Снос и переселение из фенольного жилья

Порядок расселения и предоставления жилья жителям при сносе многоквартирного или частного дома в 2020 году

Жилой фонд страны постоянно обновляется, а потому снос частного дома или городской многоэтажки – не редкость. Порядок выселения из ветхого здания одинаков и для собственников квартир, и для граждан, получивших квадратные метры по договору социального найма. Порядок предоставления новой недвижимости, соответствующей современным стандартам качества и комфорта, прописывается на региональном и местном уровне.

Основания для сноса жилого дома

Согласно положениям действующего законодательства, снести дом можно по двум причинам:

  1. Здание призвано аварийным, непригодным для проживания.
  2. Участок, где располагается городская многоэтажка, необходим для общественно значимых нужд, признаваемых федеральными или региональными властями.

Существуют следующие основания, по которым здание признают аварийным:

  • оно находится на территории, подверженной природным (например, ежесезонное подтопление) или техногенным катаклизмам;
  • здание полностью или частично разрушено из-за природного бедствия, находится в нем опасно для жизни квартировладельцев;
  • несущие конструкции, крыша или фундамент постройки пришли в негодность, начался процесс их разрушения;
  • дом располагается в зоне действия факторов, неблагоприятных для здоровья человека (постоянный шум, электромагнитное излучение и т.д.).

Закон гласит, что заключение о сносе ветхого жилья (или реновации) принимается экспертами по результатам осмотра здания. Инициировать процедуру могут сами квартировладельцы, написав в городскую администрацию жалобу на ухудшение условий проживания в здании.

Ни федеральные власти, ни муниципалитет не вправе снести здание без оснований. Действующий порядок предполагает, что должно быть заключение комиссии о ветхости постройки или проект по возведению на земельном участке общественно значимых объектов (трубопровод, трасса и т.д.). Не имеет значения, находятся ли жилплощадь в здании в собственности или социальном найме.

Ст. 32 ЖК РФ гласит, что власти, принявшие решение о сносе ветхого жилья, обязаны предоставить владельцам квартир денежную компенсацию или другую квартиру. О планируемом переселении их уведомляют заранее в письменном виде.

Порядок предоставления нового жилья взамен снесенного

Граждан, чей дом планируется снести, в первую очередь интересует вопрос, какую квартиру дадут при сносе дома, если квартира приватизирована. Главное опасение – получить жилье, которое по площади, расположению и другим характеристикам не ответствует утраченному.

Расселение проживающих производится в:

  • Квартиры, соответствующие по метражу тем, что принадлежали гражданам ранее. Если жилье находится в собственности человека, ему дадут аналогичный по площади вариант, если квартира не приватизирована – помещение из расчета 18 м кв. на каждого прописанного.
  • Жилье, расположенное в том же муниципальном образовании. Установившиеся правила и законы не обязывают властей рассматривать просьбы квартировладельцев, желающих переехать в другую местность.
  • Жилая площадь, полностью пригодная для комфортной жизни. Если дом сносят, гражданам положено жилье со всеми коммуникациями (водопровод, подведенное электричество, газ и т.д.).
  • Квартира, на 100% отвечающая требованиям действующих СанПинов.

Граждане, которые лишаются жилья при сносе, вправе претендовать на квартиру аналогичной площади, но нигде в законе не говорится, что в ней должно быть столько же комнат, сколько и в ставшем непригодным для жизни помещении. Это правило не касается тех, кому принадлежали комнаты в коммуналке: им обязаны выделить ровно столько же, сколькими они располагали в ветхом доме.

В ЖК РСФСР, который действовал до 2005 года, указывалось, что в случае переезда из ветхого дома гражданам должны выделять квартиры с учетом состава семьи. Было недопустимо, чтобы в одной комнате проживали разнополые люди старше 9-ти лет, не состоящие в законном браке. Принимались в расчет дополнительные обстоятельства: состояние здоровья жильцов и иные, заслуживающие внимания моменты.

В современном ЖК РФ все перечисленные положения отсутствуют, но это не запрещает органам региональной власти издать собственные законы, содержащие положения, защищающие интересы жильцов и нанимателей.

Денежное возмещение при демонтаже дома

В ст. 32 ЖК РФ указывается, что власти, принявшие решение о сносе дома, не вправе выселить людей «в никуда». Если гражданину принадлежит приватизированная квартира в доме под снос, ему не о чем волноваться: взамен утраченного жилья ему предоставят новое или выплатят денежную компенсацию.

Второй вариант кажется многим жильцам ветхих домов привлекательнее первого. Сумма денежного возмещения определяется добровольным соглашением сторон или в судебном порядке. В нее входит:

  • рыночная стоимость квартиры;
  • компенсация предполагаемых издержек граждан, связанных с переездом и приобретением новой жилплощади;
  • возмещение упущенной выгоды (если, например, квартира ранее сдавалась в наем).

На практике нередки случаи, когда сумма, исчисленная органами власти, оказывается меньше, чем средний ценник на рынке. Граждане оказываются в ситуации, когда они не могут приобрести на полученную компенсацию даже скромную «однушку». При таких обстоятельствах увеличить размер возмещения можно в судебном порядке.

Что делать, если жилье не приватизировано?

Закон гласит, что приватизация квартиры означает оформление собственности на нее. Лица, не прошедшие эту процедуру, владеют жильем по договору социального найма.

В отличие от собственников, они не вправе в случае сноса:

  • Претендовать на жилплощадь аналогичного метража (им выделяется квартира из расчета 18 м кв. на человека).
  • Получить денежное возмещение вместо новой недвижимости.

При сносе ветхого дома с лицами, владеющими квартирами по договору социального найма, расторгается действующее соглашение и заключается новое, уже по другому адресу.

С точки зрения действующих нормативно-правовых актов аварийное состояние дома не является препятствием для приватизации. Процедура остается столь же доступной для гражданина. Поскольку о предстоящем сносе/реновации сообщают заранее (обычно, за год), у человека есть все возможности оформить квадратные метры в собственность: программа приватизации продлена до 2021 года.

Переселение из ветхого и аварийного жилья после 2020 года — последние новости

Последние новости о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья в 2019 году говорят о том, что основные моменты уже пересмотрены и порядок осуществления данной процедуры будет совершенно иным, чем в прошлые периоды.

Сегодня расселение ветхих и аварийных построек осуществляется за счет бюджетных ассигнований, что дает возможность владельцам, независимо от размера своего заработка, получить новую квартиру бесплатно. Этой части внесенные поправки не коснулись в текущем году, но существенно изменили порядок признания многоэтажек непригодными для проживания. Рассмотрим новые положения подробнее и выделим те моменты, на которые следует обратить внимание.

Основания для признания дома непригодным для проживания

Согласно действующим законодательным нормам, в России, начиная с будущего года, будут действовать иной порядок признания жилья ветхим и аварийным.

Основанием для отнесения строения к непригодному для жизни жилью могут выступать следующие характеристики:

  1. У дома наблюдается деформация фундамента и не подлежит восстановлению или ремонту.
  2. В помещении отсутствуют коммуникации, к примеру, электропроводка или водопровод.
  3. Дом не подключен к центральной отопительной системе, а каждая квартира отапливается индивидуально.
  4. В квартирах нет окон, что не дает достаточно света для поддержания нормального состояния здоровья у жильцов.
  5. Жилплощади содержат большое количество токсичных веществ, что противоречит нормам РФ.

Если хотя бы одна из характеристик присутствует в определенном строении, то дом считается непригодным для проживания и в обязательном порядке подлежит сносу.

Правила расселения жильцов

В рамках действия государственной программы расселение граждан в период 2016-2020 годов будет проходить согласно новым правилам:

  1. Новая жилплощадь должна соответствовать старой по площади или установленным государством критериям – 18 кв. метров на одного проживающего. К примеру, если семья из 4 человек поживала в помещении в 40 кв. метров, то она может рассчитывать на получение нового жилища площадью от 72 кв. метров и больше.
  2. Переселение граждан должно проходить в такие дома, где условия проживания не будут хуже, чем были в старой квартире.
  3. В первую очередь, новое жилье получают лица, у которых нет других вариантов для проживания.
  4. Если собственник жилья проживает в другом месте, а строение, в котором располагается квартира, внесен в перечень аварийных домов, новая жилплощадь ему не полагается, а выплачивается компенсация.

Изменения после 2019 года

По завершении текущего года госпрограмма переселения перестанет действовать в прежнем виде. При новом порядке получения квартир для собственников предусмотрена дополнительная плата за жилплощадь.

Основной целью такого новшества является повышение ответственности населения за новые квартиры. Кроме того, смысл введения оплаты предполагает возможность выбора жилплощади, куда будут заселяться владельцы ветхого жилища. К примеру, если гражданин желает остаться проживать в старом районе, то ему придется внести некоторую сумму в счет постройки нового жилья.

Для жителей исторических районов госпрограмма предусматривает отдельные условия участия, при которых собственники смогут выбрать новое место жительства самостоятельно.

Если собственники не смогут внести необходимую сумму?

Вероятность того, что владельцы не смогут внести нужную сумму денег, очень высока. В этом случае предусмотрен другой вариант получения жилья – подписание соглашения соцнайма. Данный способ предполагает оформление некоммерческой аренды жилого помещения с последующим выкупом. Иными словами, проживающее лицо вносит плату только за коммунальные услуги. На такой вариант смогут рассчитывать:

  • жильцы с инвалидностью;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • лица пенсионного возраста.

Все остальные группы граждан, выбравшие соцнайм, обязаны будут помимо коммунальной платы вносить ежемесячную арендную плату – до 70 процентов от рыночной аренды жилого помещения.

Важно отметить, что бесплатно новые квартиры от государства перестанут предоставляться с сентября 2019 года. Новый порядок будет применяться по отношению к жилплощади, которая будет признана непригодной для проживания в октябре.

В чем суть внесенных изменений

С одной стороны, многим людям, участвующим в проекте, покажется, что данные меры очень жесткие и приняты специально для лишения граждан их жилплощади, однако своя логика в принятом решении тоже есть. Очень часто в госпроекте участвуют люди, которые специально приобретают старое жилье, чтобы затем получить новую квартиру и выгодно ее реализовать.

Действие программы рассчитано на предоставление людям, которые действительно в этом нуждаются, новой жилплощади. Нововведения позволят решить эту проблему намного быстрее и в тоже время получить квартиру семьям, особенно в этом нуждающимся, не обращаясь в банк за ипотечным займом.

Заключение

Начиная с будущего года, программа переселения будет действовать на других условиях, и люди уже не смогут получить новое жилище полностью бесплатно. Ужесточатся требования и в отношении признания построек ветхими и аварийными. Лица, которые не смогут внести необходимую плату за новое жилье, будут иметь возможность подписать договор соцнайма, однако оплачивать за пользования жилплощадью все равно придется, но уже ежемесячно.

Куда переселяют по реновации? Где посмотреть списки переселения?

Одним из самых обсуждаемых законопроектов последних пяти лет у москвичей стал закон о реновации жилищного фонда. Подразумевалось, что жильцы сносимых хрущевок смогут переехать в новые, построенные для программы высотки в благоустроенном районе города. На деле оказалось, что спустя год после принятия закона первые жильцы въехали в дом, который до этого считался долгостроем. И если первым переселенцам повезло – жилье находилось в их же районе, то другие оказались недовольны из-за расположения новой жилплощади. Мало того, что новостройки находились на окраине, так еще и были окружены несколькими крупными шоссе и магистралями.

В настоящее время строительство ведется ударными темпами. Каждый месяц сотни москвичей из очередной пятиэтажки переезжают и празднуют новоселье. Но как узнать, куда переселят жильцов по программе реновации?

Готовые дома для переселения

После подписания закона в 2017 году правительство приняло решение разделить жилищную реформу на три потока. Первый прошел с 2017 по 2019 гг. Он был пилотным и позволил переселить жильцов из 158 пятиэтажек. Новыми квартирами обеспечили 36 тысяч человек. Для переезда было подобрано 59 домов (построено 49) в 9 округах Москвы.

Читайте также:  Переселение из аварийного жилья с учетом дополнительной жилой площади

Второй поток пройдет с 2020 по 2021 гг. За это время обеспечить новой жилплощадью планируется более 84,5 тысяч москвичей из 410 домов. Для переселения подобрано и будет построено около 150 объектов (в 2020 году – 65).

Возвести новостройки за такой короткий срок, конечно, невозможно. Откуда тогда взялись эти 209 объектов? Часть жилья была взята из других программ, некоторые, были достроены в срочном порядке и введены в эксплуатацию.

Какие адреса домов известны?

Ознакомится со списком адресов, участвующих в программе реновации, графиком их сноса можно на портале мэрии Москвы. Списки новых домов и утверждённых для строительства площадок можно найти там же. По имеющемуся закону переселять должны в пределах одного района (исключения – Зеленоградский и Троицкий округа).

Списки переселения

Андрей Юрьевич Бочкарев, руководитель строительного департамента столицы, заявил, что до 30.06.2020 будут составлены окончательные списки переселения по программе реновации. Этот перечень постоянно расширяется и дорабатывается с учетом мнения москвичей. В этом году в него будут добавлены девятиэтажные дома, находящиеся в аварийном состоянии.

По данным Москомархитектуры, от участников публичных слушаний поступило более 450 тыс. предложений и замечаний по программе.

Как формируется список?

В ближайшее время список будет скорректирован. Новые локации для переселения по реновации будут дополнительно включаться в уже имеющийся перечень по личной инициативе жильцов или по предложению государства. В связи с доработкой проектов с учетом замечаний и предложений жителей, требуется уточнение и очередности переселения. Первоочередно будут расселяться здания, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии. График сноса уже известных пятиэтажек можно посмотреть на странице: сроки реновации по адресам.

Как происходит процесс переселения?

  1. Жителям сносимого дома перед переселением в почтовый ящик или лично в руки вручается уведомление о сроках и адресе переезда.
  2. После получения уведомления всем совершеннолетним собственникам необходимо осмотреть предлагаемое жилье. По закону на выбор должно предлагаться не менее трех вариантов.
  3. Если осмотренная квартира понравилась, необходимо заключить договор – согласие о переселение.
  4. Департамент городского имущества города Москвы подготовит договор мены и согласует удобную для обеих сторон дату подписания.
  5. Далее нужно зарегистрировать право собственности. Даже если до этого момента гражданин жил по договору соцнайма, он получит новую квартиру. Сделать это можно в ближайшем центре «Мои Документы» (МФЦ).
  6. В центре информирования предъявить документы, удостоверяющие право владения недвижимостью, и получить ключи.

Все участвующие в программе граждане вправе переоформить квартиру в собственность. Люди, чья квартира уже была приватизирована, получают на новое жилье документы вместе с ключами.

Какие документы нужны для оформления переезда?

  • Паспорта всех зарегистрированных по адресу;
  • Для детей в возрасте до 18 лет дополнительно предоставляются свидетельства о рождении;
  • Для граждан, чья жилплощадь находится в собственности – документы, подтверждающие данный факт (например, выписка из ЕГРН);
  • Договор социального найма или копия ордера на вселение в жилое помещение (для нанимателей);
  • При изменении у кого-либо имени или фамилии – предоставить справку из органов ЗАГС.

Потребуется ли доплата?

При желании проживающих можно увеличить площадь своей будущей квартиры. За это необходимо доплатить, но стоимость квадратного метра по реновации будет льготной. Если жильцов устраивает площадь предоставляемого жилища, никаких доплат вносить не нужно.

Советы юриста

При переезде в новостройки многие столкнулись с проблемой, что жилье не соответствует тому, что обещали. До тех пор, пока все комнаты не будут осмотрены вами лично, и пока все недочеты не будут устранены – не подписывайте никаких передаточных актов. О том, как принимать новую квартиру у застройщика, мы написали подробную инструкцию.

При возникновении спорных моментов можно обратиться за бесплатной консультацией юриста по жилищным вопросам в Москве. Вы получите достоверную информацию по нормам расселения и способы защиты своих прав при их несоблюдении.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить свою проблему – позвоните и проконсультируйтесь с юристом:
8 (499) 755-82-76 (Москва и МО с 9:00 до 20:00)
Консультации проводятся в рамках программы бесплатно.

Как расселяют муниципальные квартиры при сносе дома

Опубликовано ср 09.10.2019 – 13:40 пользователем advokat1

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста в следующем вопросе. В 3-х комнатной (неприватизированной) муниципальной квартире (хрущевская пятиэтажка) общей площадью 54 кв м прописаны мой отец (квартиросъемщик) я с дочкой 3-х лет и старшая сестра. Я замужем и у меня фамилия мужа. Старшая сестра не замужем но в марте собирается родить сына. В квартире 1 комната изолирована (самая маленькая) 1-проходная и 1-запроходная. Как расселяют муниципальные квартиры при сносе дома и могу ли я с дочкой при сносе дома расчитывать на отдельную квартиру?

Здравствуйте Мария Владимировна!
В соответствии с законодательством, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Например, в переселенческом фонде города Москвы предусмотрены следующие нормы жилых площадей при расселении:
– семье, состоящей только из супругов (т.е. 2 человек), предоставляется благоустроенная однокомнатная квартира площадью 36 – 44 кв. м;
– семье из двух человек, не состоящих в браке, предоставляется двухкомнатная квартира, площадь которой должна быть от 36 до 50 кв. м;
– семье, состоящей из двух супругов и еще одного жильца (третьего), предоставляется двухкомнатная квартира площадью 54 – 62 кв. м;
– семье из трех человек, среди которых нет супругов, предоставляется трехкомнатная квартира площадью 62 – 74 кв. м;
– семье из четырех и более человек обязаны предоставить удобное жилое помещение с учетом жилой площади в 18 кв. м на каждого проживающего.
Практика показывает, что программы реконструкции районов сейчас осуществляются таким образом, что жителей чаще всего переселяют в новостройки, однако такое решение не обязательно. Жители могут быть переселены по воле властей и в советскую панельную девятиэтажку, и в сталинку или даже в другую хрущевку, не вошедшую в программу сноса. Запрета в отношении такого переселения нет.
По действующему законодательству жильцам сносимых домов власти обязаны предоставить жилье в пределах того же района. Но в силу специфики района и отсутствия возможности возведения в нем новостроек жилье зачастую предоставляется в соседнем районе.
Таким образом, главное правило при переселении заключается в том, что новое жилье не может быть хуже старого по ключевым параметрам.
Зачастую граждане убеждены, что жилое помещение, предоставляемое им взамен сносимого, должно соответствовать нуждаемости граждан. Но стоит иметь в виду, что гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления.
Пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” предусматривает, что в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 – 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Позиция Верховного Суда Российской Федерации такова, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Понравился ответ адвоката? Оставьте свой отзыв или Задайте дополнительный вопрос

Дополнительный вопрос

Задать свой вопрос адвокату

Уважаемые посетители сайта! Бесплатная юридическая консультация онлайн работает на нашем сайте с 2004 года. Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет. Получить юридическую консультацию бесплатно можно на нашем сайте без регистрации. Если вам нужна консультация юриста (адвоката) в Москве бесплатно в интернете в режиме online, предоставленная на высоком профессиональном уровне, наш сайт для вас. Ответ на вопрос будет направлен вам на почту в кратчайшие сроки и опубликован на сайте. Для удобства пользования разработан рубрикатор вопросов и ответов.

Стоимость услуг Вашего адвоката

По гражданским делам

Консультация адвокатаСоставление искового заявленияВедение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб.от 5 тыс. руб.от 35 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.
Консультация адвокатаЗащита на стадии следствия в МосквеЗащита в суде первой инстанции в Москве
от 1500 руб.от 25 тыс. руб./
мес.
от 25 тыс. руб./
мес.
Консультация адвокатаСоставление искового заявления/претензииВедение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 2000 руб.от 10 тыс. руб.от 40 тыс. руб./
от 25 тыс. руб.
Консультация адвокатаСоставление заявления/жалобыВедение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб.от 5 тыс. руб.от 15 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.

Стоимость услуг адвоката определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от сложности дела, места производства, квалификации адвоката, и может отличаться от заявленной как в меньшую, так и в большую сторону.

Новый закон 2019-2020 переселение из аварийного и ветхого жилья (домов), программа для граждан, как происходит, изменения в законодательство, ЖК РФ, фонд ЖКХ, судебная практика, что пишет официальный сайт Кабмина – последние важные новости сегодня

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года №2292-р., подготовленном во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в Госдуму ФС РФ 8 октября 2019 года был внесен законопроект о совершенствовании механизмов переселения граждан из аварийного жилья в регионах России, в том числе, из районов Крайнего Севера, пишет официальный сайт Кабмина. О том, как происходит и будет происходить расселение ветхого дома: как выделяется квартира для граждан, какую площадь дают собственникам (нормы площади), какие документы нужны, судебной практике на местах и как будет реализовываться федеральная программа в 2020 году читайте ниже.

Итак, проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (далее – законопроект) подготовлен Минстроем России во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2 октября 2018 года (№Пр-1927 от 23 октября 2018 года), сообщается на официальном сайте Правительства РФ.

В осеннюю сессию 2019 года или весеннюю сессию 2020 года Госдумы ФС РФ законопроект должен быть согласован депутатами нижней палаты российского парламента и сам закон вступит в силу в 2020 году.

Читайте также:  Снятие ареста с квартиры

ТАСС сообщает, что в законопроекте прописаны критерии признания домов аварийными, механизмы возмещения за изымаемые квартиры в аварийных домах, права регионов устанавливать дополнительные механизмы обеспечения жильем переселенцев из непригодных домов. Помимо этого, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев 3 октября 2019 года сообщил, что застройщикам, расселяющим аварийное жилье, могут предоставляться субсидии за счет региональных программ по расселению, софинансируемых через Фонд ЖКХ.

Также документ предоставляет властям регионов право устанавливать собственникам квартир дополнительные меры социальной поддержки при переселении из аварийных домов. На совещании премьер-министр Дмитрий Медведев указывал, что это может быть субсидия, покрывающая часть расходов на ипотеку, и другие механизмы на выбор субъекта РФ.

Он также уточнил, что поправки в закон о Фонде ЖКХ закрепляют принцип целевого использования земли под расселяемыми аварийными домами, чтобы она не отдавалась под коммерческую застройку. Также расширяются направления, на которые можно направить средства фонда, — это специальные социальные выплаты и льготная ипотека, указал Медведев, информирует “Парламентская газета”.

Объем финансирования федерального проекта по расселению аварийного жилья будет пересматриваться ежегодно с учетом показателей регионов, достигнутых в этой сфере. Об этом ТАСС заявил советник министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров.

“Субъектами были разработаны и представлены в Минстрой России региональные паспорта, в результате был утвержден паспорт федерального проекта. Мониторинг достижения показателей проекта будет осуществляться через систему “Электронный бюджет”, сейчас мы заключаем соглашения с регионами о реализации проекта. Также планируется ежегодный пересмотр общего объема финансирования проекта по годам в рамках бюджетного процесса. При этом будут учитываться достигнутые субъектами результаты выполнения проекта в предыдущие годы”, — сказал Егоров.

“Поскольку социально-экономическая ситуация в различных регионах разная, мы предлагаем дополнительные механизмы расселения именно как опцию, которую регион сможет выбрать сам, в том числе для разных населенных пунктов внутри региона. Например, в крупных городах будет актуально привлечение частных инвесторов, для удаленных населенных пунктов, из которых население выезжает, будут востребованы субсидии, которые дадут право гражданам купить жилье в другом городе”, — разъяснил Егоров.

Переселение граждан из аварийного жилья, как ожидается, будет производиться не только за счет бюджета, но и при участии инвесторов. Как ранее сообщали в Минстрое, привлечь бизнес к этой проблеме пытались и раньше, однако все уперлось в недостаточность законодательной базы. Сейчас министерство устраняет этот пробел.

Еще одним существенным моментом реализации программы расселения станет разделение понятий аварийного и ветхого жилья. Минстрой предложил уточнить, какая степень износа допустима для каждого из них. В случае с аварийным жильем дом признается непригодным для проживания, а решением проблемы может стать расселение и снос. В случае с ветхим допустим капитальный ремонт и продление жизненного цикла здания.

“По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным. Поэтому для него нужны особые условия эксплуатации — регулярные обследования и поддерживающий ремонт. Именно для того, чтобы обеспечить реализацию таких работ и учесть возможность проведения постоянного их мониторинга, Минстроем России уточнено определение аварийного жилья и введено в законодательство понятие ветхого жилья”, — резюмировал Егоров.

Оператором расселения граждан из аварийного жилья выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ, ранее срок работы этой госкорпорации был продлен до 2026 года. По данным, опубликованным на портале “Реформа ЖКХ”, с 2008 по 2017 год было расселено более 15 млн кв. м аварийного жилья. Как пояснили в Минстрое, по национальному проекту до 2024 года планируется переселить в новые дома более 664 тыс. человек, которые в настоящий момент проживают в аварийном фонде площадью 12 млн кв. м.

На реализацию федерального проекта по “аварийке” планируется направить 500 млрд рублей. 432 млрд рублей — это средства федерального бюджета, 68 млрд — из региональных бюджетов.

Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья. Новая квартира для переселенцев из старого и аварийного жилья никак не может быть по площади меньше и хуже старой – заявил Верховный суд РФ, пересматривая итоги одного весьма типичного спора, пишет “Российская газета”. Городские власти Волгограда судились с потенциальными новоселами, которые категорически отказывались ими становиться.

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89. В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее. При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Соответственно, 2020 году указанные изменения коснутся жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Права собственников жилых помещений при сносе ветхого жилья

Случаи, когда подлежащий сносу дом после долгих лет ожидания наконец начинают расселять, отнюдь не редки в наше время. Стройки и реконструкции идут по всей России, программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда реализуются повсеместно.

Казалось бы, проживающие в аварийных или ветхих домах собственники должны радоваться предстоящей возможности въехать в новую, комфортную и отвечающую всем санитарным нормам квартиру. Однако на практике ситуация не столь позитивна. Злоупотребления или нарушения прав собственников случаются довольно часто, причем не только со стороны частных инвесторов, заинтересованных как можно быстрее и дешевле расселить подлежащий сносу дом, но и со стороны государственных или муниципальных органов, которые умышленно или вследствие некомпетентности ответственных лиц допускают нарушение прав отселяемых собственников жилых помещений.

Читайте также:  Захват недвижимости и незаконный ремонт в квартире

Ущемленные в своих правах собственники жилых помещений далеко не всегда затевают судебные тяжбы. Большинство предпочитает довольствоваться имеющимся, соглашаясь на те варианты решения ситуации – квартиру или деньги – которые были им изначально предложены, даже если такие варианты явно не соответствуют ни правовым нормам, ни их собственным ожиданиям. Но тем, кто обращается в суд за защитой, с успехом удается отстоять свои права.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые случаи нарушений прав собственников жилых помещений, отселяемых из ветхих, подлежащих сносу домов, рассмотренные судами общей юрисдикции.

Так, например, 03.07.2012 Падунским районным судом города Братска (Иркутская область) в открытом судебном заседании было рассмотрено гражданское дело № 2-765/2012 по иску комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что с 2005 года в городе Братске действует муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019гг.», которая разработана для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В рамках формирования программы составлен сводный реестр ветхих и аварийных жилых домов в городе Братске. Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 21.03.2011г. № 445 утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа города Братска за счет средств бюджета города Братска, выделенных в 2010 году, где ответчику – К.С.П., проживающему в квартире общей площадью 35,8 кв. м., – предоставлено жилое помещение общей площадью 36,26 кв. м. Однако ответчик переселяться в предоставляемое ему жилое помещение отказывается.

Согласно представленному оценочной компанией ООО «Зеленый мыс» отчету № 11-622/4 от 29.08.2011 стоимость объекта оценки определена в размере (. ) рублей. К.С.П. было предложено выкупить у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по цене (. ) рублей, однако на письмо от 15.12.2011 К.С.П. не ответил.

Истец просил суд изъять у К.С.П. квартиру, передать ее в муниципальную собственность путем выкупа и прекратить право собственности К.С.П. на эту квартиру.

В ходе судебного заседания выяснилось, что в 2005 году ответчик приобрел двухкомнатную квартиру и сделал в ней хороший ремонт, никакой информации о том, что дом подлежит сносу и признан аварийным в учреждении юстиции не содержалось. В 2011 году ему было предложено переселиться в однокомнатную квартиру, которую ему даже не предложили предварительно осмотреть. Когда ответчик отказался переселяться в квартиру, которую он даже не видел, ему предложили выкупную цену за его квартиру. С предложенной выкупной ценой и рыночной оценкой квартиры, проведенной оценочной компанией ООО «Зеленый мыс», К.С.П. не согласился, так как оценка была произведена без фактического осмотра квартиры и не соответствовала текущим рыночным ценам.

При рассмотрении дела суд учел нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и при вынесении решения, в частности, указал, что:

  • нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
  • собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника;
  • соблюдение предусмотренной частями 2–4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры,предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

При этом, исходя из положений части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

И, поскольку судом были выявлены нарушения вышеописанной процедуры администрацией города Братска, а именно: к собственникам жилых помещений не предъявлялось требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, не принималось решения об изъятии земельного участка и жилых помещений у их собственников, – суд отказал в иске комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.

Как мы видим из рассмотренного примера, права собственника при расселении грубо нарушались: собственнику не дали осмотреть предлагаемую квартиру, рыночная оценка его квартиры была проведена без фактического осмотра, в выкупную цены квартиры не были включены убытки и расходы собственника, предусмотренные статьей 34 Жилищного кодекса РФ.

Однако суду достаточно и одних только формальных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, что говорит о том, что даже если рыночная цена квартира и была установлена правильно, факт нарушения процедуры по изъятию жилого помещения является достаточным самостоятельным основанием для вынесения решения в защиту прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Рассмотрим другой пример из судебной практики. Здесь истцами выступили сами собственники жилых помещений, посчитавшие, что их права были нарушены действиями расселяющего лица – органа местного самоуправления.

Щербинским районным судом Белгородской области 27.07.2014 было вынесено решение по гражданскому делу № 2- 893 /2014 по иску граждан Т. о признании незаконным возложения обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного и изымаемого жилых помещений.

Как следует из материалов дела, истцам на основании договора мены принадлежала на праве собственности в равных долях однокомнатная квартира площадью (…) кв. м.

Главой администрации издано постановление «О предоставлении жилых помещений взамен изымаемых», согласно которому на основании Жилищного кодекса РФ, постановления правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» взамен изымаемого указанного жилого помещения истцам предоставлена другая квартира площадью (…) кв. м.

Квартира была передана истцам по акту приема-передачи, после чего в их адрес было направлено уведомление о необходимости оплаты стоимости превышения площади предоставленного жилого помещения в сумме (. ) рублей, с разъяснением о том, что в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы, граждан переселяют из расчета: один кв. м ветхого жилья равен одному кв. м предоставленного, превышение определяется из расчета (. ) рублей за (. ) кв. м, а также необходимости явки в отдел управления муниципальным имуществом комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации для заключения соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого и написания заявления о предоставлении рассрочки возмещения разницы стоимости предоставленного жилого помещения, с указанием размера возмещения и срока рассрочки платежа.

Ответчик, представитель администрации по доверенности, заявленные требования не признал, поскольку федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое.

Однако судом было установлено, что вышеуказанное постановление правительства Белгородской области на самом деле содержит нормы, предусматривающие финансирование переселения граждан из признанных аварийными и подлежащих сносу многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством.

При вынесении решения суд принял во внимание нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие два способа обеспечения жилищных прав:

  • жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (пункт 1);
  • собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8), и такая сделка возможна только по соглашению с собственником жилого помещения.

Обязанность же по оплате разницы в стоимости жилья не возложена на собственника ни положениями Гражданского и Жилищного кодексов РФ, ни федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, ни постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год».

То есть собственника не могут обязать доплачивать какие-либо суммы при переселении, и возложение на истцов обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного жилого помещения взамен изымаемого являлось незаконным.

Помимо этого, в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действующей на момент предоставления истцам жилого помещения, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Норма предоставления жилых помещений для населенного пункта (района), где происходило отселение, оказалась менее площади квартиры, переданной Т.

Как мы видим, доводы администрации не только не основывались на законе, но и противоречили как муниципальному, так и федеральному законодательству.

Решением суда требования граждан Т. были удовлетворены в полном объеме.

Исследованные примеры показывают, что права собственника при изъятии для государственных или муниципальных нужд принадлежащего ему имущества, гарантированные Конституцией, гражданским и жилищным законодательством РФ, являются приоритетными при рассмотрении судами гражданских исков по спорам, связанным с таким изъятием. Суды при рассмотрении таких дел тщательно исследуют, была ли соблюдена процедура предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, достигнуто ли с собственником соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен занимаемого, не нарушены ли права собственника другими действиями со стороны государственного органа или органа местного самоуправления.

Любое нарушение вышеуказанной процедуры и/или правовых норм влечет за собой отказ в удовлетворении требований, нарушающих права собственника, или признание незаконными действий, нарушающих такие права.

Ссылка на основную публикацию