Как отстоять подъезд к земельному участку

Что делать, если соседи по участку перекрывают проезд к дому?

Главная » Земля » Что делать, если соседи по участку перекрывают проезд к дому?

Очень часто в садоводческих товариществах, дачных объединениях или обычных частных секторах возникают напряженные отношения между соседями. Часто они перерастают в открытое вредительство друг другу. Одним из вариантов осложнения жизни соседям является перекрывание подъездных путей к участку соседа с помощью мусора, техники или путем включения части общественной территории в состав участка одного из соседей. Изучите способы борьбы с такими действиями соседей.

Что делать, если соседи по земельному участку перекрывают проезд к дому

Для принятия юридически правильного способа борьбы с соседями изучите материал, касающийся перекрывания путей подъезда к дому одного владельца земельного участка другому.

Основываясь на данных статьи 262 ГК РФ, делайте вывод о том, что владельцы участков земли должны иметь возможность без осложнений и препятствий добираться до своего участка и дома, построенного в пределах границ земельного надела. Кроме этого, граждане имеют право посещать территорию общего пользования без чьего-либо разрешения и без ограничения по времени пребывания на таких территориях. Граждане могут осуществлять применение природных объектов, расположенных на территории общего доступа в пределах, установленных законом страны.

Статья 262 ГК РФ называется дословно «Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок».

Учтите, что данная статья регламентирует не только право пользования собственным участком земли, но и общественными территориями, которые не могут быть перекрыты на основании желания какого-либо гражданина или группы лиц. При этом в статье имеется в виду право на пользование муниципальными территориями, на которых нет ограничительного оборудования, установленного государственными органами, а не только территориями, расположенными в пределах ЗОП.

Существуют регламентирующие данные по обеспечению проходов по территории при осуществлении работ по землеустройству новых объектов землепользования и приведения в порядок уже существующих территорий в соответствии с нормами Росземкадастра.

Любой участок территории земли в соответствии с категорией земли и ВРЗ обеспечивается пешеходным проходом, ширина которого не может быть меньше 1 метра, проездом для автомобильного транспорта, ширина которого не может быть менее 3, 5 метра.

Любой земельный участок, на котором разрешено возводить капитальные объекты строительства, обязательно обеспечивается проездом. При этом не имеет значения факт наличия построенных сооружений на данном участке.

Если территории земель общего использования не хватает для обеспечения полноценного проезда до участка земли, то доступ к участку обеспечивается путем составления частного сервитута.

Знайте, что на основании ФЗ № 218 нельзя осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, если к нему перекрыт доступ путем проезда или прохода. Государственный регистрирующий орган вправе приостановить процедуру регистрации права собственности в отношении участка земли, который формируется или перераспределяется, если к такому участку не обеспечен подъезд беспрепятственный и постоянный. Государственный кадастровый учет может быть осуществлен путем составления сервитута в отношении участка, лишенного прямого доступа к общей территории.

Нет возможности зарегистрировать участок земли или внести данные в кадастровый реестр в отношении участка, который не имеет выхода к общей территории. Если доступ к участку перекрыт по вине соседа, это является прямым нарушением законных прав владельца земельного надела.

В ФЗ № 218 четко определено, что при осуществлении процедуры уточнения границ участков, данные для формирования границ вносятся из документов, которые являются доказательством права на владение и распоряжение участком земли. Если правоустанавливающей документации на землю у владельца нет, то данные о границах берутся из документов, составленных при формировании земельного участка или территории, в состав которой входит интересующий участок.

Если данных об участке нет, сведения о границах территории отсутствуют, тогда положение границ земельного надела фиксируется на основании законной процедуры формирования проекта межевания в соответствии с нормами градостроительного законодательства. Если при проверке проекта межевания территории информация об участке не найдена, границами признаются существующие в течение 15 лет фактические границы участка земли.

При этом границы привязаны к объектам природного происхождения и к ограничениям участка, возведенным собственниками. Такими ограничительными ориентирами могут быть деревья, заросли кустарника, забор.

Если соседи перекрывают доступ к участку, то в соответствии со статьей 12 ГК РФ эти действия рассматриваются как нарушение гражданских прав гражданина. Защита гражданских прав и свобод может быть осуществлена путем восстановления тех условий, которые присутствовали до момента их нарушения. Все нарушения должны быть сформулированы и перечислены, действия, которые могут привести к нарушению права, тоже должны быть обозначены.

А на основании статьи 304 ГК РФ любой собственник имущества, включая земельный участок, имеет право требовать устранение нарушений его прав и прекращения попыток создать угрозу нарушения гражданских прав. При этом не имеет значения, имел ли место факт нарушения владения или причинения порчи имуществу.

Если границы участка соседа определены некорректно, что препятствует доступу к собственному участку, смело подавайте в суд заявление с целью внесения изменений в кадастровый реестр в отношении участков земли, в отношении которых допущена неточность при межевании. Часто такие ситуации могут возникать из-за захвата территории ЗОП без согласования данного действия с администрацией поселения.

Собственник земельного участка, доступ к которому перекрыт, отстаивает свое право путем возвращения прежних границ участков, которые существовали до момента нарушения его прав, при этом сам пострадавший владелец не был лишен имущества.

Куда жаловаться, если соседи по участку каждый день жгут костры?

Что делать, если соседи по огороду топят канализацией, читайте тут.

Если владелец соседнего участка земли по своему желанию незаконно захватил часть земли общего пользования, то это не может являться основанием для ограничения права на передвижение по общей территории любого другого соседа. Передвижение граждан по открытым муниципальным и государственным территориям не может быть ограничен частным лицом.

Юридическая практика показывает, что однозначных ситуаций явного нарушения прав одного соседа другим очень много. Однако, случаются ситуации, когда собственник земельного участка восстанавливает свои права в пределах границ собственной территории, при этом происходит нарушение прав соседа. Фактически в суде приходится разбираться в том, кто и в чем нарушает права друг друга, а для этого определяются базовые параметры участков земли.

Рассмотрите пример, который покажет сложность подобных ситуаций и нарушений прав соседей. Владелец соседнего участка решил продать земельный надел и осуществил процедуру межевания с привлечением сотрудников земельного кадастра. После осуществления межевания были определены границы его территории, которые впоследствии были обнесены забором в полном соответствии с нормами законодательства.

При этом оказалось так, что проезд для соседа оказался закрыт, добраться до своего участка он не может из-за возведенного забора. Выясняется, что в течение многих лет владелец участка, к которому перекрыт проезд, передвигался по чужой территории, не имея на это прав. В такой ситуации бесполезно оспаривать положение границ, определенных кадастровым инженером в процессе межевания территории. Необходимо попробовать установить сервитут, если владелец изолированного участка земли не сможет найти иного выхода к участку.

Для решения сложившейся ситуации, описанной выше, существует возможность владельцу изолированного участка земли подать в суд негаторный иск (иск, целью которого является выявление всех возможных нарушений прав собственности в отношении заявителя). Так как право гражданина на доступ без препятствий к участку земли нарушено, он имеет право попытаться восстановить свои нарушенные права.

При таком развитии событий в суде необходимо требовать устранение всех событий и ситуаций, которые являются причинами нарушения прав заявителя и затрудняют доступ к территории земельного участка.

Если сосед наотрез отказывается идти навстречу и попробовать решить ситуацию путем договора, обратитесь в администрацию или суд, чтобы судебная инстанция вынесла решение о необходимых и достаточных действиях, которые смогут устранить проблему доступа к участку земли.

Заявление на соседа по земельному участку

Чтобы составить заявление участковому, необходимо написать в свободной форме суть вопроса и проблемы, можно использовать образец для правильного заполнения бланка. В случае отсутствия желания или возможности составить письменное заявление, гражданин может в устной форме изложить все претензии и суть вопроса о нарушении его прав сотруднику внутренних органов полиции. При этом сотрудник МВД обязан со слов заявителя составить подробный протокол, который после составления должен подписать заявитель.

Письменное заявление, составленное самостоятельно заявителем, или устное заявление, зафиксированное участковым, регистрируется в дежурной части для того, чтобы оно было рассмотрено сотрудниками МВД.

Заявление гражданина может быть направлено в адрес участкового инспектора или на имя начальника отделения МВД. После рассмотрения заявления начальником подразделения органов внутренних дел заявление отправляется обратно участковому для дальнейшего разбирательства.

В заявлении в полицию или участковому необходимо указывать только те факты, которые имели место. Если есть свидетели событий, то их необходимо указать в заявлении.

После детального и последовательного изложения ситуации, требующей вмешательства органов внутренних дел, укажите в тексте те меры, которые необходимо применить в отношении граждан, нарушивших права заявителя. После составления документа ниже под текстом ставится дата и подпись заявителя с расшифровкой.

Для гарантированного рассмотрения заявления допускается отправить его письмом в отделение МВД или доставить лично и зарегистрировать в дежурной части, получив квитанцию о том, кто и в какое время принял заявление.

Учтите, что составляя заявление на соседа по земельному участку, необходимо в текст внести следующие данные:

  • Справа сверху пишется ФИО и должность сотрудника МВД, кому адресуется заявление;
  • Паспортные данные заявителя, личные данные, контактные данные, фактический адрес проживания;
  • Изложение фактов по существу событий, которые заявитель считает нарушением его прав. Необходимо подробно изложить все факты, упомянуть всех лиц, которые могут быть свидетелями совершения правонарушений в отношении заявителя;
  • Заявитель должен изложить требования, которые, по его мнению, необходимо применить в отношении нарушителя;
  • Поставить дату и подпись с разборчивой расшифровкой, если почерк нечитаемый, заявление могут не принять.

Имейте в виду, что обращения в полицию без указания своей личности заявителем не рассматриваются. Учтите, что заявление рассматривается должностным лицом в зависимости от серьезности изложенного материала и загруженности в работе должностного лица. Рассчитывайте на то, что максимальный срок рассмотрения заявления может достигнуть месяца.

Знайте, что составить обращение к участковому полицейскому является правом каждого гражданина, которое он имеет право использовать для защиты своих прав. Любые действия соседей, которые нарушают права гражданина, являются поводом составления заявления в полицию.

Как подать в суд на соседей по земельному участку

Если попытка решить проблему с соседями по земельному участку путем обращения в полицию не увенчалась успехом, можно составить исковое заявление в суд.

При этом составлять заявление должен тот, чьи права нарушают соседи по земельному участку, а не очевидцы или друзья пострадавшего гражданина.

Дополнительно подготовьте документы, которые необходимо подавать вместе с иском:

  • Правоустанавливающие документы на участок земли;
  • Доказательство совершения оплаты государственной пошлины;
  • Кадастровый паспорт на участок земли;
  • План осуществления процедуры межевания;
  • Заключение специалиста;
  • Если подавались претензии и жалобы на соседей в администрацию или органы государственной власти, то приложите официальные ответы на жалобы;
  • Наглядный материал, доказывающий неправомерность действий соседей;
  • Дополнительные документы.

Стоимость составления искового заявления в отношении соседей составляет 300 рублей. Исковые заявления на соседей по земельному участку принято рассматривать в течение 60 дней с момента подачи документов в суд и дольше.

Читайте также:  Что нужно сделать, чтобы оформить развод

Делая вывод, запомните, если решили подать заявление в полицию на соседа, будьте готовы к тому, что он, в свою очередь, может подать заявление с требованием применить определенные меры против инициатора конфликта. Прежде чем подавать заявление в МВД на соседа, подумайте, есть ли повод у соседа поступить также в вашу сторону.

Земли населённых пунктов без подъездов к участкам.

#1 zumzum zumzum –>

#2 Ионыч Ионыч –>

  • Старожил
  • 2 175 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    #3 zumzum zumzum –>

    #4 Alderamin Alderamin –>

    Недавно узнали, что ЗОП, как таковых, в нашем коттеджном посёлке нет.
    Визуально дороги присутствуют, но ВРИ у них “Для жилых и нежилых строений”, а не “земли общего пользования”.
    Год назад девелопер “продал” эти участки своему ДНТ и теперь ДНТ не разрешает проезд к своим участкам тем собственникам, которые не согласны с политикой ДНТ и не подписывают кабальный договор на пользование имуществом ДНТ.
    ДНТ у нас не такое, каким ему положено быть. Оно из трёх человек, сотрудников девелопера, в члены никого больше не принимают, и сейчас туда никто не рвётся.
    Объяснять долго и не по существу.
    Хочу услышать ответ на вопрос:
    В соответствии с частью 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
    В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
    Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.
    В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования.
    Кто-то должен нести ответственность, что участки наши проданы БЕЗ надлежащего обеспечения проезда?

    А покупатель участка разве не должен смотреть, что покупает?

    И что нам делать, чтобы можно было по Закону проехать к своему участку?

    Это понятно.
    Но я задала вопрос – возможно ли такое? Допустимо ли законодательством? Есть чья-нибудь вина, кто подписал план застройки территории без проезда к участкам? Есть ли вина кадастровой палаты или администрации поселения?

    Вероятно, чья-то есть – такого быть не должно. Только Вам сильно легче от этого?

    #5 zumzum zumzum –>

    #6 Alderamin Alderamin –>

    “Попало” 20 коттеджн. посёлков. Вы не знаете, как у нас в России это делается?

    Когда глава района сейчас отстранён от должности как раз из-за земельных нарушений. Когда в одной связке все: местные власти, правоохранительные органы, кадастровая палата и девелопер.
    Да, я очень хочу узнать, чья вина и устранить это нарушение.

    Вы прокурор?

    Потому что нас на землях населённых пунктов отказываются включить в границы деревни, которая за забором, отказывают в установлении публичного сервитута и пр.

    #7 zumzum zumzum –>

    #8 НЕмосквич НЕмосквич –>

    Кто-то должен нести ответственность, что участки наши проданы БЕЗ надлежащего обеспечения проезда?

    чёйта хтойта должен нести ответственность за Ваше разгильдяйство кроме Вас?

    Вот здесь ещё мнения услышать хотелось. А их, походу нету.

    #9 Alderamin Alderamin –>

    Сколько уже у нас было, этих юристов. и каждый себя грамотным считал.
    Только вот пока более результативными становятся шаги, которые делаем без юристов, собирая по крупицам информацию и изучая законодательство.
    Вот здесь ещё мнения услышать хотелось.
    А их, походу нету.

    #10 vооdoo vооdoo –>

    Сколько уже у нас было, этих юристов. и каждый себя грамотным считал.
    Только вот пока более результативными становятся шаги, которые делаем без юристов, собирая по крупицам информацию и изучая законодательство.

    вам впору поменять квалификацию, заняться юриспруденцией или журналистикой к примеру

    Кто-то должен нести ответственность, что участки наши проданы БЕЗ надлежащего обеспечения проезда?

    чёйта хтойта должен нести ответственность за Ваше разгильдяйство кроме Вас?

    Сообщение отредактировал vооdoo: 29 Январь 2013 – 16:32

    #11 Saas Saas –>

    [
    . Можно еще попросить местную власть принудительно выкупить эту землю.

    #12 Амир Амир –>

    zumzum, К сожелению не знаю подойдет это вам или нет т.к. нужно выяснить было ли это комплексным освоением для жилищного строительства.
    В ЗК данный вопрос урегулирован ст. 30.2 и 38.2. Ответственность несёт арендатор участка при не исполнении условий комплексного освоения (пункты 3 и 9 ст. 30.1 ЗК). Арендодатель (в лице ОМС) несет ответственность за контроль и соблюдение условий исполнения договора аренды земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.
    Согласно п. 3 ст. 38.2. ЗК
    3. В извещении о проведении аукциона кроме сведений, указанных в подпунктах 1 – 3, 6 – 9 пункта 10 статьи 38.1 настоящего Кодекса, должны быть указаны:
    5) способы обеспечения обязательств по комплексному освоению земельного участка в целях жилищного строительства и их объем;
    6) максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
    7) максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
    8) максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.

    В результате если Ваш девелопер приобрёл участки для комплексного освоения требуйте у ОМС или иного исполнительного органа власти, передавшего участки в аренду для комплексного освоения, контроля за условиями договора аренды участка, а так же аукционных условий торгов. При бездействии обращайтесь в прокуратуру.

    Для решения вопроса на вскидку я бы поступил так:
    собрал собрание собственников жилых помещений для сбора средств на подготовку проекта межевания с выделением границ общего пользования и направил бы его в ОМС для утверждения (если земля в собственности то сделал бы межевой план на раздел участка.

    Далее межевой план утверждается или не утверждается в ОМС или собствеником участка или не согласовывается арендатором (девелопером). При не согласовании межевого плана арендатором участка или его собственником обращаемся в суд с требованиями вынесения решения о кадастровом учете участков которые необходимы для использования жилых домов и для общих поездов.
    далее требования о передаче участков в земли общего пользования на баланс ОМС.
    Детально проблему не рассматривал т.к. у меня ситуация уже с образованными участками под ИЖС где арендатор не отдает свои права на землю для их аренды собственникам незавршенных жилых домов.

    С мнениями форумчан полностью согласен: без грамотного юриста земельщика Вам будет сложно. и цена правильная работы месяцев на 7 по 10 т.р в месяц как минимум вот вам и 70 т.р и выше за всю работу.

    Сообщение отредактировал Амир: 05 Февраль 2013 – 15:42

    Земля общего пользования между соседями

    Задайте вопрос юристу бесплатно!

    Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

    Все данные будут переданы по защищенному каналу

    Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

    Еще вчера вы беспрепятственно проезжали по проселочной дороге к дому, а сегодня на ней стоит забор. Вы не можете попасть на свой участок и не знаете, что делать. Сосед категорически отказывается открыть проезд. Страшная ситуация, не правда ли? Однако с подобными проблемами сталкиваются до 2% жителей территорий частной застройки. Рассмотрим, что является землей общего пользования между соседями и как бороться с ее захватом.

    Что относится к землям общего пользования

    На территориях, на которых расположена частная застройка, существует несколько вариантов земель:

    • государственная (муниципальная);
    • частная;
    • общего пользования.

    Земля общего пользования необходима для того, чтобы собственника (арендаторы, пользователи) земельный участков могли беспрепятственно использовать свои земли.

    На территориях частой застройки и садовых (огороднических) участках к землям общего пользования относятся:

    • дороги всех видов;
    • территории, на которых расположены объекты социально-культурной направленности (парки, скверы);
    • участки, предназначенные для удовлетворения нужд жителей (общий колодец).

    Что делать, если сосед поставил забор

    Популярной ситуацией является установка забора на территории общего пользования. Не всегда такая ситуация нарушает права соседей. Но факт нарушения засчитывается вне зависимости от того, были ли нарушены права соседей.

    Пример. Василина разбила палисадник рядом со своим участком. Она оградила его и свою землю общим забором. Хотя ограждение не мешало другим соседям, сотрудники администрации при проверке вынесли штраф за нарушение границ. Женщина пыталась оспорить протокол об административном нарушении в суде. Однако суд подтвердил полномочия сотрудников муниципалитета.

    Таким образом, возведение забора на территории общего пользования является нарушением законодательства. Это считается захватом земель муниципалитета. Так как все земли общего пользования, по умолчанию, относятся к муниципальной собственности.

    В случае, если такие действия соседей привели к нарушению прав других жильцов, гражданин имеет право инициировать проверку уполномоченных органов. При выявлении факта нарушения виновник будет привлечен к ответственности.

    В случае если виновник не устранит нарушение в срок, то штраф будет выписан повторно.

    Что делать, если сосед перегородил дорогу

    Дороги относятся к землям общего пользования. Причем речь идет не только о крупных дорогах. Землями общего пользования считаются пешеходные дорожки, межи, тропинки. Захват таких земель также запрещен законом.

    Захват дорог может препятствовать проезду других соседей к своему участку, проезду спецтехники. Данный вопрос особенно актуален для крупногабаритной техники (пожарная машина, трактор).

    В соответствии Гражданским кодексом, граждане должны осуществлять свои права, не нарушая прав других соседей. Поэтому строго запрещается перекрывать единственную дорогу к участку, захламлять ее мусором или перегораживать забором.

    Что делать, если сосед присвоил землю общего пользования

    Однако запрет зачастую не мешает гражданам присваивать землю общего пользования. При просмотре судебной практики можно встретить массу конфликтов, которые основываются на незаконном использовании общих земель.

    Для решения проблемы в правовом поле необходимо следовать следующему алгоритма:

    1. Найти собственника земли.
    2. Оформить обращение к владельцу земель.
    3. Обратиться в Росреестр для привлечения виновника к ответственности.
    4. Обратиться в суд.

    Считается, что в подлобной ситуации можно взыскать с виновника моральный вред. На практике подобное практически невозможно. Доказать нравственные страдания от перекрытой территории будет непросто.

    Находим собственника земли

    В первую очередь необходимо подтвердить, что сосед не является законным владельцем данного участка. Возможно межевые границы его надела установлены таким образом, что спорный участок относится к его собственности.

    Кроме того, гражданин вполне имел право заключить с районной администрацией договор аренды и взять недостающую часть надела в аренду на 49 лет. Поэтому не исключено, что он использует его на законных основаниях.

    Для выяснения личности собственника необходимо:

    1. Получить выписку из ЕГРН.
    2. Сверить информацию по плану застройки (генеральный план застройки можно посмотреть в местной администрации).
    Читайте также:  Один собственник в розыске

    Если участок не постановлен на кадастровый учет, а также на него не распространяются права аренды и пользования, то владельцем является местная администрация. В таком случае захват носит фактический характер.

    Устранить его можно обращением к собственнику.

    Обращаемся к собственнику

    После получения документов о фактическом захвате земельного надела, необходимо обратиться к его владельцу. Например, дорога может быть в собственности:

    • ТСЖ;
    • местной администрации;
    • в общей долевой собственности ТЖС.

    Информация о захвате оформляется в письменной форме на имя руководителя ТЖС или главы органа местного самоуправления. После чего, они должны принять меры по привлечению виновника к ответственности за незаконный захват земли.

    Обращаемся в Росреестр

    Если собственник отказывается или не спешит привлекать виновных к ответственности, инициировать вынесение административного наказания могут и граждане. Для этого необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра и сообщить о самовольном захвате земель.

    Росреестр – является государственным органом, который уполномочен самостоятельно привлекать к административной ответственности захватчиков земель.

    Важно! Обращение в отдел полиции по вопросам, связанным с незаконным захватом земель, не принесет результат. Полиция не уполномочена на возбуждение административного дела по данным вопросам.

    Обращаемся в суд

    В ряде случаев возможен юридический захват земли. Это незаконное оформление прав на общую землю.

    Например, на данном участке располагается единственный подъезд к наделу соседа, а виновник оформил межевания или выкупил землю у ТСЖ. В таком случае спор может быть разрешен только в суде.

    Гражданин, права которого нарушены, имеет право подать заявление о прекращении права собственности, внесении изменений в ЕГРН и устранении препятствий в пользовании участком.

    При обращении в суд необходимо доказать следующие моменты:

    • земля относится к территории общего пользования (землеустроительная экспертиза, анализ кадастровых планов участков и генеральных планов строительства);
    • фактические границы не соответствуют официальным (землеустроительная экспертиза).

    Заявитель должен установить в иске следующие требования:

    • установить границы земельных участков;
    • признать результаты межевания неверными;
    • признать сделку недействительной (если права на участок возникли на основании выкупа общей земли у ТЖС);
    • демонтировать забор (при наличии ограждения).

    Ответственность на незаконный захват земель

    К незаконному захвату земель относится:

    • перенос забора за пределы границ его участка;
    • расширение пахотной территории;
    • незаконная постройка за пределами межевых границ участка.

    В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, к нарушителю применяются следующие меры ответственности:

    • для физических лиц – от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка (не менее 5 000 р.);
    • для должностных лиц – от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости участка (не менее 20 000 р.);
    • для юридических лиц – от 2 до 3% от кадастровой стоимости участка (не менее 100 000 р.)

    Если кадастровая стоимость участка не установлена, то величина штрафа рассчитывается иначе.

    № п/пСтатус нарушителяВеличина штрафа
    1Для физических лицот 5 000 р. до 10 000 р.
    2Для должностных лицот 20 000 р. до 50 000 р.
    3Для юридических лицот 100 000 р. до 200 000 р.

    Точная величина штрафа выносится по решению административной комиссии. Однако сумма не может быть меньше минимального размера штрафа, установленного законом.

    Споры между соседями относятся к нервным и не простым. Чтобы избежать личного негатива, целесообразно привлечь к разбирательству юриста. Специалист освободит вас от участив в процессе, сам подготовит иск и соберет документы. Просто опишите ситуацию дежурному юристу, и он предложит юридическую помощь.

    • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
    • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

    Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

    Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!

    Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
    консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!

    Все данные будут переданы по защищенному каналу

    Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

    Инструкция: как оформить сервитут на проезд и проход к участку? Образец соглашения

    Термин «сервитут» происходит от латинского слова «servitus», которое переводится как «подчиненное положение». Это понятийное определение зародилось еще в Древнем Риме.

    В современном правоведении сервитут земельного участка определяется в качестве обременительной особенности, которая присваивается владению с правом третьего лица на ограниченное его использование.

    В статье расскажем о законодательной базе для оформления ограниченного права пользования, обоснованиях для его установления, а также предоставим подробную инструкцию по проведению такой процедуры.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

    Что означает это понятие?

    Итак, попробуем разобраться, что это такое — сервитут на проход и на дорогу? У владельца участка может возникнуть необходимость перемещения по территории соседнего или близлежащего владения.

    В ситуациях такого рода практикуется регистрация сервитута на передвижение по чужому владению к собственному участку.

    Собственник земельного надела, нуждающийся в ограниченном пользовании, обладает узаконенной возможностью заявить о необходимости пользоваться земельной площадью соседа или иного лица с целью передвижения. Юридические или физические лица обращаются за установлением сервитута, исходя из его разумности, уместности, соответствию цели и наличия весомых причин.

    Ограниченное пользование утверждается в регламентированной последовательности, предписанной законодательными актами, по согласительной договоренности участвующих сторон или по постановлению судебной инстанции. Сервитут на надел земли не становится предметом торговой операции или передачи гражданам, не признанным собственниками земли.

    Правовые акты разделяют сервитут на частный и публичный (государственный). Частный вид регулирует отношение и интересы отдельных граждан. В публичном виде ограничения проявляют заинтересованность государственные структуры или местное население.

    Установленное обременение предоставляет возможность выгодного взаимодействия сторон, их прав и обязанностей, согласованности в принятии компромиссного решения.

    Законодательные акты

    Для грамотного использования своих правовых возможностей необходимо ознакомиться с текстом статьи 274 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Она гласит, что сервитут накладывается для реализации свободного прохождения или проезда через соседнюю территорию, но не должен препятствовать эксплуатации земли по разрешенному виду.

    Сервитут, установленный между собственниками, регистрируется в законном порядке. Он не отрицает собственнических прав и предоставляет владельцу обремененного надела прерогативу установления оплаты за использование своей территории в разумных пределах.

    Ст. 23 ЗК РФ уточняет терминологию публичного сервитута, который может регистрироваться на определенный период или бессрочно.

    Если собственность располагается на федеральных или муниципальных площадях, то срок действия не может быть больше, чем период резервирования этих наделов.

    Предусматривается обращение ущемленного в своих правах гражданина в юридическую инстанцию, если определенный публичный сервитут существенным образом затрудняет деятельностную активность на земельном наделе и мешает закрепленным законом интересам собственника.

    Требуется обязательная регистрация ограниченного права в согласованности, согласно с ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

    Обоснования для установления

    Ограниченное право использования утверждается законодательным или нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местной администрации. Он соответствует потребностям федерального масштаба, местного уровня или отдельных граждан и не требует конфискации земель у собственника.

    Публичное обременение земли требуется для:

    • прохождения или пересечения на автотранспорте территории земли, включая свободную доступность для граждан береговой зоны и водоема всеобщего предназначения;
    • проведения ремонтных действий на линейных объектах и объектах транспортной структуры;
    • размещения знаков межевания и геодезии и беспрепятственного перемещения к ним;
    • прохождения сельскохозяйственного скота через территорию;
    • установленного правил сенокоса и выпаса животных;
    • временного использования земель для исследовательских работ и т.п.

    Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

    Заявить требование на определение ограниченного использования по ст. 274 ГК РФ вправе:

    • собственники соседствующих земельных площадей;
    • физические лица, которым передана земельная площадь в наследство пожизненно;
    • физические лица, которым выделена земля на правах бессрочного пользования;
    • землевладельцы и землепользователи, которым затруднительно в полной мере реализовывать свои правовые возможности без определения сервитута на проезд, проход.

    Не знаете нюансов процедуры?

    Поможет другая статья нашего сайта!

    Инструкция: как оформить частное ограниченное использование?

    Сервитут назначается либо по обоюдному соглашению, либо в судебном порядке при невозможности достигнуть компромиссной договоренности.

    Куда обращаться?

    Для оформления согласительного договора гражданину, заинтересованному в назначении права ограниченного пользования, необходимо:

    1. Обратиться к владельцу земли, на которую при аргументированном обосновании требуется утвердить сервитут, и рассмотреть её совместное использование во взаимовыгодном ракурсе.
    2. При достижении договоренности оформить документ-соглашение сторон по назначению сервитута в письменном виде. Соглашение оформляется адекватно требованиям законодательных актов:

    • прописываются данные сторон заключаемого договора;
    • указываются кадастровые и технические информационные данные о земельном наделе;
    • дается подробная детализация вопросов, какая часть территории земли ограничивается, где она располагается, какие условия перемещения пешком или на транспортном средстве, предусматриваются сроки использования.

    Составление соглашения

    Госрегистрация сервитута осуществляется на основании заявления, которое подается в местном отделении кадастра и картографии или в МФЦ. В заявлении прописываются сведения:

    • о заинтересованном лице, обращающемся с прошением;
    • о земельном участке;
    • о собственнике участка;
    • о причинах, по которым востребован сервитут;
    • об условиях и обстоятельствах утверждения ограниченного пользования;
    • об отсутствии запретов для организации сервитута;
    • о списке прилагаемых документов.

    К заявлению прилагаются документальные материалы:

    • копии подтверждающих личность документов;
    • документы на участок;
    • кадастровый план земельной территории с отметкой о сервитуте;
    • соглашение или постановление судебной инстанции;
    • разрешение администрации на ограниченную эксплуатацию земли;
    • квитанция об оплате госпошлины.

    При регистрации сервитута важны следующие моменты:

    • если требуется обременение на участок в целом, то кадастровый план не предоставляется;
    • если земельная площадь, на которую в будущем будет действовать сервитут, признана общей собственностью, то требуется согласие всех владельцев.

    Сроки и стоимость

    Сроки регистрационных мероприятий составляют двадцать один день. Обращение в местный орган самоуправления не требует финансовых затрат. На обращение для написания соглашения в юридическую службу затрачивается от пяти до десяти тысяч рублей.

    При подаче заявления на регистрацию сервитута, согласно ст.333.33 НК РФ, оплачивается госпошлина:

    • для физлица – две тысячи рублей;
    • для юрлица – двадцать две тысячи рублей.

    Начало функционирования сервитута соответствует дате его регистрации в ЕГРП.

    Собственник земельной территории приобретает обременение на её использование.

    Во временной период функционирования ограниченного пользования не допускается:

    1. Использовать надел не в согласованности с его целеполагающим предназначением.
    2. Наносить вред экологической обстановке.
    3. Влиять на участки земли, не вошедшие в договор ограниченного пользования.

    Порядок установления оплаты

    На определение размера платы влияют определенные факты:

    • соразмерность материальной выгоде, возможной, если бы площадь не была обременена сервитутом;
    • показатели интенсивности эксплуатации;
    • вероятные финансовые издержки собственника, направленные на создание условий для реализации сервитута, например, содержание покрытия дорожного полотна в требуемом состоянии.

    При расчете складываются показатели:

    1. Размер реального ущерба.
    2. Упущенная прибыль.
    3. Убытки и издержки.

    Размер оплаты за публичный вид ограниченной эксплуатации земли прописывается в нормативном акте органа власти при условии существенного затруднения землепользования.

    Плата подразделяется на:

    • единовременную, то есть оплачивается один раз полностью;
    • периодическую, то есть оплачивается регулярно на протяжении всего периода в указанном размере.

    Способ выплаты определяется:

    • договором о сервитуте,
    • судебным постановлением;
    • нормативно-правовым актом.

    Причинами корректив в оплате считаются:

    • существенная трансформация обстоятельств, изначально учитываемых при подписании договора;
    • изменения ограничения собственнических прав в большую или меньшую сторону;
    • вынесение судебной резолюции о коррекции платы.

    Что делать при получении отказа?

    Проблемой в вопросе об утверждении сервитута считается отказ со стороны собственника участка. Часто не имеет своего мотивационного воздействия факт оплаты по договору.

    Собственник земли не желает соглашаться на подписание соглашения или подвергает сомнению отдельный абзац или предложение. В подобных ситуациях спор находит разрешение в суде. Разрешенная возможность пересечения участка будет регистрироваться в ЕГРП на основании судебного постановления.

    При обращении в суд рекомендуется юридическое сопровождение для грамотного составления прошения, поскольку серьезная аргументация, исключающая другую возможность добраться до своей территории, приведет к удовлетворению иска.

    Второй проблемой, приводящей к отказу, признаются технические ошибки в предоставлении документации. В этом варианте требуется внести верные сведения и повторить процессуальные мероприятия.

    Обоснования отмены и прекращение действия соглашения

    Сервитут может быть прекращен, о чем говорится в ст.276 ГК РФ. Обоснованием признаются следующие факты:

    1. Отсутствует ранее инициированная необходимость в ограниченном пользовании, о чем будет свидетельствовать соглашение о прекращении сервитута.
    2. Ограниченное пользование мешает владельцу пользоваться землей в полноценном объеме, в этом случае будет предъявлено судебное решение.
    3. Физическая ликвидация надела.
    4. Нормативный акт, согласно которому действовал сервитут, утратил свою силу.

    Установление сервитута является оптимальным разрешением проблемы перемещения по территории другого собственника.

    Закон требует уважения правовых норм окружающих людей и с понимания возникших в практической жизни осложнений. Решить трудности реально достижимо на взаимовыгодных условиях, а знание законодательной базы лишит надобности обращения за помощью в судебные инстанции.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Можно ли самовольно сделать дорогу на заброшенной земле?

    Здравствуйте! Нет дороги к участку. С трех сторон соседние участки а с четвертой вместо дороги заброшенная и на кадастровой карте ничем не обозначенная территория земли (принадлежащая администрации). От участка до ближайшей асфальтированной дороги около 80 метров. Вопрос: Можно ли самовольно засыпать гравием эти 80 метров в длину и 4 метра в ширину и не беспокоиться или всё таки необходимо официально где то зарегестрировать (оформить) как проход к участку вышеупомянутые 80 метров дорогой, чтоб в будущем не возникало проблем? и как это сделать?

    Комментарии ( )

    Добрый день, давай те разбираться, если проектом планировки территории у вас к вашему участку предусмотрен проезд, то ваша задача — добиться от администрации строительства дороги, которой вы можете пользоваться в дальнейшем. Если нет, то 1ое — в чем следует убедиться, это к какой зоне относится участок через который вы хотите проложить дорогу (можно узнать из ПЗЗ вашего поселения), 2ое, — не является ли тот участок через который хотите проложить дорогу ограниченным в обороте или изъятым из оборота (например: Земли гос. лес фонда, водоохранная прибрежная зона и т.д.) для того что бы исключить какие либо штрафные санкции в виде административной, гражданской или уголовной ответственности. 3 — Составить мотивированное заявление в администрацию приблизительно с таким текстом:
    «В настоящее время к этому участку не проложено ни одной дороги, и соответственно нет возможности проехать ни строительной технике, ни пожарным машинам, ни машине скорой медицинской помощи, что в свою очередь делает невозможным использование в соответствии с целевым назначением и проживанию на участке.
    Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Дорожная деятельность, в соответствие с п. 6 ст. 3 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах. » это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
    На основании вышесказанного, заявитель просит Главу администрации сельского поселения вашего района вашей области в кратчайшие сроки совершить действия по проектированию и строительству автомобильной дороги (можете указать грунтовой дороги), обеспечивающей подъезд к участку.
    Ответить на данное заявление прошу письменно, в установленный законом срок на почтовый адрес:
    Приложение:
    Копии Свидетельств о праве собственности
    Фотографии „
    Дата.
    Соответственно ждете приходит ответ.

    Вообще тематика строительства подъездов к участкам или же оформления сервитута достаточно актуальная на настоящее время, кроме того в каждой ситуации она достаточно разная, начните с заявления (Если уж хотите сделать все в рамках законодательства).

    Спасибо за ответ! Приблизительно такого плана и было написано письмо в администрацию. Ответ пришел следующий:
    В ответ на Ваше обращение, по вопросу строительства подъездной дороги к земельному участку, расположенному по адресу: Ногинский р-н, д.Белая, ул. . уч… администрация Ногинского муниципального района сообщает следующее.
    Земельный участок с кадастровым номером 50:16:060. … сформирован и поставлен на кадастровый учет без согласия с Администрацией Ногинского муниципального района, следовательно, информация о предусмотренных подъездных путях к указанному земельному участку отсутствует.
    Одновременно сообщаем, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность органов местного самоуправления по обустройству проездов, подъездов к земельным участкам, принадлежащим гражданам на праве собственности.
    В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственник земельного участка может обустроить частную автомобильную дорогу общего пользования, не оборудованную устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц.
    В соответствии с ч.1 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации с целью обеспечения устойчивого развития территорий, для установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, необходима подготовка документации по планировке территории.
    В соответствии с п.5 ч.2 ст.2 Закона Московской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» от 24.07.2014 №106/2014-ОЗ Министерство строительного комплекса Московской области (уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области) осуществляет полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории.
    Учитывая вышеизложенное, за получением разрешения на подготовку документации по планировке территории в целях строительства частной автомобильной дороги, собственник земельного участка должен обратиться в Министерство строительного комплекса Московской области.

    Подъездные пути к земельному участку

    Земельные юристы нашей компании оказывают услуги по оформлению подъездных путей к земельному участку, включая согласование, экспертизы и кадастровые работы. Мы поможем получить разрешение на ремонт или строительство дороги в населённом пункте или добъемся выполнения данных работ за счет государства. Вне населённого пункта, согласуем организацию проезда через близлежащие участки с администрацией района или собственниками земель. В случае препятствования вашему законному праву на обеспечение проездом к участку, мы решим данный вопрос через суд.

    Вновь образованные земельные участки должны оборудоваться подъездными путями. Особенно если они не вплотную граничат с дорогами общего пользования. Процедура оформления подобных подъездов зависит от того, кому принадлежит территория между наделом и дорогой. Обычно особенности организации доступа к участку указывают в межевом плане:

    • через земли неразграниченной государственной собственности (если собственника нет);
    • посредством сервитута (когда владелец известен и это частное лицо, организация или муниципалитет);
    • через участки общего пользования (когда подобная возможность предусмотрена в проекте планировки).

    Согласование подъездных путей – от 30000 рублей.

    Создание подъездных путей через формирование нового участка – от 90000 рублей.

    Претензионный порядок (управление дорожного хозяйства + администрация района) – от 40000 рублей.

    Чтобы подъездные пути к земельному участку появились не только на бумаге, обратитесь за помощью к нашим юристам. Зачастую подобные дороги нужны еще на стадии строительства, когда надел уже выделили в собственность, а возможность привезти стройматериалы отсутствует. Иногда организация подъезда осложняется наличием препятствий, например, оврагов или болотистой местности. Как решать все эти сложности и куда подавать заявление на организацию подъездных путей расскажут эксперты нашей компании.

    Согласование подъездных путей к земельному участку

    1. Начинается работа с определения лица или организации, которые должны организовывать подъезды к участку. Если это муниципалитет, придется изучать схемы территориального планирования или генеральный план, чтобы понять, каким образом будет производиться работа.
    2. Необходимо сделать запросы в регистрирующие органы и кадастры, чтобы определить наличие участка в реестрах. Ему должен быть присвоен номер, а координаты наносятся на карту.
    3. Если информации о наделе нет или она неточная (площадь, местоположение и т.д.), придется обращаться к кадастровому инженеру за проведением межевания. По результатам оформляются требуемые документы.
    4. Надо подготовить свидетельство о праве собственности на участок и удостоверение личности. Желательно заручиться поддержкой соседей, если организация подъездных путей к земельному участку затрагивает их интересы.
    5. Надел, к которому надо сделать подъезд, должен находиться в границах земель поселений. Информацию об этом следует запросить заранее, иначе в удовлетворении заявления откажут.
    6. В обращении к муниципалитету необходимо правильно сформулировать требования. Помимо организации подъездного пути важно попросить о его содержании. Иначе в заснеженные зимы дорогу никто не будет чистить.
    7. Чтобы дорога была создана, придется разрабатывать проектно-сметную документацию. Ее необходимо согласовать в районной администрации.

    Почему отказывают в создании подъездных путей?

    Причины подобного решения зависят от того, кому принадлежат прилегающие территории. Муниципальные власти могут отказать из-за нехватки средств для обустройства подъездной дороги, либо из-за неправильно оформленного надела. Также причиной отказа выступает нехватка документов или отсутствие прав у заявителя для обращения за подобной услугой. Если считаете отказ неправомерным, следует подать исковое заявление в суд. Обычно в ответном письме указываются причины отрицательного решения. Устранив их можно повторно подавать документы в муниципалитет.

    Частное лицо или организация, которым принадлежит земля, служащая подъездом к участку, вправе потребовать плату за проезд по его наделу. Все нюансы оформляются в соглашении о сервитуте. Непосредственная организация путей (укладка дорожного полотна и прочее) производится за счет обратившегося лица, либо совместными силами. Все детали оговариваются в соглашении. Если владелец отказывается подписывать такой договор, необходимо подать заявление в местную администрацию, а затем в судебные органы, где и обжалуется решение собственника.

    Существует множество нюансов, которые обязательно надо учитывать при организации подъездных путей или иных действий с ними. В расчет берут категорию земельного участка, его местоположение, наличие записей в кадастре и прочее. Юристы нашей компании помогут в решении проблем любой сложности, касающихся подъездных путей. Мы соберем нужные бумаги, оформим обращения и обжалуем отказы в суде.

    Поможем оформить подъездные пути к участку

    Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

    Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

    Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

    Решения сложных вопросов

    Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

    Представительство в регионах

    Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

    Читайте также:  Как оформить в собственность ранее предоставленный в бессрочное пользование земельный участок
    Ссылка на основную публикацию