Могут ли мне отказать в улучшении жилищных условий

Можно ли говорить об ухудшении жилищных условий?

— Мои супруга и совершеннолетняя дочь зарегистрированы по месту жительства в квартире, которая находится в собственности у моей тещи. При продаже квартиры теща потребовала выписаться из квартиры в добровольном порядке и зарегистрироваться по месту пребывания при воинской части. Будут ли мои супруга и дочь признаны добровольно ухудшившими свои условия проживания?

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

На первый взгляд, никаких имущественных прав на тещину квартиру у них нет, и Ваша ситуация не будет ухудшением. Но если Ваша теща приватизировала эту квартиру уже с прописанной дочерью, которая отказывалась от права приватизации, но при этом сохраняет пожизненное право пользования жилым помещением и может его покинуть, только добровольно выписавшись, то суд может признать, что в этом случае ухудшение жилой площади есть. Даже несмотря на отсутствие права собственности.

Отвечает директор офиса вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Как правило, вопрос по ухудшению жилищных условий встает при условии, что граждане состоят на учете по улучшению жилищных условий либо планируют принять участие в какой-либо социальной программе по их улучшению. Когда госорганы принимают подобные решения, они обычно оценивают все сделки, совершенные гражданами за предшествующие пять лет. Совершение гражданами или их ближайшими родственниками каких-либо сделок, влекущих за собой последующее ухудшение жилищных условий, могут оценить критически. Однако необходимо оценивать каждую ситуацию индивидуально. В Вашем случае можно рассмотреть снятие с регистрационного учета по суду.

Отвечает руководитель отдела правового сопровождения «НДВ — супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:

Для корректного ответа на вопрос недостаточно информации: надо знать характеристики обеих квартир — той, которую планируется оставить, и служебной.

Поскольку вопрос вообще возник, логично предположить, что служебная квартира имеет меньшую площадь, чем жилье тещи. Подозрения в намеренном ухудшении жилищных условий могут возникнуть в случае, если очередник добровольно снялся с регистрационного учета в большей квартире и зарегистрировался в меньшей. Чтобы подстраховаться, лучше озаботиться получением судебного решения о принудительном выселении. Такой документ гарантирует, что жильцы сняты с регистрационного учета не по своей воле.

Однако стоит помнить об условиях, при которых практически невозможно добиться принудительного выселения: нельзя без согласия снять с регистрационного учета совладельца жилья, пайщика; лиц, отсутствующих по месту регистрации по уважительной причине (проходящих военную службу по призыву, находящихся в местах лишения свободы по решению суда и т. п.). Также, если квартира находится в собственности тещи на основании приватизации, а зарегистрированные с ней по этому же адресу в свое время от приватизации отказались в ее пользу, их тоже нельзя выселить из этой квартиры принудительно.

Если сниматься с регистрационного учета все же придется добровольно, то в случае претензий остается упирать на фактическое проживание в служебной квартире, куда и прописываются жильцы, ведь место пребывания не меняется, следовательно, не меняются и условия проживания. Однако доказать факт пребывания сложнее.

Отвечает юрист единой городской службы «Помощь дольщика» Жанна Малис:

Супруга и дочь не будут признаны добровольно ухудшившими свои условия проживания, поскольку в их деятельности не прослеживаются намерения, характерные для лиц, преследующих такие цели. Перечень действий, подпадающих под критерий намеренного ухудшения жилищных условий, можно сформулировать следующим образом.

В первую очередь, к ним будут относиться действия, связанные с вселением на свою жилплощадь других граждан, к примеру членов семьи, или же переселением в специализированные помещения на условиях найма. Отчуждение или неравноценный обмен жилого помещения, принадлежавшего на праве собственности, также будет считаться действием, намеренно ухудшающим жилищные условия.

Еще один критерий, с помощью которого можно выявить, относятся те или иные действия к подобным или нет, — это намерение субъекта встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Для признания нуждающимся с момента совершения намеренных действий должно пройти более пяти лет.

В данном случае супруга и дочь имеют право зарегистрироваться по месту пребывания при воинской части, если являются близкими родственниками военнослужащих.

Отвечает адвокат по семейным спорам Елена Мартынова:

В случае добровольного снятия с регистрационного учета супруги и дочери по месту жительства в квартире, собственником которой является теща, их автоматически будут считать ухудшившими жилищные условия. Поэтому в течение следующих пяти лет они не смогут претендовать на получение жилья от государства. Для того чтобы этого избежать, теща должна обратиться в районный суд с иском о признании их прекратившими права пользования и снятии с регистрационного учета по месту своего жительства. Теща будет выступать в качестве истца, супруга и дочь — в качестве ответчиц. Основанием иска является право собственника квартиры, то есть тещи, распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. На основании судебного решения, пометка о котором делается в выписке из домовой книги, супруга и дочь снимаются с регистрационного учета, и в этом случае не будут считаться добровольно ухудшившими свои жилищные условия.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Обжалование отказа в постановке на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи

В регионах России в целях реализации Федеральной программы «Жилище» утверждены и разработаны программы поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Финансирование данных программ осуществляется за счёт средств бюджетов федерального, регионально и местного уровня. Вопрос о включении молодых семей в список участников данной программы решается на муниципальном (местном) уровне.

Молодая семья для участия в программе поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья должна подать соответствующий пакет документов в Администрацию муниципального образования по месту жительства (регистрации). На основании представленных данных жилищно-бытовая комиссия рассматривает вопрос о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки на учёт в качестве участника соответствующей программы поддержки молодых семей или об отказе в постановке на учёт. О результатах рассмотрения данного вопроса молодая семья должна быть уведомлена в письменной форме с приложением выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, в которой приводится основание отказа в постановке на учёт или сообщается о включении в число участников и номере очереди в реализации права на получение средств поддержки для приобретения (строительства) жилья.

Одной из самой частых причин отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы является вывод жилищно-бытовой комиссии о намеренном ухудшении молодой семьёй жилищных условий. Решение комиссии, содержащее отказ в признании молодой семьи нуждающейся по основанию намеренного ухудшения жилищных условий может быть обжаловано в судебном порядке. Судебная практика такова, что нередко суд выносит решение в пользу молодой семьи.

Какие аргументы может привести молодая семья для защиты своего права на получение мер поддержки для приобретения (строительства) жилья, чем можно мотивировать незаконность действий администрации муниципального образования, как доказать отсутствие намеренного ухудшения жилищных условий?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо разобраться, что такое намеренное ухудшение жилищных условий.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной статьи для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий необходимо сочетание следующих фактов:

– граждане совершили действия – это подразумевает, что граждане, например, сами совершили сделки с жильём – продали или подарили кому-либо имеющееся у них жильё (или долю в праве собственности на жилое помещение), при наличии которого они не могли бы считаться нуждающимися в жилом помещении. Под действием также можно понимать, если граждане снимаются с регистрационного по одному месту жительства и становятся на учёт по другому месту жительства. Причём эти действия имеют значение в пределах 5-летнего срока, предшествующего моменту обращения с заявлением о постановке на учёт. Однако и те, и другие действия не всегда можно считать намеренным ухудшением жилищных условий.

Рассмотри это на примере следующих ситуаций:

1. До брака супруги были зарегистрированы и проживали в разных жилых помещениях, основания для признания нуждающимися при добрачных условиях отсутствовали. После вступления в брак супруги стали проживать вместе по месту жительства супруга, у них родился ребёнок. При регистрации супруги жилищные условия ухудшились – площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи стала менее учётной нормы, при рождении ребёнка и его регистрации по месту жительства – соответственно данный показатель ещё более уменьшился. Можно ли считать, что данная молодая семья ухудшила свои жилищные условия? Судебная практика показывает, что нет, данная семья должна быть принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в программу поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья по следующим основаниям:

Само по себе вступление в брак и совместное проживание с регистрацией по месту жительства или изменение места жительства молодой семьи, если это не повлекло отчуждение имеющегося жилого помещения (продажу, дарение) не может рассматриваться основанием для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий. Молодые люди регистрируют брак с целью создания семьи, на основе взаимного добровольного согласия в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ, отношения в семье строятся на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействии благополучию и укреплению семьи, заботы о благосостоянии и развитии детей. Все это возможно лишь при условии совместного проживания членов семьи – супругов и их детей. Вселение одного супруга в квартиру другого супруга имеет цель – создание и укрепление семьи на основе любви и взаимоуважения, рождения и воспитания детей.

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данная норма содержится и в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Изменение места жительства гражданина в связи с совместным проживанием с супругом, рождение детей не может считаться искусственным ухудшением жилищных условия.

Читайте также:  Сопровождение сделки по дарению квартиры

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» отмечено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, предполагается если молодая семья не отчуждала жилых помещений, то нельзя считать её намеренно ухудшившей жилищные условия лишь по причине изменения места жительства супругов и (или) детей. Отказ органов местного самоуправления в постановке молодой семьи на учёт и включение в число участников программы поддержки молодых семей в таком случае подлежит оспариванию и может быть признан судом незаконным. Молодым семьям, оказавшимся в подобных ситуациях, можно порекомендовать обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования с изложением в заявлении указанных выше аргументов.

2. Если супруги не только изменили место жительства, но при этом хотя бы одних из них произвёл отчуждение недвижимого имущества, то в таком случае при отказе в постановке на учёт нуждающихся с целях включения в число участников программы по поддержке молодых семей в приобретении жилья при обращении в суд доказыванию подлежат следующие обстоятельства:

– действия совершены одним или обоими супругами,

– действия повлекли ухудшение жилищных условий,

– действия совершены преднамеренно,

– действия совершены в целях постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, получения мер поддержки для приобретения жилья.

Только при совокупности всех этих критериев можно сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для отказа в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Так, в судебной практике имеется случай, когда супругом была продана доля в праве собственности на квартиру, при этом молодая семья с ребёнком изменила место жительства. Существенным основанием для признания незаконным отказа в постановке на учёт нуждающихся для этой семьи послужило то, что, несмотря на уменьшение размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи в результате изменения места жительства, семья стала пользоваться (проживать) отдельной комнатой, а деньги, вырученные от продажи доли в праве собственности на квартиру, находятся на счёте в банке для оплаты части жилого помещения, которая семья приобретёт в результате постановки на учёт и участия в программе поддержки молодых семей, а не потрачены. Судом приняты во внимание аргументы молодой семьи о том, что в действительности их жилищные условия не ухудшились, а даже улучшились.

Действительно, если для регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребёнка согласие всех собственников жилого помещения не требуется, то чтобы зарегистрировать супругу (супруга) – это согласие всех собственников необходимо. Такие условия способствуют созданию ситуаций, в которых либо супруга (супруг) проживают без регистрации по месту жительства, что является нарушением уведомительного порядка регистрации, либо семья с целью сохранения и развития семейных отношений, совместного воспитания детей вынуждена искать другое место жительства.

Таким образом, суд учитывает все обстоятельства рассматриваемого дела, в том числе и какова была бы обеспеченность молодой семьи жильём, если бы не произошло отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение, как это отчуждение жилого помещение повлияло на обеспеченность жильём молодой семьи.

При оценке судом представленных доказательств также учитывается, действительно ли молодая семья вселяет по адресу регистрации, или только имеется регистрация по месту жительства (так называемая «прописка»), а в действительности молодая семья проживает по другому адресу.

В спорных ситуациях, когда для расчёта размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи для целей постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях судом также исследуется вопрос о том, кто является членами молодой семьи, на каких условиях семья вселилась и проживает в конкретном жилом помещении – совместно с другими членами семьи или отдельной семьёй.

Итак, молодые семьи, которым отказали в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включении в число участников программы по поддержке молодых семей в приобретении жилья, всё-таки имеют возможность оспорить такое решение администрации муниципального образования в судебном порядке, признать его незаконным и стать участниками программы по поддержке молодых семей – получить свидетельство о праве на социальную выплату и приобрести жильё.

автор статьи – юрист

Рейтинг:

Отказали в улучшении жилищных условий

Опубликовано вт 18.11.2014 – 13:55 пользователем Гость (не проверено)

Здравствуйте! Скажите пожалуйста законно ли то, что нам отказали в улучшении жилищных условий по причине развод между бывшим отчимом и матерью менее 5 лет .Мы подавали заявление на улучшение жилищных условий но нам отказали .Но мы ведь никак не ухудшили за последнеи 5 лет жилищные условия ведь моя мать в данной квартире не была прописана .И никто из родственников не имеет собственности .

Здравствуйте Анна!
В соответствии с ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится, в том числе, изменение состава семьи в результате расторжения брака.
Из содержания приведенных норм следует, что ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 года подлежит применению во взаимосвязи с ч. 1 ст. 10 этой же статьи, содержащей общее правило, согласно которому основанием для признания нуждающимися в жилых помещениях является отсутствие в предшествующие подаче соответствующего заявления пять лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Поэтому действия, указанные в ч. 2 ст. 10, следует оценивать на предмет того, повлекло ли их совершение ухудшение жилищных условий в конкретном случае.
Таким образом, если расторжение брака не привело к ухудшению жилищных условий, решение Департамента является незаконным. Обжаловать его можно в судебном порядке. Обращайтесь, будем рады помочь.

Задать свой вопрос адвокату

Уважаемые посетители сайта! Бесплатная юридическая консультация онлайн работает на нашем сайте с 2004 года. Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет. Получить юридическую консультацию бесплатно можно на нашем сайте без регистрации. Если вам нужна консультация юриста (адвоката) в Москве бесплатно в интернете в режиме online, предоставленная на высоком профессиональном уровне, наш сайт для вас. Ответ на вопрос будет направлен вам на почту в кратчайшие сроки и опубликован на сайте. Для удобства пользования разработан рубрикатор вопросов и ответов.

Стоимость услуг Вашего адвоката

По гражданским делам

Консультация адвокатаСоставление искового заявленияВедение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб.от 5 тыс. руб.от 35 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.
Консультация адвокатаЗащита на стадии следствия в МосквеЗащита в суде первой инстанции в Москве
от 1500 руб.от 25 тыс. руб./
мес.
от 25 тыс. руб./
мес.
Консультация адвокатаСоставление искового заявления/претензииВедение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 2000 руб.от 10 тыс. руб.от 40 тыс. руб./
от 25 тыс. руб.
Консультация адвокатаСоставление заявления/жалобыВедение дела в суде первой инстанции/ апелляции в Москве
от 1500 руб.от 5 тыс. руб.от 15 тыс. руб./
от 15 тыс. руб.

Стоимость услуг адвоката определяется в каждом случае индивидуально в зависимости от сложности дела, места производства, квалификации адвоката, и может отличаться от заявленной как в меньшую, так и в большую сторону.

Могут ли мне отказать в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий

В период прохождения военной службы я и моя семья была обеспечена служебным жильем. После развода из служебной квартиры выписался и подал в суд о выдаче справки о сдаче служебного помещения.Суд выиграл и мне была выдана эта справка.Могу ли я попасть в этот пункт и мне откажут в признании меня нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512)

6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Ответы юристов ( 4 )

Такая вероятность имеется.

Согласно Приказу Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», а именно п. 4 «Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма»:

Читайте также:  Приватизация жилья через суд

«4. Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей».

Добрый день, Олег!

Говоря об этом пункте, Вы имеете ввиду расторжение брака или сдачу служебного жилья? Что конкретно у Вас вызывает опасения?

Сдача служебного жилья тут вообще не помеха, а с расторжением брака не все так просто. Например, есть Приказ МО от 30 сентября 2010 года N 1280, где прямо определено:

4. Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

  • 10,0 рейтинг
  • 6701 отзыв эксперт

Если на этом основании откажут в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, придется опять повторно обращаться в суд с соответствующим иском.

Вот соответствующий пример судебного спора о выдаче справки о сдаче служебного помещения и одновременно удовлетворения на этом основании требования о признании нуждающимся и предоставлении жилого помещения по социальному найму.

15 апреля 2013 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Храмцова И.И., об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанных с отказом выдать справку о сдаче служебного жилого помещения и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

Следовательно указанная справка может быть выдана Храмцову не только при фактической сдаче им жилого помещения, полученного от Министерства обороны РФ, но и в случае оставления такового родственникам.

Поскольку ответчиком отказано в предоставлении Храмцову жилого помещения по договору социального найма, по адресу: по причине не предоставления справки о сдачи служебного жилья в , которая должна была быть ему выдана ответчиком, то в данном случае суд так же приходит к выводу о незаконности и необоснованности данного решения, и считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Храмцову указанного выше жилого помещения.

Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, военный суд, —

Заявление Департамента ресурсного обеспечения МО РФ Храмцова И.И., об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанных с отказом выдать справку о сдаче служебного жилого помещения и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, — удовлетворить.

Признать необоснованными действия директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанные с не выдачей Храмцову И.И. справки о сдаче служебного жилого помещения, по адресу: .

Обязать директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ выдать Храмцову И.И. справку о сдаче жилого помещения, по адресу: .

Признать необоснованным решение директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении Храмцову И.И. жилого помещения, по адресу: .

Обязать директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Храмцову И.И. жилого помещения, по адресу: .

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Читайте также:  Подписание акта о непрогретом стояке

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий по федеральным и региональным программам – вся информация

Кто имеет право на улучшение жилищных условий — довольно актуальный вопрос. С целью организации нормальных условий проживания всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с представленным ниже материалом.

Основные законодательные положения

Государство предоставляет жилье только остро нуждающимся в улучшении условий проживания гражданам

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор права на улучшение условий проживания в России – Жилищный Кодекс РФ.

В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ.

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства).

В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим соглашениям;
  • граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в помещениях, несоответствующих нормальным требованиям условий проживания;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить его (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

Стоит понимать, что данные положения носят обобщающий характер, поэтому использовать их необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. На практике иметь право на улучшение жилищных условий может совершенно любое лицо, подходящее под описанные выше пунктов.

Определяя наличия подобного права в конкретном случае, также важно учитывать другие статьи ЖК РФ, к которым напрямую ссылается 51-ая статья (57, 58, 73 и 76 – основные из них).

Какая жилищная норма в РФ?

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся?

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения.

Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие нюансы как:

  • метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);
  • факт аварийного состояния дома;
  • наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Принцип предоставления или улучшения описанных условий заключается в том, чтобы жилье ни по какому пункту не стало хуже. Таким образом, при переселении, например, из аварийного дома гражданин не может получить жилье меньшего метража, чем было ранее.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

  • 18-32 кв.м. – на одного человека;
  • 32-44 кв.м. – для двух человек;
  • 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей.

Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее. Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить жилищную норму в вашем регионе.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий? Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий.

Однако представленные понятия достаточно обобщены. Вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями граждан, имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

  • лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в месте, которое не соответствует жилищным нормам;
  • семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;
  • граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами;
  • любая малоимущая семья;
  • прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Стоит понимать, что программы на федеральном и региональном уровне по улучшению/предоставлению жилья могут различаться. Поэтому об их условиях важно узнавать в местных, профилирующих по данным вопросам госорганах.

Среди нуждающихся в улучшении условий проживания также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

  • сиротами и детьми, потерявшими опекуна;
  • все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;
  • ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;
  • лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных законом болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на предоставление лучших жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

Как воспользоваться правом на улучшение жилья по законодательству РФ и программам господдержки?

Что нужно для того, чтобы воспользоваться своим правом на улучшение условий проживания?

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от государства. Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

  • Подтверждение необходимости в улучшении жилища.
  • Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.
  • Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны. Однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту жительства с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

  • оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;
  • правоустанавливающие бумаги на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);
  • выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;
  • при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Особо нуждающиеся категории граждан имеет право на внеочередное выделение жилья

Документы будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет.

В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение описанных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.).

В зависимости от степени необходимости жилья для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение условий проживания, достаточно много в нашей стране. Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока.

В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства (ипотека по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Как происходит улучшение жилищных условий в связи с нехваткой квадратных метров? Об улучшении жилищных условий вы можете также узнать из видео:

Ссылка на основную публикацию