Не заставят ли возвращать часть субсидии?

Субсидии на квартиру. Государство требует обратно субсидии за 4 года

Здравствуйте, помогите с решением проблемы с субсидией.

бабуля получила квартиру как вдова ветерана войны по сертификату(квартира числилась на ней), потом подали на субсидию . через какое то время (месяц ,два) квартиру оформили на меня дарственной и сделали свидетельство о ригистрации собственности, бабушка проживала также в этой квартире и по всем лицивым считам (жкх) числилась она собственником. и поэтому получала субсидию бабушка на себя.

Прошло четыре года, и тут отдел соцобеспечивания при назначении следующей субсидии обнаружили что бабушка не является собственником квартиры. теперь этот отдел требует предоставить бумаги на квартиру, и гразится что бабушка будет выплачивать эти деньги обратно, а это тысяч 200. это огромная сумма для нас! что с этим можно сделать?? какие решения есть данной ситуации?

Ответы юристов ( 3 )

Если субсидия предоставляется именно собственнику помещения, то отдел соцобеспечения частично прав.

Так, у бабушки в этом случае появилось неосновательное обогащение:

ГК РФ Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение
1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Случаи, когда возвращать не требуется, следующие:

ГК РФ Статья 1109. Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию,при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

В данном случае истец будет указывать, что со стороны получателя была недобросовестность — получатель не сообщил об отчуждении жилого помещения и пользовался субсидиями в отсутствие оснований.

Бабушка как ответчик может заявить, что не имела умысла, полагала, что на нее распространяется льгота и после смены собственника, т.к. продолжала проживать в данном жилом помещении. Однако, как мы понимаем, незнание закона не освобождает от ответственности.

Здесь нужно будет смотреть исковое заявление, выяснять, предоставляется субсидия именно собственнику или проживающему лицу, а также заявлять о сроках исковой давности.

Указать, что срок исковой давности в 3 года пропущен в части требования по субсидиям за четвертый год, т.к. истец в любой момент мог сделать запрос в ЕГРП и получить сведения о переходе права собственности и узнать о нарушении права, соответственно, считаете срок пропущенным. Примет или нет суд такой довод — вопрос открытый.

  • 9,9 рейтинг
  • 5794 отзыва эксперт

Соц.защита права, Ваша бабушка была обязана сообщить о переходе права собственности на Вас.

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2005 г. N 761
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ
НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
48. Получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

60. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

Вы можете только заявить о применении сроков исковой давности, 3 года по статье 196 Гражданского кодекса РФ в этой ситуации. Иск вероятнее всего удовлетворят за прошедшие 3 года, если в суде заявите о сроках.

Гражданский кодекс РФ
Статья 196. Общий срок исковой давности
1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

С уважением! Г.А. Кураев

Соц.защита обязана обратиться за взысканием субсидии на основании тех же Правил.

Утверждены
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
49. В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • 10,0 рейтинг
  • 4753 отзыва эксперт

Добрый день, Игорь.

Прошло четыре года, и тут отдел соцобеспечивания при назначении следующей субсидии обнаружили что бабушка не является собственником квартиры. теперь этот отдел требует предоставить бумаги на квартиру, и гразится что бабушка будет выплачивать эти деньги обратно, а это тысяч 200. это огромная сумма для нас! что с этим можно сделать?? какие решения есть данной ситуации?
Игорь

Боюсь, что они правы, формально действительно оснований для предоставления субсидии не было.

Поэтому они могут взыскать с Вас часть денежных средств обратно.

Однако если Вы придете в суд и заявите о пропуске срока исковой давности, то взыскать они смогут только в пределах последних трех лет:

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)ГК РФ Статья 199. Применение исковой давности
1. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
2. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
3. Односторонние действия, направленные на осуществление права (зачет, безакцептное списание денежных средств, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и т.п.), срок исковой давности для защиты которого истек, не допускаются.

Также дополню, что еще все зависит от того, какую информацию Вы им предоставили, если здесь не их вина, а Вы предоставили недостоверную информацию, то закончится все может совсем плохо, а именно уголовной ответственностью:

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016)УК РФ, Статья 159.2. Мошенничество при получении выплат
1. Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, –
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Жилищный Консультант

Ваш надежный помощник в жилищных вопросах

Льготы и субсидии

Мошенничество при получении жилищных субсидий

Содержание статьи:

Жилищные субсидии в России

В российском государстве разработана целая система социальных проектов, направленная на поддержание особо нуждающихся слоев населения, а также преследующая такие цели, как стабилизация и улучшение экономической и демографической ситуации в стране.

В рамках этой системы населению предоставляются различные льготы и целевые субсидии, предназначенные для улучшения жилищных условий граждан. К таким относятся:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

+7 (800) 550-38-47 – Вся Россия

+7 (499) 553-09-05 – Москва

+7 (812) 448-61-02 – Санкт-Петербург

Позвоните и решите вашу проблему прямо сейчас – это быстро и бесплатно!

  • предоставление компенсации при оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги;
  • субсидия на улучшение жилищных условий.

Каждая из программ имеет свои критерии и условия. В частности, продуктами обеих программ могут воспользоваться такие категории граждан, как:

  • молодожены в возрасте до 35 лет;
  • многодетные и малоимущие семьи;
  • пенсионеры, военные, ветераны труда и ВОВ, инвалиды;
  • дети-сироты;
  • жители северных регионов государства;
  • госслужащие и бюджетные работники.

В отношении каждой категории граждан предусмотрены свои условия оказания безвозмездной помощи. Расчет размера помощи и оформление выплаты также определены содержанием социальных проектов.

Полученные денежные средства разрешается использовать на приобретение жилья, на оплату ипотечного кредита или на строительство дома.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Иногда люди, чтобы использовать денежные средства по личному усмотрению, пытаются действовать обманным путем. Такие деяния по закону считаются мошенничеством и чреваты соответствующим наказанием. Мошенничество при получении жилищной субсидии достаточно распространено, и чтобы не стать его жертвой, следует внимательнее относиться к различным сделкам и предложениям.

Мошеннические действия при получении жилищных субсидий

Закону известны несколько мошеннических схем, при помощи которых граждане пытаются получить денежные средства в рамках жилищного субсидирования. К видам мошенничества с субсидиями на жилищные услуги относятся:

  • преднамеренное ухудшение жилищных условий;
  • подделка документации;
  • нецелевое использование денежной помощи.

Все эти варианты считаются незаконными, поскольку противоречат целям проекта. Иногда люди, чтобы встать на очередь как испытывающие нужду в улучшении условий проживания, целенаправленно портят эти условия. Например, приводят в негодность коммунальные системы или оконные проемы. Все это делается с целью подтвердить негодность имеющегося жилья.

Бывает и такое, что люди заведомо знают о том, что они не могут претендовать на получение выплаты, однако подделывают личную документацию и подают заявку на денежные средства. Либо после зачисления на личный счет платежа, предоставляют в банк поддельное ипотечное соглашение, договор подряда, акт купли-продажи, по которому и перечисляются деньги.

Нецелевое использование выделенных денег также встречается крайне часто, к примеру, формально денежные средства были переведены на оплату договора подряда, а фактически используются на оплату стройматериалов или на покупку техники.

Каждое из перечисленных деяний чревато серьезными последствиями в виде уголовной ответственности: штрафа или лишения свободы.

Ответственность за совершение мошеннических действий при получении жилищной субсидии

Все действия с жилищными субсидиями, выходящие за рамки программы, преследуется по закону. Подобное деяние квалифицируется как мошенничество, согласно ст. 159 УК РФ.

В соответствии с указанным законом, определяется и наказание этого преступления. Здесь все зависит от того, на какую сумму был причинен ущерб. Если размер незначительный, то преступник может отделаться штрафом в размере от 120 до 500 тыс. рублей.

Читайте также:  Денежные средства на содержания детей

При более крупном размере ущерба может быть предусмотрено иное наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 10 лет. В особо сложных случаях законодательством предусмотрено комбинированное наказание в виде лишения свободы и штрафа одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мошенничеству при получении жилищной субсидии

Вопрос: Уважаемые эксперты подскажите, пожалуйста. Я являюсь собственницей квартиры, которую вот уже некоторое время продаю. Недавно ко мне обратилась женщина, которая предложила оформить сделку купли-продажи. Я на это пошла, и акт был заключен. Денежные средства были переведены на мой счет в качестве аванса, и, как оказалось, это материальная помощь, полученная покупательницей по программе жилищного субсидирования.

Буквально через несколько дней, женщина пришла ко мне и потребовала расторгнуть сделку, так как нашла другой, более выгодный вариант, и вернуть деньги. Я согласилась и предложила их перечислить обратно на тот же счет. Покупательница воспротивилась и потребовала вернуть ей наличные средства. Я отказалась и теперь она мне грозит судом. Подскажите, что мне делать и правильно ли я поступила? Может ли она на самом деле подать на меня в суд? Оксана.

Ответ: Оксана, в Вашем случае,совершенно нечего опасаться. Прежде всего Вам следует знать, что Вы столкнулись со стандартной мошеннической схемой, которая позволяет гражданам обналичивать целевые государственные выплаты. Вы правильно сделали, что не стали передавать деньги наличными покупательнице.

Теперь вам следует обратиться в полицию с заявлением о возможном мошенничестве. В случае подтверждения факта мошенничества женщине может грозить штраф или до трех лет лишения свободы.

Пример по мошенничеству при получении жилищной субсидии

Сергей Владимиров проживал в однокомнатной квартире после расставания с супругой. Узнав о предоставлении жилищных выплат на приобретение квартиры, он решил подать заявление на постановку в очередь. Чтобы сумма выплаты была больше, Сергей в заявлении указал, что проживает совместно с супругой и несовершеннолетним сыном.

После проверки заявления в предоставлении выплаты Сергею было отказано, а в отношении него было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества из-за того, что его супруга также подала заявление на субсидирование, в котором указала совсем другие данные.

В результате разбирательства на Владимирова были наложены штрафные санкции.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Существует система проектов и программ, позволяющая государству оказывать целевую безвозмездную помощь особо нуждающимся слоям населения.
  2. В рамках некоторых программ производится выплата субсидий на приобретение жилого помещения либо его постройку, а также на оплату услуг ЖКХ.
  3. Существуют мошеннические схемы, которые дают возможность обналичить денежные средства использовать его по личному усмотрению гражданина. В качестве нескольких можно отметить такие как: подделка документации, нецелевое использование денежных средств и целенаправленное ухудшение условий проживания.
  4. Законом предусмотрен ряд наказаний, в виде лишения свободы или наложения штрафных санкций. Размер штрафа зависит от уровня причиненного ущерба.
  5. Наказание может иметь интегрированный характер и в зависимости от степени тяжести включать в себя и штраф, и лишение свободы.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи

Остались вопросы? Задайте их профессиональным юристам прямо сейчас!

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

Какая категория субсидий подлежит возврату в бюджет

В конце года помимо приятных дел (выбора подарков родным и близким, елки и места встречи Нового года) некоторые люди должны также решить и менее приятные (сдача отчетов, “закрытие” контрактов и т.д.) Ко второй категории дел также относится и проблема неизрасходованной в конце года бюджетной субсидии. Нужно ли ее возвращать или нет? Каков порядок возврата? Попробуем разобраться в данных вопросах.

В соответствии с первым абзацем пункта 1 статьи 78. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно второму абзацу вышеуказанной статьи, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

На основании пункта 17 статьи 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (то есть субсидии для государственного или муниципального задания), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

В силу пункта 18 вышеназванной статьи, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (целевые субсидии), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 82н утверждены Общие требования к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектах Российской Федерации, муниципальных образований (далее – «Общие правила») и Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства (далее – «Порядок»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Общих требований взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году (далее — остатки целевых субсидий, подлежащие взысканию).

Согласно пункту 4 Общих требований, Остатки субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатки целевых субсидий, подлежащих взысканию, перечисляются в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) соответственно территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее — финансовый орган) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации” (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков указанных субсидий, подлежащих взысканию, в соответствующий бюджет.

На основании пункта 3 Порядка взыскание в федеральный бюджет остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (приложение N 1 к настоящему Приказу), с учетом следующих положений:

а) учреждение до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями (далее — лицевой счет по иным субсидиям), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 20__ г. (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016) (далее — Сведения об операциях с целевыми субсидиями).

В графе 6 “Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г.” Сведений об операциях с целевыми субсидиями указываются суммы остатков субсидий на капитальные вложения, остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) в случае если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не представлены Сведения об операциях с целевыми субсидиями, территориальный орган Федерального казначейства не позднее первого рабочего дня после 30 июня финансового года, следующего за отчетным, осуществляет взыскание остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 “Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации” (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета.

Таким образом, субсидии, выделяемые для государственного или муниципального задания, используются в очередном финансовом году, а неиспользованные остатки целевых субсидий возвращаются бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, однако они могут быть использованы в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Как действовать, чтобы не пришлось возвращать субсидию государству

Как известно, с 1 мая 2018 года программа предоставления субсидий существенно изменилась. Теперь все регулируется постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.2018 №329 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2016 года №1022», пишет ZIK.

Согласно новому положению, гражданин, которому назначена субсидия, обязан в течение 30 календарных дней проинформировать структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения об обстоятельствах для перерасчета назначенной жилищной субсидии, в частности:

изменение состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) членов домохозяйства (арендатор, внутренне перемещена лицо) — членов домохозяйства, которые фактически проживают в жилом помещении (доме), их социальный статус;
изменение состава семьи члена домохозяйства;
изменение перечня получаемых жилищно-коммунальных услуг, условий их предоставления;
изменение перечня расходов на управление многоквартирным домом;
изменение управляющего, исполнителя коммунальных услуг, создание объединения;
если кто-то из членов семьи купил автомобиль, с даты выпуска которого прошло менее пяти лет (кроме мопеда);
если кто-либо из состава домохозяйства или член семьи в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии, назначением жилищной субсидии без обращения осуществил покупку или другим законным способом приобрел право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство (механизм), строительные материалы, другие товары долгосрочного потребления или оплатил (единовременно) любые услуги (кроме медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных услуг в соответствии с социальной нормой жилья) на сумму свыше 50 тыс. грн.
Как отмечает заместитель начальника управления — начальник отдела льгот, социальных пособий и компенсационных выплат управления социальной защиты львовского горсовета Леся Дронь, часть людей, которые не сообщили об определенных обстоятельствах, которые повлияют на размер субсидии или право назначения субсидии, вынуждены будут ее вернуть, если это впоследствии выяснится.

«Когда семья обратилась за назначением жилищной субсидии, ей дается разъяснение и об этом пишется в заявлении, что о всех изменениях она обязуется сообщить. Те, кому назначена субсидия, в течение 30 дней должны сообщить, если: кто-то зарегистрировался, кто-то снялся с регистрации, какую-то услугу жители сняли с оплаты (например, житель отказался от водоснабжения, потому что себе поставил колодец), купили транспортное средство, которое еще не имеет 5 лет от даты выпуска. На сегодняшний день семья не имеет права на субсидию, например, если у неё нулевые доходы или кто-то из членов семьи приобрел дорогостоящие товары на сумму, которая превышает 50 тыс. грн», — говорит Л.Дронь.

Если человек сообщил не в месячный срок, а позже?

«С момента приобретения транспортного средства (в возрасте до 5 лет или стоимостью более 50 тыс. грн, — ZIK) человек теряет право на жилищную субсидию, — объясняет Л.Дронь. — Социальный инспектор не имеет возможности обнаружить покупки, которые вы совершили, это обнаруживает Министерство финансов по результатам верификации: оно имеет более широкий спектр доступа к доходам и расходам граждан. Если обнаружится недостоверная информация, обстоятельства, при которых семья теряет право на субсидию, со следующего месяца ей прекращается предоставление субсидии. Если окажется, что семья не предоставила какую-то информацию и это повлияло на размер субсидии (например, продала жилое помещение), тогда делается перерасчет и возвращают разницу. Если при этих обстоятельствах семья не имела права на субсидию — придется всю сумму вернуть».

Читайте также:  Права на жилье

Новый порядок предусматривает, что субсидия не назначается семьям, которые имеют квартиру площадью более 120 кв. м или частный дом площадью более 200 кв. м.

«Даже решением комиссии таким семьям нельзя назначить субсидию. На каждую такую семью подаем запрос о ее составе. Таким семьям не будет продлена субсидия с 1 мая 2018 года, — замечает Л.Дронь. — К сожалению, случается, когда один человек с инвалидностью зарегистрирован в квартире площадью 130 кв. м. Ему не будет назначена субсидия, хотя таким людям нужно оказывать социальную поддержку. Мы подали предложения в министерство, чтобы таким семьям предоставлять субсидию, исходя из конкретных обстоятельств».

До 1 мая во Львове 135 тыс. семей получали субсидии. За первый квартал 2018 года по результатам работы социальных инспекторов было выявлено 136 случаев, когда люди предоставляли недостоверную информацию. Сумма переплаченных субсидий составила 1,2 млн грн. Теперь нарушители должны их вернуть. Суммы во Львове колеблются от 25 грн до 15,5 тыс. грн — в зависимости от того, какой период человек не предоставлял достоверную информацию.

«Обнаруживаются даже такие граждане, которые имеют два-три паспорта, продают жилые помещения, имеют доходы с двух-трех мест работы, а показывают только одну заработную плату.

Результаты верификации показали еще 362 случая нарушений. В 219 случаях субсидия подлежит возврату на общую сумму 1,467 млн грн. В основном — это приобретение жилья (196 случаев). Люди покупают, продают квартиры и это влияет на субсидию. 133 семьи уже вернули субсидию. На сегодня возврату подлежит еще 316 тыс. грн. Если большие суммы, жители возвращают их частями. Относительно тех, кто не возвращает, подается на принудительное взыскание в суд», — добавила чиновник.

Если в чем-то не уверены – звоните в соцзащиту

По словам начальника отдела жилищных субсидий, социальных выплат и пособий департамента социальной защиты населения Львовской ОГА Василия Гельбича, за 2017 год в области выявлено около 500 случаев, когда людям пришлось возвращать начисленные субсидии.

«До 1 мая 2018 года субсидия не назначалась только в одном случае, если была совершена покупка на сумму свыше 50 тыс. грн. С 1 мая этот перечень дополнился еще несколькими пунктами — автомобиль до 5 лет, площадь более 120 и 200 кв. м, неработающие, те, кто за рубежом. С 1 мая и этим гражданам приостановлено. В июне будет назначена субсидия тем, кто имеет на это право.

Но в интересах людей — обратиться и отказаться от субсидии, если нет оснований ее получать, или написать заявление на продление, если такие основания есть. Я бы советовал каждой семье, которая имеет субсидию, выяснить, что у нее с субсидией дальше», — говорит г-н Гельбич.

Наибольшие суммы субсидии, которую приходилось возвращать жителям Львовской области, достигали 20-28 тыс. грн.

Директор департамента социальной защиты населения ЛОГА Наталия Кузяк советует украинцам ничего не скрывать. «Если что-то скрыть, рано или поздно во время проверок баз данных фискальной службы, баз данных о пересечении границы это станет известно. Поскольку это бюджетные средства — их придется возвращать, — говорит Н.Кузяк. — Поэтому каждый имеет возможность обратиться в органы соцзащиты и просмотреть представленные данные: возможно, человек купил земельный участок, дачу или клочок огорода, может, кого-то прописали, муж живет с женой, но не прописан. Если жители не уверены в каких-то моментах, если не имеют ответа на определенные вопросы или не знают, как правильно сделать — нужно позвонить в органы соцзащиты по месту жительства и посоветоваться, или прийти и там посоветуют, как лучше сделать».

Сообщать нужно об обстоятельствах, которые могут повлиять на право получать субсидию или ее размер и о которых лицо не указывало в своей декларации. О том, что известно органам социальной защиты (как, например, площадь квартиры или дома), еще раз писать не нужно, если эти данные имеются в представленных документах.

С 1 мая всем жителям прекращена субсидия — до сих пор продолжаются проверки и переоформления. Есть только около 13-15 тыс. семей во Львовской области, у которым субсидия продолжает действовать автоматически.

Есть случаи, когда судят за мошенничество с субсидиями

За сознательное предоставление недостоверной информации при оформлении документов на субсидию и, соответственно, незаконное получение скидки на коммуналку могут привлечь к уголовной ответственности. Такие случаи уже есть.

Как сообщили в областной прокуратуре Львовской области, в течение апреля-мая 2018 года завершено досудебное расследование в шести уголовных делах по фактам совершения уголовного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.190 (Мошенничество) УК Украины.

Речь идет о том, что управлению труда и социальной защиты населения Дрогобычской РГА люди подали заведомо ложные сведения об имущественном положении своей семьи. На основании сфабрикованных документов им начисляли от 1 тыс. до более 11 тыс. грн субсидий. Убыток госбюджету — 43 тыс. грн. Теперь этим гражданам грозит судебная тяжба и ограничение свободы на срок до 3 лет.

Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что киевляне получат единую квитанцию за все коммунальные услуги.

Налоговый вычет при использовании субсидии

На приобретение жилья, его строительство и ремонт граждане страны вправе получать субсидии, предоставление которых предусматривается некоторыми федеральными проектами, программами субъектов РФ и местных органов самоуправления. В статье расскажем про налоговый вычет при использовании субсидии, рассмотрим, каков порядок его оформления, возможные причины отказа.

Понятие имущественных субсидий и требования к их получению

Под субсидиями подразумеваются денежные средства, выделяемые государством гражданам страны безвозмездно для того, чтобы те смогли сделать лучше теперешние жилищные условия. Предоставление подобной помощи зависит от:

  • общей суммы доходов, которыми располагает семья;
  • количества ее членов;
  • факта наличия недвижимости в собственности или отсутствия таковой;
  • цены кв. м жилья в конкретном населенном пункте;
  • площади в расчете на одного члена семьи.

Влияют также такие факторы:

  1. Возможность самостоятельной оплаты первого взноса.
  2. Возраст членов семьи, где они работают или учатся.
  3. Сколько на иждивении детей до 18.

Все случаи рассматриваются отдельно. Органы местного самоуправления наделены правами, позволяющими объемы стандартных выплат увеличивать. Читайте также статью: → «Компенсация коммунальных услуг многодетным семьям в 2020: расчет субсидий, документы».

Направления использования налогового вычета

Право на обретение льготы, а именно, частичного возврата денег при приобретении жилья, зафиксировано законодательством. Благодаря возвращенному налогу можно покрыть некоторую часть уплаченных средств на:

  1. Постройку нового дома.
  2. Покупку земли, на которой он стоит.
  3. Приобретение жилой недвижимости или доли в ней.
  4. Оплату процентов по взятым на покупку или строительство жилья займам, кредитам.

Важно! Построенный (купленный) дом или квартира, земля должны располагаться в пределах РФ.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как рассчитать сумму вычета с учетом субсидии

Вычет рассчитывается по той же ставке, что и НДФЛ – 13%. Основой для его определения выступает:

  • Стоимость жилищного объекта.
  • Затраты на стройматериалы, составление проектов и смет, подключение ко всем коммуникациям или создание собственных (автономных) источников энергии, используемых в современном быту.
  • Затраты на погашение ипотеки (проценты).

Величина налогового вычета не превышает два миллиона рублей. Денежная сумма, которую возможно вернуть, построив жилье или купив его – 260 тыс. руб. (2 млн.·13%). Если недвижимость приобретена парой, находящейся в официальном браке, то на вычет могут претендовать оба супруга. Его сумма, как правило, распределяется пропорционально объему дохода каждого из них. При расчете льготы учитываются только средства собственные, потраченные гражданином. Сумма субсидий вычитается.

Пример 1. В 2016 Лавров С. Ю. выкупил квартиру в новом доме за 3 млн. руб. Его заработок за тот же год составил 600 тыс., уплачено НДФЛ – 78 тыс., выделена субсидия в сумме 180 тыс. руб.

  • Сумма НДФЛ, подлежащая возврату, составляет 260-180 = 80 тыс.
  • За 2016 он сможет получить на свой счет 78 тыс. руб., остаток (2 тыс.) – в 2020.

Размер вычета по жилищному кредиту рассчитывают, основываясь на сумму выплаченных процентов. Поэтому реальная величина возврата не ограничена. Читайте также статью: → «Налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку в 2020 + инфографика и пример расчета».

Причины отказа в налоговом вычете

Претендовать на вычет возможно при соблюдении таких условий:

КритерииПолучение (+) или отказ (-) в льготе
Расположение купленного жилья и земли в пределах РФ+
Получение официальных доходов, с которых уплачен НДФЛ+
Предоставление 3-НДФЛ+

Рассчитывать на возврат части подоходного налога могут не все. Государственные органы не предоставят вычет по таким причинам:

Причины отказаПояснение
Покупатель и продавец находятся в близком родствеС точки зрения госорганов, жилье не уходит за пределы семьи. Наличие подобной сделки между взаимозависимыми гражданами рассматривается как попытка неправомерной экономии
Жилье приобретено работодателемВ случае вложения несобственных средств в недвижимость вычет невозможен
Использование при проведении покупки сертификата, военной ипотеки, материнского капитала, субсидииПри определении льготы не принимаются в расчет суммы, полученные от государства.

На собственные вложенные средства, если они использовались как доплата, вычет распространяется

Отдельные категории гражданВ вычете откажут:

  • студентам;
  • военнослужащим;
  • сиротам до 24 лет;
  • нерезидентам РФ, которые не платят НДФЛ в казну страны
Квартира подаренаОна получена без вложения собственных средств, поэтому вычет неуместен
Недвижимость купили с коммерческими целямиЦель покупки – извлечение дохода, а не улучшение условий проживания
Дом или квартира оформляются на безработногоГражданин не платит НДФЛ. Зачем же возвращать то, что не поступило в казну?

Важно! Возвращать НДФЛ разрешено неоднократно. Если сумма уплаченного налога за год не дотягивает до 260 тыс. руб., остаток не сгорает, как было до 2014 года, а перечислится в следующие периоды.

Оформления налогового вычета: порядок

Последовательность действий включает прохождение нескольких этапов:

ЭтапыКомментарий
I. Уточнение права на получение вычетаНе помешает ознакомиться с возможными причинами отказа, чтобы не создавать себе лишних проблем
II. Изучение особенностей льготы, если квартира – новостройкаПри оформлении соглашения долевого участия необходимо подождать, пока жилье построят, сдадут жильцам, и будет оформлено право собственности. Отправной момент – оформление акта на прием-передачу квартиры
III. Принятие решения о том, как оформить льготуОформление льготы возможно через:

  • работодателя;
  • налоговую.
IV. Подготовка пакета документовОтправка специалистам налогового органа
Ожидание результата и поступления денег на собственный счет в банковском учреждении

У собственника новенькой, только построенной квартиры, появляется право на получение субсидии и оформление налогового вычета на ремонт. Покупать жилье на первичном рынке можно без опаски, поскольку вычет налогов практически обеспечен (при соблюдении всех остальных критериев, о которых сказано выше).

Способы оформления налогового вычета

Представить документы на получение налогового вычета возможно несколькими способами:

Способы оформления льготыОсобенностиПлюсыМинусы
Вычет от работодателяВозврат денег по месту работыСэкономленное время;

Незамедлительное получение денег;

Увеличение дохода ежемесячно на 13%;

Документы рассматриваются в налоговой до 30 дней

Поступление средств частями;

Оформление большего количества документов;

Работа в течение года не на одного работодателя;

Возможность повторного оформления вычета, если за год не возвращена вся сумма

Вычет от налоговой инспекцииПредоставление документов личноЕдиновременное получение годовой суммы уплаченных ранее налоговОжидание в несколько месяцев;

Рассмотрение представленных документов 3 месяца

Через почту (обычную или электронную)Использование средств связиОтсутствие необходимости личного присутствия в налоговойМорока с получением усиленной электронной подписи в удостоверяющем центре;

Вероятность забыть какой-то документ

Для того, чтобы реально рассчитывать на частичный возврат налога, человек должен сам заплатить за жилье. Это означает, что у него имеется счет в банке, с которого и проводятся все расчеты. Если это невозможно, следует оформить поручение или доверенность на перевод средств. В этом случае представителем налогоплательщика будет юридический держатель денег.

Поручение или доверенность следует представить в налоговую. Возврат НДФЛ возможно получить сразу за три (но не более) года. Важно! Наиболее оптимальным отрезком времени для обращения в налоговую выступает февраль-март. Этот период отличается сравнительно небольшой загруженностью специалистов.

Порядок оформления имущественного вычета

Перечень документов, необходимый для того, чтобы оформить вычет налогов, солидный. Для получения права на льготу нужно подготовить:

  1. ИНН.
  2. Паспорт.
  3. Справка 2-НДФЛ (от всех работодателей, если было несколько рабочих мест).
  4. Документ, подтверждающий покупку.
  5. Акт приема-передачи собственнику дома или квартиры.
  6. Свидетельство регистрации права собственности.
  7. Заявление на получение льготы.

При выплате вычета работодателем, дополнительно необходимо подготовить:

  • Уведомление руководителю.
  • Все реквизиты работодателя.

При предоставления заявления на вычет в налоговую, нужны:

  • Банковские реквизиты и заявление о перечислении на них вычета.
  • Декларация по ф. 3-НДФЛ. Читайте также статью: → «Бланк 3-НДФЛ – скачать образец декларации».

В случае покупки дома или квартиры в общую собственность, необходимы и такие документы:

  • Брачное свидетельство.
  • Заявление о необходимости распределить вычет между супругами.

При оформлении покупки на человека, вышедшего на заслуженный отдых, понадобится пенсионное удостоверение. Возврат налога за ребенка, не достигшего 18, нуждается в предъявлении свидетельства о его рождении и о праве на собственность. Рассчитывая на льготу относительно денежных средств по уплаченным процентам, нужно иметь в наличии:

  • Заверенную копию кредитного договора.
  • Справку (оригинал) об удержанной сумме по процентам за год.

Не исключено, что по требованию налогового инспектора придется представить выписки, чеки, другие документы, подтверждающие величину оплаты кредита.

За какие годы оформляется налоговый вычет в 2020 году

Право на получение льготы сохраняется три года, для пенсионеров – четыре. Недвижимость может быть приобретена и более трех лет назад. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Подавать пакет документов позволяется с того года, в котором было оформлено право на выкупленное жилье.
  2. Когда пройдет три года после получения документов собственника, в справке для вычета следует указывать заработки этого периода, а для пенсионеров – доход последних четырех лет.

Форма 3-НДФЛ в 2017 году оформляется за доходами 2014-2016, для пенсионеров (и неработающих, и работающих) – 2013-2016 годы. Бланки 3-НДФЛ меняются ежегодно. Оформление налогового вычета за текущий год станет возможным только в 2020. По заработку за 2017 документы на льготу подаются до 2020 года включительно.

Топ-5 популярных вопросов по вычетам

Вопрос №1. Семья выполнила ремонт в новом доме в 2016 году, а двумя годами раньше она оформила право собственности – в 2014. Насколько реально получить возврат налогов?

Вычет на покрытие стоимости ремонта возможен тогда, когда в соглашении на покупку оговорено, что дом продавался без отделки.

Вопрос №2. Когда подается заявление и остальные документы на возвращение уплаченного налога касательно кредитных процентов? Ежегодно?

Допускается подача документов единожды за несколько лет. Тогда в декларацию включаются все проценты, которые пришлось отдать за эти годы. Так поступать выгодно при полном использовании основного вычета. При этом сумма процентов, которые выплачиваются по ипотеке, сравнительно небольшая.

Вопрос №3. Совершеннолетний ребенок имеет право на то, чтобы писать заявление на получение налогового вычета?

После достижения совершеннолетия человек вправе претендовать на льготу в общем порядке. Как только пройдет год после того, как ребенок начнет получать доход и платить налоги, можно оформлять вычет.

Вопрос №4. Квартира находится в собственности двоих. Кто вправе получить вычет налога?

Все собственники, купившие долю за личные средства, может оформлять вычет. Его величина зависит от суммы вложенных денег.

Вопрос №5. Квартира новостройке приобретена в 2016 году. Подавать в налоговую декларацию необходимо за какой год?

Форма 3-НДФЛ всегда предоставляется по итогам минувшего года. В данной ситуации ее следует подавать в начале 2017. Вычет, вне зависимости от того, в каком именно месяце сделана покупка, будет предоставлен за весь год.

Современные цены на жилую недвижимость переваливают за семизначные числа. По сравнению с ними величина налогового вычета в 260 тыс. не кажется значительной. Но ее достаточно на частичную оплату ремонта. К тому же, деньги гражданину будут платить налоговые органы. Обычно, они только отбирают.

Не заставят ли возвращать часть субсидии?

Из 59 петрозаводских предпринимателей, получивших субсидию на развитие своего бизнеса, 32 обязали вернуть деньги государству.

– Когда мне позвонили из мэрии и сказали, что я должен вернуть субсидию, я подумал, что это шутка. Полгода назад я отчитался о том, как истратил деньги, и давно забыл о субсидии. Но оказалось, что это не шутка. Новость настолько выбила меня из колеи, что две недели я не находил себе места, не мог нормально работать, – Эдуард Петухов заметно нервничал.

Эдуард Петухов

Мы встретились с одним из 32 петрозаводских предпринимателей, попавших в крайне непростую ситуацию, в районе завода «Авангард» рядом с цехом металлоконструкций и художественной ковки. Петухова, как и еще несколько десятков инициативных граждан, угораздило в конце 2013 года получить в петрозаводской мэрии субсидию на поддержку малого предпринимательства. Теперь эта поддержка может серьезно подкосить его скромное дело. Эдуард Петухов убедился, что «игры с государством» для простого гражданина чреваты самыми неожиданными последствиями.

Шутки в сторону

Облаченный в спецовку высокий мужчина с открытым добродушным лицом и крупными руками со следами ожогов не вписывался в привычный образ индивидуального предпринимателя. Передо мной стоял человек, для которого будни состояли из тяжелого физического труда.

У меня руки без ожогов бывают только раз в году, когда я детишек на Черное море отвожу,

– перехватив мой взгляд, объяснил Эдуард Петухов.

Цех вместе с другом петрозаводский предприниматель открыл в 2013 году.

Мы узнали, что мэрия предоставляет субсидию предпринимателям, которые с нуля открыли свое дело и отработали меньше года. Я позвонил в мэрию. Мне объяснили, какие нужно подготовить документы. Я прекрасно знаю, что с государством в азартные игры играть нельзя. Я у чиновников мэрии сразу же спросил, не получится ли так, что я сейчас куплю станок, а потом что-нибудь произойдет и вы потребуете вернуть деньги? Мне объяснили, что мои опасения напрасны, мол главное — это целевое использование денег, дескать, купите станок, покажете документы и все,

Предприниматель подписал договор с мэрией и получил субсидию в размере 300 тысяч рублей. В тексте договора его ничего не насторожило.

– Любой нормальный человек, не имеющий юридического образования, прочитав договор, не обнаружит никаких подводных камней. В договоре есть единственный внятный пункт, где говорится, что возврат денег в полном объеме подразумевается при нецелевом использовании субсидии, – заметил Петухов.

Поверив в свою счастливую звезду, Эдуард Петухов приобрел на средства субсидии электрогидравлический пресс, необходимый для кузнечного производства. Доставленный из Челябинска станок, способный выгибать металлопрокат по заданным формам, обошелся даже дороже выделенной субсидии, но позволил уйти от тяжелого ручного труда, занимающего много времени и не позволяющего достигать идеально правильных форм.

Станок, приобретенный на средства субсидии

В 2014 году экономическая ситуация в стране резко изменилась и указанные в бизнес-плане показатели я выполнить не смог. Мы планировали нанять двух сотрудников, но случился кризис, рухнул рубль, у нас резко упали заказы. Людям стало не до художественной ковки, они стали скупать телевизоры и холодильники. В тот момент нанимать новых сотрудников было бессмысленно, заказов все равно не было. Я как чувствовал и предварительно спрашивал у сотрудников администрации, что будет, если выполнить показатели мне не удастся. Мне сказали, чтобы я не волновался, а при составлении итогового отчета указал, почему не смог добиться показателей, сославшись на кризис.

Я так и сделал, сдал в январе 2015 года отчет, его приняли, сказали, что все хорошо. Естественно, я и думать забыл о давно истраченной субсидии. А летом в мэрии проснулись и стали требовать обратно деньги, так как я не выполнил показателей бизнес-плана,- рассказал Эдуард Петухов.

Что делать дальше, он не знает.

– Если бы я заключал договор с банком, я бы, конечно, предварительно дал почитать его юристу. Но от государства такого подвоха я не ожидал. Фактически меня ввели в заблуждение, потому что пункт об обязательном выполнении показателей прописан настолько хитро, что на него просто не обращаешь внимания. Если бы мне заранее все объяснили, я бы ни за что не брал этих денег. Я хотел свой станок привезти в мэрию, пусть забирают. Но там требуют деньги. Станок имеет столь узкую специализацию, что его не продать. Я обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей РК Елене Гнетовой и действительно почувствовал поддержку. Но чем все закончится, неизвестно, – сказал Петухов.

Избыточные требования

Елена Гнетова считает, что к предпринимателям предъявляются избыточные требования. Субсидия, напомнила она, – это безвозмездная и безвозвратная передача средств для возмещения недополученных доходов или финансового возмещения затрат в связи с производственной деятельностью. Требование вернуть субсидию в полном объеме возникает, если предприниматель истратил средства не по назначению или не использовал деньги в течение года. Другими словами, объяснила Гнетова, главным является целевой характер использования субсидии.

По ее словам, субсидия на создание собственного дела была предоставлена Петухову за счет средств бюджета Карелии на основании соглашения, заключенного между петрозаводской администрацией и Министерством экономического развития РК. Елена Гнетова обратила внимание на то, что в соглашении указаны причины, по которым можно потребовать вернуть субсидию. Интересно, что единственной причиной для возврата субсидии является факт нецелевого ее использования.

Эдуард Петухов, как и планировал, приобрел станок художественной ковки, то есть его сложно обвинить в нецелевом использовании средств. Гнетова убеждена, что в данном случае права предпринимателя нарушены, так как не установлено факта нецелевого использования бюджетных средств. По ее мнению, администрация города неправомерно внесла в текст договора с предпринимателями дополнительное условие, связанное с обязательностью выполнения показателей, внесенных в бизнес-план.

Если изучить договор, заключенный между Эдуардом Петуховым и администрацией Петрозаводска, то действительно понимаешь, что из документа прямо не вытекает обязанность вернуть субсидию при неисполнении показателей бизнес-плана. В документе зафиксирована обязанность использовать субсидию «по целевому назначению на финансирование затрат, предусмотренных Бизнес-проектом», а также указано, что получатель субсидии должен обеспечить «комплекс мероприятий, предусмотренных Бизнес-проектом». При этом в договоре прямо названа единственная причина возврата субсидии — установление факта нецелевого использования средств.

В тексте договора вы не найдете четкого указания на то, что невыполнение показателей бизнес-плана влечет за собой необходимость вернуть деньги. Поневоле поверишь, что такой договор может ввести в заблуждение кого угодно.

Ловушка для бизнесмена

Из 59 петрозаводских предпринимателей, получивших субсидию на развитие своего бизнеса, 39 человек не смогли выполнить указанные в бизнес-проекте показатели. Фактически уровень неисполнения своих обязательств составил 66%. Другими словами, история, рассказанная Эдуардом Петуховым, скорее правило, чем исключение.

Между тем администрация Петрозаводска твердо стоит на своем: если бизнес-план не выполнен, предприниматель обязан вернуть деньги в бюджет. Мэрия уже инициировала судебные иски и получила несколько решений в свою пользу.

Руководитель управления экономики и инвестиционной политики петрозаводской администрации Владимир Владимиров рассказал, что на получение субсидии было подано немало заявок, при отборе которых одним из решающих критериев были показатели бизнес-плана. Он рассказал, что Елена Гнетова предложила заключить дополнительное соглашение, чтобы предоставить предпринимателям дополнительное время для достижение злосчастных показателей.

– Это не совсем правильно по отношению к тем предпринимателям, которым было отказано, потому что в таком случае любой предприниматель может завысить в бизнес-плане свои показатели, выиграть конкурс, а потом выполнить что сможет, – сказал Владимиров.

Он сообщил, что администрация нацелена на то, чтобы возвращать деньги через суд. Этой же позиции придерживается и мэр Петрозаводска Галина Ширшина, и руководитель комитета экономики Евгения Сухорукова.

Если отвлечься от того, что в договоре тщательно скрыта связь между неисполнением бизнес-проекта и необходимостью возврата субсидии, возникает и другой существенный вопрос. В ловушку попали предприниматели, которые взяли деньги в конце 2013 — начале 2014 года, когда в экономике еще не пахло «жареным». Крым был не наш, санкции не могли привидеться даже в дурном сне, а курсы мировых валют вели себя относительно корректно по отношению к рублю. Но с тех пор российская реальность изменилась до неузнаваемости. Возможно, нужно сделать скидку по отношению к предпринимателям, которые при всем желании не могли прогнозировать экономического коллапса?

Мы объективно оцениваем экономическую реальность и понимаем, какая она сейчас. Но для того чтобы принимать решения, мы должны получить указание от вышестоящих органов,

По его словам, он ставил вопрос о смягчении условий на совещании в Министерстве экономического развития Карелии, но министр экономразвития РК Валентин Чмиль был непреклонен. Свою позицию министерство даже подкрепило официальным письмом в городскую администрацию, в котором потребовало инициировать возврат субсидии в случае невыполнения обязательств, зафиксированных в бизнес-плане.

Судя по массовому неисполнению обязательств, большинство индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшие предприятия, чутко реагирующие на изменения потребительского рынка, не смогли реализовать свои планы. Кто в этом виноват? – вопрос открытый и дискуссионный. Нужно ли наказывать за это людей, пытающихся хоть как-то выжить в условиях кризиса и прокормить свои семьи? Ответ, я думаю, очевиден. Почему этого не понимают, а точнее не хотят понимать во властных структурах? Это тоже в принципе ясно. Кому интересны небольшие предприятия, пытающиеся выкарабкаться вопреки государственной политике, давно потерявшей интерес к «малым формам».

Другое дело, если бы чиновников под угрозой потери своей зарплаты обязали довести экономические показатели до докризисного уровня. Но, увы, побывать в «шкуре» человека, который пытается выжить, лавируя между аппетитами банков, непредсказуемостью власти и нестабильностью рынка, им вряд ли когда-то придется. Так что предпринимательской инициативе пока уготовано тихое затухание. Кто не загнется сам, того добьют государственные субсидии.

Читайте также:  Оформление в собственность дома после реконструкции
Ссылка на основную публикацию