Как можно узнать, есть ли у местной администрации свободное жилье для предоставления по договору социального найма

Как получить жилье в соцнаем

1. Что такое социальный наем?

Жилье, предоставляемое по договору социального найма, — это, по сути, бесплатное для вас жилое помещение (квартира, часть квартиры, комната и так далее), которое город передает вам в пользование на неограниченный срок. Взамен вы должны своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги.

Вы можете зарегистрировать в нем жильцов на постоянной или временной (не более полугода) основе, сдать его в поднаем или обменять на другое жилье по договору социального найма.

Так как вы не являетесь собственником такого жилья, вам не нужно уплачивать за него налог на недвижимость, но вы и не можете его, например, продать.

В то же время жилье, предоставленное по договору социального найма, можно приватизировать, после чего оно будет передано вам в собственность.

2. Кто может получить жилье по договору социального найма?

Претендовать на получение жилья в соцнаем могут:

  • те, кто встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (то есть все, кто встал на жилищный учет до 1 марта 2005 года);
  • те, кто встал на учет нуждающихся в жилых помещениях (то есть все, кто встал на жилищный учет после 1 марта и был признан малоимущим ).

Жилье предоставляется в порядке очереди . При этом сначала обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий, потом — нуждающиеся в жилых помещениях.

Право на внеочередное получение жилья по договору социального найма имеют:

  • москвичи, чьи дома признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (в том числе жители сносимых в Москве пятиэтажных домов);
  • граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
  • жители коммунальных квартир после освобождения занимаемой их соседями жилплощади (при условии что они стоят на жилищном учете либо имеют все основания, чтобы быть принятыми на него). Им выдают освободившиеся в их квартире помещения.

3. Какое жилье предоставляется в соцнаем?

По договору социального найма предоставляются жилые помещения, расположенные в границах Москвы из городского жилищного фонда.

Размер жилья, которое вы можете получить, рассчитывается исходя из количества квадратных метров на человека — в итоге на каждого члена семьи, указанного в учетном деле, должно приходиться 18 квадратных метров. При этом если у вас уже есть жилье на праве пользования или праве собственности, его площадь будет вычтена из общей площади предоставляемого жилья. (То есть семья из четырех человек может получить квартиру площадью 72 квадратных метра, при условии что освободит свою. Либо она может получить квартиру площадью 36 квадратных метров, при условии что свою, площадью в те же 36 квадратных метров, оставит за собой).

Норма предоставления может быть и больше, но не может превышать следующие значения:

  • на одного человека — 40 квадратных метров (если это комната или однокомнатная квартира);
  • на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
  • на семью, состоящую из 2 человек, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
  • на семью из 3 человек, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
  • на семью из 3 человек, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
  • на семью из 4 или 5 человек — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на девять квадратных метров);
  • на семью из 6 и более человек — жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

При этом если в семье есть больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в квартире (или доме) должна быть отдельная изолированная комната.

Заселение разнополых членов семьи (за исключением супругов) в одну комнату допускается только с их согласия.

4. Как получить жилье в социальный наем?

  1. Подайте заявление и документы навнесение изменений в учетное дело. В заявлении вам нужно выбрать способ (форму) обеспечения жильем — социальный наем. Подписать его должны все заявители и члены их семьи .
  2. При необходимости представьте документы дляперерегистрации. Эта процедура проводится не реже чем раз в 5 лет. Также ее обязательно проводят не менее чем за год до принятия решения о предоставлении жилья и непосредственно перед принятием такого решения. Это нужно, чтобы удостовериться, что у вас сохранились основания состоять на жилищном учете. Обычно процедура проводится без участия очередников. Но в случае необходимости вас могут попросить представить недостающие документы.
  3. Дождитесь решения Департамента. Как только подойдет ваша очередь на получение жилья по договору социального найма, при сохранении оснований, позволяющих вам претендовать на улучшение жилищных условий, Департамент городского имущества выпустит распоряжение, подтверждающее возможность заключения с вами договора социального найма, о чем вас оповестят по почте или по телефону.
  4. Выберите жилье. Вам предложат на выбор 3 жилых помещения. Вы должны будете осмотреть их в назначенное время и в пятидневный срок оповестить сотрудников Департамента о своем согласии или несогласии на заключение договора социального найма. Если жилые помещения вас не устроят, подбор жилых помещений переносится на следующий год.
  5. Заключите договор соцнайма. Если вы согласны на вселение в предложенное вам жилье, вам и всем членам вашей семьи нужно будет заключить договор социального найма. Для этого вам нужно предоставить заявление и необходимые документы в центр госуслуг «Мои документы».

Любое ваше обращение в Департамент городского имущества регистрируется, в результате чего ему присваивается номер. С его помощью вы можете проверить статус обращения на mos.ru.

5. Все члены семьи после заключения договора соцнайма имеют равные права?

Договор социального найма заключает только один из членов семьи, однако все остальные указываются в документе и имеют солидарные с ним права и обязанности. Наниматель без письменного разрешения остальных членов семьи не может обменять жилье или зарегистрировать в жилом помещении других жильцов (ни постоянно, ни временно), за исключением случаев появления у кого-либо из членов семьи несовершеннолетних детей — для их постоянной регистрации ничье согласие не требуется.

При этом члены семьи по общему решению и с согласия наймодателя (Департамента городского имущества) могут перезаключить договор социального найма, указав в нем нанимателем любого из перечисленных в предыдущем договоре членов семьи. Перезаключать договор нужно также в случае смерти нанимателя.

6. Можно ли оставить за собой старое жилое помещение?

Жилье по договору социального найма предоставляется:

  • с освобождением ранее занимаемой площади;
  • в дополнение к имеющейся жилплощади.

Если вы получили жилье в соцнаем «с освобождением ранее занимаемой жилплощади», то все, кто указан в вашем учетном деле на жилищном учете, должны освободить старое жилье. Те люди, которые проживали с вами по постоянной регистрации, но не были включены в ваше учетное дело, могут и дальше в нем проживать.

7. Могут ли выселить из такого жилья?

Если вы пользуетесь жильем по договору соцнайма, вас могут выселить только в следующих случаях:

  • дом, в котором находится ваше жилое помещение, подлежит сносу;
  • ваше жилье подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором оно расположено, для государственных или муниципальных нужд;
  • жилое помещение, которое вы занимаете, подлежит переводу в нежилое помещение;
  • ваше жилье признано непригодным для проживания;
  • в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, которое вы занимаете, не может быть сохранено или если его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления;
  • жилое помещение подлежит передаче религиозной организации;
  • совместное проживание с детьми, в отношении которых вас лишили родительских прав, признано судом невозможным и выселения требуют законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства или прокурор.

Во всех этих случаях, кроме последнего , вам должны предоставить альтернативное жилье по договору социального найма независимо от того, стоите вы на жилищном учете или нет.

Кроме того, вас могут выселить в судебном порядке, если вы в течение более 6 месяцев без уважительных причин не будете вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Взамен вам предоставят жилье по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

8. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:

Предоставление жилья по договорам соцнайма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся

Предоставление жилья подразумевает соблюдение очередности.

Российская Федерация основной упор в своей политике делает на социальную защиту граждан, а в большей степени, неимущих слоев населения. Именно поэтому обмен и предоставление жилплощади по договору соцнайма является одной из самых назревших тем для разъяснения в юридической литературе, посвященной жилищным проблемам. Кроме того, дилемма о том, как оформить договор социального найма на обмен или выдел недвижимости и как составить заявление для постановки на учет, занимает умы и простых граждан, имеющих нужду в улучшении условий своей жизни.

Договор социального найма

Договор социального найма жилого помещения является одной из самых злободневных тем для разговоров на сегодняшний день. Это связано с тем, что многие граждане пользуются недвижимым имуществом именно на подобных положениях. Договор социального найма жилого помещения заключается в том, что он координирует правоотношения, возникающие между наймодателем и нанимателем на определенный временной срок.

В большинстве случаев по данному критерию выделяется жилье для пользования малоимущим гражданам из жилищного фонда муниципалитетов или федеральной собственности. Отсюда следует умозаключение о том, что договор социального найма осуществляется между государством (или муниципалитетом) и физлицом, после того как снабженный полномочиями орган получит заявление. Подобные основания прописаны в ст. 671 и 672 ГК РФ. Условия и срок пользования, владения имуществом регламентируются ст. 60 ЖК РФ.

Договор социального найма характеризуется как:

  • Консенсуальный. В данном случае речь идет о том, что для непосредственного заключения договора необходимо соблюсти конкретный законодательный порядок (действия), в частности, написать заявление и согласовать основные условия пользования жильем, предмет договора и нанимателя.
  • Возмездный. Современное законодательство РФ предусматривает два способа предоставления недвижимого имущества для частного пользования: бесплатное и платное. Содержание понятия «возмездный» как раз и подразумевает определенную плату за распоряжение жилплощадью.
  • Двухсторонний. Договор найма жилого помещения социального использования, как было указано выше, предполагает две стороны сотрудничества: наймодателя и нанимателя.
  • Взаимный. Наймодатель и наниматель имеют определенный набор прав и обязанностей, которые должны беспрекословно соблюдаться обеими сторонами (ст. 65 и 67 ЖК РФ).

Кроме того, содержание ЖК РФ позволяет вывести и два других вида договора соцнайма, которые дают право на:

  • Владение имуществом для коммерческого использования. В данном случае оформляется договор коммерческого найма, который хоть и похож, но имеет свои ключевые отличия от договора соцнайма на обмен или выдел жилплощади.
  • Имущество для служебного использования.

На сегодняшний день может заключаться и другой тип соглашений отдельный от договора соцнайма, не подходящего для коммерческого использования жилья. Подобные действия обуславливаются, если поступает заявление от лица, которое ранее не числилось как отдельный субъект правоотношений, а пользовалось жилплощадью на правах представителя семьи. Изменение договора социального найма жилого помещения подразумевает постановку на учет нового субъекта правоотношений, который был признан нуждающимся, в установленный законодательством срок.

Стоит отметить, что изменение договора социального найма на выдел или обмен служебного жилья не для коммерческого пользования происходит в ряде случаях:

  • Если произошло объединение семей, которые пользовались имуществом по разным договорам соцнайма. При этом содержание данного пункта не ограничивает права на использование или обмен уже ранее выделенного имущества. Иными словами, переоформление договора социального найма в данном случае дает возможность объединить, а значит, увеличить имущество на основе единого договора.
  • Если зафиксирован факт смерти нанимателя или его отъезд. В таком случае все права переходят к одному из членов семьи предыдущего нанимателя. При этом нет необходимости вновь писать заявление, чтобы встать на учет как физлицу, нуждающемуся в улучшении условий после смерти родственника, или чтобы произвести обмен такой квартиры. Главное представить заявление о смене нанимателя и документы, подтверждающие факт смерти предыдущего нанимателя (копия свидетельства о смерти) и иные документы, предусмотренные законодательством.
  • Если произошло изменение количества членов семьи (после рождения). Фактом подтверждения в этом случае является копия свидетельства о рождении.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Законодатель регламентировал основополагающие правила того, как право собственности использования жилплощади по договору социального найма переходит физлицу. Последовательность снабжения жилых помещений зафиксирована в ст. 57-59 ЖК РФ. Эти правила обязательны для исполнения на всех уровнях государственной власти, как на федеральном, региональном, так и муниципальном.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений подразумевает соблюдение очередности после того, как физлицо встанет на учет жилищного фонда. Однако современные НПА предусматривают и исключения из общего правила, по которому идет выдел жилья для использования гражданами РФ вне очереди. Согласно ст. 57 ЖК РФ, по договору о соцнайме выделяется жилое помещение из жилищного фонда вне очереди для пользования следующим категориям граждан:

  • физлицам, квартира которых находится в аварийном состоянии, что подкреплено соответствующими постановлениями уполномоченных органов;
  • детям-сиротам, а также детям, которые остались без родительского попечения;
  • гражданам, которые страдают от тяжелых хронических заболеваний (их перечень закреплен в ст. 51 ЖК РФ).

После того как наниматель жилого помещения по договору социального найма будет принят на учет и напишет заявление, уполномоченные лица жилищного фонда должны принять решение о том, наделить субъект правоотношений имуществом для использования в жилых целях или же вдвинуть отказ. Подобное решение должно быть принято в срок, который установлен НПА. Если заявление будет рассмотрено в надлежащий срок, а после этого решение органа было отправлено в трехдневный срок нанимателю, то стороны могут приступить к составлению договора соцнайма о предоставлении жилья для частного или служебного пользования из жилищного фонда.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право получить жилье именно в том месте, где он проживает. Информация о подобном волеизъявлении субъекта должна быть включена в заявление. Наймодатель в таком случае обязан предоставить имущество на указанной территории, причем квартира должна иметь все технические и санитарные условия для комфортного проживания. Если выявлено отсутствие того или иного условия, то это является детерминантой для служебного разбирательства и выдела новой жилой площади гражданину, вставшему на учет жилищного фонда.

Требования к жилому помещению социального найма

По договору соцнайма выделяется жилплощадь не для коммерческого использования, а для каждодневного проживания. Соответственно, квартира должна соответствовать определенным требованиям, отсутствие которых также является основой для служебного и даже судебного разбирательства. Другими словами, наниматель жилого помещения по договору социального найма наделяется правом получения имущества, которое отвечает целому ряду характеристик.

Во-первых, это благоустроенность. Данное основание подразумевает, что квартира, выделяемая из жилищного фонда для частного пользования, должна располагаться в здании, попадающем под категорию капитального строительства.

Если на учет встали граждане аварийного жилья, в котором было зафиксировано отсутствие того или иного условия для комфортного проживания, то это не является детерминантой, чтобы наймодатель подыскивал такое же неблагоустроенное жилье в установленный законом срок. Наоборот, договор социального найма служебного жилого помещения подразумевает действия, направленные на улучшение бытовых условий.

Во-вторых, имущество для частного использования простыми гражданами должно полностью соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным. Заключение об этом выдается специально уполномоченными органами. Ст. 23 ФЗ №52-ФЗ дает право субъектам правоотношений претендовать на жилье, которое предоставляется в пользование в результате подписания договора о социальном найме служебного или жилого помещения, отвечающее требованиям:

  • обеспечения сна и отдыха;
  • организации питания;
  • звуконепроницаемости и шумоизоляции;
  • естественности освещения (светопроницаемость);
  • пожарной безопасности;
  • проветриваемости и циркуляции воздуха;
  • правильного теплообмена.

В том случае, если жилье служебного, жилого предназначения будет не отвечать указанным выше условиям, то это является детерминантой для признания его непригодным для коммерческого или жилого использования. В результате будет произведен обмен подобного имущества, предполагаемого не для коммерческого, а для жилого использования из жилищного фонда на более приемлемый объект.

Читайте также:  Перерасчет оплаты за коммунальные услуги

Жилое помещение для частного пользования должно предоставляться в пределах нормы, установленной в том или ином муниципальном образовании в законодательно установленный срок, после того как нуждающееся лицо встало на учет жилищного фонда. Содержание данной нормы зафиксировано в ст. 50 ЖК РФ. Кроме того, получение квартиры по договору соцнайма подразумевает заселение разнополых граждан в различные комнаты, если не получено на совместное проживание их согласие. Содержание данного требования прописано в ст. 58 ЖК РФ. Исключением из этой нормы является заселение в одно помещение супружеских пар. Так же содержание ст. 58 ЖК РФ подразумевает и то, что наймодатель при предоставлении жилого служебного помещения, не подходящего для коммерческого пользования, должен учитывать состояние здоровья гражданина, вставшего на учет жилищного фонда.

Стоит отметить, если происходит обмен старого жилья после того, как выйдет заключение о признании его аварийным, на новую жилплощадь, то наймодатель должен учитывать площадь ранее занимаемого помещения. Кроме того, после того как осуществится получение недвижимого имущества служебного типа, физлицо, вставшее на учет как нуждающееся, может претендовать и на другую собственность из жилищного фонда, не подходящую для коммерческого использования. Иными словами, данная норма, содержание которой прописано в ЖК РФ, дает право на получение дополнительной жилплощади, но лишь в том случае, если не пропали основания на подобные действия, зафиксированные ст. 51 и 56 ЖК РФ.

Определение общей площади предоставляемого жилого помещения

Одним из требований к жилью по договору соцнайма не коммерческого использования являлось определение нормы жилплощади. В большинстве случаев норматив фиксируется в НПА субъектов РФ, поэтому разнится в зависимости от регионов. При этом срок предоставления жилплощади будет обуславливаться количеством очередников.

Например, закон Ростовской области, содержание которого направлено на урегулирование вопроса, который подразумевает предоставление или обмен недвижимого имущества, регламентирует следующие нормы:

  • на гражданина, который встал на учет один, общая площадь должна составлять 33 метра;
  • на семью, которая направила заявление от 2 членов, норма жилплощади составляет 42 кв. метра;
  • семье, которая состоит из 3 или более членов, законодательные действия подразумевают выдел жилплощади в закрепленный НПА срок в объеме 18 кв. метров на человека.

Однако содержание ЖК РФ подразумевает и исключительные случаи, когда норма может быть уменьшена на 10 %. Обуславливает подобную исключительность отсутствие подходящего жилья в жилищном фонде муниципалитета. В дальнейшем возможен обмен квартиры на более подходящую жилплощадь в соответствии с интересами нанимателя.

Как узнать есть ли договор соц. Найма на комнату?

Добрый день, собираюсь приобрести 2-е комнаты в коммунальной квартире, 3-ья комната в собственности у г. Москва. Человек, который арендовал 3-ью комнату у города(по соц.найму) умер. А теперь собственно вопрос: Как узнать есть ли у кого-либо еще договор соц.найма на эту комнату?(прописанных нет, в архивной выписке запись, что бывший арендатор выписан посмертно). Департамент жилищной политики конечно же владеет подобной информацией, но вот предоставит ли он ее собственникам соседних комнат? Я так же в курсе, что всем жильцам квартиры, после освобождения комнаты должны были предложить ее выкупить или взять по соц.найму, но так как собственник умер три недели назад, еще не предлагали.

Ответы юристов ( 5 )

Подавайте в Департамент городского имущества заявление о предоставлении вам этой комнаты. Они вам в ответе и укажут, что, например, предоставить нет возможности, т.к. есть договор соцнайма у кого-то на неё или скорее предложат выкупить комнату. Вряд ли за три недели после смерти нанимателя кому-то выдали этот договор. Это все не так быстро делается. Закон Москвы № 29 от 14 июня 2006 г., статьи 38 и 39 этого закона. Чтобы получить комнату бесплатно по соцнайму вам надо быть признанными и нуждающимися в улучшении жилищных условий и быть малоимущими.

Никита, добрый день.

Если есть один договор, то второго быть не может в одной комнате, так он заключается на жилое помещение, а не на часть жилого помещения, да и по учетной норме не пройдет.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 02.06.2016)

ЖК РФ, Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального
найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади
жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади
жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в
зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании
уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам
социального найма, и других факторов.

«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 02.06.2016)

ЖК РФ, Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Вряд ли за три недели после смерти нанимателя кому-то выдали этот договор
Гудкова Галина

Совершенно согласна, более того, они еще и могут не знать, что договор утратил свое действие в связи со смертью. К тому же, заключать договор с посторонним человеком они имеют право, когда убедятся, что в остальных комнатах она никому не положена.

Я имел ввиду не второй договор соц.найма, а то, что в том же договоре соц.найма, который был заключен с предыдущим арендатором(умершим), мог быть еще один человек или несколько, которые не прописаны в комнате, но тем ни менее где-то есть, вот об этом и хотелось бы узнать.

Здравствуйте. С кем именно заключен договор Вам не ответят, т.к. это персональные данные лица и они без разрешения лица которому они принадлежат разглашению не подлежат. А вот на ответ заключен ли договор найма и когда, если таковой имеется ответить обязаны, т.к. данная информация не является конфиденциальной.

Обратитесь с запросом укажите, что Вы собственники двух комнат и у Вас имеется заинтересованность в покупке квартиры.

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 03.11.2015)
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению
1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Статья 10. Рассмотрение обращения
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Основания и порядок предоставления жилья по договору социального найма

Договор социального найма жилого помещения – соглашение, в силу которого собственник или уполномоченный им орган (наймодатель) передает нанимателю жилое помещение в пользование, в пределах социальной нормы площади жилья, на срок, установленный действующим законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются гражданам исключительно из государственного или муниципального жилищных фондов социального использования. Данное обстоятельство является существенным отличием договора социального найма жилого помещения от договора коммерческого найма, так как при коммерческом найме жилое помещение может быть передано внаем как из государственного и муниципального жилищного фонда, так и из частного жилищного фонда.

Согласно п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Таким гражданам помещения предоставляются из муниципального жилищного фонда.

В Жилищном кодексе РФ не установлены критерии для признания граждан малоимущими. При решении вопроса о признании гражданина малоимущим принимается во внимание доход, приходящийся на каждого члена семьи, а также стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации ( п. 2 ст. 49 ЖК РФ ).

Гражданин может претендовать на получение жилья по договору социального найма в случае, если он:

  1. Признан соответствующим органом малоимущим.
  2. Признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Основания признания нуждающимся в жилом помещении

Российским жилищным законодательством установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Такие основания не могут создаваться искусственно и учитываются лишь при предоставлении жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Нуждающимися в жилых помещениях, признаются:

  1. Граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  2. Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (Перечень соответствующих заболеваний установлен Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»)
  3. Граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (Требования к жилым помещениям установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»);
  4. Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма

Основания для предоставления жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда, который подразделяется на жилищный фонд Российской Федерации и жилищный фонд субъектов Российской Федерации, закреплены в п. 3 ст. 49 ЖК РФ.

Жилые помещения из государственного жилищного фонда предоставляются тем категориям граждан, которые указаны в федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации. Такие граждане не являются малоимущими, но в силу своего особого статуса также вправе претендовать на предоставление жилых помещений по социальному найму.

Условием для предоставления жилых помещений таким гражданам является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения, согласно п. 4 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.

Не имеют права претендовать на получение жилых помещений по договору социального найма лишь две категории физических лиц: это иностранные граждане и лица без гражданства. Однако при наличии соответствующего международного договора РФ с иностранным государством (государствами) указанные категории лиц также могут обеспечиваться социальным жильем.

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Жилое помещение по договору социального найма предоставляется в соответствии с определенной нормой. Статья 50 ЖК РФ устанавливает понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.

Для постановки на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо, чтобы зарегистрированным (прописанным) в квартире «не хватало метров» по учетной норме.

  • Норма предоставления площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
  • Учетная норма площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Читайте также:  Как воспрепятствовать незаконному вселению бывшего мужа в квартиру

Иными словами, под нормой предоставления понимается норма жилой площади на одного человека, в соответствии с которой определяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления жилых помещений определяется в каждом отдельном муниципальном образовании соответствующим органом местного самоуправления. При этом принимается во внимание уровень обеспеченности жильем в данном муниципальном образовании, а также другие существенные факторы.

Для граждан, не признанных малоимущими, но имеющих право получать жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда (п. 3 ст. 49 ЖК РФ), федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации может быть установлена иная, чем в конкретном муниципальном образовании, норма предоставления площади жилого помещения.

Основания принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье

Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований для признания граждан нуждающимися в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Признание граждан таковыми является вторым после статуса малоимущего условием для предоставления социального жилья.

Статья 52 ЖК РФ определяет порядок и основания принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые в установленном порядке приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на таком учете, допускается только в случаях, прямо установленных ЖК РФ.

Право состоять на учете имеют граждане:

  1. Признанные органами местного самоуправления малоимущими (ст. 49 ЖК РФ):
  2. Признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ установил две основные группы граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Это, во-первых, малоимущие. Во-вторых, граждане, указанные в федеральном законе или законе субъекта Российской Федерации.

На практике возникают ситуации, когда один и тот же гражданин вправе претендовать на получение жилого помещения одновременно как малоимущий и как относящийся к категории, установленной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В данном случае такой гражданин, в соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ, может встать на учет либо как малоимущий, либо как относящийся к категории, указанной в соответствующих законах, либо одновременно по обоим основаниям.

Кто вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди

На получение жилого помещения вне очереди вправе претендовать следующие категории граждан:

  1. Граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
  2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 N 987н.

Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье

Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Для этого такие граждане должны подать соответствующие заявления.

Заявление о принятии на учет подается в орган местного самоуправления по месту жительства нуждающегося гражданина. Подача такого заявления в орган местного самоуправления не по месту жительства гражданина допускается в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

При недееспособности нуждающегося гражданина заявление от его имени в орган местного самоуправления подается законным представителем такого гражданина.

В соответствии с п. 4 ст. 52 ЖК РФ к заявлению о принятии на учет гражданин должен приложить документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.

В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

Согласно п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органами местного самоуправления учета нуждающихся в жилье граждан устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации путем принятия соответствующего закона.

Основания для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

Статья 54 ЖК РФ закрепила перечень оснований для вынесения органами местного самоуправления решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Законодатель установил всего три таких основания:

  1. Гражданином не представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, если документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  2. Гражданином представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  3. Не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, в соответствии с которой, если лицо намеренно предпринимало действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то оно принимается на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч. 2 ст. 54 ЖК РФ орган местного самоуправления, принимая решение об отказе в принятии на учет гражданина, обязан указать конкретное нарушение со ссылкой на одно из перечисленных оснований.

В ч. 3 ст. 54 ЖК РФ законодатель обязал органы местного самоуправления выдать или выслать гражданину решение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Такое решение должно быть выдано или выслано не позднее чем через три рабочих дня с даты его принятия.

Гражданин, в отношении которого принято решение об отказе в принятии на учет, вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.

О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма

С 01.03.2005 вступил в силу Жилищный кодекс РФ, работа над которым продолжалась более 10 лет. Жилищный кодекс РФ был принят в пакете законов «Доступное жилье», в числе которых также были законы о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие. По договорам социального найма жилые помещения могут предоставляться только малоимущим гражданам, признанным таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном соответствующим законом субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

По договорам социального найма жилье предоставляется также иным, определенным законом гражданам, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом РФ, федеральным законом или законом субъекта РФ нормам нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).

Этими нормами не охватываются случаи предоставления жилья в соответствии со специальными программами, принятыми на соответствующих уровнях, о которых хотелось бы упомянуть отдельно. Так, 12.07.2012 был принят закон Краснодарского края № 2542-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года».

В соответствии с этим законом право на получение государственной поддержки имеют граждане, чьи жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности либо предоставленные им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, признаны в установленном Правительством РФ порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, и члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих жилых помещениях по состоянию на 06.07.2012.

В целях реализации положений закона постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.07.2012 № 821 был утвержден Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам (далее – Порядок).

Согласно пункту 2.2 Порядка списки граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в натуральной форме в виде строительства жилого помещения за жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на вышеуказанных территориях муниципальных образований в июле 2012 года, формируются и утверждаются соответствующими органами местного самоуправления в разрезе городских (сельских) поселений из числа граждан, утративших жилые помещения и предоставивших до 01.09.2012 в соответствующий орган местного самоуправления заявление о включении их в списки граждан на получение меры государственной поддержки.

При этом необходимо иметь в виду, что если жилье предоставляется в соответствии со специальными программами, то положения о нормах предоставления, установленные в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ, определяются в соответствии с этими программами (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 27.08.2013 № 33-18259/2013).

Внеочередное предоставление жилья по жилищному законодательству РФ

— гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

— гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.

Жилищный кодекс РФ, закрепив за вышеуказанными гражданами право на получение жилья вне очереди, не указал сроки предоставления такого жилья. Это может говорить только о том, что жилье должно предоставляться им вне очереди после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им права на получение жилья, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Данная позиция поддерживается не только специалистами1, но находит поддержку и в судах.

Истец в интересах своего несовершеннолетнего сына обратился в суд с искомо предоставлении жилого помещения вне очереди. В обоснование заявленных требований истец указал, что его сын является инвалидом-колясочником, они вместе с сыном и еще двумя членами их семьи проживают в общежитии и приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилое помещение, в котором они проживают, признано непригодным для проживания инвалида-колясочника: в доме отсутствует грузовой лифт, кухня, умывальник и туалет находятся на этаже, а душ расположен в подвале.

Судом первой инстанции исковые требования были удовлетворены. В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное.

Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда в законной силе и указал следующее.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», статьей 2 закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и субъектов РФ.

Из материалов дела следует, что ответчик не оспаривал право истца и членов его семьи на получение жилья и изложенное мотивировал тем, что распоряжение о признании непригодным для проживания жилого помещения, в котором проживает инвалид-колясочник, не содержит сведений о том, что комната не подлежит ремонту или реконструкции. Кроме того, ответчик ссылался на то, что он не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение в связи с отсутствием жилых помещений соответствующей площади. Вместе с тем, судом установлено, что реконструкция либо ремонт жилого помещения, позволяющие сделать его пригодным для проживания инвалида-колясочника, невозможны, поскольку общежитие, в котором оно расположено, в силу конструкции здания не приспособлено для оборудования грузовым лифтом.

Суд также указал, что положения части 2 статьи 57 Жилищного кодексаРФ не ставят право на внеочередное предоставления жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в ней и указаний на предоставлениежилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставленогражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.10.2013 № 33-10080/2013).

Встречаются также и случаи, когда после вступления в силу Жилищного кодекса РФ гражданина с внеочередного (первоочередного, преимущественного, своевременного) предоставления ставили в общую очередь на получение жилья (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 21.11.2013 №33-25653/2013).

Отказ от предоставления жилья по договору социального найма и его последствия

Следует отметить, что законодательством некоторых субъектов РФ (в соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ) предусмотрена возможность выбора жилья. Так, например, на территории столицы РФ действует закон города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», который принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с нормами, содержащимися в Жилищном кодексе РФ.

Согласно пункту 3 статьи 21 этого закона «в случае отказа от трех различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, жители подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы на следующий год. Жителям, включенным в программу, предлагается не более трех жилых помещений». В общем-то, все вполне оправданно, но все ли согласны с такими формулировками закона?

Истцы обратились в суд к Префектуре Западного административного округа Москвы, Управе района Раменки Москвы, Управлению департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном административном округе с заявлением о признании незаконными распоряжений и об обязании устранить допущенное нарушение их жилищных прав. Их заявление мотивировано тем, что их семья из шести человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, однако позже была снята с жилищного учета в связи с утратой оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещения.

Данное распоряжение истцы считают незаконным по следующим основаниям: о вынесении данного распоряжения истцы узнали случайно, за весь период нахождения в очереди им было предложено для осмотра два смотровых талона и утраты оснований нахождения на очереди по улучшению жилищных условий не имеется.

Читайте также:  Совет от людей, работающих в сфере недвижимости

Как установлено в судебном заседании, распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от семье Б.Т.В. были предложены три варианта улучшения жилищных условий, от которых она отказалась, в связи с чем исключена из Программы обеспечения жилыми помещениямив соответствии с частью 2 статьи 41 закона города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», снята с жилищного учета и переведена в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения Программы.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение вынесено при наличии предусмотренных законом оснований. Судом также было указано, что он признает несостоятельным доводы Б.Т.В. о том, что ей не предлагались два последних варианта в , так как факт направления смотровых талонов по почте подтверждается описями почтовых отправлений со штампом почты и квитанциями о их направлении, и так как на заключение договора социального найма никто из членов семьи не явился, это было расценено как отказешение Никулинского районного суда города Москвы от 12.03.2013 по делу № 2-991/13).

Кстати говоря, закон города Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» подобных положений не содержит2. В статье 12 Закона № 407-65 указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.

Также следует иметь в виду, что восстановление нарушенных прав граждан в случае их незаконного снятия с учета следует производить путем не новой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а путем восстановления на соответствующем учете (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.10.2013 № 33-15903/2013).

Специализированный жилищный фонд для детей-сирот

В настоящее время установлено, что жилые помещения предоставляются в виде жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, установленным региональным законодательством, на срок до пяти лет. Срок может быть продлен не более одного раза, если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости содействовать нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока такого договора и при отсутствии названных факторов это жилье передается на условиях социального найма.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ также было установлено, что на возникшие до 01.01.2013 правоотношения действие поправок, внесенных в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот», а также в Жилищный кодекс РФ, распространяется, если такие лица не реализовали право на обеспечение жильем до дня вступления в силу данного закона.

Прокурор обратился в суд в интересах К.А.В. к городской администрации о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований он указал, что К.А.В. имеет статус лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, находится на полном государственном обеспечении с 01.02.1995, с 2007 по 2012 года обучалась в , собственного жилого помещения не имеет, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с 27.03.2012, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Ответчик не согласился с исковыми требованиями и указал, что истица утратила право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма в связи с вступлением в силу Федерального законаот29.02.201215-ФЗ, а также указал, что списки лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления специализированного жилья в порядке очередности еще не сформированы, поэтому отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие наличие оснований для предоставления истице жилого помещения.

Решением суда первой инстанции требования прокурора были удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение районного суда, указал, что суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что К.А.В. имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении ею 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была (Апелляционное определение Томского областного суда от 25.06.2013 № 33-1822/2013).

Заключение

Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными актами РФ, законами и нормативными актами субъектов. Отсюда и полная неразбериха с нормативными актами. Это осложняется еще и тем, что у субъектов РФ и муниципалитетов (в основном по финансовым причинам) отсутствуют свободные жилые помещения.

1 Гурченков С. Очередь для очередников//ЭЖ-Юрист, 2009, №9//Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; Козлова Н. Очередь не занимать// URL :http://www.rg.ru/2012/01/17/opredelenie.html (Электронный ресурс «Российской газеты»).17.01.2012.

2 Текст Закона опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 28.07.2005, № 137.

3 Подробнее см.: И. Огилько. Другой договор// URL : http :// www . rg . ru /2012/09/19/ kvartiry – site . html (Электронный ресурс «Российской газеты») 20.09.2012.

Нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма. Особенности пользования и обмена

Проблема жилья в России актуальна уже долгое время. В связи с нехваткой квадратных метров, граждане готовы принимать скромные площади от государства в виде жилья по социальному найму. Процесс таких договоров урегулирован законодательно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82 . Это быстро и бесплатно !

Предоставление жилья по договору социального найма по закону

Жилая площадь, предоставляемая от государства, — это возможности приобрести квартиру или иное помещение в личное пользование на льготных условиях. Правила и порядок предоставления жилья регулируется главами 7 и 8 Жилищного кодекса РФ, а законы федерального и местного уровня определяют перечень лиц, которые могут получить такую собственность.

Заключение договора социального найма жилой собственности подразумевает возможность приватизировать квартиру на общих правилах. Это позволяет жильцу квартиры сдавать её в аренду, дарить, продавать или обменивать.

Требования к жилому помещению

Жилище от государства по соцнайму выдается не для коммерческих целей, а для постоянного проживания, поэтому помещение должно соответствовать законным требованием. Их отсутствие станет весомым основанием для служебного или судебного разбирательства.

Наниматель жилища от государства наделяется правом получения имущества, которое отвечает определенным характеристикам.

  1. Благоустроенность. Это требование означает, что выделяемая квартира по социальному найму, должна находиться в доме с категорией капитального строительства.
  2. Соответствие санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным нормам. Подтверждение требования должно быть задокументировано специальными уполномоченными организациями.

Согласно ст. 23 ФЗ №52, лицам предоставляется в пользование собственность, отвечающую требованиям:

  • обеспечения отдыха и сна;
  • возможности организовать питание;
  • шумоизоляции;
  • светопроницаемости;
  • пожарной безопасности;
  • правильной теплопередачи;
  • циркуляции воздуха.

В результате кандидату на бесплатное жилье от государства будет предложен оптимальный объект подобного имущества из жилищного фонда.

Частная собственность должна предоставляться в рамках норм, указанных в региональных правовых актах и в установленный срок, после того как нуждающийся гражданин встал в очередь. Данный факт закреплен ст. 50 Жилищного кодекса РФ.

Норма предоставления жилой площади

Одно из требований к помещению по договору социального найма — определение нормы жилищной площади. Чаще всего норматив определяется отдельными нормативно-правовыми актами регионов РФ, поэтому размер площади предлагаемой собственности может незначительно различаться. Срок предоставления жилплощади зависит от количества претендентов в очереди.

Например, законодательство в Ростове предоставляет следующие нормы на предоставление недвижимого имущества:

  • на одно лицо, которое составило заявление на получение жилплощади, выдается помещение с площадью 33 квадратных метра;
  • на семью из двух человек — 42 кв. м;
  • семье из трёх и более лиц выдается жилье в объеме 10 кв. м. на одного гражданина.

Согласно ЖК РФ, норму можно уменьшить на 10%, если в жилищном фонде отсутствуют помещения с нужными показателями. В будущем наниматель может обменять квартиру на более подходящую.

Основания и условия предоставления

Получить жилплощадь по социальному найму могут нуждающиеся малоимущие граждане. Главные требования для предоставления помощи от государства:

  • лицо ранее не заключало соглашение социального найма;
  • у гражданина есть собственность, размер которой меньше установленной законом нормы;
  • если человек проживает в помещении, которое не отвечает необходимым условиям.

Для некоторой группы граждан жилье предоставляется вне очереди. К ним относятся:

  • несовершеннолетние граждане, оставшиеся без родителей;
  • больные люди с хронической формой заболевания;
  • лица, живущие в квартире с непригодными условиями для жизни.

Условия предоставления жилья из государственного фонда также регулируются специальными федеральными законами, где указаны особые группы лиц:

  • люди с инвалидностью;
  • пострадавшие в Чернобыльской аварии;
  • ветераны ВОВ;
  • граждане, потерявшие свою собственность во время катастрофы или стихийного бедствия;
  • пострадавшие на службе военнослужащие.

Как получить – пошаговая инструкция

Если по закону гражданин имеет право получить недвижимое имущество по договору социального найма, то он должен действовать согласно законодательству. Всем известно, что проблема с жильем в России как никогда актуальна, поэтому, чем раньше гражданин обратится за помощью к государственным органам, тем быстрее он получит жилплощадь.

Куда обращаться?

МФЦ, «Мои документы» и онлайн-портал Госуслуги недавно начали принимать заявления по этому вопросу.

Какие документы нужны для постановки на учет?

После признания гражданина нуждающимся ему стоит собрать пакет документов, чтобы встать в очередь на получение квартиры:

  • документы, подтверждающие личность всех членов семьи: паспорта, свидетельства о рождении детей до 14-ти лет;
  • свидетельство о регистрации или расторжении брака;
  • копия решения о признании семьи малоимущей.

Иногда сотрудники государственной организации могут попросить дополнительные документы:

  • свидетельство о праве собственности членов семьи на недвижимое имущество в РФ и за её пределами;
  • о наличии льгот для постановки на учет внеочередного получения жилплощади.

Подача заявления

Заявление для постановки на жилищный учет пишется в свободной форме, но требуется указать следующую информацию:

  • наименование органа или МФЦ, его адрес нахождения и контактные данные;
  • личные сведения заявителя: ФИО, адрес проживания, контакты — номер телефона и/или электронная почта;
  • выразить свою просьбу о постановке на учет, опираясь на ст. 51 ЖК РФ, и указать всех членов семьи;
  • поставить дату и подпись.

Заключение контракта соцнайма

Когда к нуждающемуся лицу подойдет очередь, сотрудники должны предложить несколько жилых помещений, чтобы сам гражданин выбрал более удобный вариант. Согласно ст. 674 ГК РФ, договор социального найма жилплощади заключается бесплатно в письменной форме, а длительность процесса — около месяца.

Статья 674 ГК РФ. Форма договора найма жилого помещения

  1. Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.
  2. Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В договоре указывается:

  • тип жилья;
  • адрес;
  • характеристики;
  • данные сонанимателей.

Подробнее о заключении и расторжении договора соцнайма жилого помещения мы рассказывали здесь.

Сроки

Сроки предоставления жилья по соцнайму в Жилищном кодексе не указаны. Это обусловлено тем, что в каждой области органы самоуправления выделяют столько квартир, насколько это позволяет региональный бюджет. На практике нуждающиеся в жилье люди могут стоять на учете как 5, так и 15 лет.

Внеочередное получение

Две группы лиц могут получить жилье, обходя общую очередь:

  • владельцы квартир, на которые жилищная комиссия вынесла заключение о непригодности жилья для дальнейшего проживания или невозможности провести ремонтные работы;
  • люди с тяжелым заболеванием, которое не позволяет жить совместно с другими жильцами.

Основания для отказа и действия в этом случае

Есть два законных основания для отказа в заключении сделки по социальному найму жилья:

  • гражданин предоставил неполный пакет документов;
  • перед подачей заявления человек специально ухудшил состояние жилья, чтобы помещение признали непригодным для проживания.

После отказа гражданин имеет право повторно подать документы. Если, по мнению заявителя, отказ был не законным, то он может подать досудебную жалобу на вынесенное решение. Когда этот шаг не дал нужного результата, стоит обратиться в судебную инстанцию для разбирательства.

Порядок пользования

Если при определении порядка пользования недвижимым имуществом, которое находится в собственности, не возникает вопросов, то в случае с жилым помещением по социальному найму имеются две противоположные позиции:

  1. В жилищном кодексе отсутствуют соответствующие нормы права, которые позволяют это сделать. Кроме этого, ст. 69 ЖК РФ утверждает о равных правах нанимателя и членов его семьи на занимаемую жилплощадь.
  2. Вторая точка зрения подразумевает порядок пользования жилым помещения по договору соцнайма, применяя статью 247 ГК РФ.

Права и обязанности сторон

Как и при оформлении других сделок, договор социального найма предусматривает возникновение у обеих сторон некоторые прав и обязанностей.

Наймодателя

В ст. 65 ЖК РФ подробно описаны все права и обязанности собственника жилья. Наймодатель жилого помещения по закону обязан:

  1. Предоставить нуждающемуся квартиру.
  2. Обеспечить необходимыми коммунальными услугами.
  3. Если требуется, провести ремонтные работы.
  4. Принимать участие в жизнедеятельности здания/дома.
  1. Получать оплату за предоставленное жилье.
  2. Требовать оплату за коммунальные услуги.
  3. В случае нанесения вреда жилплощади съемщиком, требовать возмещение.

Это основные права и обязанности, иногда для обеих сторон сделки могут быть указаны дополнительные пункты.

Съемщика

Обязанности и права съемщика прописаны в статье 67 Жилищного кодекса РФ. Обязанности:

  1. Использовать полученную недвижимость по назначению.
  2. Поддерживать площадь в надлежащем виде.
  3. По необходимости делать ремонт.
  4. Своевременно платить за аренду и коммунальные услуги.
  1. Прописывать в квартире третьих лиц, не указанных в договоре.
  2. Требовать от наймодателя выполнения своих обязанностей.
  3. Совершить обмен жилья.
  4. Сдавать в аренду.

Более подробно о том, кто такой главный квартиросъемщик в муниципальной квартире, как и по каким причинам происходит его смена, мы рассказывали в другой публикации.

Плата

Съемщик обязан своевременно платить за:

  • квартирную плату;
  • коммунальные услуги (электричество, вывоз мусора, газ, вода).

Как рассчитывается?

Плата за найм начисляется ежемесячно. Все расчеты производятся в индивидуальном порядке в зависимости от региона проживания и площади помещения.

Как отражается в квитанциях за коммунальные услуги?

Лицу, заключившему договор социального найма, каждый месяц будет приходить квитанция за пользование коммунальными услугами. В платежке за квартиру будет присутствовать графа «наем», которая отображает стоимость пользования жильем.

Как оплачивать?

Оплатить за соцнайм можно так же, как и за коммунальные услуги:

  • в почтовом отделении;
  • в любом банке;
  • через СбербанкОнлайн.

Обмен муниципальной квартиры

Обмен жилплощадью по соцнайму — это гражданско-правовая сделка, где наниматель разрывает свои права в отношение одного жилья и одновременно получает права на другое жилое помещение в фонде социального использования.

Кто имеет такое право?

Только на основе этого документа можно обменять занимаемое жилье на другое жилое помещение, предоставленное государством по социальному найму.

Условия, при которых обмен не допускается

Все условия, когда обмен квартирами по соцнайму невозможен, указаны в ст. 73 ЖК РФ:

  • если к съемщику выдвигается иск о расторжении или изменении договора;
  • право пользования жилплощадью оспаривается в суде или оно признано непригодным для проживания;
  • вынесено решение о сносе и переоборудовании здания;
  • планируется проведение капитального ремонта.

Оформление

Обмен жилыми помещениями происходит в органе социальной защиты или МФЦ. Заявитель должен предоставить следующие документы:

  • заявление на обмен ЖП;
  • при наличии несовершеннолетних детей — согласие органа опеки или попечительства на обмен;
  • справки об отсутствии у нанимателя тяжелых форм заболеваний;
  • договоры об обмене жилых помещений;
  • заявление на обработку данных.

В течение 10 рабочих дней гражданин получит письменное согласие или отказ в обмене.

Признание недействительным

Обмен жилплощадью признается недействительным только в описанных Жилищным кодексом случаях (ст. 75):

  • если процесс происходил с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ;
  • по основаниям, закрепленных гл.9 ГК РФ.

Таким образом, все нуждающиеся в жилье российские граждане практически бесплатно обеспечиваются жильем. В дальнейшем его можно приватизировать, тогда права собственности перейдет к нанимателю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-47-82 (Москва)
+7 (812) 467-38-15 (Санкт-Петербург)

Ссылка на основную публикацию