Кто несет ответственность за не поступление оплаченного платежа за коммунальные услуги

Кто несет ответственность за не поступление оплаченного платежа за коммунальные услуги

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в связи с обращениями потребителей на работу платёжных агентов, в частности, на задержку полученных от плательщиков денежных средств поставщикам жилищно-коммунальных услуг, разъясняет.

Согласно действующему жилищному законодательству, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту Правила № 354), потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю, либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно пункту 65 Правил № 354, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно статье 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1), при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Деятельность платёжных агентов регулируется Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ (далее по тексту Закон № 103-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Согласно части 11 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», запрещена.

Таким образом, из перечисленных норм следует, что потребители ЖКУ без риска для себя могут оплачивать услуги только через платёжных агентов, которые имеют договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выставившими им платёжные документы на оплату ЖКУ.

Обращаем внимание потребителей ЖКУ, что поставщик ЖКУ обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей. А платёжный агент в месте приёма платежей обязан довести до плательщиков информацию о наименовании поставщика ЖКУ и реквизиты договора.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

Деятельность платёжных агентов не лицензируется!

Кравкосет

Независимый юрист Анна Денисова

Несуществующая задолженность по коммунальным платежам или кто должен искать уплаченные, но пропавшие деньги.

Примерно с осени 2017 года у многих жителей Москвы появились совершенно неожиданные проблемы с коммунальными платежами. Оплатить коммунальные услуги можно через банк, через платежного агента, почтовыми переводами. С банками и почтой все ясно. Они уже давно на рынке и их деятельность четко регламентирована, в том числе по срокам. Проблемы возникли как раз с оплатой через платежных агентов. Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 N 103-ФЗ под ними понимает юридическое лицо, или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц. О праве оплачивать коммунальные платежи через платежного агента говорится в нескольких нормативных актах:

  • п. 15 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ,
  • ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»,
  • п.63 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Далее Правила).

Так вот, многие так называемые «платежные агенты» в Москве оказались весьма недобросовестными и вороватыми организациями. Филиалы по приему платежей были разбросаны по всей Москве, как правило, в небольших магазинах. Казалось бы, как удобно совершая покупки оплатить наличными коммунальные платежи под более низкие комиссионные проценты в небольшой конторе «платежного агента» непосредственно в магазине не отстаивая очередь в банке. Однако многие москвичи в таком удобном сервисе скоро разочаровались. Их стали обманывать в массовом порядке, особенно пожилых людей. Принимая коммунальные платежи от москвичей разномастные «платежные агенты» задерживали перевод денег на счета районных получателей оплат — ГБУ «Жилищник», а то и вообще не переводили полученные от жителей деньги. Счета «Жилищника» открыты в «ВТБ Банке».

Сейчас мы узнаем о задолженности через МФЦ – по сути посредника, между нами и поставщиками коммунальных услуг. Информация о наличии или отсутствии задолженности компьютеризирована. То есть, если в электронной базе не отобразилось, что деньги поступили на счет «Жилищника», будет числиться задолженность. Корректировать в МФЦ ее не станут, пока деньги не попадут на счет, так как «сейчас технические возможности не позволяют им этого сделать». А меж тем такое отображение информации и сбор статистики по коммунальным платежам нарушает права граждан, которые оплатили коммунальные счета через недобросовестных платежных агентов.

Что происходило?

Жители оплачивали коммунальные услуги через платежных агентов, получали на руки платежный документ, предусмотренный федеральным законодательством, предъявляли его в территориальном МФЦ, а там предлагали самостоятельно разыскать деньги, которые не поступили в «ВТБ банк» на счета «Жилищника». До поступления оплат на эти счета за жителем в МФЦ числилась задолженность по коммунальным платежам, с очень нехорошими юридическими и практическими последствиями.

Раньше такая ситуация решалась просто — для подтверждения оплаты граждане предоставляли сохраненный чек об оплате поставщику коммунальных услуг. В какой же момент все пошло не так? Ведь сейчас, если Вы придете в МФЦ или в ГБУ «Жилищник» по поводу не перечисленных, но оплаченных денежных средств, то Вам первым делом скажут о том, что это Вы должны искать деньги, и, что чек, который Вы предоставляете для них «не может быть основанием для внесения изменений в компьютерную базу данных по оплате коммунальных услуг». Беда, как оказалось, в компьютерном обороте документов между МФЦ, «Жилищником» и «ВТБ Банком». Не вписывается в эту «систему» предъявляемый чек об оплате через платежного агента.

При этом, в соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ, платежный агент должен иметь договор с получателем коммунальных платежей, то есть с «Жилищником». Однако текст этого договора никому из простых смертных неизвестен. То есть, обязанности платежных агентов по договору плательщик не знает, этим и пользуются недобросовестные платежные агенты, затягивая или вообще «забывая» про перевод денег. Им активно, но невольно помогают МФЦ и ГБУ «Жилищник». Главная и первостепенная задач этих служб – снять с себя ответственность и переложить задачу по поиску денег (или повторной оплате) на потребителя. Чем это оборачивается на практике для добросовестных граждан, аккуратно оплачивающих коммунальные услуги?

Последствия наличия задолженности:

1) Пени. Часть 14 ст. 155 ЖК РФ гласит: «Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить пени». Размер пени зависит от количества дней просрочки. Если просрочка с:

  • С 31 дня по 90й размер пени 1/300 ставки рефинансирования в день;
  • С 91 и далее -1/130 ставки рефинансирования ЦБ в день.

Информация о наличии задолженности и количестве начисленного пени прописывается в платежном документе (п.2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, п. 70 Правил), то есть не по телефонному звонку или устному сообщению, а обязательно в ЕПД.

2) Временное ограничение или отключение от пользования коммунальными услугами до погашения суммы долга может наступить после 3 месяцев просрочки. Условия:

  • Надлежащее уведомление (лично или письменно через почту);
  • На уведомление должник не отреагировал в течение месяца, через 3 суток личное извещение и отключение;
  • Отключение или ограничение технически возможно.

После погашения задолженности услуги должны включить в течение двух дней.

3) Лишение субсидий. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом. По общему правилу право на субсидии имеют граждане при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Однако само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

4) Судебное разбирательство. Если задолженность составит менее 500 тыс. рублей, то поставщик коммунальных услуг может предъявить требования о взыскании суммы задолженности в порядке приказного производства (пункт 1 части 1 статьи 23, часть 1 статьи 121, абзацы десятый и одиннадцатый статьи 122 ГПК РФ). Это значит, что:

  • дело будет рассмотрено судей единолично без участия сторон в течение 5 дней;
  • на отмену судебного постановления должнику дается 10 дней;
  • судебный приказ будет одновременно исполнительным листом.

В случае если приказ отменят коммунальной организации будет необходимо повторно подать иск. После этого дело будет рассмотрено уже в общем порядке с вызовом обеих сторон.

Читайте также:  Можно ли уменьшить процентную ставку по ипотеке

5) Выселение. Если квартира не приватизирована, за неуплату коммунальных услуг из нее могут и выселить. В том случае, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (ст. 90 ЖК РФ).

6) Побочные последствия:

  • включение в реестр должников, включающее в себя такие меры воздействия как запрет выезда должников за пределы Российской Федерации;
  • испорченная кредитная история;
  • исполнительное производство, связанное с деятельностью судебных приставов, возможное удержание из заработной платы.

Как видите — несуществующая, но числящаяся задолженность влечет за собой довольно неприятные последствия. И многие граждане предпочитают за благо оплатить эту несуществующую задолженность второй раз, но уже через банк.

Так кто же на самом деле обязан искать не поступившие, но оплаченные денежные средства на счета ГБУ Жилищник? И второй немаловажный вопрос — имеет ли право МФЦ сохранять статистическую задолженность за оплатившим коммунальные услуги гражданином и предъявившим платежные документы, если деньги на счета получателя коммунальных услуг не поступили?

Позиция Роспотребнадзора:

Так вот, эти «рекомендации» идут в разрез нормами Федерального законодательства — потребитель услуг с момента оплаты не обязан ничем поставщику услуг согласно ст. 37 ФЗ «О правах потребителей». «Роспотребнадзор» гонит обманутых плательщиков в суд и предлагает свою помощь только там. И не мудрено, ведь в этом случае в его пользу уплачивается штраф в размере половины от исковых требований обманутого гражданина к платежному агенту. На самом деле обращаться в суд с иском в таком случае не самая лучшая затея. Недобросовестные платежные агенты совершенно не боятся таких исков потому, что суммы исков относительно невелики от 10 до 20 тысяч рублей, а гражданский процесс может длиться не один месяц, но и это еще не все. С момента оплаты у гражданина нет задолженности по платежу, и все бремя поиска денежных средств, полученных платежным агентом, лежит на получателе платежей за коммунальные слуги, то есть на ГБУ «Жилищник». Гражданин, оплативший коммунальные услуги, формально даже не может быть стороной в гражданском процессе. На практике в Москве сейчас, почти через год после начала массовых задержек перечисления денег, все поставлено совершенно иначе, в чем я могла убедиться, оказывая юридическую помощь гражданам, оплатившим коммунальные услуги через недобросовестных платежных агентов. Было предпринято несколько подходов.

Первое – обращение в МФЦ

Изначально, решили обратиться туда, как в орган, предоставляющий всю информацию по интересующему нас вопросу. Туда было подано вот это заявление. Естественно, первоначальной реакцией было: «Вы сами должны разыскать деньги. Жалуйтесь туда, где оплатили. Мы ничего не можем сделать». Так же в МФЦ попытались доказать что банки и платежные агенты — одно и то же, и что сроки для переводов установлены одинаковые. Однако, после объяснения, что прилагаемый чек снимает с меня какие-либо обязательства по закону, и что сроки, а также порядок перевода, скрытая договорная информация, заставил сотрудников МФЦ искать другие пути решения вопроса. В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ заявление зарегистрировали и начали работу по нему. Работа, надо сказать, была проделана плохо — «лишь бы отстали». Был направлен запрос в «ВТБ Банк» на поиск оплаченных средств. Только вот ответы на запросы терялись три месяца подряд, включая повторные запросы. Вывод: МФЦ признал, что все оплачено, но ничего не поменял в своих данных учета. Порядок и условия ответа на обращения граждан были нарушены и просрочены. С этим всем, конечно, можно было продолжать бороться на этом уровне, но это бы сильно затянуло процесс перечисления денег, поэтому были использованы следующие пути.

Второе – обращение в «Жилищник»

Туда было подано похожее заявление. Они так же попытались сделать вид, что не причем. И также внимательно прочитав заявление, поняли, что не получится этого сделать. Ответ оттуда еще не пришел, не истек месячный срок. Возможно, он бы и решил все вопросы, но мы предприняли более радикальные меры.

Третье – обращение в следственный комитет

Подать заявление в следственный комитет заявление о совершении преступления по ст. 159 УК РФ в отношении сотрудников платежного агентства по факту мошенничества можно если

  • денежные средства оплаченные через платежного агента, не поступают на счета поставщика коммунальных услуг длительное время
  • телефонные переговоры с платежным агентом ни к чему не привели.

Надо подчеркнуть, что никакие претензии в адрес непосредственно платежных агентов мы не писали, лишь несколько раз позвонили им. Да, и обращение к ним ни в письменном ни в устном виде ничего не меняло. Они просто каждый раз устанавливали новые сроки для перевода денежных средств. А напомню, так как сроки прописаны только в договоре между ними и получателями денег, оспаривать эти сроки не представляется возможным.

В возбуждении уголовного дела по ст. 159 может Вам откажут. НО проверку по сообщению о преступлении проведут. В ходе нее вызовут платежного агента и тут он уже с удовольствием:

  • либо очень быстро переведет деньги на счет «Жилищника»,
  • либо вернет Вам деньги, если Вы второй раз оплатили задолженность.

Таким образом, можно минуя МФЦ и «Жилищник», сразу обращаться в следственный комитет (если соблюдены два условия описанные выше). Деньги вернут надлежащему получателю. А это главная цель. Ну а наказать «уголовной ответственностью» может и не получится, так как платежные агенты стараются либо идти на примирение, либо рассказываю историю о том, как потеряли всю информацию и только поэтому так поступили.

В заключении хочу заметить, что проблема с платежными агентами — явление временное, и сообразительные граждане перестанут пользоваться ненадежным каналом оплаты коммунальных услуг.

Если у Вас возникла подобная проблема, готова оказать юридическую помощь в составлении конкретного заявления. Контакты — 8-901-708-97-85.

Новое в блогах

Суд обязал обеспечить прием коммунальных платежей без комиссии

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные коммунальные услуги через свою кассу либо через платежного агента принадлежит ответчику как исполнителю услуг, кроме того потребитель не лишен возможности производить оплату коммунальных платежей иным способом, исключающим взимание дополнительной платы и поскольку Шиллеру К.В. всегда доступна такая банковская услуга, как перевод денежных средств без открытия банковского счета (для ее осуществления достаточно знать банковские реквизиты получателя), т.е. без обращения к платежному агенту, отсутствие кассы в организации ответчика не нарушает права потребителя.

Судебная коллегия с выводом суда не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Порядок внесения платы за коммунальные услуги установлен нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее – Правила), а также иными нормативно – правовыми актами.

Пунктом 63 Правил предусмотрено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно п. 65 Правил потребитель вправе по своему выбору:

а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;

б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами;

г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Согласно ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

При этом, оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через объектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о рациональной платежной системе, если иное не установлено федеральными законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что ответчиком истцу оказывались коммунальные услуги, то у последнего возникла обязанность оплатить данные услуги.

При этом, из приведенных выше норм права следует, что право выбора способа оплаты имеется у потребителя, а не исполнителя коммунальной услуги. У исполнителя же коммунальной услуги имеется обязанность обеспечить право выбора производить оплату без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу общества.

При исследовании платежного документа, оплаченного потребителем, установлено, что при оплате коммунальной услуги – отопление с потребителя взималось вознаграждение за услуги банка. У потребителя отсутствовала возможность произвести оплату по своему выбору без взимания комиссии. Какого-либо договора, возлагающего на потребителя обязанность оплачивать данное вознаграждение, материалы дела не содержат.

Своим бездействием, выразившимся в не обеспечении гражданам возможности производить оплату коммунальных платежей путем внесения денежных средств по выбору потребителя без комиссии, ответчик ООО «СТК» нарушает права и законные интересы истца.

При этом, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что в ООО «СТК» организован прием платежей от потребителей за коммунальные услуги без комиссии в кассу общества либо предоставлена альтернативная возможность оплачивать коммунальные платежи без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов.

Также ответчиком не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований действующего законодательства.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что у ООО «СТК» имелась возможность для соблюдения действующих правил и норм, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Читайте также:  Легализация самовольной постройки

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части и принятии нового решения об удовлетворении требования о возложении обязанности на ООО «СТК» обеспечить Шиллеру К.В. возможность производить оплату коммунальных платежей за жилой Алтайского края путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу ООО «СТК».

Апелляционное определение Алтайского краевого суда по делу № 33-7333/2018 от 15.08.2018

Кто несет ответственность за задолженность по оплате коммунальных платежей после смены собственника квартиры?

Здравствуйте, в связи с многочисленными изменениями законодательства прошу мне объяснить или подсказать следующее.

Приобрела квартиру, а там выявился долг по капремонту и квартплате. Написала в капремонт о том, что был до нас долг, но сослались на статью, что мы должны оплачивать как новые собственники.

Вопрос: мы весь долг по закону должны оплачивать теперь или только капремонт, а остальной долг собственник бывший сам должен все таки оплатить? как нам быть. помогите. неохота чужие долги оплачивать, цена квартиры все-таки немаленькая.

В части капитального ремонта, в силу прямого указания части 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, обязанность оплатить долг предыдущего собственника за капитальный ремонт лежит на Вас.

В части остальных долгов за жилое помещение, согласно части 2 статьи статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанностей по оплате долгов предыдущего собственника за содержание жилья и коммунальные услуги у Вас не возникло.

Таким образом, за прошлые периоды, до покупки Вами квартиры, Вам необходимо оплатить только долги за капремонт.

Ниже привожу ссылки на упомянутые статьи 153, 158 Жилищного кодекса РФ:

СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ.

Как Вам уже известно, положения ст. 158 ЖК РФ обязывают нового собственника уплатить задолженность предыдущего собственника за капитальный ремонт.

Что же касается задолженности по другим коммунальным платежам,

На основании п. 5 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за коммунальные платежи возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с положениями ч.2 статья 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п. 1 ст. 131, п.1 ст. 551 ГК РФ право собственности, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно п.2 ст. 551 ГК РФ, исполнение договора купли-продажи недвижимости до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Таким образом, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, приобретшего его на основании договора купли-продажи, с момента государственной регистрации права собственности на него, следовательно, требование о взыскании с нового собственника задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в период времени, когда данная квартира ему не принадлежала, не является правомерным. Погашение накопленной задолженности предыдущего собственника перед управляющей компанией это обязанность предыдущего собственника!

Вам стоит обратиться в УК с письменным заявлением о том, что Вы, как новый собственник квартиры, данную задолженность не признаете (и в качестве основания привести все вышеперечисленные статьи). Также приложите копии документов, подтверждающих право собственности на данную квартиру. Можете отправить его заказным письмом с описью вложения (эту опись и вернувшееся уведомление стоит сохранить) либо самостоятельно отнести заявление в 2х экземплярах в УК. на одном из них пусть поставят отметку о принятии, входящий номер, дата, фамилия принявшего лица, роспись и печать организации, может тогда юрист управляющей компании будет повнимательнее относиться к заявлениям граждан.

В соответствии с ФЗ «Об обращении граждан, письменный ответ на Ваше заявление должен последовать в течении 30 дней со дня его получения УК.

Также, если Вам известно новое место жительства бывшего собственника, советую Вам направить бывшему собственнику претензию с требованием погасить данную задолженность в течении 30 дней, с указанием, что в противном случае Вы будете вынуждены обратиться в суд, и тогда суд обяжет его погасить не только размер задолженности и пени, но также все судебные издержки.

Об обязательном способе внесения платы за ЖКУ без комиссии

Автор: Е. В. Емельянова

УК обязана предоставить потребителю право выбора способа оплаты оказанных услуг наличными средствами без взимания дополнительной комиссии за перевод. Если оплатить услуги без комиссии невозможно, УК ждет штраф. Изучаем примеры судебной практики по данной проблеме.

Необходимость уплаты комиссионного вознаграждения при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги – больной вопрос и для потребителей, и для управляющих МКД. Потребители хотят вносить плату без комиссии, а управляющие, напротив, стремятся избежать уплаты комиссии за прием платежей потребителей за счет поступлений за услугу управления МКД (фактически источник прибыльности УК). Поэтому они нередко заключают договоры с платежными агентами или кредитными организациями, которые не предполагают взимание вознаграждения с управляющего. Значит, такое вознаграждение будет получено с плательщика. Насколько это законно?

В № 3, 2016 (см. статью С. Н. Козыревой «Несколько вопросов о приеме платежей») эксперт пришла к выводу, что у УК нет обязанности брать уплату комиссии на себя. Однако в последнее время суды делают прямо противоположный вывод. Предлагаем ознакомиться с судебными актами и выяснить, почему УК и ТСЖ все же штрафуют за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

О правах потребителя на выбор способа оплаты услуг.

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Субъекты предпринимательской деятельности, у которых доход, признаваемый для целей налогообложения за предшествующий календарный год, не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий (сегодня это 120 млн руб.), обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Речь идет о платежной карте «Мир», поскольку по смыслу ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) международные платежные карты не являются национальными платежными инструментами (Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015).

С 01.10.2017 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 будет изложен в новой редакции, согласно которой обязанность принимать к оплате национальные платежные инструменты распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (см. Федеральный закон от 10.05.2017 № 88-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Это прямой запрет на включение в квитанцию на оплату ЖКУ дополнительной строки «Комиссия банка» (при условии, что такая комиссия не уплачивается в случае приема платы наличными).

Правила, изложенные в ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1, фактически продублированы в ст. 37 в отношении оплаты выполненной работы, оказанной услуги. Так, в данной норме указано:

оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ;

при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится по указанию продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), ведущему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами РФ.

Добавим, и в ст. 16.1, и в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 особо отмечено, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств (в кассу организации, кредитной организации, банковскому платежному агенту, платежному агенту).

Право потребителя по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, прописано в пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом конкретный способ оплаты может быть установлен договором, содержащим положенияо предоставлении коммунальных услуг.

Примеры судебных решений о привлечении УК (ТСЖ) к административной ответственности.

В нашем распоряжении есть несколько судебных актов, датированных 2017 годом, в которых сделаны заключения об обязанности УК (ТСЖ) обеспечить возможность внесения платы за ЖКУ без уплаты потребителем дополнительной комиссии, причем самый очевидный способ – это прием наличных в кассу организации.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 № 06АП-7210/2016 по делу № А73-13056/2016

Заключенные до 01.01.2016 договоры с банком и почтой о приеме платежей предусматривали обязанность агента УК уплачивать вознаграждение за услуги по приему платежей, но с указанной даты по дополнительным соглашениям размер комиссии по принятым платежам взимается непосредственно с плательщика. УК не представила потребителю информацию о наличии права выбора оплатить

Не обеспечена возможность производить оплату услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод через платежных агентов

услуги в сумме выставляемого платежа иным способом, не предусматривающим комиссионный сбор

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 № 19АП-7586/2016 по делу № А48-4294/2016

Оплата коммунальных услуг производится через кассу платежного агента с учетом комиссии. УК не организовала кассу для приема от населения наличных денежных средств в оплату оказанных коммунальных услуг. УК не указала в договоре и не проинформировала граждан иным образом о возможности оплатить услуги наличными средствами путем расчетов через субъектов национальной платежной системы без взимания денежных средств за другие услуги и без начисления комиссии

Потребителю не предоставлена возможность оплачивать коммунальные услуги без комиссии. Вынесено предписание прекратить нарушение права потребителя на выбор способа оплаты услуг наличными денежными средствами

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2017 № 7-555/17 по делу № 12-834/16

В соответствии с протоколом решения общего собрания членов ТСЖ было принято решение оплачивать услуги банка за ведение расчетного счета и перечисление платежей из резервного фонда ТСЖ без привлечения дополнительных средств собственников. Однако правление ТСЖ расторгло договор и собственники были вынуждены уплачивать комиссионные сборы. Данных о том, что названное решение было отменено и доведено до сведения собственников жилья, суду не представлено

С 01.02.2016 ТСЖ не обеспечивает собственникам помещений в МКД возможность оплачивать ЖКУ наличными средствами без взимания комиссионных сборов, принуждая нести бремя дополнительных расходов. Образование у ТСЖ убытков в связи с необходимостью уплачивать комиссию банка не предоставляет товариществу права в одностороннем порядке лишать потребителя права выбора способа оплаты и накладывать на потребителя дополнительные расходы в виде уплаты банковской комиссии

Решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2017 по делу № А41-12863/2017

Возле терминалов для оплаты коммунальных услуг размещено объявление о взимании комиссии при совершении платежей, при этом не был предоставлен альтернативный вариант оплаты путем внесения наличных денежных средств без комиссии

Читайте также:  Восстановление документов для принятия наследства

УК не выполнила обязанности по обеспечению предоставления потребителям возможности оплаты оказываемых услуг путем наличных расчетов без взимания комиссии

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 № 07АП-2594/2017 по делу № А27-27095/2016

Согласно договору между УК и банком об организации безналичных расчетов с использованием карт (эквайринг) с УК взимается комиссионное вознаграждение в пользу банка (1%, минимальная фиксированная ставка в месяц в расчете

Обязательства по оплате услуг эквайринга согласно договору возложены на УК, она необоснованно взимала с потребителя дополнительно оплату эквайринга

на один терминал – 2 600 руб.). Согласно представленным потребителем чекам, выданным УК, с потребителя была взята сверх платы за услуги сумма комиссионного вознаграждения (1%)

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2017 по делу № А19-2235/2017

УК отказалась принимать платежи наличными ввиду отсутствия кассового аппарата, кассира. Потребителю предложено оплачивать услуги через банки, платежные системы с взиманием дополнительной комиссии от суммы внесенных платежей. У потребителя отсутствовала возможность произвести оплату по своему выбору без комиссии

УК не обеспечила возможность оплачивать оказываемые услуги непосредственно путем наличных расчетов без взимания комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Исполнение требований законодательства возможно не только путем оборудования кассы, но и путем заключения с банком договора о приеме средств в кассу банка без комиссии

Во всех перечисленных случаях территориальные органы Роспотребнадзора привлекли управляющего МКД к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). Санкция – наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб., на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Обратим внимание, что закон допускает взимание вознаграждения за прием платежа (перевод) именно с плательщика:

платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»);

перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (ч. 2 ст. 5 Закона № 161-ФЗ).

Тем не менее суды полагают, что исполнитель обязан предоставить хотя бы один способ оплаты услуги без дополнительной комиссии. Такой вывод может быть основан на положении Закона РФ № 2300-1 о том, что обязательство потребителя перед исполнителем считается исполненным в размере внесенных в кассу (исполнителя, платежного агента, кредитной организации, банковского платежного агента) денежных средств.

Существует противоположный подход.

В заключение добавим, что на этот счет существует и иная точка зрения, продемонстрированная, в частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 № 06АП-7566/2016 по делу № А73-11283/2016. Административный орган выявил нарушение, заключающееся в непредоставлении потребителю возможности оплачивать услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Однако суд установил, что комиссию при оплате взимала не УК, а иные лица (в частности, банк). УК указывала на платежных документах о возможности внесения платы в отделениях двух банков, а также Почты России, давая право выбора способа оплаты. Тем самым потребителю была предоставлена возможность оплаты наличными, как она понимается в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 (путем внесения средств в кассу банка). Заключение таково: со стороны общества отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг, в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

Закон не содержит прямого указания на обязанность управляющего МКД предоставить потребителю на выбор возможность оплатить услугу хотя бы одним способом без комиссии, взимаемой банками, платежными агентами с плательщика. Однако именно так суды толкуют положения Закона РФ № 2300-1 и соглашаются с управлениями Роспотребнадзора в том, что отсутствие у потребителя возможности оплачивать ЖКУ без комиссии – это следствие нарушения его прав управляющим МКД, за что юридическому лицу грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Ответственность за долг по коммунальным платежам в 2020 году

Для собственника квартир неоплата счетов по коммунальным платежам может стать настоящей проблемой. Количество неоплаченных квитанций прибавляется, суммы растут. Что будет, если их не оплачивать? Какая ответственность предусмотрена для владельца квартиры за неуплату коммунальных услуг? В статье рассмотрим какая предусмотрена ответственность за долг по коммунальным платежам.

Ответственность за долг по коммунальным платежам

Каждый собственник квартиры обязан за свое жилье вносить как коммунальные так и жилищные платежи. Это требование предусмотрено 153 статьей ЖК РФ. При этом обязанность по их уплате возникает сразу же после того, как будет зарегистрировано право на объект недвижимости. И не будет иметь значения живет там кто-нибудь или нет. Такая обязанность предусмотрена и для тех жильцов, которые проживают в квартире по договору социального найма, то есть в муниципальной квартире.

В том случае, если долг по коммунальным платежам уже равен нескольким месяцам, то оплатить его нужно незамедлительно, иначе дело может дойти до суда.

Основными способами борьбы с должниками в этом случае являются следующие:

  • Начисляется пеня;
  • Ограничивается снабжение от сети или вовсе отключается;
  • Приостанавливается подача газа;
  • Происходит выселение жильцов и разбирательство в суде.

Порядок взыскания долга и пени

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

В случае несвоевременной уплаты за коммунальные услуги или неуплату предусматривается начисление пени. В настоящее время УК и ТСЖ пени начисляют в автоматическом режиме в программе. При этом уже со следующего месяца задержки на долг будут начисляться проценты:

  • За просрочку от 31 до 90 дней – 1/300 от ставки рефинансирования за 1 день;
  • Если просрочка более 90 дней – 1/130 от ставки рефинансирования за 1 день.

Важно! В случае, если оплата услуг производится через терминал, то пени оплатить не удастся, а долг будет увеличиваться. Пени можно оплатить либо в самой управляющей компании, либо через Сбербанк.

Если долг за коммунальные услуги превышает 3 месяца, то владельцу квартиры грозит ограничение услуги, либо полное отключение до полного погашения долга. Это также возможно через месяц после направления предупреждения в письменном виде. Ограничение услуг или их прекращение происходит на основании Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.11).

Важно! После того, как задолженность за воду и электроэнергию будет погашена, предоставление услуг должны возобновить в течение 2 дней.

Взыскание долга через суд

Долг за коммунальные услуги с владельца квартиры может взыскиваться через суд. В этом случае помимо задолженности оплатить придется и судебные издержки. Обслуживающая компания (УК или ТСЖ), либо застройщик могут взыскать с потребителя долг как самостоятельно, так и с помощью сторонней организации. Обратиться в суд для взыскания долга по коммунальным услугам должен поставщик этих услуг. Если задолженность за оплату жилого помещения, за коммунальные услуги и телефонную связь, если общая сумма долга не более 500 тыс. рублей, то она взыскивается в упрощенном порядке, вынесением судебного приказа, который также будет являться и исполнительным документом.

В 2016 году порядок взыскания задолженности по коммунальным услугам упростили. Если документы подаются в суд, то свое решение они выносят в срок до 5 дней, при этом публичное слушание не проводится. Для отмены судебного постановления потребуется написать заявление, обосновав при этом необоснованность претензий, а также неправильность расчетов. На это выделяется срок в 10 дней. В некоторых случаях взыскание долга производят через судебных приставов из дохода владельца квартиры, например, из зарплаты или из пенсии. При этом следует помнить, что удержания не должна быть более половины от месячного дохода собственника квартиры.

Выселение из квартир

Из неприватизированной квартиры за неуплату коммунальных платежей могут выселить. Если наниматель и другие члены семьи, проживающие с ним в течение 6 месяцев не платят за жилье и коммунальную плату без уважительных на то причин, их могут выселить в судебном порядке. При этом им будет предоставлено другое жилье по соцнайму. Однако, если причины, которые привели к неуплате коммунальных услуг длительный срок являются уважительными, то выселение недопустимо (Читайте также статью ⇒ Можно ли не платить за ЖКХ. Какие услуги ЖКХ можно не оплачивать.).

В каких случаях закон на стороне потребителя

  • Если проверка прибора учета покажет, что счетчик в исправном состоянии, но показания его расходятся с представленными для расчета коммунальных платежей за период, который предшествует проверке (то есть возникла переплата). После этого плата будет перерасчитана на основании показаний, которые сняли проверяющие.
  • Если потребитель живет в квартире, необорудованной приборами учета и отлучается на более, чем 5 дней подряд. В этом случае производят перерасчет, но по заявлению потребителя. Для этого нужно обратиться в УК и указать период отсутствия. При этом заявление требуется подать до своего отсутствия, либо после этого, но не позднее 30 дней. За те дни, когда жилец отсутствовал будет произведен перерасчет. Но по этому основанию не может производиться перерасчет платы за отопление и услуги по общедомовым нуждам.
  • Если коммунальные услуги предоставляются с перерывами, которые превышают допустимые, то размер коммунальных платежей должен уменьшаться.

Важно! Долг за коммунальные услуги не может взыскиваться в несовершеннолетних и недееспособных лиц, так за них обязанность по оплате этих услуг должны выполнять законные представители (родители, опекуны).

Какие услуги собственник квартиры может не оплачивать

В первую очередь необходимо понимать, что при желании экономить не стоит переступать границы дозволенного. Это относится к совершению необдуманных действий, которые в конечном итоге могут навредить другим жильцам многоквартирного дома. Отказаться полностью от оплаты услуг ЖКХ нельзя, отказаться от оплаты можно только в том случае, если может быть установлен факт неиспользования услуги. Например, при помощи счетчика. Только в этом случае владелец квартиры не будет нарушать права и интересы иных лиц. Можно не оплачивать, например, за воду (как холодную, так и горячую), газо- и электроснабжение, если такие услуги потребляются по счетчику, но жильцы квартиры ими не пользовались.

Если в квартире установлен счетчик на воду, но ею не пользовались, то оплата за нее взиматься не будет. Помимо этого, владелец квартиры может поставить счетчик на тепловую энергию и отключать батареи. В этом случае оплата за отопление взиматься не будет.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Ссылка на основную публикацию