Кто будет ответчиком?

Если ответчик — государство

Судебная тяжба — дело непростое, особенно когда вашим противником в суде выступает государственное ведомство. Поэтому компаниям и предпринимателям, у которых возникли споры с государством, будет небезынтересно узнать мнение судебной власти по поводу рассмотрения претензий к государственным органам и бюджетным организациям.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» будет интересно руководству тех компаний, которые судятся или готовятся судиться с бюджетными организациями, а также работникам самих бюджетных организаций.

Этот документ касается, в частности, тех компаний и предпринимателей, которые обращаются в суд с исками о возмещении вреда, причиненного действиями или бездействием чиновников, а также с исками, предъявленными в порядке субсидиарной ответственности Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям по обязательствам созданных ими учреждений.

Кто будет ответчиком?

Постановление позволяет истцу, заявляющему материальные претензии к казне, определить, кто должен быть ответчиком в данном деле.

Пленум ВАС РФ указывает, что ответчиком по искам и о возмещении вреда, и о взыскании денежных сумм в порядке субсидиарной ответственности является публично-правовое образование (Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование), а не его органы или должностные лица. Именно их и нужно указывать в заявлении в качестве ответчика.

Разумеется, Российская Федерация или ее регион не могут самостоятельно выступать в суде. Поэтому при судебном разбирательстве спора их представителем в суде выступает министерство или ведомство, которое по закону является главным распорядителем бюджетных средств (п. 1 ст. 158 БК РФ).

Даже если истец укажет в исковом заявлении орган, не имеющий право распоряжаться соответствующими бюджетными средствами, это обстоятельство не препятствует рассмотрению спора. В таком случае суд выясняет, какой орган на основании п. 10 ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и уведомляет его о рассмотрении дела.

Но полномочия государственных ведомств в нашей стране периодически изменяются. Поэтому на практике иногда случается, что государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утрачивает этот статус. Это может произойти в связи с ликвидацией данного ведомства или в связи с передачей его полномочий иному органу.

В таком случае в качестве представителя публично-правового образования суд обязан привлечь орган, которому были переданы необходимые полномочия. Если же они вообще не были никому переданы, то интересы ответчика будет защищать соответствующий орган Минфина или финансовый орган муниципального образования.

Деньги или имущество?

Но выиграть у государства судебный процесс – это только полдела. Нужно еще и взыскать присужденную сумму. Сделать это можно либо за счет денежных средств должника, либо за счет его имущества.

Постановление содержит ссылку на п. 5 ст. 46 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым обратить взыскание на имущество должника можно только при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Исходя из этого, судебный пристав-исполнитель вправе арестовать и реализовать имущество, принадлежащее публично-правовому образованию на праве собственности, если это имущество не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями. Но взыскание на имущество можно обратить, только если будет установлено, что исполнить решение суда за счет средств бюджета невозможно.

Таким образом, взыскатель, который намерен получить с государства присужденные ему средства, сначала должен на основании п. 6 ст. 242.2 БК РФ обратиться для исполнения судебного акта в орган Министерства финансов РФ, его региональное подразделение или в финансовый орган муниципального образования.

Государственные или муниципальные чиновники, в свою очередь, должны перечислить деньги по исполнительному листу в течение трех месяцев со дня его получения.

Только если в течение трехмесячного срока решение суда не было исполнено за счет средств бюджета, взыскатель вправе предъявить исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.

Государство гарантирует

Особо рассмотрен вопрос о государственных и муниципальных гарантиях (ст. 115 БК РФ). Это способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором РФ, регион или муниципальное образование обязуются полностью или частично отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами.

Хотя этот способ обеспечения обязательств не поименован в главе 23 Гражданского кодекса РФ, судьи ВАС указали, что к нему должны применяться положения параграфа 5 данной главы о договоре поручительства.

Пункт 5 ст. 115 БК РФ устанавливает, что гарант несет по обязательствам должника субсидиарную ответственность. То есть публично-правовое образование будет отвечать по долгам компании, которой предоставлена государственная гарантия, только если у самого должника для этого недостаточно средств.

Поэтому государственные и муниципальные гарантии, в которых было прописано условие о солидарной ответственности гаранта и должника (когда кредитор может предъявить претензии к любому из них), являются ничтожными как не соответствующие закону. Исключение составляет установление солидарной ответственности по гарантиям, предоставленным в обеспечение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Однако недействительность условия о солидарной ответственности не означает недействительности всей сделки о предоставлении гарантии (ст. 180 ГК РФ). В данном случае подлежит применению п. 5 ст. 115 БК РФ, то есть государство или муниципальное образование будет отвечать по гарантии в субсидиарном порядке.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2006 № А82-13907/2004-45

Акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании основного долга, неустойки и штрафа по договору контрактации сельскохозяйственной продукции.

В качестве солидарных ответчиков АО указало общество с ограниченной ответственностью, которое являлось покупателем по договору контрактации, а также администрацию Тукаевского района Республики Татарстан, которая предоставила по этому договору муниципальную гарантию.

Арбитражный суд удовлетворил исковые требования частично. Он постановил взыскать с ООО долг и неустойку, снизив ее размер. А в удовлетворении претензий к районной администрации ответчику было отказано. Вышестоящие инстанции оставили это решение в силе, отметив, что в соответствии с прямым указанием закона (п. 5 ст. 115 БК РФ) гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. По этой причине районная администрация не может нести ответственность за ненадлежащее исполнение договора солидарно с покупателем.

Ответчик

Сторона, к которой у истца имеются требования и за счет которого он планирует восстановить свои нарушенные права в гражданском деле, называется ответчик.

Так как основными участниками гражданского процесса являются именно стороны, указание ответчика является обязательным при составлении и подаче искового заявления. Наименование “ответчик” является условным. До вынесения решения суда лишь предполагается, что именно действиями этого лица нанесен какой-то вред и ему теперь отвечать.

Как определить ответчика и кто такой соответчик

Определить конкретное физическое или юридическое лицо, к которому истец имеет претензии, – важная стадия подготовки к судебному процессу. Не обязательно это будет кто-то один: может быть несколько ответчиков.

Безусловно, здесь все зависит от того, какое право нарушено и каким способом истец хочет восстановить такие права или компенсировать их нарушение. Рассмотрение в одном процессе всех имеющихся у истца требований, вытекающих из одного спора, позволит существенно сэкономить время, снизить судебные расходы. А для ответчика это еще и неплохая возможность привлечь возможных соответчиков и снизить объемы компенсации или справедливо разделить общие обязанности.

Несколько ответчиков могут участвовать в одном процессе, если у них общие права (например, супруги по отношению к ребенку). Или требования к ним имеют одно основание (например, иски о выселении при социальном найме жилья) или являются однородными (например, увольнение нескольких работников в связи с сокращением штата).

Участие в суде нескольких ответчиков может быть обязательным. То есть без привлечения их к процессу вероятность вынесения объективного решения очень мала. Есть риск, что вынесенным решением будут серьезно затронуты права иных лиц. Поэтому в таких случаях суд сам может принять решение о привлечении соответчиков, но тогда дело будет рассматриваться сначала.

Истец может указать любое количество лиц в качестве соответчиков в исковом заявлении, это его право. При необходимости можно представить в суд ходатайство о привлечении соответчиков или заявление о замене ответчика уже в ходе рассмотрении дела.

Ответчик: процессуальный статус

Ответчику предоставлен широкий спектр прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, и предоставлены процессуальные возможности активно доносить свою позицию и защищаться. Так, ответчик может просить о назначении экспертизы по гражданским делам, ходатайствовать об истребовании доказательств, об исследовании доказательств в месте их нахождения и т.п. Вправе заключить мировое соглашение с истцом, признать иск, приводить свои доводы и высказывать свое мнение по возникшим вопросам, заявить встречный иск или представить суду письменные возражения на исковое заявление.

Защита ответчика в гражданском деле

Суд всегда исходит из принципа, что стороны в гражданском процессе равны. Это очень важное правило. Означает, что все доводы, которые излагает истец, он должен самостоятельно обосновать и привести им свои доказательства. Поэтому зачастую защита ответчика состоит из простого отрицания предъявляемых требований.

Еще одним способом защиты в процессе станет подготовка ответчиком письменного отзыва на исковое заявление или предъявление встречного иска, когда поведение истца послужило основанием наступления для него неблагоприятных последствий.

В принципе, подготовка и обоснование встречного иска мало чем отличаются от подготовки искового заявления. Все предъявляемые ответчиком требования должны быть подкреплены доказательствами по гражданскому делу, письменными или свидетельскими.

Дополнительными способами защиты ответчика могут быть процессуальные уловки: можно заявить отводы, отложить судебное заседание, просить перенести его на другое время, требовать признания не относящимся к делу того или иного доказательства (о недопустимости доказательстве) или провести экспертизу, подать заявление о фальсификации доказательств .

Однако все эти действия должны быть обоснованы, в противном случае поведение, направленное на затягивание процесса, будет являться злоупотреблением правами. А в случае нарушения установленного порядка проведения судебного заседания любому участнику дела, в том числе и ответчику, может быть назначен судебный штраф .

Кто ответчик по иску?

Добрый день коллеги!
Выступала представителем лица в отношении кот. велось административное производство. Дело выиграли — в связи с отсутствием состава админ.прав-ия.
С клиентом у меня договор на оказ. юр.услуг.
Хочу с гаишников взыскать в пользу клиента убытки, понесенные им по этому договору.
Кто в данном случае будет ответчиком? Подразделение гибдд, которое оформляло протокол точно нет, а вот как насчет ГОВД или областное УВД или областное ГИБДД?
Че-то я запуталась в ихней принадлежности! У кого-то были подобные дела?

Добрый день Евгения. Почему вы сразу отказалисль от варианта ответчика – гибдд, которое составило протокол. Ведь они и есть инициаторы производства дела об административном правонарушении. Они же и ответчики.

думаю, что так как они являются структурным подразделением чего-то, то не могут выступать в суде в качестве самостоятельной стороны. У них нет прямого финансирования из бюджета.

Читайте также:  Возможен ли отказ в перепланировке, если стоишь на переселение из аварийного жилья?

Ответчиком по иску к гос. органам является главный распорядитель бюджетных средств.
Вот и вопрос кто же этот распорядитель у ГИБДД

Однозначно Минфин, деньги будут выделены из гос.бюджета.

Цена: 45 000 руб.

“Ответчиком по иску к гос. органам является главный распорядитель бюджетных средств”

Евгения, ответчиком по иску (взыскан.денежных сумм в данном случае) к гос.органам выступает государство в лице главного распорядителя

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
“О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

На мой взгляд, ответчик – казна, поскольку она несет ответственность за действия государственных органов.

Нет, не ГИБДД. Казначейство, насколько я помню. Там в зависимости от того из какого бюджета идет финансирование. Если до вечера вам не помогут, я посмотрю в своих записях.

Как всегда “операция” по И-нету может закончиться отрезанием не того органа.
А последствия административного производства? (незаконных действий)
У меня сейчас любопытное дело, которое “боком” касается и вашего вопроса.
Смотрите 1069 -1070 ГК РФ.
Конечно ответчик -казна (Российская Федерация – Министерство Финансов – и далее к местному органу).

Сотрудник ГИБДД действовал от имени и в интересах государства, а потому ответчиком, на мой взгляд должно быть казначейство, а вот в качестве 3-го лица – ГИБДД (конкретное должностное лицо).

Цена: 1 руб.

“потому ответчиком, на мой взгляд должно быть казначейство”- органы казначейства органы, через которые производится казнческое исполнение бюджета. А ответчик кто-см. мой ответ ранее Евгении Луниной
А вообще-то, как я понимаю, не убытки имеются в виду, а судебные издержки, вопрос о кот.решается при вынесении судебного постановления по делу.

именно убытки, согласно пленуму ВС №5 от 24.03.2005г. Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
Так что и ответчиком в данном случае действительно будет казначейство.

за счет казны-да. НО казначейство-это орган, через который производится казнческое исполнение бюджета. см.бюджетный кодекс.если казначейство-ответчик-то взыск. с его средств.

ответчикои будет государство в лице главного распорядителя.а исполнение решения будет осуществлять казначейство-из средств бюжета рф
Для понимания-
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
“О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ НОРМ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Наталья, спасибо за ответ,
согласно Постановлению пленума При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

Исходя из этого, я все-таки привлеку казначейство (так как не знаю какой орган в моем случае распорядитель) а судья пусть дальше сам поработает!

Хотелось бы Ваших комментарий!

главный распорядитель обязан уведомить о том, что он главный распорядитель. финансовый орган обычно исполняет эту функцию

Цена договорная

Согласен с Сергеем Сидельник.
Евгения, полагаю, что при разрешении возникшего вопроса можно воспользоваться разьяснениями данными в п.п.26,27 Пленума ВС РФ №5 от 24 марта 2005 года “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”.
Привожу эти пункты полностью.
26. При вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.
При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию.
Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации). Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной.
27. Требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Таким образом, в соответствии со ст. 1069, 1070 ГК ответчиком будет являться Казначейство.

Предметом разбирательства по гражданскому данному делу будут последствия от неправомерных действий сотрудников ГИБДД повлекшие материальные издержки лица. В данном случае пологаю Казначество суд расценит как ненадлежащего ответчика. Ответчиком должен выступить тот гос. орган в прямом подчинении которого находятся данные сотрудники ГИБДД. (Следует почитать положение о данном гос. органе) В случае если решение суда будет положительным, то данный гос. орган обязан будет через свою вертикаль возместить требуемые денежные средства. В добавок ко всему суд в адрес указанного гос. органа может вынести частное постановление.

В ГК РФ, дан исчерпывающий ответ на данный вопрос. По данному иску, ответчиком будет выступать Казна РФ, а соответчиком УВД области.

Всем спасибо за отзывы!
Остановлюсь на варианте два ответчика: Казна и УВД области – а там пусть сами разбираются!

Как определить ответчика по госконтракту

Видео-блог Адвоката Мугина А.С.

ПОДПИСАТЬСЯ

Подписывайтесь на мой канал в Telegram

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

1 Сентябрь 2012

В моей практике неоднократно случались ситуации, когда ко мне обращались за помощью во взыскании задолженности по государственным или муниципальным контрактам. Иногда обращались за помощью, когда исковое заявление уже было подано в арбитражный суд. Однако, не всегда клиенты, чьи права были нарушены, верно определяли круг ответчиков по иску.

Защита своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов дело непростое, особенно когда вашим процессуальным оппонентом выступает орган государственной или муниципальной власти, либо бюджетная организация.

Неправильное же определение ответчика по делу ведет, в лучшем случае, к затягиванию процесса, а в худшем – к отказу в удовлетворении исковых требований.

Настоящая статья будет интересна руководству организаций и предпринимателям, которые собираются судится или уже судятся с государственными или муниципальными органами, либо бюджетными организациями.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, проблема выбора ответчика в судебном споре будет рассмотрена на примере спора, вытекающего из неисполнения обязательств заказчиком по государственному или муниципальному контракту.

Итак, в соответствии с ч. 3 ст. 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск.

Более развернутый перечень субъектов, которые могут быть сторонами по делу предусмотрены ч. 2 ст. 27 АПК РФ, в соответствии с которой арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

В свою очередь статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) предусмотрено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

Как можно заметить, ст. 4 Федерального закона № 94-ФЗ не содержит указание на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование как на сторону государственного либо муниципального контракта.

Как известно, обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Наибольшее затруднение, как показывает опыт, при определении ответчика вызывает ситуация, когда от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципальных образований выступает какое либо бюджетное учреждение.

Так, утвержденные Приказом Тендерного комитета г. Москвы от 03.02.2011 № 70-01-14/11 «Об утверждении примерных форм контрактов, типовых форм банковских гарантий и требования об уплате банковской гарантии» формы контракта предусматривают следующую преамбулу: «______________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», от имени и в интересах города Москвы в соответствии с Положением о ______ (уставом), утвержденным ______________, в лице ________________, действующего на основании ____________________, с одной стороны, и …».

По общему правилу при толковании договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (ст. 431 ГК РФ). Так вот при буквальном толковании получается, что лицо, а это может быть орган власти, либо бюджетное учреждение, подписывающее контракт от имени и в интересах города Москвы, действует на основании договора поручения, в соответственно права и обязанности по сделке в данном случае возникают непосредственно у доверителя, то есть у города Москвы.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как же определить кто будет являться ответчиком в случае, если возникла необходимость обратиться в суд с иском о взыскании задолженности, либо возмещении вреда, причиненного действиями или бездействиями чиновников, а также с иском о привлечении к субсидиарной ответственности Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям по обязательствам созданных ими учреждений.

22 июня 2006 года Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации было приняты постановления № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 21) и № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 23).

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи БК РФ.

Отметим, что Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ, в рамках комплексной реформы бюджетного процесса, в БК РФ были внесены изменения и понятие главного распорядителя бюджетных средств из п. 1 ст. 158 БК РФ было исключено и дано в ст. 6 БК РФ «Понятие и термины, применяемые в настоящем Кодекса» в соответствии с которой: «главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Согласно п. 7 Постановления ВАС РФ № 21 при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

Таким образом, для того, чтобы определиться с ответчиком необходимо установить, кто является собственником учреждения, если контракт заключен с учреждением, и кто является главным распорядителем бюджетных средств.

К слову вышеуказанным Приказом Тендерного комитета г. Москвы от 03.02.2011 № 70-01-14/11 утверждены разъяснения и указания по отдельным пунктам контракта, в соответствии с которым в преамбуле договора, помимо прочего, указывается в отношении заказчика «наименование, название и реквизиты акта, устанавливающего компетенцию Заказчика как органа государственной власти или уполномоченного соответствующим органом распорядителя бюджетных средств, фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя».

Кроме того, Постановлением Пленума ВАС РФ № 23 установлено, что при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) — соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

интересно услышать Ваш ответ в свете изменений ст. 120 ГК Рф, когда собственник имущества бюджетного учреждения перестал отвечать по обязательствам учреждения. конкретно пример, бюджетное учреждение заключает договор поставки, не исполняет его в части оплаты поставленного товара, поставщик по договору обращается в арбитражный суд для взыскания задолженности. учреждение говорит — денег нет, не выделили субсидии МО. Предъявили иск к бюджетному учреждению, судья привлекает с согласия истца вторым ответчиком собственника бюджетного учреждения — МО в лице администрацию МО. Кто будет надлежащим ответчиком? Если это администрация, то чтотребовать с бюджетного учреждения? Или они совместно несут ответственность? Какую? Если собственник не отвечает уже субсидиарно по долгам бюджетного учреждения?

Добрый день!
Прошу прощения за задержку с ответом.
Надлежащим ответчиком будет бюджетное учреждение, как мне представляется, соответственно остальные вопросы «отваливаются» сами по себе.
Как вы правильно отметили, собственник бюджетного учреждения не несет какой-либо ответственности за соответствующее учреждение.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Решение Арбитражного суда Московской области.
Должник Войсковая часть 23626, находится в г. Наро-Фоминске М.О.
Объясните, пожалуйста, кто собственник этой бюджетной учреждении, кому предъявить Исполнительный лист, и где в Москве или М.О.
Спасибо.

Добрый день!
Честно говоря никогда не обращался за взысканием с войсковых частей. Принцип тот же самый — необходимо выяснить кто является главным распорядителем. Можете обратиться за разъяснением в Министерство обороны. Собственно и куда конкретно подавать выяснить можно прям по телефону у непосредственных исполнителей.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Александр, подскажите, в ситуации когда есть решение арбитражного суда по взысканию с муниципального автономного учреждения суммы задолженности по исполненному госконтракту, есть исполнительный лист в ФССП, но приставы не могут взыскать долг по причине отсутствия должника. Другими словами, муниципальное автономное учреждение ликвидировано, а вместо него появилось муниципальное казенное учреждение с тем же названием, по тому же адресу и с тем же руководителем. Но правопреемником МАУ новое учреждение не стало. Каким образом взыскать задолженность?

Добрый день!
Боюсь, если МАУ ликвидировано, то с него уже никаким образом не взыскать.
Другой вопрос, что не понятно за что вы взыскивали (что сделали или передали), куда это делось после ликвидации и пр.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Здравствуйте! Большое спасибо за статью!
Хотел бы уточнить у Вас следующий момент:
Как определить, кто является собственником администрации городского округа? Кого следует привлекать к субсидиарной ответственности в таком случае? Есть ли вообще у администрации собственник?

Также, ознакомившись с Вашими статьями о исполнении решений о взыскании с гос. учреждений, возник вопрос:
Если финансовый орган образования по истичении 3-х месяцев не выполняет решения суда, мотивируя это отсутствием средств, то можно ли отозвать исполнительный лист у фин.управления и направить его приставам с целью наложения ареста на недвижимое имущество администрации и последующей его реализации для погашения задолженности?

Добрый день!
У администрации городского округа нет собственника, к субсидиарной ответственности тоже никого не привлечешь. По истечение трех месяцев лист вы, конечно, можете отправить приставам, только они его вам вернут, потому что в силу п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Почитайте мою статью на тему «что делать, если администрация не исполняет решение суда«.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Здравствуйте. В 2011 г признали банкротом и ввели конкурсное управление на
ФГУП Омский завод Подъемных машин. Работников уволили не выплатив долги по з.пл. и пособия по трудоустройству. В УФССП Омска 213 открытых производств. Завод растащен полностью чередой конкурсных управляющих. За 5 лет, по отчетам приставов, на счете завода не появилось ни копейки. Пассивность мер принудительного взыскания приставы объясняют постановлением пленума ВАС РФ №59 от 23.07.09, ограничившим меры воздействия, до надзора за счетом. В июле обратился в омскую прокуратуру с требованием взыскания долга с казны РФ, на основании неисполнения
решения суда государственными органами. Прокурор в иске отказал, мотивировал отсутствием законных оснований и предложил обратиться в суд самостоятельно. Александр, что действительно я не имею шансов получить
долг с государственного предприятия- банкрота?

Добрый день!
Если коротко и честно, то шансов маловато.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Здравствуйте!
Большое спасибо за статью. Подскажите мы имеем решение суда о взыскании ден. средств с ФГУП в суде ответчиком по гос. контракту выступал ФГУП в качестве соответчика мы никого не привлекали. можем ли мы подать исполнительный лист на распорядителя бюджетных средств, если единственным ответчиком является ФГУП.

Добрый день!
Возможно не совсем корректно задан вопрос. Если вы имеете в виду можно ли подать лист о взыскании с ФГУП в организацию, в которой у ФГУП открыт счет, то да — можно.
Сама организация, в которой у ФГУП открыт счет, конечно, не должно отвечать по обязательствам ФГУП.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат Мугин Александр С.

Кто такой ненадлежащий ответчик в гражданском процессе: ГПК РФ ст 41

Гражданин или юридическое лицо при предъявлении иска к разбирательству могут ошибочно указать в тексте заявления в качестве ответчика лицо, которое в данном деле им являться не может. Суд, принимая иск к рассмотрению, не всегда может сразу обнаружить это несоответствие, и берется за разбор дела, основываясь на предположении о том, что предоставленная информация относительно другой стороны спора верна. Но как быть в ситуации, если ошибка стала очевидной уже после принятия судом заявления?

Ненадлежащий ответчик

Строгого определения данного понятия в ГПК РФ не приводится, хотя этот термин там употребляется. Исходя из базовых положений гражданско-процессуального законодательства, ответчик может быть признан ненадлежащим, если окажется, что он не может иметь спорной обязанности даже гипотетически.

Это определяется прежде всего фактическими обстоятельствами конкретного гражданского дела. Например, если автомобиль, по сути являющийся источником повышенной опасности, попал во владение постороннего лица вследствие противоправных действий, его владелец (при отсутствии его вины) не может и не должен отвечать за действия угонщиков, за все ответственны только злоумышленники.

В ГПК РФ есть термин «процессуальное соучастие». Процессуальный соучастник в гражданско-процессуальном праве – это лицо, также являющееся носителем спорной обязанности. Иск в таком деле рассматривается одновременно в отношении как минимум двух лиц, каждое из которых – надлежащий ответчик. В этом состоит принципиальное отличие данных понятий.

Замена ненадлежащего ответчика

Ст. 41 ГПК РФ устанавливает требование, согласно которому замена ненадлежащего ответчика возможна в процессе изучения судом дела и подготовки его к рассмотрению или при его разбирательстве в первой судебной инстанции. Эта процедура может быть осуществлена:

  • при подаче соответствующего ходатайства истцом;
  • если заявитель дал согласие на это действие.

Таким образом, для замены ответчика на надлежащего обязательно понадобится согласие истца. Это относится и к случаям, когда иск предъявлен заведомо не в тот адрес. В первом случае инициатива по совершению данного процессуально значимого действия принадлежит лицу, подавшему исковое заявление, а во втором это действие может быть предложено судебным органом.

Если такая замена была осуществлена, выносится соответствующее судебное определение, также она подлежит обязательной фиксации в протоколе. Далее начинается подготовка к новому судебному разбирательству, в котором дело должно быть рассмотрено с самого начала. Госпошлину повторно уплачивать не нужно. Срок рассмотрения дела снова начинает отсчитываться с нуля независимо от того, сколько времени оно рассматривалось судом на предыдущем этапе.

При рассмотрении иска к ненадлежащему ответчику суд осуществляет его разбор по существу в соответствии с исковыми требованиями (если истец не согласен на замену ответчика), хотя в данном случае это не только бессмысленно, но и сопряжено с обязанностью оплаты заявителем судебных расходов.

Ст. 41 ГПК РФ

Комментарии к ст. 41 ГПК РФ

Толкование данной статьи дается в ГПК РФ с комментариями. Они могут раскрывать не только сущность положений правовой нормы, но и особенности ее применения. Существует множество версий комментариев к отечественному гражданско-процессуальному законодательству, которые были даны разными авторами. Для получения более глубокого и точного понимания статьи полезно ознакомиться сразу с несколькими из них, нередко одни комментарии дополняют и уточняют другие.

Часто в комментариях особо подчеркивается, что:

  • ответственность за причинение вреда при использовании вещи (предмета) ее законным владельцем, которая включена в перечень источников повышенной опасности (например, автомобиль), возлагается на ее собственника или владельца (в том числе договору аренды или доверенности);
  • организация или гражданин-работодатель обязаны возместить вред, причиненный в результате деятельности их работников при выполнении своих обязанностей по договору (это относится и к работе по гражданско-правовым договорам);
  • если член производственного кооператива или хозяйственного товарищества при осуществлении деятельности подобного объединения причиняет какому-либо лицу материальный вред, иск следует предъявлять не к гражданину, а к объединению, являющемуся юридическим лицом.

При несоблюдении этих требований будет допущена ошибка в определении другой стороны гражданского процесса, что может означать для истца проигрыш дела.

Толкование статьи 41 дается в ГПК РФ с комментариями.

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров из отечественной практики гражданского судопроизводства:

  1. Авиастроительный районный суд г. Казань республики Татарстан при рассмотрении иска Н. к председателю садового товарищества «Спутник» о признании протокола общего собрания недействительным пришел к выводу, что иск был предъявлен к лицу, которое не может выступать в качестве стороны судебного разбирательства. Н. подала ходатайство, согласно которому исковое требование следовало переадресовать от председателя садового товарищества к самому садовому товариществу (как к организации). 15 января 2018 г. это ходатайство было удовлетворено, а дело было перенаправлено в Высокогорский районный суд республики Татарстан по месту нахождения садового товарищества, так как ранее заявление было принято к рассмотрению с нарушением правил подсудности.
  2. В. подал исковое заявление на УМВД РФ по г. Владивостоку в Первореченский районный суд г. Владивостока, в котором потребовал возместить убытки и компенсировать моральный вред за незаконное привлечение к административной ответственности. Позже от него поступило ходатайство о том, что иск должен рассматриваться в отношении МВД РФ. УМВД РФ, по его мнению, – ненадлежащий ответчик в гражданском процессе, ходатайство затем поддержал его представитель в суде. Требование В. было удовлетворено, а дело в связи с изменением подсудности было передано в суд г. Москвы.
  3. О. обратилась с иском в Октябрьский районный суд г. Архангельска, адресованным Отделу судебных приставов г. Архангельска УФС судебных приставов по Архангельской области, в котором она потребовала уменьшить сумму исполнительского сбора. В ходе судебного заседания выяснилось, что надлежащая сторона, интересы которой противоположны интересам О., – УФС судебных приставов по Архангельской области, а не Отдел судебных приставов областного центра. Против замены ответчика на надлежащего она не возражала. Суд определил произвести эту замену ввиду отсутствия возражений истца, а дело передать в Ломоносовский суд г. Архангельска в соответствии с условиями подсудности.

Таким образом, российская судебная практика подтверждает, что замена ненадлежащего ответчика возможна лишь с оформленного надлежащим образом согласия истца или же по его инициативе.

До 2002 г. в отечественном гражданском процессуальном законодательстве существовало понятие «ненадлежащий истец». В действующем ГПК РФ такой термин не употребляется вообще. Замена ненадлежащего истца современным российским законодательством не предусмотрена. Это значит, что гражданское дело будет рассмотрено даже в случае, когда истец заведомо не может чего-либо требовать через суд от другой стороны. Решение в такой ситуации, конечно же, будет вынесено не в его пользу.

Полезное видео: решение в пользу заемщика


Если при подготовке к судебному процессу или во время его хода становится очевидным, что ответчик не может являться надлежащей стороной в деле, по ходатайству либо с согласия истца производится его замена. После ее осуществления дело подлежит рассмотрению заново со всеми связанными с этим правовыми последствиями. В случае изменения подсудности дело передается в другой суд. Исковое заявление должно быть принято судебным органом в любом случае, в том числе при наличии сомнений, что одна из сторон дела является ненадлежащей. Замена ненадлежащего истца осуществляться не может.

Ответчик: права и обязанности

Если вам предстоит участвовать в суде в качестве ответчика и вы хотите узнать свое правовое положение в связи с этим, какие документы должен подавать в суд ответчик, права и обязанности ответчика в суде, а также конкретные статьи закона о правах и обязанностях ответчика, то вы попали на правильную страницу. И так, начнем.

Данная статья написана профессиональными юристами и адвокатами, участвовавшими в судебных разбирательствах большое количество раз (более 1000). Вся информация, написанная здесь, поможет вам разобраться в вопросах правового положения ответчика. Если же вы все же хотите воспользоваться услугами профессионалов, обращайтесь, рады помочь!

1. Правовое положение ответчика в суде

Итак, попробуем сразу же дать понятию “ответчик” определение. Ответчик – лицо, участвующее в деле, на которого был подан в суд иск. Правовое положение вкратце изложено в статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако кроме статьи 35 ГПК РФ, имеются и другие нормы права, закрепляющие правовое положение ответчика в суде.

Для судьи ответчик – лицо, которое, по мнению истца, что-то ему должно. Это не обязательно должны быть деньги либо иное имущество. Иногда, это неимущественные права, обязательства поведения или иные обязанности. Однако это не значит, что для органа правосудия ответчик – лицо заведомо нарушающее закон или договор. Наоборот, судья желает, чтобы истец доказал свою позицию.

2. Права и обязанности ответчика

Права ответчика.
В соответствии с законодательством РФ ответчик имеет право:
1) предъявлять письменные возражения против иска (письменные пояснения ответчика, отзыв на иск, ходатайства и другие); 2) требовать вызова свидетелей (с обоснованием необходимости их участия);
3) участвовать в суде лично либо через представителя;
4) признать иск в полном объеме либо частично;
5) знакомиться с материалами дела (в том числе при помощи специальной техники: фото-, видеоаппаратура и др.), делать выписки из них;
6) заявлять отводы судьям, экспертам, переводчикам (обосновав их);
7) задавать любые вопросы другим лицам, участвующим в деле;
8) заявлять суду устные пояснения относительно дела;
9) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
10) подавать жалобу на постановления или определения суда (кассационную, апелляционную, частную);
11) просить суд о проведении экспертиз;
12) ходатайствовать перед судом о признании доказательств, представленных другой стороной, недопустимыми либо неотносимыми;
13) предъявлять встречный иск, в случае, если:
а) встречное требование направлено к зачету первоначального требования;
б) удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска;
в) между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров;
14) при подаче встречного искового заявления по данному встречному иску пользоваться всеми правами и обязанностями истца;
15) ходатайствовать перед судом о привлечении соответчиков, если они могут быть признаны таковыми;
16) требовать от суда перевода рассмотрения дела, если есть на то основания в соответствии с законом.
17) в случае написания мирового соглашения, который в большей степени соответствует требованиям ответчика, ходатайствовать перед судом о выплате соответствующей части судебных расходов на представителя, экспертов и др.
18) требовать возмещения частичного или полного возмещения судебных расходов, если судом иск соответственно удовлетворен частично или не удовлетворен полностью.

Обязанности ответчика.
В соответствии с законодательством РФ ответчик обязан:
1) написать письменные возражения на иск;
2) находясь в судебном заседании, участвовать в процессе только по разрешению судьи (председателя судебного заседания);
3) соблюдать дисциплину судебного заседания;
4) не злоупотреблять правами;
5) выполнять требования суда;
6) способствовать справедливому рассмотрению дела;
7) выполнять другие обязанности, предусмотренные судом.

Интересен тот факт, что представлять отзыв на иск это и право, и в какой-то степени обязанность ответчика. В случае непредставления отзыва (возражения) на исковое заявление, у ответчика суда имеется ряд оснований больше верить истцу. Не стоит пренебрегать данным правом/обязанностью.

3. Документы ответчика в суде

Ответчик в соответствии со своим процессуальным положением в деле может предъявлять следующие документы: – отзыв на иск (возражение);
– ходатайства о различных действиях суда (экспертиза, вызов свидетелей, отложение рассмотрения дела и др.);
– письменные пояснения (вместо устных для полного протоколирования сказанного и облегчения доказывания этого в с случае оспаривания в суде второй инстанции).

Это основные виды документов для ответчика в суде. Ими чаще всего пользуется данная сторона дела. Однако бывают и другие: характеристика (с места работы и др.), письменные доказательства, иные документы.

Надеемся, прочитав нашу статью, вы поймете, что ответчик – это не то лицо, которое заведомо кому-то что-то должна, а лишь то лицо, которое в силу притязаний другой стороны, должно доказать свою невиновность во вреде, заявленном истцом. У ответчика больше прав, нежели обязанностей. Однако игнорирование судебных заседаний ответчиком может обернуться провалом дела. Мы готовы помочь вам решить ваши проблемы в суде. Обращайтесь!

Читайте также:  Как прописаться после получения паспорта
Ссылка на основную публикацию