Снятие с учёта очередников

Снятие с учёта очередников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 17 июля 2013 г. по делу N 33-12873/2013 (ключевые темы: социальный наем – право на получение жилого помещения – снятие с учета – улучшение жилищных условий – учет нуждающихся в жилых помещениях)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 17 июля 2013 г. по делу N 33-12873/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Рыковой Г.М.,

судей Кучинского Е.Н., Хугаева А.Г.,

при секретаре Геворкян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 17 июля 2013 года апелляционную жалобу Горбаневой ФИО1на решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 марта 2013 года по делу по иску Горбаневой ФИО1к Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося, обязании восстановить на учет,

заслушав доклад судьи Кучинского Е.Н.,

объяснения Горбаневой О.Б. и ее представителя Долиной Л.В.,

Истица Горбанева О.Б. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Балашиха о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося и обязании восстановить на учет. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 24.11.1989г. решением исполкома Балашихинского горсовета N898/24 она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях при Администрации г.о.Балашиха. После обращения в 2011г. с целью узнать номер очереди истице стало известно, что Постановлением Администрации г.о.Балашиха от 29.06.2011г. N 591/4-ПА она с супругом и пятью детьми, трое из которых несовершеннолетние, была снята с учета на основании части 1(2) ст.56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Истица Горбанева О.Б. не согласна с Постановлением о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, просила его отменить, указывая, что данное постановление вынесено с применением законодательства, не действовавшего на момент постановки ее на учет; узнала она о постановлении спустя 1,5 года, и исключение ее из очереди является односторонним отказом Администрации г.о.Балашиха от исполнения своих обязательств, так как законных оснований для ее исключения из списка очередников на получение жилья не имелось.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 28.03.2013г. в удовлетворении исковых требований Горбаневой О.Б. было отказано.

Горбанева О.Б., не согласившись с указанным решением, подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение как незаконное.

Судебная коллегия, выслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Согласно п.9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Московской области, утвержденных Решением Президиума Московского областного совета народных депутатов 29.12.1984г. за N 1728/24, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв.м.

Судом установлено, что истица Горбанева О.Б. с супругом Горбаневым В.В. и двумя несовершеннолетними детьми была зарегистрирована и проживала в комнате площадью 11,9кв.м. коммунальной квартиры “данные изъяты”

Решением исполкома Балашихинского горсовета от 24.11.1989 г. истица была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях при Администрации г.о. Балашиха.

Решением райисполкома Балашихинского горсовета народных депутатов от 30.08.1991г. за N 777/21 Горбаневу В.В. как очереднику АКЗ на семью из 3-х человек (жена и двое несовершеннолетних детей) была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 63,9кв.м., жилой 38,3 кв.м. по адресу: “данные изъяты”что следует из ордера от 15.01.1992г. (л.д.37-38, 73).

После предоставления жилого помещения истица не была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. С 1991 по 2005г. истица родила еще трех детей.

Постановлением г.о. Балашиха от 01.03.2006 г. N 8/55 в г.Балашиха установлена учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 8 квадратных метров общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего. Норма предоставления установлена в размере от 14 до 18 квадратных метров общей площади на одного человека.

В настоящее время в квартире “данные изъяты”зарегистрировано 7 человек: истица с супругом и их дети: Горбанев В.В., 2008 года рождения; Горбанев Д.В.; Горбанев К.В., 2005 года рождения; Горбанева Е.В., 1998 года рождения; Горбанева М.В.

Из ответа Управления имущественных отношений Администрации г.о.Балашиха N3323/2 от 20.05.2011г., следует, что Администрация подтверждает, что истица с 1989г. стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и, на 01.04.2011г., ее очередь N252. Из ответа Администрации N7960/2 от 17.10.2012г. следует, что истица 24.11.1989г. принята на очередь в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с постановлением Администрации г.о.Балашиха N591/4-ПА от 29.06.2011г., истица на основании ч.1 (2) ст.56 ЖК РФ была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что с учетом площади квартиры 63,9 кв.м, в которой проживает истица, на каждого члена семьи приходиться по 9,1 кв.м., и пришел в выводу, что в настоящее время семья Горбаневых утратила основания нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, так как оно вынесено без учета ст.6 Закона Московской области “О порядке введения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма” от 30.11.2005г. N 7/160-П, согласно которой за гражданами, принятыми на учет до 01 марта 2005г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений судом признается несостоятельным, поскольку улучшение жилищных условий Горбаневой имело место до 01 марта 2005г.

Согласно п.2 ст.5 данного закона, решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, должно быть принято органом местного самоуправления, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения.

29.12.2004 г. ФЗ N 189 введен в действие Жилищный Кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ “О введении в действие ЖК РФ” граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилого помещения. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, положения ч. 2 ст. 6 ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ” не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Поскольку истица была принята на учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий в 1989г., то есть до 01 марта 2005 года, то причины изменения после указанной даты в законодательном порядке не могут служить основаниями для снятия ее с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что в соответствии с пп. 2 п. 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. То есть при снятии с учета принимается во внимание не учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма.

В силу специального закона, истице с семьей должно быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления 14 кв. м общей жилой площади на одного человека. В данном случае истица с семьей занимает жилое помещение меньшей площадью.

В соответствии с требованиями ст.13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Оспариваемое истцом постановление в части снятия Горбаневой О.Б. с учета не соответствует требованиям закона, нарушает права истицы, оно подлежит признанию недействительным в данной части, а истица восстановлению в очереди на улучшение жилищных условий с даты первоначальной постановки на очередь с 24.11.1989г.

Судебная коллегия считает, что улучшение жилищных условий истицы в 1992 году не может являться основанием к снятию истицы с семьей с учета нуждающихся в жилых помещениях в 2011 году, так как на момент снятия истицы с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, на каждого из проживающих в квартире лиц приходилась площадь жилого помещения менее нормы предоставления. В данном случае истица могла быть снята с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений при условии, что на каждого из проживающих в квартире лиц приходится более 14 метров общей площади жилого помещения.

Руководствуясь ст. 193 , 199 , 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Балашихинского городского суда Московской области от 28 марта 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым признать постановление Администрации г.о.Балашиха N591/4-ПА от 29.06.2011г. в части снятия Горбаневой ФИО1с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным. Восстановить Горбаневу ФИО1на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с момента первоначальной постановки на учет с 24.11.1989г.

Выгонять из очереди запрещается

Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.

Самые долгие очереди в нашей стране – это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года – на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников – тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.

Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.

Читайте также:  Как доказать незаконность строительства гаража на моей земле

Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди – настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.

Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.

В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.

Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно – распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.

Свой шаг чиновники женщине объяснили просто – девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.

С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно – бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.

Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.

Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.

Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.

Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.

Из этого Верховный суд сделал вывод – изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.

Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг. Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение. Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.

(Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.

Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы. Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания. В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.

Адвокат Астапов Максим Сергеевич

Адвокат в Москве

Когда снятие с учета на получение жилья незаконно. Из практики Верховного Суда

Статья 40 Конституции РФ, устанавливая конституционное право на жилище, развивается в конкретных правах граждан, в том числе в праве граждан требовать постановки на жилищный учет и защиты от произвольного снятия с жилищного учета.

В публикации рассмотрю один из наиболее частых случаев незаконного снятия граждан с жилищного учета.

Снятие с жилищного учета лиц, принятых на учет до 01 марта 2005 года по общим основаниям, по причине изменения имущественного положения.

Как упоминалось выше, статьей 40 Конституции провозглашено, что право на получение жилья из государственных и муниципальных жилищных фондов имеется у тех, кто в нем нуждается.

Действующий с 01 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ, устанавливая право российских граждан на получение жилья, вводит два критерия, при наличии которых можно быть принятым к жилищному учету:

  • Критерий обеспеченности жилым помещением, т.е. правом на получение бесплатного жилья от государства, во-первых, имеют те граждане, кто имеет обеспеченность жильем менее установленной (учетной) нормы площади жилого помещения (ст 52 ЖК РФ).
  • Критерий имущественного положения — это второй критерий, предполагающий, что получить жилье бесплатно могут те граждане, чье имущественное положение, не позволяет им приобрести жилое помещение за счет собственных средств – эта категория граждан называется малоимущими гражданами.

Для принятия на жилищный учет и для дальнейшего обеспечения жильем граждане должны отвечать сразу двум вышеуказанным критериям: иметь обеспеченность жильем менее учетной нормы и быть малоимущими.

Для применения имущественного критерия существуют случаи исключения: так отдельными законодательными актами для определенных категорий граждан установлено, что они имеют право встать на жилищный учет и без учета их имущественного положения. К таким категориям относятся, например, судьи, прокуроры, военнослужащие, ветераны Великой Отечественной Войны и некоторые другие категории граждан, в отношении которых есть такой специальный законодательный акт. Однако, для любых категорий граждан, претендующих на жилье от государства, и это без исключений, учитывается первый критерий — обеспеченность жилыми помещениями. Поскольку при принятии на учет таких специальных категорий граждан, принимаемых без учета их имущественного положения, изменение их имущественного положения для обеспечения жильем не касается, рассмотрим такое основание для снятие с жилищного учета в отношении тех, кто не является какой-то специальной категорией, или как называют этот порядок – «принятых на учет по общим основаниям».

Известно, что в нашей стране ждать получения жилья по очереди можно не то что годами, а десятилетиями. За это время граждане, принятые на учет покупают и продают имущество, меняют место работы – т.е. имущественное положение граждан может значительно меняться, в т.ч. улучшаться, причем значительно.

Ст. 56 Жилищного кодекса РФ предполагает, что те граждане, имущественное положение которых улучшилось, т.е. граждане перестали отвечать критериям малоимущих граждан, с жилищного учета должны быть сняты.

Поскольку законодательство о жилищном обеспечении предполагает постоянное обновление сведений об обеспеченности и нуждаемости граждан, состоящих на жилищном учете, те граждане, в отношении которых было зафиксировано такое улучшение материального положения, с жилищного учета исключаются. Право на получение жилья от государства они утрачивают.

Однако, социальные обязательства по обеспечению нуждающихся в жилье граждан государство приняло на себя до вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса РФ от 01.03.20005 г.

Ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР (ст. 28 – 49 ЖК РСФСР утв. ВС РСФСР 24.06.1983 года) также было предусмотрена обязанность государства обеспечить тех, кто нуждается жилыми помещениями. С принятием жилищного кодекса РФ от 01.03.2005 года законодатель, и далее сохраняя право граждан получить жилье от государства для тех, кто ранее был принят на жилищный учет, в Законе о введении в действие Жилищного кодекса РФ установил следующее правило:

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3,- 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Если внимательно прочитать и проанализировать указанную статью Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ и положения, перечисленных в этой статье пунктов ст. 56 Жилищного кодекса РФ оснований становится понятно, что такое основание как изменение имущественного положения тех, кто был принят ранее принятия Жилищного кодекса РФ, т.е. до 01.03.2015 г, не применяется.

Из этого Верховным судом Российской Федерации был сделан следующий вывод:

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Это в равной степени относится и к тем гражданам, имущественное положение которых изменилось, т.е. изменение имущественного положения граждан, вставших на жилищный учет до 01.03.2005 г., основанием для снятия с жилищного учета быть не может.

Снятие с жилищного учета

В 2004г поставлен на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях .В декабре 2013г снят с учета на основании как обеспеченного площадью жилого помещения по норме предоставления,установленной законодательством г Москвы. Проживаю в двухкомнатной коммунальной квартире занимаю комнату площадью 12,4 кв.м общая площадь квартиры 37,9кв.м моя доля 18,8кв.м. Проживаю в квартире с 1997г раньше дом был общежитием с 2013г социальное жилье. Могу ли я оспорить снятие с учета, когда меня ставили на учет в 2004г была другая норма учета в 2006г принят закон г Москвы №29 от 14.06.2006 по ней я уже не нуждающейся .

Ответы юристов ( 6 )

Вы вправе оспорить решение жилищной комиссии о снятии с учета в течение трех месяцев с момента ознакомления с таковым, в порядке статей 254-256 ГПК РФ.

При этом надо учитывать следующее:

Поскольку норма учета изменена, и Закон субъекта в этой части не оспорен, не отменен, действует, то жилищная комиссия будет доказывать именно в связи с этим правомерность снятия Вас с учета как нуждающегося (то есть не нуждающегося, согласно вновь введенных норм, как Вы указываете.

Если процедурные моменты гос.орган выполнил верно, то шансов выиграть такой суд у Вас немного. Расскажите подробнее о своих видах на доводы заявления об оспаривании (фактическую сторону приведите, в чем жилкомиссия не права).

Но такого рода процессы (особенно для Вашего региона) полезны, чиновники становятся более законопослушными.

Кроме того, по делам такой категории сокращенный срок судопроизводства, небольшой размер (200 руб.) государственной пошлины, бремя доказывания своей правоты возлагается законом на гос.орган.

Интересно в числе прочего и то, почему так поздно (спустя около 7 лет с момента принятия Закона субъекта) жил.комиссия приняла решение исключить Вас из списка очередников.

До 2013 г дом был общежитеем квартира без кухни и ванной только туалет и умывальник занимал комнату 14 кв.м в 2-я комната в квартире была 18 кв.м. 2008г был капремонт дома перепланировка квартиры комната 18кв.м стала комнатой 14.6 кв.м и кухней без окна появилась ванная .

Читайте также:  Благодарность за ответ об исправлении кадастровой ошибки

Обратной силы положения Закона субъекта иметь не могут в таком правовом вопросе, а если бы и был соответствующий пункт, придающий таким положениям обратную силу, он был бы юридически ничтожен, по основаниям статьи 54 Конституции России и профильных корреспондирующих норм.

К комментарию Яны Гостеевой от 22:16

В данном случае имеется в виду то, что в ЖК РФ изложено в статье 6.

  • 10,0 рейтинг
  • 12685 отзывов эксперт

Добрый вечер. А какая норма была, когда Вы вставали на учет?

15 кв.м жилой площади

15 кв.м жилой площади

Учетная или норма предоставления?

А у Вас семьи разные живут? Кто второй доле владеет?

Сосед по квартире живем по договору соцнайма оба.

Сосед по квартире живем по договору соцнайма оба.

Тогда у Вас коммуналка. А там 15 метров и тогда и сейчас. Странно, что Вас тогда поставили

Многоуважаемый, Денис Иванов… коллега…

Денис, ну прекращайте мудрить уже. Честное слово, ну не все же юристы. Изъясняйетсь понятней. Вы же не один

ЗАКОНГОРОДА МОСКВЫ
ОБ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76, от 08.12.2004 N 83)

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.5. Норма постановки на учет устанавливается в размере15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Тогда это было общежитие и комната 14кв.м

Тогда это было общежитие и комната 14кв.м

Не понятно. Уточните

В 2004 г это было общежитие и я занимал комнату 14кв.м в 2-х комнатной квартире.После перепланировки во время капремонта дома 2008г в той же квартире занимаю комнату 12.4кв.м было 14 кв.м общая площадь 18.8кв.м и на этом основании сняли с учета живу по договору соц найма.

К сожалению, если после 2006 года стало более 15 метров, то все законно

Жилая площадь 12.4кв.м общая 18.8кв.м

Сейчас учитывается не жилая а общая

ст.6 ЖК РФ, действие жилищного законодательства во времени.

Я лично не вижу перспектив, но если коллеги видят.

На учет Вы вставали на основании:

ЗАКОНГОРОДА МОСКВЫ
ОБ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

То есть у Вас было менее 15 метров

После перепланировки Вы потеряли право стоять на учете, так как:

ЗАКОНГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

То есть у Вас стало общей площади больше чем 15. Поэтому у Вас отпали основания для признания по метрам.

Александр! Оспорить решение комиссии Вы имеете право, но «Основы жилищной политики города Москвы» и положение « О порядке
улучшения жилищных условий граждан в городе Москве», на одного человека социальная норма предоставления жилого помещения в Москве составляет 18 кв. м общей площади.
При этом норма, связанная с постановкой на учет для улучшения жилищных
условий составляет уже 10 кв.м от общей площади на каждого из
проживающих членов семьи. В связи с этим, суд вряд ли удовлетворит Ваш иск, так как Ваша площадь 18, 8 кв. метров, она укладывается в норму…

Было 14 метров, сделали ремонт и перепланировку, получилось 18,8, наверное, к сожалению.

Жилая площадь 12.4кв.м общая 18.8кв.м

Здравствуйте, Александр! Согласно ч.2 ст.4 Закона г.Москвы №29 от 14.06.2006г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»,

Жители города Москвы, указанные в части 1 настоящей статьи, имевшие право
на жилищные льготы до вступления настоящего Закона в силу, сохраняют свое
право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если
они представили до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной
власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на
момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого
помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления
соответствующих льгот.

Согласно статьи 15, того же Закона:

Статья 15. Снятие жителей города Москвы с жилищного учета

1. Жители города Москвы снимаются с жилищного учета:

1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;

2) при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных
нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали
основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с
помощью города Москвы жилых помещений;

3) при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального
найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными
нуждающимися в жилых помещениях;

4) при перечислении в установленном порядке субсидии;
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

5) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы
сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных
заявителем документах;

6) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы
случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный
учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;

7) при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
личного заявления о снятии с жилищного учета или об отказе от улучшения
жилищных условий или предоставления жилого помещения в соответствии с частью 4
статьи 21 настоящего Закона;

8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.

2. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимают
уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем через
30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для
принятия данного решения.

3. О принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города
Москвы сообщают заявителю в письменной форме путем направления извещения по
почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.
Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее
чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные
органы исполнительной власти города Москвы.

4. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета может быть
обжаловано в установленном порядке в вышестоящих органах исполнительной власти
города Москвы либо в судебном порядке.

Снятие с учёта очередников

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как не относящиеся к малоимущим лица, принятые на учет до 1 марта 2005 года

” Обзор практики рассмотрения судами в 2013 – 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда”, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года:

6. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Б. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с апреля 2001 года, в мае 2014 года была снята с учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ .

Принимая решение об удовлетворении иска Б. к администрации муниципального района о признании незаконным снятия ее с учета нуждающихся в жилом помещении, районный суд правильно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ , а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, Б. как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ , либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено районным судом, основанием для снятия Б. с учета послужило то обстоятельство, что Б. не является малоимущей.

Между тем данное обстоятельство не могло служить основанием для снятия Б. с учета, поскольку жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 г., для получения гражданами жилого помещения по договору социального найма не требовалось признания граждан малоимущими.

Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР, которой был установлен перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не предусматривала возможности снятия граждан с учета в связи с утратой ими статуса малоимущих.

(По материалам судебной практики Саратовского областного суда)

См. другие разъяснения, содержащиеся в Обзоре ВС РФ :

Как восстановиться в очереди на улучшение жилищных условий

Многие граждане нашей страны нуждаются в улучшении жилищных условий. Для малообеспеченных семей это единственный выход из сложной жизненной ситуации. Они тратят уйму времени на сбор документов, общение с чиновниками и постановку на учет в качестве нуждающихся. Но однажды планы могут рухнуть – и виной тому снятие с очереди на жилье. Что делать в такой ситуации, куда обращаться? Юристов спрашивают, можно ли восстановиться на жилищном учете и получить желаемую квартиру?

Почти во всех случаях приходится оспаривать неправомерные решения государственных органов. Последние часто нарушают права граждан из-за искажения ситуации и вольной трактовки законов. Чтобы отстоять свои права нужно знать о причинах снятия с очереди, а также учитывать порядок восстановления законного права на жилье. О том, что делать – читайте нашу статью.

Какие основания для снятия с очереди?

Очередников ставят на жилищный учет на основании поданного ими заявления. Администрация внимательно изучает статус заявителя, его малообеспеченность, пожелания и прочие факторы.

Встав в очередь, гражданин может претендовать на социальное жилье, субсидии или частичное погашение ипотеки. Однако наравне с этим человека могут вычеркнуть из списка очередников – в силу ст. 56 ЖК РФ. Тогда он не сможет претендовать на вышеназванные льготы.

В каких случаях вас могут снять с жилищного учета:

  • Переезд в другой населенный пункт или страну. Исключением является смена места жительства в Москве, Питере, а с 2014 года и в Севастополе – городах федерального значения РФ.
  • Добровольное снятие с очереди на жилье. Достигается за счет подачи заявления органу, который ставил гражданина на учет. Написав заявление, человек сообщает о своем желании быть исключенным из списка нуждающихся в улучшении жилусловий.
  • Прекращение оснований для нуждаемости. Если семья улучшила жилищные условия, ей не положена помощь от государства. Примером может быть приобретение квартиры, наследство, дарственная, обмен и прочие сделки с пользу кандидатов.
  • Перечисление заявителю бюджетных средств. Речь идет о жилищном сертификате, субсидиях на погашение ипотечных займов, оплату строительства дома или капремонта в квартире. Получив субсидии, человек исключается из очереди на социальное жилье.
  • Предоставление земельного участка под ИЖС. Муниципальные власти могут выдать свободную землю под строительство дома. Впоследствии, участок можно приватизировать. Однако из очереди не могут исключить многодетную семью (критерий – 3-е и более детей).
  • Недействительные сведения при постановке на учет. Обнаружение фальсификации данных с целью встать на жилищный учет – это повод вычеркнуть соискателя из числа претендентов на жилье.
Читайте также:  Взыскание неустойки за пределами срока договора

Еще одним основанием можно считать увольнение с работы, если гражданин встал в очередь от предприятия/компании. Прекращение работы – повод исключить кандидата из списка очередников.

Также может быть и фактор ухудшения жилищно-бытовых условий – в силу ст. 53 ЖК РФ. Например, когда семья умышленно продает единственную квартиру, а затем встает на учет как нуждающаяся в социальном жилье. Но опять же, нужно смотреть на конкретную ситуацию. Скажем, отказ от наследства – это не повод считать, что человек намеренно ухудшил жилищные условия. При таком раскладе отказ властей уже незаконный.

Пример:

Феофанов женился на Зайцевой, которая до брака имела в собственности 2-комнатную квартиру. Семья Феофанова проживала в 1-комнатной квартире по договору социального найма. Поскольку жилплощадь не соответствовала учетной норме на человека, жильцы встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилусловий. Феофанов также вошел в число кандидатов. Однако вскоре из мэрии пришло извещение. Оказалось, что семью сняли с учета по причине улучшения жилищных условий. Чиновники посчитали, что квартира жены Феофанова должна быть учтена в уровне обеспеченности очередников. Однако власти не учли, что Зайцева не живет с семьей Феофанова. Супруги проживали отдельно от семьи, а значит в силу п. 1 ст. 69 ЖК РФ, имущество супруги не может учитываться на родных мужа. Более того, квартира Зайцевой – это ее личное имущество, и супруг на нее не претендует. Феофанов и его семья вправе подать иск и оспорить неправомерное решение жилищного органа. Условия их проживания не улучшились, а значит из очереди на жилье их исключить не могут.

И это лишь один из примеров. К сожалению, отказы чиновников встречаются в каждом регионе, особенно в Москве и области. Часто по надуманным поводам с целью сократить список очередников. Последние должны отстаивать и восстанавливать свои права, и желательно привлекать для этого юристов.

Восстановление в очереди на жилье

Об исключении из очереди на жилье заявителям должны сообщить. Такие действия поручены органу, который регистрировал семью на жилищном учете. Например, в Москве – это Департамент городского имущества (ДГИ).

Важное значение играет дата постановки на учет. Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года осуществляется не по всем основаниям ст. 56 ЖК РФ. Очередники этой даты претендуют только на социальное жилье – жилплощадь нельзя заменять субсидией. Денежную помощь получают те, кто встал на очередь с 2005 по 2017 год. Остальные отказы можно и нужно обжаловать.

Пошаговое руководство

Что делать тем, кого сняли с очереди на улучшение жилищных условий?

Этапы по восстановлению прав на жилучет:

  1. Получить уведомление об исключении из очереди на жилье. Обычно уведомления направляют почтой. Если заявитель подавал заявку через Госуслуги или электронную почту, извещение может прийти на e-mail (см. в настройках Личного кабинета). Для примера, военнослужащие могут отследить изменения по личному номеру в онлайн-сервисе на сайте Минобороны РФ.

  1. Определить причину снятия с очереди. Чиновники всегда указывают основание, а также пункт ст. 56 ЖК РФ. Исходя из этих данных можно выстраивать позицию защиты. Если основание неприменимо, а решение незаконное – обращайтесь с жалобой к начальству ДГИ или напрямую в суд.
  2. Написать жалобу вышестоящему руководству. Подав жалобу, вы будете иметь козырь для дальнейших разбирательств. Даже если высшее начальство ДГИ не удовлетворит вашу просьбу, отказ в восстановлении можно приобщить к судебному делу.
  3. Составить и подать иск. Административный иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика. Ответчиком будет тот орган, который снял вас с очереди на жилье. Наименование жилищного органа можно взять из уведомления в ваш адрес.
  4. Участие в судебных заседаниях и экспертизе. Рассмотрев исковое заявление и требования истца, суд приглашает стороны в зал заседаний. На повестку дня выносится текущий спор об исключении очередника из списка нуждающихся. При необходимости суд назначит повторное заседание, например – в случае проведения экспертизы или запроса дополнительных сведений.
  5. Получить выписку из судебного постановления. Копию можно взять у секретаря судебной канцелярии.
  6. Восстановиться в очереди на жилье или субсидии. Имея постановление суда, нужно вновь обратиться в департамент и написать заявление о восстановлении в очереди. Порядковый номер и дата заявителя сохранится. Вас не могут отбросить дальше прежнего срока, т.к. снятие с учета было признано неправомерным.

Образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий

Исковое заявление (жалоба) оформляется в соответствии со ст. 131—132 ГПК РФ. Истец должен указать все заслуживающие внимания факты.

Иск о восстановлении отражает следующую информацию:

  • наименование судебного органа, где рассматривается спор;
  • ФИО истца, адрес и контакты;
  • наименование ответчика – полное название жилищного органа, который принял решение снять истца с очереди на квартиру;
  • цена иска — как правило, 300 рублей;
  • название документа – по центру;
  • обстоятельства дела: данные об истце, его статусе, семье, имеющейся недвижимости, документах;
  • сведения о постановке на жилищный учет: на каких основаниях и когда;
  • дата и основание снятия с учета;
  • несогласие с решением ответчика: указать, почему не согласны, привести ссылки на статьи, реальные характеристики жилусловий, свою версию произошедшего и т.д.
  • просьба – рассмотреть иск по существу, восстановить в списках очередников, предоставить жилое помещение по договору соц найма;
  • приложения-документы;
  • дата подачи иска;
  • подпись истца + расшифровка.

Список документов

Не считая самого иска, заявитель должен предоставить документацию к рассмотрению судом. Документы нужны для подкрепления своей позиции вескими аргументами.

Список может быть следующим:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • копия паспорта;
  • доверенность – если судебные тяжбы доверены представителю исключенного из списков очередника;
  • документы на жилплощадь – о приобретении, о регистрации, о перепланировке и т.д.
  • выписка из домовой книги;
  • справки из соцзащиты, с места работы, учебы, службы, отбывания наказаний;
  • медицинские заключения, в том числе о повторном обследовании (например, если основанием для снятия с учета является отсутствие инвалидности);
  • копия жалобы в адрес жилищного департамента;
  • копия уведомления о снятии с очереди на жилье;
  • прочие документы.

Согласно правилам, документация на восстановление подается в виде копий. Исключение – для квитанций об оплате госпошлин за подачу иска (оригиналы). Однако на заседании нужно иметь при себе подлинники всех копий.

Сроки

Очереднику дается ровно 3 месяца с целью подачи жалобы на отказ государственного органа. Отсчет начинается с момента получения извещения. Старайтесь проверять место в очереди хотя бы раз в год. Случается, что соискателей исключают из списков, но уведомления до них не доходят.

После того, как истец подаст иск, начинается отсчет времени на его рассмотрение. Суд принимает решение в течение 5 рабочих дней. Далее, вас известят о возбуждении гражданского производства или о непринятии иска. Первые слушания будут назначены не ранее чем через 30 дней. За это время можно собрать доказательства и подготовиться к делу, например – привлечь юриста.

Судебная практика

Споры о восстановлении в очереди на жилье являются распространенными, но довольно сложными. Практика такова, что решение выносят с учетом обстоятельств – далеко не факт, что суд встанет на сторону истца, или, наоборот, согласится с позицией ответчика.

Трактовка зависит от конкретной ситуации:

  1. Основной критерий – статус малоимущего. Если семья увеличит доходы, получит имущество и улучшит условия своего проживания, суд не удовлетворит исковые требования.
  2. Если учетная норма на человека менее 10 кв. метров, но граждан все равно сняли с учета, суд отвергнет основания ответчика. Расчеты ведут от нормы предоставления, т.е. не менее 18 кв. метров.
  3. Отказ от наследства/дарения не входит в число оснований для исключения человека из очереди на жилье. Имущество может быть попросту невыгодным, например – совместно с долгами и кредитами умершего.
  4. Суд удовлетворит иск о восстановлении, если в качестве оснований для отказа было наличие садового дома. Дачи непригодны для постоянного проживания. Обычно в таких случаях назначают строительно-техническую экспертизу. Она установит, является ли садовый домик жильем или это нежилая постройка. Во втором случае решение ДГИ признается судом необоснованным.

Сложность дел о восстановлении статуса очередников в противоречивости доказательств. Чиновники могут сообщить вам об одном основании, а на деле исключат из очереди по другой причине. Опровергать подобные доводы крайне сложно. Но по факту можно ссылаться на ненадлежащее уведомление с причиной отказа.

Пример:

Пресненский районный суд г. Москвы рассматривал дело о снятии семья с жилучета.

Истцом являлась мать, которая в 1992 году вместе с тремя детьми была поставлена на учет как нуждающиеся в жилье. 7 января 2018 года им пришло извещение о том, что они исключены из списка очередников. По мнению Департамента, семья не испытывает нужды в улучшении жилищных условий. Якобы норма предоставления не нарушена. Семье принадлежат две квартиры – сестры и бабушки, однако указанные лица не стоят на жилучете. С доводами администрации истица на согласилась. Она сообщила, что указанные квартиры находятся в собственности родственников. Ни истица, ни ее дети не зарегистрированы в жилых помещениях, а также не проживают совместно с родственниками.

Суд внимательно изучил обстоятельства и счел решение ДГИ незаконным. Администрация не имела права снимать семью с учета, поскольку условия их проживания не улучшились. На долю каждого члена семьи приходится менее 10 кв. метров, в то время как норма предоставления жилья – 18 кв. метров. Квартиры третьих лиц не влияют на изменение жилусловий очередников. Суд постановил восстановить истицу и ее детей в списках нуждающихся в жилье.

Обжалование решений госорганов – непростой и длительный процесс. Когда снимают с учета, нужно подготовить возражения, учесть процессуальные сроки, форму жалоб и исковых заявлений, а также отстоять свою позицию в суде. Дело о восстановлении статуса не ограничивается знанием основ ЖК РФ. Региональные особенности и нормативы могут отличаться.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7(499)648-11-59
    • Санкт-Петербург и область – +7(812)655-72-96

Ссылка на основную публикацию