Оборудование дороги вдоль участка и возможности ее дальнейшего выкупа

НТВП “Кедр – Консультант”

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

О порядке выкупа у частного лица земельного участка для строительства дороги

Заявитель К. является собственником дома и земельного участка, где планируется строительство дороги, вследствие чего возможно изъятие земельного участка.

Вопрос заявителя: каков порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Ответ юриста.

Изъятие и выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд определяется ст. 279 ГК РФ (Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд), при этом земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В соответствии с 5. ст. 279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок уведомления описан в п. 10 ст. 56.6. Земельного Кодекса РФ (Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд).

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу ст. 282, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

Ходырева Ольга Павловна, юрисконсульт ПО «Ижмебель»

Консультация была дана в ноябре 2014 г.

Шантаж со стороны владельца дороги

Юр. лицо выкупило на торгах земельный участок площадью несколько гектар (земли с/х угодий с разрешенным использованием для строительства дачных домов). Выполнил работы по межеванию, отсыпал дороги, подвел электричество и выставил земельные участки на продажу. Все участки были приобретены частными лицами на основании договоров купли-продажи (см. файл Договор.pdf). По прошествии 2 лет с момента продажи земельных участков организация, продававшая участки, произвела межевание дороги следующим образом: ширина дороги в первоначальном варианте составляла 15 метров, оставив для проезда 5 метров посредине дороги, были выделены земельные участки шириной по 5 метров и предложены владельцам смежных участков для выкупа (см. файл Письмо.pdf). Людей, которые отказываются выкупать полосу дороги вдоль своего участка начали шантажировать, например, заставляют переносить место въезда на участок, обещают построить вдоль участка навес или сарай, не разрешают проводить подсыпку и ремонт дороги и пр.

Вопрос 1: Имел ли право продавец производить межевание и продажу участка общего пользования, по которому проходит дорога и проложены электрические коммуникации?

Вопрос 2: Возможно ли признать недействительными договора купли -продажи полос земли, находящихся между участками и дорогой( изначально земли общего пользования)?

Вопрос 3: Имеет ли право продавец, который в данный момент является владельцем дороги и земли, расположенной между моим участком и дорогой, указывать мне, где делать въезд на мой участок?

Вопрос 4: Можем ли мы потребовать от продавца передать земли общего пользования администрации района или во владение ДНТ (ДНТ пока не создано)?

Сервис считаю полезным. Думаю, воспользуюсь еще не раз.

17 Апреля 2014 20:17

Ответы юристов ( 4 )

Здравствуйте, Николай. 1. При производстве межевания этот деятель был обязан известить вас о межевании и согласовать границы со всеми владельцами прилегающих участков.

2. Если он нарезал участки площадью менее норм предоставления, установленных в вашем МО, образование таких участков незаконно.

3. В любом случае, вы вправе потребовать установление сервитута (для проезда и прохода к вашим участкам.

4. Юрлицо, как собственника земельного участка, вы не можете обязать передать эти участки кому-либо.

Вам следует обратиться в прокуратуру и в земельный комитет городской администрации с жалобой на нарушение ваших прав и требованием проверить соответствие закону осуществленное межевание и формирование новых участков из, по сути, имущества общего пользования, которым является дорога.

Не дожидаясь ответа, можно составить коллективный иск от несогласных собственников с требованием признать результаты межевания незаконными.

Имел ли право продавец производить межевание и продажу участка общего пользования, по которому проходит дорога и проложены электрические коммуникации?

У Вас в договоре все прописано пункт 2.7 Договора. Вас пытаются обмануть, но при прочтении договора Вам сразу станет все понятно, а именно что продавец не может продавать то, что Вам и так принадлежит в соответствии с договором.

Возможно ли признать недействительными договора купли -продажи полос земли, находящихся между участками и дорогой( изначально земли общего пользования)?

Если он заключен незаконно и противоречит первому договору, то несомненно

Имеет ли право продавец, который в данный момент является владельцем дороги и земли, расположенной между моим участком и дорогой, указывать мне, где делать въезд на мой участок?

Николай, это вообще беспредел, где делать въезд решаете Вы при условии, что не ущемляете права других собственников ( например Ваш въезд не пролегает по заповедной зоне и не препятствует въезду других собственников)

Вы можете потребовать от продавца передать земли общего пользования администрации района, мало того, он обязаны это сделать.

А еще лучше написать на них коллективный иск.

Николай, здравствуйте! Дополню свой ответ… Вы можете обратиться в прокуратуру по месту нахождения участков с жалобой (можно коллективной), что нарушены Ваши права, предусмотренные ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ, а именно в соответствии с данной статьей не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. А также укажите, что действия продавца по продаже и межеванию дороги ухудшает качество приобретенного товара, что таким образом продавец намеренно ввел Вас в заблуждение и злоупотребляет своими правами.

Ваши отношения с юр. лицом в первую очередь регулируются законом «О защите прав потребителей», а это очень благоприятно для Вас, так данный закон очень лояльный для потребителя, а обращение в суд не требует уплаты госпошлины.

Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков [Земельный кодекс РФ] [Глава V] [Статья 37]

1. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

2. Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Указанные требования применяются также к договору мены.

3. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

4. Требования, установленные пунктом 3 настоящей статьи, применяются также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.

Направьте в адрес ООО «Поларстрой» Претензию, что его действия по межевании и продажи дороги существенно ухудшает качество товара (земли), которую вы приобрели, т.е. продавец вас во первых ввел в заблуждение, а во вторых злоупотребил правом.

Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)[Закон РФ «О защите прав потребителей»] [Глава I] [Статья 12]

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 — 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Если после претензии, продавец продолжит реализовывать свои намерения, потребуйте с него денежной компенсации за то, что фактически ваш участок обесценился. так как нет возможности проехать к нему. Так же вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру.

В суд вы можете обратиться с иском.

1. Либо выплаты вам денежной компенсации в виде убытков (можно будет провести экспертизу, которая установит, что в связи с отсутствием возможности проехать, земельный участок упал в цене в 5 раз и эту сумму плюс штраф и расходы на экспертизу оплатит ООО (с учетом коллективных исков будет не очень хорошо для ООО).

2. С требованием установить для участков ООО сервитут.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)[Земельный кодекс РФ] [Глава IV] [Статья 23]

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

Читайте также:  Есть ли недвижимость?

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

Тогда явно этот участок у ООО никто не купит, да и незачем, так как запретить ездить и проходить он не кому не сможет.

Особенности аренды земли у государства с правом дальнейшего выкупа: стоимость, сроки и советы

Приобретение земельного участка не всегда сопряжено с непосильными затратами. Земельным кодексом РФ регламентирована право получения земли в аренду с последующим правом выкупа. Далее в статье рассмотрим этот вопрос подробнее.

Аренда земельного надела у государства с последующим правом выкупа – это реальная возможность получения земельного надела с минимальными вложениями. Заключение таких договоров взаимовыгодно, т.к. арендатор приобретает эту землю на выгодных условиях, а арендодатель получает от него регулярные взносы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что говорит закон?

Кроме Земельного кодекса отношения в сфере аренды земли с последующим ее выкупом регламентируются:

  • 624 и 606 статьей ГК РФ, регламентирующей что значит договор аренды земли, принципы оплаты аренды, право последующего выкупа арендованного имущества, в том числе земельного участка в собственность.
  • Гражданским кодексом РФ, определяющим максимальный срок, аренды земли без ее дальнейшего выкупа. Предельные сроки нужны, чтобы имелась возможность разорвать договор в случае, если обе стороны не прекращают аренду, но и не продлевают ее.

Статья 624 ГК РФ. Выкуп арендованного имущества

  1. В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
  2. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
  3. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества.

Как формируется стоимость?

Цена земельного участка, взятого в аренду у администрации с последующим выкупом, определяется кадастровой стоимостью, от которой выплачивается определенный процент арендодателю. Кадастровая цена земли зависит от региона, в котором она расположена:

  1. для граждан и юридических лиц, являющихся собственниками построек на арендованном участке, стоимость будет достигать 60% от кадастровой стоимости;
  2. самая низкая ставка – 2,5% – применяется при выкупе участков из федеральной собственности и предоставляется юридическим лицам, арендующих разделенные участки для создания дачного хозяйства;
  3. обычная стоимость – 20% от кадастровой.

Кто имеет право?

Взять участок в аренду у государства с последующим приобретением прав собственности может каждый желающий гражданин, подавший заявку, в том числе и иностранный. Также арендаторами могут выступать и юридические лица. Об аренде у государства читайте тут.

Где брать участок?

Найти земельный надел можно в любом населенном пункте, обратившись в местные органы власти, либо кадастровую палату, где помогут найти свободный для аренды участок, пригодный для использования. Исключения составляют:

  • парк или заповедник национального значения;
  • земли, с расположенными на них зданиями особого назначения (ВС РФ, ФСБ);
  • зона административно-территориальных образований закрытого типа;
  • земли, вблизи которых осуществляются работы на АЭС и хранение, переработка радиоактивных отходов;
  • земли, с расположенными объектами, предназначенными для охраны границ страны.

Сроки выкупа

Выкуп жилья, согласно государственной программе, должен быть произведен в течение не менее трех лет с момента заключения договора аренды. Заявление о выкупе в собственность без торгов нужно подать до окончания действия договора.

Инструкция: как взять участок с дальнейшим приобретением?

  1. Подбор земли.

Для того чтобы подобрать участок в долгосрочную аренду нужно обратиться в кадастровую палату или воспользоваться публичной картой на сайте УФРС самостоятельно, либо узнать о проведении аукциона на участки органами местного самоуправления и выбрать из имеющихся.
Подготовка документов.

После подбора участка необходимо подготовить пакет документов для обращения в администрацию.

  • паспорт и копия паспорта;
  • заполненное заявление;
  • выписка с карты (счета), подтверждающая платежеспособность арендатора;
  • документы, подтверждающее право льготы.

О необходимых документах, составлении заявления и договора для аренды земли у администрации читайте тут.

Затем в местный орган самоуправления нужно написать заявление на имя либо главы, либо начальника отдела земельных отношений. В заявлении указываются:

  • сведения о заявителе;
  • информация об участке (его расположение, площадь, назначение, кадастровый номер, другие пункты, требуемые в конкретном субъекте);
  • план оформления в собственность;
  • сроки;
  • известные обременения;
  • данные о личных льготах.

В конце требуется указать прилагающийся пакет документов, дату и подпись. Сотрудники муниципалитета на основе запроса и собственных данных по запрашиваемому земельному участку готовят ответ в течение 1 – 2 месяцев.
Получение земельного надела возможно различными путями: через торги и без них. Рассмотрим подробнее каждый способ.

    Участие в аукционе, по инициативе граждан.

В этих аукционах представляют лишь сформированные участки, стоящие на кадастровом учёте. Их владельцами являются муниципалитет либо государство. Такие наделы можно подобрать, как мы уже говорили, на общественной кадастровой карте.

Разрешение на проведение торгов возможно в случае, когда точно известны границы участка, на торги претендует не менее двоих участников, земельный надел принадлежит государству, наличие данных о техническом состоянии земли, участок не ограничен в обороте и не зарезервирован ранее для государственных нужд.
Торги, проводимые местной администрацией.

В отличие от предыдущего способа здесь предметом торга станет не земля, а плата за аренду этой земли. Побеждает участник, предложивший максимальную сумму оплаты. Торги начинаются с самой низкой ставки в 1 – 2% от кадастровой стоимости участка.

Число лотов соответствует количеству заявленных участков. Администрация предоставляет информацию о предстоящих торгах за 30 дней до проведения. Организатор определяет сроки подачи заявок и заключения соглашения, выбирает место проведения аукциона, готовит план мероприятия. Оговариваются правила внесения и возврата залога. Документы прекращают принимать за 5 дней до начала торгов.
Аренда без торгов для льготников. На федеральном уровне к ним относятся молодые специалисты и многодетные семьи. На региональном – льготный список может быть расширен. В аукционе могут участвовать даже земли, предназначенные для особых государственных нужд. Арендная плата в этом случае станет меньше.

Достаточно рискованный способ, поскольку получение земли в данном случае никто не гарантирует, а понесенные затраты вернуть уже не удастся.

  1. Сначала нужно выбрать свободный надел и с помощью кадастрового инженера определить границы и подготовить план.
  2. Затем написать и подать заявление в местную администрацию и ждать ответ.
  3. После рассмотрения и при отсутствии отказа участок нужно поставить на кадастровый учёт. Для этого необходимо постановление главы района или земельного отдела администрации, план участка.
  4. С этим пакетом документов нужно снова идти к инженеру для составления кадастрового паспорта и документов о межевании. На это уйдет порядка месяца.
  5. Только после этого можно подавать заявление о предоставлении участка в аренду, которое будет рассматриваться примерно 30 дней.
  6. И после получения согласия местного органа самоуправления можно заключать соглашение по предоставлении права аренды.
  • Написание договора аренды.

    Для составления договора потребуются:

    • заявление арендатора;
    • правоустанавливающие документы;
    • кадастровый паспорт участка и две схемы с обозначенными границами;
    • паспорт заявителя;
    • квитанция об оплате госпошлины.

    В договоре указываем:

    • всю информацию о земельном участке, которая позволяет его идентифицировать;
    • назначение земли;
    • сроки предоставления аренды и возможность выкупа;
    • расчет арендной платы с указанием точной суммы;
    • реквизиты счета;
    • права и обязанности арендатора и арендодателя;
    • условия использования участка;
    • порядок разрешения споров;
    • способ продления или расторжения договора.

    Мы рассмотрели, как можно взять в аренду земельный участок у городской администрации с последующим выкупом.

    О правилах аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города, о ценах и льготах читайте здесь.

    Случаи отказа

    Причин для отказа может быть очень много, причем в каждом регионе могут действовать свои нюансы.

    Основные:

    • заявленный надел уже оформлен в бессрочное использование другому физическому или юридическому лицу;
    • участок предназначен для иных нужд муниципалитета или уже участвует в аукционе;
    • на выбранном участке есть постройка, принадлежащая государству или муниципалитету;
    • категория земель не соответствует заявленной цели использования, либо участок уже используется не по назначению (например, на землях ЛПХ начато строительство).

    Если вы получили отказ в праве аренды земли, то в этом случае нужно узнать точную причину, как правило ее указывают в официальном ответе, и попытаться устранить. Если таковая возможность отсутствует, можно подобрать другой участок и начать всю процедуру заново. В любом случае при работе с договорами лучше получать консультации юриста, чтобы избежать проблем в дальнейшем с использованием и выкупом.

    Полезное видео

    Смотрите видео об аренде земельного участка в аренду с правом выкупа:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


    Выкуп земли из аренды: как правильно осуществить?

    Выкуп земли из аренды — достаточно распространенный вариант приобретения участков в собственность. Чаще всего он встречается тогда, когда на арендованных участках уже возведено какое-либо капитальное строение.

    Такой вариант является выгодным и с экономической точки зрения (в таком случае земля покупается по стоимости, равной 3% от кадастровой), и с точки зрения знакомства с конкретным наделом (когда уже после нескольких лет эксплуатации конкретного участка известно, где и какие нюансы в его использовании могут встретиться).

    Однако, процедура выкупа является достаточно сложной. О чем нельзя забывать, приняв решение перевести в собственность тот участок, который до этого находился в аренде?

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
    • +7 (499) 110-86-72 –Москва
    • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

    Что сказано в законодательстве

    Для этого достаточно первоначально оговорить в договоре аренды возможность последующего выкупа арендуемого имущества (в конкретном случае — земельного участка), а по истечении трех лет с момента заключения договора аренды — обратиться с заявлением к собственнику с просьбой осуществить выкуп имущества.

    В том случае, если речь идет о выкупе у государства, здесь необходимо знать, что в большинстве случае процедура будет проходить без торгов (если арендатор успел построить на участке дом, который оформил в собственность по всем требованиям законодательства).

    Однако, в том случае, если на участке капитальных строений нет, то потенциальному покупателю придется поучаствовать в процедуре торгов, в которых выкуп земли будет осуществляться по всем правилам аукциона — кто предложит максимальную стоимость.

    Если рассматривать вариант с приобретением в собственность участка у физического или юридического лица, даже после предварительного пребывания участка в аренде у потенциального покупателя, то здесь достаточно будет указания в тексте договора аренды нормы о возможности выкупа участка, а также составления по итогам прекращения договора аренды простого договора купли-продажи на конкретный участок.

    Таким образом, возможность выкуп земельного участка из аренды осуществить возможно.

    Какие участки выкупить удастся, а какие нет?

    Ответ на этот вопрос также содержится в Земельном Кодексе. Подробно о тех категориях земель, которые могут быть приобретены в собственность после заключения договора аренды, говорит этот нормативный акт в статье 27, посвященной ограничениям оборотоспобности земель.

    Так, в соответствии с этой статьей нельзя приобрести в собственность из аренды (а равно и нельзя арендовать участки с целью капитального строительства, в том числе индивидуального жилого) земельные наделы, категории которых перечислены в п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса.

    К таким землям относятся:

    • Участки, занятые государственными заповедниками и заказниками, а также сооружениями, используемыми для их обслуживания (в случае необходимости расположения таких сооружений отдельно от заповедников или заказников);
    • Земли, находящиеся в распоряжении Министерства Обороны, Министерства Внутренних дел, а также специальных служб, в чьи обязанности входит обеспечение безопасности государства и его границ;
    • Земельные территории, на которых расположены объекты, связанные с атомной энергетикой, а также переработкой ядерных отходов;
    • Территории полигонов ликвидации твердых отходов (как бытового, так и промышленного производства);
    • Земли отчуждения вдоль инженерных коммуникаций, линий электропередач, очистных сооружений, дорог и узлов транспортного сообщения (порты, различные виды вокзалов и транспортных терминалов);
    • Территории, которые определены как охранные зоны для водозаборов (вместе с прилегающими к ним водными притоками, например, специальными каналами, выведенными от рек);
    • Земли, на территории которых сформированы административные образования закрытого типа, которые были созданы для достижения научных целей или целей обороны и защиты государства и его законных интересов, а также проведения работ по использованию атомных ресурсов;
    • Земельные участки, выведенные в резерв для государственных проектов, а также различных проектов муниципального значения (например, для строительства газопроводов разного уровня подчиненности);
    • Участки, находящиеся в лесном фонде (они могут быть взяты только в аренду, а вот выкуп их запрещен);
    • Земли, на которых расположены объекты космического строительства.

    В том случае, если земли не были перечислены в пунктах 4 и 5 статьи 27 Земельного Кодекса, ограничений на их оборот, в том числе и на выкуп, нет.

    Как осуществить выкуп?

    Процесс выкупа земли из аренды в частную собственность (независимо от того, юридическое лицо осуществляет его или физическое) является достаточно сложным и трудоемким.

    Он состоит из нескольких обязательных шагов, на каждом из которых предстоит оформить достаточно большой пакет документов.

    Всего этапов будет пять.

    К ним относятся:

    1. Обращение к собственнику земельного участка с заявлением о выкупе такового на основании ранее заключенного договора аренды и возникшего права приоритетного приобретения надела;
    2. Осуществление кадастрового исследования участка (с целью установления его кадастровой стоимости с учетом возможного изменения границ в силу особенностей эксплуатации);
    3. Постановка участка на кадастровый учет с целью получения документов, подтверждающих существование его и возможность осуществления с ним каких-либо действий юридического характера;
    4. Заключение договора купли-продажи на участок (в случае положительного ответа на вопрос о соглашении о передаче имущества);
    5. Осуществление регистрации вновь открывшегося права собственности (в случае заключения договора о купле-продаже).

    Какие документы потребуются для осуществления выкупа?

    Как уже говорилось выше, вся процедура выкупа будет осуществляться в пять крупномасштабных шагов. На каждом из них будет готовиться пакет документов, подтверждающих правомерность осуществления всего процесса.

    Ключевыми из них будут:

    • Заявление к собственнику участка о возможности выкупа (в нем должны быть указаны как физические, так и кадастровые характеристики участка, основания для осуществления процедуры, а также та сумма денежных средств, которые будут внесены в качестве залога для осуществления всей процедуры и гарантированного выкупа;
    • Последний раздел будет обязательным для тех случаев, когда арендатор участка имеет право приоритетного приобретения земельного надела, например, является собственником построенного на участке дома, бани или гаража);
    • Договор аренды на участок со всеми имеющимися приложениями (например, дополнительное соглашение, по условиям которого зафиксирована возможность осуществления выкупа);
    • Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт, копии кадастрового плана в заверенном виде);
    • Документы, подтверждающие возможность осуществления сделки (например, Постановление Главы администрации о возможности совершения купли-продажи, предварительное соглашение с собственником земельного участка, если речь идет о приобретении земли у частного лица);
    • Квитанции об оплате государственных пошлин на каждом этапе оформления нового права собственности.

    Кроме перечисленных документов при регистрации новой сделки могут потребоваться дополнительные, которые смогут подтвердить правомерность заключаемого соглашения.

    К ним будут относиться:

    • Правоустанавливающие документы, выданные собственнику участка (например, свидетельство о праве собственности и документы, подтверждающие правомерность его получения — договор купли-продажи, свидетельство о вступлении в наследство);
    • Согласие супруга (для физического лица) на совершение сделки (оно может потребоваться в том случае, если осуществление купли-продажи может оказать существенное влияние на бюджет семьи);
    • Документально подтвержденное согласие органов опеки и попечительства (в том случае, если при совершении сделки могут быть затронуты интересы несовершеннолетних членов семьи);
    • Документы, подтверждающие отсутствие каких-либо задолженностей и обременений на конкретном участке (например, налоговых задолженностей или ограничений на эксплуатацию участка или на его оборот — ограничение купли-продажи).

    Что должно быть в договоре?

    Так как оформление свидетельства о праве собственности на выкупленный участок должно производиться на основании документов, подтверждающих правомерность осуществляемых действий, то особое внимание надо уделить составлению договора — в этом случае именно он будет являться основанием для перехода права собственности.

    Среди таковых указываются:

    Наименования сторон-участниц договора

    Кроме полных наименований лиц, участвующих в договоре, необходимо также указать сведения о представителях и документах, которые дают им право заключать подобное соглашение.

    В качестве таковых могут выступать доверенности, выданные на имя представителя и заверенные руководителем организации или учреждения, выписки из Уставов, в которых зафиксировано право подписи договоров различной направленности.

    Для физических лиц, в том случае, если они действуют от имени другого физического лица, необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность, а в случае, если покупку совершает родитель, опекун или законный представитель недееспособного, например, из-за недостижения возраста частичной дееспособности, лица — документы, подтверждающие право представлять интересы такого лица).

    Предмет договора

    В этом разделе должны быть подробно перечислены все характеристики конкретного участка (в том числе и кадастровые сведения), которые помогут идентифицировать его при оформлении перехода права собственности.

    Так, придется указать не только адрес приобретаемого участка, но и его площадь, расположение, а также те значимые особенности ориентирования на местности, которые необходимы для точного определения границ (например, расположение на участке строений, которые могут служить ориентирами для определения границ).

    Основание для заключения договора

    Здесь достаточно будет привести ссылку на ранее заключенный договор аренды или дополнительное соглашение к нему, в котором зафиксирована возможность осуществления покупки конкретного земельного надела.

    Стоимость покупки

    В данном разделе (его название может различаться в зависимости от того, с кем происходит заключение договора, а также от желания составителя) необходимо не только указать ту сумму, которую покупатель обязан выплатить продавцу, но и разъяснить порядок взаиморасчетов за покупку, а также отразить возможность внесения авансовой предоплаты за исполнение договора (например, чтобы покупатель был уверен, что участок достанется именно ему, он может внести до тридцати процентов от цены надела в качестве аванса продавцу. После заключения договора он перечисляет оставшиеся семьдесят).

    Права и обязанности сторон договора

    Данный раздел заключаемого соглашения фиксирует права и обязанности не только продавца, но и покупателя участка, в том числе, в случае наличия каких-либо обременений на нем (например, в том случае, если на участке возможно нахождение каких-либо археологических памятников — остатки древнего поселения или старинного кладбища, о которых продавец догадывается, но не знает точно, возведение на этой земле капитального строения возможно только после проведения соответствующих археологических раскопок, а допуск на территорию участка рабочих становится прямой обязанностью покупателя).

    Возможные форс-мажорные обстоятельства

    Эта часть соглашения должна быть целиком посвящена тем обстоятельствам, по которым сделка может быть признана недействительной, или договор не может быть исполнен.

    Однако, к этому разделу есть одно существенное требование: обстоятельства должны носить характер непреодолимых препятствий для обеих сторон-участниц. В противном случае неисполнение договора влечет за собой наложение штрафных санкций.

    Полные реквизиты сторон-участниц

    В этом разделе указываются как паспортные данные (если речь идет о физических лицах), так и сведения о регистрации юридического лица, его фактический и юридический адрес, банковские реквизиты, на основании которых будет произведен расчет.

    Последним, но также немаловажным разделом, которым договор должен быть завершен, будет информация о времени и месте подписания сторон, а также о тех лицах, которые соглашение подписали.

    Важность этого раздела заключается в том, что только в том случае, если все графы его подписаны, в случае возникновения спорных ситуаций, основания появления которых были зафиксированы еще до подписания текста документа, его можно будет оспорить и, даже, признать недействительным.

    Именно по этой причине на составление такого договора (в случае если это происходит в администрации), отводится не менее тридцати календарных дней. Столько же времени покупатель имеет право использовать на ознакомление с текстом договора и его подписание.

    Как узнать стоимость

    Так как цена приобретаемого участка является одним из определяющих факторов, которые могут оказать влияние на возможность осуществления покупки, необходимо определить, как именно она формируется.

    Для современного рынка недвижимости, существующего в Российской Федерации, существуют два механизма определения стоимости имущества:

    1. Путем расчета процента от кадастровой стоимости того или иного объекта недвижимости (он, например, будет применяться при использовании приоритетного права выкупа участка собственником капитального строения на нем).
    2. Путем анализа рынка аналогичной недвижимости и расчета стоимости конкретного участка на основании полученных данных.

    И в том, и в другом случаях цена будет сформирована исходя из существующих реалий экономической ситуации в данном разделе рынка (кадастровая стоимость устанавливается в размере средней стоимости одного квадратного метра недвижимости:

    • в конкретном регионе, исходя из физических особенностей данной группы участков;
    • рыночная — из расчета цены одного квадратного метра подобного объекта недвижимости).

    То есть, механизмы расчета цены носят схожий характер, однако кадастровая стоимость является более усредненным вариантом.

    Договор задатка при покупке земельного участка не следует путать с соглашением об авансе.

    Можно ли выписаться в никуда? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Соседи-алкоголики доставляют массу неприятностей? Узнайте, в каких случаях их можно выселить, прочитав наш материал.

    Какие сложности могут возникнуть?

    Их условно можно разделить на несколько групп:

    1. Затруднения в оформлении кадастровых документов на участок. Сюда можно отнести не только технические сложности с подготовкой и оформление документов, но и трудности, которые возникают при работе кадастрового инженера на участке (например, невозможность точного определения границ участка из-за его «оползания» в овраг или нарушения границ, установленных ранее, недобросовестными соседями).
    2. Сложности в согласовании права перехода земли. Эта группа формируется из таких примеров, как противодействие заключению сделки органами опеки и попечительства, если ее осуществление может негативно сказаться на положении несовершеннолетних членов семьи лица, участвующего в ней. Сюда можно отнести также возникновение препятствий в согласовании заключаемой сделки со стороны представителей администрации (если выкуп происходит у муниципального образования).
    3. Необходимость подготовки дополнительных документов. Этот вид нюансов возникает чаще всего в том случае, если участок приобретается с использованием материнского капитала или заемных средств в банке.

    Приобретение в собственность участка, находящегося прежде в аренде, является достаточно распространенным видом перехода права собственности в сфере оборота земель. Однако, несмотря на это, сложностей в осуществлении процедуры на данный момент еще достаточно много.

    Но, несмотря на кажущуюся трудность осуществления процедуры, ее итогом становится получение в собственность земельного надела, использовать который в будущем новый владелец может по своему усмотрению.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Земля под дороги

    Денис Черненко, юрист ООО “Тенкон”, г. Санкт-Петербург.

    С 1 января следующего года вступают в силу новые нормы отвода земель под дороги и дорожный сервис в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 “О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса”. Данный вопрос был урегулирован в действующем законодательстве еще в 1974 году, и с тех пор никаких существенных изменений не было.

    Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка этой документации осуществляется с учетом утверждаемых Правительством РФ норм отвода земель для размещения указанных объектов. В настоящее время продолжают действовать нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74, утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.74 N 248.

    Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог местного значения определяется органами местного самоуправления. При установлении порядка использования полос отвода дорог местного значения в соответствии со ст. 56 ЗК РФ допускается установление ограничений прав на землю, в том числе виды разрешенной деятельности и порядок ее осуществления. Пунктом 3 частью 2 ст. 56 ЗК РФ для строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) прямо разрешается определять условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному проекту.

    Анализируя новый подзаконный акт и сравнивая его с советским актом законодательства, можно заметить один важный момент: произошло одновременное увеличение размеров (объемов) поперечных уклонов и уменьшение вариантов предоставления таких больших объемов (если смотреть соотношение высоты насыпи и размера поперечного уклона). Тем самым Правительство РФ, скорее всего, решило прекратить манипуляции дорожников. Вспомним скандал со строительством московских дорог: именно широкий разброс отводов, предусмотренный актом советского законодательства, позволял нечистым на руку дорожникам не просто получить неплохую прибыль при строительстве дорог, но и достаточно ловко уйти от ответственности за прикарманивание государственных денег.

    О дорожном сервисе

    Не секрет, что автодороги должны обеспечиваться объектами дорожного сервиса. Правительством РФ должны быть установлены требования к:

    • обеспеченности автомобильных дорог общего пользования – объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса);
    • перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса.

    Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. До 1 января 2010 года при отсутствии соответствующей документации размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги допускается по согласованию с органами местного самоуправления либо с владельцем автомобильной дороги.

    Внимательное изучение данного подзаконного акта позволяет утверждать, что дорожные службы и те, кто связан со строительством дорог и предприятий придорожного сервиса, оказываются в выигрышном положении.

    Если рассудить здраво, то в большем выигрыше оказываются те, кто занимается придорожным сервисом. Обозначенный акт, по сути, завершает эпоху киосков и палаток в придорожной полосе. Ведь уже и Роспотребнадзор, и иные контролирующие органы неоднократно указывали на то, что придорожный сервис в России оставляет желать лучшего.

    Любой из юристов и предпринимателей скажет, что такие стихийные придорожные заведения а-ля “ночной ларек” выгодны как тем, кто полулегально торгует марсо-сникерсной продукцией либо шашлыками из неизвестно чьего мяса, так и непритязательным водителям-дальнобойщикам. Тем, кто торгует (имеется в виду стихийная и бесконтрольная торговля), выгодно с точки зрения налогообложения и затрат, в области регулирования трудовых отношений. Понятна выгода и дальнобойщиков – дешево и сердито.

    Введение норм землеотводов под объекты строительства придорожного сервиса позволит развить сеть мотелей, стабилизировать и упорядочить земельные отношения и отношения собственности по поводу объектов движимого и недвижимого имущества в придорожной полосе.

    Вопрос не имеет решения?

    Одной из животрепещущих является проблема компенсации собственникам при изъятии земель и построек на земельных участках, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. Этот вопрос освещался в Федеральном законе от 10.05.2007 N 69-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд”.

    Изменения, введенные данным Законом, фактически запрещают перепродажу участков рядом с возможными трассами. А также снижают размер компенсации при изъятии всех построек на зарезервированных участках. Если же сооружения появились после введения режима резервирования, то они могут быть изъяты у владельцев вообще без всякой компенсации. Однако даже такие не совсем удобные для собственников условия резервирования никак не упростили саму процедуру изъятия собственности и не сделали ее менее рискованной и затратной.

    Причина тут проста: если владелец участка или постройки не согласен с предложенной ценой, то изъять собственность есть возможность только через суд, который можно намеренно затягивать на многие годы. Согласно ст. 281 ГК РФ в цену выкупа включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, при этом рыночная цена земли может оказаться даже ниже кадастровой. Отсюда вполне закономерен вывод, что непосредственная близость садовых участков к оживленной трассе или промышленной зоне может снизить их рыночную стоимость практически до нуля. Но почему собственник должен отдавать за бесценок то, во что он вложил огромные средства? Ответа до настоящего времени ни закон, ни законодатель не дают.

    При этом, если внимательно читать законы и подзаконные акты, невольно ловишь себя на мысли, что речь идет не только о земле непосредственно под автодорогой, но и о более широкой “полосе отвода”, на которой будут размещаться объекты дорожного сервиса, коммуникации, наружная реклама и “другие объекты”. Вот тут нелишним будет вспомнить, что в апреле 2007 года Правительство РФ утвердило Постановление “О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог”, которое закрепило за Федеральным дорожным агентством функции изъятия и выкупа. Отсюда вполне закономерен вопрос: из чего все-таки будет исходить Федеральное агентство при определении цены земельных участков и иных объектов собственности?

    В п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства” указывается на то, что при рассмотрении подобного рода споров в случае несогласия собственника участка с решением органов власти о его изъятии либо же при недостижении с ним соглашения о выкупной цене уполномоченные органы имеют право предъявить в арбитражный суд иск о выкупе участка:

    • не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии;
    • не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.

    В противном случае исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению.

    Пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ определено: принудительное отчуждение участка для государственных или муниципальных нужд допускается лишь при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда.

    Арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора, если:

    • владелец земли не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка;
    • выкупная цена не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене.

    Данное указание Пленума противоречит ч. 4 ст. 57 ЗК РФ, согласно которой убытки определяются на день, предшествующий принятию решения об изъятии участков или ином ограничении прав землепользователей. Таким образом, возникает потенциальная угроза нарушения прав граждан и юридических лиц. Ведь стоимость недвижимости сразу после объявления о ее изъятии существенно снижается, зачастую до нуля.

    Помимо собственно принудительного изъятия земельных участков для государственных либо муниципальных нужд существует еще и институт резервирования, который ранее был лишь назван в ЗК РФ. Однако, как было сказано, 10.05.2007 принят Закон N 69-ФЗ, и ЗК РФ был дополнен ст. 56.1 “Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд” и ст. 70.1 “Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд”. Само по себе резервирование дает возможность чиновникам различных уровней власти административным решением зарезервировать практически любой участок на какие-либо государственные или муниципальные нужды.

    Получается, что резервирование исключает возможность выкупа земли, а значит, появился еще один способ “отнятия” земли у владельцев. То есть мы вернулись в изначальное положение, и дальнейшее обращение в судебные инстанции вновь и вновь гонит нас по одному и тому же порочному кругу.

    Территория между участком и дорогой

    Доброго времени суток.
    Сложилась неприятная ситуация с соседми (2 частных дома).
    Находимся в конце улицы, улица чуть наклонена в нашу сторону и вся дождевая вода бежит в нашу сторону.
    Дабы перед гаражом не было болота прокопал перпендикулярно улице канавку (от асфальта до кювета неглубокую, широкую) для слива воды в кювет, а не в дорожку к гаражу.

    Соседи говорят что этот кювет оканчивается около их дома – картошку им всю затапливает и требуют закапать эту канавку. О_о
    Продолжить кювет или сделать насыпь между домом и кюветом не желают – желают чтобы вода убегала дальше по дороге. (большая часть этой воды тогда ко мне бежит и подходить к дому невозможно).

    Так вот вчера закопали мою канавку – я откопал, благо не большая она=)

    Сколько это будет длиться – пока им не надоест страдать ерундой?

    Разговаривать не выходит – бабка непробиваемая =(

    Мб возникнут умные мысли у кого по разрешению вопроса?

    =) Может это хулиганство – закапывать канаву для затопления соседей и идти к участковому с этим вопросом? О_о

    И каков правовой статус этой самой территории между участком и дорогой – может ли любой человек проводить там земельные работы?

    Надо выяснить, чья это земля. Обычно, придорожная территория принадлежит тому же лицу, чья дорога. Решать вопрос по кювету с ним.

    Лицо, которое считает, что его право нарушено, может обратиться в суд. Таким образом вы с соседями будете откапывать/закапывать канавку до тех пор, пока суд не разрешит ваш спор.

    И каков правовой статус этой самой территории между участком и дорогой.

    В конкретном известном случае “поверхность земли” между дорогой и участком в точки зрения блогоустройства и поддержания порядка закреплена за владельцем участка. Сосед не может там ничего копать( или закапывать) без согласования с владельцем участка, напротив которого оговоренная территория. Он, разумеется, может обратиться в администрацию населенного пункта, если действия владельца по “благоустройству” ПРИЛЕГАЮЩЕЙ к его участку территории покажутся ему ущемляющими его права, но “заниматься благоустройством” (копать, закапывать), от может только на аналогичной территории перед своим участком. Разумеется, это только частный случай. Тем не менее, есть и совет . Можно сделать дренаж, когда “изменения рельефа” не нужны – сверху только травка растет ( или дорожка), а вся вода под ней. Это не очень и сложно- так и сделано в конкретном случае. В канаву кладуться дренажные трубы( с дырками, но можно и без труб)) все засыпается крупной щебенкой лучше известковой), свеху песок и дорожка, или земля и травка. Вся вода “просачивается” в указанноу подземную канаву. со всеми вытекающими.

    Подобным образом поступил и на дачном участке. Постоянные дрязги с соседями со стоками воды друг к другу весной и после ливней абсолютно не нужны. Дренаж устроен на достаточной глубине, сверху абсолютно не просматривается и после любого ливня по дорожка можно ходить в тапочка! Естественно, что это требует затрат, но, поверьте, они стоят того.

    территория, находящаяся вне границ сформированых и оформленых надлежащим образом ( с постановкой на учет и присвоением кадастрового номера) земельного участка относится к территории общего пользования.
    Для начала, нужно знать, где происходит дело,. т.е. зона ли это ИЖС застройки, ( в таком случае все обязательства по инженерной подгтовке территории лежат на администрации МО) либо это СНТ (ДНП, или иное некоммерческое объединение граждан), тогда вопрос решается в соответствии с уставом) В любом случае, то, что вы сделали, отрыв канаву – это самовольное производство работ по инженерной подготовке территории. Согласно градостроительного кодекса РФ, данный вид работ не может быть произведен без разрешения и при отсутствии проекта, прошедшего вневедомственную экспертизу. Ваши соседи вправе пожаловатся на вас в администрацию, ГАСН, ГАТИ, которые официально вынесут Вам предписание закопать канаву.

    Абсолютно верно! В случае, о котором я говорил в качестве примера, указанная территория нанесена на “схеме планировочной организации земельного участка”, согласованном с “Гл. архитектором” и обозначена как “Территория общего пользования, закрепленная за владельцами земельного участка N. в целях благоустройства, поддержания чистоты и порядка” ( цитата). Благоустройство включает в себя и некоторые работы, в частности, посадки декоративного кустарника и его подрезка, ОЧИСТКА водостоков и кюветов, скашиванием травы на газоне т.п. Как и говорил, если соседям не понравятся мероприятия по “благоустройству и по поддержанию порядка”, то они вправе. Все верно. Но только это, а не противодействие с помощью лопаты.
    Должен сказать, что подобные проблемы с соседями обычное дело. К сожалению, проводить “мероприятия” с помощью тривиальной лопаты приходится с завидной регулярностью: то трубу прорвет и водоканал сначала все затопит, а потом расковыряет все вокруг, то газовщики постараются испортить рельеф в связи с подключением нового застройщика, а вот и кабель вдоль улицы проложили. как без этого? Подсыпка песка, щебенки и грунта в связи с образованием ям, и/или очистка ЗАСЫПАННЫХ кюветов, приводящая к скапливаению воды на “закрепленной” территории ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, обычное дело Если это не приводит к повреждению уже имеющихся инженерные сооружения и коммуникаций (они нанесены на тойже схеме), то местной администрацией подобные мероприятия по благоустройству обычно поддерживаются. Тем не менее, случаи когда один из соседей проивостоит этому и всем отравляет жизнь совсем не редкость. к сожалению.

    На данный момент с соседями не пересекался – т.е. я откопал, они закопали, я откопал.
    А потом приехал бульдозер и пропахел всю улицу ^_^ (Асфальт только положили, обочину видимо таким обазом вдоль нового асфальта время от времени ровняют) – стока нет, канава полузавалена.
    В выходные буду восстанавливать – если прийдут соседи – порпобую воспроизвести те умые вещи, которые тту были озвучены=)

    Читайте также:  Оплата коммунальных услуг в арендованной квартире
  • Ссылка на основную публикацию