Может ли ребенок-инвалид находиться в детском саду до восьми лет

“Детсадовский” возраст

До какого возраста ребенок может посещать детский сад?

Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 (далее – Типовое положение), дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (включительно).

В соответствии с пунктом 21 указанного Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными Минобразования РФ, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 (далее – Требования). Данным нормативным правовым актом устанавливается, что обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обязательная часть образовательной программы должна обеспечивать, в соответствии с пунктом 2.6. Требований, достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Пункт 2.10. Требований подчеркивает, что для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в образовательной программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Таким образом, задача дошкольного образовательного учреждения – не обеспечение образования ребенка до 7 лет, а обеспечение достижения дошкольником готовности к школе, а именно – уровня развития ребенка, необходимого и достаточного для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Как указано выше, в Типовом положении подчеркивается, что образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и реализуется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Возрастные рамки дошкольного образования (как и начала школьного образования) установлены законодательством исходя из возрастных особенностей развития основной массы детей в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с их возрастными особенностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные ограничения познавательной, коммуникативной и иных видов деятельности. В связи с индивидуальными особенностями их психофизического развития ориентация при определении их образовательного маршрута, в том числе – и при реализации образовательной программы дошкольного образования, только на возрастные критерии не позволяет решать основную задачу дошкольного воспитания и образования – достижения дошкольником готовности к школе.

Таким образом, если установлено, что ребенок не готов к школе, в том числе – не достиг уровня психофизического развития, необходимого для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования, специалисты, работающие (консультирующие) с ребенком, могут рекомендовать увеличить срок дошкольного образования до достижения ребенком уровня готовности к школе.

На уровне законодательства не определен порядок продления договора, заключенного между дошкольным образовательным учреждением и законными представителями ребенка, посещающего данное учреждение, на следующий учебный год после достижения ребенком 7-летнего возраста в случае необходимости увеличения срока дошкольного образования. В этом случае следует руководствоваться приведенными ниже нормативными актами.

В соответствии с пунктом 27 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Если устав учреждения не содержит искомых положений, то вопрос о порядке продления договора должен быть адресован к учредителю образовательного учреждения. Учредитель может определить основания для продления договора и порядок его продления в уставе образовательного учреждения. До внесения соответствующих дополнений в устав может быть применена аналогия закона. В соответствии со статьей 19 Закона РФ «Об образовании» по разрешению учредителя образовательного учреждения возможно обучение детей до достижения ими возраста шести лет шести месяцев в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования. Таким образом, применяя аналогию закона, продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет возможно по разрешению учредителя дошкольного образовательного учреждения.

Основаниями для продления договора могут быть заключения специалистов (как медицинского, так и психолого-педагогического профиля) с рекомендациями о продолжении дошкольного образования или заключение психолого-медико-педагогической комиссии как организации, создаваемой в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95). Для детей-инвалидов основанием может являться и соответствующее заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, т.к. в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» детям-инвалидам обеспечивается образование в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации.

Родители, у которых имеются рекомендации специалистов о продлении дошкольного образования или соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии, или заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, обращаются с письменным заявлением с приложением копий рекомендаций (оригиналы предъявляются) к руководителю дошкольного образовательного учреждения (копия заявления с отметкой о приеме родителями сохраняется до получения письменного ответа). Руководитель образовательного учреждения либо продлевает договор о посещении учреждения (в случае если такая возможность урегулирована уставом или учредителем в другой форме), либо дает родителям письменный ответ с пояснениями по порядку продления договора: например, необходимо разрешение учредителя (с указанием куда обращаться).

Отказ учредителя образовательного учреждения в выдаче разрешения на продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет может быть обжалован в Рособрнадзор, прокуратуру, суд.

Социализация ребенка-инвалида в дошкольном учреждении

Ксения Пьянзина
Социализация ребенка-инвалида в дошкольном учреждении

Социальная проблема в условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям-инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в равных областях жизни, включая образование [2, 15с].

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

– детский сад для детей раннего возраста;

– детский сад для детей пред школьного (старшего дошкольного) возраста;

– детский сад присмотра и оздоровления;

– детский сад компенсирующего вида;

– детский сад комбинированного вида;

– детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников. [1, стр. 10]

В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение, указание на ущербность: на латыни это слово означает «бессильный», «негодный». Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменять на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т. д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, вынужден пользоваться коляской для передвижения, лишен зрения, слуха, или частей тела. Наши сограждане по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряженно.

Ребенок, каким бы он ни был – прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Как утверждают специалисты, с каждым годом «нестандартных» детей становится больше, и для их обучения и воспитания требуется дополнительные ресурсы.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у него просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Окружающие видят их отличие, их особенности, и думают, что и общаться с ними надо иначе, а вот как – порой не знают.

Инклюзивное образование является одной из форм вариативного развивающего образования, представляющего возможность каждому ребенку независимо от социального положения, физических и умственных способностей, уровня детского развития, удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного образования и подразумевает совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями необходимо в первую очередь для того, чтобы решить проблемы социализации и социальной адаптацией последних. Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социальная адаптация – специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Главное направление в инновационной деятельности ДОУ – «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства.

Выделяется несколько уровней толерантности:

1) цивилизационный – отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2) международный – условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3) этнический – терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям;

4) социальный – партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

5) индивидуальный – уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Толерантность выполняет следующие функции:

1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы;

2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Толерантность можно рассматривать как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Поэтому нетерпимость, как правило, ненавистны новшества, т. к. они отвергают привычные модели. Ее практическое проявление находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей [3,156с].

Читайте также:  Переоформление права бессрочного пользования земельным участком

Основными формами проявления нетерпимости являются:

– оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

– негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;

– этноцентризм (оценка окружающих через призму ценностей своего этноса, которые рассматриваются как эталонные для всех других людей и культур);

– поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на другие группы).

Семья в адаптации детей-инвалидов играет значительную роль. Для детей с особенными потребностями домашний очаг — это важнейшей источник надежды и веры в будущее. Жизнь ребёнка-инвалида в полной семье положительно сказывается на его психологическом состоянии. Создание оптимальных условий для коррекции нарушений в развитии ребёнка, воспитания, обучения, адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач общества и государства [6, 3с].

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наилучших оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

1. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. // Методическое пособие – М.:РУДН, 2010.

2. Волосовец Т. В., Кутеповой Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. //Пособие для педагогов ДУ – М.:Мозаика – Синтез, 2011. С. 142

3. Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э. М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

4. Дороничева А. С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А. С. Дороничева, С. М. Машевская [Электронный ресурс].

5. Источник: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/otnoshenie_k_invalidam_u_detey/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste

6. Кручкова Я. А. Адаптация детей-инвалидов в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 334-337. — URL https://moluch.ru/archive/158/44674

Педагог в современном дошкольном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад комбинированного.

Индивидуально-образовательный маршрут ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Радуга» Снежненского сельского поселения Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении Леньшина Е. А., воспитатель ГБДОУ детский сад №62 Красносельского района Санкт-Петербурга Методика ТРИЗ в дошкольном учреждении “Нет ничего.

Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении В этой статье речь пойдет о детях, которые зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее.

Педагогическое представление для ПМПК на ребенка-инвалида 4–5 лет по слуху Педагогическое представление для ПМПК __Ф. И___, дата рождения ___года. Посещает детский сад ___с ___года. Период адаптации.

Ребенок-инвалид в детском саду

Инвалидность предполагает наличие патологий в работе организма, поэтому даже взрослые с таким статусом ограничены в своей жизнедеятельности, образовательной и рабочей деятельности, не говоря о детях. Малыши с серьезными проблемами в большинстве случаев нуждаются в большей опеке и заботе, чем здоровые сверстники. Поэтому родители часто принимают решение, что ходить будет ребенок-инвалид в ДОУ специализированного типа для малышей с особенностями развития.

Виды инвалидности

Детская инвалидность – это состояние, при котором нормальная жизнедеятельность невозможна ввиду тех или иных патологий в работе организма. Существует 3 группы: 1 – самая тяжелая, 3 – самая легкая. Освидетельствует больного и присваивает категорию медико-социальная экспертиза, которая руководствуется следующими критериями:

  • способность к самостоятельному передвижению;
  • коммуникативные и когнитивные навыки;
  • навыки ориентации во времени и пространстве;
  • способность к образовательной и трудовой деятельности;
  • способность к самообслуживанию.

Болезни, влияющие на эти умения, и являются причинами детской инвалидности.

Может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад

Многие родители детей с частичной или полной недееспособностью интересуются, может ли ребенок-инвалид посещать обычный детский сад, ведь частные садики стоят достаточно дорого. Согласно Российскому законодательству, если инвалид не имеет абсолютных противопоказаний к посещению дошкольного образовательного учреждения, то он может посещать детские сады общего типа.

Детский сад для детей-инвалидов обязан предоставить все технические устройства, обеспечивающие свободное передвижение детей с частичной или полной недееспособностью: пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты. Также должны быть организованы условия, помогающие психическому, умственному и эмоциональному развитию детей с инвалидностью.

Однако стоит учитывать, что не каждая организация может предоставить такие условия. Поэтому может возникнуть ситуация, когда родителям придется отправлять чадо в детский сад не по месту прописки.

Работа с детьми-инвалидами в детском саду

Детский сад для инвалидов осуществляет образовательный подход в соответствии со следующими принципами.

  1. Подход к каждому малышу. Это означает, что воспитатели учтут особенности каждого подопечного и обеспечат необходимые условия для развития и обучения.
  2. Поддержка самостоятельности. То есть активность, к которой малыш будет проявлять интерес, будет замечена и поощрена, что позволит воспитать цельную и яркую личность.
  3. Активность в социуме. Это позволяет участникам обучения активно взаимодействовать со сверстниками и развивать коммуникативно-социальные навыки.
  4. Вариативность. Другими словами, дошкольное образовательное учреждение предоставляет несколько разнообразных программ, помогающих всесторонне развить подопечных.
  5. Медицинский контроль. Все дети получат медицинскую помощь в соответствии со своими болезнями и нуждами.

Доплата воспитателю за ребенка-инвалида в группе

У самих сотрудников дошкольных образовательных учреждений возникает вопрос, какие льготы положены воспитателям, если в группе детского сада есть ребенок-инвалид. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как на это влияет несколько факторов, включая, регион и особенности содержания трудового договора.

Дошкольные образовательные учреждения регулируются муниципальным бюджетом, поэтому власти именно этого уровня и назначают заработные платы сотрудников данных организаций. В городах, где наличие малыша с частичной или полной недееспособностью в общей группе предполагает надбавку к заработной плате для воспитателей, она будет составлять вплоть до 20% от оклада. Также сотрудникам ДОУ положено увеличенное количество отпускных дней в году.

Характеристика на ребенка-инвалида из детского сада

Психолого-педагогическая характеристика участника образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении предоставляется в детскую поликлинику и бюро медицинско-социальной экспертизы для повторного освидетельствования и продления статуса инвалида. Данная бумага содержит общие сведения о воспитаннике, такие как:

  • фамилия, имя отчество;
  • дата и место рождения;
  • домашний адрес и адрес прописки;
  • дата поступления в дошкольное образовательное учреждение.

Остальные данные излагаются сотрудниками ДОУ в свободной форме, при этом они описывают состав семьи и атмосферу, которая ей присуща. Рассказывается об увлечениях и интересах малыша, его навыках и умениях, трудностях в развитии, а также об его коммуникативных навыках и отношениях с коллективом.

Детская площадка для инвалидов

Не менее важным местом для развития детей с частичной или полной недееспособностью является детская площадка, которую могут посещать ребята старшего дошкольного возраста в свободное время. Это поможет развивать им моторные навыки, а также успешнее социализироваться. Однако детская площадка для инвалидов должна отвечать определенным требованиям, чтобы обеспечить безопасность детей. В том числе:

  • все перила и ограждения должны иметь специальное покрытие против скольжения, чтобы уменьшить травмоопасность конструкции, углы всех сооружений должны быть мягко закруглены;
  • качели должны иметь от земли до сиденья от 40-60 см, перекладина должна быть мягкой;
  • верхний участок горок должен быть оснащен ограждениями, а нижний не может возвышаться над землей более чем на 3.5 см.

Другие льготы в области образования

Для полноценного развития дети с частичной или полной недееспособностью нуждаются в дополнительной опеке и льготах, чтобы получить полноценное развитие. Государство старается оказывать посильную помощь и предоставляет следующие образовательные льготы:

  • родители, воспитывающие иждивенца со статусом инвалида, освобождаются от оплаты дошкольного образовательного учреждения;
  • дети-инвалиды обеспечиваются местами в образовательных организациях любого уровня и медицинских учреждениях вне очереди;
  • дети дошкольного возраста обеспечиваются необходимыми условиями для передвижения и осуществления любой деятельности.

Дети-инвалиды – одна из самых незащищенных категорий граждан, поэтому государство предоставляет им посильную помощь, в том числе в организации досуговой и образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Права родителей ребенка-инвалида

Какие льготы положены родителям ребенка — инвалида детства и детей-инвалидов — жилищные (по оплате ЖКХ, на дополнительную жилплощадь, земельные участки), транспортные, по Трудовому кодексу. Для таких ребятишек предоставляют набор лечебных, оздоровительных услуг. Мать или отец получают особый вид пенсии и другие виды социальной поддержки.

Забота о ребятишках-инвалидах входит в программу социальной защиты и поддержки граждан. Родителям таких деток предусмотрен ряд прав, льгот и выплат на федеральном и региональном уровнях.

Какие льготы имеют родители ребенка-инвалида

Информированием о льготах, которые предоставляются родителям детей-инвалидов, начислением и предоставлением части этих льгот занимаются службы социальной защиты населения. Чтобы не упустить ничего из перечня положенной вам государственной поддержки, изучите, какие бывают льготы:

  • на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКХ);
  • налоговые;
  • предоставление дополнительной жилплощади;
  • путевки и проезд в качестве сопровождающего ребенка;
  • выплаты и социальная поддержка на региональном уровне.

Жилищные льготы

Деткам с инвалидностью и их родителям важны комфорт проживания и помощь в оплате за ЖКХ. Жилищные льготы — одна из значимых сторон государственной поддержки. Какие льготы полагаются:

  • государство ежемесячно возвращает половину от суммы, уплаченной за жилищно-коммунальные услуги;
  • компенсирует плату за капремонт до 50%;
  • выделяет земельные участки под индивидуальное жилищное строительство;
  • для семей с детьми-инвалидами предусмотрена отдельная очередь на получение жилья в случае тяжелой прогрессирующей болезни ребенка или по решению местных властей.

Налоговые льготы

К льготам по налогу относят налоговый вычет. Он полагается каждому из родителей, а родителям-одиночкам его высчитывают в двойном размере. Налоговый вычет снижает размер зарплаты, которую облагают налогом.

В 2020 году государством установлено, какие льготы у родителей ребенка-инвалида есть по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ):

  • 12 000 рублей от зарплаты отца и матери не облагаются налогом (налоговый вычет);
  • 6000 рублей от зарплаты опекунов не облагаются налогом НДФЛ.

Пример расчета налогового вычета:

  • мать получает 26 000 рублей, налогом в 13% облагается не вся сумма зарплаты, как для обычных граждан без детей;
  • 26 000 – 12 000 = 14 000 рублей — это та сумма из зарплаты матери, которая облагается налогом в 13%;
  • 14 000 – 13% = 12 180 рублей;
  • ежемесячный заработок матери составит 12 000 + 12 180 = 24 180 рублей.

Без налогового вычета ежемесячный заработок матери составил бы 26 000 – 13% = 22 620 рублей.

Чтобы получить налоговый вычет, родители пишут заявление своему работодателю, который учитывает эти данные при расчете ежемесячной зарплаты.

Транспортные льготы

На государственном уровне право бесплатного проезда детям-инвалидам и их родителям не действует. Но в ряде регионов она работает: уточняйте в отделах соцзащиты своего населенного пункта, какие транспортные льготы действуют в вашем регионе.

Ребенку и сопровождающему его родителю положен бесплатный проезд до места лечения и оздоровления ребенка (до санатория). Бесплатный проезд распространяется только на общественный транспорт.

Родителям ежемесячно предоставляют льготу на транспортный налог на уровне регионов (возможность получить льготу и ее размер уточняйте на сайте местного налогового органа). Некоторые регионы помогают получить специализированный транспорт для перевозки ребенка.

Финансовая помощь

Родителям положена помощь на федеральном и региональном уровнях. Льготы суммируются, они не исключают друг друга.

На какие льготы для детей-инвалидов и их родителей стоит рассчитывать:

  • ежемесячные денежные выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • полная или частичная компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг, лекарственных препаратов, санаторного,
  • курортного лечения, проезда в общественном транспорте;
  • выплата на покупку одежды на время учебного года (в 2020 году составляет 10 000 рублей в год);
  • компенсационная выплата в размере 675 рублей ежемесячно (компенсирует рост цен на продукты);
  • все остальные выплаты, доступные семьям с детьми, в том числе многодетным.

Льготы и выплаты считаются частью дохода семьи: если они выводят семью из категории малообеспеченных, из-за этого снимут с очереди на жилье.

Какие льготы положены на работе родителям детей-инвалидов

Матери или отцу ребенка предоставляют дополнительные оплачиваемые выходные — до четырех дней в месяц. Их полностью берет или мать, или отец (один из двух родителей), или они делят эти четыре дня между собой. Если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляют два дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Выходные не суммируются и используются только в текущем месяце, на другой месяц их не переносят. Чтобы получить дополнительный выходной, родители пишут заявление на имя работодателя.

Если в семье ребенок-инвалид, работающим родителям детей-инвалидов в 2020 году положены следующие льготы и гарантии:

  1. Четыре оплачиваемых выходных в месяц.
  2. Возможность отказаться от работы в выходные и праздничные дни, отказаться от переработок и дальних командировок.
  3. Возможность перевестись на неполное рабочее время или неполную рабочую неделю. Оплата в этом случае пересчитывается с учетом количества отработанных часов, без уменьшения стажа и основного отпуска.
  4. Возможность выбрать время ухода в основной отпуск родителю, ухаживающему за ребенком.
  5. Запрещено расторгать с такими родителями трудовой договор по инициативе работодателя (сокращение штата и численности сотрудников — не исключение).
  6. Одному из родителей положено досрочное оформление страховой пенсии по старости: в 55 лет — отцам (если есть 20 лет трудового стажа), в 50 лет — матерям (если есть 15 лет трудового стажа).
Читайте также:  Как переоформить на себя квартиру, представленную по договору краткосрочного найма

Досрочная пенсия одному из родителей

Государством предусмотрена возможность одному из родителей уйти на пенсию досрочно. Время, которое родитель уделял на присмотр за инвалидом, засчитывается в страховой срок пенсии. Оно рассчитывается в размере 1,8 пенсионных единиц за год. Чтобы в трудовой стаж включали время ухода за ребенком или приостановили отчисления, если родитель прекратил уход, подают заявление в Пенсионный фонд. Размер пенсии устанавливают в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Пособие по уходу за ребенком-инвалидам полагается не всем родителям. Какие условия получения выплаты:

  • родитель трудоспособный, но не работает, а ухаживает за ребенком;
  • назначается только одному из родителей;
  • назначается родителю, ухаживающему за ребенком-инвалидом или инвалидом детства I группы;
  • родитель не получает пенсию или пособие по безработице (не имеет другой социальной поддержки от государства).

Чтобы получить выплату, подают документы в Пенсионный фонд РФ (непосредственно в отделение Фонда или через отделение МФЦ). Выплата назначается с месяца обращения. Если ухаживающий родитель устроился на работу, оформил пенсию или пособие по безработице, он обязан сообщить об этом в территориальный орган Пенсионного фонда в течение пяти дней. Если обнаружится незаконная переплата, придется вернуть все деньги в полном объеме.

В каком размере начисляют пособие родителям детей-инвалидов, которые не работают:

  • 5500 рублей ежемесячно начисляли до 01.07.2019;
  • с 01.07.2019 по предложению президента выплата повышена до 10 000 рублей;
  • базовый размер выплаты в 10 000 рублей умножается на районный коэффициент и зависит от места проживания родителей и ребенка.

Весь период ухода за ребенком идет в страховой стаж.

Какие льготы и отчисления положены самому ребенку

Не только родителям, но и ребенку положен ряд льгот и выплат. Ребенок-инвалид получает от государства такие отчисления:

  • социальную пенсию в размере 12 681 руб.;
  • ежемесячную денежную выплату по инвалидности в размере 2701,62 руб. — детям-инвалидам и 3782,94 руб. — инвалидам с детства I группы;
  • выплату по потере кормильца в размере 5283,85 рублей.

С 01.04.2020 эти суммы увеличатся, все зависит от величины индексации выплат

Выплаты отчисляет Пенсионный фонд РФ. Чтобы их получить, обращаются с заявлением в территориальное отделение ПФ.

Предусмотренные государством льготы детям-инвалидам:

  • ряд социальных услуг;
  • льготный проезд;
  • льготы на лечебные аппараты, инструменты, лекарства;
  • льготы при поступлении в среднее и высшее учебные заведения;
  • возможность пройти санаторное лечение.

Набор социальных услуг для детей-инвалидов

Родители оформляют получение социальных услуг или отказываются от них и пишут заявление на денежную компенсацию. Отказываться от предоставляемой государством помощи невыгодно, денежная компенсация не покроет затраты на лекарства и оздоровление ребенка.

Какую социальную помощь государство оказывает детям:

  1. Выделяет медицинские препараты, материалы и оборудование. Их получают по рецепту и рекомендациям лечащего врача или по заключению медико-социальной экспертизы.
  2. Организовывают бесплатный проезд ребенку и сопровождающему его взрослому до места лечения (санаторий, курорт) и обратно.
  3. Ежегодно выделяют путевку на санаторно-курортное лечение ребенку и взрослому, который его сопровождает.

Льготное поступление в среднее или высшее учебное заведение

Детям-инвалидам дают ряд преимуществ при поступлении в среднее профессиональное или высшее учебные заведения:

  • возможность воспользоваться подготовительными курсами для детей-инвалидов;
  • возможность поступить без вступительных испытаний на бесплатное отделение;
  • поступить в порядке очереди в рамках выделенной целевой квоты;
  • у такого ребенка преимущество при зачислении в ситуации, когда он набрал одинаковое количество баллов наравне с другими поступающими.

Льготное медицинское обеспечение

Чтобы получить льготные медицинские принадлежности, препараты, лекарства, родители обращаются к лечащему врачу. Врач выписывает рекомендации и рецепты, на основании которых выделяются бесплатные или льготные препараты. Актуальный полный список доступных препаратов и медикаментов есть в государственных и муниципальных поликлиниках и в свободном доступе на сайте правительства.

Санаторно-курортное лечение

Ребенку предоставляется возможность пройти ежегодное санаторное лечение для восстановления здоровья. В дороге и на время лечения его сопровождает один из родителей.

Как получить путевку:

  • написать заявление в поликлинике, к которой прикреплен ребенок (образец и бланк выдаст участковый педиатр);
  • заявление рассматривается медицинской комиссией;
  • если комиссия одобрила прошение, родитель пишет заявление в Фонд социального страхования (допускается написать заявление в любое время в течение полугода после положительного ответа комиссии);
  • после обращения в Фонд социального страхования в течение 10 дней приходит ответ о наличии путевок и датах заезда на лечение.

У работодателя нет законной возможности препятствовать родителю взять отгулы на это время (вне зависимости от графика основных рабочих отпусков).

Правила оформления льгот

Оформление льгот не занимает так много сил, нервов и времени, как кажется. Чтобы получить законную льготу, от родителей потребуется:

  • собрать пакет документов;
  • предоставить их вместе с заявлением в нужный орган (Пенсионный фонд, органы социальной защиты);
  • получить ответ и требуемую услугу.

Какие документы потребуются

В традиционный пакет документов на получение льготы входят:

  • заявление на предоставление услуги или выплаты (образец заявления и бланк выдают в поликлинике, в Пенсионном фонде или в органах соцзащиты, в зависимости от целей обращения);
  • паспорт родителя;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • результаты осмотра медико-социальной комиссией, засвидетельствовавшей статус инвалидности;
  • дополнительные документы (паспорт второго родителя, свидетельство о потере кормильца, справка о неполучении выплаты и другие, полный набор документов озвучивают в месте обращения за услугой).

Куда обращаться

В зависимости от вида услуги ее получают непосредственно в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ, в органах соцзащиты, в многофункциональном центре МФЦ или удаленно на портале «Госуслуги».

Сроки предоставления услуги

Средний срок реагирования на заявление от родителей и озвучивание результатов о назначении льготы — 10 дней со дня подачи заявления. Дату следует уточнять на месте.

Получение льгот родителями на работе

Чтобы получить льготу на работе, родители самостоятельно обращаются к работодателю. Что потребуется для получения льготы родителям ребенка-инвалида на работе в 2020 году:

  • написать соответствующее заявление (на налоговый вычет, на предоставление дополнительных выходных или отпуска в удобное время);
  • приложить копии документов, подтверждающих право на льготу (свидетельство о рождении ребенка, результаты осмотра медико-социальной комиссией, засвидетельствовавшей статус инвалидности).

Льготы родителям-инвалидам, имеющим детей

В ситуации, если родители сами имеют инвалидность, доступ к льготам расширяется. Какие льготы положены таким родителям:

  • стандартные выплаты на детей;
  • стандартные льготы и помощь инвалидам;
  • стандартные льготы, положенные родителям детей-инвалидов;
  • ежемесячная компенсационная выплата на ребенка, живущего в семье, где родитель или оба родителя не работают и являются инвалидами I или II группы;
  • ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни.

Оформление льгот проходит в том же порядке, что и для обычных родителей.

Заключение

Государство разработало ряд проектов, поддерживающих семьи с детьми-инвалидами. Социальная поддержка значительно облегчает жизнь, помогая в непростой ситуации. Родители получают льготы, денежные выплаты, помощь в лечении и реабилитации ребятишек. Следует помнить, что ответственность за своевременное получение льгот лежит на родителях. Чем осведомленнее и настойчивее родители, тем большим пакетом услуг они пользуются.

Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?

Автор: Манохова С.В., редактор журнала

В редакцию журнала нередко поступают вопросы о том, какие гарантии положены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), положены ли им дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавки к заработной плате (если да, то в каком размере), а также влияет ли на факт предоставления гарантий количество таких детей в группе.

Кто понимается под обучающимся с ОВЗ?

Определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» содержится в п. 16 ст. 2 Закона об образовании в РФ[1]: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что объектом внимания в Законе об образовании в РФ являются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия[2].

Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании). Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки. Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:

обучающийся с тяжелыми нарушениями речи;

обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

обучающийся с умственной отсталостью;

обучающийся с расстройствами аутистического спектра;

обучающийся со сложными множественными нарушениями развития.

Норма часов педагогической работы

Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы.

В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?

По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.

В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12-часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов (30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?

Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.

Продолжительность очередного отпуска.

В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.

Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.

В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?

Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.

Читайте также:  Подача дополнений к апелляционной жалобе

Оплата труда воспитателей.

Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.

Субъект РФ (муниципальный район)

Порядок установления компенсационных выплат

Нормативный документ

Евпатория (Республика Крым)

За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки)

Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п

За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников)

Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420

Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников:

– осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения);

– осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ

Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7*

по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы)

*С полным текстом положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по делам образования г. Челябинска, можно ознакомиться на сайте Комитета по делам образования г. Челябинска: «Экономика образования» – «Руководителю» – «Система оплаты труда» (http://chel-edu.ru/docs/?id=1756).

Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.

При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).

Обратите внимание, что в нормативных актах отдельных субъектов РФ могут быть установлены критерии для назначения компенсационных выплат воспитателям (например, выплата осуществляется при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ), в актах других субъектов такие критерии не предусмотрены. Соответственно, каждый работодатель вправе установить их самостоятельно. Если в локальном нормативном акте учреждения содержится лишь общая формулировка (например, «за педагогическую работу в группах комбинированного вида устанавливается надбавка в размере…»), по нашему мнению, надбавка должна выплачиваться независимо от количества таких детей в группе.

Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.

Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.

Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами. Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены.

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

[2] Деятельность ПМПК регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

[3] Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

Сад для особых детей. Как помочь детям-инвалидам адаптироваться в обществе?

По данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ) за 2019 год, в Петербурге насчитывается около 18 тысяч детей с инвалидностью – от малышей до подростков. Примерно такое же количество ребят с выраженными нарушениями подобного статуса не имеют.

Большинству инвалидов очень нелегко встроиться в повседневную жизнь. Особенно маленьким. Какова жизнь «сложных» ребят, и как помочь им безболезненно влиться в общество, при этом чувствуя себя комфортно, – рассказывает основатель одного из центров развития и реабилитации детей Надежда Самойлова.

Не вписываются в стандарт

Артем Куртов, SPB.AIF.RU: Надежда, много ли в нашем городе детей с ограниченными возможностями?

Надежда Самойлова: В целом три процента среди общего числа инвалидов – дети. Это чуть более 18 тысяч от малышей до подростков с различными недугами. И примерно такое же количество ребят, имеющих выраженные нарушения, не имеют статуса инвалидности. Некоторые родители не видят смысла ее оформлять, ссылаясь на недостаток времени и сил. Многие отказываются делать это, боясь «ярлыков» или отрицая наличие заболевания в надежде на скорую нормализацию. Однако таким детям невероятно сложно адаптироваться в коллективе. Так, ребенку с гиперактивностью трудно усидеть в классе, из-за чего у него падает успеваемость, а в итоге родителям могут посоветовать сменить детсад, потому что такой малыш неудобен для воспитателей. Получается, это свойство мешает жить ребенку, затрудняет формирование его личности.

– Почему ребятам с особенностями развития так сложно адаптироваться к учебному процессу?

– Государство – огромно. А программы для всех учебных заведений страны составляют всего несколько НИИ. На базе усредненной нормы создаются универсальные программы.

А ведь 2% малышей – дети-инвалиды, 2% – гении, еще 16% – с трудностями (такими, например, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности) и 16% – одаренные дети, которые учатся в спецшколах с углубленным изучением каких-либо предметов. Оставшиеся чуть более 60% школьников вписываются в созданные образовательные рамки, а ребята с особенностями развития – нет, и испытывают в обучении трудности.

Еще одна причина сложностей, которые приходится преодолевать особенным детям в школе, – ориентированность на успех. Большинство родителей считают, что их чадам не должно мешать ничего. И если вдруг в классе появляется ребенок, которому нужно несколько раз повторить, объяснить, уделить чуть больше внимания, чем остальным, взрослые начинают возмущаться. И это серьезная проблема.

– А часто бывают ситуации, когда в детском саду или школе, мягко говоря, не стремятся работать с такими детьми?

– Да, такие случаи нередки. Большинство наших воспитанников именно такие: они получили распределение, а через неделю мамам-папам аккуратно намекают, чтобы забрали документы. Особенные детки – это зачастую непрерывный крик, царапанье, непослушание. А в школе – либо гиперактивность, либо замкнутость в себе и неприятие учебных программ.

Избежать изоляции

– Как выйти из такой непростой ситуации?

– Существуют социальные учреждения, которые помогают таким ребятам адаптироваться и социализироваться. В центре мы помогаем малышам, у которых так называемые сочетанные, то есть множественные нарушения. Они находятся со сверстниками, учатся общаться друг с другом, занимаются всем, что изучают их здоровые сверстники: рисованием, музыкой, лепкой, физкультурой, основам математики. Кроме того, смотрим, какие у ребенка трудности, и работаем с ним индивидуально. Весь этот комплекс мер помогает детям через какое-то время безболезненно влиться в коллектив и чувствовать себя комфортно.

Огромное подспорье в адаптации сложных детей – система тьюторства, которую начали внедрять в нашей стране около пяти лет назад. Тьюторы – сопровождающие, помогающие ребятам разных возрастов интегрироваться в коллектив, решают возникающие проблемы. В вузах по этой специальности уже начали готовить педагогов. Пока все упирается в финансирование: несмотря на то, что каждый ребенок имеет право на бесплатного тьютора, получить такого помощника в реальности оказывается очень непросто.

В нашем саду два года занимался мальчик с аутизмом легкой формы. Мы подготовили его к поступлению в школу: научили читать, писать, коммуницировать со сверстниками. Тьютора ему предоставили, но через два месяца забрали со словами: адаптация закончена. Ребенку пришлось перейти на домашнее обучение, так как процесс адаптации закончен все-таки не был.

– А разве вредно детям с ограниченными возможностями учиться на дому?

– Само домашнее обучение в целом неплохо. Насколько я знаю, около двух тысяч детишек в Петербурге занимаются по такой программе. С ними работают индивидуально, при этом ребята посещают кружки, секции, продолжают общаться со сверстниками. Но для инвалидов подобный курс может привести к неприятным последствиям – страшна изоляция от общества. Представьте – ребенок в течение 11 лет заперт дома. Когда он вырастет, не будет знать, как вести себя в коллективе, понимать многих моментов, которые привычны для обычных людей.

– А какую помощь детям-инвалидам оказывает государство? Где им помогают адаптироваться, кроме ваших детских садов?

– Существуют государственные детские сады, и они с каждым годом становятся лучше. Но есть проблема – как правило, предназначены эти учреждения для конкретных нарушений: речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для детей со множественными (сочетанными) нарушениями подходящих учебных заведений практически нет. Вот я и решила открыть детский сад – именно для таких деток.

Впереди большие победы

– Вашему детскому садику уже более пяти лет. Расскажите, как он создавался и что заставило вас сменить профессию?

– У меня экономическое образование, и я работала бухгалтером. Но после рождения второй дочери – у нее ДЦП – все изменилось. Несколько раз мне предлагали отказаться от Лесаны, врачи предупреждали, что девочка вырастет «овощем». Через два года мы столкнулись с ситуацией, когда нас отказывались брать в детские садики. Чтобы помочь Лесе и таким же, как она, деткам, мы открыли свой. Сейчас у нас занимаются 40 ребят. В феврале удалось встретиться с Александром Бегловым, и он выделил для нас новое большое помещение. Наконец-то город на нас обратил внимание и оказал огромную поддержку! После ремонта в здании на улице Трефолева мы сможем принять более 200 человек. Надеемся, что в ближайшее время удастся войти в реестр поставщиков социальных услуг, и тогда мы сможем предоставлять обучение для деток бесплатно за счет государства.

– Расскажите о тех, кто благодаря занятиям в вашем центре смог влиться в общество и преодолел трудности адаптации?

– Пятилетний Даня пришел к нам заниматься после того, как ему не удалось прижиться в коррекционном саду. Он был очень шумным и всем мешал. Все это время доктора советовали родителям отдать ребенка в специальное учебное заведение. После года работы с нашими специалистами мальчика взяли в обычную школу, где он успешно обучается по сей день.

Четырехлетний Саид пришел к нам с аутизмом, который вызвал серьезные проблемы: лишний вес, неумение пользоваться туалетом, он не мог поднять ногу, чтобы ходить по лестнице. Через несколько месяцев мальчик ползал по шведской стенке, а к семи годам начал читать и писать. Сегодня он ходит в школу, и для нас всех это огромная победа!

У Артема были трудности с поведением, и он совсем не говорил. Теперь учится писать и четко произносит слова. Надеюсь, в следующем году мальчик сможет пойти учиться в обычную школу.

– Как считаете, когда-нибудь наступит время, когда деткам с особенностями станет комфортно и удобно жить?

– Уверена – так и будет! Во-первых, этому поспособствуют технологии, которые с огромной скоростью движутся вперед. Виртуальная реальность, техника, которая позволяет озвучивать голос, коляски с электроприводом помогут инвалидам постоянно находиться в социуме. Во-вторых, не стоит на месте медицина. Одна кохлеарная имплантация чего стоит – этот медицинский прибор позволяет компенсировать потерю слуха. Все вместе поможет детям не чувствовать свою ограниченность, быть такими же, как и большинство сверстников.

Ссылка на основную публикацию