.

Обстоятельства преступного проникновения

Что грозит нарушителю

Обстановка, при которой было совершено правонарушение, может отличаться по способу нарушения границ:

  • гласное попадание внутрь с применением насилия и без;
  • скрытое;
  • скрытое размещение в помещении записывающих устройств

Описанный критерий не принимается во внимание при определении суровости назначенного наказания. Важен возраст, социальный статус личности, осуществившей вход в дом против желания хозяина и факт причинения насилия или угрозы его причинения.Согласно ст. 139 УК, за не соблюдение принципа неприступности жилища судом может быть назначен один из способов наказания:

  1. штраф в крупном размере (конкретная сумма зависит от тяжести);
  2. арест на три месяца;
  3. исправительные или обязательные работы продолжительностью до одного года;
  4. принудительные работы продолжительностью около трех лет;
  5. лишение свободы на два-три года;
  6. лишение права занимать определённую должность и заниматься определенным видом деятельности длительностью до пяти лет (для должностных лиц, превысивших свои полномочия)

Степень суровости наказания зависит от:

  • возраста нарушителя. Уголовная ответственность за это деяние предусмотрена с восемнадцатилетнего возраста;
  • факта применения насилия, в том числе и психологического (или угрозы применения). Это отягчающее обстоятельство;
  • социальный статус нарушителя. Должностное лицо, превысившее полномочия, несет более серьезное наказание
Читайте также:  Как выбрать юриста для разрешения жилищной ситуации (4 заблуждения)

За противоправный вход в помещение, где проживают люди, следует уголовная ответственность, регулируемая статьей 139 УК РФ.

Но не любое проникновение в жилое помещение квалифицируется как преступление.

Войти в помещение или здание против воли жильцов законно могут работники полиции в ситуации:

  • для пресечения осуществляющегося преступного замысла внутри жилица;
  • обеспечения безопасности в случае ЧС;
  • с целью поимки преступника;
  • с целью выяснения обстоятельств несчастного случая

Сотрудники следственных органов, если у них есть судебное постановление на обыск и другие законные действия, тоже вправе попасть внутрь без спроса.

С разрешения одного из живущих в доме лиц, войти в него может любой желающий, даже если остальные жильцы против этого. Уголовная ответственность для нежеланного гостя не наступает.

Нарушение границ земельного участка

Хотя право собственности на землю находится под защитой закона, вопрос о способах привлечении к ответственности его нарушителей остается открытым. Такая ситуация связана несколькими факторами:

1. Земля, как объект права имеет особый статус. Это не только собственность, но и природный ресурс, охраняемый законами об экологии, а это значит, что:

  • осуществление собственником своих прав не должно нарушать права других лиц на пользование природными ресурсами. Например, если участок находится вблизи реки или леса, и перекрывает доступ туда гражданам, хозяин не вправе воспрепятствовать проходу через свой двор желающим искупаться или поохотиться;
  • собственник не может запретить соседу или иному заинтересованному лицу пройти через свой участок, если у того есть право сервитута. Эта привилегия дается судом в случае необходимости, например, когда нет возможности воспользоваться другой дорогой, минуя частные владения.

2. Сам по себе вход во двор без согласия собственника не влечет уголовной ответственности, даже если является незаконным. Если кто-то вошел в открытую калитку или даже перелез через забор, не повредив его, и прошёлся по двору, в его действиях нет состава преступления.

В УК нет статьи, регулирующей этот вопрос, а судебная практика признает этот факт малозначительным. Наказать нарушителя права собственности в этом случае можно только при причинении им существенного вреда хозяину участка. То есть, это действие рассматривается в совокупности с другим преступлением (кражей, причинение вреда здоровью и т.д.).

Вместе с тем, статья 1 ГК РФ не допускает вмешательство в частные дела собственника, поэтому вход на участок без согласия собственника считается незаконным. Но не ясен механизм защиты нарушенного права.

Как поступить, если проникли на частную территорию

Как видим, незаконное проникновение на территорию собственника не всегда считается преступлением. Но если, все-таки, оно нарушает интересы хозяина, пострадавший может на законном основании принимать меры для защиты своих прав. Выбор способа защиты зависит от ситуации.

Например, если некто вошёл без разрешения в дом или квартиру, проживающее там лицо может смело обращаться с заявлением в полицию. Кроме того, разрешается применение физического воздействия на нарушителя, но только в пределах допустимой самообороны (ст. 37 УК РФ).

Сложность в том, что это относительное понятие. Закон не дает четкой формулировки допустимых пределов применения физической силы к преступнику, поэтому данный факт может трактоваться разными судами по-разному.

В случае нарушения границы земельного участка , правонарушителя сложнее привлечь к ответственности. Для этого необходимо зафиксировать данное действие в совокупности с причинением существенного вреда собственнику. Применять физическую силу в этом случае так же допускается в очень ограниченных пределах. Конечно, никто не может войти во двор без разрешения хозяина. Применение насилия со стороны нарушителя уже можно квалифицировать как отдельное преступление.

Попав в неприятную ситуацию, связанную с нарушением права собственности и неприкосновенности жилища, гражданин вправе надеяться на защиту государством своих интересов. Но так как вопрос об охране неприкосновенности частной территории для российского законодательства остается открытым, следует быть внимательнее, выбирая методы защиты своих прав.

Для принятия решения в вашей конкретной ситуации обратитесь, пожалуйста, к специалисту через форму онлайн-консультанта либо по телефонам:

Москва и область: +7(499) 577-00-25 доб. 691
Санкт-Петербург: +7(812) 425-66-30 доб. 691
Все регионы РФ: 8(800) 350-84-13 доб. 691
Это быстро, бесплатно и конфиденциально!

Аренда общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

От многих ТСН и ТСЖ нам поступают вопросы о том, как правильно сдать в аренду общее имущество собственников помещений многоквартирного дома. Вопросы начинаются с того, насколько сдача общего имущества в аренду вообще законна и заканчивая особенностями процедуры заключения договоров.

Поскольку вопрос является крайне актуальным, мы решили осветить его в данной статье. Мы помогаем ТСН и ТСЖ по всей России и рады предложить Вам наши условия сотрудничества.

ВОПРОС ЗАКОННОСТИ СДАЧИ В АРЕНДУ ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА

Сдача общедомовых площадей в аренду правомерна.

Многие собственники многоквартирных домов для того и создают ТСН, чтобы максимально снизить бремя содержания имущества с собственников. За счет средств, вырученных с аренды общего имущества, Вы могли бы покрывать затраты на выплату заработной платы сотрудникам, на покрытие расходов по договорам с охраной, на выплаты денежных средств другим подрядным организациям.

Это очень выгодно, ведь суммарные арендные платежи с Вашего дома могут составлять около миллиона рублей в месяц, и обычно все понимающие собственники охотно принимают решение о сдаче в аренду таких помещений и площадей. Ведь каждому собственнику выгоднее, чтобы затраты на содержание дома оплачивались с арендных денег, а не с его личных средств.

Сдача в аренду общедомовых площадей не только правомерна и законна, но и желательна. Ведь цель хорошего ТСН – снизить бремя содержания своего имущества со всех собственников.

МОЖНО ЛИ ОФОРМИТЬ В СОБСТВЕННОСТЬ ОБЩЕДОМОВОЕ ИМУЩЕСТВО

Оформлять общедомовую площадь в собственность неправомерно, но можно взять ее в аренду. Общедомовым имуществом владеют все собственники помещений дома в силу закона (п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пп. 3; 3.1 части 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся вопросы по использованию общего имущества собственников помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, данные решения принимаются квалифицированным большинством. Кворум составляет 2/3 от площади всех собственников помещений.

В каждом договоре аренды должны быть предусмотрены все существенные условия (стороны, описание объекта аренды, размер арендной платы).

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ АРЕНДЫ

По каждому объекту (по каждой арендуемой площади) оформляется договор аренды и акт приема-передачи помещения с его описанием. Для подписания таких договоров общее собрание собственников помещений должно уполномочить ТСН / ТСЖ / УК на заключение договоров аренды, утвердить арендную ставку.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Согласно части 4 ст. 36 ЖК РФ:

«По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц».

Обратите внимание, что при этом нельзя передать в аренду или иное пользование лестничные клетки, лестницы, шахты, и т.д. Но закон не запрещает передавать части этих объектов в аренду. Закон усматривает, что неправомерно сдавать в аренду эти объекты целиком. Оно и понятно, ведь если сдать в аренду лестничные пролеты и лестничные клетки целиком, нарушатся права собственников помещений.

Но закон разрешает сдавать в аренду части общего имущества (площади). Например, сдача в аренду площади на лестничной клетке под кофейный автомат возможна, так как сдается не лестница целиком и не приквартирный холл, и не лестничная клетка, а только та ее часть (1-2 кв.м.), которая не мешает проходу собственников. То есть объект сохраняет статус общего имущества, к нему не ограничивается доступ, поэтому права граждан не нарушены.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23 августа 2013 г. № ВАС-8983/13

В данном деле был многоквартирный дом, которым управляло ТСЖ «Успех». В 2008 году на основании решения общего собрания собственников помещений ТСЖ «Успех» заключило договор аренды с ИП Соколовой Н.Я. на общедомовое помещение. Потом собственники сменили способ управления домом, ТСЖ «Успех» было ликвидировано. ООО «Рост» обратилось в суд с требованием обязать ИП Соколову освободить помещение, потому что ТСЖ уже ликвидировали, значит и договор аренды недействителен. Суд отказал ООО «Рост», так как решение о сдаче в аренду общедомового имущества и прекращение такой аренды относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

В Определении Верховного суда РФ от 13 августа 2015 г. N 309-ЭС15-10434 о взыскании неуплаченной арендной платы за размещение рекламы на общедомовом имуществе (фасаде дома) в пользу ТСЖ сам Верховный суд РФ подтверждает законность сдачи в аренду общедомового имущества.

Определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № ВАС-1417/13

В данном определении описана ситуация, когда собственники помещений провели общее собрание и передали общедомовое помещение (подвал) в аренду компании ООО «Технорезерв». По решению собственников подписантом договора от имени собственников помещений должно было выступить «Жилищно-эксплуатационное управление-2». Однако это «ЖЭУ-2» выставило свои условия аренды помещения по цене выше той, которую установило общее собрание собственников. ООО «Технорезерв» подало в суд с требованием к «ЖЭУ-2» подписать договор аренды на условиях, определенных собственниками и выиграло дело.

Таким образом, указанная судебная практика Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ полностью подтверждает правовую позицию относительно того, что сдача в аренду общедомовых помещений законна и правомерна.

Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем

Автор: Садов Александр Сергеевич, партнер юридической компании Абонент Консалт.

Ссылка на основную публикацию