Получение разрешения на реконструкцию существующего ИЖС с отклонением границ размещения объекта

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства – условия и порядок получения

фото

документы

документы к заявлению

другие формы заявлений

Содержание:

Предельные параметры разрешённого строительства – элемент градостроительного регламента

Предельные параметры разрешённого строительства – один из показателей градостроительного регламента. Градрегламент, в свою очередь. является одним из результатов градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, обеспечивающего решение целого рядя задач:

  • образование территориальных зон
  • установление градостроительных регламентов, действующих в пределах границ конкретной территориальной зоны
  • установление вида градостроительной деятельности

Целями формирования территориальных зон являются:

  1. создание возможности сочетания в каждой из них различных видов существующего и планируемого использования земельных участков (к примеру, в жилых зонах – сочетание территорий для размещения объектов жилого, общественно-делового, рекреационного и иного назначения)
  2. выделение, на основе генерального плана, функциональных зон и определение параметров их планируемого развития,
  3. учёт сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
  4. предотвращение возможных ситуаций причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках

Градостроительные регламенты регулируют режим использования земельных участков внутри каждой территориальной зоны. Они устанавливают:

  • виды разрешённого использования земельных участков (ВРИ ЗУ) и объектов капитального строительства (жилых домов, объектов торговли, объектов повседневного обслуживания, деловых и коммерческих объектов, промышленных предприятий, складов, и пр.), объединённых в 3 группы (статья 37 Град. кодекса РФ) на основе нового Классификатора ВРИ 2019:
    1. основные ВРИ, допускающие самостоятельный выбор предпочтительного вида из их состава для соответствующей территориальной зоны
    2. условно разрешённые ВРИ, присваиваемые только по итогам публичных слушаний
    3. вспомогательные ВРИ, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними (гаражи, локальные объекты инженерной инфраструктуры и пр.)
  • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков;
  • предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включающих:
    1. этажность
    2. плотность застройки
    3. минимально допустимые отступы (расстояния) от стен зданий до границ земельных участков и красных линий
    4. минимальная доля озеленённых территорий земельного участка
    5. минимальное количество мест на автостоянках
    6. прочие параметры, к примеру, когда пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров ( пункт 3 статьи 38 Град. кодекса РФ)
  • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Градостроительные регламенты, установленные для всех видов территориальных зон, являются обязательными для исполнения собственниками, пользователями владельцами и арендаторами земельных участков вне зависимости от форм собственности и прав.

Использование земельных участков допустимо только в рамках градостроительного регламента, действующего в конкретной территориальной зоне, равно как и соблюдение технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования, иных нормативно-технических документов и требований.

На использование участков и объектов на них, а также на строительство и реконструкцию объектов накладывается запрет, если использование и строительство не соответствуют установленному градостроительному регламенту:

  • ВРИ участка нет в перечне видов использования в территориальной зоне
  • размеры участков отличаются от предельных значений
  • существуют отклонения от предельных параметров разрешённого строительства или реконструкции
  • произошли отклонения от ограничений по использованию земельных участков и объектов капитального строительства
  • использование участков и объектов на них создаёт опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей среды, для памятников истории и культуры

Тем не менее, законодательно установлены ситуации, для которых действие градостроительных регламентов прекращается или они вообще не устанавливаются, а от предельных параметров разрешённого строительства возможно отклонение. С «радиусом действия» градостроительных регламентов можно подробнее ознакомиться здесь.

Примерный состав предельных параметров разрешённого строительства

Правовую основу пределов разрешённого строительства представляют статья 38 и статья 40 Градостроительного кодекса РФ, практическую – градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), разрабатываемые на их основе документация по планировке территории (СПОЗУ) и проекты объектов капитального строительства (реконструкции).

Стандартный состав предельных параметров

  • Предельные размеры земельных участков, в том числе их площади:
    • могут быть как минимальными, так и максимальными или в варианте одновременного установления пределов обоих типов.
  • Минимальные отступы от стен зданий и сооружений до красных линий улиц и проездов:
    • устанавливаются в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых строительство этих объектов запрещено
    • предусматривается детализация правил размещения зданий, строений, сооружений, учитывающая, к примеру, санитарно-бытовые условия,
    • допускается уменьшение отступа либо расположение зданий, строений и сооружений по красной линии с учётом сложившейся градостроительной ситуации и линии застройки
  • Максимальное количество этажей зданий, строений, сооружений на территории земельного участка:
    • в общих случаях устанавливаются в соответствии с ПЗЗ применительно ко всем ВРИ земельных участков внутри каждой территориальной зоны
    • в территориальных зонах, в которых присутствуют памятники истории и культуры, отнесённые к культурно-историческому наследию, устанавливается высотный регламент – в целях контроля высотного положения элементов зданий и сооружений в зависимости от близости к историческим центрам городов (к примеру, в Северной столице – закон в рамках ПЗЗ Санкт-Петербурга, регулирующий высотную застройку и осуществление контроля за нарушениями исторических панорам и выявлением диссонансов с исторической архитектурой)
  • Площадь участков, предназначенных для озеленения
  • Коэффициент застройки земельного участка (отношение суммы площадей застройки всех зданий и сооружений к площади земельного участка) объектами капитального строительства конкретной территориальной зоны
  • В территориальных зонах, расположенных в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, устанавливаются требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства (пункт 2.1 статьи 38 Град.кодекса РФ)
    • к цветовому решению внешнего облика объекта
    • к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта
    • к объёмно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения
  • Максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков
  • Иные предельные параметры разрешённого строительства

Что такое отклонение от предельных параметров разрешённого строительства?

Строительство или реконструкция объектов на земельных участках должны происходить в режиме соблюдения требований градостроительных и технических регламентов, региональных нормативов градостроительного проектирования и иных нормативно-технических документов и требований.

В ситуациях, когда собственникам или правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства требования градостроительных регламентов представляются неудовлетворительными, можно воспользоваться правом на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.

Условия для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Ммотивом для обращения по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства может служить одно из следующих обстоятельств (или факт их совместного наличия):

  1. размеры земельных участков меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров
  2. конфигурация, инженерно-геологические и иные характеристики земельных участков неблагоприятны для застройки

Если мотив обращения подтверждается документально, то позволительно сделать запрос на получение разрешения на отклонение от следующих пределов:

  1. минимальных отступов зданий, строений, сооружений от границ земельных участков
  2. максимальных выступов за красную линию частей зданий, строений, сооружений
  3. максимального количества этажей надземной части зданий, строений, сооружений на территории земельных участков
  4. максимальной высоты зданий, строений, сооружений на территории земельных участков
  5. максимального процента застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка
  6. увеличение или понижение максимального класса опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства, размещаемых на территории земельных участков

Документальным обоснованием необходимости отклонения от предельных параметров разрешённого строительства могут быть следующие материалы:

  • технические планы – для подтверждения меньшего размера земельного участка в сравнении с предельным размером, установленным для ВРИ земельного участка в конкретной территориальной зоне
  • результаты инженерно-геологических изысканий, установивших неблагоприятные геологические, а также экологические условия, физико-химические свойства, водопроницаемость почв и иных явлений, способных оказать негативное влияние на строительный процесс, обеспечение максимальной устойчивости, долговечности, надёжности и безопасности планируемого объекта
  • проектная документация, доказывающая неприемлемость утверждённых через ПЗЗ предельных предельных параметров разрешённого строительства

Порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

Процедура предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства длится ориентировочно 3-6 месяцев и состоит она из ряда этапов.

Последовательность действий

1. В комиссию по землепользованию и застройке подаётся заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

2. После подачи заявления комитет по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования занимается:

а) подготовкой сведений:

  1. о правообладателях земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,
  2. о правообладателях объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, по которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,
  3. о правообладателях помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства,

б) осуществляет подготовку сводного заключения на основе результатов сделанных запросов в ряд органов государственной власти:

  • Комитет имущественных отношений (КУГИ или КУМИ)
  • Комитет по охране памятников культуры, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (КПООС)
  • Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ)
  • Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ)
  • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО
  • иные, имеющие отношения к решению вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства

3. Рассмотрение вопроса ведётся на заседании Комиссии по землепользованию и застройке, принимающей решение о проведении публичных слушаний.

4. Готовится решение комиссии по землепользованию и застройке принимается по результатам проведения публичных слушаний.

5. Решение комиссии по землепользованию и застройке направляется главе администрации муниципального образования.

6. Подготовка в срок 7 дней распоряжения главы администрации муниципального образования о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства по результатам рассмотрения решения комиссии по землепользованию и застройке.

При несогласии заявителя с решением главы администрации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения это решение можно оспорить в судебном порядке.

Видеоматериалы о роли публичных слушаний в решении вопроса об отклонении от предельных параметров разрешённого строительства

По результатам общественных слушаний по выявленному нарушению высотного регламента была запрещена реализация одного из крупнейших проектов высотного строительства в Санкт-Петербурге даже при полученном застройщиком разрешения на строительство, которое было отменено в судебном порядке:

А это пример с положительным результатом, достигнутом в ходе публичных обсуждений

Полезно узнать

  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь.
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь.
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволитознакомиться эта статья.
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь.
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь
Читайте также:  Кража в офисе

Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков

Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)

Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)

Основные выводы Обзора:

1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.

Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:

  • арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее – ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.

4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.

Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

Доводы суда:

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.

7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Как получить разрешение на реконструкцию частного дома?

Нужно ли получать разрешение на реконструкцию частного дома? Необходимость реновации может обосновываться различными причинами. Граждане, которые строили свое жилье знают, что это трудоемкий и дорогостоящий процесс, требующий подготовки и изучения законодательства. Со временем здание изнашивается и требует проведения ремонта. Однако иногда это сделать невозможно и приходится думать о смене жилья или его реконструкции. Последнее имеет множество нюансов, в том числе по части оформления своих действий согласно действующим правовым актам.

Что понимается под реконструкцией здания?

Итак, что такое реконструкция частного дома? Основную информацию об указанной процедуре можно встретить в ГрК РФ, ГК РФ и иных правовых актах, имеющих отраслевое значение, например, Федеральном законе № 384-ФЗ. Так, согласно ГК РФ реконструкция представляет собой изменение характеристик объекта, влияющих на его площадь и замену (восстановление) конструкций, выполняющих несущую функцию.

Важно понимать и определение объекта ИЖС. В соответствии с ГрК РФ под индивидуальным жильем понимаются отдельно расположенные строения, состоящие из комнат и имеющие площади со вспомогательным функционалом. Такие параметры позволяют гражданам удовлетворять бытовые нужды, а также иные потребности, возникающие в процессе проживания.

К объектам ИЖС предъявляются конкретные требования:

  • этажность – не более трех;
  • высота – до 20 метров;
  • постройка должна располагаться отдельно;
  • недвижимость не должна делиться на самостоятельные части.

Строгие требования обусловлены злоупотреблением застройщиков, подменяющих понятия при возведении многоквартирных домов.

Отличается ли реконструкция от перепланировки?

Обозначенные термины достаточно часто путают между собой. Однако это ошибка, ведь перепланировка предполагает изменения внутри строения. При капитальном ремонте происходит замена определенных элементов сооружения или их восстановление.

Внесение изменений, в частности, для помещений требует корректировки технической документации. К таким работам относятся:

  • расположение окон, дверных проемов;
  • манипуляции с перегородками (перенос или демонтаж);
  • устройство мест для санитарных (гигиенических) нужд.

При капитальном ремонте меняются старые части сооружения инженерно-технические сети и отдельные элементы силовых конструкций. Работы не требуют получения специальной документации, так как не предполагают корректировки техплана жилища. Это касается манипуляций с кровлей, системами отопления, водопроводом, а также замены межкомнатных (зональных) перегородок.

Как оформить уведомление?

Стоит помнить, что внесение существенных изменений в конструкцию дома требует обязательного согласования с местными органами власти. Это связано с тем, что любое неправильное решение, принятое с целью проведения строительных работ на собственном участке, может нарушить устойчивость здания к воздействию неблагоприятных факторов и привести к жертвам.

С 03.08.2018 в законодательство внесены изменения, согласно которым для строительства и реконструкции объектов ИЖС больше не нужно получать разрешение. Однако для проведения работ требуется обозначить свое желание перед администрацией МО посредством направления туда уведомления (ст. 51.1 ГрК РФ).

Согласно поправкам бумага должна содержать следующую информацию:

  • персональные данные заявителя;
  • реквизиты паспорта;
  • сведения о застройщике (для юр. лиц);
  • номер участка, согласно кадастровым документам (при наличии), его описание;
  • информацию о правах на землю. Порядок предусматривает возможность получения обозначенных сведений посредством межведомственного взаимодействия;
  • вид разрешений, касающихся застройки;
  • данные о параметрах планируемого к реконструкции объекта;
  • контактные данные лиц, осуществляющих реконструкцию;
  • способ отправки уведомлений застройщику.

Если данные внесены некорректно, то заявка возвращается в течение 3 дней. Стоит заметить, что при этом подача уведомления не засчитывается. Иногда граждане не хотят ждать от администрации ответа и приступают к реализации намеченных мероприятий. Однако так делать не стоит.

Срок направления ответа от муниципалитета составляет 7 дней и содержит оценку представленной собственником жилья информации. Документ рассматривается на предмет соответствия объекта установленным параметрам, а также допустимость его размещения на участке. Если нарушений не найдено, заявителю направляется разрешение на проведение строительных работ.

В процессе реализации плана проводится контроль за изменением объектов ИЖС. Он осуществляется в форме проверок. Основанием выступают жалобы о нарушении объемов строительства, предусмотренных нормативами. После внесения запланированных изменений необходимо подать повторное уведомление. Оно свидетельствует об окончании реконструкции. К нему обязательно нужно приложить техплан здания и квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Администрация проверяет поступивший документ в аналогичные первому обращению сроки и направляет заявителю ответ о соответствии произведенных манипуляций требованиям действующих правовых актов в сфере градостроительной деятельности. Если будут замечены расхождения с первоначальными планами, то принимается решение о необходимости переделки или сноса.

Регистрация прав на объект ИЖС происходит посредством межведомственного обмена после формирования уведомления о соответствии. Процедура осуществляется через местную администрацию. Орган самостоятельно передает все бумаги в Росреестр с целью осуществления дальнейших действий.

Читайте также:  Дача, как выморочное имущество

Оповестить органы о своем желании можно несколькими способами:

  • лично, сформировав текст на бумажном носителе. Передается через МФЦ;
  • посредством почтового отправления;
  • в электронном формате на портале Госуслуг;
  • посетив ОМС.

Можно ли произвести реконструкцию дома за счет средств маткапитала, где получить соответствующие средства?

Согласно ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ средства, предусмотренные государственным сертификатом, можно использовать с целью реконструкции жилья. Однако для этого необходимо соблюсти ряд требований:

  • малышу исполнилось 3 года;
  • площадь дома будет больше, чем до проведения строительных манипуляций;
  • дом оформлен на всех членов семьи;
  • площадь на каждого представителя семейства не должна превышать 18 м².

Контроль за использованием средств маткапитала осуществляется ПФР. Держатель сертификата должен обратиться в фонд, представив паспорт, бумаги на дом и землю, разрешение, полученное от администрации, выписку из госреестра.

После завершения проверки, представленных заявителем, ПФР в течение 60 дней переводит половину от субсидии на счет держателя сертификата. Оставшиеся средства предоставляются не раньше полугода после первой транзакции. Для получения второй части денег требуется повторно обратиться в фонд, взяв с собой акт освидетельствования реконструкции. Если мероприятия производились не владельцем, а специализированной организацией (подрядчиком), то сумма будет перечислена на счет фирмы.

В некоторых случаях реконструкция жилья требуется до того, как малышу исполнится 3 года. Несмотря на предусмотренный законодательством порядок, использовать маткапитал также возможно. Для этого необходимо произвести изменения здания, а затем получить средства, которые послужат компенсацией за понесенные затраты. Кроме того, Федеральным законом предусмотрена возможность погашения ссуды, взятой на реконструкцию жилья.

Может ли муниципалитет отказать в проведении реконструкции объекта?

Администрация вправе отказать в проведении мероприятий из-за несоответствия параметров, указанных в уведомлении, правилам размещения строения на земельном участке. Решение можно обжаловать как в суде, так и перед подачей иска. Сложившаяся практика говорит о том, что инстанция, как правило, встает на сторону собственника недвижимости.

Если заявитель не получил ответа в установленные сроки, то он может начинать реализацию мероприятий. При этом работы должны проводиться в строгом соответствии со сведениями, обозначенными в уведомлении.

Заключение

Таким образом, уведомление на реконструкцию жилого дома направляется в местную администрацию. Орган власти проверяет документацию на предмет соответствия действующим правовым актам. Конечно, возможен вариант с отказом об уведомлении заинтересованных ОИГВО о предстоящих манипуляциях. Однако это касается переделки жилья без изменения его размеров, параметров безопасности, а также с соблюдением нормативов разрешенного строительства. Иначе стоит приготовиться к санкциям со стороны властей.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции

Разрешение на отклонение

Градостроительная проработка

Узаконить строительство на ИЖС (дом построен без разрешения)

Градостроительный план (ГПЗУ)

Разрешение на реконструкцию

Схема планировочной организации участка (СПОЗУ)

Строительство нежилых зданий

Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции

Многие собственники земельных участков еще до начала строительства сталкиваются с тем, что в случае соблюдения минимальных отступов от границ участков соседей или максимально допустимого коэффициента плотности застройки участка, строительство на таком участке будет просто не возможно, так как за частую, участки имеют вытянутую форму или неправильную конфигурацию, либо их площадь на столько мала, что соблюсти нормы строительства не представляется возможным.

С аналогичными проблемами сталкиваются и при легализации и оформлении прав на уже построенные дома, например, дом построен в 1-2 метрах от границ участка и естественно нарушены отступы от границ участка, что приведет к невозможности зарегистрировать права или оформить легализацию построенного дома.

Что же делать в таком случае, и есть ли выход из данной ситуации?

Да, законодатель предусмотрел возможность решения этого вопроса, так, в соответствии с положениями ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, при соблюдении определенных требований и нюансов, можно получить Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства.

Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции осуществляется в части:

  • предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений:
  • минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
  • максимального процента застройки в границах земельного участка.

Разрешение на отклонение от предельных параметров предоставляется при условии наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, городского округа, на территории которого расположен рассматриваемый земельный участок или объект капитального строительства.

Порядок получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства напрямую зависит от грамотно подобранного комплекта документов, юридически обоснованной позиции при организации проведения процедуры публичных слушаний.

Результатом предоставления услуги является распоряжение Главархитектуры Москвы, или Московской области о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Москвы или Московской области.

Специалисты компании «Земля и право» подготовят все необходимые для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства документы, реализуют весь процесс от сбора документов, участия в публичных слушаниях и до получения результата.

Заключение по результатам публичных слушаний от 15.12.2017 по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

На основании ст. 40 Градостроительного кодекса РФ; гл. 8 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 № 276 «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Кемерово»; ст. 33 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово»; постановления администрации города Кемерово от 14.11.2017 № 2926 «О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства»,

комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Кемерово (далее – комиссия) в заседании 01.12.2017 рассмотрела возможность предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: сокращение минимальных отступов в целях определения места допустимого размещения здания, строения, сооружения, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с 3 м до 1 м от северной (общая граница с земельным участком с кадастровым номером 42:24:0101013:637) и южной (общая граница с земельным участком с кадастровым номером 42:24:0101013:640) применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101013:2900, расположенному в Заводском районе города Кемерово, ул. Артиллерийская, 54а по заявлению Шалковского Е.Н.

Постановление администрации города Кемерово от 14.11.2017 № 2926 опубликовано в выпуске городской газеты «Кемерово» от 21.12.2017, размещено на официальном сайте администрации города Кемерово www.kemerovo.ru, портале обеспечения градостроительной деятельности города Кемерово www.mgis42.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Прием письменных предложений и замечаний по предмету публичных слушаний осуществлялся в период с 21 по 30 ноября 2017 года.

В ходе публичных слушаний поступили письменные замечания участника долевой собственности в праве на земельный участок по ул. Артиллерийской, 56 (кадастровый номер 42:24:0101013:640) о несогласии с предоставлением запрашиваемого разрешения, в связи с тем, что размещение объекта повлечет нарушение противопожарных расстояний, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также сделает невозможным новое строительства с разрешенным отступом от границы, принадлежащего мне земельного участка. Построенный второй этаж дома № 54а по ул. Артиллерийской приведет к нарушению инсоляции, что повредит посадкам.

В ходе публичных слушаний представителем заинтересованного лица даны пояснения, согласно которым в производстве Заводского районного суда города Кемерово находится гражданское дело об устранении нарушения прав собственником жилого дома № 54а по ул. Артиллерийской. В настоящее время производство по делу приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы. В 2016 году начата реконструкция жилого дома № 54а, осуществлено строительство пристройки с нарушением минимального отступа, при этом расстояние от забора до стены реконструированного дома составляет менее 1,5 м, что создает препятствия к использованию земельного участка по ул. Артиллерийской, 54 (кадастровый номер 42:24:0101013:637), а именно затеняет участок, приводит к скапливанию снега с кровли, а также, по мнению участников публичных слушаний, может стать причиной возникновения пожара. По общей меже расположены хозяйственная постройка (баня) в пределах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101013:637 и деревянный пристрой в пределах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101013:2900.

Заинтересованным лицом Седельниковым Д.А. даны пояснения, согласно которым жилой дом № 54а по ул. Артиллерийской 50-х годов постройки, его не менялось, выполнены работы по обкладыванию брусом ранее существующих сеней, произведена замена кровли. Как следует из пояснений, пристрой, выполненный к дому является нежилым. Кровля является двускатной, оцинкованной, снег на ней не накапливается. На реконструкцию дома получено разрешение.

Рассматривая заявление и поступившие возражения комиссия руководствовалась следующим.

Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101013:2900 утвержден постановлением администрации города Кемерово от 28.02.2017 № 371, в марте 2017 года выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства — индивидуального жилого дома сроком на 10 лет в пределах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101013:2900.

Согласно п. 3.3 ст. 33 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений для индивидуальных жилых домов – 3 м, построек для содержания скота и птицы – 4 м, других построек (бани, гаража и др.) – 1 м.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения (ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Согласно п. 4.4 Приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – приказ), противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий и сооружений. При наличии выступающих более чем на 1 м конструкций зданий и сооружений, выполненных из горючих материалов, следует принимать расстояния между этими конструкциями.

Читайте также:  Положены ли компенсации при прокладке газопровода через участок

В соответствии с п. 4.13. приказа, противопожарные расстояния между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 1, а также с учетом требований подраздела 5.3, то есть в зависимости от класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости зданий с учетом требований к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 при организованной малоэтажной застройке.

В силу п. 5.3.2 приказа (таб. 2), минимальное расстояние между жилыми зданиями при организованной малоэтажной застройке составляет 6 м.

Достижение минимального противопожарного разрыва в том числе обеспечивается соблюдением минимального отступа от границы земельного участка, установленного в составе градостроительного регламента территориальной зоны (3 м от общей межи).

Сокращение противопожарных разрывов возможно в случаях, установленных п. п. 5.3.3, 5.3.4 приказа.

Сведений о классе конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости жилого дома по ул. Артиллерийской, 54а, а также выполнении мероприятий, допускающих уменьшение противопожарного расстояния, у комиссии не имеется.

Согласно п. 7.1 СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утвержден Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820), действовавшего на момент предоставления разрешения на реконструкцию, в районах усадебной и садово-дачной застройки расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома – 3; до хозяйственных построек – 1. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) – не менее 25 м.

В силу п. 7.1 (примечание 1) СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утвержден Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр), введенного в действие с 01.07.2017, допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом противопожарных требований, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В силу ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Возможность рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части сокращения минимального отступа от границы земельного участка обусловлена сложной конфигурацией земельного участка.

В силу ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

По мнению комиссии, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства — индивидуального жилого дома по ул. Артиллерийской, 54а — сокращение минимального отступа до 1 м — повлечет нарушение прав правообладателей земельного участка и объекта капитального строительства по ул. Артиллерийской, 54.

При этом решением Центрального районного суда от 18.10.2017 по делу № 12-683/2017 установлено, что пристройка к жилому дому № 54а по ул. Артиллерийской площадью 3,83 *7,19 (литера «а»), именуемая в техническом паспорте как «сени», имеет стены, выполненные из брусчатого материала, то есть стена, расположенная на расстоянии 1, 05 м от границы земельного участка является не стеной жилого дома, а стеной пристройки, в отношении которой применяется норматив удаленности 1 м, установленный градостроительным регламентом территориальной зоны Ж3 для построек (бани, гаража и др).

При таких обстоятельствах комиссия приходит к выводу о необходимости подготовки рекомендаций об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: сокращение минимальных отступов в целях определения места допустимого размещения здания, строения, сооружения, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, с 3 м до 1 м от северной (общая граница с земельным участком с кадастровым номером 42:24:0101013:637) и южной (общая граница с земельным участком с кадастровым номером 42:24:0101013:640) применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101013:2900, расположенному в Заводском районе города Кемерово, ул. Артиллерийская, 54а по заявлению Шалковского Е.Н.

Внесение изменений в разрешение на строительство

31.12.2018 г. истек срок разрешения на строительство объекта капитального строительства. Объект был достроен. Организацией был направлен запрос о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с отклонением от параметров объекта. Около 10% здания расположено на другом земельном участке, не предусмотренном проектной документацией. Комитетом был направлен отказ о внесении изменений в разрешение на строительство по причине отклонения от проектной документации (около 10% здания расположено на другом участке) и истечения срока действия разрешения на строительство. Правомерен ли отказ?

Отношения по поводу выдачи разрешения на строительство урегулированы в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ «разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

Согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ «строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей».

Согласно ч. 4 ст. 51 ГрК РФ «разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5–6 настоящей статьи и другими федеральными законами».

В ч. 5–6 ст. 51 ГрК РФ определяются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Поскольку в вопросе не определен вид и территория строительства (исторические территории, особо охраняемые и т.д.), то автору вопроса самостоятельно придется найти соответствующий орган и его полномочия.

Далее. Согласно п. 1–3 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного ч. 11.1 указанной статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно п. 5 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является «несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения».

Таким образом, первоначально выдавая разрешение на строительство, уполномоченный орган проводил проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Следовательно, отклонение от параметров объекта (около 10% здания расположено на другом земельном участке, не предусмотренном проектной документацией) нарушает вид землепользования соседнего участка. Для внесения изменения в разрешение на строительство предстояло бы:

получить согласие собственника соседнего участка на строительство или отчуждение земельного участка, занятого частью объекта (при этом неизвестно, расположен ли еще объект на соседнем участке и не нарушится ли противопожарный разрыв с ним от границ части объекта, отсутствующей в проектной документации);

изменить вид землепользования части земельного участка, занятого частью объекта;

выявить иные цели и задачи заказчика строительства, связанные с проектным землеотведением, а также решить ряд других проблем.

Согласно ч. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

В судебном процессе застройщик вправе доказывать возможность внесения изменений в разрешение на строительство без ущерба для заказчика, а последний вправе возражать.

Ссылка на основную публикацию