Получение информации по результатам проверки ОВД

Как осуществляется проверка организации полицией

Проверка предприятия сотрудниками полиции может быть плановой или внеплановой. Действия проверяющих регламентируются нормами:

  • УПК РФ;
  • Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ;
  • Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Причины проверки полицией

Проверочные мероприятия могут инициироваться в порядке доследственного мониторинга на основании:

  • поступившего заявления о совершенном преступлении;
  • явке нарушителя с повинной;
  • наличии информации от третьих лиц, которая свидетельствует о готовящихся действиях незаконного характера;
  • изданного прокурорского постановления.

Внеплановая проверка может быть реализована, если:

  • в адрес организации было выписано предписание об устранении обнаруженных нарушений, но его требования не были выполнены до истечения срока действия документа;
  • поступление жалобы от физических или юридических лиц, сигналов от органов власти и других государственных структур;
  • при анализе работы частных детективных организаций были выявлены нарушения лицензионного порядка.

КСТАТИ! Вероятность инициирования проверки полицией у предприятий, работающих с большими суммами налички, выше, чем у других субъектов предпринимательства.

В категорию повышенного риска входят автозаправочные станции, торговые точки с широким алкогольным ассортиментом. Перечень правовых оснований для проверочных мероприятий ограничен, в них входят:

  1. Доследственная проверка.
  2. Необходимость привлечения сотрудников полиции при выездной налоговой проверке (комбинированный состав проверяющих встречается в 90% случаев).
  3. Действия в рамках возбужденного уголовного дела в отношении субъекта предпринимательства.

Полномочия органов власти при полицейской проверке

Права, которыми наделяются сотрудники полиции в период проведения проверочных мероприятий, закреплены ст. 13 Закона № 3-ФЗ. До момента возбуждения уголовного дела проверяющим разрешается:

  • осматривать территории совершения противоправных действий;
  • проводить беседы с персоналом для получения объяснений;
  • выступать с требованием предоставления документации или вещественных активов с возможным их изъятием.

У полицейских имеются полномочия по назначению судебных экспертиз, освидетельствованию документов, инициации документальных проверок. Они могут привлекать узкоквалифицированных специалистов для исследований и ревизий. В рамках следственных мероприятий по уголовным делам, которые на дату проверки запущены в производство, проверяющим разрешено проводить обыски, выемки, допросы с очными ставками.

ВАЖНО! Полномочия должностных лиц полиции ограничены сферой применения. Проверяющие не могут требовать предоставления им документации, не относящейся к предмету обследования.

Порядок проведения проверки

До начала мероприятий по проверке сотрудники полиции обязаны представиться и предъявить руководителю субъекта хозяйствования документы, удостоверяющие личность и подтверждающие названные ими должность со званием. Перед тем как впустить сотрудников полиции, работники предприятия знакомятся с обоснованием проверки: текстом постановления на следственные мероприятия. В бланке должны быть правильно указаны адрес компании, ее название.

Важно! При желании полиции произвести осмотр помещений или территории фирмы должностные лица проверяющего органа должны будут привлечь для этой процедуры понятых.

Численность понятых оговаривается ст. 170 УПК РФ и равна 2 лицам или больше. Обязанности понятых должны разъясняются им до начала осмотра. Привлекаемые лица не имеют права покидать территорию обследования до окончания всех необходимых процедур.

По результатам осмотра оформляется протокольная документация, которая подписывается всеми участниками процесса. При реализации осмотров необходимо следить, чтобы не было признаков обыска. Обыски разрешены только в ситуациях с открытыми уголовными делами. Для этой процедуры характерно наличие соответствующего документального обоснование. Это дает возможность полиции входить в любые помещения, открывать тумбы, сейфы, вскрывать ящики в письменных столах.

Полицейская проверка состоит из двух этапов:

  1. Первым шагом является сбор и систематизация информационных сведений. Это необходимо для накопления доказательной базы, поиска сведений, которые могут компрометировать предпринимателя и служить основой для возбуждения уголовного дела. На данном этапе полицейские могут пользоваться инструментарием оперативно-розыскной деятельности.
  2. Сбор доказательных сведений, который инициируется при наличии открытого дела по статьям уголовного права. В рамках этого направления деятельности полицейским доступны методы следственных мероприятий.

Действия руководителя

Алгоритм действий руководства компании должен быть направлен на соблюдение всеми участниками процесса правовых норм и стандартов. При появлении на пороге фирмы должностных лиц полиции необходимо ознакомиться с информацией в их служебных удостоверениях, задокументировать ее. Проверяющие обязаны представляться, озвучивать причину и цель визита.

В процессе знакомства с составом коллектива проверяющих руководитель предприятия (замещающее его лицо) читает постановление, дающее право на обследование территории субъекта хозяйствования. Надо изучить текст на предмет наличия или отсутствия в документе упоминания о праве проведения обыска и выемки. Если имеется возможность, рекомендуется распустить персонал организации (полностью или частично) по домам. Такой шаг позволит избавить сотрудников от влияния стрессовых факторов. Деятельность на рабочих местах на период проверки будет приостановлена, потому пребывание на площадках предприятия всего наемного персонала будет нецелесообразным.

Руководитель проверяемого предприятия должен придерживаться таких правил:

  1. Фиксировать действия полицейских на видео разрешено и рекомендовано. Записи при необходимости смогут стать основой доказательной базы. Если имело место превышение полномочий, нарушение процедуры, оформляется жалоба на проверяющих в вышестоящие структуры полиции или прокурору.
  2. Передача документов в рамках изъятия может быть реализована при наличии документальных оснований и в присутствии понятых. Законность процедуры обеспечивается независимым мнением привлекаемых понятых и через оформление описи изымаемой документации или ценностей. Опись надо заверять обеим сторонам проверки.
  3. Во время проверочных мероприятий производить фиксацию замечаний, претензий к работе должностных лиц полиции.

ВАЖНО! При прочтении протокола проверки надо обращать внимание на все неточности в тексте. Замечания фиксируются, а информационные пробелы устраняются путем дополнения протокола.

  • При инициировании изъятий представителем компании должны отслеживаться все действия полицейских. Необходимо удостовериться, что к внутренним системам электронных носителей был ограничен доступ путем их пломбировки.
  • Изымаемые документы по правилам должны быть упакованы в коробки, заклеены при помощи скотча и опечатаны. Каждая партия изъятых бланков скрепляется подписями всех присутствующих лиц.
  • Результат

    Результаты проверок должны быть зафиксированы документально. При выявлении состава административного нарушения об этом составляется протокол. Без его оформления не допускается назначение штрафов.

    ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ! Суммы штрафов не могут взиматься с субъектов хозяйствования на месте проверки. Применение штрафных санкций без документального обоснования в судебном порядке будет признано незаконным.

    В форме протокола надо указать:

    • полный перечень обстоятельств, сопутствующих нарушению;
    • доказательную основу;
    • ссылки на статьи правовых актов, которыми установлены правила применения конкретных мер наказания.

    По итогам проверки с оригинала протокола снимается копия и передается представителю предприятия с оформлением расписки в получении. Все эти действия должны быть осуществлены в день окончания проверочных мероприятий.

    При заведении административного дела на его рассмотрение отводится до 15 суток. Решение о признании вины и назначении наказания без присутствия одной из заинтересованных сторон может быть признано незаконным. Об этом говорится в ст. 25.1 КоАП РФ. Прекращение производства при отсутствии оснований или назначение наказания происходит путем оформления постановления. Копия постановления должна быть вручена в руки представителю компании или направлена на адрес предприятия по почте (ст. 29.11 КоАП РФ).

    На обжалование постановлений дается 10 дней, после чего примененная мера ответственности будет введена в действие. Для документального оформления комплекса оперативно-розыскных операций могут применяться:

    • справки;
    • письменные рапорта;
    • пояснения физических лиц;
    • акты;
    • другие формы документов, имеющие полный перечень обязательных реквизитов, утвержденные подписями ответственных лиц.

    Если пришел запрос о документах от МВД, ФСБ, прокуратуры и СК. Как предпринимателю защититься от уголовного дела

    Адвокат Артем Чекотков рассказывает, кто и почему из силовых структур имеет право направить в компанию запрос о предоставлении информации и к чему это может привести. И главное, как себя оградить от неправомерных действий силовиков?

    Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.

    Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

    В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

    Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

    Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

    Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».

    Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

    В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

    Массовость направления запросов о представлении документации

    Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

    Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

    Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

    Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

    Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

    Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

    В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

    Юридическая природа запроса о представлении документации

    Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

    • МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
    • ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
    • Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
    • Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

    На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

    Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

    • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
    • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

    Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

    На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.

    Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

    Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.

    Часто силовики в ходе проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации.

    Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.

    Получение информации по результатам проверки ОВД

    Проверка одного ОВД г.Москвы

    Сначала надо сказать о том, что такое “проверка ОВД”, для чего она нужна. Понятно, что проверка работы любого государственного органа нужна, когда есть сомнения в том, что этот орган может работать как надо. А для этого нужны определенные причины. Чтобы понять причины, нужно подняться несколько выше “уровня” ОВД и рассматривать это в контексте работы всей правоохранительной системы. И здесь подспорьем может быть мнение Андрея Бабушкина, тем более, что он и возглавлял проверку.

    Читайте также:  Перепланировка или реконструкция нежилого строения

    Андрей Бабушкин, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии города Москвы, прикладывает немалые усилия для создания общественного контроля над условиями содержания людей в полиции, в следственном изоляторе. Он хорошо известен как в среде правозащитников, так и в правоохранительной системе. В Интернете есть интервью с Андреем Бабушкиным в передаче радио “Свобода”, которая называлась “Тюрьма в путинской России: “Не думай, что тебя это не касается. Там можешь оказаться и ты”. В этой передаче много говорилось о том, что сейчас, фактически, правоохранительная система в России имеет репрессивный характер, основная черта которого – чрезмерная жестокость наказания, что и является одной из причин коррупции, когда часто спор двух хозяйствующих субъектов заканчивается уголовным преследованием с последующей “посадкой” одного из них, часто это бывает связано и с исполнением “политического заказа” того или иного уровня власти. Понятно, что такое возможно только при наличии “заинтересованности” работников правоохранительной системы. Но поскольку это именно “система”, то и “методы – недостатки” ее работы не ограничиваются только уровнем бизнеса или политики, но и создают определенную тенденцию для всех ее звеньев.

    Чтобы убедиться, в том, что это явление носит системный характер, достаточно, например, посмотреть отрывок их передачи “момент истины” Андрея Караулова, посвященной теме судейского “беспредела”:

    Судейский беспредел 2012.06.04

    Не питайте иллюзий, что суд разберется и что Вы имеете Конституционное право на судебную защиту!

    Судьи о судебной системе РФ. ( Новиков Д.В.)

    Наиболее эффективным механизмом для борьбы с этими недостатками именно”системы” может быть общественный контроль, поскольку заложенные в нем принципы гласности и независимости являются своего рода защитой от влияния коррупционных факторов.

    В каждом звене правоохранительной системы есть свои наиболее “болезненные” точки. Для обычного человека наиболее “близкой” к нему частью правоохранительной системы являются местные органы полиции, среди которых самыми известными являются Отделы Внутренних Дел (ОВД). ОВД выполняют наибольший объем работы по поддержанию порядка, и наибольшее число контактов с населением приходится на их сотрудников. К сожалению, не все эти контакты заканчиваются для гражданина благоприятно, результатом чего становится доставление или задержание гражданина полицейскими ОВД. И здесь возникают обстоятельства, в которых возможно нарушение прав человека. Соответственно возникает необходимость защиты этих прав, если они нарушаются. Чем и занимается общественный контроль. Необходимость такого контроля была осознана обществом еще в 90-е годы. Андрей Бабушкин: “Когда в 95-ом году мы впервые составляли концепцию закона об общественном контроле, люди просто крутили у виска: «Кто вам это даст? Кто вас пустит в отделение милиции? Кто вас пустит в тюрьмы?». Теперь такой контроль постепенно становится нормой нашего общества. Примером реализации этой нормы стала штатная проверка одного ОВД г.Москвы.

    Проверка проводилась в мае 2012 г. в вечернее время. Это обычная практика проверяющих – проводить проверки вечером и ночью, поскольку в тёмное время суток происходит наибольшее число правонарушений, соответственно, и максимальное количество “доставленных” и “задержанных”. В проверке кроме Бабушкина, участвовали Куликовский Александр – правозащитник, член ОНК г.Москвы, член ОС при ГУ МВД России по г.Москве, и два независимых эксперта. Таким образом, состав группы проверяющих также способствовал реализации принципов гласности, прозрачности, независимости.

    Если театр начинается с вешалки, то ОВД начинается с контрольно-пропускного пункта (КПП). Надо сказать, что Андрей Бабушкин, за плечами которого уже десятки (если не сотни) проверок, уделяет внимание всем аспектам работы ОВД. Перед тем как войти на КПП, Бабушкин позвонил по “02” и сообщил о проверке – таков порядок. Правозащитником была произведена оценка оперативности “реагирования” ОВД на сообщение о проверке – сколько времени прошло от момента “оповещения” до появления ответственного представителя ОВД, и не чинились ли препятствия в доступе правозащитникам в ОВД. Казалось бы, мелочь, но из таких мелочей складывается общая картина работы полиции. Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой проверке Бабушкин занимался только одним аспектом – соблюдением прав и условий содержания людей в полиции, в следственном изоляторе. Сначала была сделана оценка организации системы информирования в дежурной части (информационные стенды), относительно которой Бабушкин высказал несколько замечаний и одно пожелание. Замечания казались неработающего телефона внутренней связи в помещении дежурной части, и не “свежей” нормативно-правовой информации на стендах. А пожелание касалось возможности установки автомата – бесплатной информационно-правовой справочной системы (как, например, в ОВД по району Коньково г. Москвы). Далее последовали анализ и оценка работы сотрудников полиции с доставленными и задержанными лицами. Сначала правозащитники изучали книгу учета доставленных, на основании сведений из которой делались выводы относительно соблюдения процессуальных правил при задержании и доставлении, обоснованности сроков задержания. Среди высказанных правозащитниками замечаний были следующие:

    1. необоснованное задержание лиц при распитии пива на детской площадке (оказывается, задержание регламентировано только при распитии пива на спортивной площадке, а на детской – профилактические мероприятия);

    2. срок задержания гражданина, состояние которого оценивалось полицейским как “алкогольное опьянение”, оказался слишком мал, чтобы гражданин “протрезвел”. Получается, что либо гражданин был не настолько пьян, чтобы его задерживать, либо его отпустили в состоянии опьянения, оставив, таким образом, без помощи.

    3. доставление в ОВД “иностранных граждан” (нарушивших статью 18.8 КоАП РФ) в отсутствии инспектора Федеральной Миграционной Службы – ФМС – полиция может только обеспечить силовое сопровождение в помощь инспектору, но всю работу с “иностранным гражданином” должен проводить инспектор ФМС. Полиция не имеет права доставлять иностранных граждан. Как сказал Бабушкин, здесь в ОВД – “перебор”;

    4. узнав о жалобах жителей района на то, что после 10 часов вечера трудно получить поддержку полиции по телефонному звонку, Бабушкин отметил, что экипажи ДПС (которых в ОВД всего два) слишком заняты доставлением “иностранных граждан” ( статья 18.8 КоАП РФ ) , поэтому на другую оперативную работу постовой службы ресурсов ОВД уже не хватает.

    Далее правозащитники проверили Камеры административных задержанных (КАЗ), и условия содержания в них. Задержанных не оказалось. Были выявлены следующие основные недостатки:

    1. Неработающая вентиляция. Запах из “санузла” распространялся по всему зарешеченному пространству.

    2. Недостаточное для чтения освещение. Задержанные должны иметь возможность читать.

    3. Отсутствие в камерах окон, которые должны обеспечивать доступ дневного света (санитарные требования).

    4. Отсутствие спальных принадлежностей и сухого пайка.

    После проверки КАЗ правозащитники устроили небольшой экзамен полицейским дежурной части по тем видам правонарушений (или причин задержания и доставления), которые были указаны в книге учета доставленных. Бабушкин известен энциклопедическим знание законов России. И не только из уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства, но и специфических нормативно-правовых актов, например, Устав патрульно-постовой службы полиции. В результате общения с полицейскими дежурной части Бабушкин выявил пробелы в знаниях законодательства, и тут же передал ответственному представителю ОВД правовые материалы для заполнения этих пробелов.

    На этом проверка закончилась, и правозащитники покинули территорию ОВД. Материалы с результатами проверки ОВД будут в ближайшее время направлены в соответствующие инстанции.

    Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 636 г. Москва Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 августа 2005 г.

    Регистрационный N 6891

    В целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции проверок и ревизий в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции” 1 , – приказываю :

    1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (приложение N 1).

    1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (приложение N 2).

    2. Начальникам департаментов, подразделений непосредственного подчинения МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации организовать изучение Инструкции и обеспечить безусловное соблюдение установленных ею требований при проведении проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.

    3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

    Министр
    генерал-полковник милиции
    Р. Нургалиев

    1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст.1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N14, ст.1666; 2003, N 50, ст.4847; 2005, N19, ст. 1752.

    Приложение N 1 к приказу

    Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности

    I. Общие положения

    1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

    При организации и проведении проверок и ревизий, оформлении и реализации их результатов сотрудники милиции обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции” 1 (далее – Закон Российской Федерации “О милиции”), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.

    2 Проверка, ревизия проводится в срок не более 30 дней.

    Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока проведения проверки, ревизии является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии.

    3. В том случае, если проверка, ревизия проводится в занимаемых юридическим лицом, либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица помещениях (территории), представители юридического лица, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представители могут присутствовать при ее проведении.

    4. При наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела, начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме (приложение N 1).

    Постановление о проведении проверки, ревизии регистрируется в специальном журнале (приложение N 2).

    5. Состав сотрудников милиции, проводящих проверку, ревизию, указывается в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия.

    В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки, ревизии (приложение N 3), которое регистрируется в журнале, указанном в пункте 4 настоящей Инструкции.

    6. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению проверки, ревизии могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

    7. В ходе проведения проверки, ревизии может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки, ревизии, прилагаются к акту проверки, ревизии, в котором делается отметка о применении этих средств.

    8. При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий) (приложение N4).

    Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого изымаются подлинные документы.

    В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.

    9. В случае необходимости проведения в ходе проверки, ревизии осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранрния и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров, соответствующие действия производятся в порядке, установленном пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции”.

    Если осуществление данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки, ревизии, вынесение специального постановления об их проведении не требуется.

    II. Порядок назначения проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности и оформления ее результатов

    10. Проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее – проверка) назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции), указанные в приложении N 2 к приказу МВД России “Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности”, в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

    11. Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

    К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты – ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

    12. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    13. По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее – акт проверки) (приложение N 5).

    14. В акте проверки отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства.

    Читайте также:  Выселение через суд члена семьи нанимателя квартиры

    Акт проверки составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены.

    15. В акте проверки в обязательном порядке отражаются:

    полное и сокращенное наименование проверяемого юридического лица (фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

    идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

    место проведения проверки;

    специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших проверку;

    дата начала и окончания проверки;

    все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений;

    сущность правонарушения, способ его совершения;

    ссылки на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт нарушения законодательства с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

    факты непредставления каких-либо документов;

    обобщенные выводы о результатах проверки.

    16. В случае необходимости в акте проверки дополнительно могут быть отражены сведения, указанные в пунктах 23, 24 настоящей Инструкции.

    17. Акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

    Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).

    Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки. В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам, об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

    III. Порядок назначения ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности и оформления ее результатов

    18. Ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее – ревизия) назначают уполномоченные на то должностные лица органа внутренних дел (органа милиции), указанные в приложении N 2 к приказу МВД России “Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности”, в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

    19. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

    К ревизии могут привлекаться сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел.

    20. Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    21. По результатам проведения ревизии сотрудниками милиции составляется акт ревизии финансовой хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее – акт ревизии) (приложение N 6).

    22. В акте ревизии отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства.

    Акт ревизии составляется и в том случае, если соответствующие нарушения законодательства в ходе проведения ревизии не выявлены.

    Акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой части.

    23. В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются:

    полное и сокращенное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

    идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

    место проведения ревизии;

    специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших ревизию;

    период, за который проведена ревизия;

    дата начала и окончания ревизии;

    фамилии, имена и отчества представителей юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо его представителя). В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;

    место регистрации юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также места осуществления финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации);

    сведения о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об открытых в банках расчетных и валютных счетах, о принятой учетной политике;

    документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

    документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии.

    24. Описательная часть акта ревизии должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений.

    Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности, либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.

    25. В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.

    26. Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

    Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).

    Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить акт ревизии по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.

    IV. Реализация результатов проверок, ревизий

    27. По результатам проверки, ревизии принимается одно из следующих решений:

    о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

    о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2 ;

    о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

    о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

    о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.

    1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, ст. 2700; 2005, N 19, ст. 1752.

    2 Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 52 (ч.1), ст. 4921.

    Взаимодействие ФНС и МВД – практический аспект

    В предыдущей статье мы затронули теоретическое обоснование механизма взаимодействия Федеральной налоговой службы при осуществлении полномочий контролирующего органа за исполнением налогового законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности с правоохранительными органами. Посмотрим, как это работает на практике.

    Итак, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где осуществляется предпринимательская деятельность и в других формах, установленных НК РФ.

    Сотрудники органов внутренних дел наряду с сотрудниками налоговых органов могут участвовать в проведении налоговых проверок.

    Правовая регламентация.

    Правовой основной участия работников полиции в проведении налоговых проверок является: п.1 ст. 36 НК РФ, прямо предусматривающий возможность направления инспекцией запроса в компетентные органы внутренних дел с целью выделения сотрудников, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» и Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных проверок (утв. совместным Приказом ФНС России и МВД России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 ).

    Основания для участия сотрудников полиции в налоговой проверке.

    Законной совместная налоговая проверка будет в следующих случаях:

    • при наличии у сотрудников налоговых инспекций необходимости проверить с участием сотрудников органов внутренних дел имеющиеся данные о нарушениях налогового законодательства;
    • при назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов, которые в налоговые органы направили органы внутренних дел;
    • при необходимости участия полиции в проведении конкретных мероприятий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
    • при необходимости в оказании помощи налоговым органам со стороны сотрудников полиции в случаях, когда налогоплательщик препятствует законной деятельности проверяющих, а также защита налоговых инспекторов при исполнении ими должностных обязанностей;
    • при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость (далее — НДС), акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению.

    К примеру, необоснованное возмещение НДС может быть выявлено в результате неправомерного заявления налоговых вычетов в более раннем по сравнению с налоговым периодом возникновения права на налоговый вычет;

    • при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:
    • если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);
    • при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.
    • при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

    Таким образом, выделяем две группы оснований:

    1) совместное участие органов внутренних дел и налоговых органов в проведении выездных проверок по запросу последних;

    2) при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, направление органами внутренних дел материалов в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

    В соответствии с названной выше Инструкцией сотрудники полиции принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

    Запросы в полицию должны представляться в письменном виде с указанием даты, времени и места проведения проверки, а также определять роль сотрудников полиции при ее проведении. В состав рабочей группы по проведению выездной налоговой проверки сотрудники полиции могут быть включены по решению начальника органа внутренних дел. Ими могут быть и лица, которые ранее привлекались к проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении проверяемого. (В соответствии с Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N ВАС-9906/10, судебные органы не исключают возможности участия такого сотрудника полиции в проведении выездной налоговой проверки).

    Важно: Участие сотрудников полиции в выездной налоговой проверке является законным, если они будут указаны в решении о проведении проверки в составе бригады проверяющих.

    Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

    1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и сотрудников оперативных подразделений;

    2) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;

    3) необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемки документов, проведения исследования, опроса, осмотра помещений и др.);

    4) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

    Полномочия работников полиции.

    Сотрудники полиции при осуществлении совместных налоговых проверок имеют право осматривать производственные, складские и иные помещения хозяйствующих субъектов, изымать документы с обязательным составлением протоколов изъятия при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, опечатывать помещения, кассы, места хранения документов, денег, материальных ценностей и другие. Данные действия проводятся в присутствии понятых и представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копии постановления, протоколов, описей, составленных в результате осуществления указанных действий.

    Одним из самых результативных способов получения информации о фактических обстоятельствах правонарушений является допрос. На допрос может быть вызвано любое лицо, которому известны какие-либо сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Лицо должно быть допрошено в соответствии с требованиями ст. 90, 99 НК РФ, его пояснения зафиксированы в протоколе допроса; должна быть сделана отметка о предупреждении лица об ответственности за дачу заведомо ложной информации.

    При этом проведение допроса сотрудником органов внутренних дел будет считаться правомерным лишь в том случае, если было выполнено условие включения такого сотрудника в состав проверяющих.

    В Постановлении ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10 по делу N А40-118797/09-118-940 суд указал, что, поскольку сотрудники органов внутренних дел не участвовали в проведении выездной налоговой проверки, они не имели полномочий проводить допрос свидетелей. Следовательно, протоколы допроса не являются надлежащими доказательствами.

    Если налогоплательщик оказывает явное противодействие надлежащему порядку проведения налоговой проверки и имеются основания полагать, что часть документов и информации будут скрыты, сотрудники полиции могут произвести выемку соответствующих документов и предметов (к примеру, компьютеров).

    Читайте также:  Признание нуждающимся в улучшении жилищных условий

    Эффективным контрольным мероприятием может являться также осмотр помещений. Так, невозможность хранения товара может быть подтверждена протоколом осмотра соответствующих помещений (несоответствие условий хранения, маленький размер помещения), а отсутствие организации по юридическому адресу протоколом осмотра юридического адреса.

    Оформление результатов выездной налоговой проверки.

    Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, составляется в трех экземплярах, подписывается участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, кроме сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его представителем). Проверяемому лицу необходимо вручить подписанный акт проверки. При этом, если лицо уклоняется от получения акта, об этом делается соответствующая запись в акте, сам акт направляется почтой по юридическому адресу или месту жительства лица.

    При наличии разногласий между проверяющими лицами по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы, которым является представитель налогового органа. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

    В случае если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки в орган внутренних дел не направляется.

    Виды решений, принимаемых по результатам проверки.

    — возбуждение производства об административном правонарушении.

    При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.

    При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, ОВД в установленном порядке в десятидневный срок со дня получения сведений направляют материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

    При вынесении постановления о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, его прекращении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа незамедлительно направляют уведомление в налоговый орган.

    В течение десяти дней с даты поступления материалов налоговый орган направляет уведомление в ОВД о принятом решении — либо о назначении выездной налоговой проверки, либо об отказе от проведения мероприятий налогового контроля. В Инструкции о взаимодействии налоговых органов и органов внутренних дел предусмотрен перечень оснований для отказа налогового органа от принятия решения о проведении налогового контроля по материалам, направленным ОВД. Таким основаниями являются:

    — отсутствие в представленных органом внутренних дел материалах документально подтвержденных фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;

    — наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если в текущий период деятельность организации или физического лица, которыми, согласно материалам органа внутренних дел, были совершены налоговые правонарушения, ранее была проверена налоговым органом по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации), а также если материалы органа внутренних дел свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период времени, превышающий три календарных года, предшествующие году, в котором может быть вынесено решение о проведении проверки);

    — наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки).

    Такие материалы ОВД вправе направить в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть обоснованность в отказе проведения налоговой проверки.

    Важно: если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки состава преступления, налоговые органы обязаны в течение десяти рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом на основании письменных запросов налоговые органы при необходимости представляют в ОВД дополнительную информацию.

    По результатам их проверки при наличии признаков преступления орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа принимают решение о возбуждении уголовного дела по ст. 198-199.2 УК РФ, о чем незамедлительно направляется уведомление в налоговый орган с приложением копии постановления.

    В случае вынесения решения о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам налогового органа, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет в налоговый орган уведомление об этом с приложением копии постановления. Также налоговый орган получает уведомление о направлении материалов по подследственности в другие правоохранительные органы.

    Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов

    Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов: правомерность, обоснованность, мотивированность.

    Крайне распространенной является ситуация, когда организация получает письменный запрос правоохранительных органов (Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, Управление экономической безопасности и противодействия коррупции и т.п.) с просьбой или даже требованием предоставить в определенный срок информацию в виде заверенных копий документов, связанных с финансово-хозяйственными взаимоотношениями данной организации с конкретными контрагентами или же вообще по всем контрагентам за определенный период (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры, платёжные поручения, книги покупок, книги продаж, переписка и т.д.).

    Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

    Внешне данные письменные запросы соответствуют всем стандартам и формам, установленным и утверждаемым соответствующим Приказами и другими локальными актами (инструкциями) по делопроизводству МВД РФ, т.е. выполнены на официальном бланке соответствующего органа или ведомства, содержат исходящий номер и дату, подписаны уполномоченным должностным лицом с проставлением соответствующей печати.

    Однако непосредственно по содержанию данные запросы часто не соответствуют элементарным требованиям законодательства об обоснованности и мотивированности.

    Довольно часто сотрудники правоохранительных органов не обременяют себя пояснениями относительно причин и мотивов запроса информации, сведениями о проводимой ими проверки, причинах проведения такой проверки, информации об уголовном или административном деле, в рамках которых и запрашивается информация. В результате адресат подобных запросов даже не всегда может сделать однозначный вывод о том, в отношении кого именно проявлен интерес со стороны правоохранительных органов в данном случае – в отношении самой организации или в отношении её контрагентов или же вообще усматривается соучастие обоих сторон сделок.

    Часто подобные запросы содержат в себе достаточно обобщенные и скупые преамбулы типа «На основании п.10 части 1 ст.13 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ, ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ, просим Вас предоставить информацию..».

    В соответствии с требованиями Закона «О Полиции», критерием правомерности истребования информации является ее необходимость для решения возложенных на органы полиции задач. Обязательным для исполнения являются законные требования сотрудников полиции.

    Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст.2 Федерального Закона «О Полиции», основанием для истребования информации может быть осуществлении органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений. Таким образом, поводом для истребования информации в данном случае могут быть сведения о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния.

    В связи с этим, поскольку в запросе отсутствует указание на предмет и цели проведения проверки, вопрос о законности ее проведения (приказ МВД РФ № 177 от 16.03.2004г., Приказ МВД РФ № 636 от 02.09.2005г.) и, следовательно, правомерности предъявленного требования о выдаче документов имеет принципиальное значение, поскольку отсутствие факта преступного посягательства лишает возможности проведения каких-либо проверочных мероприятий со стороны органов полиции.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности, являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; события и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания; лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов; 3) поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье; 5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством российской Федерации; 6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут выполняться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приведен в ст. 6 названного Закона. Данный список носит закрытый характер, согласно прямому указанию может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Направление запросов к числу оперативно-розыскных мероприятий не отнесено.

    Возможность получения интересующей информации подобным образом предусмотрена ч. 4 ст. 13 Федерального закона “О полиции” от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, но только в случаях, прямо определенных п. п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26 и 27 ч. 1 настоящей статьи.

    В соответствии с п.4 части 1 ст.13 Федерального Закона «О Полиции» в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию.

    Как следует из анализа приведенной нормы права, направление запросов возможно лишь при наличии установленных законом оснований, к числу которых просто осуществление оперативно-розыскной деятельности (при отсутствии расследуемых уголовных дел и зарегистрированных в установленном порядке заявлении и сообщений о преступлении) не относится.

    Осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, и при наличии оснований, указанных в его статье 7.

    Соответственно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации, в том числе, содержащей персональные данные, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.

    Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.

    Таким образом, если запрос не содержит необходимых для ответа на него сведений, не является мотивированным и объективно не позволяет собственнику информационного ресурса однозначно определить основания законности и необходимости получения запрашиваемых документов, имеются вполне законные основания воздержаться от предоставления какой-либо информации.

    Также необходимо помнить, что организация в зависимости от своей организационно-правовой формы может нести ответственность перед своими акционерами, учредителями (участниками), контрагентами и партнерами за несанкционированное разглашение информации и причиненный в связи с этим ущерб.

    Учитывая изложенное, в целях защиты информации, право на защиту которой прямо гарантировано Федеральным законом «О коммерческой тайне», и недопущения ее несанкционированного разглашения, целесообразнее известить автора запроса о правомерном воздержании от предоставления запрашиваемых сведений, имеющих конфиденциальный характер, вплоть до получения надлежащим образом оформленного запроса с указанием мотивов истребования информации, указывающих на законность и необходимость ее получения, номера уголовного дела, ссылки на материалы проверки зарегистрированные в КУСП.

    В случае, если данные запросы не только не подвергнуться необходимым уточнениям и корректировкам со стороны их авторов, но настойчиво продолжат поступать с новой силой, адресат-юридическое лицо имеет право обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа, выразившихся в направлении неправомерных и не подлежащих исполнению запросов.

    В силу ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности.

    Запросы, поступившие Обществу, ввиду отсутствия оснований для их направления, не являются обязательными для исполнения, а, следовательно, их получение не влечет возникновения обязанности по представлению требуемых документов, решение вопроса о возможности передачи материалов остается на его усмотрение.

    Юристы группы компаний «Аваль» помогут Вам своевременно и аргументировано составить отзыв (ответ) на необоснованные запросы правоохранительных органов, что позволит в дальнейшем избежать административных санкций и ответственности за непредоставление сведений, а также представят Ваши интересы в суде о признании незаконными действий соответствующего правоохранительного органа.

    Юрисконсульт ГК «Аваль» Данилов Е.В.

    Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20

    Ссылка на основную публикацию