Определение границ арендованного до 2005 года земельного участка

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Согласование границ. 2005г.

Здравствуйте,
Помогите разобраться в тонком вопросе.
В 1992г смежник получил временное свидетельство на право пожизнено наследуемого владения.
В 1996г он умер. На момент смерти с ним проживала супруга.
Регистрации права не было, завещания он не оставил.
Жена переехала в дом престарелых в том же 1996г.
Ни жена,(умершая в 2006г в доме пристарелых) ни дети в наследство до 2008г не вступали.
В 2005г межевался мой участок.
При согласовании границ, за умершего смежного землепользователя расписалась глава местной администрации.
В моем земделе имеется справка от администрации что: согласно похозяйственной книге 12 от 2005г , смежным землепользователем являлся умерший в 1996г такой то такой то.
Вопрос: имела глава администрации право согласовывать за умершего землепользователя ?
Если я правильно понимаю, в таком виде, участок оставался муниципальной собственностью.
Так же меня очень смущает положение фз 221 ст. 39
Там говорится что согласовывать нужно: бла бла бла (за исключением случаев если такие участки находятся в муниципальной собственности и переданы гражданам на праве пожизнено наследуемого владения)
Однако в следующем пункте сказано что согласовывать нужно с лицами обладающими смежными участками на праве пожизнено наследуемого владения.
Создается впечатление что пункт 1 противоречит второму.

В вопросе Вы указали: «В 2005г межевался мой участок». Значит при ответе на вопрос нужно обращаться к действовавшему тогда законодательству.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» (в первоначальной редакции) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно — территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Согласно п.п. 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996) установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером — землеустроителем — производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).

В соответствии с п.п. 14.1, 14.3, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание. В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными. Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Относительно правообладателей смежного земельного участка Вы указали в вопросе: «В 1992г смежник получил временное свидетельство на право пожизнено наследуемого владения. В 1996г он умер. На момент смерти с ним проживала супруга. Регистрации права не было, завещания он не оставил. Жена переехала в дом престарелых в том же 1996г. Ни жена,(умершая в 2006г в доме пристарелых) ни дети в наследство до 2008г не вступали».

Статьей 527 ГК РСФСР от 11.06.1964 (ред. от 26.01.1996, с изм. от 16.01.1996) было установлено, что наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Согласно ст. 528 названного кодекса временем открытия наследства признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим — день, указанный в части третьей статьи 21 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР от 11.06.1964 (ред. от 26.01.1996, с изм. от 16.01.1996) при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь — дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

В силу ст. 546 данного кодекса для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Лица, для которых право наследования возникает лишь в случае непринятия наследства другими наследниками, могут заявить о своем согласии принять наследство в течение оставшейся части срока для принятия наследства, а если эта часть менее трех месяцев, то она удлиняется до трех месяцев.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 23.04.1991 N 2 (ред. от 21.12.1993, с изм. от 28.02.1995) «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» было разъяснено, что под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей, взимания квартплаты с жильцов, проживающих в наследственном доме по договору жилищного найма, производство за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 549 ГК РСФСР, или погашение долгов наследодателя и т.п. При этом следует иметь в виду, что указанные действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно п. 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда РСФСР в соответствии со ст. 559 ГК РСФСР при недостижении соглашения между наследниками, принявшими наследство, о его разделе такой раздел производится в судебном порядке. Разрешая эти споры, суды должны выяснить, кем из наследников в установленном ст. 546 ГК РСФСР порядке принято наследство, и привлекать их к участию в деле, а также выяснять, какое конкретно имущество подлежит разделу и какова его действительная стоимость на время рассмотрения дела. При разделе наследственного имущества применяются нормы, регулирующие общую долевую собственность. При этом следует иметь в виду, что:
а) в наследственную массу в установленных законом случаях могут включаться земельные участки, находившиеся в собственности либо наследуемом владении наследодателя, земельные акции (земельный пай), доля в стоимости производственных фондов колхозов (совхозов) или акции на сумму этой доли, владельцем которых являлся наследодатель, а также оставшееся после его смерти другое имущество, которое в силу ст. 10 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» может являться объектом права собственности гражданина.

С учетом приведенных норм и разъяснений, супруга владельца смежного земельного участка, скорее всего, фактически вступила во владение наследственным имуществом (как Вы указали: «На момент смерти с ним проживала супруга») и к ней перешло право пожизненного наследуемого владения смежным земельным участком со дня смерти наследодателя.

Следовательно, с этой женщиной или ее представителем необходимо было согласовывать смежную границу в силу п.п. 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996) и п.п. 14.1, 14.3, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003).

Вместе с тем нужно отметить следующее. Если у Вас возник спор с наследниками, то отсутствие согласования с ними границ еще не означает недействительности результатов межевания Вашего земельного участка. Эти наследники должны доказать нарушение их прав на земельный участок.

Так, в разделе «2.9. Споры об определении границ земельных участков» Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) разъяснено, что «Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя».

Ответ на вопрос является примерным. К сожалению, ответить более точно и полно на Ваш вопрос НЕВОЗМОЖНО без изучения всех документов и обстоятельств дела.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Межевание арендованного земельного участка

Межевание оформляется в случаях, когда нужно восстановить имеющиеся границы земельного участка либо сформировать новые, а также для заключения сделок с землей.

Арендатор имеет право самостоятельно проводить такие работы только при наличии письменного согласия собственника земли.

При этом важно, чтобы отношения аренды были оформлены в установленном законом порядке, и у хозяина участка были необходимые документы.

Цели межевания при аренде земли

С 1 января 2018 года внесение в ЕГРН информации о земельных участках, как об объектах недвижимости, возможно только при наличии межевого плана, соответствующего ст. 22 ФЗ «О госрегистрации недвижимости».

Межевание арендованного земельного участка может понадобиться в следующих случаях:

  • для заключения договора аренды, если границы земельного учатска не закреплены в установленном законом порядке;
  • есть необходимость разделить или объединить участки;
  • арендатор намерен выкупить ЗУ;
  • при наличии спора с соседями.

Также на арендатора возлагается обязанность межевания в том случае, если он намерен взять в аренду муниципальную или государственную землю.

Если на арендованный надел нет межевого плана

Такая ситуация может возникнуть у тех арендаторов, которые заключали договоры в конце 90-х годов, когда межевание не было необходимой процедурой для регистрации права аренды на земельный участок.

Если вы уже много лет пользуетесь землей на правах арендатора, обсудите с владельцем возможность переоформления договора по новым требованиям закона о регистрации прав на землю, с оформлением межевого плана и актуализацией сведений о земельном участке в ЕГРН.

При изменении границ

Определение новых границ — стандартная процедура в том случае, если необходимо объединить несколько участков в один, либо разделить целый надел на несколько самостоятельных частей.

Деление может потребоваться в случае, если хозяин намерен:

  • изменить разрешенное использование для одной из частей участка (например, построить магазин);
  • самостоятельно использовать часть надела, а остальное – сдавать в аренду;
  • отдать участок под застройку нескольким пользователям, каждый из которых будет возводить своё здание.

При делении каждому вновь созданному участку присваивается свой кадастровый номер, при объединении – вместо нескольких номеров формируется один.

Порядок проведения

Общий порядок межевания земель утвержден Инструкцией Роскомзема от 08.04.1996 г. и проводится в четыре основных этапа:

  • заключение договора с геодезической компанией;
  • сбор и передача геодезисту всех документы по участку (графических и правоустанавливающих);
  • проведение межевания на местности, с уведомлением всех соседей и собственников участка;
  • утверждение и внесение в ЕГРН результатов межевания.

Если оформление кадастровой документации организует арендатор, то все перечисленные действия он может проводить только от имени собственника по доверенности.

Если нет споров с соседями и документация на землю в порядке, то вся процедура займет от двух недель до месяца.

Кто может проводить?

По Инструкции Роскомзема определением границ земельного участка могут заниматься подразделения Роскомзема, а также частные организации, получившие лицензию на осуществление геодезических работ.

Сегодня работы по межеванию проводят кадастровые инженеры. Актуальный перечень действующих специалистов опубликован на сайте Росреестра.

Согласование с собственником

При проведении кадастровым инженером работ по определению границ земельного участка, находящегося в частной собственности, как правило, не возникает недопонимания на тему, кто должен проводить межевание земли — собственник участка или арендатор. Это лишь вопрос согласования действий арендатора и хозяина земли.

В данном случае собственник:

  • выдает арендатору доверенность на организацию межевания;
  • присутствует при проведении геодезических работ на местности;
  • подписывает акт согласования границ.

Арендатор занимается организацией и оплатой межевания от имени собственника. Выполнять эти работы от своего имени пользователь не имеет права.

Сложнее обстоит дело с межеванием земли, которая находится в государственной, муниципальной собственности или принадлежит общественным организациям. В этом случае межевание полностью возлагается на арендатора.

Извещение о проведении межевания направляется собственнику не позднее, чем за 30 дней до выезда кадастрового инженера на местность. Форма извещения утверждена Приказом Минэкономразвития РФ №735 от 21.11.2016 г.

Если арендатор не смог вручить извещение собственнику, то межевание на запланированную дату отменяется.

Но даже если уведомление вручено надлежащим образом, но хозяина нет, то проводить кадастровые работы нельзя.

Форма документального согласования межевания с собственником – подписание последним акта согласования границ земельного участка. Отсутствие подписи на акте заблокирует процедуру внесения сведения о земельном участке в ЕГРН.

Документы

Процесс межевания сопровождается сбором и/или изготовлением трех основных пакетов:

  • правоустанавливающий;
  • технический;
  • приемочный.

Арендатор, взявшийся за организацию процесса межевания, может обеспечить только наличие правоустанавливающих документов, истребовав их у собственника.

В этот пакет входят: договоры, свидетельства, муниципальные акты о выделении земли и об оформлении и регистрации права собственности на определенное лицо.

Читайте также:  На кого подавать жалобу в суд по поводу капитального ремонта дома

Пакет технической документации формируется кадастровым инженером. В него входят:

  • кадастровый план земельного участка с отмеченными границами;
  • топографический план;
  • документы градостроительного зонирования
  • списки координат межевых знаков;
  • сведения из государственной геодезической сети и опорной межевой сети;
  • данные о режимах использования земель;
  • информация о межевых спорах с соседями.

На базе этой документации и результатов полевых работ формируется межевой план. Его форма и порядок оформления утверждены Приказом Минэкономразвития РФ №921 от 08.12.15.

Геодезические работы

При проведении межевания геодезист устанавливает на местности и по документам следующие обстоятельства:

  • данные геодезической сети;
  • сведения об объектах недвижимости, которые есть на участке;
  • данные о частях, из которых состоит земельный участок;
  • координаты характерных точек границ;
  • площадь надела;
  • категории земель и вид разрешенного использования;
  • учетный номер проекта межевания;
  • сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда) к участку;
  • кадастровые номера смежных ЗУ.

При разделении/объединении участков добавляется раздел со сведениями о новых участках, их границах и площадях.

Если у участников межевания есть возражения, то кадастровый инженер фиксирует их в письменном виде.

Согласование границ с соседями

Согласование границ с соседями – обязательная процедура при межевании.

Каждому заинтересованному лицу должно быть направлено извещение по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ №735 от 21.11.2016 г.

Извещение направляется почтой, с уведомлением о вручении.

Если адрес заинтересованного лица неизвестен, тогда извещение публикуется в местной официальной прессе.

Если есть информация о том, что все заинтересованные лица извещены о проведении собрания о межевании участка, но кто-либо из них не явился, то инженер имеет право составлять план и акт согласования без отсутствующих соседей.

Информация об извещениях является приложением к межевому плану.

Итоговые документы

Согласованный межевой план кадастровый инженер оформляет в электронном виде и подписывает усиленной ЭЦП. В бумажном виде план передается заказчику для внесения сведений в ЕГРН.

Арендатор, на основании доверенности собственника земли, имеет право внести полученные сведения в Росреестр и получить выписку из ЕГРН.

После внесения сведений в Росреестр земельный участок можно отчуждать, передавать в аренду и использовать под строительство разрешенных объектов недвижимости.

Субаренда земли

Договоры аренды и субаренды земли, заключенные более чем на 1 год, подлежат обязательной государственной регистрации.

В соответствии со ст. 14 ФЗ 218 от 13.07.15 г. «О государственной регистрации недвижимости», межевой план входит в обязательный пакет документации, на основании которой проводится регистрация сделок с недвижимостью, в том числе и субаренды.

Единственная возможность избежать межевания и передать право на землю субарендатору – заключить договор на небольшой срок: до 1 года, с правом пролонгации.

Сроки и основные условия договора субаренды не должны противоречить положениям договора аренды между арендатором и собственником земли.

Кроме того, во многих договорах аренды есть ограничения, в соответствии с которыми арендатор не имеет права передавать земельный участок в субаренду без согласования с собственником. Это договорное предписания арендатор не может нарушать.

Заключение

Арендатор может быть заинтересован в том, чтобы межевать арендуемую землю только в том случае, если он намерен выкупить участок или передать его в субаренду на длительный срок.

В этом случае необходимо обратиться к собственнику, согласовать с ним свои намерения, получить доверенность на организацию работ по межеванию, оплатить их и внести информацию о межевом плане в ЕГРН.

Определение соразмерности арендуемого земельного участка под ОКС

Если вы являетесь собственником объекта капитального строительства (ОКС), расположенного на муниципальном земельном участке, вам необходимо оформить право на его аренду.

Для местных органов власти имеет значение размер земельных участков, которые они предоставляют в аренду собственникам объектов недвижимости. Как правило, заявителей интересует большая площадь участка, чем та, которую им готовы согласовать органы власти. И именно чрезмерная площадь земли или уже сформированного под ОКС земельного участка может стать причиной отказа в оформлении прав на землю.

Какие нормы регулируют право пользования землей под ОКС?

В правовом плане у вас, как у собственника недвижимости, сохраняется право пользования расположенным под ней земельным участком, на что указывают нормы статьи 271 и 552 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 35 Земельного кодекса РФ.

До 1 марта 2015 года предоставление земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости регулировалось статьей 36 Земельного кодекса РФ с учетом статьи 33 указанного кодекса (нормы отвода). В настоящее время нормы данных статей утратили силу.

Что будет, если не оформлять право пользования землей?

Казалось бы, вам было бы проще бесплатно пользоваться необходимой площадью участка без заключения договора аренды, если так вышло, что вам отказывают в согласовании необходимых параметров. Однако использование участка без оформления прав на землю в установленном порядке чревато административными санкциями по статье 7.1 КоАП РФ, которая трактует такое поведение как самовольное занятие участка. Санкции за данное правонарушение весьма существенны, о чем более подробно можно почитать в статье о рисках, связанных с отсутствием прав на землю.

Что включает процедура согласования предоставления земли?

Если для сформированных под объектами недвижимости земельных участков вам достаточно обратиться с заявлением об их предоставлении в долгосрочную аренду, то для несформированных земельных участков или для участков, границы которых требуют уточнения, потребуется прохождение процедуры согласования предоставления земельного участка.

В рамках этой процедуры проводится:

  • утверждение схемы расположения земельного участка (координат его границ);
  • межевание и внесение сведений об участке (его границах) в государственный кадастр недвижимости.

► Имейте в виду, что при наличии в заявлении согласия на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант границ испрашиваемого участка, в том числе предполагающий уменьшение его по площади (ч.12 ст.39.15 ЗК РФ). ◄

Как определяются предельные размеры земельного участка?

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельного участка определяются:

  • территориальной зоной, в которой он расположен;
  • установленным видом разрешенного использования, сведения о котором содержатся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) соответствующей территории.

Однако предельные размеры земельных участков в Москве, в том числе их площадь, не устанавливаются для всех территориальных зон, на что указывает п.3.4.1 ПЗЗ г. Москвы. Это вносит еще большую неопределенность в вопросе соразмерности участка, который город в лице Департамента городского имущества (ДГИ) готов согласовать под объектом недвижимости.

Что может повлиять на определение соразмерности площади земли?

Для определения соразмерности площади земельного участка большую роль играет аргументированное обоснование необходимости оформления аренды. Анализ судебной практики также однозначно подтверждает обязательность предоставления доказательств, обосновывающих площадь земельного участка, необходимую для эксплуатации расположенного на его территории объекта недвижимости.

Одна из форм подобного обоснования – экспертное заключение, содержащее выводы о соразмерности земельного участка, сделанные с учетом следующих характеристик:

  • категории и виды разрешенного использования земель;
  • площади существующих и планируемых объектов недвижимости при условии наличия юридически значимых документов, подтверждающих будущее строительство.

► Выводы эксперта не должны иметь предположительный характер, а расчеты необходимой площади должны основываться на материалах судебного дела. ◄

Решение вопроса с оформлением прав на землю предполагает наличие специальных знаний в области земельного и градостроительного права, кадастра и картографии. Преимуществом также является наличие опыта взаимодействия с органами местной власти, в том числе умение грамотно выстраивать рабочие взаимоотношения с чиновниками.

Успешное отстаивание прав на испрашиваемый участок в суде потребует не только наличия юридического образования, но и значительной практики процессуального представительства по заявленной категории дел.

Целый отдел штатных юристов компании Maxard специализируется исключительно на земельных спорах, включая вопросы, затронутые в настоящей статье. Если вам необходимо согласовать предоставление земельного участка под вашим ОКС в аренду, вы можете обратиться к нам и получить бесплатную юридическую консультацию и коммерческое предложение о решении ваших задач нашими специалистами.

Определение порядка пользования арендуемым земельным участком при множественности арендаторов

Недавно довелось выступить в виде стороннего эксперта по одному из дел, рассмотренных АС Свердловской области, 17 ААС и ФАС УО. Спор шел между несколькими собственниками помещений в здании, которое находится на муниципальной земле. Земельный участок предоставлен всем собственникам помещений в аренду, где все они выступают соарендаторами с определением долей пропорционально площадям принадлежащих им помещений в здании. Ну и как это нередко бывает, между соседями разгорелись бытовые конфликты, кто-то стал ставить забор, другие – против этого протестовать, в итоге спор попал в суд.

Несколько собственников помещений предъявили иск к другому собственнику помещения об устранении препятствий в пользовании земельным участком, а именно – о сносе забора. Ответчик предъявил встречный иск об определении порядка пользования, мотивировав его – вот тут начинается интересное – правилами об общей долевой собственности, а именно – ст.247 ГК РФ.

Сейчас не суть важно, как именно суды определили порядок пользования, но важно то, что они согласились с таким подходам и ничтоже сумняшеся применили – все трое – правила о общей долевой собственности к “общей долевой” (кстати, далеко не факт, что долевой) аренде, при этом даже не ссылаясь ни на аналогию закона, ни на сходство отношений.

В материалах судебной практики мне не удалось найти иных решений, разделявших подобный подход. Некоторые намеки на его возможность содержатся, например, в Постановлении 15ААС от 22.01.2013 №15АП-15761/12, в котором между прочим отмечается, что требование об определении порядка пользования арендуемым имуществом не заявлено, из чего можно сделать косвенный вывод о возможности заявления такого требования. В то же время в материалах судебной практики имеется и прямо противоположный, причем явно и четко выраженный, подход: так, ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 21.03.2014 по делу №А45-18720/2011 прямо указал на то, что правила об общей долевой собственности к данным отношениям не применимы, даже в порядке аналогии закона.

С формальной точки зрения, действительно, арендные права (относящиеся, согласно господствующему, но не общепринятому, воззрению, к обязательственным) не могут быть урегулированы таким же образом, как основное вещное право — право собственности. Так, в частности, взаимоотношения между соарендаторами не являются самодостаточными, поскольку каждый из них находится также в правовых отношениях с арендодателем. Тут, кстати, есть еще один любопытный вопрос: а не должен ли арендодатель также выступать в качестве ответчика при рассмотрении спора о порядке пользования имуществом.

С другой стороны, нельзя отрицать, что правила об общей собственности представляют собой достаточно общий типовой пример разрешения коллизий между интересами различных равноуправомоченных лиц. Более того, земельный участок под зданием предоставляется в аренду на основании ст.36 ЗК РФ; при этом такая аренда существенно отличается от общих установленных гражданским законодательством правил, в частности, обязательностью заключения договора и невозможностью уклонения от него. В связи с этим положение арендатора земельного участка становится в значительной мере независимым от собственника, чем экономически приближается к положению собственника. Таким образом, имеются основания и для аналогии закона с правилами гл.16 ГК РФ.

Этому, однако, можно противопоставить указание на то, что статус соарендаторов производен от статуса сособственников общего имущества здания. При этом п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» ориентирует при определении порядка пользования таким общим имуществом руководствоваться не общими правилами ГК РФ, а применять по аналогии положения ст.44-48 ЖК РФ, которые не предусматривают возможность определения порядка пользования общим имуществом в судебном порядке, а исключительно путем голосования сособственников.

Вот этот последний вариант представляется более правильным способом разрешения коллизии в нашем случае: т.е. даже если и применять здесь (только конечно же по аналогии, а никак не напрямую) правила об общей собственности – то не об обычном ее варианте, а о специальном – общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Как установить границы земельного участка — информация для владельцев и пользователей

Здравствуйте. В этой статье я распишу как установить границы только того участка, который хоть и стоит на кадастровом учете в ЕГРН (как это узнать), но в кадастре нет его границ. Инструкция подходит для любого участка — ИЖС, ЛПХ, дачного, садового и т.п.

Для начала узнайте есть ли на кадастровой карте границы нужного вам участка — онлайн способ. Ведь инструкция на этой странице подходит, если в кадастровом учете нет четких границ и их нужно установить. Если границы в кадастровом учете есть, то их устанавливать не надо, но можно уточнить на местности.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Участок на карте не отображается

Границы его не установлены

Небольшое отступление — если нужна бесплатная юридическая консультация, можете в любое время написать онлайн юристу справа внизу, можете заказать звонок внизу слева или сами позвонить: 8 (499) 938-45-06 (Москва и обл.) ; 8 (812) 425-64-92 (Санкт-Петербург и обл.) ; 8 (800) 350-29-86 (все регионы РФ) .

Шаг №1 — Собрать документы

Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:

    Правоустанавливающий документ на участок;

Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности.

Образцы правоустанавливающих документов ↔

(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)

Обычно это план-схема участка как приложение к договору/свидетельству/акту, утвержденные схемы расположения/распределения участков, схема расположения участка на кадастром плане территории при решении муниципалитета о предварительном согласовании или предоставлении участка, проекты границ, планы землепользования, материалы инвентаризации, постановление о юридическом закреплении и т.п. Если участок выдан на основании решения суда о признании права собственности на участок в границах, то это будет ситуационный план участка. Иногда на таких планах даже имеются координаты границ участка, а именно его углов (поворотных точек).

(нажмите на картинку для ее увеличения / горизонтальная прокрутка)

Если у владельца участка нет одного из этих документов, нужно запросить сведения из ГФДЗ (инструкция ниже). Даже если оба документа на руках, все равно стоит обратиться в ГФДЗ. Лишние документы на участок никогда не помешают при установлении границ.

Читайте также:  Уступка прав по договору аренды земельного участка

Запросить сведения об участке в Государственном фонде данных Росреестра

ГФДЗ — это архив различных документов на земельные участки, которые изготавливаются при проведении землеустройства (ст. 24 Федерального закона о землеустройстве). Официальное название — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В фонде могут быть содержаться копии документов, которые подтверждают права на участок + различные планы/схемы его расположения. Этими документами могут быть: экземпляры свидетельств о правах на участки, выданные до 2000 года; материалы инвентаризации или перерегистрации участков; землеустроительные дела по межеванию участков до 1 марта 2008 года и т.д. Иногда бывает, что в этих документах даже есть координаты границ участка.

К сожалению, в ГФДЗ не всегда имеются какие-либо документы. На моей практике такое бывает в 40% случаях. Но я все равно всегда советую запрашивать сведения, хуже не будет.

Куда обращаться и как запросить сведения

Сведения из ГФДЗ предоставляют в местных отделах Росреестра, но не все оказывают данную услугу, а какой-то определенный. Лучше позвоните по справочному номеру Росреестра 8 (800) 100-34-34 и уточните адрес нужного отдела. Также можно позвонить любому местному кадастровому инженеру и спросить у него, ведь в дальнейшем все равно придется к нему обращаться для заказа межевания (шаг №2).

Владельцам/пользователям участка нужно подать заявление в отдел Росреестра (заявление о предоставлении сведений из ГФДЗ). Форму и образец выдаст сотрудник. Можете скачать форму заявления и ознакомиться. К заявлению приложить копию паспорта и правоустанавливающий документ на участок.

Сотрудник заберет заявление и выдаст расписку/опись. Остается только ждать. Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 376, документы со сведениями из ГФДЗ предоставляются в течение 3 рабочих дней (при личном обращении). На практике бывают задержки. Чтобы забрать документы, в назначенный день отдайте ранее выданную расписку/опись и покажите паспорт.

В итоге, если у владельца участка нет одного из вышеуказанных документов и нет никаких сведений из ГФДЗ, то установить границы придется только через суд. По-другому никак.

Шаг №2 — Заказать межевание участка

Межевание — это кадастровые работы, в результате которых выдают межевой план (ст. 22 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости). В нашем случае это работы по установлению границ и местоположения участка. Этим занимаются кадастровые инженеры — ст. 29 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости.

Межевание стоит от 10 — 15 тысяч рублей и оформляется примерно месяц . Инструкцию взял отсюда.

  1. Всем владельцам или пользователям участка нужно обратиться к кадастровому инженеру и подать следующие документы (копии):
    • Паспорта РФ ;
    • Правоустанавливающий документ на участок + документ, подтверждающий местоположение участка при его образовании ;
    • Сведения из ГФДЗ (если есть).

Кадастровый инженер изучит поданные документы, согласует оплату своих работ (частями по факту или полностью до выполнения), составит договор подряда на выполнение кадастровых работ (ст. 36 Закона о кадастровой деятельности) и сообщит дату приезда на участок.

Объединение нескольких участок в один — инструкция, документы, расходы. Как выкупить часть земельного участка у соседа — для этого нужно оформить перераспределение участков.

Советую владельцам/пользователям участка тоже присутствовать при межевании. Кадастровый инженер с помощью профессиональной GPS-аппаратуры определит фактические координаты углов участка (поворотных точек). Обычно он делает это по забору. Ниже описано для чего это нужно. После этого уедет для проверки данных.

Если на участке имеются какие-либо постройки (дом, гараж, баня и т.п.), то по желанию заказчика кадастровый инженер определит их местоположение, чтобы потом указать их в межевом плане. А так необязательно указывать постройки на участке при установлении границ (межевании).

Кадастровый инженер сопоставит фактические границы с документами.

Кадастровый инженер введет фактические координаты участка в специальную программу. И программа выдаст фактическую конфигурацию участка, его площадь и, главное, его местоположение относительно каких-либо ориентиров.

Теперь самый важный момент. Фактическая конфигурация, площадь и местоположение участка должны совпадать с той конфигурацией, площадью и местоположением, которые указаны в документе с планом . Если все это полностью совпадает, то кадастровый инженер согласует дату, когда можно получить на руки межевой план. Но бывает и по-другому.

На моей практике в 30% случаях фактические границы участка не совпадают с границами по документам. Особенно это касается дачных участков. Например, ниже владелец участка дал кад.инженеру схему распределения участков в СНТ. Его участок под номером 35. Кадастровый инженер измерил границы по забору и получилось так, что участок по факту был больше и одна сторона наслоилась на соседний участок.

Фактические границы не совпадают с границами по документам

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Участок на плане распределения

По факту он больше и наслоился на соседний

Еще бывает, что участок по факту стал меньше или его фактическая конфигурация не соответствует плану по документам.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Площадь по факту меньше

Или отличается конфигурация

Если фактические границы и площадь участка сильно не совпадают с границами по документам, то кадастровый инженер выдаст заключение о невозможности изготовления межевого плана. Потому что такой межевой план не примут на регистрацию.

Есть небольшая допустимая погрешность в 10% по увеличению участка — пп. 32 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости. Но и в этом случае нет никаких гарантий. Например, в документах площадь участка 6 соток, а по факту на местности 6,5. Конечно, кадастровый инженер может составить межевой план с такой погрешностью, но только с разрешения владельцев/пользователей участка. Все-таки есть риск, что при подаче такого межевого плана для внесения границ в кадастровый учет, регистратор сделает приостановку (шаг №3). Он может посчитать, что такие границы нарушают права владельцев соседних участков.

Несоответствия границ нужно решать с соседями. Вариантов событий в таких ситуациях очень много, вплоть до судебных разбирательств. Это тема для отдельной статьи.

Согласование границ с соседями.

По закону согласовать границы нужно с владельцами только тех участков, с которыми → 1) имеются общие границы → 2) у соседнего участка НЕ установлены границы в кадастре → 3) у соседа есть правоустанавливающий документ на свой участок — п. 1 и 3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности.

Для лучшего понимания все объясню на примере (картинка ниже). Владелец участка №1 хочет установить границы в кадастре (я нарисовал его фактическое местоположение). Согласовать границы нужно только с владельцем участка №6, т.к. у него НЕ определены границы в кадастре.

Теперь насчет документов у соседа. Сосед должен пользоваться своим участком на основании какого-либо правоустанавливающего документа — свидетельства о собственности, выписки из ЕГРН, свидетельстве о наследстве, о бессрочном пользовании или о праве пожизненного наследуемого владения, договор аренды и т.п. Если выяснилось, что у соседа нет никакого документа на его участок, то по закону согласовывать границы с ним не нужно. Но на практике хороший кадастровый инженер все равно попросит такого соседа согласовать границы, т.к. это не будет лишним.

Насчет наследников: если владелец соседнего участка умер, но наследники еще не оформили участок в свою собственность, то все равно требуется согласовать с ними границы — Письмо Минэкономразвития от 24 декабря 2014 года N ОГ-Д23-10528.

Если выяснилось, что фактические границы участка немного залезают на переулок или дорогу (место общего пользования), то границы нужно согласовывать с муниципалитетом. Если участок в СНТ, то с председателем.

Согласованием границ занимается кадастровый инженер — п. 7 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В итоге должен быть оформлен акт согласования с подписями соседей — ст. 40 Закона о кадастровой деятельности. Этот акт является частью межевого плана. Образец ниже.

Кадастровый инженер всегда письменно оповещает соседей о необходимости согласования границ — сам передает на руки извещения или почтой. В извещении укажет дату согласования. В указанное время покажет соседям межевой план участка и попросит подписать акт согласования. Здесь бывают множество проблем.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Акт согласования границ

Часто бывает, что соседи отказываются подписывать акт, с ними нет связи или собственник умер, а наследники еще не оформили участок в свою собственность. В этом случае кадастровый инженер может дать объявление в местной газете о дате проведения собрания для согласования границ — п. 8 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Даже если сосед на собрании ничего не подпишет или вообще не придет, то границы все равно считаются с ним согласованы. После подачи объявления кадастровому инженеру выдадут на руки один экземпляр газеты с этим объявлением. Экземпляр газеты будет прикладываться к акту согласования, а в самом акте будет указано, что согласование с таким-то соседом было с помощью публикации в такой-то газете и дата публикации.

Хороший кадастровый инженер всегда старается, чтобы на акте согласования были подписи всех соседей, с которым требуется согласование. А вариантом с газетой пользуется только в крайнем случае. Я тоже не советую злоупотреблять таким вариантом, ведь тогда у соседа больше шансов отменить межевание через суд, если границы будут установлены неправильно и будут ущемлены его права.

Кадастровый инженер оформит и отдаст межевой план.

Межевой план будет на бумаге и обязательно на диске в электронном виде (в формате XLS) — п. 12 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Вместе с планом еще дадут на подписание акт выполненных работ. Переходим к следующему шагу №3.

Шаг №3 — Внести границы участка в кадастр (ЕГРН)

Во многих городах и поселках подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату. Т.е. напрямую Рег.палаты граждан уже не принимают, а только через посредника в виде МФЦ. Если в вашем населенном пункте можно подать документы напрямую в Рег. Палату, то лучше так и сделать.

Подать документы может кадастровый инженер за отдельную плату. Обычно я так и советую. Если вы решите сэкономить, то читайте дальше.

Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указал через МФЦ.

    Всем собственникам/пользователям участка нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы.

Услуга по внесению изменений на кадастровый учет бесплатна. Но если площадь участка немного изменится (я писал выше про допустимую погрешность), то нужно заплатить госпошлину за внесение изменений в ЕГРН — 350 рублей (пп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):

  • Паспорта владельцев или доверенного лица с нотариальной доверенностью. При доверенности паспорт доверителя предоставлять не нужно;
  • Правоустанавливающий документ на участок + документ, подтверждающий местоположение участка при его образовании;
  • Межевой план на диске;
  • Акт согласования границ;
  • Квитанцию об оплате госпошлины (о ней писала выше).
  • На основании полученных документов, сотрудник составит заявления о внесении изменений в кадастровый учет. Заявление нужно проверить и подписать.

    Дополнительно можно заказать выписку из ЕГРН, которую выдадут в конце услуги. В ней будет показан план участка и координаты его границ (поворотных точек). Стоит она 400 рублей. Образец выписки ниже.

    После подписания заявлений сотрудник заберет документы (кроме паспортов), выдаст расписку о получении этих документов и назначит дату, когда их можно забрать. Документы будут отправлены регистратору.

    Далее только остается ждать указания границ в кадастре. Срок — 7 рабочих дней (пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости).

  • В назначенный день нужно забрать поданные документы и письменное уведомление о внесении изменений. Если владельцы участка заказали заранее выписку из ЕГРН, то ее тоже выдадут. В самом конце выписки будет указан план участка и координаты его границ (поворотных точек). При себе иметь паспорт и расписку.
  • В течение месяца участок станет отображаться на кадастровой карте Росреестра. Для этого: 1) нажмите слева на значок «лупа»; 2) на открывшееся форме вбейте кадастровый номер и выберите его из списка; 3) нажмите на кнопку «Найти».

    Участок с установленными границами

    Если у вас есть вопросы, можете бесплатно проконсультироваться. Для этого можно воспользоваться формой внизу, окошком онлайн-консультанта, комментариями или телефонами: 8 (499) 938-45-06 — Москва и обл.; 8 (812) 425-64-92 — Санкт-Петербург и обл.; 8 (800) 350-29-86 — все регионы РФ.

    Границы земельного участка не установлены: сложности и перпективы регулирования

    В одном из прошлых номеров «ЭЖ» писала о том, какие проблемы могут возникнуть у собственника земельного участка с неустановленными границами (читайте в материале «Границы земельного участка не установлены. Какие риски это может повлечь и как их избежать?», «ЭЖ», 2017, № 06). В этом номере мы продолжим рассматривать проблему и расскажем о причинах появления таких объектов, а также о перспективах разрешения сложившейся ситуации.

    Земельный участок может не иметь установленных границ по разным причинам. В некоторых случаях речь идет об участках, вовсе не учтенных в государственном кадастре недвижимости, а иногда — об учтенных ранее.

    Если участок не прошел кадастровый учет

    Законодательство выделяет несколько категорий земельных участков, и в настоящей статье будут рассмотрены две из них: неучтенные и ранее учтенные. К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке. Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, ЕГРН не содержит каких-либо сведений о них.

    Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса РФ, федеральных законов от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — старый Закон о кадастре) и от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — старый Закон о госрегистрации). Причины для этого могли быть как необъективные — информация о государственном учете земельного участка по каким-либо причинам утрачена, так и объективные — земельный участок никогда не был объектом земельных отношений ни до, ни после принятия старого Закона о кадастре.

    Читайте также:  Порядок оплаты коммунальных услуг УК

    В силу прямого указания п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

    Государственный кадастровый учет земельных участков в силу положений ст. 70 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости (до 1 января 2017 г. — старым Законом о кадастре).

    В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости государственный кадастровый учет земельного участка — это внесение в ЕГРН сведений о нем, которые подтверждают существование участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

    Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений. Без проведения кадастрового учета оборот земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны. Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок.

    Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен.

    В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 № 4г-2095/2016. В этом деле суд установил, что земельный участок, право на который хотели оформить истцы, был предоставлен одному из них совхозом во временное пользование. Истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, когда такое право можно было реализовать, следовательно, по состоянию на 1998 г. он утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление.

    При этом суд отметил, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород, никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось. В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение десяти лет после его предоставления в 1988 г. В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный участок не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН. Таким образом, по мнению суда, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на него отсутствуют.

    Аналогичный вывод делается в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2015 по делу № 33-41571/2015, в котором суд указал, что, если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии со старым Законом о кадастре, значит, они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений.

    При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении ВС РФ от 06.12.2005 № 4-В05-42. В частности, Верховный суд РФ признал необоснованным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, признав его противоречащим ст. 130 ГК РФ и ст. 1 старого Закона о госрегистрации.

    Согласно п. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу старого Закона о кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии со старым Законом о госрегистрации, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

    Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

    К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

    В частности, это могут быть случаи (см. письмо Минэкономразвития России от 19.05.2014 № ОГ-Д23-3716):

    отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

    когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

    когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

    Например, на практике местоположением земельного участка с неустановленными границами может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов.

    При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяет осуществлять в отношении него определенные виды кадастровой деятельности. Такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены.

    Вместе с тем следует учитывать позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 4890/14 по делу № А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод кадастровой палаты и нижестоящих судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ, ч. 3 ст. 25 старого Закона о кадастре.

    Об отсутствии сведений о границах земельного участка делается соответствующая отметка. В частности, согласно п. 39 Приложения № 7 приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН » при оформлении выписки об основных характеристиках в целях подтверждения внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы такого земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

    Какой путь решения проблемы выбрал законодатель?

    В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а раньше содержались в ГКН, не имеют точного описания границ. Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации является то обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ земельных участков.

    Отсутствие необходимой и достоверной информации существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости. Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге и т.п.).

    Попытка радикальным образом разрешить сложившуюся ситуацию была предпринята еще в 2013 г., когда Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 00/04-3832/06-13/12-16-4). В этом проекте предлагалось провести массовые кадастровые работы для уточнения сведений о границах различных объектов недвижимости (подробнее читайте в материале «Правительство готовит массовое проведение кадастровых работ», «ЭЖ», 2013, № 33).

    В законопроекте закреплялось понятие «комплексные кадастровые работы». Результатом проведения таких работ должна была стать карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ (элемента планировочной структуры населенного пункта).

    Более того, по проекту предполагалось, что с 1 января 2018 г. будет запрещено любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ.

    Проект в Госдуму Правительство РФ так и не внесло. Такое решение могло быть обусловлено многими причинами: небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по массовому государственному кадастровому учету.

    Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?

    Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 № 39682-ВА/Д23и, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому, если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приостановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации недвижимости, пока заявитель не предоставит все необходимые, в том числе и для кадастрового учета, документы.

    Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провести межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.

    Отметим, что в старом Законе о госрегистрации также была норма, направленная на ограничение оборота участков с неустановленными границами.

    В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.

    Абзац 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации

    При этом в соответствии с п. 1 ст. 19 старого Закона о госрегистрации к случаям — исключениям из общего правила относились следующие:

    право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном старым Законом о госрегистрации порядке;

    земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

    подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

    права возникли в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

    земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;

    иные установленные законом случаи.

    Как видим, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.

    Как будет формироваться практика по применению новых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.

    Отсутствие в ЕГРН (ранее — в ГКН) сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав. Эта правовая позиция сформулирована в Определении ВС РФ от 20.10.2015 № 14-КГ15-7, в котором Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 старого Закона о кадастре земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков. И тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует, по мнению ВС РФ, собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

    В этом деле суд отклонил доводы Росреестра, отказавшего заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались. Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в данном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.

    В этом споре Росреестр отказался регистрировать право собственности заявителя на приобретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Получив в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель в свою очередь представил кадастровую выписку в качестве доказательства согласования границ земельного участка. Разрешая спор, суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вместе с тем регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незаконным.

    Ссылка на основную публикацию