Отказ в постановке молодой семьи на жилищный учет

Улучшение жилищных условий молодым семьям в 2020 году

Улучшение жилищных условий молодым семьям в России — одна из приоритетных задач государства. В связи с этим на федеральном и региональном уровне реализуется ряд программ, которые ориентированы на сокращение ставок по ипотеке и выдачу субсидий.

Для того чтобы воспользоваться этими привилегиями, стоит разобраться в нюансах получения государственной финансовой помощи.

Кто имеет право на субсидию

Далеко не каждая молодая семья в России ныне имеет жилье, которое комфортно для проживания. Нередко молодым людям приходится ютиться в небольших квартирах вместе с родителями, снимать комнаты в общежитиях, а то и вовсе жить в ветхих и аварийных строениях.

В то же время в 2020 году на каждого члена семьи по нормативам в большинстве регионов должно приходиться 33 кв.метров на одного человека, 42 кв.метра на семью из двух человек и по 18 кв. метров жилой площади на третьего и следующих членов семьи. Следовательно, минимальная жилая площадь для молодой семьи с одним ребенком — 60 квадратных метров. Однако нередко этот норматив не выполняется.

Если молодая семья проживает в помещении меньшей площади, то она имеет полное право подать заявку на участие в одной из государственных программ, ориентированных на улучшение жилищных условий граждан.

Однако при определении нуждающихся семей малое число квадратных метров — не единственный критерий, позволяющий претендовать на льготную ипотеку и государственную субсидию.

Подать заявку могут также семейные граждане, проживающие:

  • в аварийных домах и иных непригодных для жизни постройках;
  • в квартирах коридорного типа и помещениях, не обеспечиваемых холодной и горячей водой, канализацией, газом, электричеством;
  • в коммунальных квартирах или комнатах рядом с гражданами, страдающими острыми формами хронических заболеваний.

«Молодая семья — это семейная пара, где двое или один родитель в возрасте до 35 лет, которые имеют на иждивении одного или нескольких детей» (Госпрограмма «Жилище»). Молодой семьей считается так же одинокая мать с детьми или одинокий отец с иждивенцами, соответствующие возрастному цензу.

Все граждане, которые попадают в эту группу, а также соответствуют одному из приведенных выше условий, могут подать заявку на участие в государственных программах. После этого они становятся очередниками на улучшение жилищных условий молодым семьям.

Важно знать, что в некоторых случаях субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются во внеочередном порядке:

  1. Если жилье, в котором в текущий момент живут молодые люди непригодно для проживания и не может быть отремонтировано или реконструировано (например, аварийные дома или слишком тесные помещения).
  2. Если у мужа или жены обнаружена тяжелая форма хронического заболевания.

В каждом из случаев семье нужно представить в муниципальный жилищный отдел соответствующий подтверждающий документ.

Список госпрограмм по улучшению жилья молодых семей

Жилищные программы в России ориентированы расширение жилищных условий молодым семьям.

Для этого применяется несколько инструментов:

  • возможность оформления ипотечного займа по сниженной ставке в отдельных банковских учреждениях;
  • право на получение субсидии, суммарная величина которой может покрыть до 35% цены жилья в этом регионе страны;
  • выделение средств, в том числе, на улучшение жилищных условий в рамках программы Материнского капитала, регионального материнского капитала и капитала на 3-го и последующих детей.

Можно выделить несколько крупных федеральных программ, в рамках которых получение финансовой помощи представляется вполне реальной перспективой:

  1. «Улучшение жилищных условий молодым семьям в 2020 году» (30-35%). Государство компенсирует нуждающимся семейным гражданам часть цены дома или квартиры.
  2. «Жилище» (30-35%). Бюджетом финансируется доля стоимости квартиры эконом-класса в многоэтажных домах.
  3. «Доступное жилье» (до 70% в регионах). Предоставление рассрочки на приобретение квартир.
  4. «Ипотека с господдержкой» предоставление ипотечного кредита со сниженной ставкой кредитования (не выше 6%) семьям, в которых после 01.01.2018 года родился второй или последующий ребенок.

В некоторых регионах России реализуется губернаторская программа, в рамках которой молодым семьям предоставляют финансовую помощь до 30-40% от цены жилья.

В рамках отдельных муниципальных образований местные власти выделяют средства из региональных бюджетов в качестве дополнительной помощи для семейной молодежи. В итоге финансовая поддержка увеличивается до 50-60% цены домов и квартир.

Поскольку в любой из государственных программ, как на федеральном, так и региональном уровне, семья может участвовать лишь единожды, поэтому важно соблюсти весь порядок сбора бумаг и подготовки заявки с тем, чтобы не получить отказ в предоставлении финансовой помощи.

Как молодой семье получить субсидию на улучшение жилищных условий

Стать участником государственной программы и получить ощутимую поддержку на покупку собственной квартиры от государства несложно. Важно лишь правильно оформить заявку и собрать необходимые бумаги.

В первую очередь семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Для этого в местную администрацию она передает на рассмотрение:

  • Заявку установленной формы;
  • Документы, удостоверяющие личность и принадлежность к членам семьи;
  • Документы об отсутствии недвижимости в собственности или на ином законном праве владения/пользования;
  • Справки на имущество (жилье), если таковое у семьи имеется, при недостаточности квадратуры для удовлетворения норм жилья на всех членов семьи.
  • Иные документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (справка МСЭ, документы о несоответствии жилья санитарным и техническим нормам, о признании жилья аварийным и др.).

Семья будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, если она состоит на жилучете или имеет право там состоять.

Документы рассматриваются не меньше 10 дней. После этого заявитель получает решение о постановке на учет или отказе в постановке на учет. Далее следует ожидание своей очереди среди других претендентов на улучшение жилищных условий. Ожидание может длиться годами, ввиду недостаточного финансирования программ.

Отказ предоставляется в письменном виде. В нем должны быть прописаны причины отказа:

  1. Неправильное оформление бумаг (неполный пакет).
  2. Недостоверность предоставленных сведений.
  3. Намеренное ухудшение жилищных условий.
  4. Участие ранее в одной из программ по улучшению жилищных условий.
  5. Несоответствие семьи признакам нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Как только статус нуждающейся молодой семьи получен — можно начать подготовку документов на участие в государственных программах. Перечень документов может меняться в зависимости от программы, обычно в него входят:

Весь набор бумаг передается в муниципальный жилищный отдел по месту регистрации заявителя. Его детально изучают на протяжении 14 дней. При положительном решении семья получает право на государственную субсидию.

Размер субсидии во многом определяет состав семьи и программа помощи. Для программы «Жилье для молодой семьи» размеры субсидий таковы:

  1. Бездетная семейная пара — 30% от цены дома или квартиры.
  2. Семья с детьми — 35%.

После того как семья получила право на участие в программе, ей придется ожидать очереди на получение финансовой помощи. Обычно в начале года средства перечисляются в местный бюджет, после чего распределяются в порядке очередности.

Если семья получила сертификат на субсидию в текущем году, то рассчитывать на фактическое получение финансовой помощи она может не раньше следующего года.

Полученную субсидию молодая семья вправе потратить на покупку жилья, постройку дома или уплату первоначального взноса по ипотеке. Внимательно изучите условия субсидирования, поскольку некоторые программы предполагают покупку жилья только на первичном рынке недвижимости или запрещают самостоятельное строительство жилья. Некоторые программы предлагают лишь льготную ставку кредитования или рассрочку при покупке жилья, а не субсидию.

Средства выдаются не наличными, а в форме безналичного перечисления на расчетные счета продавцов, застройщиков или банковских учреждений.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С сентября 2018 г. молодые семьи, участвующие в госпрограмме, смогут направить соцвыплаты на взнос по ДДУ в строительстве.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Обжалование отказа в постановке на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи

В регионах России в целях реализации Федеральной программы «Жилище» утверждены и разработаны программы поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Финансирование данных программ осуществляется за счёт средств бюджетов федерального, регионально и местного уровня. Вопрос о включении молодых семей в список участников данной программы решается на муниципальном (местном) уровне.

Молодая семья для участия в программе поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья должна подать соответствующий пакет документов в Администрацию муниципального образования по месту жительства (регистрации). На основании представленных данных жилищно-бытовая комиссия рассматривает вопрос о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки на учёт в качестве участника соответствующей программы поддержки молодых семей или об отказе в постановке на учёт. О результатах рассмотрения данного вопроса молодая семья должна быть уведомлена в письменной форме с приложением выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, в которой приводится основание отказа в постановке на учёт или сообщается о включении в число участников и номере очереди в реализации права на получение средств поддержки для приобретения (строительства) жилья.

Одной из самой частых причин отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы является вывод жилищно-бытовой комиссии о намеренном ухудшении молодой семьёй жилищных условий. Решение комиссии, содержащее отказ в признании молодой семьи нуждающейся по основанию намеренного ухудшения жилищных условий может быть обжаловано в судебном порядке. Судебная практика такова, что нередко суд выносит решение в пользу молодой семьи.

Какие аргументы может привести молодая семья для защиты своего права на получение мер поддержки для приобретения (строительства) жилья, чем можно мотивировать незаконность действий администрации муниципального образования, как доказать отсутствие намеренного ухудшения жилищных условий?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо разобраться, что такое намеренное ухудшение жилищных условий.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной статьи для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий необходимо сочетание следующих фактов:

– граждане совершили действия – это подразумевает, что граждане, например, сами совершили сделки с жильём – продали или подарили кому-либо имеющееся у них жильё (или долю в праве собственности на жилое помещение), при наличии которого они не могли бы считаться нуждающимися в жилом помещении. Под действием также можно понимать, если граждане снимаются с регистрационного по одному месту жительства и становятся на учёт по другому месту жительства. Причём эти действия имеют значение в пределах 5-летнего срока, предшествующего моменту обращения с заявлением о постановке на учёт. Однако и те, и другие действия не всегда можно считать намеренным ухудшением жилищных условий.

Рассмотри это на примере следующих ситуаций:

1. До брака супруги были зарегистрированы и проживали в разных жилых помещениях, основания для признания нуждающимися при добрачных условиях отсутствовали. После вступления в брак супруги стали проживать вместе по месту жительства супруга, у них родился ребёнок. При регистрации супруги жилищные условия ухудшились – площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи стала менее учётной нормы, при рождении ребёнка и его регистрации по месту жительства – соответственно данный показатель ещё более уменьшился. Можно ли считать, что данная молодая семья ухудшила свои жилищные условия? Судебная практика показывает, что нет, данная семья должна быть принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в программу поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья по следующим основаниям:

Само по себе вступление в брак и совместное проживание с регистрацией по месту жительства или изменение места жительства молодой семьи, если это не повлекло отчуждение имеющегося жилого помещения (продажу, дарение) не может рассматриваться основанием для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий. Молодые люди регистрируют брак с целью создания семьи, на основе взаимного добровольного согласия в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ, отношения в семье строятся на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействии благополучию и укреплению семьи, заботы о благосостоянии и развитии детей. Все это возможно лишь при условии совместного проживания членов семьи – супругов и их детей. Вселение одного супруга в квартиру другого супруга имеет цель – создание и укрепление семьи на основе любви и взаимоуважения, рождения и воспитания детей.

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данная норма содержится и в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Изменение места жительства гражданина в связи с совместным проживанием с супругом, рождение детей не может считаться искусственным ухудшением жилищных условия.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» отмечено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Читайте также:  Взыскание платы за водоснабжение

Таким образом, предполагается если молодая семья не отчуждала жилых помещений, то нельзя считать её намеренно ухудшившей жилищные условия лишь по причине изменения места жительства супругов и (или) детей. Отказ органов местного самоуправления в постановке молодой семьи на учёт и включение в число участников программы поддержки молодых семей в таком случае подлежит оспариванию и может быть признан судом незаконным. Молодым семьям, оказавшимся в подобных ситуациях, можно порекомендовать обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования с изложением в заявлении указанных выше аргументов.

2. Если супруги не только изменили место жительства, но при этом хотя бы одних из них произвёл отчуждение недвижимого имущества, то в таком случае при отказе в постановке на учёт нуждающихся с целях включения в число участников программы по поддержке молодых семей в приобретении жилья при обращении в суд доказыванию подлежат следующие обстоятельства:

– действия совершены одним или обоими супругами,

– действия повлекли ухудшение жилищных условий,

– действия совершены преднамеренно,

– действия совершены в целях постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, получения мер поддержки для приобретения жилья.

Только при совокупности всех этих критериев можно сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Так, в судебной практике имеется случай, когда супругом была продана доля в праве собственности на квартиру, при этом молодая семья с ребёнком изменила место жительства. Существенным основанием для признания незаконным отказа в постановке на учёт нуждающихся для этой семьи послужило то, что, несмотря на уменьшение размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи в результате изменения места жительства, семья стала пользоваться (проживать) отдельной комнатой, а деньги, вырученные от продажи доли в праве собственности на квартиру, находятся на счёте в банке для оплаты части жилого помещения, которая семья приобретёт в результате постановки на учёт и участия в программе поддержки молодых семей, а не потрачены. Судом приняты во внимание аргументы молодой семьи о том, что в действительности их жилищные условия не ухудшились, а даже улучшились.

Действительно, если для регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребёнка согласие всех собственников жилого помещения не требуется, то чтобы зарегистрировать супругу (супруга) – это согласие всех собственников необходимо. Такие условия способствуют созданию ситуаций, в которых либо супруга (супруг) проживают без регистрации по месту жительства, что является нарушением уведомительного порядка регистрации, либо семья с целью сохранения и развития семейных отношений, совместного воспитания детей вынуждена искать другое место жительства.

Таким образом, суд учитывает все обстоятельства рассматриваемого дела, в том числе и какова была бы обеспеченность молодой семьи жильём, если бы не произошло отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение, как это отчуждение жилого помещение повлияло на обеспеченность жильём молодой семьи.

При оценке судом представленных доказательств также учитывается, действительно ли молодая семья вселяет по адресу регистрации, или только имеется регистрация по месту жительства (так называемая «прописка»), а в действительности молодая семья проживает по другому адресу.

В спорных ситуациях, когда для расчёта размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи для целей постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях судом также исследуется вопрос о том, кто является членами молодой семьи, на каких условиях семья вселилась и проживает в конкретном жилом помещении – совместно с другими членами семьи или отдельной семьёй.

Итак, молодые семьи, которым отказали в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включении в число участников программы по поддержке молодых семей в приобретении жилья, всё-таки имеют возможность оспорить такое решение администрации муниципального образования в судебном порядке, признать его незаконным и стать участниками программы по поддержке молодых семей – получить свидетельство о праве на социальную выплату и приобрести жильё.

автор статьи – юрист

Рейтинг:

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Как улучшить жилищные условия молодой семье?

Молодые семьи в России могут улучшить свои жилищные условия. Для этого на федеральном и региональном уровнях действует ряд программ, которые позволяют молодым семьям уменьшить ставки по ипотечным кредитам и займам или получить жилищную субсидию. Разберемся, как молодой семье получить помощь от государства.

Из этой инструкции вы узнаете:

  • Какие есть программы по улучшению жилья для молодых семей.
  • В какой форме предоставляется помощь от государства.
  • Какие семьи могут участвовать в госпрограммах.
  • Куда обращаться за улучшением жилищных условий.
  • Какие документы потребуются для участия в программе.
  • На какой размер субсидии можно рассчитывать.
  • Почему могут отказать в субсидии.
  • Как получить ипотечный кредит или заем молодой семье на льготных условиях.

Какие есть государственные программы по улучшению жилья для молодых семей?

Понятие «программа» довольно часто используется в разных значениях, отсюда путаница в названии различных способов улучшить свои жилищные условия с помощью государства. Бывают государственные программы, федеральные целевые программы, а также многочисленные подпрограммы на федеральном и региональном уровнях.

Читайте также:  Выселение из ветхого жилого дома

В 2019 году основных федеральных социальных программ, которые позволяют молодым семьям улучшить условия проживания, две:

  • Материнский (семейный) капитал (в рамках государственной программы российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296) (до 31 декабря 2021 года)

Как купить квартиру на материнский капитал, читайте в инструкции спроси.дом.рф

  • Федеральная целевая программа «Жилище» и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (далее — «Молодая семья») ( в редакции Постановления Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050», срок действия — до конца 2020 года).

По этой программе молодая семья может получить из бюджета средства на покрытие 30–35% доли при покупке квартиры эконом-класса в многоэтажных домах (или на первый взнос при получении ипотечного кредита или займа).

Кроме того, в регионах действуют различные программы и подпрограммы, при участии в которых молодым семьям предоставляется финансовая поддержка в размере 30–40% от стоимости жилья. Иногда социальную выплату можно потратить не только на покупку жилья, но и на строительство жилого дома.

Некоторые муниципальные власти выделяют дополнительные средства из региональных бюджетов на помощь молодым семьям. Этими средствами можно оплатить до 50–60% от стоимости покупки жилья или строительства. Поэтому начинать поиск способа получить от государства помощь с жильем лучше с сайта местной администрации в своем регионе.

В какой форме предоставляется помощь от государства?

Как правило, программы с государственной помощью семьям делятся условно на два типа:

  • те, что дают возможность оформить ипотечный кредит/заем по сниженной ставке в ряде банков и некредитных организаций;
  • те, что дают право на получение субсидии, суммарная величина которой может покрыть до 50% цены жилья в отдельно взятом регионе страны.

Кто может участвовать в госпрограммах по улучшению жилищных условий?

Условия участия могут быть разными, в зависимости от конкретной программы. Как правило, все участники должны быть гражданами России, нуждаться в улучшении жилищных условий, а также быть способными выплатить разницу в цене за квартиру (или другое жилье), которую не покроет субсидия (это можно сделать с применением ипотечного кредита или займа). Чтобы доказать государству свою платежеспособность, нужно быть официально трудоустроенными.

Например, таковы требования к участникам подпрограммы «Молодая семья» в рамках ФЦП «Жилище»:

  • семейная пара должна состоять в официальном браке;
  • каждому из супругов должно быть меньше 35 лет;
  • может участвовать и неполная семья, например, один родитель в возрасте до 36 лет и один ребенок или несколько несовершеннолетних детей.

В некоторых программах могут участвовать и бездетные семьи, однако наличие детей часто позволяет получить более низкую ставку по ипотечному кредиту/займу или увеличить размер субсидии.

Субсидии обычно выдаются в порядке очереди. Если ваша семья подпадает под требования к конкретной программе, вы можете направить заявку на участие, а затем встать в очередь на улучшение жилищных условий.

В некоторых программах также могут участвовать семейные граждане в возрасте до 35 лет (включительно), проживающие в следующих условиях:

  • в аварийных домах и непригодных для жизни постройках;
  • в помещениях, не обеспеченных холодной и горячей водой, канализацией, газом, электричеством;
  • в общежитиях без временной прописки;
  • в коммунальных квартирах или комнатах по соседству с людьми, страдающими хроническими заболеваниями, например, психическими или кожными.

Какие семьи считаются нуждающимися в жилье?

Претендовать на помощь государства с жильем могут не все молодые семьи, а только те, кого признают нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обычно для этого нужно доказать местной администрации, что размер имеющейся у семьи жилплощади не превышает норму для этого региона (норму общей площади жилого помещения на человека устанавливают органы местного самоуправления — пункт 2 статьи 685 Гражданского кодекса Российской Федерации). В большинстве российских регионов, включая Москву, этот показатель составляет 18 м2 на человека, а если семья проживает в коммунальной квартире или доме барачного типа, то минимальная норма площади на одного человека — 20 м2.

Участвовать в некоторых госпрограммах могут только малоимущие семьи, то есть те, в которых доход на человека ниже прожиточного минимума по региону. При этом берутся в расчет доходы всех членов семьи — студенческие стипендии, пенсии, алименты и прочее. Этот статус можно получить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации, а затем надо каждые 6 месяцев приносить справки обо всех доходах семьи, чтобы подтвердить его.

При этом работники соцзащиты также принимают во внимание остальное имущество семьи, чтобы оценить ее финансовое положение. Если отдел соцзащиты принимает решение о том, что данная семья в ближайшие 20 лет не сможет самостоятельно купить квартиру, тем самым он признает ее малоимущей.

В 2018–2019 годах предполагается обеспечить жильем более 170 000 молодых семей.

Кто может получить субсидию вне очереди

Иногда субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, например:

  1. если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения);
  2. если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В этих случаях в муниципальный жилищный отдел нужно предоставить медицинскую справку.

На какой размер субсидии можно рассчитывать?

Размер субсидии во многом определяет состав семьи:

  • бездетная семейная пара может претендовать на компенсацию 30% от стоимости жилья;
  • семья с одним ребенком — 35%;
  • в семье двое детей — 40%;
  • трое детей и более — 50%.

В ряде регионов России молодая семья вправе рассчитывать на более крупную компенсацию — до 70–80% от цены приобретаемого объекта недвижимости.

Может ли семья получить жилье от государства бесплатно?

Нет. Государственные программы не подразумевают бесплатной раздачи квартир. Чтобы улучшить жилищные условия, придется задействовать в том числе и собственные финансы.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Стоит начать с местной администрации, например, администрации населенного пункта, а если речь идет о большом городе — со специального ведомства. Например, в Москве эти вопросы решает Департамент жилищной политики и жилищного фонда, в Санкт-Петербурге — Санкт-Петербургский центр доступного жилья.

Там вы узнаете о действующих программах и сможете получить актуальную информацию о том, как стать их участником, в том числе взять все нужные формы заявлений и изучить перечень документов.

Отсутствие жилплощади или ее негодное состояние требуется подтвердить конкретными документами. Решение о том, нуждается ли семья в жилье, принимается в индивидуальном порядке после изучения ее материального положения и поданных документов. Как правило, по обращению выносится постановление о признании заявителя нуждающимся в жилье и постановке его на учет или мотивированный отказ. Еще раз стоит подчеркнуть, что без использования личных средств не обойтись. По мере возможности рекомендуется использовать материнский капитал и ипотечный кредит или заем.

Какие документы нужны для участия в программе?

Итоговый список документов может меняться от программы к программе, но велика вероятность, что вам понадобится большая часть из следующих документов (приведен список документов для участия в программе «Молодая семья»):

  • подписанное заявление об участии в программе в 2 экземплярах (один экземпляр останется у вас);
  • паспорта всех членов молодой семьи, свидетельства о рождении детей и копии;
  • свидетельства о браке и копии (только для полных семей);
  • документы, подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, например, технический паспорт на квартиру, подтверждающий, что на каждого члена семьи приходится площадь меньше региональной нормы;
  • выписка из ЕГРН или справка из БТИ, где указаны сведения обо всей зарегистрированной на вас недвижимости с 1995 года);
  • финансовые документы, например, выписка по банковскому счету и справка о доходах 2-НДФЛ, чтобы подтвердить, что сможете выплачивать ипотечный кредит или заем;
  • сведения о регистрации каждого члена семьи;
  • реквизиты банковского счета.

Кроме того, вам могут понадобиться:

  • сертификат на материнский (семейный) капитал (при его наличии);
  • справка о составе семьи из управляющей компании;
  • выписка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;
  • документы на жилье, которое планируется приобрести.

Все эти документы нужно подать в местную администрацию и ждать решения. О нем вас должны известить по почте. Если все документы одобрены, вы получаете сертификат на покупку жилья (свидетельство о праве на получение социальной выплаты).

С этим сертификатом нужно будет обратиться в банк, в котором будет открыт специальный счет для перечисления социальной выплаты в размере 30% от стоимости покупаемого жилья, а для семей с детьми — 35% и более. В документе будет прописан размер социальной выплаты, срок ее действия и дата, до которой сертификат нужно предъявить банку. Субсидия поступит на спецсчет после того, как вы выберете квартиру и банк одобрит сделку (будь то сделка купли-продажи или договор по ипотечному кредиту/займу).

Чтобы получить льготы на приобретение жилья от государства, нужно подтвердить наличие остальной суммы, необходимой для приобретения жилья. Без этого субсидия не предоставляется.

Почему могут отказать в предоставлении льготы?

Отказать могут по следующим причинам:

  • пакет документов собран не в полном объеме;
  • сведения даны неправильно или неправдиво;
  • семья ранее уже участвовала в других программах;
  • претендент не подпадает под условия программы;
  • семья не может доказать финансовую состоятельность (наличие постоянной работы) для выплаты ипотечного кредита или займа;
  • наличие у семьи собственной недвижимости, если это противоречит условиям программы.

Отказ в предоставлении сертификата должны выдать в письменном виде. В документе обязательно должны быть указаны причины, то есть факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, с указанием правовых норм, которые будут нарушены в случае одобрения. Уполномоченные лица, оповещая гражданина об отказе, должны пояснить, чем оно было мотивировано, и указать, где он допустил ошибку. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.

Если вы считаете, что вам отказали незаконно, то можете обжаловать решение в суде. В этом случае стоит обратиться к юристу — тот разберется с деталями, составит план действий, соберет пакет документов и обжалует отказ от постановки на учет. Здесь важно сразу все сделать правильно, поскольку обжаловать решение государственных органов в суде можно только один раз — и если суд вынесет решение не в вашу пользу, повторно подать иск по тому же вопросу не получится. Если вы собрали весь пакет документов, разобрались с деталями и подобрали опытного юриста, шансы выиграть дело и в будущем получить недвижимость по субсидии или с помощью государства возрастают.

Как молодой семье получить льготы при получении ипотечного кредита (займа)?

Получить ипотечный кредит (заем) на льготных условиях молодая семья может в двух случаях:

  1. если получит субсидию по федеральной программе по улучшению жилищных условий (например, «Молодая семья»), с помощью которой можно сделать первый взнос;
  2. если воспользуется предложением конкретного банка или некредитной организации, многие из которых предлагают молодым семьям пониженную ставку по ипотечному кредиту или займу.

Например, льготные условия по ипотечному кредиту можно получить благодаря программе «Семейная ипотека» — это льготная ипотечная программа, реализуемая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» (далее – Правила) для семей, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родится второй и/или последующий ребенок.

В рамках этой программы государство предоставляет субсидии банкам и некредитным организациям на погашение недополученных доходов от ипотечных кредитов/займов. Благодаря этому семьи с двумя и более детьми могут получить льготную ставку по ипотечным кредитам или займам (Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1711) – или рефинансировать уже имеющийся ипотечный кредит/заем на льготных условиях.

Ипотечный кредит/заем, согласно Правилам, можно взять до 31 декабря 2022 года, а если у вас с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года родится второй ребенок и (или) последующие дети – по 1 марта 2023 г. При этом ставка ипотечного кредита/займа для семей-участников составит 6% годовых. Эти правила действуют в том числе для семей, взявших ипотечный кредит ранее, но заключивших дополнительное соглашение о рефинансировании в указанные Правилами сроки.

Рассчитать семейную ипотеку можно здесь

Как получить статус семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий: условия предоставления молодой семье

Закон даёт молодожёнам возможность подать заявку на улучшение жилищных условий и оформить соответствующий статус. Об этой процедуре пойдёт речь далее.

Как молодой семье добиться статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий: требования и порядок процедуры

Молодожёнам одинаково тяжело достаётся как покупка первого жилья, так и переезд в новую квартиру. На такой случай законодательством предусмотрена возможность оформления сертификата, дающего право на финансовую поддержку при покупке новой недвижимости. Далее рассказано, какие требования действуют для претендентов и что нужно сделать для оформления субсидии.

Кто относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Господдержка предоставляется не всем желающим переехать в новую квартиру. Сертификат присваивается только тем, кто проживает в особо тяжёлых условиях. К ним относят тех лиц, кто:

  • живёт на правах аренды в помещении, квадратура которого меньше нормы, установленной законом (в пересчёте на число сожителей);
  • проживает в квартире, несоответствующей надлежащим условиями комфорта и (или) безопасности. Безопасных условий жизни не имеют лица, живущие в домах и иных строениях, непригодных для нормального проживания или признанных аварийными;
  • лица, сожительствующие с гражданами, больными тяжёлыми и заразными ,заразными болезнями. Все, кто проживают с ними в одной жилплощади, рискуют заразиться. Перечень болезней закреплён приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н.
Читайте также:  Бывшему помощнику прокурора Брянского района понравился мой участок

Сюда относят как самого квартиросъёмщика, так и членов семьи, проживающих с ним (согласно статье 51 ЖК). Законом закреплена обязательная процедура постановки таких лиц на учёт (статья 49 ЖК).

В России действуют специальные программы, направленные на обеспечение малоимущих жильём. Регламент предоставления соцжилья закреплён в положениях ЖК. Они могут действовать на разном уровне. Сама денежная поддержка бывает полной и частичной.

На 2018 год эти показатели таковы:

  • 12 кв.м. на каждого члена семьи в составе более 3 человек;
  • 54 кв.м. для родителей с 1 малышом;
  • 42 кв. м. для бездетной пары.

Условия для получения статуса нуждающейся молодой семьи 2018

Нуждающимся в расширении жилусловий необходимо соответствовать следующим критериям:

  • проживать последние пару лет в городе, где запрашивается помощь в оформлении нового жилья. Срок определяется местными и региональными властями;
  • заявитель должен быть зарегистрирован в данном городе;
  • метраж квартиры или её состояние не соответствует нормам;
  • возраст родителей составляет менее 35 лет.

Если статус и госпомощь в приобретении жилья запрашивает многодетная мать-одиночка, она должна подтвердить, что является малоимущей (согласно региональным нормам), т.е.:

  • живёт в квартире с недостаточным метражом;
  • имеет доход ниже минимальной нормы.

Основания для получения статуса

Среди законных причин для оформления нуждающимся (согл. ст. 52 ЖК) выделяют ряд факторов:

  1. Недостаточная квадратура имеющегося жилья в пересчёте на каждого жильца.
  2. Несоответствие жилплощади действующим нормам безопасности или санитарии, а также отсутствие удобств. К последнему обычно относят жильё коридорного типа, где отсутствует вода, канализация, газ или электричество.
  3. Проживание вместе с больными людьми в неизолированных помещения (человек должен не являться родственником заявителя).
  4. Длительное проживание в общежитии (исключение – нахождение на обучении или сезонной работе) или на съёмной жилплощади (последние пару лет).

Есть также иные категории граждан, которых также могут признать нуждающимися в соцжилье:

  • семьи военнослужащих (в т.ч. погибших во время службы);
  • лица с тяжёлыми и опасными болезнями и члены их сожителей;
  • многодетные семьи (минимум с 3 детьми).

Как оформить

Крупнейшей программой для молодожёнов, по которой предоставляется новое жильё, считается «Молодая семья». Это госпрограмма помощи, нацеленная преимущественно на родителей с детьми, однако наличие детей не обязательно. Согласно ей, пары получают субсидии:

  1. На жильё с первичного рынка.
  2. На участие в долевом строительстве.

На покупку вторичной жилплощади не предоставляют ни субсидий, ни ипотеки.

Рассматривают и заработок граждан:

  • от 21 621 рублей для бездетной пары;
  • от 32 510 рублей – для 3 человек;
  • 43 350 рублей – для 4 человек.

Предоставляется частичная субсидия, размер которой определяется из численности семейства:

  • 30 % от стоимости оплачивается, если статус получила бездетная пара.
  • 35 % для родителей с 1 ребёнком.
  • 40 % — для семейств с 2 детьми.
  • За 3 и более детей предоставляется 50%-я субсидия.
  • До 40 % — при участие в долевом строительстве.
  • Для жителей Крайнего Севера и иных неблагоприятных территорий России размер субсидии доходит до 80%.

Остальная сумма уплачивается самими супругами.

Процедура оформления госпомощи на покупку новой жилплощади для молодых семей проводится так:

  1. Подаётся заявка вместе со всеми документами в отдел соцзащиты.
  2. Там документы рассматривают и по итогам выносят решение о признании семейства малоимущим.
  3. С выданным подтверждающим свидетельством направляются в жилищное управление, где на его основании принимают решение о выдаче субсидии.

Требуемые документы

Желающему потребуется предоставить следующие бумаги для одобрения заявки:

  • выписку со счёта каждого взрослого члена семьи и справки, где указан доход заявителей;
  • паспорта каждого жильца;
  • свидетельство о браке;
  • техпаспорт недвижимости (из БТИ), если имеется – санитарный паспорт;
  • свидетельство о рождении (каждого ребёнка);
  • справку о составе семьи;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие право владения или пользования текущей недвижимостью (договор покупки или найма), плюс свидетельства о владении другим дорогим имуществом (землёй, машиной и пр.);
  • выписку из домовой книги;
  • медзаключение о наличие серьёзного заболевания у одного из супругов или детей, либо свидетельство об инвалидности.

Заявление

Заявка на признание нуждающимся имеет форму, установленную Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889. Образец заявителю должны будут предоставить на месте.

Кем выдается справка о нуждаемости

Все бумаги подаются в местное отделение соцзащиты населения. При рассмотрении учитываются не просто нынешние доходы, но и возможные перспективы. Там должны решить, сможет ли в ближайшие 20 лет семейство своими силами накопить на покупку квартиры или дома.

Сроки рассмотрения

Все бумаги должны рассмотреть и вынести решение в течение 10 дней. В случае необходимости срок могут продлить ещё на несколько дней. Если прошение будет удовлетворено, заявителю присвоят соответствующий сертификат.

Подав его в жилищный отдел, нужно подождать, пока средства будут начислены. Обычно все программы соцподдержки работают следующим образом:

  • в начале каждого города из федерального бюджета деньги перечисляют в местный;
  • далее средства распределяют в порядке очерёдности.

Когда могут отказать

Отказывают обычно, если:

  • пакет свидетельств не полон;
  • после проверки условий проживания и финансового состояния установили, что заявители не являются малоимущими.

Когда гражданина оповещают о данном решение (только письменным уведомлением), уполномоченные лица обязательно должны пояснить, чем оно было мотивировано, и подсказать, где была допущена ошибка. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.

Но при выявлении попытки мошенничества, нарушителя лишат права участвовать программах соцподдержки следующие 5 лет.

Итак, все нуждающиеся в новой жилой недвижимости должны соответствовать целому ряду критерий, а потребность в переезде и госпомощи обязаны подтвердить свидетельствами. По результатам первого этапа гражданам выдают сертификат, благодаря которому её затем поставят в очередь. После ожидание может затянуться на несколько лет из-за большого количества участников программы.

Начислят безналичные средства, которые переведут напрямую на счёт продавца или строительной компании, у которой приобретается новая жилплощадь. Регистрируют всех нуждающихся в территориальном Департаменте жилищной политики. Направив туда прошение, можно узнать номер в очереди. Ответ дадут в течение 30 дней.

Полезное видео

Решение Верховного Суда РФ от 26.02.2015 N АКПИ14-1581

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 26 февраля 2015 г. N АКПИ14-1581

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим абзаца третьего пункта 32 приложения N 3 к подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050,

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа “Жилище” на 2011 – 2015 годы (далее – Постановление). В ее состав включена подпрограмма “Обеспечение жильем молодых семей”, приложением N 3 к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила). Постановление официально опубликовано 31 января 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации.

Абзацем третьим пункта 32 Правил установлено, что общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.

С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим абзац третий пункта 32 Правил, как противоречащий пункту 7 Правил, части 2 статьи 51 и части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку предусматривает приобретение жилого помещения с целью получения социальной выплаты в рамках подпрограммы общей площадью, которая в расчете на каждого члена молодой семьи – участника подпрограммы не меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилья без учета размера жилой площади, оставшейся в собственности у отдельных членов семьи после приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы. По мнению заявителя, правило оспариваемой нормы изменяет установленный Жилищным кодексом Российской Федерации порядок определения уровня обеспеченности общей жилой площадью граждан и нарушает принцип равенства граждан перед законом, так как молодая семья, не имеющая жилья при вступлении в подпрограмму, приобретая жилое помещение общей площадью при расчете на каждого члена семьи более учетной нормы, получает социальную выплату, а молодая семья, члены которой имеют в собственности жилье и сохраняют его после приобретения жилого помещения общей площадью при расчете на каждого члена семьи менее учетной нормы, лишены права на получение данной выплаты.

Представитель заявителя П. в судебном заседании поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), представляющее в соответствии с поручением от 25 декабря 2014 г. N СП-П9-9528 интересы Правительства Российской Федерации – заинтересованного лица по делу, в письменном отзыве на заявление указало, что оспариваемый нормативный правовой акт принят высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречит действующему федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушает.

Обсудив доводы заявителя, выслушав объяснения его представителя, возражения представителя заинтересованного лица К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными пунктами “в” и “ж” части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, в рамках осуществления регулирования в социально-экономической сфере, формирования федеральных целевых программ, обеспечения их реализации в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило оспариваемые Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.

Таким образом, нормативный правовой акт принят высшим органом государственной власти в пределах предоставленной ему компетенции.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 8 июля 2014 г. N 21-П, социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках подпрограммы по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.

Согласно разделу II подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы основной ее целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы. В связи с этим предоставление государственной поддержки в виде социальной выплаты осуществляется с целью увеличения жилой площади молодых семей и последующим снятием таких семей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.

Закрепляя в Правилах порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат, и реализуя возложенные на него полномочия с учетом финансовых возможностей государства и иных факторов, Правительство Российской Федерации было вправе определить, что общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилья.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу по отношению к Правилам и устанавливающего иные условия, при которых молодая семья вправе стать участником подпрограммы и получить социальную выплату, не имеется.

Утверждение заявителей о противоречии Правил в оспариваемой части Жилищному кодексу Российской Федерации является ошибочным, поскольку данный кодекс не регулирует отношения, связанные с предоставлением молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а статья 51 Кодекса устанавливает основания и условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления С. о признании недействующим абзаца третьего пункта 32 приложения N 3 к подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Ссылка на основную публикацию