Лес на землях поселений

Лес на землях поселений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов” (подготовлен Минприроды России 11.07.2019)

Досье на проект

В соответствии с частью 3 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464) приказываю:

утвердить прилагаемые Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов.

МинистрД.Н. Кобылкин

Приложение
к приказу Минприроды России

от _________2019 N ____

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов

I. Общие положения

1. Настоящие Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов (далее – Особенности), разработаны в соответствии с частью 3 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464) и определяют особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов.

2. На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса*(1).

3. Защитные леса, расположенные на землях населенных пунктов, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации*(2).

4. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами*(3).

5. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях населенных пунктов, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами*(4).

II. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов

6. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.

7. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается проведение сплошных рубок, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2009, N 11, ст. 1261; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530), и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

8. При выборочных рубках лесных насаждений, за исключением выборочных санитарных рубок, осуществляются рубки очень слабой, слабой и умеренной интенсивности, обеспечивающие формирование и сохранение сложных и разновозрастных лесных насаждений.

При проведении мероприятий по уходу за лесами не допускается проведение чересполосных постепенных рубок и реконструкция малоценных лесных насаждений путем сплошной вырубки.

Очистка лесосек при всех видах рубок должна осуществляться способами разбрасывания измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий или вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.

9. Требования к рубке лесных насаждений в городских лесах устанавливаются Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. N 474 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45041).

10. В защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается использование токсичных химических препаратов.

11. При определении видов использования лесов, допустимых к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях населенных пунктов, учитываются правовые режимы защитных лесов, установленные статьями 111 – 116 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

12. Предотвращение распространения на земли населенных пунктов, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5489; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887) и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765; 2018, N 31, ст. 4861, N 45, ст. 6824)*(5).

13. Основными мерами предупреждения и ограничения распространения пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, являются проведение противопожарных мероприятий (устройство минерализованных полос, барьеров, регулирование состава насаждений, выборочные санитарные рубки, уборка неликвидной древесины (древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий), проведение пропаганды в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности, а также размещение наглядной противопожарной агитации в местах организованного отдыха.

14. Защита лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено другими федеральными законами*(6).

15. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление авиационных работ по борьбе с вредными организмами.

16. Уборка неликвидной древесины не проводится в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, в которых сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины является необходимым для выполнения полезных функций соответствующих лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432; 2011, N 20, ст. 2820; 2012, N 6, ст. 671, N 46, ст. 6339; 2014, N 16, ст. 1901; 2016, N 35, ст. 5327; 2019, N 16, ст. 1960).

17. Воспроизводство лесов и лесоразведение на землях населенных пунктов осуществляется путем лесовосстановления в соответствии с Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Минприроды России от 25 марта 2019 г. N 188 (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2019 г., регистрационный N 54614), ухода за лесами в соответствии с Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 г. N 626 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2017 г., регистрационный N 49381), и лесоразведения в соответствии с Правилами лесоразведения, утвержденными приказом Минприроды России от 28 декабря 2018 г. N 700 (зарегистрирован Минюстом России 9 апреля 2019 г., регистрационный N 54319).

18. Работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях населенных пунктов включают в себя создание лесных культур с применением сеянцев, саженцев с закрытой корневой системой.

В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, целевыми породами являются местные древесные породы, соответствующие и учитывающие лесорастительные условия, которые указываются в лесохозяйственном регламенте соответствующего лесничества.

19. Лесовосстановление, уход за лесами и лесоразведение на землях населенных пунктов, осуществляется в объемах и на площадях, определенных в лесохозяйственных регламентах соответствующих лесничеств.

*(1) Часть 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

*(2) Часть 2 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

*(3) Часть 2 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации.

*(4) Часть 4 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).

*(5) Часть 6 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

*(6) Часть 3 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 1, ст. 75).

Обзор документа

Минприроды намерено урегулировать вопросы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Ведомство определит:

– ограничения по деятельности;

– условия проведения рубок;

– состав работ по лесовосстановлению или лесоразведению.

Статья 6 ЛК РФ. Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда

1. Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 – 123 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 6 ЛК РФ

Эта статья – одна из самых важных статей Кодекса. В ней мы сталкиваемся с понятием леса и земель, на которых леса располагаются. Лесной кодекс РФ 1997 г. содержал понятие лесного фонда и в ст. 7 раскрывал, что такое лесной фонд. Вновь принятый Кодекс такого понятия не только не раскрывает, но и не содержит вообще. При этом законодатель оперирует институтом земель лесного фонда. Получается, что самого лесного фонда как понятия нет, а его земли существуют. В Российской Федерации установлено семь категорий земель в соответствии с Земельным кодексом РФ:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

“Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведенные 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой. Не случайно Особенная часть Земельного кодекса РФ с описанием режимов земель строится в зависимости от категорий земель” .

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001. С. 28.

Федеральным законом “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” указанная статья Земельного кодекса не изменена. А вот в содержание ст. 101 ЗК РФ (“Земли лесного фонда”) внесены существенные изменения. Пункты 2 – 5 ст. 101 ЗК РФ признаны утратившими силу Федеральным законом “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” со дня официального опубликования, т.е. с 8 декабря 2006 г. (день официального опубликования в “Российской газете”). Пункты 1 и 6 ст. 101 ЗК РФ остались в силе. Так, пункт 1 устанавливает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Если старая редакция ЛК РФ имела специальную статью, посвященную составу земель лесного фонда с описанием лесных и нелесных земель, с более подробным описанием составляющих, нежели в п. 1 ст. 101 ЗК РФ, то действующая редакция Лесного кодекса состав земель лесного фонда вообще не описывает. Как видим, этот вопрос остался только в предмете регулирования Земельного кодекса РФ, а Лесной кодекс РФ в ст. 23 устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Привычная структура Лесного кодекса РФ 1997 г. в действующей редакции Лесного кодекса, как видим, не прослеживается. Законодатель предпринял попытку размежевания вопросов, относящихся исключительно к лесному или земельному законодательству, описывая, например, состав земель лесного фонда только в Земельном кодексе, а не в Лесном кодексе. Насколько оправданы данные нововведения, сможет показать только практика, а длительность ее с интенсивными темпами изменения действующего федерального законодательства в области охраны окружающей среды и использования отдельных природных ресурсов ставится под сомнение. Так что хорошо это или нет, можно и не успеть проанализировать.

Читайте также:  Признание в собственность квартиры в недостроенном доме

Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 “Лесоводство. Термины и определения” (утв. Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203), разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, содержит следующие определения состава земель лесного фонда.

3.1.28. Лесные земли. Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее произрастания.

3.1.29. Нелесные земли. Земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, но не для произрастания лесной растительности, а также непригодные для нее и неудобные для использования, расположенные в границах лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности.

Примечание. К нелесным землям относятся земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также болотами, каменистыми россыпями и др.

3.1.30. Покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых произрастают сомкнутые древостои.

3.1.31. Не покрытые лесной растительностью земли. Лесные земли, на которых нет сомкнутых древостоев.

Лесонепокрытые земли. Примечание. Лесонепокрытые земли включают:

вырубки, гари, погибшие древостои, прогалины, пустыри, редины и др.

3.1.32. Прогалины. Небольшие участки лесонепокрытых земель без деревьев, сохранившие элементы лесной растительности.

3.1.33. Пустыри. Значительные по площади старые вырубки, гари и др. участки лесонепокрытых земель, на которых спустя установленный в лесоводстве период нет возобновления леса.

3.1.34. Хозяйственные редины. Участки лесных земель с редкими несомкнутыми древостоями и с молодыми деревьями периода возобновления, из которых не могут сформироваться сомкнутые древостои без мероприятий по возобновлению леса в условиях, где такие древостои могут произрастать.

3.1.35. Естественная редина. Редколесье. Лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.36. Болота. Участки избыточно увлажненных нелесных земель с древесной растительностью и без нее, на которых лесорастительные условия не обеспечивают произрастание сомкнутых древостоев.

3.1.37. Поляны. Участки нелесных земель, расположенные среди леса, заросшие травянистой растительностью.

Примечание. В лесах, имеющих рекреационное значение, выделяются “ландшафтные поляны” как элементы рекреационного ландшафта, обладающие определенными эстетическими свойствами и подлежащие сохранению.

3.1.38. Просеки. Очищенные от деревьев и кустарников или специально не занятые ими при лесовыращивании полосы в лесу, имеющие различное назначение и относящиеся к нелесным землям.

Примечание. Ширину просек устанавливают в соответствии с их назначением.

3.1.39. Опушка леса. Полоса леса, расположенная на границе с безлесной территорией.

3.1.40. Стены леса. Полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и др. лесоводственно-экологические функции.

Как видно из комментируемой статьи, леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Ранее Кодекс ограничивал эти категории тремя:

земли обороны – на них располагаются леса обороны;

земли городских поселений – на них располагаются городские леса;

земли сельских поселений – на них располагаются леса сельских поселений, которые не входили в лесной фонд и назывались лесами, не входящими в лесной фонд.

Понятие “леса, не входящие в лесной фонд” новый Кодекс не применяет и указывает, что леса могут располагаться на всех без исключения категориях земель. Вот только правовой режим у этих лесов будет разный в зависимости от того, располагаются они на землях лесного фонда или нет. Напомним, что само понятие “лесной фонд” Лесной кодекс не раскрывает.

Лесной кодекс придерживается тенденции земельного законодательства о целевом использовании земель, т.е. целевом использовании соответствующих лесов на этих землях. В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Федеральным законом о введении в действие Лесного кодекса РФ был исключен п. 4 ч. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, который вступил в силу со дня официального опубликования Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”. Статья 10 Градостроительного кодекса содержала перечни схем территориального планирования Российской Федерации. Одним из документов территориального планирования Российской Федерации были схемы территориального планирования Российской Федерации в области использования и охраны лесного фонда. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса). Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) (максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования участков и объектов капитального строительства, являются градостроительным регламентом (подп. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается как ст. 8 Земельного кодекса РФ, так и специальным Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”. Последние изменения в данный Федеральный закон были внесены Федеральным законом “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” и вступают в силу с 1 января 2007 г. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий изменен.

Во-первых, если прежняя редакция специального Федерального закона имела установленный порядок перевода для земель лесного фонда в целом, то новая редакция устанавливает особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, а про земли, не подпадающие под данные виды земель лесного фонда, речи не идет.

Во-вторых, изменились основания для перевода. В настоящее время существует три основания для перевода: 1) организация особо охраняемых природных территорий; 2) установление или изменение черты поселения; 3) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

В-третьих, если старая редакция Закона предусматривала необходимость получения государственной экологической экспертизы на случай перевода земель лесного фонда в установленных случаях, то сегодня (учитывая формулировку подп. 4 п. 4 ст. 2 Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” о том, что заключение государственной экологической экспертизы требуется только, если ее проведение предусмотрено федеральными законами) специальная статья о переводе земель лесного фонда данного Федерального закона этого не предусматривает. В специальном Федеральном законе “Об экологической экспертизе” это тоже не прописано. В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”, вступающего в силу 8 декабря 2007 г., земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”.

В-четвертых, исключена процедура перевода лесных земель в нелесные как из текста самого Лесного кодекса РФ, так и из Федерального закона “Об экологической экспертизе” (ст. 19 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”), несмотря на то что сами понятия лесных и нелесных земель в Земельном кодексе РФ остались.

Поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, как было и ранее, то согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ их перевод в другую категорию земель возможен только по решению Правительства РФ.

Как по закону осуществить строительство на землях лесного фонда

Лес является национальным достоянием страны, поэтому строительство на землях лесного фонда строго отслеживается и регулируется государством. Незаконные постройки сносятся, а их владельцы привлекаются к административной ответственности. Чтобы этого избежать, нужно строго соблюдать нормы закона и начинать возведение только после получения всех разрешительных документов от муниципалитета.

Законодательство в сфере охраны леса

Нормативные акты, которые обеспечивают взаимодействие граждан и администрации:

  • Лесной Кодекс;
  • Земельный Кодекс;
  • Гражданский Кодекс;
  • федеральные и региональные документы.

К землям этого назначения относят участки, в границах которых произрастают леса природного происхождения.

Их использование в любом виде возможно только после согласования с муниципалитетом, в ведении которого находится территория.

Категории лесополос

В зависимости от качества и количества деревьев, их ценности с экологической и биологической точки зрения, лесной фонд делится на категории по целевому назначению:

  1. защитные (первая категория): в границах водоохранной зоны, на охраняемых территориях (национальные парки и заповедники), защищающие почвы от разрушения, а поля от ветров. Могут содержать реликтовые деревья, быть местом обитания редких животных, защищать границы государства;
  2. эксплуатационные (вторая категория) – используются для нужд муниципалитета по необходимости: заготовка древесины и живицы, сбор пищевых и непищевых ресурсов, охота, сельское хозяйство, научная и образовательная деятельность, выращивание саженцев, плодовых и декоративных культур, строительство некоторых объектов, переработка древесины и даров леса;
  3. резервные (третья категория) – не используются и не планируются к использованию на протяжении минимум 20 ближайших лет. Государство осуществляет контроль над этими землями: поиск браконьеров, защита от пожаров, поддержание санитарно-экологической безопасности. Здесь возможна деятельность без вырубки и без нанесения вреда экосистеме;
  4. иные участки, которые относятся к защитным.

Помимо самих деревьев в состав лесополосы входят:

  • опушки, пустыри, поля, окружённые насаждениями;
  • прибрежные территории водных объектов;
  • объекты, затрудняющие использование леса (болота, буреломы);
  • участки с временным отсутствием деревьев, которые планируется восстанавливать искусственным или естественным путём.

Это так называемые нелесные земли, которые, однако, являются неотъемлемой частью лесного фонда, так как поддерживают экосистему и могут использоваться для нужд лесного хозяйства. Лес – это объект, который рассматривается только в совокупности:

  • деревья и кустарники;
  • животные и птицы;
  • разнообразный рельеф местности.

Что можно строить в лесах

Лесной Кодекс определяет список возможных к постройке объектов:

  1. строения, обеспечивающие деятельность лесничеств: сторожки, места постоянного нахождения и хозяйственные постройки;
  2. зоны отдыха, направленные на популяризацию сохранения лесов: экологические тропы, лагеря;
  3. объекты отдыха: санатории, детские лагеря, базы отдыха;
  4. строения спортивного и физкультурного толка: лесные стадионы, беговые и велосипедные дорожки;
  5. некапитальные объекты: домики для проживания геологов и экологов, строителей объектов социального значения, рабочих, задействованных в разработке месторождений, научно-передвижные исследовательские лаборатории и т.д.;
  6. строения для ведения религиозной деятельности.

Запрещено строить на землях лесного фонда:

  • многоэтажные капитальные дома;
  • коттеджи, дачи, малоэтажные дома.

Чтобы получить разрешение на строительство такого объекта на выбранной территории, нужно сначала перевести землю в другую категорию. Это возможно не во всех случаях. Запрет на смену категории не зависит от изначального целевого назначения участка, решение об этом принимается в каждом конкретном случае отдельно.

Разрешение на строительство восстановительного или временного объекта

Перед началом строительных работ нужно пройти подготовительный этап – поставить в известность о своих планах муниципалитет.

Освоением лесополосы заведует Земельный Комитет того региона, в границах которого располагается лес.

Смена категории

Эта процедура нужна при планировании строительства:

  • санаторно-курортных строений;
  • посёлка при необходимости расширить границы прилегающей территории земель поселения;
  • объектов природного наследия и развития туризма: прогулочной зоны национального парка, экологической тропы;
  • сооружений для восстановления и сохранения лесного фонда.

Документы, позволяющие строить

  1. учредительные документы организации или паспорт физического лица;
  2. решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
  3. заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
  4. кадастровый паспорт нужного участка;
  5. заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории. Его предоставляет Роснедра;
  6. заключение от управления лесничествами и лесными ресурсами региона.

В каждое из ведомств нужно направить заявление о предоставлении земли под стройку, в котором указать:

  • цель строительства;
  • проектная документация объекта: план освоения местности, чертежи будущего здания, смета и источник средств на постройку;
  • обоснование необходимости возведения;
  • подтверждение экологической безопасности планируемых работ: как будет осуществляться стройка, подъездные пути, электроснабжение и т.д.

Чем подробнее заявление будет описывать план работ, тем больше вероятности, что Земельный Комитет выдаст разрешение на строительство.

Жилищное строительство на землях лесного фонда

Возвести посёлок или построить частный дом с использованием земель лесного фонда возможно только при соблюдении условий:

  • желаемая территория леса примыкает к уже существующему и функционирующему наделу земель поселений;
  • лесополоса не имеет культурной, экологической или промышленной ценности: деревья, кустарники, животные, птицы в границах участка не являются реликтовыми или охраняемыми, древесина не пригодна для заготовления, территория не относится к охраняемым, заповедным или туристическим.

В этом случае перед строительством сменяется категория земли или Вид Разрешенного Использования без смены категории.

Ведение личного подсобного хозяйства

Выращивание сельскохозяйственных культур в целях личного использования на землях лесного фонда возможно, если это допускается действующим на территории ВРИ (сельхозначначение). Территорию леса для ЛПХ можно взять в аренду с учётом соблюдения здесь экологических норм.

Читайте также:  Как подать частную жалобу на определение мирового судьи

Собственность или аренда

Получить землю лесного фонда в собственность невозможно. Государство не предоставляет такое право, так как лес является важной стратегической составляющей экономики и благосостояния граждан. Чтобы купить надел с лесом, нужно, чтобы его категория была заменена на «земли поселений» или «сельскохозяйственные земли».

Участок леса можно получить в долгосрочную аренду. Возможность сдачи в аренду предусмотрена для лесов, кроме первой категории (защитные).

Больше вероятности получить во временное пользование территорию, которая:

  • не имеет ценности с точки зрения экологии: засажена старыми деревьями, кустарниками, требующая облагораживания;
  • является пустырём хозяйственного назначения.

Сервитут

Пользование участком с лесными насаждениями может быть частично ограничено вне зависимости от формы собственности: владения или аренды. Сервитут налагается на участок леса государством или в частном порядке. Причины наложения сервитута:

  1. проход/проезд к водоёму;
  2. сквозной проход/проезд при отсутствии иных вариантов передвижения;
  3. прогон скота через участок;
  4. эксплуатация земли в целях получения прибыли;
  5. необходимость доступа к линейным объектам, их ремонта и обслуживания (ЛЭП, магистральные трубопроводы);
  6. пчеловодство;
  7. изъятие древесины в некоторых обстоятельствах;
  8. межевые и дренажные работы;
  9. научные исследования;
  10. сбор грибов, ягод;
  11. охота.

Заключение

Построить на землях лесного фонда многоэтажный или частный дом, а так же развернуть промышленную деятельность нельзя без смены категории с леса на иную (сельхоз, земли поселений, промзона). Сменить категорию бывает крайне затруднительно, так как нужно доказать неоспоримую необходимость этого. Арендаторы лесных угодий обязаны заботиться о сохранении экосистемы, не допускать истощения ресурсов. За несоблюдение лесного законодательства предусмотрена административная ответственность.

Статья 10. Леса, не входящие в лесной фонд. (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 171-ФЗ)

В лесной фонд не входят леса, расположенные на:
землях обороны;
землях городских поселений – городские леса;
землях сельских поселений.
Комментарий к статье 10
Последними изменениями в данную статью 2003 г. было определено, что поселения бывают не только городского, но и сельского типа. И статус лесов, расположенных как на тех, так и на других землях, схож в том, что данные леса не относятся к лесному фонду, но их правовое положение, как и лесов, расположенных на землях обороны, регламентируется лесным законодательством, т.к. они относятся все-таки к лесам, хотя и не входящим в лесной фонд.
Земли обороны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации являются составляющей категории земель, которая называется “земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения”. Земли поселений являются самостоятельной категорией земель, и таковыми признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (ст. ст. 7, 83, 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
В федеральном законодательстве отсутствует единый правовой акт о статусе городских лесов. Как правило, сами субъекты Российской Федерации, руководствуясь тем, что городские леса не являются исключительной собственностью Российской Федерации, поскольку не входят в лесной фонд, принимают свои законы о городских лесах.
Но тем не менее, несмотря на отсутствие единого документа, регламентирующего статус городских лесов, их правовой статус вполне определен и сводится к следующему.
Как уже указывалось выше, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ подразделяются на 7 категорий. Понятие городских лесов связано с понятием городского поселения. Согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ черта городских, сельских поселений отделяет эти земли от земель иных категорий.
Таким образом, в городских и сельских поселениях не могут находиться земли лесного фонда. Это также подтверждается абз. 2 ст. 7 Лесного кодекса РФ, где установлено, что границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, а также ст. 101 Земельного кодекса РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления. К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.
В соответствии со ст. 10 ЛК РФ в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений, – городские леса.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ). Таким образом, городские леса не находятся в исключительной федеральной собственности.
Согласно ст. 133 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также сохранения благоприятной экологической обстановки. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ лесорубочный билет, ордер или лесной билет выдаются лесопользователю. Кто является лесопользователем – раскрывает ст. 17 ЛК РФ. Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Таким образом, на городские леса, являющиеся участками лесов, не входящих в лесной фонд, лесорубочный билет, ордер или лесной билет для рубок необходимы.
Для рубки древесно-кустарниковой растительности (ДКР) на землях городских и сельских поселений лесорубочный билет, ордер или лесной билет не требуются.
Данное положение подтверждается также п. 23 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551: лесорубочный билет выдается лесопользователю. Лесорубочные билеты выдаются также на право рубки в лесах, не входящих в лесной фонд, т.е. городские леса и леса обороны, ДКР, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда.
ДКР, расположенная на землях поселений, в данном пункте не предусмотрена. Аналогичное правило закрепляется также Приказом МПР РФ от 12 августа 2002 г. N 522 “Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов”.

земли населенных пунктов – городские леса

#1 legalstep legalstep –>

Здравстуйте, уважаемые коллеги. Редко сталкиваюсь с земельным, и тем более – лесным законодательством. А с такими “интересными” коллизиями в теории и практике – еще реже. Пожалуйста, помогите разобраться в ситуации.

Между физическим лицом и МО города Х, на основании постановления главы этого МО от декабря 2005 года, в 2006 году был заключен договор аренды земельного участка. В предмете договора указана категория земель: земли поселений. Кадастровый план земельного участка, который в соответствии с договором является неотъемлемой его частью, указывает в графе “категория земель”: “земли поселений: весь”. Однако в графе “особые отметки” этого же кадастрового плана указано что “Площадь земельного участка соответствует материалам межевания. “Запись “Земли поселений – городские леса” внесена на основании решения Федерального суда общей юрисдикции. 2005 года”.

Меня сильно смущает такая “дополнительная запись: земли поселений – ГОРОДСКИЕ ЛЕСА”. особенно с учетом нового ЛК РФ. Рядом расположенные земельные участки, с такой же “лесной” растительностью, являются просто “землями населенный пунктов” без всяких приписок “городские леса”.

Далее. Земельный участок, о котором идет речь, предоставлен в аренду физическому лицу на 49 лет для организации спортивно – технического центра. Мы хотим путем перенайма стать новым “арендатором” этого земельного участка и “построить КАПИТАЛЬНЫЙ спортивно – технический центр”. Но опять – таки смущает приписка -“городские леса”. Как уже ранее говорилось, рядом расположенные земельные участки являются просто землями населенных пунктов и на них во всю ведется малоэтажное жилое строительство. Без каких-либо проблем. И разрешения выдаются, и дома регистрируются в собственность, и земли под этими домами приватизируются.

А я, начитавшись ЛК РФ с одной строны, и посмотрев на бурную строительную деятельность “соседей” с другой строны, никак не пойму, то ли я зря “гружусь” и все мы замечательно КАПИТАЛЬНО построим, как и наши “соседи”, или все-таки не зря. Просто перенаем этого земельного учатстка стоит N-ной суммы, поэтому жалко будет на нем “грибы да ягоды” выращивать или осуществлять “рекреационную деятельность”.

#2 Ходорыч Ходорыч –>

legalstep
В настоящий момент практики по указанному вопросу нет, поэтому как все будет на самом деле – бог его знает.
Но мыслите вы в правильном направлении.

Действительно, после вступления в силу нового ЛК РФ, многие собственники и арендатору земельных участков, на которых расположен лес (даже (особенно) если эти ЗУ входят в границы населенных пунктов), должны задуматься над дальнейшей судьбой такого земельного участка.

Если старый ЛК РФ регулировал в основном отношения лесов, расположенных на землях лесного фонда, то новый ЛК РФ регулирует использование лесов на землях всех категорий (ст.6 ЛК РФ).
Особый контроль осуществляется над лесами, расположенными на землях обороны, землях населённых пунктов, землях ООПТ (ст.23 ЛК РФ).

Все леса (а понятие леса ох какое расплывчатое) в границах (любых, не только городских) населенных пунктов относятся к городским лесам.
Поскольку городские леса являются защитными лесами – ст.102 ЛК РФ, то при их использовании необходимо соблюдать требования, установленные ст.105 ЛК РФ с учетом Приказа от 22 января 2008 г. N 13 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ, ЛЕСОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ЗАЩИТЫ ПРИРОДНЫХ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЦЕННЫХ ЛЕСОВ, А ТАКЖЕ ЛЕСОВ,РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ОСОБО ЗАЩИТНЫХ УЧАСТКАХ ЛЕСОВ”.
Общий вывод из всего это следует такой – рубить лес нельзя. Строить можно только с учетом сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Поскольку городские леса являются землями общего пользования, то выкупить такой ЗУ вы не сможете. Оградить забором – тоже не сможете.

Единственным плюсом в вашем случае является то, что вам все-таки этот участок предоставлен до вступления в силу ЛК РФ. Поскольку у вас уже определён вид использования городского леса, то можно попробовать как-то притянуть то, что законы обратной силы не имеют и вы можете использовать свой участок в соответствии с его назначением.

Самое главное следите за тем, чтобы ваш участок случайно не прошел лесоустройство, иначе совсем все плохо будет. Даже переуступить не сможете его без согласия администрации, т.к. на аренду лесных участков ЗК РФ не распространяется.

А у вас там лесопарк или лесничество не создано? Какой регион?

А поводу того, что кто-то там вокруг что-то строит. ну это до поры до времени, пока у прокуратуры руки до них не дойдут.
У нас в Мос обл уже очень успешно сносят домики, которые построены с нарушением град.норм.

#3 Ходорыч Ходорыч –>

Например в Питере вот что стали добавлять в договоры аренды ЗУ после вступления ЛК РФ в силу:

КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 апреля 2002 г. N 684-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА
АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению
Комитета по управлению
городским имуществом
от 16.04.2002 N 684-р

ДОГОВОР
АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОГО
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

(в ред. Распоряжений КУГИ от 26.05.2003 N 857-р,
от 26.02.2007 N 76-р, от 09.07.2007 N 193-р,
от 03.10.2007 N 293-р)
4.3.3-1. В случае нахождения на Участке городских лесов:
– осуществлять их освоение в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов в соответствии с требованиями лесного законодательства при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями;
– не допускать осуществления деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями;
– не допускать проведения рубок лесных насаждений.
(п. 4.3.3-1 введен Распоряжением КУГИ от 09.07.2007 N 193-р)

Сообщение отредактировал Ходорыч: 29 Сентябрь 2008 – 21:06

Лес на землях поселений

Опция доступна для Челябинского и Саратовского регионов

Опытный юрист перезвонит вам, чтобы обсудить вашу задачу.

Беседа с юристом БЕСПЛАТНА, не является консультацией, длится до 10 минут

Отправляя эту форму, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с нашей политикой конфиденциальности

Согласен на обработку персональных данных в соответствии с Соглашением

Услуги и цены

Юридическая помощь в судах

Юридические услуги по недвижимости и земле

Юридические услуги бизнесу

Консультации

Услуги кадастровых инженеров

Дистанционные услуги

К автору любого материала на сайте можно записаться на личную консультацию
Телефон для записи:

(351) 233-50-35

Статьи
Новости
Советы юриста

Текст жалобы слишком растянут . Еще со школьных времен многим кажется, что письменная работа должна им.

Люди, которым приходится впервые столкнуться с судебным процессом, часто боятся идти в суд. И не удив.

Люди по-разному реагируют, узнав о своем участии в судебном процессе в этом качестве. Кто-то не обращ.

Подготовка иска – это работа для юриста. От качества этого документа на 50% зависит успех дела. Однако, есл.

Сдали квартиру и опасаетесь разгильдяйства квартирантов? Правильно опасаетесь.

Во-первых, не впадать в панику. 30-40% дел проигрывается истцами. Во-вторы.

Признание права – это получение решения суда или арбитражного суда, признающего Вас законным владельцем (со.

Читайте также:  Что делать, если нет дороги к участку

Земельный юрист Татьяна Скворцова

тел., WhatsApp 8-908-080-00-35

Стаж с 2004 г.

Ко мне часто обращаются люди, которые вообще не могут разобраться, к какой категории относится их участок, поскольку в разных документах написано по-разному. Один из самых частых вопросов: может ли участок относиться к лесному фонду, если он находится на территории населенного пункта?

Ответ: теоретически не должен, но практически может.

Во-первых, необходимо отметить, что по современному законодательству граница лесничества не может пересекать границу населенного пункта (пп. 2 п. 4 ст. 34 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”). Но долгое время таких ограничений не было, поэтому ситуация, изображенная на картинке, встречается часто. Федеральным законом №280-ФЗ (о “лесной амнистии”) попытались создать механизм разрешения этого противоречия, однако получилось плохо. Но вернемся к нашему вопросу.

Сначала отвечу, почему теоретически участок, относящийся к лесному фонду, не может располагаться в границах населенного пункта.

1. Закон устанавливает правило, в соответствии с которым земельный участок имеет только одну категорию (ст. 7 ЗК РФ) . Т.е. если участок относится к категории «земли населенных пунктов», то он не может относиться к категории «земли лесного фонда». И наоборот.

2. Границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Установление границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.

Эти правила прямо предусмотрены п. 2 ст. 83 и п.1 ст. 84 ЗК РФ и п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (далее, Закон №172-ФЗ).

Таким образом, если участок попадает в границы населенного пункта, то его категория автоматически должна меняться на категорию «земли населенных пунктов», какой бы она ни была до этого.

Но в реальной жизни происходит иначе. Разберем почему.

1. Закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” начал действовать с 05.01.2005
Граница (черта) множества населенных пунктов определялась раньше появления этой нормы, поэтому установление черты населенного пункта не могло послужить основанием для перевода в земли населенных пунктов на основании данных положений законов.

2. Между тем, нормы законодательства о переводе земель лесного фонда в другие категории существовали еще с советских времен, существуют до сих пор и предусматривают довольно сложный и жесткий порядок перевода лесных земель в нелесные.

С незапамятных времен решение о переводе земель лесного фонда в другие категории по закону принимало Правительство (ни много, ни мало). Такие положения были предусмотрены статьей 37 ЛК РСФСР 1978 г., статьей 63 ЛК РФ 1997 г. (утратил силу 01.01.2007). Современное земельное и лесное законодательство подходит к этому вопросу так же (ст. 8 ЗК РФ, ст. 8 нового ЛК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48).

3. В то же время границы населенных пунктов устанавливаются генеральными планами, которые утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами местного самоуправления смежных муниципальных образований и региональными органами власти (статьи 24, 25 Градостроительного Кодекса РФ).

Таким образом, мы имеем коллизию норм: с одной стороны, земли любых категорий в земли населенных пунктов переводят органы местного самоуправления при утверждении генеральных планов, с другой стороны, земли лесного фонда переводятся в другие категории Правительством РФ.

И вот здесь встает в полный рост вопрос о том, как же рассматривать лесные участки, которые не были переведены из земель лесного фонда в соответствии с лесным законодательством, но при утверждении генеральных планов населенных пунктов попали в их границы. К какой категории они должны быть отнесены?

Я не буду в этой статье углубляться в анализ многочисленного и противоречивого законодательства по этой теме. Ведь за последние 100 лет (а юридически значимая граница населенного пункта могла быть утверждена в любой момент этого периода) многократно менялось и земельное и лесное право. В последние 20 лет важные правки в закон вносятся почти каждый год. Поэтому детально разбирать законодательство, существовавшее на тот или иной момент времени есть смысл только для решения конкретной ситуации.

Здесь же я опишу лишь основные подходы, выработанные судебной практикой к этому вопросу.

Если граница населенного пункта была установлена до 05.01.2005

1. Если установление границы (черты) населенного пункта произошло до января 2005 года, то ст. 8 Федерального закона №172-ФЗ (о том, что установление такой черты является автоматически переводом земельного участка в категрию «земли населенных пунктов») применяться не может. И это понятно, ведь тогда этого закона не было.

2. Нормы статей 83, 84 Земельного Кодекса РФ в первоначальной редакции (до изменений, вступивших в силу 01.01.2007) ( о том, что черта населенных пунктов отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий) не говорят, по мнению Высшего суда, о том, что установление границы населенных пунктов автоматически влечет изменение категорий.

Таким образом, до 05.01.2005 не было норм права, которые препятствовали бы применению норм лесного законодательства, требующих перевода земель лесного фонда в другие категории актом Правительства.
А это значит, что, если граница (черта) населенного пункта была установлена решением органов власти города, поселка или региона (области, края и т.п.), то утверждение черты населенного пункта не повлекло перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Т.е. участок внутри границ населенного пункта сохранил категорию «земли лесного фонда».

Этот вывод содержится в названном Постановлении Президиума ВАС и активно применяется судами до сих пор даже в относительно свежих делах (Дела: А76-23216/2017, А76-2827/2012, А41-39671/09, А55-27658/2015, А57-15512/2014, А66-5450/2010).

Если граница населенного пункта установлена с 05.01.2005г. по 11.08.2017г.

Это наиболее распространенная ситуация, ведь именно в этот период активно утверждались генеральные планы населенных пунктов в целях приведения градостроительной документации в соответствие с современным законодательством.
В 2005-2007 годах появляются те самые нормы, которые устанавливают порядок перевода любых земель в земли населенных пунктов путем утверждения границы населенного пункта в составе генерального плана. Игнорировать их трудно. Но у судов получается.

Здесь необходимо обратить внимание вот на какое обстоятельство. Перевод земель из лесного фонда в другую категорию – это не просто смена режима землепользования, это фактически изъятие земли из распоряжения ее собственника – Российской Федерации. Ведь земли лесного фонда относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона, а земли населенных пунктов – обычно нет. Землями населенных пунктов распоряжаются органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ в современной редакции включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

На основании этих норм Рослесхозом были сделаны такие выводы:

1. Перевод земель лесного фонда в другую категорию должен происходить с согласия собственника – Российской Федерации. Ведь иное нарушило бы право собственности.

2. Поскольку перевод участков в земли населенных пунктов происходит путем утверждения генеральных планов, то проекты генеральных планов, предполагающих включение лесных участков в черту населенных пунктов, должны быть согласованы с Российской Федерацией.

3. Необходимое согласование генеральных планов от имени Российской Федерации должен дать Рослесхоз (Федеральное агентство лесного хозяйства).

Письмо Рослесхоза от 17.07.2013 N ВЛ-03-54/7028 “О соблюдении порядка согласования включения лесных участков в земли населенных пунктов”:
«Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.
Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника – Российской Федерации в лице Рослесхоза».

Этот же подход был поддержан судебной практикой:

1) Определение ВАС РФ от 03.07.2013 N ВАС-8236/13 по делу N А72-9432/2012.

«Установив, что согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков отсутствовало, суд признал, что оспариваемый нормативны правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 “Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации” и является недействующим».

2) Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-1636/16 по делу N А07-17841/2015

“Изменение границ населенного пункта не является достаточным основанием для изменения категории участков в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации, в собственности которой находятся участки, при этом доказательств включения спорной территории в состав муниципального образования не представлено”.

Таким образом, сложился подход о необходимости согласования генеральных планов с Рослесхозом. Но в законе такого положения не было.
Стоит ли говорить, что большинство мелких муниципалитетов, не имеющих сильных юротделов, об этой позиции просто не знали. Таким образом, в период с 2005 по 2017 появилось множество генеральных планов поселений, предполагающих включение земель лесного фонда в черту населенных пунктов, и не согласованных с Рослесхозом.

Соответственно земельные участки в таких населенных пунктах не защищены границей своего населенного пункта от притязаний «лесников» и могут быть признаны землями лесного фонда, несмотря на утвержденный генплан.

Если граница населенного пункта утверждена после августа 2017 года

29.07.2017 Федеральным законом №280-ФЗ (известен, как «закон о лесной амнистии», вступил в силу 11.08.2017) в ч.1 ст. 25 Градостроительного Кодекса был внесен пункт 2, обязывающий согласовывать генеральные планы населенных пунктов с Рослесхозом, если в результате установления границ населенного пункта, в границы были включены лесные земли.

Таким образом, в 2017 году наступила минимальная ясность по вопросу о том, как включать лес в границы населенных пунктов, чтобы у «лесников» не было претензий, и чтобы включенные участки все-таки считались отнесенными к землям населенных пунктов.

Если генплан вашего населенного пункта утверждался после этой даты, то он, вероятнее всего, был согласован с «лесниками», и вы можете вздохнуть более-менее спокойно.


В нашем примере наличие такого согласования Рослесхоза должно обозначать, что граница земель лесного фонда как бы “обрезается” по границе населенного пункта.

Но не спешите радоваться. Что это будет означать в реальности, сказать пока трудно. Возможно, участки, покрытые лесом и вошедшие в границы населенных пунктов, автоматически приобретут статус “городские леса” (про городские леса см. ниже). А может быть, не приобретут автоматически. Возможно для этого потребуется специальный акт о создании нового лесничества на территории населенного пункта. Пока Верховный Суд не даст на эту тему полноценных разъяснений, приходится быть очень осторожными в выводах.

Городские леса

Городские леса – это отдельная большая тема. В этой статье я дам только самое общее представление о них. Главное, что стоит знать о городских лесах:

1. Эти земли имеют категорию “земли населенных пунктов” (ст. 6, 122 ЛК РФ) .

2. Они не являются собственностью Российской Федерации, и распоряжаются ими органы местного самоуправления.

3. Однако к ним относятся все ограничения по использованию, какие есть у лесных земель.

В соответствии со статьями 111, 116 ЛК РФ городские леса относятся к защитным лесам и строить на них нельзя практически ничего (только линейные объекты и гидротехнические сооружения).

Поэтому даже законное включение леса в «земли населенных пунктов» вовсе не обязательно снимет проблемы потенциальных застройщиков. В ряде случаев, нормы законодательства “о лесной амнистии” позволяют решить задачу, но отнюдь не всегда. Статус любого участка, некогда относившегося к лесу, и включенного в границы населенного пункта, неоднозначен и вызывает много вопросов в связи с отсутствием внятного законодательного регулирования.

В целом можно констатировать, что наши парламентарии не устают придумывать нам законодательные квесты, в которых граждане обычно проигрывают. Причем, проигрывают зачастую именно добросовестные граждане, которые, купив участок под застройку, знать не знали, что он лесной.
Крупным компаниям, которые вырубают леса для размещения вредных производств, нередко хватает возможностей, чтобы оформить документы правильно.

Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА:

  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. – от 4000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием “красивого оформления” и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу – от 12 000 руб.;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой – от 10 000 руб.;

Об авторе подробнее здесь

ВАЖНО! На этой странице представлены цены на работу конкретного исполнителя. Аналогичные услуги других наших исполнителей могут стоить дешевле. Чтобы уточнить стоимость работы, звоните

Ссылка на основную публикацию