Снятие земельного участка с кадастрового учета

Что такое снятие земельного участка с кадастрового учета, зачем оно нужно и как провести?

По закону вся земля на территории РФ должна быть поставлена на государственный кадастровый учёт, чтобы можно было проследить все изменения, которые проводятся с участком: размер территории, назначение земли и др. В статье рассказано, что нужно сделать, если требуется снять ЗУ с кадастрового учёта, какие бумаги для этого нужны и по какой причине в этой процедуре может быть отказано.

Что это такое?

Снятие с государственного кадастрового учёта – это процесс утраты участка правоспособности. После соответствующего решения ответственного органа, ЗУ больше не может функционировать в прежнем качестве – на нем нельзя осуществлять предпринимательскую деятельность и получать с него прибыль.

Эта процедура нужна для систематизации и упорядочивания всех ЗУ на территории России. Она производится, чтоб отразить новую информацию об участке и предоставить ее в Государственный кадастр недвижимости. А также снятию с учета подлежат временные земельные участки по прямому указанию законодательных органов.

Если ЗУ не снять с кадастрового учета и не пользоваться им по прямому назначению, то за него все равно нужно будет платить земельный налог.

Можно ли провести снятие ранее учтенного ЗУ?

Если участок ранее учтен в кадастровом реестре, его придется снимать с учета и регистрировать заново, в том случае, если с ним произошли какие-либо изменения:

  • расширение площади;
  • деление на несколько частей;
  • объединение нескольких ЗУ в один и т. д.

Иными словами, старую большую территорию придется «списать», а две новых поставить на учет.

Если при объединении или разделении земель не снять прежний надел с учета, то новые кусочки просто не получат кадастровых номеров, и любая деятельность на них будет незаконна.

Кто и на каком основании имеет право?

Обращаться в Росреестр с заявлением имеет право собственник ЗУ, арендатор или муниципальные органы, но сделать это только лишь по собственному желанию не выйдет. Круг оснований для этого достаточно четко очерчен, и без явной причины никто не будет снимать участок с учета. Таковых оснований несколько:

  • Участок имеет временный статус, то есть он собран из земель государственного или муниципального значения и на них нет зарегистрированных прав или обременений.
  • На такой «временный участок» не производилась регистрация вещных прав, и он находился в таком состоянии на протяжении пяти лет.
  • ЗУ поставили на учет более двух лет назад, но за прошедший срок пользователь никак не регистрировал их в качестве собственности или аренды.
  • Участок уже был зарегистрирован некоторое время назад, и снимается с учета из-за изменения характеристик: разделение, выделение доли, объединение или перераспределение частей надела.
  • Земли погибли в результате боевых действий, затопления, техногенной катастрофы, разлива рек и др.
  • По решению суда.

Особенности снятия по решению суда

Участок снимается с кадастрового учета по судебному постановлению, когда собственник желает отказаться от него по законным основаниям и если ЗУ долгое время не используется. Это необходимо владельцам, чтобы перестать впустую платить налог за землю, на которой в данный момент не проводится никаких работ.

Как провести процедуру?

Прежде чем начинать собирать документы, придется найти сведения об участке, которые подтвердят правомерность всех действий с ЗУ. Если участок реорганизуется, то потребуется произвести межевание, чтобы определить границы старого и вновь образованных наделов, а если снятие нужно по причине гибели земель, то придется пригласить кадастрового инженера, который установит факт того, что надел уничтожен, и составит соответствующий акт.

Если земли находятся в ведении муниципальных властей, то придется предъявить решение инженера им, и на его основании получить акт о признании земель негодными к использованию.

Процедура снятия ЗУ с учета проходит в несколько шагов.

Составление заявления

Если посещаете отделение Росреестра лично, то заявление нужно писать на типовом бланке, в который придется занести все сведения о ЗУ. В заявлении на определенных полях указывается:

  • Сведения о заявителе или его представителе: Ф. И. О., адрес, паспортные данные, СНИЛС.
  • Кадастровый номер ЗУ.
  • Причины снятия ЗУ с учета.
  • Контакты заявителя.
  • Перечень документации.
  • Подпись, дата.

Если отправляете бумаги по почте (о чем ниже), то заявление можно составить в свободной форме простой синей шариковой ручкой на обычном листе А4, соблюдая некоторые правила:

  1. В левой верхней части бумаги: сведения о регистрирующем органе, ниже паспортные данные о заявителе и кадастровый номер ЗУ.
  2. Заголовок – «Заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета».
  3. Основная часть: просьба снять ЗУ с учета и список законных оснований.
  4. Перечень прилагаемых документов.
  5. Подпись, дата.

Сбор документов

Пакет документов практически не различаются в зависимости от того, кто подает заявление: физическое или юридическое лицо.

Общий перечень бумаг будет таким:

  • Заявление на снятие ЗУ с кадастрового учета.
  • Оригинал паспорта заявителя.
  • Нотариально заверенная копия доверенности право представлять интересы организации (если заявитель – юридическое лицо).
  • Правоустанавливающий документ.
  • Свидетельство о праве собственности.Если выяснится, что в кадастре отсутствуют сведения об участке, то нужна будет копия бумаг на право собственности.
  • Акт кадастрового инженера о межевании, если проводилась реорганизация.
  • Административный акт (если требуется доказать гибель муниципальных земель).
  • Кадастровый паспорт ЗУ.

Список бумаг, перечисленный выше, является исчерпывающим. Требовать дополнительных свидетельств или документов ответственное лицо в Росреестре не может. Все возникающие противоречия — это межведомственный вопрос, к которому заявители отношения не имеют.

Оплата госпошлины

Госпошлина на снятие ЗУ с кадастрового учета не взимается, а все действия проходят бесплатно. Ни физические лица, ни представители организаций не должны платить деньги за эту услугу.

Подача

Снимать участок с учета в кадастре уполномочена Государственная регистрационная палата (Росреестр). Подойдет территориальный орган по месту регистрации ЗУ. Туда можно обратиться непосредственно, написав и подав заявление вместе со всеми требующимися документами, или же через представителя, который может представить нотариально заверенные доказательства, что он выражает чужие интересы.

Собственник должен явиться сам или его уполномоченное лицо. Родственники или близкие друзья не входят в круг представителей, если это надлежащим образом не оформлено.

Есть еще несколько альтернативных способов, если нет возможности посетить Росреестр лично:

  • Через почту заказным письмом с уведомлением о вручении. Обязательно составить опись всех приложенных документов.
  • Через МФЦ: весь необходимый пакет документов нужно передать оператору и обязательно взять расписку о том, что документы приняты ответственным лицом.
  • Зайти на официальный сайт Росреестра в раздел «Электронные услуги и сервисы» и подать заявление в электронном виде. Здесь дополнительно потребуется усиленная квалификационная подпись, чтобы документы приняли.

Рассмотрение

Когда ответственное лицо примет все необходимые бумаги, оно должно произвести первичную проверку документов. Если все верно, то заявителю отдадут расписку с указанием, что заявление принято, и вопрос будет рассмотрен в определенный срок.

Оператор будет вносить корректирующие или недостающие данные в базу Росреестра, если по каким-то причинам они там не содержались. Далее все документы будут проверены на подлинность, и если окажется, что что-то не соответствует действительности, на этом этапе может последовать отказ (см. ниже).

На всю процедуру с момента подачи заявления и до окончательного ответа должно пройти не менее 18 рабочих дней. После вынесут решение.

Последствия

В итоге решения может быть три:

  1. Снятие с кадастрового учета будет произведено.
  2. Кадастровый учет приостановят.
  3. В снятии ЗУ с кадастрового учета будет отказано.

Если решение окажется положительным, то через три дня все изменения касательного новых характеристик ЗУ внесут в Государственный кадастр недвижимости. Процедура будет проходить без участия заявителя, а только между ведомствами. Ему выдадут кадастровую выписку, где будет указана дата снятия ЗУ с учета. Больше никаких документов и дополнительных шагов не предусмотрено.

Если в заявлении будет отказано, то чтобы снова подать документы на снятие, владельцу придется исправить все ошибки и недочеты. На это ему дается три месяца.

Есть обязательное условие. Участок, который снят с кадастра, должен быть зарегистрирован, как новый объект недвижимости. «Выписывать» землю в никуда запрещено законом. Вместо него должна появиться новая территория с иным назначением, либо должен поменяться кадастровый номер после смены характеристик.

Основания для отказа

Есть несколько причин, по которым в снятии ЗУ с кадастрового учета могут отказать:

  • Документы не соответствуют официальным требованиям.
  • Лицо, которое обратилось в орган с заявлением, не имеет право представлять интересы организации.
  • Росреестр не уполномочен решать вопросы с этим объектом собственности.
  • ЗУ не может изменить свои характеристики.
  • Собственник не устранил все недочеты и нарушения на своем участке в течение положенных трех месяцев.

Если заявитель несогласен с решением Росреестра, то он имеет право обжаловать его в суде.

Проведение в судебном порядке

Иск рассмотрят только в случае, если нет других вариантов решить все вопросы с Росреестром, или если отказ нарушает права заявителя. По причине недостающей бумажки идти в суд точно не стоит. Бумагу лучше восстановить, но если это невозможно, а орган все равно отказывается удовлетворить требования, решить проблему могут только судебные органы. Все документы нужно нести в местное отделение районного суда по месту регистрации ЗУ.

Порядок действий таков:

  1. Пишем исковое заявление в установленной форме с четким и однозначным указанием обстоятельств снятия ЗУ с учета и неправомерности отказа в Росреестре.
  2. Платим госпошлину в 300 руб.
  3. Вместе с иском нужно предъявить весь пакет документов, который предъявляли в Росреестр, квитанцию об оплате госпошлины, а также решение органа с причиной отказа. Без последней бумаги иск суд не примет.
  4. Если делу дадут ход, то будет назначена конкретная дата судебного заседания.
  5. На нем нужно будет озвучить причины судебного иска и конкретные противоправные действия со стороны Росреестра перед судебной коллегией.
  6. Если суд удовлетворит претензии, он выдаст заявителю на руки выписку, которую потребуется предъявить в Росреестр для дальнейшей процедуры.
  7. В том случае, если решение будет отрицательным, есть возможность подать апелляцию в областной суд.

В заключение сделаем несколько выводов:

  • Снять участок с учета можно только в Росреестре по конкретным основаниям, без них ничего не получится.
  • Это применимо к частным владениям и к землям, находящимся в ведении муниципальных властей.
  • Прежде чем собирать документы, нужно провести межевание с участием кадастрового инженера.
  • Перечень документов установлен и его нельзя изменить по требованию отдельных лиц.
  • При отрицательном решении Росреестра, добиться соблюдения своих прав можно только в суде.

Как происходит снятие земельного участка с кадастрового учета в 2020 году

В Российской Федерации земля как объект недвижимости фиксируется в Государственном кадастре, где каждый надел имеет уникальный номер. Снятие земельного участка с кадастрового учета в 2020 году – это юридическое мероприятие, свидетельствующее о факте утраты правоспособности. Процедура осуществляется в государственной инстанции, курирующей кадастр. В результате удаляется вся информация о наделе, поставленном на учет, и он перестает функционировать в первоначальном качестве.

Что такое кадастровый учет земли

Постановка наделов на кадастровый учет предполагает процесс описания и выделения отличительных характеристик конкретного объекта. Регистрация участков производится в Едином государственном реестре земель. Запись об определенном объекте и его основных параметрах вносится в Единый реестр. Наделу присваивается номер, а его собственник получает земельный кадастровый паспорт.

В соответствии с законодательством, постановке на учет подлежат участки любого целевого назначения и формы собственности:

  • аграрные территории, образованные путем разделения или объединения нескольких полос земли, о каждой из которых собственник вносит информацию в кадастр и получает выписки;
  • земельные участки, принадлежащие лицу по праву владения, бессрочного владения, принятия наследства, договору найма.

Поставить аграрный надел на ГКУ имеет право собственник, арендатор или их доверенные лица.

Чтобы определить, можно ли снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок, нужно принять во внимание серьезность оснований, заявленных собственником или другим лицом, имеющим на это законное право.

Пройдите социологический опрос!

Процедура снятия земли с учета в госкадастре

Нюансы постановки и снятия с кадастрового учета регламентирует ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08. 2020 ) «О государственной регистрации недвижимости». Прежде чем подавать документы в официальный орган, необходимо выяснить, как снять с кадастрового учета земельный участок, чтобы не получить отказ.

Читайте также:  Работадатель заставляет подписать соглашение о неразглашении порочащей информации о заведении

В случаях, которые определены законом, процедура снятия с учета аграрного надела происходит следующим образом:

  1. Заинтересованное лицо обращается в регистрирующую инстанцию с заявлением и комплектом документов.
  2. Сотрудник регистрирует заявление.
  3. В течение определенного законом срока проводится проверка предоставленных сведений.
  4. Если информация достоверна, в течение 18 дней сотрудник Россреестра выдаст выписку, подтверждающую прекращение учета земли.

Основания для снятия земли с учета

К ним относится:

  • прекращение существования участка как единого целого в результате объединения нескольких в один или его раздела между наследниками или по другим причинам;
  • физическое уничтожение надела из-за природных бедствий, аварий на крупных предприятиях, экологических катастроф;

Существуют и фактические причины для прекращения регистрации — те, которые вызваны определенными событиями. Для их подтверждения собственник земли подает заявление в Росреестр и прилагает к нему соответствующие документы.

Какие документы потребуются для снятия с регистрации

Для того чтобы инициировать процедуру, соискатель должен предоставить ряд документов. В частности, в регистрационную инстанцию следует подать заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка, бланк которого имеет установленную законом форму. В нем нужно указать:

  • персональные данные заявителя;
  • присвоенный кадастровый номер;
  • предпочтительный способ получения выписки: на бумажном носителе, в электронном виде и так далее;
  • дату составления;
  • перечень документов, приложенных к заявлению.

В комплект документов входит:

Если в регистрирующую инстанцию обращается доверенное лицо владельца, дополнительно следует приложить:

  • заявление собственника со ссылкой на нормативно-правовой акт, передающий полномочия представителю;
  • нотариально заверенную доверенность;
  • документ, подтверждающий передачу прав представителю владельца участка.

Порядок снятия надела с кадастровой регистрации

Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета предполагает несколько способов подачи заявления и комплекта документов. Заинтересованное лицо может выбрать приоритетный вариант и воспользоваться им.

Заявление должно оформляться в местном отделении Росреестра по адресу, где располагается земельный участок.

По инициативе собственника можно не только прекратить регистрацию всего надела целиком, но и снять с кадастрового учета часть земельного участка.

Подача заявления и пакета документов

Заявление можно подать в Росреестр следующими способами:

  • посредством официального сайта Росреестра (раздел «Электронные услуги). При этом заявитель должен иметь зарегистрированную электронную подпись;
  • почтовым отправлением с описью вложения;
  • при личном посещении регистрирующего органа. При приеме документов сотрудник Росреестра на каждом из них проставляет дату. Заявителю выдается расписка установленной формы, в которой содержится перечень поданных бумаг, ФИО принявшего их сотрудника и день регистрации заявки.

Когда участок снимут с учета

Согласно регламенту, рассмотрение заявления и пакета документов длится 18 календарных дней. При положительном исходе в течение этого срока все сведения об участке будут исключены из Росреестра.

Срок увеличится на несколько дней, если в число документов будет входить акт обследования участка, ведь его может составить только кадастровый инженер.

Иные сроки у процедуры, проводимой по решению суда. На нее следует отвести около 2-3 месяцев, зато подается всего 2 документа: заявление и судебное решение с отметкой о вступлении в силу.

Отказ о снятии земли с регистрации

Иногда заявитель или его представитель получают отказ в снятии надела с учета. Если обращение в Росреестр имело неблагоприятные последствия, им должны вручить письменный ответ с указанием оснований для отклонения заявки.

Обычно это происходит, если:

  • имущество не состоит на учете в территориальном кадастровом органе;
  • процедуру инициирует лицо, не имеющее законных полномочий;
  • документация не подана надлежащим образом;
  • в течение 3 месяцев после подачи документов не устранены обнаруженные в них ошибки;
  • землю нельзя снять с учета по объективным причинам.

Обжалование отказа в суде

Снятие с кадастрового учета может осуществляться только двумя способами: по заявлению собственника или в судебном порядке. Получив письменный отказ в снятии надела с учета, заявитель вправе подать иск в суд и обжаловать подобные действия.

Истец обязан уплатить государственную пошлину и собрать дополнительные документы, которые в дальнейшем будут предоставлены в регистрирующий орган.

Иск рассматривается в течение 1 месяца, после чего происходит снятие земельного участка с кадастрового учета по решению суда. В этом случае собственник земли получит на руки постановление, на основании которого в течение 10 рабочих дней сведения о наделе будут удалены из кадастра.

Это касается объектов недвижимости, поставленных на учет более пяти лет назад, на которые так и не были официально определены права собственности.

Что такое временный статус земельного участка

Земельный участок, имеющий временный статус, обладает определенными особенностями. Он представляет собой территорию, которая уже поставлена на государственный кадастровый учет, но пока не производилась процедура регистрации какого-либо права на нее – собственности или аренды.

Хотя участок со статусом “временный” находится в пользовании конкретного гражданина, он по-прежнему не может считаться законной собственностью.

Одна из причин, по которым земельному наделу присваивается подобный статус, – отсутствие межевания. Зачастую это обусловлено высокой стоимостью процедуры, а также опасением возникновения споров относительно границ участков с соседями.

Статус временного снимается с земельного надела только после проведения межевания, установления и регистрации прав на него. Процедуру следует осуществить в определенные сроки, иначе участок перейдет в распоряжение государства или органов местного самоуправления.

Ознакомьтесь подробнее с тем, что значит “временный статус земельного участка” и по каким причинам он присваивается.

Выводы

Земельные участки в Российской Федерации подлежат обязательной кадастровой регистрации. В некоторых случаях возникает необходимость изъять из базы Росреестра сведения о конкретном наделе. Для этого у заявителя должны быть веские причины, подтвержденные документально. При наличии заявления и необходимого пакета документов на процедуру уйдет около 18 дней.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Многие думают, что снять участок с кадастрового учета может собственник, просто подав в кадастровую палату соответствующее заявление. А если собственника нет, то администрация муниципального образования.

Между тем это не так.
Существует исчерпывающий перечень ситуаций, прямо предусмотренных законом, когда участок с учета снять можно. В других случаях нельзя. Даже если сильно мешает.

Когда можно снять участок с кадастрового учета:

Ситуация №1

В случае преобразования участка (п. 33 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Преобразование земельного участка – это:

  • раздел и выдел участка;
  • объединение участков;
  • перераспределение участков.

Пример №1:

На кадастровом учете стоит участок с кадастровым номером 74:0101001:01 площадью 1000 кв.м. (исходный участок). Его делят на два участка с площадями, например, 400 кв.м. и 600 кв.м..

В этом случае в кадастре появляются вновь образованные участки с кадастровыми номерами, например, 74:0101001:02 и 74:0101001:03 , а исходный участок 74:0101001:01 снимается с учета.
Это значит, что кадастровые сведения об исходном участке никуда не исчезают, но приобретают архивный статус, а два вновь образованных на его месте участка имеют статус «актуальный».

Ситуация №2

В случае, когда участок был поставлен на кадастровый учет без одновременной регистрации права, и право впоследствии не было зарегистрировано в течение пяти лет (пункты 14,15 ст. 41 Закона №218-ФЗ).

Пример №2:

Собственник здания решил выкупить землю под своим зданием. Для этого требуемый участок необходимо было поставить на кадастровый учет.

Заявитель разработал схему нужного участка, местная администрация утвердила ее, кадастровый инженер сделал межевой план, и участок поставили на учет для дальнейшего оформления прав (порядок действий в этом случае можно посмотреть на другом моем сайте).

Но выкуп по какой-то причине сорвался (например, у заявителя кончились деньги или поменялись планы). Договор купли-продажи заключен не был. Право собственности зарегистрировано тоже не было.

Такой участок кадастровая палата должна снять с учета через пять лет по собственной инициативе.

Обратите внимание!

По ранее действовавшему закону (Федеральный закон №221-ФЗ) такие участки ставились на учет с временным статусом, и орган местного самоуправления имел право до регистрации прав заявителя снять такой участок с учета по своему заявлению в любой момент, а через пять лет они так же снимались с учета автоматически.

По новому Закону «О регистрации недвижимости» №218-ФЗ (действует с 01.01.2017) участки в таких ситуациях ставятся на учет сразу с актуальным статусом, и администрация снять их с учета не может. Однако через пять лет они с учета все равно снимаются.

Ситуация №3

Если участок был поставлен на учет с временным статусом, т.е. до 01.01.2017 (на основании закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастре…»), то временный статус такого участка перекочует в современный ЕГРН. Такой участок можно снять с учета по основаниями, предусмотренным для снятия с учета временных участков (п. 7 ст. 72 Закона №218-ФЗ).

Временные участки снимаются с учета:

а) По заявлению органа местного самоуправления или иного публичного собственника, если временный участок был образован из земель;

б) По заявлению собственника исходного участка, если временный участок был образован из земельного участка, имеющего собственника;

б) автоматически 01.03.2022.

Ситуация №4

Если участок имеет статус «ранее учтенный», был поставлен на учет до 01 марта 2008 года и право на него на настоящий момент не зарегистрировано (п. 3 ст. 70 Закона №218-ФЗ). Такие участки снимаются с учета автоматически. В этой норме речь идет фактически о брошенных участках, которые за 10 лет не нашли правообладателя.

Можно ли в других случаях снять земельный участок с кадастрового учета по решению суда?

Долгое время существовала практика снятия земельных участков с кадастрового учета по решению суда в результате судебной отмены документа, на основании которого участок был образован.

Например, если земельный участок был образован путем утверждения его схемы, то отмена постановления об утверждении схемы влекла снятие участка с кадастрового учета.

«…установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета в спорной по делу ситуации не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Отмена указанного ненормативного акта администрации не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков…».

В переводе на русский язык это означает:

1) Снимать участки с учета можно только по основаниям, прямо предусмотренным законом (см. выше); Аналогия закона не применяется.

2) Отмена постановления об образовании земельного участка (об утверждении схемы или проекта межевания) не является основанием для снятия участка с учета;

2) Без оснований, прямо предусмотренных законом, участок можно снять с учета только признав незаконными действия кадастровой палаты Росреестра по постановке участка на кадастровый учет. Для этого суд должен установить, что кадастровая палата при постановке участка на учет нарушила закон.

От себя могу добавить, что в результате принятия данного постановления Судебной Коллегии Верховного Суда снимать участки с учета через суд стало существенно сложнее.

Еще могу сказать, что постановление Судебной Коллегии не столь значимо, как постановление Президиума Верховного Суда. Применение судами данной позиции теоретически не считается обязательным, однако в действительности позиции Президиума и Коллегии чаще всего совпадают, и мнение Коллегии нежестоящий суд скорее всего учтет.

Если Вы не знаете, что делать конкретно в Вашей ситуации, возможно, я смогу Вам помочь.

Что я могу сделать:

  • Разобрать конкретную проблему и найти выход. Возможно в Вашем случае участок снимать с учета не нужно, а можно применить инструменты, связанные с изменением его границ. Если снятие с учета все-таки единственный путь – обосновать его максимально качественно.
  • Составить иск или жалобу в суд, если в Вашей ситуации это имеет смысл ;
  • Представлять ваши интересы в суде;
  • Если вы из другого региона или из небольшого города и не можете найти земельного юриста поближе – консультировать вас дистанционно по ходу судебного процесса.

Цены на мои услуги:

  • письменный разбор Вашей проблемы с направлением ответа на электронную почту — от 4000 руб. (в зависимости от сложности и объема разбираемой проблемы). В ответе обязательно содержатся ссылки на закон и судебную практику, однако “красивое оформление” не выполняется в целях удешевления работы. Подробнее здесь.
  • устная личная консультация в челябинском офисе без предварительного изучения Ваших документов — от 1000 руб.
  • подготовка иска, отзыва или другого документа в суд по земельному спору — от 12 000 руб. (подробнее здесь)
  • представительство в суде по земельному спору от 9000 руб. / 1 судебный день (подробнее здесь)

Я нахожусь в Челябинске, но работаю с клиентами по всей России через интернет.

Как со мной связаться:

Тел., WhatsApp: 8-908-080-00-35

e-mail: practica74@bk.ru

Еще есть группа ВКонтакте, администратором которой я являюсь. Виджет этой группы размещен в моем блоге.

Пожалуйста, пишите, я отвечу. Адрес офиса: г. Челябинск, ул.Доватора 48, каб. 416.

Один ответ на “Как снять земельный участок с кадастрового учета?”

Здравствуйте.На ранее учтенном участке в 2005 году учтен в 2008 году МКД (двухквартирный) , оба объекта без координат. При уточнении границ этого участка кад.инженер сказала, что дом на другом участке, убедила, что надо формировать новый участок для МКД. Администрация района постановлением утвердила схему расположения участка из земель не разграниченной госуд. собственности, кад инженер подготовила координаты трех смежных участков, в том числе нового и ранее учтенного но без координат МКД. О переносе дома с одного участка на новый речи не было. По межевому плану нового участка мы эти координаты Мировым соглашением утвердили в суде, при этом межевание было только нового участка. В межевом плане нового участка не было информации о МКД, координирование его не проводили.
Росреестр поставил на учет новый земельный участок с ВРИ для размещения малоэтажного дома, как в постановлении и самовольно без нашего ведома учел МКД на новом участке. Решения суда об изменении характеристик ранее учтенного участка с МКД не было. На данный момент в ЕГРН учтены по одному адресу два участка с МКД. Реконструкции МКД не было.
Ситуация неординарная. Просили администрацию отменить постановление, получили отказ. Из местного отделения Росреестра говорят, что все сделали на основании определения суда. А из областной архитектуры прислали , что ППЗ не были утверждены , следовательно в проект межевания территории изменения не вносились.
Правильным ли будет способом нашей защиты иск о признании действий Росреестра незаконным при постановке на кадучет нового участка и можно ли в этом иске просить признать действия МУП “Землемер” и администрации района незаконными?

Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Процедура снятия земельного участка с кадастрового учета

Все данные о земельных участках хранятся и регистрируются в Государственном кадастре, который является единой системой учета. При прохождении процедуры регистрации каждого объекта недвижимости, ему присваивается собственный уникальный кадастровый номер. Этот номер не повторяется на всей территории России и обладает идентификатором, определяющим его территориальную принадлежность.

Но не всегда существует необходимость именно постановки на учет земельных участков, бывают ситуации, когда нужно совершить их снятие с государственного учета. Снять с учета земельный участок требуется, например, в случае расширения границ владения землей или при разделении земельной собственности.

Для того чтобы произвести снятие границ земельного участка с кадастрового учета необходимо выполнить несколько шагов:

  • собрать пакет всех требуемых документов;
  • подать пакет документов на рассмотрение в кадастровый орган;
  • получить выписку о том, что участок земли в кадастре больше не числится.

Основания для снятия земельного участка с кадастрового учета

Снять участок земли с государственного учета можно только в случае отсутствия у него зарегистрированных прав. Если ограничения присутствуют, то процедура может быть осуществлена только после их устранения.

Осуществить процедуру можно, если:

  • сведения об участке земли имели временный характер;
  • земельный участок делится с последующим возникновением нескольких новых участков, которые имеют документы, подтверждающие их государственную регистрацию права;
  • со дня постановки на учет земельного участка (обладающего временным статусом) прошло 2 года, но регистрация вещного права так и не была проведена;
  • спустя 1 год со дня постановки участка земли (имеющего временный статус) на учет, не была проведена регистрация обременения вещного права.

Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета

Процесс снятия происходит в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ (далее по тексту просто Федеральный закон) с предоставлением заявления и всех сопутствующих документов.

Документы для снятия с кадастрового учета земельного участка

Чтобы снять участок земли с учета необходимо в кадастровый орган предоставить документы, следующего вида:

  • подлинник заявления о снятии с государственного учета участка земли;
  • документ, который устанавливает или удостоверяет право обладание заявителя на этот объект недвижимости;
  • документ, на основании которого было установлено или устанавливается вещное обременение в пользу заявителя;
  • при обращении представителя заявителя требуется документ (подлинник), который подтверждает полномочия заявителя на участок земли.

Представитель правообладателя, чтобы подтвердить свои полномочия должен располагать одним из следующих документов:

  • доверенность, выданная нотариусом;
  • акт об установлении соответствующих полномочий представителю правообладателя;
  • заявление с указанием номера и даты федерального закона, в соответствии с которым представитель наделяется соответствующими полномочиями.

Порядок предоставления документов

У правообладателя или его представителя существует несколько способов подачи заявления о снятие с кадастрового учета временного земельного участка: лично, в электронном виде или через услуги почтовой связи.

Личная подача заявления

Заявление обязано иметь подпись правообладателя или его уполномоченного представителя.

Кадастровый орган проставляет на заявлении и документах точное время их получения. Кроме того, заявлению присваивается регистрационный номер. Этот номер проставляется на всех сопутствующих заявлению документах вместе с датой регистрации.

При личной подаче заявления в государственный кадастр заявитель или его представитель на руки получает расписку, в которой указывается полный перечень принятых документов и дата их получения.

Подача заявления посредством почтовых услуг

В случае получения заявления и сопутствующего ему пакета документов по почте, кадастровый орган обязан отправить расписку в их получении на следующий рабочий день. Расписка включает в себя заверенную копию заявления и должна быть отправлена с уведомлением о вручении.

На оригинале полученного заявления кадастровый орган проставляется штамп «расписка получена», указывает дату получения и Ф.И.О. заявителя или его представителя.

Подача заявления на снятие в электронном виде

На веб-сайте Росреестра можно подать заявление и сопутствующие ему документы на снятие участка земли учета в кадастровой палате в электронном виде. Эта процедура осуществляется в разделе «Электронные услуги».Единственным ограничивающим условием для подачи этого заявление будет наличие ЭЦП у заявителя. Получить цифровую подпись можно на том же сайте следуя инструкциям.

Срок снятия с кадастрового учета земельного участка

Кадастровый орган обязан снять земельный участок с учета не позднее чем через 18 дней (календарных) со дня регистрации заявления от правообладателя.

Процедура снятия с учета преобразуемых объектов только на основании документов в порядке информационного обмена без заявления правообладателя осуществляется в трехдневный срок со времени поступления их в государственный кадастр.

Отказ о снятии участка земли с учета в государственном кадастре

Кадастровая палата может отказать заявителю в снятии с регистрационного учета участка земли. Отказ возможен в следующих случаях:

  • недвижимое имущество не является объектом собственности, кадастровый учет которого выполняется в соответствие с Федеральным законом;
  • подача заявления о снятии с государственного учета была осуществлена ненадлежащим лицом;
  • представленные документы своим содержанием или формой не соответствуют требованиям Федерального закона;
  • спустя 3 месяца после приостановки осуществления государственного учета,причины, которые послужили решением о ее возникновении, так и не были устранены;
  • участок земли не преобразуем и не подлежит снятию в соответствии Федеральному закону.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2019 N Д23и-30808

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” (далее – Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”) Единый государственный реестр земель (далее – ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 “Об утверждении документов государственного земельного кадастра” (далее – Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г. N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее – ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

Ведение раздела ГРЗ КР “Земельные участки” (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:

внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;

выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);

отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.

Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:

заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);

внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).

Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.

Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее – Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а с 1 января 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее – Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее – ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.

Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и соответственно документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее – земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.

Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН).

Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:

1) в отношении таких земельных участков, в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;

2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;

3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участков и соответственно наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):

в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;

в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.

Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета

Снятие с кадастрового учета земельного участка — это удаление всей информации о конкретном земельном участке, который был поставлен на учет. В Российской Федерации большинство объектов недвижимости, в том числе земля, были зафиксированы в Государственном кадастре. Каждый участок получает свой кадастровый номер. Он уникален и не повторяется нигде по всей территории России.

Общие сведения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В базе данных содержатся сведения о площади участка, его границах, адрес, категория земли, вид разрешенного использования, собственник и возможные ограничения. Без кадастрового учета невозможно зарегистрировать право собственности на землю. А значит — продать, обменять или подарить такой участок тоже нельзя.

Чтобы снять с учета земельный участок, нужны веские причины. Потому что Росреестр, где формируется база данных, не может просто так уничтожить сведения, необходимые с точки зрения российского законодательства.

Каждый гражданин может воспользоваться публичной кадастровой картой и узнать сведения о любом интересующем его участке. Для этого даже не нужно знать кадастрового номера. Такая открытость способствует защите от мошенничества в сфере недвижимости.

Снятие с кадастрового учета обязательно должно быть обосновано. Эти обоснования должны соответствовать законодательству и быть целесообразными. Только в этом случае Росреестр удалит из базы данных информацию об этом участке.

Законодательная база

Все основания для заявления в Росреестр должны быть обоснованы. Они делятся на две группы: фактические и те, которые установлены законодательством.

Основания для снятия с кадастрового учета согласно законодательству, указаны в следующих правовых актах:

  • Федеральный закон от 2007 года №221;
  • Федеральный закон №218 от 2015 года;
  • Гражданский кодекс РФ, статья 131.

Фактические причины — это те, которые обусловлены определенными событиями. Собственник или владелец подает заявление в Росреестр и прикладывает к нему подтверждающие документы.

Снятие с кадастрового учета земельного участка

Как снять с кадастрового учета земельный участок? Сделать это не так просто, как кажется. В постановке на учет принимают участие несколько структур, в том числе федеральная служба — Росреестр.

Все данные, которые кадастровый инженер передает в государственный кадастр, становятся через некоторое время достоянием всех граждан без исключения.

И просто так изменить данные или исключить их вовсе невозможно. Было бы наивным предполагать, что просто по просьбе собственника (а в большинстве случаев участок, поставленный на кадастровый учет, находится в собственности) можно изъять сведения, содержащиеся в базе данных.

Какой минимальный размер земельного участка под ИЖС? Смотрите тут.

Основания

Закон предусматривает несколько случаев, когда учтенный надел снимается с кадастрового учета.

Перечислим их:

  1. Утрата участка как единого целого. Он прекращает свое существование, потому что несколько участков (в том числе — указанный) объединяются в один. Есть еще причина: раздел между наследниками (или по другим причинам) одного участка на несколько.
  2. Новый надел обязательно ставится на кадастровый учет, ему присваивается новый уникальный номер. В регистрации вновь образованного участка есть свои нюансы. Они касаются процедуры межевания и уточнения границ участка.
  3. Физическое уничтожение участка из-за аварий на крупных предприятиях, экологических катастроф, природных бедствий.
  4. Сведения были внесены в Государственный кадастр временно.
  5. Регистрация участка земли была временной, по прошествии времени не была проведена регистрация права собственности.
  6. Судебное решение.

Таким образом, перечислены только такие обстоятельства, при которых использование участка стало невозможна.

Порядок оформления

В первую очередь для снятия с учета нужно составить заявление. Этот документ составляет и подает сам собственник, либо его представитель по доверенности. Заявление оформляется в местном отделении Росреестра, по адресу земельного участка.

Процедура снятия в кадастровом учете раньше проводилась в местном отделении государственного кадастра, сейчас — в Росреестре.

Еще один вариант — это многофункциональный центр (МФЦ). Центры больше подходят тем, кто может посещать учреждения только в нерабочее время.

У МФЦ обычно режим дня отличается от работы государственных учреждений. К тому же центры работают и в один из выходных.

Документы

В 2020 году нужны следующие документы для того, чтобы участок был снят с учета:

  • заявление о снятии с учета;
  • паспорт заявителя;
  • документы, которые подтверждают права заявителя на участок: Свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН;
  • правоустанавливающие документы;
  • квитанция об оплате госпошлины (около 2500 рублей);
  • акт обследования надела в том случае, когда причиной стал техногенная или природная катастрофа.

Сотрудник Росреестра забирает копии и оригиналы документов и ставит в известность относительно сроков процедуры.

Сроки

Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов длится по закону 18 календарных дней. Именно в течение этого времени при положительном результате все сведения об участке должны быть исключены из Росреестра.

Если в числе документов потребуется акт обследования участка, то нужно прибавить еще несколько дней, поскольку акт составляется только при участии кадастрового инженера.

Если процедура про водится по решению суда, то сроки здесь иные. Понадобится приблизительно 2-3 месяца, в зависимости от ситуации. Но в этом случае потребуется всего 2 документа: заявление и решение суда, где есть отметка о вступлении в силу.

Последствия

После снятия участка с учета он прекращает свое существование как единица недвижимости, которая стояла на учете в Росреестре. Таким образом, на этот участок нельзя оформить право собственности.

При регистрации участка обязательно требуются кадастровые документы и прохождение всей процедуры.

Следовательно, снятый с учета участок, невозможно будет продать, завещать или подарить. Для того, чтобы это сделать, нужно будет повторно пройти всю процедуру от начала до конца.

Поскольку вся информация была удалена, а значит — недействительна, владельцу придется заново приглашать кадастрового инженера, обмерять участок, уточнять его границы и сдавать документы в Росреестр.

Как определяется стоимость земельного участка? Информация здесь.

Как осуществляется регистрация нового дома на земельном участке? Подробности в этой статье.

Причины отказа

Для отказа есть несколько оснований:

  • Участок нельзя снять с кадастрового учета, поскольку это противоречит законодательству.
  • Заявление подается родственниками лица, которое имеет на это право. Снятие с учета — правовой акт, который изменяет статус участка и подавать заявление может только собственник участка. Если его интересы представляют родственники, то должна быть нотариально заверенная доверенность.
  • Участок никогда не состоял на кадастровом учете.
  • В документах есть ошибка или они неправильно оформлены.

Снятие надела с кадастрового учета возможно только по двум вариантам: подача заявления в Росреестр или через суд.

На видео о кадастровом учете

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читайте также:  Родственники оспорили завещание
Ссылка на основную публикацию