Обжалование писем судов

Верховный суд разрешил оспаривать «ненормативные» письма ведомств

Верховный суд долгие годы исходил из того, что ненормативные письма федеральных органов исполнительной власти нельзя обжаловать по правилам оспаривания нормативных, говорит партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг группа Налоговые споры × Алексей Артюх. По его словам, это было одним из существенных противоречий в позициях ВС и ВАС до 2014 года. ВАС за время своего существования рассмотрел более 70 дел об оспаривании таких разъяснений и почти везде решал вопросы по существу, не ограничиваясь оценкой формальных признаков, продолжает эксперт.

В 2015 году в деле «Газпром нефти» КС разрешил нормоконтроль подобных писем, ведь на практике они общеобязательные. Тем не менее практика, как рассказывает Артюх, первое время не воспринимала эту позицию. Нижестоящие суды в большинстве случаев считают, что все письма ФНС являются разъяснениями и не содержат признаков норм права, продолжает партнер BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Банкротство группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование группа Уголовное право 11 место По количеству юристов Профайл компании × Александр Голиков. Видимо, суды избегают давать им оценку и подталкивают налогоплательщиков идти в Верховный суд, предполагает Голиков. А ВС принимал решение не в их пользу.

Оспорить письмо ФНС для другой компании

Но теперь Верховный суд пересмотрел свою позицию и высказался в пользу возможности оспорить ненормативные акты по правилам нормативных. Он пришел к таким выводам в деле ИП Романа Зурначяна, который оспаривал положение из Письма ФНС № СД-4-3/18072 16 октября 2015 года. В нем говорилось, что налоговики могут проводить осмотры помещений не только проверяемого налогоплательщика, но и «его контрагентов, а также третьих лиц-участников сделки».

Главный вопрос в деле:

Можно ли оспорить ненормативное письмо ведомства, которое, тем не менее, применяют многократно?

В 2018 году в связи с проверкой другого налогоплательщика чиновники провели осмотр помещений, которые занимал Зурначян. Он был против, но в ответ местная налоговая сослалась на Письмо ФНС № СД-4-3/18072 16 октября 2015 года. Разъяснения показались Зурначяну сомнительными, так что он решил их обжаловать в Верховном суде. Как указывал предприниматель, письмо фактически дает налоговикам полномочия, которых нет в Налоговом кодексе. А третьи лица и контрагенты, у которых проводят осмотр, вынуждены подчиняться действиям чиновников.

Представители ФНС и Минфина возражали против этих требований. Согласно их позиции, письмо «носит информационно-разъяснительный характер и не имеет нормативных свойств». Его содержание лишь толкует законы и не выходит за их рамки, указывали ведомства.

Верховный суд встал на сторону предпринимателя и принял во внимание ответ местной налоговой, которая сослалась на спорное письмо. С одной стороны, оно действительно нигде не публиковалось и представляет собой ответ на частное обращение. Но в то же время в силу ведомственной субординации его обязаны исполнять должностные лица территориальных органов ФНС, указал судья Юрий Иваненко. В итоге письмо опосредованно приобрело обязательный характер в отношениях налоговых и неопределенного круга лиц, написано в решении (№ АКПИ19-296). И поскольку оно выходит за рамки закона, судья Иваненко отменил его действие в спорной части.

«Письмо издано в ответ на частное обращение и нигде не публиковалось. Но в силу ведомственной субординации оно де-факто приобрело обязательный характер в отношениях налоговых и неопределенного круга лиц», – Верховный суд.

ФНС оспорила это решение. В жалобе ведомство повторило, что письмо содержит разъяснения, а не нормы для многократного применения, не выходит за рамки закона. Документ не предписывает налоговым органам осматривать те помещения контрагентов и третьих лиц, которые проверяемый налогоплательщик не использует для извлечения дохода, указали чиновники.

Но апелляционная коллегия под председательством Галины Манохиной отвергла эти доводы. Они указали, что разъяснение противоречит п. 1 ст. 92 НК, который предусматривает осмотр помещений, территорий только проверяемого налогоплательщика. В то же время письмо ФНС дозволяет осматривать помещения не только проверяемого налогоплательщика, но и контрагентов и третьих лиц-участников сделки, включая случаи, когда налогоплательщик не использует недвижимость для извлечения дохода (прибыли) или она не связана с содержанием объектов налогообложения. Таким образом, налоговая расширительно толковала закон и дала налоговикам новые полномочия. Такой вывод апелляционная тройка судей сделала в своем определении (№ АПЛ19-333).

ФНС может разъяснять закон, но не дополнять его, комментирует старший консультант налоговой практики O2 Consulting O2 Consulting Федеральный рейтинг группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность группа Налоговое консультирование группа ТМТ группа Управление частным капиталом группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании × Олег Мясников. Он напоминает, что Налоговый кодекс прямо запрещает ведомству издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 2 ст. 4 НК). Несмотря на это, ФНС письмом 2015 года фактически дополнила ст. 92 НК и разрешила проводить осмотры помещений бизнесменов, в отношении которых не назначались ни выездные, ни камеральные проверки, разъясняет Мясников.

Теперь мы видим достаточно четкий сигнал: там, где правовая проблема порождена некорректными разъяснениями закона, вполне можно «достучаться» сразу через Верховный суд.

Партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг группа Налоговые споры × Алексей Артюх

Если налоговая инспекция приняла решение относительно налогоплательщика на основе разъяснений ФНС, то он может оспорить и решение, и сами неоднозначные разъяснения, подытоживает Мясников. По его словам, заявителю надо доказать, что письмо:

  • нарушает его права, свободы и законные интересы;
  • имеет нормативные свойства, которые позволяют применять их неоднократно в отношении неопределенного круга лиц;
  • не соответствует действительному смыслу нормативных положений.

ФОРУМ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА “УСЛУГИАВТО”

Официальный форум компании “УСЛУГИАВТО” – “ВСЕ О ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ И ТЮНИНГЕ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ” Экспертиза – Сертификация – Услуги

  • Список форумовЗаконодательствоНовости законодательства
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати

Порядок обжалования ведомственных писем

Порядок обжалования ведомственных писем

ГригорийФФ » 02 апр 2015, 11:33

В связи с коллизией, когда ведомственные письма с разъяснениями (обладающие признаками нормативности) формально не являются НПА, в следствии чего Верховный суд отказывает в их обжаловании, было обращение в Конституционный суд.

КС РФ разъяснил порядок обжалования ведомственных писем

Конституционный суд РФ признал, что нельзя отказывать в судебной защите лицам и организациям, обжалующим ведомственные распоряжения, по формальным признакам.
.

Это дает шанс обжаловать Письмо МВД России от 20.11.2013 N 13/4-303 “О некоторых вопросах регистрации транспортных средств”, на основании которого гражданам отказывают в регистрационных действиях в отношении ТС, которые прошли (капитальный) ремонт в виде замены номерных кузова или рамы на аналогичные, выпущенные в обращение в виде запасных частей

Re: Порядок обжалования ведомственных писем

Митчелл » 02 апр 2015, 12:06

Re: Порядок обжалования ведомственных писем

Pasha130686 » 02 апр 2015, 13:29

Выдержака из решения КСРФ:

Толкование законодательных предписаний имеет место не только при принятии публично-властного решения в отношении конкретного лица, – оно может быть осуществлено путем разъяснения нормативного содержания того или иного законоположения применительно ко всем правоотношениям, возникающим на его основе, что требует принятия уполномоченным органом соответствующего акта, с тем чтобы довести его до сведения всех субъектов правоотношений, на которых распространяется разъясняемое предписание закона.

4.1. Конституция Российской Федерации, закрепляя обязательный характер правовых норм, содержащихся в законах и основанных на них правовых актах органов исполнительной власти, не определяет понятия правовой нормы и нормативного правового акта. В сложившейся правовой доктрине и сформированной на ее основе юридической практике, в том числе отраженной в отдельных правовых актах (в частности, в постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 года No 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» и Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 года No 88), под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, а под правовой нормой – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
С доктринальным пониманием нормативного правового акта в целом согласуются как выраженная на основе статей 15 (части 1 и 3), 90, 105–108 и 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой нормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному круг лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановление от 17 ноября 1997 года No 17- П), так и выводы иных высших судебных органов.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод что данное письмо по сути является НПА, выполнение требований которого является обязательным для всех подразделений Госавтоинспекции.

Re: Порядок обжалования ведомственных писем

Митчелл » 18 апр 2015, 15:10

Re: Порядок обжалования ведомственных писем

Митчелл » 25 июл 2015, 12:09

Re: Порядок обжалования ведомственных писем

ГригорийФФ » 25 июл 2015, 13:00

Кодекс административного судопроизводства должен отбить у граждан всякое желание спорить с чиновниками в суде
20-07-2015 17:13:00

Новые правила обжалования фальсификаций на выборах вступят в силу через три дня после выборов

С 15 сентября этого года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства — документ, вводящий новый порядок рассмотрения для многих типов судебных дел.

В частности, только в соответствии с новым кодексом граждане и общественные объединения смогут жаловаться на решения и действия органов власти и отдельных чиновников, нарушающие их права.

Только в этом порядке они смогут обжаловать законы и другие нормативные акты.

И только в этом порядке они смогут жаловаться на фальсификации итогов выборов, незаконные отказы в регистрации на выборах и незаконную агитацию.

Делать все это станет труднее, а кроме того за проигрыш любого из этих дел заявители будут наказаны рублем. Что по замыслу авторов КАС, очевидно, должно отбить у граждан всякую охоту защищать свои права.

Что характерно, КАС вступает в силу аккурат через два дня после осенних выборов 2015 года, которые пройдут в «единый день голосования» 13 сентября. Обжаловать нарушения на них гражданам придется уже в новом порядке. И это очень сложно назвать совпадением.

Что меняет КАС в привычном порядке судебных жалоб граждан?

Первое. Представителями в суде по тем административным делам, которые подпадают под КАС, могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

Поясним: во многих случаях гражданам, защищающим свои права, в судах помогают общественники и активисты, представляя их интересы и фактически ведя процесс вместо них. Формально у большинства из них юридического образования нет — но есть огромный опыт оспаривания в судах дел о незаконной застройке, разрушении исторических памятников, вырубке скверов и парков, нарушениях на выборах, подделке их итогов и многим другим.

С вступлением КАС в силу активисты потеряют возможность быть представителями в судах, а гражданам придется вести свои дела или самим, или звать на подмогу только тех, у кого есть диплом юриста. При наличии множества вузов, где дают (или оформляют) юридическое образование, найти юриста «вообще» просто, но найти юриста, который способен эффективно представительствовать в суде по делам о незаконных действиях властей — достаточно сложно. И так-то, как показывает практика, тех, кого можно привлечь на помощь в перечисленных делах, явный дефицит; в Петербурге, например, все они наперечет и нарасхват, и к ним стоят в очередь.

Второе. Если граждане захотят оспорить в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законы и другие нормативные правовые акты (например, постановления правительства), но сами они не имеют диплома юриста, они смогут вести в суде дело только с участием представителя. Как уже сказано, имеющего высшее юридическое образование.

Иначе говоря, без юриста «недипломированному» заявителю бессмысленно приходить в суд: он не сможет лично участвовать в процессе. Не сможет излагать свои аргументы, задавать вопросы ответчикам (представителям органа власти, который принял оспариваемый закон или постановление), вносить ходатайства, и так далее: все это он должен поручить представителю с юридическим дипломом. Теоретически, его могут даже не пустить в зал (или оставить в нем в качестве бессловесного зрителя). Это, конечно же, ухудшит положение граждан — отменить «правила игры», нарушающие их права, станет гораздо сложнее.

Третье. Сторона, проигравшая в административном суде, в обязательном порядке будет оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».

В них входит оплата экспертов, специалистов и переводчиков (для иностранцев и апатридов), оплата расходов свидетелей, оплата расходов на проезд и проживание сторон и заинтересованных лиц, связанных с явкой в суд, почтовые расходы, оплата услуг представителей и «другие признанные судом необходимыми расходы». Все это касается ведения дела во всех инстанциях — в том числе, апелляционной, кассационной и надзорной. Если заявитель в ходе судебного процесса отказывается от своего «административного иска» — он обязан возместить «административному ответчику» все понесенные им расходы.

Переведем с юридического на русский: если гражданин жалуется на действия властей и получает отказ в иске — он гарантированно будет платить за все. За экспертов и специалистов, за проезд и проживание оппонентов и их свидетелей, за услуги привлеченных ими представителей. Которыми, как показывает практика, могут выступать весьма дорогостоящие (или дорого себя оценивающие) персонажи.
.

Как оспаривать в суде разъясняющие законодательство письма министерств и ведомств?

Обращения в суд с заявлением о признании писем и иных актов разъяснительного характера министерств и ведомств (письма Минфина, Минтранса, ФНС, ФАС, ФТС России и др.) недействующими – нередкое явление в российской судебной практике. Несмотря на то что такие акты не являются нормативно-правовыми и в связи с этим не подлежат обязательному применению, из самого их текста нередко следует, что утверждены они именно для использования, в частности, территориальными подразделениями соответствующего органа. Таким образом, эти акты опосредованно – через деятельность должностных лиц указанных органов – становятся обязательными для граждан или юридических лиц.

При этом суды часто прекращают производство по делам об оспаривании таких актов на том основании, что они не являются нормативными и в принципе не могут оспариваться в суде, поскольку и в гл. 21 КАС РФ, и в действовавшей до вступления в силу этого кодекса гл. 24 ГПК РФ, и в гл. 23 АПК РФ говорится об обжаловании именно нормативных актов. Одно из подобных дел – по жалобе налогоплательщика на невозможность оспаривания в суде писем ФНС России, в частности письма, устанавливающего необходимость перерасчета НДПИ, легло в основу проверки КС РФ положения Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации” (далее – Закон о ВС РФ), определяющего категории нормативных актов, дела об оспаривании которых ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции. Эта норма (п. 1 ч. 4 ст. 2 указанного закона) была признана противоречащей Конституции РФ в той части, в какой допускает возможность отказа в рассмотрении ВС РФ актов органов власти, содержащих разъяснения законодательства, только на основании их несоответствия формальным требованиям, предъявляемым к НПА (Постановление КС РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П). КС РФ указал, что федеральному законодателю следует определить особенности судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения налогового законодательства, которые формально не являются НПА, но обладают нормативными свойствами.

Законодатель волю Суда исполнил – с 17 марта вступят в силу законы, которые определяют порядок оспаривания актов, содержащих разъяснения законодательства, причем любого, а не только налогового, и обладающих нормативными свойствами:

Рассмотрим, в каких судах и каким образом будут рассматриваться дела об оспаривании таких актов.

ВС РФ и областные суды

Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, будут оспариваться в порядке административного судопроизводства, соответственно, процедура рассмотрения данных дел устанавливается КАС РФ (ст. 2 Закона № 18-ФЗ).

Определено, что дела об оспаривании таких актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, в том числе ПФР, ФФОМС, ФСС России, будет рассматривать в качестве суда первой инстанции ВС РФ (ст. 21 КАС РФ дополняется п. 1.1; соответствующие изменения вносятся и в ч. 4 ст. 2 Закона о ВС РФ). Содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами акты органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований будут рассматриваться областными и равными им по уровню судами (верховными судами республик, краевыми судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов; соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 20 КАС РФ).

Рассмотрение дел об оспаривании указанных актов будет происходить в том же порядке, что и оспаривание нормативных актов (гл. 21 КАС РФ), за исключением ряда особенностей, закрепленных в новой ст. 217.1 КАС РФ (подп. “б” п. 7 ст. 2 Закона № 18-ФЗ). Подать административный иск о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим сможет гражданин, в отношении которого этот акт применен, общественное объединение – в защиту прав, свобод и законных интересов всех своих членов, прокурор (в рамках своей компетенции), а также все остальные субъекты, которые вправе оспаривать нормативные акты (ч. 1-4 ст. 208 КАС РФ). Основание предъявления иска – предполагаемое истцом несоответствие содержания акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им законодательных норм. При этом из подаваемого в суд административного искового заявления об оспаривании данного акта должно следовать, что он нарушает или затрагивает права или законные интересы истца. В противном случае суд откажет в принятии заявления (п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ в новой редакции).

Соответствующие административные дела будут рассматриваться в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления (ч. 1 ст. 213 КАС РФ).Стоит отметить, что граждане, не имеющие высшего юридического образования, смогут участвовать в них только вместе с представителями (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании акта разъяснительного характера суд должен будет выяснить:

  • нарушает ли акт права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в интересах которого подан иск;
  • обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
  • соответствуют ли положения акта смыслу разъясняемых им норм законодательства. Причем обязанность доказывания такого соответствия возлагается на орган (организацию или должностное лицо), принявший этот акт.

В случае установления всех этих фактов оспариваемый акт будет признаваться судом не действующим полностью или в соответствующей части – со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Если же будет установлено, что документ не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений, требования истца о признании его недействующим не будут удовлетворяться.

Таким образом, можно выделить следующие признаки акта с нормативными свойствами: закрепление в нем общеобязательных правил, не предусмотренных в законе, который разъясняется актом, распространение этих правил на неопределенный круг лиц, неоднократность применения акта. Официального же определения понятия “акт, содержащий нормативные свойства” новые законы не содержат. “Еще на стадии разработки законопроектов, на основе которых приняты законы, критике подвергались их отдельные формулировки. Против использования термина “акты, обладающие нормативными свойствами” высказывались некоторые законодатели. Несмотря на критику, формулировка не изменилась, и прогнозируемые последствия в виде необоснованных отказов в принятии заявлений и увеличения нагрузки на суды станут реальностью”, – отмечает адвокат, эксперт Юридического сервиса 48Prav.ru Евгений Корнев.

Другие эксперты, напротив, считают, что формулировки новых законов не являются неопределенными. “Толкование нормативных свойств акта уже есть в теории права, они определяются именно через эти три основных признака: общеобязательность содержащихся в акте правил поведения, которая подразумевает возможность применение мер государственного правового принуждения к их соблюдению, неограниченный круг лиц, которым адресован акт, неоднократность его применения во всех аналогичных ситуациях”, – поясняет управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний “СБП” Ольга Пономарёва. “Внесенные в закон изменения лишь призывают обратить внимание на содержательную характеристику такого рода оспариваемых актов, а не смотреть только на их форму”, – добавляет адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы “Барщевский и Партнеры” Яна Чернобель. А управляющий партнер юридической компании “Ценные Бумаги Консалтинг” Дмитрий Волосов и вовсе считает, что содержащие разъяснения законодательства акты государственных органов и фактически приравненных к ним структур всегда обладают нормативными свойствами. “В противном случае само такое разъяснение теряет всякий смысл”, – уверен он. Кроме того, эксперт обращает внимание на то, что новые законы не решают другую, не менее важную проблему: когда какое-либо требование, не предусмотренное законодательством, устанавливается разъяснениями высших судов.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Размер госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции с заявлением об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, такой же, как при оспаривании нормативных актов: 300 руб. для граждан и 4500 руб. для организаций. За оспаривание содержащего разъяснения в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности акта граждане тоже будут платить госпошлину в размере 300 руб. (такой размер пошлины предусмотрен для заявлений об оспаривании нормативных актов в арбитражных судах), а вот организациям подача заявления о признании такого акта недействующим в СИП обойдется дешевле, чем подача заявления об оспаривании нормативного акта – 2000 руб. вместо 3000 руб. Соответствующие изменения внесены в НК РФ (Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 19-ФЗ).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Чтобы узнать, сколько нужно будет заплатить за подачу искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, воспользуйтесь калькулятором расчета госпошлины.

Отсутствие в новых законах понятия “акт, обладающий нормативными свойствами” не удивило юристов потому, что понятие “нормативный правовой акт” в действующем законодательстве тоже отсутствует. Однако его определение уже сформулировано в теории и на практике. Так, например, при подготовке НПА федеральных органов исполнительной власти рекомендуется (приказ Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88) использовать определения нормативного правового акта и правовой нормы, данные Госдумой (постановление Госдумы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД). ВС РФ в свою очередь указал, на какие моменты должны обращать внимание суды при рассмотрении дел об оспаривании НПА (Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. № 48). Поэтому можно предположить, что аналогичным образом Суд сформулирует и позицию по рассмотрению актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Суд по интеллектуальным правам

В отдельную категорию выделены дела об оспаривании содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами актов федеральных органов исполнительной власти в сфере:

  • патентных прав и прав на селекционные достижения;
  • права на топологии интегральных микросхем;
  • права на секреты производства (ноу-хау);
  • права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;
  • права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Рассмотрение таких дел отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (соответствующие изменения внесены в АПК РФ и п. 1 ст. 43.4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”). Процедура рассмотрения – такая же, как при оспаривании в СИП нормативных правовых актов (гл. 23 АПК РФ), за некоторыми исключениями.

При рассмотрении дела суд должен будет установить наличие у оспариваемого акта нормативных свойств – по трем указанным выше признакам. В результате СИП будет выносить решение о признании оспариваемого акта либо не обладающим нормативными свойствами и соответствующим разъясняемым им нормативным положениям, либо не действующим полностью или в части (ст. 195.1 АПК РФ).

Подавать заявление о признании недействующим акта, содержащего разъяснения, которые касаются прав на результаты интеллектуальной деятельности, смогут граждане, организации и иные лица, считающие, что этот акт обладает нормативными свойствами, по своему содержанию не соответствует разъясняемым им нормативным положениям и нарушает их права или законные интересы. Кроме того, в защиту прав и интересов граждан и организаций в СИП вправе будут обратиться прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ч. 1-2 ст. 192 АПК РФ).

Cтоит отметить, что в случае, когда акт, обладающий нормативными свойствами, был опубликован в официальном издании федерального органа исполнительной власти или другом официальном издании, в этом же издании должно быть опубликовано и вступившее в законную силу решение СИП по делу об оспаривании этого акта (ст. 196 АПК РФ).

Можно констатировать, что в новых законах официально закреплена неоднократно высказываемая ранее позиция КС РФ о том, что при оспаривании актов нормативного характера суды должны учитывать их содержание, а не только форму, процедуру принятия и другие формальные признаки (Определение КС РФ от 5 ноября 2002 г. № 319-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 442-О, Определение КС РФ от 3 апреля 2007 г. № 363-О-О). “Теперь заинтересованным лицам будет проще обосновать возможность оспаривания такого рода актов, и они с большей надеждой будут обращаться, в частности, в ВС РФ”, – уверена Яна Чернобель.

Антон Жданов, руководитель офиса МЮГ AstapovLawyers в Москве:

“В связи с расширением компетенции судов в отношении актов, обладающих нормативными свойствами, но формально не являющихся нормативными, увеличится и их нагрузка. Однако поскольку обязанность доказывания соответствия положений оспариваемого акта разъясняемым им нормативным положениям возлагается на орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, процедура рассмотрения дела об оспаривании потребует от судов меньше процессуальных действий. Таким образом, принятые законы способствуют расширению прав граждан на защиту в суде их прав, нарушенных актами федеральных органов исполнительной власти”.

Тем не менее пока эксперты не дают точных прогнозов о том, насколько увеличится нагрузка на суды после вступления в силу Закона № 18-ФЗ и Закона № 2-ФКЗ.

Очередной возврат заявления письмом, исключающим обжалование!

#1 322223 322223 –>

Производство в СОЮ апелляционной инстанции.

Истцом было подано заявление о принятии дополнительного апелляционного определения на основании п.1 ч.1 ст. 201 ГПК РФ.
Судья городского суда вернула заявление письмом, не вынося определение.
В письме сказано: «Возвращаю без назначения в суд апелляционной инстанции ввиду того, что определение суда апел. инстанции вступает в силу с момента его вынесения и исключает возможность вынесения судом апел. инстанции какого-либо дополнительного апелляционного определения ».

Вопрос 1: Как обжаловать это письмо? Так как ГПК не предусмотрено обжалование писем, жалоба будет возвращена!
Вопрос 2: Как назвать жалобу – частная или кассационная? Срок обжалования? (Склоняюсь к тому, что касационная и срок 6 мес. со дня вынесения).

Между тем:
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС, приведенными в п. 57 Постановления от 19.06.2012 N 13 “О применении судами норм ГПК, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции”-

При наличии обстоятельств, предусмотренных в п.1 ч.1 ст. 201 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле , вынести дополнительное апелляционное определение в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. При этом дополнительное апелляционное определение может быть вынесено не позднее установленного законом срока на кассационное обжалование апелляционного определения, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Напомню – согласно ч. 3 ст. 201 ГПК РФ на определение суда об отказе в принятии дополнительного решения суд может быть подана частная жалоба.
Согласно ч.1 ст. 327 суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Как все это увязать между собой?

Сообщение отредактировал 322223: 04 Апрель 2013 – 08:38

#2 Святослав Святослав –>

  • Partner
  • 4 853 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Как все это увязать между собой?

    #3 Mishnёva Mishnёva –>

    Сообщение отредактировал Mishnёva: 04 Апрель 2013 – 13:47

    #4 Alderamin Alderamin –>

    Производство в СОЮ апелляционной инстанции.

    Истцом было подано заявление о принятии дополнительного апелляционного определения на основании п.1 ч.1 ст. 201 ГПК РФ.
    Судья городского суда вернула заявление письмом, не вынося определение.
    В письме сказано: «Возвращаю без назначения в суд апелляционной инстанции ввиду того, что определение суда апел. инстанции вступает в силу с момента его вынесения и исключает возможность вынесения судом апел. инстанции какого-либо дополнительного апелляционного определения ».

    Вопрос 1: Как обжаловать это письмо? Так как ГПК не предусмотрено обжалование писем, жалоба будет возвращена!

    #5 322223 322223 –>

    Спасибо Alderamin , за ответ на вопрос 1. Хотелось бы и ответ на вопрос 2

    Где такие творческие люди сидят?

    #6 Mishnёva Mishnёva –>

    Миллион раз говорилось – подобные письма являются определениями в ненадлежащей форме.

    #7 greeny12 greeny12 –>

    подобные письма являются определениями в ненадлежащей форме. А раз это определение, то оно может быть обжаловано.

    #8 322223 322223 –>

    проблема иногда решается подачей заявления в порядке ст. 6.1 ГПК РФ

    В соответствии с ч.6 ст. 6.1 в случае если после принятия искового заявления или заявления к производству дело длительное время не рассматривалось и судебный процесс затягивался, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

    Ходатайство об ускорении рассмотрения дела не может быть удовлетворено так как дело рассмотрено и решение суда вступило в законную силу – ускорять нечего!. (подпись – любой отечественный судья).

    Сообщение отредактировал 322223: 05 Апрель 2013 – 03:16

    #9 Alderamin Alderamin –>

    Миллион раз говорилось – подобные письма являются определениями в ненадлежащей форме.

    А кем говорилось? Пажааааалуйста, скажииииите! А то ни разу, вот ни разу вообще не видела такого.

    Говорилось участниками форума.

    подобные письма являются определениями в ненадлежащей форме. А раз это определение, то оно может быть обжаловано.

    подобные письма не являются судебными актами, подлежащими отмене или модификации.

    #10 Mishnёva Mishnёva –>

    N лет тому назад, когда подобные письма клепались судами массово, ВС РФ считал иначе, и нет оснований думать, что в его сознании с тех пор что-то изменилось.

    #11 322223 322223 –>

    подобные письма клепались судами массово, ВС РФ считал иначе

    Оно-то это так! Но до ВС РФ дойти еще надо.

    Как был бардак так и остался.

    ОДНАКО! не моё, откуда-то спер, источник не знаю.

    Было бы несправедливым с нашей стороны не упомянуть, что ВС РФ также внес свою лепту в прекращение данной порочной практики.
    Решением ВС РФ от 21 мая 2007 г. N ГКПИ06-1601 положения Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 29 апреля 2003 г. N 36, были признаны недействующими в части, допускающей возврат истцу (заявителю) заявлений и приложенных к ним документов без копии определения судьи о возвращении заявления в связи с невыполнением в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении заявления без движения, и в части, допускающей возврат лицам, подавшим кассационные жалобы или представления, этих жалоб и представлений без копии определения судьи о возвращении кассационной жалобы, представления в связи с невыполнением в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы, представления без движения. В данном решении ВС РФ привел в том числе правовые позиции КС РФ, выраженные в Определениях от 18 июля 2006 г. N 358-О , от 25 января 2007 г. N 68-О-О , от 20 февраля 2007 г. N 124-О-О .
    К сожалению, данное решение ВС РФ не прекратило полностью практику возвратов процессуальных обращений заявителей и истцов внепроцессуальным образом без вынесения определений. К счастью, ВС РФ не отвернулся от данной проблемы и в одном из кассационных определений выразил следующий подход: “. несоблюдение судьей районного суда предусмотренного действующим процессуальным законом порядка рассмотрения вопроса о принятии заявления гражданина к производству суда ( ст. 133 – 136 ГПК РФ) не могут служить препятствием для рассмотрения подобного заявителя областным судом надлежащим образом и ограничивать право Г.А.М. на обжалование принятых по ее жалобе судебных актов (письма вместо определения), гарантированное ей ст. 46 Конституции РФ и главой 40 ГПК РФ. Соответственно, само по себе нарушение судом первой инстанции требований процессуального законодательства и принятие решения по заявлению гражданина без соблюдения требований к форме и содержанию принимаемого судом акта не является основанием для отказа вышестоящего суда в пересмотре данного акта. Наоборот, нарушение требований процессуального законодательства к форме и содержанию принятого судом процессуального решения является основанием к его отмене, противное означало бы лишение гражданина права на доступ к правосудию, в частности, права на обжалование неправомерных действий судьи по принятию заявления гражданина к производству суда” .

    Господа! Выскажите свое мнение по вопросу 2 изложенного в первом посте темы!

    Сообщение отредактировал 322223: 05 Апрель 2013 – 21:11

    Апелляционная жалоба на решение суда

    Апелляционная жалоба на решение суда — скачать образец

    Апелляционная жалоба на решение суда по гражданскому делу, с учетом последних изменений законодательства. Узнайте правила подачи апелляционной жалобы, скачайте образец жалобы, в том числе заполненный, ознакомьтесь с примером апелляционной жалобы, задайте вопросы по ее оформлению юристам.

    Что такое апелляционная жалоба на решение суда

    Апелляционная жалоба — это жалоба на не вступившее в законную силу решение суда.

    Апелляционная жалоба подается при несогласии с решением суда. Может быть подана на решения любых судов, рассмотренных по первой инстанции. Такая жалоба может быть подана на решения мировых судей, районных и городских судов, областных, краевых и республиканских судов, а также на решения Верховного Суда РФ.

    Подать апелляционную жалобу могут лица, участвовавшие в рассмотрении гражданского дела. Остальные граждане могут подать жалобу только в случае, если решение будет влиять на их права и обязанности, этот факт они должны будут подробно обосновать в тексте жалобы (статья 320 ГПК РФ)

    Апелляционная жалоба рассматривается вышестоящей инстанцией — судом апелляционной инстанции. Перечень судов апелляционной инстанции приведен в статье 320.1 ГПК РФ. По результатам рассмотрения жалобы решение может быть отменено, изменено или оставлено без изменения. Результат рассмотрения жалобы оформляется апелляционным определением. Вынесение апелляционного определения означает вступление в законную силу решения суда.

    Решение районного суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в течении 1 месяца со дня его принятия. Срок начинает течь с момента изготовления мотивированного решения. Обычно в судебном заседании судья объявляет только резолютивную часть решения, откладывая составление полного решения на срок до 5 дней. О дате изготовления решения в окончательной форме судья объявляет при оглашении решения в конце судебного заседания. Если этого не сделано, нужно уточнить дату изготовления мотивированного решения в суде при получении копии решения.

    Как составляется апелляционная жалоба на решение районного суда

    Апелляционная жалоба составляется после получения и изучения мотивированного решения суда. Это позволит понять логику суда при вынесении решения, оценить его доводы и подвергнуть критике установленные судом обстоятельства. Без мотивированного решения апелляционная жалоба будет поверхностной и бессодержательной.

    Иногда, если суд задерживает изготовление мотивированного решения, составляется краткая апелляционная жалоба, которая формально должна учитывать все требования, предъявляемые к апелляционной жалобе, но может содержать не полное обоснование позиции заявителя. Такая жалоба составляется для того, чтобы не пропустить срок обжалования. Потом можно будет составить дополнительную апелляционную жалобу, уже с полным обоснованием позиции заявителя жалобы.

    Содержание апелляционной жалобы должно соответствовать требованиям статьи 322 ГПК РФ.

    Шапка апелляционной жалобы на решение суда

    В апелляционной жалобе обязательно указывается наименование суда, куда она подается. Наименование суда для обжалования обычно указывается в конце решения суда, в таком виде: «Решение суда может быть обжаловано в течение 1 месяца в ….. суд». Если это наименование не указано, то его всегда можно найти самому. Так решения районных и городских судов обжалуются в областные, краевые, республиканские суды. Например, в Московской области апелляционные жалобы подаются в Московский областной суд, в Краснодарском крае — в Краснодарский краевой суд, а в Татарстане — в Верховный Суд Республики Татарстан. В Санкт-Петербурге и Москве апелляционные жалобы на решения районных судов подаются в Санкт-Петербургский или Московский городской суд, соответственно.

    В апелляционной жалобе указываются полные данные заявителя, ее подающего. Это фамилия, имя и отчество без сокращений, звучащие, как указано в паспорте. Это адрес места жительства или места нахождения заявителя, по этому адресу суд будет направлять извещение о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции.

    В жалобе должно быть указано ее наименование — Апелляционная жалоба на решение суда, чтобы у суда не было оснований принять ее за другой документ. Должно быть указано решение суда, которое обжалуется. Наименование решения суда должно содержать дату вынесения решения, наименование суда, его вынесшего, данные истца и ответчика и суть требований истца. Наименование решения обычно пишется в установочной части решения до слов: «Установил». Например, решение Тверского районного суда г. Москвы от 17.06.2016 года по гражданскому делу по иску Иванова Ивана Ивановича к Петрову Петру Петровичу о взыскании долга по договору займа.

    Содержание описательной части апелляционной жалобы

    В описательной части апелляционной жалобы необходимо привести основания по которым заявитель не согласен с выводами суда и считают выводы суда неверными.

    При составлении описательной части можно просто описать, почему решение суда кажется заявителю незаконным и подлежащим изменению или отмене. Но лучше взять за основу основания для отмены решения, перечисленные в статье 330 ГПК РФ. Найдя подходящие основания для отмены, можно наполнить их содержанием, с учетом конкретных обстоятельств по гражданскому делу.

    Не стоит в апелляционной жалобе заново приводить решение суда. Оно уже есть в деле, с ним обязательно ознакомятся судьи в апелляции, приведение выдержек и цитат из решения просто загромоздят текст жалобы и сделает ее трудной для понимания. Старайтесь описательную часть сделать краткой, по сути, чтобы было понятно на какие моменты суду второй инстанции стоит обратит внимание, с чем конкретно не согласен заявитель. Из практики юристов хорошим содержанием апелляционной жалобы будет текст не больше 3 страниц печатного текста.

    Требования в апелляционной жалобе

    После оснований для отмены в тексте апелляционной жалобе должны быть приведены требования, которые заявляет податель этой жалобы. Требования не могут быть произвольными. они должны соответствовать полномочиям суда апелляционной инстанции (статья 328 ГПК РФ). Лучше свои требования привести полностью идентичными тем. которые указаны в законе.

    Так в апелляционной жалобе можно заявить следующие требования:

    • отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение;
    • отменить решение суда первой инстанции в части и принять по делу новое решение;
    • изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
    • отменить решение суда первой инстанции полностью и прекратить производство по делу;
    • отменить решение суда первой инстанции в части и прекратить производство по делу части;
    • отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.

    Когда требуется частичная отмена или изменение решения суда, в апелляционной жалобе указывается в какой именно части заявитель просит отменить или изменить решение суда.

    Приведенные требования соответствуют полномочиям суда второй инстанции, другие требования заявлять нельзя, это будет противоречить требованиям процессуального закона и они не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции.

    Требования в апелляционной жалобе указываются после слов: «Прошу». Лучше, если несколько требований будет пронумеровано и разделено между собой. Если по делу требуется новое решение, то в требованиях заявитель должен указать, как оно должно звучать. Например: «Вынести по делу новое решение, в котором в исковых требованиях истца отказать полностью».

    Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе по ГПК РФ

    После требований подателя жалобы необходимо перечислить все документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, обязательно необходимо приложить копии жалобы. Копии прилагаются по числу лиц, участвующих в деле.

    Также к апелляционной жалобе прилагается квитанция об оплате госпошлины. если заявитель не освобожден от оплаты.

    Обратите внимание!
    актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день:
    госпошлина в суд

    Другие документы, как правило, к апелляционной жалобе не прилагаются, поскольку они уже есть в материалах гражданского дела. Если есть необходимость приложить дополнительные доказательства, которые не были представлены в дело или были представлены, но отклонены судом первой инстанции, обязательно составляется ходатайство о дополнительных доказательствах. Такое ходатайство можно привести в тексте жалобы или оформить отдельным документом (тогда укажите это ходатайство, как приложение к жалобе).

    В конце апелляционной жалобе заявитель должен поставить свою подпись и дату составления апелляционной жалобы. Дата составления не обязательно должна совпадать с датой подачи.

    Подача апелляционной жалобы на решение суда по гражданскому делу

    Апелляционная жалоба на решение суда подается через тот же суд, который рассмотрел гражданское дело. Именно судья этого суда решает вопрос о возможности принятия жалобы, выполняет действия, предусмотренные статьей 325 ГПК РФ, после чего направляет жалобу вместе с гражданским делом в суд апелляционной инстанции. Если жалоба была направлена в апелляционный суд, она все равно будет возвращена в суд рассмотревший гражданское дело для решения вопроса о ее принятии.

    Срок подачи апелляционной жалобы, как уже отмечалось, составляет 1 месяц с момента изготовления мотивированного решения суда. Пропущенный срок обжалования может быть восстановлен по ходатайству заявителя, которое подается одновременно с жалобой.

    После подачи апелляционной жалобы нужно дождаться ее принятия. Если жалоба принята, заявитель получит уведомление о назначении дела в апелляционной инстанции. При оставлении жалобы без движения, нужно исправлять ее недостатки. А если жалоба возвращена, нужно смотреть основания возврата и либо восстанавливать срок, либо подавать ее в другой орган. не исключено обжалование определения суда о возврате жалобы.

    Жалоба в апелляционный суд — дополнительные материалы

    Кроме самой жалобы и знаний по ее составлению и подаче, заявителю потребуется дополнительные сведения по рассмотрению жалобы в суде апелляционной инстанции, порядке обжалования действий суда связанных с принятием и рассмотрением апелляционной жалобы на решение суда по гражданскому делу. Следует обратить внимание на специфику подачи апелляционной жалобы мировым судьям.

    Нарушение процедуры уведомления как причина восстановить сроки судебного обжалования

    На практике часто встречаются ситуации, когда ответчик узнает о судебном акте против него уже в процессе исполнения судебного решения. Что в таких случаях делать и есть ли шанс восстановить срок обжалования судебного акта — об этом и пойдет речь в настоящей статье.

    Итак, процесс уведомления участников судебного процесса описан в ст. 113 ГПК РФ, 121 АПК РФ и 96 КАС РФ. Указанные нормы регламентируют порядок уведомления сторон и связывают возможность уведомления с использованием современных систем коммуникации – сети Интернет, в частности, с помощью размещения информации на официальных сайтах судов, извещения сторон по электронной почте. Однако сторона спора считается извещенной посредством сети Интернет, если имеются сведения о получении ею первого судебного извещения. Как правило, учитывая сложности, связанные с доказыванием принадлежности адреса электронной почты конкретному участнику спора, первое извещение направляется почтой России по адресу регистрации участника процесса, в т.ч. адресу юридического лица, содержащемуся в ЕГРЮЛ. Корреспонденция направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

    Лицо считается уведомленным не только, когда письмо получено, о чем имеется соответствующая отметка в уведомлении о вручении, но и когда письмо возвращено в суд с отметкой об истечении срока хранения. В этом случае, помимо общей нормы – ст.165.1 ГК РФ, согласно которой сообщение считается доставленным, и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено, или адресат не ознакомился с ним, работают и процессуальные. Так, согласно ст. 123 АПК РФ, лицо считается уведомленным, в т.ч. если, несмотря на почтовое извещение, не явилось за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд. В ГПК статья 117 рассматривает неполучение судебной корреспонденции как отказ от получения и считает сторону уведомленной надлежащим образом.

    Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что, если судебное письмо направлялось по адресу регистрации или нахождения юридического лица, а вы не пришли на почту и не получили его, возможность оспаривая потеряна, т.к. у суда имелось основание рассматривать спор и считать вас уведомленным надлежащим образом. Это почти так, но как говорит известная идиома: «Дьявол кроется в деталях». Как видно из изложенного, помимо суда и участников спора в реализации процесса судебного уведомления участвует “Почта России”, на которую возложена функция доставки судебных извещений.

    На основании ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ “О почтовой связи” порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее – Правила оказания услуг). Помимо Правил действует Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденный Приказом ФГУП “Почта России” от 17.05.2012 N 114-п (далее – Порядок), и Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда “Судебное”, утвержденные Приказом ФГУП “Почта России” от 05.12.2014 N 423-п (ред. от 15.06.2015) (далее – Особые условия).

    Согласно перечисленным нормативным актам, судебное письмо обрабатывается следующим образом. При неявке адресата за почтовым отправлением разряда “Судебное” в течение 3 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение по ф.22-в, при этом на оборотной стороне регистрируемого почтового отправления делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником (п.20.17 Порядка, п.3.2., п.3.4. Особых условий).

    Кроме того, в Особых условиях, обязательных для исполнения всеми филиалами “Почты России”(п.1.1.), также закреплены следующие существенные положения:

    – при невозможности вручить извещение ф.22-в под расписку оно опускается в ячейку абонентского почтового шкафа, а на отрывной части извещения делается отметка “Опущено в абонентский почтовый ящик”, проставляется дата и подпись почтового работника (п.3.4.);

    – в случае отказа адресата от получения заказного письма (бандероли) разряда “Судебное” работник почтовой связи, доставляющий почтовое отправление, должен зафиксировать отказ путем проставления соответствующей отметки на уведомлении о вручении ф.119 (п.3.5.).

    Важность соблюдения правил обработки корреспонденции подтверждается судебной практикой. Например, АС Западно-Сибирского округа в постановлении по делу А27-11246/2016 указал, что отметки на конверте, вернувшемся в суд апелляционной инстанции, не свидетельствуют о совершении органом почтовой связи двух попыток вручения почтовой корреспонденции адресату, в связи с чем суд апелляционной инстанции не допустил нарушения закона при продлении срока устранения причин оставления жалобы без движения. АС Северо-Западного округа, рассматривая дело А56-41239/2015, установил, что организация почтовой связи предприняла лишь одну попытку вручения судебного извещения, и уже через три дня после выписки первичного уведомления письмо было возвращено в арбитражный суд. При таких обстоятельствах суд посчитал, что сторона не может считаться уведомленной надлежащим образом, т.к. почтой допущены нарушения порядка судебного извещения.

    На основании изложенного следует, что судебная корреспонденция не только должна вернуться в суд с соответствующими отметками, но и быть правильно обработана сотрудниками почты, в противном случае отметки почты не смогут подтвердить извещение адресата.

    Резюмируя, хотелось бы добавить, что обратиться за квалифицированной юридической помощью никогда не поздно. Опытный юрист разберется в процессуальных формальностях судебного уведомления и составит необходимые для отмены решения документы.

    Читайте также:  Взыскание текущих платежей при банкротстве должника
    Ссылка на основную публикацию
    Обратите внимание!