Отказ в постановке на учет как малоимущие

Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

Читайте также:  Продажа приватизированной квартиры с хозпостройками в двухквартирном доме

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Как получить статус малоимущей семьи в 2020 году

Пока экономисты ищут выход из глобального кризиса, граждане стараются выжить, как могут. Одни берут подработку, другие экономят, третьи пытаются узнать, как получить статус малоимущей семьи.

Рассмотрим, кому положен статус малоимущей семьи и как его получить в 2020 году.

Общий принцип присвоения статуса

Государственные органы в своей деятельности основываются на законодательной базе. Это означает жесткие рамки, выходить за которые специалистам строго запрещено.

В нашем случае они руководствуются ФЗ № 44 от 05.04.2003 и такими понятиями:

  • семья и ее состав;
  • принадлежащее семье на праве собственности имущество;
  • средний доход семьи.

Статус малоимущей получает семейство, доход в котором на одного человека ниже прожиточного минимума в регионе. Эти показатели подсчитать и сравним можно самостоятельно.

Государственному органу для принятия решения требуется вся информация о семье и ее доходах. То есть заявитель обязан ее собрать и предоставить. Тогда никаких проблем не возникнет.

Кого включают в состав семьи

Первая путаница у граждан появляется, когда требуется определиться с составом семьи.

На самом деле все просто. Семьей считается группа лиц, связанные родством или свойством. Семья должна соответствовать следующим критериям:

  • проживают вместе (имеется ввиду прописка);
  • ведут общее хозяйство;
  • делят доходы и расходы.

В состав семьи могут входить, проживающие в одной квартире (комнате, доме):

  • супруги;
  • дети супругов;
  • родители супругов;
  • усыновители и усыновленные;
  • братья и сестры;
  • пасынки и падчерицы.

При этом при определении статуса малообеспеченной семьи в состав не включаются следующие лица:

  • военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
  • лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, заключенные под стражу;
  • лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
  • лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Бывают случаи, когда совместное хозяйство ведут совсем чужие (по закону) граждане, прописанные в одном помещении. Это не является основанием для непризнания их семейством. Каждый нюанс специалисты разберут отдельно.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Что включают в доходы

Следующий этап вызывает еще больше вопросов у людей. Многие из-за недопонимания структуры доходов, необходимых для предъявления в госорган, теряют льготы малоимущей семьи.

На самом деле здесь тоже несложно разобраться. Порядок расчета указан в Статье 14 ФЗ №44 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Правила подсчета доходов таковы:

  1. Берутся суммы, полученные всеми членами семьи за последние ко дню обращения три месяца.
  2. В доход включаются:
    • Все денежные выплаты, предусмотренные системой оплаты труда;
    • Средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных законодательством;
    • Компенсации, выплачиваемые за выполнение государственных и общественных обязанностей от таких органов;
    • Выходные пособия;
    • Социальные выплаты из бюджетов всех уровней (пенсии,стипендии, льготы, предоставляемые детским садом, пособия по безработице, пожизненное содержание судей, пособия, компенсации, страховые выплаты, надбавки и доплаты) ;
    • Доходы от имущества, находящейся в собственности семьи;
    • Другие доходы (денежное довольствие военнослужащих,сотрудников ОВД и подобных органов, единовременное пособие при увольнении со службы, оплата работ по договорам,материальная помощь, авторские вознаграждения, доходы от занятий предпринимательской деятельностью, доходы по акциям, алименты, доходы по банковским вкладам, наследство и подарки).

Стоит указать, что в доход семьи не учитывается:

  • Государственная социальная помощь;
  • Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба или связанные с реабилитацией.

Нужно уточнить, что сумма доходов учитывается до вычета налогов и сборов.

Важно! Из дохода семьи вычитается сумма уплаченных алиментов одним из членов семьи. Скачать для просмотра и печати

Нюансы сведений о доходах

К сожалению, при оформлении статуса малообеспеченной семьи возникает множество нюансов. Перечислим самые распространенные варианты случайного «утаивания» прибылей, происходящего по незнанию:

  1. Работодатель обязан выдать работнику, обращающемуся за статусом, справку, в которую включают суммы без вычета налогов. Это может быть справка по форме 2-НДФЛ или справка в свободной форме, но обязательно с подписью руководителя и главного бухгалтера организации.
  2. Обязательно подаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности членов семьи. А именно:
    • Недвижимое имущество (земельные участки, дома, квартиры, дачи, гаражи);
    • Транспортные и иные механические средства;
    • Средства для хранения и переработки продуктов.
  3. Разведенные родители, воспитывающие детей, обязаны показать получение (отсутствие) алиментов.
  4. В школах детей иногда обеспечивают льготными завтраками или иными благами (пусть, малыми). Это тоже включается в доход. Необходима справка из образовательного учреждения. Аналогично следует действовать, если ребенок посещает дошкольное учреждение, образовательное учреждение среднего или высшего профессионального образования.
  5. В доход семьи также включаются суммы доходов от сдачи в аренду недвижимого и иного имущества, доходы полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства.

Все сведения проверяются путем направления межведомственного запроса. Непредставление сведений ведет к отказу в присвоении статуса.

Алгоритм подсчета среднего дохода на одного человека

Когда собрали все справки, можно подсчитать доходы.

  1. Для этого нужно сложить итоговые суммы из каждого документа.
  2. Полученное число следует разделить на три (по количеству месяцев сбора данных).
  3. Это число нужно разделить на количество членов семьи.
  4. В результате получим средний доход на каждого человека.
  5. Его сравнивают с показателем прожиточного минимума в регионе, установленным соответствующим правительством.
  6. Если доход меньше, то приобретение статуса малообеспеченной семьи вероятно.

Точный подсчет сделает только специалист, так как прожиточный минимум устанавливается отдельно для каждой категории граждан:

  • трудоспособных;
  • детей;
  • пенсионеров и других.

Допустим, за статусом малоимущей обратилась семья, проживающая в Москве. Состав этой ячейки общества:

  • мама присматривает за детьми двух и пяти лет (имеет право не работать);
  • папа трудится;
  • бабушка — пенсионерка.
Читайте также:  Детские пособия и послеродовые

Обращение произошло 17.02.2017.

Доходы берутся за период:

Получились такие суммы:

  • папа — 90 тыс. р. за 3 месяца;
  • бабушка — 45 тыс. р. за тот же период.

Расчет: (90 тыс. р. + 45 тыс. р.) / 3 / 5 = 9 тыс. р. на одного человека.

Прожиточный минимум в столице (последний показатель) 15 307 тыс. р., следовательно, семейство признают малообеспеченным.

Если трудоспособный человек не имеет работы без уважительной причины и не обратился за статусом безработного, то семье откажут в признании малоимущей.

Пакет документов для назначения статуса

Подробный список документов указан в Постановлении Правительства РФ от 20.07.2003 № 512.

Для присвоения статуса нужно обратиться в местное отделение органа социального обеспечения со следующим пакетом документов:

  1. Основной пакет:
    • паспорта всех, прописанных в квартире и ведущих совместное хозяйство;
    • свидетельства о рождении малолетних детей;
    • справка о составе семейства (выписка из домовой книги, выписка из поквартирной карточки. Если часть членов семьи прописаны отдельно, то справки о составе семьи нужно предоставить по всем адресам);
    • все данные о доходах (согласно вышеописанному алгоритму);
    • реквизиты счета, куда будут перечислять пособие.
  2. Дополнительный пакет:
    • пенсионеры предоставляют копию трудовой книжки (вместе с оригиналом);
    • частные предприниматели, кроме трудовой книжки, обязаны подать декларацию о доходах;
    • может понадобиться свидетельство о расторжении брака, справка о заключении брака, справка о перемене имени, свидетельство об установлении отцовства.

Скачать для просмотра и печати

Порядок присвоения статуса

В местном отделении Министерства соцзащиты необходимо заполнить заявление. К нему прикладывается вышеозначенный пакет документов. Специалист все внимательно просматривает, сверяет с оригиналами (их нужно иметь при себе, либо предоставить заверенные соответствующим образом документы).

Решение о присвоении статуса принимается в течение 10 дней.

Это время необходимо для:

  • обработки заявления;
  • проверки данных на достоверность;
  • внесения их в базу.

Ответ направляется семье в письменном виде.

Если заявление заполнено с ошибками или неразборчиво, то его могут отклонить. Скачать для просмотра и печати

Причины отказа

Как правило, специалист уже на приеме видит ошибки, недостающие или неправильно оформленные документы, выявляет большие доходы и тому подобное. То есть человека заранее предупреждают, что статус малообеспеченного ему не присвоят.

Однако бывают случаи официального отказа. Причинами его получения могут стать:

  • предоставление недостоверных сведений;
  • ошибочные данные в справках о доходах;
  • неправильно оформленные документы, справки;
  • просроченные документы;
  • отсутствие оригиналов документов при подаче пакета документов;
  • небрежность в написании заявления.

Если гражданин уверен, что его семья является малоимущей, в случае получения отказа следует обратиться в госорган повторно. Самые сложные ситуации разрешаются в суде.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Как получить жилье малоимущим семьям в 2020 году: Путин поручил правительству найти жилье малоимущим и решить проблему очереди

По статистическим данным, в России около 20 млн граждан живут за чертой бедности. Для обеспечения социальной поддержки созданы специальные государственные программы. Соответствие определенным критериям позволяет получать жилье малоимущим бесплатно или с помощью целевых дотаций. Однако нужно признать, что действующие механизмы отличаются низкой эффективностью. Летом 2019 года Путин поручил правительству обеспечить малоимущих жильем. Ниже рассмотрены актуальные условия и перспективы решения проблем.

Как на данный момент решается проблема с жильем для малоимущих

На федеральном уровне определяют общие тематические мероприятия, выделяют значительную часть финансирования целевых программ. Местные органы власти устанавливают коррекции с учетом региональных условий. Базовый принцип – оказание помощи гражданам, которые не способны самостоятельно обеспечить достойные условия проживания.

В соответствии с отмеченными особенностями следует привести стандартные условия предоставления жилья (субсидий) малоимущим:

  • доход на одного члена семьи меньше прожиточного уровня;
  • общая площадь не соответствует нормативам;
  • эксплуатировать недвижимость нельзя по причине плохого технического состояния.

Основные правила определены следующими законодательными актами:

  • основные критерии – ЖК РФ (гл.7);
  • порядок определения прожиточного минимума – ФЗ № 134 от 24.10.1997;
  • учет общих доходов для обеспечения жильем на льготных условиях – ПП № 512 от 29.06. 2011;
  • расчет среднедушевого дохода – ФЗ № 44 от 05.04.2003;
  • предоставление социальной помощи малоимущим и другим категориям граждан – ФЗ № 178 от 14.07.1999.

Выделенные по целевой программе денежные средства можно использовать:

  • на покупку жилья или компенсации расходов;
  • для оплаты первого взноса по ипотечному кредиту;
  • при выполнении обменных операций с недвижимостью;
  • для реконструкции частного дома.

Кто может быть признан малоимущим

Определяющий норматив – минимальный прожиточный минимум (МПМ). По действующим правилам этот показатель уточняют ежеквартально. Расчет выполняется по единой методике, но с учетом региональных особенностей. Отдельно делают вычисления с учетом особенностей потребления разных категорий граждан. Ниже приведены справочные данные по состоянию на последний квартал 2018 г. (общий МПМ/ трудоспособный человек/ пенсионер/ ребенок) в руб.:

  • Алтай – 9 752/ 10 154/ 8 248/ 9 938;
  • Бурятия – 10 395/ 10 815/ 8 263/ 10 799;
  • Ленинградская обл. – 10 239/ 11 088/ 8 777/ 9 877;
  • Московская обл. – 12 181/ 13 498/ 9 100/ 11 925.

Для получения соответствующего статуса необходимо доказать отсутствие доходов по причинам, которые не зависят от действий заявителя. Не получится получить жилье от государства, если кроме отсутствующего трудоустройства нет регистрации безработного. Для расчета берут суммарные доходы за отчетные 3 месяца и делят на количество членов семьи. Кроме официальной заработной платы учитывают следующие позиции:

  • алименты на ребенка;
  • разовые вознаграждения;
  • авторские гонорары;
  • арендные платежи;
  • дивиденды;
  • студенческие стипендии;
  • социальную помощь (денежные выплаты).

Временно неработающая мать в декретном отпуске может быть признана малоимущей. Эта ситуация не является тунеядством по действующему законодательству.

К сведению! После элементарной проверки отказывают лицам, которые злоупотребляют спиртными напитками или ведут асоциальный образ жизни.

Причины для получения жилья

Нуждающиеся граждане вправе рассчитывать на льготы не только при низком уровне доходов. Они могут получить в пользование социальное жилье, когда не выполняются нормативы по размерам площади на одного человека. По федеральным законам – от 18 м кв. (допустима коррекция региональными органами власти).

Нужно правильно понимать отличия разных норм:

  • социальная – применяется в расчетах субсидий на покупку недвижимости (оплаты коммунальных услуг);
  • предоставления – учитывается при экстренном выделении жилья из подменного фонда (аварии, катастрофы, иные особые обстоятельства);
  • по учетной – оценивают необходимость улучшения имеющихся условий проживания;
  • санитарную – применяют для выделения комнаты в общежитии.

К сведению! Отдельная квартира по строительным нормативам не может быть менее 28 м. кв. Одиноким людям по договору социального найма, как правило, предоставляют жилье от 33 м кв.

По специальной программе выполняют расселение в следующих случаях:

  • запланированный капитальный ремонт (реновация);
  • аварийное состояние здания;
  • снос дома для строительства автомобильной дороги, решения иных муниципальных (общегосударственных) задач.

Причиной получить бесплатное жилье может быть наличие соседа, страдающего тяжелым заболеванием. В этой ситуации комиссия муниципалитета принимает решение на основании официального медицинского заключения.

Постановка на очередь

На этапе подготовки рекомендуется уточнить правила, установленные региональными законодателями. На официальном сайте крупного муниципального образования можно узнать, как встать в очередь на жилье малоимущим. Жители небольшого поселка обращаются для получения информации в местную администрацию.

В любом случае необходимо доказать отсутствие достаточного дохода. Пример расчета:

  • семья (2 взрослых, 1 несовершеннолетний ребенок, Московская обл.) планирует встать в очередь на жилье малоимущим;
  • суммарная заработная плата за три месяца по выписке из бухгалтерии составила 64 200 р. = 21200 + 23400 + 19600;
  • доход на одного человека подтверждает возможность получения соответствующего статуса: 64 200/3/3 =7 133 Какие нужны документы

При обращении в подразделение местной администрации предоставляют гражданские паспорта (другие удостоверения личности) всех членов семьи. Представленный ниже перечень нуждающиеся в жилье малоимущие граждане корректируют с учетом реальных исходных условий:

  • зарплату за три месяца подтверждают справками из бухгалтерии предприятия работодателя;
  • документально показывают получение (отсутствие) иных доходов;
  • для точного расчета размеров общей площади на человека передают план квартиры, который можно получить в БТИ либо в «Росреестре».
  • справку о прописанных жильцах может получить в МВД только владелец недвижимости или уполномоченное лицо;
  • специальной выпиской из базы данных ЕГРН можно подтвердить отсутствие жилья в личной собственности;
  • членами семьи являются супруги, дети, родители;
  • аналогичный статус получают другие родственники (иждивенцы), с постоянной регистрацией по этому же адресу.

Кто имеет право на льготную очередь

Кроме малоимущих граждан государство предоставляет помощь:

  • молодым и многодетным семьям;
  • инвалидам (1 и 2 гр.);
  • чернобыльцам;
  • ветеранам;
  • отдельным категориям специалистов;
  • военнослужащим;
  • сотрудникам правоохранительных органов.

Для каждой категории утверждены специальные правила. Так, возраст каждого супруга для соответствия определению «молодая семья» должен быть не более 35 лет на дату предоставления субсидии. Помощь оформляют в виде именного сертификата. Этими деньгами можно оплатить вступительный взнос для получения ипотеки либо использовать для расчетов с продавцом. Обязательно проживание на территории региона. Можно изучить подробно другие программы подробно с помощью публикаций нашего сайта.

Куда обращаться

Заявление и сопроводительные документы передают в специализированное подразделение местной администрации. На стадии приемки осуществляется первичная проверка. Отдельные муниципальные образования организовали подачу заявлений через МФЦ. В любом случае требуется личное присутствие для удостоверения личности заявителей. Рекомендуется заранее выяснить, как получить жилье от государства бесплатно малоимущим в определенном регионе. Пригодятся сведения о количестве очередников и плановых показателях в области решения обозначенных проблем

Причины снятия с учета или отказа в постановке

Бесплатное жилье малоимущим предоставляют на основании определенного статуса. Поэтому некоторые муниципалитеты требуют регулярно подтверждать низкий уровень доходов. Как правило, эта процедура выполняется регулярно после формирования новых ежеквартальных данных о минимальном прожиточном уровне для конкретного региона.

Государственное обеспечение малоимущих подразумевает:

  • плохие условия проживания;
  • отсутствие недвижимости в собственности.

При изменении перечисленных или других значимых факторов допустимо исключение из очереди. Аналогичное решение будет принято после выявления мошенничества, ошибок и намеренных искажений в предоставленных данных. Если действия заявителя сопряжены с материальным ущербом, не исключены административные и уголовные наказания.

Отрицательное решение о выделении субсидии на жилье малоимущим семьям можно оспорить в судебных инстанциях. Для правильной подготовки искового заявления нужно подготовить объективные доказательства своей правоты. Пригодятся дополнительные сведения, представленные в тематических разделах нашего сайта.

Почему все это не работает

Чтобы удовлетворить большее количество заявок, для малоимущих строят и выделяют недвижимость со сравнительно низкими потребительскими характеристиками. В соответствии с действующими правилами эти объекты должны соответствовать:

  • строительным и санитарным нормам;
  • критериям жилых помещений.

Несмотря на отмеченные минимальные требования, жилье малоимущим семьям в 2020 году выделяют в недостаточном количестве. Кроме недостаточного финансирования местных бюджетов, эксперты отмечают плохое решение организационных вопросов и ошибки в планировании.

Какое предложение сделал Путин

Следует понимать, что кроме малоимущих, субсидии на жилье получают другие категории льготников. Это увеличивает количество очередников. О сложной ситуации свидетельствует актуальная статистика по участникам военных действий и членам их семей. Средний срок ожидания превышает 14 лет.

Путин поручил найти малоимущим (иным льготникам) жилье в сжатые сроки. Соответствующее поручение правительству РФ содержит несколько важных определений:

  • недвижимость сохраняется в собственности государства;
  • активизируется программа общего повышения комфортности (качества инфраструктуры) городской среды;
  • ставка по ипотечным кредитам снижается до среднего уровня менее 8%;
  • в общем объеме целевого финансирования большую часть (90%) сформируют за счет федеральных средств;
  • выделяются дополнительные земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов;
  • обеспечивается согласованность действий ведомств и организаций для снабжения новых объектов электричеством, газом, водой.

Следует подчеркнуть, что Путин поручил обеспечить малоимущих качественным жильем. Прокуратура совместно с Роспотребнадзором и Министерством строительства РФ будут контролировать данный параметр на стадии ввода в эксплуатацию новых зданий.

К сведению! Чтобы найти ресурсы для реализации проекта в достаточном количестве, нужно иметь точные исходные данные. Эту задачу предполагается решить с помощью специальной базы данных «ЕГИССО». Она будет содержать актуальные сведения о малообеспеченных семьях с группировкой по регионам.

Сроки реализации указа

  • предложения Правительства РФ о возможности снятия ограничений по ипотеке (однократные субсидии) – сентябрь 2019;
  • разработка схемы обеспечения льготников жильем – до 10.10.2019;
  • утверждение обязательных технических и эстетических параметров многоквартирных жилых зданий – декабрь 2019;
  • выделение до 1 трлн р. для реализации целевого проекта «Жилье и городская среда» – поэтапно до 2024;
  • увеличение объемов строительства индивидуальных домов (жилой недвижимости в общем) до 40 (120) млн м кв. – 2024.

Выполнение рассмотренных планов поможет кардинальным образом улучшить социальную ситуацию.

Ставьте лайки, делайте репосты, оставляйте комментарии к публикации. Для квалифицированной консультации обращайтесь к дежурному юристу сайта.

Статус малоимущего и возможность получения социального жилья в этом качестве

Согласно российскому законодательству, граждане, оказавшиеся в затруднительном материальном положении, имею право рассчитывать на помощь государства. Малоимущие граждане получают субсидии, социальные пособия, льготы и возможность улучшить жилищные условия, то есть получить квартиру от государства бесплатно. Малоимущие имеют право получить квартиру по договору социального найма.

Порядок получения статуса малоимущего регулируется местными органами самоуправления, для чего в каждом субъекте РФ издается специальный закон. Чтобы приобрести данный статус, нужно доказать свою материальную несостоятельность. Для этого нужно собрать внушительный пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Кто имеет право на статус малоимущего для получения социального жилья и других преимуществ

Статус малоимущего присваивается одиноко проживающему гражданину либо семье в том случае, если доход на одного члена семьи ниже, чем прожиточный минимум, установленный местными органами власти.

Чтобы рассчитать среднедушевой доход, нужно разделить сумму доходов всех работающих членов семьи за предыдущие три месяца на три, а затем разделить получившееся число на количество всех представителей семьи (ФЗ № 44 от 05. 04 2003 г). При расчете среднего дохода кроме заработной платы учитываются пособия, социальные выплаты, авторские вознаграждения, доходы от сдачи в наем имущества, дивиденды по акциям и пр.

Обязательное условие получения статуса малоимущего — факт, что граждане попали в трудное материальное положение не по своей вине.

Если хотя бы один из трудоспособных членов семьи сознательно не желает работать, она не может быть признана малоимущей. Все взрослые члены семьи обязаны работать, получать образование или быть зарегистрированными в службе занятости.

Права и обязанности малоимущих граждан

Малоимущие граждане получают федеральную и региональную помощь. Предоставляется следующая социальная поддержка:

  • Денежная помощь: пособия, стипендии, субсидии, единовременные выплаты, налоговые льготы.
  • Натуральная помощь: лекарства, обувь, одежда, топливо и пр.
  • Социальные услуги: путевки, медицинское обслуживание, юридическая помощь.
  • Льготы в образовании.

Граждане, получившие статус малоимущих, могут рассчитывать на получение социального жилья от государства. Согласно ст. 49 ЖК РФ семья признается нуждающейся в жилье, если размер жилплощади на каждого ее члена меньше учетной нормы — минимума квадратных метров жилого помещения, рассчитанного на одного жильца. Каждый субъект РФ разрабатывает свою учетную норму. Все требования к претендентам на социальное жилье установлены в Жилищном кодексе РФ от 1 марта 2005 г.

Находясь в статусе малоимущего, граждане обязаны сообщать о происходящих в семье изменениях, которые могут быть основанием для отказа или продления государственной поддержки, в течение 2 недель. Это касается изменения состава семьи, увеличения доходов и т. д.

Как определить, является ли человек малоимущим

Чтобы определить, являются ли граждане малоимущими и нуждающимися в получении социального жилья, необходимо выяснить:

  • имущественную обеспеченность малоимущей семьи;
  • стоимость необходимой для проживания семьи жилплощади.

Имущественная обеспеченность (С) включает в себя совокупный доход семьи (Дсем), а также полную стоимость имущества, которое подлежит налогообложению (И):

И — это вся стоимость имущества семьи. К нему относятся транспортные средства, земля, гаражи, акции предприятий, паенакопления и пр. Стоимость жилья в этот перечень не включается. Земельные участки учитываются по кадастровой стоимости, а остальное имущество — по рыночной.

Общий доход семьи (Дсем) исчисляется по формуле:

Дсем = (Дсем.сов / Тдох – Числ.чл.сем x Пр.мин) х Т

Дсем.сов — совокупный доход всех работающих членов семьи (с вычетом налогов) за 2 предыдущих года.

Тдох — период (24 месяца), за который учтены доходы.

Числ.чл.сем — количество членов семьи. Ими считаются супруги, дети, родители супругов, усыновители и усыновленные, опекуны и подопечные, а также прочие лица, прописанные на жилплощади как члены семьи, проживающие все вместе, ведя общее хозяйство. При этом, если супруги не зарегистрированы в браке, они не признаются семьей и не могут рассчитывать на государственную помощь.

Пр.мин — величина установленного местными властями прожиточного минимума.

Т — это расчетный период, исчисляемый в месяцах (например, в Москве — это 240 месяцев).

Стоимость общей жилплощади, необходимой для проживания семьи исчисляется по формуле:

Ц1кв.м — цена, по которой рассчитывается безвозмездная жилищная субсидия. Как правило, эта цена равна рыночной стоимости 1 кв м в крупнопанельном доме типовой серии.

Пл.необх — это недостающая площадь, которая необходима семье. Она является разницей между жилой площадью, которую должна иметь семья по установленным местными властями нормативам, и общей жилой площадью, которой она владеет на настоящий момент. Она рассчитывается по формуле:

Пл.необх = (Пл.чел x Числ.чл.сем) — Пл.соб.сем

Пл.чел — норматив жилья на каждого члена семьи. Информацию о принятом в регионе нормативе следует искать на сайте регионального исполнительного органа власти.

Числ.чл.сем — количество членов семьи.

Пл.соб.сем — общая жилплощадь, являющаяся собственностью семьи.

Если по расчетам во владении семьи находится жилая площадь в большем объеме, чем по нормативу, такая семья не ставится на учет нуждающихся в получении бесплатного жилья.

Необходимые документы

Чтобы получить статус малоимущего для постановки на учет нуждающихся в соцжилье, необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление по установленному образцу;
  • паспорта и другие документы, удостоверяющие личности всех членов семьи;
  • ИНН всех взрослых представителей семьи;
  • справка о составе семьи;
  • документы, по которым определяется состав семьи (свидетельство о браке, выписки из домовой книги, свидетельства о рождении, решение об удочерении либо усыновлении и т. д.);
  • справки, подтверждающие доходы и размер общего дохода семьи за год либо два года (период уточняется в местной администрации);
  • трудовые книжки взрослых членов семьи;
  • правоустанавливающие документы на жилплощадь, принадлежащую семье;
  • документы о наличии имущества, подлежащего налогообложению (выписка из Госреестра, свидетельства о праве собственности на машину и другие транспортные средства, справка из БТИ о стоимости принадлежащих семье дач, гаражей или других строений, кадастровый паспорт на землю и т. д.);
  • заключение независимых экспертов о стоимости имущества.

Какой орган занимается данным вопросом

Пакет документов предоставляется в жилищный отдел при местной администрации. Решения жилищной комиссии придется ждать 30 дней. После этого срока в течение трех дней заявителю отправляется почтовое уведомление о признании семьи малоимущей и нуждающейся в жилье или же об отказе.

Хотите сдавать квартиру в аренду законно и вам нужно рассчитать налог? Полезная информация в этой статье.

При покупке квартиры официально работающий человек имеет право получить налоговый вычет. Подробнее об этом в статье по https://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/kak-poluchit-nalogovyj-vychet.html ссылке.

Что делать в случае получения подтверждения или отказа

При принятии положительного решения семья ставится на учет нуждающихся в социальном жилье с последующим его предоставлением. В случае отказа можно в течение 3 месяцев обжаловать решение жилищной комиссии в суде или обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Причины отказа в обеспечении малоимущих граждан жильем по договорам социального найма

Предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату — это один из способов обеспечения их конституционного права на жилище. Они могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Конечно, такое право дано не каждому человеку, считающему себя малоимущим и нуждающимся в жилье. Случается, что даже при соблюдении всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма. Верховный Суд России установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям

В каких случаях граждане утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться?

Признание гражданина малоимущим

Для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. На региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих. А ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей.

Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы. Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления, но на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Это происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета. При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

подача заявления о снятии с учета;

утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);

выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;

выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

По оценке Верховного Суда РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важные моменты:

Если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.

Статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем местные власти при принятии такого решения должны обращать внимание не только на положения Жилищного Кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Причины для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома.

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.

Гражданин не может быть снят с учета при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет.

Для граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного Кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года, предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением. Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Читайте также:  Высоковольтные провода проходят через дачный участок. Как быть?
Ссылка на основную публикацию