Начисление земельного налога бывшим собственникам земельного участка

Как рассчитать и оплатить налоги на землю в 2018-2019 году

Процедура выделения пая.

Любые юридически значимые действия с недвижимостью подобного рода подразумевают выделение пая. Поскольку пай представляет собой только право на часть участка, возникает необходимость уточнения этой части. Выделение позволяет зафиксировать границы участка и его местоположение на местности. Проводится определенная последовательность действий:

  1. Кадастровый инженер, к которому обращается пайщик, составляет проект межевания.
  2. В местных СМИ публикуется информация о возможности ознакомления с проектом другими пайщиками. На ознакомление отводиться 30 дней.
  3. При отсутствии возражений в указанный срок, проект можно считать согласованным. Согласие пайщиков подтверждается протоколом собрания.
  4. Землеустроительное дело и проект межевания проходят процедуру проверки в местном земельном комитете, после чего участку присваивается учетный номер и выдается кадастровый план.
  5. Право собственности пайщика регистрируется в Росреестре после предоставления всех документов и заявления в установленной форме. Также необходимо уплатить пошлину, сумма которой колеблется от 200 до 1000 рублей.

Варианты распоряжения

Без выделения доли возможны следующие варианты распоряжения:

  • внести пай в уставный капитал организации, занимающейся сельским хозяйством;
  • отказаться от собственности;
  • продать, подарить или передать в доверительное управление землю другому пайщику или сельскохозяйственной организации, использующей долевую собственность;
  • использовать для собственных сельскохозяйственных нужд.

После выделения участка, его можно продать или подарить стороннему физическому или юридическому лицу.

Сколько платить

Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Кто платит

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления.

Если в течение календарного года изменился собственник земельного участка, то оба лица уплачивают налог:

  • бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
  • новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.

Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ).

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%.

Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор.

Как посчитать земельный налог с учетом льготы?

Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

  • Определим налоговую базу:

Оформление льгот на уплату налога

Чтобы получить полагающиеся от государства скидки, нужно написать заявление о предоставлении льгот по земельному налогу, где указать следующую информацию:

  • код налоговой инспекции, к которой относится земельный участок налогоплательщика;
  • реквизиты владельца;
  • информация о земельном участке;
  • ИНН;
  • группа инвалидности (дополнительно представить документы, подтверждающие ее);
  • сам текст заявления с четко изложенной просьбой и причинами для предоставления льготы.

Все об оплате земельных налогов

Тема, касающаяся оплаты земельных налогов, вызывает много вопросов. Самые распространенные из них:

Кому платить земельный налог? – Данные средства направляются в бюджет того региона, к которому принадлежит земельный участок.

Как рассчитать налог с продажи земельного участка

Продажа земельного участка – возмездная сделка, от которой продавец получает определенный доход. Любой доход с продажи земельного участка налоговое законодательство РФ относит к объекту налогообложения.

Условия и порядок расчета подлежащего уплате налога зависят от множества факторов. При наличии установленных законом льгот и оснований продавец может быть освобожден от налоговой обязанности, или сумма исчисленного налога уменьшена.

Далее в статье мы подробно разберем новый закон, по которому осуществляется расчет и уплата налога с продажи земельного участка.

  1. Социальную льготу для подоходного налога – 10 тысяч рублей.
  2. Фиксированный налоговый вычет, составляющий 1 млн рублей и применяемый для участков земли, находящихся в собственности менее 5 лет.
  3. Сумму расходов на приобретение проданного участка в собственность. Расходы нужно будет подтвердить, и, естественно, это применимо только для случаев покупки (выкупа) земельного участка. Случаи наследования, дарения сюда не подходят.

Особенности земельного пая в 2019 году

  • оригинал и копия документа о смерти наследодателя;
  • документы, подтверждающие степень родства (документы о рождении, о браке или о разводе, справка об изменении фамилии);
  • копия решения суда о признании родства с умершим;
  • в случае завещания необходимо нотариальное заключение, что наследодатель не вносил в него правки и не отзывал его;
  • свидетельство на земельный пай.
  • продать его за определенную стоимость;
  • обменять на другую недвижимость;
  • осуществить передачу на безвозмездной основе в наследство или по договору дарения;
  • оформить пай в качестве залога или внести в роли уставного капитала при оформлении участия в кооперативе;
  • сдавать в аренду по договору или передавать в доверительное управление другим лицам.

Особенности налога на землю владельцев паев:

Согласно п.288.3 НК Украины, объект налогообложения платы за землю для собственников паев — это земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

База налогообложения — нормативная денежная оценка (НДО) земельных паев с учетом коэффициента индексации, если НДО не проведена, то базой налогообложения является площадь земельных паев.

Кто платит земельный налог в 2019 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Примеры расчёта

Пример 1. Расчёт земельного налога за полный календарный год

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2019 году составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

Пример 2. Расчёт земельного налога за неполный календарный год

В октябре 2019 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчёт налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2019 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Земельный налог в садовых и дачных товариществах: СНТ, ДНТ, ДНП

Последнее обновление 2018-12-21 в 13:32

Помимо работы на собственных огородах владельцы участков пользуются общей территорией: подъездными дорогами, парковочными площадками, местом для мусора и т.д. В материале разберемся, кто по закону обязан уплачивать налог на землю в СНТ.

Налог на землю общего пользования: кто платит

С 2019 г. в жизни частных огородников происходят серьезные перемены. На смену применявшемуся закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ пришел новый — от 29.07.2017 № 217-ФЗ.

Как гласит п.6 ст.3 нового закона, участки общего пользования — это земля, предназначенная для использования правообладателями наделов на территории объединения, например, СНТ. На ней располагаются капитальные здания, дороги, коммуникации (вода, электричество, газ и т.д.), площадки для мусора и т.д.

Чтобы разобраться, кто выступает плательщиком налога на земли садоводства, обратимся к НК. В ст.388 НК написано, что обязанность по его уплате лежит как на людях, так и на организациях, если они владеют землей на определенном праве. В первую очередь, на праве собственности.

Вывод: плательщиком налога на земли общего пользования (ЗОП) выступает тот, на кого эта земля записана, т.е. граждане или СНТ как юр. лицо. Нюансы начисления и оплаты зависят от вида собственности: единоличной, долевой или совместной. О них поговорим ниже.

Льготы пенсионерам на земельный налог в СНТ

В пп.8 п.5 ст.391 НК прописано, что пенсионерам при начислении платежа полагается вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв. м. облагаемого участка. Также пп.9 п.5 названной статьи приравнивает к пенсионерам граждан, претендующих на назначение пенсии по состоянию на 31.12.2018.

Важно!

ФНС в сообщении от 22.01.2018 № БС-4-21/976@ уточняет, что вычет применяют после того, как посчитана налоговая база.

Пример 1

Юлия Георгиевна — пенсионерка. Ее садовый надел в 8 соток расположен на территории СНТ. ЗОП оформлена в совместную собственность. Как пенсионер, Юлия Георгиевна вправе применить вычет в размере кадастровой стоимости 6 соток, но только на один участок: либо на свой личный, либо на свою часть в ЗОП.

Рассмотрим второй вариант. Предположим, общая площадь общих земель составляет 6 120 кв. м. Количество собственников земли по документам — 12. Значит, на долю Юлии Георгиевны приходится 510 кв. м. (6 120 / 12). Если женщина воспользуется вычетом, то платить налог за ЗОП ей не придется.

Важно!

Вычет применим только к одному участку. Чтобы им воспользоваться, нужно подать заявление в ИФНС.

Как рассчитать налог на землю общего пользования в СНТ

За расчетную базу всегда принимается кадастровая стоимость. Сведения о ней выложены в свободном доступе на сайте Росреестра:

  • в публичной кадастровой карте;
  • в разделе со Справочной информацией.

Если общая земля зарегистрирована за членами товарищества, т.е. они являются плательщиками налога, все расчеты проводит налоговая. Гражданам остается просто оплатить сумму, указанную в уведомлении.

Как видно по формуле, для определения нужно суммы важно, как оформлена земля:

  1. Если ЗОП приобретена на целевые взносы членов СНТ и считается по документам их совместной собственностью, базу определяют для каждого владельца в равных долях. Это правило прописано в п.2 ст.392 НК.
  2. С 2019 г. ЗОП можно приобретать в долевую собственность владельцев участков в СНТ. Тогда плательщиками налога будут физ. лица-собственники пропорционально их долям. Подробнее см. информацию Минфина от 20.08.2018 № 03-05-05-01/58720.

Важно!

Калькулятор для расчета земельного налога в СНТ для физ. лиц выложен на сайте ФНС.

Пример 2

Итого получаем, что за общую землю Сергею нужно заплатить 39 руб. (650 050 × 1/50 × 0,3%). Эта сумма будет указана в налоговом уведомлении.

Как платить налог на землю в садовом товариществе

Если ЗОП оформлены в собственность СНТ или куплены на деньги из специального фонда, налог платит само товарищества как юр. лицо. Это подтверждает Минфин в сообщении от 02.03.2017 № 03-05-06-02/11677.

В ситуации со старыми объединениями, когда документы оформлены еще до 1997 г., плательщиком выступает тот, кто указан в них как собственник. При этом, СНТ платит налог на землю, если:

  • земля товариществу предоставлена в коллективно-совместную собственность без распределения между его членами;
  • в свидетельстве о праве собственности указано СНТ. Подробнее на эту тему высказался Минфин в письме от 18.01.2018 № 03-05-06-02/2217.

В описанных случаях деньги за оплату налога на земли общего пользования в СНТ взимаются в составе регулярных взносов.

Важно!

С 2019 г. действует только 2 вида взносов: членские и целевые. Первые направляются на содержание ЗОП. Вторые — на их приобретение.

Земельный налог в ДНП и ДНТ

Ст. 4 закона № 66-ФЗ разрешала несколько форм объединений граждан:

  • некоммерческое товарищество (НТ);
  • потребительский кооператив (ПК);
  • некоммерческое партнерство (НП).

В этой же статье прописано, кому принадлежит общее имущество:

  • в товариществе земля, приобретенная на средства целевых взносов, принадлежит его членам, а купленная за счет спец. фонда — юр. лицу;
  • имущество, приобретенное на паевые взносы членов кооператива, принадлежит кооперативу;
  • ЗОП, приобретенные в партнерстве, также оформляются в собственность партнерства, т.е. земельный налог ДНП уплачивает самостоятельно.

Важно! Ст. 4 закона № 217-ФЗ, действующего с 2019 г., оставляет только одну возможную форму объединения — товарищество, с долевой собственностью граждан на общее имущество. При этом выделяют 2 подкатегории товариществ:

По переходным положениям ст.54 закона № 217-ФЗ все ранее действующие объединения приравниваются к садовым или огородническим товариществам с 01.01.2019.

Сроки уплаты земельного налога для СНТ в 2019 году

Для обычных людей и для организаций эти сроки прописаны в ст.397 НК. Согласно абз.3 п.1 названной статьи, граждане перечисляют налоговый платеж не позднее 1 декабря будущего года. Это значит, в 2019 г. платежи начисляются за 2018 г., а за 2019 г. — в 2020 г.

По-другому обстоят дела с организациями. Здесь точные сроки для перечисления самого налога и авансовых платежей устанавливают муниципалитеты. Однако дата уплаты налога не может быть раньше, чем 1 февраля следующего года. Т.о. в 2019 году земельный налог для СНТ как юр. лица нужно перечислять авансовыми платежами за текущий год и окончательным платежом за предыдущий 2018 г.

Кто не платит налог на землю в СНТ

Законом № 217-ФЗ введено важное новшество: теперь взносы в СНТ обязаны делать все владельцы участков в пределах территории товарищества. И не важно, вступили они в СНТ или нет. До 2019 г. такая обязанность была только у членов СНТ.

Пример 3

В СНТ налог на участок общего пользования не взимается, если земля принадлежит государству или муниципалитету. Тогда за пользование ею платят арендную плату.

Читайте также:  Купля дачного участка

Итоги

  1. Налог на землю общего пользования в СНТ оплачивается тем, на кого она оформлена.
  2. Если ЗОП в долевой или совместной у граждан, земельный налог в СНТ платится самими физ. лицами по присланному из ИФНС уведомлению.
  3. Если собственник земли и плательщик юр. лицо, земельный налог для садоводческих товариществ компенсируется за счет взносов собственников личных участков.
  4. С 2019 г. взносы платят как члены СНТ так и «индивидуалы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Я очень старался при написании этой статьи, пожалуйста, оцените мои старания, мне это очень важно, спасибо!

(93 оценок, средняя: 4,33)

6 thoughts on “Земельный налог в садовых и дачных товариществах: СНТ, ДНТ, ДНП”

Добавить комментарий Отменить ответ

В статье много неточностей и имеются ошибки. Вам нужно заняться садоводством и огородничеством, чтобы стать безошибочным юристом. Я председательствовал с 1988г. и по2019 включительно. Садовые товарищества закошмарили юристы и кабинетные чиновники с нулевым представлением о работе на земле. Из 17 товариществ в районе осталось 3- бухгал..и председат

а про льготу пенсионеров об уплате налогов: а если они взяли участок, а она не приватизирован и находится во владениях общества они же не имеют право на льготу. они обязаны оплатить все членские взносы я так поняла, а общество уже платит за них налог на землю или что-то не так?

купил участок в СНТ . СНТ находиться на территории деревни . я не состою в членстве . земля и дом в собственности . прописался . заключил с МОЭСК договор — свет свой . ресурсами СНТ не пользуюсь так как их нет . заключил в деревне договор на вывоз мусора . СНТ требует с меня взносы

Здравствуйте.
Здесь, вы должны познакомиться с Уставом СНТ. Возможно, там у них прописано, что должен платить гражданин, не являющийся членом СНТ. Вы же общими дорогами пользуетесь, может еще чем-нибудь.

снт требует с меня деньги

Спасибо. Мне было интересно и понятно читать как члену СНТ, т.к. председатель толком ничего не объяснила, строго наказала срочно написать заявления о выделении земель общего пользования.Дочитала до конца и даже скопировала, чтобы объяснить другим членам садоводства.

Исчисление и уплата земельного налога. Участки, права на которые возникли не с начала года

Идеальной была бы ситуация, когда права на земельные участки возникали бы у организаций с начала года. На практике такие случаи крайне редки, намного чаще государственная регистрация прав на земельные участки приходится на даты, не совпадающие с началом года. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты земельного налога, если такая обязанность возникает не с начала календарного года.

Общие положения

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог регулируется в особом порядке: в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 387 НК РФ этот налог устанавливается, вводится в действие, прекращает действовать на основании НК РФ и законов названных городов и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Вводя земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Помимо этого указанные органы наделены правом устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Последним из названных прав могут обладать только граждане (п. 1 ст. 266 ГК РФ).

Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Таким образом, если у организации в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и этот участок является объектом налогообложения, то указанная организация признается плательщиком земельного налога.

Напомним, что налоговым периодом является календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), права собственности и постоянного (бессрочного) пользования возникают у организации с момента государственной регистрации земельного участка. Доказательством существования зарегистрированных прав собственности и постоянного (бессрочного) пользования признается запись в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в указанный реестр (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ).

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Кадастровая оценка земли

Напомним, что согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316. Налогоплательщики-организации (далее — налогоплательщики) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности или постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон № 221-ФЗ), согласно которому эти сведения предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В п. 13 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц. Форма такой справки утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, она оформляется на одном вертикально расположенном листе формата A4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.

Кроме того, сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в его кадастровом паспорте и в кадастровой выписке об этом участке. Формы этих документов содержатся в приложениях 3 и 4 к приказу Минэкономразвития России от 25.08.14 г. № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» соответственно.

Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая выписка об объекте недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом № 221-ФЗ.

Получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны самостоятельно. Как следует из п. 14 ст. 396 НК РФ и постановления Правительства РФ от 7.02.08 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

Изменения в законодательстве

Кроме того, на основании Закона № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I -IV, ст. 31 и глава VI Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С 1 января 2017 г. также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, которые возникают в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре (см. на стр. 7 статью Д. Азжеурова «Госрегистрация прав на недвижимость»).

Изменение кадастровой стоимости земли в течение налогового периода

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос, изменяется ли кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода. В письме Минфина России от 29.01.09 г. № 03-05-06-02/05 разъяснено следующее: из положений НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 18.12.08 г. № 03-05-05-02/91, от 5.09.06 г. № 03-06-02-02/120.

Отметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России (постановления ФАС Московского округа от 6.03.09 г. № КА-А41/1065–09, ФАС Поволжского округа от 31.03.09 г. № А06-5597/2008).

Следовательно, если у налогоплательщиков в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, являющийся объектом налогообложения, то его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данное положение справедливо, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

Отметим, что согласно абзацу 5 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Вместе с тем изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, которая допущена осуществляющим государственный кадастровый учет органом при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если кадастровая стоимость изменяется на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, то сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (абзац 7 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абзац 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Исчисление суммы налога

По истечении налогового периода сумма налога рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных НК РФ (ст. 394). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) сумма налога (сумма авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка исчисляется с учетом коэффициента. Для определения такого коэффициента число полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, следует разделить на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

В случаях, когда соответствующее право на земельный участок (его долю) возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении данного коэффициента.

Иными словами, если права на земельный участок возникли до 15-го числа включительно, то земельный налог за этот месяц уплачивает новый собственник (пользователь) земельного участка. Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца (после 15-го числа), то обязанность по уплате земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника (пользователя). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 8.09.06 г. № 03-06-01-02/36.

Пример

5 августа 2017 г. организация приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка установлена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2017 г. года составляет 40 000 000 руб.

Коэффициент для расчета земельного налога равен 0,42 (5 месяцев (август- декабрь) / 12 месяцев).

Сумма земельного налога составит 168 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х 0,42).

Сумма авансового платежа по налогу за III квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 месяца / 3 месяцев).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за III квартал текущего года будет 67 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х ¼x0,67).

Налоговые льготы

Налогоплательщик может быть освобожден от уплаты земельного налога на основании ст. 395 НК РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом налогоплательщик, руководствуясь п. 10 ст. 396 НК РФ, обязан представить документы, подтверждающие такое право на льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлено такое право, исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права считается за полный месяц.

Читайте также:  Как стать собственником непригодного для проживания жилья

Сроки уплаты налога

Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.

Кто платит земельный налог при отсутствии регистрации права собственности на земельный участок?

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович

Генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Соавтор: Федорова Ольга Сергеевна

Заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право» по экономическим проектам

Общество приобрело у Управления госимуществом области земельный участок по договору купли–продажи от 31.08.2015, что подтверждается актом приема–передачи земельного участка от 31.08.2015. На текущий момент Общество не выплатило полную стоимость за полученный участок, соответственно, документы на регистрацию права собственности на данный участок не поданы в регистрирующие органы.

Просим пояснить, с какого момента ЗАО является плательщиком земельного налога?

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Более подробно смысл п. 1 ст. 388 НК РФ был разъяснен в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 54).

Пленум ВАС разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные в п. 1 ст. 388 НК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В этой связи, ВАС делает вывод: плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок (за исключениями, оговоренными в п.п. 4 и 5 настоящего Постановления).

Поэтому, как указал ВАС РФ, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Таким образом, в силу прямого указания закона владение участком на одном из перечисленных в п. 1 ст. 388 НК РФ прав является определяющим признаком плательщика земельного налога. При этом право на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный подход к толкованию п. 1 ст. 388 НК РФ был в полной мере воспринят судами при решении вопроса о надлежащем плательщике земельного налога.

Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 № 12992/12 указано: обязанность уплачивать земельный налог возникла у общества с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекратилась со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на данный земельный участок (рассматривалась ситуация, при которой, несмотря на то, что сделка была признана недействительной, обязанность по уплате земельного налога нес покупатель, на которого в спорный период было зарегистрировано право собственности. При этом земельным участком в данный период продолжал пользоваться продавец).

Следовательно, учитывая положения норм главы 31 НК РФ, Постановления Пленума ВАС № 54, а также правоприменительной практики, Общество не является плательщиком земельного налога, несмотря на наличие заключенного договора купли-продажи, поскольку право собственности на земельный участок еще не зарегистрировано за ним в установленном порядке. По смыслу п. 1 ст. 388 НК РФ Общество станет плательщиком земельного налога только после регистрации права собственности на земельный участок в установленном порядке.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае между Обществом и Управлением госимуществом области имеются акты приема-передачи участка, т.е. участок фактически находится в распоряжении Общества, несмотря на отсутствие государственной регистрации права.

В данной ситуации необходимо иметь в виду, что издержки собственника земельного участка (формального владельца) возмещаются фактическим пользователем земельного участка путем уплаты неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 ГК РФ.

Так, согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8251/11 также отмечалось, что фактическое пользование земельным участком, который не принадлежит пользователю на каком-либо праве, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.

Аналогичная позиция отражена в многочисленной судебной практике по данному вопросу. Так, в постановлении АС Уральского округа от 10.04.2015 № Ф09-1241/15 по делу № А60-23312/2014 суд удовлетворил требования Администрации муниципального образования по взысканию неосновательного обогащения, указав, что общество пользовалось участком в отсутствие правовых оснований (на участке находились принадлежащие Обществу объекты) и сберегло плату за пользование земельным участком. Аналогичный вывод сделан в постановлениях АС Уральского округа от 04.06.2014 № Ф09-2591/14, от 09.08.2013 № Ф09-6899/13.

Таким образом, Общество не несет налоговых обязательств в отношении земельного участка, на который не зарегистрировано его право собственности.

Вместе с тем, если Общество фактически использует земельный участок до регистрации права собственности на него, то Управление госимуществом области имеет право потребовать взыскания с Общества неосновательного обогащения, например, в размере сэкономленной последним платы за пользование земельным участком (арендной платы).

Как рассчитать налог на аренду земли, как оплатить и для кого возможны льготы при сдаче муниципальных участков?

Принцип платности при использовании земельных участков определен статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации. Возможными формами оплаты при этом могут являться земельный налог и арендные платежи. Плата устанавливается на основании правоустанавливающих документов, в том числе и арендного договора, либо на основании фактического использования земли.

О том, кто несет обязанность по оплате земельного налога на арендованный участок, а также как содержание соглашения влияет на налоговое бремя, мы расскажем в этой статье.

Нужно ли платить, если участком пользуется не собственник?

Каждый владелец участка земли ежегодно обязан выплачивать в счет государственного бюджета земельный налог. Его ставка определяется на законодательном уровне, в соответствии с положениями статьи 387 НК РФ. Земельный налог обязателен в силу закона, и на его выплату не влияет то, передана ли земля в аренду третьим лицам или участком пользуется непосредственно собственник.

Кто оплачивает при сдаче в наем: арендатор или собственник?

Понятие аренды предполагает предоставление владельцем (являющимся арендодателем) на возмездной основе принадлежащего ему имущества другому лицу (арендатору) для дальнейшего владения и использования на определенный договором срок.

Отношения между сторонами такой сделки регулируются положениями Гражданского Кодекса РФ, а основным правоустанавливающим документом является арендный договор, в который вносятся все существенные условия, закреплённые в российском законодательстве, и дополнительные – в соответствии с достигнутыми договорённостями между арендатором и собственником земли в том случае, если они не противоречат законам РФ и не нарушают права сторон.

Налог на аренду земли, в соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса РФ, должен быть уплачен арендодателем (владельцем земельного участка), так как статус налогоплательщика получают лишь собственники имущества. Арендатор в этом случае лишь пользователь, поэтому обязательства, установленные Налоговым Кодексом РФ на него не распространяются.

Владелец участка может настоять на том, чтобы земельный налог оплачивался арендатором. В этом случае в договор аренды должен быть внесен пункт, в соответствии с которым оплата налога на землю будет включена в арендную плату.

Но даже в том случае, если арендный договор включает в себя пункт о том, что налог на землю оплачивается арендатором – это будет касаться лишь отношений между сторонами сделки. С точки зрения ИФНС плательщиком в любом случае остается собственник земли. Соглашение об аренде устанавливает реального плательщика, номинальным всегда будет оставаться тот гражданин, на которого зарегистрировано право собственности на землю.

Формулы вычисления налогообложения

Для того чтобы узнать точную сумму, нужно воспользоваться соответствующей формулой, указанной в Налоговом Кодексе РФ.

Для физлица

Физические лица для расчета земельного налога должны воспользоваться следующим алгоритмом:

При этом, размер доли всегда будет соответствовать числу собственников земли, кадастровую стоимость участка можно узнать на сайте Росреестра или в соответствующем документе, а величина ставки фиксированная и определяется на законодательном уровне в каждом из регионов РФ отдельно.

К примеру, если кадастровая стоимость участка, принадлежащего 1 собственнику составляет 30000 рублей, а ставка налога на землю в этом регионе РФ – 0,9%, то расчет будет выглядеть так: 30000*0,9%=270 рублей.

Для юрлица

Алгоритм расчета земельного налога для юридических лиц аналогичен тому, что применяется для граждан, и для его расчета также потребуется кадастровую стоимость умножить на ставку налога и размер доли в праве.

При этом ставка, в соответствии с которой будет рассчитываться земельный налог, не должна быть выше 0,3% для земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, жилого фонда и земель обороны, и 1,5% для всех остальных категорий. О порядке заключения и расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения можно узнать здесь.

Внесение суммы через банк, почту или сайт Госуслуг

Физические лица, в собственности которых находится земельный участок, не должны самостоятельно рассчитывать сумму налога на землю. Федеральная Налоговая Служба рассылает уведомления, в которых указываются необходимые для оплаты реквизиты и точная сумма, подлежащая уплате.

Организации и ИП должны самостоятельно исчислять налог и перечислять его на счет Федеральной Налоговой Службы в установленные законом сроки по истечению отчетного периода, составляющего один год.

Оплатить счет можно как лично, посетив отделения банка или почты РФ, так и удаленно, воспользовавшись онлайн-сервисами. Для этого подходят:

Для того чтобы оплатить через сайт Госуслуг, потребуется:

  1. Авторизоваться на сайте, введя уникальный логин и пароль в соответствующую форму.
  2. Открыть раздел «Услуги».
  3. Найти и открыть вкладку «Налоги и финансы».
  4. В другом окне браузера необходимо открыть сайт налог.ру.
  5. Для авторизации потребуется нажать на кнопку «Вход с помощью учетной записи портала Госуслуг».
  6. После этого откроется страница личного кабинета со сведениями о всех имеющихся на настоящий момент начислениях и задолженностей, в том числе и по налогу на землю. Возле каждой из них расположена кнопка «Оплатить».
  7. После нажатия на кнопку оплаты откроется окно, в котором пользователь сможет выбрать желаемый способ внесения средств. Если необходимо оплатить налог с помощью Госуслуг – выбираем соответствующую кнопку.
  8. После этого система автоматически перенаправит пользователя на портал Госуслуг в раздел «Оплата счетов».
  9. После сверки внесённых в форму данных нужно нажать кнопку «Оплатить» и ввести данные карты, в том случае, если это первый платеж в системе.

Функционал портала Госуслуг позволяет оплатить налог также и юридическим лицам. Для этого на стартовой странице потребуется изменить категорию «Для граждан» на «Для юр. лиц». Дальнейший алгоритм оплаты налога на землю идентичен оплате налога физическими лицами.

Для того, чтобы оплатить налог можно также воспользоваться сайтом ФНС. Для этого на странице службы потребуется также ввести свои логин и пароль, открывающие доступ к персональным сведениям.

  1. После авторизации необходимо выбрать нужную категорию – для физических или юридических лиц.
  2. В открывшейся форме потребуется ввести ИНН и пароль налогоплательщика.
  3. После этого появится возможность сформировать квитанцию для оплаты налогов в банке или оплатить счет онлайн.

Есть ли льготы для пенсионеров по арендной плате за государственные или муниципальные земельные участки?

В 2017 году Президентом РФ был подписан Федеральный Закон №436, в соответствии с положениями которого были введены налоговые вычеты на величину кадастровой стоимости участка в 600 квадратных метров для:

  • пенсионеров;
  • героев Советского союза и РФ;
  • инвалидов 1 и 2 групп;
  • граждан, имеющих инвалидность с детства;
  • ветеранов ВОВ и прочих боевых действий и др.

Налоговый вычет может быть предоставлен только на 6 соток земли. Если размер участка превышает указанную площадь – земельный налог будет начислен на оставшуюся часть участка. Таким образом, если пенсионеру принадлежит участок, площадь которого составляет 18 соток, налог будет начислен на 12 из них.

Налоговый вычет, регламентированный ФЗ №436, может быть применен только к одному земельному участку по выбору гражданина. Если в собственности льготника имеется несколько наделов – он должен предоставить в органы ФНС уведомление о том, к какому из них необходимо применить вычет. Если уведомление от налогоплательщика не поступит – вычет будет автоматически применен к тому участку земли, на который будет исчислена максимальная сумма земельного налога.

Облагается НДС или нет?

Если договор об аренде земли заключается с муниципалитетом – налог на добавленную стоимость не начисляется. Если собственником земельного надела в арендном договоре будет указано частное лицо (как физическое так и юридическое), НДС будет начисляться наравне с налогом на землю и арендными платежами.

В соответствии с нормами российского законодательства, в частности с пп.17 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, налог на добавленную стоимость должен быть начислен на договоры субаренды. О субаренде земельного участка подробнее можно узнать тут, о том, когда плата за аренду земельного участка не облагается НДС и наоборот, читайте здесь.

Налог на землю – это регулярный платеж, который должен совершаться как физическими, так и юридическими лицами, в собственности которых имеются земельные участки, независимо от того, пользуются ли они ими сами или передают в аренду. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ обязанность по оплате налога лежит на собственнике земли, арендатор при этом является лишь пользователем, который вносит плату за использование земельного надела в виде арендной платы.

Земельный налог под многоквартирными домами причины отмены и как его заплатить в 2019-2020 году

Описание страницы: земельный налог под многоквартирными домами причины отмены и как его заплатить в 2019-2020 году от профессионалов для людей.

В рамках принятых поправок с 1 января 2019 года в силу вступают отдельные законодательные изменения, влияющие на порядок налогообложения земельных участков. Как и ранее, от уплаты такого сбора будут освобождены граждане, которые пользуются землей на правах аренды, в то время как ее собственникам или распорядителям (на основании договора бессрочного использования) придется платить налог, размер которого будет рассчитываться по ранее утвержденному алгоритму.

Если ранее для расчета размера налога использовалась балансовая оценка (она, как правило, была на порядок ниже рыночной цены), то в 2014 году в используемый алгоритм были внесены серьезные изменения, и при расчете налоговой базы стала использоваться кадастровая оценка. По мнению инициаторов такого нововведения, этот показатель максимально приближен к рыночной цене, что указывает на целесообразность его применения для расчетов.

Чтобы не создавать большой ажиотаж на рынке земли РФ, правительство решило менять систему налогообложения поэтапно, ежегодно увеличивая фискальную базу на 20%. Таким образом, с 1 января 2019 года владельцам земли налог будет рассчитываться, исходя из ее полной (100%) кадастровой стоимости, что регламентировано законом N 334-ФЗ от 03.08.2018г.

Но в то же время со следующего года отменяется норма об обязательном перерасчете земельного налога, если это может повлечь за собой увеличение суммы ранее уплаченного сбора в казну. Другими словами, если собственник участка уже оплатил платеж в 2018 году, а в следующем году выяснится, что в значении кадастровой стоимости была допущена ошибка, ему все равно не будет сделан перерасчет налога, если это поспособствует увеличению ранее оплаченной суммы такого сбора. По мнению налоговиков, такой подход должен стимулировать граждан своевременно оплачивать все обязательные сборы и платежи, так как они смогут не бояться новых расчетов и дополнительных расходов.

Нововведения коснутся и россиян предпенсионного возраста. Они получат «пенсионерскую» льготу: право на налоговый вычет, который позволит существенно уменьшить налогооблагаемую базу. Размер такого вычета для одного участка будет соответствовать величине стоимости 6-ти соток (в расчетах будет использоваться кадастровая стоимость).

Видео (кликните для воспроизведения).

Предполагается, что платить налог на землю не придется организациям, которые владеют землей центров, освобожденных от уплаты сборов в соответствии с нормами законодательства об инновационных НТЦ. Но, как отмечают законодатели, в 2019 году возможны и другие изменения в порядке налогообложения граждан, которые являются собственниками земельных участков. Это связано с тем, что исполнительные власти отдельных субъектов РФ уполномочены утверждать кадастровую оценку, а органы самоуправления вправе менять действующие налоговые ставки или устанавливать собственные льготы.

Согласно действующему порядку налогообложения, оплата сбора за предыдущий год осуществляется в следующем периоде. Соответственно, заплатить земельный налог за 2018 год гражданин будет обязан до 1 декабря 2019 года (расчет будет производиться с учетом того, что стоимость объекта составляет 80% от ее реального значения). Но уже в 2020 году россияне будут вынуждены платить государству без ранее используемого понижающего коэффициента.

Актуальная ставка фискального сбора в казну определяется ст. 394 НК РФ. Ее размер составляет 0,3% для земельных участков следующего назначения:

  • предназначенных для ведения любых видов сельскохозяйственных работ;
  • выделенных для осуществления жилищного строительства;
  • для садово-огородных работ или другого личного использования (строительства, разведения птиц или животных и т. д.).

По ставке 0,3% также начисляется налог на земли, которые ограничены в использовании в целях национальной безопасности. Для всех других объектов действующая ставка составляет 1,5%.

Следует отметить, что местные власти могут менять размер фискального сбора в меньшую сторону, исходя из категории объекта, наличия инфраструктуры или расположения. Как правило, на меньшую сумму налога могут рассчитывать собственники земель, которые находятся далеко от крупных городов. Если местные власти не пересмотрят установленное процентное значение, то для граждан налог будет начисляться на общих основаниях (по действующим ставкам).

Как рассчитывается налог на землю и где можно перепроверить эту информацию: видео

Земельный налог под многоквартирными домами: причины отмены и как его заплатить в 2015 году

Налоговый кодекс в статьях 388 и 389, действующих до изменений, установленных в 2015 году Федеральным законом №284, утверждал, что земельный налог должны уплачивать организации и лица, у которых в собственности имеются земельные наделы. В их числе неожиданно для себя оказались не только садоводы, огородники и прочие граждане, владеющие участком как таковым, но и обладатели жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

Это стало возможным с даты, когда в силу вступил Жилищный кодекс 2005 года. Согласно ст. 16 закона «О введении в действие ЖК» №189-ФЗ, каждый собственник квартиры становился также и владельцем земли под домом на праве долевой собственности. Правда, при условии, что этот участок надлежащим образом сформирован и поставлен на кадастровый учёт. Будучи законными владельцами придомовой территории, жильцы получили право распоряжаться этим имуществом в общих интересах, но свобода действий обернулась необходимостью уплаты земельного налога.

Такая ситуация вызвала путаницу. Некоторые до сих пор не знают о возможности приватизировать надел. Кто-то, напротив, знает об этом, но не догадывается, что вместо арендной платы за неё надо платить налог. Есть и такие, кто недоволен необходимостью платить сразу два налога: земельный и на имущество.

Спорная ситуация несколько лет обсуждалась законотворцами, и осенью 2014 года было решено внести правки в Налоговый кодекс и освободить граждан от уплаты земельного налога под многоквартирными домами.

Земельный налог на участок под домом – ситуация 2015 года

В правительстве, министерствах и на уровне экспертов тема земельного налога с владельцев помещений в многоквартирных домах обсуждалась давно, и 2014 год стал переломным. Поскольку в указанном году значительно увеличилась кадастровая стоимость участков, от которой зависит величина платежей, это привело к возрастанию налогового бремени на покупателей жилья. А так как им приходится уплачивать ещё и налог на имущество, сумма становится слишком большой.

В связи с указанной и рядом других причин первоначально рассматривалось решение ввести единый налог на любую недвижимость, но законотворцы предпочли остановиться на отмене земельного налога для владельцев квартир. С 1 января 2015 года в силу вступил ФЗ №284 от 4.10.2014 «О внесении изменений» в некоторые условия Налогового кодекса. В частности, п.6 ст.398 НК отныне утверждает, что участки под многоквартирными домами не считаются объектом для налогообложения.

Кроме спорной ситуации с двумя обязательными платежами и значительных сумм, полагающихся к уплате, имелись и другие причины, по которым вместо учреждения единого налога было принято решение об отмене земельного.

Трудности при определении величины налогооблагаемой базы

Согласно ст. 37 ЖК, доли в праве собственности на общий участок пропорциональны площади квартиры. При этом судьба общедомового имущества связана с судьбой указанного помещения, так что выделить долю в натуре и продать её собственник не сможет. Казалось бы, всё на первый взгляд просто: есть квартира, её владелец и часть земельного надела под домом, который нетрудно вычислить, зная площадь помещения.

Сложности начинаются с момента прохождения регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК, право на землю должно быть зарегистрировано. Участок под многоквартирным домом отдельно не оформляется, достаточно зарегистрировать в ЕГРП помещение. Но подтвердить право общей долевой собственности всё-таки нужно.

Инструкция по внесению записей в ЕГРП сообщает, что в имеющейся ситуации предоставление в государственный реестр информации о размере долей собственников осуществляется на основании данных, указанных в протоколе общего собрания владельцев квартир либо ином их соглашении. Данные, представленные ЕГРП, заносятся в Государственный кадастр недвижимости.

Фактически же в большинстве многоквартирных домов такие собрания жильцов не проводились и размеры долей в праве общей долевой собственности не определены и не зарегистрированы. Это значительно затрудняет налоговым органам контролирование ситуации и начисление земельного налога.

Трудности при привлечении собственников квартир к налогообложению

С момента появления налога не был определён исполнительный орган, который бы занимался установкой долей, приходящихся на каждого участника долевой собственности и отправлял бы информацию в налоговую. Кроме того, владельцы квартир меняются, и эти сведения также кто-то должен своевременно сообщать.

Следовательно, в связи с невозможностью получать объективную и актуальную информацию о налоговой базе и плательщиках, отмена земельного налога для владельцев жилья в многоквартирных зданиях была правильным решением. Отныне им придётся вносить только установленные платежи на имущество, но стоимость земельного участка при этом будет входить в стоимость квартиры.

Сроки платежа установлены Налоговым кодексом, согласно которому физические лица должны перечислить нужную сумму до 1 ноября года, идущего за расчётным. В связи с этим земельный налог под многоквартирными домами в 2015 году придётся заплатить, так как это будет платёж за 2014. Что нужно знать о предстоящем платеже?

Здесь всё просто. Если недвижимость поставлена на кадастровый учёт, значит, у неё определена кадастровая стоимость. Право собственности при этом должно иметь государственную регистрацию. При совпадении указанных условий квитанция на уплату налога точно придёт. В случае сомнений можно узнать требуемые сведения в территориальном отделении Росреестра или на его официальном сайте в разделе «Справочная информация».

Сумма налога зависит от трёх величин: ставки, площади квартиры и кадастровой стоимости надела под домом, установленной на 1 января расчётного года. Согласно ст. 394 НК, ставка для земель жилищного фонда составляет 0,3%, хотя власти регионов вправе её уменьшить (но не увеличить). Площадь квартиры неизменна и указана в документах, а вот относительно кадастровой стоимости у жильцов иногда возникают вопросы. Узнать интересующую цифру можно на сайте Росреестра либо в региональном отделении этой организации, но как выяснить, правильно ли она рассчитана?

Видео (кликните для воспроизведения).

К примеру, при постановке дома на учёт границы придомовой территории могли быть установлены неточно, что приводит к уменьшению или увеличению его кадастровой стоимости. Такие случаи нередки.

Кроме того, в 2014 году после переоценки земельных наделов налогоплательщики обнаружили, что вновь установленная кадастровая стоимость существенно превысила рыночную. Разумеется, это не лучшим образом сказалось на сумме налога: в некоторых регионах цифра в новой квитанции в несколько раз превысила величину ранее уплаченных.

Ещё один момент, вызывающий критику экспертов на рынке жилья – это способ формирования кадастровой стоимости надела под многоквартирным домом. Очень часто в качестве аналога для оценки берутся участки, которые только подлежат застройке. Но, несмотря на одинаковый вид разрешённого использования, земля под строительство стоит дороже, поскольку за её покупку идёт конкурентная борьба между застройщиками.

Согласно п. 3 ст. 66, кадастровая стоимость должна быть аналогична рыночной, поэтому в случае сомнений относительно этой цифры и зависящей от неё суммы налога жильцы могут её оспорить. Это удастся сделать в досудебном порядке, согласно ст. 24.19 ФЗ № 153 «Об оценочной деятельности», предоставив в Росреестр пакет документов, среди которых кадастровый паспорт, правоустанавливающие бумаги и отчёт от независимого оценщика по определению действительной рыночной стоимости имущества.

Если документы не примут или предложат новые данные, не совпадающие с оценкой независимого специалиста, придётся обращаться в суд (ст. 24.18 ФЗ №153). Это единственный законный способ отстоять свою правоту и уменьшить налоговое бремя.

Здесь возможны варианты: ТСЖ или сами собственники. Если создано ТСЖ, то оно платит налог как юридическое лицо, а жильцы компенсируют ему эти выплаты. Организация сама рассчитывает налог, исходя из установленной ставки и кадастровой стоимости, и распределяет его между собственниками.

Если ТСЖ не учреждено, каждый владелец квартиры или других помещений в доме платит налог в индивидуальном порядке, получая квитанцию с реквизитами для перечисления денег. При этом владельцы квартир, купленных в ипотеку, также должны вносить налоговые платежи, поскольку жильё, находясь в залоге у банка, всё-таки является их собственностью.

Перечень льготников по этому налогу указан в ст. 395 НК. В основном это юридические лица, например, учреждения уголовно-исполнительной системы, благотворительные организации, религиозные, некоторые промышленные компании с особым статусом. Никаких льготных условий для ТСЖ не предусмотрено.

Что касается физических лиц, то на земельный налог под многоквартирными домами льготы есть только у коренных жителей Крайнего Севера. Они освобождаются от платежа, так как используют землю для сохранения и поддержания своих культурных традиций. Других федеральных льготников нет, но НК предусматривает возможность налогового вычета в размере 10000 рублей от кадастровой стоимости участка. Право на такую поблажку имеют ветераны и инвалиды, герои Советского Союза и России, некоторые другие категории граждан.

Список льготников может быть расширен в каждом конкретном регионе. Поскольку земельный налог имеет статус местного, нюансы его начисления и уплаты регулируются местными властями, а они вправе предусмотреть льготы, к примеру, для пенсионеров, ветеранов труда, многодетных семей и т. д. Узнать полный список можно в местном отделении налоговой инспекции. Чтобы воспользоваться правом на льготу, нужно написать заявление, а нему приложить необходимые документы.

Земельный налог на участок под многоквартирным домом в нашей стране существовал почти 10 лет, но не прижился из-за сложностей с формированием налоговой базы и некоторых других причин. В основном он коснулся жителей новостроек, поскольку регистрация объектов недвижимости и права собственности в данном случае происходит по нормам современного законодательства. Зато многие старые дома за время существования закона так никто и не поставил на кадастровый учёт, и фактически владельцами земли являются муниципалитеты. Жильцы перечисляют им арендные платежи и порой не догадываются, что придомовую территорию разрешено оформить в собственность.

Отмена земельного налога не означает, что обладание соответствующей недвижимостью останется без внимания налоговых органов. Жилищный кодекс причисляет участок под зданием к общедомовому имуществу, которое находится в долевой собственности у жильцов и не может быть отчуждено. Следовательно, его стоимость входит в стоимость квартиры, за которую владельцы платят имущественный налог.

Единый налог на недвижимость, который не был утверждён в 2015 году, всё-таки планируется принять в 2018. Исчисляться он будет также из величины кадастровой стоимости, поэтому эксперты рекомендуют до указанного времени решить все спорные вопросы по этой цифре, чтобы избежать лишних налоговых выплат в дальнейшем.

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 (499) 703-44-28 — Москва
  • +7 (812) 309-68-04 — Санкт-Петербург

Читайте также:  Получение разрешения на реконструкцию существующего ИЖС с отклонением границ размещения объекта
Ссылка на основную публикацию