Возможность отказа в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении

Возможность отказа в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении

Добрый день! Не могли бы вы расшифровать мне следующую фразу из пункта 3 статьи 52 ЖК РФ? Интересуюсь данным вопросом в связи с тем, что я являюсь (вроде бы) собственником развалившегося домика в деревне, в этой деревне я не живу много лет, и никто в доме этом не живёт, живу (снимаю жильё) и работаю в большом городе. В настоящее время имею маленького ребёнка и мечтаю встать на учёт как нуждающаяся, но не в своём посёлке хотелось бы, так как там нет работы.
“В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.”
Заранее благодарю, Светлана.

1. Об общих условиях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ , гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 3, статьи 52 ЖК РФ , принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Таким образом, если вы являетесь малоимущей (малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2, статьи 49 ЖК РФ )) и площадь развалившегося домика в деревне, собственником которого вы являетесь составляет менее учетной нормы, то вы вправе требовать постановки вас на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту вашего жительства (регистрации), а не по месту нахождения принадлежащего вам жилого помещения (место жительства и место нахождения дома мегут совпадать, а могут и не совпадать).

2. О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не по месту жительства

Как указано в статье 20 ГК РФ , местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 4, Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию”, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Пункт 16 указанного постановления гласит следующее:

гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Из приведенных норм права следует, что определить место жительства гражданина, т.е. место его постоянного или преимущественного проживания, в том числе для целей постановки его учет, представляется возможным лишь исходя из данных о его регистрации по месту жительства. Иной подход приводил бы к злоупотреблениям со стороны граждан.

Так, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 123-О указывалось следующее:

“Регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно – учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства – поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан – не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17, 19, 27 и 40 Конституции Российской Федерации”.

Что касается исключения из общего правила, закрепленного в части 3, статьи 52 ЖК РФ (“В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства”), то речь должна идти, например, о случаях, когда трудовая деятельность некоторых граждан связана с постоянным передвижением или случаях, когда гражданин вообще не имеет места жительства и соответственно, регистрации – по крайней мере такие исключения называют некоторые теоретики в публикациях. Однако, ни Жилищный кодекс , ни иные законы не предусматривают для “разъезжающих” работников возможности постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не по месту жительства (сейчас не анализируем нормы права, регулирующие данный вопрос в отношении военнослужащих и приравненным к ним лиц, а также детей-сирот). Тем более законодательством не предусмотрено принятие на учет лиц, не имеющих никаких прав на жилье (так называемые “лица без определенного места жительства – БОМЖ”) и не имеющих регистрации по месту жительства.

Совет: зарегистрируйтесь по месту жительства в населенном пункте, где хотите встать на учет нуждающихся в жилых помещениях. В случае же, если вы зарегистрированы в одном населенном пункте, а обратитесь с соответствующим заявлением о принятии вас на учет в другом (по месту работы), боюсь, вам откажут и врядли будут шансы в судебном порядке оспорить данный отказ.

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос”, 21.08.2011г.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, руководствовался статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 49, 52, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о недоказанности Администрацией причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением Главы муниципального образования “Город Майкоп” от 24 февраля 2016 г. N 362-р семье Мацоры Д.В., состоящей из четырех человек, отказано в признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, Порядка расчета порогового значения совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда социального использования муниципального образования “Город Майкоп”, утвержденного постановлением Совета народных депутатов муниципального образования “Город Майкоп” от 27 октября 2006 г. N 102-ПС/1006 (л.д. 44).

Решением заместителя начальника управления ФГКУ “Западрегионжилье” от 27 мая 2015 г. N 02-23/060 Бабию О.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Решением заместителя начальника управления ФГКУ “Западрегионжилье” от 3 июня 2015 г. N 02-23/066 Гончару В.И. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи представлением документов, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Решением жилищной комиссии от 6 ноября 2014 г., вынесенным по итогам рассмотрения указанного заявления, Тюрин С.Е. и его супруга сняты с учета нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Химки Московской области. Что касается принятия на жилищный учет всех членов семьи административного истца (всего пять человек), то в этом Тюрину С.Е. отказано на основании ст. 54 ЖК РФ, поскольку им не были представлены копии паспортов матери супруги и детей, а также их личные заявления.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка С.Ю. Темарева – мать несовершеннолетнего Т., являвшаяся по делу третьим лицом, оспаривает конституционность статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, совершившие с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, и взаимосвязанную с ней норму пункта 3 части 1 статьи 54 данного Кодекса, предусматривающую, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 данного Кодекса срок.

9. Отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Читайте также:  Расселение коммуналки по программе «Реновация»

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Решение суда об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как № 2а-1510/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2017 года г. Томск

Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Федоровой И.А., при секретаре Щеголевой Н.М., с участием административного истца Амельченко А.Л., его представителя Сапуновой Н.Н., представителя административного ответчика Лебедевой Т.К., действующей по доверенности №1 от 09.01.2017 сроком действия до 31.12.2017, заинтересованного лица Никитиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Амельченко А.Л. к Администрации Ленинского района г.Томска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ,

Амельченко А.Л. обратился в суд с указанным административным иском к администрации Ленинского района г.Томска, в обоснование заявленных требований указал, что 08.08.2016 он обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о включении его в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как , предоставив все запрашиваемые документы. 19.08.2017 им получен ответ, которым на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от 17.08.2016, утвержденного распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 17.08.2016 № 1275 ему отказано в удовлетворении заявления. В качестве причины отказа указано, что его мать Никитина Е.А. 29.12.2014 намеренно продала принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: , общей площадью 42,7 кв.м. с целью ухудшения его жилищных условий, чтобы он мог подать заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ему было разъяснено право на повторное обращение с соответствующим заявлением не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. 11.04.2017 он обратился с повторным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и получил ответ, в котором администрация Ленинского района г. Томска ссылается на свой первоначальный отказ. С отказами он не согласен, полагает, что они нарушают его права и законные интересы, намеренных действий для постановки на учет он не совершал, квартира была продана его матерью в связи с отсутствием санитарно-бытовых условий, в настоящий момент он вынужденно проживает в квартире своей матери Никитиной Е.И., не ведет с ней совместный бюджет, у них сложились личные неприязненные отношения. Просил восстановить срок для обжалования решения администрации Ленинского района г. Томска от 19.08.2016 № 871/1127; признать распоряжение главы администрации Ленинского района г.Томска от 17.08.2016 № 1275 об отказе в постановке Амельченко А.Л., года рождения, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социальному найма в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, незаконным; признать Амельченко А.Л., года рождения, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать администрацию Ленинского района г. Томска принять Амельченко А.Л. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как .

Административный истец Амельченко А.Л. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, пояснил, что ответ об отказе в удовлетворении его заявления он получил 19.08.2016.

Представитель административного истца Сапунова Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, пояснила, что права Амельченко А.Л., обратившегося к ответчику для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, нарушены, он является совершеннолетним лицом, его совместное проживание с матерью невозможно, они являются членами разных семей. В заявлении в администрацию Ленинского района г.Томска мать в качестве члена семьи указал ошибочно. Административному истцу не разъяснялись сроки и порядок обжалования решения администрации

Представитель административного ответчика Лебедева Т.К., в судебном заседании административные исковые требования не признала, полагала решение администрации Ленинского района г. Томска законным и обоснованным, пояснила, что истец не имеет права состоять на учете, поскольку он и его мать являются членами одной семьи, о чем административный истец сам указал при подаче заявления. Согласно выписке из ЕГРП 10.01.2015 мать административного истца прекратила свое право собственности на квартиру площадью 42,7 кв.м. Полагает, что истец и его мать намеренно ухудшили свои жилищные условия. Истцу стало известно об отказе в августе 2016 года, им пропущен срок на обжалование. Полагала, что оснований для восстановления срока не имеется, административный истец не лишен права вновь обратиться в администрацию.

Заинтересованное лицо Никитина Е.И. в судебном заседании полагала, что требования административного иска подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1 ст. 52 ЖК РФ).

В силу требований пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ),

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ст. 54 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что Амельченко А.Л. является , ему поставлен диагноз , что подтверждается справкой МСЭ-2013 № 2591237 от 16.10.2015, врачебными справками № 21, № 22 от 21.02.2017.

Согласно справке ООО «Жилсервис» от 07.07.2017, Амельченко А.Л. проживает с матерью Никитиной Е.И.по адресу: .

В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, за период с 03.09.1998 по 28.06.2017в реестре отсутствует информация о правах Амельченко А.Л. на объекты недвижимого имущества. Как следует из выписки из ЕГРП от 08.08.2016, Никитиной Е.И. принадлежал следующий объект недвижимого имущества: двухкомнатная квартира площадью 42,7 кв.м, государственная регистрация прекращения права произведена 15.01.2015.

08.08.2016 Амельченко А.Л. обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. По основаниям отсутствия жилого помещения по договору социального найма на праве собственности, наличии в составе семьи больного, страдающего , при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, инвалидности. В качестве члена своей семьи при подаче заявления Амельченко А.Л. указал свою мать Никитину Е.И., представил справку с места жительства, подтверждающую совместное проживание с матерью в квартире по адресу: площадью 17, 4 кв.м.

Читайте также:  Разрешение на фотосъёмку при проверке батарей и отопительного котла

Таким образом, Амельченко А.Л. при обращении в администрацию Ленинского района г.Томска об обстоятельствах, указанных в административном иске, а именно о том, что семейные отношения с матерью прекращены, совместное проживание невозможно, они не общаются, совместное хозяйство не ведут, отношения конфликтные, мать членом его семьи не является, не сообщал. Соответственно, указанные обстоятельства административному ответчику известны не были, и приниматься во внимание при оказании муниципальной услуги “Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях” не могли.

Согласно ответу администрации Ленинского района г. Томска от 19.08.2016 № 871/1127, его заявление было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от 17.08.2016, решением которой, утвержденной распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 17.08.2016 № 1275, в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ему отказано на основании п.3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Указано, что он проживает с матерью Никитиной Е.И., обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 8, 7 кв.м. До продажи его матерью жилого помещения по адресу: обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла 21, 35 кв.м. и превышала учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем отчуждение попадает под действие ст. 53 ЖК РФ.

11.04.2017 он обратился в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о повторном рассмотрении его заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на условиях договора социального найма как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания. При этом нового заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения не писал, о семейных обстоятельствах, указанных в административном иске также указывал.

Согласно ответу администрации Ленинского района г.Томска № 240/04 от 27.04.2017, его заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, уже было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от 17.08.2016, и в отношении него было принято решение об отказе в постановке на учет.

Обращаясь с указанным административным исковым заявлением в суд, Амельченко А.Л. просил восстановить срок для обжалования решения администрации Ленинского района г.Томска от 19.08.2016 № 871/1127.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из пояснений истца в судебном заседании, об отказе в удовлетворении его заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях ему стало известно 19.08.2016.

Исковое заявление поступило в суд 18.07.2017, таким образом, истцом пропущен срок для обжалования решения администрации Ленинского района г. Томска от 19.08.2016 № 871/1127

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).

В качестве причины пропуска срока на обжалование истец указал на то, что в тексте решения отсутствовало разъяснение порядка и сроков обжалования указанного решения, ему не было известно о том, что существует судебный порядок обжалования актов органов местного самоуправления, его заболевание влияет на возможность осуществлять его конституционный права, в связи с чем он смог обратиться в суд только летом 2017 года.

Доводы истца о том, что ему не разъяснялся срок и порядок оспаривания решения административного ответчика, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку не имеют правового значения. Жилищным кодексом Российской Федерации, административным регламентом предоставления муниципальной услуги “Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях”, утвержденным Постановление администрации Города Томска от 29.06.2012 N 747 не предусмотрена обязанность разъяснять в решении об отказе в принятии на учет порядок и сроки его обжалования.

Суд принимает во внимание, что административный истец является , имеет диагноз , вместе с тем, это не лишало его права и возможности обратиться за юридической помощью, что и было им сделано впоследствии. Суд полагает, что наличие и характер заболевания административного истца не является уважительной причиной для пропуска срока для обращения в суд с административным иском. Учитывая, что пропуск срока на обращение в суд с административным иском является значительным, составляет более шести месяцев, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для обжалования решения администрации Ленинского района г. Томска от 19.08.2016 № 871/1127.

Административный истец не лишен права обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с учетом тех семейных обстоятельств, на которые он указывает в административном иске.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, в удовлетворении требований административного иска Амельченко А.Л. к администрации Ленинского района г.Томска надлежит отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

В удовлетворении административного искового заявления заявлению Амельченко А.Л. к Администрации Ленинского района г.Томска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях от 17.08.2016, признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судьей в окончательной форме в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска.

Судья И.А. Федорова

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Томский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственности «ТомскТрансАвто» (далее – ООО «ТомскТрансАвто»), в котором просит запретить ответчику осуществлять дея.

Петлина О.Г. обратилась в суд с иском к гаражно – строительному кооперативу «Реверс» (далее – ГСК «Реверс»), администрации Города Томска, в котором просит признать за ней право собственности на нежилое помещение – гаражный бокс площадью кадастровы.

Отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях

февраля 2014 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Подгурского В.В., при секретаре Макоевой С.А., с участием представителя заявителя Ремизова А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части (номер) полковника запаса (Заявитель) об оспаривании действий начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ связанных с принятием решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях,

(Заявитель) обратился в суд с заявлением, в котором просил:

– признать незаконным решение начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма;

– обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ № №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и признать (Заявитель) нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель заявителя, настаивая на удовлетворении заявленных требований пояснил, что (Заявитель) проходил службу по контракту в войсковой части (номер). В 2008 году был уволен с военной службы по состоянию здоровья. В период службы был обеспечен жилым помещением по адресу . При увольнении с военной службы был признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в городе Москве. Решением начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №№ заявителю было отказано в постановке на жилищный учет.

Заявитель, Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ и начальник 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли.

Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании (Заявитель) в период прохождения военной службы было предоставлено жилое помещение по адресу , что подтверждается копией ордера.

Согласно приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (Заявитель) уволен с военной службы по состоянию здоровья.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Главного командования ВВС от ДД.ММ.ГГГГ №№, и мотивировочной части решения Балашихинского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что (Заявитель) признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства в городе Москве.

Из копии решения от ДД.ММ.ГГГГ № №№ видно, что (Заявитель)у отказано в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

По смыслу приведенных норм жилищное законодательство в части касающейся обеспечения жильем военнослужащих не содержит норм, препятствующих постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, военнослужащих, которым ранее предоставлено жилое помещение по договору социального найма, за исключением случаев, когда жилые помещения принадлежат военнослужащим на праве собственности.

Следовательно, единственным препятствием для постановки военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилья является наличие в собственности жилого помещения у него и у членов его семьи.

Как установлено в судебном заседании заявитель проходил службу в войсковой части, дислоцированной в городе Москве. Жилым помещением по договору социального найма он обеспечен в городе . Таким образом, обеспеченность заявителя жилым помещением по договору социального найма в населенном пункте отличном от места прохождения военной службы не является препятствием для признания нуждающимся в получении жилья.

Статьей 54 ЖК РФ установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст. 6 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27апреля1993года №4866-1 (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 № 197-ФЗ), на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Читайте также:  Как разделить бабушкину долю, если пропущены все сроки

Аналогичные требования по доказыванию предусмотрены и ст. 249 ГПК РФ.

В силу изложенного суд приходит к выводу о том, что, вопреки утверждению ответственного должностного лица, военнослужащий уволенный с военной службы по возрасту в соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право претендовать на обеспечение жильем в установленном порядке для постоянного проживания. Кроме того в соответствии с требованиями того же Закона и Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, он как уволенный по указанному основанию также имеет право на выбор места жительства после увольнения со службы, где и подлежит также в установленном порядке принятию на жилищный учет.

При таких обстоятельства, суд для восстановления прав заявителя в полном объеме в соответствии со ст. 258 ГПК РФ полагает необходимым признать незаконным решение начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1ТС – 146 об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и обязать начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ № №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Что же касается требования заявителя о возложении обязанности на начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по принятию решения о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве сДД.ММ.ГГГГ то, вопреки доводам представителя заявителя, в его удовлетворении следует отказать, как заявленного преждевременно, поскольку суд не может подменять собой государственные органы и должностных лиц, а лишь оценивает совершенные ими действия (бездействие) закону.

В силу того, что действия по отказу в постановке заявителя на жилищный учет совершены начальником 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, а Министр обороны РФ и Директора департамента жилищного обеспечения МО РФ прав заявителя не нарушали не подлежит удовлетворению заявление (Заявитель)а в части требований по возложению на Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ и Министра обороны РФ обязанности по принятию решения о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 и 258 ГПК РФ, военный суд

Заявление (Заявитель) удовлетворить частично.

Признать незаконным решение начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Обязать начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отменить свое решение от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

В удовлетворении заявления (Заявитель) в части требований о возложении обязанности на начальника 1 –го отдела ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Директора департамента жилищного обеспечения МО РФ и министра обороны РФ по принятию решения о постановке (Заявитель) на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в городе Москве с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Московского гарнизонного военного суда В.В. Подгурский

Об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение от 29 декабря 2004 года №. Санкт-Петербург.

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Мелешко *.*., при секретаре Гебя *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дроздовой *.*. об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

Истица Дроздова *.*. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Адмиралтейского района, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что проживает в коммунальной квартире, обращалась в Администрацию Адмиралтейского района по месту регистрации с заявлением о постановке на учет нуждающихся

в улучшении жилищных условий, но в постановке на учет нуждающихся было отказано, отказ считает незаконным.

Дроздова *.*. и ее представитель Попков *.*. доводы заявления поддержали.

Представитель Администрации Адмиралтейского района в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что Дроздовой *.*. должно быть отказано в удовлетворении заявления на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у

гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен статьей 52 ЖК РФ.

В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 52 ЖК РФ должен устанавливаться законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. (в ред. от 06.05.2008 г.).

Согласно ст. 3 указанного Закона Санкт-Петербурга учетная норма площади жилого помещения на одного человека

в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах. При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что *** Д-.А. обратился в Администрацию Адмиралтейского района с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях его и членов его семьи: Дроздовой *.*. и Д-в *.*., поскольку семья занимает комнату площадью 14,70 кв.м в квартире по адресу_1, других жилых помещений не имеют, также указал, что *** жена продала квартиру, находившуюся в г. Североморске Мурманской области.

На основании свидетельства о праве собственности на наследство по закону № 1542 от *** Д-в *.*. является собственником 15/63 долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу_1.

Д-в *.*., Дроздова *.*. и Д-в *.*. зарегистрированы по адресу_1, занимают комнату площадью 14,70 кв.м в х-комнатной коммунальной квартире общей площадью 88,60 кв.м и жилой площадью 63,30 кв.м.

С учетом расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры, являющегося приложением № 9 к приказу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Инструкции о порядке оформления документов при

вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» № 80-п от 30.03.2005 г., доля каждого члена семьи Дроздовых в общей площади коммунальной квартиры составит:

88,6 кв.м/63,3кв.м*14,7кв.м/3 чел. = 6,86 кв.м.

По сведениям Администрации Адмиралтейского района Д-в *.*., Дроздова *.*. и Д-в *.*. проживают в Санкт-Петербурге более десяти лет.

На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от *** Дроздова *.*. приняла наследство в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 43,60 кв.м, в том числе жилой 28,30 кв.м, расположенной по адресу_2.

На основании договора купли-продажи от *** Дроздова *.*. продала вышеуказанную квартиру.

Дроздова *.*. пояснила, что квартиру в г. Североморске получила в наследство от матери, умысла на ухудшение жилищных условий не имела, квартира в г. Североморске была не нужна, было затруднительное материальное положение, половина суммы пошла на погашение долга за коммунальные платежи.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Также согласно п. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых

помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. (в ред. от 06.05.2008 г.) при совершении гражданином и(или) членами его семьи за пятилетний период, предшествующий принятию решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, общая площадь предоставляемого жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади жилья. При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения на гражданина и(или) членов его семьи, указанной в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Руководствуясь принципом единообразия судебной практики, суд принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, данную в определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ку Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» № 258-О-О от 19.04.2007 г. о том, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае,

если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации Решение вопроса о том, можно ли рассматривать предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции, проверки законности и обоснованности вынесенного судебного решения.

Учитывая, что при наличии в собственности Дроздовой *.*. квартиры общей площадью 43,60 кв.м, расположенной по адресу_2, на каждого члена семьи заявителя приходилось по 21 кв.м общей площади жилых помещений и они не имели права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных

условий, с продажей данной квартиры жилищные условия заявителя и членов её семьи ухудшились, что влечет возникновение права состоять на учете нуждающихся, суд считает, что действия по отчуждению жилого помещения в данном случае свидетельствуют о совершении заявителем действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и поэтому на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ и п. 3 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19.07.2005 г. данные действия не предоставляют права до истечения пятилетнего срока состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, извлечение прибыли в сумме *** опровергает доводы заявителя о малоимущности семьи, что по смыслу ст. 49 Жилищного кодекса РФ лишает права на улучшение жилищных условий путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 246, 194, 198 ГПК РФ, суд

Отказать в удовлетворении заявления Дроздовой *.*. об оспаривании отказа Администрации Адмиралтейского района в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде через Ленинский районный суд в течение десяти дней.

Решение обжаловано Дроздовой *.*. в Санкт-Петербургский городской суд.

Ссылка на основную публикацию