Межевание земли по требованию местной администрации

Межевание земли по требованию местной администрации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. № ОГ-Д23-5470 “О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

– в органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

– из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

– из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие “земельный участок”. Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

Бесплатное межевание земли: мифы и реальность

Каждому владельцу земли рано или поздно придется сделать межевание своего земельного участка, то есть определить его точные границы. Без четкого установления границ землю нельзя будет продать, сдать в аренду, разделить и провести любые другие в отношении ее юридические действия. Неопределенность границ территорий часто порождает множество споров с владельцами соседних земельных участков вплоть до неприятных и затратных судебных процессов.

Но чтобы осуществить процедуру межевания, нужно обратиться в специализированную организацию и заплатить немалую сумму.

Проблему потери времени решить вряд ли получится, а вот насчет финансовых вложений — да. С 1 июня 2015 года межевание земельного участка можно провести бесплатно.

Законодательство РФ и изменения последних лет в области проведения межевания
1 июня 2015 года в силу вступил закон Российской Федерации «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.14 г. под № 171-ФЗ.

Со вступлением изменений в действие местные муниципальные власти начали проводить мероприятия по уточнению межевых границ земельных участков. Уточнить границы было необходимо на тех участках, которые не состояли на учете в Государственном кадастре недвижимости либо были внесены в Реестр без каких-либо детальных измерений участка.

Изменения также утвердили дату 1 января 2018 года, с которой участки без точно описанных границ нельзя будет купить, продать или же подарить.

Важно! Если результат проведенного бесплатного межевания не устраивает собственника земельного участка, то согласно новым изменениям он имеет право обжаловать действия местной администрации в административном и судебном порядке на протяжении 15 лет с момента проведенной процедуры межевания.

Административный порядок предусматривает обращение в специальную комиссию, которая создается именно для урегулирования подобных вопросов.

Список сделок, которые с 1 января 2018 года провести без межевания не будет возможным:

Кто имеет право на бесплатное межевание земли?

Все расходы по постановке на кадастровый учет земельного участка обязаны взять на себя местные муниципальные власти. При этом само межевание земельного участка бесплатно проводится для всех граждан.

Собственникам земельных участков требуется лишь предоставить необходимые документы и обеспечить доступ к земельному участку.

Логичный вопрос: почему власти решили так поступить, ведь процедура межевания стоит денег, которые могли пойти в копилку государства при заказе межевания у государственных организаций?

Отсюда ярко виден смысл нового закона об изменениях в Земельный кодекс РФ, и в связи с этим муниципальные власти, в первую очередь, будут организовать межевые мероприятия на тех землях, объективная стоимость которых является наибольшей в регионе.

Проводить межевание бесплатно по закону разрешается вплоть до 2020 года. Перед проведением процедуры межевания местные администрации должны уведомить собственников земельных участков, поэтому необходимо следить за публикациями в СМИ, чтобы не пропустить прибытие кадастровых инженеров.

Необходимые документы

Перечень документов, которые необходимо предоставить в муниципалитет для проведения межевания:

  • Правоустанавливающая документация по земельному участку, подтверждающая право собственности (свидетельство);
  • Документы, подтверждающие наличие основания возникновения права собственности (договор купли-продажи земельного участка, постановление местного органа самоуправления о выделении участка в собственность);
  • Кадастровый паспорт, так как в нем есть все технические сведения, описывающие земельный участок;
  • Документ, удостоверяющий личность землевладельца (паспорт);
  • Если от имени землевладельца будет действовать его представитель, то необходимо наличие нотариально заверенной доверенности с отражением всего списка действий, который позволено совершать представителю от имени собственника.
Читайте также:  Суд по ипотеке

Вы хотите продать свой земельный участок, но на нем расположен дом ,который вам не принадлежит? Узнайте, как поступить в этом случае. Читайте нашу статью.

Если вы пользуетесь земельным участком на правах аренды, то по прошествии определенного периода и исполнении условий договора, вы имеете право выкупить землю. Как это сделать, читайте здесь.

К кому обращаться?

Межевание земельных участков проводится по планам местной администрации по постановке на учет неразмеченной территории. Местные муниципалитеты самостоятельно находят кадастровых инженеров, которые проводят межевание земельных участков на профессиональной основе.

Сроки проведения межевания

Обычно специалисты по межеванию обещают период осуществления работ в неделю-две. Следует также учитывать, что соседи смежных земельных участков по земельному законодательству должны быть уведомлены о проведении межевания уже за месяц до начала работ.

Фактически весь срок изготовления межевого плана начиная от уведомления соседей, составляет около 1,5 месяца (это при условии правильной последовательности действий и отсутствия требований Росреестра исправить недочеты в межевом плане).

Межевание комплексного характера оплачивается на 80-90% из местного бюджета, а оставшаяся часть — из федерального.

Таким образом, рядовым гражданам новый закон позволил не тратить деньги на данную недешевую земельную процедуру. До внесенных поправок владельцам земельных участков необходимо было производить установление границ за свой счет, что, конечно же, ложилось непростым бременем на их плечи.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Межевание придомовых территорий многоквартирного дома

Чтобы хорошо понимать, о каком межевании идет речь, необходимо разобраться с базовым вопросом – что такое придомовая территория многоквартирного дома?

Когда жилец заселяется в квартиру, он зачастую даже представления не имеет, что стал счастливым собственником земельного участка. Это долевая часть коллективной собственности. Придомовая территория – земля вокруг дома. К ней относятся:

  • игровые детские площадки;
  • спортивные площадки;
  • пешеходные тротуары;
  • проезды между соседними дворами;
  • тротуары к подъездам;
  • котельные для обогрева дома;
  • хозяйственные помещения, необходимые для обслуживания МКД;
  • автостоянки для жильцов, арендаторов;
  • трансформаторные подстанции;
  • скверики для отдыха.

Дом всегда граничит с другими жилыми домами, арендаторами различных помещений, производственными объектами. Все они имеют свой земельный участок. Часто можем видеть, как разительно отличается один двор от другого. В одном – детские качели, красивый скверик для отдыха, спортивные площадки, а в другом – постоянно что-то копают, ломают, строят. Почему так? Потому что одни – хозяева на своем участке, а другие – понятия не имеют, какой он этот участок. Для того чтобы определить фактические территориальные границы каждого, нужно провести межевание придомовой территории многоквартирного дома.

Цель проведения межевания

Как провести межевание земельного участка многоквартирного дома? Само по себе пользование всеми благами придомовой цивилизации и проживание в доме еще не значит, что вы имеете право на эту собственность. Все мы не раз были свидетелями печальных историй.

Подъезжает строительная техника и из зеленого скверика за считаные часы делает котлован. Возмущенным людям показывают разрешительные документы на строительство. Пока идет разбирательство – мини или супермаркет готов принимать покупателей. После этого сделать что-то уже невозможно. Таких варварских историй сколько угодно. Как предотвратить такие ситуации, как защитить себя от них?

Надо оформить в собственность придомовую территорию. Владельцы квартир вправе сами определять, какая площадь земли им необходима для полноценного обеспечения своей жизнедеятельности. Но это решение нужно будет согласовать с местными органами власти. Администрация, куда поступит обращение жильцов, будет рассматривать возможность выделения территории вокруг их здания, руководствуясь нормами законов Российской Федерации.

Положительные стороны оформления придомовой территории в собственность:

  • без согласования с жильцами дома больше никто не имеет права проводить какие-либо строительные работы – устанавливать магазины, строить автозаправки и автостоянки, строить новые дома, если даже позволяет площадь придомовой территории;
  • получение прибыли от сдачи площадей сторонним лицам. Прибыль потом распределяется на благоустройство двора: ремонт пешеходных тротуаров, озеленение, строительство игровых и спортивных детских площадок, на ремонт подъездов, устройство парковок;
  • включение в программу капитального ремонта. Из федерального бюджета деньги выделяются только домам, которые оформили землю, Федеральный Закон №185;
  • придомовая территория передается жильцам в коллективную собственность бесплатно.

Для того чтобы оформить землю в собственность надо пройти процедуру межевания придомовой территории многоквартирного дома.

Подготовка документов к межеванию

Начинать надо с проведения собрания жильцов дома. На этом же собрании, как рекомендуют специалисты, нужно создать ТСЖ. Территориальное сообщество жильцов – это некоммерческая организация, призвана координировать действия по защите их прав и управления МКД и прилегающей к нему территории.

ТСЖ по закону освобождено от уплаты налога и это тоже прямая выгода. Даже если в дальнейшем передадите управление профессионалам жилищно-коммунального хозяйства, мы уже рассмотрели выгоды от приватизации земли.

Если этого не сделать, то местные власти могут такую территорию отдать сторонним лицам. Вплоть до ее застройки. И противостоять этому жильцы не смогут, потому что право на этот участок у них не оформлено.

Не путать, когда необходимо две трети голосов. Это нужно при решении, чтобы осуществить постройку или что-то организовать во дворе дома. На этом же собрании выбирается доверенное лицо, через которого будут проводиться интересы коллектива дальше. Обычно доверенным лицом назначается избранный председатель сообщества. Потом проводятся публичные слушания, в которых принимает участие комиссия администрации.

На этих слушаниях присутствуют представители соседних домов. Это делается с целью урегулирования конфликта интересов соседствующих сторон. Собрание членов МКД, публичные слушания занимают по времени от одного до трех месяцев.

После проведения этих мероприятий представитель предоставляет Кадастровому комитету пакет документов:

  • заявление о формировании участка и необходимости размежевания придомовой территории (образец можно взять из интернета);
  • технический паспорт на дом;
  • протокол решения собрания со списком участников с паспортными данными, а также данными об их недвижимости;
  • доверенности, заверенные нотариально с теми же данными;
  • схема долевого разделения между жильцами.

Чтобы определить бесспорные границы межевания, нужно будет заказать проектный план межевания ППМ. Его могут сделать кадастровые инженеры. Это специалисты высокой квалификации, имеющие лицензию на проведение такого рода работ. Исполнение такой документации по времени от двух до четырех месяцев. Процедура эта – платная.

Стоимость такой работы может быть различной. Нижний предел от 10 до 30 тысяч, а средняя оплата составляет 20 тысяч рублей. Это зависит от объема работ, который определяет кадастровый инженер. Цена формируется объемами работ, которые надо проводить на этом объекте: конфигурация участка, величина его площади, объем необходимой документации.

Межевание придомовой территории МКД должны делать по закону местные органы самоуправления. Но зачастую начинается волокита, отказ решать этот вопрос, аргументированные недостатком финансирования и отсутствием бюджетных денег. Чтобы ускорить процедуру оформления, эти расходы берут на себя жильцы.

Закон не запрещает собственникам жилья в МКД самим заказывать межевание придомового земельного участка. Руководствуясь положениями статьи 305 ГК РФ, если у них есть правоустанавливающий документ на участок земли вокруг дома, они имеют право защищать свои интересы по вопросам использования этой площади.

Изготовление проекта и межевание

Межевым проектом будут учтены и согласованы все вопросы, связанные с землепользованием. Выполнены все требования жилищного, градостроительного, земельного кодексов России. Будет согласование с генеральным планом архитектурной застройки города.

В межевом плане многоквартирного дома еще на начальном этапе застройки должны быть нанесены границы участка. Если их нельзя найти, то границы на план наносятся по факту используемой территории.

Расчеты площади производятся с учетом требований по землепользованию ст.36 Земельного Кодекса РФ и требований градостроительного кодекса. После изготовления проекта он должен быть согласован со всеми граничащими субъектами – МКД, арендаторами соседних площадей. Далее, опять собранием жильцов подтверждается согласие со схемой межевания. После этого проект предоставляется местной администрации на утверждение.

Согласованный и утвержденный администрацией проектный план межевания записывается на диск. Кадастровый инженер сдает его в государственный орган регистрации в электронный архив. Срок хранения там до трех месяцев. В этот период воспользоваться им могут только два человека – кадастровый инженер и уполномоченный представитель МКД.

Кадастровый инженер вместе с геодезистом по периметру участка должны провести разметку его границ. Вбиваются колышки (металлические) с нанесенными на них координатными отметками. Кадастровая палата информацию об участке, записанную на диске, на протяжении десяти дней ставит на учет. Документу присваивается идентификационный номер. По истечении этого времени участок считается отмежеванным в обозначенных границах.

Регистрация в Росреестре

Для того чтобы жилой дом был включен в государственную программу капитального ремонта и реконструкции жилья, необходимо, чтобы сведения о земле были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ЕГКН. Предоставляем в Росреестр документы:

  • личный паспорт доверенного представителя;
  • заявления о государственной регистрации и регистрации в Кадастровой палате;
  • квитанцию об оплате госпошлины (оплата взимается с каждого дольщика);
  • протокол собрания о формировании участка;
  • документы о праве собственности жильцов дома;
  • протокол собрания с указанием доли каждого в коллективной собственности.

После регистрации получаете свидетельство о праве собственности на землю. Процесс признания земли собственностью жильцов не простой и не очень быстрый. Но если взвесить все за и против, то чашу весов перетянет оформление собственности. Плюсы от такого решения значительно весомее.

Причины возникающих споров и их решение

Чаще всего причины земельных споров, возникающих между собственником придомовой территории и посторонними лицами, были заложены задолго до того, как начали межевать придомовой участок. Эти споры вполне укладываются в следующую классификацию.

Участники конфликтаПричина споровВозможность решения
Частные предпринимателиНезаконные постройкиОбоюдное согласие. Решение через суд
АдминистрацияНарушение владельцем правил застройки. Договора, заключенные администрацией ранееОбоюдное согласие. Решение через суд
Организации, обслуживающие коммуникационные сетиВладелец нарушил правила безопасности охранных зонВыполнить требования безопасности охранных зон коммуникационных сетей
Управляющие компанииНарушение тарифов по содержанию домовой территорииСудебное решение
Соседние граничащие субъектыОбоюдное нарушение границ межеванияОбоюдно согласованное решение

Рассмотрим эти конфликтные ситуации. Посторонние люди, не имеющие никакого отношения к МКД, владеющего придомовой площадью земли, построили на ней какие-то сооружения. Это могут быть магазины, мастерские, автостоянки или развлекательные объекты. Как правило, у них нет оформленных должным образом документов на возведение таких сооружений.

Что в таких случаях можно сделать? Прежде всего, нужно узнать, есть ли у них правоустанавливающие документы. Посмотреть – какие. Скорей всего это будут договора аренды участка земли с органами местного самоуправления. Арендную плату с такого участка получает местная администрация.

Жильцы дома могут решить вопрос о перезаключении договора с владельцем помещения и аннулировать прежний договор. Таким образом, дополнительные финансовые поступления пойдут на нужды сообществ. Если договориться с администрацией не получилось, необходимо решать дело с участием суда.

Судебное решение понадобится для сноса незаконно возведенных построек, если у хозяев нет разрешительных документов. Но бывает, что участок земли, принадлежащий ТСЖ по праву собственности, был оформлен на третье лицо.

Разрешительные документы тоже имеются. Тогда при подаче заявления для судебного разбирательства будет назначена судебно-строительная экспертиза. Выводы строительной экспертизы будут приложены к иску.

Если судебное решение будет не в пользу жильцов многоквартирного дома, то тогда есть возможность установить сервитут на данный участок. Он необязательный и может быть установлен по обоюдному согласию или по решению суда. Теперь владелец вынужден будет выплачивать арендную плату.

Земельные споры могут возникать с администрацией, если владелец придомовой территории в нарушение градостроительного плана начал несогласованное строительство. В этом случае можно решить вопрос без участия суда. У организаций, обслуживающих коммуникации – тепловые, электрические, газовые сети в случае постройки в охранной зоне сооружений, препятствующих обслуживанию систем.

Чтобы не было конфликтов с управляющей компанией – после межевания пересмотрите все тарифы на обслуживание. С соседями может возникнуть спорная ситуация, например, если поставлен забор и шлагбаум, и в результате перекрыт проезд в соседний двор.

Во всех случаях возникновения конфликтных ситуаций есть выход. Можно решить все возникающие вопросы согласованием двух сторон или суд примет решение, руководствуясь законом. Часто задают вопрос: «Можно ли возводить на придомовой территории те или иные сооружения?». На таких площадях можно возводить сооружения, называемые временными, то есть не имеющими фундамента. Возведение любых сооружений, у которых основанием служит фундамент, без разрешения отдела архитектуры – запрещено.

При необходимости что-то построить на придомовой территории нужно провести собрание коллектива и выработать совместное решение. Проконсультироваться в местной администрации. Теперь можно составить самому «дорожную карту» на пути межевания.

Переводите в собственность придомовую территорию (свои дворы), облагораживайте их, озеленяйте, стройте детские площадки. Пусть в ваших дворах звучит задорный смех детей и царит в них радость и покой.

Коммунальная самооборона, инструкции 8925

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом со всеми элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам этого дома. Равно так же, как и лестничные площадки, чердак, крыша и прочее общее имущество. Так гласит ст. 36 ЖК РФ.

Однако для того, чтобы жители могли сказать, что земельный участок под домом принадлежит им, необходимо соблюсти два условия:

1. Земельный участок должен быть сформирован. То есть определены его границы и размер (проведена процедура межевания).

2. Земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет. То есть ему должен быть присвоен кадастровый номер, после чего он должен быть занесен в кадастровый реестр.

Именно с момента формирования земельного участка (межевания) и постановки его на учет любой собственник дома может сказать – это земля нашего дома!

С этого момента собственники могут реализовывать свое право распоряжаться этой землей.

Порой жители ошибочно называют процедуру межевания и постановки на учет «приватизацией» земли. Это неправильно, потому что никакой передачи земли в собственность не происходит. Земля просто надлежащим образом оформляется.

ЕСЛИ ЗЕМЛЯ НЕ ОФОРМЛЕНА В СОБСТВЕННОСТЬ

1. Жители (собственники) не вправе распоряжаться земельным участком.

2. С учетом градостроительных нормативов на нем без согласия жителей близлежащих домов могут быть размещены объекты капитального строительства (магазин, кафе, сауна) или временные объекты (металлические гаражи, автостоянка и др.).

3. Жилой дом не сможет участвовать в различных программах и получить денежные средства из бюджета (например, принять участие в программе благоустройства придомовой территории).

4. Юридически отсутствуют основания требовать с управляющих компаний благоустройства и уборки дворовой территории.

ЧТО ДАЕТ МЕЖЕВАНИЕ

1. Межевание поможет спасти свои дворы от точечной застройки.

2. Жители будут точно знать границы своих владений, за что платят, какую территорию содержат и требовать от управляющей организации содержания этого имущества.

3. Появится законное право распоряжаться своей землей, использовать ее по своему усмотрению и даже получать денежные средства для общедомовых нужд.

4. Организовать по своему усмотрению зоны отдыха, детские площадки и т. п.

5. В некоторых случаях возможно будет оградить территорию многоквартирного дома, установив шлагбаум при въезде, и тем самым ограничить нахождение посторонних лиц в своем дворе.

Обязанность проведения межевания участков МКД возложена на органы местного самоуправления.

Законодательством предусмотрено планомерное формирование всех участков под МКД. Такие работы проводятся согласно утвержденным планам-графикам, поэтому можно вообще ничего не делать, а просто дожидаться, когда будет исполнена программа.

Однако такие программы, как правило, финансируются по остаточному принципу. Поэтому ждать придется долго. А в связи с тем, что действующее законодательство обладает особенностью меняться в сторону сокращения норм земельного участка под МКД, совершенно не факт, что через три года оформленный земельный участок под домом будет такого же размера, как если бы вы оформляли его сейчас.

Поэтому необходимо проявить активность.

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя 2 этапа:

1) Подготовка и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Утверждаются проекты главой местной администрации с соблюдением процедуры публичных слушаний.

2) Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Проведение этих работ осуществляется кадастровым инженером. В результате кадастровых работ кадастровый инженер выдает межевой план, технический план, акт обследования.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОФОРМИТЬ ПРИДОМОВУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Для оформления придомовой территории (если территория еще не отмежевана) необходимо обратиться в полномочный орган местной власти. Такой орган может называться, к примеру, департамент городского имущества или отдел межевания застроенных территорий, или департамент регулирования земельных отношений. Название и время работы можно узнать по телефонам администрации вашего города.

Несмотря на то, что по закону проведение межевания земельного участка под МКД – это обязанность властей, на деле (из-за отсутствия бюджетных средств) все-таки нередки случаи, когда, не дождавшись действий со стороны власти, собственники самостоятельно выступают в роли заказчика и плательщика услуг по оформлению своего участка. Поэтому отвергать этот вариант событий тоже нельзя.

Заявление о формировании придомовой территории многоквартирного дома может подать любой из собственников квартир в доме (так гласит Постановление КС РФ от 28.05.2010 года № 12-П).

Процедура подачи заявления простая и обычно выглядит следующим образом: при обращении специалист отдела межевания прямо при вас составляет заявление по установленной в администрации форме, которое вам надо будет только подписать. Полномочный орган (департамент, Главархитектура, отдел межевания и т. п.) на основании обращения заинтересованных лиц, либо по своей инициативе (в рамках принятой и действующей в муниципалитете программы) готовит проект планировки территории и проект межевания.

Обычно это проект межевания сразу всего квартала.

Справка

Проект межевания территорий разрабатывается в соответствии с градостроительным регламентом правил землепользования и застройки с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

При разработке проекта межевания территорий должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:

– границы проектируемых земельных участков устанавливаются в зависимости от функционального назначения территориальной зоны и обеспечения условий эксплуатации объектов недвижимости, включая проезды, проходы к ним;

– границы существующих землепользований при разработке плана межевания не подлежат изменению. За исключением случаев изъятия земель для государственных и общественных нужд в соответствии с законодательством или при согласии землепользователя на изменение границ земельных участков;

– межеванию не подлежат территории, занятые транспортными и инженерными коммуникациями и сооружениями, а также земли общего пользования.

Далее городская администрация назначает публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется законодательством субъекта с учетом положений статьи 46 Градостроительного кодекса.

Информация о проведении публичных слушаний официально размещается для всеобщего обозрения (обычно это официальные СМИ администрации и/или соответствующий официальный сайт). На публичных слушаниях любое заинтересованное лицо вправе внести замечания по проекту.

Это время для активных действий! Поскольку именно на публичных слушаниях жители дома реально могут участвовать в формировании своего земельного участка.

По результатам публичных слушаний утверждается итоговый протокол. (Пример итогового протокола – в Приложении). После проведения публичных слушаний глава администрации своим постановлением утверждает проект межевания. Постановление также официально опубликовывается.

Далее проводятся землеустроительные работы кадастровым инженером. Как правило, эти работы осуществляет выигравшая муниципальный контракт подрядная организация. Как результат– земельный участок под МКД ставится на кадастровый учет.

После этого любой собственник может обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и получить кадастровую выписку о земельном участке с планом земельного участка. Все – теперь можно принимать решения по использованию своего имущества.

Процесс оформления земельного участка длительный и склонен переходить в вялотекущую стадию. Это происходит из-за того, что решение практически всех вопросов зависит не от жителей дома, а от чиновников. Вот почему важно держать этот процесс на постоянном контроле.

Центр защиты прав граждан в рамках своей программы «Взять свой дом под контроль» готов оказать полное содействие жителям в решении данного вопроса.

Образцы заявлений вы найдете в полной версии инструкции.

Узнайте, как сделать межевание земельного участка бесплатно за счет муниципалитета!

Межевание земли необходимо при проведении различных операций в наделом.

Эта процедура связана с установлением новых границ участка или с возвращением старых. Имеет место здесь и фиксация границ, юридическое оформление.

В этой статье рассмотрим, какие бывают основания для проведения межевания и как сделать это бесплатно за счет средств муниципалитета?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Основания

  1. Оформление разнообразных сделок, связанных с наделом. Сюда можно отнести покупку, продажу, аренду и т.д.
  2. Объединение нескольких земельных участков или, наоборот, разделение одного надела на два или более.
  3. Юридическое оформление новых границ участка земли.
  4. Решение судебных споров, связанных с определённой землёй между её соседями или собственниками.
  5. Прирезка до шести соток при условии, что в наличии имеются свободные земли или до 10% от площади всей земли. Если в таких обстоятельствах не установлена определённая норма, то на законных основаниях можно увеличить площадь надела.
  6. Возникновение различных конфликтов, например, земля долго не использовалась и сосед самовольно захватил часть надела, которая ему не принадлежит.
  7. Выделение отдельных долей при разделе земли между наследниками.
  8. Определение границ неосвоенных земель в садоводческих товариществах.
  9. Возведение крупных сооружений.
  10. Повышение защиты участка от посягательств посторонних при наличии его сложной конфигурации.

Условия

  • При предоставлении документов на проведение бесплатного межевания в обязательном порядке нужно приложить к ним план земельного участка.
  • Кадастровый план должен быть выдан на основании плана межевого типа, который можно получить в кадастровой палате.
  • Необходимо в обязательном порядке обратиться в кадастровую палату, так как именно она отвечает за составление межевого плана. С её помощью нужно определиться с выбором подходящей организации геодезического типа.
  • Закрепление новых границ должно производиться только после согласования данного вопроса с хозяевами смежных наделов.

Законодательные акты

ФЗ №190 чётко регламентирует правила, которых необходимо придерживаться при подготовке проектов межевания определённых территорий.

Процедура межевания может быть проведена не только в городах и населённых пунктах сельского типа. ФЗ №66 касается только садоводств и кооперативов дачного типа. В соответствии с ним установлено, что распределение участков между членами подобных объедений должно происходить в чётком соответствии с проектом межевания дачных территорий.

Установление и уточнение границ отдельных земельных участков тоже регламентировано законодательными актами:

  • ФЗ №218, содержащий обязательные требования об уточнении границ надела, которые должен выполнять человек, распоряжающийся данной землёй. Ещё там прописаны требования, которым должен отвечать результат, полученный при проведении работ кадастрового типа, а также межевой план.
  • ФЗ №221, предусматривающий кадастровые работы комплексного типа. Они выполняются за счёт средств выделенных из фондов муниципалитета. Такие работы включают в себя межевание каждого надела находящегося в пределах обозначенной территории. Этот закон олицетворяет собой крайнюю меру государства в стремлении навести порядок в кадастре недвижимости.

Как сделать разграничение за счет муниципалитета?

Итак, разберемся, как провести эту процедуру бесплатно. Для начала необходимо обратиться в организацию государственного типа. В подобных организациях, так же как и в частных компаниях служат кадастровые инженеры.

Если гражданин рассчитывает на бесплатное межевание, то придётся ждать начала межевых работ довольно продолжительное время.

Это обусловлено тем, что желающих сделать бесплатное межевание очень много, а денег в местном и федеральном бюджете не всегда хватает на всех. Таким образом, собственник может ожидать своей очереди несколько месяцев или даже лет.

Конкретный срок напрямую зависит от того насколько востребованы межевые работы в том или ином регионе государства. Ещё можно обратиться в частную фирму или к определённому специалисту. Однако стоит помнить, что в такой ситуации цены могут быть гораздо выше, чем при обращении в государственные организации.

Более того, государство в таком случае вовсе не обязано полностью оплачивать услуги кадастровых инженеров. Чтобы всё было сделано быстро и качественно собственнику всё – таки придётся доплатить из своего кармана.

Интересуетесь, во сколько обойдется подобное удовольствие и как рассчитывается цена?

Об этом расскажет еще одна статья нашего Интернет-журнала!

Документы для физических лиц

В него должны войти:

  1. Паспорт, подтверждающий личность хозяина надела или его доверенного лица.
  2. Доверенность, предварительно заверенная у нотариуса. Этот документ потребуется, если оформлением занимается не сам собственник земли, а его представитель.
  3. Бумаги, подтверждающие право собственности, такие как соответствующее свидетельство.
  4. Может потребоваться постановление органов местной власти в том случае, если сведений о данной территории ещё нет в базе кадастрового типа.
  5. Документы, подтверждающие основания, на которых земля была получена собственником. Подойдёт завещание, свидетельство о наследстве, дарственная, договор купли – продажи т.д.
  6. Технические паспорта каждого сооружения, расположенного на земле, если таковые имеются.
  7. Выписка кадастрового типа, а также план.

Для юридических

Если речь идёт о юридических лицах, то список будет иным. Потребуется:

  • Документы о правах собственности, а именно личный устав, договоры инвестиционного типа и т.д.
  • Решение органов местного самоуправления, оформленное в письменном виде.
  • Свидетельство о государственной регистрации.
  • Кадастровая выписка и технические бумаги на здания.

Составление заявления

Данный документ должен в обязательном порядке включать в себя три основные части:

    Вступительная часть содержит информацию о заявителе и организации, в которую бумага будет направлена.

Сроки и стоимость процедуры

Продолжительность межевых работ может зависеть от индивидуальных особенностей надела, а также от организации, которая ими занимается. На деле проведение всех необходимых операций и подготовка межевого плана занимает в среднем 2 недели.

Однако если вспомнить, что о проведении данных действий необходимо уведомлять соседей не меньше чем за месяц, то можно сделать вывод, что всё может затянуться на срок до 1,5 месяца.

Как уже упоминалось выше, проведение бесплатных межевых работ финансирует государство за счёт денег, которые поступают из местного и федерального бюджетов. После того как гражданин получает добро на бесплатное межевание он может обратиться в государственную организацию, которая предоставит кадастрового инженера.

Если такой человек сможет удовлетворить все требования относительно пакета документов и высидеть несколько очередей, то оплату всех межевых работ в полном объёме возьмёт на себя государство.

Не знаете, какая допускается погрешность при межевании земли?

Изучите эту публикацию нашего сайта!

Причины для отказа

На каких основаниях может быть отказано и что делать в этом случае?

Причинами отказа могут послужить:

  • План межевого типа оформлен без соответствия с правилами, изложенными в приказе Минэкономразвития №735.
  • Отсутствуют необходимые подписи в таком документе, как акт согласования месторасположения границ.
  • К пакету документов не были приложены правоустанавливающие бумаги или их копии, заверенные у нотариуса.
  • Доверенности отсутствуют или оформлены ненадлежащим образом или документы подаются лицами, о которых не сказано ни слова в ГКН или их права не подтверждены определёнными бумагами.
  • Переделанный межевой план или прочие недостающие бумаги не были предоставлены в установленный срок.

Для решения проблемы придётся, оформить межевой план в соответствии с определёнными правилами, предоставить недостающие подписи в акте согласования, донести недостающие документы и т.д.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бесплатное межевание земли на сегодняшний день вполне возможно, если есть желание собирать огромное количество документов и сидеть в бесконечных очередях. Избавиться от этих проблем можно очень просто, если доплатить за услуги солидной кадастровой организации из собственного кармана.

В этом случае всё пройдёт гораздо быстрее, и будут предоставлены более качественные услуги. Однако в такой ситуации главной отрицательной стороной остаётся стоимость услуг солидных организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Описание процедуры проведения межевания

Межевание – достаточно сложная процедура, необходимая владельцу объекта недвижимости для оформления правоустанавливающей документации.

Без информации о границах надела Росреестр не сможет зарегистрировать его в общей базе данных.

Кадастровая документация – основное доказательство в суде при решении земельных споров.

В РФ процедура осуществляется на основании закона 78-ФЗ «О землеустройстве».

Что это такое?

Для различных манипуляций с наделом собственнику потребуется правоустанавливающая документация нового образца. Для получения свидетельства, необходимо заказать кадастровые работы, предполагающие составление техплана участка земли.

Межевание земельного участка – выявление и уточнение границ надела при помощи сотрудников геодезической организации.

Процедура проведения межевания земельного участка – спектр работ, в ходе которых определяются (или восстанавливаются) и фиксируются на местности координаты объекта недвижимости, устанавливаются его размеры, а полученные данные переносятся на план.

Техпаспорт оформляется на бумажном носителе и электронном виде.

Когда он необходим:

  • при оформлении прав на землю, уточнении и выявлении ее рубежей;
  • при разделении и объединении ЗУ: только на основании свидетельства можно изменить размеры надела;
  • межевой паспорт – обязательное условие при решении земельных вопросов, выполнении различных землеустроительных работ.

Межевание участка – дорогостоящая процедура.

Но в некоторых случаях можно воспользоваться услугами муниципальной кадастровой организации бесплатно:

  • аренда или выкуп надела через государственный аукцион;
  • комплексные кадастровые работы – исполнение межевания осуществляется на больших территориях по федеральной программе.

О проведении бесплатной процедуры власти самоуправления на местах, исполнители и отдел Росреестра уведомляют об этом владельцев объектов недвижимости.

В основном информации о федеральной программе размещается на официальном портале организаций и местных СМИ.

Процедура межевания – целый спектр инженерно-геодезических изысканий, предполагающих:

  • выявление и оформление пределов земельного участка;
  • установление месторасположения рубежей надела, определение межевых точек, их закрепление на определенной местности;
  • уточнение размеров участка, на котором выполняются геодезические изыскания по координатам табличек межевания;
  • оформление съемочно-планового обоснования;
  • формирование пакета бумаг, с их передачей в уполномоченные учреждения;
  • внесение сведений о расположении земельного участка в ЕГРН.

Согласно закону, собственников объектов недвижимости не могут заставить выполнить межевание.

Роснедвижимость выдает кадастровый план на надел, а регистрационная палата – свидетельство, удостоверяющее права собственника на ЗУ или их переход к третьему лицу, без определения рубежей участка земли.

Порядок выполнения

Собственники земельных участков не обязаны для проведения кадастровых изысканий обращаться в госучреждения.

За определенное материальное вознаграждение они могут заказать техплан в частной организации, проверив наличие лицензии.

Разберем подробнее, что нужно для межевания земельного участка.

Порядок выявления границ объектов недвижимости выполняется поэтапно:

  • заключение договора с геодезической фирмой;
  • сбор документации по требованию, ее проверка;
  • извещение соседей о выполнении межевания;
  • геодезические изыскания, оформление акта согласования;
  • получение схемы межевания;
  • предоставление данных в Росреестр.

Самостоятельное выполнение процедуры межевания участка земли даже по этапам, не имеет юридической силы. В земельных спорах оно не будет являться доказательством.

Заключение договора

Для проведения процедуры межевания надела, собственники должны обратиться в специализированную компанию, у которой есть действующая лицензия на выполнение кадастровых работ.

Услуги геодезистов предоставляются на основании договора, заключенного между владельцем имущества и организацией.

Документы

При оформлении соглашения потребуется:

  • удостоверение личности заказчика;
  • свидетельство на ЗУ, договор купли-продажи, наследования, ренты, выписка из единого реестра (на выбор);
  • нотариальная доверенность (при необходимости);
  • документ об отсутствии кабелей электричества (для ее получения необходимо обратиться в Горэлектросети);
  • согласие на работы или справка об отсутствии муниципальных коммуникаций (выдается городской Администрацией).

Стоимость установления границ зависит от площади земельного участка и других характеристик.

При замерах должны присутствовать все собственники смежных наделов для согласования координат и точек надела.

Как происходит оповещение смежных соседей

Присутствие всех заинтересованных лиц необходимо для определения четких границ земельных участков и их последующего согласования. Уведомить владельцев соседних ЗУ о проведении межевания следует не позже 7 дней.

Известить соседей можно одним из следующих способов:

  • составить извещение с уведомлением о доставке и отправить по почте;
  • лично вручить предупреждение о проведении замеров под роспись;
  • подать объявление о проведении процедуры определения границ в местном печатном издании;
  • отправить электронное письмо с отметкой о прочтении на почтовый ящик по Интернету.

Если соседи получили уведомление о межевании земли, но не явились на кадастровые работы, они происходят в их отсутствии. Главное, чтобы им было отправлено извещение.

Акт согласования

При выполнении кадастровых работ инженеры спрашивают у владельцев объектов недвижимости об их согласии с определенными границами. Затем они составляют акт и предварительный паспорт межевания.

На документе согласования должны присутствовать следующие подписи:

  • владельца ЗУ и его представителя;
  • собственников смежных наделов (если они явились на межевание);
  • специалистов, выполнявших замеры;
  • сотрудника местной администрации (его приглашает геодезическая организация).

В назначенную дату заказчику следует посетить геодезическую организацию с паспортом и забрать оформленный план межевания объекта недвижимости.

Если расположение надела изменилось после процедуры межевания, необходимо отнести техпаспорт сотрудникам Земельного Комитета для его утверждения.

Предоставление документов в Росреестр

При изменении границ надела, собственнику следует повторно зарегистрировать его в общей базе объектов недвижимости.

Затем внести изменения в Росреестр:

  • посетить многофункциональную организацию или УФРС;
  • представить бумаги: свидетельство о регистрации, договор, план межевания, удостоверение личности владельца или его представителя;
  • оплатить пошлину – 1 тыс. рублей;
  • завизировать заявление, составленное сотрудником УФРС или МФЦ;
  • после сверки информации, регистратор заберет пакет документов и выдаст расписку, с указанием времени выдачи свидетельства.

В назначенную дату собственнику земельного участка необходимо явиться в регистрирующий орган с паспортом и распиской для получения новых документов. Представителю потребуется нотариальная доверенность.

Сроки внесения изменений

Согласно действующему законодательству дополнения в ЕГРП должны быть отражены на протяжении 18 дней с учетом выходных и праздничных. Данный срок корректен при личном посещении Росреестра.

Если документы были поданы через посреднические организации, процедура может затянуться на 3-4 дня.

Кто должен оплачивать услуги геодезистов

Если собственник объекта недвижимости – муниципалитет, то средства за межевое действие платит администрация.

При оформлении вновь образуемого надела, замеры осуществляются за счет заинтересованных лиц, выполняющих постановку земли на госучет.

Повторное размежевание

Наличие плана участка не говорит о том, что собственнику больше не придется опять воспользоваться услугами кадастровых специалистов.

Необходимость во вторичном определении границ может появиться в следующих ситуациях:

  • изменение площади участка в ходе эксплуатации;
  • раздел объекта недвижимости;
  • риск возникновения земельных споров.

Большинство покупателей при покупке недвижимости очень серьезно относятся к границам участка и требуют повторного размежевания.

Проведение при объединении наделов

Один из способов формирования нового объекта недвижимости, закреплен в п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ. Согласно ст. 11.6 ЗК разрешается объединение соседних наделов, в результате чего образуется один участок, а существование отдельных прекращается.

Если владельцев несколько, тогда земля переходит в общую собственность.

Стоимость и сроки

Специалисты геодезических компаний подготавливают документы в течение 2-х недель. Но о процедуре нужно сообщить соседям минимум за 7 дней до назначенной даты.

Если собственников смежных земельных участков найти не удается, уведомление о работах подается в местное печатное издание. Но тогда заказчику придется ждать разрешения месяц.

Относительности стоимость межевания, она зависит от того, какая организация выполняет работы. Госучреждения устанавливают минимальные цены. Частные организации могут включать дополнительные услуги, тем самым стоимость будет несколько выше.

Преимущество геодезической компании – всю процедуру межевания и получения документов они проходят самостоятельно и все входит в стоимость.

Обычная услуга определения границ участка земли 0,5 Га – 6 000 рублей, а надела 1 Га – 12 000 рублей.

В крупных городах цены могут быть несколько выше.

Межевой план действителен до тех пор, пока в размерах земельного участка не производится изменений.

Необходимость в его замене может возникнуть при уточнении границ надела, земельных спорах, разделении или слиянии нескольких объектов и в других ситуациях требующих определение координат объекта.

Процедура межевания – сложный процесс, предполагающий наличие определенных знаний и опыта, а также материальных затрат. Только после установления границ земельного участка, размеров его территории и оформлении правоустанавливающей документации собственник объекта недвижимости сможет распоряжаться им по своему усмотрению.

Межевой план подтвердит законность границ земельного участка. И никто из собственников смежных наделов не сможет осуществить самопроизвольный захват земли.

Заключение

Выполнить процедуру межевания по правилам самостоятельно достаточно сложно. Лучше доверить эту работу опытным специалистам, которые досконально знают Земельный Кодекс, инструкцию как она проводится и другие нормативно-правовые акты.

Несоблюдение закона приведет к тому, что установление границ земельного участка будет считаться недействительным и процедуру придется провести заново, возможно делать экспертизу, затратив не только время, но и деньги.

Читайте также:  Что сделать, чтобы не платить за несуществующего жильца
Ссылка на основную публикацию