Порядок расчета и взыскания исполнительного сбора

Как уменьшить или отменить исполнительский сбор?

Практически по каждому взыскиваемому долгу судебные приставы выставляют исполнительский сбор. Это дополнительное «наказание» для тех, кто не погасил долг вовремя. Однако есть случаи, когда должник может добиться снижения исполнительского сбора или вообще его полной отмены. Специально для читателей сайта Odolgah.com рассказываем, как и когда можно снизить или отменить исполнительский сбор приставов.

Что такое исполнительский сбор?

Исполнительским сбором называют денежное взыскание, которое накладывают на должника по исполнительному производству в случае, когда он не исполняет решение суда в сроки для добровольного исполнения.

На исполнение решения суда в добровольном порядке судебные приставы дают 5 дней с даты, когда должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства (нерабочие дни не считаются). Если 5 дней прошли, а долг не погашен, пристав может запускать принудительные меры исполнения — от обращения взыскания на счета и запрета выезда за границу до удержаний из зарплаты и исполнительского сбора.

Существуют решения, подлежащие немедленному исполнению. Должнику в таких случаях даются всего сутки на исполнение решения. Если за сутки решение не исполнено, приставы выносят постановление об исполнительском сборе.

Размер исполнительского сбора

Размер исполнительского сбора по взысканию денежных сумм единый — 7% от суммы долга по решению суда, но минимум 1000 рублей с должника — гражданина (в т.ч. ИП) и 10000 рублей с должника-организации. Эта сумма взыскивается сверх суммы долга по решению суда и зачисляется в федеральный бюджет.

Есть несколько нюансов по начислению исполнительского сбора:

  • По требованиям неимущественного характера (например, обязание выполнить какие-то действия — вселить, выселить, передать и т.п.) — исполнительский сбор фиксированный — 5000 рублей с граждан и индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч рублей с организаций.
  • При частичном исполнении решения — исполнительский сбор будут считать от неисполненной части долга. Сумма берется на следующий день после окончания срока на добровольное исполнение.
  • По долгам в валюте — исполнительский сбор все равно взыскивается в рублях. Для расчета исполнительского сбора приставы переводят сумму долга из валюты в рубли по курсу ЦБ на дату постановления об исполнительском сборе (ч.7 ст.72 ФЗ об исполнительном производстве).
  • По алиментным долгам и другим периодическим платежам — исполнительский сбор считается отдельно по каждой сумме задолженности (п.4 ст.112, ч.5 ст.102 ФЗ об исполнительном производстве).
  • По решениям суда о взыскании долга и обращении взыскания на заложенное имущество — исполнительский сбор рассчитывается только от взыскиваемой суммы долга.

Обязательные условия для взыскания исполнительского сбора

В письме ФССП России от 08.07.2014 №0001/16 (методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора, утв. ФССП России 07.06.2014) приведены 4 условия, при которых может быть вынесено постановление об исполнительском сборе:

  1. Истек срок на добровольное исполнение.
  2. Есть документальное подтверждение того, что должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства / отказался от его получения.
  3. Должник не исполнил требования исполнительного документа.
  4. Должник не предоставил доказательств невозможности исполнения из-за непреодолимой силы.

Как не платить исполнительский сбор?

Есть несколько законных способов избежать уплаты исполнительского сбора приставам или снизить его размер.

1. Предоставить приставу доказательства объективной невозможности исполнения.

Как должник, вы можете предоставить приставу доказательства того, что не могли исполнить его требования вовремя по причине непреодолимой силы. Имеются в виду чрезвычайные обстоятельства, которые в данном случае никак нельзя было предотвратить. Открытого перечня или примера этих обстоятельств в законе нет. Предоставление таких доказательств должником в силу части 2 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве препятствует установлению исполнительского сбора. Находились на лечении в стационаре, уезжали в длительную служебную командировку или в отпуск за границу? Попробуйте принести приставу подтверждающие документы, чтобы избежать выставления исполнительского сбора еще на начальной стадии. Конечно, при этом надо все-таки постараться погасить долг в кратчайшие сроки.

2. Оспорить постановление пристава об исполнительском сборе.

Этот вариант подойдет в случае, когда приставы допустили серьезные нарушения при назначении исполнительского сбора. Оспорить постановление пристава об исполнительском сборе можно только через суд: административное исковое заявление подается в порядке главы 22 КАС РФ. Взыскателя нужно указать в иске заинтересованным лицом. Госпошлину за административный иск к приставам платить не надо.

  • Приостановление исполнительного производства или постановления пристава — в чем разница?
    При оспаривании постановления пристава можно требовать приостановления либо исполнительного производства (по п.3 ч.1 ст. 39 ФЗ об исполнительном производстве), либо действия постановления об исполнительском сборе (мера предварительной защиты или обеспечительная мера, ч.1 ст.140 ГПК РФ и ст.223 КАС РФ). В первом случае речь идет о временной «паузе» по всему исполнительному производству или отдельным мерам принудительного исполнения и действиям приставов (обращение взыскания, аресты и пр.). Такое ходатайство рассматривают в судебном заседании в 10-дневный срок с извещением сторон. Во втором случае приостанавливается только взыскание исполнительского сбора, заявление рассмотрят без вызова сторон на следующий рабочий день.

Срок на подачу административного иска об оспаривании действий и постановлений приставов — всего 10 дней с даты, когда вы узнали о нарушении вашего права (получили постановление об исполнительском сборе). Если вы пропускаете этот срок, суд всё равно должен принять иск к производству. Но будьте готовы сделать ходатайство о восстановлении срока и документально доказать, что не смогли подать иск вовремя по уважительным причинам. При отсутствии таких доказательств по административному иску об отмене постановления приставов может быть вынесено отказное решение.

Кстати:
Верховный Суд РФ в постановлении Пленума №50 от 17.11.2015 (п.74) объяснил, что в деле об оспаривании постановления пристава об исполнительском сборе суд может также разрешить вопрос об отмене или уменьшении размера сбора.

3. Попросить суд уменьшить или отменить исполнительский сбор

Если обжаловать постановление об исполнительском сборе не удалось, можно попробовать его отменить или уменьшить через суд. Такая возможность предусмотрена статьей 112 ФЗ об исполнительном производстве. К сожалению, суд не может снижать размер исполнительского сбора произвольно: максимум его можно уменьшить на одну четверть. Для уменьшения исполнительского сбора или его полной отмены вам придется доказывать, что у вас были какие-то непредвиденные и непреодолимые обстоятельства, которые помешали закрыть долг за 5 дней.

Для снижения размера исполнительского сбора или его отмены придется подавать в суд исковое заявление. Госпошлину за подачу такого иска платить не надо.

  • Приостановление исполнительного производства.
    При подаче иска об уменьшении / обмене исполнительского сбора приостановка исполнительного производства возможна без суда, на основании постановления пристава. Приостановить ИП можно полностью или частично на время, пока суд рассматривает иск об уменьшении или отмене исполнительского сбора (п.6 ч.1 ст.40 ФЗ об исполнительном производстве). Для приостановки постарайтесь сразу же получить в суде определение о принятии искового заявления к производству и передать его приставу, который ведет ваше производство, вместе с ходатайством о приостановлении исполнительного производства.

Требовать уменьшения исполнительского сбора можно и в том случае, если сбор с вас уже взыскали. При положительном исходе дела приставы просто должны будут вернуть вам лишнюю сумму.

4. Оформить через суд рассрочку / отсрочку по исполнительскому сбору.

Рассрочка или отсрочка по исполнительскому сбору также оформляется через подачу в суд искового заявления. В случае подачи иска об отсрочке или рассрочке исполнительского сбора также можно требовать от пристава приостановки исполнительного производства по п.6 ч.1 ст. 40 ФЗ об исполнительном производстве. По таким искам платить госпошлину не нужно.

По закону суд не обязан давать рассрочку или отсрочку по исполнительскому сбору, снижать его размер или соглашаться на полную отмену. Поэтому успех судебного процесса во многом зависит от предоставленных вами доказательств.

Когда суд может уменьшить исполнительский сбор или дать отсрочку / рассрочку?

Об этих случаях говорится в п.7 ст.112 ФЗ об исполнительном производстве. При принятии решения по иску об уменьшении или обмене исполнительского сбора или предоставлении рассрочки (отсрочки) суд должен учитывать:

  • Степень вины должника.
    Претендовать на полную отмену исполнительского сбора можно, если в действиях должника нет вины — умысла или неосторожности. Если вы ведете предпринимательскую деятельность как юрлицо или ИП, доказывайте обстоятельства непреодолимой силы по п.3 ст.401 ГК РФ (обстоятельства, находящиеся вне вашего контроля), но не ссылайтесь на отсутствие денег или проблемы с контрагентами. Всем остальным должникам нужно подготовить доказательства того, что они приняли все меры для надлежащего исполнения решения суда (п.1 ст.401 ГК РФ).
  • Имущественное положение должника.
    Верховный Суд разъясняет, что отсутствие денег у организаций, в т.ч. бюджетных и госорганов, не является поводом для освобождения от исполнительского сбора, если должник не предпринимал никаких мер для надлежащего исполнения решения суда.
  • Скорое погашение долга.
    Имеется в виду ситуация, когда долг погашают сразу после того, как закончился срок для добровольного исполнения. Верховный Суд в постановлении №50 от 17.11.2015 объяснил, что в таком случае полное освобождение от исполнительского сбора невозможно. Можно претендовать лишь на уменьшение его размера, если причины задержки были объективными.
  • Иные существенные обстоятельства.
    Судебная практика учитывает, например:
    — соразмерность исполнительского сбора и фактическое поведение должника (постановление КС РФ №13-П от 30.07.2001).
    — необходимость исполнения требований 44-ФЗ при закупке квартир региональными властями, сроки гос.регистрации недвижимости и порядок обеспечения нуждающихся жилыми помещениями (ВС РФ, определение 50-КГ15-20);
    — массовый характер задолженности и наличие более 100 исполнительных производств по взысканию зарплаты (Ульяновский областной суд, апелляционное определение 33а-4103/2017 от 10.10.2017);
    — отсутствие от должника ходатайств об отложении исполнительных действий + извещения о мерах, принимаемых для добровольного исполнения (Хабаровский краевой суд, апелляционное определение от 08.07.2015 по делу №33-4242);
    — отсутствие от должника сообщений о наличии препятствий для исполнения (Верховный Суд Республики Саха (Якутия), апелляционное определение от 08.02.2016 по делу №33а-626/2016);
    — своевременность получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником, уклонение должника от получения постановления (Санкт-Петербургский городской суд, апелляционное определение от 19.06.2017 №33а-12272/2017 по делу №2а-9492/2016);
    — неверный расчет приставом суммы задолженности и размера исполнительского сбора (Санкт-Петербургский городской суд, апелляционное определение от 03.05.2017 №33а-9174/2017 по делу №2а-684/2017);
    — исполнительский сбор многократно превышает сумму долга + требование исполнено добровольно с просрочкой на 6 дней + меры принудительного взыскания не применялись (Свердловский областной суд, апелляционное определение 03.08.2017 по делу №33а-12154/2017).

Исполнительский сбор с поручителей по кредитам

Стандартная ситуация: вы выступали поручителем по кредиту у своего знакомого. Он не платил по кредиту, и долг взыскали по суду. Приставы возбудили исполнительные производства в отношении вас и заемщика. Через какое-то время заемщик погасил весь долг сам, но приставы почему-то выставили вам исполнительский сбор в размере 7%.

Вполне естественно желание поручителя не платить этот сбор, но, к сожалению, в большинстве случаев исполнительский сбор платить придется. В ФЗ об исполнительном производстве прямо написано, что в случае солидарного взыскания долга (в т.ч. по поручителям) семипроцентный исполнительский сбор могут взыскивать с каждого из должников. Поручитель считается таким же должником, как и основной заемщик, поэтому его тоже могут обязать платить исполнительский сбор.

Должники-поручители могут на общих основаниях оспаривать установление исполнительского сбора или обращаться в суд с иском о предоставлении рассрочки, отсрочки, уменьшении или отмене исполнительского сбора.

Переходит ли исполнительский сбор по наследству?

Верховный Суд в постановлении Пленума №50 от 17.11.2015 (пункт 78) разъяснил, что наследники граждан-должников не должны исполнять постановления о взыскании исполнительского сбора. Эта мера является публично-правовой ответственностью за нарушения в ходе исполнительного производства и носит для нарушителя (умершего) персонифицированный характер. То есть неуплаченный должником исполнительский сбор на его наследников не переходит.

Исполнительский сбор при рассрочке исполнения решения

Легально перенести сроки исполнения решения суда можно, оформив через суд рассрочку или отсрочку исполнения. Заявление о рассрочке (отсрочке) подается в суд, выдавший исполнительный лист, или по месту исполнения (адресу должника). Лучше всего обратиться за получением рассрочки или отсрочки исполнения ещё до того, как приставы возбудили исполнительное производство. Например, на стадии вступления решения в силу, если вы в целом с ним согласны и не планируете обжаловать, или сразу после рассмотрения дела в апелляционной инстанции. В таком случае есть шанс, что условия предоставленной судом рассрочки будут сразу же обозначены в исполнительном листе, то есть будут с самого начала известны судебному приставу.

Однако есть нюанс: наличие официально оформленной через суд рассрочки по решению суда не освобождает от исполнительского сбора. Как разъяснил Верховный суд РФ в постановлении Пленума №50 от 17.11.2015 (пункт 76), при рассрочке исполнения исполнительский сбор рассчитывается от суммы неисполненных требований на следующий день за датой, когда вышел срок на добровольное исполнение.

Когда приставы не могут взыскивать исполнительский сбор?

Все случаи, при которых приставам прямо запрещено выставлять должнику исполнительский сбор, прямо прописаны в пункте 5 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве:

  • при направлении поручений приставам из другого отдела;
  • при повторном предъявлении исполнительного листа к исполнению — если раньше по этому делу уже был установлен исполнительский сбор, и он не отменен;
  • по производству о взыскании исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий;
  • по исполнительным листам на обеспечительные меры — например, аресты имущества;
  • по принудительному выдворению из России иностранцев или лиц без гражданства;
  • по отбыванию обязательных работ;
  • по запросам о розыске ребенка.

Как вернуть исполнительский сбор?

В законе указаны случаи, когда приставы обязаны вернуть должнику уплаченный исполнительский сбор:

  • если был отменен судебный акт, на основании которого возбудили исполнительное производство;
  • если отменен исполнительный документ;
  • если отменено постановление пристава о взыскании исполнительского сбора;
  • если суд уменьшил размер исполнительского сбора, приставы возвращают должнику излишне уплаченную сумму.

Для возврата исполнительского сбора должнику нужно написать заявление в тот отдел судебных приставов, который взыскал с него исполнительский сбор. В заявлении нужно указать реквизиты своего банковского счета для перечисления денег или точный адрес для получения денег почтовым переводом (только для граждан). В постановлении Правительства РФ №550 от 21.07.2008 сказано, что к заявлению о возврате исполнительского сбора нужно приложить заверенную судом копию решения об отмене / уменьшении исполнительского сбора либо судебного акта об отмене постановления пристава о взыскании исполнительского сбора. На копии решения суда обязательно должна стоять отметка о дате вступления в законную силу.

Подать заявление о возврате исполнительского сбора также можно по доверенности. Вернуть исполнительский сбор приставы должны в течение 30 дней.

Порядок взыскания исполнительского сбора

Общий порядок взыскания исполнительного сбора

Порядок взыскания исполнительского сбора осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16.

Исходя из определения исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель взыскивает его с должника только после истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, в противном случае действия судебного пристава, связанные со взысканием исполнительского сбора, признаются судами незаконными.

Суды в своих решениях, как правило, указывают, что «иного порядка исчисления срока для добровольного исполнения исполнительного документа федеральное законодательство не содержит».

Пропуск срока, установленного должностным лицом ФССП России, даже при последующем добровольном исполнении должником требований исполнительного документа, все равно влечет за собой взыскание исполнительского сбора.

Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя.

В настоящее время действуют Правила возврата должнику исполнительского сбора, утвержденные постановлением Правительства от 21 июля 2008 г. № 550. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора должно быть утверждено старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 115 Закона об исполнительном производстве).

Читайте также:  Продажа части доли дома и земельного участка

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде.

Анализ ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ в совокупности с определением понятия исполнительского сбора как «денежного взыскания» позволяет предположить, что исполнительский сбор имеет гражданско-правовую природу.

В ч. 7 ст. 112 Закона прямо указано, что основанием освобождения от ответственности за нарушение обязательства по своевременному выполнению исполнительного документа является отсутствие оснований ответственности, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В ч. 6 названной статьи закреплено, что такое освобождение возможно только судом при предъявлении иска об освобождении от взыскания.

Иными словами, законодатель полагает, что между должником и государством в лице судебного пристава-исполнителя после возбуждения исполнительного производства возникает обязательство исполнить добровольно исполнительный документ в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем.

Судебный пристав-исполнитель в рамках данного обязательства предупреждает должника о негативных последствиях его неисполнения, что свидетельствует о стимулирующей (организационной) функции исполнительского сбора, поскольку угроза дополнительного взыскания побуждает должника к надлежащему поведению.

Одновременно исполнительский сбор носит компенсационный характер: взысканная сумма поступает в федеральный бюджет, из которого финансируются, в том числе расходы на содержание судебных приставов-исполнителей

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о последствиях неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в виде взыскания исполнительского сбора. При этом следует отметить, что взыскание исполнительского сбора по истечении срока на добровольное исполнение осуществляется судебным приставом-исполнителем, если должник не представит доказательств, подтверждающих наличие причин объективного характера (не зависящих от воли должника), которые воспрепятствовали ему исполнить требования исполнительного документа добровольно.

Размер исполнительского сбора устанавливается законодательством и может быть двух видов: процентным и в твердом денежном выражении. Если исполнительский сбор взыскивается по требованиям имущественного характера, т.е. имеющим денежную оценку, исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию денежной суммы или стоимости взыскиваемого имущества (ч. 3 ст. 112).

Например, если с должника взыскивается сумма в пять тысяч рублей, то исполнительский сбор составит 350 руб.

При взыскании периодических платежей исполнительский сбор исчисляется и взыскивается с каждой суммы задолженности в отдельности (например, по алиментным обязательствам).

Необходимо обратить внимание, что, несмотря на процентное выражение исполнительского сбора по имущественным требованиям исполнительных документов, законодательством предусмотрено, что исполнительский сбор в этом случае не может быть меньше 500 руб., если должником является физическое лицо, и не менее пяти тысяч руб., если должник – юридическое лицо. Например, если должник, обязанный передать взыскателю 100 руб., не исполнил данное требование добровольно, он подлежит штрафной ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в размере 500 руб.

Нормативно установленный минимальный размер исполнительского сбора призван дисциплинировать должников, особенно если размер долга меньше исполнительского сбора. Это влечет увеличение числа исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, и предотвращает превращение территориальных органов ФССП России в «платежный терминал». В случае неисполнения требования неимущественного характера размер исполнительского сбора установлен в твердом денежном выражении: с должника-гражданина взыскивается 500 руб., если должником является организация – пять тысяч руб.

Взыскание исполнительского сбора происходит по общим правилам исполнения. В рамках основного исполнительного производства он взыскивается после удовлетворения основного требования и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии со ст. 110 Федерального закона об исполнительном производстве наличными и безналичными денежными средствами.

На основании п. 12.5 Положения ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» инкассовое поручение должно содержать указание на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Следует отметить, что в случае заключения взыскателем и должником мирового соглашения постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное до утверждения судом мирового соглашения, подлежит исполнению в общем порядке (п. 5.4 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора).

Из общего правила по взысканию исполнительского сбора предусмотрены некоторые исключения. Исполнительский сбор не взыскивается:

– если в службу судебных приставов поступил исполнительный документ по совершению отдельного исполнительного действия или применению отдельных мер принудительного исполнения в порядке поручения (ч. 6 ст. 33);

– в случае повторного предъявления к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление о взыскании исполнительского сбора;

– при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, которые были наложены в процессе принудительного исполнения.

Предусматривая защиту прав должника, законодательство наделяет его правом на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора, а также правом на обращение в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера вплоть до полного освобождения от его уплаты.

Право на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора может быть реализовано только в порядке обращения с соответствующим заявлением в суд (ч. 4 ст. 121).

В этой связи следует отметить, что основаниями для удовлетворения требований заявителей, оспаривавших законность постановления о взыскании исполнительского сбора, в основном являются следующие: вынесение постановления до истечения срока на добровольное исполнение, до уведомления должника о возбуждении исполнительного производства, без учета имеющейся информации об уважительных причинах неисполнения требований исполнительных документов.

Исходя из того, что исполнительский сбор является санкцией штрафного характера, вызывает критические замечания правовая конструкция, предусматривающая обращение в суд с иском об уменьшении, рассрочке или отсрочке взыскания исполнительского сбора.

Связано это с тем, что согласно Постановлению КС РФ от 30.07.2001 № 13-П «исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности.

Следует обратить внимание, что уменьшить размер исполнительского сбора суд может не более чем на одну четверть от размера, установленного законом. В случае уменьшения размера исполнительского сбора судом постановление судебного пристава-исполнителя считается измененным.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.

Однако вопрос о наличии либо отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не может быть предметом исследования суда по делу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.

Если заявитель просит признать оспариваемый документ незаконным в полном объеме, полагая, что он не мог исполнить предъявляемое требование по причине непредвиденных, непреодолимых препятствий, то суд, уменьшая размер исполнительского сбора по собственной инициативе, выйдет за пределы заявленных требований.

Поэтому еще раз подчеркнем, что требование об уменьшении размера исполнительского сбора может быть заявлено только в самостоятельном иске.

Арбитражная практика исходит из того, что применяемая санкция не должна вести к ухудшению материального положения должника. При этом судьями учитываются следующие обстоятельства должника:

– характер совершенного им правонарушения, тяжесть финансового положения, социальная значимость осуществляемой хозяйственной деятельности, степень вины;

– значительность суммы, подлежащей взысканию, и сезонность производственной деятельности;

– документальное подтверждение частичного погашения организацией своей задолженности.

Но при этом само по себе отсутствие денежных средств и трудное финансовое положение, как и наличие нескольких исполнительных производств, не являются уважительными причинами неисполнения исполнительного документа.

В то же время принятие мер по добровольному исполнению требований исполнительного документа, а именно: уплата в установленный для добровольного исполнения срок более половины суммы долга, – свидетельствует о добросовестном поведении должника по исполнительному производству и может рассматриваться в качестве основания для уменьшения исполнительского сбора.

Представление доказательств наличия тяжелого материального положение должника не является обязательным условием для уменьшения исполнительского сбора.

Должнику возвращается излишне уплаченная сумма, если на момент уменьшения размера исполнительского сбора должник оплатил его в полном объеме.

Возвращение должнику исполнительского сбора также производится в случаях, когда отменяется:

– судебный акт, акт другого органа или должностного лица, на основании которых выдавался исполнительный документ;

– постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Процедура возвращения исполнительского сбора регламентирована Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550. Согласно данному постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил).

По общему правилу, установленному ст. 160.1 БК, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета. Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по коду бюджетной классификации «Исполнительский сбор» является ФССП России (Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа ФССП России) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов РФ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).

Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП России.

Кроме того, следует учитывать Определение КС РФ от 01.04.2008 № 419-О-П в котором разъясняется, что «в случае прекращения исполнительного производства – ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику – предполагается возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор возвращается на основании заявления должника, которое он представляет в подразделение службы судебных приставов, где было произведено взыскание.

К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих наличие оснований для возврата исполнительского сбора (акт юрисдикционного органа об отмене исполнительного документа). Возврат исполнительского сбора производится в течение 30 дней с момента принятия заявления.

Однако исполнительский сбор не возвращается должнику, за которым сохраняется обязанность уплаты штрафа, при возврате исполнительного документа взыскателю по его заявлению (п. 1 ч. 1 ст. 46).

На это обстоятельство обратил внимание ВАС РФ, указавший, что неисполнение должником требований пристава в срок, установленный для добровольного исполнения, образует состав самостоятельного правонарушения.

Взыскание исполнительского сбора с публичных образований и бюджетных учреждений, должников-залогодателей, солидарных должников, должников, обязанных исполнить требование неимущественного характера производится с учетом особенностей правового положения должника, поэтому действия судебного пристава-исполнителя требуют строгой правовой ориентации в определении порядка применения исполнительского сбора.

Практика применения судебными приставами исполнительского сбора к указанной категории должников требует единообразия и четкой регламентация, поскольку ошибки, связанные с определением правового положения должника могут привести к неверным действиям судебного пристава-исполнителя в виде необоснованного освобождения должника от ответственности за нарушения требования об исполнении юрисдикционного акта в срок, установленный судебным приставом.

Должники, обязанные исполнить требование исполнительного документа солидарно, привлекаются в ответственности в виде исполнительского сбора каждый самостоятельно, с учетом обстоятельств и наличия вины, которую обязан установить судебный пристав-исполнитель. Освобождение от исполнительского сбора солидарного должника в связи с уплатой исполнительского сбора другим солидарным должником недопустимо.

Вместе с тем, не подлежат привлечению к ответственности в виде исполнительского сбора должники-залогодатели, в случае если суд определил способ реализации судебного решения за счет обращения взыскания на заложенное имущество и не обязал к выплате денежных сумм.

В зависимости от способа изложения резолютивной части судебного акта квалифицируется характер требований, которые обязаны исполнить должники.

При наличии в тексте решения, обязывающего должника совершить действия по передаче, поставке или возврату имущества, индивидуализирующих признаков имущества, в частности цены, требования исполнительного документа должны квалифицироваться как имущественные; исполнительский сбор в таком случае устанавливается в размере 7 % от стоимости имущества.

В иных случаях требования по совершению должником каких-либо действий или воздержанию от совершения каких — либо действий квалифицируются как неимущественные, и взыскивается фиксированный исполнительский сбор.

Исполнительский сбор у судебных приставов

Исполнительский сбор – это особая разновидность штрафных санкций, назначаемая должнику за несвоевременное погашение требований суда. Для большинства исполнительных документов законом выделяется пять дней для добровольной выплаты долга, срок отсчитывается с момента уведомления должника о возбуждении на его имя ИП. В случаях, когда судебные решения содержат требования, назначенные к немедленному исполнению, срок сокращается до суток.

Ознакомившись с законным порядком начисления денежного взыскания, вы сможете защитить свои права в случае нарушений со стороны судебных приставов. Из статьи вы узнаете, когда и как можно попросить отсрочку по оплате сбора. Ознакомитесь с алгоритмом обжалования исполнительского сбора, скачаете образец нужного заявления.

Что говорит закон

Статья 112 федерального закона №229 «Об исполнительном производстве» посвящена интересующему нас вопросу взыскания исполнительского сбора. В ней:

  • определено понятие «исполнительский взнос»;
  • перечислены условия начисления взноса;
  • указан размер санкции в процентном отношении от общей задолженности и его минимальная величина;
  • описаны случаи, в которых начисление штрафа не производится;
  • указано право должника ходатайствовать перед судом об отмене начисления, уменьшении его величины, предоставлении рассрочки в оплате.

В каких случаях взыскивается

Пристав-исполнитель выпускает постановление о взимании исполнительского сбора в случае наличия совокупности следующих фактов:

  • срок, выделенный для добровольного погашения долга, истек, т. е. прошло более пяти дней с момента вручения должнику копии ИД;
  • факт вручения должнику копии ИД подтвержден документально, в том числе составлен акт об отказе от получения;
  • приставу не получил от ответчика документы, подтверждающие наличие объективных обстоятельств (например, больничный лист) мешающих погасить долг вовремя;
  • должник не оплатил задолженность в установленные сроки.

КБК исполнительский сбор

Решив оплатить исполнительский сбор, вы можете столкнуться с проблемой формирования платежного документа. В банке вас попросят указать код бюджетной классификации, т. к. средства перечисляются в государственный бюджет. На бланке квитанции КБК отсутствует. Дело в том, что деньги должны сначала поступить на специальный депозитный счет в УФССП, а приставы самостоятельно переведут их в бюджет. Для оплаты в банке в графе КБК нужно проставить «0», а в назначении платежа обязательно указать номер ИП и слова «исполнительский взнос».

В каких случаях не взымается

Перечень случаев, когда пристав не накладывает на должника дополнительных штрафных санкций, описан в статье 112 ФЗ№229:

  • Исполнительские действия производятся подразделением ФССП, отличным от того, где ИП возбуждено. В этом случае сбор начисляется только один раз по месту ведения делопроизводства, повторное взыскание недопустимо.
  • Исполнительный лист предъявлен повторно, причем постановление о начислении сбора по нему не было отменено ранее.
  • Взыскиваются расходы на осуществление принудительного взыскания в рамках этого исполнительного производства;
  • Не облагается штрафом просрочка в оплате самого исполнительского сбора.
  • Неисполнение судебных решений, принятых в целях обеспечения иска.
  • Если должник участвует в федеральной программе по реструктуризации ипотеки, установленной Правительством для отдельных категорий граждан. Причем делопроизводство ведется по взысканию долга по данному ипотечному займу.

Размер сбора

В случае если исполнительное производство открыто против физического лица, штраф составляет семь процентов от общей задолженности, минимум 1 тыс. рублей. Если речь идет о взыскании неимущественного характера, неисполнение таких требований в предусмотренный срок полагается штраф в 5 тыс. рублей. Заметим, что в случаях солидарной ответственности по иску (например, созаемщиков по кредиту), сумма штрафной санкции взыскивается солидарно со всех должников.

Читайте также:  Можно ли вернуть страховку от несчастных случаев и болезни

Исполнительский сбор по алиментам

В случае взыскания регулярных и алиментных платежей сбор рассчитывается для каждого просроченного транша в отдельности. Даже в случае, когда ежемесячный платеж по алиментам составляет всего 3 тыс. рублей, исполнительский сбор будет 1 тыс. руб. Если на момент вынесения постановления о взыскании штрафной санкции определен общий долг алиментоплательщика, то сбор будет начислен однократно общей суммой, исходя из величины алиментной задолженности.

Как отменить исполнительский сбор

Решение пристава о наложении сбора можно отменить только в судебном порядке, даже сам пристав не может его отозвать. Ходатайствовать об отмене может сотрудник ФССП или сам должник. Для ускорения процедуры мы рекомендуем сразу подавать заявление в суд, минуя ФССП.

Обжалование постановления

При несогласии с начислением сбора должнику следует подать ходатайство в суд общей юрисдикции по месту расположения этого территориального отделения ФССП. Важно, что на обжалование такого постановления у вас есть только 10 дней с того момента, как вам стало известно о нарушении собственных прав.

Перед подачей судебного ходатайства нужно собрать доказательства

  • неправомерности его начисления (для отмены);
  • сложной жизненной ситуации (для рассрочки);
  • отсутствия вины или умысла, а также наличия непреодолимых обстоятельств, не позволивших выполнить требования исполнительного листа вовремя (для снижения сбора или полной отмены).

Строгого образца заявления на обжалование постановления о взыскании сбора в законе нет. Исходя из юридической практики, рекомендуем отразить в документе следующие сведения:

  • в качестве получателя — наименование суда;
  • сведения о других участниках дела;
  • дату, номер и сумму судебной задолженности;
  • перечисление доказательств незаконности применения штрафных мер;
  • прошение об отмене соответствующего постановления;
  • перечень подтверждающих документов, приложенных к прошению;
  • дата и подпись.

Образец обжалования

По ссылке представлен образец искового заявления с требованием об отмене взыскания исполнительского взноса, начисленного во время исполнительного производства. Этот документ будет полезен, если вы решите отстаивать свои права в суде.

Как не платить

Предотвратить начисление штрафа можно, если заранее представить приставу доказательства наличия непреодолимых препятствий для своевременного погашения долга. Четкого перечня таких обстоятельств в законе нет, но справка о лечении в стационаре или направление в командировку дадут приставу право не взимать исполнительский сбор. Конечно, при этом должник обязан в кратчайшие сроки погасить долг. Отдельно отметим, что сбор по своей сути является штрафом и срока давности не имеет.

Рассрочка в исполнительском сборе

Должники, имеющие объективные причины своего тяжелого материального положения, могут обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки в погашении начисленного сбора. Обстоятельства, достаточные для предоставления рассрочки, можно свести к следующему перечню:

  • наличие несовершеннолетних детей или инвалидов на попечении должника;
  • потеря работы в связи с сокращением;
  • выплаты по другим долговым обязательствам составляют большую часть зарплаты и оставшаяся сумма не превышает прожиточный минимум;
  • должнику или его близким родственникам (находящимся на попечении) требуется дорогостоящее лечение.

Заявление составляется в произвольной форме и подается в местное отделение суда общей юрисдикции.

Статья 112. Исполнительский сбор

Статья 112. Исполнительский сбор

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 112 настоящего Федерального закона

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ часть 3 статьи 112 изложена в новой редакции

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 3.1 изменена с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в пункт 3 части 5 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 октября 2019 г. – Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 6, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 7

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

Информация об изменениях:

Часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 8 с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

Информация об изменениях:

Часть 5.1 изменена с 17 марта 2019 г. – Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 – 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

ГАРАНТ:

Определением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2015 г. N 654-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод заявителя положениями части 7 статьи 112 настоящего Федерального закона как не предусматривающими возможности снижения исполнительского сбора более чем на одну четверть, поскольку cогласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя, при этом размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности

См. также разъяснения названных актов, данные в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1-П

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 7 марта 2018 г. – Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

>
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (с изменениями и дополнениями)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Постановление о взыскании исполнительского сбора

Постановление о взыскании исполнительского сбора, что это значит? Это исполнительный документ, который должен отвечать определенным запросам, предъявляемым к данному виду документов.

Если должник не выполнил указания, которые указаны в исполнительном документе, срок выполнения истёк или он не предоставил доказательства о невозможности выполнения требований, то вскоре он получит уведомление о начале исполнительного производства.

Судами проводится старательная проверка касательно извещений заёмщиков. Контролировать процесс ответственного и точного информирования должен судебный пристав.

Как оформляется постановление

Взыскание исполнительного сбора осуществляется по решению старшего судебного пристава. Он может принять это решение на основании невыполнения должником решения суда по основному долгу, ведь есть определенные сроки листа исполнительного, выполнения его предписаний.

Если служба не видит выплаты по исполнительным производствам, она дает сутки на решение вопроса, после чего принимается постановление о сборе. Составление документа и его применение регулируется статьей 112Федерального Закона 229 «Об исполнительном производстве».

О существовании такого закона, возможности начисления исполнительного сбора нужно предупреждать ответчика при открытии исполнительного производства. Он не только не сможет избежать возврата долга, но еще и прибавит к нему сумму исполнительного долга.

Постановлении составляется по определенному образцу и должно содержать несколько основных разделов со сведениями:

  • Указывается название отделения службы судебных приставов, которая занимается взысканием долга по исполнительному производству.
  • Дата вынесения постановления.
  • Данные о должностном лице, утверждающего документ.
  • Номер производства, его заглавие.
  • Основания для взыскания исполнительного сбора, за что берут приставы штраф.
  • Указание на Федеральный закон по поводу исполнительного производства.
  • Должна быть формулировка резолюции с указанием начисленной ставки по сборам.
  • Также в постановлении даются реквизиты для уплаты сбора.

Следует в данном документе также прописать информацию о возможности апелляции постановления и ее регламенте. Ответчик может оспорить начисление штрафа, если у него имеются веские доказательства своей правоты. Но все же не рекомендуется доводить дело до выхода данного постановления.

Документ должен иметь подпись руководителя отделения ФССП, печать. Должник лично знакомится с составленным и подписанным постановлением, согласно которого он обязан теперь платить и основной долг, и сбор.

Экземпляр для должника направляется по адресу его проживания. Если должник получает это постановление, значит у приставов имелись основания для выписки штрафа. Такой причиной может служить не выполнение судебного решения или

Основанием для получения должником постановления о взыскании дополнительного исполнительного сбора может служить не выполнением им на добровольной основе судебного решения по долгу или не предоставление информации о том, почему он не может выполнить это решение.

ВНИМАНИЕ! У должника есть один только шанс выплатить долг добровольно и без штрафа — это нужно сделать после вынесения судебного приговора и открытия приставами исполнительного производства.

После получения извещения об открытом производстве нужно или вернуть добровольно долг в положенные сроки, или доказать, что предпринимаются меры для выполнения требований по уплате.

Такими мерами может считаться трудоустройство (если раньше должник не работал). Служба судебных приставов обязательно должна уведомить должника об открытии исполнительного производства.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Для этого используется несколько способов — почтовое письмо с уведомлением о вручении, телефонный звонок, личная встреча пристава с его подопечным.

Если ответчик не хочет подтверждать получение уведомления, он все равно считается проинформированным, но в графе о приеме документа будет стоять отметка «отклонено».

Не стоит рассчитывать, что можно будет таким способом, укрывательством, отменить решение суда о выплате задолженности, приставы все равно найдут способ связаться и вручить уведомление. И теперь после оплаты основного долга нужно будет тратить еще средства на штрафы и пошлины.

Что необходимо учитывать

Ответчик по судебному производству и его адвокат могут обжаловать действия пристава, подав обращение его руководству, если не согласны с начислением сбора. В суд подается также заявлением о снижении этой суммы. Сам сбор проводится как платеж по собственному коду бюджетной классификации (КБК).

При рассмотрении дела в суде по поводу долга ответчику сразу нужно рассмотреть, есть ли возможность этот долг уменьшить, отстрочить. Когда приставы открывают исполнительное производство, а выплата по решению суда так и не производится, они имеют полное право начислять исполнительный сбор с учетом процедуры.

Это станет наказанием для безответственного должника, значительно увеличит и без того имеющуюся задолженность.Также угроза получить еще штрафные санкции в виде сбора дополнительно стимулирует выполнить вовремя предписание суда по взысканию долга.

Исполнительский сбор судебных приставов: размер

Размер сбора равен 7 % от суммы взыскания. Это очень внушительный процент. Предположим, что должнику присудили полмиллиона. Размер сбора будет составлять 35 тыс. рублей. На мелкие суммы распространяются минимальные размеры:

  • 1000 тыс. рублей – для физических лиц;
  • 10 тыс. рублей – для юридических.

Другие суммы для требований неимущественного характера. Они не поддаются оценке стоимости, соответственно, процент взыскать невозможно. В этом случае придется заплатить:

  • 5 тыс. рублей – физическим лицам.
  • 50 тыс. рублей – организациям.
Читайте также:  Соглашение в получении задатка

Кем утверждается

Решение о назначении штрафа за невыполнение действий, которые указаны в исполнительном документе принимает судебный пристав-исполнитель. Об этом говорится в статье 112 пункте втором Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Существует такое понятие как отсрочка или рассрочка исполнения требований указанных в судебном акте.

Видео: как оспорить штрафы и исполнительский сбор

Что касается данного действия в арбитражном суде, то это вопрос регулирует Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Если это дело рассматривается судами общей юрисдикции, то в статье 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается этот вопрос.

Добровольное исполнение требований

Наиболее лёгким способом выплаты суммы займа для должника является её своевременный возврат. В таком случае не придётся собирать деньги в сжатые сроки или выплачивать «штраф» в виде исполнительского сбора.

Если денежный долг не будет уплачен, то судебный пристав начнёт поиск имущества, которое можно передать в счёт его погашения.

Если же гражданин таки сумел собрать необходимую сумму и передал её заёмщику, то он должен получить от него бумагу, которая подтверждает факт предоставления средств. После этого бумагу необходимо показать в уполномоченный орган судебных приставов.

После отзыва исполнительного листа

Существует возможность отзыва (отмены) исполнительного листа и это происходит в таких случаях:

  • по заявлению взыскателя;
  • если нет возможности получить какую-либо информацию о средствах, которыми располагает должник или имуществе;
  • по причине отсутствия имущества, которое можно взыскать в счёт долга;
  • если взыскатель отказался от имущества должника;
  • если заёмщик препятствует выполнению исполнительного документа;
  • если должник не является гражданином Российской Федерации или вообще не имеет гражданства и при этом он выдворен за пределы РФ.

Составление жалобы (образец)

Как обжаловать действия уполномоченного лица? Для того чтобы жалобу на судебного пристава-исполнителя приняли необходимо придерживаться правил её заполнения и указать такие данные:

  • название организации, в которую подаётся бумага;
  • ФИО заявителя или название фирмы, а также контактные данные (место жительства гражданина или адрес нахождения организации);
  • ФИО уполномоченного сотрудника и его должность;
  • развёрнутая причина оспаривания действий уполномоченного лица;
  • требования по отношению к виновнику;
  • указать законодательную базу подачи заявления, т. е. уточнить какие конкретно нормы были нарушены и подкрепить это выписками из постановлений государственной власти.

Как уменьшить размер суммы

Сумма сбора может быть уменьшена судебным приставом исполнителем, который вынес постановление о взыскании исполнительского сбора и в порядке суда.

Если должник выполнил решение суда частично до возбуждения исполнительного производства или в период для добровольного выполнения запросов указанных в исполнительном документе.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Порядок взыскания исполнительского сбора

В соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор не взыскивается, если исполнительное производство возбуждено:

  • по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве, когда судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство на основании постановления другого судебного пристава-исполнителя, вынесенного в связи с необходимостью совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия;
  • при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа (в случае возврата исполнительного документа взыскателю), но которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Не противоречит Закону об исполнительном производстве взыскание исполнительского сбора и при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, если при первоначальном предъявлении постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось.

Подобная ситуация описана в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26 августа 2008 г. по делу № Ф04-4664/2008(10316-А46-12У, где общество обратилось с заявлением о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора, мотивируя повторным предъявлением исполнительного листа. Суд указал, что в Законе об исполнительном производстве содержится запрет, не позволяющий привлекать к юридической ответственности за одно и то же правонарушение дважды. Следовательно, исполнительский сбор, как и любая санкция административного характера, может быть взыскан с должника только один раз.

Вместе с тем, если при первоначальном поступлении исполнительного листа в службу судебных приставов исполнительский сбор не взыскивался, а требования исполнительного документа при повторном возбуждении исполнительного производства в добровольном порядке не выполнены, то взыскание с должника исполнительского сбора допустимо;

• по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

• по судебным актам по обеспечительным мерам.

Условия вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

  • срок, установленный им для добровольного исполнения, истек, и должник надлежащим обратом извещен о возбуждении исполнительного производства, либо истекли сутки с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению;
  • требования исполнительного документа должником не исполнены, и должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Извещение о возбуждении исполнительного производства направляется должнику почтовой связью или иным способом, установленным гл. 4 Закона об исполнительном производстве.

Суды тщательно проверяют надлежащее извещение должника о возбуждении исполнительного производства и предоставлении ему реальной возможности добровольно исполнить требования исполнительного документа. Обязанность доказывания соблюдения этих условий возложена на судебного пристава-исполнителя (таково и мнение ФАС Поволжского округа, изложенное в Постановлении от 25 ноября 2008 г. по делу № А57-5103/08).

Приведем характерный пример, когда даже почтовое уведомление не явилось для суда достаточным и бесспорным доказательством направления судебным приставом в адрес должника постановлений о возбуждении исполнительного производства. Арбитражным судом Владимирской области признаны незаконными действия судебного пристава по вынесению постановлений о взыскании исполнительского сбора. Должник в своем заявлении указал, что он не располагает какими-либо постановлениями пристава, из содержания которых можно определить сроки, установленные им для добровольного исполнения исполнительного документа. В документах, полученных им почтой, такие сведения не содержатся. В доказательство привел акт выемки почтовой корреспонденции, в котором перечислено содержимое конверта. Постановление о возбуждении исполнительного производства в акте не указано. Это утверждение заявителя не смог опровергнуть судебный пристав, несмотря на наличие у него обратного уведомления о получении корреспонденции. Арбитражный суд пришел к выводу, что в отсутствие описи вложения в почтовый конверт невозможно установить факт направления судебным приставом-исполнителем в этом конверте в адрес должника постановлений о возбуждении исполнительного производства.

Не предоставлена судебным приставом-исполнителем ОСП Кировского района г. Самары УФССП по Самарской области возможность должнику ООО «Агроторг-Самара» реально исполнить требования исполнительного документа, что явилось безоговорочным основанием для признания недействительным его постановления.

Судом установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 8 февраля 2008 г. указанные реквизиты отсутствуют, в связи с чем у должника не имелось возможности своевременно перечислить денежные средства в счет уплаты задолженности в размере 147 768 руб. 69 коп. Приложением № 5 к Приказу ФССП России от 30 января 2008 г. № 26 утверждена форма постановления о возбуждении исполнительного производства, в которой предусмотрено обязательное указание в постановлении счета и банковских реквизитов, на который должник обязан перечислить сумму задолженности.

При этом, как правильно указал суд, должник проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, предпринимая действия, направленные на выяснение соответствующих платежных реквизитов, по которым необходимо осуществить платеж, направив в адрес судебного пристава-исполнителя письмо.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также об изменении способа и порядка исполнения соответствующего акта.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки, а также изменения способа и порядка исполнения соответствующего акта определяются отдельными законодательными актами.

Так, например, рассмотрение вопросов о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, выданного арбитражным судом, изменение способа и порядка его исполнения производится в порядке, предусмотренном ст. 324 АПК РФ.

Рассмотрение аналогичных вопросов судами общей юрисдикции производится в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 НК РФ.

Решение об отсрочке и рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о разъяснении способа и порядка его исполнения принимается в соответствии со ст. 31.8 КоАП РФ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица в течение срока, установленного соответствующим актом, исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются.

При предоставлении должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется только в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Поскольку взыскание исполнительского сбора отнесено ст. 64 Закона об исполнительном производстве к исполнительным действиям, то на протяжении всего периода отсрочки исполнительский сбор не взыскивается, а на протяжении периода рассрочки сбором облагается лишь просроченный платеж. Причем процедура взыскания исполнительского сбора с такого просроченного платежа аналогична общему порядку: судебный пристав-исполнитель устанавливает срок на добровольное погашение той части долга, срок погашения которой, предусмотренный графиком рассрочки наступил (не более пяти дней), предупреждает об ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, убеждается, что должник надлежащим образом узнал о возможных последствиях неисполнения графика рассрочки.

Приведем пример освобождения должника от уплаты исполнительского сбора при аккуратном исполнении графика рассрочки, предоставленного ему Арбитражным судом Ярославской области.

Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя.

Заявленное требование мотивировано тем, что взыскание по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Ярославской области, в принудительном порядке не проводилось, поскольку определением суда предпринимателю предоставлена рассрочка исполнения судебного акта на шесть месяцев и заявитель добровольно погасил задолженность перед взыскателем — Управлением Пенсионного фонда РФ Ярославской области. Арбитражный суд Ярославской области. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа удовлетворили требование предпринимателя об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 112 Закона об исполнительном производстве, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на должника денежного взыскания в виде исполнительского сбора. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 22 июня 2007 г. предпринимателю предоставлялась рассрочка исполнения решения от 27 декабря 2006 г. на срок до 3 декабря 2007 г., и должник погасил задолженность в установленный указанным определением срок.

Закон предусматривает право должника обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора шли освобождении от его взыскания. Законодатель, определяя в ст. 112 Закона об исполнительном производстве понятие, размеры и порядок взыскания исполнительского сбора, предусмотрел право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6). Закон запрещает судебному приставу-исполнителю самостоятельно снижать размер исполнительского сбора и определяет суд в качестве правоприменителя в данном случае.

Суд, внося изменения в постановление судебного пристава-исполнителя в части подлежащего взысканию размера исполнительского сбора, осуществляет проверку постановления о взыскании исполнительского сбора, устанавливает его соответствие закону и наличие полномочий у судебного пристава-исполнителя, вынесшего это постановление. Обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на судебного пристава-исполнителя, а обязанность доказывания наличия причин снижения исполнительского сбора (характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств) возлагается на должника.

Привлечение к участию в деле в качестве второго ответчика или третьего лица территориального подразделения ФССП России, выполняющего функции администратора исполнительского сбора, представляется целесообразным лишь в случае предъявления заявителем требования о возврате из бюджета суммы излишне взысканного сбора». В иных случаях суд, не обязывая орган принудительного исполнения совершить действия по возврату исполнительского сбора, не решает вопросы о правах и обязанностях данного лица, поэтому основания для привлечения территориального подразделения ФССП России к участию в деле в качестве второго ответчика или третьего лица отсутствуют.

Другая точка зрения, которой придерживается ФССП России, основывается на буквальном прочтении положений ч. 2 и 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Ее позиция заключается в том, что Закон об исполнительном производстве не случайно предусматривает различные способы защиты прав должника при его несогласии со взысканием исполнительского сбора. Каждому способу соответствует своя процедура судебного разбирательства: требования об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя подлежат рассмотрению в порядке гражданского или арбитражного процессуального законодательства, заявление об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания рассматривается по правилам ч. 2 ст. 324 АПК РФ.

При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Решение суда о полном или частичном удовлетворении заявления или иска должника обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.

В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Таким образом, основными условиями применения исполнительского сбора являются:

  1. неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части;
  2. надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства;
  3. истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа;
  4. отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.

Только при совокупности всех четырех условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.

Очередность взыскания исполнительского сбора

В соответствии со ст. 110 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор из суммы денежных средств (в том числе полученных от реализации имущества), взысканных судебным приставом-исполнителем с должника, оплачивается в третью очередь (после удовлетворения в полном объеме требований взыскателя, в том числе понесенных им расходов по совершению исполнительных действий и возмещения расходов по совершению исполнительных действий).

Исполнительский сбор по исполнительным производствам неимущественного характера уплачивается во вторую очередь (после возмещения расходов по совершению исполнительных действий).

Представляем читателю интересный взгляд на данные положения Закона об исполнительном производстве в контексте Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П ФАС Поволжского округа, изложенный в Постановлении от 1 июля 2008 г. по делу № А72-6729/07.

Заявители кассационных жалоб ОАО «Ульяновскэнерго» и ООО «Газпромтрансгаз Самара» не согласились с толкованием Арбитражным судом Ульяновской области положений постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П. в соответствии с которым исполнительский сбор должен удерживаться с должника после полного погашения требований взыскателя.

Из материалов дела усматривается, что при исполнении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем взысканные с должника денежные средства были пропорционально распределены в пользу взыскателя и в погашение исполнительского сбора.

Судебная коллегия согласилась с выводами суда апелляционной инстанции, указав, что согласно конституционно-правовому смыслу ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П и разъяснениям, данным в п. 26. 30 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», Конституционный Суд РФ признал противоречащим Конституции РФ взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в первоочередном порядке (в первую очередь и в полном объеме), но не исключил возможность взыскания исполнительского сбора пропорционально денежной сумме, частично взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, одновременно с удовлетворением соответствующей части требований взыскателя.

Ссылка на основную публикацию