Правовые последствия отказа граждан освобождать занимаемое жилье в связи с предоставлением другого жилья в порядке улучшения жилищных условий

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Одним из условий переселения граждан является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания.

Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу. Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье. Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.

Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О. Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.

Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики. Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда. Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.

Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:

  • намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
  • ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
  • намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося.

Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан. Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами – такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий. Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.

Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.

Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.

Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица. Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.

Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.
Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты. Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:

  • предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
  • противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.

Приобретение права постановки на учет

Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.

Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?

Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:

  • сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
  • далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
  • окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.

Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.

Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.

Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.

Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.

Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.

Основания снятия с очереди на улучшение жилищных условий.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории “малоимущие”.
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, “коммерческого” найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);
3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.
Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.
Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса).
Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.
По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
– разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
– выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
– ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
– по решению суда;
– в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Читайте также:  Возможен ли обмен приватизированного жилья на неприватизированное

Как получить помощь в улучшении жилищных условий

1. Что такое жилищный учет и что он дает?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть три категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан малоимущим );
  • нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим).

С 2017 года можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий по своему выбору могут претендовать на:

3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать только на жилье, предоставляемое по договору социального найма или безвозмездного пользования.

Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений могут претендавать на помощь города Москвы после выполнения им обязательств перед жителями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нуждающихся в жилых помещениях и признанных малоимущими.

4. Как помогают людям с опасными хроническими заболеваниями?

Жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом вне очереди. При этом в новой квартире должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

5. Как помогают пожилым и инвалидам?

Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

  • инвалиды (дети-инвалиды) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования. Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

6. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

  • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
  • не состоящим на таком учете, но имеющим все основания быть на него принятыми.

Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления — 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

Во всех остальных случаях в освободившуюся комнату могут вселить кого-то из очередников жилищного учета.

7. Как получить жилье жителям аварийных и ветхих домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?

Жители Москвы, дома которых признаны в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания, а также жители Москвы, которых выселяют по другим причинам , должны обеспечиваться благоустроенными жилыми помещениями в районе проживания , за его пределами — только с письменного согласия.

Если освобождаемое жилье было занято на праве собственности, новое предоставляется также в собственность, если по договору социального найма или безвозмездного пользования — по договору социального найма или безвозмездного пользования соответственно.

Не состоящим на жилищном учете должны предоставляться равнозначные по количеству комнат и не меньшие по общей площади жилые помещения.

Состоящим на жилищном учете новое жилье предоставляется без учета даты постановки на жилищный учет и по нормам предоставления, то есть с улучшением жилищных условий и последующим снятием с жилищного учета. В зависимости от того, к какой категории очередников они относятся, могут быть также предложены альтернативные способы улучшения жилищных условий — жилищные субсидии и социальная ипотека.

Обратите внимание, о переезде по программе реновации рассказано в другой инструкции.

Могут ли выселить из служебной (ведомственной) квартиры в 2020 году, если нет другого жилья – основания, условия, порядок выселения по ЖК РФ

В российском жилищном законодательстве приведен термин выселение из служебного жилья, а также порядок и основания. Процедура наделена сложными правовыми нюансами, а судебная практика по таким вопросам неоднозначна. Поэтому обеим сторонам социального договора найма необходимо ознакомиться с регламентом процесса, а также обращаться за консультацией к юристам.

Нормативное регулирование выселения из служебного (ведомственного) жилья

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Понятие служебного жилья – это выделение определенной группы недвижимых объектов на временное использование конкретной категории лиц. Квартирантами выступают военнослужащие, осуществляющие деятельность в государственных учреждениях, муниципальных ведомствах, а также в соответствующем Министерстве.

Выселение из служебного жилого помещения является остро обсуждаемой темой, как в СМИ, так и среди ведомственных работников. Кроме того, жители таких квартир часто становятся жертвами произвола, а не знание законодательной базы собственниками нередко приводит к негативным последствиям.

Жилищный кодекс

Другие специальные законодательные акты для определенных категорий работников

Соглашение, заключенное в рамках договора найма ведомственной квартиры неравноценен документу социальной аренды. Обусловлено это тем, что первый вариант не дает возможности инициировать процедуру приватизации жильцами дома. При этом смена владельца не влечет сохранение прежних условий пользования, как происходит на основании статьи №216, 675 ГК России при соцнайме.

В ПП №487 указаны ситуации, при которых допускается расторжение жилищного договора. Так, Военной коллегией ВС РФ 21.12.09 г. было установлено, что невозможно разрывать соглашение с военнослужащим, который проработал в структурах свыше 20 лет.

Посмотрите видео: “Основания для выселения из служебного жилого помещения.”

Кроме того, в разъяснении было указано, что увольнять человека при достижении им определенного возраста недопустимо, в т. ч. по состоянию здоровья или в рамках сокращения, если сотрудник имеет выслугу свыше 10 лет.

Законные основания для выселения из служебной квартиры

ЖК России – общий нормативно-правовой документ, регулирующий вопросы в сфере ЖКХ. Невзирая на заключенный договор, в судебной практике нередко возникают ситуации, при которых происходит выселение военнослужащих и работников милиции по следующим основаниям.

Увольнение

Завершение трудового контракта, а также увольнение, обуславливает тот факт, что военного выселяют из служебной квартиры на законных основаниях. Помещение должны покинуть все лица, проживающие в нем, т. к. произошла утрата статуса государственного работника, полицейского и т. п.

Сокращение

Невзирая на категоричность положений ЖК России, военные обладают законодательными гарантиями. Таким образом, выселению не подлежат жители служебной квартиры, заселенные в нее до момента вступления в силу обновленных норм кодекса.

Более того, нельзя выгнать людей, проживающих на основании договора соцнайма, либо стоящие на таком учете. Об этом указано в ч. 2 ст. №52 ЖК РФ. В новых положениях фигурирует постановление о том, что если сотрудник попал под сокращение, его могут снять с регистрационного учета в данном помещении.

Другие причины

Дополнительной причиной, по которой выселяют из служебного жилья от Минобороны, является получение информации ведомством о наличии у человека другого объекта недвижимости. Как правило, это происходит при вступлении в наследство, оформление дарственной либо скрытие покупки жилища. В соответствии с законом, такие деяния расцениваются, как улучшение условий, что влечет, автоматическое аннулирование прав на проживание.

К сведению: только судоприставы наделены полномочиями выселять лиц, при условии, что судебное решение вступило в силу.

Задолженность

Основания для выселения военного или сотрудника государственной службы перечислены в статье №83 ЖК России. Соответственно, неуплата взносов за услуги ЖКХ на протяжении полугода, является основанием для расторжения договора.

Однако собственник обязан предоставлять доказательную базу по факту наличия задолженности, образованной не вследствие уважительных обстоятельств.

Нецелевое использование

В соответствии с правилами пользования недвижимым имуществом, указанным в статье №103, 83 ЖК России, нарушение установленных норм проживания влечет выселение. Примечательно, что эти положения являются главными, поэтому квартирантам следует изучать документ.

Так, использование дома не для проживания, а в качестве объекта для ведения бизнеса, организации увеселительных мероприятий и т. п. – законные причины для расторжения договора.

Куда должны пересилить

Вопрос о выселении лица из служебной квартиры на законных основаниях не обуславливает собственника предоставлять альтернативное помещение для дальнейшего проживания, в т. ч. общежитие, а также, если у арендаторов есть иная площадь, расположенная в населенном пункте. Но в законодательстве введен ряд поправок, касающихся вступления в силу обновленных положений ЖК России в 2005 году.

Если граждане числились на учете по улучшению условий жительства или являлись претендентами до этого периода, то их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29.12.04 г.

В остальных ситуациях лица обязаны покинуть объект недвижимости. Однако когда происходит смена прав собственности, то в соответствии с частью 1 ст.103 ЖК России, они обязаны получить иную квартиру.

Категории лиц, которых нельзя выселить из служебного жилья

В статье №103 ЖК России указана группа граждан, которых не могут выселить из служебного жилья без предоставления иного объекта недвижимости, расположенного в данном населенном пункте.

Читайте также:  Как получить заброшенный садовый участок

К таким категориям относятся следующие представители населения:

  • лица, вышедшие на заслуженный отдых по старости;
  • при наличии I или II группы инвалидности, полученной в результате травмирования при исполнении служебного или гражданского долга;
  • члены семьи военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ и других аналогичных ведомств, которые числятся в списках пропавших;
  • близкие родственники основного арендатора, который умер;
  • дети, признанные сиротами, а также не достигшие восемьнадцатилетия, оставшиеся без попечительства матери и отца.

Кроме того, после обновления жилищного законодательства, не разрешено выселять лиц, заключивших договор до 2005 года, при условии, что они относятся к следующим слоям населения:

  • ветераны Второй мировой войны;
  • члены семьи советского военнослужащего;
  • бывшие партизаны;
  • граждане с ограниченными возможностями;
  • наличие выслуги от 10 лет, проживающих в недвижимости, предоставленной Минобороной СССР;
  • матери/отцы одиночки, воспитывающие детей до 18 лет;
  • иные лица.

Когда необходимо провести процедуру аннулирования права проживания в служебной квартире, выселяться такие люди должны в другое жилое помещение с заключением договора социального найма.

Порядок выселения из служебной квартиры

Порядок выселения из служебного жилого помещения не имеет пошагового детализировано регламента в действующих российских законах. В связи этим в судебной практике появляются сложности в трактовке. В первую очередь владелец квартиры или уполномоченная компания должны направить официальную записку арендаторам с требованием освободить объект в установленный период. Затем всё будет завесить от обстоятельств и нюансов дела.

Особенности процедуры выселения из служебного жилья

Нередко квартиросъемщики игнорируют уведомление и стараются избегать контактов с представителями муниципального органа. При этом собственник не вправе использовать физическое давление и принудительно выгонять людей на улицу. В таких ситуациях необходимо обращаться в судебную инстанцию. Вопросы по выселению из служебной квартиры решаются после вынесения соответствующего постановления.

Процедура отражена в ПП ВС России №14, который также содержит информацию о том, что иной объект недвижимости для проживания можно не предоставлять. Тем не менее, суд уполномочен дать отсрочку гражданам для поиска новой площади.

В случаях, когда основание для аннулирования права пользования помещением существует, но владелец не направлял уведомление в трехгодичный период, высшая инстанция может отказать в принятии исковых требований по причине истечения срока давности .

Выселение и предоставление другой квартиры

Без предоставления другого жилья

Муниципальный орган (полиция, Министерство внутренней обороны и т. д.) или владелец собственности не обязан предоставлять иной жилой объект при выселении бывших арендаторов. Однако в любой ситуации необходимо опираться на условия заключенного договора.

Выселение семьи с маленьким ребенком

Выселение семьи, проживающей в служебной квартире с несовершеннолетним ребенком, законодательством не расценивается, как исключительный случай. Однако если дети или мать/отец входят в категорию, утвержденную в статье №103 пункта 1 части 3 ЖК России, то им обязаны предоставить другое помещение.

Если процедура наделена законными основаниями, то покинуть объект должны все. Лишение крыши над головой ребенка сложный процесс, но только в том случае, когда дело не касается ведомственного дома. Таким образом, допускается выселить из служебной квартиры, если нет другого жилья, семью с маленьким ребенком. А вот дети-сироты могут находиться на жилплощали до наступления совершеннолетнего возраста.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Пошаговая инструкция

Нередко происходят ситуации, когда вопрос выселения не может быть урегулирован в добровольном порядке. Поэтому владельцу недвижимости необходимо составить заявление и инициировать судебную тяжбу.

Если арендатор не намерен добровольно покидать муниципальную квартиру, то после разбирательства, в предоставлении иного места жительства будет отказано.

Уполномоченная организации, а также собственник не вправе применять физическое насилие или иные способы давления. Однако нанимателю рано или поздно придется покинуть жилплощадь.

Уведомление о выселении из служебного жилья

Договор пользования ведомственной квартирой подписывается на конкретный период, однако при отсутствии такого пункта, владелец недвижимости вправе расторгать договор в любой момент. Для этого требуется направить:

не позднее, чем за 90 суток.

Сроки выселения

Выселение военнослужащего или сотрудника полиции предполагает процедуру физического выноса имущества, а также аннулирование регистрации, если ранее человек прописывался в квартире. В добровольном порядке это необходимо сделать в течение трех суток. Если был суд, то в рамках 3 месяцев.

Нюансы выселения из служебного жилья

Ведомственная недвижимость не является собственностью лиц, проживающих в ней. Следовательно, заставить людей покинуть квартиру несложно. В первую очередь, для законного пользования объектом требуется заключение социального соглашения, которое в будущем будет регулировать конфликтные ситуации. Сторона, подписывающая такой договор, должна ознакомиться со всеми условиями проживания.

Могут ли выселить из служебной квартиры в никуда, если нет другого жилья

Как правило, такая ситуация может возникнуть, если спор разрешался в суде и на основании постановления гражданин должен съехать. Однако когда человек имеет статус ветерана боевых действий, недееспособен по I или II группе, то его выселение будет незаконным.

Если выселяют работника МЧС, ликвидаторов аварий

Согласно ст. №104 ч. 3 ЖК России договорные отношения о предоставлении служебного жилья действуют до конца периода контракта с МЧС. Если происходит увольнение сотрудника, то это становится причиной для прекращения пользования квартирой.

Но, когда гражданин имеет статус ликвидатора ЧС или относится к исключительной категории, необходимо рассмотреть порядок обеспечения другим помещением. Как правило, для этого следует обращаться в суд.

Выселение сотрудника МВД

Когда человек отработал во внутреннем ведомстве свыше 10 лет, то при его выселении из служебного дома, муниципалитет обязан предоставить финансы на возведение или приобретение собственного жилого имущества.

При выходе на заслуженный отдых по старости, работника МВД не могут принудительно выселить.

Если увольняют работника ФСИН, то гражданин обязан освободить квартире, которой пользовался по договору социального найма. При получении отказа покинуть жилье в добровольном порядке, хозяин объекта вправе подать иск в суд.

Выселение пенсионеров

В ст. №103 ЖК России предельно четко указано на невозможность выдворения из ведомственного жилья пенсионера. Однако при наличии другой площади у нанимателя или членов его семьи, суд может признать законным основанием для выселения.

Примечательно, что на данную процедуру не влияет способ выхода на пенсию, т. е. гражданин может уйти по старости, выработке труда или по выслуге лет. Единственным исключением является предоставление аналогичного помещения с равноценными условиями.

Как защитить свои права

В случае инициации процедуры выселения, в т. ч. получения соответствующего уведомления, нанимателю эксперты рекомендуют проанализировать ситуацию и вторично ознакомиться с договором социального найма. Если действия имеют правомочный характер, то следует съехать с квартиры.

Однако при принудительном или незаконном выселении через судебные органы, у гражданина будет больше времени на оценку обстоятельств и поиск нового жилья. В таких ситуациях рекомендуется обращаться к юристам и заниматься подготовкой документации и иска.

Основания для обращения в суд

Если будут выявлены данные обстоятельства дела, то экспатриация является неправомочной. Кроме того, пострадавшая сторона может обратиться в суд за компенсацией морального урона.

Исковое заявление

Документы направляют в ведомство по адресу расположения недвижимого имущества. Инициатором является заинтересованное лицо.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Необходимые документы

Размер обязательных платежей при подаче иска

В 2020 году на основании общего регламента рассмотрения гражданских исковых заявлений в отношении имущества, а также необходимость оценки неимущественного спора, взимается государственная пошлина в размере 300 руб. (физ. лица) или 600 р. (организации).

Судебная практика

Не рассматривается судом исковое заявление от нового хозяина недвижимости на предмет выселения человека из ведомственной квартиры. Инициировать разбирательство может только бывший владелец в лице собственника, государственного органа или местной власти.

Судебная практика указывает на то, что если сотрудника МВД увольняют по статье, либо по причине нарушений прав, выдворение осуществляется без предоставления иного помещения.

Примечательно, что суд будет рассматривать обстоятельства дела с учетом материального состояния стороны ответчика. К примеру, родитель, воспитывающий несовершеннолетнее дитя в одиночку, может получить отсрочку для поиска новой жилплощади.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда инициируется процедура выселения из ведомственного жилья, эксперты рекомендуют обращаться к юристам, которые помогут отстоять право на использование квартиры.

Если такое невозможно по ряду причин, то следует применить советы на практике:

  1. Изучить период исковой давности. В случае когда военный уже не имеет законных оснований жить в служебном доме, которым пользовался до увольнения, но с того момента и до получения уведомления прошло 3 года, исковое заявление собственника будет отклонено.
  2. При наличии действия условий, актуальных до 2005 г. и на основании статьи №108 жилищного права РФ, необходимо заявить о них на судебном заседании.
  3. Потребуется написать ходатайство об оспаривании исковых требований.

В любом случае обеим сторонам необходимо изыскать возможность решить спор в досудебном формате. При отсутствии такого подхода представить доказательную базу о незаконности проживания в служебном помещении или, наоборот, о правомочности таких действий.

Посмотрите видео: “Судебное заседание по вопросу выселения жителей из служебного жилья.”

Ухудшение жилищных условий

Высокие цены на недвижимость позволяют обзавестись собственным углом далеко не всем. На помощь приходят государственные программы по предоставлению жилья гражданам, чьи жилищные условия не соответствуют установленным нормам. И решающие значение для постановки на учет нуждающихся имеют причины ухудшения условий их проживания. “Ухудшение жилищных условий жителей РФ может стать основанием для постановки их в очередь на получение дополнительной площади от государства. На практике такую процедуру возможно осуществить лишь при условии непреднамеренного ухудшения условий проживания, что придется подтвердить документально, в том числе и таким категориям граждан, как военнослужащие.

Что является ухудшением жилищных условий

В федеральном законе четко не прописано, что можно отнести к понятию ухудшение жилищных условий. Однако жилищное законодательство трактует это как действия, в результате которых физические лица становятся претендентами на получение недвижимого имущества на социальных условиях. К непреднамеренному ухудшению жилищных условий, согласно этому, относятся:

  • вселение и одновременная прописка в дом или квартиру новых жильцов, за исключением временных. Примером тому может стать регистрация брака;
  • изменение состава семьи в случае рождения новых членов или развода;
  • обмен недвижимого жилого имущества и, как следствие, уменьшение его метража;
  • необходимый перевод части жилого помещения в нежилое, что влечет за собой изменение порядка пользования жильем;
  • отчуждение долей или целого жилого помещения, имеющихся в собственности граждан, в результате требований кредиторов или других обстоятельств;
  • выселение в судебном порядке собственника жилья и членов его семьи по причине невыполнения условий договора купли-продажи, безвозмездного пользования, коммерческого найма и др;

Важно отметить, что под ухудшение жилищных условий не попадают любые правовые операции договора аренды по инициативе желающего получить социальную недвижимость, прописка несовершеннолетних детей по месту жительства родителей, вселение родственников или супругов при соблюдении законодательных норм, а также отказ одаряемого от принятия в дар жилого имущества или дарителя от соблюдения условий договора дарения.

Кроме того, в каждом регионе действует свой закон, определяющий, какие действия можно отнести к ухудшающим жилищным условиям, поэтому при желании увеличить площадь квартиры на социальных условиях важно ознакомиться с местным законодательством.

Читайте также:  Отселение психически больного

Чтобы стать в очередь на получение социального жилья из-за ухудшения условий проживания, следует написать заявление по установленной форме и подписать всеми членами семьи. Собрать необходимый пакет документов, включая те, которые подтверждают право на получение дополнительной площади от государства, и подать все это в Департамент жилищной политики по месту проживания. Уточнить форму заявления и перечень документов можно на сайте этого ведомства или в любом многофункциональном центре (МФЦ).

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Вопрос улучшения жилищных условий такой категории граждан, как военнослужащие, регулируется ФЗ «О статусе военнослужащего», Постановлением Правительства № 512, а также ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Действия, позволяющие военнослужащим претендовать на получение социального жилья в результате ухудшения жилищных условий, практически идентичны тем, которые прописаны для остальных категорий граждан. Равно как и намеренное ухудшение условий проживания. К последнему относится распоряжение имеющимся жильем в личных интересах, чтобы получить статус нуждающихся в дополнительной площади от государства.

Так, к незаконным способам ухудшения жилищных условий относятся:

  • намеренная продажа имеющегося жилья, в том числе полученного в наследство, чтобы потом стать на учет в качестве нуждающегося в увеличении жилой площади;
  • перепланировка квартиры;
  • расторжение договора социального найма в одностороннем порядке;
  • фиктивное расторжение брака;
  • искусственное расширение семьи посредством прописки в имеющейся муниципальной площади посторонних людей, в том числе в результате заключение фиктивного брака.

При этом прописка военнослужащим в своей квартире ребенка, старых родителей и других родственников-иждевенцев, даже если это предполагает уменьшение жилой площади на человека, не относится к намеренному ухудшению условий проживания, а значит, гражданин в этом случае вполне может претендовать на получение от государства дополнительной площади.

При установлении факта совершения любых действий, относящихся к незаконному ухудшению условий проживания с целью получения квартиры, военнослужащий может лишиться права на это на 5 лет. Этот же срок ему придется выждать и после продажи, дарения или обмена находящегося в собственности имущества.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Разобраться в причинах ухудшения условий проживания для получения дополнительной жилплощади от государства часто бывает не просто, так же как и установить факт намеренного совершения противоправных действий, тем более что строгого наказания за это не предусмотрено. Однако законодательством установлен признак, по которому можно отличить намеренное ухудшение жилищных условий от естественного.

Так, если гражданин РФ уже имеет статус нуждающегося в жилой площади на момент купли-продажи или обмена находящейся в его собственности квартиры или совершения иных действий, попадающих в категорию преднамеренного ухудшения жилищных условий, его поступок нельзя отнести к правонарушению. В этом случае он останется претендентом на получение жилья от государства.

Таким образом, ухудшением жилищных условий считаются действия, приводящие к уменьшению установленного нормами метража жилой площади на человека. При подтверждении такого факта отдельные категории граждан РФ становятся претендентами на получение квартиры от государства. Однако для постановки в очередь важно сначала подтвердить естественность ухудшения условий проживания, так как часто имеют место быть случаи преднамеренных действии по снижению метража площади, что является незаконным.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий по федеральным и региональным программам – вся информация

Кто имеет право на улучшение жилищных условий — довольно актуальный вопрос. С целью организации нормальных условий проживания всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с представленным ниже материалом.

Основные законодательные положения

Государство предоставляет жилье только остро нуждающимся в улучшении условий проживания гражданам

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор права на улучшение условий проживания в России – Жилищный Кодекс РФ.

В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ.

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства).

В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим соглашениям;
  • граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в помещениях, несоответствующих нормальным требованиям условий проживания;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить его (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

Стоит понимать, что данные положения носят обобщающий характер, поэтому использовать их необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. На практике иметь право на улучшение жилищных условий может совершенно любое лицо, подходящее под описанные выше пунктов.

Определяя наличия подобного права в конкретном случае, также важно учитывать другие статьи ЖК РФ, к которым напрямую ссылается 51-ая статья (57, 58, 73 и 76 – основные из них).

Какая жилищная норма в РФ?

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся?

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения.

Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие нюансы как:

  • метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);
  • факт аварийного состояния дома;
  • наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Принцип предоставления или улучшения описанных условий заключается в том, чтобы жилье ни по какому пункту не стало хуже. Таким образом, при переселении, например, из аварийного дома гражданин не может получить жилье меньшего метража, чем было ранее.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

  • 18-32 кв.м. – на одного человека;
  • 32-44 кв.м. – для двух человек;
  • 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей.

Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее. Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить жилищную норму в вашем регионе.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий? Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий.

Однако представленные понятия достаточно обобщены. Вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями граждан, имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

  • лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в месте, которое не соответствует жилищным нормам;
  • семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;
  • граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами;
  • любая малоимущая семья;
  • прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Стоит понимать, что программы на федеральном и региональном уровне по улучшению/предоставлению жилья могут различаться. Поэтому об их условиях важно узнавать в местных, профилирующих по данным вопросам госорганах.

Среди нуждающихся в улучшении условий проживания также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

  • сиротами и детьми, потерявшими опекуна;
  • все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;
  • ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;
  • лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных законом болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на предоставление лучших жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

Как воспользоваться правом на улучшение жилья по законодательству РФ и программам господдержки?

Что нужно для того, чтобы воспользоваться своим правом на улучшение условий проживания?

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от государства. Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

  • Подтверждение необходимости в улучшении жилища.
  • Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.
  • Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны. Однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту жительства с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

  • оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;
  • правоустанавливающие бумаги на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);
  • выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;
  • при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Особо нуждающиеся категории граждан имеет право на внеочередное выделение жилья

Документы будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет.

В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение описанных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.).

В зависимости от степени необходимости жилья для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение условий проживания, достаточно много в нашей стране. Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока.

В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства (ипотека по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Как происходит улучшение жилищных условий в связи с нехваткой квадратных метров? Об улучшении жилищных условий вы можете также узнать из видео:

Ссылка на основную публикацию