Изъятие арендованного земельного участка под строительство торгового центра

Изъятие арендованного земельного участка под строительство торгового центра

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Для объектов незавершенного строительства, в случае если срок аренды был уже продлен, но строительство так и не завершено, применима ст. 239.1 ГК РФ.
В таком случае существует риск продажи объекта незавершенного строительства на публичных торгах в судебном порядке по иску государственного (муниципального) органа в течение 6 месяцев с даты истечения срока действия договора (согласно пп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ).
Застройщик же вправе возражать против иска, в том числе доказывая, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (п. п. 2 и 3 ст. 239.1 ГК РФ).
Что будет с объектом незавершенного строительства, если государственный орган не подаст иск о его истребовании?

К сожалению, мы не можем дать однозначный ответ на данный вопрос. Поясним почему.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 239.1 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, по требованию исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение указанным земельным участком, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Эти правила в силу п. 6 ст. 239.1 ГК РФ применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Указанная статья введена в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 171-ФЗ). В силу п. 33 ст. 34 Закона N 171-ФЗ положения ст. 239.1 ГК РФ не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу данного Закона. Согласно ст. 35 Закона N 171-ФЗ этот Закон вступает в силу с 1 марта 2015 года, за исключением положений, для которых той же статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Следовательно, положения ст. 239.1 ГК РФ не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до 1 марта 2015 года (смотрите также постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.06.2016 N Ф04-1161/16).
При этом в соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на 3 года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном ст.ст. 39.14-39.17 ЗК РФ.
Из данных норм можно сделать вывод, что реализация положений Гражданского кодекса РФ в части продажи объекта незавершенного строительства по решению суда возможна не ранее 1 марта 2018 года, если собственник объекта незавершенного строительства воспользовался правом на заключение договора аренды земельного участка для завершения его строительства, предусмотренным п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. Именно такой вывод делается в п. 9 письма Минэкономразвития России от 24.03.2015 N 6786-ПК/Д23и (смотрите также постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.06.2016 N Ф04-1161/16, апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Татарстан от 26.10.2015 по делу N 33-15264/2015, постановление Шестого ААС от 12.09.2016 N 06АП-4323/16).
Соответственно, практика применения ст. 239.1 ГК РФ в настоящее время фактически отсутствует. Каких-либо предварительных разъяснений по ее применению со стороны официальных органов или высших судебных инстанций нам также обнаружить не удалось.
С приведенными нормами в принципе должны коррелировать положения п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которым предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в предыдущем подпункте, в случае, если уполномоченным органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в этом случае допускается при условии, что земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Вместе с тем можно заметить, что данные нормы не совсем дополняют друг друга.
С одной стороны, п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ установлен принцип однократного предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства на нем объекта незавершенного строительства. Реализации этого принципа должно служить и указание п. 6 ст. 239.1 ГК РФ о возможности изъятия путем выставления на публичные торги земельного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов для завершения строительства объекта незавершенного строительства, то есть как раз на основании пп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ.
С другой стороны, предъявление требования об изъятии путем выставления на публичные торги объекта незавершенного строительства является именно правом, но не обязанностью органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельным участком, на котором расположен указанный объект. Причем в случае, если такое требование не будет предъявлено в течение 6 месяцев, возникает вопрос о возможности применения вновь пп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ. В связи с этим заметим, что в п. 2 письма Минэкономразвития России от 03.07.2015 N Д23и-3084, п. 9 письма Минэкономразвития России от 24.03.2015 N 6786-ПК/Д23и указывается, что ст. 239.1 ГК РФ “не предусматривают ограничений по времени о заявлении уполномоченным органом требования в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставление в аренду. “, иными словами фактически высказывается мнение, что данный срок ограничивает возможность обращения с таким требованием. При этом значение данного указания, а тем более – установленного для реализации 6-месячного срока, становится неясным, с учетом того, что иных вариантов развития событий не предлагается. Более того, указанный подпункт предусматривает возможность его применения в тех случаях, когда судом отказано в удовлетворении требования об изъятии объекта незавершенного строительства путем выставления его на публичные торги или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах, опять же – однократно, вместе с тем, как ситуация может повториться и при новой попытке изъятия объекта незавершенного строительства. Повторимся, единственный аргумент, который может быть приведен против нового, повторного (третьего и т.п.) предоставления земельного участка для завершения строительства объекта незавершенного строительства – это указание собственно п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ на предполагаемую однократность его применения.
Таким образом, на наш взгляд, имеет место пробел в законодательном регулировании, который может быть либо разрешен в ходе практического применения вышеприведенных норм судебной практикой, либо путем внесения изменения в эти нормы.
Безусловно, мы не можем предсказать возможное развитие судебной практики, возобладает ли подход о возможности неоднократного применения п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ. Однако мы можем заметить, что в соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 N 14381/10, прекращение договора аренды, в том числе в связи с отказом от договора со стороны арендодателя, не лишает арендатора права пользования земельным участком, необходимым для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости (смотрите также постановление Восьмого ААС от 03.08.2017 N 08АП-8208/17, постановление Семнадцатого ААС от 19.02.2018 N 17АП-18681/16). Исходя из такой логики, приоритет должны иметь права собственника объекта незавершенного строительства на возможность использования земельного участка. Общественные же интересы, направленные на скорейшее освоение данного участка, должны защищать органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, которые и обладают правом не обращение в суд с требованием об изъятии объекта незавершенного строительства путем выставления его на публичные торги, в том случае, когда они с учетом всех обстоятельств считают это необходимым.
Однако это является только нашим экспертным мнением. Как уже говорилось, разрешить этот вопрос может только судебная практика либо внесение изменений в законодательство.
Также считаем необходимым также отметить следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 239.1 ГК РФ требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.
В том же случае, если такое требование все же будет удовлетворено, средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов (п. 5 ст. 239.1 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ВС РФ разрешил продлять аренду земли без торгов, даже если арендатор не оформил собственность на недостроенный объект

Если срок аренды земельного участка истек, но арендатор не успел достроить объект, то он вправе требовать заключения нового договора аренды без торгов и без оформления права собственности на объект незавершенного строительства (Определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016).

Читайте также:  » Обгон запрещен»

Суть дела

ООО «Многофункциональный комплекс» (далее — арендатор) арендовало муниципальный земельный участок, заключив договор аренды с Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области. По его условиям арендатор получил в аренду более 5000 кв. м. земли для строительства делового центра. Стороны заключили договор в марте 2014 г. со сроком аренды на два года — до 29 февраля 2016 г.

Арендатор получил разрешение на строительство в марте 2015 г. За время аренды он возвел объект, но внутренние работы закончить не успел. Были построены железобетонный каркас, наружные ограждающие конструкции (кирпичная кладка наружных, внутренних стен и перегородок, устройство кровли) объекта делового, финансового назначения: фундамент — 100%, несущий монолитный каркас — 100%, ограждающие конструкции — 90%, наружные сети — 10%, внутренние сети — 0%. Это подтверждал акт проверки Главного управления строительного надзора Московской области.

За два месяца до окончания срока действия договора арендатор обратился в администрацию города Серпухова с заявлением о заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка для завершения строительства.

За девять дней до окончания аренды администрация подготовила ответ, в котором указала, что без проведения торгов арендатор может получить земельный участок в аренду на новый срок, только если предоставит документы, подтверждающие регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства. Причем доказательств направления этого письма арендатору у администрации не было. Решение об отказе или удовлетворении заявления арендатора в предусмотренный законом 30-дневный срок администрация не приняла. На этом основании арендатор подал в суд заявление о признании незаконным бездействия по непринятию решения о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка.

Проблема в том, что если компания не успела построить объект на арендованном участке и хочет заключить новый договор аренды без торгов, то по закону для этого нужно оформить право собственности на объект незавершенного строительства. В то же время для регистрации права собственности на такой объект нужен действующий договор аренды земельного участка.

К рассматриваемой ситуации применимы нормы Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ), в п. 21 ст. 3 которого сказано, что если объект незавершенного строительства расположен на государственном или муниципальном земельном участке и право собственности на этот объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду, то собственник такого объекта имеет право приобрести земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов (в порядке, установленном ст. 39.14—39.17 ЗК РФ. Это положение применяется, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований арендатора. Он посчитал, что заявитель пропустил срок на обжалование, поскольку прошло более трех месяцев с последнего дня, когда администрация должна была принять решение по заявлению арендатора (не позднее 23 января 2016 г.). Кроме того, суд не усмотрел бездействия администрации. Он исходил из отсутствия у арендатора права на аренду земельного участка без проведения торгов, поскольку не были предоставлены доказательства регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Арендатор заявлял, что он не мог зарегистрировать объект незавершенного строительства, поскольку для этого требовался договор аренды земельного участка с неистекшим сроком действия. Первая инстанция с этим доводом не согласилась, указав, что арендатор мог получить право собственности на объекты незавершенного строительства по правилам п. 10 ст. 39.6 ЗК РФ или п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, а затем повторно обратиться с заявлением о заключении нового договора аренды (Определение ВС РФ от 28.04.2016 № 305-ЭС16-1050 по делу № А40-171581/2014).

Суд апелляционной инстанции решение первой инстанции отменил. Он признал незаконным бездействие администрации и обязал ее принять решение о предоставлении участка в аренду на три года. Во-первых, апелляция не согласилась с истечением срока на обжалование. Администрация бездействовала с 24 января 2016 г. (со дня, следующего за последним днем, когда администрация должна была принять решение) до 20 февраля 2016 г. (дата подписания письма с требованием предоставить доказательства собственности на объект незавершенного строительства). А значит, обратившись в суд 29 апреля 2016 г., арендатор не пропустил трехмесячный срок на обжалование.

Во-вторых, апелляция отметила, что в Законе № 137-ФЗ сформулированы два самостоятельных случая для реализации права на приобретение земельного участка в аренду для завершения строительства без проведения торгов:

1) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г.;

2) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и такой земельный участок предоставлен в аренду до 1 марта 2015 г. (п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Из этого апелляционный суд сделал вывод, что данная норма распространяется не только на собственников, но и на владельцев объектов незавершенного строительства, расположенных на арендованных земельных участках, выделенных для строительства по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 г. (то есть до введения в действие изменений в ЗК РФ).

На это указывает и п. 33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1. В нем сказано, что если право на объект незавершенного строительства не зарегистрировано в реестре, то собственник такого объекта для получения в аренду земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, может предоставить иные документы, удостоверяющие права заявителя на объект.

А это значит, что для продления аренды не обязательно быть собственником недостроенного объекта. Достаточно быть его фактическим владельцем. Необходимость регистрации права собственности объекта незавершенного строительства для заключения договора аренды земельного участка для последующего завершения строительства такого объекта, ввода его в эксплуатацию не имеет никакого смысла и по сути может быть отнесена к излишним административным барьерам.

Однако суд кассационной инстанции поддержал первую инстанцию и отменил постановление апелляции. При этом он сослался на сложившуюся практику — определения ВС РФ от 28.04.2016 № 305-ЭС16-1050, от 02.09.2016 № 307-ЭС16-10541, от 24.01.2017 № 309-КГ16-17873, от 06.02.2017 № 301-ЭС16-20265.

Позиция ВС РФ

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции. Тем самым она подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов. Оформлять для этого право собственности на объект незавершенного строительства не обязательно. При рассмотрении кассационной жалобы в ВС РФ администрация заявила, что арендатор вправе был представить любой документ, подтверждающий права на объект (п. 33 приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1). Например, можно было провести кадастровые работы и представить кадастровый паспорт. Но он подал только акт проверки Госстройнадзора, что, по мнению администрации, не подтверждало прав арендатора на построенный объект незавершенного строительства. При этом сама администрация никакого акта об осмотре объекта не составляла. В своем определении ВС РФ не отреагировал подробно на эти доводы, отметив только, что администрация обязана проверять наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка в аренду.

Тем не менее Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ решила, что в п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ прямо предусмотрено право арендатора при наличии у него объекта незавершенного строительства на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства (в случае предоставления земельного участка в аренду до 1 марта 2015 г.). При этом отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды.

Изъятие земельного участка – судебная практика

Принято Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 2379/11 по делу № А40-96790/09-7-743 “Нормы, регулирующие изъятие земельных участков, могут быть распространены на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд требуется земельный участок, переданный в аренду, если арендованные земельные участки изымаются вместе с находящимися на них строениями, принадлежащими арендатору на праве собственности”

Суть спора

Между ООО «В1» и Московским земельным комитетом был заключен договор аренды земельных участков до 21.07.2010 с целью размещения стационарного торгового комплекса (дата заключения соглашения – 21.07.2000). В результате, на указанной территории были возведены постройки, собственником которых стало ООО «В1». В 2008 году Правительство города Москвы распорядилось изъять участки для государственных нужд, и это в полной мере коснулось земель, принадлежавших ООО «В1» по договору аренды. В указанном распоряжении определялась сумма компенсации цены построек, которые размещаются на территориях, а также понесенных убытков вместе с упущенной выгодой, возникших при изъятии земельных участков. Также в распоряжении предусматривалась подготовка проектов с последующим заключением соглашений о цене и других условиях выкупа объектов по причине изъятия территорий для нужд государства.

Когда соглашение было заключено, Департамент земельных ресурсов города Москвы получил распоряжение, в соответствии с которым требовалось расторгнуть договор аренды земельных участков и произвести государственную регистрацию прекращения права арендатора на владение и пользование территориями. Распоряжение об изъятии земельных участков из собственности было зарегистрировано 05.02.2009. После этого в адрес ООО «В1» было направлено уведомление о принятом решении со стороны государственного органа:
– 27.05.2008 и 07.08.2008 до регистрации;
– 09.06.2009 после регистрации.

По причине недостижения соглашения Департамент подал иск в арбитражный суд к ООО «В1», вступив с требованием об изъятии земельных участков из государственных нужд в принудительном порядке, после чего обязать ответчика заключить соглашения об изъятии земель для нужд государства, которые включают суммы компенсации по причине изъятия, определенные в судебном порядке.

В процессе рассмотрения дела суды задались вопросом: можно ли применить нормы об изъятии участка для муниципальных и государственных нужд по отношению к прекращению договора аренды территории?

Проблема прекращения права аренды посредством изъятия участка для муниципальных или государственных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных и государственных нужд регулируется нормами Земельного (статьи 49, 55, 57, 63) и Гражданского (статьи 279-283) кодексов РФ.

Важно отметить, что процесс изъятия земельного участка для муниципальных или государственных нужд квалифицируется как юридический состав, который требует совершения, как минимум, следующих действий:

1. Принятие решения со стороны уполномоченного органа государственной власти относительно изъятия земельных участков (либо участка) для муниципальных или государственных нужд.

2. Сообщение собственнику, арендаторам, землевладельцам и землепользователям участка о принятии решения об изъятии территорий. Указанное уведомление будет осуществляться не позднее, чем за 12 месяцев до того, как произойдет указанное событие.

3. Проведение государственной регистрации решения в ЕГРП с последующим уведомлением собственника (согласно пункту 4 статьи 279 ГК РФ).

4. Заключение договора купли-продажи земельного участка (соглашения о выкупе территории) между органом публичной власти, осуществляющим изъятие, и владельцем территории с последующим составлением передаточного акта при наличии согласия последнего лица.

При отсутствии согласия уполномоченный орган публичной власти может предъявить иск о выкупе земельного участка. Такое заявление может быть предъявлено в течение 3 лет с того момента, как собственнику территории было направлено уведомление о принятии решения касательно изъятия (согласно статье 282 ГК РФ).

5. Выплата выкупной цены за участок собственнику территории.

6. Проведение государственной регистрации перехода права собственности на территорию.
Указанная процедура ориентирована на изъятие участка для муниципальных и государственных нужд у собственника либо лица, который владеет территорией на правах постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения.

Читайте также:  Положено ли нам получить МАТКАПИТАЛ

Что касается прекращения права аренды, то принудительное изъятие земельного участка регулируется нормой Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой это действие считается основанием для прекращения аренды по инициативе арендодателя (согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 46 ЗК РФ). Кроме того, Земельный кодекс РФ предусматривает, что арендатор территории может требовать возмещения убытков, которые возникли в результате изъятия участка.

Однако на сегодняшний день судебная практика не содержит однозначного ответа на вопрос, может ли применяться процедура изъятия земельного участка для муниципальных или государственных нужд в случае прекращения аренды территории.

Решения судов разных инстанций

В суде первой инстанции заявленные требования были удовлетворены, после чего на основании решения были изъяты земельные участки для государственных нужд. Подобные действия поддержали суды кассационной и апелляционной инстанции.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Что касается Президиума ВАС РФ, то он отменил предыдущие судебные акты, направив дело на новое рассмотрение. В результате были сформулированы следующие правовые позиции.

Несмотря на тот факт, что нормы относительно изъятия земельного участка регулируют его выкуп у собственника или обладателя одного из вещественных прав (например, право пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования), вышеприведенные нормы могут применяться аналогичным образом в ситуациях, когда для муниципальных или государственных нужд необходим участок, переданный на правах аренды, если арендованные территории взимаются вместе с постройками, которые находятся там же и принадлежат арендатору на правах собственности. Что касается уполномоченного органа публичной власти, то его задача состоит в том, чтобы принимать решения относительно изъятия посредством выкупа не только арендованного участка, но и объектов недвижимости, которые на нем находятся и принадлежат арендатору на правах собственности. Если правообладатель не согласен с этим, органу необходимо обратиться в суд с заявлением, в котором указано требование выкупа и участка, и объектов недвижимости, которые на нем находятся.

Кроме того, Президиум ВАС РФ отметил необходимость обеспечения реализации принципа предварительности возмещения при выкупе объектов недвижимого имущества.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 46 ЗК РФ, с учетом принятых решений относительно изъятия посредством выкупа арендованной территории и объектов недвижимости, которые на ней находятся, договор аренды земельного участка прекращается.

Подробная инструкция: как арендовать землю у администрации города под павильон или киоск?

Зачастую при организации собственного дела предприниматели задаются вопросом об аренде помещения. Однако выгоднее воспользоваться земельным участком, разместив на нем коммерческие помещения.

Перед тем как арендовать землю у администрации города под павильон или киоск, нужно пройти несколько последовательных этапов, включающих составление заявления на предоставление участка, подготовку документации, выбор подходящего места, согласование с властями, заключение договора и так далее.

Кто и на каком основании может претендовать на ЗУ?

Земельный участок, подлежащий аренде, может пребывать в собственности у:

Поэтому первым шагом предпринимателя выступает определение, кому принадлежит выбранное место. Для этого рекомендуется обратиться в Департамент имущественных отношений городской администрации. Режим работы представлен на официальном сайте организации.

Непосредственно арендой земли занимаются отдел бытового обслуживания и торговли в администрации города или районный комитет госимущества. Законодательной базой, регламентирующий данный процесс, выступает Земельный кодекс.

Право на аренду земли физическим лицом или организацией отражено в ст. 606 ГК РФ. Полномочия властей в отношении данного вопроса обозначены в ст. 9 ЗК РФ. Согласно ст. 5 ЗК РФ, временным владельцем участка признается лицо, оформившее договор аренды или субаренды.

То есть на основании действующего законодательства получить участок в аренду вправе любой гражданин, заявивший о своем желании и указавший цель приобретения.

Нужно ли регистрировать ИП или Юрлицо для этого?

Для оформления земли в аренду у городской администрации под павильон требуется быть зарегистрированным как ИП или юридическое лицо. При отсутствии такого статуса его необходимо предварительно оформить. Соответствующую документацию и налоговые реквизиты в дальнейшем включают в пакет документов на аренду.

Выбор формы организации предприниматель выбирает самостоятельно: малому и среднему бизнесу целесообразно зарегистрировать ИП, крупным предприятиям — ООО.

Как взять ЗУ под киоск, ларек или коммерческую деятельность?

После уточнения в местном органе власти порядка оформления аренды начинается сбор документации и составление заявления на услугу. После принятия бумаг к рассмотрению возможны 2 пути развития ситуации со стороны администрации:

  1. Предложение об участии в торгах. Обычно выдвигается при наличии двух и более претендентов на участок. В этом случае потребуется оформить заявку на участие. При ее непредоставлении претендент из торгов выбывает.
  2. Составление стандартного договора аренды по согласованию. Более распространенный вариант.

При успешном проведении процедуры со стороны арендатора и администрации между ними заключается договор аренды, который регистрируется в Росреестре.

Выбор участка

Поиск подходящего места для размещения павильона предприниматель осуществляет самостоятельно. Для этого возможно воспользоваться официальными веб-ресурсами муниципальной и государственной власти, различными онлайн-сервисами.

При поиске места размещения следует быть внимательным — не каждая площадь предназначена для павильонов. Если рядом с выбранной территорией располагается много торговых объектов, администрация может отказать в аренде. На региональном уровне возможны ограничения, например, запрет на установку киоска вдоль автомагистралей. Нюансы рекомендуется уточнить в департаменте имущественных отношений.

Составление заявления

Если участок пребывает в собственности муниципалитета, заявление пишется на имя главы района (или населенного пункта). Если место принадлежит государству, бумага адресуется Главному Управлению по земельным ресурсам области. Заявление на аренду участка у администрации обязательно должно включать пункты:

  1. просьбу об аренде;
  2. цель — описание деятельности;
  3. планируемую площадь;
  4. местоположение участка.

Составленное заявление с пакетом сопутствующей документации направляется в администрацию на рассмотрение.

Приложение документов

Помимо заявления, в перечень бумаг для оформления аренды входят:

  • справка из ИФНС об отсутствии задолженностей;
  • для ИП — копия свидетельства о регистрации, паспорта, для юридического лица — копии учредительной документации, устава;
  • копии кодов ОКВЭД;
  • план будущего павильона;
  • если павильон уже установлен, требуются его панорамные фотографии (3 штуки).

Перед сбором документации рекомендуется уточнить действующие требования к ней в уполномоченных органах.

Подача и сроки рассмотрения

Подготовленный перечень документов направляется в администрацию, возможно обращение через МФЦ.

Заявление подается в 2 экземплярах, один из которых секретарь заверяет печатью. Также указывается дата приема — от нее рассчитывается максимальный срок рассмотрения. Период изучения администрацией бумаг и принятия решения насчитывает 1 месяц.

Кадастровые работы

Кадастровые работы осуществляются за счет предпринимателя. После рассмотрения заявления, документов и их одобрения администрация выдает схему местоположения участка на карте или плане. Также предприниматель направляется в кадастровую палату.

Работы на соответствующей территории проводит специалист, далее подготавливается архитектурный проект. Без этой документации оформить землю в аренду невозможно.

Заказ на архитектурный проект торгового помещения

Архитектурный проект формируется на основе данных, полученных при топографической съемке территории. Его изготовление оплачивает непосредственно будущий арендатор. Затем проект согласовывается с отделами по благоустройству, архитектуре, торговле и так далее. Кадастровый паспорт возможно получить только после предоставления архитектурного проекта.

Дополнительные разрешения

Процесс согласования проекта, на основании которого администрация выносит вердикт, считается самым продолжительным. Предпринимателю требуется получить разрешения на использование местности под свой вид деятельности у различных отделов и организаций:

  1. архитектуры;
  2. благоустройства;
  3. ГИБДД;
  4. СЭС;
  5. пожарной инспекции;
  6. водоканала;
  7. экологии.

Только после оформления разрешительной документации и получения кадастрового паспорта властями выносится окончательный вердикт.

Решение о предоставлении участка

Предварительное решение о возможности аренды запрашиваемого участка администрация оглашает через 1 месяц после подачи заявления и сопутствующих бумаг. При их одобрении предпринимателю выдается направление в кадастровую палату и схема участка. Требуется составление и согласование архитектурного проекта.

Заключение договора

При положительном решении вопроса аренды между сторонами заключается договор, выступающий подтверждением сделки. Он составляется в 2 экземплярах для каждого участника. Договор оформляется по установленному образцу и включает обязательные пункты:

Договор также содержит описание условий и порядка расторжения отношений.

Регистрация договора в Росреестре

Заключенное соглашение между сторонами подлежит регистрации.

На региональном уровне возможны отличия в порядке оформления, поэтому этот вопрос уточняется в органе власти. При регистрации к арендному договору прилагается квитанция о внесении госсбора.

Причины отказа и что делать?

При отказе в предоставлении земли во временное пользование администрацией направляется письменное уведомление предпринимателю с указанием причин и оснований вынесения такого решения. К ним относятся:

  1. обилие розничных торговых объектов в районе местоположения выбранного участка;
  2. земля пребывает в резерве для госнужд;
  3. участок изъят из оборота.

Если предприниматель считает отказ в аренде неправомерным, он может обратиться в суд. Также доступно выбрать другой участок земли.

Особенности найма, если площадка принадлежит государству

Передача земли во временное пользование от государства предпринимателю имеет некоторые особенности, в сравнении с арендой иных объектов:

  • Отношения всегда закрепляются договором. Соглашение «на словах» с представителем органа власти недействительно и незаконно.
  • Арендный договор на землю подлежит регистрации в Росреестре. Передача во временное пользование другого имущества не всегда требует официального оформления (например, при сдаче квартиры на срок до года). Но регистрация земли проводится обязательно. В противном случае договор аннулируется.
  • Использование выделенного надела осуществляется строго по назначению, обозначенному в договоре. Иначе он расторгается по инициативе администрации в одностороннем порядке.
  • Если в аренду предоставлена земля, пребывающая в резерве для госнужд, договор подразумевает возможность его расторжения при необходимости до обозначенного срока. При этом арендатор уведомляется за год до принудительного завершения отношений.

Период временного владения наделом определяется, исходя из типа постройки:

  1. для киосков и павильонов он обычно насчитывает 5 лет;
  2. для палаток, лотков — до 1 года.

По истечении периода действия договора предприниматель обязан самостоятельно убрать постройку, благоустроив земельный участок. Перед оформлением участка для павильона во временное пользование рекомендуется оценить все возможные варианты.

Вероятно, арендовать землю у частного собственника будет проще и не потребуется проходить все этапы оформления. Если такой возможности нет, и предприниматель планирует действовать через администрацию, перед подготовкой документации важно уточнить порядок процедуры, поскольку на региональном уровне он может отличаться.

Как арендовать земельный участок у государства под торговлю

Есть ли отличия в аренде для физических и юридических лиц

Предоставление ЗУ в аренду для юридических лиц и ИП аналогично с физическими лицами, т.е. — Законодательное основание «Исходя из положений предусмотренных ст.28 и ст.29 ЗК РФ — Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Кроме того, обратите внимание на следующее:

  • Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется только за плату;
  • Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. ст. 9, 10,11 ЗК РФ;
  • Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Вывод: вы как ИП или ООО можете приобрести в аренду ЗУ который находится в государственной или муниципальной собственности на основании решения администрации. При этом предоставленный ЗУ, может быть взят для целей не связанных со строительством (например — Для коммерческих целей).

Рекомендую прочитать ст. 30.1 и ст. 34 ЗК РФ, а так же комментарии к данным статьям (там про порядок). Так же обратите внимание на ст. 24 ЗК. Порядок подачи заявлений на аренду — общий. (см. ст. 30.1 и ст. 34 ЗК РФ.)

Читайте также:  Смена совета дома и управляющей компании

Как арендовать землю у администрации города под павильон (НТО)

Нестационарными торговыми объектами (НТО) считаются здания и сооружения, установленные без устройства заглубленных фундаментов. Они могут быть подключены или не подключены к коммуникациям, иметь разные размеры, быть передвижными или находиться постоянно на выбранном месте.

К нестационарным объектам можно отнести часть привычных заведений, окружающих нас в городах:

  1. кафе;
  2. магазины;
  3. торговые павильоны;
  4. рынки;
  5. пункты проката и т.д.

Закон позволяет любому гражданину или организации устанавливать нестационарные торговые объекты, предоставление земли для которых происходит с разрешения местной администрации. На выделенной под торговлю земле разрешено строительство объектов, возведение которых согласно «Правилам землепользования и застройки», не выходит за рамки целевого назначения. Запрещена передача в пользование земли, определенной для нужд города, или земли государственного назначения.

Договор аренды земли с администрацией заключается только на сооружения с фундаментом (т. е. то, что обычно называют недвижимостью). Земельный участок под нестационарный торговый объект выделяется значительно проще. Для его получения нужно:

  1. Самостоятельно сделать анализ будущего размещения НТО, учитывая место расположения, характер деятельности и вид объекта. Информация такая, как правило, представлена на сайтах местных администраций или выдается уполномоченными должностными лицами.
  2. Подать заявление в местную администрацию на размещение НТО. Обязательно учитывайте сроки приема таких заявлений: нередко по решению органов власти принимаются они дважды в год — весной и осенью. Заявление подайте в канцелярию органа власти района, где планируется открытие бизнеса.

Дополнительные документы

  1. Данные о заявителе (паспорт, копия свидетельства о учете в налоговой для физлица или свидетельство о госрегистрации ИП, или свидетельство о регистрации юрлица).
  2. Документы на право представлять интересы заявителя, если от его имени действует представитель (доверенность, приказ руководителя о назначении и т. д.).
  3. Свидетельство о праве собственности на землю или договор аренды земельного участка под нестационарный торговый объект, протокол итогов аукциона, документы о праве пользования и т. д.
  4. Кадастровый номер участка, на котором предполагается устанавливать торговый объект. Если номер не присвоен, то прилагается свободно составленный план участка с указанием границ, площади, наименования объекта и его назначения (земля под торговлю).
  5. Право аренды земли под строительство предоставляется по результатам аукциона или конкурса (если заявок больше, чем предоставляемых мест). Правом внеочередного предоставления земли пользуются предприятия общепита, открывающие летние кафе на 180 дней в году. Единственное условие — непосредственное примыкание запрашиваемого участка к кафе.

Заявление рассматривается администрацией в течение десяти дней с момента завершения приема. Каждому заявлению присваивается входящий индивидуальный номер. В случае возникновения разногласий будет создана специальная рабочая группа.

Вам могут отказать в двух случаях: отсутствие свободного участка или установленные законом ограничения на его использование.

Особенности договора размещения НТО

Изменения в Земельном кодексе РФ, которые вступили в действие с 01.03.2015 года, установили новый порядок размещения НТО. Главное изменение ‑ действующие ранее договора заменены на договора аренды земельного участка под торговлю нового образца. Основания для заключения договоров остались прежними: договора заключаются по результатам аукционов и целевым способом для социально значимых объектов (продовольственных магазинов и продуктовых павильонов, летних площадок кафе и т.п.).

Договор аренды земельного участка на размещение нестационарного торгового объекта включает следующие разделы:

  1. Место и дата
  2. Наименования сторон
  3. Предмет договора (описание объекта, специализация, адрес расположения).
  4. Сроки размещения объекта.
  5. Стоимость договора и порядок расчетов.
  6. Итоговая цена аукциона, поквартальная сумма оплаты и сроки.

Срок действия договора устанавливается по решению администрации. В разделе об «Особых условиях» указывается принцип ежегодной корректировки договора согласно показателям инфляции.

Сроки аренды

Земля под НТО выдается на срок, установленный местной администрацией. Обычно договор аренды заключается на срок:

  • под киоски и павильоны ‑ на 5 лет;
  • для лотков, палаток и т.п. ‑ до одного года.

По истечении срока действия договора владелец должен самостоятельно демонтировать и вывезти НТО, благоустроив территорию.

Как арендовать землю у администрации под магазин

Законодательство: ст. 39.6., 39.14 Земельного кодекса РФ., ст. 28 Земельного Кодекса РФ — предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Если участок не сформирован — заявление в орган местного самоуправления, указывается испрашиваемое место, размеры и ставится просьба сформировать ЗУ за счет заявителя для последующего предоставления. Минимальные и максимальные размеры ЗУ нормативными актами ОМСУ — обратитесь в представительный орган ОМСУ за разъяснением (основание: статья 33 ЗК РФ).

Если участок сформирован — Заявление о предоставлении сформированного земельного участка подается в письменной форме, указывается цель, испрашиваемый вид право, указываются характеристики ЗУ и контактные данные заявителя, к заявлению прилагается выписка (кадастровый паспорт) на испрашиваемый ЗУ.

Как оформить землю под магазин на собственном участке

Согласно ст. 263 ГК РФ собственнику земельного участка разрешается возводить на нем здания и сооружения различного назначения. Установка нестационарного торгового объекта на собственном участке начинается с подготовки проекта и получения разрешения в архитектурном управлении.

Чтобы получить добро на возведение НТО, вам нужно:

  1. Изменить вид разрешенного использования участка земли. Если земля предназначена для строительства жилья, нужно разделить (размежевать) землю, отделив жилье от коммерческой постройки. Размежевание оформляется заявлением в местные органы самоуправления, которые должны в ответ выдать постановление с разрешением изменения вида использования отделенного участка.
  2. Оформить права собственности на размежеванные участки. Для этого нужно обратиться с заявлением в ФУГРЦ (Федеральное управление) для внесения записи в единый реестр.
  3. Подготовить проектную документацию магазина. Заключить договор с лицензированной архитектурной организацией на выполнение проекта и эскизов магазина с инженерными коммуникациями.
  4. Оформить акт согласований отдела архитектуры и градостроительства (ОАГС). На основании предоставленного проекта и документов о праве собственности получить акт согласований с администрацией, коммунальными предприятиями, пожарной охраной и СЭС.
  5. Получить разрешение и строительный паспорт. Выдается на основании согласованного акта.
  6. Ввести построенный магазин в эксплуатацию
  7. Зарегистрировать права собственности на магазин в ФУГРЦ.
  8. Зарегистрироваться в налоговой как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получить лицензию, разрешение от СЭС и местной администрации.

Проблемы коммерческих объектов на участках под ИЖС

Нередко мы становимся свидетелями конфликтов между хозяевами незаконно построенных коммерческих зданий и контролирующими органами. Выделенные в свое время под ИЖС земельные участки активно застраивались автомойками, кафе, гостиницами, станциями технического обслуживания авто и пр. Строительство велось самовольно, без согласований, в нарушение регламентов.

Специалисты архитектурно-строительного контроля стали активно выявлять такие объекты и официально предупреждать их владельцев о необходимости прекращения эксплуатации. Зачастую требования игнорируются, и инспекторам приходится обращаться в суды с исками о сносе таких построек. Суды в подавляющем числе случаев такие иски удовлетворяют.

Можно ли арендовать землю под НТО на участке для общего пользования

Да, можете. В зависимости от вашей деятельности и объемов вашей компании, для представителей малого и среднего бизнеса подойдет ИП для большой компании связанной с большими объемами продукции — ООО. Физические лица не являются субъектами таких сделок. Арендовать землю лучше всего через торги в зависимости от регионального законодательства.

Все ограничения указаны в постановлениях правительства вашей области, приказах и решениях мэрии. Теоретическая база (Общая) ЗК РФ ст.ст. 5, 9, 16, 22, 27, 41 ГК РФ — ст.ст. 615, 619 — «Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер» (утв. Минэкономразвития России).

Выводы

Чтобы взять в аренду земельный участок под торговлю (павильон, киоск, магазин и тд) или любую другую коммерческую деятельность (автомойку, АЗС, парковку и тд) нужно:

  1. Целевое назначение участка должно соответствовать предполагаемому виду деятельности. Например, под строительство АЗС.
  2. Деятельность от имени физ лица следует указывать коммерческую. Разница между физ и юр лицом в расчете стоимости аренды.
  3. Получите сначала участок, затем начинайте оформлять разрешительную документацию связанную с ведением коммерческой деятельности. Оформление документации под деятельность связанную с АЗС отличается от процедуры оформления земли под торговлю.

Возможно ли изъятие администрацией земельного участка, переданного мне в аренду?

Надеюсь на ваши разъяснения по вопросу.

В апреле 2016 года я оформил переуступку прав аренды на земельный участок, земли поселений, ИЖС.

Сейчас сосед, занимающий должность в министерстве по архитектуре и строительству яростно убеждает меня что планируются изменения в градостроительном плане города, и мой участок ( на нем очень много насаждений) попадет в зону рекреации, и будет изъят.

Подскажите пожалуйста, это вообще законно?

Какой порядок должен быть соблюден при этом, на каком этапе меня об изменениях известят?

Как я могу препятствовать этой процедуре?

Ответы юристов ( 4 )

одскажите пожалуйста, это вообще законно? Какой порядок должен быть соблюден при этом, на каком этапе меня об изменениях известят? Как я могу препятствовать этой процедуре?
Сергей

Такое теоретически и практически возможно:

ст. 49 ЗК РФ: Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Если добровольно откажетесь, то могут изъять в судебном порядке, если суд сочтет основания для изъятия законными.

Также аренда может быть прекращена:

ст. 46 ЗК РФ: Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
2.1. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения договора комплексного освоения территории, заключенного в отношении такого земельного участка или образованных из него земельных участков, либо в случае нарушения графика освоения указанной территории, предусмотренного данным договором.

Касаемо предусмотренного ГК РФ:

ст. 619: По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Ссылка на основную публикацию