Обжалование судебного решения в надзорной инстанции

Надзорное обжалование

Статья на тему: Наследство

Надзорное обжалование является заключительной стадией российского судопроизводства, позволяющей пересмотреть состоявшиеся и вступившие в силу судебные постановления по гражданскому делу, которые жалобщик считает незаконными. Надзорной инстанцией на сегодняшний момент признан лишь Президиум Верховного Суда (ВС). Сущность производства в надзорной инстанции состоит в том, что сначала все поступившие с жалобой материалы изучаются судьей единолично и только затем (при необходимости), на основании вынесенного им определения, направляются для коллегиального рассмотрения в судебное заседание Президиума ВС.

До подачи надзорной жалобы заявителем должны быть использованы все существующие способы обжалования, т.е. на руках потребуется иметь судебное решение, апелляционное определение и кассационное определение (постановление) судов, рассматривавших спорные отношения.

Заявителю для инициирования надзорного обжалования предоставляется три месяца от момента проведения кассационного разбирательства (поскольку кассационное определение вступает в силу незамедлительно с момента его принятия). Надзорная жалоба направляется непосредственно в адрес Верховного Суда.

Требования к оформлению надзорной жалобы достаточно стандартны, но язык ее написания должен быть сугубо профессиональный (юридический), ведь в документе потребуется грамотно изложить обоснования и доводы, по которым существующие судебные постановления нарушают права жалобщика. К жалобе прикладываются квитанция об уплате госпошлины, а также копии судебных решений и определений, причем все копии должны быть заверены печатью суда, вынесшего данное постановление.

В связи с этим для сбора необходимых документов придется посетить еще не единожды все суды, где проходило слушание дела (сначала потребуется оставить запрос о выдаче копии судебной бумаги, потом оплатить пошлину и получить заверенный документ на руки). Такую кропотливую работу как написание жалобы и сбор необходимых документов стоит поручать только грамотному адвокату, специализирующемуся на ведении определенной категории гражданских дел. Например, если обжалуются судебные постановления по наследственному спору, то потребуется обратиться к адвокату по наследству, когда обжалуются постановления, связанные с трудовыми правоотношениями, то понадобится помощь юриста, досконально разбирающегося в трудовом законодательстве.

Цели рассмотрение надзорной жалобы в Президиуме ВС несколько отличаются от таковых в кассационной инстанции. Верховным Судом вместе с проверкой законности и обоснованности вынесения судебного решения по конкретному спору (т.е. правомерности применения судами материальных и процессуальных норм права), оценивается возможность отступления судами от принципа единообразия толкования норм при принятии обжалуемых постановлений. Хотя в нашей стране отсутствует прецедентное право, но толкование правовых норм должно быть единообразно.

Кроме того, Верховным Судом будет проверено, не вступают ли принятые судебные постановления в противоречие с Конституцией, умаляя права и/или свободы человека, а также не нарушаются ли судебными актами права неопределенного круга лиц или иные публичные интересы. В тех случаях, когда в судебном заседании Президиум обнаружит одно (или несколько) вышеуказанных обстоятельств, то обжалуемые судебные постановления подлежат отмене или изменению.

По факту рассмотрения существа надзорной жалобы большинством судейских голосов принимается решение, которое отражается в постановлении Президиума ВС. По своему характеру постановления, принимаемые в надзорном порядке, могут быть аналогичны судебным определениям кассационной инстанции. В соответствии с процессуальным законодательством (ст. 391.14 ГПК) постановление Президиума обжалованию не подлежит. Это положение следует трактовать таким образом: в России не существует иной судебной инстанции, которая могла бы изменить или отменить постановление Президиума ВС. Однако исчерпание возможностей обжалования судебных постановлений в нашей стране, дает гражданину право на обращение в Европейский Суд.

Другие статьи на тему: Наследство

👉 ⁠Задайте ваш вопрос профессионалу с 20-летним опытом

Запишитесь на прием к адвокату Наталии Лобовой:

По итогам:
— если есть хоть один способ решить вопрос без суда, Вы получите полный алгоритм решения;
— если решить задачу возможно только через суд, я дополнительно предложу свою помощь в сопровождении дела.

Если задачу возможно решить положительно, она будет решена.

Стоимость консультации — 3000 ₽.
Средняя длительность — 60-90 минут. ⁠

Свяжитесь сейчас, чтобы решить вопрос быстро и эффективно:
+7 (905) 520-30-50

Обжалование судебного акта в порядке надзора в гражданском судопроизводстве

Особенности пересмотра судебных актов в порядке надзора

Пересмотр судебных актов в порядке надзора – самостоятельная стадия гражданского процесса, существование которой обусловлено необходимостью предоставления гражданам и организациям дополнительных гарантий защиты их прав и интересов, а также для обеспечения единообразия в толковании и применении судами норм права. Понимание сущности данного института гражданского процессуального права имеет немаловажное значение как для законодателя, так и для правоприменителя, а многочисленная судебная практика только подтверждает актуальность рассмотрения данной темы.

Пересмотр судебных актов – решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в порядке надзора имеет свою специфику, которая выражается в следующем.

Во-первых, в наличии особого субъекта пересмотра (согласно поправкам, внесенным в ГПК РФ в 2010 году (ФЗ от 09.12.2010 № 353-ФЗ) им может являться только Президиум Верховного Суда РФ (далее по тексту – ВС РФ).

Во-вторых, в специфике предмета пересмотра, в рамки которого включены решения судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу и бывшие предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ, а также вступившие в законную силу акты ВС РФ – определения Верховного суда и его коллегий (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ).

Следует пояснить, что закрепленный законодателем порядок подачи жалобы в надзорную инстанцию, минуя кассационное производство, не является нарушением процессуального движения дела по стадиям. Это объясняется тем, что дело уже было в ВС РФ на апелляционном рассмотрении, по нему было вынесено постановление, а кассационный порядок пересмотра, согласно ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, исключает пересмотр постановлений ВС РФ (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О)

В-третьих, следует обратить внимание на срок подачи надзорной жалобы, представления – это три месяца с момента вступления в законную силу судебного постановления. Он подлежит восстановлению по уважительной причине (если таковой ее признает суд первой инстанции, которым и разрешается вопрос о восстановлении срока).

В-четвертых, Президиум ВС РФ имеет право проверять правильность применения и толкования норм права только в пределах обжалуемой надзорной жалобы, представления (или в их обжалуемой части), выйти за которые он вправе лишь в исключительных случаях в интересах законности.

Еще одна немаловажная особенность надзорного производства выражается в том, что в рассматриваемом порядке пересмотра не применяется институт оставления без движения жалобы, представления.

Надзорная жалоба, представление

Жалоба на определенный судебный акт подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле (их перечень приведен в ст. 34 ГПК РФ) или другими лицами, права, законные интересы которых были нарушены судебными постановлениями, вступившими в законную силу. В надзорной жалобе такого лица, не участвующего в деле, должно быть указано, какие именно права, свободы или его законные интересы нарушены. Эта норма является обязательной для доказательства наличия у лица права на обращение в суд надзорной инстанции и избежания риска возвращения жалобы без рассмотрения по существу.

Представление о пересмотре судебных актов может быть подано одним из следующих лиц: Генеральным прокурором РФ, его заместителем, Председателем ВС РФ, его заместителем (последними – в порядке особого производства).

Ст. 391.3 ГПК РФ устанавливает требования к содержанию жалобы, представления, обязательность ееего подписания лицом, подающим жалобу, представление (либо его представителем), а также необходимость предоставления копий судебных постановлений, принятых по делу, которые обязательно должны быть заверены в соответствующем суде. Надзорная жалоба, представление также дополняются документом (квитанцией), подтверждающим уплату государственной пошлины в размере 300 рублей (для физических лиц) и 6000 рублей (для организаций).

Надзорная жалоба, представление могут в некоторых установленных законом случаях (ст. 391.4 ГПК РФ) возвращаться лицу без рассмотрения по существу, если они не соответствуют требованиям, установленным в законе. Тогда заинтересованное лицо вправе: с одной стороны – исправить существенные недостатки и в пределах установленного законом срока направить новое обращение в надзорную инстанцию; или же, в иной ситуации – вновь обратиться с жалобой, представлением уже непосредственно на имя Председателя ВС РФ или его заместителя, если лицо, повторно обращающееся в суд, не согласно с ранее сделанным выводом судьи о допущенных недостатках. Однако, следует отметить, что практика применения данного института фактически отсутствует, что говорит о спорной необходимости его наличия в российском гражданском процессе.

Если же надзорная жалоба, поданы в срок и соответствуют требованиям закона, то они принимаются к производству.

Особенности предварительного рассмотрения дела судьей единолично

Рассмотрение надзорной жалобы, представления на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу осуществляется судьей ВС РФ единолично по материалам, которые прилагаются к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. Несмотря на то, что на данную стадию – стадию «фильтрации» надзорных жалоб, представлений – не распространяются некоторые процессуальные правила (об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания) обязательные для иных судебных процедур, это не противоречит конституционным принципам правосудия, а, наоборот, способствует исключению явно необоснованных обращений и повышению оперативности и эффективности пересмотра. (См. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.02.2007 № 2-П)

Определением судьи, которое он выносит после изучения материалов дела, может быть отказано в передаче надзорной жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании Президиума ВС РФ (если основания, необходимые для пересмотра в порядке надзора, в материалах отсутствуют), либо на основании его определения жалоба, представление принимаются и передаются в Президиум ВС РФ. В случае же упомянутого выше отказа, Председатель ВС РФ, его заместитель имеют право не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче, вынести определение об отмене такого отказа и самостоятельно передать надзорную жалобу, представление для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ). Однако, если Председатель Президиума ВС РФ или его заместитель откажут заявителю в передаче жалобы/представления, такой отказ не может быть признан произвольным, так как данная норма закреплена законодательно и регулирует порядок рассмотрения надзорных жалоб в ВС РФ, исключая вынесение немотивированных решений по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления. (Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 № 363-О-О)

Читайте также:  Бесплатное жилье многодетной матери-одиночке

Практика свидетельствует о том, что такой порядок, при котором жалоба не всегда может быть передана на дальнейшее рассмотрение или на рассмотрение коллегиальным составом суда, по мнению заявителей, нарушает право каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство. Однако Конституционный Суд РФ опровергает такую позицию, мотивируя это тем, что пересмотр вступивших в законную силу постановлений имеет резервное значение и применяется в случае, когда уже исчерпаны все обычные первоначальные средства правовой защиты, реализация которых и должна обеспечивать гражданам конституционные права и гарантии (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 № 429-О).

В рамках рассмотрения вопроса о специфике предмета пересмотра в суде надзорной инстанции также следует обратить внимание на практический аспект, касающийся возможности обращения в суд надзорной инстанции для пересмотра «отказного» определения кассационного суда. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что лицо не вправе обратиться в порядке надзора о пересмотре определения судьи суда кассационной инстанции об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в суде кассационной инстанции, так как объектом пересмотра в порядке надзора являются судебные постановления, вынесенные по итогам рассмотрения дела по существу. «Отказное» же определение судьи суда кассационной инстанции выносится в процедуре предварительного рассмотрения жалобы, представления, в которой судья не рассматривает дело по существу и не выносит какого-либо иного решения, по-новому определяющее права и обязанности участвующих в деле лиц. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, таким образом, не нарушается, так как Конституция РФ не предусматривает возможности выбора гражданином конкретных способов и форм реализации установленного права по своему усмотрению, а относит это к ведению федерального законодательства. Следовательно, и порядок пересмотра дела в судебных инстанциях должен быть подчинен установленной федеральным законом обязательной процедуре (Определения Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 № 2210-О; от 17.07.2014 № 1598-О).

Порядок производства в надзорной инстанции

В рамках надзорного производства деятельность суда начинается в два этапа: изначально надзорная жалоба, представление принимаются к производству суда, а затем рассматриваются на предмет возможности передачи ее/его в надзорную инстанцию для дальнейшего рассмотрения по существу.

Общий срок рассмотрения дел в порядке надзора в ВС РФ составляет не более двух месяцев. Если дело истребуется – не более трех месяцев с возможностью продления максимум на два месяца. К сожалению, на практике, эти сроки соблюдаются не всегда, что, отчасти, объясняется загруженностью судей, хотя это и не соответствует законному принципу осуществления судопроизводства в разумный срок. По общему положению, не допускается приостановление исполнения решения суда, однако, в случае истребования дела, и при наличии просьбы в ходатайстве заинтересованных лиц это возможно.

После предварительного рассмотрения дела судьей единолично Президиум ВС РФ рассматривает поступившее дело в своем судебном заседании, о проведении которого лица, участвующие в деле, извещаются надлежащим образом, однако их неявка не будет препятствовать рассмотрению дела в порядке надзора. Указанные лица также получают копии определения о передачи надзорных жалобы, представления с делом и копии самих надзорных жалобы, представления, которые в обязательном порядке должен направить им суд надзорной инстанции.

Что касается представления новых доказательств, то на стадии пересмотра дела в порядке надзора закон не допускает такую возможность. Верховный Суд не может оценивать, устанавливать какие-либо обстоятельства или считать их доказанными, если вопрос об их актуальности уже был разрешен судом предыдущей инстанции.

Решение всех вопросов в рамках пересмотра дела в надзорном порядке решается в Президиуме большинством голосов. Срок, установленный для принятия постановления в судебном заседании Президиума ВС РФ – максимально два месяца. В ГПК РФ указания на возможность его продления или приостановления не содержится. Исчисляется данный срок со дня вынесения судьей определения.

Полномочия суда надзорной инстанции

По завершении процесса пересмотра в порядке надзора Президиум ВС РФ вправе осуществить одно из полномочий, предусмотренных ГПК РФ: оставить постановление суда предыдущей инстанции без изменения, а надзорную жалобу, представление, соответственно, без удовлетворения, или же отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции полностью или в части. В последнем указанном случае возможно несколько вариантов последующих действий: дело направляется в соответствующий суд на новое рассмотрение; либо заявление остается без рассмотрения; либо же суд, в целом, прекращает производство по делу. Если в оспариваемом судебном акте будет выявлена допущенная ошибка в применении и/или толковании норм материального права, то суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить постановление суда предыдущей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение. Наконец, суд надзорной инстанции вправе оставить надзорные жалобу, представление, в целом, без рассмотрения по существу.

Пересматриваемые судебные постановления подлежат отмене/изменению лишь по некоторым основаниям, круг которых определен в ГПК РФ. Прежде всего, возможна отмена/изменение судебного постановления, если Верховный Суд установит, что оно нарушает права, свободы человека и гражданина, закрепленные как на внутригосударственном уровне Конституцией РФ, так и соответствующими актами на уровне международном. Вторым основанием является нарушение оспариваемым судебным актом прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо если такой акт серьезно стесняет иные публичные интересы. И, в-третьих, судебное постановление также подлежит отмене/изменению, если оно нарушает единообразие в толковании и применении норм права.

Перечисленные полномочия Президиум ВС РФ реализует посредством вынесения соответствующих постановлений, которые принимаются им по результатам рассмотрения материалов дела, вступают в силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Обжалование в порядке надзора

Последняя инстанция для отмены любого судебного решения по гражданскому делу – это обжалование в порядке надзора.

ГПК РФ позволяет обжаловать вступившие в силу судебные постановления при условии, что пройдены стадии апелляционного и кассационного обжалования. Обжалованию в порядке надзора посвящена глава 41.1 ГПК РФ. Как проходит эта стадия, узнаете ниже.

Содержание и сроки обжалования в порядке надзора

Надзорная жалоба по гражданскому делу подается сразу в Верховный Суд РФ. Она должна содержать данные инициатора пересмотра дела с указанием его гражданско-процессуального статуса в деле: истец, ответчик, третье лицо, и адресом местожительства, данные всех лиц, участвующих в деле, их адреса, перечень и краткое содержание всех судебных решений, постановлений или определений суда апелляционной инстанции, принятых по делу, основания и доводы для их пересмотра, просьбу инициатора надзора. Такая просьба должна выражаться в указании на точное решение, которое по мнению заявителя надлежит суду принять. О подсудности при обжаловании в порядке надзора – статья 391.1 ГПК РФ.

Жалобу обычно направляют посредством почтовой связи. Если по каким-то причинам пропущен срок обжалования в порядке надзора, в тексте жалобы необходимо просить о восстановлении срока по надзорной жалобе (или подать отдельное заявление о восстановлении срока по надзорной жалобе). Причины должны быть уважительными и подтверждены документально. Подписывается документ либо инициатором жалобы, либо его представителем – в доверенности на представление интересов в суде специально должно быть оговорено такое полномочие.

Жалоба в порядке надзора со всеми материалами и копиями (по числу участвовавших в деле лиц) подается в течение 3 месяцев с даты вступления в силу судебного постановления. Принятые по делу решение и постановления являются обязательной частью надзорной жалобы (приложение).

Государственная пошлина оплачивается в размере 300 руб., если заявитель – физическое лицо, 6 000 руб. – если организация. Можно подготовить заявление об освобождении от уплаты или о предоставлении отсрочке госпошлины.

Обжалование в порядке надзора: кто заявитель

В порядке надзора в Верховный Суд РФ вправе обратиться участники гражданского дела, прокурор – когда его участие было обязательно в суде 1 инстанции.

Обжаловать судебное постановление в порядке надзора могут и иные лица, в случае, если вынесенные судебные постановления нарушают их права и интересы. Только такие обстоятельства придется доказывать в общем порядке. То есть представлять доказательства по гражданскому делу, отсутствие судебных извещений (так как не привлекались ни соответчиком, ни третьим лицом) и просить отменять решения по причине не участия в деле.

Как проходит обжалование в порядке надзора

После подачи жалобы в надлежащую судебную инстанцию определяется ее судьбу: при нарушении сроков подачи, содержания, ненадлежащем заявителе жалоба возвращается. Верховным Судом РФ по указанному вопросу будет вынесено определение суда в течение 10 дней с даты поступления материалов. Аналогичное решение принимается, если заявитель подаст ходатайство о возвращении жалобы.

Судья примет решение: передать ли жалобу и все материалы на рассмотрение по существу или отказать заявителю в передаче дела. Дело направляется в соответствии с определением суда, копия которого направляется также всем лицам, участвующим в деле. Рассмотрение жалобы происходит в Президиуме Верховного Суда РФ в течение 2-3 месяцев в судебном заседании с участием явившихся извещенных лиц.

Основания для отмены судебного постановления установлены также ГПК РФ:

  • нарушение постановлением конституционных прав или прав, охраняемых нормами международного права,
  • нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ,
  • при применении норм материального права в указанном случае нарушено единообразие в толковании норм права.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы по гражданскому делу суд вправе:

  • отменить все или часть судебных решений и постановлений по делу,
  • направить его на новое рассмотрение, возможно, в новом составе,
  • прекратить производству по делу и т.п.

Результатом обжалования в порядке надзора станет вынесение Верховным Судом РФ постановления, которое вступит в силу немедленно после оглашения и обжалованию не подлежит, кроме случаев пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Читайте также:  Взыскание текущих платежей при банкротстве должника

Надзорная жалоба по уголовному делу

Надзорная жалоба – процессуальный документ, подаваемый с целью изменения или отмены вступившего в силу приговора (постановления) суда первой, апелляционной и кассационных инстанций.

Функции надзора не предусматривают изучение доказательной базы по делу, а заключаются в проверке правильности и единообразия трактовки судами правовых норм.

Куда подается жалоба

Надзор за деятельностью судебных инстанций осуществляется Верховным Судом Российской Федерации (ВС РФ).

Способы подачи

Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).

Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуг) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ: https://www.vsrf.ru. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.

Кто может обратиться с жалобой

В соответствии со ст. 401.2 и 412.1 УПК РФ подать надзорную жалобу могут:

  • стороны дела: осужденные, оправданные, их защитники и уполномоченные (законные) представители, частный обвинитель, потерпевшие, гражданские истцы и ответчики в части гражданского иска, решение по которому содержится в приговоре;
  • другие лица, права, свободы и законные интересы которых были нарушены вынесенными судебными постановлениями;
  • Генеральный (военный, региональный) прокурор и его заместители.

Решения каких инстанций обжалуются в порядке надзора

Внимание: описанный порядок уже неактуален, он действовал до вступления в силу закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ (ред. от 17.10.2019), а именно до запуска работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Согласно п. 3 ст.412.1 УПК РФ в Президиум ВС РФ направляются жалобы на:

1. Вступившие в законную силу судебные решения, принятые в первой инстанции:

  • верховных судов республик (краев, областей, АО, городов федерального значения);
  • флотских (окружных) военных судов,

если апелляция рассматривалась в ВС РФ.

2. Судебные решения, вынесенные в апелляционном порядке:

  • Судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегией ВС РФ;
  • Апелляционной коллегией ВС РФ.

3. Определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ или Военной коллегии ВС РФ, вынесенные в кассационном порядке.

4. Постановления Президиума ВС РФ.

Срок подачи жалобы

В настоящее время уголовное судопроизводство не регламентирует срок подачи надзорной жалобы. Таким образом, обратиться в Президиум ВС РФ можно:

  • в период отбывания наказания;
  • после освобождения из мест лишения свободы;
  • после погашения судимости.

При этом, если речь идет о пересмотре судебного акта по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного (оправданного или гражданина, в отношении которого уголовное дело было прекращено), то срок обращения в надзорную инстанцию ограничивается 1 годом со дня вступления в законную силу обжалуемого решения (ст. 401.6 УПК РФ).

Государственная пошлина

За подачу надзорной жалобы по уголовному делу государственная пошлина не взимается.

Как составить надзорную жалобу

Согласно ст. 412.3 УПК РФ документ должен содержать:

  • наименование суда, в который он подается;
  • сведения о заявителе (его ФИО, местонахождение, процессуальное положение);
  • наименование судов, рассматривавших уголовное дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
  • указание на постановления, которые обжалуются;
  • доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
  • прошение лица, подающего надзорную жалобу;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дату и подпись заявителя.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами.

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 412.4 УПК РФ).

Сроки рассмотрения надзорной жалобы

Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:

  • не более 1 месяца, если дело не было истребовано;
  • не более 2 месяцев – в случае истребования уголовного дела.

По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:

  • о пересмотре обжалуемого судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
  • об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.

Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.

Порядок рассмотрения жалобы в суде

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет заинтересованным лицам извещения о месте и времени заседания.

Разбирательство проводится при обязательном участии прокурора.

  • обстоятельства уголовного дела;
  • содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
  • доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.

Стороны дела (заинтересованные лица) вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.

Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного.

При равном количестве голосов, поданных за пересмотр уголовного дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

Основаниями отмены или изменения приговора (постановления, определения) являются:

  • существенные нарушения УК (УПК) РФ, повлиявшие на исход дела;
  • выявление новых сведений, свидетельствующих о несоблюдении условий (неисполнении обязательств), предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве.

По итогам заседания издается постановление:

  • об отмене приговора, всех последующих решений и прекращении уголовного дела;
  • о передаче дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение;
  • об отмене решения апелляционной (кассационной) инстанции и о передаче дела в новую апелляцию (кассацию);
  • об отмене приговора, всех последующих решений и возврате дела для устранения препятствий по его рассмотрению судом (например: если обвинительное заключение составлено с нарушением требований уголовного судопроизводства);
  • о внесении изменений в приговор (постановление, определение) суда;
  • об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список источников

1. Статья 401.2 УПК РФ. Право на обращение в суд кассационной инстанции.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

3. Статья 412.1 УПК РФ. Пересмотр судебных решений в порядке надзора.

4. Статья 412.2 УПК РФ. Порядок подачи надзорной жалобы, представления.

5. “Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа” (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

6. Статья 412.3 УПК РФ. Содержание надзорной жалобы, представления.

7. Статья 412.4 УПК РФ. Возвращение надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

8. Статья 412.5 УПК РФ. Рассмотрение надзорной жалобы, представления.

9. Статья 401.6 УПК РФ. Поворот к худшему при пересмотре приговора, определения, постановления суда в кассационной инстанции.

10. Статья 412.6 УПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления.

11. Статья 412.7 УПК РФ. Постановление об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

12. Статья 412.8 УПК РФ. Постановление о передаче надзорной жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

13. Статья 412.9 УПК РФ. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

14. Статья 412.10 УПК РФ. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорной жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

15. Статья 412.11 УПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора.

16. Статья 412.12 УПК РФ. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

17. Статья 412.13 УПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Сам себе юрист

Обжалование судебного решения в порядке надзора

Если в апелляционной или кассационной инстанции суда было принято постановление, которое не отражает Ваших интересов как истца, то остается практически последняя возможность изменить ситуацию — это обжалование постановления или решения первой инстанции в порядке надзора. Но при этом следует учитывать, что постановление апелляционной или кассационной инстанции вступает в силу со дня его принятия. Это означает, что независимо от дальнейших действий — обжалования или прекращения участия в судебных процессах — постановление, вынесенное во второй инстанции, вступает в законную силу в день его принятия и, следовательно, с этого дня подлежит добровольному либо принудительному исполнению.
Следует заметить, что государственная пошлина при обжаловании в порядке надзора не уплачивается, а следовательно, дополнительных расходов не потребуется. Как правило, первое, что необходимо сделать для того, чтобы добиться рассмотрение дела в порядке надзора — составить надзорную жалобу. Согласно п. 2 статьи 376 Гражданского Процессуального Кодекса РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Надзорная жалоба должна содержать :
1) наименование суда, в который она адресуется;
2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства и процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
5) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;
6) просьбу лица, подающего жалобу .

В надзорной жалобе, как правило, в самом начале приводится точное наименование судов, рассматривавших дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений. Ссылка на содержание решения должна быть краткой, но отражающей суть вынесенного решения. После того как указана необходимая информация, нужно обоснованно изложить, в чем заключается допущенное судами нарушение закона. Такое нарушение должно быть действительно существенным и истец, подающий надзорную жалобу, должен привести убедительные доводы, подтверждающие такие нарушения. В конце надзорной жалобы должна быть четко сформулирована просьба, с которой истец обращается в надзорную инстанцию. Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Читайте также:  Как оформляется сервитут на земельном участке

Следует помнить о том, что к надзорной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. В связи с этим представление в суд вместе с надзорной жалобой простых ксерокопий предыдущих судебных постановлений или их отсутствие повлечет непринятие судом такой надзорной жалобы. Как правило, сторонам по окончании судебного процесса в каждой из инстанций выдается соответствующая копия судебного постановления, заверенная судом. Но в случае если такие копии у истца отсутствуют, в канцелярии суда в любое время можно получить эти документы. Надзорная жалоба подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. После того как надзорная жалоба получена, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда она передается на рассмотрение судьи данного суда. В ряде случаев у суда надзорной инстанции имеется право на возвращение надзорной жалобы без рассмотрения по существу, в течение 10 дней со дня ее поступления в суд надзорной инстанции в случае, если:
– жалоба не отвечает требованиям;
– жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
– пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
– до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
– жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности .

После рассмотрения надзорной жалобы принимается одно из решений:
1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

Таким образом, первым этапом надзорного судопроизводства является принципиальное решение вопроса — истребовать дело или нет. Именно поэтому очень важно убедить суд надзорной жалобы в том, что в деле действительно имеются нарушения законодательства, т.е. необходимо составить жалобу таким образом, чтобы без истребования дела рассмотрение надзорной жалобы стало вообще невозможным. В случае если в истребовании дела будет отказано, то фактически это означает, что обжалование в порядке надзора закончено. И в случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. Следует помнить, что принятие судом надзорной инстанции решения истребовать дело все еще не означает, что оно будет рассмотрено по существу.

В остальных случаях суд надзорной инстанции выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения. Неявка кого-либо из участников судебного процесса (в том числе истца или ответчика) или неявка всех участников не препятствует рассмотрению дела. Поэтому если истец намерен участвовать в судебном заседании, но по каким-либо обстоятельствам не успевает на судебное заседание, он вправе ходатайствовать перед судом о назначении другой даты для судебного заседания. При этом необходимо обоснованно доказать, что в отсутствие истца дело действительно не может быть рассмотрено или такое рассмотрение существенно ущемит законные права и интересы истца. В случае если истец присутствует в судебном заседании, ему в обязательном порядке предоставят возможность дать объяснения по делу. В связи с этим лучше подготовиться заранее и составить такие объяснения в письменной форме. По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам РФ выносит определения.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, второй инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить постановление суда первой, второй инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу.
Постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В какие инстанции можно обжаловать решение районного суда

в какие инстанции можно обжаловать решение районного суда по гражданскому делу: апелляция- президиум областного суда (отказано в передаче жалобы)- в судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ (скорее тоже откажут в передаче на рассмотрение жалоба лежит с 09.12.2014г)- надзорная жалоба в президиум на определение судебной коллегии ВС РФ- А КУДА ДАЛЬШЕ

Ответы юристов ( 2 )

Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке
надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или
заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или
заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе
заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум
Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных
постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений
норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на
законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных
материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав,
гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию,
права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа
состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти
права.
2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи,
могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных
постановлений в законную силу.
3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской
Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации
рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке,
предусмотренном статьей
391.10 настоящего Кодекса.

Я ПРОСТО НЕ ЮРИСТ ИМЕЕТЕ ВВИДУ НА ИМЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДА ИЛИ ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ А ТИПА В СТРАСБУРГСКИЙ МОЖНО

Пишите на имя Председателя ВС РФ. Если спор того стоит, то впоследствии и в Европейский суд по правам человека можно подать.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ решение районного суда можете обжаловать в кассационном порядке в президиум областного суда. Статья 391.1 ГПК РФ не позволяет Вам обжаловать решение районного суда в надзорном порядке. Ст. 391.11 ГПК РФ позволяет внести представление о пересмотре судебных актов.

«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ

(ред. от 21.07.2014)

(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)

Статья 377. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

2. Кассационные жалоба, представление подаются:

1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Ссылка на основную публикацию