Приватизация земли закрывшегося сельхозпредприятия

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86
“О порядке реорганизации колхозов и совхозов”

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 912 настоящее постановление признано утратившим силу с 27 января 2003 г.

См. перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие настоящего постановления

Об образовании кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций см. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ

Настоящее постановление было дополнено постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. N 138 “О ходе и развитии аграрной реформы”

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и их органам на местах, Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей и автономных образований сформировать до 1 февраля 1992 г. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов и колхозов, и реорганизации этих хозяйств.

3. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти,администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР”.

4. Районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

5. Колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты.

При этом обязательства по государственным кредитам, использованным на строительство перечисленных объектов, переходят сельским (поселковым) Советам народных депутатов.

6. Колхозы и совхозы имеют право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).

7. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 февраля 1992 г. разработать инструкцию о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам.

ГАРАНТ:

Указанная инструкция утверждена Минсельхозом РФ и Госкомимуществом РФ 10 февраля 1992 г.

8. Стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза.

ГАРАНТ:

Об оценке стоимости имущества сельскохозяйственных предприятий см. письмо Госкомимущества РФ от 14 ноября 1994 г. N АР-9/9717

9. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.

Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.

Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.

Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.

10. Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая:

получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий;

передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;

передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив;

продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

11. Невыкупленные участки земли и хозяйственные объекты продаются на аукционе жителям населенных пунктов на территории данного хозяйства, а по истечении трех месяцев – любым иным покупателям.

12. Акции и другие свидетельства собственности, переданные при разграничении собственности сельскому (поселковому) Совету народных депутатов, могут быть использованы на те же цели, что и государственные средства.

13. Предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, имеют право покупать землю и имущество бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов.

14. Колхозы и совхозы, не обладающие финансовыми ресурсами для погашения задолженности по оплате труда и кредитам, объявляются несостоятельными (банкротами) до 1 февраля 1992 г. и подлежат ликвидации и реорганизации в течение 1 квартала 1992 года.

ГАРАНТ:

Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, см. постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081

Инициатива о признании хозяйства несостоятельным может принадлежать собранию кредиторов (кредитору), собранию (конференции) трудового коллектива (общему собранию колхозников). Заявлению подается в областную, краевую, автономной области и автономного округа администрацию. Решению о несостоятельности (банкротстве) колхоза или совхоза принимается соответствующей администрацией и публикуется в местной печати.

В несостоятельных хозяйствах комиссии по приватизации наделяются функциями ликвидационных комиссий. Они объявляют конкурс на привлечение хозяйствующих субъектов к участию в погашении долгов. Предприятия, взявшие на себя ответственность за погашение задолженности несостоятельного хозяйства, получают право на участие в его реорганизации с последующим получением в первоочередном порядке производственных фондов на сумму погашенной задолженности после выделения государственной и муниципальной собственности.

При отсутствии хозяйствующих субъектов, участвующих в погашении долгов, задолженность несостоятельного хозяйства покрывается за счет поступлений от распродажи имущества на аукционе.

К участию в аукционах допускаются преимущественно работники хозяйства. Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реализуется на аукционе, открытом для всех желающих заниматься сельскохозяйственной деятельностью на территории бывшего хозяйства.

Устанавливается следующая последовательность удовлетворения претензий к несостоятельному хозяйству:

претензии по начисленной, но не выплаченной оплате труда;

невыполненные обязательства по налогам и другим платежам в бюджеты;

обязательства по банковским кредитам;

Распределение земли и имущества, оставшегося после удовлетворения претензий к хозяйству, признанному несостоятельным, осуществляется в порядке, предусмотренном положениями настоящего постановления.

15. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом установить до 1 февраля 1992 г. перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие настоящего постановления.

Устанавливается обязанность совхозов и колхозов провести до 1 января 1993 г. реорганизацию с целью приведения своего статуса в соответствие с Законом РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.

Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе предусматривается создание комиссий, в состав которых включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Районным и внутрихозяйственным комиссиям поручено произвести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

Стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза, которые имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай. Определены формы использования выделенного пая владельцами.

Невыкупленные участки земли и хозяйственные объекты продаются на аукционе жителям населенных пунктов на территории данного хозяйства, а по истечении трех месяцев – любым иным покупателям.

Колхозы и совхозы, не обладающие финансовыми ресурсами для погашения задолженности по оплате труда и кредитам, объявляются несостоятельными (банкротами) до 1 февраля 1992 г.

Установлена последовательность удовлетворения претензий к несостоятельному хозяйству.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”

Текст постановления опубликован в Собрании постановлений Правительства Российской Федерации, 1992 г., N 1-2, ст. 9

Настоящее постановление было дополнено постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. N 138

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 912 настоящее постановление признано утратившим силу с 27 января 2003 г.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения в 2020 году

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения – это передача угодий в собственность граждан. По ст. 77 ЗК РФ объектом приватизации выступают земельные наделы, которые находятся за пределами города, используются для сельскохозяйственных нужд.

Виды земель с/х назначения

Они делятся на 2 вида:

  1. Пашни, виноградники, сенокосы, залежь.
  2. Земли, предназначенные для сел/х построек, лесополоса, дороги, овраги т.д.

В 2002 году был принят N101-ФЗ, в котором говорится об условиях и порядке передачи земель сельхозназначения. В частности, ст. 10 устанавливает, что приватизация этого вида земель возможна только на основании торгов. Граждане, ЮЛ могут получить интересующий их участок по аукциону. Организация этого процесса регулируется ст. 38 ЗК РФ.

Пункт 4 названной статьи закрепляет положение, по которому участок земли, арендуемый гражданином или организацией, выкупается в течение трех лет с момента оформления арендного договора. Но при условии целевого его использования. Уполномоченный орган, он же – собственник, принимает соответствующее решение в течение двух недель со дня передачи заявления и выкупе.

Земельные угодья с/х назначения – это особая категория, которая используется строго по назначению. Например, это может быть ведение сельскохозяйственного производства. Использование земель исключает другие формы ее хозяйственной эксплуатации. Сюда включен запрет на возведение зданий, сооружений.

Пути и субъекты приватизации

Земельные наделы предоставляются платно и бесплатно. Второй вариант доступен для физических лиц, которые пользуются землей на праве бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения. Взимание денег, кроме сборов, установленных законов, запрещено.

Субъектами приватизационного процесса выступают граждане, организации, которые выкупают землю на правах единоличной, совместной собственности.

Организации, которые имеют земельные наделы в бессрочном пользовании, обязаны их переоформить и заключить арендный договор, либо выкупить участок.

Граждане, которым были выделены участки для ведения подсобного или дачного хозяйства, для возведения построек, обязаны переоформить режим пожизненного наследуемого владения на право собственности.

На приватизацию земельного угодья могут рассчитывать граждане, которые выступают собственниками построек, стоящих на земельном наделе.

Что не может быть приватизировано

  • принадлежащие лесному, водному фонду, особо охраняемых территорий;
  • зараженные опасными веществами;
  • объекты общего пользования;
  • объекты транспорта;
  • участки, предназначенные для нужд государства и муниципальных органов.

Перечень участков, не подлежащих приватизационному процессу, не исчерпывающий.

В частности, по ст. 129, 209 ГК РФ земельные участки находятся в обороте в той мере, в какой это допускает ЗК РФ. Если в других законах содержится запрет на передачу ЗУ в собственность гражданам, ЮЛ, это говорит о запрете на приватизацию.

Способы

Ст. 13 вышеназванного закона устанавливает способы приватизации:

  1. Продажа ЗУ на аукционе, конкурсе.
  2. Публичное предложение без объявления стоимости.
  3. Внесение ЗУ в качестве вклада в УК АО открытого типа.
  4. Выкуп ЗУ.

Особенности отчуждения угодий определены в ст. 28 закона. В частности, приватизация зданий и сооружений, объектов, строительство которых не завершено, но они признаны недвижимостью может быть осуществлена. Но из этого правила существуют исключения:

  • не отчуждается земельный надел, изъятый из оборота, даже при условии, что на нем находится здание и сооружение;
  • не может быть передан участок земли, не выделяемый в натуре совместно с частью земельного участка.

Если имеет место последняя ситуация, то с приобретателями зданий и сооружений должен быть заключен договор аренды, характеризующийся множественностью лиц на стороне арендатора.

В ЗК РФ указаны лица, имеющие право на платное осуществление приватизации. В частности, это:

  • граждане, оформившие земельные наделы под ведение личного хозяйства, заключившие под эту цель аренду долгосрочного характера;
  • граждане, использующие земельный надел под ИЖС за пределами НП;
  • граждане, которые взяли земельное угодье под сады и огороды.

Приватизация на бесплатной основе доступна гражданам:

  • оформившие договор бессрочного пользования ЗУ с местными органами власти;
  • получившие от государства землю вместо собственности, которая была изъята.

Алгоритм действий

Для получения ЗУ путем приватизации необходимо предпринять ряд действий:

  • осуществление кадастрового межевания территории, которая планируется к использованию;
  • личное посещение местного органа власти;
  • составление заявки в письменном виде с просьбой о выделении земельного участка в собственность гражданам.

При этом составить заявления могут граждане, использующие ЗУ и те, которые возвели на земле дом.

Основное, о чем должны позаботиться граждане – это о подготовке, сборе документов. После их передачи в местную администрацию, она обязана в срок не позднее двух недель вынести решение о праве заявителя на приватизацию. Решение от уполномоченного органа может быть в двух формах: одобрение или отказ.

Если по определенным причинам у гражданина отсутствует необходимый документ, то власти могут предложить альтернативу. Она заключается в административном варианте перехода права собственности. Сотрудник местного органа власти, пользуясь межведомственными каналами, будет заниматься восстановлением утраченной документации без участия заявителя. На это ему отведен срок — 30 дней.

Документы для приватизации

Для осуществления приватизационного процесса необходим пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • основания, по которым происходит пользование ЗУ;
  • информация о наличии построек на территории, которую планируется приватизировать;
  • акт об осуществлении кадастрового межевания;
  • выписка из ЕГРН.

Квитанция об оплате услуг по регистрации ЗУ и заявление подается в регистрационный орган. Все бумаги передаются в двух экземплярах. Один из них – оригинал, второй – копия. Оригинал обязательно возвращается после завершения регистрации.

После завершения регистрационного процесса заявитель получает выписку из ЕГРН. Несколько лет назад она заменила бумажное свидетельство о собственности. Согласно документу, человек или организация становится собственником ЗУ. С этого момента владелец вправе продать, обменять, подарить участок.

Документы на недвижимость требуются для того чтобы уполномоченный орган понимал, что строения принадлежат заявителю на праве собственности. А также то, что они соответствующим образом оформлены. Если здание, которое стоит на приватизируемом земельном наделе, принадлежит нескольким лицам, то заявление подается от их имени, право собственности оформляется в долях. Каждому из заявителей принадлежит доля.

Выводы по особенностям приватизации земель с/х назначения:

  1. Заинтересованными в этом процессе лицами могут выступать граждане, ЮЛ.
  2. Участок переоформляется им в собственность после имеющегося на руках арендного договора, либо из режима бессрочного пользования.
  3. Приватизация может быть платной, по итогам выкупа земель у местного органа власти. Также она может быть безвозмездной.
  4. Суть приватизационного процесса заключается в том, что он закрепляет статус собственника за гражданином и ЮЛ.

Приватизация земли закрывшегося сельхозпредприятия

Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.

Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:

Читайте также:  Как выбрать юриста для разрешения жилищной ситуации (4 заблуждения)

– сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;

– не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.

Приватизация земельных участков – это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.

Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.

Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.

24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.

В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ

Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.

Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.

Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.

Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.

Некоторые особенности приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).

Субъекты приватизации – физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.

Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.

Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.

Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.

Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.

Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.

Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.

Оформление права собственности на участки

Оформление земли в собственность – процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.

Начало оформления земли в собственность – это формирование необходимого пакета документов:

– копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

– документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;

– официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;

– в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).

Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.

Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.

По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.

Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.

Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.

Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества”, называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.

В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.

Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:

– акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;

– акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;

– выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;

– иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;

– в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.

После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.

Признание права собственности на участок земли

Земля – это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.

Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.

Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.

Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.

Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.

Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.

Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.

То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.

В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.

Рассмотренный пример – один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.

Судебные споры о признании права собственности – категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.

Приватизация земли закрывшегося сельхозпредприятия

При проведение due diligence сделок с землями сельскохозяйственного назначения, нас часто просят дать пояснения как у сельских жителей возникло право на земельные доли, и может ли возникнуть такая ситуация, когда на эти земли попытаются предъявить свои права сельскохозяйственные организации, действовавшие в период приватизации.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к земельной реформе 1991 года.

Земельная реформа, начатая в 1991 году, проводилась в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

До земельной реформы и реорганизации бывших колхозов и совхозов деление земель сельскохозяйственного назначения на сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья не имело правовых последствий, так как все эти земли закреплялись за сельскохозяйственными организациями на одном праве – праве постоянного (бессрочного) пользования и находились в государственной собственности.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий и несельскохозяйственных угодий поменялся в ходе осуществления земельной реформы.

В соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Реорганизация колхозов и совхозов осуществлялась одновременно с реализацией постановления Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР от 15.03.1991 «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР». В соответствии с этим постановлением разрешалось изымать у колхозов и совхозов без их согласия все неиспользуемые ими земли, а также до 10% площади используемых сельскохозяйственных угодий. Изъятые земли зачислялись в фонд перераспределения земель, из которого органы местного самоуправления затем предоставляли земельные участки гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.

Колхозы и совхозы «потеряли» по 10% сельскохозяйственных угодий.

Оставшиеся у них 90% сельскохозяйственных угодий были поделены на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли в собственность граждан.

Все сельскохозяйственные угодья у колхозов и совхозов были изъяты и они как юридические лица остались только с несельскохозяйственными угодьями, приватизация которых не проводилась.

За созданными на базе бывших колхозов и совхозов новыми сельскохозяйственными обществами, товариществами и кооперативами несельскохозяйственные угодья закреплялись на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сельскохозяйственные угодья оказались в общей долевой собственности граждан, каждый из которых получил Свидетельство о праве собственности на землю.

Имущество колхозов и совхозов также было поделено на имущественные паи граждан в зависимости от трудового вклада конкретного гражданина и перестало быть имуществом юридического лица.

Таким образом, создаваемые новые сельскохозяйственные общества, товарищества и кооперативы получили право на использование только несельскохозяйственных угодий на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вопрос об использовании сельскохозяйственных угодий и имущества бывших колхозов и совхозов необходимо был решать на добровольных договорных отношениях с гражданами — собственниками земельных долей и имущественных паев.

Согласно ст. 116 «Понятие общей собственности» ГК РСФСР 1964 года «имущество может принадлежать на праве общей собственности двум или нескольким колхозам… либо двум или нескольким гражданам». Действующий в настоящее время ГК РФ сохранил тот же институт: «имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности» (п.1 ст. 244).

Следовательно, колхозы и совхозы, а также их правопреемники – сельскохозяйственные предприятия не являлись, и не могут являються двумя или несколькими лицами. Согласно абз. 2 п.2 ст. 48 ГК РФ они считаются юридическими лицами.

Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным общества, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.

При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (ст. 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1).

Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

В соответствии с п.6 Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.91 № 323 коллективы совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих земли на праве бессрочного (постоянного) пользования обязана были принято решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местная администрация обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю.

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 и Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», инструкции и рекомендации Роскомзема не ставят передачу в собственность граждан земель в прямую зависимость от того, реорганизовано сельхозпредприятие или не реорганизовано.

В соответствии с п. 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 и разработанного в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Читайте также:  Стена моего дома используется соседями как опора для различного хлама

Пункт 5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» в редакции, действовавшей до 1999 года, предусматривал, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Сельскохозяйственное предприятие может быть участником долевой собственности вместе с другими физическими или юридическими лицами в индивидуальном порядке. Закрепление же за ним земель сельскохозяйственного назначения на праве общей совместной собственности противоречит самому институту общей собственности, которому присуща множественность субъектов права на одну вещь.

Также не могут существовать одновременно два одинаковых права собственности на один и тот же объект (один и тот же земельный участок), с одной стороны, у юридического лица, с другой – у совокупности физических лиц: либо оба недействительны, либо право собственности на указанный объект имеется только у кого-то из них. Поскольку земельные доли, закрепленные свидетельствами за физическими лицами, последние получили в результате приватизации, то именно они являются собственниками земельных долей.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других собственников имели право продавить земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции.

Указ Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» не предписывал выдавать свидетельства о праве общей совместной или общей долевой собственности на одну и ту же землю (на один и тот же конкретный объект – земельный участок или земельный массив) одновременно и совокупности физических лиц и юридическому лицу (хотя бы последнее и было создано этими физическими лицами).

В частности, в абз. 2 п.2 Указа (единственном абзаце Указа, где речь идет одновременно о физических и юридических лицах и об их праве образовывать общую собственность) говорится, что «граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев)».

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ не содержат указаний на то, что если сельскохозяйственное предприятие не завершит реорганизацию до 1 января 1993 г., то главы районных администраций вправе своими постановлениями признать недействительной приватизацию земель. В п.3 Указа Президента от 27.12.91 № 323 записано: «колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах». Однако данный Указ и последующие нормативно-правовые акты не предусматривают каких-либо санкций за «непроведение реорганизации»

Аграрная реформа предусматривала реорганизацию и перерегистрацию колхозов и совхозов (п.3 Указа Президента РФ от 27.12.91 № 323), с одной стороны, и приватизацию земли (п.6 Указа Президента РФ от 27.12.91 № 323), с другой стороны.

Положения Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» применяются к реорганизуемым сельхозпредприятиям в том случае, если до 4 сентября 1992 г. их коллективы не принимали каких-либо решений о реорганизации и приватизации. Постановление Правительства № 708 не имеет обратной силы, и содержало правило, согласно которому, если трудовой коллектив сельхозпредприятия уже принял решение о реорганизации предприятия и приватизации земли, то оно является действительным. Данная точка зрения подтверждается и письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 14 декабря 1992 № 2-12/3227. В соответствии с данными нормативными актами, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 04 сентября 1992 г.; после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций.

Сельскохозяйственные предприятия, членам коллективов которых земля принадлежала на праве общей совместной или общей долевой собственности, в 2-недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства должны были представлять в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).

Собственники земельных долей (паев) имели право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

Собственники земельных долей (паев) без согласия других собственников имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции. При этом члены коллектива имели преимущественное право на приобретение земельных долей (паев) перед иными покупателями.

Выдел земельной доли (пая) в натуре производился с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования.

Права по выделению земельных долей (паев) в натуре не распространялись на работников сельскохозяйственных предприятий, реорганизация которых производилась в соответствии с пунктами 20-23 и 26 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года N 708».

В Письме Высшего арбитражного суда РФ от 10.01.1994 № ОЩ-7/ОЗ-8 в п. 3 указано, что «право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Свидетельство на право собственности подлежит обязательной регистрации в регистрационной (поземельной) книге».

Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли[1].

Право на земли сельскохозяйственного назначения получали граждане, а не предприятия. Прямой причинно-следственной связи между существованием реорганизованного коллективного сельскохозяйственного предприятия, его реорганизацией, и процессом возникновения у граждан права долевой собственности на землю нет.

Тем не менее, на практике встречаются ситуации, когда земельные доли передавались в имущественные паевые фонды сельхозкооперативов, или в уставный капитал сельскохозяйственных организаций иных организационно-правовых форм.

Для того, чтобы избежать в последующем неприятных ситуаций и судебных процессов, рекомендую проверять наличие или отсутствие данных фактов при принятии решения о совершении сделки с земельными долями или земельными участками, образованными из земельных долей.

[1] Данная позиция подтверждается Определением Высшего Арбитражного суда РФ от 14.01.2008 № 14382/07 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда РФ»

Приватизация земли. Сельхоз

Есть участок (в аренде):

Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения

Разрешенное использование: Для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий.

Задача: получить в собственность.

1) откинем варианты п.9 ч.2 ст. 39 ЗК (отсутствует желание ждать 3 года)

2) С землей все норм, подводные камни убираем из обсуждения сразу.

3) Предпочтительно пойти по пути п.3 ст 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”..

Коллеги, кто сталкивался с этим? Накидайте вариантов решения вопроса.

P.S. земельный кодекс и все что к нему прилагается открывал лет 12 назад, а инфа нужна исключительно для личного пользования.

Ответы юристов ( 1 )

  • 9,9 рейтинг
  • 5794 отзыва эксперт

Бесплатно получить земельный участок при указанных Вами условиях не представляется возможным,только через выкуп, если на земельном участке будут Ваши объекты недвижимости, либо по истечение 3-х лет.

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения была отменена Федеральным законом о введении в действие Земельного кодекса.

Разъяснения Верховного Суда

Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11
«О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

8. При рассмотрении споров, связанных с приватизацией земельных участков сельскохозяйственного назначения, необходимо иметь в виду следующее.

Законодательство, действовавшее до вступления в силу Закона о введении в действие ЗК РФ, фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 8 Закона о введении в действие ЗК РФ в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).

Поэтому, если приватизация земельного участка сельскохозяйственного назначения имела место до вступления в силу Закона о введении в действие ЗК РФ, установившего запрет на приватизацию таких земельных участков, обращение приобретателя участка за государственной регистрацией права собственности на него в период действия такого запрета или действия норм, не позволявших приватизировать земельные участки сельскохозяйственного назначения, само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.

В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (вступил в силу с момента его официального опубликования — с 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.

Случаи и основания передачи в собственность бесплатно земельных участков указаны в Земельном кодексе.

Земельный кодекс
Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом „Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“;

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ „О содействии развитию жилищного строительства“;

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом „Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Выкупить Вы можете ранее 3 лет и без торгов по указанному мной Выше основанию, либо зарегистрировать сельскохозяйственную организацию.

Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“;

9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств

В настоящее время действует следующий порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьян­ских (фермерских) хозяйств. Получение земельных участков для ор­ганизации крестьянских хозяйств регулируется по-разному, в зависи­мости от того, является ли гражданин членом колхоза, работником совхоза или он таковым не является. К последним относятся гражда­не, проживающие в городах и иных несельских населенных пунктах, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство. Для получения земельных участков этой категорией граждан районные (городские) администрации создают специальный земельный фонд — фонд пере­распределения.

Первоначально фонд перераспределения образовывался из земель запаса, земель, изымаемых у колхозов, совхозов, других землепользо­вателей, землевладельцев и собственников по основаниям, которые были предусмотрены п. 1 ст. 6 Закона РСФСР «О крестьянском (фер­мерском) хозяйстве» и ст. 39 ЗК РСФСР. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» эти статьи признаны недействующими.

Читайте также:  Разрешение на строительство

В фонд перераспределения передавались земли всех категорий, ис­пользуемые не по целевому назначению; предоставляемые для сель­скохозяйственного производства и не используемые в течение одного года; предоставляемые для несельскохозяйственных целей и не ис­пользуемые в течение двух лет; сельскохозяйственные угодья, выбыв­шие из оборота или переведенные в менее ценные земли; земли сель­скохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность кото­рых за последние пять лет более чем на 20% ниже нормативной, опре­деляемой по кадастровой оценке земель.

94 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю

В настоящее время в этот фонд включаются участки из состава зе­мель запаса, земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяй­ственном производстве (ст. 60 ЗК). Кроме того, в фонды перераспре­деления включаются участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных предприятий, ак­ционерным обществам, в том числе созданным на базе государствен­ных сельскохозяйственных предприятий (п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению зе­мельной реформы в РСФСР» 1 ).

Земли фонда перераспределения предоставляются крестьянским
хозяйствам, образованным в первую очередь гражданами, не являю­
щимися членами колхозов или работниками других сельскохозяйст­
венных предприятий. Лицо, желающее вести крестьянское хозяйство,
может претендовать на земельный участок лишь в том случае, если оно
удовлетворяет требованиям, установленным в ст. 4 Закона РСФСР
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Это лицо должно быть дее­
способным гражданином Российской Федерации, достигшим 18 лет и
имеющим опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную
квалификацию либо прошедшим специальную подготовку.

Чтобы получить землю для организации крестьянского хозяйства его будущий глава подает в районную администрацию по месту распо­ложения земельного участка заявление с необходимыми обоснования­ми. В заявлении указываются: цель использования земельного участка (т.е. направление производственно-хозяйственной деятельности), предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого участка, титул права на землю — собственность, пожизненное наследуемое вла­дение или аренда, а также состав членов семьи (хозяйства). Такое заяв­ление должно быть рассмотрено в месячный срок (ст. 35 ЗК). Отказ в получении участка может быть обжалован в суд.

При наличии нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Право выбора на конкурсной основе претендента на создание крестьянского хозяйства принадлежит органу местной ад­министрации, в ведении которой находится земельный участок. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хо­зяйства разрешаются в судебном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организа-

1 ВВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.

§ 3. Приватизация земли на основании административного акта-решения. 95

ций агропромышленного комплекса» 1 (в ред. от 3 августа 1998 г.) было утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и прива­тизации государственных сельскохозяйственных предприятий. В По­ложении определены условия выхода работников из таких предпри­ятий со своими земельными и имущественным паями в натуре.

Однако для отдельных сельскохозяйственных предприятий приме­няются особые условия реорганизации и приватизации. Это обуслов­лено необходимостью сохранения прежней специализации предпри­ятий, функций и определения порядка использования государствен­ной собственности. Речь идет о таких предприятиях, как государствен­ные племенные и конные заводы, государственные конюшни, иппо­дромы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия по вос­производству ценных и анадромных видов рыб.

Работники таких предприятий не вправе получить земельный пай в натуре. Они могут получить лишь его денежную компенсацию. Поэ­тому работники этих предприятий, желающие организовать крестьян­ское хозяйство, могут получить землю только из фонда перераспреде­ления. Они имеют преимущественное право по сравнению с другими претендентами как жители данной местности.

Работники совхозов и члены колхозов, уже создавшие крестьянские хозяйства на землях, выделенных им в счет земельного пая из состава земель колхоза или совхоза, тоже могут претендовать на получение дополнительных участков из фонда перераспределения, если предо­ставленного им в счет пая земельного участка недостаточно для опти­мальной организации крестьянского хозяйства. Общая площадь зе­мельного участка не должна превышать установленного предельного размера.

Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» 2 предусмотрено, что при определе­нии среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собствен­ность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельско­хозяйственных предприятий района, за исключением земель, переда­ваемых в ведение сельских, поселковых, городских администраций, Делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хо­зяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйст­ве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).

1 САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 931; СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3918.

2 ВВС РФ. 1992. № И. Ст. 561.

96 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю

В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных пред­приятии, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социаль­ной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Главы местной администрации сельских районов вправе по пред­ставлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству уста­навливать дифференцированную среднюю норму бесплатной переда­чи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.

Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства долже выделяться обычно единым массивом. Не должны затрагиваться земли, используемые под усадьбы, и земли общего пользования — вы­пасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными со­оружениями и др. За гражданами, имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный земельный участок. Решение о создании крестьянского хозяйства и выделении ему кон­кретного земельного участка является основанием для землеустрои­тельных работ и государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Законом установлено, что затраты по отводу земель и государствен­ной регистрации права собственности на землю, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической пас­портизации почв осуществляются за счет бюджета. Если крестьянское хозяйство организуется на территории, где отсутствуют объекты про­изводственного и социально-бытового назначения, государство долж­но взять на себя его первичное обустройство, строительство дорог, линий электропередачи, водоснабжение, телефонизацию, землеу­стройство, мелиорацию. Местная администрация обязана оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья.

Таков порядок получения земельных участков лицами, не являю­щимися членами колхозов и работниками совхозов и других сельско­хозяйственных предприятий, для организации крстьянских (фермер­ских) хозяйств.

Законодательством предусмотрена необходимость соблюдения иных условий для получения земельных участков в собственность для организации крестьянских хозяйств лицами, являющимися членами колхозов, работниками совхозов и иных сельскохозяйственных орга­низаций.

§ 3. Приватизация земли на основании административного акта-решения. 97

Работник колхоза, совхоза, подсобного хозяйства, а также иных сельскохозяйственных организаций, созданных на их основе, поже­лавший создать крестьянское хозяйство, выходит из этой организации со своими земельной долей и имущественным паем. Для работников организаций, специализирующихся на выполнении определенных функций, например, племенных и конных заводов, учебно-опытных хозяйств и др., и имеющих большую долю государственных капиталов­ложений, определены особые условия получения земельных и имуще­ственных долей (паев).

Правовые основы реорганизации сельскохозяйственных организа­ций и порядок определения земельной доли и имущественного пая установлены в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и при­ватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, ут­вержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 70S 1 .

Земельные и имущественные доли (паи) определяются в процессе реорганизации колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий. При реорганизации по желанию трудовых коллективов образовывались товарищества, акционерные общества, сельскохозяй­ственные производственные кооперативы, крестьянские хозяйства и их объединения. Можно было сохранить и прежнюю форму хозяйст­вования. Однако и в этом случае должно было быть обеспечено право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или адми­нистрации предприятия с выделением ему земельной доли и имущест­венного пая для организации крестьянского хозяйства.

Во время реорганизации на сельскохозяйственном предприятии образуется комиссия по приватизации земель и реорганизации колхоза или государственного предприятия. Комиссия контролирует соблюде­ние законности при выделении из хозяйства работников с имущест­венными и земельными паями (долями) и готовит проект списка лиц для получения земельного и имущественного паев в хозяйстве, кото­рый затем утверждается общим собранием (собранием уполномочен­ных) трудового коллектива колхоза или государственного сельскохо­зяйственного предприятия. С учетом материалов, подготовленных ко­миссией, общее собрание (собрание уполномоченных) трудового кол­лектива колхоза или государственного предприятия утверждает размер земельного пая (в гектарах сельскохозяйственных угодий и с определе­нием средней стоимости) и имущественные паи в стоимостном выра­жении по конкретным лицам.

САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 931.

98 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю

Размер индивидуальной земельной доли, которую работник вправе
получить из земель сельскохозяйственного предприятия, зависит от
дифференцированной среднерайонной нормы бесплатной передачи
земли в собственность из земель сельскохозяйственной организации и
количества лиц, имеющих право на земельную долю. Размер земельной
доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа
работы. В связи с этим индивидуальные доли для всех лиц, имеющих
право на получение участка из земель данной сельскохозяйственной
организации, одинаковы.

Среднерайонная норма бесплатной передачи земли в собствен­ность определяется в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан». Путем дифференциро­ванной среднерайонной нормы, умноженной на количество лиц, имеющих право на получение участка в собственность из земель сель­скохозяйственной организации, определяются размеры земель, пере­даваемых в общую долевую или общую совместную собственность.

Согласно Положению о реорганизации колхозов и совхозов и при­ватизации государственных сельскохозяйственных предприятий в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бес­платно из земель реорганизуемого предприятия, включаются: работ­ники сельскохозяйственного предприятия и пенсионеры этого хозяй­ства, проживающие на его территории; лица, занятые в социальной сфере на селе; временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и др.); лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы; лица, уволенные из сельскохозяй­ственного предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

Предусмотрено, что если площадь земельных угодий, выделенных коллективу хозяйства в собственность бесплатно, окажется меньше площади прежних земельных угодий, то приоритетное право на аренду или выкуп оставшейся части земельных угодий предоставляется граж­данам, ранее использовавшим земельные участки на праве аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств.

Права владельцев земельных долей (паев) определены в постанов­лении Правительства РФ от 4 сентября 1992 № 708 «О порядке прива­тизации и реорганизации предприятий и организаций агропромыш­ленного комплекса» (п. 16); Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г.

§ 3. Приватизация земли на основании административного акта-решения. 99

no 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (п. 5); постановлении Правительства РФ от 1 фев­раля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников зе­мельных долей и имущественных паев» 1 , а также в п.4 Указа Президен­та РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» 2 .

Собственник земельной доли без согласия других участников до­левой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсоб­ного хозяйства; продать или подарить земельную долю; обменять ее на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; пере­дать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйствен­ным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хо­зяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и по­жизненного содержания; внести земельную долю или право пользо­вания долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйствен­ной организации.

Какова правовая сущность отношений по поводу земельной доли? Право на земельную долю не может быть квалифицировано как право собственности на землю, пока эта доля не выделена в натуре (местнос­ти). Право собственности и право на выдел доли — юридически прин­ципиально разные права.

Собственность — вещное право, подразумевающее власть собст­венника в отношении конкретной вещи, а право на земельную долю — это лишь право выдела вещи — земельного участка, т.е. обязательст­венное право 3 . Соответственно земельная доля не может считаться не­движимым имуществом 4 . Земельная доля не может считаться объектом права собственности. При наличии отношений по поводу земельных долей отсутствует непосредственный объект права собственности — конкретный земельный участок, который принадлежит лицу-собст­веннику. В этом случае невозможно осуществление правомочий собст­венника земли. При неопределенности объекта права собственности невозможно фактическое обладание земельным участком. Соответст-

1 СЗ РФ. 1995. №7. Ст. 534.

2 СЗ РФ. 1996. №11. Ст. 1026.

См.: Краснов Н. И. Земельная реформа и земельное право в современной России // ГиП. 1993. № 12. С. 5. 4 См.: Сыродоев Н.А. Нотариальное удостоверение сделок с земельными долями // Бюллетень правовой информации «Земля и право». 1997. № 3. С. 6.

100 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю

венно невозможно и пользование таким конкретным объектом и тем самым распоряжение им. Распоряжение земельными долями их собст­венниками — не что иное, как распоряжение принадлежащими им обязательственными правами. Полагаем, что этот принципиально важный момент следует принимать во внимание при анализе отноше­ний, возникающих по поводу земельной доли.

Процедура приватизации земельного участка лицом — владельцем земельной доли для организации крестьянского (фермерского) хозяй­ства заключается в следующем.

Так, лицо, желающее образовать крестьянское хозяйство, должно подать заявление о выходе из сельскохозяйственного предприятия,; Если крестьянское хозяйство образуется во время реорганизации предприятия, то заявление подается на имя председателя внутрихо­’ зяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации сель­скохозяйственного предприятия. После реорганизации и прекраще­ния деятельности комиссии заявление подается в администрацию хо­зяйства.

В заявлении должна содержаться просьба оформить выход из соста­ва членов трудового коллектива хозяйства и выделить земельный учас­ток в счет причитающейся земельной доли. Указываются площадь сельскохозяйственных угодий, пашни, многолетних насаждений, се­нокосов, пастбищ и местоположение участка, а также необходимое имущество в счет имущественного пая. В заявлении должна быть ука­зана дата его принятия.

Руководители хозяйств обязаны в течение одного месяца со дня подачи заявления выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Одновременно с земельной долей выделяется и иму­щественный пай. В случае задержки выделения земли и имуществен­ного пая на руководителей хозяйств комитетом по земельным ресурсам и землеустройству может быть наложен штраф в размере трехмесячно­го оклада.

Администрация хозяйства рассматривает заявление и направляет его независимо от принятого решения вместе с протоколом или при­казом руководителя хозяйства, а также с представлением органа мест­ной администрации в районную (городскую) администрацию, ко­торая принимает решение в месячный срок. В случае нарушения этого срока виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа.

Районная (городская) администрация после изучения материалов принимает решение о предоставлении земельного участка гражданину и утверждает главу хозяйства и его членов. В случае отказа сельскохо-

Ссылка на основную публикацию