Исполнительный сбор и другие расходы

Вопрос 1. Расходы в исполнительном производстве

Тема 4-3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Прекращение исполнительного производства

Основания прекращения исполнительного производства судом:

1) смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, если не допустимо правопреемство;

2) утрата возможности исполнения исполнительного документа;

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Основания прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем:

1) принятие судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятие судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмена или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращение исполнения акта по делу об административном правонарушении органом, выдавшими исполнительный документ.

Последствия прекращения исполнительного производства (ст. 44):

1. Происходит окончание исполнительного производства без произ­водства исполнительных действий.

2. Отменяются все назначенные судебным приставом-исполнителем меры по исполнению.

3. Возбуждается исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (исключение отмена судебного акта или исполнительного документа).

4. Исполнительный документ остается в материалах прекращенного ис­полнительного производства и не может быть повторно предъ­явлен к исполнению.

5. Копии постановления о прекра­щении исполнительного производства, об отмене мер принудитель­ного исполнения направляются взыскателю, должнику, в орган, выдавший исполнительный документ, в органы, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений.

6. Прекращенное исполнительное производство не может быть во­зобновлено вновь.

Вопросы:

1. Расходы в исполнительном производстве

2. Ответственность в исполнительном производстве

3. Распределение взыскательных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя

Расходы в исполнительном производстве это денежные затраты, возникающие в связи с принудительным исполнением судебных, иных актов, предусмотренных законом.

В исполнительном производстве у сторон могут быть самые разнооб­разные расходы. Необходимость их осуществления обычно возникает по объективным причинам, не зависящим от сторон (например, расходы, затраченные на перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм). В некоторых случаях расходы в исполнительном производстве могут быть связаны с неправомерным поведением должника и высту­пают в качестве своеобразной санкции процессуальной ответственно­сти в виде неблагоприятных процессуальных последствий (взыскание суммы исполнительского сбора).

Функции института расходов:

Основная функция – возмещение расходов государства в связи с принудительным исполнением,

Дополнительная функция – предупреждение неправомерного поведения со стороны должника, которое выражается в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном произ­водстве.

По общему правилу, обязанность по уплате расходов в исполнитель­ном производстве возлагается на стороны (взыскателя и должника). Од­нако в исключительных случаях, например при прекращении исполни­тельного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, расходы по совершению ис­полнительных действий относятся на счет федерального бюджета (ч. 2 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).

Виды расходов в исполнительном производстве:

1. исполнительский сбор;

2. расходы по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор это денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного доку­мента, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента по­лучения копии постановления судебного пристава-исполнителя о воз­буждении исполнительного производства.

Основания установления исполнительского сбора:

– истечение срока, установленного для добровольного исполнения,

– истечение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбужде­нии исполнительного производства в случаях немедленного исполне­ния.

Исполнительский сбор взыскива­ется с должника и отчисляются в федеральный бюджет.

Размер исполнительского сбора устанавливается законом в зависи­мости от характера исполнительного документа либо пропорционально взыскиваемой сумме или стоимости имущества должника, либо в твер­дой денежной сумме.

Размер исполнительского сбора:

1. По исполнительным документам имущественного характера – 7 % подлежащей взыс­канию суммы или стоимости взыскиваемого имуществ, но не менее 500 руб. с гражданина и 5000 руб. с организации (ч. 3 ст. 112);

2. По исполнительным документам неимущественного характера – 500 руб. с гражданина, 5000 руб. с организации.

3. По исполнительным документам о взыскании периодических платежей исполнительский сбор исчис­ляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполни­тельное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, уста­новленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве (по поручению);

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнитель­ского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-испол­нителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Суд вправе отсрочить или рассрочить взыс­кание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании ис­полнительского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяется Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора».

Расходы по совершению исполнительных действийэто денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и прове­дение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 116 Закона об исполнительном производ­стве к расходам по совершению исполнительных действий относятся средства, затраченные:

1) на перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и про­ведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;

3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

5) проведение государственной регистрации прав должника;

6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий предусмотрен в ст. 117 Закона об исполнительном произ­водстве.

Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, пре­дусмотренных Законом об исполнительном производстве, а также воз­мещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основа­нии постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2252 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Электронная библиотека

Расходы в исполнительном производстве – это денежные затраты, воз­никающие в связи с принудительным исполнением судебных, иных актов, предусмотренных законом.

В исполнительном производстве у сторон могут быть самые разно­образные расходы. Необходимость их осуществления обычно возника­ет по объективным причинам, не зависящим от сторон. Например, расходы по переводу (пересылке) по почте взыскателю взысканных сумм. В некоторых случаях расходы в исполнительном производстве могут быть связаны с неправомерным поведением долж­ника и выступают в качестве своеобразной санкции процессуальной ответственности в виде неблагоприятных процессуальных последствий (взыскание суммы исполнительского сбора).

Основная функция института расходов заключается в возмещении расходов государства в связи с принудительным исполнением. В ка­честве дополнительной функции выступает функция предупреждения неправомерного поведения со стороны должника, выражающегося в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном произ­водстве.

По общему правилу обязанность по уплате расходов в исполнитель­ном производстве возлагается на стороны (взыскателя и должника). Однако в исключительных случаях, например в случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве, расходы по совер­шению исполнительных действий относятся на счет федерального бюд­жета (ч. 2 ст. 117 закона об исполнительном производстве).

Расходы в исполнительном производстве состоят из исполнительско­го сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Послед­ние законодательные изменения не повлияли на определение сущности исполнительского сбора как одного из видов расходов в исполнитель­ном производстве, хотя с точки зрения законодательной техники нор­мы об исполнительном производстве находятся не в гл. 16 «Расходы по совершению исполнительных действий», а в гл. 15 Закона об ис­полнительном производстве, где также сосредоточены нормы об от­ветственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Исполнительский сбор – эта денежное взыскание с должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного доку­мента, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В отличие от государственной пошлины, которая в судах обычно взыскивается с истцов, заявителей, исполнительский сбор взыскивает­ся с противоположной стороны – с должника.

Размер исполнительского сбора устанавливается законом в зависи­мости от характера исполнительного документа, либо пропорциональ­но взыскиваемой сумме или стоимости имущества должника, либо в твердой денежной сумме.

Согласно ч. 3 ст. 112 закона об исполнительном производстве, ис­полнительский сбор устанавливается в размере 7 % от под­лежащей взысканию суммы или стоимости

взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественно­го характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанав­ливается в размере 500 руб., с должника-организации – 5000 руб.

С должника исполнительский сбор взыскивается судебным приста­вом в максимальном размере, так как закон об исполнительном произ­водстве в этом смысле в ст.112 содержит императивные нормы.

Исполнительский сбор призван компенсировать расходы государства в исполнительном производстве, поэтому 100 % от суммы исполнитель­ского сбора отчисляются в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-испол­нителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 закона об испол­нительном производстве (по истечении срока, установленного для доб­ровольного исполнения, или в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в случаях немедленного исполнения), если должник не представил судебному приставу-исполнителю дока­зательств того, что исполнение было невозможным вследствие непре­одолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей ис­числяется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдель­ности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполни­тельное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, уста­новленном ч. 6 ст. 33 закона об исполнительном производстве;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного до­кумента, по которому вынесено и не отменено постановление су­дебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнитель­ского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-испол­нителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник вправе в порядке, установленном законом об исполнитель­ном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании по­становления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполни­тельского сбора, с иском об отсрочке или о

рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнитель­ского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыска­ние исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 закона об исполнительном производстве. При отсутствии уста­новленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязатель­ства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом ре­шения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении об­ращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постанов­ление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительско­го сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Читайте также:  Взыскание долга за коммунальные услуги предыдущих хозяев

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании ис­полнитель­ского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Изложенные правила о сущности, размере, порядке уменьшения или освобождения от уплаты исполнительного сбора подтверждаются постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпунк­та 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 феде­рального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Сара­товской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский».

В частности, в указанном постановлении отмечается (применительно к ранее действовавшему законодательству об испол­нительном производстве), что по смыслу ст.81 указанного закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере 7 % от взыс­киваемых по исполнительному документу денежных средств, относит­ся, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению испол­нительных действий, осуществленных в порядке принудительного ис­полнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий). Эта мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возло­жение на должника обязанности произвести определенную дополни­тельную выплату в качестве меры его публично-правовой ответ­ственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В отмеченном постановлении Конституционного Суда РФ подчер­кивается, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции:

1) имеет фиксиро­ванное, установленное федеральным законом денежное выражение;

2) взыскивается принудительно;

3) оформляется постановлением уполно­моченного должностного лица;

4) взимается в случае совершения право­нарушения;

5) зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административ­ного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

В судебном порядке размер исполнительского сбора может быть уменьшен или должник вообще может быть освобожден от обязаннос­ти уплаты исполнительского сбора. При применении такого вида юридической ответственности, как ис­полнительский сбор, суд должен учитывать смягчающие вину должни­ка обстоятельства, а также наличие определенных уважительных при­чин. При этом уважительные причины не должны толковаться слишком широко.

Сейчас в ч. 6 ст. 30 закона об исполнительном производстве прямо предусмотрено, что основанием для возбуждения исполнитель­ного производства также является вынесенное в процессе принудитель­ного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполни­тельных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполни­тельного документа.

Расходы по совершению исполнительных действий это денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и прове­дение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 2 ст. 116 закона об исполнительном производстве к расходам по совершению исполнительных действий относятся сред­ства, затраченные на:

1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника;

2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию поне­сенных ими, а также понятыми расходов;

3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;

4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;

5) проведение государственной регистрации прав должника;

6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Перечень расходов, указанный в ст. 116 закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, а подлежит более широко­му толкованию, так как к ним могут быть отнесены и другие необходи­мые исполнительные действия, совершаемые в процессе исполнения исполнительного документа.

По своей правовой природе и назначению расходы по соверше­нию исполнительных действий схожи с институтом издержек, свя­занных с рассмотрением дела в суде (ст. 94 ГПК РФ, ст. 106 АПК РФ). По ранее действовавшему гражданскому процессуальному законода­тельству (ст. 86 ГПК РСФСР) к издержкам, связанным с рассмотрени­ем дела, относились расходы, связанные с исполнением решения суда (п. 4 ст. 86 ГПК РСФСР). Однако ввиду того, что в исполнительном производстве исполняются не только различные судебные акты, но и некоторые другие юрисдикционные акты, предусмотренные законом (ст. 12 закона об исполнительном

производстве), при исполнении ко­торых также могут возникнуть расходы по совершению исполнитель­ных действий, такой вид расходов в современном гражданском процес­се не выделяется.

Сейчас, когда исполнительное производство может рассматриваться как самостоятельная отрасль права, наличие норм о расходах, связан­ных с исполнением, в ГПК РФ и АПК РФ представляется лишним, так как для правового регулирования этого вопроса соответствующих по­ложений законодательства об исполнительном производстве вполне достаточно.

В статье 117 закона об исполнительном производстве предусмотрен порядок возмещения расходов по совершению исполнительных дей­ствий. Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

В случае прекращения исполнительного производства по основани­ям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве, расходы по совершению исполнительных действий относят­ся на счет федерального бюджета.

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, пре­дусмотренных законом об исполнительном производстве, а также воз­мещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основа­нии постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Исполнительные расходы

Понятие и назначение исполнительных расходов

Исполнение требований исполнительного документа в принудительном порядке зачастую не обходится без определенных материальных взысканий и затрат. В этой связи законодательство об исполнительном производстве содержит правовые механизмы, позволяющие взыскать с должника исполнительский сбор (ст. 112), и расходы по совершению исполнительных действий (гл. 16). Теория исполнительного права объединяет эти два понятия и определяет их как исполнительные расходы.

Взыскание исполнительных расходов, как правило, производятся с должника. В строго установленных законом случаях они возмещаются за счет средств федерального бюджета. Такая нормативная регламентация не случайна, поскольку в силу специфики правоотношений в исполнительном производстве должник – обязанное лицо, ставшее таким на основании вступившего в законную силу судебного акта или акта иного органа или должностного лица.

В этой связи назначение исполнительных расходов состоит прежде всего в том, чтобы дисциплинировать поведение должника, направив все его действия на добровольное исполнение требований исполнительного документа. В противном случае должник претерпевает правовые последствия в виде штрафных санкций, к которым, в частности, относится исполнительский сбор, а также компенсирует расходы по совершению исполнительных действий.

Исполнительные расходы также призваны возместить затраты государства, понесенные в связи с принудительным исполнением требований исполнительных документов.

Исполнительные расходы, как указывалось ранее, состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор

Исполнительский сбор – это мера ответственности штрафного характера, налагаемая на должника в связи с неисполнением им исполнительного документа в срок, предоставленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, или в течение суток, если требования подлежат немедленному исполнению. Данный сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112).

Порядок взыскания исполнительского сбора осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями ФССП России от 23.12.2010 № 01-8.

Исходя из определения исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель взыскивает его с должника только после истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, в противном случае действия судебного пристава, связанные со взысканием исполнительского сбора, признаются судами незаконными.

Суды в своих решениях, как правило, указывают, что “иного порядка исчисления срока для добровольного исполнения исполнительного документа федеральное законодательство не содержит” (см. определение Ульяновского областного суда от 14.06.2011 по делу № 33-2091/2011). Пропуск срока, установленного должностным лицом ФССП России, даже при последующем добровольном исполнении должником требований исполнительного документа, все равно влечет за собой взыскание исполнительского сбора (см. обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения ФАС Поволжского округа споров, связанных с применением Федерального закона об исполнительном производстве).

Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 по делу № 10-6313/06-Ф02-249/08).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о последствиях неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в виде взыскания исполнительского сбора. При этом следует отметить, что взыскание исполнительского сбора по истечении срока на добровольное исполнение осуществляется судебным приставом-исполнителем, если должник не представит доказательств, подтверждающих наличие причин объективного характера (не зависящих от воли должника), которые воспрепятствовали ему исполнить требования исполнительного документа добровольно.

Размер исполнительского сбора устанавливается законодательством и может быть двух видов: процентным и в твердом денежном выражении. Если исполнительский сбор взыскивается по требованиям имущественного характера, т.е. имеющим денежную оценку, исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию денежной суммы или стоимости взыскиваемого имущества (ч. 3 ст. 112). Например, если с должника взыскивается сумма в пять тысяч рублей, то исполнительский сбор составит 350 руб. При взыскании периодических платежей исполнительский сбор исчисляется и взыскивается с каждой суммы задолженности в отдельности (например, по алиментным обязательствам).

Необходимо обратить внимание, что, несмотря на процентное выражение исполнительского сбора по имущественным требованиям исполнительных документов, законодательством предусмотрено, что исполнительский сбор в этом случае не может быть меньше 500 руб., если должником является физическое лицо, и не менее пяти тысяч руб., если должник – юридическое лицо. Например, если должник, обязанный передать взыскателю 100 руб., не исполнил данное требование добровольно, он подлежит штрафной ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в размере 500 руб.

Нормативно установленный минимальный размер исполнительского сбора призван дисциплинировать должников, особенно если размер долга меньше исполнительского сбора. Это влечет увеличение числа исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, и предотвращает превращение территориальных органов ФССП России в “платежный терминал”.

В случае неисполнения требования неимущественного характера размер исполнительского сбора установлен в твердом денежном выражении: с должника-гражданина взыскивается 500 руб., если должником является организация – пять тысяч руб.

Взыскание исполнительского сбора происходит по общим правилам исполнения. В рамках основного исполнительного производства он взыскивается после удовлетворения основного требования и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии со ст. 110 Федерального закона об исполнительном производстве наличными и безналичными денежными средствами. На основании п. 12.5 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” инкассовое поручение должно содержать указание на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Следует отметить, что в случае заключения взыскателем и должником мирового соглашения постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное до утверждения судом мирового соглашения, подлежит исполнению в общем порядке (п. 5.4 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора).

Из общего правила по взысканию исполнительского сбора предусмотрены некоторые исключения. Исполнительский сбор не взыскивается:

  • – если в службу судебных приставов поступил исполнительный документ по совершению отдельного исполнительного действия или применению отдельных мер принудительного исполнения в порядке поручения (ч. 6 ст. 33);
  • – в случае повторного предъявления к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление о взыскании исполнительского сбора;
  • – при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, которые были наложены в процессе принудительного исполнения.

Предусматривая защиту прав должника, законодательство наделяет его правом на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора, а также правом на обращение в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера вплоть до полного освобождения от его уплаты.

Читайте также:  Как переоформить на себя квартиру, представленную по договору краткосрочного найма

Право на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора может быть реализовано только в порядке обращения с соответствующим заявлением в суд (ч. 4 ст. 121).

В этой связи следует отметить, что основаниями для удовлетворения требований заявителей, оспаривавших законность постановления о взыскании исполнительского сбора, в основном являются следующие: вынесение постановления до истечения срока на добровольное исполнение, до уведомления должника о возбуждении исполнительного производства, без учета имеющейся информации об уважительных причинах неисполнения требований исполнительных документов (см. Обзор судебной практики по оспариванию постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России в 2008 г. (приложение к письму ФССП России от 27.03.2009 №12/07-3906-СВС)).

Исходя из того, что исполнительский сбор является санкцией штрафного характера, вызывает критические замечания правовая конструкция, предусматривающая обращение в суд с иском об уменьшении, рассрочке или отсрочке взыскания исполнительского сбора. Связано это с тем, что согласно Постановлению КС РФ от 30.07.2001 № 13-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества “Разрез “Изыхский”” исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности (см. гл. 5 настоящего учебника).

Следует обратить внимание, что уменьшить размер исполнительского сбора суд может не более чем на одну четверть от размера, установленного законом. В случае уменьшения размера исполнительского сбора судом постановление судебного пристава-исполнителя считается измененным.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду. Однако вопрос о наличии либо отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не может быть предметом исследования суда по делу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. Если заявитель просит признать оспариваемый документ незаконным в полном объеме, полагая, что он не мог исполнить предъявляемое требование по причине непредвиденных, непреодолимых препятствий, то суд, уменьшая размер исполнительского сбора по собственной инициативе, выйдет за пределы заявленных требований. Поэтому еще раз подчеркнем, что требование об уменьшении размера исполнительского сбора может быть заявлено только в самостоятельном иске (см. постановление ФАС Уральского округа от 19.06.2008 по делу № А60-1340/08).

Арбитражная практика исходит из того, что применяемая санкция не должна вести к ухудшению материального положения должника. При этом судьями учитываются следующие обстоятельства должника:

  • – характер совершенного им правонарушения, тяжесть финансового положения, социальная значимость осуществляемой хозяйственной деятельности, степень вины;
  • – значительность суммы, подлежащей взысканию, и сезонность производственной деятельности;
  • – документальное подтверждение частичного погашения организацией своей задолженности.

Но при этом само по себе отсутствие денежных средств и трудное финансовое положение, как и наличие нескольких исполнительных производств, не являются уважительными причинами неисполнения исполнительного документа.

В то же время принятие мер по добровольному исполнению требований исполнительного документа, а именно: уплата в установленный для добровольного исполнения срок более половины суммы долга, – свидетельствует о добросовестном поведении должника по исполнительному производству и может рассматриваться в качестве основания для уменьшения исполнительского сбора. Представление доказательств наличия тяжелого материального положение должника не является обязательным условием для уменьшения исполнительского сбора (см. справку Арбитражного суда Свердловской области за 2008 г. о практике рассмотрения споров, связанных с применением Федерального закона об исполнительном производстве).

Должнику возвращается излишне уплаченная сумма, если на момент уменьшения размера исполнительского сбора должник оплатил его в полном объеме.

Возвращение должнику исполнительского сбора также производится в случаях, когда отменяется:

  • – судебный акт, акт другого органа или должностного лица, на основании которых выдавался исполнительный документ;
  • – исполнительный документ;
  • – постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Процедура возвращения исполнительского сбора регламентирована Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550. Согласно данному постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил).

По общему правилу, установленному ст. 160.1 БК, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.

Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по коду бюджетной классификации “Исполнительский сбор” является ФССП России (приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации”).

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа ФССП России) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов РФ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).

Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета. Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП России (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2010 г.).

Кроме того, следует учитывать Определение КС РФ от 01.04.2008 № 419-О-П “По жалобе открытого акционерного общества “Межотраслевой концерн “Уралметпром” на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве””, в котором разъясняется, что в случае прекращения исполнительного производства – ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику – предполагается возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор возвращается на основании заявления должника, которое он представляет в подразделение службы судебных приставов, где было произведено взыскание. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих наличие оснований для возврата исполнительского сбора (акт юрисдикционного органа об отмене исполнительного документа). Возврат исполнительского сбора производится в течение 30 дней с момента принятия заявления.

Однако исполнительский сбор не возвращается должнику, за которым сохраняется обязанность уплаты штрафа, при возврате исполнительного документа взыскателю по его заявлению (п. 1 ч. 1 ст. 46). На это обстоятельство обратил внимание ВАС РФ, указавший, что неисполнение должником требований пристава в срок, установленный для добровольного исполнения, образует состав самостоятельного правонарушения (см. определение ВАС РФ от 01.06.2007 по делу № 6165/07).

Возмещение судебных расходов истцу по решению суда: бухгалтерский и налоговый учет

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа. Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.

При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.

В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).

Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).

Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям – мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.

Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.

После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 76, субсчет “Расчеты по претензиям”
– отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.

Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:

Дебет 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами” Кредит 51
– взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание – банковская выписка);

Дебет 76, субсчет “Расчеты по претензиям” Кредит 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами”
– погашена сумма присужденных судебных расходов;

Дебет 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами” Кредит 51
– взыскан исполнительный сбор (основание – банковская выписка);

Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 76, субсчет “Расчеты с судебными приставами”
– отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.

Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

– Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

19 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).

Читайте также:  Раздел дома и земельного участка между собственниками

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):

денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,

расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,

расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),

расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и

другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

Организация платит исполнительный сбор службе судебных приставов. Куда отнести эту сумму в бухучете?

Вопрос: Организация платит исполнительный сбор службе судебных приставов. Куда отнести эту сумму в бухучете и уменьшает или нет эта сумма налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Спасибо.

Ответ: Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации – пяти тысяч рублей.

В п. 3 Постановления КС РФ от 30.07.2001 N 13-П разъясняется, что исполнительский сбор не указан в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ (п. п. 3 и 5 ст. 3 НК РФ), и, следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ. Не является он также государственной пошлиной.

Сумма, исчисляемая в размере 7% от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет государства.

Минфин в Письме от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227, основываясь на п. 2 ст. 270 НК РФ (согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде пени, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций), сообщает, что перечисленная в бюджет сумма исполнительского сбора в составе налоговых расходов не учитывается.

Арбитражные суды единогласны и солидарны с мнением Минфина (Постановления ФАС СЗО от 25.06.2007 N А56-51992/2005, ФАС ПО от 24.05.2007 N А49-4493/2006-260А/17АК, ФАС УО от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3 и др.). Руководствуясь позицией КС РФ, арбитры подчеркивают, что исполнительский сбор не подпадает под действие таких норм, как:

  • пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ (позволяет уменьшить прибыль на суммы судебных расходов и арбитражных сборов);
  • пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба).

С учетом вышеизложенного, затраты в виде исполнительского сбора, взысканного на основании ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, для целей налогообложения прибыли организации не учитываются.

В бухгалтерском учете указанные расходы необходимо отнести на счет 91 , субсчет 91-2 «Прочие расходы» (п. п. 11, 16, 17, 18, 19 ПБУ 10/99).

Столярова Ольга Станиславовна
Руководитель Отдела Аудита и Финансов
ЗАО «Объединенная Консалтинговая Группа»

Ответы на вопросы размещены на сайте компании «Такском» 18.02.2010

Исполнительский сбор

Не только судебные расходы грозят должнику при судебных тяжбах, но и исполнительский сбор. Из названия очевидно, что это вид платежа за исполнение решения суда. Но не любого, а только в принудительном порядке. И при наличии исполнительного листа добровольное удовлетворение требований выигравшей стороны позволит избежать уплаты исполнительского сбора.

Установление такого сбора связано со стремлением государства снизить расходы на содержание аппарата судебных приставов. И способствовать тому, чтобы должник требования взыскателя удовлетворил оперативно.

Когда должник обязан уплатить исполнительский сбор

Должник может исполнить решение суда сразу после вступления его в силу. Тогда, как сказано выше, никаких иных сборов платить не придется. То же касается определений суда о распределении судебных расходов. Такие документы тоже могут исполнять принудительно приставы. Равно и постановления об административных правонарушениях и иные несудебные обязательные к исполнению документы.

После поступления заявления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав начинает производство. Выносит постановление, в котором (в том числе) уведомляет должника об обязанности исполнить требования исполнительного листа. И устанавливает срок, в течение которого необходимо совершить такие действия (обычно 5 дней с момента получения). Если исполнение решения суда предполагается незамедлительным, срок добровольного исполнения составит всего сутки.

И если должник в установленные приставом сроки не исполняет обязательный акт, пристав вынесет постановление о взыскании исполнительского сбора. Без возбуждения отдельного производства. А в рамках уже начатого.

Таким образом, исполнительский сбор – это санкция за нарушение требований судебного пристава-исполнителя. Взыскивается с должника в пользу государственного бюджета.

Основания освобождения от уплаты исполнительского сбора

Исполнительский сбор не уплачивается при исполнении должником содержащихся в постановлении судебного пристава требований. Если должник такого постановления не получил, сведения о факте надлежащего уведомления его в материалах дела об исполнительном производстве отсутствуют, ни о каком исполнительском сборе речи идти не может. Стороны исполнительного производства имеют право ознакомиться со всеми материалами дела и получать их копии. Воспользуйтесь таким правом.

От уплаты исполнительского сбора судебный пристав может освободить должника, если тот предоставит ему доказательства невозможности исполнить требования исполнительного листа ввиду чрезвычайных обстоятельств. Какие это именно обстоятельства, устанавливается в каждом случае индивидуально. Не станет основанием, к примеру, нарушение работодателем срока выплаты заработной платы и т.п. Заявление об освобождении от исполнительского сбора следует предоставить судебному приставу в письменной форме с приложением письменных доказательств (например, справки о госпитализации в больницу и т.п.).

Судебным приставом-исполнителем не взыскивается исполнительский сбор, если:

  • исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем и исполнительный лист передан по поручению для осуществления отдельных исполнительных действий на неподведомственную такому приставу территорию;
  • исполнительный документ предъявлен повторно, а ранее уже вынесено и не отменено постановление о взыскании исполнительского сбора;
  • возбуждено исполнительное производство по взысканию расходов по совершению исполнительных действий и собственно исполнительского сбора;
  • к судебным приставам поступил судебный акт о применении обеспечительных мер;
  • по делам об административном выдворении иностранных граждан, по обязательным работам;
  • поступил запрос о розыске ребенка.

Должник может оспорить постановление пристава о взыскании исполнительского сбора в суде. И (или) подать в суд иск о снижении его размера, освобождения от уплаты, предоставления отсрочки, рассрочки уплаты такого сбора.

Исполнительский сбор: размер и порядок взыскания

О взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Его в обязательном порядке утверждает старший судебный пристав.

Размер сбора зависит от размера взыскиваемой с должника суммы или стоимости имущества. Он составляет 7 %, но не менее 1 000 руб. с физического лица и 10 000 руб. с юридического. Если требование взыскателя носит неимущественный характер, размер исполнительского сбора составит 5 000 руб. и 50 000 руб. соответственно.

Если в исполнительном производстве участвуют несколько должников, исполнительский сбор устанавливается для каждого из них. А если речь идет о периодических платежах (например, алименты), то исполнительский сбор устанавливается для каждого случая просрочки исполнения обязательства исходя из размера задолженности.

Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора

Как сказано выше, должник может обжаловать постановление о наложении исполнительского сбора (административный иск на действия судебного пристава-исполнителя), может обратиться в суд с исковым заявлением об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его уплаты. Для этого необходимо соблюдать правила обращения в суд.

Доказательствами наличия оснований для отсрочки, рассрочки уплаты сбора предоставляются сведения о тяжелом материальном положении. Также имеет значение степень вины в неисполнении требований. В любом случае суд снизит сбор не более чем на 25 %.

Должник может предоставить доказательства об отсутствии вины в неисполнении обязательств по исполнительному документу (это единственное основание освобождения от уплаты сбора). Такие правила содержатся в п. 74 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 г. № 50.

После принятия иска к производству, суд приостановит взыскание исполнительского сбора до вынесения решения.

Интересным с точки зрения практика является вопрос взыскания судебных расходов при участии в деле представителя. И если помните, по административным искам представителем может быть только человек, имеющий высшее юридическое образование. Постановление Пленума ВС ПФ от 21.01.2016 г. № 1 (о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела) устанавливает правило. Издержки не распределяются между сторонами, если спор не связан с нарушением или оспариванием прав истца. А снизить или освободить от сбора согласно закону может только суд. Пристав-исполнитель таким правом не обладает. Поэтому взыскать судебные расходы по делам, связанным с исполнительским сбором (кроме признания незаконным его назначения), будет затруднительно.

Уточняющие вопросы по теме

исполнительное произв. давно сумма более 600 тыс. сумма сбора включена в общую сумму долга постановление выписано общее как оформить убрать сумму исп. сбора

Никак не убрать, кроме случаев перечисленных в статье.

Пришло письмо о возбуждение исполнительного производства, сразу оплатил 500 р, как понять вложился я в пять дней? С какого момента они начинаются? На письме нет даты, кинули в почтовый ящик

В постановлении должно быть указано с какого времени считается срок. Если он не указан, то лучше будет позвонить приставам. Пропущенный срок можно продлить, тем более у вас уважительная причина.

подлежит ли взысканию сбор по закрытому по ст.46 ч.1 п.4 исполнительному производству и возвращенному взыскателю исполнительного документа?

Порядок взыскания исполнительского сбора и случаи, когда он не взыскивается и возвращается, перечислены в статье 112 ФЗ “Об исполнительном производстве”. Возвращение ИЛ по статье 46 не препятствует взысканию исполнительского сбора.

4 октября я получила уведомление о долге. Оплатила 10 октября, а 22 октября получила уведомление о исполнительном сборе 1000 рублей. Исполнительной производство о сборе датировано 8 октябре. Правомерны ли действия пристава.

Срок исполнения должен быть указан в копии постановления полученной вами от приставов. Если вы не уложились в этот срок, то начисление исполнительского сбора обосновано.

сколько отводится времени для уплаты испонительского сбора?

Срок уплаты исполнительского сбора устанавливается судебным приставом-исполнителем.

Пристав направил в суд дело об не уплате штрафа в установленый срок ,суд вынес решение об обязательных работах в размере 40 часов ,после этого пристав ,назначил исполнительный сбор ,правомерно ли это ,так как уже вынесено решение об отработке

Исполнительский сбор судебный пристав-исполнитель назначает в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению. Поскольку из Вашего вопроса следует, что штраф Вы вовремя не оплатили, исполнительский сбор был назначен в рамках первого исполнительного производства.

Ссылка на основную публикацию