Проезд к участку

Инструкция: как оформить сервитут на проезд и проход к участку? Образец соглашения

Термин «сервитут» происходит от латинского слова «servitus», которое переводится как «подчиненное положение». Это понятийное определение зародилось еще в Древнем Риме.

В современном правоведении сервитут земельного участка определяется в качестве обременительной особенности, которая присваивается владению с правом третьего лица на ограниченное его использование.

В статье расскажем о законодательной базе для оформления ограниченного права пользования, обоснованиях для его установления, а также предоставим подробную инструкцию по проведению такой процедуры.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что означает это понятие?

Итак, попробуем разобраться, что это такое — сервитут на проход и на дорогу? У владельца участка может возникнуть необходимость перемещения по территории соседнего или близлежащего владения.

В ситуациях такого рода практикуется регистрация сервитута на передвижение по чужому владению к собственному участку.

Собственник земельного надела, нуждающийся в ограниченном пользовании, обладает узаконенной возможностью заявить о необходимости пользоваться земельной площадью соседа или иного лица с целью передвижения. Юридические или физические лица обращаются за установлением сервитута, исходя из его разумности, уместности, соответствию цели и наличия весомых причин.

Ограниченное пользование утверждается в регламентированной последовательности, предписанной законодательными актами, по согласительной договоренности участвующих сторон или по постановлению судебной инстанции. Сервитут на надел земли не становится предметом торговой операции или передачи гражданам, не признанным собственниками земли.

Правовые акты разделяют сервитут на частный и публичный (государственный). Частный вид регулирует отношение и интересы отдельных граждан. В публичном виде ограничения проявляют заинтересованность государственные структуры или местное население.

Установленное обременение предоставляет возможность выгодного взаимодействия сторон, их прав и обязанностей, согласованности в принятии компромиссного решения.

Законодательные акты

Для грамотного использования своих правовых возможностей необходимо ознакомиться с текстом статьи 274 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Она гласит, что сервитут накладывается для реализации свободного прохождения или проезда через соседнюю территорию, но не должен препятствовать эксплуатации земли по разрешенному виду.

Сервитут, установленный между собственниками, регистрируется в законном порядке. Он не отрицает собственнических прав и предоставляет владельцу обремененного надела прерогативу установления оплаты за использование своей территории в разумных пределах.

Ст. 23 ЗК РФ уточняет терминологию публичного сервитута, который может регистрироваться на определенный период или бессрочно.

Если собственность располагается на федеральных или муниципальных площадях, то срок действия не может быть больше, чем период резервирования этих наделов.

Предусматривается обращение ущемленного в своих правах гражданина в юридическую инстанцию, если определенный публичный сервитут существенным образом затрудняет деятельностную активность на земельном наделе и мешает закрепленным законом интересам собственника.

Требуется обязательная регистрация ограниченного права в согласованности, согласно с ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

Обоснования для установления

Ограниченное право использования утверждается законодательным или нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местной администрации. Он соответствует потребностям федерального масштаба, местного уровня или отдельных граждан и не требует конфискации земель у собственника.

Публичное обременение земли требуется для:

  • прохождения или пересечения на автотранспорте территории земли, включая свободную доступность для граждан береговой зоны и водоема всеобщего предназначения;
  • проведения ремонтных действий на линейных объектах и объектах транспортной структуры;
  • размещения знаков межевания и геодезии и беспрепятственного перемещения к ним;
  • прохождения сельскохозяйственного скота через территорию;
  • установленного правил сенокоса и выпаса животных;
  • временного использования земель для исследовательских работ и т.п.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Заявить требование на определение ограниченного использования по ст. 274 ГК РФ вправе:

  • собственники соседствующих земельных площадей;
  • физические лица, которым передана земельная площадь в наследство пожизненно;
  • физические лица, которым выделена земля на правах бессрочного пользования;
  • землевладельцы и землепользователи, которым затруднительно в полной мере реализовывать свои правовые возможности без определения сервитута на проезд, проход.

Не знаете нюансов процедуры?

Поможет другая статья нашего сайта!

Инструкция: как оформить частное ограниченное использование?

Сервитут назначается либо по обоюдному соглашению, либо в судебном порядке при невозможности достигнуть компромиссной договоренности.

Куда обращаться?

Для оформления согласительного договора гражданину, заинтересованному в назначении права ограниченного пользования, необходимо:

  1. Обратиться к владельцу земли, на которую при аргументированном обосновании требуется утвердить сервитут, и рассмотреть её совместное использование во взаимовыгодном ракурсе.
  2. При достижении договоренности оформить документ-соглашение сторон по назначению сервитута в письменном виде. Соглашение оформляется адекватно требованиям законодательных актов:

  • прописываются данные сторон заключаемого договора;
  • указываются кадастровые и технические информационные данные о земельном наделе;
  • дается подробная детализация вопросов, какая часть территории земли ограничивается, где она располагается, какие условия перемещения пешком или на транспортном средстве, предусматриваются сроки использования.

Составление соглашения

Госрегистрация сервитута осуществляется на основании заявления, которое подается в местном отделении кадастра и картографии или в МФЦ. В заявлении прописываются сведения:

  • о заинтересованном лице, обращающемся с прошением;
  • о земельном участке;
  • о собственнике участка;
  • о причинах, по которым востребован сервитут;
  • об условиях и обстоятельствах утверждения ограниченного пользования;
  • об отсутствии запретов для организации сервитута;
  • о списке прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документальные материалы:

  • копии подтверждающих личность документов;
  • документы на участок;
  • кадастровый план земельной территории с отметкой о сервитуте;
  • соглашение или постановление судебной инстанции;
  • разрешение администрации на ограниченную эксплуатацию земли;
  • квитанция об оплате госпошлины.

При регистрации сервитута важны следующие моменты:

  • если требуется обременение на участок в целом, то кадастровый план не предоставляется;
  • если земельная площадь, на которую в будущем будет действовать сервитут, признана общей собственностью, то требуется согласие всех владельцев.

Сроки и стоимость

Сроки регистрационных мероприятий составляют двадцать один день. Обращение в местный орган самоуправления не требует финансовых затрат. На обращение для написания соглашения в юридическую службу затрачивается от пяти до десяти тысяч рублей.

При подаче заявления на регистрацию сервитута, согласно ст.333.33 НК РФ, оплачивается госпошлина:

  • для физлица – две тысячи рублей;
  • для юрлица – двадцать две тысячи рублей.

Начало функционирования сервитута соответствует дате его регистрации в ЕГРП.

Собственник земельной территории приобретает обременение на её использование.

Во временной период функционирования ограниченного пользования не допускается:

  1. Использовать надел не в согласованности с его целеполагающим предназначением.
  2. Наносить вред экологической обстановке.
  3. Влиять на участки земли, не вошедшие в договор ограниченного пользования.

Порядок установления оплаты

На определение размера платы влияют определенные факты:

  • соразмерность материальной выгоде, возможной, если бы площадь не была обременена сервитутом;
  • показатели интенсивности эксплуатации;
  • вероятные финансовые издержки собственника, направленные на создание условий для реализации сервитута, например, содержание покрытия дорожного полотна в требуемом состоянии.

При расчете складываются показатели:

  1. Размер реального ущерба.
  2. Упущенная прибыль.
  3. Убытки и издержки.

Размер оплаты за публичный вид ограниченной эксплуатации земли прописывается в нормативном акте органа власти при условии существенного затруднения землепользования.

Плата подразделяется на:

  • единовременную, то есть оплачивается один раз полностью;
  • периодическую, то есть оплачивается регулярно на протяжении всего периода в указанном размере.

Способ выплаты определяется:

  • договором о сервитуте,
  • судебным постановлением;
  • нормативно-правовым актом.

Причинами корректив в оплате считаются:

  • существенная трансформация обстоятельств, изначально учитываемых при подписании договора;
  • изменения ограничения собственнических прав в большую или меньшую сторону;
  • вынесение судебной резолюции о коррекции платы.

Что делать при получении отказа?

Проблемой в вопросе об утверждении сервитута считается отказ со стороны собственника участка. Часто не имеет своего мотивационного воздействия факт оплаты по договору.

Собственник земли не желает соглашаться на подписание соглашения или подвергает сомнению отдельный абзац или предложение. В подобных ситуациях спор находит разрешение в суде. Разрешенная возможность пересечения участка будет регистрироваться в ЕГРП на основании судебного постановления.

При обращении в суд рекомендуется юридическое сопровождение для грамотного составления прошения, поскольку серьезная аргументация, исключающая другую возможность добраться до своей территории, приведет к удовлетворению иска.

Второй проблемой, приводящей к отказу, признаются технические ошибки в предоставлении документации. В этом варианте требуется внести верные сведения и повторить процессуальные мероприятия.

Обоснования отмены и прекращение действия соглашения

Сервитут может быть прекращен, о чем говорится в ст.276 ГК РФ. Обоснованием признаются следующие факты:

  1. Отсутствует ранее инициированная необходимость в ограниченном пользовании, о чем будет свидетельствовать соглашение о прекращении сервитута.
  2. Ограниченное пользование мешает владельцу пользоваться землей в полноценном объеме, в этом случае будет предъявлено судебное решение.
  3. Физическая ликвидация надела.
  4. Нормативный акт, согласно которому действовал сервитут, утратил свою силу.

Установление сервитута является оптимальным разрешением проблемы перемещения по территории другого собственника.

Закон требует уважения правовых норм окружающих людей и с понимания возникших в практической жизни осложнений. Решить трудности реально достижимо на взаимовыгодных условиях, а знание законодательной базы лишит надобности обращения за помощью в судебные инстанции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Проезд к участку

Есть участок, который планируем размежевать на два: 1 и 2, соответственно у каждого участка будет свой владелец. Проезд на второй участок происходит через первый. Как сделать так, чтобы была гарантированная возможность проезда к второму участку и потом не было споров в будущем.

Есть предложение выделить (отмежевать) участок под дорогу для проезда так, чтобы этим выделенным участком владели оба собственника, потом еще наложить сервитут. Насколько это гарантированная схема для избегания проблем в будущем или надо обязательно, чтобы единоличным владельцем этого выделенного участка под дорогу был владелец того участка, к которому это дорога идет.

Беспокоит, что совместное владение этим участком под дорогу может создать проблемы в будущем. Вдруг сосед первого участка захочет как-то препятствовать проезду.

Владелец первого участка не хочет отдавать целиком в собственность этот проезд, но согласен, если этим участком будут владеть оба и будет наложен сервитут. Так можно или требовать, чтобы участок под проезд целиком был в собственности второго участка, куда ведет проезд.

Ответы юристов ( 6 )

  • 7,7 рейтинг
  • 1335 отзывов

Как сделать так, чтобы была гарантированная возможность проезда к второму участку и потом не было споров в будущем.

Можно решить данный вопрос, установив сервитут:

ГК РФ Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Это наиболее рациональный вариант, требовать передачи части соседнего участка в собственность для обустройства дороги нет необходимости.

Беспокоит, что совместное владение этим участком под дорогу может создать проблемы в будущем. Вдруг сосед первого участка захочет как-то препятствовать проезду.

Соглашением с собственником соседнего участка можно детально определить все условия сервитута, в т.ч. ответственность за препятствие проезду.

В данном случае гарантии проезда первому собственнику к своему участку-это наложение сервитута. Сервитут на участок может быть наложен по письменому Соглашению (договору) между собственником обременяемого участка и собственником второго участка, которому необходим сервиуту для доступа к его участку.

Либо можно как ВЫ и указали отмежевать отдель дорогу и сделать собственникамиэтой дороги собственников обоих участков. т.е. проезд будет в общей собственности.

В обоих случаях вопрос чинения препятствий в пользовании дорогой решается в суде. Неисполнение решения суда влечет за собой взыскание исполнительского сбора в размере 5000 руб и административную ответственность по ст. 17.15 КОАП РФ:

КоАП РФ Статья 17.15. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера

1. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

разница между первым и вторым вариантом в том, что при заключении соглашения о сервитуте собственник обремененного участка вправе потребовать платы за пользование сервитутом. При втором варианте (когда оба собственники дороги) оплачивать пользование дорогой не нужно.

  • 10,0 рейтинг
  • 2883 отзыва эксперт

Добрый день. Решить указанный вопрос можно посредством установления сервитута

ГК РФ Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом сервитут подразумевает оплату за него собственнику. Если Вы не придете к соглашению о его установлении сделать это можно будет в судебном порядке, где кстати можно будет путем проведения судебной экспертизы установить и размер платы за его установление

В принципе все что Вам интересно узнать о сервитуте Вы можете почерпнуть из

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СЕРВИТУТА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК Утвержден Президиумом Верховного СудаРоссийской Федерации«26» апреля 2017 года

С уважением Евгений Беляев

Если вы намереваетесь разделить земельный участок, то такое деление должно соответствовать общим требованиям предъявляемым при разделе земельных участков, ЗК РФ:

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Если вышеуказанных ограничений нет в целях раздела, то на первый участок можно установить сервитут, который устанавливается по соглашению собственников смежных земельных участков. Соглашение о сервитуте подлежит государственной регистрации после которой на первый участок будет наложено обременение в виде сервитута, данное ограничение будет в ЕГРН. Но следует отметить, что сосед имеет требовать плату за сервитут:

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Так можно или требовать, чтобы участок под проезд целиком был в собственности второго участка, куда ведет проезд.

В случае сервитута, собственник участка обремененного сервитутом будет продолжать быть собственником, в случае если он захочет что либо изменить, то ему придется обращаться в суд для снятия обременения, но у учетом того, что есть соглашение то сделать ему это будет трудно, единственное может потребовать соразмерную плату.

Подъездные пути к земельному участку градостроительный кодекс

Ответ эксперта

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок. Прямо такого права законодательно не закреплено. Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд. В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута. Существующие проезд и проход к земельному участку являются его неотъемлемой частью. В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним (п. 4). Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Согласно п. 5.7 Строительных норм и правил РФ СНиП 30-02-97* “Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения” (утв. постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51): На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м. Более подробно мы сможем ответить на Ваши вопросы после ознакомления с документами. Обратиться Вы можете в наше Адвокатское бюро г. Москвы «Респект», предварительно записавшись по многоканальному телефону 8(495)223-94-32.

подъездные пути к земельному участку

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок. Прямо такого права законодательно не закреплено.

Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд. В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута.

Существующие проезд и проход к земельному участку являются его неотъемлемой частью. В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г.

N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним (п. 4). Согласно ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м).

постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. N 18-51): На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц — не менее 15 м; для проездов — не менее 9 м.

Минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м.

Более подробно мы сможем ответить на Ваши вопросы после ознакомления с документами.

Апелляционное определение № 33-1748/2014 от 10 июня 2014 г.

по делу № 33-1748/2014

Ссылку суда на п.

Все указанные в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости» (в ранее действовавшей редакции) требования были выполнены на стадии формирования земельного участка с согласия администрации Кааламского сельского поселения.

Считает не основанной на законе ссылку суда на отсутствие в схеме, подготовленной ООО «Земля Плюс», указания на иной подъезд, а также на отсутствие подтверждения «технических условий».

Адвокат по земельным вопросам Маковеев Сергей Иванович

Вместе с тем должен сказать, что судебная практика по таким спорам не является однородной.

Например, по одному из дел районный суд полностью удовлетворил иск моих доверителей и признал недействительным описание границ земельных участков ответчиков, и обязал их не чинить препятствия в проезде и проходе моим доверителям. Московский городской суд отменил решение в части признания недействительным описания границ земельных участков ответчиков и обязал ответчиков не чинить моим доверителям препятствия в проезде и проходе на участок.

Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары). Исходя из смысла приведенных выше норм права в их нормативно-правовом единстве следует, что надлежащим доказательством того, что спорный земельный участок мог когда-либо относиться к территориям общего пользования, является документ, который бы свидетельствовал о нахождении этого участка в границах красных линий.

Однако такой документ в деле отсутствует». По другому спору в определении Верховного Суда РФ от 13 июня 2019 г.

по делу № 307-КГ16-18929 разъяснено, что «Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

Что делать, если нет подъездных путей к участку?

06 Февраля 2019, 19:47 Ответ юриста был полезен?

+ 0 — 0 Свернуть Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Юрист, г. БаймакОбщаться в чате Считаю необходимым оспаривать результаты межевания соседнего участка и требовать устранения препятствий в пользовании Вашим земельным участком путем освобождения проезда. Согласно п. 7.5. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 г.) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров).

Адвокат по земельным вопросам Маковеев Сергей Иванович

принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права. …Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).

Как согласовать проезд к земельному участку

Если границы участка соседа определены некорректно, что препятствует доступу к собственному участку, смело подавайте в суд заявление с целью внесения изменений в кадастровый реестр в отношении участков земли, в отношении которых допущена неточность при межевании.

Часто такие ситуации могут возникать из-за захвата территории ЗОП без согласования данного действия с администрацией поселения. Собственник земельного участка, доступ к которому перекрыт, отстаивает свое право путем возвращения прежних границ участков, которые существовали до момента нарушения его прав, при этом сам пострадавший владелец не был лишен имущества. Хотите установить сервитут на соседний земельный участок?

Не знаете, что выгоднее: сельское или городское ограниченное право пользования? Ответы найдутся здесь! Законодательные акты Для грамотного использования своих правовых возможностей необходимо ознакомиться с текстом статьи 274 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Добиться организации подъездных путей к участку КФХ

(часть 1 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ) 2. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Какой минимальный проезд между участками. Подъездные пути к земельному участку

Сервитут не является самостоятельным объектом или залога. Право ограниченного пользования нельзя передавать другим лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимого имущества, для которых такое право было установлено.

В соответствии со статьей 275 Гражданского кодекса РФ во время перехода прав на землю с наличием сервитута обязательства по (ограничению) переходят новому собственнику.

Требование об установлении сервитута можно передать органам федеральной, региональной, муниципальной власти в зависимости от того, какой орган является собственником участка, но нельзя требовать предоставления сервитута от арендаторов земельного участка.

Частный сервитут устанавливается на добровольных началах.

Длительное время (с 2014 года) отсутствуют подъездные пути к земельным участкам находящимся в собственности. Собственники не могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий путем строительства жилых домов. Из за отсутствия подъездных путей нет возможности реализации Федеральной целевой программы “материнский капитал”.
В соответствии с подпунктами 5 и 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
В течении длительного времени (более 2х лет), Я неоднократно обращался в органы местного самоуправления с просьбой организовать подьездные пути к моему земельному участку,на что получал ответы что данные расходы не предусмотрены бюджетом и т,д. и т.п Так же просил разрешить мне самому сделать дорогу, но разрешение так и не дали
18.12.2014 мной был осуществлен звонок на горячую линию Совета министров Республики Крым зарегистрированный № Р-1/26178/2, мою жалобу перенаправили в Администрацию г.Алушта. Так же мной был написан информационный запрос в Министерство Транспорта Российской Федерации, на что получен ответ что осуществление дорожной деятельности относиться к компетенции органов местного самоуправления.
Так же администрация города письмом №Р-102/1041/2-1155 от 23.03.2015 сообщила что финансирование на строительство дорог в 2015г не предусмотрено.
Таким образом, с 2014года Администрацией города Алушта
не осуществляются мероприятия по обустройству улично-дорожной сети
в мрн. Мирный в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
Так же нарушен федеральный закон , а именно п. 4. ,п6.,п7 ,п9 ст. 14 ФЗ № 131
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)
обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Что делать, если соседи отмежевали и перекрыли проезд к участку?

В редакции по состоянию на 26 октября 2018 г.

Как восстановить проезд к Вашему земельному участку, если соседи этот проезд отмежевали и перегородили? Поделюсь своими соображениями.

1. Скажу сразу, что эти споры не простые и если разрешать их формально, то абсолютное большинство граждан, которым соседи перекрыли проезд, останется без защиты. Дело вот в чем.

Из содержания п.п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ следует, что территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

Согласно ст.ст. 42, 43 ГрК РФ красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории или проекта межевания территории.

В п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.) разъяснено, что «…исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи».

По градостроительному законодательству получается, если для захваченного соседом проезда документацией по планировке территории не установлены красные линии, то нет оснований утверждать, что сосед отмежевал и перекрыл территорию общего пользования.

2. По вопросу о том, как восстановить перекрытый проезд мое мнение следующее.

Практика показывает, что в большинстве населенных пунктов документация по планировке территории с красными линиями если и будет когда-либо утверждена, то очень не скоро. Тем временем недобросовестные соседи будут захватывать проезды. Споры будут возникать и разрешать их нужно не формально, а по существу.

В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Из данной нормы не следует, что речь идет только о земельных участках, формально отнесенных к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Далее. Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приведенные выше нормы не допускают самовольного занятия земель или земельных участков в рамках уточнения местоположения границ. При выполнении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, кадастровый инженер должен руководствоваться документами, указанными в законе, либо сведениями о фактическом местоположении уточняемых границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 г., редакция от 18 апреля 2003 г.) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, если сосед при межевании своего земельного участка самовольно захватил не закрытые для общего доступа государственные или муниципальные земли, через которые возможен доступ к Вашему участку, то Вы вправе оспаривать местоположение границ соседского участка и требовать освобождения проезда.

Ваши требования будут направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и устранение нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком. Применение этого способа защиты не обусловлено формальным отнесением спорного проезда к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Думаю, такая позиция имеет полное право на жизнь и подтверждается материалами судебной практики.

Например, в определении Верховного Суда РФ от 13 марта 2018 г. № 77-КГ17-37 по делу об исключении из ГКН сведений о месторасположении границ земельного участка указано следующее: «Еремин В.И., обратившись в суд с иском и уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ принадлежащего Костомаровой А.Н. земельного участка, расположенного по адресу: .
В обоснование своих исковых требований Еремин В.И. указал, что он является собственником земельного участка N по ул. в с. области. Граница земельных участков N 87 и 89 является смежной не на всем протяжении, а только в части, так как в другой ее части между земельными участками имеется земельный участок из состава земель общего пользования, которым стороны пользовались для проезда на свои огороды в соответствии со сложившимся в течение длительного времени порядком пользования. В 2015 году ответчик провел межевание границ своего земельного участка таким образом, что часть земельного участка, входящего в состав земель общего пользования и используемого сторонами для проезда, вошла в границы земельного участка N 87. Еремин В.И. полагает, что в результате указанных действий ответчика нарушен сложившийся порядок землепользования, а также его права, поскольку затруднен проезд к его земельному участку и расположенному на нем гаражу.
Решением Добринского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2016 г. исковые требования Еремина В.И. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в иске.
…Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что в 2015 году при межевании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в него включена часть земельного участка из состава земель населенного пункта, при этом согласование границ с администрацией сельского поселения и с заинтересованными лицами не проводилось.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данные кадастрового учета земельных участков Еремина В.И. и Костомаровой А.Н. не соответствуют их фактическим границам, что исключает возможность удовлетворения иска.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
…При этом судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда не учтено, что требования истца не связаны с установлением смежных границ земельных участков сторон, а сводятся исключительно к устранению препятствий в пользовании земельным участком общего пользования, включенным в границы земельного участка с кадастровым номером , то есть к восстановлению права истца на проезд по землям общего пользования к его земельному участку и гаражу».

В постановлении Президиума Московского областного суда от 11 апреля 2018 г. № 139 по делу об устранении препятствий в проезде к земельному участку, признании недействительным межевого плана, исключении сведений из ЕГРН о границах указано следующее: «К.Е. обратилась в суд с иском к Ю.Ю., Ю.О., К.Т. о возложении обязанности устранить препятствия в проезде к ее земельному участку и демонтировать ограждения, признании недействительным межевого плана земельного участка, принадлежащего Ю., исключении из ЕГРП сведений о его границах, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска сослалась на то, что она является собственником земельного участка площадью 1 800 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: . Указанным участком семья истца пользуется с 1989 года. К участку имелся единственный проезд по муниципальной земле, который располагался между земельными участками Ю-ных и К.О. В результате межевания участка Ю-ных в 2013 году, установления ответчиками ограждений с запользованием части муниципального проезда его ширина сократилась до 1,2 метра, в связи с чем стал невозможным подъезд к участку истца на транспорте.
…Заявляя настоящий иск об оспаривании кадастровых границ и обязании ответчиков демонтировать ограждения, истец ссылалась на то, что они установлены с захватом муниципальной земли общего пользования, по которой истец осуществляла проход и проезд к своему земельному участку и дому.
Данные доводы подтверждены заключением проведенной по делу судебной экспертизы. Названное экспертное заключение судом не опровергнуто и недостоверным доказательством не признано, в связи с чем у судебных инстанций не имелось оснований для выводов об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца».

Еще пример. В определении Верховного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 32-КГ18-8 по делу о признании дороги территорией общего пользования, признании недействительными результатов межевания земельных участков, решения об образовании земельных участков, восстановлении границ земельного участка указано следующее: «Солдатенко В.А. обратилась в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее — Территориальное управление), Шмелькову В.А., ООО «Поволжское агентство корпоративной безопасности» (далее — Общество), Пенькову Д.Ю., Отставному А.В., администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании дороги территорией общего пользования, признании недействительными результатов межевания земельных участков, признании недействительным решения об образовании земельных участков, восстановлении границ земельного участка.
В обоснование требований Солдатенко В.А. указала, что она является собственником земельного участка площадью 7973 кв. м с кадастровым номером и земельного участка площадью 4976 кв. м с кадастровым номером , расположенных по адресу: г. Саратов, Волжский район, пос. Зональный. На этих земельных участках истцом возведены нежилые строения. Проезд к названным строениям осуществляется через земли общего пользования, которые на основании распоряжения Территориального управления от 14 ноября 2013 г. N 372-р переданы в собственность Отставному А.В., Шмелькову В.А., Пенькову Д.Ю. и Обществу. По мнению истца, передача ответчикам земель общего пользования противоречит закону, поскольку земельные участки общего пользования не подлежат отчуждению.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 22 июня 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
…Суды указали, что земельные участки ответчиков не могут быть отнесены к землям общего пользования, поскольку эти участки не расположены в границах красных линий и не включены в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Суды также сослались на наличие возможности проезда к земельным участкам истца без использования земельных участков Отставного А.В., Шмелькова В.А., Пенькова Д.Ю. и Общества.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что с обжалуемыми судебными постановлениями согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Приведенной императивной правовой нормой предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования, в том числе занятых проездами.
Названный запрет не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
В обоснование заявленных требований Солдатенко В.А. указывала, что в частную собственность ответчиков незаконно переданы земли общего пользования, занятые проездом.
При таких обстоятельствах для правильного разрешения спора судам следовало установить, входят ли занятые проездом земли общего пользования в состав земельных участков, предоставленных в собственность Отставному А.В., Шмелькову В.А., Пенькову Д.Ю. и Обществу.
Однако в нарушение приведенной правовой нормы какой-либо оценки этому вопросу суды не дали, формально сославшись на то, что названные земельные участки не расположены в границах красных линий и не входят в состав территорий общего пользования».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1-10. Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых “строительные нормы и правила”. Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* “Пожарная безопасность зданий и сооружений” устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 “Противопожарные требования” к СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”, при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* “Генеральные планы промышленных предприятий” и СНиП II-97-76 “Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий”. При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны – при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон – при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м – не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м – не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения – при ширине их до 18 м и с двух сторон – при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 “Жилые здания”, СНиП 2.08.02-89* “Общественные здания и сооружения”, а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 “Жилые здания” сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* “Общественные здания и сооружения” аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”, устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14 комментируемой статьи требования к сквозным проходам через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях ранее содержались в СНиП 2.08.01-89 “Жилые здания”. Согласно п. 1.10 названных норм сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

15. В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи при использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось. Ранее подобное требование содержалось лишь в московских городских строительных нормах (МГСН), а также в нормативных документах рекомендательного характера.

16. В ч. 16 комментируемой статьи включено положение п. 4 Приложения 1 “Противопожарные требования” к СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка”, устанавливающее, что к рекам и водоемам следует предусматривать подъезды для забора воды пожарными машинами.

17. Часть 17 комментируемой статьи изменяет требование, которое содержится в п. 4.2.3 СП 30-102-99 “Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства”*(82), прин. постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 94*(83), и согласно которому планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в т.ч. к домам, расположенным на приквартирных участках.

18. В ч. 18 комментируемой статьи вошли следующие требования п. 5.7 и 5.8 СНиП 30-02-97* “Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения”:

на территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м: для улиц – не менее 15 м; для проездов – не менее 9 м. Минимальный радиус закругления края проезжей части – 6,0 м. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц – не менее 7,0 м, для проездов – не менее 3,5 м (п. 5.7);

на проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м (п. 5.8).

Земли населённых пунктов без подъездов к участкам.

#1 zumzum zumzum –>

#2 Ионыч Ионыч –>

  • Старожил
  • 2 175 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    #3 zumzum zumzum –>

    #4 Alderamin Alderamin –>

    Недавно узнали, что ЗОП, как таковых, в нашем коттеджном посёлке нет.
    Визуально дороги присутствуют, но ВРИ у них “Для жилых и нежилых строений”, а не “земли общего пользования”.
    Год назад девелопер “продал” эти участки своему ДНТ и теперь ДНТ не разрешает проезд к своим участкам тем собственникам, которые не согласны с политикой ДНТ и не подписывают кабальный договор на пользование имуществом ДНТ.
    ДНТ у нас не такое, каким ему положено быть. Оно из трёх человек, сотрудников девелопера, в члены никого больше не принимают, и сейчас туда никто не рвётся.
    Объяснять долго и не по существу.
    Хочу услышать ответ на вопрос:

    В соответствии с частью 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
    В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
    Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.
    В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования.
    Кто-то должен нести ответственность, что участки наши проданы БЕЗ надлежащего обеспечения проезда?

    А покупатель участка разве не должен смотреть, что покупает?

    И что нам делать, чтобы можно было по Закону проехать к своему участку?

    Это понятно.
    Но я задала вопрос – возможно ли такое? Допустимо ли законодательством? Есть чья-нибудь вина, кто подписал план застройки территории без проезда к участкам? Есть ли вина кадастровой палаты или администрации поселения?

    Вероятно, чья-то есть – такого быть не должно. Только Вам сильно легче от этого?

    #5 zumzum zumzum –>

    #6 Alderamin Alderamin –>

    “Попало” 20 коттеджн. посёлков. Вы не знаете, как у нас в России это делается?

    Когда глава района сейчас отстранён от должности как раз из-за земельных нарушений. Когда в одной связке все: местные власти, правоохранительные органы, кадастровая палата и девелопер.
    Да, я очень хочу узнать, чья вина и устранить это нарушение.

    Вы прокурор?

    Потому что нас на землях населённых пунктов отказываются включить в границы деревни, которая за забором, отказывают в установлении публичного сервитута и пр.

    #7 zumzum zumzum –>

    #8 НЕмосквич НЕмосквич –>

    Кто-то должен нести ответственность, что участки наши проданы БЕЗ надлежащего обеспечения проезда?

    чёйта хтойта должен нести ответственность за Ваше разгильдяйство кроме Вас?

    Вот здесь ещё мнения услышать хотелось. А их, походу нету.

    #9 Alderamin Alderamin –>

    Сколько уже у нас было, этих юристов. и каждый себя грамотным считал.
    Только вот пока более результативными становятся шаги, которые делаем без юристов, собирая по крупицам информацию и изучая законодательство.
    Вот здесь ещё мнения услышать хотелось.
    А их, походу нету.

    #10 vооdoo vооdoo –>

    Сколько уже у нас было, этих юристов. и каждый себя грамотным считал.
    Только вот пока более результативными становятся шаги, которые делаем без юристов, собирая по крупицам информацию и изучая законодательство.

    вам впору поменять квалификацию, заняться юриспруденцией или журналистикой к примеру

    Кто-то должен нести ответственность, что участки наши проданы БЕЗ надлежащего обеспечения проезда?

    чёйта хтойта должен нести ответственность за Ваше разгильдяйство кроме Вас?

    Сообщение отредактировал vооdoo: 29 Январь 2013 – 16:32

    #11 Saas Saas –>

    [
    . Можно еще попросить местную власть принудительно выкупить эту землю.

    #12 Амир Амир –>

    zumzum, К сожелению не знаю подойдет это вам или нет т.к. нужно выяснить было ли это комплексным освоением для жилищного строительства.
    В ЗК данный вопрос урегулирован ст. 30.2 и 38.2. Ответственность несёт арендатор участка при не исполнении условий комплексного освоения (пункты 3 и 9 ст. 30.1 ЗК). Арендодатель (в лице ОМС) несет ответственность за контроль и соблюдение условий исполнения договора аренды земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.
    Согласно п. 3 ст. 38.2. ЗК
    3. В извещении о проведении аукциона кроме сведений, указанных в подпунктах 1 – 3, 6 – 9 пункта 10 статьи 38.1 настоящего Кодекса, должны быть указаны:
    5) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем;
    6) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
    7) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
    8) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.

    В результате если Ваш девелопер приобрёл участки для комплексного освоения требуйте у ОМС или иного исполнительного органа власти, передавшего участки в аренду для комплексного освоения, контроля за условиями договора аренды участка, а так же аукционных условий торгов. При бездействии обращайтесь в прокуратуру.

    Для решения вопроса на вскидку я бы поступил так:
    собрал собрание собственников жилых помещений для сбора средств на подготовку проекта межевания с выделением границ общего пользования и направил бы его в ОМС для утверждения (если земля в собственности то сделал бы межевой план на раздел участка.

    Далее межевой план утверждается или не утверждается в ОМС или собствеником участка или не согласовывается арендатором (девелопером). При не согласовании межевого плана арендатором участка или его собственником обращаемся в суд с требованиями вынесения решения о кадастровом учете участков которые необходимы для использования жилых домов и для общих поездов.
    далее требования о передаче участков в земли общего пользования на баланс ОМС.
    Детально проблему не рассматривал т.к. у меня ситуация уже с образованными участками под ИЖС где арендатор не отдает свои права на землю для их аренды собственникам незавршенных жилых домов.

    С мнениями форумчан полностью согласен: без грамотного юриста земельщика Вам будет сложно. и цена правильная работы месяцев на 7 по 10 т.р в месяц как минимум вот вам и 70 т.р и выше за всю работу.

    Сообщение отредактировал Амир: 05 Февраль 2013 – 15:42

    Читайте также:  Можно ли оспорить сделку 1993 года
    Ссылка на основную публикацию