Правомерны ли действия отдела соц. защиты населения

Правомерность действий органа социальной защиты населения

Здравствуйте! Мне нужна юридическая консультация по вопросу правомерности (неправомерности) действий органа социальной защиты населения.

Я ведомственный пенсионер . В 2004 году вышла на пенсию. В этом же году оформила городскую социальную доплату к пенсии (6413,20 рублей) .

В 2006 году устроилась на работу. Работала с 2006 года по 2010 год.

С 2004 года и по настоящей время (без перерыва) получала социальную доплату к пенсии.

В январе 2019 года я обратилась в отделение социальной защиты населения с заявлением сделать перерасчет региональной социальной доплаты (РСД) к пенсии до величины городского социального стандарта 17500 руб. за 2018 г. + январь2019 г. т.к. в совокупности пенсия и доплата не соответствовали городскому социальному стандарту (пенсия 9765.50, соц.доплата 6413.20 руб.).

Мне сделали перерасчет РСД с февраля 2019 года.

– С февраля по март 2019 года я получала городской социальный стандарт 17500 ( пенсия 9765.50 +7734.50 – социальная доплата).

На вопрос почему мне не сделали перерасчет социальной доплаты до городского стандарта за 2018 год ,я получила ответили ,что недоплата пойдет в счет погашения задолженности за 2010 год ,когда я работала и получала доплату.

– За май 2019 года я получила 9765.50 + 6187.60 т.е. 15953.10 руб.

На вопрос почему выплаченная сумма на соответствует городскому социальному стандарту ,в отделе социальной защиты мне объяснили, что с мая месяца у меня будут вычитать 20% от суммы доплаты за 2010 год, когда я работала и получала доплату к пенсии.

Так же я получила письмо из социальной защиты населения с протоколом о взыскании 20% и расчетом переплаты.

Выдержка из письма : 22.03.2019 в порядке межведомственного взаимодействия отделом при проверке сведений в процессе предоставления государственной функции из пенсионного фонда получена информация по форме СИЗ-5 о периоде работы с 01.06.2006 по 31.05.2010 .

1- подлежит взысканию излишние выплаченные по вине пенсионера суммы региональной социальной доплаты в период работы с 01.01.2010 по 31.05.2010

2- Удержать излишне полученную сумму региональной социальной доплаты ежемесячно по 20% до полного погашения задолженности.

Получается мне не сделали перерасчет РСД до городского стандарта за 2018 год и начали вычитать 20% от суммы социальной доплаты с мая 2019 года.

Исходя из вышеизложенного , прошу Вас проконсультировать по вопросам :

– есть ли срок давности по взысканию задолженности социальной доплаты (прошло 9 лет)?

– правомерно ли ,что мне не сделали перерасчет РСД за 2018 год до величины городского социального стандарта 17500 ( 9765.50 пенсия, 6413.20 доплата ) ?

– если есть нарушения моих прав со стороны отдела социальной защиты, то какие мои действия?

Ответы юристов ( 1 )

  • 8,1 рейтинг
  • 1234 отзыва

В соответствии с п.10 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи»

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п.12 этой же статьи

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

— есть ли срок давности по взысканию задолженности социальной доплаты (прошло 9 лет)?

В соответствии со ст. 29 Закона о страховых пенсиях, которая по аналогии применяется и социальным доплатам

1. Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании:
1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона;
3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности три года, с момента когда лицо узнало о нарушенном праве.

Но данный срок применяется только при судебном взыскании излишне выплаченных сумм РСД. При этом на случай принятия решения органом соц. обеспечения об удержании излишне выплаченной доплаты в порядке ст. 12.1 Федерального закона ” О государственной социальной помощи” данный срок неприменим.

Кроме того, соц защита указала, что известно стало о факте вашего трудоустройства 22.03.19г., следовательно решение об удержании излишне выплаченной доплаты принято в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Если только вы сможете доказать, что о факте вашего трудоустройства соц. защите было известно ранее, и в течение трех лет не было принято никакого решения, тогда можно будет попытаться оспорить решение в судебном порядке.

— правомерно ли, что мне не сделали перерасчет РСД за 2018 год до величины городского социального стандарта 17500 ( 9765.50 пенсия, 6413.20 доплата )?

Размер региональной социальной доплаты к пенсии подлежат перерасчету при изменении величины городского социального стандарта, влекущем увеличение размера региональной социальной доплаты. Поэтому я считаю, что перерасчет Вам должны были сделать, и уже из этой суммы удерживать 20 %.

— если есть нарушения моих прав со стороны отдела социальной защиты, то какие мои действия?

Полагаю, что есть нарушение в той части, что вам не сделали перерасчет. И в этой части вы можете оспорить решение соц. защиты в судебном порядке путем подачи административного искового заявления.

Правомерно ли требование центра социальной защиты о возмещении выплаченных пособий?

Здравствуйте. Я являюсь многодетной матерью, имею удостоверение с мерами социальной поддержки с 1.10.13 года. Являюсь получателем социального пособия, и детских пособий. В декабре 2014 года использовала материнский капитал на покупку квартиры (без ипотеки, только средства МК). Сейчас позвонили с юридического отдела социальной защиты и просят вернуть суммы выплаченные ими. Это социальное пособие с ноября 2014- февраль 2015 и детское пособие за 10 месяцев. Никаких заявлений о том, что я ознакомлена о том, что федеральный материнский капитал учитывается в доход я не подписывала, нас не предупреждали. Должна ли я возмещать им деньги за столько месяцев или же только за тот месяц в котором был получен материнский капитал? Так как доходы мои не превышали прожиточного минимума. И правомерно ли их истребование сейчас? Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации.

Гарантированный ответ в течение часа

В консультации принимал участие

Здравствуйте Евгения. Список источников дохода принимаемый во внимание при решении выплаты пособий четко изложен в Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512
“О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи”

1. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы”;
б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469 в подпункт “д” внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:
пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;
ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно- педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;
пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
ежемесячное пособие на ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3- летнего возраста;
ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно- исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;
е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:
доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;
доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);

Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2015 г. N 1071 в подпункт “ж” внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
См. текст подпункта в предыдущей редакции
ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;
единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;
доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;
доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;
алименты, получаемые членами семьи;
проценты по банковским вкладам;
наследуемые и подаренные денежные средства;
денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Читайте также:  Аренда земли многодетной матерью

Как видите в нем нет понятия Материнский капитал, а значит расценивать его как доход неправомерно.

    2016-05-11 22:46:13

Виктор Петров

Здравствуйте. Вот ответ социальной защиты.
Незаконно полученные пособия придется вернуть государству

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия разъясняет порядок получения пособий многодетными семьями, реализовавшими свое право на материнский капитал

Государственная система социальной защиты семей с детьми в Республике Карелия включает выплату различных пособий гражданам, в том числе тех, назначение которых зависит от доходов семьи. Среди них – социальное пособие на третьего и последующих детей до достижения ими возраста трех лет в размере прожиточного минимума и ежемесячное пособие на ребенка. Такие пособия назначаются с учетом среднедушевого дохода семьи, не превышающего величину прожиточного минимума, установленного в республике.

Малообеспеченные многодетные семьи, реализовавшие свое право на получение материнского (семейного) капитала и одновременно получающие пособия на детей, в соответствии с законодательством обязаны известить органы социальной защиты об изменении уровня доходов: при расчете среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи в денежной и натуральной формах. Учитывается и сумма материнского капитала.

Для назначения пособий граждане представляют в Центры социальной работы по месту жительства сведения о доходах всех членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления. Уведомить Центр социальной работы об изменении заявленных ранее сведений получатели помощи обязаны в течение двух недель. В случае выявления работниками центра факта недостоверности сведений о доходах семья может быть лишена права на получение государственной социальной помощи на период, в течение которого помощь оказывалась незаконно. Незаконно полученные пособия придется вернуть государству.

Вместе с тем, ничего не теряют получатели пособий, которые вовремя сообщили в Центр социальной работы об изменении сведений о доходах в связи с тем, что они реализовали свое право на получение материнского капитала. Сумма материнского капитала отражается на величине среднедушевого дохода, и семья не получает пособия в течение трех месяцев. Но по истечении этого времени снова представляются сведения о доходах за три месяца (сумма материнского капитала уже не учитывается) и пособие назначается. При этом важно, что семье будет предоставлено пособие и за те три месяца, когда его выплата была приостановлена.

Таким образом, малообеспеченная многодетная семья, получившая материнский капитал и указавшая его в доходах либо сообщившая об этом в течение двух недель в Центр социальной работы по месту жительства в конечном итоге получает выплаты за весь период.

Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РК

Очередь за субсидией

Длинные очереди, уставшие посетители, шум и у каждого своя проблема – такая вырисовывается в голове картина при словах «отделение социальной защиты населения».

Ежедневно в эти стены приходят различные люди в целях получения той поддержки или помощи, которая положена им на законодательном уровне.

Это бюджетное учреждение

Отделы социальной защиты имеются в каждом районе нашей страны. Эти учреждения входят в государственные структуры исполнительной власти. Москва и область обслуживаются Департаментом, в некоторые других регионах – Управление.

Свою деятельность отделы соцзащиты осуществляют на основании Конституции РФ, Федерального закона О социальном обеспечении, Постановлениями Правительства и другими нормативными актами федерального и регионального уровня.

Соответственно деятельность их направлена на выполнение государственных задач. А именно на работу с отдельными категориями граждан:

  • Пожилые люди;
  • Инвалиды;
  • Семьи, имеющие детей, в том числе многодетные, малоимущие;
  • Дети-сироты;
  • Лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Все вышеперечисленные категории граждан нуждаются в особой поддержке – этим и занимаются отделения социальной защиты.

Основные направления деятельности:

  • Оказание информационной помощи в вопросах реализации существующих на территории региона программ для отдельных категорий граждан;
  • Назначение всех полагающихся социальных выплат и пособий;
  • Осуществление социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;
  • Участие в вопросах опеки, попечительства и патронажа;
  • Участие в организации детского летнего отдыха (выдача путевок);
  • Выдача социальной карты москвича.

Какие виды выплат оформляются в отделениях социальной защиты

Основной мерой поддержки граждан со стороны властей являются социальные выплаты. Большинство таковых оформляются как раз в отделах соцзащиты.

Для оформления необходимого пособия гражданин должен обратиться в отдел по месту регистрации с пакетом документов, определяемым нормами российского законодательства.

Обычно в него входят документы, подтверждающие личность, документы, подтверждающие право на пользование льготой, а также дополнительные документы, в зависимости от оформляемой услуги.

Поступление денежных средств нуждающимся категориям граждан производиться за счет федерального и регионального финансирования.

  • Социальные пособия при рождении детей;
  • Компенсационные выплаты по оплате найма жилых помещений и коммунальных услуг;
  • Ежемесячные выплаты многодетным и малообеспеченным семьям;
  • Социальные выплаты детям – сиротам, а также опекунам и усыновителям;
  • Доплаты пенсионерам с целью доведения размера пенсии до прожиточного минимума;
  • Выплаты на приобретение лекарств, средств технической реабилитации инвалидам;
  • Ежемесячные выплаты Героям, ветеранам труда, участникам боевых действий.

Подробную информацию об условиях установления определенного вида пособия, а также его размерах любой гражданин может узнать, зайдя на официальный сайт департамента или управления социальной защиты.

Свои полномочия отделы социальной защиты осуществляют, взаимодействуя практически со всеми государственными учреждениями, находящимися на территории района: местная администрация, учреждения здравоохранения и образования, отделениями ЗАГСов, Пенсионного фонда, социального фонда, жилищные инспекции, трудовые инспекции.

Работа с обращениями граждан

Для удобства населения в отделениях социальной защиты существует система работы с обращениями граждан.

Любой человек, у которого возникают вопросы по обслуживанию, или имеются претензии, может направить обращение в адрес нужного отделения по обычной или электронной почте.

Обращение должно быть зарегистрировано и передано исполнителю. Ответ заявителю направляется не позднее, чем 30 дней. В случае, если ответ на запрос не был получен, заявитель может подать жалобу в вышестоящие организации.

Еще в советское время социальное обслуживание в нашей стране не имело систематизированной подхода. Особые категории граждан получали и тогда определенные меры государственной поддержки, но из-за юридической безграмотности населения и отсутствия открытого доступа к информации, многие так ими и не смогли воспользоваться.

Сегодня социальная защита – это комплексный подход к вопросам поддержки и оказания всех полагающихся определенному населению льгот.

Если у Вас остались вопросы по теме социальной защиты в РФ – знакомьтесь и другими материалами нашего сайта!

Задачи и функции отдела социальной защиты населения

Социальная защита населения — одна из основных задач государства. Направление реализуется путем проведения мер по соблюдению прав гражданина и нацелено на удовлетворение социальных потребностей личности. В России реализация социальной защиты осуществляется посредством такого института, как отдел социальной защиты. Они есть в каждом районе города.

Отдел социальной защиты

Отдел социальный защиты — специализированное бюджетное учреждение, имеющее четкую структуру, организационную форму и стандарт оказания услуг. Все люди, работающие в комитете социальной защиты населения, должны иметь соответствующую компетенцию, уровень образования и медицинскую книжку. Невозможно привлечение к работе лиц, бывших в местах заключения свободы, а также находящихся на учет в полиции.

Основные задачи ОСЗН

К основным задачам, которые должен выполнять отдел по защите прав граждан, относятся:

  1. Создание и поддержание системы соцзащиты в рамках конкретного района.
  2. Создание комфортных условий проживания для всех категорий граждан, в том числе маломобильных людей, обслуживание граждан пожилого возраста.
  3. Проведение мероприятий, направленных на улучшение демографии, поддержку семьи и здоровых отношений в ней.
  4. Проведение профилактики беспризорности, социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

А также ряд других действий, направленных на реализацию социальной политики государства, а также охраны труда и здоровья работающих граждан.

Функции ОСЗН

Среди основных функций ОСЗН, установленных Министерством и Министром здравоохранения, можно выделить:

  1. Предоставление материальной помощи в виде денежных пособий и льгот лицам, находящимся в социально опасном положении и имеющим другие основания для отнесения в нуждающуюся категорию. Выплата детских пособий из средств федерального бюджета.
  2. Создание условий свободного передвижения для инвалидов и малоподвижных граждан, в том числе пенсионеров и матерей с маленькими детьми, поддержка и социальное обслуживание граждан определенных категорий.
  3. Формирование инфраструктуры, нацеленной на удовлетворение социальных потребностей: образовательных, медицинских, досуговых и других учреждений.

Что касается остальных функций социальной защиты, то они связаны с конкретной ситуацией в регионе, состава населения, экономического уровня и других факторов.

Права несовершеннолетних детей

Базовые права несовершеннолетних определены в семейном кодексе РФ, в одиннадцатой главе. К ним относятся:

  1. жить и получать воспитание в семье;
  2. иметь коммуникацию с родителями и всеми родственниками;
  3. защищать свои интересы через официальных представителей;
  4. выражать свою точку зрения и мнение;
  5. иметь персональные данные в виде ФИО, а также их изменить;
  6. на имущество, наследство и тому подобное.

Все вышеперечисленные права закреплены законом и ни один ребенок не может быть лишен их.

Защита прав несовершеннолетних детей

Законодательством определено, что защиту прав несовершеннолетних осуществляют его законные представители — родители, опекуны или попечители. В случае, если в судебном порядке родители были ограничены в правах, то интересы ребенка будут защищать органы опеки и попечительства. Если родители или усыновители отсутствуют, то официальным представителем ребенка станет администрация учреждения, куда несовершеннолетний будет помещен.

Варианты защиты законных прав детей

Защищать интересы ребенка можно несколькими способами, приписанными в законе. Среди основных их них:

  1. Обращение в государственные органы. Например, полицию, органы опеки и попечительства. А также комитет по правам несовершеннолетнего ребенка, так как они работают по таким направлениям, как: профилактика правонарушений, проведение психолого-социальной реабилитации.
  2. Судебное разбирательство. Восстановление нарушенных прав несовершеннолетних может происходить как в рамках гражданского, так и административного процесса. Бывают случаи и уголовного порядка. Исковое заявление подает законный представитель ребенка от своего имени.

Если органы опеки и попечительства установили, что есть противоречие в интересах ребенка и родителей, то вторые не вправе представлять несовершеннолетнего.

Защита прав детей в сфере образования

Когда ребенок попадает в учебное заведение, то он приобретает новые обязанности и права. Главным является право на получение образования, притом оно включает в себя несколько подразделов:

  • учиться по индивидуальной программе, а также ускоренно или дома;
  • бесплатно пользоваться такими ресурсами школы, как библиотека и компьютерный класс;
  • дополнительно обучаться на курсах;
  • получить аттестат об образовании.
Читайте также:  Раздел имущества через три года после развода

В дополнение к этому несовершеннолетнему должны предоставить безопасные условия нахождения в учреждении и оберегать от внешнего насилия, как физического, так и морального.

Защита прав несовершеннолетнего, нарушаемых в семье

В случае если родители злоупотребляют своими правами или проявляют жестокость по отношении к ребенку, он вправе обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства. Если несовершеннолетнему уже исполнилось четырнадцать лет, то он может самостоятельно подать иск в суд.

При наличии подобного обращения со стороны детей уполномоченные органы обязаны предпринять меры по защите детских интересов. К таковым относятся: изъятие несовершеннолетнего из семьи, лишение родительских прав, арест и другое в зависимости от степени нарушения и отрасли права.

Заявление в органы соцзащиты

Осуществление защиты прав несовершеннолетних осуществляется по заявлению. Данный документ может быть оформлен либо официальным представителем, если речь идет о взаимных интересах ребенка и родителя. Либо самим несовершеннолетним или третьим лицом, если права нарушаются в семье. Документ передается в отдел по защите прав человека по месту проживания семьи.

Законом предусмотрены более серьезные наказания за нарушение прав детей, чем за аналогичные правонарушения в отношении взрослых лиц.

Восстановление нарушенных прав

Восстановление нарушенных прав несовершеннолетних происходит в судебном порядке и предполагает всесторонне разбирательство с участием, как государственных органов, так и законных представителей. В обязательном порядке будет заслушано мнение отдела по защите прав детей. При условии наличия реального правонарушения суд всегда встанет на сторону детей.

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Санкции за нарушение прав несовершеннолетних зависят от того, что именно было совершено в отношении ребенка. Ответственность регулируется несколькими кодексами.

За нарушение статей административного кодекса на родителей может быть наложен штраф.

Нарушение статей уголовного кодекса наказывается, во-первых, лишением родительских прав, во-вторых, лишением свободы.

В зависимости от формы в отношении родителя, педагога или третьего лица может быть возбуждено дело сразу по нескольким статьям.

Законодательное регулирование

К основным нормативным актам, регулирующим защиту прав несовершеннолетних, относятся:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ ст. 7, 38, 39, 41
  • Семейный кодекс ст. 121-125
  • Гражданский кодекс ст. 34, 35, 39
  • Трудовой кодекс ст. 93, 262
  • Закон об опеке
  • Постановление правительства N 423

Экстренная социальная помощь

Получателями экстренной социальной помощи являются:

– одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию;
– лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения: размер помощи до 10000 рублей;
– семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, – лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения: размер помощь до 7000 рублей на каждого члена семьи;
– гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), – лицо, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства: размер помощи до 50 000 рублей;
– семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), – лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства (размер помощи до 30 000 рублей на каждого члена семьи;
– гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, – лицо, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации: размер помощи устанавливается распоряжением Губернатора Московской области на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию;
– семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы – супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан, имевших место жительства в Московской области: размер помощи устанавливается распоряжением Губернатора Московской области на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию.

При поступлении в территориальное подразделение Министерства заявлений от членов одной семьи в случае кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, экстренная социальная помощь предоставляется в равных долях каждому заявителю. Отказ одного из членов семьи от получения экстренной социальной помощи в случае кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, в пользу другого члена семьи оформляется письменно.

Экстренная социальная помощь, в том числе повторная, оказывается на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи, предоставленного по месту жительства лица (лиц), имеющего право на ее получение, в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области или МФЦ. Если пострадала семья, заявление может быть подано одним из членов семьи.

В заявлении указывается способ получения экстренной социальной помощи (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи либо через кассу территориального подразделения по месту жительства заявителя).

По усмотрению заявителя заявление может быть подано лично, почтовым отправлением или через портал государственных или муниципальных услуг.

Кроме заявления необходимо предоставление:

а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации (подлинник и копия для сверки);
б) документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего члена семьи заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) свидетельства о браке (о расторжении брака) (подлинник и копия для сверки);
г) свидетельства о рождении ребенка (подлинник и копия для сверки);
д) документа, подтверждающего место жительства в Московской области, выданного органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность)(если нет на руках, запрашивается МФЦ);
е) выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя (если нет на руках, запрашивается МФЦ).

К документам, подтверждающим доходы и трудную жизненную ситуацию, относятся:

а) документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца (подлинник и копия для сверки), предшествующих месяцу подачи заявления (в случае пенсии, если нет в наличии, запрашивается МФЦ); );
б) справка, подтверждающая факт установления инвалидности(подлинник и копия для сверки);
в) документ, подтверждающий факт установления пенсии (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
г) заключение (справка) медицинской организации, подтверждающее наличие заболевания (болезни)(подлинник и копия для сверки);
д) свидетельство о смерти (подлинник и копия для сверки);
е) трудовая книжка (подлинник и копия для сверки);
ж) справка органов службы занятости о регистрации гражданина (члена его семьи) в качестве безработного (для неработающих членов семьи трудоспособного возраста, за исключением обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях) (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
з) постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения документов и (или) денег (подлинник и копия для сверки).

Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в трудной жизненной ситуации, заявитель вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию.

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае повреждения (утраты) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), относятся:

а) справка Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (если нет в наличии, запрашивается МФЦ);
б) акт обследования поврежденного (утраченного) жилого помещения (имущества, находящегося в нем) Комиссии, создаваемой из представителей территориального подразделения Министерства, по решению руководителя территориального подразделения Министерства.

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае причинения вреда здоровью, относятся:

а) заключение судебно-медицинской экспертизы о степени тяжести вреда здоровью (подлинник и копия для сверки);
б) постановление уполномоченного органа о признании потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (подлинник и копия для сверки);
в) документы, подтверждающие произошедшее стихийное бедствие, техногенную аварию, террористический акт, взрыв бытового газа (запрашивается МФЦ).

К документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае человеческих жертв, относятся:

а) постановление уполномоченного органа о признании потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (подлинник и копия для сверки);
б) документы, подтверждающие родство с погибшим (умершим) (подлинник и копия для сверки);
в) свидетельство о смерти погибшего (умершего) (подлинник и копия для сверки);
г) заключение судебно-медицинской экспертизы о причине смерти (подлинник и копия для сверки);
д) документ, подтверждающий место жительства в Московской области погибшего (умершего)(если нет на руках, запрашивается МФЦ);
е) документы, подтверждающие произошедшее стихийное бедствие, техногенную аварию, террористический акт, взрыв бытового газа (запрашивается МФЦ).

Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, заявитель, кроме документов, указанных выше вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие кризисную ситуацию.

В случае отсутствия у заявителя копий представленных документов их изготовление обеспечивается специалистом территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление в случае кризисной ситуации может быть подано в течение шести месяцев, следующих за месяцем, в котором наступили обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления экстренной социальной помощи.

Деятельность отдела социальной защиты населения

На техническом уровне управления в социальной работе рассмотрим деятельность отдела социальной защиты на примере отдела социальной защиты (ОСЗН) населения по Фрунзенскому району управления социальной защиты населения администрации города Владивостока Приморского края.

Для определения места отдела в управлении социальной защиты населения г. Владивостока рассмотрим рис.6.

Отдел социальной защиты населения по Фрунзенскому району администрации города Владивостока является структурным подразделением управления социальной защиты населения администрации г. Владивостока.

Источниками финансирования являются бюджеты всех уровней. Финансирование осуществляется в порядке, установленном органами, производящими выделение денежных средств.

В состав отдела входят следующие сектора:

– по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми;

– семьи, материнства и детства;

– по назначению и выплате детских пособий;

– бухгалтерского учета и контроля.

Основными целями деятельности отдела являются:

1. Работа с населением по разъяснению порядка реализации льгот, предусмотренных

Федеральными законами, ведется на основании следующих федеральных законов:

а) «О ветеранах» №535-ФЗ от 12.01.1995 г.;

б) «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.1996 г.;

в) «О реабилитации жертв политических репрессий» №1761-от 18.10.1991 г.;

г) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №184-ФЗ от 24.11.1995 г.;

д) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.03.1999 г.;

е) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 09.05.1995 г.;

ж) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 179-ФЗ от 24.11.1995 г.

И Указом президента РФ «О предоставлении льгот бывшим узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» №1235 от15.10.1992 г., Указом президента РФ №431 от 05.05.1992 г., «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и другими нормативными актами;

Читайте также:  Родственники оспорили завещание

2. Реализация на территории Фрунзенского района решений и постановлений краевой и городской администрации по вопросам социальной защиты населения;

3. Обеспечение правильного и своевременного назначения и выплат, установленных законодательством ежемесячных пособий на детей, компенсационных и других социальных выплат в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством Приморского края;

4. Организация работы по привлечению внебюджетных средств для финансирования программы социальной помощи населению района.

Функции и деятельность отдела.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами:

1) выявляет причины и факторы социального неблагополучия малообеспеченных групп населения, их потребности в помощи, обследует по месту жительства, ставит на учет и вносит предложения в управление социальной защиты населения по оказанию им социальной поддержки;

2) осуществляет реализацию постановлений, распоряжений администрация города и городскую программу социальной поддержке малообеспеченные слоев населения на территории района;

3) формирует базу данных: льготных категорий граждан, получателей пособий, компенсационных выплат, ведет их учет, производит выплаты;

4) ведет сбор документов на оформление удостоверений о праве на льготы;

5) по поручению управления представляет данные для сверки с организациями, предоставляющими льготы, в соответствии с Федеральными законами для возмещения расходов из Федерального бюджета и Федерального Фонда компенсаций;

6) распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

7) ведет бухгалтерский учет денежных средств, материальных ценностей в соответствии с собственной сметой доходов и расходов, утвержденной вышестоящим руководителем;

8) ведет учет лиц из числа жителей района, нуждающихся в обеспечении индивидуальными средствами передвижения, санаторно-курортном лечении, определении в дома-интернаты общего и специализированного типов, в надомном обслуживании и выполняет конкретные решения по этим вопросам;

9) готовит первичные документы по оформлению попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами в форме патронажа в соответствии с законодательством;

10) организует выдачу гуманитарной помощи населению района;

11) предоставляет в управление социальной защиты населения планы, статистические отчеты и отчеты о проделанной работе в установленные сроки;

12) рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, своевременно готовит ответы на них;

13) оформляет и выдает листы поездных талонов льготным категориям граждан;

14) организует работу с дезадаптированными лицами; лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

15) при обеспечении соответствующих условий организует работу по социальной реабилитации инвалидов, профессиональному обучению инвалидов, содействует в постановке на учет в службе занятости населения, направляет для обучения в высшие и профессионально-технические учебные заведения детей – инвалидов;

16) осуществляет меры по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, представляет предложения в управление по организации занятости, трудоустройства, оздоровления и отдыха детей, состоящих на учете в отделе;

17) проводит прием граждан по вопросам социальной защиты;

18) представляет в управление социальной защиты населения предложения по улучшению условий труда, созданию сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) и использованию программного обеспечения в работе всего отдела, обеспечения персональными ЭВМ.

Сфера деятельности.

Отдел организует свою работу по следующим направлениям:

– по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми;

– по вопросам социальной помощи семье, материнству и детству;

– по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей;

– по организации бухгалтерского учета и контроля.

Основные формы работы отдела:

– организация работы по делопроизводству и документационному

– обеспечению отдела согласно номенклатуре дел;

– формирование архива документов.

Основные нормативные документы, используемые данной организацией.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, законом ” Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ “, Законом Приморского края ” О внесении изменений и дополнений в Закон Приморского края», ” О муниципальной службе в Приморском крае “, приказами, постановлениями, распоряжениями Главы администрации г. Владивостока, приказами, распоряжениями начальника УСЗН администрации г. Владивостока, приказами начальника ОСЗН по Фрунзенскому району г. Владивостока, а также Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, распоряжениями губернатора края: № 1096 от 29.09.1999 г. “Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка “, № 120 от 28.02.2002г. ” Об утверждении Порядка погашения кредиторской задолженности по государственным пособиям гражданам, имеющим детей “, № 119 – ФЗ от 04.06.1997г. ” Об исполнительном производстве “; приказами и инструкциями Министерства труда и социального развития РФ и уставом г. Владивостока.

Описание работы с клиентами.

Отдел осуществляет на территории Фрунзенского района г. Владивостока работу по социальной защите нетрудоспособного населения и малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения.

Клиенты принимаются три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам. Количество клиентов составляет примерно от 90 человек в неделю, их возраст варьирует от 14 до 60 лет.

Проблемы, с которыми обращаются в данную организацию, разнообразны.

Например:

– для получения пособий на детей, единовременного и ежемесячного; в случае возникновения задолженности по выплате детских пособий; при недостатке материальных средств к существованию;

– по вопросам назначения опекунства; а также при смене места жительства в связи с переездом в другой район и перенесении места выплаты пособий.

В ОСЗН оказываются услуги по предоставлению путевок для улучшения здоровья в курортной зоне или доме отдыха.

При обращении клиента в организацию с ним проводится беседа (по форме интервью) и составляется акт обследования материально – бытовых условий и семейного положения по следующему плану. Определяется категория семьи (полная, неполная многодетная, опекунская, с ребенком инвалидом, с родителем инвалидом), Ф.И.О. клиента и членов его семьи; наличие детей, их возраст и посещаемость ими детских учреждений; состояние здоровья членов семьи; основные источники дохода (зарплата, пенсия, алименты) и дополнительные; жилищные условия, размер жилой площади.

Анализируется наличие:

– предметов первой необходимости и предметов роскоши;

– наличие в семье транспорта, приусадебного участка, дачи, огород.

На основе этого принимается решение, в чем нуждается семья, и какая помощь ей будет оказываться.

Для решения проблем клиентов часто необходимо привлечение других организаций, поэтому отдел взаимодействует:

– с предприятиями, организациями всех форм собственности и общественными объединениями по вопросам организации работы в области социальной политики и по предоставлению льгот предусмотренных Федеральными Законами;

– с государственными учреждениями Пенсионного Фонда Приморского края по обмену необходимой информации;

– с учреждениями государственной службы медико – социальной экспертизы по вопросам определения инвалидности и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Перечень оказываемых услуг в ОСЗН:

– назначение, перерасчет и выплата пособий;

– прием граждан и проведение консультаций по вопросам назначения и выплат пособий на детей;

– выдача справок в суд о задолженности по выплате пособий;

– выдача удостоверений одиноким матерям при обращении последних в суд или отдел субсидий;

– осуществляется помощь семье при определении детей в школы, детские сады и т.д.; определяет статус – иждивенца, опекуна, однофамильца;

– подготавливает дела для отправки в другие отделы и управления; оформляет ходатайство в фонд социального страхования, оказывает помощь малообеспеченным группам населения, производит льготные выплаты, обеспечивает людей с ограниченными способностями индивидуальными средствами передвижения и гуманитарной помощью, выдает проездные талоны льготной категории граждан, содействует в установлении инвалидности, в реабилитации инвалидов, трудоустройстве, оздоровлении и пр.

В ОСЗН может обратиться каждый нуждающийся в помощи человек практически по любому вопросу, поделиться своими трудностями и получить как материальную, так и психологическую поддержку.

Персонал в отделе работает, каждый из сотрудников выполняет свои обязанности согласно должностным инструкциям. Это профессионалы своего дела, знающие права граждан и защищающие их в меру своей компетенции и закона.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой управление?

2. Назовите уровни управления.

3. Приведите значения менеджмента в социальной работе.

4. Раскройте понятия субъекта, объекта, управления в социальной работе.

5. Кто осуществляет управление социальной работой на институциональном уровне?

6. Приведите функции Министерства здравоохранения и социального развития.

7. Кто осуществляет организацию предоставления социальных гарантий, социального обслуживания? Осветите функции.

8. Кратко осветите положение об управлении социальной защиты администрации Приморского края.

9. Какова структура управления социальной защиты администрации Приморского края, и какие функции выполняют отделы?

10. Структура и функции отдела социальной защиты по Фрунзенскому району г. Владивостока.

Планирование как функция управления.

Сущность функции планирования

Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект. Объектами управления являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, взаимоотношения между людьми при оказании социальной помощи. Функция планирования является функцией предварительного управления наряду с прогнозированием.

Социальное планирование – метод социального управления, суть которого состоит в определении и обосновании целей, задач и темпов развития социальных процессов и в разработке основных средств их реализации.

В настоящее время социальное планирование сосредоточилось на территориальном уровне, где объектами являются город, область, регион. Социальное планирование имеет характер социальных прогнозов и ориентировано на решение специфических задач, тесно связанных с территорией социальных и экономических проблем – занятости населения, социальной защиты населения, охраны его здоровья, развития сферы социально-культурного обслуживания, экологии и др.

Планирование представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого необходимо, когда делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.

Мы с вами будем рассматривать процесс стратегического планирования. Стратегической целью социальной работы является наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите.

Слово стратегия произошло от греческого «искусство генерала». Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Необходимо помнить, что само по себе стратегическое планирование не гарантирует успеха.

Это подтверждает то, что все функции управления взаимосвязаны.

Стратегическое планирование обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок; дает основу для принятия решения; способствует снижению риска для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, а также создает единство общей цели внутри организации.

Этапы стратегического планирования

1. На первом этапе планирования существенным решением является выбор целей организации.

Основная общая цель организации, т.е. четко выраженная причина ее существования, обозначается как ее миссия (ответственное задание, роль, поручение). Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Формулировка миссии должна содержать:

1. Задачу организации с точки зрения ее основных услуг, ее основных потребителей, основных технологий – т.е. какой деятельностью занимается организация;

2. Факторы внешней среды по отношению к организации;

3. Культуру организации – какого типа рабочий климат существует в организации, каких людей привлекает этот климат.

Например, миссия управления социальной защиты – удовлетворение социальных потребностей населения. Миссией центра социальной помощи семье и детям является оказание комплексной помощи и поддержки семьи и детей.

Некоторые руководители не придают значения выбору миссии. Особенно это относится к руководителям коммерческих организаций. Они считают, что миссия – получение прибыли.

Миссия представляет значение для организации, но и ценности и цели руководителей высших уровней влияют на организацию. Исследователи отмечают, что стратегическое поведение находится под влиянием ценностей (Игорь Ансоф). Гут и Тигири установили 6 ценностных ориентаций, которые воздействуют на принятие управленческих решений, а также, что от них зависят выбранные цели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9669 – | 7406 – или читать все.

Ссылка на основную публикацию