Можно ли приватизировать прибрежную зону?

Приватизация земельных участков в водоохранной зоне

В судебной практике не раз возникал вопрос о возможности бесплатной приватизации гражданином – собственником строения (жилого дома) земельного участка, находящегося в постоянном бессрочном пользовании, если этот участок расположен в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной защитной полосе водного объекта.

Должны сказать, что приватизация земельных участков, расположенных в водоохранной зоне водных объектов или в прибрежной полосе водного объекта возможна при некоторых условиях:

– если пользование земельным участком возникло правомерно и до введения в действие Водного кодекса РФ , то есть до 23 ноября 1995 года;

– если жилой или дачный дом, расположенный на земельном участке, находится в собственности, имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности, выданное органами государственной регистрации;

– имеется согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Верховный суд Российской Федерации также рассматривал вопрос о приватизации земли водоохранных зон рек и водоемов и указал на то, что данные земельные участки относятся к землям природоохранного назначения (подп.1 п.1 ст. 97 ЗК РФ) и входят в состав земель особо охраняемых территорий (п.2 ст. 94 ЗК РФ).

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, который запрещает и ограничивает те виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением земель. Поясню, если у Вас имеется жилой дом в водоохранной зоне и на земельный участок имеется свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, вид разрешенного использования которого – индивидуальное жилищное строительство, то вполне закономерно, что нельзя на данном земельном участке строить мини-гостиницу, фабрику, ферму. Земельный участок предназначен для строительства индивидуального жилого дома для постоянного проживания. Приватизация земли, в случае нарушения вида использования земельного участка, будет запрещена.

Верховным судом было указано, что земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе не относятся к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте (ст. 27 ЗК РФ) и граждане, имеющие такие земельные участки могут приобрети их в собственность.

Следовательно, разрешено приватизировать земельные участки, если все указанные выше требования соблюдены.

Теперь необходимо рассмотреть случаи, когда могут отказать в приватизации земли:

1. если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, изъят из оборота и имеется соответствующее постановление.

2. Установлен запрет на приватизацию земельных участков в соответствии с федеральным законом;

3. Земельный участок зарезервирован для государственных нужд и имеется соответствующее постановление об этом.

Во всех данных случаях отказа в приватизации земельных участков Вам должен быть выдан мотивированный отказ со ссылками на законодательство, который Вы можете оспорить в суде.

Принимая решение о приватизации земельных участков, расположенных в водоохранной зоне, следует учитывать, что законодательство не относит их к землям, изъятым из оборота; в настоящее время нет федерального закона, запрещающий их приватизацию; факт резервирования земельного участка должен быть установлен актом органа государственной власти субъекта РФ (п.5 ст. 2 №33-ФЗ от 14.03.1995); земельное законодательство не содержит ограничении на оформление в собственность земельных участков, расположенных в водоохранной зоне.

Приватизация земельных участков предполагает в качестве обязательного условия – согласование с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Данное правило установлено ст. 112 Водного закона РФ.

Мотивированное согласие или отказ на приватизацию земли должен быть в письменной форме и содержать подробную формулировку решения органа власти. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность может быть оспорен гражданином в судебном порядке

Судебная практика показывает, что суды отказывают в приватизации используемых земельных участков, ссылаясь на запрещение законом приватизировать публичные земельные участки, ограниченные в обороте.

Рассмотрим более подробно одно из дел, которое вели юристы и адвокаты Московской областной земельной компании.

Житель Тверской области Конаковского района обратился в районный суд г. Конаково с жалобой на отказ Федерального органа исполнительной власти предоставить ему на праве собственности бесплатно в порядке приватизации используемый земельный участок, расположенный в водоохранной зоне Иваньковского водохранилища. Необходимо отметить, что земельный участок использовался строго в соответствии с видом разрешенного использования (ИЖС), на земельном участке был построен жилой дом, в котором проживали истец и его семья.

Отказывая в удовлетворении иска, суд указал в решении, что спорный земельный участок относится к землям, оборот которых является ограниченным, п.8 ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрещает приватизацию таких участков.

Юристами Московской областной земельной компании данное решение было оспорено и Тверским областным судом было вынесено постановление о пересмотре дела. В итоге, земельный участок, расположенный в водоохранной зоне Иваньковского водохранилища был приватизирован и оформлен в собственность владельца домовладения, расположенного на данном земельном участке.

Следует отметить, что возможность приватизации земельных участков не означает легализации земельных участков, которые были самовольно захвачены, «запользованы» или прирезаны к земельному участку, находящемуся в правомерном пользовании и на это следует обратить отдельное внимание.

Публикации

  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • FIN
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Публикации
    • Особенности использования земель в прибрежной зоне

    Информация и связи

    Особенности использования земель в прибрежной зоне

    • Автор: Елена Степанова
    • Услуга: Недвижимость и строительство
    • Дата: 15.08.2016

    Территории прибрежных зон, особенно в курортных городах России, традиционно привлекательны для развития туристической инфраструктуры, строительства отелей, а также жилой и коммерческой недвижимости. Текущая экономическая и политическая нестабильность создает дополнительные возможности для развития в России внутреннего туризма. Потенциал российских регионов реализован не в полной мере, что побуждает инвесторов, в том числе международных сетевых операторов, вкладываться в освоение данных территорий.

    Какие особенности использования земель в прибрежной зоне предусмотрены законодательством, какие установлены ограничения и запреты в отношении ведения деятельности на данных территориях, – эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

    Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи моря, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако указанное не означает, что владельцы таких земельных участков полностью свободны при определении порядка их использования, поскольку в отношении них законодательством РФ устанавливается специальный режим, накладывающий ряд существенных ограничений.

    Исходя из положений Водного кодекса РФ, в отношении земельных участков, расположенных вблизи моря, могут быть установлены три вида «зон охраны»: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

    Под водоохранными зонами морей в соответствии с положениями Водного кодекса РФ понимаются территории, которые непосредственно примыкают к берегу моря. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В границах данных зон устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения водного объекта.

    Так, в границах водоохранной зоны, среди прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброс сточных вод.

    Осуществление строительства (реконструкции) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.

    Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, являются:

    • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
    • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
    • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
    • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
    • Прибрежные защитные полосы

    Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон. Ширина прибрежных защитных зон варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега моря.

    На территориях населенных пунктов при наличии централизованной ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами таких набережных.

    В дополнение к ограничениям, установленным для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос, среди прочего, запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

    • Береговые полосы общего пользования

    Береговые полосы общего пользования входят в границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

    Под береговой полосой общего пользования понимается часть земли шириной 20 метров, примыкающая непосредственно к морю, которая предназначена для общего использования.

    Иными словами, любая территория, находящаяся на расстоянии 20 метров от воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.

    Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы или иное ограничение свободного доступа к ним запрещается.

    Взимание платы за доступ к водному объекту и его береговой полосе, а также установление ограждения на таком водном объекте не соответствуют действующему законодательству. Организация частного пляжа в пределах береговой полосы водного объекта также нарушает установленный законом порядок использования такой территории. Подобные действия противоречат положениям Водного кодекса РФ, закрепляющим право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года по делу №А70-8868/2011).

    На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи моря, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.

    Необходимо учитывать, что водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы общего пользования устанавливаются в силу закона на основании самого факта примыкания территории земельного участка к соответствующему водному объекту. Ширина таких «зон охраны» определяется на законодательном уровне и не может быть установлена иначе ни на основании подзаконных нормативных актов РФ, ни на основании законодательства субъектов РФ, что подтверждается сформировавшейся судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года №33-Г08-5).

    Говоря об особенностях использования земель в прибрежных зонах, важно при этом учитывать и специфику отдельных регионов.

    Так, например, до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города Севастополя установлен так называемый «переходный период». Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определил, что по согласованию с федеральным органом исполнительной власти органы власти Республики Крым, а также города Севастополя могут самостоятельно устанавливать особенности регулирования градостроительных и земельных отношений.

    В соответствии с Соглашением между Федеральным агентством водных ресурсов и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в области водных отношений, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 05 августа 2014 года №1466-р, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым может самостоятельно устанавливать границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос морей или их отдельных частей.

    В конце мая 2016 года Глава Республики Крым Сергей Аксенов дал поручение подготовить распоряжение о полном временном запрете на любые строительные работы на участках ближе 100 метров от воды.

    Такой запрет планируется установить в целях проведения ревизии всех земельных участков, ранее предоставленных государством землепользователям, а также для пресечения возведения самовольных построек в пределах «зон охраны» водных объектов.

    В этой связи в текущее время к приобретению «объекта у моря» стоит подходить предельно внимательно, поскольку имеется высокий риск признания такого объекта самовольной постройкой по результатам вышеуказанной ревизии.

    При этом даже если объект недвижимости, размещенный вблизи побережья с нарушением законодательства в сфере охраны водных объектов, не признан самовольной постройкой, владельцам таких земельных участков в границах «зон охраны» и иным землепользователям следует учитывать риски привлечения к ответственности.

    Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков в «зонах охраны» и правил охраны водных объектов, а также за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

    В зависимости от характера нарушения наказания для физических, юридических, а также должностных лиц за такие правонарушения варьируются от штрафа (в размере от 3 тысяч рублей до 500 тысяч рублей) до административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на срок до 90 суток. При этом привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

    Загрязнение вод и морской среды может повлечь также и уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (в зависимости от степени опасности такого нарушения).

    Помимо описанной выше специфики использования прибрежных территорий, действующим законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения. Так, например, в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

    Кроме того, следует учитывать, что в соответствии положениями Федерального закона №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.

    Подводя итоги, отметим, что параметры использования любого земельного участка, в том числе территории прибрежных зон, равно как и возможность размещения на нем того или иного объекта строительства, должны проходить тщательную проверку в каждом конкретном случае. Только всесторонняя оценка пригодности земельного участка для целей строительства объекта позволит избежать риски его признания самовольной постройкой и наложения ответственности на застройщика.

    Строительство в водоохранной зоне: нормы, правила, ограничения на сайте Недвио

    Недвижимость, расположенная вблизи водных объектов (озёр, рек, водохранилищ итп), всегда пользовалась особой популярностью среди частных застройщиков. Это объясняется прекрасной экологией, великолепными пейзажами и возможностью получить новые, уникальные возможности для загородного отдыха.

    Собираясь строить дом вблизи водоохранных зон важно следовать определенным правилам. Это обусловлено тем, что частное строительство на таких территориях часто запрещено или входит в список относительных ограничений. Последнее означает, что застройка береговой линии возможна только при соблюдении условий, указанных в законе и правилах местной администрации.

    В этой статье мы разберем основные нюансы и ограничения, который должен знать частный застройщик, прежде, чем построить коттедж на берегу реки или озера.

    Правила застройки прибрежных зон

    Основным законом, устанавливающим правила и нормы строительства на прибрежных территориях, является Водный кодекс РФ. Его основная задача — обеспечить чистоту водоемов, защиту растений и животных, обитающих в воде и на территориях, которые прилегают к водоемам.

    Для сохранения окружающей среды, от владельцев и пользователей прибрежных участков требуется соблюдать определенные нормы. В случае их нарушения положена административная и уголовная ответственность, снос построек, а также высокие штрафы.

    Разновидности водоемов

    Следует понимать, что любые прибрежные земли в России имеют особый статус. Все действия, связанные с ними, регулируются специальным Водным регламентом.

    Согласно закону, все водоемы классифицируются на две группы:

    К подземным относятся карстовые озера и грунтовые воды. К поверхностным — все остальные. Все они обладают определенными характеристиками, границами и объемом водного режима.

    В свою очередь, поверхностные водоемы подразделяются на:

    Эти водоемы могут использоваться в различных целях. Например, в целях водоснабжения населенного пункта, выработки электроэнергии, ведения рыболовства, перевозки леса и т. д. В зависимости от целей использования на них либо разрешено, либо запрещено частное строительство.

    Что такое водоохранная зона?

    Водоохранной зоной называют участок земли, который находится на определенном расстоянии от береговой линии. За такими территориями ведется особый контроль, даже если ими владеют по праву собственности.

    Чтобы понять, какие действия разрешены в водоохранной зоне, владельцу участка необходимо обратиться в федеральный орган и службу кадастрового учета. Официальный ответ будет содержать информацию из специального реестра.

    Любое строительство или иную хозяйственную деятельность следует начинать только после получения документов, подтверждающих право на их проведение.

    Границы водоохранной зоны

    Их определяют для того, чтобы облегчить контроль за соблюдением режима использования на указанных участках. Последний становится частью комплекса мер, направленных на их благоустройство и защиту. Таким образом органы власти добиваются улучшения экологического, гидрологического, санитарного и гидробиологического состояния окружающей среды.

    Ширину защищенной территории рассчитывают, ориентируясь на береговую линию. Последнюю определяют по уровню вод в теплое время года.

    Согласно Водному кодексу (статья 65, часть 4) на участках указывают границы водоохранной зоны с учетом протяженности и ширины водного объекта:

    • 50 м – для рек и озер длиной меньше 10 км;
    • 100 м – от 10 до 50 км;
    • 200 м – больше 50 км.

    Размер защитной полосы также зависит от такого показателя, как уклон берега.

    Если водоем является источником питьевой воды, возле него устанавливают санитарную охрану. В этом случае на участке категорически запрещено заниматься строительством или иным видом деятельности.

    Сведения о территориях, расположенных возле береговой линии, указываются в кадастровом паспорте на земельный участок.

    Можно ли строить в водоохранной зоне?

    Да. Прибрежную полосу и водоохранные территории разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), дачного строительства и садоводства. При соблюдении определенных условий такие земельные участки можно арендовать и приватизировать.

    При соблюдении каких условий в водоохранных зонах разрешено строить дома? Их три:

    1. Объекты недвижимости должны быть оснащены фильтрационной системой;
    2. От собственника требуется соблюдение предписанных санитарных норм;
    3. Проектная документация должна пройти экологическую экспертизу.

    Контроль за ведением строительства на прибрежной территории осуществляет Росприроднадзор.

    Прибрежная защитная полоса

    Водоохранная зона, в зависимости от удаленности от берега водоема, как правило, включает в себя 2 уровня:

    • Бечевник (или береговая полоса, водный сервитут);
    • Прибрежная защитная полоса.

    Бечевником называется береговая полоса у кромки воды. Стандартная ширина бечевника составляет 20 м. На таком участке запрещено любое строительство домов, не разрешается приватизация и аренда земли в этой зоне. Каждый гражданин, в соответствии с законодательством, имеет свободный доступ к этой территории и может использовать ее для отдыха. Имейте это в виду, когда видите объявление с текстом «продается участок у воды».

    Размер прибрежной защитной полосы определяется местными органами власти, и составляет от 20 до 100 метров. В прибрежной защитной полосе запрещено любое строительство домов, но можно приобретать земельные участки в собственность или брать их в аренду. То есть если, к примеру, территория прибрежно-защитной полосы захватывает часть вашего участка, то можно разместить деревянный дом и подсобные строения за пределами полосы, а непосредственно на ее территории — сад или места отдыха.

    Следует учитывать, что расстояние от кромки до окончания прибрежной защитной полосы на разных участках может сильно отличаться, в зависимости от статуса водоема, уклона берега и его местоположения. Например, для морей защитная полоса может составлять уже 500 метров. Вот почему эти данные следует уточнить в местной администрации.

    Все, что дальше этих полос — может свободно продаваться и покупаться. На такие участки ограничений, согласно Водному и Земельному кодексу, не предусмотрено.

    Нюансы строительства на прибрежных территориях

    Главная особенность участков у воды заключается в том, что их нельзя полностью огородить от посторонних.

    Дело в том, что большинство водных объектов на территории РФ (реки, озера, водохранилища итп) являются государственной собственностью, а это значит, что ими может воспользоваться любой гражданин. Любые заборы и сооружения, мешающие свободному доступу к воде, считаются незаконными постройками.

    Еще один важный нюанс: любые земельные участки, находящиеся в пределах береговой линии, нельзя приватизировать.

    Важно учитывать, что для того, чтобы начать строительство дома или других построек в водоохранной зоне, нужно иметь оформленный договор аренды или свидетельство о праве собственности на выбранный участок.

    Владельцу участка также придется получить разрешение на индивидуальное жилищное строительство. Следует понимать, что если будут найдены какие-либо нарушения СНиПов относительно размещения построек на участке, то разрешение просто не выдадут.

    Лицам, которые планируют открыть на таких территориях личное подсобное хозяйство (ЛПХ), следует учитывать, что вблизи береговой линии запрещен выпас животных, складирование грунта и распашка земли.

    Есть установленные ограничения при использовании участков в целях с/х деятельности:

    Ограничения при пользовании водоохранных зон

    Предписанные правила запрещают размещать на прибрежной территории:

    • мусорные свалки, места захоронения отходов, кладбища и скотомогильники;
    • стоянки для автомобилей;
    • использование сточных вод для удобрения почв;
    • строения, предназначенные для хранения горюче-смазочных материалов и химических веществ.

    Очистка берегов и самих водоемов — очень долгая и затратная процедура. Вот почему за такими территориями ведется строгий контроль, а границы прибрежной зоны отмечают соответствующими информационными знаками.

    Отдельно отметим правила строительства на водоемах, которые находятся внутри частных территорий. По закону доступ к ним может иметь только собственник или арендатор.

    В этом случае порядок их использования определяет частный собственник, а не государство. Это же касается оформления купли-продажи прибрежных участков и, примыкаемой к ним, прибрежной зоне. Если это частный пруд, то никаких ограничений к его застройке нет.

    Заключение

    Если вы планируете купить участок на берегу реки, озера или другого водоема следует внимательно ознакомиться с Водным кодексом РФ и другими законами об охране и эксплуатации водоохранных зон.

    Также следует подать запрос в местную администрацию, чтобы получить точные параметры такой зоны непосредственно в месте прилегания участка к береговой линии. Они могут отличаться в зависимости от особенностей водоема, уклона берега, его использования и других характеристик.

    Следует помнить, что при незаконном строительстве в прибрежной зоне, застройщик рискует получить не только штраф, но также рискует остаться без дома или даже понести уголовную ответственность (при значительном ущербе окружающей среде, ст. 26 УК РФ). Поэтому шутить с этим не стоит. Разумнее строить дом, не нарушая экологические нормы.

    Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

    С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

    О предоставлении и приватизации земельных участков в водоохранных зонах

    В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), которая устанавливает ограничения оборотоспособности земельных участков, различаются земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, и земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте.

    Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Бывает администрация отказывает гражданам в предоставлении земельных участков под тем предлогом, что они находятся в водоохранной зоне и относятся к землям, ограниченным в обороте. Давайте разберемся, правильно это или нет.

    Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также предусмотрено, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ (ВК РФ), а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

    Как видим, в ст. 27 ЗК РФ говорится о земельных участках в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, земельных участках в пределах береговой полосы и земельных участках, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. О земельных участках в водоохранных зонах ничего не сказано. Для правильного ответа на наш вопрос нужно разобраться с понятиями указанных выше зон и территорий.

    В соответствии со ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

    Согласно ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

    Понятие территорий общего пользования закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

    Вместе с тем понятие водоохранных зон дано в ст. 65 ВК РФ, согласно которой водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    На территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков. В соответствии с ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
    — использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
    — размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
    — осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
    — движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
    — размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
    — размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
    — сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
    — разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

    Таким образом, водоохранные зоны – это иные территории, о которых не говорится в ст. 27 ЗК РФ. В этих зонах за пределами береговой полосы, предназначенной для общего пользования, приватизация земельных участков не запрещена.

    Ранее Верховный Суд РФ разъяснял, что ст. 27 ЗК РФ, которая предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков, непосредственно не относит земельные участки, расположенные в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе, к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта (Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных Федеральных законов (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г.), ответ на вопрос 23).

    Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

    С уважением,
    адвокат Маковеев Сергей Иванович

    Прибрежная защитная полоса: что это, отличие от водоохранной зоны, размеры и запреты

    Ранее мы уже рассказывали про водоохранные зоны. Чтобы до конца разобраться в данной теме, в этой статье мы расскажем о прибрежных защитных полосах. Рассмотрим вопросы, которые касаются их установления, что можно в них делать, а чего нельзя, и что за это будет.

    Что такое «прибрежная защитная полоса»?

    Начнём с определения. Прибрежная защитная полоса – это территория, которая примыкает к береговой линии и на которой вводятся дополнительные ограничения к режиму её использования по сравнению с теми, которые установлены для территории водоохранной зоны. Береговая линия – это граница водного объекта, которая для разных водоёмов определяется по-разному: для моря – по линии максимального отлива, для рек и озёр – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом и т.д. Прибрежная защитная полоса устанавливается для того, чтобы предотвратить загрязнение водоёма, а также сохранить благоприятную окружающую среду для рыб, зверей и растений.

    Отличие прибрежной защитной полосы от водоохранной зоны

    «Водоохранная зона» и «прибрежная защитная полоса» – пограничные понятия. Грубо говоря, прибрежная защитная полоса входит в водоохранную зону. Они различаются правовым режимом их регулирования. Для водоохранной зоны и так устанавливаются определённые ограничения хозяйственной деятельности. На прибрежную защитную полосу, как часть, входящую в её состав, они также распространяются, но плюсом к ним добавляется ещё некоторые. Защитная полоса на то и «защитная», так как это особо охраняемая часть территории по сравнению с остальной частью водоохранной зоны. Более подробно о водоохранной зоне и её отличии от прибрежной защитной зоны можете почитать в другой нашей статье, полностью посвященной водоохранной зоне.

    Все водные объекты с прибрежной защитной полосой

    В статье Водного кодекса указано, вокруг каких водных объектов устанавливается прибрежная защитная полоса. К ним относятся: моря, реки, ручьи, каналы, озёра, водохранилища.

    Прибрежная защитная полоса не устанавливается для тех водных объектов, для которых нельзя установить береговую полосу, под которой понимают полосу земли вдоль границы водного объекта общего пользования. К таким водным объектам относятся болота, ледники, снежники, родники, гейзеры.

    Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

    Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 “Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов”.

    Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

    • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
    • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

    Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:

    1) определяют ее ширину;

    2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

    3) фиксируют границы на картах;

    4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

    5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

    Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

    Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

    Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

    • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
    • в местах пересечения водных объектов дорогами;
    • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

    Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 “Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов”.

    Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер – 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

    Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий.

    Размеры прибрежных защитных полос

    Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

    • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
    • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
    • Если уклон 3 и более – 50 м.

    Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

    • Для озёр, расположенных в границах болот, – 50 м;
    • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
    • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

    Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

    • Для морей – от линии максимального прилива.
    • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
    • Если нет набережной и ливневой канализации – от границы водоёма.

    Режим прибрежной защитной зоны

    Что можно делать в прибрежной защитной полосе?

    В общем-то, на территории прибрежной защитной полосы можно делать всё, что не запрещено. В том числе отдыхать, размещать объекты водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения. При этом нужно помнить, для чего устанавливаются защитная полоса, поэтому также нельзя мусорить, загрязнять водоём.

    Что запрещено делать в прибрежной защитной полосе?

    Здесь список будет значительно больше. Во-первых, на прибрежную защитную полосу распространяются все те ограничения, которые закреплены для водоохранной зоны. В границах прибрежной защитной полосы запрещено:

    • использование сточных вод для удобрения почв;
    • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
    • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
    • размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.
    • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
    • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
    • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
    • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

    Если на территории прибрежной защитной полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

    • сплошные рубки лесных насаждений;
    • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
    • создание и эксплуатация лесных плантаций;
    • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
    • пахать земли,
    • сваливать размытый грунт,
    • пасти скот,
    • организовывать детские лагеря и ванны.

    Строительство на территории прибрежной защитной полосы, также как и в границах водоохранной зоны, не запрещается, но в таком случае необходимо оборудовать строящиеся объекты системами очистки воды и сборы отходов. Более подробно об этом также можно почитать в статье про водоохранные зоны.

    Если не выполнять эти запреты, полиция может составить на нарушителя протокол, а инспектор в области охраны окружающей среды привлечь к ответственности. За использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в ч. 1 ст. 8.42 КоАП. Наказание – штраф:

    • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
    • для должностных лиц – от 8000 до 12 000 рублей;
    • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

    Заключение

    Теперь Вы точно знаете всё о прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах. Эти знания помогут Вам правильно организовать свою хозяйственную деятельность на этих территориях, сберечь природу, а также сберечь финансовые средства, потратив их не на штраф, а на что-то более приятное и полезное.

    Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

    Похожие статьи

    Как часто в своей жизни вы слышали слово «скотомогильник»? Ни разу? Это неудивительно, поскольку в…

    Сегодня предлагаем Вам разобраться в теме, с которой на практике в жизни может столкнуться каждый.…

    Что представляет собой охранная зона тепловых сетей? Теплоснабжение – часть инфраструктуры города и сельской местности.…

    Дом в водоохранной зоне: построить и не нарушить закон

    Участник FORUMHOUSE с ником SkayUoker74, который много лет работает в специализированной организации, занимающейся гидротехникой и геотехникой, подготовил подробную инструкцию для тех, кто купил участок на «первой линии» и планирует построить там дом. Из нашей статьи вы узнаете:

    – Как узнать границы водоохраной зоны
    – Где искать нужную информацию
    – В каких ведомствах должны помочь владельцу участка
    – Где строиться запрещено, а где можно
    – Как расположить дом в водохранной зоне

    Что такое водохранная зона

    Самый главный документ, с которым должны сверять свои действия собственники участков на берегах водоемов – Водный кодекс РФ. Он, в частности, определяет право собственности на водные объекты. Согласно Водному кодексу,

    Территории, которые примыкают к границам водоемов – водоохранные зоны. В них установлен специальный режим хозяйственной деятельности. В границах этих водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся еще более строгие ограничения. Внутри прибрежных защитных полос есть еще береговые полосы общего пользования.

    Водоохранная зона, как матрёшка, включает в себя три зоны с различными ограничениями в каждой из этих зон.

    Представим, что мы выходим из водного объекта на свой участок на берегу. Первое, что мы пересекаем – береговая линия, которая обозначает границу водного объекта. От нее тянется береговая полоса (в большинстве случаев 20 метров, в некоторых – 5 метров).

    • 20 метров – для всех водоемов, кроме каналов и ручьев с длиной от истока до устья менее 10 км;
    • 5 метров – для каналов и коротких речек и ручьев (менее 10 км от истока до устья).

    Береговую полосу нельзя приватизировать, она – для общего пользования. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от того, каков уклон у берега

    • Для обратного или нулевого уклона – 30 метров;
    • Для уклона до трех градусов – 30 метров;
    • Для уклона более трех градусов – 50 метров.

    Как узнать границы водоохраной зоны

    Узнать, что на купленном участке находится водоохранная зона можно по вот таким табличкам. Их устанавливают на всем протяжении водоохранных зон.

    В лакомых, интересных для застройки местах такие знаки уже стоят.

    Эти таблички устанавливают территориальные бассейновые водные (или Отделы водных ресурсов) управления Федерального Агентства Водных ресурсов.

    Вот актуальный список Отделов водных ресурсов, которые существуют в России:

    • Нижне-Обское БВУ
    • Нижне-Волжское БВУ
    • Невско-Ладожское БВУ
    • Московско-Окское БВУ
    • Ленское БВУ
    • Кубанское БВУ
    • Камское БВУ
    • Западно-Каспийское БВУ
    • Енисейское БВУ
    • Донское БВУ
    • Двинско-Печорское БВУ
    • Верхне-Обское БВУ
    • Верхне-Волжское БВУ
    • Амурское БВУ

    У каждого из БВУ есть сайт, на котором можно найти информацию, необходимую для согласования строительства и иной деятельности у воды.

    Именно в этом ведомстве ответят, где официально проходит водоема – официально водоохранная зона начинается от уреза воды.

    Согласно Водному кодексу, урез воды или береговая линия реки, ручья, канала, озера и обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а пруда и водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды (НПУ);

    Величину НПУ на самых крупных водохранилищах проще всего узнать на сайте БВУ, который отвечает за ваш регион. Если участок куплен на берегу озера или небольшой речки, придется написать запрос в территориальный отдел водных ресурсов. В запросе нужно попросить предоставить характеристику речки или озера.

    Также можно поискать свой водоем в Государственном водном реестре, где собрана информация практически обо всех водоемах нашей страны. И даже если водоем совсем крошечный и пока не учтен, рано или поздно он будет внесен в этот реестр.

    Утаить строительство «на тайных берегах» не получится.

    Характеристика водного объекта нужна для того, чтобы самостоятельно, не оплачивая работу специалистов, узнать размеры водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы. Так, узнав длину водоема, мы сможем узнать ширину водоохраной зоны. В соответствии с частью 4 ст. 65 Водного Кодекса она устанавливается для рек и ручьев в зависимости от их длины от истока до устья:

    • до 10 км – пятьдесят метров;
    • 10-50 км – 100 метров;
    • более 50 км – 200 метров.

    Для рек и ручьев протяженностью менее 10 км водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

    Как строиться в водоохранной зоне

    Существующее законодательство позволяет строить дом в водоохраной зоне. На этой схеме представлено идеальное расположение дома на берегу.

    Проблемы могут возникнуть у собственника участка, попавшего в санитарную защитную зону, или зону санитарной охраны (ЗСО). Она вводится для водных объектов-источников водоснабжения.

    В ЗСО входят три пояса, и в каждом устанавливается свой режим хозяйственной деятельности.

    Ограничения ЗСО

    I пояс вводится на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

    Запрещается
    посадка высокоствольных деревьев;
    все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
    прокладка трубопроводов различного назначения;
    размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
    проживание людей;
    применение ядохимикатов и удобрений;
    спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
    купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

    II пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды.

    Запрещается
    размещение предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
    применение удобрений и ядохимикатов;
    рубка леса главного пользования и реконструкции.

    III пояс предназначен для защиты от химических заражений.

    Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:

    выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;

    закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;

    размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

    Таким образом, в первом поясе нельзя строить ничего вообще, во втором и третьем любое новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, должно быть обязательно согласовано с Роспотребнадзором. Строить во втором поясе можно, получить землю в собственность – нет.

    Выводы

    • водоохранная зона начинается от уреза воды, который для реки или ручья определяется по среднемноголетнему уровню, а для озера или водохранилища – по уровню НПУ;
    • ширина водоохранных зон – 50-200 метров;
    • водоохранные зоны должны быть отражены – в Выписке ЕГРН, в кадастровом паспорте, в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ);
    • информация о водоохранных зонах есть в отделе по архитектуре или землеустройству вашего муниципалитета, территориальном управлении Росррестра, в территориальном отделении Роспотребнадзора или Росприроднадзора;
    • самостоятельно искать данные о водоеме, на берегу которого расположен ваш участок, можно в государственном водном реестре или написать запрос в местный Отдел водных ресурсов (запросить характеристику ВО).
    • чтобы понять размер водоохраной зоны в вашем конкретном случае, следует воспользоваться информацией из нашей статьи.
    • если самостоятельно определиться с береговой линией не получается, нужно обратиться за помощью к гидрологу.

    Как говорит наш эксперт, при большом желании работники природоохранной прокуратуры найдут, к чему придраться: начиная от забора, перегораживающего доступ к воде, и заканчивая правомочностью выделения самого ЗУ. Однако строить в водоохраной зоне можно – в нашей стране сотни тысяч таких домовладений. Главное при этом – соблюдать закон и обезопасить себя от будущих придирок, расположив дом и постройки на участке в максимальном соответствии с приведенной нами схемой.

    На FORUMHOUSE вы сможете подробнее прочитать о тонкостях строительства домов в водоохранной зоне, и о том, что делать, если строительство в водоохраной зоне не согласовывают. Узнайте, как узаконить берегоукрепление и познакомьтесь с ограничениями для строительства на участке в зоне охраны объекта культурного наследия. Почитайте нашу статью о том, как получить разрешение на строительство дома по новому законодательству. Посмотрите наше видео о том, как оптимизировать затраты при строительстве дома.


    Читайте также:  Права инвалидов на переселение
Ссылка на основную публикацию