Проверка законности решения суда

Проверка законности решений судов общей юрисдикции первой инстанции

Проверку законности и обоснованности не вступивших в за-конную силу решений судов общей юрисдикции, принятых ими по первой инстанции, осуществляет суд апелляционной инстанции. Апелляционное представление может быть принесено не только на решение суда в целом, но и на его часть, например резолютивную или мотивировочную, по вопросам распределения судебных рас-ходов между сторонами, порядка и срока исполнения решения, обеспечения его исполнения, на дополнительное решение. Обжа-лование судебного приказа осуществляется, исключая апелляци-онную инстанцию, в суд кассационной инстанции.

Подготовка к проверке постановлений судов включает изуче-ние процессуального законодательства, приказов Генерального

прокурора Российской Федерации, методических указаний выше-стоящих прокуратур, прокурорской и судебной практики. Важно также учитывать особенности рассмотрения дел различного про-изводства (об оспаривании нормативных и ненормативных пра-вовых актов, особого производства и др.).

Порядок проверки решений судов первой инстанции регла-ментируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ), разъяснения некоторых вопросов о требо-ваниях, предъявляемых к решениям судов первой инстанции со-держатся в постановлениях Пленума Верховного Суда Россий-ской Федерации «О судебном решении» от 19 декабря 2003 г.

№ 23, «О применении судами норм гражданского процессуально-го законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» от 19 июня 2012 г. № 13, «О приме-нении судами норм гражданского процессуального законодатель-ства, регулирующих производство в суде кассационной инстан-ции» от 11 декабря 2012 г. № 29.

Первоначально необходимо установить соблюдение правил подведомственности и подсудности дела, порядка возбуждения дела и полномочия суда на рассмотрение дела, наличие право-способности сторон при принятии решения. Далее в ходе изуче-ния заявления, приложенных к заявлению документов и доказа-тельств выявляются основания отмены (изменения) решения (их отсутствие).

Цель проверки — установление законности и обоснованности решения суда первой инстанции (ч. 1 ст. 195, ст. 327.1 ГПК РФ). Законность решения обусловливается соблюдением норм процес-суального права, соответствием решения нормам материального права, которые подлежат применению к данному правоотноше-нию, или наличием оснований применения аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ); соблюдением тре-бования ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, обязывающего суд в случае противо-речия нормативных правовых актов применить нормы акта, име-ющего наибольшую юридическую силу.

Для установления обоснованности решения необходимо выяс-нить, подтверждены ли имеющие значение для дела факты ис-следованными судом доказательствами, соответствующими тре-бованиям относимости и допустимости, либо обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59—61, 67 ГПК РФ); указаны ли в решении исчерпывающие выводы, основанные на установленных судом фактах.

Также решение может быть отменено или изменено в случае неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанности установленных судом первой инстан-ции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушения или неправильного применения норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению 1 ; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона); нарушение или неправиль-ное применение норм процессуального права, если это наруше-ние привело или могло привести к принятию неправильного ре-шения (ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Решение должно соответствовать требованиям о последова-тельности изложения вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения и их содержании (ст. 198 ГПК РФ).

При проверке вводной части решения устанавливается наличие сведений о дате и месте принятия решения суда, наименовании суда, принявшего решение, составе суда, секретаре судебного за-седания, сторонах, прокуроре, других лицах, участвующих в деле, их представителях, предмете спора или заявленном требовании.

В описательной части решения должны быть указаны требо-вания истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

При исследовании мотивировочной части определяется пол-нота отражения обстоятельств дела, установленных судом; дока-зательств, на которых основаны выводы суда; доводов, по кото-рым суд отверг те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мо-тивировочной части решения суда может быть отражено только признание иска и принятие его судом. В случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только установление судом этих обстоятельств.

1 Неприменение надлежащего закона в отличие от применения ненадлежа-щего может заключаться и в том, что «при разрешении спора суд вообще не применил никаких норм материального права и возложил на сторону обязан-ность, не предусмотренную действующими нормами права» (см. Масаладжиу Р.

К вопросу об основаниях для отмены или изменения судебных актов в судах надзорных инстанций в контексте доступности правосудия. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»).

В резолютивной части решения должны быть приведены вы-воды об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, распределены судебные расходы, разъяснены срок и порядок обжалования решения суда (в резо-лютивной части решения мирового судьи указываются срок и порядок подачи заявления о составлении мотивированного реше-ния суда в соответствии со ст. 199 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения должна содержать исчерпываю-щие выводы, вытекающие из установленных и отраженных в мо-тивировочной части фактических обстоятельств в отношении первоначально заявленного иска и встречного требования, если оно было заявлено (ст. 138 ГПК РФ): кто, какие конкретно дей-ствия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон при-знано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вы-зывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст.ст. 204—207 ГПК РФ). При отказе в удовлетворении заявленных требований полностью или частично должно быть точно указано, кому, в от-ношении кого и в чем отказано.

В тех случаях, когда решение подлежит немедленному испол-нению или суд пришел к выводу о необходимости этого (ст.ст. 210—212 ГПК РФ), в решении об этом указывается со ссылкой на достоверные и достаточные данные. Решения, пере-численные в ст. 211 ГПК РФ, подлежат немедленному исполне-нию в силу императивного предписания закона, поэтому указание

в решении об обращении его к немедленному исполнению не связано с позицией истца и усмотрением суда.

Также необходимо проверить соблюдение следующих требо-ваний процессуального законодательства:

суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), однако может выйти за пределы заявлен-ных требований в случаях, предусмотренных федеральным зако-ном (п. 4 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ч. 3 ст. 246 ГПК РФ);

решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании (ст. 157 ГПК РФ). Если собирание доказательств про-изводилось не только тем судом, который рассматривает дело (например, в ходе выполнения судебного поручения), суд вправе обосновать решение этими доказательствами лишь при том усло-вии, что они получены в установленном ГПК РФ порядке, были оглашены в судебном заседании и предъявлены лицам, участву-

ющим в деле, а в необходимых случаях — экспертам и свидете-лям, и исследованы в совокупности с другими доказательствами. Поэтому суд не вправе основывать выводы на доказательствах, не исследованных судом в соответствии с нормами ГПК РФ, а также на доказательствах, полученных с нарушением федераль-ных законов (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 181, 183, 195 ГПК РФ);

заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ). Поэтому прокурор должен установить полноту оценки судом заключения эксперта (в том числе, на чем основаны выводы эксперта, при-няты ли им во внимание все материалы, представленные на экс-пертизу, и сделан ли им соответствующий анализ) и отражение этого в решении.

В соответствии со ст. 194 ГПК РФ в форме решения принима-ются постановления суда первой инстанции, которыми дело раз-решается по существу, а круг вопросов, составляющих содержа-ние решения, определен ст.ст. 198, 204—207 ГПК РФ. Поэтому недопустимо включение в резолютивную часть решения выводов по той части исковых требований, в отношении которых не при-нимается постановление по существу (ст.ст. 215, 216, 220—223 ГПК РФ). Эти выводы излагаются в форме определений (ст. 224 ГПК РФ), которые должны выноситься отдельно от решений (но включение указанных выводов в решение не является существен-ным нарушением норм процессуального права и не влечет по этому основанию его отмену в кассационном (апелляционном) порядке).

Важно проверить наличие оснований для отмены решения су-да первой инстанции в любом случае (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ):

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участву-ющих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;

4) принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судья-ми, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

О полномочиях прокурора по проверке законности судебных постановлений по гражданским делам.

  • 18 апреля 2014 года

В органы прокуратуры поступает значительное число обращений о несогласии с судебными постановлениями на решения судов по гражданским делам, в том числе о несогласии с определениями судов об отказе в пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

В связи с этим необходимо разъяснить, что после введения в действие с 1 февраля 2003 года Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации претерпели изменения полномочия прокурора как по обеспечению участия в гражданских делах, так и по проверке законности судебных постановлений по гражданским делам.

Так, в соответствии со статьей 320 ГПК РФ правом апелляционного обжалования решения суда первой инстанции, не вступившего в законную силу, наделен прокурор, участвующий в деле.

Пунктом 3 статьи 376 ГПК РФ определено, что должностные лица органов прокуратуры имеют право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

Читайте также:  Развод, раздел имущества

По смыслу положений статей 34, 35 и 45 ГПК РФ, прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, по которым его участие предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами.

Перечень дел, участие прокурора в которых обязательно, определен в пункте 3 статьи 45 настоящего кодекса и в пункте 6 Приказа Генпрокуратуры России от 26.04.2012 N 181 “Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе”.
Так, прокурор обеспечивает участие в делах о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав; об усыновлении и отмене усыновления; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством; об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи; об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом; о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении; об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Соответственно, прокурор наделен процессуальными полномочиями по проверке законности решений судов только по перечисленной категории дел.

Исключения составляют дела, не относящиеся к данному перечню, но в которых участвовал прокурор в силу привлечения его к участию в деле судом.

По гражданским делам иной категории прокурор не наделен процессуальным законом полномочиями по проверке законности судебных постановлений.

Указанные полномочия прокурора следует учитывать при обращении в органы прокуратуры с заявлениями о проверке законности решений судов по гражданским делам, чтобы, в первую очередь, не пропустить установленные процессуальным законом сроки обжалования судебных постановлений.
В том случае, если состоявшееся судебное решение, с которым не согласен заявитель, не может быть проверено прокурором в силу названных положений гражданского процессуального законодательства, право на обжалование может быть реализовано им непосредственно путем подачи жалобы на не вступившие в законную силу судебные решения – в суд апелляционной инстанции в порядке статьи 320 ГПК РФ, вступившие в законную силу решения судов – в суд кассационной инстанции (Президиум Мурманского областного суда).

В некоторых обращениях в органы прокуратуры заявителями оспариваются определения судов об отказе в пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Гражданским процессуальным законодательствам также определены случаи, когда прокурор может проверить законность таких судебных определений, либо обратиться в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам решения суда.
Так, прокурор вправе обратиться в суд с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, либо если прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ и иными федеральными законами (часть 3 статьи 45 ГПК РФ). При этом право на обращение прокурора с таким представлением не зависит от фактического участия прокурора в заседаниях судов соответствующих инстанций.

Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных постановлений в порядке главы 42 ГПК РФ в интересах граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не привлекавшихся судом к участию в деле, если судебными постановлениями разрешен вопрос о правах и обязанностях этих лиц, применительно к части 1 статьи 45 ГПК РФ (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).

Проверка законности решения суда

Проверка законности и обоснованности решений судов
первой инстанции в надзорном порядке

Надзорное производство является исключительным способом исправления существенных судебных ошибок, когда исчерпаны все обычные (ординарные) средства защиты . Правом принесения надзорного представления наделен прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, исходя из положений ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, вне зависимости от присутствия его в заседаниях судов (ч. 2, 3 ст. 391.1 ГПК РФ, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. N 2 “О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”; ст. 332 КАС РФ).
——————————–
Жилин Г.А. Указ. соч. С. 89.

Следовательно, надзорное представление может быть принесено прокурором по делу, возбужденному судом по его заявлению либо подлежащему рассмотрению с его обязательным участием. Нарушения законов, явившиеся основанием принесения надзорного представления, также выявляются прокурорами при проверке судебных постановлений иных судебных инстанций и при проверке жалоб граждан. Представление прокурора может быть подано в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений по гражданским делам в законную силу (ч. 2 ст. 391.11 ГПК РФ); в административном судопроизводстве – в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу (ч. 2 ст. 333 КАС РФ).
В соответствии с п. 11 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 10 июля 2017 г. N 475 “Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве”, п. 4.11 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 июля 2017 г. N 473 “О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе” прокуроры, участвующие в деле, обязаны надлежащим образом формировать наблюдательные производства. Поскольку прокурор не вправе истребовать из суда любое гражданское дело для проверки в порядке надзора, большое значение имеет полнота формирования материалов наблюдательного производства.
Производство в суде надзорной инстанции регулируют глава 41.1 ГПК РФ, глава 36 КАС РФ. Судом надзорной инстанции является Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, ч. 2 ст. 332 КАС РФ в надзорном порядке обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
2) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения, и иные постановления, вынесенные в апелляционном и кассационном порядке коллегиями Верховного Суда Российской Федерации, которые мы не рассматриваем.
Надзорное представление подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации (ч. 1 ст. 391.2 ГПК РФ; ч. 1 ст. 333 КАС РФ). Срок обжалования судебных постановлений составляет три месяца со дня их вступления в законную силу. Требования к содержанию надзорного представления указаны в ст. 391.3 ГПК РФ, ст. 334 КАС РФ.
Основаниями отмены или изменения судебных постановлений являются: нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права (ст. 391.9 ГПК РФ; ст. 341 КАС РФ).
В юридической литературе единство (единообразие) судебной практики определяли как правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел .
——————————–
Жуйков В.М. О некоторых проблемах проверки судебных постановлений по гражданским делам // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 8. С. 33 – 38.

Кроме того, ГПК РФ определил, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель по представлению Генерального прокурора Российской Федерации вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права (ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ).
Думается, что термин “фундаментальные” близок к “существенным” нарушениям норм материального или процессуального права. Так, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 20 января 2003 г. N 2 “О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации” разъяснил, что существенность нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов представления, однако в интересах законности вправе выйти за пределы доводов надзорного представления, при этом не проверяя законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Нельзя просить об отмене правильного по существу судебного постановления по одним лишь формальным признакам. Кроме того, согласно принципу правовой определенности суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления .
——————————–
Лукьянова И.Н. Участие прокурора в гражданском деле и правовая определенность в современном российском гражданском процессе // Законы России. 2012. N 9. С. 39 – 46; Результаты обобщения практики внесения представлений о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений по гражданским делам и их рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации // Обеспечение участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе: Сборник организационно-методических и аналитических материалов / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова. М., 2011. С. 253 – 269.

Читайте также:  Отказ в постановке молодой семьи на жилищный учет

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня принятия и обжалованию не подлежит (ст. 391.14 ГПК РФ; ст. 344 КАС РФ).
Проверка судебных актов арбитражных судов первой инстанции в надзорном порядке регламентирована главой 36.1 АПК РФ. Надзорное производство возбуждается на основании заявления представления прокурора о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 308.2 АПК РФ в представлении должны быть указаны помимо иных обязательных сведений предусмотренные ст. 308.8 данного Кодекса основания пересмотра судебного акта, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований.
Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу:
1) нарушены права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) нарушено единообразие в применении и (или) толковании судами норм права (ст. 308.8 АПК РФ).

Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе регулируется гл. 36.1 АПК РФ.

См. также Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденный распоряжением ВАС РФ от 11 декабря 2002 г. N 64

Согласно ст. 308.1 АПК РФ по надзорным жалобам

  • лиц, участвующих в деле, и
  • иных лиц, указанных в ст. 42 АПК РФ,

Президиум Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие судебные акты:

  1. вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  2. определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  3. определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Кроме того, по жалобе заинтересованных лиц представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора вправе внести в Президиум ВС РФ Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (с т. 308.10 АПК РФ). Указанное представление вносится в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

    1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
    2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
    3. единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Надзорные жалоба, представление подаются в ВС РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня их вступления в законную силу .

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев:

  • со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или
  • со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса,

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Надзорные жалоба, представление, изучаются судьей ВС РФ по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания для пересмотра в порядке надзора

Ст. 308.1 АПК РФ устанавливает основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Судебные постановления, указанные выше (в ч. 3 ст. 308.1 Кодекса), подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ проверяет:

  • правильность применения и (или) толкования норм материального (и (или) процессуального) права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении.

  1. проверять:
    • законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также
    • законность судебных актов, которые не обжалуются.
  2. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и
  3. определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Результат рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора

Статья 308.11 АПК РФ определяет п олномочия Президиума ВС РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении Президиума ВС РФ, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Надзор за законностью судебных решений

Реферат по теме:

Надзор за законностью судебных решений

1. Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.

Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.

Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на решение, приговор, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.

2. Объектом надзора является то, на что он направлен. Исходя из этого, объектом прокурорского надзора в этой отрасли являются:

1) законность и обоснованность решений, приговоров, определений и постановлений;

2) исполнение законов участниками судебного заседания при рассмотрении судами гражданских, хозяйственных и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Таким образом, прокурорский надзор направлен не только на обеспечение законности и обоснованности вынесенных судами решений, приговоров, определений, постановлений, но и на обеспечение точного и единообразного исполнения норм материального и процессуального права составом суда и всеми участниками судебного заседания.

Участники гражданского, хозяйственного и уголовного судопроизводства, защищающие свои интересы, либо их представители, защищающие эти интересы от их имени, могут реагировать на нарушения закона, допущенные в судебном заседании, но могут и не делать этого. Закон не обязывает их к этому.

Реагируя на допускаемые в судебном заседании нарушения закона, они действуют в защиту собственных или представляемых интересов. Прокурор же действует в судебном заседании от имени государства. Поэтому он не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены: судом, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителями, защитником, обвиняемым, потерпевшим, другими участниками гражданского, хозяйственного, уголовного судопроизводства. В частности в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили. Согласно ч.6 ст. 34 УПК прокурор, участвуя в судебном заседании в качестве государственного обвинителя вправе протестовать против действий другой стороны, возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего, требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые по его мнению, должны быть отменены. По смыслу закона, прокурор, также, как и в гражданском судопроизводстве, на всех стадиях уголовного и хозяйственного судопроизводства обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы они не исходили. Своим участием в судебном заседании прокурор способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов участников процесса, точному исполнению процессуального законодательства (пример с рассмотрением дела о разделе квартиры «отсутствующей» супруги).

Читайте также:  Снос соседних сарая и туалета, как построенных с нарушением строительных норм

Прокурор действуя в судебном заседании в соответствии с требованиями закона, не может оставить без реакции любые нарушения закона судом и другими участниками судебного заседания. Суд также наделен правом контролировать законность действий прокурора в судебном заседании и реагировать в установленном законом порядке на любые действия прокурора, которые признает незаконными и нарушающими правила правосудия. Это обусловливает процессуальное положение прокурора в судебном заседании и свидетельствует о том, что функция надзора отделена от функции правосудия, осуществляемой только судом.

Если нарушение закона не было устранено в процессе судебного заседания, прокурор обязан принести протест на незаконный или необоснованный судебный акт.

Прокурор не наделен правом отменять или изменять незаконные или необоснованные судебные акты. Заключение прокурора и высказанные им мнения по возникающим во время судебного заседания вопросам не обязательны для суда, рассматривающего дело. Они учитываются судом лишь в меру их обоснованности. Прокурор не вправе также давать указания суду о выполнении каких-либо действий. Таким правом обладают вышестоящие судебные органы.

3. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений определены Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», а также гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, процессуально-исполнительным и уголовно-процессуальным законодательством.

1) участвовать в судебном разбирательстве дел первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам;

2) в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи);

3) направлять в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении производства по уголовным делам по вновь открывшимся обстоятельствам;

4) в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело (группу дел), по которому решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и приносить протест в порядке надзора либо, если это выходит за пределы его компетенции, обращаться с представлением к вышестоящему прокурору о принесении протеста;

5) отзывать принесенный им протест на решение, приговор, определение или постановление суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей);

6) проверять законность исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

4. Решения, приговоры, определения, постановления судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть в установленные законом сроки опротестованы прокурором и обжалованы участниками судебного разбирательства, указанными в этих нормах.

Прокурор обязан в течение кассационного срока (по хозяйственным делам – апелляционного срока) проверить все дела, рассмотренные судом, как с участием прокурора, так и без его участия и опротестовать судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного или необоснованного решения суда (пример дела «девочки ломали забор»).

Прокуроры осуществляют надзор за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам, делам об административных правонарушениях в пределах их компетенции.

По уголовным делам право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовного дела.

Аналогично решается вопрос о кассационном опротестовании судебных решений, вынесенных в первой инстанции, в гражданском судопроизводстве.

Вместе с тем, по иному решается вопрос об опротестовании прокурором решений хозяйственного суда. Прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе принести апелляционный протест на не вступившее в законную силу решение хозяйственного суда первой инстанции в целях защиты государственных и общественных интересов независимо от обжалования его сторонами и иными лицами, участвующими в деле, и их согласия на принесение протеста.

Что касается дел об административных правонарушениях, то по смыслу закона представляется следующее: протесты вправе приносить прокурорские работники, участвовавшие в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также прокуроры и их заместители, независимо от того, участвовали ли они в данном деле.

Срок, в течение которого может быть принесен протест, ограничен законом. Кассационные протесты на приговор суда первой инстанции по уголовным делам могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

По гражданским делам кассационный протест может быть принесен в течение десяти дней со дня вынесения судом решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью.

По хозяйственным делам апелляционный протест может быть подан в течение пятнадцати дней после принятия хозяйственным судом первой инстанции обжалуемого судебного постановления.

Виды проверки судебных решений, не вступивших в законную силу

Виды проверки судебных решений, не вступивших в законную силу, в уголовном судопроизводстве: понятие, значение, требования, предъявляемые к жалобам.

Согласно нормам ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, ст. 19 УПК РФ заинтересованные лица имеют возможность добиваться исправления допущенных судами ошибок, введения в этих целях порядка процессуальной проверки вышестоящими судами законности и обоснованности решений, принимаемых нижестоящими судебными инстанциями, обязательности предоставления каждому, в отношении кого выдвинуто обвинение в преступлении, права на рассмотрение его дела как минимум двумя судебными инстанциями, поскольку правосудие по самой своей сути признается таковым лишь при условии, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

Одним из процессуальных средств, обеспечивающих соответствующую этим требованиям судебную защиту, является возможность исправления судебных ошибок путем пересмотра приговоров, определений и постановлений.

УПК РФ предусматривает пересмотр не вступивших в законную силу решений суда в апелляционном и кассационном порядке.

Апелляционное и кассационное производства (т.е. производство в суде второй инстанции — п. 53 ст. 5 УПК РФ) рассматриваются в качестве эффективных средств правовой защиты, так как у сторон есть право самим начать процедуру обжалования решения, которое не зависит от усмотрения публичных властей.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями.

В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.

Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Проверка законности и обоснованности судебных решений вышестоящим судом является важным условием выполнения назначения уголовного судопроизводства, задача, которой — выявить ошибки, допущенные при рассмотрении и разрешении дела, и принять предоставленные вышестоящим судам меры по отмене или изменению вынесенного решения.

Своей деятельностью вышестоящие суды должны предотвращать вступление в законную силу и исполнение незаконного приговора и тем самым служить для гражданина, общества, государства гарантией от незаконного и необоснованного осуждения человека или, наоборот, оставления безнаказанными лиц, совершивших преступление.

Апелляционные жалоба или представление должны содержать:

1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подаются жалоба или представление;

2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, и доказательства, обосновывающие его требования;

5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

В случае несоответствия вышеназванным требованиям, что препятствует рассмотрению уголовного дела, жалоба или представление возвращаются судьей, который назначает срок для их пересоставления. В случае, если требования судьи не выполнены и жалоба или представление в установленный судьей срок не поступили, о чем выносится соответствующее постановление, они считаются не поданными. В этом случае апелляционное производство по делу прекращается. Приговор считается вступившим в законную силу в соответствии с ч. 1 ст. 390 УПК РФ.

Сторона вправе в подтверждение оснований жалобы или представления либо возражений против жалобы или представления другой стороны представить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных ею свидетелей и экспертов.

Кассационные жалоба и представление должны содержать:

1) наименование суда кассационной инстанции, в который подаются жалоба или представление;

2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ;

5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

Если осужденный заявляет ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, то об этом указывается в его кассационной жалобе.

Если поданные жалоба или представление не соответствуют вышеназванным требованиям и это препятствует рассмотрению уголовного дела в кассационном порядке, то суд руководствуется ч. 2 ст. 363 УПК РФ. О прекращении кассационного производства суд выносит определение.

Ссылка на основную публикацию