Как стать собственником непригодного для проживания жилья

Как стать собственником непригодного для проживания жилья

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Внеочередное предоставление жилья взамен непригодного для проживания если не состоял в очереди нуждающихся?

Имеет ли право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке гражданин, жилое помещение которого признано непригодным для проживания?

Имеет ли значение для целей предоставления во внеочередном порядке жилья тот факт, что указанный гражданин до признания жилья непригодным для проживания не состоял на учете (не стоял в очереди) граждан нуждающихся в жилых помещениях?

Имеет ли значение на каком праве занимал гражданин признанное непригодным жилье: на основании договора социального найма или на праве собственности?

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Следует отметить, что пункт 1 части 2 статьи 57 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П.

Содержание определения КС РФ от 05.03.2009 N 376-О-П

  • Вывод из определения КС РФ от 05.03.2009 N 376-О-П: взамен непригодного в результате пожара жилья предоставляются жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке лишь малоимущим гражданам, в том числе тем, кто не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.В. Алексеев оспаривал конституционность пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как следует из представленных материалов, Постановлением администрации Окуловского муниципального района от 28 апреля 2007 года Р.В. Алексеев на основании представленных им документов об уничтожении в результате пожара принадлежавшего ему на праве собственности жилого дома был признан малоимущим и поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не согласившись с тем, что к нему применен общий порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, предполагающий соблюдение очередности, Р.В. Алексеев обратился в Окуловский районный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку его жилье непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, а другого жилья он не имеет.

Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 6 ноября 2007 года исковые требования заявителя были удовлетворены, однако определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 декабря 2007 года это решение было отменено и вынесено новое – об отказе в удовлетворении требования заявителя. Суд кассационной инстанции исходил из того, что пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, а также занимающих жилые помещения иных форм собственности при условии, что на момент возникновения чрезвычайных обстоятельств они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года Р.В. Алексееву отказано в передаче жалобы для рассмотрения судом надзорной инстанции.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 40 (части 1 и 3), в той мере, в какой оно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, только если они до наступления обстоятельств, послуживших причиной утраты жилого помещения, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам:

“Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике”.

При этом в мотивировочной части Определения от 05.03.2009 N 376-О-ПКС РФ КС РФ указал следующее.

Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Жилье взамен непригодного может быть предоставлено
вне очереди, но только лишь нуждающимся малоимущим гражданам

Однако, напомним, что предоставление гражданам (жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат) жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, т.е. жилье предоставляется малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В Определении от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной М. В., Кошолкиной М. В., Федотова С. В., Федотовой Л. С., Фисунова В. И., Честных В. И. И Шарковой А. В. На нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ ” Конституционный Суд РФ также указал следующее:

“. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище”.

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение от 28 января 2006 г. N 47).

В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.

В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников – граждан, так и для органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.

Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан – собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Читайте также:  Исправление кадастровой ошибки без обращения в суд

Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.

Само понятие “вне очереди” также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.

И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 – “вправе”.

Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.

Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.

В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.

После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее – ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.

Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.

После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.

Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.

В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .

Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.

Такой “круговорот домовладения” от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.

Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.

Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.

Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.

Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.

При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он – собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.

На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.

В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.

Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.

Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.

Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.

Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.

Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.

Признание квартиры непригодной для проживания

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Для того, чтобы перевести свое жилье в разряд непригодных, необходимо обратиться с заявлением (приложив пакет документов на недвижимость) в администрацию района о создании специальной комиссии, которая займется оценкой условий конкретного жилья, претендующего на такой статус. Решение может быть обжаловано в судебном порядке. После признания жилья непригодным, собственник имеет право на получение компенсации или другого жилища.

Основные признаки жилья, непригодного для проживания

В нашей стране «квартирный вопрос» стоит достаточно остро, многие люди проживают в аварийных жилых помещениях долгие годы, при этом они имеют право на достойное жилье, которое могут получить, только доказав непригодность своей квартиры для проживания.

Признаки непригодного жилья:

  • Значения санитарных и эпидемиологических показателей имеют существенные завышения (вибрации, шум, скопление химических и биологических веществ в воздухе).
  • Само строение находится на территории, подверженной сходам снежных лавин, селевым потокам, паводкам, землетрясениям и т.д. Только в том случае, если нельзя препятствовать природным явлениям. Такие дома со временем разрушаются и становятся опасными для проживания людей.
  • Слишком близко находятся линии электропередач, при этом они должны создавать на высоте не менее 1,5 м от земли напряженность электрического поля 50 Гц более 1 кВ/м.
  • Здание имеет повреждения вследствие различных аварий, пожаров, техногенных катастроф.
  • Под окнами квартиры находится автомобильная магистраль, из-за которой завышен уровень шума. Если при этом не представляется возможным снизить его показатель при помощи специальных ограждений.

Вышеописанные факторы отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье, проживающих в таком жилье людей, они вызывают различные заболевания от мигрени до раковых болезней. В тоже время нельзя считать жилье непригодным, если отсутствует мусоропровод, централизованное водоснабжение.

Анисимова Валентина Петровна длительное время проживала в квартире на двадцатом этаже многоквартирного дома, в один из морозных дней, поскользнувшись, она упала и сломала левую ногу. С этого момента могла передвигаться только на костылях, но в доме, где она живет, отсутствовал лифт, и она лишилась возможности выходить на улицу. Валентина Петровна решила написать заявление в администрацию своего района, в котором просила признать ее жилье непригодным для проживания, так как отсутствует лифт и поэтому она не может спускаться на улицу самостоятельно.

В течение 30 дней из администрации пришел ответ, в котором ей отказали в ходатайстве по созыве межведомственной комиссии, так как отсутствие лифта в многоэтажном доме не является основанием для признания его непригодным для проживания.

Анисимова на время болезни переехала к своей дочери, которая проживает по соседству на первом этаже многоквартирного дома.

Порядок признания квартиры непригодной для проживания

Жилье может быть признано непригодным только специально созданной комиссией, однако, в случае несогласия с ее решением собственник имеет право обраться в суд (обжаловать).

Административный порядок

Для того, чтобы жилье признали непригодным, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором нужно ходатайствовать о создании межведомственной комиссии с целью установления непригодности жилья для дальнейшего проживания.

В течение 30 суток с момента подачи такого ходатайства, администрацией должен быть инициирован сбор комиссии, о чем самого заявителя уведомляют в письменном виде. Если по истечении ответ не получен, то он имеет право пожаловаться на бездействие в прокуратуру района или суд.

По такому заявлению комиссия проводит исследование жилья с целью установления его непригодности для проживания. По результатам выносится одно из следующих решений:

  • о необходимости проведения капитального ремонта или иных изменений в конструкции квартиры с целью снижения уровня отрицательных факторов;
  • о признании непригодным для последующего проживания в таком жилище людей;
  • о том, что дом является аварийным, который необходимо отремонтировать или снести;
  • о необходимости дальнейшего исследования квартиры.
Читайте также:  Отказ в принятии заявления мировым судьей

Заключение оформляется в установленной форме, изготавливается в трех экземплярах, один из которых в течение пяти дней с момента его вынесения отправляется заявителю и собственнику.

Судебный порядок

Данный порядок применяется после того, как межведомственная комиссия приняла какое-либо решение в отношении обследуемого жилья, а именно признала его пригодным. Если собственник не согласен с такими выводами, то он может обратиться в суд для оспаривания в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Для того, чтобы обосновать свои доводы заявителю желательно обратиться с просьбой к суду провести строительную судебную экспертизу, с целью подтверждения или опровержения доводов комиссии.

Перед экспертом необходимо поставить следующие вопросы при исследовании жилья:

  • дать техническую оценку состояния жилья;
  • возможность проведения капитального ремонта и его целесообразность.

Документы для признания квартиры непригодной для проживания

Для того, чтобы районная администрация могла собрать комиссию по оценке состояния жилья, к заявлению необходимо приложить:

  • копии документов на квартиру (дом), которые подтверждают наличие в собственности заявителя;
  • план помещения, технический паспорт;
  • заключение, по обследованию помещения административно-технической инспекции.

Это перечень основных документов, без них заявление рассматриваться не будет, однако, желательно еще приложить письменные претензии граждан, которые недовольны своими условиями проживаний в этом доме.

Последствия признания для жильцов

Законодательство РФ напрямую не предусматривает последствия, которые следуют после признания жилья непригодным.

Путем анализа различных законодательных актов можно выделить некоторые последствия:

  • жилье, которое признано непригодным выкупается органом местной власти или меняется на другое, но не обязательно новое и равноценное по размерам, характеристикам;
  • если в квартире проживают несколько семей, то скорее всего, они не получат каждый отдельное жилье;
  • для нанимателей и собственников жилья они отличаются, нередки случаи, когда съемщики оказываются в выгодном состоянии, получая право без очереди заключить договор социального найма на новую недвижимость. Хозяин же дома или квартиры имеет право на получение компенсации или другой жилищной площади. При получении нового жилья, как правило не учитываются параметры непригодного, оно должно находится в пределах того же населенного пункта, что и аварийное.

Согласно сложившейся судебной практики, если собственником является инвалид, нуждающийся в медицинском обслуживании в конкретном учреждении, то в случае предоставления жилья в другой части населенного пункта с учета его не снимают по возможности, должно быть, предоставлено жилище как можно ближе к такой организации.

Заключение

Признание квартиры непригодной для проживания осуществляется по определенному порядку. Для этого создается специальная межведомственная комиссия, осуществляющая свою деятельность по следующему алгоритму:

Жилье непригодное для проживания

Жилой фонд постоянно, но все же недостаточно быстро обновляется. Некоторые здания нуждаются в том, чтобы быть признанными аварийными. Это необходимо для обеспечения безопасности граждан. В статье рассказано о том, какое жилье, когда и зачем признают непригодным для жизни, а также, что делать собственникам, чье жилье является таковым.

Какое жилье считается непригодным для проживания

ФЗ РФ №185-ФЗ непригодной (аварийным) признает жилую площадь:

  • находящуюся в опасной для обитания человека зоне (существует риск оползней, сельвы, лавины из снега, подтопления, дом располагается слишком близко к воздушным линиям передач переменного тока, в зоне ЧС);
  • свыше 70% несущих конструкций которой изношены (со временем в стенах и фундаменте появляются не подлежащие заделке трещины);
  • в пределах которой нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы проживания (если исправить ситуацию невозможно без переселения жильцов и разрушения постройки);
  • расположенную вблизи оживленной магистрали (существует предел уровня шума, превышение которого негативно отражается на здоровье).

Невозможно проживать в доме по причине его частичного или полного разрушения под воздействием природной стихии (ураган, наводнение, землетрясение), пожара.

Аварийным дом становится, только если доказано, что, проживая в нем, жильцы рискуют своими жизнями и здоровьем (существует риск обрушения здания, потолка, пола, заражения опасными заболеваниями из-за наличия плесени и вредителей).

При этом отсутствие в доме необходимых коммуникаций (горячая и холодная вода, свет, газ, санузел) не является причиной для переселения по причине непригодности здания для проживания. Это же касается случаев отсутствия лифта или отдаленности мусорных контейнеров, не благоустроенной территории.

Чем отличаются ветхое, аварийное и непригодное для жилья?

Термин «ветхое жилье» встречается в методических пособиях, к примеру, в методичке, касающейся ЖКХ, выпущенной в 2004 г. Ветхими признаются здания, а также отдельные конструкции, изношенностью более 70% для каменных строений и 65% для деревянных. При этом сама конструкция может сохранять прочность и не разрушаться, но жилье для обитания становится непригодным.

Так, иногда дом вполне безопасен, но по причине появившихся в его стенах дырами, сорванной крыши, прогнивших полов жить в нем становится невозможно. Указанное процентное соотношение приблизительно, нигде и никаким документом не закреплено.

Ответственные лица обычно определяют ветхость жилья на глаз, исходя из собственных представлений о том, как должно выглядеть подходящее для обитания здание.

Аварийным считают здание, где жить опасно именно из-за нарушения норм безопасного размещения человека. В ветхом жилье теоретически жить можно (заделать дырку пленкой, подлатать крышу, утеплить стены), в аварийном доме жить опасно, поскольку в любой момент он может разрушиться.

Ветхое жилье способно простаивать в таком состоянии годами, непригодное постепенно разрушается. Из ветхого жилья переселяют реже, чем из того, что признано непригодным. Всегда есть шанс на качественный ремонт или реставрацию, которые вернут зданию не только прежний облик, но и качество.

Непригодное здание редко когда подлежит реставрации или ремонту. Фундамент или стены восстановить невозможно.

Порядок признания жилья аварийным или непригодным для проживания

Аварийным жилье признают после осмотра и вынесения заключения членами специальной комиссии, созванной по просьбе жильцов или ответственных госработников. Происходит это в административном (стандартном) порядке или в ходе судебного заседания (при не согласии с тем, что в доме можно жить или же наоборот с тем, что дом нужно обязательно сносить).

В административном порядке

Если владельцы полагают, что здание отремонтировать нельзя, то они обращаются к местным властям. Решить вносить или нет недвижимый объект в реестр аварийного жилья, обязана межведомственная комиссия. Созыв ее производится в соответствии с Постановлением №47 не позже, чем через 30 дней после получения заявления.

В обязанности комиссии входит:

  • составление акта об обследовании здания и отдельных его помещений (подвал, квартира, комната);
  • вынесение заключения о степени пригодности здания к проживанию.
  • проверяют состояние несущих и ограждающих конструкций на предмет разрушений и серьезных повреждений;
  • изучают наклоны и прочность лестниц;
  • изучают состояние инженерной системы и соответствие ее санитарным требованиям;
  • осматривают наружные сцены на предмет обеспечения ими необходимой теплоизоляции;
  • убеждаются в защищенности жилья от внешнего природного воздействия (ветра, пыли, дождя, снега).

В состав комиссии могут включить жильца, проживающего в аварийном доме, но у него только совещательная роль, права голоса такой человек не имеет. Если дом признан непригодным для жизни, то собственники квартир уведомляются о предстоящем выселении не позже, чем на следующий после вынесения соответствующего постановления день.

Собственник жилья вправе потребовать компенсировать ему убытки, связанные с переселением или потребовать полностью возместить стоимость квартиры.

Жильцы, владеющие квартирой по договору социального найма, компенсацию требовать не вправе, им выдают равное по площади жилье в новом доме, куда переселяют людей из аварийного жилья. Возмещение цены квартиры происходит на основании ст. 32 ЖК РФ и без возможности последующего участия в программе переселения жильцов из старого дома в новый.

Пример. Гражданин Бирюков Р.О. потребовал компенсировать ему стоимость квартиры, из которой его планируют переселить. Просьба была удовлетворена. Спустя некоторое время все жильцы дома переселились в новые квартиры, старое здание снесли. Гражданин Бирюков новое жилье не получил, поскольку стоимость некогда принадлежащих ему квадратных метров была полностью выплачена.

Комиссией исследуются технические характеристики здания (технический паспорт), запрашиваются выписки из ЕГРП. Окончательное заключение членов комиссии оформляется в 3 экземплярах. При этом, если голоса членов комиссии равны, то решающий принадлежит председателю.

В случае несогласия жильцов дома с принятым решением, они вправе добиваться признания дома непригодным для проживания в судебном порядке.

В судебном порядке

Подать заявление в суд с целью обжалования принятого межведомственной комиссией решения можно в течение 3 месяцев со дня получения сведений о таковом (с.219 КАС РФ). Чтобы доказать безосновательность и ошибочность выводов, к которым пришли члены комиссии, подают ходатайство в суд, содержащее просьбу о проведении строительной экспертизы.

В ходатайстве указывают на необходимость получения у эксперта ответов на вопросы:

  • о состоянии здания, находящегося по конкретному адресу;
  • о возможности провести ремонт здания, реконструировать его;
  • об экономической целесообразности реконструкции или ремонтных работ, способствующих восстановлению здания.

Если эксперт выдаст заключение о том, что ни проживание, ни ремонт в здании не являются возможными, то заключение, сделанное межведомственной комиссией, признается судом недействительным. Порядок действия в этом случае зависит от того, является гражданин собственником помещения или же владеет им по договору социального найма.

Необходимые документы

Чтобы добиться созыва межведомственной комиссии заявитель обязан предоставить:

  • заявление с требованием признать дом аварийным;
  • ксерокопию документов, подтверждающих право собственности;
  • проект преобразования нежилого помещения в жилое, если таковое происходило;
  • отчет специальной организации, привлеченной к обследованию жилья с целью выявления износа и других мешающих проживанию в доме деталей;
  • заключение проектно-изыскательной организации о результате обследования несущих и иных конструкций (иногда в таком заключении нет нужды);
  • письма и жалобы граждан, не удовлетворенных состоянием собственного жилья.

Дополнительно могут потребовать техническую документацию (технический паспорт и план помещения), а также бумаги, подтверждающие право собственности на дом.

Жилье признано непригодным для проживания — что дальше?

Важно, чтобы жилье не просто признали непригодным, но и учли, что оно непригодно также и для ремонта, реконструкции. После получения соответствующего заключения суда или решения комиссии граждане, владеющие жильем по договору социального найма:

  • встают на учет вместе с теми, кто нуждается в улучшении условий жизни (происходит это по месту проживания, обращаются в муниципалитет);
  • добиваются признания их малоимущими (нужны такие документы, как справка о составе семьи, копии поквартирных карточек, копии лицевого счета в банке, документы на жилье, справки с учебы, работы, бумаги, подтверждающие стоимость имущества).

Обычно расселение производится в течение 12 месяцев. Но иногда граждан расселяют в кратчайшие сроки. Обычно это происходит, если дом признают аварийным после сильного пожара, землетрясения, обнаружения, что при его постройке использовали вредоносные и опасные для здоровья человека вещества.

Собственникам квартир никаких действий предпринимать не нужно, они получают новое жилье.

Как происходит переселение из непригодного для проживания жилья

Владельцам аварийного жилья компенсируют расходы, связанные с переездом и стоимостью недвижимости.

Возможны два варианта развития ситуации с переселением:

  • Владелец квартиры получает другую жилую площадь взамен утраченной при сносе аварийного здания.

При этом оформляют договор об освобождении собственности. Оформляют новые документы на владение конкретной жилой площадью. Собственник переезжает в новый дом в установленный срок.

  • Собственнику возмещается стоимость квартиры.

Размер компенсации не может быть меньше рыночной стоимости аналогичной жилой площади. Возмещению подлежат также оплата услуг грузчиков и съем квартиры, если заселение по каким-то причинам происходит не в установленные сроки. Обычно государство соглашается на компенсацию только в том случае, когда в конкретном районе нет свободного жилья (нет свободных квартир, не та площадь, дом, предназначенный под расселение, уже разрушен, а новый еще не закончили строить).

Предоставленная жильцам из аварийного дома площадь должна быть соответствующим образом оборудована – проведены коммуникации, в квартире установлена плита, во дворе есть место под парковку. Условия жизни в новом доме обязаны быть лучше предыдущего. Переселять из одного непригодного жилья в другое, даже временно, собственно также как и переселять в коммунальные помещения, права не имеют.

На выбор переселенцу предоставляют три варианта квартир. Если он не остановится ни на одном из них, то ему просто компенсируют утраченное жилье (исключение – собственники, владеющие квартирой по договору социального найма, им жилую площадь предоставляют все равно, даже в обход высказанного мнения о таковой). На переезд отводится не менее 6 месяцев со дня получения уведомления о выделении нового жилья.

Не имеют права предоставлять квартиры меньшие по площади тех, что были в собственности. При условии проведения доплаты государство вправе выделить большую площадь, но лишь при наличии таковой. Отправить в другой район или город также не могут.

Непригодным считается дом, жить в котором становится опасно жить по какой-либо причине (разрушение стен, потолка, фундамента, неблагоприятные санитарные условия). При этом различают такие понятия, как ветхое и аварийное жилье. Ветхое подлежит ремонту, аварийное сносят. Для определения судьбы дома созывают специальную комиссию, призванную обследовать жилье.

Получение жилья собственником взамен непригодного для проживания

Дом, в котором я проживаю, межведомственной комиссией признан непригодным для проживания . Заключение:помещения квартир не соответствуют требованиям , предъявляемым к жилому помещению и не пригодны для проживания. Проведение капитального ремонта по восстановлению утраченных эксплуатационных характеристик жилых помещений экономически нецелесообразно. Заключения о сносе дома нет. Рекомендации: требуется расселение дома. Я являюсь собственником жилого помещения. Хочу узнать, с чего мне начать и куда обращаться? У жильцов по договору соц. найма уже есть решение суда о предоставлении жилого помещения. Буду ждать Вашего ответа.

Ответы юристов ( 2 )

  • 7,8 рейтинг
  • 6307 отзывов

Добрый день!
Поскольку ваша квартира в собственности — то существует следующее правило — 1) о предстоящем
изъятии жилого помещения собственники должны быть извещены не позднее, чем за
год до предстоящего изъятия; 2) госорган принявший решение об изъятии вашего
жилья должен договориться с вами о выкупной цене вашего жилья (вашей
доли), в выкупную стоимость при этом включается не только рыночная стоимость
вашего жилья, но и ваши расходы в связи с переездом, покупкой и оформлением
нового жилья, а также прочие расходы в связи изъятием вашего жилья. Поэтому
примите активное участие в определении выкупной стоимости вашего жилья. При
этом если соглашения не будет, то данный спор может быть разрешён в судебном
порядке; 3) по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое
жильё с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Доброе утро! Но в Администрации, мне ответили, что согласно заключению комиссии, дом не признан аварийным и сносу не подлежит, поэтому они не имеют права выставлять требования о сносе жилья собственными силами, а так же о выкупе! А разве непригодный дом для проживания и аварийный это разные понятия? Есть закон в котором указаны точные описания этих двух понятий? Спасибо за ответ!

Читайте также:  Право мужа на часть наследства при наличии завещания

Вам ответили устно или письменно? Если устно — напишите заявление — чтобы администрация дала официальный письменный ответ.

Я писала в департамент, что бы мне выслали требование о сносе дома, согласно ст.32 п.10 ЖК РФ и мне ответили, что дом непризнан аварийным и сносу не подлежит, поэтому они не могут собственнику выставить данные требования! НЕТ закрнных оснований. Может мне написать предложение в Департамент городского хозяйства о выкупе земли?

Можете написать данное предложение, но на практике землю выкупают, если есть интерес застройщика. В вашем деле нужно смотреть официальные ответы, поскольку нужна знать не только окончательное решение госоргана, но и обоснование.

Вы мне скажите, понятия: не пригоден для проживания, подлежит расселению и аварийный и подлежит к сносу, это одно и тоже или нет? желательно со ссылкой на закон! И еще Вы бы могли взяться за мое дело, соответственно вся Ваша работа будет оплачена, по расченкам Вашей компании! жду Вашего ответа и решения!

Есть соответствующее Постановление Правительства в котором определены основания для признания жилого помещения
непригодным для проживания и многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Так вот, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

1) ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

2) изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Отдельно подчёркивается, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

1) отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;

2) отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;

3) несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Как признать жилье непригодным для проживания?

Со временем все строительные объекты ветшают и приходят в непригодность. Сейчас в таких домах проживает много людей, хотя они имеют полное право на замену его новым.

Возникает вопрос: как получить новую квартиру взамен аварийной? Прежде всего, нужно осуществить процедуру признания данного жилья аварийным. Такая процедура осуществляется в соответствии с законами нашего государства.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Какое жилье считается непригодным для проживания

Чтобы зданию был присвоен статус непригодного для жизни в нем, его необходимо тщательно обследовать. При этом учитываются результаты проверки фундамента, несущих стен, планировки здания и отдельных помещений, внутреннего состояния.

Обязательно учитываются санитарные и гигиенические условия жилья и их соответствие нормам.

По официально принятым нормам, жилище может представлять весомую угрозу для жизни людей, если:

  • 70% всей площади жилого многоквартирного дома или частного дома изношены;
  • 60% отдельного дома, построенного из дерева, изношено;
  • жилое здание находится в пределах санитарно-защитного, пожароопасного или взрывоопасного объекта. Также опасным соседством может быть завод или отдельный цех, инженерные сети или территории, где возведение жилых объектов вообще рискованно;
  • дома находятся на земельных участках, которым угрожают последствия природных катастроф. К ним относятся наводнения, оползни, обвалы, схождение селей и так далее;
  • временное жилье, которое было предназначено для краткосрочного проживания людей, но на самом деле эксплуатируется больше десяти, а то и двадцати лет;
  • износ здания, его деформация, а также нанесенные дому повреждения могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации или обвала;
  • недвижимому объекту был нанесен весомый ущерб от пожаров, стихийных бедствий и прочих техногенных катастроф;
  • для воссоздания естественного функционирования здания, нет возможности осуществлять техническое или коммунальное обслуживание.

Помещения, в которых нет условий для жизни людей

Постановление о признании здания неприменимым для жизни людей принимает межведомственная комиссия.

Жильем, в котором категорически нельзя жить, могут считаться объекты недвижимости в том случае, если:

  • оно размещено в здании завода, фабрики или учреждения, которые по своей сути не причислены к жилым помещениям;
  • исследуемые на непригодность объекты находятся в строении, которое не должно выделяться под жилой фонд, и признано нежилым;
  • во время планировки и возведения здания, были допущены нарушения, которые делают невозможным его нормальное благоустройство согласно законодательным нормам;
  • здание не отвечает ни санитарным, ни гигиеническим нормам;
  • существует официальная документация, согласно которой строения были признаны аварийными.

Бывают ситуации, когда жильцы отдельной квартиры, находящейся в многоквартирном доме, по собственному желанию подают заявку на проведение процедуры признания жилого помещения непригодным для проживания.

В этом случае, в жилищный отдел и межведомственную комиссию должно поступить заявление, подтвержденное необходимыми документами о возможности проведения осмотра и оценки данного жилого помещения.

Переселение из ветхого и аварийного жилья собственников.

О признании дома аварийным и подлежащим сносу читайте тут.

При рассмотрении вопроса, соответствующая ситуации комиссия будет иметь в виду следующие факторы:

  • к какому типу относится жилое помещение, его размеры;
  • насколько изношено многоквартирное здание;
  • какие финансы необходимо затратить на осуществление капитального ремонта и перестройки;
  • существует ли реальная возможность улучшения условий квартиры.

Нарушения в планировке

Согласно законам нашего государства, любой владелец имеет право на получение нового жилья взамен изношенного или создающего риск для жильцов.

Для реализации такого права, квартира должна быть признана аварийной и подлежать сносу. Но для этого стоит изначально разобраться с причинами, вызвавшими волнение жителей.

Когда комиссия обнаруживает в многоквартирном или отдельном доме изъяны в планировке, строение может быть признано непригодным для жизни.

Таких несоответствий в планировке проявляется большое количество. Среди них такие, как несоответствие высоты стен с их запланированными данными (менее 2, 25 м.), в ширину пол достигает менее двух метров, или находится ниже уровня покрытия двора, проемы двери меньше 70 см. и т. д.

Большое значение в принятии решения комиссией имеет расстояние окон до разных соседних объектов. Например, если до стены соседнего здания менее трех метров или периметр дворика, куда выходят окна, составляет не менее двадцати пяти метров квадратных. Веским основанием для непригодности квартиры к проживанию считается наличие выхода на крышу дома или в подвал.

Нарушением планировки считается расположение труб канализации над квартирой или их прокладка непосредственно в жилом помещении. Неправильным принято считать наличие входа в санузел сразу из жилой комнаты, в этой ситуации, предусмотрен коридор.

Несоответствие санитарно-гигиеническим нормам

Иногда гигиенические и санитарные условия не соответствуют нормальным условиям проживания. К таким нарушениям относятся: отсутствие деление квартиры на комнаты, недостаточное освещение или его полное отсутствие, выход окон на уровень крытых арок, постоянные вибрации здания, прочее. Решить эти проблемы невозможно.

Одним из факторов для нормального проживания людей является уровень шума и вибрации. Чтобы определить их уровень, необходимо задействовать специальные приборы.

Фактор превышения уровня данных показателей и невозможности решения данной проблемы является одним из главных моментов в признании жилого помещения непригодным.

Нарушение температурного режима помещения и повышенная влажность существенно влияют на здоровье жильцов. Чтобы привести эти показатели в норму, понадобится специальное оборудование.

Если устранить дефекты не удастся, то людей необходимо отселить в безопасное для их жизни жилое помещение. Немаловажную роль играет размещение рядом с домом предприятий, которые выбрасывают в воздух разные вредные вещества.

Принципы предоставления нового жилья

В нашей стране некоторые категории граждан имеют право на внеочередное получение жилья. К этой категории лиц принадлежат те, чье жилье безвозвратно пострадало от стихийных бедствий. Проживание в таких домах невозможно.

Но признанного факта непригодности жилых помещений недостаточно. Обеспечение пострадавших жильем осуществляется на основании регламентированного порядка, согласно соответствующим статьям ЖК РФ. Кроме этого, специальная комиссия должна официально задокументировать свое постановление.

Причисление домов к ветхим, аварийным или подлежащим сносу дает возможность жильцам получить взамен новые квадратные метры.

Но есть еще один вариант поддержки таких граждан. Иногда они принимают предложение о получении финансовой компенсации, предназначенной на приобретение квартиры или дома.

Если жилое здание признано специальной комиссией подлежащим сносу, его определяющее целевое назначение не меняется, как не меняются и требования к нему. То есть будет неправильным обменять обследованный объект с его классифицирующим признаком годности.

Непригодность определяет право и возможность использовать жилое помещение для постоянного проживания. Если речь идет о непригодном жилье, то это служит основным фактором для изъятия объекта из жилого фонда и причисления его к нежилому.

Как жилое помещение признается непригодным для проживания

Чтобы признать квартиру или дом непригодными к проживанию, необходимо пройти несколько этапов:

  • проведение экспертизы помещения, включая исследования материалов строения, несущих конструкций, коммуникационных систем;
  • составление заявления в комиссию по оценке качества жилых помещений. Кроме заявления, следует подготовить план помещения, техпаспорт, перечень проблем, которые не позволяют условиям проживания считаться нормальными;
  • получение результатов проверки. Экспертная комиссия принимает решение по пригодности или непригодности помещения для постоянного проживания.

В состав комиссии, которая проводит экспертную оценку проблемных помещений, входят:

  • владелец недвижимости;
  • ответственный квартиросъемщик;
  • инженеры-проектировщики;
  • представители пожарной, эпидемиологической, а также других затребованных по обстоятельствам, служб.

Заявка на проведение экспертной оценки подается в департамент жилищной политики по месту жительства. Если вы не согласны с негативным решением вашего вопроса, у вас есть право обратиться в суд с иском по обжалованию решения.

Обращение в суд возможно и в других ситуациях. Например, если возникли проблемные вопросы, связанные с договорами аренды, найма и прочее.

Необходимые документы

Заявителю нужно подготовить такие документы:

  • копию свидетельства о праве собственности на жилье, заверенную у нотариуса;
  • план здания;
  • техпаспорт жилого помещения;
  • заявления и жалобы соседей на несоответствие жилого здания установленным нормам;
  • документы, которые составлялись по факту проведения ремонтных работ за последние три года;
  • оценку лицензированным на осуществление проектно-изыскательных работ предприятием технического состояния жилого помещения;
  • документы, подтверждающие результаты мероприятий госконтроля по выявлению соответствия норм законодательства об использовании, а также содержании в целостности жилого объекта;
  • прочие бумаги, которые могут затребовать служащие территориального отделения.

Здесь вы можете скачать образец заявления о признании дома аварийным.

В определенные законом сроки, комиссия рассмотрит заявление и проведет экспертную оценку помещения. После этого будет вынесено решение.

Вариантов может быть несколько:

  • жилье признано пригодным к проживанию, так как условия соответствуют установленным нормам;
  • существует необходимость реконструкции или перепланировки здания, проведения в нем капитального ремонта;
  • жилье не соответствует общепринятым нормам;
  • недвижимость признается аварийной и подлежит сносу;
  • многоквартирный дом признается аварийным, необходима реконструкция;
  • Если дом признается аварийным, жильцов отселяют и проводят ремонтные работы. В случае признания жилья непригодным для проживания, жильцов переселяют, а здание сносят.

Когда не получен ожидаемый результат

Если дом признан аварийным, автоматически расторгаются договоры аренды или найма. В случае возникновения проблемных моментов, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

Когда заявитель не согласен с принятым решением, он может также его оспорить в суде. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда комиссия признает дом пригодным для жилья, но заявитель с этим не согласен. Результаты экспертной комиссии и ее решение должно быть донесено до жильцов в течение пяти дней.

Когда принимается решение по сносу жилого здания, об этом уведомляется инстанция, отвечающая за жилищный надзор.

Исключение

В том случае, когда состояние здания является прямой угрозой жизни и здоровью человека, решение принимается в течение одного дня.

Это происходит в следующих случаях:

  • несоответствие санитарным нормам увеличено в разы;
  • здание находится в месте дислокации природных катастроф, таких как оползни, сходы селей и лавин;
  • повышенный уровень шума на территории расположения дома;
  • разрушение зданий в результате землетрясения, наводнения, прочее.

Старое, обветшалое жилье считается непригодным для проживания при условии невозможности его восстановления с помощью реконструкции.

Ситуации, когда жилье не признается непригодным для проживания:

  • когда в малоэтажном доме отсутствует система канализации, горячая вода;
  • если в доме нет лифта и мусоропровода, но в данном здании намечено провести капитальный ремонт.

В большинстве случаев, данная процедура не проводится в желаемые сроки.

Часто она затягивается по многим причинам:

  • размытость правовых норм;
  • разногласия во мнениях жильцов многоквартирного дома по вопросу признания дома непригодным для проживания;
  • поиски жилья для людей, в случае признания здания подлежащим к сносу.

Предоставление жилья вместо аварийного по норме предоставления

Когда комиссия принимает решение о признании проблемного жилого здания аварийным и непригодным для проживания, все жильцы должны быть переселены в равноценные квартиры. Если такая норма закона не будет соблюдена, нужно обращаться в судебные инстанции.

Каким требованиям должно соответствовать новое жилье:

  • располагаться в той же местности;
  • площадь не должна быть меньше размеров предыдущего жилья (в данной ситуации, не учитывается пол и количество проживающих).

В случае длительных проволочек с выделением нового жилья вы имеете право на получение финансовой компенсации.

Так, если ваш дом не отвечает никаким нормам проживания и может считаться аварийным, напишите заявление на проведение данной процедуры.

Если у вас возникнут какие-то трудности с решением проблемного вопроса, обратитесь за консультацией к специалистам, ознакомьтесь с нормативной базой по данной проблеме.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Ссылка на основную публикацию