Учет жилой площади при перерегистрации очередника

Учет жилой площади при перерегистрации очередника

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как не относящиеся к малоимущим лица, принятые на учет до 1 марта 2005 года

” Обзор практики рассмотрения судами в 2013 – 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда”, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года:

6. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Б. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с апреля 2001 года, в мае 2014 года была снята с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ .

Принимая решение об удовлетворении иска Б. к администрации муниципального района о признании незаконным снятия ее с учета нуждающихся в жилом помещении, районный суд правильно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ , а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, Б. как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ , либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено районным судом, основанием для снятия Б. с учета послужило то обстоятельство, что Б. не является малоимущей.

Между тем данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Б. с учета, поскольку жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 г., для получения гражданами жилого помещения по договору социального найма не требовалось признания граждан малоимущими.

Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР, которой был установлен перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не предусматривала возможности снятия граждан с учета в связи с утратой ими статуса малоимущих.

(По материалам судебной практики Саратовского областного суда)

См. другие разъяснения, содержащиеся в Обзоре ВС РФ :

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «КМ Консалтинг» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся – супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

Читайте также:  Можно ли унаследовать обязательную долю по праву предоставления

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Как добиться от ДГИ перегистрации учетного дела без предоставления документов из Туркменистана моего мужа не очередника в данном учетном деле?

Являемся очередниками на улучшение жилищных условий в Москве с 24.02.2005 года. Сейчас делаем очередную перерегистрацию учетного дела и ДГИ запрашивает документы моего мужа, который до 2003 года проживал в Туркменистане. Прошлые перегистрации пью ЖП и ДЖП г. Москвы проходили планово, нас на 58,5 метров прописано 10 человек, 5 взрослых и 5 несовершеннолетних детей. Мои родители, мой брат и его многодетная семья 3-ок детей и жена, я и мои 2-ое разнополых детей. Мой муж прописан в Кировской области и документы оттуда мы привезли и предоставили, о том, что он там прописан на 30 метрах с матерью и отцом, собственности у него там нет, дом принадлежит матери. Мой муж не является очередником в нашем учетном деле, однако департамент требует получения документов из Туркменистана, есть официальный ответ из ДГИ, мое уточнение и ещё один ответ, что документы мы обязаны предоставить, иначе перегистраиция учетного дела и дальнейшие действия по нашему делу проводиться не будут. Кто может подсказать, что делать в данной ситуации и помочь? Как бороться с ДГИ? Мы не готовы сейчас брать отпуска, оформлять паспорта и визы и ехать непонятно куда в Туркменистан, мы даже языка не знаем, страна закрытая виковая, там ничего не осталось и никаких родственных связей, все выехали до 2003 года. Спасибо, если подскажете, хотя бы в каком направлении двигаться дальше?

Все оперативно и удобно. Спасибо!

19 Марта 2017 17:02

Ответы юристов ( 3 )

  • 7,0 рейтинг
  • 2565 отзывов эксперт

департамент требует получения документов из Туркменистана,
Оксана

Я верно понимаю, что департамент требует справку об отсутствии в собственности Вашего мужа жилого помещения на территории Туркменистана?

Являемся очередниками на улучшение жилищных условий в Москве с 24.02.2005 года.
Оксана

То есть, основания постановки на учёт имелись, а сейчас, в ходе обновления списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вдруг возникли какие-то вопросы?

есть официальный ответ из ДГИ, мое уточнение и ещё один ответ, что документы мы обязаны предоставить, иначе перегистраиция учетного дела и дальнейшие действия по нашему делу проводиться не будут.
Оксана

А вот посмотреть бы эти письма… Тогда можно более предметно уже обсуждать Вашу проблему.

да, точная формулировка в приложенном документе и ответ последний могу выслать файлом на мейл

Основания имелись и имеются, нас никто с очереди не снимает,но и перерегистрацию не завершают

точная формулировка в приложенном документе
Оксана

Понятно. ДГИ требует, образно говоря, «жилищный анамнез» Вашего мужа за период его проживания на территории Туркменистана.

В таком случае я полностью солидарна с ответом коллеги.

Получаете письменный отказ в перерегистрации и обжалуете его в порядке административного судопроизводства. Увы, но у нас теперь такой бардак и чиновничий произвол, что получить муниципальную услугу без проблем становится всё сложнее и сложнее…

В свою очередь Вы также праве обратиться в департамент с заявлением о направлении ими запроса в Туркменистан для получения интересующих их сведений, т.к. Вы не можете предоставить их самостоятельно, в случае отказа обратиться с заявлением в прокуратуру для проведения соответствующей проверки по данным обстоятельствам либо в суд на действия уполномоченного органа.
Агибалов Иван

Вот тоже хороший вариант решения вопроса.

Я записалась на приём в посольство Туркменистана, но даже не понимаю, имею ли я право требовать у них подобные документы? Он не гражданин Туркменистана, гражданин России с 2003 года, он русский. На их сайте подобных услуг нет.

с собой могу взять эти бумаги из ДГИ.

А как подавать в суд на ДГИ или в прокуратуру жалобу? Я с таким никогда не сталкивалась, маразм какой-то.

Может быть в приемную меру написать или это бесполезная мера?

А как подавать в суд на ДГИ или в прокуратуру жалобу? Я с таким никогда не сталкивалась, маразм какой-то.
Оксана

С этим лучше, конечно, и не сталкиваться.

Вы все документы для перерегистрации сдали?

Если всё, кроме новых капризов ДГИ, уже сдали, ждите письма о снятии Вас с учёта. Точнее — всех членов семьи.

И вот этот факт снятия с учета в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, надо будет обжаловать путём подачи административного иска. Самостоятельно Вы не справитесь, поэтому лучше будет обратиться к юристу, который поможет и иск составить, и интересы в суде представит.

Я записалась на приём в посольство Туркменистана, но даже не понимаю, имею ли я право требовать у них подобные документы? Он не гражданин Туркменистана, гражданин России с 2003 года, он русский. На их сайте подобных услуг нет.
Оксана

Он был гражданином Туркменистана, который является участником минской конвенции. Возможно, такие сведения и смогут предоставить. Оформите запрос грамотно — с перечислением всех адресов, где муж проживал в тот период. Приложите копии переписки с ДГИ. Может, правда что-нибудь да удастся добыть.

Почему всех с очереди снимут? Да, все документы кроме капризов были предоставлены в срок.

И ещё раз их ответ:

Нет ссылок на законы и пункты в них, вот выдержка из ответа по существу:

В соответствии с положениями Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется размер площади жилого помещения, приходящийся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещен й или их частей, в отношении которых кто либо из челнов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Законом не определено, что данные сведения учитываются только при наличии таких жилых помещений на территории РФ. Следовательно, требование о предоставлении Вами при прохождении перегистрации учетного дела сведений о наличии( отсутствии) у Вас в собственности жилых помещений из Туркменской Республики не противоречит нормам законодательства.

То обстоятельство, что Коробов Юю в настоящее время не является гражданином этого государства, не даёт оснований не запрашивать данные сведения.

После получения сведений перерегистрация учетного дела будет проведена в установленном порядке.

Обращаем ваше внимание, что рассмотрение жилищных вопросов граждан осуществляется только после перерегистрации учетного дела.

Вот что они пишу. В начале было про :

Обязанность по предоставлению указанных в уведомлении документов возложена на заявителя, в связи с тем, что их запрос органами исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия не предусмотрен.

В соответствии с положениями Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется размер площади жилого помещения, приходящийся на долю каждого члена семьи заявителя.
Оксана

Но ведь Вы и члены Вашей семьи уже не в статусе заявителя. Вы уже стоите на учёте.

Дополнительный вопрос, если обращаться на ДГИ с жалобами в прокуратуру, не будет ли дополнительных проблем при решении жилищного вопроса.
Оксана

Кто ж Вам скажет однозначно?

Читайте также:  Земельные участки многодетным семьям в Московской области

Если прокуратура усмотрит нарушения законодательства. она направит представление на устранение такого нарушения. Требование прокуратуры обязательно для исполнения.

Но есть такие чиновники. которые рады затягивать исполнение предписаний. Поэтому человеческий фактор не могу исключить.

Возмещают ли они судебные издержки? И в каких случаях?
Оксана

Госпошлина 300 рублей, в иске сразу указывается требование о взыскании этой суммы с административного ответчика.

В соответствии со ст. 112 КАС РФ расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в пользу выигравшей стороны по её письменному ходатайству.

Все судебные расходы также присуждаются в пользу выигравшей стороны (ст. 111 КА РФ)

Татьяна, а Вы можете представлять интересы в суде по данному делу? Или все-таки лучше пока в посольство и попытаться мирным путём их удовлетворить?

Нет ссылок на законы и пункты в них, вот выдержка из ответа по существу:

В соответствии с положениями Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется размер площади жилого помещения, приходящийся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещен й или их частей, в отношении которых кто либо из челнов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Законом не определено, что данные сведения учитываются только при наличии таких жилых помещений на территории РФ. Следовательно, требование о предоставлении Вами при прохождении перегистрации учетного дела сведений о наличии( отсутствии) у Вас в собственности жилых помещений из Туркменской Республики не противоречит нормам законодательства.

То обстоятельство, что Коробов Юю в настоящее время не является гражданином этого государства, не даёт оснований не запрашивать данные сведения.

После получения сведений перерегистрация учетного дела будет проведена в установленном порядке.

Обращаем ваше внимание, что рассмотрение жилищных вопросов граждан осуществляется только после перерегистрации учетного дела.

Вот что они пишу. В начале было про :

Обязанность по предоставлению указанных в уведомлении документов возложена на заявителя, в связи с тем, что их запрос органами исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия не предусмотрен.

Татьяна, а Вы можете представлять интересы в суде по данному делу? Или все-таки лучше пока в посольство и попытаться мирным путём их удовлетворить?
Оксана

Вы сначала попытайтесь через посольство. Если не получится, то поможем Вам — и документ составим, и юриста хорошего по месту спора поможем подобрать. На сайте есть хорошие специалисты.

Спасибо, Татьяна. Мне нужна будет помощь специалиста в любом случае. Потому что, кроме этой проблемы есть ещё одна в этом же учетном деле. Сестра брата живет в служебной квартире, как педагог, и отработала уже более 10 лет, обратилась в ДГИ с заявлением, чтобы оформить квартиру в социальный найм согласно постановлению 711п. Причём нам на консультации в ДГИ и порекомендовали это сделать, а потом пришёл отказ. Но нас также предупреждали, что скорее всего придёт отказ т.к. вышло постановление отменяющее это постановление. И нужно подавать в суд, а мы не совсем компетентны, чтобы сделать процесс максимально эффективным.

Помогите, пожалуйста подобрать специалиста, живем в Ясенево, а служебная квартира ул. Татьяны Макаровой, ДГИ на Павелецкой. Спасибо!

нам на консультации в ДГИ и порекомендовали это сделать, а потом пришёл отказ. Но нас также предупреждали, что скорее всего придёт отказ т.к. вышло постановление отменяющее это постановление. И нужно подавать в суд, а мы не совсем компетентны, чтобы сделать процесс максимально эффективным.
Оксана

Оксана, с этим вопросом надо разбираться. Подумаем, как помочь. Если что — обращайтесь в чет.

  • 10,0 рейтинг
  • 6701 отзыв эксперт

Существует порядок учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в нем же определены положения, согласно которым проводится перерегистрация.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2008 года N 815-ПП
О порядке учета граждан в целях реализации
городских жилищных программ
Приложение. Порядок учета граждан в целях реализации городских жилищных программ
Приложениек постановлению Правительства Москвыот 9 сентября 2008 года N 815-ПП
7. Перерегистрация

7.1. Департамент городского имущества города Москвы осуществляет перерегистрацию жителей города Москвы, состоящих на учете в порядке, установленном законом города Москвы и постановлением Правительства Москвы от 19 июня 2007 года N 469-ПП «Об утверждении регламентов подготовки, согласования и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы отдельных извещений».(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 августа 2016 года постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2016 года N 462-ПП.
7.2. В ходе перерегистрации без участия граждан осуществляется:
— запрос выписки из Реестра, документов из государственных учреждений города Москвы инженерных служб районов и/или административных округов, управляющих организаций или аналогичных организаций, органов здравоохранения и других необходимых для проведения перерегистрации документов;
— внесение в установленном порядке изменений в учетное дело;
— подготовка проекта распоряжения Департамента городского имущества города Москвы о снятии граждан с учета;
— подшивка обновленных документов в учетное дело.
7.3. При необходимости у граждан, состоящих на учете, могут быть затребованы документы, которые Департамент городского имущества города Москвы не может получить самостоятельно в режиме «одного окна» (паспорт, свидетельство о рождении ребенка и иные документы, удостоверяющие личность и др.).
7.4. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, отражаются в учетном деле и в Реестре.
7.5. В случае противоречия между данными документов и сведениями Реестра считаются верными данные документов.
7.6. При проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете, наряду с проверкой сохранения за ними оснований и права состоять на жилищном учете или быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы уточняются имеющиеся в деле паспортные и иные личные данные заявителей, состав семьи, а также подтверждается наличие льгот (в случае если они были установлены).
docs.cntd.ru/document/3692839

Т.е. требовать уточнения департамент должен в отношении тех данных, которые содержаться в учетном деле, в данном случае, считаю требования предъявленные Вам о предоставлении документов касающихся мужа, из Туркменистана, неправомерными.

В свою очередь Вы также праве обратиться в департамент с заявлением о направлении ими запроса в Туркменистан для получения интересующих их сведений, т.к. Вы не можете предоставить их самостоятельно, в случае отказа обратиться с заявлением в прокуратуру для проведения соответствующей проверки по данным обстоятельствам либо в суд на действия уполномоченного органа.

Я обратилась с подобным заявлением в ДГИ, и получила очередную официальную бумагу, в электронном виде, скоро по почте оригинал придёт. Могу прислать.

Нет ссылок на законы и пункты в них, вот выдержка из ответа по существу:

В соответствии с положениями Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения исчисляется размер площади жилого помещения, приходящийся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещен й или их частей, в отношении которых кто либо из челнов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Законом не определено, что данные сведения учитываются только при наличии таких жилых помещений на территории РФ. Следовательно, требование о предоставлении Вами при прохождении перегистрации учетного дела сведений о наличии( отсутствии) у Вас в собственности жилых помещений из Туркменской Республики не противоречит нормам законодательства.

То обстоятельство, что Коробов Юю в настоящее время не является гражданином этого государства, не даёт оснований не запрашивать данные сведения.

После получения сведений перерегистрация учетного дела будет проведена в установленном порядке.

Обращаем ваше внимание, что рассмотрение жилищных вопросов граждан осуществляется только после перерегистрации учетного дела.

Вот что они пишу. В начале было про :

Обязанность по предоставлению указанных в уведомлении документов возложена на заявителя, в связи с тем, что их запрос органами исполнительной власти в рамках межведомственного взаимодействия не предусмотрен.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади.

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади. Помещения жилой площади даются государством по найму. Учет нуждающихся в жилье, постановка на учет возникает в силу закона и на основании паритета между сторонами правового отношения. Постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет обусловлена участием в этом процессе двух сторон. Одним участником выступает гражданин, другим – уполномоченный орган.

Причины снятия с учета нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:

  • гражданин подает заявление о снятии с учета;
  • гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
  • переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
  • получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
  • порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
  • обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие с учета по инициативе заявителя

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой. Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность. В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.

В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме. Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя. Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.

ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.

Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.

Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону. Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего. Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье. Основаниями к потере статуса могут служить:

  • увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
  • повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.

Снятие с учета при смене места жительства

Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.

Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку. В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета. Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.

Читайте также:  Законно ли банк отказал в выдаче кредита

Естественное снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях

Это основание связано с летальным исходом стоящего на учете гражданина. Это обстоятельство, которое по ст. 17 ГК РФ, обуславливает окончание правосубъектности индивида. В случае его смерти, члены семьи покойного остаются на учете. Логично, что основание естественного снятия умершего человека, никак не может повлиять на желание остальных членов семьи получить квартиру.

Госорган решает, снимать ли гражданина с учета не позже тридцати дней с момента обнаружения обстоятельств, которые являются основаниями к этому действию. Решения в готовой форме о снятии с учета направляются или отдаются не позже трехдневного срока с момента создания.

Граждане вправе не согласиться с решением уполномоченных органов. Его можно обжаловать в судебном органе.

Субсидии для улучшения жилищных условий

На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г. В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем. В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.

Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.

Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий. Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63). Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих. Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Выгонять из очереди запрещается

Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.

Самые долгие очереди в нашей стране – это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года – на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников – тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.

Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.

Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди – настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.

Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.

В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.

Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно – распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.

Свой шаг чиновники женщине объяснили просто – девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.

С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно – бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.

Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.

Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.

Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.

Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.

Из этого Верховный суд сделал вывод – изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.

Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг. Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение. Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.

(Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.

Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы. Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания. В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.

Адвокат по жилищным делам, вопросам, спорам, сделкам с жильём Панасюк Валерий Иванович

С 2008 г. я, адвокат Панасюк В.И., на 100% специализируюсь на делах по жилищным вопросам и спорам, и сделках с жильем в судах Москвы и Московской области. Звоните мне для записи на прием по тел.: +7 903-250-31-48.

Когда наличие другого жилья не учитывается при постановке на жилищный учёт (очередь на квартиру).

Значительную долю жилищных дел, рассматриваемых в судах, занимают дела об оспаривании распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, связанных со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ и т. д.

Остановимся на тех из них, где в качестве оснований для отказа служит наличие у заявителя и членов его семьи иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают правом пользования или правом собственности.

Принимая оспариваемые распоряжения Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы руководствуется Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”. В соответствии с его положениями при принятии решений о постановки на жилищный учёт, предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.

При решении жилищного вопроса семей, состоящих на жилищном учете, рассматривается жилищная обеспеченность всех членов семьи. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” (далее – Закон г. Москвы N 29), жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.

К выводу об изменении жилищных условий, которые влекут за собой отказ в постановке на жилищный учёт или снятие с него Департамент жилищной политики и жилищного фонда приходит, когда выясняется, что у заявителя или членов его семьи имеются иные жилые помещения в отношении которых они обладают правом пользования или правом собственности. Обычно такие выводы имеют место после того, как кто-то из членов семьи заявителя вступает в брак, а у супруга оказываются права на иные жилые помещения.

Однако, как показала судебная практика, не во всех случаях эти выводы являются верными.

По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв. м площади жилого помещения.

Помимо этого, необходимо тщательно выяснить, действительно ли жилищные условия заявителей изменились.

Само по себе вступление в брак не является обстоятельством, порождающим у одного из супругов право пользования жилым помещением другого супруга.

Необходимо выяснить, приобрел ли супруг члена семьи заявителя право пользования принадлежащим последнему жилым помещением, так же, соответственно, приобрели ли члены семьи заявителя право пользования жилым помещением, которое имеет супруг члена семьи.

Кроме того, подлежит выяснению статус и полномочия супруга члена семьи заявителя по отношению к занимаемому жилому помещению, является ли он нанимателем этого жилого помещения по договору социального найма, вправе ли самостоятельно распоряжаться жилым помещением, в том числе наделять других лиц правом пользования этим жилым помещением.

Так же необходимо учитывать, что при определении уровня обеспеченности заявителей общей площадью жилого помещения площадь супругов заявителей, которые не состоят на жилищном учете в составе членов семьи заявителей, учитываться не должна.

Данный вывод следует из содержания норм п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29, согласно которым жилое помещение в порядке, предусмотренном этим законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом, при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.

Ссылка на основную публикацию