Оплата деятельности председателя совета дома

12.11.2018 | Некоторые особенности выплаты вознаграждения председателям советов МКД

Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья, содержащая анализ вопроса налогообложения вознаграждений председателей и членов советов многоквартирных домов (далее — МКД). В настоящей публикации рассмотрим некоторые аспекты применения проанализированных ранее норм, в том числе проанализируем, необходимо ли включать в договор управления положения о выплате вознаграждения членам и председателю совета МКД, что необходимо предусмотреть при приеме решения о выплате вознаграждения, что можно предпринять в случае отказа управляющей организации перечислять вознаграждение, и как оформлять отношения с членами и (или) председателем совета МКД.

Вознаграждение и договор управления

Жилищным кодексом РФ установлено, что только к компетенции общего собрания собственников относится принятие решения о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (п. 8.1 ст. 161.1 ЖК РФ).

Если вознаграждение собирается и выплачивается управляющей организацией, то это обязательно нужно предусмотреть в договоре управления.

Подтверждением этому служит судебная практика. Так, постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда по делу № А27-9838/2017 от 12 февраля 2018 г. (резолютивная часть объявлена 05 февраля 2018 г.) был разрешен спор о правомерности выплаты вознаграждения председателю совета дома при отсутствии соответствующего пункта об этом в договоре с управляющей организацией. Жилищной инспекцией при проверке документов управляющей организации было установлено, что последняя «в отсутствие правовых оснований выставляла к оплате платежные квитанции на содержание и ремонт жилого помещения, оплату труда председателя совета многоквартирного дома, а также пени за несвоевременную уплату указанного вознаграждения, с выделением соответствующей суммы отдельной строкой (дополнительное содержание). Суд пришел к выводу, что договором управления многоквартирным домом не установлены дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений».

Таким образом, недостаточно только решения общего собрания собственников (общего собрания членов ТСЖ), поскольку обязать что-то делать управляющую организацию (в случае, если обязанность прямо не установлена законом) без согласования с ней невозможно. Поэтому прежде чем принимать решение на соответствующем собрании собственников необходимо предварительно обсудить условия с управляющей организацией. Устное согласие и фактическое исполнение обязательств управляющей организацией также может стать предметом проверки надзорного органа, поэтому такой финансовый вопрос лучше предусмотреть в договоре управления.

Примером может служить Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-5727/2016 по делу № А51-10495/2016 от 21 декабря 2016 г. (резолютивная часть объявлена 14 декабря 2016 г.). В данном случае «жилищной инспекцией при проверке представленных документов было установлено, что в период с марта 2015 года по февраль 2016 года ООО «Имидж-1» выставляло к оплате платежные квитанции на содержание и ремонт жилого помещения, оплату труда председателя совета многоквартирного дома, с выделением соответствующей суммы отдельной строкой». ООО «Имидж-1» с предписанием жилищной инспекции не согласилось и обжаловало в суд. В связи с отсутствием в договоре с управляющей организацией пунктов договора о выплате вознаграждения председателю Совета дома, суд подтвердил правомерность действий инспекции.

Анализ региональной судебной практики отражает наиболее частую ошибку, которую совершают управляющие организации, неверно трактуя положения жилищного законодательства и указывая в платежных документах выплату вознаграждения членам и (или) председателю совета дома.

Недостаточно просто принятого решение на собрании собственников и полученного протокола управляющей организацией. Обязательно нужно внести пункт о выплате вознаграждения, размере и порядке такой выплаты членам и (или) председателю совета дома в договор управления. Согласие управляющей организации на основании протокола без внесения соответствующих изменений в договор и соответственно размещение в квитанции дополнительной строки — оплата вознаграждения членам и (или) председателю совета дома — не является законным, поскольку договором условие о выплате не предусмотрено.

Пункт 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354) определен перечень услуг, подлежащих указанию в платежном документе (квитанции), который не включает в себя оплату вознаграждения членам и (или) председателю совета дома. Вместе с тем указанный перечень не является исчерпывающим, так, согласно пп. л п. 69 Правил № 354 установлено, что платежных документах также указываются другие сведения, подлежащие договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Иными словами, для того чтобы включить новый пункт в платежную квитанцию нужно основание — в договоре управления обязательно необходимо прописать пункт о выплате вознаграждения (заключить дополнительно соглашение, добавив данный пункт, если это не было сделано при заключении договора). Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений получать и распоряжаться денежными средствами на определенную цель — выплату вознаграждения членам и (или) председателю совета МКД.

Стоит отметить, что выплату вознаграждения следует прописывать отдельной строкой. Логично, что если вы предусматриваете такую возможность, то и оплачивать должны именно этот пункт.

Решение о выплате вознаграждения

Согласно п. 8.1 ст. 161.1 ЖК РФ принятое решение должно содержать:

  1. условия выплаты (по результатам работы, после заслушивания отчета, вне зависимости от результатов работы);
  2. порядок выплаты (как, кто осуществляет сбор средств и их выплачивает, оплачивает НДФЛ, страховые взносы, с какой периодичностью);
  3. порядок определения размера вознаграждения (важно указать, как определяется размер вознаграждения: оплачивается ли с каждого квадратного метра, либо с каждого собственника, либо с каждого жилого помещения, как оплачивается НДФЛ и страховые взносы).

Принимая решение о выплате вознаграждения в решении и договоре управления необходимо указать размер такого вознаграждения, а также периодичность его выплат (месяц, квартал, полугодие, год). При этом нужно предусмотреть, что размер выплаты может варьироваться в зависимости от проделанной работы, ее количества и качества, и предусмотреть начисление вознаграждения после рассмотрения отчета членов и (или) председателя совета МКД.

Выбирая сумму вознаграждения необходимо понимать, что с полученной суммы должны уплачиваться налоги и сборы, предусмотренные законодательством, поэтому лучше указать, что налоги включаются в сумму вознаграждения, или сумма вознаграждения является фиксированной и предусмотренная сумма налогов собирается с собственников дополнительно к сумме вознаграждения. Стоит предусмотреть при заключении договора с управляющей организацией то, кто осуществляет расчет и уплату страховых взносов и НДФЛ с вознаграждения.

К сожалению, нередки ситуации, когда не все собственники оплачивают необходимую сумму вознаграждения, и итоговая сумма может не соответствовать той, которая была установлена общим собранием собственников. Например, на собрании было решено ежемесячно уплачивать председателю совета МКД 10 000 рублей. По факту было собрано 8 000 рублей. Где брать оставшуюся сумму? И что делать, если вдруг в следующем периоде собственники или их часть, не оплатившие вознаграждение за предыдущий период, оплатили и его, и по факту было собрано, например, не 10 000 рублей, а 12 000 или 10 800 рублей? Данный вопрос остается открытым, поскольку выплата вознаграждению членам и председателю совета дома лежит на совести собственников и зависит от них. Вместе с тем, члены и председатель совета дома имеют право на обращение в суд в случае, если выплаты производятся неполные. Проблемой в данном случае будет то, что обращаться в суд будет необходимо в отношении каждого конкретного собственника.

Можно прописать, что в случае сбора не полной суммы вознаграждения членам и (или) председателю совета МКД/правления ТСЖ за установленный период, выплачивается сумма, которая была фактически собрана. В случае сбора суммы выше предусмотренной, выплачивается либо также фактически собранная сумма вознаграждения, либо выплачивается сумма в установленном размере, остаток же возвращается собственникам, либо производится перерасчет ранее недоплаченной суммы вознаграждения — предусматривайте такой порядок, который представляется наиболее удобным и логичным конкретно для Вашего МКД. Также следует учесть, что размер НДФЛ и страховых платежей будет уплачиваться с фактически начисленной суммы вознаграждения.

В качестве примера приведем Апелляционное определение Саратовского областного суда от 24 июня 2015 г. № 33-3075, в котором указано, что председателю совета МКД должны быть уплачена сумма, фактически собранная за определенный период. Так, «по решению собственников многоквартирного дома председателю совета многоквартирного дома установлено ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое собственниками помещений многоквартирного дома председателю совета дома, в размере 1 рубля с 1 квадратного метра. Решением общего собрания собственников многоквартирного установлено, что сумма вознаграждения председателю совета многоквартирного дома указывается в квитанциях на оплату жилья, предъявляемых ежемесячно собственникам помещений многоквартирного дома. После поступления платежей собственников на оплату деятельности председателя совета дома на расчетный счет ООО «Строй-Сервис+» передает фактически поступившие денежные средства председателю совета дома. При таких обстоятельствах задолженность по выплате вознаграждения К. должна быть рассчитана из суммы, фактически поступившей на расчетный счет ООО «Строй-Сервис+» от собственников помещений многоквартирного дома.

Важно отметить, что в случае, если начисление вознаграждения производится посредством управляющей организации (и это соответствующим образом закреплено), то между членами и председателем совета дома и такой организацией никакого отдельного соглашения заключать не нужно, а выплата собранного вознаграждения в полном размере является обязательной, не смотря на наличие задолженности собственников перед управляющей организацией.

Так, управляющей организацией «Жилкомсервис» на своем счете незаконно удерживались денежные средства, предназначенные в качестве вознаграждения председателю совета МКД. Обоснованием управляющая организация указывала отсутствием соглашения между ней и непосредственно председателем МКД. Апелляционным определением Пермского краевого суда от 02 февраля 2015 г. по делу № 33-731/2015 суд определил, что «поскольку услуга оказывается председателем совета собственникам многоквартирного дома, а не Некоммерческому партнерству социальной инициативы «Жилкомсервис», решение собственников не оспорено, не отменено, довод ответчика об отсутствии договора, заключенного с истцом правового значения не имеет. Материалами дела подтверждается, что обязанности, возложенные на председателя совета многоквартирного жилого дома положениями ЖК РФ, истец выполняет».

Согласно определению Приморского краевого суда от 31 марта 2014 г. по делу № 33-2590 «наличие у собственников помещений многоквартирного дома задолженности по оплате коммунальных платежей перед управляющей компанией не освобождает последнюю от обязательств по перечислению вознаграждения председателю Совета дома, поскольку управляющая компания вправе реализовать предусмотренное п. 2.2.5 Договора право взыскивать в установленном порядке с собственников указанную задолженность».

Управляющая организация может не согласится с решением общего собрания собственников МКД и отказаться от включения пункта о выплате вознаграждения членам и (или) председателю совета МКД в договор управления, поскольку включение дополнительных условий не является обязательным, а основано на обоюдном согласии сторон (собственники и УО).

В случае отказа управляющей организацией указание в платежных документах пункта «выплата вознаграждения» не допускается, управляющая организация не будет осуществлять сбор денежных средств, перечислять их членам и (или) председателю совета дома.

Поскольку точный порядок сбора и выплаты вознаграждения ничем не предусмотрен, то возможны различные варианты, которые удобны собственникам в каждом конкретном случае. Безусловно, такие варианты не должны выходить за рамки закона и нарушать чьи-то права.

Одна из возможностей, это найти организацию (например, расчетный центр или иная организация), которая бесплатно или за плату (а на это тоже придется тратится собственникам) будет выставлять квитанции, начислять и выплачивать вознаграждение.

Нам предполагается, что общим собранием не может быть принято решение о непосредственном перечислении установленных сумм на личные банковские счета членов и (или) председателя совета МКД. Передача денежных средств способом, не предусматривающего учет и возможности определить плательщика/неплательщика, срока платежа, представляется нам выбранной не в интересах членов и председателя совета дома. Член или председатель совета дома имеет право обратится в суд за взысканием недополученных сумм вознаграждения, а для этого ему или организации нужно знать, у кого и в каком размере имеется задолженность. Однако все зависит непосредственно от жителей дома, от количества квартир и прочих особенностей.

Теоретически возможна передача вознаграждений выбранному на собрании лицу, которое действует добровольно и осуществляет сбор, хранение (в т.ч. на личном банковском счете) и перечисление (передачу) вознаграждения лицам, для которых оно предназначается. Такое лицо может быть определено кассиром, сборщиком — так, как решат собственники.

Однако в двух последних случаях необходимо особенное внимание уделить вопросу об исчислении и оплате НДФЛ и страховых взносов.

Способ оплаты вознаграждения посредством расчетного центра и управляющей организации представляется нам наиболее удобным и прозрачным, однако запрета на иные способы оплаты вознаграждения в законе не содержится.

Читайте также:  Перерасчет оплаты за коммунальные услуги

Оформление отношений с членами и председателем совета дома

Совет МКД не является индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом и не может заключить трудовой договор с членами и председателем совета МКД. Поэтому все, что касается совета МКД достаточно противоречиво и либо регулируется гражданско-правовыми отношениями, одной стороной в которых выступают собственники МКД (поручают выполнение определенных функций), а второй члены или председатель совета МКД. Такой договор может не заключатся в письменном виде, достаточно согласия обеих сторон, а также принятого решения на общем собрании собственников МКД.

В апелляционном определении Саратовского областного суда от 24 июня 2015 г. № 33-3075 суд определил, что «удовлетворяя исковые требования К. суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 21, 22 и 136 ТК РФ, пришел к выводу о том, что между К. и ООО «Строй-Сервис+» сложились трудовые отношения, и взыскал сумму вознаграждения, установленную председателю совета многоквартирного дома, исходя из средне-арифметического значения оплаченной собственниками помещений многоквартирного дома денежной суммы. Судебная коллегия не согласилась с указанным выводом суда первой инстанции, «поскольку судом применены нормы ТК РФ, не подлежащие применению к спорным правоотношениям. ».

Запрещено заключать трудовой договор, в котором управляющая организация — работодатель, члены и (или) председатель совета МКД — работник. Члены и председатель совета МКД по роду своей деятельностью контролируют исполнение условий договора управления с управляющей организацией и не могут зависеть от нее как от работодателя. В случае заключения трудового договора произойдет конфликт интересов — члены и председатель совета МКД являются представителями собственников и должны представлять их интересы, соответственно, не могу зависеть от управляющей организации в материальном плане.

С одной стороны, члены и председатели советов домов находятся в невыгодном положении. В частности, такие лица не могут претендовать на отпуск или больничный, с выплатой вознаграждения также могут быть проблемы. С другой стороны, члены и председатель совета дома — это зачастую люди с активной позицией, готовые потратить некоторое время на помощь своему дому, проследить за действиями УК, и не уполномочены самостоятельно выполнять огромный перечень работ. Вместе с тем хотелось бы, чтобы законодатель обратил внимание на вопросы, освещенные в предыдущей и данной статье, и более-менее урегулировал данные правоотношения.

Вознаграждение председателю совета многоквартирного дома

Необходимость финансирования труда членов совета оговаривается на собрании жильцов многоквартирного дома. В большинстве случаев, этот вопрос решается положительно и создается специальный фонд для оплаты труда председателя, пополняющийся за счет добровольных сборов, осуществляемых собственниками жилья.

Но нередко остаются вопросы: как на самом деле правильно осуществлять передачу вознаграждения и что об этом говорится в законах. В жилищном кодексе не прописано ни прямых запретов, ни каких-либо норм, регулирующих подобные выплаты.

Почему возникают трудности

Членами совета являются исключительно лица, выбранные среди всех собственников квартир. Эти должности не могут занимать посторонние люди или наемные работники.

В связи с этим, можно не сомневаться в том, насколько добросовестно председатель и совет выполняют вверенные им обязанности. По сути, они трудятся не просто на благо всего дома, но и для себя.

Они несут ответственность за своевременный ремонт здания, надлежащее функционирование управляющей компании и соблюдение порядка на придомовой территории. Хотя и может показаться, что председатель совета многоквартирного дома – крайне сложная и ответственная должность, при надлежащей организации всех участвующих в управлении лиц, она не отнимает слишком много времени и сил у занимающего ее человека. По сути она является полностью добровольной и не предпринимательской.

Активных собственников, желающих взять на себя ответственность за дом, становится все меньше. Особенно, если за этот труд не предусмотрена заработная плата.

В связи с этим нередко на собрании жильцов выдвигается вопрос о вознаграждении председателю и членам совета, чтобы как-то мотивировать соседей заняться данной деятельностью.

Основная трудность, с которой сталкиваются жильцы, решив положительно вопрос о вознаграждении, это невозможность открыть общий банковский счет.

Для того, чтобы это сделать, и впоследствии производить с его помощью финансирование деятельности совета, необходимо образование юридического лица, что является абсолютно нецелесообразным в такой ситуации.

Поэтому для осуществления идеи денежных выплат необходимо понять, каким образом следует действовать.

Как поступать нельзя

Во-первых, ни в коем случае нельзя включать вознаграждение председателю совета в оплату услуг управляющей компании.

Собственники оплачивают определенные работы исходя из положений договора управления. Функционирование совета многоквартирного дома не входит в компетенцию управляющей компании и, чтобы осуществлять перевод средств в пользу председателя, между ними должен быть заключен соответствующий договор.

Однако, в этой ситуации, возникает конфликт интересов, так как получается, что лицо, которое должно следить за деятельностью управляющей компании, получает от нее же финансовые выплаты. Такая ситуация идет вразрез с законом и допускать ее нельзя.

В том случае, если средства, предназначенные председателю в качестве вознаграждения за осуществление надзора, будут проходить через управляющую компанию, возникнут следующие несоответствия:

  • контроль перестает быть объективным;
  • выплачиваемые суммы будут иметь характер взятки.

Во-вторых, нельзя допускать замены финансовых выплат какими-либо льготами.

К примеру, освобождать одного или нескольких лиц от внесения денежных средств, направляемых на ремонт дома, благоустройство придомовой территории.

Размер различных выплат в пользу управляющей компании рассчитывается на общем собрании собственников. Для этого рассматриваются различные варианты, предлагаемые организацией и заключается договор, сроком, как минимум, на один год, в течении которого объем выплачиваемых сумм не может быть изменен в одностороннем порядке.

Если же члены совета освобождаются от этих трат, то управляющая компания недополучает средства, размер которых четко прописан в соответствующих документах.

При подписании договора сумма, необходимая для содержания дома, делится между всеми жильцами пропорционально площади, находящейся в их собственности. Проще говоря, все владельцы квартир находятся в абсолютно равных условиях.

Приняв решение на общем собрании об освобождении председателя и членов совета от соответствующих выплат, жильцы провоцируют возникновение неравенства, что, по закону, недопустимо.

Существует и еще один момент, который не стоит обделять вниманием. При заключении договора в нем прописывается четкая сумма, которая необходима для покрытия всех затрат и рисков управляющей компании и для получения ею определенной прибыли.

Если один или несколько жильцов вдруг перестают осуществлять денежные выплаты, то организация неизбежно терпит убытки, что, в свою очередь, негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. А это не входит в интересы ни одного из жильцов дома.

Дополнительные причины

Освобождение от оплаты коммунальных услуг также невозможно по следующим причинам.

  1. Данные выплаты обязательны для всех собственников квартир без исключения. Их прекращение означает формирование задолженности управляющей компании перед организациями, обеспечивающими снабжение многоквартирного дома водой, газом, теплом и электричеством. И если она не гасится, то должник вполне может быть отключен от определенных коммунальных услуг. Либо управляющая компания самостоятельно ликвидирует долг за счет собственных средств, что опять же повлечет снижение качества оказываемых ею услуг.
  2. Недостачу денежных средств, подлежащих к выплате за коммунальные услуги, нельзя компенсировать за счет увеличения платы для других собственников. Все тарифы устанавливаются определенными правилами и нормами, и для каждого владельца жилплощади суммы индивидуальны.
  3. Председателем является одно выбранное лицо, а пользуются коммунальными услугами все члены его семьи, и определить конкретный их объем, который использует один человек, невозможно.

Как возможно осуществлять плату

В законодательстве нет четко прописанного руководства, каким образом можно оплачивать труд председателя и членов совета многоквартирного дома. Между ними и остальными владельцами жилплощади нет возможности заключить ни трудовой договор, ни договор оказания услуг.

Председатель не имеет права быть наемным работником, он является выбранным представителем всех жильцов, отстаивающим их интересы во взаимоотношениях с управляющей компанией.

Если на общем собрании жильцов все же было одобрено решение о выплате зарплаты, то осуществить такие выплаты реально только организовав добровольный сбор денег для их финансирования.

Существует два метода, с помощью которых это реализуется:

  • непосредственно на банковский счет, оформленный на имя председателя;
  • в общественную кассу, с последующей передачей сумм лицу, занимающему эту должность.

В обоих случаях невозможно регулировать, насколько своевременно будут выплачиваться взносы, и в каком объеме.

Если выбран второй способ, то целесообразно создать должность общественного кассира, который будет следить за внесением денежных средств и отчитываться за их использование.

При получении определенного вознаграждения председатель обязан отражать эти доходы в налоговой декларации и самостоятельно оплачивать необходимую сумму подоходного налога.

Финансирование мероприятий

Кроме вознаграждения членам совета, иногда могут понадобиться средства для организации различных мероприятий, связанных с управлением домом. К примеру, если необходимо подготовить некоторые предложения, которые следует рассмотреть на очередном собрании жильцов, то безусловно понадобится немало бумаги и канцелярских принадлежностей. Постоянно присутствуют расходы на телефонную связь, копирование документов и многое другое.

В данном случае законом также не предусмотрена процедура сбора средств, нет возможности официально создать фонд для финансирования таких нужд. Совет дома не в праве оформить банковский счет, так как он не имеет статуса юридического лица, и он у него отсутствует возможность заключать договора с собственниками жилья.

Для этого также подойдет вариант организации общественной кассы, в которую будут вноситься денежные средства на нужды, обусловленные функционированием совета дома. Чтобы ее создать, нужно тщательно продумать порядок сбора средств, их хранения и расходования. Нужно также разработать систему отчетов, чтобы ни у одного из жильцов не возникло подозрений в нецелевом использовании собранных средств.

Существует и иной способ. Можно включить в список услуг, которые предоставляются управляющей организацией, строку «Предоставление офисных услуг». Под этой формулировкой понимается набор текстов на компьютере, печать документов, копирование объявлений и иных материалов, снабжение канцтоварами и т.д.

Чтобы осуществить такую возможность, необходимо предварительно просчитать, какой объем услуг будет необходим совету в предстоящий год и какова их средняя рыночная стоимость. С данными расчетами нужно обратиться в управляющую компанию для внесения соответствующего пункта в договор.

Этот путь решения финансового вопроса намного облегчит деятельность председателя и членов совета и при этом является абсолютно законным.

Впоследствии, если работа активных собственников принесет положительные результаты, возможна организация товарищества собственников жилья. Такой ход имеет массу выгодных преимуществ и значительно упрощает процесс регулирования работ и услуг, связанных с обслуживанием многоквартирного дома.

ОПЛАТА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МКД

В последнее время жители многоэтажек проявляют большую инициативу и участвуют в решении вопросов, связанных с управлением дома. Большая работа ложится на председателей Совета МКД, или, как в народе говорят «старших домов».

– Как может по закону оплачиваться работа Совета дома, в том числе и председателя Совета дома? Как это делают в Благовещенске?

На этот вопрос мы попросили ответить Ирину Сивакову, руководителя Благовещенского центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»:

– По данному вопросу дается разъяснение в письме Минстроя РФ от 29 сентября 2015 г. N32395-ОГ/04. Привожу в полном объеме текст этого письма:

«Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение о разъяснении отдельных положений жилищного законодательства и сообщает следующее.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

На практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (подпункт 3.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ).

По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения.
Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;

— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.

Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).

Читайте также:  Налоговая льгота

При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации (Постановление ФАС СЗО от 12.12.2013 по делу N А26-1411/2013).

В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства
О.Н.ДЕМЧЕНКО»

– А как лучше делать на практике?

– В повестку дня общего собрания собственников (ОСС) жилья необходимо включить вопрос:

Принятие решения о денежном вознаграждении председателю Совета дома на период с __ _______ 20__ г. по __ _______ 20__ г. и источника его финансирования.

В решении собственника и протоколе ОСС указать:

– Назначить председателю Совета дома ежемесячное денежное вознаграждение, источником финансирования определить ежемесячные целевые взносы собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений дома из расчета 0,50 руб. за 1 кв. м общей площади этих помещений. Выплату вознаграждения председателю Совета дома производить ежемесячно в период с __ ____ 20__г. по __ ______ 20__ г.

Далее копия протокола ОСС передается в УК, которая пишет распорядительное письмо в свой расчетный центр для начисления в платежных документах собственникам целевого взноса в соответствии с решением ОСС.

Председатель Совета дома обращается в бухгалтерию УК с заявлением о перечислении ему денежного вознаграждения на расчетный счет (сберкнижка или карточка). В заявлении указывает о том, что сам будет перечислять подоходный налог и отчитываться перед налоговой инспекцией путем заполнения декларации по итогам года.

По окончанию года в феврале-марте следующего года берет в УК справку о суммах перечисленных денежных средств, перечисляет 13% от общей перечисленной за весь год суммы (подоходный налог) в налоговую инспекцию. Платежные реквизиты для перечисления берет в налоговой инспекции. Заполняет в налоговой инспекции декларацию о полученных таким образом доходах и оплаченном подоходном налоге.

Ежемесячно денежные средства по указанному целевому взносу, уплаченные собственниками, из расчетного центра возвращаются в УК и бухгалтерия УК перечисляет их на расчетный счет председателя Совета дома.

– Спасибо, Ирина Владимировна, за подробные разъяснения по этому вопросу.

Как оплатить работу председателя совета дома?

Сегодня на этот вопрос отвечает руководитель регионального Центра «ЖКХ Контроль» Псковской области Семен Никонов.

Активных собственников, желающих взять на себя ответственность за весь жилой дом, становится все меньше. Особенно, если за этот труд не предусмотрена зарплата…

По закону члены правления дома не имеют право получать оплату за свой труд, они занимаются своей деятельностью на безвозмездной основе. А Председатель совета дома может, т.к. это оплачиваемая должность. Его денежное вознаграждение определяется на общем собрании собственников многоквартирного дома (МКД).

Так как платить зарплату Председателю Совета МКД?
Нередко на собрании жильцов выдвигается вопрос о вознаграждении председателю и членам совета, чтобы как-то мотивировать соседей заняться данной деятельностью.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации введена часть 8.1, устанавливающая право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

Для этого нужно собрать собрание собствеников МКД по данному вопросу и принять на нем решение о назначении председателю вознаграждения в таком-то объеме. Далее следует обратится в свою управляющую компанию (УК), чтобы она заключила договор с председателем МКД и организовала сбор средств с собственников по той ставке, которую утвердили собственники на общем собрании собственников.

Если УК согласится заключить такой договор с предстедателем, то в платёжке появится соответствующий целевой взнос. Денежные средства собственников по указанному целевому взносу согласно платежке, ежемесячно из расчетного центра перечисляются в УК, и бухгалтерия УК перечисляет их на расчетный счет председателя Совета дома.

В свою очередь после собрания собственников Председатель Совета дома обращается в бухгалтерию УК с заявлением о перечислении ему денежного вознаграждения на расчетный счет (сберкнижка или карточка). В заявлении следует прописать обязательство о самостоятельном перечислении подоходного налога и отчитываться перед налоговой инспекцией путем заполнения декларации по итогам года.

По окончанию года в феврале-марте следующего года Председатель должен взять в УК справку о суммах перечисленных денежных средств и перечислить 13% от общей перечисленной за весь год суммы (подоходный налог) в налоговую инспекцию. Платежные реквизиты для перечисления берутся в налоговой инспекции. Также он должен заполнить в налоговой инспекции декларацию о полученных таким образом доходах и оплаченном подоходном налоге.

Размер различных выплат в пользу управляющей компании рассчитывается на общем собрании собственников. Для этого рассматриваются различные варианты, предлагаемые организацией и заключается договор, сроком, как минимум, на один год, в течение которого объем выплачиваемых сумм не может быть изменен в одностороннем порядке.

Если же члены совета освобождаются от этих трат, то управляющая компания недополучает средства, размер которых четко прописан в соответствующих документах.

При подписании договора сумма, необходимая для содержания дома, делится между всеми жильцами пропорционально площади, находящейся в их собственности. Проще говоря, все владельцы квартир находятся в абсолютно равных условиях.

Приняв решение на общем собрании об освобождении председателя и членов совета от соответствующих выплат, жильцы провоцируют возникновение неравенства, что, по закону, недопустимо.

Существует и еще один момент, который не стоит обделять вниманием. При заключении договора в нем прописывается четкая сумма, которая необходима для покрытия всех затрат и рисков управляющей компании и для получения ею определенной прибыли.

Если один или несколько жильцов вдруг перестают производить выплаты в полном объеме, то организация неизбежно терпит убытки, а это сразу негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. Компания за меньшие деньги будет проводить в доме меньше работ. Поэтому все собственники должны быть заинтересованы платить взносы своевременно и в полном объеме. Председатель платит наравне с остальными собственниками и никаких льгот ему предоставляется ни по жилищнм, ни по коммунальным услугам.

Если хоть один собственник начнет недоплачивать, в УК образуется задолженность перед поставщиками услуг – теми, кто обеспечивает дом теплом, водой, газом, электричеством. Задолженность собственников УК ликвидирует его за счет собственных средств, а это как мы упоминали выше – чревато снижением качества оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту всего дома.

Переложить часть платы с председателя на других собственников компенсировать за счет увеличения платы для других собственников также незаконно. Все тарифы устанавливаются определенными правилами и нормами, и для каждого владельца жилплощади суммы индивидуальны.
Председателем является одно выбранное лицо, а пользуются коммунальными услугами все члены его семьи, и определить конкретный их объем, который использует один человек, невозможно.

Впоследствии, если работа активных собственников принесет положительные результаты, в доме возможна организация товарищества собственников жилья (ТСЖ). Переход к такой форме управления домом имеет массу преимуществ и значительно упрощает процесс регулирования работ и услуг, связанных с обслуживанием многоквартирного дома.

Извольте заплатить взносы с вознаграждения председателя совета МКД?

Люблю я ковыряться в «нормативке». Казалось бы, сто раз уже обсуждали какую-нибудь тему на семинарах или на форуме, а тут на свет появляется новая трактовка уже многократно разобранной темы или, как модно теперь говорить, «кейса». На этот раз тему обложения страховыми взносами подкинул Минфин в своем очередном письме, а значит вернемся к вознаграждению совета МКД и попробуем «закатать» отвисшие губы чиновников.

Итак, согласно нормам частей 2 и 3 статьи 161 и части 6 статьи 161.1 ЖК РФ собственники помещения в МКД должны на общем собрании собственников помещений членов совета МКД и из них выбрать председателя совета МКД.

Альтруистов в этом мире, к сожалению, нет, а значит, председатель совета МКД должен получать за свою работу, а это именно работа, вознаграждение, которое устанавливается все на том же собрании собственников помещений в МКД (части 8.1 статьи 161.1 ЖК РФ). Указанное решение собственников должно содержать, в том числе, сам размер вознаграждения и порядок его выплаты, который и разберем подробнее.

Собственники, установив размер вознаграждения совета дома, могут ходить «с шапкой» и собирать вознаграждение по квартирам, а потом собранные средства передавать самому председателю совета, но на практике происходит иначе. Собственники «поручают» осуществлять функции «вышибалы» и «кассира» своей управляющей организации, а последняя с радостью соглашается.

В результате в абсолютном большинстве случаев схема выплаты председателю совета МКД строится следующим образом:

собственники на общем собрании утверждают размер вознаграждения и поручают управляющей организации осуществлять начисление собственникам вознаграждения председателю совета дома, сбор указанных средств и перечисление (выдачу) собранных денег «получателю»;

управляющая организация осуществляет начисление и сбор средств на выплату вознаграждения. Собранные средства перечисляются (выплачиваются) председателю.

Вроде бы все просто и давно известно, но нет…

Налоговики и Минфин, видя, что мимо бюджета проходят «миллиарды» рублей потенциальных налогов и сборов с вознаграждения председателям ТСЖ, опубликовали письмо от 8 мая 2018 г. № 03-15-05/30928. (Аналогичную позицию Минфин высказал в письмах от 07.05.2018 №03-15-06/30597, 03-15-05/30592, от 04.05.2018 №03-15-06/30283, от 25.04.2018 №03-15-06/28204).

В указанном письме чиновники сделали интересные выводы:

согласно ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность;

ссылаясь на ч.8.1 ст.161.1 ЖК РФ, чиновники указали, что договором управления могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации в том числе обязанность по начислению и выплате указанного вознаграждения председателю совета МКД;

если общим собранием принято решение о выплате вознаграждения через управляющую организацию, то именно она выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а значит должна уплачивать страховые взносы с суммы вознаграждения;

«вишенкой на торте» является то, что, по мнению чиновников, источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанного вознаграждения.

Неплохо развита «логика» у чиновников, правда?

Собственники помещений должны посчитать размер вознаграждения председателю совета дома и прибавить к ней размер страховых взносов, которые управляющая организация должна удерживать из поступивших денежных средств и перечислять в бюджет.

Давайте разбираться, почему чиновники не правы и какая сложилась в настоящее время судебная практика.

Первый довод против логики письма Минфинау председателя совета МКД вообще нет ни с кем договорных отношений: ни с собственниками помещений, ни с управляющей организацией, а значит ссылка на ст.16 Трудового кодекса РФ, мягко говоря, некорректна.

Согласно ст.15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой сотруднику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя.

Анализируя нормы ст.161.1 ЖК РФ видно, что председатель совета МКД наделен полномочиями, предусмотренными исключительно жилищным законодательством и между ним и управляющей организацией нет договорных отношений (в том числе трудовых) в части выполнения функций председателя совета МКД. Кроме этого, стоит отметить, что председатель совета дома подотчетен общему собранию собственников, а никак не управляющей организации.

Вышесказанное подтверждается и многочисленной судебной практикой. Так в Постановлении АС ЗСО от 04.05.2018 №Ф04-6566/2018 по делу № А46-15094/2015 судьи указали:

Читайте также:  Уступка прав по договору аренды земельного участка

«…председатель совета дома в силу указанных выше норм закона не является работником ООО «ЖКХ «Сервис», обслуживающей дом, не выполняет для него работу, не оказывает услуги, он осуществляет контролирующие и представительские функции собственников помещений во взаимоотношениях с должником.

Фактически источником данных выплат являются денежные средства собственников помещений дома, а не ООО «ЖКХ “Сервис».

Таким образом, является верным вывод апелляционного суда о том, что спорные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами».

Постановление АС ПО от 17.04.2017 №Ф06-19409/2017 по делу №А72-11114/2016.

Постановление АС ПО от 13.06.2018 №Ф06-33748/2018 по делу №А65-26500/2017

Второй довод против логики письма Минфина – управляющая организация не должна оплачивать страховые взносы из собственных средств, если собственники не установили на общем собрании «дополнительный» размер платы в пользу бюджета

Как указал Верховный суд в определении от 22 сентября 2017 г. №309-КГ17-9846:

«Как установлено судами и не оспаривается пенсионным фондом, источником выплаченных вознаграждений для указанных физических лиц являются средства собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД, а, соответственно, источником уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации также являются средства собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД. В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что решением общего собрания МКД вознаграждение указанным физическим лицам было установлено с учетом сумм страховых взносов, а, соответственно, не представлено доказательств того, что получая от собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД плату для перечисления вознаграждения этим физическим лицам с учетом средств, причитающихся на уплату страховых взносов, общество не производило уплату страховых взносов, удерживая эти средства у себя».

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. №18АП-5670/2018

Поэтому, как бы не хотелось налоговикам пополнить бюджет за счет вознаграждения совета МКД, у них ничего не получается во многом благодаря судьям. Но, как известно, в России судебная практика меняется в одночасье…

С уважением, Юрий Кочетков

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную программу по взаимодействию УО/ТСЖ с абонентами. Вся необходимая информация о работе сервиса находится тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

Комментарии

Про вишенку – зачет))

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Страховые взносы и НДФЛ за вознаграждение председателю Совета МКД

В июле Министерство финансов РФ опубликовало письмо № 03-15-06/48555, в котором объяснило, в каком случае страховые взносы и НДФЛ за вознаграждение председателю Совета МКД выплачивают управляющие организации.

Обложение страховыми взносами вознаграждений председателям Советов МКД

Страховые взносы платят лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Такими лицами могут быть и организации (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Объект обложения страховыми взносами для организаций – выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Если в доме не создано ТСЖ, или им не управляет жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, но в доме более четырёх квартир, собственники помещений на общем собрании должны избрать Совет МКД. Совет МКД избирается из числа собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 161.1 ЖК РФ).

На общем собрании собственники помещений в МКД выбирают способ управления МКД и из числа членов совета МКД избирают председателя Совета МКД (ч. ч. 2 и 3 ст. 161 и ч. 6 ст. 161.1 ЖК РФ).

Общее собрание собственников также имеет право решить вопрос о выплате вознаграждения председателю и членам Совета МКД. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, порядок определения его размера (ч. 8.1 ст. 161.1 ЖК РФ).

Чтобы принять решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД, собственники анализируют перечень его полномочий, которые установлены ч. ч. 7 и 8 ст. 161.1 ЖК РФ.

Статья 16 ТК РФ определяет, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, или уставом организации, трудовые отношения возникают в результате избрания на должность.

Управляющие организации и вознаграждение председателям Советов МКД

В договоре управления МКД, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией, помимо перечня услуг и видов работ, которые осуществляет УО, также могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации. Например, обязанность по начислению и выплате вознаграждения председателю Совета МКД за счёт денежных средств, поступивших на счёт УО от собственников помещений в МКД.

Подведём промежуточные итоги. Если ОСС приняло решение, что ознаграждение председателю Совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт денег, поступивших на её счёт от собственников жилья, то в этом случае управляющая организация является страхователем, а председатель совета МКД – застрахованным лицом.

Это значит, что в таком случае управляющая организация выступает плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений. Основание – пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ.

Управляющая организация представляет в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ). В этом расчёте УО отражает информацию обо всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.

Минфин РФ обращает внимание, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ).

Ведомство считает, источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и это должно предусматриваться решением ОСС в расходах, предназначенных для выплаты такого вознаграждения.

Уплата НДФЛ с сумм вознаграждений председателям советов МКД

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Налоговые агенты – лица, исчисляющие, удерживающие у налогоплательщика и перечисляющие налоги в бюджетную систему России (п. 1 ст. 24 НК РФ). Так, налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Выходит, если собственники на общем собрании приняли решение о том, что вознаграждение председателю совета МКД будет выплачивать управляющая организация за счёт поступивших на её счёт денег от собственников, в таком случае УО выступает в качестве налогового агента.

Если УО налоговый агент, у неё появляется обязанность исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.

Запомнить

Управляющая организация может быть плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого ею в пользу председателя Совета МКД в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 419 и пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

УО должна представлять в налоговый орган по месту своей регистрации расчёт по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ).

В расчёте УО отражает сведения о всех физических лицах, страхователем которых она является, в том числе и информацию о председателе Совета МКД.

Если ОСС приняло решение о выплате вознаграждения председателю Совета МКД управляющей организацией за счёт денег, поступивших на её счёт, УО выступает в качестве налогового агента.

Налоговый агент должен исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему России.

Ссылка на основную публикацию