Снятие с очереди из-за превышения учетной нормы

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий в 2020 году

Основные причины снятия с очереди на улучшение жилища

Любой гражданин, получив статус нуждающегося в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), может встать на учет в целях улучшения жилья сообразно ст. 55 ЖК РФ.

Данное право сохраняется за ним, пока не наступит (и не будет выявлено) хотя бы одно из оснований, согласно которому его могут снять с очереди на улучшение жилища. Полный перечень таковых определен ст. 56 ЖК РФ.

Основные причины снятия с учета

(сообразно ст. 56 ЖК РФ)

Пояснения
По инициативе самого малообеспеченного лицаУчет очереди прекращается при подаче надлежащего заявления
При потере оснований, согласно которым малообеспеченный гражданин был поставлен на учетЧаще всего в этом качестве выступает потеря статуса малоимущего либо нуждающегося
Бюджетное субсидирование на покупку либо постройку жильяУчитываются средства бюджета, которые выданы нуждающемуся лицу для строительства (обретения) жилья от местных органов и госвласти
ПереселениеИсключение: смена места жительства в пределах федеральных городов (речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
Обретение земельного участка под строительство жильяУчитывают земли, полученные от государственной (местной) власти.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

К многодетным семьям это основание не относится

Ложные сведения, представленные при постановке на учетСюда же причисляют нарушения, незаконные действия должностных лиц, которые ставили на учет

При обнаружении перечисленных обстоятельств снятие с очереди производится в течение месяца. Принятое решение оформляется письменно, как извещение. В нем указывается основание снятия с учета и ссылка на статью закона.

Готовое извещение уполномоченный орган обязан донести до адресата на протяжении трех дней.

Обзор судебной практики

Нередко снятие с очереди на улучшение жилья производится по причине выявления ложных сведений, которые были представлены перед постановкой на учет. Чаще всего среди них оказываются искаженные сведения о состоянии здоровья, незаконно оформленная справка, удостоверяющая неимущее (малообеспеченное) положение заявителей.

По сути если размер заработка на одного человека превышает уровень, определенный для малообеспеченных, то финансовое положение семьи считается улучшенным (ст. 49 ЖК РФ). Тогда основание, сообразно которому ставили на очередь, утрачивается. Обозначенная норма распространяется на тех очередников, кто встал на учет после 1.03.2005.

К сведению, действиями, которые повлекли ухудшение жилищных условий, могут считаться:

  1. Изменение состава семьи, в том числе вследствие развода супругов.
  2. Заселение других лиц.
  3. Судебное отселение граждан по причине нарушения условий договора по пользованию жильем.
  4. Выделение доли собственниками и др.

Ухудшение условий проживания (уменьшение жилплощади) увязывается не со всеми действиями без исключения, а лишь с теми, которые стали причиной возникновения нуждаемости в жилых помещениях.

Вместе с этим, к примеру, заселение несовершеннолетнего к родителю, отказ одаряемого от дара, признание судом сделки с жильем недействительной и т. п. таковыми не являются. Следовательно, данные действия могут стать причиной для отказа в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилья.

Названые стандарты ЖК РФ касаются и молодых семей. Судебная практика показывает, что не является улучшением жилищных условий вступление в брак с гражданином — собственником квартиры, если вступающий в брак (не собственник) там не живет, не зарегистрирован, на улучшение жилища не рассчитывал.

При этом улучшение материального положения, покупка нового жилья, обмен имеющегося рассматриваются как автономное решение жилищного вопроса. Соответственно, по факту данные действия являются основанием для снятия молодой семьи с очереди.

Ошибочное суждение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий

Малоимущую семью при получении наследства с учета не снимают

СитуацияПравильное применение норм ЖК РФ к обозначенной ситуации
Семью могут снять с очереди на улучшение жилья, если хоть один из ее членов выпишетсяС очереди снимут только при условии, что после выписки члена семьи квадратные метры жилого помещения (из расчета на одного жильца) будут соответствовать норме
Если фактически принятое наследство (автомобиль, вещь, дом, иное) значительно улучшает материальное положение малоимущей семьи, то ее с очереди снимут
При оформлении ипотеки на строительство жилья семья, нуждающаяся в улучшении жилища, не теряет свой статус и очередьИпотека — государственная материальная поддержка.

Если нуждающаяся семья выбрала этот вариант помощи, то предыдущий (постановка на учет для улучшения условий проживания) исключается.

Т. е. семья автоматически снимается с очереди

Экспертное разъяснение к вопросу о мерах господдержки по части улучшения жилищных условий

К таковым относятся:

  1. Ряд региональных программ для молодых специалистов, граждан, нуждающихся в улучшении жилья, целью которых является исключительно решение жилищных проблем («Свой дом», « Меры соцподдержки молодых специалистов и др.).
  2. Предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям, в том числе под строительство жилья (ФЗ № 138 от 14.06.2011).

Подробно — в ответах на вопросы пользователей (Минстрой РФ, официальный сайт).

Пример 1. Прекращение учета по причине переселения в соседний регион

Малышевская В. Л. и члены ее семьи числятся в очереди на улучшение жилищных условий уже год. Вся семья собирается перебраться в скором времени в соседний регион к близким родственникам.

Сообразно ст. 56 ЖК РФ возникший претендент означает, что Малышевскую В. Л. вместе с семьей должны снять с очереди, т. к. речь идет о переселении именно в другой регион. Если бы они переселялись в пределах области, то очередь бы за ними сохранили.

Процедура прекращения учета требует написания соответствующего заявления и подачи его в орган, который ставил Малышевскую и ее семью на учет по улучшению жилищных условий. При составлении заявления может использоваться следующий формат обращения.

Пример 2. Прекращение учета по причине изменения численности семьи

В коммуналке (14 кв. м.) зарегистрированы двое: муж и жена. Оба состоят на учете по улучшению жилища. Комната, где они совместно проживают, делится между ними долями, т. е. каждому принадлежит по ½ доли. Супруги собираются зарегистрировать у себя в коммуналке своего совершеннолетнего ребенка.

Применительно к данной ситуации нормы ст. 55 и ст. 56 ЖК РФ устанавливают следующее:

  1. Ст. 55 гарантирует им право сохранения очереди.
  2. Ст. 56 свидетельствует о том, что изменение численности семьи не является основанием для прекращения учета.

Регистрация ребенка в коммуналке будет осуществляться после постановки на очередь. Следовательно, данный факт не может рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий.

Как показывает судебная практика, снятие с очереди производится, если граждане осознанно, целенаправленно ухудшили условия до постановки на учет в качестве нуждающихся (ст. 53 ЖК РФ).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Можно ли возобновить свою очередь на улучшение жилья после снятия с очередности и как?

Можно, если человека сняли с очереди с нарушением закона. Восстановлением занимается районный суд. Следует подать туда исковое требование, приложив к нему документы, доказывающие неправомерность действий ответчика. Делать это необходимо в первые три месяца после получения на руки извещения о снятии с учета.

Вопрос №2: Могут ли снять с учета при наличии дачи?

Могут, если специально созданная «оценочная» комиссия определит, что дом дачного типа пригоден для проживания, а именно:

  • строение зарегистрировано надлежащим образом, имеет адрес;
  • дом со всеми удобствами и необходимыми коммуникациями (есть водопровод, канализация, а не только печное отопление);
  • метраж помещений соответствует требуемым нормам;
  • наличествует соответствующая инфраструктура и др.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Основания снятия с очереди на улучшение жилищных условий.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории “малоимущие”.
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, “коммерческого” найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);
3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.
Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.
Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса).
Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.
По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
– разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
– выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
– ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
– по решению суда;
– в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Что делать если сняли с очереди на жилье

Низкий уровень жизни заставляет граждан РФ становиться в очередь на улучшение условий проживания. Люди собирают множество документов, тратят время на общение с чиновниками и постановку на учет. Но в определенный момент человек может узнать, что его сняли с очереди на жилье. В такой ситуации он теряется в догадках и считает, что все надежды разрушены.

Ниже рассмотрим, что делать в таких обстоятельствах, к кому обращаться за помощью, и во сколько обойдется услуга. Разберем примеры судебной практики, позволяющие разобраться в причинах и последствиях. Отметим, что почти во всех случаях вина лежит на государственных органах и их представителях, которые превышают полномочия и нарушают требования законодательства. Но обо всем подробнее.

Основания для снятия с очереди

Распространенный вопрос среди граждан РФ — могут ли снять с очереди на жилье. Теоретически это реально, но для этого должны быть веские причины. Выделим основные:

  1. Получение земли под строительство дома. По законам РФ многодетные семьи вправе рассчитывать на участок под ИЖС. В дальнейшем земля подлежит приватизации. Если у семейства три и более детей, муниципальные органы не имеют права снимать с очереди.
  2. Переезд в другой город или государство. Сюда не входит перемена места жительства в столице РФ или СПб, а с 2014-го и в Севастополе. Иными словами, на вопрос, могут ли снять с очереди на жилье при переезде из Москвы или других населенных объектов федерального уровня, ответ отрицательный.
  3. Добровольное желание. Претенденты на недвижимость вправе оформить заявление и попросить исключить из перечня претендентов. Документ должен составляться по всей форме и с указанием реквизитов заявителя.
  4. Получение денег из бюджета. Если вас сняли с очереди на жилье, проанализируйте последние поступления от государства. Получение жилищного сертификата, оформление субсидии при ипотеке, возведении дома или ремонте квартиры влечет за собой аннулирование права на новую недвижимость.
  5. Улучшение условий проживания. Если во время нахождения в очереди у семейства изменились обстоятельства в лучшую сторону, к примеру, имеет место увеличение общей площади жилого помещения, позиция в очереди аннулируется. Ее занимают другие люди, имеющие более серьезные проблемы с жильем.

Дополнительные ситуации

Существует еще ряд моментов, которые могут влиять на решение:

  1. Предоставление неправдивых сведений. Нередко бывают ситуации, когда человека сняли с очереди на получение жилья из-за указания некорректной информации. Уполномоченные органы проверяют заявителя и при выявлении обмана могут вычеркнуть его из списка.
  2. Увольнение с работы. Иногда уполномоченные органы снимают с очереди на арендное жилье, если предоставление льготы планировалось со стороны работодателя. Увольнение сотрудника дает право приостановить этот процесс.

Нередко семью удаляют из очереди на жилье из-за создания ситуации, позволяющей претендовать на недвижимость. Что это значит? К примеру, пара продает единственную недвижимость, прячет деньги «под подушку», а после этого становится в очередь для улучшения условий. Такие действия запрещены. Но здесь нужно разграничивать ситуацию с отказом от наследования, ведь при таких обстоятельствах удаление семьи из списка претендентов является незаконным.

Как восстановиться в очереди

В случае произвола нельзя находиться в стороне. Если власти сняли с очереди на жилье необоснованно, необходимо восстановиться в правах.

Что потребуется

Успех мероприятия зависит от наличия под рукой инструкции, необходимых документов и правильности оформления исков. Ниже рассмотрим основные вопросы более подробно.

Перечень документов

Для начала разберитесь, могут ли власти снять с очереди на жилье и получение квартиры, и в каких случаях. Если пояснение не соответствует ни одному из законных оснований, приступайте к сбору документов. В пакете должны быть следующие бумаги:

  • паспорт РФ (копия)
  • чек о выплате пошлины
  • бумаги на квартиру (покупка, регистрация, изменение планировки)
  • справка из домовой книжки
  • доверенность в случае привлечения третьего лица
  • бумаги из соцзащиты, от работодателя, ВУЗа, тюрьмы, армии и т. д.
  • жалоба, оформленная в жилищный департамент (копия)
  • справка о снятии с очереди на недвижимость (копия)
  • медзаключение из больницы, если человек — инвалид
  • иные бумаги

Если снимают с очереди на арендное жилье или квартиру, список документации может быть немного иным.

Образец иска

В ситуации, когда уполномоченные органы нарушили законодательство, к примеру, сироту сняли с очереди на жилье или многодетную семью, необходимо защищать интересы через суд. Для этого оформляется иск с учетом требований ГПК РФ (статей 131 и 132). В заявлении должна быть такие данные:

  • название суда, где ведется разбирательство
  • ФИО истца, контактные данные и адрес
  • данные по стороне-ответчику
  • стоимость заявления (чаще всего 300 р)
  • наименование документа (в центральной части)
  • описание ситуации, к примеру, арендное жилье снимают с очереди и т. д.
  • указание статуса семейства, причин удаления из списка, данные о жилье и другие сведения
  • несогласие с ситуацией и обоснование причин
  • статьи и ссылки на нормы законов, которые были нарушены
  • просьба к судебному органу рассмотреть заявление и восстановить в очереди

В конце указываются приложения-документы, прописывается день заполнения искового заявления, а также ставится подпись с ФИО заявителя.

Пошаговая инструкция

Гражданам, принятым на учет, а в дальнейшем удаленным из списка по надуманным основаниям, необходимо действовать с учетом обстоятельств. Общий алгоритм такой:

  1. Получите справку об удалении со списка претендентов на недвижимость. Такие сведения поступают по e-mail или обычной почтой. Первый вариант возможен при подаче заявки через Интернет. При отсутствии уведомления отправляйте в учетный орган для получения извещения. Орган учета граждан обязан выдать документ в течение десяти суток.
  2. Уточните причину удаления со списка. Как правило, в роли основания дается ссылка на ЖК РФ (статью 56). Уже на этом этапе можно судить о законности принятого решения и определиться с защитой интересов в суде.
  3. Пишите жалобу на имя непосредственного руководителя. Отрицательный ответ должен быть в письменном виде, что позволяет приложить его к исковому заявлению.
  4. Заполните иск и передайте его в районный орган с учетом места прописки ответчика.
  5. Участвуйте в заседаниях суда и экспертной оценке, если это требуется.
  6. Заберите выписку из решения судебного органа. Копию можно забрать у секретаря.

Приходите в уполномоченный орган, пишите заявление и требуйте восстановления в очереди. Прежний номер претендента должен сохраниться за человеком.

Сроки и стоимость восстановления

У людей, снимаемых квартиру и стоящих в очереди на арендное жилье, а также на улучшение условий проживания, имеется 90 дней для подачи жалобы. Отсчет начинается с момента удаления субъекта из списка претендентов. Во избежание неприятных ситуаций сохранение места необходимо проверять ежегодно. После подачи искового заявления у судебного органа имеется до пяти суток на рассмотрение, а первое заседание назначается в срок до месяца. Это время используется для сбора доказательств и привлечение юриста.

Стоимость восстановления зависит от привлечения к работе адвоката. Оплата пошлины составляет 300 р. Это обязательный платеж. Цена услуг юриста может составлять от 30-40 тысяч рублей и выше.

Примеры из судебной практики

При рассмотрении вопроса, могут ли снять с очереди на жилье, необходимо исходить из особенностей судебной практики. Суды ориентируются на следующие моменты:

  1. Отказ от наследования не является причиной для удаления из списка претендентов на жилье.
  2. Улучшение материального положения семьи может привести к отказу в рассмотрении иска.
  3. Если на одного человека приходится меньше 10 квадратов площади, суд пойдет навстречу заявителю.
  4. При снятии с учета из-за садового домика проводится экспертиза на факт пригодности объекта для проживания.

Рассмотрим пример. В одном из районов Москвы изучалась ситуация семьи, которую сняли с учета из-за отсутствия необходимости улучшения условий. Семья владеет двумя квартирами, которые принадлежат дедушке и брату. Но истец и дети не зарегистрированы в недвижимости и не живут в ней. При этом суд признал решение о снятии с очереди неправомерным.

Возможные проблемы и нюансы

Главные трудности возникают на этапе сбора документов и подготовки искового заявления. Истец должен понимать могут ли уполномоченные структуры снимать с очереди на жилье, и что делать, если они уже сняли (убрали вас из списка претендентов на жилье). Успех процесса зависит от доказательной базы и пакета бумаг, имеющихся в распоряжении. Чтобы избежать отказа, лучше привлечь юриста. Он поможет собрать бумаги о праве собственности, подготовить иск и подготовить доказательства против действий государственных структур.

Ответы на частые вопросы

В завершение приведем вопросы и ответы, касающиеся неправомерного снятия с очереди. Базовые моменты:

  1. Могут ли снять с очереди, если оформлена ипотека? Если причиной постановки на учет являлись плохие условия проживания, жилье не дадут.
  2. Могут ли власти снимать с очереди, если мне подарили землю за городом? Этот момент не является причиной для удаления из списка претендентов на имущество.
  3. Мы рассчитывали на недвижимость по программе Молодая семья, но спустя два года разорвали арендный договор и купили жилье. Снимут ли с учета? Да, в таких случаях в очередь будут включены люди, которые больше нуждаются в квартире.

Нередко возникают трудности, если человек арендует квартиру, а его снимают с очереди из-за наличия арендного жилья. Как правило, такие действия неправомерны. Существуют и другие вопросы, связанные с удалением из списка претендентов на жилье, но каждый вопрос решается индивидуально.

Вывод

Имея под рукой приведенную инструкцию, вы сможете защитить интересы и восстановиться в очереди. Это реально, если уполномоченные органы нарушили права и исключили из перечня незаконно. Чтобы повысить шансы на успех, лучше привлечь к работе квалифицированного юриста. Он помогает на всех этапах и озвучивает вероятность выигрыша уже на начальном этапе разбирательства.

Помощь юристов в случае снятия с очереди на жилье

Какие документы подготовить и нюансы при проверке критериев на получение жилья можно уточнить у наших дежурных юристов. Заполните форму ниже и получите бесплатную консультацию по интересующему Вас вопросу.

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «КМ Консалтинг» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся – супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Выгонять из очереди запрещается

Важное решение принял Верховный суд по поводу пресловутой жилищной очереди льготников. Оно вселяет большие надежды тем, кого чиновники пытаются исключить из числа ожидающих своей крыши над головой.

Самые долгие очереди в нашей стране – это очереди на получение квартиры. Ожидания государственной квартиры для наших граждан растянуты даже не на года – на десятилетия. Изменения, которые произошли в стране, серьезно сократили число очередников – тех, кто имеет право получить от государства жилье бесплатно. Но не уменьшили сроки, они по-прежнему огромны.

Сегодня по оценке экспертов в стране ожидают вожделенных квадратных метров более миллиона человек. В одних регионах очередь длиннее, в других короче, но она тянется годами для всех.

Для наших граждан, занесенных в подобные списки, потерять свое место в очереди – настоящая трагедия. Вердикт Верховного суда, который рассмотрел жалобу исключенной из списка очередников женщины, объяснил нижестоящим судам и чиновникам, кого нельзя лишать места в очереди.

Эта история про место в жилищной очереди началось с суда. Жительница столицы обратилась в районный суд с иском к префектуре Восточного округа Москвы. Женщина просила суд заставить чиновников восстановить ее учетное дело и вернуть ее в очередь на улучшение жилищных условий.

В этой очереди она с дочерью была поставлена решением местных властей еще в 1980 году. Москвичку и ее ребенка признали нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за того, что они вдвоем ютились в одной комнате двухкомнатной коммунальной квартиры, где условия, мягко говоря, плохие.

Пока для этой небольшой семьи тянулись десятилетия ожидания, девочка выросла, закончила школу, пошла работать и вышла замуж. Чиновники отреагировали на это радостное событие почти мгновенно и весьма своеобразно – распоряжением префекта семью тут же сняли с учета на улучшение жилищных условий.

Свой шаг чиновники женщине объяснили просто – девочка вышла замуж, а у ее молодого супруга есть трехкомнатная квартира, где он прописан вместе с родителями. Там, если судить по квадратным метрам, всем места хватит, включая молодую жену. Ну а очередница, которая теперь одна живет в комнате, рассчитывать на улучшение уже не может, так как с квадратными метрами у нее полный порядок.

С такими чиновничьими расчетами женщина не согласилась и пошла в районный суд. Но первый же судебный процесс для нее закончился неудачно – бывшая очередница проиграла чиновникам. Городской суд также встал на сторону префектуры.

Однако Верховный суд с такими вердиктами категорически не согласился. Итак, как же рассуждал Верховный суд? Суд установил, что молодой муж никогда не вселялся в комнату своей тещи и на ее жилье не претендовал. Он прописан в квартире родителей, которая, кстати, принадлежит им на правах собственности. Поэтому даже после брака он не приобрел никаких прав на комнату тещи.

Та же ситуация оказалась и у дочери очередницы. Она, как подчеркнул Верховный суд, в собственную квартиру родителей мужа не вселялась, право пользования чужими квадратными метрами не приобрела, а продолжала пользоваться жильем, нанимателем которого является ее мать.

Молодые, как подчеркнул суд, воспользовались своим законным правом выбора места жительства, что записано в Семейном кодексе, и каждый остался проживать по прежнему месту жительства.

Исходя из этого дочь истицы не стала членом семьи мужа, а ее муж не стал по закону членом семьи нанимателя комнаты в коммуналке.

Из этого Верховный суд сделал вывод – изменения жилищных условий, после того, как дочь нанимательницы вступила в брак, у москвички не произошло. Поэтому ее необоснованно сняли с жилищного учета.

Заканчивая анализировать это дело, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сделала еще один очень важный шаг. Она не стала, как делает обычно, отменять решения нижестоящих судов и просить их пересмотреть дело с учетом своих разъяснений. На этот раз Верховный суд сказал, что сам примет нужное решение. Он отменил вердикты районного и городского судов и принял новое решение, которым удовлетворил все заявленные москвичкой требования.

(Определение Судебной коллегии Верховного суда РФ N 5-В11-59)

Право на жилье гражданам РФ гарантирует 40-я статья Конституции России.

Обязательным условием получения права на бесплатную квартиру является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. По статье 51 Жилищного кодекса нуждающимися признаются граждане, вообще не имеющие жилья или обеспеченные общей площадью на одного человека менее учетной нормы. Также в числе нуждающихся оказываются те граждане, жилье которых признано не пригодным для проживания. В эту же категорию попадают и живущие в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание невозможно, и не имеющие иного жилого помещения.

Как восстановиться в очереди на улучшение жилищных условий

Многие граждане нашей страны нуждаются в улучшении жилищных условий. Для малообеспеченных семей это единственный выход из сложной жизненной ситуации. Они тратят уйму времени на сбор документов, общение с чиновниками и постановку на учет в качестве нуждающихся. Но однажды планы могут рухнуть – и виной тому снятие с очереди на жилье. Что делать в такой ситуации, куда обращаться? Юристов спрашивают, можно ли восстановиться на жилищном учете и получить желаемую квартиру?

Почти во всех случаях приходится оспаривать неправомерные решения государственных органов. Последние часто нарушают права граждан из-за искажения ситуации и вольной трактовки законов. Чтобы отстоять свои права нужно знать о причинах снятия с очереди, а также учитывать порядок восстановления законного права на жилье. О том, что делать – читайте нашу статью.

Какие основания для снятия с очереди?

Очередников ставят на жилищный учет на основании поданного ими заявления. Администрация внимательно изучает статус заявителя, его малообеспеченность, пожелания и прочие факторы.

Встав в очередь, гражданин может претендовать на социальное жилье, субсидии или частичное погашение ипотеки. Однако наравне с этим человека могут вычеркнуть из списка очередников – в силу ст. 56 ЖК РФ. Тогда он не сможет претендовать на вышеназванные льготы.

В каких случаях вас могут снять с жилищного учета:

  • Переезд в другой населенный пункт или страну. Исключением является смена места жительства в Москве, Питере, а с 2014 года и в Севастополе – городах федерального значения РФ.
  • Добровольное снятие с очереди на жилье. Достигается за счет подачи заявления органу, который ставил гражданина на учет. Написав заявление, человек сообщает о своем желании быть исключенным из списка нуждающихся в улучшении жилусловий.
  • Прекращение оснований для нуждаемости. Если семья улучшила жилищные условия, ей не положена помощь от государства. Примером может быть приобретение квартиры, наследство, дарственная, обмен и прочие сделки с пользу кандидатов.
  • Перечисление заявителю бюджетных средств. Речь идет о жилищном сертификате, субсидиях на погашение ипотечных займов, оплату строительства дома или капремонта в квартире. Получив субсидии, человек исключается из очереди на социальное жилье.
  • Предоставление земельного участка под ИЖС. Муниципальные власти могут выдать свободную землю под строительство дома. Впоследствии, участок можно приватизировать. Однако из очереди не могут исключить многодетную семью (критерий – 3-е и более детей).
  • Недействительные сведения при постановке на учет. Обнаружение фальсификации данных с целью встать на жилищный учет – это повод вычеркнуть соискателя из числа претендентов на жилье.

Еще одним основанием можно считать увольнение с работы, если гражданин встал в очередь от предприятия/компании. Прекращение работы – повод исключить кандидата из списка очередников.

Также может быть и фактор ухудшения жилищно-бытовых условий – в силу ст. 53 ЖК РФ. Например, когда семья умышленно продает единственную квартиру, а затем встает на учет как нуждающаяся в социальном жилье. Но опять же, нужно смотреть на конкретную ситуацию. Скажем, отказ от наследства – это не повод считать, что человек намеренно ухудшил жилищные условия. При таком раскладе отказ властей уже незаконный.

Пример:

Феофанов женился на Зайцевой, которая до брака имела в собственности 2-комнатную квартиру. Семья Феофанова проживала в 1-комнатной квартире по договору социального найма. Поскольку жилплощадь не соответствовала учетной норме на человека, жильцы встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилусловий. Феофанов также вошел в число кандидатов. Однако вскоре из мэрии пришло извещение. Оказалось, что семью сняли с учета по причине улучшения жилищных условий. Чиновники посчитали, что квартира жены Феофанова должна быть учтена в уровне обеспеченности очередников. Однако власти не учли, что Зайцева не живет с семьей Феофанова. Супруги проживали отдельно от семьи, а значит в силу п. 1 ст. 69 ЖК РФ, имущество супруги не может учитываться на родных мужа. Более того, квартира Зайцевой – это ее личное имущество, и супруг на нее не претендует. Феофанов и его семья вправе подать иск и оспорить неправомерное решение жилищного органа. Условия их проживания не улучшились, а значит из очереди на жилье их исключить не могут.

И это лишь один из примеров. К сожалению, отказы чиновников встречаются в каждом регионе, особенно в Москве и области. Часто по надуманным поводам с целью сократить список очередников. Последние должны отстаивать и восстанавливать свои права, и желательно привлекать для этого юристов.

Восстановление в очереди на жилье

Об исключении из очереди на жилье заявителям должны сообщить. Такие действия поручены органу, который регистрировал семью на жилищном учете. Например, в Москве – это Департамент городского имущества (ДГИ).

Важное значение играет дата постановки на учет. Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года осуществляется не по всем основаниям ст. 56 ЖК РФ. Очередники этой даты претендуют только на социальное жилье – жилплощадь нельзя заменять субсидией. Денежную помощь получают те, кто встал на очередь с 2005 по 2017 год. Остальные отказы можно и нужно обжаловать.

Пошаговое руководство

Что делать тем, кого сняли с очереди на улучшение жилищных условий?

Этапы по восстановлению прав на жилучет:

  1. Получить уведомление об исключении из очереди на жилье. Обычно уведомления направляют почтой. Если заявитель подавал заявку через Госуслуги или электронную почту, извещение может прийти на e-mail (см. в настройках Личного кабинета). Для примера, военнослужащие могут отследить изменения по личному номеру в онлайн-сервисе на сайте Минобороны РФ.

  1. Определить причину снятия с очереди. Чиновники всегда указывают основание, а также пункт ст. 56 ЖК РФ. Исходя из этих данных можно выстраивать позицию защиты. Если основание неприменимо, а решение незаконное – обращайтесь с жалобой к начальству ДГИ или напрямую в суд.
  2. Написать жалобу вышестоящему руководству. Подав жалобу, вы будете иметь козырь для дальнейших разбирательств. Даже если высшее начальство ДГИ не удовлетворит вашу просьбу, отказ в восстановлении можно приобщить к судебному делу.
  3. Составить и подать иск. Административный иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика. Ответчиком будет тот орган, который снял вас с очереди на жилье. Наименование жилищного органа можно взять из уведомления в ваш адрес.
  4. Участие в судебных заседаниях и экспертизе. Рассмотрев исковое заявление и требования истца, суд приглашает стороны в зал заседаний. На повестку дня выносится текущий спор об исключении очередника из списка нуждающихся. При необходимости суд назначит повторное заседание, например – в случае проведения экспертизы или запроса дополнительных сведений.
  5. Получить выписку из судебного постановления. Копию можно взять у секретаря судебной канцелярии.
  6. Восстановиться в очереди на жилье или субсидии. Имея постановление суда, нужно вновь обратиться в департамент и написать заявление о восстановлении в очереди. Порядковый номер и дата заявителя сохранится. Вас не могут отбросить дальше прежнего срока, т.к. снятие с учета было признано неправомерным.

Образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий

Исковое заявление (жалоба) оформляется в соответствии со ст. 131—132 ГПК РФ. Истец должен указать все заслуживающие внимания факты.

Иск о восстановлении отражает следующую информацию:

  • наименование судебного органа, где рассматривается спор;
  • ФИО истца, адрес и контакты;
  • наименование ответчика – полное название жилищного органа, который принял решение снять истца с очереди на квартиру;
  • цена иска — как правило, 300 рублей;
  • название документа – по центру;
  • обстоятельства дела: данные об истце, его статусе, семье, имеющейся недвижимости, документах;
  • сведения о постановке на жилищный учет: на каких основаниях и когда;
  • дата и основание снятия с учета;
  • несогласие с решением ответчика: указать, почему не согласны, привести ссылки на статьи, реальные характеристики жилусловий, свою версию произошедшего и т.д.
  • просьба – рассмотреть иск по существу, восстановить в списках очередников, предоставить жилое помещение по договору соц найма;
  • приложения-документы;
  • дата подачи иска;
  • подпись истца + расшифровка.

Список документов

Не считая самого иска, заявитель должен предоставить документацию к рассмотрению судом. Документы нужны для подкрепления своей позиции вескими аргументами.

Список может быть следующим:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • копия паспорта;
  • доверенность – если судебные тяжбы доверены представителю исключенного из списков очередника;
  • документы на жилплощадь – о приобретении, о регистрации, о перепланировке и т.д.
  • выписка из домовой книги;
  • справки из соцзащиты, с места работы, учебы, службы, отбывания наказаний;
  • медицинские заключения, в том числе о повторном обследовании (например, если основанием для снятия с учета является отсутствие инвалидности);
  • копия жалобы в адрес жилищного департамента;
  • копия уведомления о снятии с очереди на жилье;
  • прочие документы.

Согласно правилам, документация на восстановление подается в виде копий. Исключение – для квитанций об оплате госпошлин за подачу иска (оригиналы). Однако на заседании нужно иметь при себе подлинники всех копий.

Сроки

Очереднику дается ровно 3 месяца с целью подачи жалобы на отказ государственного органа. Отсчет начинается с момента получения извещения. Старайтесь проверять место в очереди хотя бы раз в год. Случается, что соискателей исключают из списков, но уведомления до них не доходят.

После того, как истец подаст иск, начинается отсчет времени на его рассмотрение. Суд принимает решение в течение 5 рабочих дней. Далее, вас известят о возбуждении гражданского производства или о непринятии иска. Первые слушания будут назначены не ранее чем через 30 дней. За это время можно собрать доказательства и подготовиться к делу, например – привлечь юриста.

Судебная практика

Споры о восстановлении в очереди на жилье являются распространенными, но довольно сложными. Практика такова, что решение выносят с учетом обстоятельств – далеко не факт, что суд встанет на сторону истца, или, наоборот, согласится с позицией ответчика.

Трактовка зависит от конкретной ситуации:

  1. Основной критерий – статус малоимущего. Если семья увеличит доходы, получит имущество и улучшит условия своего проживания, суд не удовлетворит исковые требования.
  2. Если учетная норма на человека менее 10 кв. метров, но граждан все равно сняли с учета, суд отвергнет основания ответчика. Расчеты ведут от нормы предоставления, т.е. не менее 18 кв. метров.
  3. Отказ от наследства/дарения не входит в число оснований для исключения человека из очереди на жилье. Имущество может быть попросту невыгодным, например – совместно с долгами и кредитами умершего.
  4. Суд удовлетворит иск о восстановлении, если в качестве оснований для отказа было наличие садового дома. Дачи непригодны для постоянного проживания. Обычно в таких случаях назначают строительно-техническую экспертизу. Она установит, является ли садовый домик жильем или это нежилая постройка. Во втором случае решение ДГИ признается судом необоснованным.

Сложность дел о восстановлении статуса очередников в противоречивости доказательств. Чиновники могут сообщить вам об одном основании, а на деле исключат из очереди по другой причине. Опровергать подобные доводы крайне сложно. Но по факту можно ссылаться на ненадлежащее уведомление с причиной отказа.

Пример:

Пресненский районный суд г. Москвы рассматривал дело о снятии семья с жилучета.

Истцом являлась мать, которая в 1992 году вместе с тремя детьми была поставлена на учет как нуждающиеся в жилье. 7 января 2018 года им пришло извещение о том, что они исключены из списка очередников. По мнению Департамента, семья не испытывает нужды в улучшении жилищных условий. Якобы норма предоставления не нарушена. Семье принадлежат две квартиры – сестры и бабушки, однако указанные лица не стоят на жилучете. С доводами администрации истица на согласилась. Она сообщила, что указанные квартиры находятся в собственности родственников. Ни истица, ни ее дети не зарегистрированы в жилых помещениях, а также не проживают совместно с родственниками.

Суд внимательно изучил обстоятельства и счел решение ДГИ незаконным. Администрация не имела права снимать семью с учета, поскольку условия их проживания не улучшились. На долю каждого члена семьи приходится менее 10 кв. метров, в то время как норма предоставления жилья – 18 кв. метров. Квартиры третьих лиц не влияют на изменение жилусловий очередников. Суд постановил восстановить истицу и ее детей в списках нуждающихся в жилье.

Обжалование решений госорганов – непростой и длительный процесс. Когда снимают с учета, нужно подготовить возражения, учесть процессуальные сроки, форму жалоб и исковых заявлений, а также отстоять свою позицию в суде. Дело о восстановлении статуса не ограничивается знанием основ ЖК РФ. Региональные особенности и нормативы могут отличаться.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7(499)648-11-59
    • Санкт-Петербург и область – +7(812)655-72-96

Читайте также:  Выселение из коридорной коммуналки
Ссылка на основную публикацию