Спор с опекой

Участие органов опеки и попечительства в спорах, связанных с воспитанием детей.

В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка.

На основании ст. 65 ч.2 Семейного Кодекса Российской Федерации все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий. Органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий. При этом органы опеки и попечительства исходят из интересов самого ребенка. При необходимости органы опеки и попечительства могут привлечь для разрешения конфликтной ситуации педагога или психолога. Разъяснения органов опеки и попечительства носят рекомендательный характер и не подлежат принудительной реализации.

В соответствии с п.1. ст. 78 СК РФ, при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с п.1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”).

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст. 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение специалистов сектора опеки и попечительства муниципалитета является одним из доказательств по делу, представляется в судебное заседание по запросу суда и оценивается судом в совокупности с другими, имеющимися в деле доказательствами.

Вместе с тем, надзор за деятельностью органа опеки и попечительства осуществляет межрайонная прокуратура.

В межрайонную прокуратуру поступил материал о помещении малолетнего В. 2004 г.р. в отделение медицинской и социальной реабилитации для детей.

Несовершеннолетний пояснил, что его отец постоянно его избивает, злоупотребляет спиртными напитками. Данная информация была доведена до сотрудников сектора опеки и попечительства муниципалитета в феврале 2012 года, но только в апреле сотрудники муниципалитета забрали несовершеннолетнего В. из школы и поместили в отделение медицинской и социальной реабилитации для детей. Сотрудники муниципалитета боялись идти на квартиру к В., так как отец неоднократно судим, вел себя агрессивно.

В защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего межрайонной прокуратурой в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о лишении родительских прав его отца.

Сотрудники органа опеки и попечительства должны своевременного и адекватно реагировать на все факты семейного неблагополучия и насилия над детьми.

Бездействие органов системы профилактики, приводящее к нарушению прав детей, ставящее под угрозу их жизнь и здоровье не будет оставаться без реагирования со стороны прокуратуры.

Гагаринский межрайонный прокурор г.Москвы Н.Г. Батищев

Участие органа опеки и попечительства в спорах по воспитанию детей

Что представляют собой органы опеки и попечительства можно узнать из Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ.

Что представляют собой органы опеки и попечительства (сокращенно – ООП) можно узнать из Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ. Сфера применения данного акта – правоотношения и их юридическое оформление в области заботы о гражданах, которые не в состоянии реализовывать свою волю самостоятельно. В законе не дается определения самому понятию «органов опеки и попечительства». В ч. 1 ст. 3 ФЗ № 48 лишь указывается, что объем правоспособности граждан, выступающих опекунами или попечителями, равен объему правоспособности организаций, надзирающих за особыми гражданами.

Малолетние граждане (в возрасте до 14 лет) не всегда могут в должной мере реализовать свои права и обязанности в силу неопытности и неприспособленности к жизни. В данном случае им необходим представитель, которым выступает опекун.

Он действует от имени ребенка и в его интересах. Ответственные лица назначаются органом опеки и попечительства. К данной категории относятся психически нездоровые граждане, которые абсолютно недееспособны. Они не в состоянии оценить характер своего поведения и давать ему отчет. Данный статус присваивает лицу суд, обеспечив участие ООП .

Попечительство является менее ответственным мероприятием по сравнению с опекой. В его рамках назначенные лица помогают подопечным самостоятельно реализовать свою волю. Они также защищают детей от злоупотреблений со стороны других граждан. Попечители одобряют сделки несовершеннолетних (за исключением мелких бытовых), давая разрешение на их совершение. Опека назначается подросткам в возрасте 14-18 лет либо лицам с несильным психическим заболеванием, не исключающим вменяемости (частично недееспособные). Ответственный назначается также органами опеки и попечительства.

Задачи органов опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства во властной иерархии находятся и функционируют в рамках уровня субъекта РФ. Однако орган муниципалитета может исполнять их обязанности, если на его территории отсутствуют ООП, принимать участие в спорах по семейному праву. Искать лиц, нуждающихся в поддержке, и осуществлять привлечение желающих ее оказать должны также образовательные учреждения. Подав ходатайство, сторона по делу в суде, вправе привлечь ООП к участию.

Порядок данной процедуры регламентирован ГПК РФ.

Органы опеки и попечительства ведут следующую деятельность:

  • осуществляют мониторинг состояния социальной среды и ищут детей, которым нужна опека, ведут их учет;
  • назначают опекунов, следят за их деятельностью, освобождают или отстраняют их от деятельности;
  • выдают разрешения на сделки с имуществом ребенка;
  • заключают договоры доверительного управления;
  • подают иски, участвуют в суде от лица ребенка и представляют его интересы в других инстанциях;
  • прочее.

Обращение в ООП может осуществить любое заинтересованное лицо. Например, если соседи знают о том, что с детьми из дома напротив со стороны отца и матери наблюдается жестокое обращение, они могут сообщить об этом. Также любые лица вправе сообщить о детях, оставшихся без родителей, о судьбе психически нездоровых граждан и др.

Участие органов опеки и попечительства в судебных спорах по воспитанию детей

Органы опеки и попечительства участвуют в суде в заседаниях, которые связаны с воспитанием ребенка. Это устанавливается ст. 47 ГПК РФ. Инициатором их привлечения могут быть они сами, либо иные лица, принимающие участие в судопроизводстве. ООП дают заключения об условиях проживания ребенка, социальной адаптации семьи и других вопросах. Также привлечь такие органы может сам суд.

При правосудии в суде в таких разбирательствах сосредотачивают внимание на доказательства, характеризующие личность родителей и взаимоотношения внутри семьи. ООП составляют при этом акты обследования бытовых условий.

Обращение в органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства оказывают услуги по разрешению противоречий, сложившихся между родителями относительно вопросов, касающихся воспитания и образования детей. Также они разрешают вопросы о возможности общения ребенка с родственниками.

Каждый орган опеки и попечительства имеет регламент, определяющий порядок обращения граждан. В нем содержится информация относительно перечня необходимых для подачи заявления документов. Также документ определяет механизм принятия обращений, их рассмотрения и ответа.

Особо в регламенте оговаривается порядок проведения экспертизы жилищно-бытовых условий проживания ребенка.

Специалист ООП посещает место нахождения ребенка в четырнадцатидневный срок со дня принятия заявления для оценки условий проживания. Сотрудник оценивает степень обеспеченности средствами для удовлетворения основных нужд ребенка, состояние его здоровья, он визуально оценивает физразвитие и соответствие его возрасту. Также отслеживается есть ли следы физического насилия. Визуально оценивается степень гигиенического обслуживания, состояние гардероба, есть ли обувь по сезону.

Сотрудник проверяет, свободно ли ребенок общается с другими людьми, адаптирован ли он социально, может ли сам себя обслуживать. Также оценивается степень воспитания и образования: насколько ребенком освоены образовательные программы, удовлетворительна ли посещаемость занятий (включая дополнительные).

Также органы опеки и попечительства выясняют, соблюдается ли ребенком режим дня (когда он спит, принимает пищу, соответствует ли это возрасту), как проводит свободное время и отдыхает. Развитие и обучение личности ребенка также должно соответствовать уровню его возраста.

Специалист оценивает безопасность жизнедеятельности: охраняются ли острые предметы от доступа, закрыты ли электроприборы. Подвергаются анализу не только бытовая среда, но и психологическая: кто окружает ребенка в семье, удовлетворяются ли его эмоциональные потребности.

Специалист ООП изучает, из чего складываются доходы ребенка: из алиментов, пенсий, пособий, стипендий, иных выплат. Порядок их определения содержится в регламенте ООП. Хватает ли семье денежных средств для удовлетворения основных потребностей несовершеннолетнего (еда, игрушки, лекарства и др.)

Сотрудник беседует с ребенком, его родственниками, опрашивает соседей, изучает документы и результаты творчества ребенка. Оценивается поведение в быту всех членов семьи. На основе полученных сведений делается вывод о психологической обстановке в семье и отношениях.

При этом обязательно соблюдается тайна персональных данных семьи.

Читайте также:  Что делать, если не дает согласие совладелец недвижимости

В результате анализа условий проживания составляется соответствующий акт, устанавливающий степень пригодности жилищных условий для содержания ребенка, о воспитании которого возник спор у отца и матери. В нем фиксируются все выводы и использованные методы собирания информации.

Документ составляется в пределах трех дней после проведения обследования. Он должен быть подписан участвующими специалистами и утвержден главой муниципалитета в пределах двух дней после составления. Документ издается в трех экземплярах: один – для органа МСУ, второй – обратившемуся лицу, третий – другому родителю. ООП проводят такие мероприятия на основании обращения без обязательного разрешения, полученного в суде, и обязательно выдают экземпляр каждому родителю.

Споры, при разрешении которых должны присутствовать представители органов опеки и попечительства

ООП обязательно должны присутствовать при разбирательстве по спорам, рассматриваемым в суде и возникающим:

  • при определении места проживания ребенка, если мать проживает отдельно от отца;
  • в случае, если возникают трудности в воспитании ребенка у отца, который проживает отдельно,
  • если один из родственников (например, мать) препятствует общению отца с ребенком,
  • если ребенок незаконно удерживается у кого-то без решения суда, о его возврате родителю, опекуну, попечителю, приемному родителю,
  • если необходимо лишить отца или мать родительских прав и при их возобновлении,
  • если есть причины для ограничения родительских прав отца или матери, либо его отмены,
  • если гражданин хочет усыновить ребенка, или отменить усыновление.

При подаче иска об определении места проживания ребенка, родственники должны в первую очередь исходить из оценки интересов и желаний ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму. Оценить, лучше ли ему будет у отца или у матери. Одна из сторон может подать ходатайство для назначения экспертизы как доказательства своей позиции. Вопросы о назначении и взыскании алиментов не являются спорами о детях, так как здесь не разрешается их судьба.

При обращении в судебные инстанции и подавая ходатайство нужно соблюдать правила направления иска. Необходимо правильно определить подсудность (то есть к какому суду надлежит обращаться) и другие обязательные правила. Накал эмоций в ходе рассмотрения ходатайства о детях имеет место всегда. Несмотря на это, нужно собрать все доказательства для обоснования позиции по делу.

Источниками подтверждающих документов могут быть школа (детский сад), ходатайство о вызове свидетеля, ходатайство о назначении экспертизы. Этот вид разбирательств рассматривают только районные суды. При этом госпошлина не уплачивается.

ИНЮСТА

юридическая фирма

Практика по спорам с органами опеки и попечительcтва

Вы здесь

Теги статьи:

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 г. П-й районный суд г. Москвы в составе федерального судьи К-й Н.С., при секретаре К-й М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-____/2010 по заявлению Т. об оспаривании решения Муниципалитета внутри городского муниципального образования П-е в г. Москве Комиссия по охране прав детей, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет иска: Т.,

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что 15.06.10 г. он обратился с иском к Т. об определении места жительства сына Т.И. 1999 года рождения, поскольку соглашение о месте проживания ребенка с родителями достигнуто не было. Брак расторгнут, а спор об определении места жительства рассматривался П-м районным судом г. Москвы. 30.07.10 г. Т. обратилась с заявлением в отдел опеки и попечительства П-о района г. Москвы, в котором просила до вынесения решения судом определить место жительства ребенка с ней, 11.07.10 г. Комиссия по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве вынесла решение, по п. 2 которого рекомендует до вынесения решения судом определить место жительства Т.И. с его матерью Т.

15.09.10 г. заявитель обратился в Комиссию с заявлением об отмене указанного решения и просьбой определить место жительства ребенка с ним. Однако заявление рассмотрено не было, ответ на заявление не получен.

Заявитель полагает, что п. 2 принятого решения является незаконным, необоснованным и его нарушающим права и права и свободы его сына, просит суд признать его незаконным.

Определение места жительства относится только к компетенции суда. Комиссия по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве не наделена законом полномочиями по определению места жительства ребенка. Кроме того, решение не мотивировано, принято в отсутствие заявителя.

Заявитель, представитель заявителя Б.Р.А. в судебном заседании заявление поддержали, просили суд его удовлетворить. Дополнительно заявитель пояснил, что на основании данного решения ребенок был отобран матерью у него и оставлен ею проживать е ней. При этом Т. оставление ребенка с собой обосновывает данным решением, несмотря на то, что, как указано в решение носит рекомендательный характер.

Представитель Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве по доверенности в судебном заседании требования заявления не признала, пояснив, что Комиссия действовала в соответствии с Положением о Комиссии по охране прав детей в интересах несовершеннолетнего. Комиссия по охране прав детей не является органом исполнительной власти, а является общественной организацией, решение не носит обязательного характера. Представитель комиссии просила суд в удовлетворении заявления отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет иска Т. представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что решение принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа опеки и попечительства района «П-й» г. Москвы, права отца ребенка данным решением не затронуты.

Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, представителей. изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве от 11.08.10 г. было принято решение (л.д. 10):

“1. Провести обследование жилищно-бытовых условий жилой площади, где зарегистрирован несовершеннолетний, площади, где он в настоящее время проживает.

2. Рекомендовать, до вынесения судом решения определить место проживания несовершеннолетнего с матерью.

3. Решение комиссии носит рекомендательный характер и может быть обжаловано в судебном порядке.»

Как пояснила представитель Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве по доверенности, заседание комиссии проводилось в связи с рассмотрением заявления матери несовершеннолетнего Т., которая обратилась 30.07.10 г.

В своем заявлении Т. указала,что решить вопрос определения порядка воспитания ребенка в мирном порядке не удалось. Отец ребенка отказывался обсуждать любые изменения в жизни ребенка. При этом Т. подвергалась физическому воздействию со стороны заявителя, что привело к тому, что ребенок постоянно находился рядом с Т. для защиты от отца. На сына также оказывалось давление со стороны отца с целью настроить его против матери. Ребенок находится в стрессовой ситуации. Поскольку финансово Т. может обеспечить ребенка и занимается организацией его жизненного процесса, просила комиссию ходатайствовать в П-м районном суде г. Москвы определить место жительство ребенка с матерью до рассмотрения дела по существу и вступления его в законную силу.

Согласно объяснений представителя Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве была проведена беседа с несовершеннолетним, в процессе которой он выразил желание проживать с матерью. По итогам беседы в интересах несовершеннолетнего комиссия на заседании 11.08.10 г. приняла решение рекомендовать, до вынесения судом решения определить место проживания несовершеннолетнего с матерью. При этом представитель комиссии полагает, что порядок принятия решение и само решение полностью соответствует положению о Комиссии по охране прав детей, утвержденному Решением муниципальным собранием внутригородского муниципального образования в г. Москве № 37/5/266-МС от 21.09.06 г.

Суд, проверив доводы представителя Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве, находит их необоснованными.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти. орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии с п. 1 ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10,02.2009 г. № 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих” по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п.п. 1.1 – 1.3. положения о Комиссии по охране прав детей, утвержденному Решением муниципальным собранием внутригородского муниципального образования в г. Москве № 37/5/266-МС от 21.09.06 г., Комиссия по охране прав детей является коллегиальным органом с рекомендательный функциями. В своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральными законами и законами г. Москвы, распоряжениями руководителя муниципалитета, рекомендациями муниципального Собрания внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве. Комиссия образуется распоряжением руководителя муниципалитета.

Читайте также:  Кто должен делать капитальный ремонт в муниципальной квартире

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что решение Комиссии по охране прав детей может быть обжаловано в порядке г. 25 ГПК РФ, поскольку является коллегиальным органом, образуемым руководителя муниципалитета, имеющего свои функции и права.

В силу п. 2, 3 ст. 65 СК РФ все вопросы. касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Таким образом, в силу ст. 65 СК РФ, определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей разрешается судом. Комиссия по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве не наделена федеральным законом полномочиями в решении вопроса определения места жительства ребенка при раздельном проживании родителей.

Положение, на которое ссылается представитель Комиссии по охране прав детей, так же не наделяет комиссию данными полномочиями.

В силу п. 2.1 положения основными целями и задачами комиссии является, в том числе поддержка семьи и взаимодействие с ней в вопросах защиты прав и законных интересов.

В силу п. 3.4 положения комиссия в пределах своей компетенции, осуществляет контроль за соблюдением прав детей и подростков, условий их проживания, содержания, обучения, воспитания, лечения и отдыха.

В соответствии со ст. 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ним, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другими родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Согласно объяснений заявителя решение комиссии об определении места жительства сына используется его матерью, для оставления проживания ребенка с собой, несмотря на то, что определение места жительства ребенка в случае спора между родителями осуществляется только судом.

Суд, учитывая положения ст. 65 СК РФ, формулировку п. 2 решения, согласно которой рекомендовано «определить место проживания несовершеннолетнего с матерью”, приходит к выводу, что заявление о признании данного пункта решения незаконным обоснованно. Указанный пункт решения нарушает права заявителя, как родителя и является незаконным, поскольку принят с нарушением компетенции Комиссии по охране прав детей внутригородского муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ.

Признать незаконным пункт 2 решения Комиссии по охране прав детей Муниципалитета внутригородского муниципального образования П-е в г. Москве, согласно которому рекомендовано до вынесения судом решения определить место проживания несовершеннолетнего с матерью. Решение может быть обжаловано в Московской городской суд в течение 10 дней.

Споры с органами опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства Осуществляют деятельность по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей являются практически единственными органами, деятельность которых непосредственно связана с заботой о несовершеннолетних гражданах.

Им подвластны разрешение таких вопросов как: определение порядка воспитания ребенка, определение места жительства ребенка, усыновление, ограничение родительских прав и это не полный перечень того, что входит в полномочия данных органов.

Основная цель опеки и попечительства- обеспечение комфортной жизни ребенка. И поэтому, любые решения данного органа должны удовлетворять интересы, прежде всего, детей.

Но и органы опеки и попечительства не застрахованы от ошибок. Ведь в их деятельности крайне высок субъективный фактор. Очевидно, что инспектор будет исходить из лучших условий для самого ребенка. Однако один из родителей может лишь создать видимость таковых . И инспектор примет их за соответствующие действительности. В результате чего, ребенку может угрожать опасность. Можно ли оспорить действия/ решения органов опеки и попечительства? Как это сделать? На этот вопрос мы ответим в данной статье.

Данная статья носит сугубо информационный характер, не является прямым руководством к действию. Каждый случай требует тщательного изучения юристами-профессионалами.

Для более подробной консультации лучше обратиться к юристу.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Итак, как мы уже выяснили, органы опеки и попечительства обладают достаточно обширным спектром полномочий в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

И все проблемные вопросы как раз связаны с реализацией этих мер. Разберем на некоторых примерах.

Несовершеннолетнего безосновательно признают беспризорным. Такие ситуации возможны как при действительно сложных жизненных обстоятельствах (например, смерть родителей и невозможность бабушек и дедушек в короткий срок оформить опеку над ребенком ), так и при очевидной некомпетентности сотрудников (например, инспектор, намереваясь выполнить план работы на месяц, признал беспризорным ребенка, родители которого имеют низкий уровень дохода).

Незаконное изъятие детей. Такие случаи также не редки, особенно в ситуациях, когда инспектор за определенную плату пообещал передать ребенка из неблагополучной, по его мнению семьи, приемным родителям в кратчайший срок или когда ребенка фактически похищают у родственников (бабушек, дедушек) в отсутствие законных представителей.

Изъятие несовершеннолетних из семьи в отсутствие законных оснований. Как правило, такие истории связаны с коррумпированием инспекторов.

Незаконное ограничение доступа к ребенку родителей, не лишенных родительских прав.

Непредоставление родителям актов об обследовании жилищных услвоий ребенка, иных актов в нарушение положений Конституции РФ.

Все указанные случаи являются следствием как субъективных, так и объективных причин. В любом случае, порядок обжалования таких действий (бездействий) одинаков.

Иногда ситуацию можно урегулировать в досудебном порядке. Для этого необходимо обратиться к вышестоящему должностному лицу по отношению к тому инспектору, который вынес неправомерное решение, совершил неправомерное действие, бездействовал.

На случай получения неудовлетворительного результата, необходимо незамедлительно обратиться в суд с административным исковым заявлением.

Процессуальным законодательством РФ предусматриваются определенные требования к такому заявлению, ряд процессуальных сроков, которые нужно соблюсти. В целом же, процедура разбирательства по такому иску не представляет особых сложностей.

Безусловно, пострадавшее от действий (бездействий) органов опеки и попечительства лицо вправе самостоятельно выбрать способ защиты своих прав. Однако ситуации бывают достаточно сложные, требующие вмешательства представителей профессионального юридического сообщества, которые смогут помочь разобраться в сложных вопросах подобных споров и качественно выстроить правовую позицию.

Юридическое агентство «ДФ» 17 лет находится на рынке юридических услуг. Наши специалисты окажут профессиональное содействие при составлении искового заявления, подготовят все необходимые документы и доказательства, оценят риски и представят интересы клиента в суде.

Чтобы с нами связаться, звоните или записывайтесь на консультацию по телефону: + 363-03-98 .

Семейные споры: чем помогут органы опеки

Последнее время в средствах массовой информации очень часто стали упоминаться органы опеки и попечительства, как правило, в качестве участников неких семейных драм. Деятельность этой государственной службы очень многогранна. Остановлюсь на участии органа опеки и попечительства во всякого рода семейных спорах и конфликтах, в том числе рассматриваемых в судебных органах.

Зачем нужны органы опеки?

Прежде всего задачей органа опеки и попечительства является защита законных прав и интересов несовершеннолетнего ребенка. Именно ребенка, а не родителей, не иных родственников. И не всегда понимание интересов ребенка у специалистов органа опеки совпадает с мнением родителей или иных родственников.

Что может сделать орган опеки по вашему обращению?
Единого и полного перечня вопросов, отнесенных к компетенции органов опеки и попечительства, нет. И не только обычному человеку, но и специалисту порой бывает сложно понять, есть ли повод для обращения в орган опеки и обязан ли орган опеки принять меры по существу поданного обращения. Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда даже опытные адвокаты, не занимающиеся постоянно семейными спорами, совершенно ошибочно представляют себе функции органа опеки и попечительства.
Законодатель в различных ситуациях наделяет органы опеки совершенно различными полномочиями, начиная от простой профилактической беседой и заканчивая правом на незамедлительное отобрание ребенка. При этом далеко не всегда орган опеки и попечительства обладает правовым механизмом воздействия на нарушителя интересов ребенка.

«Понять и простить»
Родственники очень любят писать заявления об аморальном поведении матерей, о нарушении кем-то из родителей режима бодрствования и отдыха ребенка, и даже о постоянном курении родителей (родителя) в квартире при ребенке. У самого органа опеки и попечительства во всех подобных случаях нет правового механизма, чтобы повлиять на «нехорошего» родителя. Однако, поскольку закон определяет, что «органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» (статья 34 Гражданского кодекса Российской Федерации), и нет единого требования к тому, как этот самый «орган» должен выглядеть в действительности, то во многих регионах помимо специалистов-чиновников, непосредственно исполняющих функции органа опеки и попечительства, создаются и существуют различного рода общественные комиссии, состоящие, как правило из представителей различных служб и ведомств, так или иначе занимающихся работой с несовершеннолетними.

Именно эти комиссии на практике и рассматривают от имени органа опеки и попечительства те обращения, по которым требуется прежде всего профилактическая беседа, признание поведения «виновного» лица недопустимым и общественное порицание, с предупреждением, что дальше уже последуют более жесткие санкции.

Читайте также:  Оформление документов на ветхость жилья

Правового значения решение такой комиссии не имеет, но практика показывает, что, во-первых, это решение учитывается при последующем рассмотрении поведения «нехорошего» родителя или родственника всеми прочими органами, включая судебные. А во-вторых, это действительно имеет положительный эффект – порядка половины лиц, заслушанных на заседаниях таких комиссий, делают выводы и корректируют своё поведение. Зато другая половина граждан не реагирует ни на что, и история заканчивается лишением родительских прав.

От разговоров к делу
Законодательством предусмотрены категории спорных, конфликтных ситуаций, при рассмотрении которых требуется участие органа опеки и попечительства.

В Семейном кодексе Российской Федерации четко определены случаи, когда орган опеки и попечительства должен принять участие в разрешении спорной ситуации в семье. Так, при наличии разногласия между родителями в вопросах воспитания и образования детей, родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства (статья 65 СК РФ). При отсутствии согласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства (статья 58 СК РФ). Дедушки и бабушки, а также другие родственники могут защитить свое право на общение с ребенком путем обращения в орган опеки и попечительства, который вправе обязать родителей (родителя) не препятствовать такому общению (статья 67 СК РФ).
Отмечу, что у органа опеки и попечительства нет механизма принудительного исполнения своих решений. Поэтому если второй участник конфликта не согласен с решением органа опеки и не исполняет его (а в подавляющем большинстве случаев так и происходит), то остается только один путь – обращение в суд. Хотя сам факт обращения в орган опеки и принятое им решение, равно как факт неисполнения этого решения, всегда затем учитываются судами.

Встретимся в суде
Существуют категории судебных споров, в которых участие органа опеки и попечительства обязательно. Семейным кодексом прямо предусмотрено, что в случае, если один из родителей проживает отдельно, и между родителями существуют разногласия по вопросу осуществления отдельно проживающим родителем его родительских прав, спор разрешается судом с обязательным участием органа опеки и попечительства (статья 66 СК РФ).
Предусмотрено участие органа опеки и попечительства в рассмотрении судом дел о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, ограничении родительских прав. В этих случаях орган опеки и попечительства наделен правом самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском. Более того, в соответствии со статьей 77 СК РФ орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или иных лиц, при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего, и обязан в течение семи дней после отобрания обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав.
В том случае, когда орган опеки и попечительства участвует в судебном разбирательстве, он обязан представить суду устное или письменное (в зависимости от существа дела) мотивированное и обоснованное с правовой точки зрения заключение о том, следует ли удовлетворить заявленные исковые требования.

Также во многих случаях специалисты органа опеки должны выйти в адреса проживания истца и ответчика и составить акты обследования жилищно-бытовых условий, в которых отразить общие технические характеристики жилья, количество и состав проживающих, бытовое и санитарное состояние жилого помещения. Затем эти акты также предоставляются органом опеки в суд, который рассматривает их в качестве доказательств по делу.

Законом всё не предусмотреть

На практике помимо вышеперечисленных ситуаций орган опеки и попечительства привлекается к участию в судебном споре в случаях, если решением по такому делу могут быть затронуты права и интересы несовершеннолетнего ребенка. К такого рода спорам можно отнести случаи выселения семьи из занимаемого жилого помещения (за неуплату коммунальных платежей, в связи с утратой права собственности на данное жилое помещение, в связи с расселением жилого дома, признанного аварийным, и так далее), оспаривание сделки, где одним из собственников имущества является, или являлся несовершеннолетний (как правило это сделки купли-продажи недвижимости), споры о порядке пользования жилыми помещениями и ряд других.

При этом исчерпывающего перечня подобных случаев не существует, и суд в каждом конкретном случае решает вопрос о привлечении к участию в деле органа опеки и попечительства, непосредственно исходя из обстоятельств данного дела.

Верховный суд Российской Федерации, обобщая весьма разнообразную региональную судебную практику разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, отдельно затронул вопросы, связанные с участием органа опеки и попечительства в делах данной категории (Обзор утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года).

И что же нам делать?

В заключение дам совет. Обращайтесь в органы опеки попечительства, привлекайте их к участию в судебных спорах! Вы при этом ничего не теряете. Если затронутый вами вопрос не входит в компетенцию органа опеки – вам об этом сообщат. Если суд придет к выводу, что орган опеки не должен участвовать в вашем судебном споре – судья информирует вас об этом и объяснит почему. Но есть высокая вероятность того, что именно органы опеки и попечительства смогут вам помочь в разрешении вашей жизненной ситуации или склонить весы правосудия в вашу сторону.

Тяжбы с органами опеки и попечительства: юридическая помощь на всех этапах

Органы опеки РФ — один из основных институтов исполнительной власти в стране. При этом полномочия госорганизации достаточно обширны. К ним относят:

  • Учет всех несовершеннолетних детей-сирот в России и контроль над условиями их содержания/проживания (питание, обеспечение и пр.);
  • Размещение сирот в специализированных заведениях (интернаты, детские дома);
  • Создание и обновление баз данных по опекунам и потенциальным/действительным приемным родителям;
  • Контроль над образом жизни детей из явно неблагополучных семей;
  • Защита прав несовершеннолетних;
  • Полный контроль над активами и денежными средствами подопечных.

Таким образом, при сложных семейных разбирательствах заключение органа опеки для суда может сыграть решающую роль в пользу ответчика или истца.

Дело в том, что в судах РФ часто разбираются споры, возникшие между родителями/опекунами ребенка и между службами попечительства. Разбирательства эти довольно сложны с точки зрения психологического и морального контекста. Особенно страдают дети — фигуранты по делу. Чтобы максимально защитить интересы несовершеннолетнего и пройти разбирательство с минимальными потерями, нужно привлечь к делу опытного юриста.

Важно: в подобных судебных тяжбах органы попечительства и опеки выступают или как истец, или как ответчик.

Как действует ООиП в суде

В основном цель государственных служб — тотальный контроль над образом жизни и условиями содержания подопечного ребенка. Исходя из того, что все правоотношения в этой области регулируются исключительно ФЗ «Об опеке и попечительстве», представители службы могут судиться с представителями/родителями ребенка на предмет таких действий:

  • Выдача разрешений на любые сделки с имуществом подопечного;
  • Лишение родительских прав;
  • Претензии к условию содержания несовершеннолетнего опекунами;
  • Насилие над подопечным и пр.

В ходе судебного разбирательства крайне важно не допустить нарушения прав ребенка и обжаловать действия/бездействия представителей попечительских органов. В обратном порядке со службами опеки могут судиться и родители/опекуны несовершеннолетнего.

Важно: опекунство допустимо в РФ над ребенком до 14 лет. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет берутся на попечительство. Суд всегда учитывает пожелания маленького гражданина.

Основные положения попечительства и опекунства

Согласно законодательству РФ при установлении опеки или попечительства действуют такие правила:

  • Запрет на определение сестер и братьев в разные семьи. Исключением является ситуация, отвечающая соблюдению интересов детей;
  • Опекунами/попечителями в РФ могут быть только дееспособные, психически здоровые и совершеннолетние лица;
  • В качестве законных представителей ребенка могут выступать его кровные родственники;
  • При выборе кандидатуры суд обращает внимание на личные и нравственные характеристики будущего попечителя, уровень его дохода, отношения с подопечным и пр.

Права подопечного ребенка

Маленький гражданин, над которым установлена опека/попечительство, имеет такие права:

  • Проживание в семье опекунов;
  • Воспитание этими лицами;
  • Полное обеспечение за счет временных «родителей»;
  • Получение алиментов, пенсий, льгот на своё имя и пр.

Важно: родители несовершеннолетнего или другие лица, заменяющие их, теряют свои права с момента установления опеки над ребенком.

Здесь же стоит знать, что попечитель не имеет права ставить препятствия к общению подопечного с родственниками или родителями. За соблюдением всех прав ребенка следит орган опеки и попечительства.

Помощь юриста «Аудит ПРО» в тяжбе с органами опеки

Судебные разбирательства с «опекой» лучше проводить с помощью опытного юриста. Специалист грамотно и точно определит вид действий/бездействий представителей государственного органа и выстроит адекватную линию защиты клиента. Именно так работают юристы компании «Аудит ПРО» в Москве, области и в Зеленограде. На протяжении 23 лет мы отстаиваем интересы наших доверителей в разных инстанциях. При судебных тяжбах со службами опеки юристы компании обеспечивают клиенту ряд таких услуг:

  • Консультация по вопросам, касающимся работы органов попечительства;
  • Консультации по делу доверителя на всех этапах тяжбы;
  • Представление интересов клиента в суде и защита прав ребенка;
  • Инициирование экспертиз и исследований условий содержания подопечного с целью сбора доказательной базы в пользу доверителя;
  • Определение действительного материального и психического состояния опекуна/родителей и пр.

Нужно помнить, что представители государственной службы чаще работают, спустя рукава. Поэтому грамотная помощь юриста в сборе доказательств и опровержении решений органов опеки будет бесценна. Мы берем все заботы по судебному разбирательству в пользу клиента на себя. Ваши права под надежной защитой!

Ссылка на основную публикацию