О признании жилого дома непригодным для проживания 30 лет назад

Порядок признания жилья аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу

Жилищный фонд подвергается износу, многие дома становятся аварийными. Жить в таких сооружениях не просто небезопасно, но и опасно для жизни. Большая часть аварийных домов подлежит немедленному расселению и сносу. Однако, чтобы это произошло нужно закрепить за объектом соответствующий статус – аварийный. А вот ветхие строения сносу не подлежат. Зачастую этим активно пользуются власти, сообщая о том, что дом является не аварийным, а ветхим. На самом же деле здание готово вот-вот обрушиться и создает реальную опасность для жителей.

Можно ли повлиять на признание жилья аварийным, непригодным и подлежащим сносу? Каковы критерии аварийности, куда обращаться, какие документы собирать? Если вы оказались в непростой жизненной ситуации, читайте о порядке признания жилья аварийным. Знание законов позволит получить новую жилплощадь, а не терпеть нечеловеческие условия в старой квартире.

В каких случаях дом признается аварийным?

Существует регламент, позволяющий отнести дом к категории аварийных. Основные моменты прописаны в Постановлении Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года (обновленная редакция). Оттуда можно почерпнуть как проходит признание дома аварийным и что за этим следует.

Вкратце выделим признаки непригодных для проживания построек:

  • полный износ капитального строения – деформация несущих конструкций, опор, фундамента (свыше 70% урона);
  • расположение в зоне неблагоприятного климата, например – токсичных отходов и загрязненного воздуха;
  • угроза обрушения от природной или техногенной катастрофы, например – оползня, снежной лавины, разлива реки;
  • обесточивание дома – отсутствие электричества, водоснабжения, газификации и прочих удобств, а также невозможность их прокладки в ближайшее время;
  • разрушение здания в результате бытового взрыва или пожара – поражение всего дома или отдельных частей (этажей);
  • превышение допустимого уровня шума – нормой считается лимит в 55 дБ (децибел).

Также следует знать, что не все дома признаются аварийными. Отметим причины, когда здания не подлежат сносу:

  • отсутствие/неисправность лифта в многоквартирном дома (свыше 5 этажей);
  • трудности с подачей горячего водоснабжения;
  • отсутствие или износ канализации – для 1-этажных и 2-этажных домов;
  • отличие запланированной и реальной жилой площади в квартире;
  • прочие основания.

Аварийные дома не подлежат восстановлению. Их подвергают сносу, а на месте разрушения возводят новостройки.

Как признать жилье, частный дом или многоквартирный дом аварийным

Жители аварийных домов могут рассчитывать на переселение в благоустроенные жилые помещения нового района. Через сколько лет произойдет расселение аварийного здания, зависит от работы государственных органов. Их задача – выявить проблемный объект, вынести заключение по признакам и сообщить о дальнейших шагах.

Куда обращаться?

Основное действие, которое могут предпринять жильцы аварийного дома – подать заявление в межведомственную комиссию (далее – комиссия). Данный орган занимается тем, что проводит независимую экспертизу «на месте». Группа специалистов выезжает по адресу проблемного объекта и устанавливает – действительно ли он опасен для проживания людей (п. 7 ПП № 47 «Об утверждении Положения…» от 28.01.2006).

Заявление нужно подавать в департамент жилищной политики конкретного населенного пункта, например – Москвы. Организации работают во всех крупных регионах нашей страны. Жителям сельских поселений можно обращаться в городскую администрацию. Там подскажут, в какой отдел направить обращение.

Порядок действий

Что делать собственникам? Взаимодействие с комиссией – это тот максимум, который доступен гражданам и жильцам аварийного дома. Дальнейшие действия проводят уже специалисты в сфере жилищного контроля и безопасности населения.

Порядок признания жилья аварийным:

  1. Установить первичные признаки непригодности жилья. Обычно это происходит на общем собрании жильцов дома, реже – отдельной квартиры. Нужно обсудить все вопросы, определить степень изношенности, выбрать представителей и приготовиться к коллективному обращению в орган власти.
  2. Подать заявление в межведомственную комиссию. Направить обращение можно лично, через МФЦ, Почту или Госуслуги. Секретарь приемной комиссии должен проставить подпись и зарегистрировать заявление в базе данных. Копию заявления с пометкой о принятии представитель жильцов забрать обратно.
  3. Сбор членов комиссии.
  4. Оценка и обследование жилого дома, подходящего под критерии аварийного. Осмотр проводится на месте, в присутствии делегации от жильцов.
  5. Составление акта о проверке дома. Документ оформляется в 3-х экземплярах: один останется у комиссии, второй – в горисполком населенного пункта, а копия третьего – жильцам проблемного дома. Заключение принимается с учетом голосов членов комиссии – большинством.
  6. Взаимодействие с экспертами в области архитектуры и градостроительства, составление и отправка отчета в администрацию.
  7. Утверждение окончательного решения. Итоги подводятся на заседании исполкома городского совета. Администрация решает, признавать дом аварийным или сохранить за ним статус ветхого. Если здание подлежит сносу как непригодное, жильцов переселяют в новые объекты.

Раньше решение о статусе дома принимала комиссия. Но с введением поправок в законодательство такие решение принимаются только властями. Задача комиссии сводится к оценке здания и оформлению акта с печатью. Почти во всех случаях исполком принимает решение с учетом рекомендаций экспертов.

Состав и работа комиссии

Исполнительный орган власти на местах выбирает комиссию для признания домов аварийными строениями. Состав такой комиссии разнообразный – от главы муниципалитета до жильцов старого жилья.

Кто входит в состав межведомственной комиссии:

  • глава местного органа власти или его заместитель;
  • представитель от федерального органа;
  • специалисты департамента городского хозяйства – инженеры-проектировщики;
  • сотрудники Санэпидемстанции, Роспотребнадзора, МЧС и других служб города/района;
  • отдельные собственники (наниматели) жилых помещений.

Специальная комиссия проводит проверку:

  • состояния жилых/нежилых помещений;
  • степени износа несущих и ограждающих конструкций;
  • соответствия инженерных планов по расположению узлов электричества, водоснабжения, газопровода;
  • состояния вентиляционных узлов;
  • комнатной температуры в жилых и нежилых помещениях дома;
  • процент влажности в коридорах, на кухне, в ванной комнате (поквартирно);
  • исправность оконных проемов, остекление, наличие щелей;
  • изношенность фасада здания;
  • наличия токсичных примесей, строительных и иных веществ в воздухе;
  • общее состояние дома, его расположение, дату строительства и др.

Закончив с осмотром объекта, эксперты выносят заключение о его состоянии. Далее, комиссия принимает одно из следующих решений:

  1. Пригодность дома для проживания людей.
  2. Отнесение здания к категории ветхих – на основании изношенности ряда элементов, но сохранении общей целостности дома (необходимости капремонта или реконструкции).
  3. Непригодность для проживания людей – признание жилья аварийным с последующей ликвидацией.

Как показывает практика, комиссия может признать дом не аварийным, а ветхим. Как мы уже отмечали, в первом случае жильцов переселят в новые квартиры, а во втором оставят все как прежде. Максимум, на что можно рассчитывать при «ветхости» – проведение капремонта. Однако, когда дойдет очередь до конкретного дома, сказать сложно? Государственная программа капитального ремонта расписана на годы вперед. Ждать придется очень долго, зачастую не один год.

В чем разница между ветхим и аварийным жильем — об этом должен знать каждый человек!

Какие нужны документы для оформления?

Принимая решение о судьбе объекта, администрация выдает справку о признании дома аварийным. Здание включают в реестр домов под расселение и снос.

Что нужно при первичном обращении в межведомственную комиссию:

  • копии паспортов;
  • копии доверенностей – при делегировании полномочий одному представителю;
  • заявления жильцов с целью признать дом аварийным и подлежащим сносу;
  • сведения о праве собственности или найма жилых помещений: свидетельства, выписки из ЕГРН, правоустанавливающие документы, например – акт о приватизации квартиры;
  • техпаспорт на жилой объект, кадастровые документы;
  • акты предыдущих осмотров и независимой экспертизы дома – прилагаются за последние 3 года;
  • акты-заключения городских служб – МЧС, СЭС, Жилищного надзора и т.д.

Также могут понадобиться и другие документы – в зависимости от регламента в субъекте РФ. Нужно понимать, если в администрации просят принести заключения экспертов, такое требование незаконно. Работы по выявлению недостатков дома проводят специалисты межведомственной комиссии, а никак не жильцы.

Советуем также почитать, какие нужны документы в случае признания аварийным нежилого здания или помещения?

Заявление в межведомственную комиссию по признанию дома аварийным и подлежащим сносу (образец)

Оформить заявление можно в свободной письменной форме. Если заявление отсылается по электронной почте или через Госуслуги, бланк будет электронным. Однако, обращаем внимание, что не все региональные порталы Госуслуг разрешают онлайн-подачу заявления. Сперва нужно узнать, принимает ли ваша администрация заявки дистанционно.

Ознакомьтесь с примерным шаблоном заявления в комиссию:

Заключение межведомственой комиссии о признании частного дома аварийным и подлежащим сносу (образец)

Сроки

Угроза обрушения дома подтолкнет власти быстрее реагировать на проблему. Осмотр и заключение могут занять всего 1 день, после чего жильцов начнут эвакуировать, подробнее о сроках расселения аварийного дома.

Если говорить о стандартных сроках, когда разрушение еще не началось, ситуация следующая:

  • срок рассмотрения заявления – в течение 30 дней по городским объектам и дольше по частным домом в сельской местности (п. 46 части IV ПП №47);
  • работы комиссии – индивидуально;
  • составление акта о признании объекта пригодным, ветхим или аварийным – в течение 5 дней;
  • расселение жителей аварийного дома – в течение 14 дней.

Срок сноса непригодного жилья зависит от внутренней политики муниципальных образований. Здесь действуют адресные программы в регионах – жилье вносят в реестр, после чего оно подвергается ликвидации. Первыми на расселение стоят самые полуразрушенные здания с риском обрушения. Если у властей нет свободного жилья под заселение, людям предоставят временное жилье, например – общежития или социальные жилплощади.

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Старые аварийные дома подлежат расселению в рамках существующей региональной программы. Переезд осуществляют сами жильцы, а местные власти компенсируют расходы и всячески им в этом помогают, например – выделяют грузовой транспорт для перевозки вещей (п. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Последствия признания дома аварийным:

  1. Расторжение договора социального найма – с лицами, которые проживали в муниципальной квартире или доме.
  2. Прекращение договора аренды с организацией, которая использовала объект в своей коммерческой деятельности.
  3. Переселение нанимателя и членов его семьи в новую муниципальную жилплощадь с аналогичными условиями (правда, это соблюдается далеко не всегда).
  4. Выкуп земельного участка или предоставление аналогичной территории на новом месте – при сносе частного дома в селе.
  5. Принудительный выкуп земли через суд – если ее владелец отказывается от продажи и не хочет сносить аварийный дом.
  6. Новое жилье или денежная компенсация – жильцам-собственникам, которые переселяются из аварийного объекта.

Что выбрать: выкуп старого жилья или новую квартиру? Второй вариант предпочтительнее. Как показывает практика, выкупная цена аварийных квартир значительно ниже среднерыночной по региону. Собственник получит максимум в 2-3 раза меньше реальной стоимости. Найти за эти деньги другое благоустроенное жилье вряд ли получится. Скорее всего удастся приобрести долю или комнату. Однако для тех, кто не проживал в аварийном доме, но имеет право собственности на жилое помещение, выкуп вполне очевиден. Это хорошая возможность избавиться от нерентабельной жилплощади и получить за нее деньги от государства. Но есть и запреты, например — на приватизацию аварийного жилья.

Судебная практика

Устав от обещаний и бездействия властей, жильцы могут отстоять свои права в судебном порядке. Обычно это происходит в случае непризнания дома аварийным. Власти могут упорствовать и не включать дом в список на расселение. Если жилье по всем параметрам аварийное, а жилищный надзор не торопится это признавать – единственный выход подать иск на бездействие властей.

Пример:

Суд рассматривал иск Ю.В. Колокольникова в отношение бездействия администрации г. Серпухова. Истец пояснил, что ему принадлежит частный (индивидуальный) дом в городской черте. Здание было построено в 40-х годах прошлого столетия, и с тех пор серьезно износилось. Истец пытался делать ремонт, но от непригодности фундамента и опорных частей здания эффекта не было. Колокольцев обратился в местную администрацию г. Серпухова с просьбой признать дом аварийным и подлежащим сносу. Оттуда истцу пришел отказ с мотивировкой – объект частный, а не многоквартирный, комиссия такое жилье не рассматривает. Истец просит суд обязать муниципальные власти обследовать частный дом на основании заявления от собственника. Суд изучил материалы дела и удовлетворил просьбу истца. Разъяснение по решению суда – согласно законодательству, порядок обследования жилых домов на предмет их аварийности и сноса предусматривает работу межведомственной комиссии. Согласно Положению от 28 января 2006 г. № 47, иного порядка для зданий в сельской местности не предусмотрено. Администрация МО г. Серпухова обязана привлечь комиссию для осмотра дома. Отказ от таких действия является необоснованным и незаконным.

(Обзор судебной практики утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.)

Могут ли жильцы рассчитывать на признание жилья аварийным? Практика показывает, что далеко не всегда. Список непригодных для проживания домов насчитывает сотню объектов в каждом регионе. Власти попросту не успевают, а зачастую – не хотят признавать жилье подлежащим сносу. Что делать собственникам? Жильцам предстоит самим позаботиться о своем будущем. Для этого нужны знания, юридический опыт и просчет последствий.

Смотрите видео о проблемах с признанием жилья аварийным и непригодным для проживания людей:

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7(499)648-11-59
    • Санкт-Петербург и область – +7(812)655-72-96

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников – граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан – собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие “вне очереди” также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

Читайте также:  Взыскание долга за коммунальные услуги предыдущих хозяев

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 – “вправе”.

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее – ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой “круговорот домовладения” от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он – собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Признание индивидуального дома непригодным для проживания

К сожалению, данный вопрос актуален не только для пострадавших от указанных наводнений. Каждый год в нашей огромной стране случаются пожары, затопления, в некоторых районах даже землетрясения, последствия которых порой оказывают разрушительные действие, оставляя без крыши над головой огромное количество семей. К тому же недобросовестное отношение самих жильцов к своим домам, халатное отношение управляющих компаний по капитальному ремонту подведомственных им домов и элементарное ветхое состояние многих старых построек вынуждают население обращаться с заявлениями о признании таких жилых помещений непригодными для постоянного проживания.

В связи с этим у, как правило, юридически плохо «подкованных» граждан возникает масса вопросов по самой процедуре признания жилых помещений непригодными для проживания, о критериях, по которым в ходе проверки эти помещения будут оцениваться, и возможности личного участия в данной процедуре.

Попробуем разобраться, каким именно критериям должно соответствовать жилое помещение, что необходимо для признания его непригодным для проживания, как защитить свои права и не остаться на улице. Для этого обратимся к следующим примерам судебной практики.

В Комсомольске-на-Амуре гражданин одного из домов обратился в суд с заявлением об оспаривании заключения городской межведомственной комиссии по решению вопросов о признании своего дома непригодным для проживания администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и возложении обязанности по проведению повторного заседания.

В обоснование заявленных требований С.А.В. указал, что городской межведомственной комиссией по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края было принято заключение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания. Данное заключение, по мнению заявителя, принято с нарушением пунктов 7, 42, 43, 44, 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, поскольку он не был уведомлен о заседании межведомственной комиссии, в связи с чем был лишен возможности ходатайствовать о привлечении к участию в работе комиссии компетентных органов, нарушен был порядок проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в Положении, не проверено фактическое состояние жилого помещения, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия объективного решения. Оспариваемое заключение межведомственной комиссии не подписано тремя членами комиссии. Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований ему было отказано. В кассационной жалобе гражданин просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.

В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края А.В.П. просила решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре оставить без изменения, а кассационную жалобу С.А.В. без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда по следующим основаниям.

Согласно пунктам 47 и 48 Положения решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, которое составляется в трех экземплярах.

Из заключения межведомственной комиссии усматривается, что оно не подписано тремя ее членами начальником Комсомольского отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью и атомному надзору Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальником юридического отдела администрации города Комсомольска-на-Амуре, главным государственным инспектором отдела госпожарнадзора по городу Комсомольску-на-Амуре.

Доказательств того, что члены межведомственной комиссии присутствовали на заседании межведомственной комиссии при рассмотрении заявления С.А.В., материалы дела не содержит.

В нарушение абзаца 6 пункта 7, пункта 2.1. Положения о городской межведомственной комиссии по решению вопросов о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре, к работе в комиссии не был привлечен с правом совещательного голоса ни собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), ни квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Непривлечение межведомственной комиссией собственника жилого помещения к работе комиссии лишило его права заявить в ходе работы комиссии в соответствии с пунктом 46 Положения ходатайства о проведении дополнительного обследования и испытания.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

В нарушение пунктов 43, 44 Положения межведомственной комиссией не было проверено фактическое состояние жилого помещения, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия решения.

Из дела очевидно, что в основу заключения положены акты обслуживающей организации за определенный отдельно взятый период по фактам затоплений, вызванных протечками кровли и неисправностью инженерного оборудования, которые не могут свидетельствовать о состоянии объекта на дату рассмотрения этого вопроса межведомственной комиссией.

Таким образом, заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания дано межведомственной комиссией администрации города Комсомольска-на-Амуре с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая, что заключением городской межведомственной комиссией по решению вопросов о признании домов (жилых помещений) непригодными для проживания администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края были нарушены права С.А.В., судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить требования заявителя.

В качестве яркого примера также можно рассмотреть дело, имеющее прямо противоположный исход.

С.С.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Межведомственной комиссии Администрации города Шахты по признанию жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, об отказе в признании принадлежащей ему на праве собственности квартиры непригодной для проживания, обязании признать квартиру непригодной для проживания.

Заявитель указал, что жилое помещение, в котором он проживает, является непригодным для проживания, так как дом построен в 1917 году, имеет физический износ 71%, в доме отсутствует водоснабжение и канализация, имеется печное отопление вместо централизованного. В конце 2011 года С.С.Н. обратился в Межведомственную комиссию Администрации города Шахты по признанию жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с заявлением о признании его квартиры непригодной для проживания, однако 21.12.2011 ему в этом было отказано.

Считая отказ неправомерным, заявитель просил суд признать указанное решение от 21.12.2011 незаконным, обязать межведомственную комиссию выдать заключение о признании его квартиры непригодной для постоянного проживания.

Представитель Администрации города Шахты — К.О., просила отказать в удовлетворении заявления С.С.Н., пояснив, что в соответствии с нормативными актами, регулирующими признании жилых помещений непригодными для проживания по критериям безопасности и судебной практикой, не представляется возможным признать отдельную квартиру в многоквартирном доме аварийной. Аварийными признаются целые подъезды либо жилые дома.Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 20.02.2012 в удовлетворении заявления С.С.Н. было отказано.

Не согласившись с постановленным решением, С.С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой поставил вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Полагал решение суда незаконным и необоснованным, нарушающим его жилищные права. Указывал, что его квартира не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем он обратился в комиссию с заявлением о признании квартиры непригодной для проживания. При этом подал весь необходимый для этого пакет документов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Однако решением комиссии ему было отказано в удовлетворении заявления в связи с представлением неполного пакета документов.

Ознакомившись с материалами дела, рассмотрев апелляционную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, выслушав С.С.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Вынося решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 15 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и исходил из того, что из всех нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, следует возможность признания аварийным только многоквартирного дома, а не отдельной квартиры.

Кроме того, суд исходил из того, что заявителю неоднократно разъяснялось, что для признания дома ветхим необходимо подать в комиссию протокол общего собрания всех жильцов многоквартирного дома о признании дома непригодным для проживания и соответствующий пакет документов. Суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, в связи с чем отказал в их удовлетворении.

Таким образом, проанализировав судебную практику и законодательство, посвященное признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, можно сделать следующие выводы.

Читайте также:  Отключили газ в доме

В статье 15 Жилищного кодекса РФ дается определение «жилого помещения пригодного для постоянного проживания», в соответствии с этим определением таковым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям). Конкретного же определения «жилого помещения непригодного для проживания» законодательство нам не дает, предоставляя лишь основания, по которым помещение может быть признано таковым.

Полный перечень оснований признания жилых помещений непригодными для проживания представлен в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47), также в соответствии с ним признание частных (индивидуальных) жилых помещений жилыми помещениями, пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Создают эту комиссию органы местного самоуправления из представителей этого органа и делегируют комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям по принятию решения о признании указанных помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Но, так как для наиболее точного и полного анализа состояния жилого помещения только представителей органов власти, указанных выше, недостаточно, в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Также для наблюдения за ходом работы комиссии с правом совещательного голоса в комиссию включается и собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а в случае необходимости — квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Комиссия проводит всестороннюю проверку и оценку помещения на пригодность (непригодность) для постоянного проживания, принимая решение большинством голосов. Результатом данной проверки является заключение, составленное в трех экземплярах и подписанное всеми членами комиссии. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В случае, если доводы собственников жилых помещений, обратившихся с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания, судом принимаются, может быть назначена судебная экспертиза, задачей которой будет оценка технического состояния жилого дома или проверка соответствия жилого помещения установленным требованиям. Для этого суду нужно будет предоставить доказательства, что нарушен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу.

В зависимости от обстоятельств конкретного дела, в ходе проведения экспертизы выясняется:

  • Имеется ли в деле, сформированном комиссией заявление собственника помещения.
  • Проведена ли оценка степени и категории технического состояния, степени огнестойкости, обеспечения эвакуации граждан, санитарных и гигиенических требований и других факторов, влияющих на качество жизни людей.
  • Нарушена или не нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.
  • Другие фактические данные, необходимые для принятия судом решения.

Проведение экспертного исследования по определению суда позволяет установить, привлекались ли к работе в межведомственной комиссии собственник помещения или его уполномоченный представитель, а также квалифицированные специалисты.

В ходе судебного процесса суд устанавливает объективность принятия решения, степень полноты и всесторонности работы межведомственной комиссии.

К сожалению, как показывает практика, в большинстве случаев решать вопрос о признании частного жилого помещения непригодным для постоянного проживания приходится именно через суд, который, в свою очередь, должен как можно более детально изучить материалы дела, прежде чем вынести решение.

Со стороны истцов требуется немало терпения и выдержки, как видно из материалов дел, в приведенных выше примерах из судебной практики. Поэтому к делам подобного рода следует должным образом готовиться, обращаясь к нормам права, регулирующим данные отношения, внимательно проверяя все имеющиеся документы и настаивая на реализации своих прав «до последнего», особенно если они явно нарушены.

Порядок признания жилья аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу

Жильцы аварийного дома имеют право на расселение или компенсацию стоимости недвижимости. Однако прежде чем воспользоваться такими правами, необходимо сначала доказать, что строение действительно считается аварийным, а не просто ветхим. Ветхие дома сносу не подлежат, их стараются реконструировать, чтобы хоть немного продлить срок службы. Разумеется, администрация стремится сделать все, чтобы признать строение именно ветхим, а не аварийным.

В каких случаях дом признается аварийным

Существует огромное количество критериев, на основании которых строение может признаваться аварийным. В первую очередь обращают внимание на степень износа несущих элементов и основных составных частей дома. Если износ превышает 75%, такой дом признается по возрасту аварийным. Однако помимо этого нужно учитывать еще и различные дополнительные основания, примерный перечень которых представлен ниже.

Признаки аварийного дома

Данный перечень признаков не является исчерпывающим и во многих случаях достаточно всего 1-2 подобных причин для признания дома аварийным:

  • Микроклимат и/или окружающая среда претерпели изменения, из-за которых возникла реальная опасность для здоровья и жизни собственников.
  • Есть реальная опасность разрушения дома вследствие природных или техногенных катаклизмов.
  • Дом серьезно поврежден в результате пожара, взрыва или других подобных проблем.
  • В доме нет основных коммуникаций (канализации, воды, электричества и так далее). Важно, что помимо самого отсутствия таких коммуникаций, должна также отсутствовать возможность их подвести.

Как признать жилье, частный дом или многоквартирный дом аварийным

Фактически все, что нужно сделать для того, чтобы признать строение аварийным – это написать заявление в межведомственную комиссию по признанию жилья аварийным. Если ее сложно найти или просто нет представительства в регионе проживания, можно писать заявление в местную администрацию.

Порядок действий

  1. Убедиться, что дом действительно может быть признан непригодным для проживания. Для этого не требуется прибегать к посторонним услугам, достаточно будет, если жильцы смогут обосновать данный момент коллективно и придут к общему мнению.
  2. Составить заявление (требуется несколько подписей разных собственников) и направить его в местную администрацию или межведомственную комиссию.
  3. Дождаться, пока прибудет комиссия. Специалисты будут проверять дом по всем доступным им параметрам.
  4. Дождаться решения комиссии. На данном этапе это основной документ. В зависимости от того, что в нем будет сказано, строение будет отнесено к аварийным, ветхими или абсолютно нормальным. Последнее, впрочем, редкость, так как жители нормальных, сравнительно целых и новых домов редко обращаются в администрацию с подобными заявлениями.

Расходы

Предоставление нового жилья взамен того, которое располагается в аварийном доме производится бесплатно. Однако верно это только в том случае, если новое жилье равнозначно утерянному. Проще говоря, жилье должно соответствовать старой по стоимости и площади. Если что-то из указанного ниже (стоимость, площадь или и то и другое), владельцы дома могут обращаться в суд и требовать предоставить более адекватную недвижимость.

Однако далеко не всегда муниципалитет имеет возможность выделить точно такую же недвижимость, как так, которая была потеряна в аварийном доме. Администрация может предложить жилье дороже и больше по площади. В такой ситуации собственнику придется доплачивать за «лишние» квадратные метры.

Кроме того, есть еще одна статья расходов, которую нужно учитывать. Дело в том, что для предоставления нового жилья взамен старого нужно получить согласия всех совладельцев (но не всего дома, остальные семьи должны заниматься этим самостоятельно). Проблема лишь в том, что такие согласия обязательно должны заверяться нотариально. Средняя цена за подобную услугу составляет порядка 2 тысяч рублей за 1 согласие.

Что делать, если нет денег на доплату

Если предлагают подходящую недвижимость, за которую требуется внести доплату, а денег на этом нет, есть несколько вариантов действий:

  • Отказаться от предложения на основании отсутствия средств и ждать, пока не появится более подходящий жилой объект.
  • Собрать сумму в долг у родственников, друзей и/или знакомых.
  • Оформить ипотечный кредит под залог нового дома.

Сроки

Конкретного ответа на вопрос о том, через сколько лет дом может быть признан аварийным не существует. Некоторые строения, возводившиеся еще до революции, отличаются отличной износоустойчивостью и до сих пор отлично себя чувствуют. В то же время, некоторые современные новостройки изначально строились с расчетом на 20-30 лет и их несущие конструкции могут прийти в аварийное состояние значительно быстрее, чем многие старинные дома.

Также не получится заранее сказать, сколько времени пройдет с момента подачи заявления и до предоставления новой недвижимости. В среднем, около месяца может уйти на рассмотрение заявки и формирование комиссии (если дом находится в селе, то может и больше). Потом еще несколько дней комиссия будет работать и около 5 дней будут составлять постановление о результатах проверки.

После появления результата осмотра строения, дом будет поставлен в очередь на переселение. Тут уже все зависит от того, в каком он состоянии. Если недвижимость, предположительно, не будет разваливаться в ближайшее время, то срок ожидания может растянуться даже на несколько лет, так как в первую очередь расселяются дома, которые представляют угрозу для жизни прямо сейчас.

Что делать собственникам все это время? Ждать. Никаких реальных способов повлиять на комиссию нет. Единственный вариант – если дом был признан ветхим, а не аварийным, можно попробовать обратиться в суд и, получив решение суда, в принудительном порядке заставить признать строение именно аварийным. Впрочем, учитывая тот факт, что комиссия руководствуется действующим законодательством, шанс на такой исход будет небольшим.

Состав и работа межведомственной комиссии

Комиссия формируется местной администрацией, глава которой обычно становится главой комиссии. Кроме него, в состав комиссии также может входить федеральный представитель и непосредственно заявитель/заявители, которые настаивают на признании дома аварийным. Так как зачастую ни у одного из таких членов комиссии нет должных навыков и опыта осмотра строений, чаще всего привлекаются специалисты: пожарные, МЧС и так далее. Иногда это могут быть независимые эксперты.

После формирования комиссии проводится осмотр дома и составляется соответствующий акт, который подписывается всеми членами комиссии на основании предоставленного специалистами отчета о результатах проверки. Данный акт является основой для принятия комиссией решения о том, признавать ли дом аварийным или нет.

Кто имеет право писать заявление

Заявление могут написать как непосредственные владельцы жилья, которое расположены в этом доме, так и те лица, которые проживают в помещениях по договору социального найма. Например, в тех объектах, которые еще не приватизированы.

Во втором случае жильцы имеют право на получение аналогичного социального жилья, которое также выдается им в аренду. Отдельный дом в частную собственность не предоставляется.

Какие нужны документы для оформления?

Чтобы получить справку о признании дома аварийным, нужно, помимо заявления на проверку, подготовить и предоставить следующие документы:

  • Паспорта всех собственников дома.
  • Правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор дарения, завещание и так далее).
  • Выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности.
  • Договор социального найма (актуально только в том случае, если жилье не находится в собственности).

Содержание заявления на проверку дома

Заявление такого плана обязательно должно содержать следующую информацию:

  • Информация о том органе, куда обращаться планируют собственники жилья. Например – местная администрация.
  • Данные о доме.
  • Общая информация о том, что дом является опасным для жизни.
  • Требование признать строение аварийным.
  • Дата составления.
  • Подписи всех заинтересованных лиц (не обязательно собирать весь дом, достаточно будет и нескольких отдельных помещений, однако, чтобы ускорить процедуру рассмотрения, действительно стоит собрать как можно больше подписей).

Образец заявления

Дом признали аварийным, что делать дальше? Как получить новую квартиру, или дом?

Последствия признания дома аварийным заключатся в том, что жильцы получают новые жилые помещения или компенсацию в размере стоимости утерянной недвижимости. Последнее актуально преимущественно по отношению к тем лицам, которые имеют другое жилье.

Выбирать из этих вариантов может сам собственник. Предположительно, в ближайшее время будут реализованы дополнительные возможности, в рамках которых владельцы смогут привлекать инвесторов для перестройки дома или даже приобретать жилье на вторичном рынке с учетом компенсации от государственной организации.

Можно ли что-то подобное выбирать сейчас – зависит от региона проживания. В каждом из них будет действовать своя программа с учетом местных особенностей и возможности администрации.

После выбора нужного варианта и его документального подтверждения, собственникам останется только ждать, пока дом начнут расселять. Об этом администрация уведомит жильцов. Периодически можно уточнять текущее состояние дел. Как доказывает практика, чем чаще дергать государственные структуры по одному и тому же вопросу, чем быстрее они в конечном итоге среагируют.

Судебная практика

Жильцы аварийных домов имеют право обращаться в суд с требованием признать дом аварийным фактически или, хотя бы, назначить проверку. Чаще всего встречаются именно эти два требования, так как проблемы зачастую связаны именно с бездействием администрации после получения заявления или же признанием аварийного дома ветхим, что не предполагает предоставление нового жилья, но может нести угрозу жизни и здоровью собственников помещений. Рассмотрим пару примеров подобных дел из судебной практики.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Жилье непригодное для проживания

Жилой фонд постоянно, но все же недостаточно быстро обновляется. Некоторые здания нуждаются в том, чтобы быть признанными аварийными. Это необходимо для обеспечения безопасности граждан. В статье рассказано о том, какое жилье, когда и зачем признают непригодным для жизни, а также, что делать собственникам, чье жилье является таковым.

Какое жилье считается непригодным для проживания

ФЗ РФ №185-ФЗ непригодной (аварийным) признает жилую площадь:

  • находящуюся в опасной для обитания человека зоне (существует риск оползней, сельвы, лавины из снега, подтопления, дом располагается слишком близко к воздушным линиям передач переменного тока, в зоне ЧС);
  • свыше 70% несущих конструкций которой изношены (со временем в стенах и фундаменте появляются не подлежащие заделке трещины);
  • в пределах которой нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы проживания (если исправить ситуацию невозможно без переселения жильцов и разрушения постройки);
  • расположенную вблизи оживленной магистрали (существует предел уровня шума, превышение которого негативно отражается на здоровье).

Невозможно проживать в доме по причине его частичного или полного разрушения под воздействием природной стихии (ураган, наводнение, землетрясение), пожара.

Аварийным дом становится, только если доказано, что, проживая в нем, жильцы рискуют своими жизнями и здоровьем (существует риск обрушения здания, потолка, пола, заражения опасными заболеваниями из-за наличия плесени и вредителей).

При этом отсутствие в доме необходимых коммуникаций (горячая и холодная вода, свет, газ, санузел) не является причиной для переселения по причине непригодности здания для проживания. Это же касается случаев отсутствия лифта или отдаленности мусорных контейнеров, не благоустроенной территории.

Чем отличаются ветхое, аварийное и непригодное для жилья?

Термин «ветхое жилье» встречается в методических пособиях, к примеру, в методичке, касающейся ЖКХ, выпущенной в 2004 г. Ветхими признаются здания, а также отдельные конструкции, изношенностью более 70% для каменных строений и 65% для деревянных. При этом сама конструкция может сохранять прочность и не разрушаться, но жилье для обитания становится непригодным.

Так, иногда дом вполне безопасен, но по причине появившихся в его стенах дырами, сорванной крыши, прогнивших полов жить в нем становится невозможно. Указанное процентное соотношение приблизительно, нигде и никаким документом не закреплено.

Ответственные лица обычно определяют ветхость жилья на глаз, исходя из собственных представлений о том, как должно выглядеть подходящее для обитания здание.

Аварийным считают здание, где жить опасно именно из-за нарушения норм безопасного размещения человека. В ветхом жилье теоретически жить можно (заделать дырку пленкой, подлатать крышу, утеплить стены), в аварийном доме жить опасно, поскольку в любой момент он может разрушиться.

Ветхое жилье способно простаивать в таком состоянии годами, непригодное постепенно разрушается. Из ветхого жилья переселяют реже, чем из того, что признано непригодным. Всегда есть шанс на качественный ремонт или реставрацию, которые вернут зданию не только прежний облик, но и качество.

Непригодное здание редко когда подлежит реставрации или ремонту. Фундамент или стены восстановить невозможно.

Порядок признания жилья аварийным или непригодным для проживания

Аварийным жилье признают после осмотра и вынесения заключения членами специальной комиссии, созванной по просьбе жильцов или ответственных госработников. Происходит это в административном (стандартном) порядке или в ходе судебного заседания (при не согласии с тем, что в доме можно жить или же наоборот с тем, что дом нужно обязательно сносить).

Читайте также:  Регистраторы отказываются исправить кадастровую ошибку

В административном порядке

Если владельцы полагают, что здание отремонтировать нельзя, то они обращаются к местным властям. Решить вносить или нет недвижимый объект в реестр аварийного жилья, обязана межведомственная комиссия. Созыв ее производится в соответствии с Постановлением №47 не позже, чем через 30 дней после получения заявления.

В обязанности комиссии входит:

  • составление акта об обследовании здания и отдельных его помещений (подвал, квартира, комната);
  • вынесение заключения о степени пригодности здания к проживанию.
  • проверяют состояние несущих и ограждающих конструкций на предмет разрушений и серьезных повреждений;
  • изучают наклоны и прочность лестниц;
  • изучают состояние инженерной системы и соответствие ее санитарным требованиям;
  • осматривают наружные сцены на предмет обеспечения ими необходимой теплоизоляции;
  • убеждаются в защищенности жилья от внешнего природного воздействия (ветра, пыли, дождя, снега).

В состав комиссии могут включить жильца, проживающего в аварийном доме, но у него только совещательная роль, права голоса такой человек не имеет. Если дом признан непригодным для жизни, то собственники квартир уведомляются о предстоящем выселении не позже, чем на следующий после вынесения соответствующего постановления день.

Собственник жилья вправе потребовать компенсировать ему убытки, связанные с переселением или потребовать полностью возместить стоимость квартиры.

Жильцы, владеющие квартирой по договору социального найма, компенсацию требовать не вправе, им выдают равное по площади жилье в новом доме, куда переселяют людей из аварийного жилья. Возмещение цены квартиры происходит на основании ст. 32 ЖК РФ и без возможности последующего участия в программе переселения жильцов из старого дома в новый.

Пример. Гражданин Бирюков Р.О. потребовал компенсировать ему стоимость квартиры, из которой его планируют переселить. Просьба была удовлетворена. Спустя некоторое время все жильцы дома переселились в новые квартиры, старое здание снесли. Гражданин Бирюков новое жилье не получил, поскольку стоимость некогда принадлежащих ему квадратных метров была полностью выплачена.

Комиссией исследуются технические характеристики здания (технический паспорт), запрашиваются выписки из ЕГРП. Окончательное заключение членов комиссии оформляется в 3 экземплярах. При этом, если голоса членов комиссии равны, то решающий принадлежит председателю.

В случае несогласия жильцов дома с принятым решением, они вправе добиваться признания дома непригодным для проживания в судебном порядке.

В судебном порядке

Подать заявление в суд с целью обжалования принятого межведомственной комиссией решения можно в течение 3 месяцев со дня получения сведений о таковом (с.219 КАС РФ). Чтобы доказать безосновательность и ошибочность выводов, к которым пришли члены комиссии, подают ходатайство в суд, содержащее просьбу о проведении строительной экспертизы.

В ходатайстве указывают на необходимость получения у эксперта ответов на вопросы:

  • о состоянии здания, находящегося по конкретному адресу;
  • о возможности провести ремонт здания, реконструировать его;
  • об экономической целесообразности реконструкции или ремонтных работ, способствующих восстановлению здания.

Если эксперт выдаст заключение о том, что ни проживание, ни ремонт в здании не являются возможными, то заключение, сделанное межведомственной комиссией, признается судом недействительным. Порядок действия в этом случае зависит от того, является гражданин собственником помещения или же владеет им по договору социального найма.

Необходимые документы

Чтобы добиться созыва межведомственной комиссии заявитель обязан предоставить:

  • заявление с требованием признать дом аварийным;
  • ксерокопию документов, подтверждающих право собственности;
  • проект преобразования нежилого помещения в жилое, если таковое происходило;
  • отчет специальной организации, привлеченной к обследованию жилья с целью выявления износа и других мешающих проживанию в доме деталей;
  • заключение проектно-изыскательной организации о результате обследования несущих и иных конструкций (иногда в таком заключении нет нужды);
  • письма и жалобы граждан, не удовлетворенных состоянием собственного жилья.

Дополнительно могут потребовать техническую документацию (технический паспорт и план помещения), а также бумаги, подтверждающие право собственности на дом.

Жилье признано непригодным для проживания — что дальше?

Важно, чтобы жилье не просто признали непригодным, но и учли, что оно непригодно также и для ремонта, реконструкции. После получения соответствующего заключения суда или решения комиссии граждане, владеющие жильем по договору социального найма:

  • встают на учет вместе с теми, кто нуждается в улучшении условий жизни (происходит это по месту проживания, обращаются в муниципалитет);
  • добиваются признания их малоимущими (нужны такие документы, как справка о составе семьи, копии поквартирных карточек, копии лицевого счета в банке, документы на жилье, справки с учебы, работы, бумаги, подтверждающие стоимость имущества).

Обычно расселение производится в течение 12 месяцев. Но иногда граждан расселяют в кратчайшие сроки. Обычно это происходит, если дом признают аварийным после сильного пожара, землетрясения, обнаружения, что при его постройке использовали вредоносные и опасные для здоровья человека вещества.

Собственникам квартир никаких действий предпринимать не нужно, они получают новое жилье.

Как происходит переселение из непригодного для проживания жилья

Владельцам аварийного жилья компенсируют расходы, связанные с переездом и стоимостью недвижимости.

Возможны два варианта развития ситуации с переселением:

  • Владелец квартиры получает другую жилую площадь взамен утраченной при сносе аварийного здания.

При этом оформляют договор об освобождении собственности. Оформляют новые документы на владение конкретной жилой площадью. Собственник переезжает в новый дом в установленный срок.

  • Собственнику возмещается стоимость квартиры.

Размер компенсации не может быть меньше рыночной стоимости аналогичной жилой площади. Возмещению подлежат также оплата услуг грузчиков и съем квартиры, если заселение по каким-то причинам происходит не в установленные сроки. Обычно государство соглашается на компенсацию только в том случае, когда в конкретном районе нет свободного жилья (нет свободных квартир, не та площадь, дом, предназначенный под расселение, уже разрушен, а новый еще не закончили строить).

Предоставленная жильцам из аварийного дома площадь должна быть соответствующим образом оборудована – проведены коммуникации, в квартире установлена плита, во дворе есть место под парковку. Условия жизни в новом доме обязаны быть лучше предыдущего. Переселять из одного непригодного жилья в другое, даже временно, собственно также как и переселять в коммунальные помещения, права не имеют.

На выбор переселенцу предоставляют три варианта квартир. Если он не остановится ни на одном из них, то ему просто компенсируют утраченное жилье (исключение – собственники, владеющие квартирой по договору социального найма, им жилую площадь предоставляют все равно, даже в обход высказанного мнения о таковой). На переезд отводится не менее 6 месяцев со дня получения уведомления о выделении нового жилья.

Не имеют права предоставлять квартиры меньшие по площади тех, что были в собственности. При условии проведения доплаты государство вправе выделить большую площадь, но лишь при наличии таковой. Отправить в другой район или город также не могут.

Непригодным считается дом, жить в котором становится опасно жить по какой-либо причине (разрушение стен, потолка, фундамента, неблагоприятные санитарные условия). При этом различают такие понятия, как ветхое и аварийное жилье. Ветхое подлежит ремонту, аварийное сносят. Для определения судьбы дома созывают специальную комиссию, призванную обследовать жилье.

Признание дома в деревне нежилым – последовательность действий

Ранее задавал сл. вопрос касательно дома в деревне и очереди на квартиру:

У меня возник следующий вопрос:

Какова последовательность действий при признании дома нежилым или негодным для постоянного проживания ? Играет ли при этом роль то, что дом находится именно в деревне? (для меня ключевое – исключить из документов слово жилой). Куда обращаться для начала процедуры? Что нужно обязательно указать в заявлении? И кто назначает и кто проводит экспертизу?

Информация о доме:

год постройки: 1936. приобретён моим дедом в 1955г. С этого момента не перестраивался. в 2001 году покрыли крышу железом. Нет фундамента, нет отдельных помещений под санитарные нужды, 1 комната, совмещённая с кухней, печное отопление, есть неотапливаемая терраса, отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация, высота потолков 2,1 м. Место нахождение: Моск. Обл., Пушкинский район.

Правильно ли я понял, что сначала надо сделать экспертизу за свой счёт, потом с результатом этой экспертизы и заявлением надо обратиться в орган местного самоуправления? Или сначала надо обратиться с заявлением в орган местного самоуправления, который потом назначит экспертизу или выдаст направления в аффилированную компанию, которая имеет право проводить такую экспертизу?

Если я правильно понял – не в администрацию района, а именно в сельскую администрацию (сельсовет) – (Т.к. цепочка подчинения нашей деревни – деревня – Сельсовет- администрация Пушкинского р-на)

Спасибо большое за помощь! Хотел бы уточнить последний момент по заявлению, т.к. домом мы пользуемся – используем как дачный дом, то получается, что он не пригоден для постоянного проживания. Как лучще указать в заявлении этот дом:

Прошу признать дом непригодным для постоянного проживания (временно в нём жить можно), или всё-таки нежилым.

И приавльно ли я понял терминоголию, что под жилым домом (помещением) подразумевается дом (помещение) в котором можно проживать постоянно?

Хочу немного пояснить ситуацию, почему встал вопрос с признанием дома непригодным для постоянного проживания. –

Моя семья стоит в очереди на квартиру в Москве. Сейчас нам приписывают деревенский дом к нашим метрам в квартире, основываясь на том, что в документах он проходит как Жилой. Когда дом регистрировали, никто не придал значения тому, как его назовут в документах, а оказалось, что это принципиальный момент.

По этой причине нам необходимо именно признать дом непригодным для постоянного проживания, или нежилым. Главное – убрать слово жилой.

СПАСИБО Всем большое за помощь! Буду действовать в соответствии с Вашими инструкциями.

Второй раз обращаюсь на этот сайт и второй раз понимаю, что как я не нашёл его раньше! Многие вопросы были бы решены намного раньше.

Ответы юристов ( 5 )

Александр, Вам необходимо обратиться с заявлением в орган местной власти, в котором просите признать дом непригодным для постоянного проживания ввиду его ветхости и не соответствия санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Обращаю Ваше внимание, что заявление должен подавать собственник.

Александр, на Ваше уточнения, сначала нужно обратиться именно в сельскую администрацию. Никакую экспертизу делать Вам не нужно. По Вашему заявлению будет создана комиссия с участием в том числе и эксперта, которая будет решать подлежит ли признанию Ваш дом нежилым.

Да, именно, Александр, непригодный для постоянного проживания.

  • 7,0 рейтинг
  • 853 отзыва

Данный порядок определен следующим нормативно-правовым актом:

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
(ред. от 08.04.2013)
«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (приложенный файл)

Если коротко, то обращаетесь в местную администрацию с заявлением, далее межведомственная комиссия проводит обследование дома и делает заключение о пригодности/непригодности дома для проживания.

Процедура проведения оценки соответствия помещения
установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему
обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных
документов
(заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора
(контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам
обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения),
необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим
(не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;


ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)

определение состава привлекаемых экспертов
проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое
помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания
пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых
помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого
помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем
Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции;


ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)

составление акта обследования помещения (в случае принятия
комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление
комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
может основываться только на результатах, изложенных в заключении
специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной
власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом
местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и
собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном
комиссией).

То есть учитывая данное ПП, необходимо таже заключение проектно-изыскательской организации о соответствии конструкций дома установленным требованиям.

Заявление о проведении обследования жилья и оценке состояния пишете в свободной форме. Включаете в него все обстоятельства, которые считаете необходимым

-копию технического паспорта, в котором должна быть указана степень износа

-поэтажный план дома

Желательно приложить заключения

Государственной санитарно-эпидемиологической службы,

заключение о техническом состоянии жилого дома по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, с указанием категории непригодности, сделанноелицензированной организацией, осуществляющей проектно-изыскательские работы

Чем более убедительным будут дополнительные документы, тем выше вероятность признания дома непригодным для проживания.

Александр, в вашем случае надо признавать дом именно непригодным для проживания. Поскольку перевод в статус нежилого помещения будет являться намеренным ухудшением жилищных условий.

Если конкретно по вопросам говорить то все довольно просто. Вы обращаетесь в сельскую администрацию с заявлением, в котором просите признать жилое
помещение, дом непригодным для постоянного проживания ввиду его
ветхости и не соответствия санитарным и техническим правилам и нормам
установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

Все, после этого администрация села и района бегают-создают комиссии, проводят осмотры и тд. С Вас могут потребовать только документы о правах на дом и все, все остальное должны делать самостоятельно.

В заявлении так и указать:

Прошу Вас, в соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 признать дом, находящийся по адресу _______________________________________________________________________ непригодным для проживания.

Это весь алгоритм.

Или сначала надо обратиться с заявлением в орган местного
самоуправления, который потом назначит экспертизу или выдаст направления
в аффилированную компанию, которая имеет право проводить такую
экспертизу?

Сначала пишите заявление, потом делаются исследования. Если есть заключения пожарных и тд то можете приложить их сразу, но это только для убедительности, обязанности у вас такой нет.

Если я правильно понял — не в администрацию района, а именно в сельскую
администрацию (сельсовет) — (Т.к. цепочка подчинения нашей деревни —
деревня — Сельсовет- администрация Пушкинского р-на)

Да, лучше всего так.

Прошу признать дом непригодным для постоянного проживания (временно в нём жить можно), или всё-таки нежилым.

Можно как Вы хотите, можно просто для проживания написать.

По этой причине нам необходимо именно признать дом непригодным для
постоянного проживания, или нежилым. Главное — убрать слово жилой.

Все это происходит примерно одинаково, через Росреестр.

Сначала в администрацию населенного пункта (п. 8 Положения
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47).

С собой надо иметь оригиналы для предъявления и сверки с копиями и, соответственно копии правоустанавливающих документов на дом (п. 45 положения). Все остальные документы комиссия получает самостоятельно из различных органов.

Комиссия рассматривает заявление, привлекает экспертов, выезжает, осматривает, составляет акт, принимает решение в форме заключения, выдает один экземпляр собственнику (пп. 44, 48 положения).

Срок – 30 дней с момента получения заявления (п. 46).

На основании заключения администрация населенного пункта в течении 5 дней выносит и направляет Вам Постановление о дальнейших действиях. Постановление и заключение является основанием для внесения сведений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Нужно будет обратиться в Росреестр (туда, где регистрируют сделки) и внести соответствующие изменения в сведения об объекте.

Кроме того, если просто переводить из жилого в нежилое (а не признавать непригодным к проживанию — все-таки разные последствия), нужно руководствоваться ст. 23 ЖК РФ:

«1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий перевод помещений).
2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
3 Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.»

Ссылка на основную публикацию