Должен ли я делать запрос или это действия пристава?

На что имеют право судебные приставы по закону. Права и полномочия ФССП

Полномочия и права судебных приставов строго ограниченны законом (N 118-ФЗ О Судебных Приставах) и я хочу рассказать вам какие действия со стороны судебных приставов можно считать законными. Судебные приставы, а более правильно будет ФССП (Федеральная Служба Судебных Приставов) – является органом принудительного исполнения и также это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, также исполнению судебных актов и актов других органов. Простыми словами ФССП обеспечивает исполнение судебных решений, если к примеру по решению суда должника обязали выплатить определенную сумму денег, то судебные приставы как и раз и занимаются взысканием с должника данной суммы, если он конечно отказывается произвести выплаты в добровольном порядке. То есть приставы принуждают к выполнению судебных решений, принуждают физических и юридических лиц исполнить решение суда и проводят комплекс мероприятий позволяющих повлиять на должника и вынудить его исполнить свои обязательства.

Какие права есть у судебных приставов и какие их действия считаются законными?

Если сослаться на статью 12 ФЗ О Судебных Приставах, то можно понять какими правами и полномочиями наделены сотрудники службы ФССП.

При проведении процесса принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, которые предусмотрены законом об исполнительном производстве, судебный пристав имеет полное право на следующие действия:

  • Принимать действия по своевременному, правильному и в полном объеме выполнению требований исполнительных документов;
  • Также судебные приставы могут предоставить для ознакомления материалы исполнительного производства, также из данных материалов можно делать выписки и снимать копии. Данные материалы предоставляются только сторонам исполнительного производства;
  • Также приставы могут рассматривать заявления сторон по исполнительному производству, рассматривать ходатайства и выносить по этому поводу соответствующие постановления, также при этом разъясняя сроки и порядки в которых можно обжаловать вынесенные постановления;
  • Также судебный пристав обязан взять самоотвод, если по ходу исполнительного производства появились обстоятельства, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности. То есть если пристав имеет заинтересованность в исходе дела, то он обязан взять самоотвод;
  • Имеет право на получение и обработку персональных данных, но есть условие, что данные необходимы ему для своевременного, правильного и в полном объеме исполнения требований исполнительных документов;
  • Пристав имеет право объявить в розыск должника по исполнительным документам, также розыск его имущества или ребенка, если исполнительный документ содержит требования об отобрании ребенка и его передаче;
  • Также пристав имеет право на осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
  • Также в ходе совершения исполнительных действий он имеет право получать нужную ему информацию, также персональные данные, любые объяснения и справки;
  • Если пристав передал к должнику по месту работы исполнительный документ, то он имеет право проверить работодателя на выполнение требований переданного документа и проверить ведется ли какая либо финансовая документация по данному документу;
  • Может давать указания как физическим лицам, так и организациям которые участвуют в исполнительном производстве необходимые поручения по вопросам касающимся совершения конкретных исполнительных действий;
  • Пристав имеет право входить в помещения и хранилища которые занимает должник или помещения принадлежащие должнику. Проводить в данных помещениях осмотры, имеет право вскрывать их, а по определениям соответствующего суда совершать действия такого же типа по отношению к хранилищам и помещениям, занимаемым другими лицами или принадлежащим этим лицам;
  • Имеет право арестовывать, изымать и передавать на хранение, а также реализовывать любое арестованное имущество, исключение составляет имущество исключенное из гражданского оборота на основании закона;
  • Также пристав имеет право наложить арест на денежные средства, также на любые ценности должника, которые находятся на счетах, вкладах и на хранении в банках и любых других кредитных организациях, в том размере который указан в исполнительном документе;
  • Пристав имеет право использовать нежилые помещения но с согласия собственника в качестве хранилища изъятого имущества, также на собственника помещения возлагается ответственность за хранение данного имущества. Также может использовать транспорт как взыскателя так и должника для перемещения имущества, все расходы связанные с этими действиями относятся на счет должника;
  • Если в исполнительном документе, неясно указанные способы и порядок его исполнения, то пристав имеет право обратиться в суд, орган или должностному лицу, которые выдали этот документ с соответствующим заявлением о разъяснении способа и порядке в котором выполняются требования исполнительного документа;
  • Имеет право вызвать граждан и должностных лиц участвующих в производстве по исполнительным документам;
  • Во время совершения исполнительных действий пристав имеет право проверять документы удостоверяющие личность у лиц которые участвуют в исполнительном производстве;
  • В ходе ведения производства о розыске должника либо его имущества, также ребенка, пристав имеет право делать запросы в банки данных оперативно-справочной розыскной информации, также имеет право на обработку необходимых для производства персональных данных, также любые сведения о лицах и их имуществе, также имеет право проверять документы удостоверяющие личность гражданина, если у пристава есть основания полагать, что имущество или сам гражданин находятся в розыске, также пристав может отождествлять личность, проводить опросы граждан, наводить справки и изучать документы, проводить осмотры имущества и обследования помещений, зданий и сооружений, участков местности, которые занимают лица находящиеся в розыске или если данные виды имущества принадлежат указанным лицам.
  • В ходе проведения и исполнения приставом своих служебных обязанностей, они могут обращаться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органам федеральной службы безопасности, органов у которых есть полномочия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, также других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск.
  • Также совершать любые действия на которые ему дает право ФЗ Об Исполнительном Производстве;

Как видите у сотрудников ФССП, довольно широкий круг полномочий и все вышеперечисленные действия совершенные судебным приставом будут абсолютно законными, но если вы понимаете, что судебный пристав действует не на основании закона, то обязательно пишите его действия жалобу вышестоящему должностному лицу, также вы имеете право пожаловаться в прокуратуру или подать заявление на незаконные действия должностного лица в суд. Обязательно воспользуйтесь информацией полученной из статьи и знайте свои права, а я желаю вам удачи!

Какие сведения могут запрашивать приставы при исполнительном производстве

Запросы на получение необходимых данных и сведений со стороны судебного пристава исполняющим приставом – это один из основных видов деятельности, регламентируемых пунктом 2 статья 1 ФЗ Об исполнительном производстве. В рамках 1 статьи 2 пункта пристав имеет право запрашивать любые важные и необходимые информационные и данные сведения у органов, юридических и физических лиц, если они находятся на территории России, а также на территории иностранных государств.

При запрашивании данных пристав руководствуется установленными интернациональными договорами, причем в рамках этой же статьи приставы имеют право на получение справок, информации и объяснений.

Как проводятся процессы взыскания

Для того, чтобы сторона-взыскатель смогла получить необходимые результаты по документам исполнения, ему следует пройти через все соответствующие процедуры взыскания.

Возбуждение производства исполнения

Подобный этап возбуждения судебного исполнительного дела можно поделить на соответствующие стадии, предшествующие самому началу работ с документами, по которым следует взыскивать задолженность. К ним относятся такие процессы, как:

  1. Получение стороной-взыскателем документов для последующего исполнения (документ можно получить у нотариуса или у иных государственных органов).
  2. Подача и составление заявлений о начале (возбуждении) производства, причем с обязательным приложением документов для судебного или внесудебного взыскания. Документ будет направлен в соответствующие отделы ФССП по местах жительства (нахождения) стороны-должника.
  3. Вынесение приставом по суду постановления о начале возбуждения дела (или об отказе от возбуждения дела). Сроки возбуждения производства исполнения судебными приставами в данном случае составляют 3 суток со дня принятия заявления.

После этого приставу необходимо направить копию постановления стороне-взыскателю, а также стороне-должнику. Как раз после наступления данного момента официально и запускаются процессы работы со стороной-ответчиком по «изъятию» задолженности.

Обжалование судебного постановления

Так как постановление приставов напрямую затрагивают свободы и права стороны-взыскателя, а также третьих лиц и должников, имеющих прямое отношение к делу, в случае несогласия этих сторон с актами несогласная сторона должна будет написать жалобу. Действующее законодательство предусматривает несколько различных методик оспаривания. Это обращение в суд, в прокуратуру, а также обращение непосредственно к старшему приставу местного отдела ФССП.

В рамках каждого из этих способов обязательным и самым первым шагом будет составление соответствующего заявления. Также важно обосновать в этом составляемом заявлении факты нарушения норм действующего законодательства (речь идет о совершении противоправного бездействия и действия, или о вынесении постановлений), а еще приложить к этому заявлению все важные и необходимые документы.

Сроки обжалования постановлений равны 10 суткам со дня вынесения постановления, но в данном случае под исключение попадают те ситуации, при которых заявитель не получил постановление вовремя в силу каких-либо причин объективного характера, то отсчет идет с того дня, когда представленный документ-постановление оказался на руках у заявителя.

Как отмечается в практических случаях, чаще всего обжалованию подлежат те решения, которые касаются, прежде всего:

  1. Процессов возбуждения, а также прекращения, окончания или приостановления производства, а еще возврат производства исполнения или иных документов.
  2. Использования ограничительных мер, включая такие меры, как запрет на выезды в другие страны, арест имеющихся счетов и активов.
  3. Применения различных видов мер принуждения.

После того, как сторона-взыскатель получит документы исполнения, он должен будет направить этот самый документ в соответствующее территориальные отделения ФССП по месту физического нахождения ответчика.

Для того, чтобы подавать лист, нужно написать соответствующее заявление. От его грамотности и от того, насколько правильно оно будет составлено, зависит, будет ли лист принят к дальнейшему изучению и производству или же нет.

В заявлении следует указать такие информационные данные, как:

  1. название того ФССП подразделения, в адрес которого отправляется документ;
  2. адрес ФССП подразделения;
  3. данные Ф.И.О. стороны-взыскателя с данными его паспорта (в качестве альтернативы это может быть название юридического лица с обязательным указанием данных и адресом);
  4. реквизиты банковских счетов стороны-взыскателя для зачисления денег на них;
  5. название, а также дата и номер исполнительного листа, а также органа исполнения;
  6. прошение написавшего о возбуждении исполнительного производства;
  7. дата оформления заявления и, конечно же, подпись стороны-взыскателя (в качестве альтернативы – подпись официального представителя взыскателя).

Еще в заявлении стороне-взыскателю необходимо указывать контактные номера должника, а также сведения о месте учебы или работы. В нем же должны быть указаны данные о транспортных средствах, недвижимости, счетах в банковских учреждениях и иные данные.

Правильным образом подготовленное заявление необходимо подать в отдел канцелярии ФССП. Сделать это можно как лично, так и по почте или с помощью заказного письма с обязательным указанием описи вложенных документов. Что же касается личной подачи, то в таком случае необходимо не только отдать письмо, но и попросить сделать так, чтобы на другом экземпляре работник отдела ФССП поставил соответствующую отметку о времени и дате принятия.

В том случае, если взыскатель не знает, где именно находится сторона-должник, или не знает, в какой именно отдел необходимо подавать заявление, взыскатель имеет право воспользоваться пунктом 4 статьи 39 статьи ФЗ «Об исполнительном производстве). Согласно данному пункту, заявление допускается подавать в территориальный отдел ФССП. Подается заявление в таком случае на имя главного пристава того субъекта РФ, на территории которого и будет происходить как рассмотрение дела, так и последующее взыскание денег.

Главный же, в свою очередь, должен будет направить заявление и все остальные указанные документы в подразделения приставов в течение 5 суток.

Отвод судебного производства

Вопросам отвода стороны-пристава полностью посвящена 63 статья ФЗ исполнительного производства. Согласно данной статье, работник ФССП подлежит обязательному отстранению от принятия участия в процессе производства в тех случаях, если пристав является родственником или же близким человеком одной из сторон дела, представителей стороны-взыскателя или стороны-должника, а также иного человека, если он принимает участие в деле.

Из этого следует то, что отвод является достаточно необходимой процедурой, особенно в том случае, если у пристава есть или же может быть собственная заинтересованность в результате проводимого исполнительного производства.

В обязанности работника-пристава входит обязательное заявление самоотвода от дела, если для пристава открываются ранее неизвестные обстоятельства для подобного поведения. Еще отвод может заявляться стороной-должником или же стороной-взыскателем. Для заявления о самоотводе необходимо составить заявление, причем сделать это можно на имя старшего пристава. В документе нужно указать мотивированное требование об отстранении судебного пристава от принятия участия в рассматриваемом деле. Об отводе необходимо заявлять еще до начала дел по исполнительному производству, а также до начала наложения каких-либо ограничений.

О самоотводе или же об отводе выносятся соответствующие постановления мотивированного характера, в которых указывается, какому именно приставу в работу будет передано рассматриваемое исполнительное производство.

Куда пристав может отправлять запросы

Для того, чтобы выявить то имущество и средства стороны-должника, которые подлежат или же могут подлежать соответствующему взысканию, пристав имеет право направлять запросы в следующие инстанции, органы и подразделения:

  1. Налоговые органы (установление ИНН, ЕГРЮЛ).
  2. Органы государственной инспекции (транспортные средства).
  3. Росрегистрация (недвижимость).
  4. Гостехнадзор (самоходная техника).
  5. Пенсионный Фонд России (работа стороны-должника).
  6. Госинспекция по маломерным судам.
  7. Банковские отделения.
  8. Государственные службы занятости.
  9. Фонды социального страхования РФ.
  10. Нотариат.
  11. Федеральный фонд ОМС.
  12. Служба по исполнению наказаний.

Важно отметить: Согласно статье 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности), судебные приставы могут делать запросы о справках по счетам и операциям как граждан, так и юридических лиц. При всем этом в запросах необходимо также указать требования статьи 14 ФЗ О судебных приставах. Согласно данной статье вся так= информация, которая нужна приставу, выдается ему в установленные сроки, безвозмездно.

Читайте также:  Наследование непланового строения

Особенности рабочих процессов приставов при получении запросов на документы

Судебные приставы не являются теми лицами, которые входят в группу работников служб, имеющих доступ к списку конфиденциальных информационных данных, поэтому судебный пристав не имеет право запрашивать подобную информацию даже в рамках исполнительного производства.

Согласно статье 53 ФЗ от 7 июля 2003 года под номером 126 «О связи», сведения и информационные данные об абонентах официально являются конфиденциальной информацией, подлежащей защите. Такие сведения предоставляются третьей стороне лишь на основании письменного согласия самого абонента, и исключением являются такие случаи, которые предусматриваются действующими федеральными законами.

Одновременно с этим судебные исполняющие приставы в рамках исполнительного производства имеют полное право запрашивать важные сведения у граждан, юридических лиц и органов, а также получать от них соответствующие объяснения, информацию и справки (данный момент регламентирован статьей 64 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»).

Добровольный и принудительный сроки исполнения

В нормах действующего законодательства об исполнительном производстве есть разные сроки, зависящие от характера взыскания. К примеру, добровольное взыскание, согласно общему правилу, равно 5 суткам с момента получения постановления. Если речь идет о немедленном исполнении, сторона-должник должна будет выполнить требование исполнения в течение дня. Сроки, согласно законодательству, оканчивается в последние сутки установленного изначального периода времени.

Что же касается принудительного срока, который наступает в том случае, если сторона-должник не исполняет установленные требования судебного пристава, то у пристава в таком случае есть 2 месяца для взыскания с неплательщика суммы задолженности. Из данного правила есть свои исключения, при которых требование в листе имеют как более длительные, так и более короткие сроки для обязательного исполнения.

Конфиденциальная информация и пример из практики

Требования по предоставлению названных документов относятся к действиям исполнительного характера. Невыполнение таких действий влечет за собой ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства РФ (данный момент регламентирован пунктом 4 статьи 14 ФЗ 118 «О судебных приставах»).

Приставы уверены в том, что они имеют полное право на то, чтобы запрашивать любые информационные данные и сведения, включая также и те данные, которые относятся к конфиденциальной информации. Президиум ВАС России, рассматривая дела в рамках надзора, отмечает, что все это на самом деле не так.

В рамках действующего исполнительного производства, возбужденного приставами по отношению к физическому лицу, судебный пристав запросил у одного из операторов сотовой связи данные о наличии телефонного мобильного номера, зарегистрированного на имя стороны-должника.

Оператор, в свою очередь, в ответ на действия судебного пристава, отказался предоставить частную информацию о клиенте, сославшись на то, что даже официальные запросы пристава не подходят под тот случай, при котором персональные данные могут быть переданы третьим лицам без соответствующего согласия на то того субъекта, чьи данные пристав запрашивает.

И связано это все с тем, что, помимо всего прочего, судебные приставы не относятся к тем работникам государственных органов, которым какие-либо операторы связи по первому же требованию обязаны предоставлять подобные сведения и информационные данные об абонентах-гражданах.

Судебный же пристав, будучи полностью уверенным в том, что его требования являются законными, за неисполнение без соответствующих уважительных причин вынес соответствующее постановление о том, что оператор за непредоставление данных о должнике должен быть привлечен к ответственности административного характера на основании части 3 статьи 17.14 КоАП России.

Оператор же, в свою очередь, обратился с соответствующим иском в органы судебного делопроизводства о признании постановления противозаконными. Суд в рамках первой инстанции требования стороны-истца полностью удовлетворил.

Одновременно с этим апелляционный, а также кассационный суды пришли к одному и тому же выводу о том, что судебный пристав действуя в законодательных рамках выполнения публичный функций по исполнению судебного постановления, имеют право требовать данные физического лица, а это значит, что оператор обязан будет предоставить данные по запросу от судебного пристава.

Суды отметили, что в статье 64 законодательства об исполнительном производстве, а также в статьях 12 и 14 ФЗ 118 содержатся исключения из общих правил, установленных в рамках статьи 53 о связи, о предоставлении операторами третьим лицам данных об абонентах лишь после соответствующего их письменного согласия.

Тем не менее, законодательство об исполнительном производстве определят то, что у пристава есть права на запрос данных у определенных субъектов, к которым операторы связи не относятся. Поэтому, если речь идет об операторах связи, судебные приставы не могут ничего сделать.

Поэтому президиум ВАС России отменил решения как кассационного, так и апелляционного суда, тем самым оставив в силе решения судебного делопроизводства первой инстанции.

Сроки исковой давности

По отношению к делам, связанным с судебными приставами, применяются общие сроки исковой давности, равные трем годам, причем сроки эти начинаются со дня выдачи исполнительных документов. В пределах этого срока сторона-взыскатель должна будет успеть подать исполнительный документ в ФССП отдел для последующего возбуждения дела. Исключения из данных правил прописаны в статье 21 ФЗ Об исполнительном производстве.

Документы для последующего взыскания, на основании которых предусматриваются периодические платежи, могут быть предъявление в течение всего того суммарного срока давности, на который были установлены выплаты, а еще в течение 3-ех лет с того дня, когда выплаты были завершении.

Если же сторона-взыскатель не успела подать лист для последующего взыскания до окончания срока давности, лист утрачивает какое-либо право возбуждения производства исполнения.

Но, даже с учетом этого, пристав может попробовать восстановить данные сроки через судебное делопроизводство, но лишь в том случае, если заявит о наличии уважительности причин пропуска сроков, а также приложит к заявлению все необходимые доказательства.

Из этого можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев лишь от эффективности тех действий, которые совершает судебный пристав в рамках проводимого судебного делопроизводства, и будет зависеть скорость, качество и оперативность взыскания задолженности со стороны-ответчика.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Что делать и куда обращаться, если судебный пристав-исполнитель бездействует?

Многим из нас знакома ситуация, в которой судебный пристав-исполнитель бездействует, не выполняя своих должностных обязанностей. Мы можем ходить, просить, грозить, получая в ответ, чаще всего отписки и отговорки. И вот, когда мы, набравшись решительности, соберемся привлечь к ответственности нерадивого судебного пристава-исполнителя (далее по тексту – судебный пристав), часто оказывается, что он уже уволился. Да, он уволился, а мы начинаем новое хождение по кругу с новым судебным приставом, который также может уйти через некоторое время со своей должности заведя исполнительное производство в тупик, а мы вновь останемся ни с чем. Замкнутый бесконечный круг. И как же быть? Кто ответит за бездействие судебных приставов, за все потраченные нервы и наши невозвращенные денежные средства? И самый главный вопрос: возможно ли будет привлечь к ответственности не конкретного исполнителя, который по сути своей является всего лишь пешкой, а саму систему? Давайте разберемся куда жаловаться и обращаться, и что делать.

Содержание статьи (навигация) :

Перечни (список) учредительных документов

Для начала давайте выясним, что обязан сделать судебный пристав в течение двух месяцев с момента, как должник в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не уплатил долг в полном объёме. Итак, по пунктам минимум из того, что обязан сделать судебный пристав:

  1. Направить запросы в банки о наличии счетов должника и, в случае их обнаружения, направить постановления о списании денежных средств.
  2. Направить запросы в ПФР, ГИБДД, ИФНС, ФМС, ПФР, Росреестр и, в зависимости от содержания полученных ответов, предпринять меры по наложению ареста на обнаруженное имущество, направлению по месту работы должника постановления об удержании денежных средств с заработной платы (для должников – граждан) и пр.
  3. Посетить должника по адресу, указанном в исполнительном документе, составив соответствующий акт, а в случае обнаружения имущества наложить на него арест.

Вновь стоит напомнить, что это минимум из того, что должен сделать специалист. Старательный судебный пристав помимо того, что мы изложили выше должен ещё и арест на имущество должника наложить, оценить его и приступить к продаже, ограничить выезд за границу должника (это норма действует в отношении должников – граждан РФ, составить административный протокол по статье 17.15 КоАП РФ, если в исполнительном документе установлены требования неимущественного характера, обратиться в суд с заявлением о разделе совместно нажитого в браке имущества и пр.

Но вот прошло два месяца, а воз и ныне там. Никаких реальных действий по исполнению нашего исполнительного листа предпринято не было. Но не будем хандрить, будем действовать! Как именно? Об этом давайте поподробнее.

Для начала запишемся на прием к судебному приставу и навестим его. Нужно это для того, чтобы понять что именно судебный пристав сделал, установить с ним по возможности благожелательный контакт. Будем откровенны: судебные приставы перегружены работой. Текучка в этих органах очень большая, поскольку объём работы не соответствует уровню заработной платы.

Потому имеет смысл попробовать решить дело мирным путём, чтобы судебный пристав, и без того загруженный работой, имел желание заниматься нашим делом, ведь с адекватными людьми и работать безусловно приятнее. Однако, если видно, что судебный пристав на контакт идти не хочет, никаких мер по взысканию долга не предпринимает, то следует побывать на приёме у начальника отдела, в подразделении которого работает наш специалист. Чаще всего начальники отделов заинтересованы в мирном урегулировании конфликтов и отсутствии жалоб со стороны граждан. Начальники структурных подразделений проводят беседы со своими подчиненным, напоминая им о необходимости выполнять служебные обязанности с большим энтузиазмом, какие-то дела берут под личный контроль.

Но вот с судебным приставом мы познакомились лично, на беседу к начальнику отдела сходили, но наше дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Что дальше?

Далее, если беседа не сложилась, результатов нет и не предвидятся, то пишем официальную жалобу на имя старшего судебного пристава (коими и являются начальники отделов), которая должна быть рассмотрена в 10-дневный срок. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления. Таким образом, не позднее чем через 13 дней мы узнаем результаты нашей жалобы.

Результаты мы узнали. Они, увы, оказались неблагоприятны для нас. Если нам отказали в удовлетворении жалобы, и мы считаем, что необоснованно, то нужно двигаться вверх по должностной иерархии, то есть обжаловать постановления старшего судебного пристава у главного судебного пристава субъекта, а постановления главного судебного пристава обжаловать у главного судебного пристава Российской Федерации. Да-да, жалоб мы можем написать много, наше законодательство щедро предоставляет нам такие возможности.

Служба судебных приставов не удовлетворила наших требований и мы сомневаемся в законности ее действий? Законодательством предусмотрено право граждан обратиться в прокуратуру Российской Федерации, так как в ее компетенции находится надзор за исполнением законов судебными приставами. Однако здесь важно помнить, что прокуратура может указать на недобросовестную работу судебного пристава, которая заключается в нарушении законодательства и установить такую незаконность; но она не может побудить пристава к каким-либо действиям – эти полномочия имеют лишь руководство судебного пристава либо суд. Также хочется отметить, что исходя из сложившейся практики толку от обращения в прокуратуру немного. Чаще всего прокуратура не находит нарушений в действиях судебных приставов и пишет отказные письма. Но поскольку это наше право, то мы можем им воспользоваться в любое время, пока наши имущественные и неимущественные права не восстановлены.

Одной из самых действенных мер для возврата интереса судебного пристава к нашему делу является обращение в суд. Давайте сразу уясним для себя, что обратиться туда мы можем сразу, без различных обжалований бездействия судебного пристава, без похода на личный прием и к начальнику отдела. Обратиться можем всегда и на любом этапе. Только вот результат может быть разный. В суд мы можем обратиться как минимум для того, чтобы получить официальные разъяснения о том, что сделано для восстановления наших прав.

Документы по теме

Статья 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» гласит, что постановления судебного пристава, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции. Обычно постановления обжалуются в суде общей юрисдикции, за исключением случаев прямо указанных в части 2 статьи 128 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона № 118-ФЗ «О судебных приставах» ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам КоАП РФ, арбитражными судами – по нормам главы 25 АПК РФ.

Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В свою очередь статья 1069 Гражданского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта. Статья 1071 ГК РФ указывает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от ее имени выступает Министерство финансов РФ. Отметим, что неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может повлечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. То есть ответчика мы с вами будем указывать правильно, а если вдруг ошибемся, то это не является помехой в продвижении нашего правового дела.

Таким образом, повторимся, что основанием для возмещения вреда является установленный факт осуществления незаконных действий либо бездействие судебных приставов. Опять же давайте отметим тот немаловажный факт, что в удовлетворении требования о возмещении вреда при подтверждении факта его причинения действиями (бездействием) судебного пристава не может быть отказано только на том основании, что конкретный размер вреда невозможно установить (например, при утрате не подвергшегося оценке или ненадлежащим образом оцененного имущества должника, утрате ценных бумаг, рыночная стоимость которых колеблется). В этом случае размер подлежащего возмещению вреда определяется судом с разумной степенью достоверности с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности согласно пункту 5 статьи 393 Гражданского кодекса РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» сказано, что по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вышеуказанного вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава и причинением вреда. То есть, нам нужно доказать суду, что именно халатное отношение судебного пристава, неправомерные действия с его стороны или же вообще отсутствие таковых повлекли последствия неисполнения должником долга. К примеру, если судебный пристав несвоевременно принял меры по аресту имущества должника, обладая информацией о его наличии, и в последующем должник «избавился» от него, то это будет достаточным поводом для взыскания убытков с казны.

Также заметим, что невозврат должником денежных средств по исполнительному документу, не является сам по себе основанием для возложения на государство обязанности по возмещению этих финансов. Государство надлежащим образом обязано организовать принудительное исполнительное судебных актов, но оно не гарантирует положительного результата, поскольку со стороны должника могут возникнуть объективные обстоятельства, вследствие которых он не имеет возможности вернуть долг. Так что следует уяснить, что если действия судебного пристава соответствуют букве закона, но должник не имеет никакой материальной базы, то взыскать причитающуюся сумму с государства никак не получится.

Подытожим. Нашим законодательством разработан механизм по восстановлению нарушенных прав. Даже если вы сомневаетесь в личных и профессиональных качествах судебного пристава, вы можете привлечь к своему делу старших судебных приставов, главного судебного пристава региона и Российской Федерации. Можно обратиться в прокуратуру Российской Федерации, для организации дополнительно контроля. И, конечно, суд, который расставит по местам все точки и, если вскроется халатное отношение судебного пристава к своим профессиональным обязанностям, вы сможете получить причитающиеся вам денежные средства с казны Российской Федерации.

Даже если в суде вам будет отказано, вы по крайней мере узнаете о ходе вашего дела и судебные приставы уж точно не оставят ваше дело без внимания впредь. Можно добиться того, чтобы вся эта система не замыкалась на одном судебном приставе. Более того, это делать нужно. И в идеале этим должны заниматься сами уполномоченные на то специалисты, без каких-либо жалоб со стороны граждан, чьи имущественные и неимущественные права были нарушены. Но пока мы имеем то, что имеем.

В 2019 году планируется масштабная реформа в службе судебных приставов. Почитать о ней можно на бескрайних просторах интернета (новостные сайты, официальные сайты государственных органов, в общем поисковики нам в помощь), меры действительно запланированы весьма эффективные, но это будет потом. А как же быть сейчас? Что нам делать с нашим исполнительным листом, который пылится на полке судебного пристава? Вывести с орбиты нашего судебного пристава, конечно, можно. И если он халатно исполнял свои обязанности, его можно наказать. Вся система принудительного исполнения судебных решений отнюдь не замыкается на одном специалисте.

Первое предложение заключается в том, чтобы субъектом ответственности некачественной работы по исполнению судебных актов были не конкретные судебные приставы-исполнители, а либо отделы судебных приставов, либо сама служба судебных приставов. Взыскателя не должно интересовать, почему конкретный пристав ненадлежащим образом работает, почему он не сходил к должнику или не направил запросы. Его должно интересовать только одно – почему своевременно не исполняется судебный акт, принятый в его пользу. И в том случае, если это неисполнение происходит по причине ненадлежащей работы службы судебных приставов (не конкретного пристава!), взыскатель вправе предъявить к ней претензии. И в случае, если суд установит, что неисполнение судебного акта произошло по причине ненадлежащей работы пристава, службу привлекут к ответственности. А уж начальство пусть само решает, кто из приставов виноват и кого привлечь к дисциплинарной ответственности. И чтобы навсегда тем самым исключить эти анекдотичные случаи, когда суд отказывает в жалобе на действия пристава только потому, что он приступил к работе вчера, а тот пристав, который бездействовал, уже не работает.

Второе предложение заключается в том, чтобы на сайте службы судебных приставов была создана открытая база по всем исполнительным производствам, доступ к которой бы имели стороны исполнительного производства. В этой базе исполнительных производств в текущем режиме приставы будут должны размещать информацию о том, какие ими действия были произведены при исполнении судебного акта, какие запросы направлены, какие ограничительные меры были применены в отношении должника и его имущества. Сейчас, для того чтобы взыскатель получил эту информацию, ему нужно или на приём к приставу идти, или писать запрос, а потом ещё ждать ответа. На всё это нужно тратить время. А так, и приставу не придётся тратить время на личные приёмы, или делать это реже, и на написание ответов.

В завершение отметим, что в любом случае необходимо будет прикладывать усилия и потратить некоторое количество ваших нервов и времени, но будет результат. Ведь именно результат является главной целью всех действий. И вы всегда можете обратиться к профессионалам, которые помогут вам разобраться в хитросплетениях закона и довести дело до победного конца.

Вот теперь всё! Теперь вы знаете куда жаловаться на приставов за бездействие и что делать если вы столкнулись с бездействием судебного пристава исполнителя. Мы искренне надеемся что данная статья помогла Вам разобраться в этой теме не прибегая к помощи платных юристов! Если что-то непонятно, или у вас нет времени подать в суд на судебного пристава в г.Чебоксары, то воспользуйтесь услугой юридическая помощь на стадии исполнительного производства. Огромное спасибо за внимание и успехов в делах!

Срок ответа пристава на заявления, жалобы, обращения

Исполнительное производство, практически на любой стадии, предполагает взаимодействие его сторон с должностными лицами органа принудительного исполнения. Подобное взаимодействие зачастую осуществляется в виде различных заявлений, для каждого из которых имеется свой срок ответа пристава. Эти сроки закреплены в положениях Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон, ФЗ №229-ФЗ). В таблице ниже приведена информация о сроках рассмотрения в исполнительном производстве наиболее распространенных видов обращений граждан.

Основание для обращенияПредельный срок, установленный для рассмотренияНорма ФЗ «Об исполнительном производстве»
Возбуждение исполнительного производства1 сутки – при необходимости немедленного исполненияп.10 ст.30
6 дней – для остальных категорий исполнительных документовп.7, 8 ст.30
Арест имущества (транспортные средства, недвижимость, имущественные права и т.п.)1 деньп.2 ст.80
Расчет задолженности по алиментам13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения)п.2 ст.102, ст. 64.1
Розыск должника или его имущества3 дняст.65
Отложение исполнительных действий2 дня (из них 1 день на передачу приставу и 1 день на рассмотрение)п.3.1 ст. 38
Приостановление, прекращение исполнительного производства4 дня (1 день – на передачу приставу, 3 дня – на его рассмотрение)п.4 ст.45
Ходатайства по вопросам исполнительного производства13 дней, из них 3 дня на передачу ходатайства лицу, уполномоченному его рассматривать и 10 дней непосредственно на рассмотрение ходатайстваст.64.1
Ограничение на выезд за пределы РФ13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения)ст.67, ст.64.1
Ограничение права управления транспортным средством13 дней (3 дня на передачу заявления, 10 – для его рассмотрения)ст.67.1, ст. 64.1
Жалоба судебного пристава (как на действия, так и на бездействие)10 днейст.126
Отвод пристава3 дняп.3 ст.63
Прочие обращения30 днейст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Срок ответа пристава на заявление (ходатайства)

Большая часть заявлений, поступающих от должников и взыскателей относятся к категории ходатайств. Порядок их рассмотрения регулируется ст.64.1 Закона.

  • Для рассмотрения ходатайства у сотрудников ФССП России имеется 10 дней.

Этот срок начинает исчисляться с момента передачи ходатайства для рассмотрения, кроме того еще 3 дня дается для передачи ходатайства надлежащему лицу для рассмотрения.

По этим правилам рассматриваются, например, заявления об установлении временных ограничений на выезд за пределы РФ, об ограничении пользования специальным правом, об исправлении описок в вынесенных документах и иные заявления, касающиеся процедуры принудительного исполнения.

Пример 1

Иван – взыскатель по исполнительному производству. Остаток долга составляет 65 000 руб. 15.03.2019 он обратился в районный отдел одного из территориальных органов ФССП России с заявлением об установлении для должника ограничения на выезд за границу. Заявление было передано им сотруднику отдела, отвечающего за ведение делопроизводства. В тот же день заявлению присвоен регистрационный номер.

В силу ст.67 ФЗ №229-ФЗ заявление должно быть передано приставу в течение 3 дней. Но, поскольку 15.03.2019 – пятница, то приставу, на исполнении которого находится исполнительное производство о взыскании в пользу Ивана, заявление передано 19.03.2019. Последним днем для принятия приставом решения, с учетом выходных дней, является 02.04.2019.

Рассмотрев заявление, пристав удовлетворил заявление и 01.04.2019 вынес постановление о временном ограничении права должника на выезд за пределы РФ.

Ходатайства со специальным сроком рассмотрения

Для ряда заявлений в исполнительном производстве установлены специальные сроки для рассмотрения. К ним относятся следующие виды заявлений:

  • о приостановлении исполнительного производства или его прекращении (рассматривается в течение 3 дней, кроме того, 1 день дается на регистрацию заявления и передачу его судебному приставу);
  • об отложении исполнительных действий (рассматривается в течение 1 дня, еще 1 день дается на регистрацию и передачу уполномоченному лицу.);
  • о розыске должника и/или его имущества (подлежит рассмотрению в течение 3 дней);
  • об отводе судебного пристава (предельный срок рассмотрения – 3 дня);
  • об аресте имущества (решение принимается в течение 1 дня).

Форма ответа на ходатайство

В соответствии с нормами ФЗ №229-ФЗ результат рассмотрения ходатайства облекается в форму постановления. Это может быть как постановление об удовлетворении ходатайства, так и постановление об отказе в его удовлетворении. Вне зависимости от результата рассмотрения, он доводится до сведения заинтересованных лиц путем направления копии постановления.

Срок ответа пристава на жалобу

Порядок рассмотрения жалоб, поданных вышестоящим должностным лицам, предусмотрен гл.18 ФЗ «Об исполнительном производстве». Жалоба, поданная по установленным правилам в порядке подчинённости, в силу ст.126 Закона рассматривается не более 10 дней. По итогам рассмотрения должно быть вынесено постановление об удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.

Срок ответа пристава на обращения

Обращения, поступающие в ФССП России и ее территориальные органы, и не относящиеся к категории ходатайств и жалоб, рассматриваемых по правилам главы 18 Закона, подлежат рассмотрению по правилам, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

  • В соответствии со ст.12 указанного закона, письменные обращения рассматриваются в срок 30 дней.

Причем в это время включаются все дни, в том числе и нерабочие. Ч.2 данной статьи предусматривает возможность продления месячного срока, но не более чем на 30 суток.

Пример 2

Елена, будучи должником по исполнительному производству, решила обжаловать действия судебного пристава-исполнителя. Предполагая подать жалобу, в порядке подчиненности, она указала ссылки на положения Закона, однако в просительной части своей жалобы не изложила свои требования, ограничившись перечислением предполагаемых нарушений со стороны должностного лица, а также не указала ФИО лица, на которое Елена жалуется.

В рассмотрении этой жалобы постановлением старшего судебного пристава было отказано, в связи с несоответствием содержания обращения установленным требованиям. Но данная жалоба была классифицирована как обращение, подлежащее рассмотрению по правилам, предусмотренным Федеральным законом №59-ФЗ. В течение 30 дней заявителю дан ответ по существу требований.

Если текст обращения содержит какое-либо ходатайство, то оно должно быть рассмотрено за 10 дней(в некоторых случаях раньше), вне зависимости от конечной даты рассмотрения самого обращения.

Пример 3

Заявление Владимира было передано для рассмотрения в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ, а просьба о наложении ареста на приобретенную технику классифицирована как ходатайство, которое 23.04.2019 было удовлетворено, имущество выявлено и в дальнейшем на него было обращено взыскание.

Что делать, если пристав не отвечает на жалобы, заявления и обращения

Не редки случаи игнорирования должностными лицами органа принудительного исполнения заявлений и обращений граждан. Если приставы не отвечают на запрос, жалобу, не рассматривают ходатайство, их бездействие можно оспорить. Обжалование осуществляется в соответствии с должностной иерархией в порядке подчинённости, либо в судебном порядке.

Если судебный пристав или иное должностное лицо ФССП России не отвечает на обращения, то можно пожаловаться и в органы Прокуратуры РФ. В этом случае, при выявлении нарушения, виновное лицо не только понудят рассмотреть обращение, но и могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ст.5.59 КоАП РФ.

Подводя итог, можно сделать вывод о сроках рассмотрения обращений в исполнительном производстве:

  • Ходатайства и заявления по вопросам принудительного исполнения – 10 дней с момента поступления лицу, уполномоченному его рассматривать. Предельный срок нахождения нерассмотренного обращения в подразделении судебных приставов – 13 дней. Для некоторых видов заявлений установлены специальные, более короткие сроки.
  • Жалобы в порядке подчиненности – 10 дней.
  • Иные обращения – 30 дней.

Защита прав потребителей Томской области

Юридические услуги и юридическая помощь

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Запрос необходимых сведений судебным приставом – исполнителем в ходе исполнительного производства

  • | Печать |

Подробности Категория: Вопросы исполнения решений судов Просмотров: 13749

Запрос необходимых сведений судебным приставом – исполнителем в ходе исполнительного производства
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» – судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международными договорами, получать от них объяснения, информацию, справки.


Основаниями для направления запросов о предоставлении сведений в отношении должников является возбуждение исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимую информацию на любой стадии исполнительного производства.
Запросы по исполнительным производствам с требованиями имущественного характера направляются в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лицам, осуществляющим учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации с письменного разрешения старшего судебного пристава.
В запросе указывается срок для представления запрошенных судебным приставом-исполнителем сведений. В соответствии с частью 10 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» для налоговых органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, иных органов и организаций указанный срок составляет семь дней со дня получения запроса.
В целях выявления имущества должника судебный пристав-исполнитель направляет запросы в следующие органы.
1) Налоговые органы (на предмет установления ЕГРЮЛ, ИНН, организационно-правовой формы, фактического адреса должника, сведений об учредителях, счетах в банках и иных кредитных организациях, наличия дебиторской задолженности, информации об инициировании или введении процедуры банкротства в отношении должника, информации о приостановлении операций по всем счетам должника, предоставлении последним сведений о наличии зарегистрированных за должниками контрольно-кассовых аппаратов по месту нахождения конкретных торговых точек).
2) Органы Госавтоинспекции (о наличии автотранспортных средств, зарегистрированных за должником).
3) Росрегистрация (о наличии права собственности у должника на объекты недвижимости).
4) Гостехнадзор (о наличии у должников самоходной техники).
5) Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (о наличии у должников маломерных судов, лодочных моторов).
6) Пенсионный фонд Российской Федерации (о месте работы должника, местонахождении организации, лицах, получающих пенсию, организациях, выплачивающих страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию).
7) Отделения банков (о наличии у должников счетов и вкладов).
В со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» судебный пристав-
исполнитель может запрашивать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом в запросах следует указывать требования статьи 14 Федерального закона «О судебных
приставах», согласно которой информация, необходимая судебному приставу-исполнителю, должна предоставляться безвозмездно и в установленный ими срок. Кроме того, в запросах указываются требования о предоставлении банком и иной кредитной организацией сведений
об остатках средств на счетах должника в установленный срок, а также предупреждение об ответственности в порядке статьи 114 ФЗ «Об исполнительном производстве» о привлечении банков и иных кредитных учреждений к административной ответственности.
8) Государственная служба занятости (о должниках, находящихся на учете в службе занятости, их трудоустройстве).
9) Фонд социального страхования Российской Федерации (о месте работы должников и организациях, выплачивающих страховые взносы).
10) Нотариат (о регистрации сделок об отчуждении имущества должников и иных нотариальных действиях в отношении должников и их имущества).
11) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (о месте проживания застрахованных должников и другой необходимой информации).
12) Федеральная служба исполнения наказаний (о местонахождении должников, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, а также месте работы должников, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы).
Данный перечень регистрирующих органов не является исчерпывающим, при необходимости судебный пристав-исполнитель вправе запросить иные органы.
Запросы по исполнительным производствам с требованиями неимущественного характера оформляются с учетом специфики требований исполнительного документа.
В запросах судебный пристав-исполнитель указывает следующие реквизиты:
– фамилия, имя, отчество должника, дата и место рождения, место жительства или место пребывания, (для физического лица), наименование, ИНН и полный адрес организации, место регистрации (для юридического лица);
– наименование подразделения судебных приставов, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, запрашивающего сведения в отношении должника или его имущества;
– номер, дата и основание возбуждения исполнительного производства, по которому направляется запрос;
– в запросе указывается установленный судебным приставом-исполнителем срок для его исполнения.
В ходе исполнительного производства по исполнению решения российского или иностранного суда судебный пристав-исполнитель может запрашивать дополнительную информацию из компетентных органов) иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры.
По всем вопросам гражданских споров, исполнительного производства, защиты прав, обращения в суд и арбитражный суд в защиту прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» оперативный телефон 8-953-92-18-411

ВС решил, какие запросы приставов являются незаконными

В 2016 году приняли ФЗ-230 «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», на основании которого полномочия по контролю за коллекторским рынком отдали ФССП. Приставам разрешили проверять взыскателей проблемных долгов и выписывать административные протоколы за нарушения новых правил общения с должниками. Но новый закон детально урегулировал не все полномочия этого госоргана. С такой проблемой и столкнулись приставы из Ростова-на-Дону.

Запрос раздора

Истец:“Транстелеком”

Ответчик:ФССП

Суд:Верховный суд

Суть спора:Может ли пристав по запросу получить у мобильного оператора детализацию телефонных переговоров абонента-юрлица

Решение:Не может

Анна Лебедкина* пожаловалась в службу судебных приставов на угрозы, которые она получает по телефону от фирмы «Кредитэкспресс Финанс» из-за микрокредитного долга. Номер, с которого поступали звонки, обслуживала компания «Транстелеком».

На обращение Лебедкиной отреагировал исполняющий обязанности замруководителя УФССП по Ростовской области Максим Тарасов. Он запросил у мобильного оператора детализацию звонков и СМС-сообщений, которые отправляли коллекторы должнику, чтобы выяснить – как часто компания беспокоила должника.

Но «Транстелеком» отказался отвечать на запрос пристава и обжаловал действия представителя УФССП в судебном порядке. Три инстанции посчитали поведение Тарасова законными (дело № А53-18685/2017). Суды сослались на то, что в спорной ситуации пристав исполнял свои должностные обязанности, реагируя на обращение гражданина. Судьи добавили, что представитель госоргана действовал единственным верным путем, который предусмотрен действующим законодательством для подобных случаев.

«Транстелеком» не согласился с такими выводами и оспорил акты нижестоящих инстанций в Верховный суд. Заявитель жалобы утверждал, что по закону у ФССП в подобных случаях есть право получить от операторов связи доступ только к персональным данным. А в рассматриваемой ситуации ответчик хотел добиться сведений, которые относятся к тайной связи абонента-юридического лица, утверждает компания. И по действующему законодательству приставы не имеют полномочий запрашивать такую информацию, утверждал «Транстелеком», который попросил не приравнивать термины «персональные данные» и «сведения об абоненте».

Защита прав гражданина или покушение на тайну связи

На заседании в ВС представитель истца, Марина Финкель указывала на то, что по закону приставы не могут запрашивать информацию закрытого доступа, к которой относится и детализация телефонных переговоров. Она настаивала, что в обсуждаемом случае требуемые сведения являлись тайной связи: «А конституционное право на нее можно ограничить только решением суда».

– Как вы вообще взаимодействуете с приставами? – уточнила председательствующая судья Марина Антонова.

– Только на основании запросов, где нас просят предоставить информацию о том, кому принадлежит конкретный телефонный номер. Мы выдаем и другие сведения правоохранительным органам, но только на основании судебных актов, – разъяснила истец.

Представитель ФССП, Вячеслав Соколов указал, что в спорной ситуации сотрудник их ведомства действовал в рамках имеющихся у него полномочий: «Пристав защищал права гражданина, такая обязанность у него имеется на основании ФЗ-230».

Выслушав доводы сторон, судьи удалились в совещательную комнату и спустя четверть часа огласили резолютивную часть: акты нижестоящих инстанций отменить, а иск “Транстелеком” удовлетворить. Таким образом, приставам нельзя направлять запросы мобильным операторам с требованием предоставить детализацию телефонных переговоров абонентов-юрлиц.

Эксперты “Право.ru”: “У приставов нет прямого полномочия запрашивать такие сведения”

Рафаэль Костанян из Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международный арбитраж × подчеркивает, что обсуждаемая проблема связана с низкой юридической техникой принимаемых законов. В спорной ситуации речь идет о ФЗ-230. При его разработке законодатель не проанализировал возможные последствия от принятия документа, говорит юрист: «Отсюда технические несостыковки нового акта с другими законами». Согласно ст. 53 ФЗ «О связи» информация об абоненте считается сведениями «ограниченного доступа» и может предоставляться третьим лицам без согласия самих абонентов лишь в случаях, прямо перечисленных в законе, говорит юрист. Но это полномочие у приставов в ФЗ-230 действительно прямо не предусмотрено, добавляет Костанян: «Хотя, по смыслу положений этого федерального закона, у приставов есть право запрашивать такую информацию об абонентах, иначе они не смогут защитить права граждан в подобных ситуациях».

Еще один вопрос в этом деле — защита конституционного права на тайну переписки. Такая тайна охватывает содержание корреспонденции, но не сведения об отправителе и получателе, указанные на конверте, которые не скрыты. В спорном случае пристав запрашивал исключительно общую информацию о принадлежности телефонного номера абоненту, о количестве звонков и смс-сообщений с указанием даты и времени. То есть, по аналогии, речь идет об информации, которая расположена «на конверте», и она не охватывается тайной переписки.

Рафаэль Костанян, старший юрист Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международный арбитраж ×

Кроме разрешения коллизии законов, суды в этом деле должны были установить, относятся ли запрошенные у оператора сведения к предмету проверки, которую проводил пристав, обращает внимание Виктор Глушаков, партнёр Адвокатское бюро «КРП» Адвокатское бюро «КРП» Региональный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство группа Уголовное право 30 место По выручке × . Но они этого не сделали. Юрист объясняет, что госорган, по сути, может запрашивать любую информацию в рамках проводимой проверки, но при условии, что эти сведения относятся к предмету проверочных мероприятий.

Александр Арбузов, партнёр Дювернуа Лигал Дювернуа Лигал Региональный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры × говорит, что признал бы действия пристава законными, так как в спорной ситуации речь идет о сведениях юридического лица (коллекторского агентства), а не гражданина. Юрист уверен, что по закону пристав может получать у оператора не только персональные данные, но и другую информацию, которая необходима для исполнения его служебных обязанностей.

Виталий Ветров, управляющий партнёр Ветров и партнеры Ветров и партнеры Региональный рейтинг группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство 48 место По выручке × добавляет, что сами абоненты при желании могут узнать у своего оператора, кто и какую информацию о них запрашивал. Он говорит, что для этого надо написать запрос в компанию с просьбой сообщить: «Кто, когда и на каком основании требовал информацию обо мне». Вместе с тем, может получиться так, что из-за тайны следствия оператор не расскажет своему клиенту о некоторых запросах, предупреждает Арбузов.

* имя и фамилия изменены редакцией

Ссылка на основную публикацию