Межевание при наличии на границе подъезда к коммуникациям

Новообразованный участок перекрыл доступ к дороге невозможна прокладка коммуникаций газ итд

Добрый день, после межевания был образован участок номер 405 Кад. номер: 50:20:0041501:405 (см во вложении)

через данный участок имеется подъезд к 3-м участкам с правом строительства на них ИЖС и ЛПХ (обведено в черный круг) .

В связи с тем что доступ на данные три участка возможен исключительно через участок 405 ( обходных путей нет – с одной строны крутые овраги , с другой глухой забор частного поселка) так же мособлгаз не может провести трубу через данную территорию, не говоря уж о доступе скорой помощи и пожарных.

Просьба проконсультировать что делать в данной ситуации ?

Допускается ли такое межевание которое перекрывает доступ к коммуникациям ( проезд проход , прокладка газа итд)

Ответы юристов ( 3 )

Существует судебная практика согласно которой образование земельного участка создающую препятствия для использования других земельных участков по целевому назначению не допускается

В ст. 11.9 ЗК РФ (п. 4, 6) указано, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 24.01.2018 по делу N 33-112/2018

Для подробного ответа нужно уточнить как именно был образован земельный участок по решению муниципалитета, в результате раздела объединения? В любом случае придется обращаться в суд.

Для того чтобы исправить ситуацию нужно оспаривать результаты межевания в суде, при этом также нужно будет оспорить основание по результатам которого был образован этот земельный участок.
Для того чтобы определить кто будет ответчиком нужно знать кто именно издал документ(принял решение) об образовании этого земельного участка.

Также возможно решить проблему через установление сервитута в судебном порядке, но в сервитуте нужно конкретно указывать на какие именно действия он распространяется( право прохода, прокладки труб и тд), также за сервитут может быть установлена плата

Основываясь на положениях статьи 262 ГК РФ, учтите, что владельцы участков земли должны иметь возможность без осложнений и препятствий добираться до своего участка и дома, построенного в пределах границ земельного надела. Кроме этого, граждане имеют право посещать территорию общего пользования без чьего-либо разрешения и без ограничения по времени пребывания на таких территориях. Граждане могут осуществлять применение природных объектов, расположенных на территории общего доступа в пределах, установленных законом страны.

Существуют регламентирующие данные по обеспечению проходов по территории при осуществлении работ по землеустройству новых объектов землепользования и приведения в порядок уже существующих территорий в соответствии с нормами Росземкадастра. Любой участок территории земли в соответствии с категорией земли и ВРЗ обеспечивается пешеходным проходом, ширина которого не может быть меньше 1 метра, проездом для автомобильного транспорта, ширина которого не может быть менее 3, 5 метра.

Любой земельный участок, на котором разрешено возводить капитальные объекты строительства, обязательно обеспечивается проездом. При этом не имеет значения факт наличия построенных сооружений на данном участке.

Нет возможности зарегистрировать участок земли или внести данные в кадастровый реестр в отношении участка, который не имеет выхода к общей территории. Если доступ к участку перекрыт по вине соседа, это является прямым нарушением законных прав владельца земельного надела.

В ФЗ № 218 четко определено, что при осуществлении процедуры уточнения границ участков, данные для формирования границ вносятся из документов, которые являются доказательством права на владение и распоряжение участком земли. Если правоустанавливающей документации на землю у владельца нет, то данные о границах берутся из документов, составленных при формировании земельного участка или территории, в состав которой входит интересующий участок. Если данных об участке нет, сведения о границах территории отсутствуют, тогда положение границ земельного надела фиксируется на основании законной процедуры формирования проекта межевания в соответствии с нормами градостроительного законодательства. Если при проверке проекта межевания территории информация об участке не найдена, границами признаются существующие в течение 15 лет фактические границы участка земли.

Если соседи перекрывают доступ к участку, то в соответствии со статьей 12 ГК РФ эти действия рассматриваются как нарушение гражданских прав гражданина. Защита гражданских прав и свобод может быть осуществлена путем восстановления тех условий, которые присутствовали до момента их нарушения. Все нарушения должны быть сформулированы и перечислены, действия, которые могут привести к нарушению права, тоже должны быть обозначены. А на основании статьи 304 ГК РФ любой собственник имущества, включая земельный участок, имеет право требовать устранение нарушений его прав и прекращения попыток создать угрозу нарушения гражданских прав. При этом не имеет значения, имел ли место факт нарушения владения или причинения порчи имуществу.

Таким образом, если право пользования вашим участком и участками соседей, включая дороги общего пользования, затруднены, вы можете подать коллективное исковое заявление в суд. В суде необходимо требовать устранение всех событий и ситуаций, которые являются причинами нарушения прав заявителя и затрудняют доступ к территории земельного участка.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Что делать, если соседи отмежевали и перекрыли проезд к участку?

В редакции по состоянию на 26 октября 2018 г.

Как восстановить проезд к Вашему земельному участку, если соседи этот проезд отмежевали и перегородили? Поделюсь своими соображениями.

1. Скажу сразу, что эти споры не простые и если разрешать их формально, то абсолютное большинство граждан, которым соседи перекрыли проезд, останется без защиты. Дело вот в чем.

Из содержания п.п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ следует, что территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

Согласно ст.ст. 42, 43 ГрК РФ красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории или проекта межевания территории.

В п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.) разъяснено, что «…исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи».

По градостроительному законодательству получается, если для захваченного соседом проезда документацией по планировке территории не установлены красные линии, то нет оснований утверждать, что сосед отмежевал и перекрыл территорию общего пользования.

2. По вопросу о том, как восстановить перекрытый проезд мое мнение следующее.

Практика показывает, что в большинстве населенных пунктов документация по планировке территории с красными линиями если и будет когда-либо утверждена, то очень не скоро. Тем временем недобросовестные соседи будут захватывать проезды. Споры будут возникать и разрешать их нужно не формально, а по существу.

В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Из данной нормы не следует, что речь идет только о земельных участках, формально отнесенных к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Далее. Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приведенные выше нормы не допускают самовольного занятия земель или земельных участков в рамках уточнения местоположения границ. При выполнении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, кадастровый инженер должен руководствоваться документами, указанными в законе, либо сведениями о фактическом местоположении уточняемых границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 г., редакция от 18 апреля 2003 г.) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, если сосед при межевании своего земельного участка самовольно захватил не закрытые для общего доступа государственные или муниципальные земли, через которые возможен доступ к Вашему участку, то Вы вправе оспаривать местоположение границ соседского участка и требовать освобождения проезда.

Ваши требования будут направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и устранение нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком. Применение этого способа защиты не обусловлено формальным отнесением спорного проезда к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Думаю, такая позиция имеет полное право на жизнь и подтверждается материалами судебной практики.

Например, в определении Верховного Суда РФ от 13 марта 2018 г. № 77-КГ17-37 по делу об исключении из ГКН сведений о месторасположении границ земельного участка указано следующее: «Еремин В.И., обратившись в суд с иском и уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ принадлежащего Костомаровой А.Н. земельного участка, расположенного по адресу: .
В обоснование своих исковых требований Еремин В.И. указал, что он является собственником земельного участка N по ул. в с. области. Граница земельных участков N 87 и 89 является смежной не на всем протяжении, а только в части, так как в другой ее части между земельными участками имеется земельный участок из состава земель общего пользования, которым стороны пользовались для проезда на свои огороды в соответствии со сложившимся в течение длительного времени порядком пользования. В 2015 году ответчик провел межевание границ своего земельного участка таким образом, что часть земельного участка, входящего в состав земель общего пользования и используемого сторонами для проезда, вошла в границы земельного участка N 87. Еремин В.И. полагает, что в результате указанных действий ответчика нарушен сложившийся порядок землепользования, а также его права, поскольку затруднен проезд к его земельному участку и расположенному на нем гаражу.
Решением Добринского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2016 г. исковые требования Еремина В.И. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в иске.
…Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что в 2015 году при межевании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером в него включена часть земельного участка из состава земель населенного пункта, при этом согласование границ с администрацией сельского поселения и с заинтересованными лицами не проводилось.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данные кадастрового учета земельных участков Еремина В.И. и Костомаровой А.Н. не соответствуют их фактическим границам, что исключает возможность удовлетворения иска.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
…При этом судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда не учтено, что требования истца не связаны с установлением смежных границ земельных участков сторон, а сводятся исключительно к устранению препятствий в пользовании земельным участком общего пользования, включенным в границы земельного участка с кадастровым номером , то есть к восстановлению права истца на проезд по землям общего пользования к его земельному участку и гаражу».

В постановлении Президиума Московского областного суда от 11 апреля 2018 г. № 139 по делу об устранении препятствий в проезде к земельному участку, признании недействительным межевого плана, исключении сведений из ЕГРН о границах указано следующее: «К.Е. обратилась в суд с иском к Ю.Ю., Ю.О., К.Т. о возложении обязанности устранить препятствия в проезде к ее земельному участку и демонтировать ограждения, признании недействительным межевого плана земельного участка, принадлежащего Ю., исключении из ЕГРП сведений о его границах, взыскании судебных расходов.
В обоснование иска сослалась на то, что она является собственником земельного участка площадью 1 800 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: . Указанным участком семья истца пользуется с 1989 года. К участку имелся единственный проезд по муниципальной земле, который располагался между земельными участками Ю-ных и К.О. В результате межевания участка Ю-ных в 2013 году, установления ответчиками ограждений с запользованием части муниципального проезда его ширина сократилась до 1,2 метра, в связи с чем стал невозможным подъезд к участку истца на транспорте.
…Заявляя настоящий иск об оспаривании кадастровых границ и обязании ответчиков демонтировать ограждения, истец ссылалась на то, что они установлены с захватом муниципальной земли общего пользования, по которой истец осуществляла проход и проезд к своему земельному участку и дому.
Данные доводы подтверждены заключением проведенной по делу судебной экспертизы. Названное экспертное заключение судом не опровергнуто и недостоверным доказательством не признано, в связи с чем у судебных инстанций не имелось оснований для выводов об отсутствии нарушений прав и законных интересов истца».

Читайте также:  Межевание земли под баней

Еще пример. В определении Верховного Суда РФ от 17 июля 2018 г. № 32-КГ18-8 по делу о признании дороги территорией общего пользования, признании недействительными результатов межевания земельных участков, решения об образовании земельных участков, восстановлении границ земельного участка указано следующее: «Солдатенко В.А. обратилась в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее — Территориальное управление), Шмелькову В.А., ООО «Поволжское агентство корпоративной безопасности» (далее — Общество), Пенькову Д.Ю., Отставному А.В., администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании дороги территорией общего пользования, признании недействительными результатов межевания земельных участков, признании недействительным решения об образовании земельных участков, восстановлении границ земельного участка.
В обоснование требований Солдатенко В.А. указала, что она является собственником земельного участка площадью 7973 кв. м с кадастровым номером и земельного участка площадью 4976 кв. м с кадастровым номером , расположенных по адресу: г. Саратов, Волжский район, пос. Зональный. На этих земельных участках истцом возведены нежилые строения. Проезд к названным строениям осуществляется через земли общего пользования, которые на основании распоряжения Территориального управления от 14 ноября 2013 г. N 372-р переданы в собственность Отставному А.В., Шмелькову В.А., Пенькову Д.Ю. и Обществу. По мнению истца, передача ответчикам земель общего пользования противоречит закону, поскольку земельные участки общего пользования не подлежат отчуждению.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 22 июня 2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 сентября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
…Суды указали, что земельные участки ответчиков не могут быть отнесены к землям общего пользования, поскольку эти участки не расположены в границах красных линий и не включены в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Суды также сослались на наличие возможности проезда к земельным участкам истца без использования земельных участков Отставного А.В., Шмелькова В.А., Пенькова Д.Ю. и Общества.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что с обжалуемыми судебными постановлениями согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Приведенной императивной правовой нормой предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования, в том числе занятых проездами.
Названный запрет не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
В обоснование заявленных требований Солдатенко В.А. указывала, что в частную собственность ответчиков незаконно переданы земли общего пользования, занятые проездом.
При таких обстоятельствах для правильного разрешения спора судам следовало установить, входят ли занятые проездом земли общего пользования в состав земельных участков, предоставленных в собственность Отставному А.В., Шмелькову В.А., Пенькову Д.Ю. и Обществу.
Однако в нарушение приведенной правовой нормы какой-либо оценки этому вопросу суды не дали, формально сославшись на то, что названные земельные участки не расположены в границах красных линий и не входят в состав территорий общего пользования».

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Межевание придомовой территории многоквартирного дома: зачем делать, особенности и инструкция как провести

Содержание

По закону придомовая территория многоквартирных домов принадлежит жильцам на правах общей собственности, но из нее нельзя выделить отдельные доли. На ней могут располагаться детские и спортивные площадки, проезды, автостоянки и т.д. Чтобы пользоваться ей на правах собственника, территорию нужно обязательно размежевать и зарегистрировать. Иначе она будет принадлежать местной администрации.

В новостройках межевание делает застройщик. Иначе он не сможет ввести здание в эксплуатацию. В домах старой застройки придомовая территория часто не размежевана и не зарегистрирована. Жильцы имеют право сделать это самостоятельно. Решение о межевании принимают на общем собрании собственников. В дальнейшем участок может использоваться в нуждах жильцов. Например, здесь можно организовать зоны отдыха, детские и спортивные площадки, подъездные пути, автостоянки и т.д.

Зачем нужно делать межевание

По закону придомовая территория используется в нуждах жильцов дома. Случаи, когда зарегистрирована только земля, на которой стоит дом, не редкость. Причиной этого может быть и низкая правовая грамотность, и нежелание жильцов платить дополнительные налоги за землю в общей собственности.

Это может привести к неприятным последствиям. Например, когда придомовую территорию буквально превращают в стоянку или ставят на ней гаражи. Причем делают это не жильцы дома.

Если границы участка не были установлены, и он не зарегистрирован, благоустроить придомовую территорию может быть очень сложно. Так как пока все не будет оформлено официально, участок принадлежит не жильцам, а муниципалитету. Чтобы можно было в полной мере воспользоваться своими правами собственников, отказываться от установления границ не стоит.

Решать, как будет использована эта территория, должны жильцы. Можно благоустроить и озеленить территорию, создать новые детские и спортивные площадки, удобные парковки и многое другое. После того, как земля оформлена в собственность, ответственность за состояние объектов будет возложена на управляющую компанию.

Придомовая территория – это общая собственность жильцов. Выделить из нее отдельные доли нельзя. Но можно индивидуализировать часть земли. Это решает общее собрание жильцов.

Если межевание не проводить

  • УК не отвечает за благоустройство придомовой территории. Она не обязана обеспечивать уборку, поддержание газонов и т.д.
  • Если придомовая территория не стоит на кадастровом учете, дом может получить отказ в капитальном ремонте. Эта норма была введена в 2010 году.
  • При межевании закон разрешает увеличить участок за счет соседних земель, при условии, что на них не оформлено право собственности. Например, если рядом есть пустырь, который не стоит на кадастре, его можно законно присоединить к придомовой территории и использовать в нуждах собственников. Если придомовая территория под вашим домом не зарегистрирована, за ее счет могут расширить свои дворы жильцы соседних домов.
  • Если документов на землю нет, на ней возможно строительство без согласования с жильцами. То есть, если придомовая территория не зарегистрирована, застройщик может получить разрешение на строительство. Оспорить возведение объекта будет невозможно, так как жильцы не имеют на эту землю никаких прав. Так во дворе на абсолютно законных основаниях может появиться, например, здание магазина или автостоянка.

Как провести межевание

Решение о проведении межевания принимают на общем собрании жильцов. Там же выбирают уполномоченное лицо. В дальнейшем именно этот человек будет заключать договор с подрядчиками. Для того чтобы решение о межевание можно было считать принятым, достаточно, чтобы на собрании присутствовало не менее 2/3 собственников, и вопрос набрал 50% голосов.

Это решение обязательно должно быть оформлено протоколом. После этого нужно уведомить местную администрацию о том, что будет проведено межевание.

С заявлением о межевании нужно обратиться в местную администрацию. В этом случае участок отмежуют бесплатно. Но такой подход имеет один существенный недостаток. Финансирование межевания придомовых территорий происходит по остаточному принципу. Очень высок риск того, что проведения работ придется ждать очень долго. Обращение к независимой компании поможет быстро оформить участок и избежать рисков, связанных с отсутствием установленных границ. Если жильцы решили оплачивать услуги подрядчика самостоятельно, нужно помнить, что возврат потраченных средств законом не предусмотрен.

Делать межевание имеют право геодезические компании с допуском к этому виду работ. И жильцы имеют полное право обратиться к стороннему подрядчику и сами оплатить его услуги. Этот вопрос тоже решают общим собранием. Также на собрании жильцы выбирают уполномоченное лицо. Именно этот человек и занимается организацией проведения межевания. Обычно это старший по дому, но вы можете выбрать представителем жильцов и любого другого человека.

Уполномоченный приходит в геодезическую компанию и заключает договор на межевание. К договору нужно приложить техплан дома. Геодезисты могут сами запросить всю необходимую информацию, но для этого у них должна быть доверенность. Даже если вы решили обратиться к стороннему подрядчику и самостоятельно оплачивать его услуги, администрацию нужно уведомить о том, что будет проведено межевание. До того, как будут установлены границы и зарегистрированы права, земля считается муниципальной.

После заключения договора на проведение межевания на объект выезжают геодезисты. Дата обмеров будет указана в договоре. Они устанавливают границы участка. Заинтересованные лица, в том числе представители администрации, имеют право присутствовать на межевании.

Установленные границы нужно обязательно согласовать с владельцами смежных территорий. Они могут иметь разные права на землю:

  • Собственности.
  • Пожизненного владения.
  • Бессрочного наследуемого пользования.
  • Аренды сроком более 5 лет.

После того, как границы установлены и согласованы, кадастровый инженер подготовит межевое дело. Акт согласования границ – это обязательное приложение к межевому плану.

После этого уполномоченный собранием человек подает заявление в Росреестр. К заявлению прилагается межевой план. В течение 7 дней сотрудники Росреестра проверяют документы. Если никаких нарушений нет, придомовую территорию и права на нее зарегистрируют.

Заказать межевание придомовой территории вы можете в нашей компании. Не знаете, как правильно подготовить процедуру? Запишитесь на бесплатную консультацию к эксперту по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Стоимость и сроки межевания

Оплатить услугу межевания могут как сами жильцы, так и муниципалитет. Стоимость рассчитывается геодезической компанией. На цену могут влиять расположение участка, его конфигурация, площадь придомовой территории и др. В «Геомер групп» стоимость межевания – от 50 тыс. рублей. Узнать, сколько будут стоить услуга в вашем случае, можно на бесплатной консультации нашего эксперта.

Срок тоже зависит от разных факторов. В среднем на проведение геодезических работ и подготовку межевого плана требуется около 1,5-2 месяцев.

Особенности межевания придомовых территорий

Межевание новостроек проводит застройщик перед вводом в эксплуатацию. На придомовой территории еще нет объектов, принадлежащих жильцам. Поэтому границы устанавливают по расположению смежных участков.

Когда устанавливают границы рядом с домами старой застройки, может оказаться так, что различные объекты выходят за стандартные размеры. В этом случае границы устанавливают на основе:

  • Соседних участков.
  • Природных объектов.
  • Фактического пользования.
  • Требований санитарной и пожарной безопасности.
  • Градостроительные нормы.

То есть, геодезисты учтут ту площадь, которую фактически занимают все объекты. Расширение участка допускается, если при этом не нарушены права жильцов соседних домов, не будет нанесен ущерб сооружениям. Не могут входить в придомовую территорию земли, по которым проходит дорожно-транспортная сеть. Установленные границы не должны пересекать красные линии.

Нередко бывают и обратные ситуации. Фактический размер придомовой территории меньше, чем площадь, которую она могла бы занимать. В этом случае геодезисты устанавливают границы именно по фактической площади. Такое положение определено Постановлением Правительства от 1997 года.

По закону, после межевания участок передается в собственность жильцам. Но есть особые случаи. Например, земля изъята из оборота. Даже в такой ситуации отказываться от межевания не стоит, так как участок будет передан в аренду.

Еще одна особенность межевания придомовых территорий МКД – встроенные и пристроенные помещения, которые принадлежат юридическим лицам, например, магазинам. По закону, все объекты придомовой территории принадлежат собственникам. Но не имеет значения каким помещениями владеет собственник – жилыми или нежилыми. То есть, если компания содержит нежилое помещение, она также имеет права на придомовую территорию и ее объекты. И ее представитель точно также участвует в общем собрании.

Часто по территории двора проходят теплотрассы и другие инженерные коммуникации. По закону их обслуживанием занимается компания-поставщик услуги. Собственники квартир не должны препятствовать свободному доступу к сетям. Поэтому во время межевания вокруг инженерных коммуникаций устанавливают охранные зоны.

Пожалуй, один из самых сложных и спорных вопросов – содержание объектов благоустройства, расположенных во дворе. К ним относят детские и спортивные площадки, тротуары, элементы озеленения и т.д. Все это – общее имущество собственников жилья. А значит, именно собственники и должны их содержать, ремонтировать, обслуживать.

Вопросы налогообложения

Нередко собственники голосуют против межевания, чтобы потом не платить налог на землю. К каким последствиям может привести отсутствие регистрации земли, мы уже говорили. Рассмотрим теперь, как рассчитывается налог.

Земельный участок – это объект налогообложения. Уплачивать налог обязаны собственники. Рассчитывают налог по площади помещений, которыми владеет собственник. То есть, чем больше площадь вашей квартиры, тем больше будет налог на землю. Общую сумму налога рассчитывают по кадастровой стоимости. Узнать кадастровую стоимость можно в выписке из ЕГРН или на Публичной карте.

Некоторые категории граждан имеют льготы и для них может быть снижена ставка налогообложения или они полностью освобождаются от уплаты налогов. Здесь тоже не все так однозначно. Максимально возможное уменьшение налоговой базы – 10 тыс. рублей. При расчете налога эту сумму вычтут из кадастровой стоимости. Но если льготник имеет в собственности несколько ЗУ, ему придется выбрать за какую землю он не будет платить налог. За остальные участки налоги будут начислены.

Какие спорные ситуации могут возникнуть

Наверное, одной из самых частых спорных ситуаций можно считать незаконное возведение на придомовой территории разных объектов. Здесь есть очень много нюансов. До регистрации прав на придомовую территорию, она принадлежит муниципалитету. Частные лица или компании могут получить разрешение на строительство или взять часть вашего двора в аренду у муниципалитета.

Если разрешение на строительство было получено до того, как жильцы получили право собственности на придомовую территорию, добиться сноса таких строений практически не возможно. Проще в тех случаях, если земля арендована, но сама постройка возведена нелегально. Такие вопросы можно попытаться решить через суд.

Если часть двора была сдана муниципалитетом в аренду, можно оспорить в суде его право получать арендную плату. В этом случае договор администрации с арендатором расторгается. Жильцы дома имеют право заключить договор повторно, но уже от своего имени. В этом случае деньги от аренды будут направлены на общедомовые нужды.

Еще один распространенный случай, когда во время подготовки к межеванию выясняется, что часть территории, которая по нормам относится к МКД, уже оформлена на третьих лиц. Причем на нее могут быть вполне законно зарегистрированы права. В этом случае придется заказывать строительную экспертизу. С результатами строительной экспертизы жильцы обращаются с иском в суд.

Не всегда суды встают на сторону жильцов. Если решение по вашему делу было в пользу ответчика, можно установить на участок земли сервитут. Основанием для этого может быть необходимость обслуживания дома, коммуникаций, организация подъездов и т.д.

Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуем не затягивать с проведением межевания и регистрацией придомовой территории.

Читайте также:  Муниципальный контракт на приобретение жилых помещений

Межевание при наличии на границе подъезда к коммуникациям

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. № ОГ-Д23-5470 “О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее – Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

– в органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

– из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

– из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие “земельный участок”. Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

Подробная инструкция: как осуществить межевание придомовой территории многоквартирного дома?

Вопрос права собственности на территорию вокруг многоквартирного дома особенно остро стоит в крупных городах РФ.

Чтобы детская площадка или зелёные насаждения вокруг здания вдруг не оказались на чужой земле, собственникам стоит вовремя задуматься о межевании придомовой территории многоквартирного дома. Рассмотрим, как происходит межевание под многоквартирными домами подробно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Правовые основы процесса

Общий регламент проведения процедуры межевания земельного участка под многоквартирным домом содержится в ФЗ РФ № 78 «О землеустройстве» и законе «О государственном кадастре недвижимости».

Существенные изменения земельного законодательства РФ вносятся Правительством с регулярной периодичностью. Последняя корректировка Земельного кодекса произошла 1 марта 2015 года, когда прекратила своё действие статья 26. С этого момента межевание участка многоквартирного дома проводится в соответствии со статьёй 11.9 ЗК и градостроительным законодательством.

ЗК РФ, Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
  2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
  4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
  5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
  6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
  7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. (п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Если не оформлены права на участок

Без проведения процедуры межевания МКД жильцы дома не могут использовать его по своему усмотрению и даже не могут защитить его от незаконной застройки.

Отсутствие документов на землю может привести к следующему:

  1. На придомовой территории возможно возведение капитальных и временных построек без согласования с жильцами. Если на строительство будет получено разрешение властей, и оно будет соответствовать градостроительным нормам, снести такие постройки впоследствии будет невозможно.
  2. УК не смогут заниматься вопросами благоустройства территории, в том числе обслуживанием и ремонтом детских площадок и вывозом мусора.
  3. Без оформления земли невозможно вступление дома в государственные программы.
  4. Дом без земельного участка не может войти в программу капитального ремонта и реконструкции, следовательно, все работы, в случае необходимости, будут проводиться за счёт их собственных средств.

Что дает межевание жителям многоквартирного дома?

Необходимость межевания придомовой территории возникает, когда собственники помещений в МКД хотят отстоять принадлежащие им по праву участки от незаконной застройки. Чтобы на земле, принадлежащей ТСЖ, не появились магазины, кафе и автомобильные стоянки, необходимо вовремя определить придомовую территорию и ее границы, и документально зафиксировать данный факт.

В границах отведенной придомовой территории собственникам открываются следующие возможности:

  1. Организация элементов благоустройства (зон отдыха, детских площадок и т.п.).
  2. Ограждение территории для стоянки автомобилей.
  3. Установка шлагбаума при въезде на территорию дома.
  4. Сдача части участка внаём.

Кто проводит определение границ придомовой территории

Где узнать границы придомовой территории многоквартирного дома? Обязанность проведения межевания участков МКД по законам РФ возлагается на органы местного самоуправления поселений. На практике данная статья бюджета поселений финансируется по остаточному принципу, поэтому власти часто ссылаются на недостаток средств и вопрос с определением границ придомовых территорий остаётся не решённым.

В то же время, заказать и оформить межевания участка могут сами собственники помещений МКД. Поэтому не стоит дожидаться каких-либо действий от властей и заняться данным вопросом самостоятельно. Владельцы помещений, согласно статье 305 ГК, могут защищать свои права, касательно придомовой территории, при наличии правоустанавливающих документов.

ГК РФ Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником

Права, предусмотренные статьями 301, 302, 303, 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Как определить границы придомовой территории многоквартирного дома

Итак, как определить придомовую территорию многоквартирного дома. Межевание по инициативе самих собственников состоит из следующих этапов.

Собрание собственников. Его цель – определение нужд МКД и назначения земельного участка. Собрание выбирает уполномоченного, представляющего интересы собственников и заключающего договора на выполнение работ. Собрание считается состоявшимся при явке на него не менее двух третей всех собственников помещений дома, при этом за принятие решения должны проголосовать не менее 50 процентов участников. По итогам собрания оформляется протокол.

Обращение в органы местного самоуправления для согласования схемы земельного участка. Границы при межевании земли под многоквартирным домом формируются по следующим правилам:

  1. На формируемой территории располагается одно здание с прилегающими к нему элементами благоустройства.
  2. В границы не могут быть включены проезды, элементы жилых районов, связанные с городской дорожно-уличной сетью.
  3. При формировании границ соблюдается зонирование, учитывающее фактическое землепользование, определённое градостроительным регулированием муниципалитета.
  4. Элементы благоустройства не должны пересекать границы отведённого планом участка.
Читайте также:  Как развестись если проживаю в другом городе

После обращения в органы следует этапы:

  1. Разработка проекта.
  2. Утверждение проекта собранием.
  3. Оформление землеустроительного дела.
  4. Регистрация межевого плана в Росрестре, постановка участка на кадастровый учёт.
  5. Получение Свидетельства о собственности.

Особенности определения и согласования

Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.

Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.

Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии). Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.

Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.

Где и как заказать?

Межевание придомовой территории многоквартирного дома – сложная процедура, требующая использования специального оборудования и проводимая в соответствиями с государственными нормативами и инструкциями. Изготавливать проект имеют право специализированные геодезические организации, имеющие разрешения и лицензии. Их список можно уточнить в администрации поселения.

С проектной организацией взаимодействует лицо, уполномоченное общим собранием собственников. Как правило, представителем избирается председатель ТСЖ или член его правления. Где узнать придомовую территорию многоквартирного дома? Для заказа проекта нужно связаться с соответствующей организацией и подать заявление на выполнение работ по определению границ участка. Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Паспорт заказчика.
  2. Техпаспорт здания.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Описание границ.

На проведение процедуры уполномоченное жильцами лицо подаёт заявление. В документ включаются следующие пункты:

  1. Наименование государственного органа, в который обращается гражданин.
  2. Личные данные заявителя.
  3. Просьба выполнить межевание участка с указанием адреса МКД.
  4. Реквизиты правоустанавляивающих документов.
  5. Кадастровый номер участка.
  6. Согласие на оплату выполнения работ.
  7. Дата документа, подпись заявителя.

Сроки и стоимость выполнения работ

Проект межевания участка кадастровыми инженерами выполняется за 2-4 месяца. Точные сроки оговариваются заказчиками и фирмой, куда обратятся уполномоченные жильцы.

Цена на проект варьируется от 10 до 30 тысяч рублей, в зависимости от конфигурации участка, его размера и необходимых бумаг для согласования проекта.

Причины земельных споров

Если на придомовой территории до проведения межевания посторонние лица успели расположить какие-либо объекты недвижимости, придётся решать проблемы с их сносом. Как правило, такие постройки возведены без должного оформления, но у их владельцев могут быть заключены договора аренды земельного участка с муниципалитетами.

Тогда жильцам МКД придётся оспаривать право администрации получать арендную плату с участка, принадлежащего им. Требование сноса незаконной постройки выдвигается после межевания. Как вариант, можно аннулировать договор аренды с администрацией и заключить новый договор с владельцем объекта недвижимости. Денежные средства от такого договора пойдут на общедомовые нужды.

Существуют случаи, когда часть земельного участка, по праву принадлежащего МКД, уже оформлена на каких-либо посторонних ли, причём, со всеми разрешительными бумагами. В этих обстоятельствах вопрос придётся решать при помощи строительной экспертизы. По нормативам СНИП территория вокруг дома должна находиться во владении исключительно собственников жилья, поэтому на основании строительной экспертизы подаётся иск в суд.

Если решение принимается не в пользу собственников МКД, можно на данный участок земли установить сервитут, на основании необходимости обслуживания дома или организации движения транспортных средств. Тогда владельцы помещений дома будут вынуждены платить арендную плату.

Межевание участка – необходимая для определения придомовой территории процедура, позволяющая собственникам помещений получить землю в общедолевое владение. В этой статье мы рассмотрели, как определить придомовую территорию многоквартирного жилого дома. Оформив землю должным образом, жильцы МКД смогут использовать её по своему усмотрению и даже получать с неё денежные средства для общедомовых нужд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Соседи не дали согласие на межевание земельного участка? Выход есть!

Владелец земельного надела при межевании может столкнуться с ситуацией, когда соседи отвергают или намеренно игнорируют предложения на его проведение, не соглашаются с границами или просто длительно отсутствуют и связи с ними нет. Согласно действующему законодательству, процедура совершается только при участии всех заинтересованных сторон, к которым относятся владельцы земель, имеющих общие границы – юридически смежных землепользователей. Как провести межевание земельного участка без согласия соседей, в каких случаях оно необходимо и как всё-таки определиться с границами при наличии соседских споров.

Нужно ли официальное согласие соседей при проведении межевания

Да, согласие необходимо. Как гласит наше законодательство:

  • процедура осуществляется в обязательном присутствии имеющих интерес в этом вопросе лиц, к которым относятся смежные землепользователи (собственники участков, с которыми нет смежных границ к таковым не относятся), то есть, они должны присутствовать в момент проведения геодезических замеров;
  • если порядок уведомления соседей был соблюдён и если возражения от них не поступили, служба кадастра регистрирует утвержденные границы по межевому плану;
  • при отсутствии акта согласования или отсутствии подписей всех смежных землепользователей на нём, регистрирующий орган вправе вынести отказ в регистрации участка;
  • если смежные соседи отсутствовали на месте в час Х или просто отказались подписывать согласование, межевание не отменяется, а происходит, только приравнивается к предварительному;
  • в срок 30 дней с даты межевания участка отсутствующие соседи имеют право выразить своё несогласие с результатами и отправить обоснованные претензии в соответствующий орган.

Важно правильное оформление документов: неправильное уведомление соседей или неправильное оформление их согласия не будет иметь официальной силы. Например, подпись соседа на каком-либо листочке, подтверждённая председателем садового кооператива

Акт согласования обязательно должен содержать:

  • персональные данные заинтересованных лиц;
  • номер и серия удостоверяющих личность документов;
  • схемы точек, указывающих на границы;
  • несогласие и претензии участников (если они есть);
  • подписи всех присутствующих;
  • все это должно быть заверено росписью обязательно и печатью инженера.

Когда согласие соседей не требуется

Ст.39 Закона о кадастре подчёркивает, что подпись соседей при межевании не нужна в следующих случаях:

  • сотки, находящиеся в госсобственности, предоставлены в длительное владение, пожизненное или бессрочное пользование;
  • госземля дана в бессрочное пользование казённой организации;
  • при длительном отсутствии соседа (например, он уехал на ПМЖ за рубеж);
  • при признании соседа недееспособным (нужно предоставить соответствующую справку);
  • собственник умер, а его наследники пока не вступили в права наследства (можно попросить наследников предоставить справку от нотариуса);
  • когда смежный надел под арестом (потребуется справка от ССП).

Что делать если сосед не дал согласие на межевание

Может быть несколько вариантов решения вопроса.

От подписания акта уклоняется

Существует определенная процедура согласования межевания:

  1. За месяц все участники процедуры предупреждаются о проводимом мероприятии. Предупреждение необходимо вручать под роспись, чтобы потом вторая сторона не могла сослаться на неинформированность. Если есть предположения, что собственник смежного участка подписать акт откажется или может вообще проигнорировать это событие, нужно отправить по почте уведомление заказным письмом обязательно с перечнем вложенных документов и с уведомлением о вручении.
  2. Если реакции на полученное уведомление нет, оно отправляется опять же заказным письмом 3 раза с периодичностью раз в 2 недели.
  3. Если в ответ на письмо поступила претензия, придётся её рассматривать в районном суде.
  4. Готовится предварительно акт согласования.
  5. После определения границ инженер собирает подписи-согласия заинтересованных лиц либо оформляет отказ от согласия с предварительными границами с объяснением причин.
  6. Если же заинтересованные лица не пришли на собрание собственников соседствующих участков и, соответственно, не подписали акт, межевание проводится на основании приложенного уведомления о вручении. Если никаких претензий в течение месяца не поступило, границы считаются согласованными. Если через какое-либо время они обратятся в суд, протестуя против проведенного межевания на основании отсутствия на собрании, у ответчика будут на руках все документы о том, что все меры для информирования были предприняты .

На собрание является и в письменной форме излагает свои претензии

В этом случае все вопросы придется решать через суд. Если сосед не подписывает согласование, а у вас на руках есть уведомление о вручении предупреждения о предстоящем мероприятии, то вами соблюдены все законные требования. Суд решает вопрос о правомочности земельных притязаний обеих сторон.

Сосед уведомлен правильно, но на замеры не явился

Возможно в силу каких-то уважительных обстоятельств. В этом случае межевание проводится без его согласия. Потом нужно будет предоставить для ознакомления координаты поворотных точек, чтобы он посмотрел правильность их местонахождения, и попросить расписаться в акте.

Что делать если соседа не получается найти

И что если он очень давно не появляется на своих владениях, или его наделом пользуются родственники или арендаторы? Тогда можно провести межевание без согласования с ним. Как это осуществить законно, чтобы потом не было претензий?

  1. Если не известен домашний адрес владельца соседнего надела или даже если не известно его имя, нужно обратиться в Росреестр и заказать выписку из ЕГРН. За предоставление сведений ЕГРН придётся заплатить пошлину. Для обращения в Росреестр требуется только паспорт. По указанному в выписке адресу следует отправить троекратное уведомление и полученные на почте квиточки передать кадастровому инженеру.
  2. Существует ещё один вариант решения этой проблемы. Следует напечатать в местной газете объявление о розыске землевладельца. Если отклика не будет, газета прикладывается к акту.

Как провести межевание без согласования

Как осуществить межевание без согласования с соседями? Есть несколько вариантов решения этой проблемы:

  1. Три раза с разрывом в 2 недели выслать заказное письмо с уведомлением. Если не последовало ни ответа, ни встречных претензий, уведомления о вручении можно подшивать к акту согласования.
  2. Если соседи длительно отсутствуют и их проживание неизвестно, адреса нет, тоже можно проводить межевание.

Бывают и другие уважительные причины, когда человек не может физически приехать и подписать бумагу, но в принципе с границами согласен (например, находится в командировке или работает в другом регионе, или вообще в другой стране). У некоторых людей есть электронная подпись, которой тоже можно воспользоваться. Можно попросить подписать акт его родственников. Можно попросить его выслать письменное согласие на проведение межевания. Все эти документы необходимо также подшить к акту.

Ещё одна ситуация, которая может возникнуть на текущем этапе – сосед акт не подписал, претензии изложил в письменной форме, но подавать в суд не торопится. В этом случае нужно подавать исковое самому, но не описывая подробно его претензии, а просто указывая факт неподписания акта.

Взгляд другой стороны: что делать, если межевание проведено без вашего согласия

Если сосед провёл выставление границ без вашего согласия – то есть, вы не знали о предстоящем событии, уведомлений по почте не получали, он не подходил к вам с согласованием даты проведения замеров (другими словами вы не уклонялись от подписания актадокументов) и вы не согласны с зафиксированными результатами обмеров, нужно обращаться в суд и в исковом заявлении указать о ненадлежащем проведении межевания без вашего мнения.

Однако, если на руках у соседа есть уведомления о вручении вам письма с информацией по предстоящему межеванию, а вы просто уклонились от присутствия и не предоставили в течение 30 дней никаких аргументированных возражений письменно, то суд даже в одностороннем порядке может одобрить границы. Поэтому очень важно грамотно составить все возражения и выслать их почтой с уведомлением о вручении.

Конечно, может встретиться еще и ситуация, когда сосед просто подделал вашу подпись. Такие споры также разрешаются через суд.

Последствия незаконного межевания

Кадастровый инженер является лицом должностным. Поэтому в случае нарушения порядка проведения работ, в т.ч. и составления акта согласования, следует заявить требования в суд о признании действий специалиста незаконными, акт – недействительным. Также следует потребовать на прежних границах восстановить межевые знаки.

Также предусмотрена и ответственность инженеров за неправомерные действия. Суды при споре о незаконных результатах межевания могут привлечь инженеров в качестве ответчиков. Это особенно важно, так как в случае признания процедуры межевания незаконной, у заказчика проведенных работ появляются материальные претензий к исполнителю.

Судебная практика

Соседские споры по определению границ относятся к числу наиболее длительных. Миром решить противоречия удаётся буквально единицам. Споры по определению границ ЗУ — процесс очень долгий: требуется обязательное присутствие всех сторон, поэтому заседания часто переносятся или откладываются. В рамках одного дела могут проводиться несколько землеустроительных экспертиз, которые также требуют определенного времени.

Размеры притязаний рассматриваются очень разные – от десятка сантиметров, занятых чужим забором, до самозахвата десятков метров у владельцев земельных участков.

Каким образом проходит процесс судебного спора:

  1. Подаётся исковое заявление с приложенной необходимой документацией: необходим кадастровый паспорт участка, акт согласования и пр. Документы оцениваются судом и назначается предварительное слушание.
  2. Дело рассматривается по существу, предоставляются доказательства, часто назначается экспертиза в отношении проведенных межевых работ.
  3. Выносится решение.
  4. Происходит обжалование.

Как пример разрешения таких дел, можно проанализировать спор между двумя землевладельцами, который дошёл до Верховного суда РФ. Гражданин N возмутился, когда его сосед поставил свой забор, отхватив у него 4,8 метров земли. Миром решить проблему не получилось, и истец подал заявление в суд, где выяснилось, что сосед поставил забор по границе, определенной кадастровым инженером. Районный суд вынес вердикт, что раз граница определена законным образом, то и спора нет, и в исковых требованиях отказал.

Апелляция с решением согласилась. Однако истец не остановился на этом и довел дело до ВС. Там изучили подробности дела, вердикт местных судов и определили, что решение было вынесено неверное – были нарушены нормы закона. О каких нормах шла речь?

ВС выяснил, что при проведении работ по межеванию ни кадастровый инженер, ни ответчик (собственник смежного ЗУ) не согласовывали границу с истцом, несмотря на то, что инженер определённо знал об этом требовании закона. Мало того, в процессе изучения документов выяснилось, что инженер зафиксировал границу заказчика по линии, где стояло ограждение. Однако граница проведенная по ограждению, то есть, по фактическому землепользованию, не совпадала с границей по документам. Об этом тоже должен был знать инженер.

ВС из этого сделал вывод – отсутствие согласования границ надела может свидетельствовать о неправильно проведенном межевании, которое автоматически становится недействительным. Кроме этого, ВС разъяснил, что районные суды могут сами давать оценку работе кадастрового инженера без просьбы истца.

Ст.60 Земельного кодекса утверждает, что в таком случае восстанавливается положение, бывшее до нарушения прав гражданина на его земельный надел. В данном случае ВС отменил все ранее принятые решения и отправил дело на пересмотр.

Делаем выводы

При оформлении межевого плана крайне важно соблюсти процедуру правильного уведомления владельцев смежных участков, получения их подписей на акте согласования, а при наличии претензий – их перечень и обоснование. В некоторых случаях возможно составление межевого плана без их согласия.

Ссылка на основную публикацию