Как учитывается 1/5 доли по приватизации, принадлежащая дочери бывшего военнослужащего, при выплате ЕДВ

Умолчание о давнем участии в приватизации при получении военной жилищной субсидии

Жилищная субсидия. В 1993 году в возрасте 19 лет, будучи курсантом военного училища участвовал в приватизации квартиры родителей в долях: 1/2 на мать и 1/2 на меня. В квартире проживал еще и отец (наверное отказался от приватизации). Старший брат женился и жил отдельно. Сам я, честно говоря, не помню чтобы подписывал бумаги. Но какие то бумаги у матери с моей (?) подписью есть. Где-то в 2005 году сделали дарение своей доли в пользу мамы. С осознанием того, что 5 лет после ухудшении ЖУ прошло, про это больше не вспоминал. В 2016 году подал в РУЖО заявление на получение ЖС, я и супруга – она в приватизации не участвовала. Выслуга более 27 календарных лет, продлил контракт еще на год до мая 2020г. Свое давнее участие в приватизации не указал, т.к. считал, что прошло пять лет и в собственности у меня никакой недвижимости нет. Пришел ответ о признании нуждающимся и постановке в очередь на получение ЖС. Жду выплату. Буквально недавно узнаю, что необходимо все это было указать и теперь я чуть ли не преступник! А как же департамент проверял в РОСРЕЕСТРЕ, ЕГРН? И теперь главный вопрос, какой выход из этой ситуации и порядок моих действий? Какая ответственность за умолчание этих сведений? Как правильно составить и подать в РУЖО заявление о появлении этих сведений, чтоб не обвинили в сокрытии, мошенничестве и т.п.?

Ответы юристов ( 4 )

Здравствуйте, Владимир. Если при подаче документов для признания вас нуждающимся в улучшении жилищных условий и получения субсидии были предоставлены ложные сведения или скрыты сведения, которые могли повлиять на принятие решения, то вас просто сняли бы с очереди на получение получение субсидии. Никаких других последствий думаю это бы не повлекло. Учитывая, что данная информация о вашем участии в приватизации никак не могла повлиять на принятие решения, никаких последствий возникнут на должно. Основания признания нуждающимся перечислены в ст. 51 ЖК РФ. О неучастии в приватизации в данной статье ничего не говорится. Обязанности сообщать сведения о всех совершенных за всю жизнь сделках с недвижимостью в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» не предусмотрено. Существенным условием является лишь несовершение в последние пять лет намеренных действий по ухудшению жилищных условий. Поэтому я бы посоветовала Вам Вообще ничего не делать.

Существенным является то обстоятельство, что Вы имеете право на субсидию.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь сроквоенной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возрастапребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ)ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 20.04.2015, с изм. от04.06.2014) «О статусе военнослужащих»

Согласно статье 53 ЖК РФ. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом 5 летний срок истек, о чем вы сами написали.

Для получения субсидии вас должны признать нуждающимся в получение ЖС. И признали.

Считаю, что нет в ваших действиях состава мошенничества, поскольку не предоставление каких-либо сведений в вашей ситуации не влияет на решение.

Думаю, ничего вам не нужно писать и сообщать.

  • 8,2 рейтинг
  • 927 отзывов

Здравствуйте, Владимир! Не вполне согласен с коллегами.

В 1993 году в возрасте 19 лет, будучи курсантом военного училища участвовал в приватизации квартиры родителей в долях: 1/2 на мать и 1/2 на меня.

Где-то в 2005 году сделали дарение своей доли в пользу мамы.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2014 N 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом „О статусе военнослужащих“ норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:

на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Казалось бы, речь идет о 5 годах, как утверждают коллеги.

Однако из складывающейся в последнее время судебной практики следует, что жилье, относящееся к государственному жилищному фонду, было приватизировано, а в последующем отчуждено (продано, подарено), должно учитываться при постановке на учет как нуждающегося в жилье военнослужащего, в противном случае это приведет к сверхнормативному обеспечению его жильем за счет государства.

Для подтверждения данной позиции приведу выдержки из Определения Верховного Суда РФ по делу №201-КГ18-35 от 4 декабря 2018 г.:

В суде установлено, что Склярову ИВ. в 1993 году по месту работы в г. Калуге была предоставлена квартира на состав семьи три человека (административный истец, супруга и сын), из которой он в 1997 году выехал в другое место жительство в связи с расторжением брака и оставлением жилого по- 3 мещения бывшей супруге. 17 мая 1996 г. Скляров И.В. поступил на военную службу по контракту в воинскую часть, дислоцированную в г. Калуге, а 14 июля 2017 г. обратился с заявлением о принятии его на жилищный учет по месту прохождения военной службы с составом семьи 1 человек.
В рапорте от 27 сентября 2017 г. административный истец просил предоставить ему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 76. Решением Центральной жилищной комиссии ФСО России от 23 ноября 2017 г. административному истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании подп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, то есть в связи с непредставлением документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Признавая отказ незаконным и удовлетворяя заявление, суды исходили из того, что жилым помещением в порядке, установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Скляров И.В. в период военной службы не обеспечивался, а пятилетний срок с момента умышленного ухудшения им в 1997 году жилищных условий истек. Между тем такой вывод сделан судами в отсутствие в деле данных о форме собственности жилищного фонда, за счет которого административному истцу была предоставлена квартира в 1993 году, тогда как выяснение данного обстоятельства имеет существенное значение для дела.

Из материалов дела следует, что в 1993 году административному истцу была предоставлена квартира как молодому специалисту по месту работы в 4 г. Калуге в управлении юстиции Калужской области. В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
При таких данных в случае отнесения жилого помещения, которым был обеспечен административный истец, к государственному жилищному фонду, предоставление Склярову И.В. жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», может привести к сверхнормативному обеспечению его жильем за счет государства. Что касается истечения пятилетнего срока с момента умышленного ухудшения административным истцом жилищных условий, то, в случае отнесения занимаемого им до 1997 года жилого помещенияк государственному жилищному фонду, это обстоятельство не является основанием для его повторного обеспечения жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, поскольку в этом случае обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного от государства жилого помещения, что следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

ЕДВ на жилье военнослужащим

В соответствии с современным законодательством военнослужащие обладают особым статусом, позволяющим получать им бесплатное жилье на льготной основе. Такая возможность зависит не только от наличия действующего контракта с МО РФ, но и от ряда иных факторов. В представленном материале можно узнать, кому положено ЕДВ на приобретение жилья, и как получить ЕДВ военнослужащему.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный со льготами и субсидиями на жилье, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Кому положена единовременная выплата на приобретение жилья

Кто может получить ЕДВ на жилье? До 2004 года в стране существовал отработанный порядок предоставления жилых помещений нуждающимся лицам и их семьям при увольнении с военной службы. Министерство обороны заключало контракты со строительными организациями на постройку домов, либо покупало готовые квартиры в новостройках.

Ситуация поменялась в 2006 году. Было принято решение о полной модернизации существующей системы. Основная идея заключалась в предоставлении ЕДВ военнослужащим на приобретение жилья вместо непосредственно жилых помещений. В течении более 5 лет, сертификаты на ЕДВ военнослужащим выдавались параллельно с готовым жильем.

В 2013 году выделение готового жилья было полностью упразднено, и остались только ЕДВ для военнослужащих, о чем указом Президента РФ были внесены изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Основная идея заключалась в предоставлении на постоянной основе ЕДВ военным на жилье вместо непосредственно жилых помещений.

Документы на получение ЕДВ военнослужащему могут подать следующие категории лиц:

  • контрактники, прапорщики и лица офицерского состава, проходящие службу с 1998 года;
  • лица, уволенные в запас без предоставления жилых помещений по линии МО РФ.

С 2016 года правом на получение ЕДВ обладают только граждане, вставшие на учет не позднее 1 января 2005 года, когда был введен в действие Жилищный кодекс РФ.

Ввиду такого ограничения, с 2016 года по решению Правительства РФ заморозили ЕДВ военнослужащим, вставшим на учет позже указанного срока. Они смогут получить жилье только по программе военной ипотеки.

Инструкция по выплате ЕДВ на приобретение жилья утверждена Федеральным законом “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 № 76-ФЗ, Приказом Минобороны от 21.07.2014 № 510, а также Постановлениями Правительства РФ от 03.02.2014 № 76 и от 24.10.2013 № 942. Первым шагом в реализации права на ЕДВ станет постановка в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Очередь для получения ЕДВ военнослужащего формируется исходя из даты предоставления заявления. Отследить свою очередь на получение ЕДВ на приобретение жилья можно в едином реестре жилья военнослужащих. Ведение такого реестра началось в 2010 году министерством Обороны РФ.

В общей очереди на предоставление сертификатов существуют категории граждан, которые имеют право на первоочередное получение ЕДВ на квартиру военным:

  • с выслугой 20 и более, которые живут в служебном жилье;
  • заключившие контракт до 1998 года (кроме учащихся на тот момент в военных учебных заведениях);
  • отслужившие более 10 лет и уволенные по состоянию здоровья, в связи с сокращением или достижением предельного возраста.
Читайте также:  Несправедливый раздел служебной квартиры

Важно! Жилищный сертификат можно потратить на покупку квартиры в новостройке или на вторичном рынке жилья, погасить ипотеку, либо построить дом. Что немаловажно, военнослужащий это может сделать в любом регионе России по своему выбору.

Согласно постановлению Правительства РФ № 76 льготы при получении ЕДВ на жилые помещения военным имеют:

  • преподаватели военных учебных заведений, а также научные военные работники с присвоенной научной степенью;
  • командиры воинских частей;
  • лица, обладающие званием полковника, капитана 1 ранга, генерала, адмирала, маршала;
  • лица, претендующие на увеличение жилплощади по медицинским показателям.

Если указанные лица представят документы на ЕДВ на жилье военным, они могут претендовать на оплату дополнительных 15-25 кв.м. жилья.

Особенности получения ЕДВ

Влияет ли развод для получения ЕДВ военнослужащим? Если военнослужащим представлены документы на получение ЕДВ без учета иных членов семьи (например, при разводе), расчет суммы выплаты будет существенно уменьшен. В этом случае будет использован норматив на одного военнослужащего – 33 кв.м.

Выплачивается ли ЕДВ на жилье военнослужащим, если по данным Росреестра у него была недвижимость? Если документы на получение ЕДВ военнослужащим будут содержать информацию о наличии права собственности на иные жилые помещения, норматив при расчете выплаты будет уменьшен на площадь имеющейся недвижимости.

Действующая программа обеспечения жильем предусматривает не только право детей на часть ЕДВ военнослужащих на приобретение жилья, но и существенное увеличение размера выплаты. Например, на состав семьи из трех человек максимальная выплата будет увеличена в три раза.

Алгоритм действий

Выплата ЕДВ на покупку квартиры предполагает следующий алгоритм действий:

  • постановка военнослужащего и члена его семьи в очередь по региональной программе;
  • открытие банковского счета для получения ЕДВ;
  • оформление и подача заявления в уполномоченное учреждение МО РФ на предоставление ЕДВ;
  • проверка в органах Росреестра сведений об отсутствии жилья в собственности претендента на ЕДВ;
  • принятие решения о выплате.

Постановка в очередь осуществляется в органе исполнительной власти субъекта РФ по месту прохождения военной службы. Решение по заявлению о постановке на учет подлежит принятию в течение 30 дней.

После постановки семьи военнослужащего на учет, он попадает в очередь нуждающихся. По достижении необходимой очереди, документы подаются в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ – представляются заявление и договор банковского счета.

Исчерпывающий перечень документов для получения ЕДВ военнослужащими утвержден Приказом Министра Обороны № 510. Заявление должно быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи военнослужащего.

Размер выплаты на жилье для военнослужащих

По новым правилам размер выплаты ЕДВ на жилье военнослужащим в 2017 году зависит от:

  • стажа (выслуги) военной службы;
  • состава семьи – согласно нормативам на семью из 1 человека площадь жилья – 33 м2, на 2 человек – 33 м2 , на 3 и более человек – 18 метров на каждого.
  • звания военнослужащего – если заявитель является полковником или имеет более высокое звание, то это дает право на получение средств на дополнительные квадратные метры;
  • наличия или отсутствия в собственности жилья.

В случае, если семья проживает в своей квартире, но её метраж ниже, установленного жилищным законодательством и семья признана нуждающейся, то размер ЕДВ военнослужащим на приобретение недвижимости будет равняться сумме, за которую можно приобрести «недостающие» метры.

Варианты улучшения жилищных условий выбирает сам военнослужащий, однако он обязан отчитаться о приобретении жилья в срок, не позднее 30 дней после оформления права собственности.

В какие сроки предоставляется

Как только полный перечень документов на получение ЕДВ на жилье для военнослужащих поступает в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, начинается течение десятидневного срока на принятие решения о выплате. Если принято положительное решение, оно подлежит исполнению отделом финансового обеспечения МО РФ за счет средств Федерального казначейства.

Важно! Чтобы получить ЕДВ в следующем году, необходимо подать заявление не позднее 1 апреля текущего года. Это связано с необходимостью планировать средства федерального бюджета.

Данные для ЕДВ на получение жилья могут передаваться через военкомат по месту службы претендента на выплату. Военные комиссариаты являются уполномоченным органом МО РФ, в том числе при решении жилищных вопросов военнослужащих и уволенных в запас.

Обеспечение жильем уволенных военнослужащих должно осуществляться не позднее дня увольнения с военной службы, хотя приобрести квартиру они могут уже после увольнения из рядов ВС РФ.

Документы для получения ЕДВ на жилье военнослужащим

Что нужно, чтобы получить ЕДВ военнослужащим? Для того, чтобы получить ЕДВ на квартиру военнослужащим, следует собрать и предоставить в соответствующий департамент Минобороны следующий пакет документов:

  • заявление на получение выплаты;
  • выписку с расчетного счета, открытого на имя заявителя для перевода средств;
  • копия паспортов, свидетельств о рождении всех членов семьи военнослужащего;
  • выписка из личного дела или иной документ, подтверждающий стаж службы;
  • при наличии в собственности жилья, по количеству метров меньше установленных нормативов, копия свидетельства о праве собственности.

Получение квартиры по ЕДВ является сложным процессом, имеющим ряд нюансов и подводных камней. В связи с этим, рекомендуем Вам при покупке жилья с привлечением таких средств обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

Аналогичный порядок улучшения жилищных условий содержит положение по получению ЕДВ военнослужащим в УФСИН. Однако в этой структуре выплата выдается в виде сертификата, а право на его получение имеют лица, прослужившие не менее 10 лет и уволенные со службы по состоянию здоровья или организационно-штатным мероприятиям.

Если вам необходима помощь в реализации права на ЕДВ, обратитесь за консультацией к нашим специалистам. Для этого воспользуйтесь формой обратной связи на нашем сайте или позвоните по телефонам горячей линии.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Давняя приватизация – на что нужно сослаться при обращении в суд, чтобы ДЖО не учитывало этот момент?

Проблема следующего плана:

Увольняюсь по орг.штатным мер.

Выслуга: календарная 20л 05м, льготная 27л

Имею служебную квартиру 63 м.кв. в которой прописаны я, жена, дочь.

После подачи документов в ДЖО для получения жилья для ИПМЖ, ими вынесено решение “в очередь на получение жилья по ИПМЖ поставить, однако в единый реестр внесены сведения об отчуждении мной по договору дарения 1/3 (15,2 кв.м.) жилого помещения общ. пл. 45,6 м.кв. в 2001г., принадлежавшего мне на праве собственности на основании договора приватизации от 1992г., которая будет подлежать учету при определении общей площади предоставляемого жилого помещения”

Т.о. общ. ЖП предоставляемая для ИПМЖ=18х3-15,2=38,7).

Подскажите пожалуйста, на что нужно сослаться при обращении в суд, чтобы ДЖО не учитывало этот момент.

Заранее большое спасибо

В вашем случае 5 лет с момента отчуждения жилья уже прошло, поэтому вас поставили на учет в качестве нуждающихся.

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В ЖК РФ о норме предоставления нигде не говорится о том, что нужно что-о высчитывать (отнимать квадратные метры).

Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Таким образом, раз вы признаны нуждающимися в жилье, то у вас не имели права отнимать эти квадратные метры.

Учетная норма жилой площади помещения определяется местными органами власти (районными администрациями). При разработке размера учетной нормы руководство муниципальных образований учитывает насколько население конкретного региона обеспечено жильем, особенности жилого фонда, социальный и демографический состав семей, стоящих на учете и т.п. Например, величина учетной нормы в Москве и Вологде 10 кв. метров, в Самаре – 8 кв.м.

Для отдельных групп граждан (инвалиды, военнослужащие) учетная норма жилой площади может быть иного размера. Таким образом, норма может быть уменьшена или увеличена, но только федеральными законодательными актами, указами Президента или законами субъектов РФ, которые имеют приоритетное значение.

Ее максимальный размер не может быть больше норматива предоставления площади квартиры, выделяемой по договору соцнайма.

В суде ссылайтесь на вышеприведенные нормы Жилищного кодекса, где нет таких оснований для уменьшения нормы предоставления жилья как отчуждение жилья в прошлом.

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 204-КГ6-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 августа 2016 г. N 204-КГ6-1

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.

при секретаре Замолоцких В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения “Центральное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ “Центррегионжилье”) на решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. по делу об оспаривании бывшим военнослужащим 47 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации майором запаса Крутем А.А. решения заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье”, связанного с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФГКУ “Центррегионжилье” Ивановой Н.О. в поддержку кассационной жалобы, объяснения административного истца Крутя А.А., полагавшего необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое судебное рассмотрение, Судебная коллегия

решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. частично удовлетворено заявление Крутя, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 о выплате ему жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения в 6,5 кв. м, рассчитанного на состав семьи три человека с учетом квартиры общей площадью 47,5 кв. м, полученной Крутем за счет государственного жилищного фонда в собственность ранее даты принятия на жилищный учет. При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для учета общей площади не всего указанного жилого помещения, а 2/3 долей жилья, и обязал ФГКУ “Центррегионжилье” принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи три человека исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 22,33 кв. м.

Апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда изменено. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости учета общей площади всей вышеуказанной квартиры. При этом произвел расчет жилищной субсидии с учетом интересов совершеннолетней дочери административного истца, на жилищном учете в качестве члена его семьи не состоящей, и возложил на ФГКУ “Центррегионжилье” обязанность принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи четыре человека, с уменьшением норматива общей площади на 47,5 кв. м, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 24,5 кв. м. В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.

Читайте также:  Вопрос по поводу материнского капитала

В кассационной жалобе представитель заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” – Чаловская Е.В. просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. В обоснование своей позиции она ссылается на необходимость учета при предоставлении жилищной субсидии Крутю общей площади всего полученного им за счет государственного жилищного фонда и затем приватизированного жилого помещения, а не его части, как это указано в обжалуемых судебных постановлениях.

С приведением собственного анализа правовых норм, которыми, по мнению автора кассационной жалобы, урегулированы спорные правоотношения сторон, представитель административного ответчика утверждает в жалобе о том, что выводы судов обусловлены ошибочным толкованием норм материального права. Наряду с этим указывает на несоответствие толкования судами норм материального права существу разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что в период прохождения военной службы Крутю в 1992 г. на состав семьи три человека (сам административный истец, его супруга и дочь) за счет жилищного фонда Верхнесалдинского завода химических емкостей, являющегося государственным предприятием, то есть за счет государства, была предоставлена квартира общей площадью 47,5 кв. м, расположенная по адресу: .

В июне 1993 г. Круть с согласия супруги приобрел данное жилье в собственность в порядке приватизации.

В связи с рождением в г. сына Круть в 2003 г. был признан нуждающимся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем на каждого члена семьи ниже учетной нормы. В 2005 году Круть подарил приватизированную им квартиру своей дочери, к тому времени достигшей совершеннолетнего возраста.

На основании вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. Круть с составом семьи три человека признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.

В 2014 г. Круть выразил желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.

Решением заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 жилищная субсидия Крутю предоставлена на состав семьи из расчета 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за вычетом 47,5 кв. м общей площади вышеуказанного жилого помещения, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 6,5 кв. м.

Признавая незаконным данное решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье”, гарнизонный военный суд и суд апелляционной инстанции исходили из того, что положения пункта 16 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” допускают возможность учета не общей площади полученного военнослужащим от государства жилья, а лишь его части в определенных долях, на которые при разделе общего имущества между участниками совместной собственности и выделе из него долей те потенциально могли бы претендовать.

Такие выводы гарнизонного военного суда и судебной коллегии окружного военного суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.

Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом “д” пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.

По делу установлено, что предоставленная в 1992 г. Крутю в связи с прохождением им военной службы квартира в соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР, действовавшего в то период, относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении государственного предприятия. Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья. Ухудшение Крутем своих жилищных условий в дальнейшем путем отчуждения данной квартиры, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению. Что касается обязанности государства по обеспечению Крутя жильем по установленным нормам, то она в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья.

Приведенное истолкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно – безвозмездного обращения Крутем в свою собственность полученного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной; наличия вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. о признании права заявителя на повторное обеспечение жильем за счет государства – следует признать правильным решение заместителя начальника ФГКУ “Центррегионжилье” от 25 июня 2015 г. N 1105 об учете всего размера жилого помещения, ранее полученного Крутем от государства и безвозмездно обращенного им в свою собственность, при расчете жилищной субсидии на трех членов семьи.

При таких обстоятельствах являются ошибочными выводы гарнизонного и окружного военных судов о том, что при предоставлении Крутю жилищной субсидии производившим соответствующий расчет должностным лицом могла учитываться не общая площадь приватизированного последним жилого помещения, а доли этого жилья. Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционного определения Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. и вынесения по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Крутя.

Руководствуясь ст. 327 – 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г., принятые по заявлению Крутя А.А., отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Крутя А.А. отказать.

Приватизация квартиры по долям

Оформление приватизированной квартиры в долевую собственность представляет собой передачу жилого помещения, ранее принадлежащего государственному или муниципальному жилищному фонду, в собственность несколько лиц, участвовавших в данной сделке. Каждый из собственников после регистрации перехода права собственности получает свою определенную часть (долю) жилого помещения, которая может:

  • выделяться в натуре;
  • выражаться дробным числом или процентами.

Порядок приватизации по долям особо не отличается от общей приватизации квартиры (на одного собственника), и представляет собой владение и пользование жильем по соглашению всех собственников.

Стоит учитывать, что приватизировать одну долю в квартире не представляется возможным, так как данное жилье является неделимым объектом недвижимости.

Кто имеет право на долю в приватизированной квартире

Все граждане, которые зарегистрированы по постоянному месту жительства в жилом помещении на основании договора социального найма имеют право участвовать в приватизации. Совершеннолетнее дееспособное лицо имеет право на отказ от участия в процессе приватизации, по своему желанию. Кроме этого, если совершеннолетний гражданин до момента приватизации выпишется из муниципальной квартиры, то он в своем случае потеряет право на участие в ее приватизации.

Но стоит учитывать следующее: если в квартире с самого рождения было зарегистрировано несовершеннолетнее лицо, оно будет иметь право участвовать в приватизации даже при снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

Жилые помещения могут передаваться в общую долевую собственность, а также в собственность одного из проживающих в квартире лиц. Не достигшие совершеннолетия лица «автоматически» становятся обязательными участниками приватизации.

Гражданин, который отсутствовал в момент приватизации, но, в свою очередь, имеет право в ней участвовать, сохраняет его за собой после возвращения с военной службы или с места лишения свободы.

Можно ли лишить доли?

В ст. 252 ГК РФ содержится положение, что общее недвижимое имущество, которое принадлежит нескольким собственникам, можно разделить по соглашению между ними.

Читайте также:  Раздел квартиры, полученной с использованием материнского капитала

Лишить собственника своей части в квартире после приватизации можно только в следующих случаях:

  1. Если достигнуто добровольное согласие дольщика. В результате переговоров стороны приняли взаимное решение, которое устраивает всех собственников.
  2. Лишение права собственности на основании судебного решения. Бывают такие случаи, когда судом выносится решение о прекращении права собственности либо выставление доли квартиры на торги. Такая ситуация возможна при задолженности по коммунальным платежам в больших размерах или равных стоимости доли.
  3. Еще один вариант — принудительный выкуп малозначительной доли. Когда часть имущества собственника мала и ее невозможно реально выделить, кроме этого она не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может лишить собственника малозначительной доли, заменив на обязательство остальных участников выплатить ему компенсацию.

Имеется трехкомнатная квартира, собственниками которой являются Иванов и Петров. Иванов имеет долю в размере 5/6, а Петров 1/6. Иванов обратился в суд с требованием принудительного выкупа доли Петрова, на основании ее малозначительности. Специально организованная судом комиссия определила, что часть квартир, которая принадлежит Петрову, действительно малозначительна, не имеет существенного интереса и не может быть отдельно выделена. Оценку комиссии Петров не оспаривал и получив свою денежную компенсацию, перестал быть собственником малозначительной доли.

Как приватизировать квартиру в долях

Недвижимое имущество может находиться в общей собственности, где для каждого лица определяется его конкретная часть (долевая собственность) или вовсе без определения долей (совместная собственность).

Для того чтобы приватизировать жилое помещение обязательно потребуется разрешение всех граждан, которые имеют право получить конкретный объект в свое владение.

Приватизация квартиры в долевую собственность возможна при разделении имущества в равных или неравных частях. Чтобы приватизировать конкретную долю, требуется получить в собственность помещение, которое принадлежит государству, а деление произойдет при подписании соответствующего договора.

Оформление приватизации включает в себя:

  1. Написание заявления и сбор необходимых документов, которые необходимо подать в жилищный отдел или МФЦ.
  2. Подписание договора о передачи жилья в собственность нескольким лицам (по долям).
  3. Получение документа, подтверждающего право собственности (выписка из ЕГРП).

Если какое-либо лицо отказывается участвовать в приватизации, его отказ должен быть оформлен в письменной форме и нотариально заверен. При этом часть имущества от которого лицо отказалось пропорционально распределяется между оставшимися участниками приватизации.

Если один из участников приватизации умер

Возможна ситуация, при которой гражданин, подав заявление на приватизацию и необходимые документы, умирает до момента оформления договора передачи жилого помещения либо до государственной регистрации перехода права собственности. Данное обстоятельство не будет служить основанием для отмены приватизации или отказа в ней уполномоченными органами.

В таком случае, доля умершего включается в наследственную массу, а признание права собственности на нее за наследниками требует судебного рассмотрения.

Одним из таких доказательств может послужить личное заявление о приватизации, написанное гражданином еще при жизни.

Пункт 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 № 8 устанавливает, что выражение воли на приватизацию квартиры происходит не только в момент когда лицо подало соответствующее заявление, приложив необходимые документы, но и когда наследодатель не успел собрать все необходимые для приватизации документы, но намеревался это сделать.

Как делятся доли в квартире

Существуют три основных вида собственности:

  1. Индивидуальная собственность (только один собственник);
  2. Долевая (несколько владельцев с четко выделенной частью имущества);
  3. Совместная (несколько владельцев общего имущества, которое не разделено на доли).

Долевая приватизация представляет собой владение и пользование жилым имуществом по соглашению всех участников приватизации. Если выделить долю не представляется возможным, собственнику может быть выплачена денежная сумма равная стоимости части имущества.

Если все участники приватизации совместно решили распределить доли самостоятельно, то такое разделение имущества должно быть оформлено соответствующим соглашением, которое требует нотариального удостоверения.

Если один из участников приватизации решил отказаться от своей части, то она делится поровну на остальных претендентов.

Как выделить долю в приватизированной квартире

Выделение доли в приватизированной квартире может происходить в натуре или в процентном соотношении. Каждый участник приватизации имеет право на свою часть недвижимого имущества.

Чтобы выделить долю в натуре, необходимо обратиться в суд с заявлением, приложив к нему необходимые документы на саму квартиру. Разделить квартиру в натуре смогут только в том случае, если каждому собственнику достанется полноценная изолированная комната такой квартиры. Для этого судом создается специализированная комиссия, которая определяет на месте возможен ли выдел доли или нет. В последствии на основании решения комиссии суд выносит свое мотивированное решение.

Если квартира по своему размеру маленькая и каждому собственнику просто невозможно выделить отдельно изолированную комнату, то выдел доли в натуре невозможен. В такой ситуации суд посчитает и присудит часть имущества в процентном исчислении.

Лицам, которые проживают в квартирах многоэтажного дома лучше определить порядок пользования квартирой либо продать свою долю.

Соглашение об определении долей в квартире

Данный документ четко определяет, какая конкретная часть недвижимого имущества и ее размер будет принадлежать конкретному лицу после регистрации такого документа.

Содержание соглашения начинается с даты и места составления договора, а также в нем указываются:

  • реквизиты сторон (паспортные данные, адреса регистрации);
  • вид имущества (квартира, дом);
  • его местоположение (адрес, подъезд, этаж);
  • полные технические характеристики недвижимости (количество комнат, квадратура);
  • сведения о том, какая доля имущества будет принадлежать каждому лицу;
  • иная информация (когда документ вступает в силу, количество экземпляров и т.д.);
  • подписи сторон.

Для его правильного составления лучше обратиться к квалифицированному нотариусу, который поможет учесть все нюансы, а также заверит документ.

Отказ от доли при приватизации квартиры

Существуют два основных способа отказа от доли при приватизации квартиры:

  1. С помощью договора дарения;
  2. Неучастие в приватизации.

Один из самых распространенных способов отказа от своей доли — подарить ее другим участникам. Чтобы оформить такую процедуру потребуется согласие лица, которому перейдет подаренная часть имущества, т.е. одаряемому, при этом согласия от остальных собственников жилья не требуется.

После оформления договора дарения, оплатив государственную пошлину, переход права следует зарегистрировать в Росреестре. Если даритель состоял в браке в момент приобретения права собственности, необходимо предъявить нотариально удостоверенное согласие супруга.

Отказаться от части собственности на жилье можно еще на этапе подготовки к приватизации. Для этого лицу необходимо оформить согласие на приватизацию квартиры без его участия. Такой документ удостоверяется нотариусом и входи в пакет документов, который необходим для приватизации.

Стоит отметить, что отказ от своей доли невозможно осуществить в пользу конкретного лица, которое проживает в квартире. Доля человека, который отказался от нее будет распределяться между всеми лицами, которые участвуют в приватизации. Изменить долю можно только на основании соглашения об определения долей.

Заключение

Квартира может передаваться в общую долевую собственность, а также в собственность одного проживающего в ней гражданина.

Если один из участников приватизации умер, необходимо будет доказать его намерение приватизировать при жизни такое жилье. Доказательством может послужить написанное им заявление. При положительном решении суда часть имущества умершего перейдет в собственность другого лица посредством наследования.

Выделение доли в приватизированной квартире может происходить в натуре или в процентном соотношении. Если выделить долю не представляется возможным, собственнику может быть выплачена денежная сумма равная ее стоимости.

Отказаться от своей части недвижимости можно с помощью договора дарения, либо просто не участвовать оформив свой отказ у нотариуса.

Мысли юристов вслух

Сюрпризы нового порядка обеспечения жильем военнослужащих

Сюрпризы нового порядка обеспечения жильем военнослужащих

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 г. Москва «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» и введенная этим приказом Инструкция предусматривает учитывать общую площадь имеющегося у военнослужащего или членов его семьи жилого помещения, которая является их собственностью или принадлежит им по договору социального найма. На первый взгляд все по закону. За свою жизнь кто-то наследство получал, дети (супруги в нынешнем состоянии) участвовали в приватизации, да может и под дачу дом в деревне купили. Но что в итоге стало получаться.
[spoiler]
К примеру, после счастливого бракосочетания оказалось, что супруге принадлежит часть приватизированной квартиры где-то там… Автоматически Министерство обороны в лице нового департамента, созданного для обеспечения жильем семей военнослужащих, вернет Ваши документы, признав Вас обеспеченным жилой площадью. И не важно, что последние 20 лет жизни вы имели «не разменянную» училищную справку об отсутствии жилья и местом жительства после увольнения планировали выбрать город, в котором военная служба завершилась, а не бывшее место жительства супруги.

Родители завещали сыну-военнослужащему свою квартиру, к тому же единственному наследнику, к примеру в г. Серов и … Ваши планы на получение квартиры где-то, например в Екатеринбурге, могут сильно измениться. Но наследник можете и отказаться от завещанного имущества.

Когда-то вы стали счастливым обладателем приобретенной за недорого жилой площади где-то в пригороде. Наступил предельный возраст нахождения на военной службе, пора получать квартиру, но выясняется, что она у Вас имеется и в улучшении Вы не нуждаетесь. Если попытаетесь избавится от имеющейся – это назовут умышленным ухудшением жилищных условий и в очередь Вас смогут поставить только через 5 лет (но кто вам даст служить еще пять лет).

В процессе службы военнослужащий не стал ждать милости от властей, сам совершил обмен имеющегося жилья в одном краю России на другой, в результате стал обладателем кооперативной квартиры. Но по прошествии 15 лет узнал, что в том захолустье, где он живет, министерству обороны она не нужна, не принимается, а улучшить свои жилищные условия военнослужащий может только сдав ее или с зачетом ее. То есть одной ногой в одном городе, второй в другом. Это по Российски, с размахом.

И самое популярное: размер общей площади, предоставленного жилья на семью военнослужащего превышает 1 метр кВ., – увы, с таким превышением квартиру военнослужащий тоже не получит.

Можно умолчать о некоторых фактах наличия собственности, но при получении квартиры от Вас потребуют, в т.ч., сведения со всех мест проживания семьи с 1991г. и данные из госреестра о Ваших правах на жилье по России с 31 января 1998г. по н. вр., т.е. информация явно проявится.

Не всех военнослужащих новый порядок обеспечения жильем обрадовал. Очевидно, не существует идеального закона, а может законодателей. Снова придется искать уловки, прибегать к фиктивному разводу, удерживать имеющуюся жилплощадь. Как говориться, лучше что-то, чем ничего, так как согласно действующим правилам Вам не могут дать больше, но и не могут имеющиеся излишки забрать!

Тем не менее, в кратчайшие сроки Департамент жилищного обеспечения Минобороны России и региональные управления созданы и располагаются по следующим адресам:

Департамент жилищного обеспечения Минобороны: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19.

Западное региональное управление жилищного обеспечения минобороны: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 4.

Южное региональное управление жилищного обеспечения минобороны: 344010, Ростов-на-Дону, просп. Соколова, 66.

Центральное региональное управление жилищного обеспечения минобороны: 620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 5, корпус Б.

Восточное региональное управление жилищного обеспечения минобороны: 680011, Хабаровск, ул. Ханкайская, 27.

Департамент жилищного обеспечения Минобороны России получил свой Информационный портал, предназначенных для размещения информации о строящемся и построенном жилье для военнослужащих и членов семьи военнослужащего , нуждающихся в улучшении жилищных условий. Желающие могут ознакомиться с ним по адресу http://dom.mil.ru/ Кроме телефонов для справок (тел. департамента +7 (495) 6961202) на портале можно ознакомиться с распределением построенного в субъектах Российской Федерации жилья, сведения о строящихся и готовых к сдаче квартирах для семей военнослужащих по субъектам России.

Предусмотренный Инструкцией Единый электронный список всех очередников-военнослужащих для пользователей интернетсети Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны обещает завершить формировать до конца текущего года и с января 2011 года сделать его доступным.

О злополучных лишних метрах, которые не позволяют военнослужащему и его семье воспользоваться предоставленным жильем, высказался в “Российской газете” от 22 декабря 2010 г. заместитель министра обороны Григорий Нагинский, заверив всех, что проблема с передачей жилья, площадь которого превышает даже на один квадратный метр, известна, и в настоящее время ведется работа по решению этой проблемы в законодательном порядке.

Всем, кто столкнулся с этой проблемой, остается ждать и надеяться, что вопрос решится в скором времени.

Ссылка на основную публикацию