Исполнение решения суда Администрацией о предоставлении земельного участка взамен изъятого

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. “Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы. “Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. “Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Решение суда о признании бездействия и обязании осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и изъятию жилых помещений в аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данных помещения, либо соглашению с собственником предоставл № 2а-5394/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2017г. г.Саратов

Ленинский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Майковой Н.Н.

при секретаре Демидовой А.О.

с участием прокурора Сивашова Д.А.

представителя ответчика Галицкой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заместителя прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия и обязании осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и изъятию жилых помещений в аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данных помещения, либо соглашению с собственником предоставления им взамен изымаемых жилых помещений в порядке ст. 32 ЖК РФ,

Заместитель прокурора Ленинского района г.Саратова в интересах неопределённого круга лиц обратился к администрации муниципального образования «Город Саратов» с административным иском: – о признании бездействия и обязании осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом № 8 по ул.Клубная г.Саратова, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу и изъятию жилых помещений в аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данных помещения, либо соглашению с собственником предоставления им взамен изымаемых жилых помещений в порядке ст. 32 ЖК РФ.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия и обязании осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и изъятию жилых помещений в аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данных помещения, либо соглашению с собственником предоставления им взамен изымаемых жилых помещений в порядке ст. 32 ЖК РФ

В обоснование своих требований Заместитель прокурора указал, что Проверкой установлено, что 08.08.2006 года в соответствии с заключением №212А межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции многоквартирный дом №8 Клубная г. Саратова признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации МО «Город Саратов» №295-р от 14.07.2014 года данный дом должен быть расселен в течение 3 месяцев со дня издания распоряжения и снесен в срок до 01.07.2015.

К бездействию, в частности, относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда осуществляется муниципальным образованием «Город Саратов» с 2008 года в рамках реализации ведомственных целевых программ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Расселению в рамках ведомственных целевых программ подлежат многоквартирные дома, признанные до 1 января 2012 года в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В настоящее время муниципальным образованием «Город Саратов» реализуется ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 8 июля 2012 года № 1347.

Многоквартирный дом № 8 по ул.Клубная г. Саратова в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 8 июля 2013 года № 1347, не включен.

Требования п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации МО «Город Саратов» № 295-р от 14.07.2014 года, собственниками дома 8 по ул. Клубная г. Саратова не исполнены.

Читайте также:  Как продать квартиру, если одна из сторон против

Состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Дальнейшее проживание в указанном доме создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан (нанимателей и собственников) проживающих в нем, а также неопределенного круга лиц, а именно подростков и взрослых, постоянно и временно, находящихся в вышеуказанном жилом доме или около этого дома.

Следствием данных нарушений является создание угрозы для жизни и здоровья людей, как неопределенного круга лиц, чья жизнь, здоровье подвергаются опасности, так и лиц проживающих в вышеуказанном доме в частности.

До настоящего времени не принято должных мер, направленных на снос аварийного дома в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Требования о сносе помещений собственниками многоквартирного дома № 8 по ул.Клубная г. Саратова до 01.07.2015года (распоряжение № 295-р от 14.07.2014) не исполнены.

Представитель административного истца Сивашов Д.А. полностью поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Галицкая К.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку для реализации права собственников жилых помещений, расположенных по адресу: г.Саратов, ул. Клубная 8 на выкуп жилых помещений, необходимости соблюдения процедуры изъятия земельного участка по многоквартирным домом необходимости не имеется. Учитывая комплекс мероприятий, необходимых для изъятия земельного участка, отсутствие предусмотренного законом срока и обязанности по его изъятию, не усматривает бездействия ответчика в данной части. Собственники жилых помещения не лишены возможности обратиться в администрацию МО «Город Саратов» либо в суд по вопросу о выкупе жилого аварийного помещения в порядке ст. 32 ЖК РФ.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 4 статьи 3 ЖК РФ гласит, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 данной статьи.Согласно статье 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона “О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.Согласно заключения № 212А от 08.08.2006 года межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и реконструкции многоквартирный дом 8 по ул. Клубная г. Саратова признан аварийным и подлежащим сносу.Согласно п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации МО «Город Саратов» №295-р от 14.07.2014 года данный дом должен быть расселен в течение 3 месяцев со дня издания распоряжения и снесен в срок до 01.07.2015 года.Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда осуществляется муниципальным образованием «Город Саратов» с 2008 года в рамках реализации ведомственных целевых программ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Расселению в рамках ведомственных целевых программ подлежат многоквартирные дома, признанные до 1 января 2012 года в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.В настоящее время муниципальным образованием «Город Саратов» реализуется ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 8 июля 2013 года № 1347.Многоквартирный дом № 8 по ул.Клубная г. Саратова в ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 8 июля 2013 года № 1347, не включен.Требования п.п. 1.1, 1.2 распоряжения администрации МО «Город Саратов» №295-р от 14.07.2014 года, собственниками дома 8 по ул. Клубная г. Саратова не исполнены.Согласно ответу администрации МО «Город Саратов» установлено, что в бюджете на 2017 год данные денежные средства не предусмотрены.Также согласно ответа комитета по управлению имуществом города Саратова установлено, что бюджетом муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год не предусмотрены средства на изъятие земельных участков для муниципальных нужд и заключение соглашений с собственниками о выкупе жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, не включенных в Про грамму кроме того, под аварийным многоквартирным домом № 8 по ул. Клубная г. Саратова сформирован земельный участок, который имеет кадастровый номер: 64:48:040302:23. В подтверждение данного обстоятельства суду предоставлена выписка из ЕГРП на земельный участок от 24.07.2017 года.Доводы администрации МО «Город Саратов» об отсутствии денежных средств, необходимых для переселения граждан из аварийного жилищного фонда суд не может признать обоснованным, так как соблюдение установленных законом требований не может зависеть от отсутствия денежных средств в бюджете. В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 22 Постановления Пленума от 2 июля 2009 г. № 14, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.Жилой дом № 8 по ул. Клубная г. Саратова признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, то переселение граждан – собственников помещений в жилом доме должен быть произведен с соблюдением процедур, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ. В соответствии с п. 1 Решения Саратовской городской Думы от 04.12.2009 №45-542 «О реализации отдельных положений статьи 32 ЖК РФ» установлено, что комитет по управлению имуществом город Саратова от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» заключает соглашения с собственниками жилых помещений о выкупе жилых помещений, о предоставлении взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений с зачетом их стоимости в выкупную цену.

Согласно п.3 указанного Решения комитет по управлению имуществом города Саратова от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» предъявляет в суд иски о выкупе жилых помещений.

Таким образом судом установлено, что согласно представленным документам земельный участок под вышеуказанным домам сформирован и поставлен на кадастровый учет, о чем суду предоставлены выписки из ЕГРП.

Кроме того изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дом аварийным и подлежащим сносу, не осуществил необходимых действий, отвечающим требованиям закона.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Признать незаконным бездействие администрации МО «Город Саратов», выразившиеся в неприятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом № 8 по ул. Клубная г.Саратова, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу и изъятию жилых помещений в аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данных помещения, либо соглашению с собственником предоставления им взамен изымаемых жилых помещений в порядке предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом № 4 по ул. Клубная г.Саратова, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу, и изъятию жилых помещений в указанном аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данных помещений либо соглашению с собственником предоставления им взамен изымаемых жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд. Г.Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», в котором просил при.

Заместитель прокурора Ленинского района г. Саратова обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», в котором просил при.

Имеют ли право, администрация края, изъять часть земельного участка?

Мне пришло письмо из министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта края, о том что, планируется изъятие для государственных нужд края моего земельного участка, с таким то кадастровым номером, путем выкупа, на котором будет проходить дорога. Данный земельный участок размером 4.3 га “земли сельхозназначения” принадлежит мне на праве собственности. Меня просят дать письменное разрешение на проведение работ по строительству дороги на моем участке, хотя на данный момент постановления правительства края об изъятии земельного участка нет и со мной договора никакие не подписывались. Из разговора с заместителем начальника отдела учета дорог, использования полосы отвода и придорожной полосы данного министерства, мне стало известно, из моего участка размером – 4.3 га планируется выкупить только 20 соток, а не весь участок и мой участок таким образом будет разбит дорогой на несколько не равных частей, а прилегающая территория будет испорчена при строительстве дороги. Законно ли это? Имеет ли право администрация выкупить только часть участка или обязана выкупить вес? Имеют ли право они разбивать мой участок? Куда мне обращаться для восстановления моих законных прав и что мне делать?

Ответы юристов ( 3 )

Доброго дня Елена! Отвечая на Ваш вопрос

как вы написали по сути идет нарушение законодательства а именно норм ЗК РФ- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) так в силу требований, Ст.56.3 ЗК РФ (. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд)
1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки.
7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.
8. Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При этом Статья 56.6 ЗК РФ (. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд_

1. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также — решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

2. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
3. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
4. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
5. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Читайте также:  Судья вынес определение

ДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРАВОМЕРНЫ НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ СТРОИТЬ ИМ ДО ИЗЪЯТИЯ УЧАСТКА У ВАС ПО ЗАКОНУ, не подписывайте что вы разрешили им строить — Вам необходима будет помощь юриста для грамотного представление интересов Ваших по данному вопросу в администации и возможно в суде, из норм ЗК РФ следует что у ВАС могут изъять только весь участок при этом государство (муниципалитет)компенсирует вам рыночную стоимость земли… Так по
Ст. 56.7 ЗК РФ. (Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд_);-

1. В целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также — соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:

1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
2. Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
3. Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется.

4. Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В случае земельного спора границы земельных участков, подлежащих изъятию, определяются в порядке, установленном частью 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
5. Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и (или) расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости.

6. В случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подпунктах 1 — 6 пункта 1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.

РЕкомендую внимательно прочесть вышеизложенное… Удачи ВАМ!

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)ЗК РФ, Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу изъятия земельного участка, по которому до 1 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, см. пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

1. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается,если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано:
1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);
2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);
3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);
4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
3. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
4. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
5. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
6. Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации в случае, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта Российской Федерации, предусмотренных документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие земельные участки.
7. Если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.
8.Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Предоставление при изъятии участка равноценною взамен изъятого

Принудительное отчуждение участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. При этом должна быть возмещена рыночная стоимость участка, если его собственнику не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

В соответствии со ст. 283 ГК в случаях, когда земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279–282 ГК. В силу ч. 3 ст. 281 ГК по соглашению с собственником ему взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, может быть предоставлен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную пену.

По одному из дел, рассмотренных в Арбитражном суде г. Москвы, истец в судебном заседании подтвердил свое согласие на предоставление ему ответчиком участка взамен изъятого у него участка для государственных нужд. Решением Комиссии по вопросам земельных отношений Западного административного округа г. Москвы истцу при наличии его согласия предоставлен земельный участок взамен изъятого, поэтому оснований для отмены судебных актов не имеется.

Прекращение использования участком в случае существенного снижения плодородия земель

В соответствии со ст. 45 ЗК право пользования участком прекращается принудительно при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Кооперативу “Луч” на основании акта на право владения, пользования землей было предоставлено 2219 га земли, из которых 2161 га составляла пашня. Во исполнение постановлений администрации Тамбовской области у истца на основании п. “е” ст. 79 Закона Тамбовской области “О регулировании земельных отношений в Тамбовской области” (далее – Закон) за систематическое нарушение земельного законодательства, выразившееся в нерациональном использовании земель в целом по кооперативу, было изъято соответственно 815 и 738 га земли. Посчитав данные постановления незаконными, кооператив “Луч” обратился за защитой в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим. Согласно п. “е” ст. 79 Закона основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения является их нерациональное и неэффективное использование, выражающееся в снижении более чем на 25% фактической урожайности за последние пять лет по сравнению с нормальной, установленной по кадастровой оценке. Из содержания ст. 82 Закона, регламентирующей порядок прекращения прав на земельный участок, следует:

  • 1) принудительное прекращение прав на земельный участок по основаниям, предусмотренным ст. 79 Закона, производится в следующем порядке: а) при выявлении нарушения на виновных юридических лиц или граждан специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель в пределах предоставленной им компетенции, налагается штраф в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. Одновременно с наложением штрафа выносится предупреждение об устранении в срок до трех месяцев допущенных нарушений; б) при неустранении нарушений в эти сроки специально уполномоченные государственные органы вносят в администрацию области или орган местного самоуправления, предоставившие земельный участок, представление о прекращении прав на него;
  • 2) принудительное прекращение нрав на земельный участок производится на основании постановления администрации области или органа местного самоуправления. Копия постановления вручается собственнику земельного участка, землевладельцу, землепользователю, арендатору в семидневный срок с момента получения копии постановления;
  • 3) при несогласии собственника-землевладельца, землепользователя, арендатора с постановлением о прекращении прав на земельный участок он вправе заявить об этом органу, принявшему постановление, в 15-дневный срок с момента получения копии постановления. В этом случае исполнение постановления не производится, а орган, принявший его, может предъявить иск в суд о принудительном прекращении прав на земельный участок. Государственная регистрация прекращения прав на землю не производится до решения суда.

В связи с несоблюдением администрацией названных требований Закона, а также отсутствием в оспариваемых постановлениях данных о том, какие конкретно земельные участки истца подлежат изъятию, суд обоснованно признал эти ненормативные акты недействительными. Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих факты нерационального и неэффективного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, ответчиком не представлено. Указанные в протоколе нарушения (земля не обрабатывается, заросла многолетними сорняками) материалами дела нс подтверждены.

Дело № не определено

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

г. Новороссийск 09.02.2011г.

Приморский районный суд г. Новороссийска в составе председательствующего- судьи Балиной О.Ф.,

при секретаре – Блитовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению гр. Семак А.Ю. к администрации г. Новороссийска о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка,

Семак А.Ю. обратился в суд за защитой своего нарушенного права, как арендатора земельного участка предназначенного для строительства АЗС.

В обоснование искового заявления указал, что он являлся арендатором земельного участка общей предназначенного для строительства АЗС, на основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, право аренды на который перешло к нему от гр. Подлесной Л.Н., которой данный земельный участок был выделен в долгосрочную аренду согласно Постановления Администрации ст. Натухаевской Приморского района г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ №, заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ йска от ДД.ММ.ГГГГ № был предоставлен земельный участок 1500

Кроме того, постановлением главы администрации Натухаевского сельского округа г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ ему было разрешено построить АЗС на отведенном земельном участке.

В период подготовки документов к строительству, орган местного самоуправления, без его согласия как арендатора, продал земельный массив, в который был включен и весь арендованный истцом земельный участок, юридическому лицу ООО « », которое начало вести строительство коттеджного поселка, чем препятствовало Семак А.Ю. пользоваться арендованным земельным участком.

Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ дело № данные действия администрации г. Новороссийска были признаны незаконными и на администрацию г. Новороссийска была возложена обязанность предоставить Семак А.Ю. другой равноценный земельный участок и заключить с ним долгосрочный договор аренды вновь предоставленного земельного участка.

До настоящего времени решение суда не исполнено.

Истец самостоятельно подыскал себе взамен изъятого земельные участки, свободные от прав третьих лиц, находящиеся в ведении администрации города Новороссийска для оформления их в аренду на его имя той же площадью. Земельный участок общей площадью

Таким образом, общая площадь трех земельных участков /с учетом доли погрешности в измерениях/ совпадает с площадью ранее арендованного им земельного участка, площадью

С полным пакетом документов, предусмотренных законом, он с заявлением обратился в орган местного самоуправления во исполнение ст. 13 ГПК РФ, ст. 612 ГК РФ для формирования, утверждения границ земельных участков и предоставления их ему в аренду, на условиях договора аренды, изъятого у него земельного участка.

Решением администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ № на него возложена обязанность по обращению в ОАО для получения консультации. Считает данное решение органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, т.к. он обратился именно к арендодателю земельного участка, который нарушил с ним условия договора аренды и передал имущество в аренду с недостатками, препятствующими использованию полностью земельного участка. Никаких взаимоотношений у него с коммерческой организацией ОАО не было и не имеется.

В судебном заседании представитель истца по доверенности просил удовлетворить исковое заявление по основаниям, изложенным в нем.

Признать решение органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №, направленное Семак А.Ю., незаконным и неправомерным.

В связи с предоставлением полных пакетов документов в орган местного самоуправления считать все перечисленные в иске земельные участки сформированными, а схемы их расположения на кадастровой карте территории г. Новороссийск- утвержденными.

Считать данное решение суда достаточным основанием для постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных трех земельных участков на имя Семак А.Ю..

Обязать администрацию г. Новороссийска предоставить в долгосрочную аренду сроком на 49 лет Семак А.Ю. указанные земельные участки, путем заключения соответствующего договора аренды земельного участка.

В связи с тем, что рыночная стоимость трех земельных участков несколько больше рыночной стоимости изъятого у истца земельного участка, истец согласен выплатить ответчику разницу в рыночной стоимости участков в сумме 224 838 р.

Требования о взыскании судебных расходов в сумме 20 200 р. представитель в суде не поддержал.

Представитель администрации города – героя Новороссийск полагался в вынесении решения на усмотрение суда, и пояснил, что в действительности спорные земельные участки, на которые претендует истец в настоящее время находятся в ведении администрации г. Новороссийска. Они свободны, никому другому не переданы, в споре, под арестом или другим обременением не состоят. Также пояснил, что он не возражает против увеличения истцом общей площади трех участков на 16 кв.м., т.к., данное разночтение в 16 кв.м. допустимо, тем более, что истец готов заплатить разницу в стоимости земельных участков и внести на счет администрации города Новороссийска 224 838 р. Требования о взыскании судебных расходов просит оставить без удовлетворения.

Читайте также:  Как взыскать долг за услугу, не имея договора

Суд, выслушав доводы представителя истца, представителя администрации г. Новороссийска, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ – защита нарушенных прав осуществляется в судебном порядке.

Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ дело № возложена обязанность на администрацию г. Новороссийска предоставить Семак А.Ю. равноценный земельный участок взамен изъятого у него земельного участка площадью Вновь предоставляемый земельный участок может быть расположен в или в ином районе . Администрация г. Новороссийска обязана заключить с ним долгосрочный договор аренды вновь предоставленного земельного участка.

Кассационным определением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение Приморского районного суда г. Новороссийска было оставлено без изменения, а кассационная жалоба администрации г. Новороссийска – без удовлетворения.

До настоящего времени решение суда не исполнено, и на заявления и обращения истца орган местного самоуправления не предоставил равноценного земельного участка, взамен изъятого.

В соответствии со ст. 612 ГК РФ – арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества. Без промедления, т.е. в минимальные сроки, объективно необходимые для устранения данных недостатков имущества с учетом обычно применяемого способа их устранения (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 “О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей” (Бюллетень ВС РФ. 1995. N 1)). Иной срок для восстановления прав арендатора названными способами может быть определен законом или, в предусмотренных законом случаях, соглашением сторон.

Кроме того, преимущественное право на выкуп земельного участка имеется непосредственно у арендатора недвижимого имущества, что указывается в ст. 4 ФЗ № 159-ФЗ от 22.07.2008г. «об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», постановлении главы администрации г. Новороссийска от 13.07.2009г. № 2232.

До настоящего времени с момента вступления решения суда в законную силу орган местного самоуправления, как арендодатель, не устранил допущенные им нарушения самостоятельно и не произвел замену предоставленного ему в аренду земельного участка, в нарушение ст. 13 ГПК РФ (обязательность исполнений решений суда). Пункт 2 ст. 314 ГК РФ – в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. С момента вступления решения суда в законную силу все разумные сроки истекли.

Так как орган местного самоуправления бездействовал, истцом самостоятельно были подобраны для оформления в аренду на его имя земельные участки, свободные от прав третьих лиц, находящиеся в ведении администрации города Новороссийска. Земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра. Земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра. Земельный участок общей площадью , расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра.

Таким образом, общая площадь трех земельных участков практически совпадает с площадью земельного участка ранее арендованного истцом и равна

Истцом произведена оценка данных трех испрашиваемых им земельных участков для подтверждения их равноценности в соответствии со ст. 612 ГК РФ.

Согласно произведенной оценке, составленной ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке рыночной стоимости трех земельных участков» – итоговая рыночная стоимость трех испрашиваемых земельных участков, расположенных по адресам: , район жилого , район жилого , район жилого составляет 1 960 393 рублей, тогда как рыночная стоимость изъятого у него земельного участка составляет 1 735 555 рублей, что на 224 838 рублей больше. Данную денежную сумму, составляющую разницу рыночной стоимости земельных участков он готов выплатить органу местного самоуправления.

Решение администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении истца в коммерческую организацию для решения вопроса о предоставлении земельных участков является неправомерным, т.к. в силу ст. 11, 29 ЗК РФ – именно орган местного самоуправления распоряжается земельными участками, находящимися в его ведении, но не иные, в том числе и коммерческие организации.

Именно органы местного самоуправления в Краснодарском крае управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности – ст. 6 Закона Краснодарского края № 532-КЗ от 05.11.2002г. «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».

В п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005г. № 11 указывается, что под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ включается рыночная стоимость изымаемого земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая и упущенную выгоду.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с ФЗ от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Согласно ст. 305 ГК РФ – права, предусмотренные статьями 301 – 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно ст. 1069 ГК РФ – вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет муниципального образования.

Субъектами имущественной ответственности при причинении убытков выступают органы местного самоуправления – от имени муниципальных образований (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Также в данном случае имеется нарушение статьи 63 земельного кодекса РФ, где указывается в пункте 1, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых они изымаются, в том числе выкупаются, равноценных земельных участков.

Истцу администрация г. Новороссийска не предложила ни одного варианта равноценного возмещения изъятого у него земельного участка.

Таким образом Суд считает, что исковые требования Семак А.Ю. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

овании.но мы как собственники участка в силу закона пользуемся им бессрочно т.е

1. Исковые требования Семак А.Ю. – удовлетворить.

2. Признать решение органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого Семак А.Ю. для решения вопроса о выделении земельного участка и заключения с ним договора аренды был направлен в коммерческую организацию ОАО « » – незаконным и неправомерным.

3. В связи с предоставлением полного пакета документов в орган местного самоуправления считать земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра – сформированным, схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории , район жилого – утвержденной.

4. В связи с предоставлением полного пакета документов в орган местного самоуправления считать земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра – сформированным, схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории , район жилого – утвержденной.

5. В связи с предоставлением полного пакета документов в орган местного самоуправления считать земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра – сформированным, схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории , район жилого – утвержденной.

6. Считать данное решение суда достаточным основанием для постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных трех земельных участков на имя Семак А.Ю..

7. Обязать орган местного самоуправления- администрацию г. Новороссийска предоставить в долгосрочную аренду сроком на 49 лет Семак А.Ю.:

– земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра, путем заключения соответствующего договора аренды земельного участка;

– земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра, путем заключения соответствующего договора аренды земельного участка;

земельный участок общей площадью расположенный по адресу: , район жилого , находящийся на землях населенных пунктов, предназначенный для строительства и обслуживания многофункционального центра, путем заключения соответствующего договора аренды земельного участка.

8. Взыскать с Семак А.Ю. в пользу администрации г. Новороссийска разницу в рыночной стоимости земельных участков равную 224 838 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственные земли

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Решение об изъятии

Содержание статьи:

Требования к принимаемому решению по изъятию земли

Согласно ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земель в пользу муниципалитета или государства принимается относительно одного участка или сразу нескольких, включая те из них, которые будут образованы.

Отчуждение земель выполняется принудительно в отношении сразу нескольких территорий, располагающихся в пределах границ будущего федерального объекта.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Частные постройки, расположенные на изъятом участке, подлежат отчуждению, кроме тех зданий, которые не соответствуют цели изъятия.

Образец решения об изъятии земельного участка

Документ обязательно оформляется в письменном виде и подписывается должностным лицом (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец решения об изъятии земельного участка]). В акте обязательно указываются:

  • сведения об отчуждаемых участках, в том числе подлежащих образованию;
  • объекты недвижимости, которые также будут изъяты;
  • цель проведения процедуры;
  • реквизиты документов, ставших основанием для принятия решения об изъятии;
  • если акт составляется на основании ходатайства (посмотреть и скачать можно здесь: [Форма ходатайства об изъятии земельных участков]), то в решении указывается лицо, подавшее ходатайство;
  • обозначаются сервитуты, которые в дальнейшем сохранятся, а также те здания и сооружения, которые изъятию не подлежат.

К решению обязательно прилагается схема расположения участка, если его предстоит образовать, а межевой проект земельного массива отсутствует. Схема должна быть утверждена. Следует отметить, что администрация, принявшая решение об отчуждении земли может утвердить новый вариант схематического расположения участка земли, после определения собственника и переговоров с ним.

Решение суда по изъятию земельного участка для государственных нужд выносится в том случае, если относительно проведения процедуры, возникают какие-либо споры. Тогда встает вопрос о компенсации нанесенного ущерба в виде стоимости земли по рыночной цене.

Отказ в принятии решения об изъятии земли

При наличии определенных обстоятельств в принятии решения может быть отказано. Изъятие земельного участка не может быть осуществлено в случаях:

  1. если надел является выморочным и частные постройки, находящиеся во временном распоряжении других лиц, на земле отсутствуют;
  2. земли состоят в госсобственности или не относятся к городским владениям, не обремененным правами других граждан, и на этих землях нет частной застройки;
  3. если территории находятся в собственности государства или муниципалитета, не имеют обременений со стороны третьих лиц и на них располагаются выморочные или бесхозные постройки.

Существует ряд нюансов, не являющихся препятствием для изъятия земельного участка:

  • Если в ЕГРП отсутствуют данные о собственниках земли или частных построек, находящихся на ней.
  • Когда в ГКН нет данных о координатах границ участков, пересечениях.
  • По причине отсутствия информации о наличии правовых споров относительно массива или присутствующих строений.

Если права на землю или постройку, подлежащую отчуждению, перешли третьим лицам, новое решение не требуется. Также нет необходимости вносить изменения в ранее оформленный акт.

Порядок действий после принятия решения об изъятии

С апреля 2015 года в действие вступил Федеральный закон №499-ФЗ от 31.12.2014 года, согласно которому устанавливается новый порядок действий в связи с принятием решения.

После того, как решение об изъятии земли было принято, уполномоченный орган не позже десяти дней после оформления акта обязан выполнить следующие действия:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Разместить решение об изъятии земли на официальном интернет-ресурсе.
  2. Опубликовать сведения об изъятии в порядке, установленном местными нормативами.
  3. Направить копию решения собственнику территории или частных построек по имеющимся адресам. Если такие данные отсутствуют, то решение не отсылается.
  4. Копия акта передается в орган, осуществляющий регистрацию права собственности.
  5. Решение об изъятии земельного участка, сведения о лицах, подавших заявление об учете их прав направляются заявителям, передавшим ходатайство об изъятии земли, а также гражданам, распоряжающимся землей по праву постоянного бессрочного пользования земельным участком.

По общему правилу уведомленным правообладатель считается с того момента, как он получил копию решения об изъятии или со дня возврата документа отправителю.

Когда любые адреса отсутствуют, гражданин или предприятие считается оповещенным после того, как решение публикуется в стандартном порядке. После такого уведомления, правообладатель может направить органу, опубликовавшему акт, свой адрес постоянного проживания для передачи копии решения.

Принятый акт действителен не меньше трех лет с момента публикации и может быть оспорен в судебном порядке.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Принудительно допускается изъятие сразу нескольких территорий, если они располагаются в пределах одного строения или будут участвовать в образовании земель.
  2. Объекты недвижимости, находящиеся на территории, тоже подлежат отчуждению.
  3. В решении об изъятии обязательно обозначаются все необходимые сведения и данные, включая цель изъятия и основания для совершения таких действий.
  4. Акт не принимается, если существуют основания для отказа, обозначенные в законодательстве.
  5. Порядок принятия решения и уведомления землепользователей также регламентированы законом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по выявлению лиц, земля которых подлежит изъятию

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Василий и несколько лет назад я приобрел участок с целью строительства дома. Чтобы заработать денег на постройку дома, я уехал на Север и два года работал там вахтовым методом. Вернувшись, я узнал, что мой земельный участок изъят для будущей застройки муниципалитетом. Как оказалось меня уведомляли в письменном виде, но в связи с тем, что я отсутствовал, письмо вернулось отправителю.

Подскажите, имею ли я право оспорить акт об изъятии и что мне необходимо для этого сделать?

Ответ: Здравствуйте, Василий. Согласно ст.56.6 ЗК РФ, гражданин, владеющий землей, считается оповещенным в том случае, когда он получил копию решения, отправленную по почте или в том случае, когда документ вернулся назад.

Дополнительно правообладатель уведомляется путем опубликования соответствующей информации на официальном электронном ресурсе ведомства, в вашем случае администрации, либо в газете.

Вы, конечно же, вправе подать иск в суд и попытаться оспорить вынесенное решение, однако в рамках оповещения нарушений не было и во время судебного процесса необходимо будет предъявить иные доказательства несоблюдения ваших прав и существования незаконных действий со стороны муниципалитета.

Маловероятно, что вам удастся вернуть участок обратно, тем более, если он уже застроен. Но вы можете потребовать возмещения рыночной стоимости изъятой территории — это ваше законное право в соответствии с п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Ссылка на основную публикацию